Saygo

Судьба уйгуров, судьба Ипархан...

9 сообщений в этой теме

XVIII век явился для уйгурского народа периодом тяжелых испытаний. Территория Уйгурии подверглась оккупации, сопровождавшейся истреблением мирных жителей. Империя Цин начала завоевательные походы с восточной части Уйгурии. «За короткий срок маньчжуро-китайские войска овладели Хами (Кумул) и Турфаном. Однако их дальнейшее наступление в Восточном Туркестане не принесло им успеха».

Это произошло в 1717 году. Продвигавшиеся далее войска империи Цин встретили сопротивление не только со стороны Джунгарского ханства, но и части уйгуров юга Уйгурии. Осуществив захват этой территории, войска империи Цин стремились не просто «…окончательно ликвидировать ойратское государство, но и физически уничтожить ойратов как народ… Ойраты (джунгары) поголовно вырезались, несмотря на пол и возраст, что вызывало паническое бегство все большего числа людей на север, в пределы Российской империи».

user posted image

Таким образом к 1756 году северная часть Уйгурии была захвачена маньчжуро-китайскими войсками. Что касается южной части Уйгурии, то ее судьба была предрешена по причине междоусобных конфликтов, умело используемых завоевателями. В связи с тем, что практически все ойратское (джунгарское) население Уйгурии было уничтожено, либо бежало, силами сопротивления на всей территории страны руководили потомки известного уйгурского религиозного авторитета — лидера секты белогорцев — Аппак Ходжи, — братья Бурханэддин и Ходжа Джихан. Однако уже на начальном этапе борьбы им противостояли черногорцы во главе с Яхья Ходжой.

Братьям Бурханэддину и Ходжа Джихану удалось разгромить своих политических противников, но сплотить население Уйгурии перед лицом внешней опасности полностью не удалось. Братья Бурханэддин и Ходжа Джихан еще во время начала оккупации Уйгурии маньчжуро-китайскими войсками оказывали посильную помощь ойратам, хотя их родина и находилась в зависимости от ойратов. Однако братья понимали, что маньчжуро-китайская оккупация — явление во много раз страшнее и опаснее ойратского влияния. В 1758 году Ходжа Джихан объявляет себя правителем Уйгурии под именем Батур Хан. В целом ему удавалось контролировать ситуацию, хотя в некоторых городах еще находились его политические противники из числа уйгуров, которые затем последующем перешли на сторону китайцев. Продвигаясь на юг Уйгурии, маньчжуро-китайские войска «…овладели городами Куча, Шаяр и Сайрам. В Аксу и Уч-Турфане против Бурханэддина и Ходжа Джихана выступили местные беки, сдавшие эти города Чжао Хою…» К концу августа 1759 года был взят Яркенд (беки изменили Бурханэддину). Примерно тогда же пал Кашгар.

Таким образом попытка братьев Бурханэддина и Ходжа Джихана отстоять независимость Уйгурии не увенчалась успехом. Основные причины поражения заключались в отсутствии единства среди уйгурских лидеров.

В результате завоевания маньчжуро-китайскими феодалами Джунгарии и Восточного Туркестана обе области фактически превратились в колонии Цинской империи и в 1760 году были искусственно сведены в особую военно-административную единицу — имперское наместничество Синьцзян (Новая граница, или Новая территория).

Уйгурский народ никогда не мирился с потерей независимости. Уже в год образования наместничества, то есть в 1760 году произошло крупное восстание в Кашгаре. Через пять лет жители Уч-Турфана, на юге Уйгурии, в течение нескольких месяцев вели вооруженную борьбу. Возглавлял восстание Рахматулла. Подавив эти выступления уйгурского народа, маньчжуро-китайские оккупационные власти насильственно переселили часть уйгурского населения с юга на север Уйгурии. Эта акция преследовала двойную цель. Во-первых, необходимо было несколько разрядить обстановку и поэтому такого рода переселение было в некотором смысле ссылкой для наиболее активных борцов за свободу. Во-вторых, уничтожив более миллиона ойратов, маньчжуро-китайское правительство рассчитывало посредством использования труда уйгуров, содержать оккупационную армию на севере Уйгурии. Именно в то время переселенцев — уйгуров и нарекли маньчжурским словом «таранчи», что означает — землепашец.

user posted image

Цинский военачальник Жао Хуэй предпринимает неудачную попытку штурма Яркенда (1758)

user posted image

Цинская армия, осаждённая уйгурами на Хара-Усе, под командованием Жао Хуэя прорывает осаду (1759)

user posted image

Минь Жуй наносит поражение Джихан-ходже (1759)

Длинные караваны, груженные бледно-зелёным и белым нефритом из Юрун-каша и Кара-каша, коврами дивной работы, выделанными искусными руками уйгурских мастериц, мехами и золототкаными материями потянулись по пескам Гоби в далёкую столицу Цинской империи - Пекин. Увезли и бесценный груз, предназначенный для самого императора Хун Ли.

Ни днём, ни ночью не спускают глаз стражники с цветастого паланкина. Внутри него прячется редкой красоты и необычайного очарования молодая женщина. Молва о редкой красоте ханум дошла до ушей пятидесятилетнего хозяина императорского дворца Поднебесной.

user posted image

"Ипархан (уйг. ئىپارخان) или Сянфэй (кит. 香妃, «душистая наложница») — легендарная уйгурская наложница китайского императора Цяньлуна. Её дедом был кашгарский муфтий Абах Ходжа.

Ипархан была супругой кашгарского ходжи из ветви белогорцев - Хан-ходжи, который наряду со своим братом был во главе уйгурских ополчений оказывавших сопротивление цинским войскам, его супруга Ипархан, также героически оказывала сопротивление, и самолично участвовала в некоторых сражениях, после его смерти, Ипархан была пленена и отправлена в Пекин, к цинскому императору Цяньлуну.

Предания о Сянфэй, сохранившиеся в Китае и Синьцзяне, сильно разнятся. Как правило, речь идёт о том, что стареющий Цяньлун был пленён её природной красотой, но ещё в большей степени — исходившим от её тела запахом. Около 1760 года она поступила в императорский гарем, но всегда мечтала вернуться на родину и не улыбалась до тех пор, пока императору не удалось воссоздать перед её окнами в миниатюре облик родного селения, включая мечеть. Она умерла покончив жизнь самоубийством в 1788 году, и 120 слуг по приказу императора доставили её тело в Кашгар, где оно было похоронено в сохранившейся по сей день родовой усыпальнице.

В памяти уйгурского народа, Ипархан осталась борцом за свободу и верной женой своему мужу, убив себя, не пожелав стать женой китайского императора."

Оба портрета написаны Джузеппе Кастильоне, итальянским иезуитом, который в 1715 году приехал в Китай и работал при Цяньлуне.

user posted image

user posted imageuser posted image

user posted image

user posted image

Мавзолей Абаха Ходжи в Кашгаре, место и поныне известное как "могила Сянь-фэй".

Есть также мнение, что Сян Фэй похоронена в уезде Цзуньхуа провинции Хэбэй (Северный Китай), а в кашгарской гробнице лежат ее личные вещи, одежда и предметы туалета.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1. Империя Цин начала завоевательные походы с восточной части Уйгурии. «За короткий срок маньчжуро-китайские войска овладели Хами (Кумул) и Турфаном. Однако их дальнейшее наступление в Восточном Туркестане не принесло им успеха».

2. Это произошло в 1717 году. Продвигавшиеся далее войска империи Цин встретили сопротивление не только со стороны Джунгарского ханства, но и части уйгуров юга Уйгурии. Осуществив захват этой территории, войска империи Цин стремились не просто «…окончательно ликвидировать ойратское государство, но и физически уничтожить ойратов как народ… Ойраты (джунгары) поголовно вырезались, несмотря на пол и возраст, что вызывало паническое бегство все большего числа людей на север, в пределы Российской империи».

3. Таким образом к 1756 году северная часть Уйгурии была захвачена маньчжуро-китайскими войсками. Что касается южной части Уйгурии, то ее судьба была предрешена по причине междоусобных конфликтов, умело используемых завоевателями.

4. В связи с тем, что практически все ойратское (джунгарское) население Уйгурии было уничтожено, либо бежало, силами сопротивления на всей территории страны руководили потомки известного уйгурского религиозного авторитета — лидера секты белогорцев — Аппак Ходжи, — братья Бурханэддин и Ходжа Джихан. Однако уже на начальном этапе борьбы им противостояли черногорцы во главе с Яхья Ходжой.

5. Братьям Бурханэддину и Ходжа Джихану удалось разгромить своих политических противников, но сплотить население Уйгурии перед лицом внешней опасности полностью не удалось. Братья Бурханэддин и Ходжа Джихан еще во время начала оккупации Уйгурии маньчжуро-китайскими войсками оказывали посильную помощь ойратам, хотя их родина и находилась в зависимости от ойратов. Однако братья понимали, что маньчжуро-китайская оккупация — явление во много раз страшнее и опаснее ойратского влияния.

6. Во-вторых, уничтожив более миллиона ойратов, маньчжуро-китайское правительство рассчитывало посредством использования труда уйгуров, содержать оккупационную армию на севере Уйгурии. Именно в то время переселенцев — уйгуров и нарекли маньчжурским словом «таранчи», что означает — землепашец.

7. Цинская армия, осаждённая уйгурами на Хара-Усе, под командованием Жао Хуэя прорывает осаду (1759)

8. Около 1760 года она поступила в императорский гарем, но всегда мечтала вернуться на родину и не улыбалась до тех пор, пока императору не удалось воссоздать перед её окнами в миниатюре облик родного селения, включая мечеть. Она умерла покончив жизнь самоубийством в 1788 году, и 120 слуг по приказу императора доставили её тело в Кашгар, где оно было похоронено в сохранившейся по сей день родовой усыпальнице. В памяти уйгурского народа, Ипархан осталась борцом за свободу и верной женой своему мужу, убив себя, не пожелав стать женой китайского императора."

Очень видно влияние уйгурских русско- и нерусскоязычных сайтов. На деле все несколько менее пафосно.

Давайте по пунктам:

1. Хами присоединился к империи Цин добровольно, в поисках защиты от Галдан Бошкту-хана. С 1697 г. в Хами правит лояльная Цинам династия, учрежден гарнизон войск Зеленого Знамени. Впоследствии население Хами воюет против ойратов бок о бок с цинским гарнизоном.

2. Джунгарское государство ханством называют по недоразумению. Единственным его правителем, который неоспоримо носил титул хана, был уже упомянутый Галдан Бошокту-хан. Остальные носили титул хунтайджи. Корректнее в таком случае говорить "государство".

Далее, истребление ойратов не планировалось даже императором Юнчжэном - наиболее суровым в своей ойратской политике. Он действительно планировал массовую резню, но только среди правящего племени чорос, для чего агитировал другие племена против чоросов. Например, хошоутов он агитировал, апеллируя к их родству с Чингисханом (по женитьбе), чего у чоросов не было. Типа, худородным нельзя владеть благородными. И т.д. А уж Цяньлун - тот вообще никогда не планировал поголовного истребления ойратов. Его план был - разделение Джунгарии на 4 племенных ханства с племенными ханами, которых ставил бы он сам. Собственно, сошлюсь в этом на свою статью от 2009 г.:

ОЙРАТСКАЯ ПОЛИТИКА ЦЯНЬЛУНА, Вестник КИГИ РАН, 2009.

(ссылки на полный текст нагуглить несложно)

В 1717 г. цинские войска не смогли реально разгромить ойратов, хотя нанесли ощутимый урон. При отступлении цинских войск с ними ушла часть уйгурского населения, опасавшаяся мести ойратов за сотрудничество с Цинами (вплоть до поддержки на поле боя). А истребления ойратов в ту войну не было.

3. Уйгурия, как составная часть Джунгарского государства, не могла не стать объектом развития цинской экспансии. Но тут есть нюанс - постоянная борьба актаглыков с каратаглыками привела к тому, что еще ойраты умело это использовали, а в 1755 г. этот же ход применили Цины, разрешив вернуться на родину актаглыкским хождам Бурхан ад-Дину и Ходжа-Джахану.

4. В Уйгурии по определению ойратского населения не было. И до 1756 г. никаких трений с Цинами не возникало. Лишь после уничтожения уйгурами цинского посольства стало ясно, что реальной покорности от ходжей не дождешься. И тогда началось.

5. Ойратское завоевание не было влиянием - это было именно завоевание. Чем цинское отличалось? Да ничем. Просто выступления уйгуров против Цинов были вызваны аберрацией предшествующего опыта - ойратам не хватало сил для массового кровопускания, а Цинов ничего не сдерживало - сил хватало.

6. Откуда миллион ойратов? Максимум, что насчитывали сами китайцы - около 600 тысяч. К тому же, не менее 65 тыс. осталось жить на своих землях, порядка 50 тыс. было угнано в Монголию, еще около 100 тыс. переселились в Казахстан и Россию (естественно, не добровольно). При этом в убыли населения огромную роль сыграла оспа, а не вражеские сабли - пример торгоутских нойонов Акима и Агадака хорошо это иллюстрирует.

7. Хар-Ус(ун) - ойрат. Черная река (кит. Хэйшуй). Полководца от рождения звали Чжао Ху.й.

8. Типичная антиханьская пропаганда - как же она "не пожелала стать женой китайского императора", когда прожила в его гареме 28 лет? Историческая правда на националистических форумах (я думаю, именно оттуда была взята такая "душераздирающая" информация) обычно страдает в первую очередь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Знаю, что пафосно, хотя материал брал из педивикии. Что до имени Хуй, то пишите смело, мы не включаем фильтры и вообще лояльно относимся к китайским междометиям. smile.gif

Очень заинтересовало высказывание о правящем племени чорос. Для Востока весьма характерна стратификация по национальному признаку.

Иппархан на мой взгляд не столько полюбилась уйгурским урапатриотам, сколько европейским популяризаторам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1. Знаю, что пафосно, хотя материал брал из педивикии.

2. Очень заинтересовало высказывание о правящем племени чорос. Для Востока весьма характерна стратификация по национальному признаку.

3. Иппархан на мой взгляд не столько полюбилась уйгурским урапатриотам, сколько европейским популяризаторам.

1. Насколько я понимаю, Педивикия отражает установки отечественной литературы по теме. А она замерла на уровне 1980-х. Последний раз брал в Синологичке "Шилу" за правление Цяньлун в 2011 - передо мной в карточке было отмечено, что А. Ходжаев брал эти хроники последним году этак в 1989... Сами понимаете, что может быть современного и полезного в старых книгах времен острого конфликта между СССР и КНР...

2. По поводу стратификации - у волжских калмыков аналогично выделялись торгоуты. После откочевки 1771 г. народ не признал дербета Чучей-тайшу в качестве нового хана (хоть его в 1801 и назначил Павел наместником ханства), хотя торгоутская династия ушла в Джунгарию и, теоретически, можно было создать новую династию - хоть дербетскую, хоть хошоутскую.

Ханом мог быть только тот, кто был или чингисидом (у ойратов с этим определенная напряженка - только у хошоутов по женской линии есть), или утвержден Далай-ламой. Назначение ханом русским или китайским императором не котировалось.

3. Аппак-ходжа был известным "борцом за свою власть", т.ч. уйгуры зря на него ставят - он просил у Далай-ламы помощи в борьбе за власть, тот приказал Галдан Бошокту-хану "помочь". Ойраты "помогли", уйгуры были крайне недовольны, зато Аппак-ходжа остался очень доволен. Сомнительный символ сопротивления.

Что до Сянфэй - в целом, это легенда, рассказываемая на китайский и на уйгурский манер. А где правда - надо смотреть шилу за правление Цяньлуна. Да только нет желания искать такую мелочь в этом море иероглифов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я не уверен, что китайские источники так уж объективны. Вспомним, что самому Сыма Цяню, моему любимому историку, отрезали яйца.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Я не уверен, что китайские источники так уж объективны. Вспомним, что самому Сыма Цяню, моему любимому историку, отрезали яйца.

1. Смотря какие источники. Династийные хроники - это одно, а шилу - это другое. Даже принципы составления разные, хотя канва хроник берется из шилу.

2. Кастрировали его не за его работу историка, а за то, что выступил в защиту опального Ли Лина.

3. В любом случае, уйгурские народные сказки - это еще менее надежный источник.

Вопросы историографии Китая подробно рассматривал Б. Доронин. В принципе, много пришлось и мне поработать с этим вопросом, многие выводы Доронина я проверил на практике. Шилу - весьма объективный источник, а если есть жицзи - то еще лучше.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В целом, есть куча уйгурских источников. Они не сильно противоречат китайским (все по правилу "где у них плюс - у нас минус" и наоборот). Часть из них была введена в научный оборот в конце 1980-х - начале 1990-х. Но снова засада - никто больше этим не занимается.

Да что там говорить - источниковедение в глубоком аппендиксе мира, первоисточниками никто не занимается, опубликовать новые переводы нереально.

Т.е. читаешь какое-нибьудь шилу, делаешь на основании его работу, включаешь цитаты - это максимум. Если еще бесплатно (во всех отношениях - ни ты не платишь, ни тебе не платят) опубликуют - вот и все шЧастье исследователя.

Что в этих условиях может быть нового в исследованиях истории Синьцзяна?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, забыл сказать - воин с копьем на коне - это ойратский полководец Аюши, отличившийся в битве против соплеменников при Гадан-Ола летом 1755 г. Он ворвался с небольшим отрядом в ойратский лагерь, разогнал охрану, захватил знамя, в результате чего ойраты бежали, практически не оказывая сопротивления.

Аюши был одним из многих ойратов, которые предпочли перейти к Цинам. Но, в отличие от массового перехода ойратских тайджи на сторону Цинов в 1755 г., он перешел намного раньше - еще при Юнчжэне.

Вот как-то так, не сильно укладывается в схему "всех ойратов истребить".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ИМХО, тут вырисовывается тема "шилу как источник".

Для начала - очень хорошая (хотя и несколько субъективная, ИМХО) книга:

Доронин Б.Г. "Историография императорского Китая XVII-XVIII вв. Отечественные исследования"

Судя по всему, может быть приобретена через сайты типа ozon.ru, хотя вышла в свет несколько лет назад, как всегда, мизерным тиражом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас