Чжан Гэда

Могольские этюды

22 сообщения в этой теме

"Шастра Нам-мала" - поэма сикхского гуру Гобинд Сингха (1666-1708), восхваляющая Бога сикхского вероучения, в которой упоминаются различные виды оружия в качестве эпитетов и метафор. Считается, что гуру запечатлел в своей поэме разнообразие сикхского оружия конца XVII - начала XVIII вв., что делает поэму ценным источником по индийскому оружиеведению.

Привожу вступительную часть поэмы, состоящей из 1318 стихов, в английском переводе. Номер стиха стоит в конце стиха:

The Lord is One and the Victory is of the True Guru.

Shastra-Nama Mala Purana (the Rosary of the Names of weapons) is now composed

With the support of the primal power by the Tenth King.

Couplet

O Lord ! Protect us by creating Saang, Sarohi (sword), Saif (straight sword), As (curved sword), Teer (arrow) tupak (gun), Talwaar (curved sword), Satratak (sword – destroyer of the enemy), Kavchantak (armour piercing sword) (all these weapons kindly) protect me. 1

O Lord ! Create As (curved sword), Kripan (sword), Dharaddhari, Sail, Soof (trident), Jamaadh (two blade dagger), Tegh (broad and straight sword), Teer (saber), Teer (arrow), Talwar(curved sword), causing the destruction of armours and enemies. 2.

As, Kripan (sword), Khanda (double edge straight sword), Khadag (sword), Tupak (gun), Tabar (battle axe), Teer (arrow), Saif (straight sword), Sarohi (sword)and Saihathi (spear), all these are our guide. 3

You are the Teer (arrow), You are Saihathi (spear), You are Tabar (battle axe), and Talwaar (curved sword); he, who remembers Your Name crosses the dreadful ocean of life and death. 4

You are death and you are the destroyer of death, Kali. You are the saber and arrow, You are the emblem of victory today and You are the bravest of warriors in the universe. 5

You are the Sool (trident), Saihathi (spear) and Tabar (battle axe), You are the Nikhang (quiver)  and Baan (arrow), You are the Kataari (dagger), Sel (lance), and all and You are the Kard (small knife), and Kripaan (sword). 6

You are the arms and weapons, You are the Nikhang (quiver), and the Kavach (armour); You are the destroyer of the armours and You are also all pervading. 7

You are the cause of peace and prosperity and the essence of learning; You are the creator of all and the redeemer of all. 8.

You are the day and night and You are the creator of all the beings, causing disputes among them; You do all this in order to view Thy own sport. 9

O Lord ! Protect us by smashing the armour with the blows of Your hands with the help of As (curved sword), Kripaan (sword), Khanda (double edge straight sword), Kharag (sword), Saif (straight sword), Tegh (broad and straight sword), and Talwaar (curved sword). 10

You are Kataari (punch dagger), Jamdaadh (two blade dagger), Bichhuaa (crooked dagger) and Baan (arrow), O power ! I am a humble servant of Thy Lord’s feet, kindly Protect me. 11

You are Baank (sword), Bajar (mace), Bichhuaa (crooked dagger), Tabar (battle axe), and Talwaar (curved sword), You are the kataari (punch dagger), and Saihathi (spear); Protect me. 12

You are Gurj (club), Gadaa (mace), Teer (arrow) and Tufang (matchlock musket); protect me ever considering me as Thy slave. 13

You the Chhurri (knife), the enemy-killing karad (small knife) and the Khanjar (dagger) are Your names; You are the adorable Power of the world, kindly protect me. 14

В приложении - гуру Гобинд Сингх и его придворные, фреска из Гурдвара Бхай Тхан Сингх, Кот Фатих-хан (Атток), Пенджаб (на территории современного Пакистана), построенного махараджи Ранджит Сингха (1780-1839):

post-53-1385550115.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отрывок из книги "Воспоминания об Индийской войне", Уильям Торн (William Thorn), 1806:

Помимо фитильных ружей, копий и сабель, которые совершенны в своем роде, некоторые сикхи вооружены очень своеобразным оружие, которое они используют с большим поражающим эффектом против конницы.

Оно состоит из полого внутри круга, сделанного из прекрасно закаленной стали, с чрезвычайно острым краем, примерно фут (30,3 см.) в диаметре и дюм (2,54 см.) в ширину по внутренней стороне.

Это оружие всадник помещает на указательный палец и, после того, как сделает 2 или 3 крутящих движения для увеличения скорости, посылает его [с пальца] на расстояние в несколько сотен ярдов (1 ярд = 91 см.), кольцо рубит и калечит, наиболее ужасным способом, каждое живое существо, которое может оказаться на его пути.

На всякий случай сохраняю оригинал:

Besides the matchlock, spear, the scimitar, which are all excellent in their kinds, some of the Seiks are armed with a very singular weapon, which they use with great and destructive effect against cavalry. It consists of a hollow circle, made of finely tempered steel, with an exceedingly sharp edge, about a foot in diameter, and and inch in breadth on the inner side. This instrument the horseman poises on his fore-finger, and after giving it two or three swift motions, to accelerate its velocity, sends it from him to the distance of some hundreds of yards, the ring cutting and maiming, most dreadfully, every living object that may chance to be in its way. [1]

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Собственно, само метательное кольцо чакра, которое описал У. Торн:

post-53-1385550913.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Защититься, в принципе, можно, но если попадет...:

post-53-1385551102.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мой прозаический перевод "Шастра Нама Мала Пурана" гуру Гобинда Сингха:

Господь Един и Победа будет за истинным Гуру!

«Шастра Нама Мала Пурана» составлена ныне при помощи изначальной силы Десятого Владыки!

Стих 1:

О, Господь! Защити нас, сотворив СААНГ (?), САРОХИ (тип меча), САЙФ (прямой меч), АС (тип сабли), ТИР (тип стрелы), ТУПАК (ружье), ТАЛЬВАР (тип сабли), САТРАТАК (меч, уничтожающий врагов), КАВЧАНТАК (меч, пробивающий латы), защити меня!

Стих 2:

О, Господь! Сотвори АС (тип сабли), КРИПАН (тип меча), ДХАРАДДХАРИ (?), САЙЛ (?), СУФ (тип трезубца), ТЕГ (широкий прямой меч), ТИР (тип сабли), ТИР (тип стрелы), ТАЛЬВАР (тип сабли), уничтожь доспехи и врагов!

Стих 3:

АС (тип сабли), КРИПАН (тип меча), КХАНДА (обоюдоострый прямой меч), ХАДАГ (тип меча), ТУПАК (ружье), ТАБАР (боевой топор), ТИР (тип стрелы), САЙФ (прямой меч), САРОХИ (тип меча) и САЙХАТИ (тип копья) – все они суть вожди наши!

Стих 4:

Ты – ТИР (тип стрелы), Ты – САЙХАТИ (тип копья), Ты – ТАБАР (боевой топор) и ТАЛЬВАР (тип сабли); тот, кто помнит Твои Имена, пересекает исполненный ужаса океан жизни и смерти!

Стих 5:

Ты – смерть и Ты – победитель смерти, Кали. Ты – сабля и стрела, Ты – знак победы сегодня и Ты – храбрейший из воинов вселенной!

Стих 6:

Ты – СУЛ (тип трезубца), САЙХАТИ (тип копья) и ТАБАР (боевой топор), Ты – НИХАНГ (кивер) и БААН (тип стрелы), Ты – КУТАР (тип кинжала) и все это с Тобой – КАРД (малый нож) и КРИПАН (тип меча).

Стих 7:

Ты – оружие и вооружение, Ты – НИХАНГ (кивер) и КАВАЧ (доспехи); Ты – победитель оружия и Ты – также тот, кто все наполняет своей сущностью!

Стих 8:

Ты – причина мира и процветания и суть учения; Ты – Творец всего и Спаситель всего!

Стих 9:

Ты – день и ночь и Ты – Творец всего сущего, вызывающий споры между своими творениями; Ты тот, кто сделал это все для собственного Твоего развлечения!

Стих 10:

О, Господь! Защити нас, разбив доспехи ударами рук Твоих при помощи АС (тип сабли), КРИПАН (тип меча), КХАНДА (обоюдоострый прямой меч), ХАРАГ (тип меча), САЙФ (прямой меч), ТЕГ (широкий прямой меч) и ТАЛЬВАР (тип сабли)!

Стих 11:

Ты – КУТАР (тип кинжала), ДЖАМДААДХ (кинжал с двумя клинками), БИЧВА (изогнутый кинжал) и БААН (тип стрелы). О, Могучий! Я – твой ничтожный слуга у ног Твоих, Господи, защити меня милостью Твоей!

Стих 12:

Ты – БААНК (тип меча), БАДЖАР (тип булавы), БИЧВА (изогнутый кинжал), ТАБАР (боевой топор) и ТАЛЬВАР (тип сабли). Ты – КУТАР (тип кинжала) и САЙХАТИ (тип копья), защити меня!

Стих 13:

Ты – ГУРДЖ (палица), ГАДАА (тип булавы), ТИР (тип стрелы) и ТУФАНГ (фитильное ружье), защити меня, если считаешь меня рабом Твоим!

Стих 14:

Ты – ЧХУРИ (тип ножа), убивающий врагов КАРАД (малый нож) и ХАНДЖАР (тип кинжала) – Твои имена; Ты – Мощь мира, перед которой преклоняются, защити меня милостью Твоей!

В суть сикхского вероучения я не вдаюсь сознательно, будем концентрироваться исключительно на описании арсенала.

Может, даже удастся выявить некоторые предметы по их названиям.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Бичва — (хинди बिछवा — «жало скорпиона») традиционный индийский кинжал, имеющий клинок двойного (ятаганного) изгиба и рукоять в виде петли.

В среднем длина клинка бичва от 18 до 25 см. Известно большое число разновидностей, в т. ч. с двумя клинками.

Фото бичва в приложении.

post-53-1385631765.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Гада (санскр. गदा gadā) - цельнометаллическая булава со сферическим навершием на длинном древке, часто - с острием, ориентированным вдоль оси древка, которое длиннее большинства европейских или китайских образцов ударно-дробящего оружия. Гада известна в странах ЮВА, находившихся под сильным индийским культурным влиянием. Гада являлась символом власти.

Школа боя гада называется гада-юддха. Гада применяют в одиночном или парном варианте. Существует 20 базовых приемов владения гада, которые перечислены в "Агни Пурана" и "Махабхарата". В их числе такие приемы, как

1. аахат (आहत)

2. гомтура (गोमूत्र)

3. прабрита (प्रभृत)

4. камаласан (कमलासन)

5. ударвагатра (ऊर्ध्वगत्र)

6. намита (नमित)

7. ямадакшина (वामदक्षिण)

8. ааврита (आवृत्त)

9. парааврита (परावृत्त)

10. падодрита (पदोद्धृत)

11. аваплата (अवप्लत)

12. хансмарга (हंसमार्ग)

13. вибхаг (विभाग).

Сущность приемов пока непонятна, но, думаю, можно будет и их узнать со временем.

Гада является традиционным спортивным снарядом в Индии, различаясь по весу для разных категорий спортсменов. В приложении - церемониальная гада из частного собрания, Индия, XVII-XVIII вв., сталь, позолота, длина древка 67 см., диаметр навершия 12 см.

post-53-1385632745.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В священном для сикхов городе Амритсар есть Главный Диван Хальса (музей, посвященный истории сикхской общины). В нем хранится 75 образцов оружия, которые упомянуты гуру Гобиндо Сингхом в "Шастра Нама Мала Пурана".

В экспозиции представлены шамшир (узкая сильно изогнутая сабля с клинком без елмани, распространенная по всему мусульманскому Востоку), мартхи (?), села барчха (?), баагнакха (боевые когти), фаади гурадж (?), сайтхи (копье), кадара (тесак с прямым клинком), сафаджанг (?), бугда (?), кирч (?), караути (?), кханда (палаш), вадкари (?), каттас (?), шикарга (?), бадамча (?), джамдаадх (обоюдоострый кинжал "похожий на зуб демона"), сарохи (тип меча), аси (тип сабли), бичва (см. выше), разные типы стрел и т.д.

Некоторые виды оружия сохранились в иконографических источниках. Например, среди копий были огромные по размерам экземпляры вада села и наагни вади. Вада села применялось против противника, защищенного щитом, во время боя на слонах. Наагни вади имело специфическую "змеевидную" форму наконечника (типа китайского шэмао). Обычно гуру Гобинда Сингха изображают с этими двумя копьями по обе стороны (ср. с изображениям Тоётоми Хидэёси, которого изображали с нагината по обе стороны трона).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Немного о структуре поэмы "Шастра Нама Мала Пурана":

Точная дата составления поэмы неизвестно. Предполагается, что гуру составил ее на рубеже XVII и XVIII веков.

Поэма состоит из 1318 стихов, объединенных в 5 глав. Вся поэма в издании "Dasam Granth" занимает 98 печатных страниц.

Вступление состоит из 27 стихов, которые являются обращением к Бхагаути (тип меча) за помощью, и содержит упоминание 30 видов вооружения. Т.о. меч персонифицируется у гуру в качества Бога.

Далее перечисление современного гуру Гобиндо Сингху оружия сопровождается всякими эпитетами, зачастую гиперболическими - например, баагнакха, туфани гола, наагани вади, арадх чандар тир и т.д. В некоторых случаях оружие описывается иносказательно, загадками (ср. со скандинавскими кённигами).

Вторая глава состоит из 47 стихов, в которых постоянно упоминается чакра (см. выше), также упоминаются меч, кинжал джамдаадх и копье (?) сехтхи. Орфография не везде выдерживается и можно порой гадать о смысле того или иного слова.

Затем следует 178 стихов, посвященных разным видам стрел.

Еще 858 стихов посвящены более современным видам оружия - например, пушкам и ружьям.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Полный текст "Шастра Нама Мала Пурана" на английском и хинди в переводе Дасама Грантха Сахиба.

В приложении - кханда с эфесом типа "индийская корзина", один из основных видов оружия в сикхском военном деле в частности и в Индии в целом.

post-53-1385638625.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фото конца XIX в. - группа индийцев, у двоих видны рукояти кинжалов кирпан (у второго слева видна также часть ножен).

Кирпан - не меч, как переводит Дасам Грантх Сахиб, а изогнутый нож, являющийся непременным атрибутом каждого инициированного по законам хальсы сикха.

post-53-1385638860.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Подсчитал, сколько разного вида оружия во вступлении к "Шастра Нама Мала Пурана" - не 30, как пишут в Интернете, а 36 (если считать разнопись слова "тупак/туфанг" за разные типы оружия). Вот что получается:

Неопределенный тип:

1. СААНГ (?)

2. ДХАРАДДХАРИ (?)

3. САЙЛ (?)

Типы мечей и сабель:

1. АС (тип сабли)

2. БААНК (тип меча)

3. КАВЧАНТАК (меч, пробивающий латы)

4. КХАНДА (обоюдоострый прямой меч)

5. САЙФ (прямой меч)

6. САРОХИ (тип меча)

7. САТРАТАК (меч, уничтожающий врагов)

8. ТАЛЬВАР (тип сабли)

9. ТЕГ (широкий прямой меч)

10. ТИР (тип сабли)

11. ХАДАГ (тип меча)

12. ХАРАГ (тип меча)

Типы ножей и кинжалов:

1. БИЧВА (изогнутый кинжал)

2. ДЖАМДААДХ (кинжал с двумя клинками)

3. КАРАД (малый нож)

4. КАРД (малый нож)

5. КРИПАН (изогнутый сикхский нож)

6. КУТАР (тип кинжала)

7. ХАНДЖАР (тип кинжала)

8. ЧХУРИ (тип ножа)

Типы луков, стрел и снаряжения лучника:

1. БААН (тип стрелы)

2. НИХАНГ (кивер)

3. ТИР (тип стрелы)

Типы огнестрельного оружия:

1. ТУПАК (ружье)

2. ТУФАНГ (фитильное ружье)

Типы защитного вооружения:

1. КАВАЧ (доспехи)

Типы древкового оружия:

1. САЙХАТИ (тип копья)

2. СУЛ (тип трезубца)

3. СУФ (тип трезубца)

Типы ударно-дробящего оружия:

1. БАДЖАР (тип булавы)

2. ГАДАА (тип булавы)

3. ГУРДЖ (палица)

4. ТАБАР (боевой топор)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще список из того же источника (видимо, другие главы, до которых еще не добрался), причем некоторые - это повторы, но с более подробным разъяснением, что это такое в целом:

Мечи и сабли:

турвар (Turwar) - меч

карваар (karwaar) - сабля типа шамшира

патис (Patis) - обоюдоострый меч

саттар (Sattar) - тип меча

Копья:

сехтхи (Sehthi) - копье

Ножи и кинжалы:

карад (karad) - малый нож, обычно имел символическое значение и носился в качестве заколки в волосах (ср. с японскими заколками-стилетами кандзаси)

кутар (Katar) - уничтожающий демонов, имя Джунги Великого Сахиба

бугда (Bugda) - изогнутый тесак или кинжал

джамдхар (Jamdhar) - кинжал в форме зуба

джамдхара (Jamdhara) - клинок с двумя лезвиями

Стрелы:

бисикх (Bisikh) - стрела без оперения

кайбер (Kaiber) - стрела особого типа (кажется заимствованием из монгольского - "кейбур" в ССМ)

хатанг (Khatang) - редкий тип деревянной стрелы

татарчо (Tatarcho) - редкий тип стрелы

сасбаан (Sasbaan) - стрела с наконечником в виде полумесяца

саккар (Sakkar) - особый тип стрелы

Эпитеты к разным видам оружия:

джодхантак (Jodhantak) - меч и стрела, уничтожающие воинов

шастерсер (Shasterser) - "король оружия"

самрантак (Samrantak) - меч, завершающий битву

сипра (Sipra) - стрела, пробивающая щиты

хагарбхан (Khagarbhan) - стрела, которая летит в небесах

сарангаар (Sarangaar) - меч, перерубающий лук

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот такая булава, цельнометаллическая, использовалась моголами, и называлась "спиночесалкой" (пушт-хар). Символика непонятна. Явно одно - с "даст-и Фатима" (рука Фатимы) она никак не связана - есть булавы такого вида, где четко видны мужские атрибуты - перстень-печатка на мизинце и кольцо для стрельбы из лука на большом пальце:

post-53-1385974482.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Самый близкий аналог - это китайские чжуа, используемые в ушу (см. приложение - новодел, правда, но передает оригинал процентов на 60-70).

Генетическую связь найти не могу - китайцы появились в регионе очень поздно. Первые вооруженные вторжения в регион - в 1759 г. приход отряда Фу Дэ на границу аж с Бадахшаном, и в 1792 г. войска Фу Канъаня подошли к Катманду...

Тем более, там были воины, а не всякие мастера БИ.

Откуда такая прямая аналогия? dirol.gif

post-53-1385975795.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кирпан - это производное от санскритского крпана - слова, обозначавшего клинковое оружие, в т.ч. и меч.

Видимо, термин часто менял свое значение с развитием языка.

Сарохи / Сирохи - оказывается, так называется конкретный населенный пункт (ныне деревня), где в средневековой Индии ковали клинки. Скорее всего, сарохи, как название меча, является просто эпитетом - название селения стало синонимом производимого в нем оружия.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Загнал представляет собой специфическую форму клевца, популярную в Индии в XVI-XIX вв. Слово представляет собой персидское заимствование с инвертированным порядком слов заг (ворон) + нал (клюв) вместо нал-и заг, характерное для северной Индии.

Наиболее близким аналогом загнала являются польские клевцы наджак (nadziak). Известно, что клевцы применяли и турецкие, и иранские, и курдские, и афганские воины, однако конструктивно они довольно сильно отличаются от индийского загнала.

Изначально клевцы применялись в качестве мощного средства, способного пробить доспехи – кольчугу, кольчато-пластинчатый доспех, шлем. Однако по мере выхода доспехов из употребления клевцы превратились в церемониальное и парадное оружие, знак власти.

В Индии клевцы были очень распространены вплоть до начала XIX в. в связи с широким использованием знатными воинами защитного вооружения. Падишах Акбар (1542-1605) имел в собственном арсенале несколько десятков загналов стоимостью от половины рупии до 1 мухура , а также несколько десятков комбинированных топоров, называвшихся табар-загнал, стоимостью от 1 до 4 рупий. Отличительной особенностью топоров табар-загнал было сочетание в одной боевой части железка, как у топора, с пробойником в виде клинка кинжала ханджарли со стороны обуха. Такое комбинированное оружие применялось не только в Индии, но и в Иране.

Загнал и табар-загнал могли применяться не только воинами, но и дворцовыми служителями. Помимо упоминания в тексте, сочинение Абу-ль Фазла ибн Муборака «Айн-и Акбар» (Зерцало Акбара, آئینِ اکبری‎, 1590) содержит и цветное изображение загнала, характерного для времени правления этого падишаха (1556-1605).

Ранние образцы загналов просты и функциональны. Более поздние образцы загналов отличаются пышностью отделки, зачастую имея на обухе фигуру слона, храмового строения и т.п. Железко получает пышные украшения. По всей видимости, это связано с постепенным превращением этого оружия в парадно-церемониальный предмет. Практичная деревянная рукоять, простое, но эргономичное железко, минимум пышной отделки являются признакам утилитарного боевого оружия.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Лук в качестве боевого оружия издавна известен в Индии. Еще в глубокой древности в Индии были разработаны основные морально-этические предписания для ведения боевых действий. В древнем трактате «Дханурведа» (Веда о луке) все оружие было разделено на 4 категории – мукта (букв. «метаемое», например, стрела из лука), амукта (букв. «не метаемое», например, меч или копье), муктамукта (букв. «метаемое или возвращаемое», например, бумеранг или метательный топор на привязи) и янтрамукта (букв. «метаемое при помощи машин»). В связи с тщательно разработанной теорией кармического воздаяния оружие метаемое считалось выше, чем оружие, которое используется в рукопашной схватке – если вражеский воин погибал от выпущенной из лука стрелы, то в этом был виноват он сам, поскольку его карма предначертала ему гибель от летящего предмета. А поразивший его воин не ухудшал свою карму убийством, поскольку он лишь выпустил стрелу из лука, что являлось лишь упражнением с оружием.

Однако древние индийские лучники использовали достаточно примитивное оружие – простые длинные луки, сделанные из дерева. Когда, начиная с ХI в., в северные районы Индии начались вторжения Махмуда Газневи (971-1030) и Муиз ад-Дина Мухаммада Гури (? – 1206), командовавших значительными контингентам конных лучников тюркского происхождения, выяснилось, что индийские простые луки серьезно проигрывают композитным тюркским лукам в мощности и дальнобойности. Превосходство в вооружении позволило среднеазиатским завоевателям сокрушить ряд северных индийских царств и включить в состав своих империй территории современного Афганистана, Пакистана и Пенджаба. На территории Индии образовалось несколько государств, в которых правили мусульмане – выходцы с территорий Ирана, Средней Азии и Казахстана.

В конце 1460 – начале 1470-х годов в Индии побывал русский купец из Твери Афанасий Никитин. Он отметил особенности вооружения местных воинов, разделив их на «хорасанцев» (т.е. мусульман), и «гундустанцев» (т.е. индусов):

В Индийской земле княжат все хорасанцы, и бояре все хорасанцы. А гундустанцы все пешие и ходят перед хорасанцами, которые на конях; а остальные все пешие, ходят быстро, все наги да босы, в руке щит, в другой – меч, а иные с большими прямыми луками да со стрелами. Бой ведут все больше на слонах. Впереди идут пешие воины, за ними – хорасанцы в доспехах на конях, сами в доспехах и кони. Слонам к голове и бивням привязывают большие кованые мечи, по кентарю  весом, да облачают слонов в доспехи булатные, да на слонах сделаны башенки, и в тех башенках по двенадцать человек в доспехах, да все с пушками, да со стрелами.

Таким образом, на вооружении пехоты, набираемой из местных племен, сохранялся старый простой лук, а завоеватели-мусульмане сражались на конях, в хороших доспехах, имея на вооружении мощные композитные луки. Афанасий Никитин описал вооружение знатного мусульманского правителя города Бидар:

На султане кафтан весь яхонтами унизан, да шапка-шишак с огромным алмазом, да саадак  золотой с яхонтами, да три сабли на нем все в золоте, да седло золотое, да сбруя золотая, все в золоте.

Активные торговые связи с мусульманскими землями привели к широкому распространению в Индии новых способов ведения войны, одним из которых было массированное использование конных лучников. Даже боевых коней, по свидетельству Афанасия Никитина, привозили в Индию XV века из мусульманских владений:

А коней привозят из Хорасанской земли , иных из Арабской земли, иных из Туркменской земли, иных из Чаготайской земли, а привозят их все морем в тавах – индийских кораблях.

Вторгшиеся под предводительством Захир ад-Дина Бабура в северную Индию моголы также активно использовали тактику, основанную на действиях крупных масс конных стрелков:

Мы несколько раз нападали на противника и с боем оттесняли его; наши передовые тоже ходили в наступление. Люди, которые зашли нам в тыл, также приблизились и начали пускать стрелы прямо в наше знамя; они напали спереди и сзади и наши люди дрогнули. Великое искусство в бою узбеков эта самая тулгама . Ни одного боя не бывает без тулгама. Вот еще один [способ нападения]: передние и задние, беки и нукеры, все вместе мчатся во весь дух, пуская стрелы; они тоже не отступают в беспорядке и скачут назад во весь опор.

Луки были очень популярны в Могольской державе – конница Великих Моголов была вооружена луками. Лук продолжал считаться оружием, имевшим божественное происхождение – считалось, что Адам, изгнанный на землю из райского сада, был посещен архангелом Джебраилом на острове Серендиб (Цейлон), передавшим ему лук для того, чтобы Адам мог поддерживать свое существование охотой. Трактовка повышенной значимости лука по сравнению с остальными видами оружия поддерживалась и в мусульманской Индии – так, согласно сочинению 1737 г. «Рисаля-и тир у каман» (Суждения о луке и стреле), меч считался лучше кинжала, копье – лучше меча, а лук и стрела – лучше копья .

Большая часть конницы, состоявшей из «чужеземных войск» (тюркские и афганские наемники) и моголов, вооружалась луками, в то время как местные потомственные воины-раджпуты луков не имели:

Из остальной армии, состоявшей преимущественно из кавалерии, вооруженной мечом, луком и колчаном, как обыкновенно вооружены моголы (т.е. в том смысле, как это теперь понимается – белые люди, иностранцы магометанской веры, как персы, турки, арабы и узбеки), или вооруженной мечом и полупикой, какие носят обыкновенные раджпуты – из всех этих воинов, говорю я, было создано три различных отряда.

Искусство конных лучников высоко оценил европейский наблюдатель:

Надо сказать правду, эта кавалерия обладает замечательной подвижностью и выпускает стрелы с необыкновенной быстротой; всадник успевает шесть раз выпустить стрелу, прежде чем мушкетер разрядит дважды свой мушкет.

При этом тактика могольской конницы в XVII-XVIII вв. мало отличалась от той, что была привнесена тюркскими воинами Бабура в Индии в XVI в.:

Держится эта кавалерия тесными рядами, по отрядам, под начальством отдельных командиров, особенно когда подходит время взяться за сабли ... Тут-то загорелась ожесточенная схватка с вражеской кавалерией. Сначала с той и с другой стороны полетели тучи стрел; стрелял и сам Дара . Однако, сказать правду, все эти стрелы не производят особенного эффекта: в десять раз больше их теряется в воздухе и ломается о землю, чем попадает в цель. После первого залпа стрелами враги сближаются, и, наконец, дело доходит до сабель, ряды смешиваются, начинается рукопашный бой, все более ожесточенный с обеих сторон….

Даже сам термин окчи , применявшийся к конным лучникам в войсках Великих Моголов в XVI-XVII вв., имел тюркское происхождение.

Могольские падишахи сохраняли и развивали наследие своих предков, пришедших из Средней Азии – например, согласно «Айн-и Акбар» (Зерцало Акбара آئینِ اکبری), составленному в 1590 г., падишах Акбар имел в собственном распоряжении целый арсенал луков – помимо 86 луков типов Мешхеди (букв. «луки из Мешхеда») и Бхадаян, стоивших от ¼ рупии до 3 мухуров , имелось еще 24 лука, тип которых не назван. Каждый день падишаху подносили очередной лук из арсенала, соответствующий данному дню. При выездах падишаха сопровождала хорошо вооруженная свита:

Когда бы Его Величество не выехал, или когда наступает время государственного приема, сыновья эмиров и прочих мансабдаров  и ахадисов  несут на своих плечах и в руках кур, т.е. каждые четверо из них несут 4 колчана, 4 лука, 4 меча и 4 щита. Кроме того, они имеют копья, пики, топоры, секиры, булавы пиёзи , палки, стреляющие шариками арбалеты, песты и подставку под ноги, все в надлежащем порядке.

Индийские мастера, производившие луки (камангар), в период правления Великих Моголов зачастую происходили из привилегированной касты «дарханов» . Их продукция стала известна во многих странах мусульманского Востока. Индийские луки распространяются вплоть до территории исторической Джунгарии. Татарин Губайдулла Амиров, волею судеб заброшенный в Индию в конце XVIII в., писал в своих воспоминаниях:

К северо-западу на один день ходу отстоит город Лагор. В городе домы и лавки каменные и кирпичные, улицы широки, базары хорошо убраны. В Лагоре находятся древние великолепные мечети и училища; библиотека довольно многочисленна на арабском и персидском языках. Магометанские жители отличаются чистописанием. Купцы приезжают для торгу со всех сторон. Здесь делаются луки и стрелы и особливо самые лучшие булатные сабли и ружья, которыми пользуется вся Индия. На фабриках делают много кисеи и других изделий. К востоку находится Зюнгория. … От него на 8 дней ходу к югу лежит древний город Накаур. … Строения и лавки каменные; жители индейцы и мусульманы, которых промысл состоит в изготовлении разных тканей; делают луки и стрелы.

Традиционный могольский лук, в отличие от индийского, именуемого дхану, носил название каман, заимствованное из персидского языка. Обычно каман не превышал 4 футов (120 см.) в длину и имел двойной изгиб . Для его изготовления использовались рог буйвола или дикого козла, дерево, бамбук, слоновая кость, сухожилия, животный клей и лак . Рукоять лука, именуемая кибитью, зачастую обтягивалась бархатом.

Английский автор У. Эгертон, начавший коллекционировать индийское оружие с 1855 г. и написавший на основе своей коллекции книгу, изданную в 1880 г., описывал конструкцию индо-персидских каманов следующим образом:

Вогнутая сторона лука (выпуклая, когда натянута) подклеена несколькими струнами из толстого кетгута для придания [ему] гибкости и силы. «Брюшко» лука сделано из рога буйвола или дикого козла, блестящего и черного, прекрасно отполированного, подклеенного к тонкой пластине из твердого и плотного дерева. Концы [лука] вырезаны в виде змеиных голов. Рог оставлен без отделки, в то время как деревянная основа раскрашена богатыми арабескам [в виде] птиц, цветов и фруктов, перемежающихся с позолотой.

Тетива называлась также по-персидски – зих или чилла. Для ее изготовления использовались прочные нити некрашеного шелка, свитые до толщины ости гусиного пера. В центре тетивы, в месте, где накладывается стрела, делалась дополнительная шелковая оплетка в длину 3-4 дюйма (7,5-10 см.). Поскольку в месте соприкосновения с концами лука тетива могла перетереться, то петли тетивы изготавливались из шелка другого цвета, и привязывались к самой тетиве специальным узлом. Зачастую использовались петли из шелка, выкрашенного в алый цвет, что составляло разительный контраст с белым цветом самой тетивы. Капитан Томас Вильямсон, служивший в Индии в конце XVIII – начале XIX вв., писал, что тетивы луков, использовавшихся для целевой стрельбы и охоты, изготавливались из жил, скрученных в нить, обмотанных шелком в центре и на концах.

Простые луки рядовых воинов были очень скромно украшены, сохраняя свою утилитарность:

Странно, что индийская роскошь не распространяется на оружие: до сих пор я не встречал еще ни одного порядочного лука.

В XIX в. лук постепенно превращается в статусное оружие, принадлежность высших феодалов. Например, русский путешественник А.Д. Салтыков посетил правителя города Танжор в 1841 г. и отметил, что среди парадного убранства имелись богато украшенные лук и стрелы:

Раджа, довольно тучный, тридцатилетний малый, с радушным видом пошел мне навстречу, поцеловал меня, взял меня под руку, пасынка под другую, уместил меня на седалище подле трона и воссел сам. По обеим сторонам трона были повешены лук, колчан, полный стрел, литых из золота, и украшенная драгоценными камнями сабля.

В 1845 г. он же рассказывал о посещении Джайпура:

Молодой махараджа Джайпура, тринадцатилетний ребенок очень некрасивой наружности, принял нас, сидя на троне. … Потом он встал с трона, пошел в зал для стрельбы, взял лук, стрелы и показал нам свое искусство в стрельбе.

Однако время от времени индийцы применяли луки и не в церемониальных или ритуальных целях. Например, в 1841 г. в Варанаси (Бенарес) феодалы выезжали в город, вооруженные луками:

Ходя по узким улицам Бенареса, думаешь, что видишь сон. … Порой проносятся чужеземные всадники на выкрашенных хной и индиго конях, с надетыми через плечо луком и стрелами без колчана за спиною, словно мифологические боги.

У. Форбс Митчелл, очевидец событий т.н. «восстания сипаев» в 1857-1858 гг., писал в своих «Воспоминаниях о Великом Мятеже», об использовании индийцами луков во время боев за Лакхнау в ноябре 1857 г.:

Среди сил, оборонявших Шах-Наджаф, кроме регулярных войск было множество лучников на стенах, вооруженных луками и стрелами, которые они выпускали с огромной силой и точностью. Сержант 93-го полка, поднявший голову над стеной, получил стрелу прямо в султан из перьев на форменной шапке. Другой человек, высунувший на мгновение голову из-за стены, получил стрелу прямо в голову, пробившую ему мозг. Древко вышло у него из затылка более, чем на фут. В отместку [наши] люди дали залп. Один из несчастных задержался над стеной чуть больше, чем нужно, и прежде, чем он опять скрылся в своем убежище, стрела угодила прямо ему в сердце, пройдя насквозь его тело и упав на землю в нескольких ярдах позади него. Он подскочил в воздухе футов на шесть и упал замертво.

Луки, как экзотическое восточное оружие, рано стали предметом коллекционирования европейских путешественников. В крупных городах Индии местные торговцы создавали магазины, торговавшие традиционным индийским оружием, в т.ч. луками.

Многие образцы индийского традиционного оружия перекочевали, таким образом, в зарубежные коллекции – в Европе с XIX в. широко распространилась мода на т.н. «восточные комнаты», убранные тахтами и коврами, на стенах которых были развешаны экзотические доспехи, клинки и прочие виды вооружения. Наиболее интересные по своему художественному оформлению луки изготавливались в Индии примерно до середины XIX в., в период, когда искусство стрельбы из лука еще не окончательно отошло в прошлое.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас