5 сообщений в этой теме

user posted image

Охрана В.И.Ленина, Горки 1922 год.

user posted image

1923 год, там же. Стоят (слева направо) — Проценко, Соколов, Суслин, Пидюра, Иванов, Пизин, Бельмас, Кулик, Проценко, Аликин.

Сидят — Тёркин, Пакалн (старший группы), Богданов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

user posted image

Ленин с группой товарищей.

Фотография - 1921-1922 (?) гг.

Справа рядом с Лениным - Николо Бомбачи (1879-1945) – итальянский политический деятель, в 1921 году вступил в итальянскую Компартию, с 1936 примкнул к Муссолини, занимал высокие посты в Республике Сало. Расстрелян в 1945 г.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

user posted image

Первый деревянный вариант мавзолея Ленина.

user posted image

Второй деревянный вариант мавзолея Ленина.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

user posted image

Мавзолей, хотя и деревянный, временного характера, но, предназначенный для могилы Ленина на Красной площади,— потребовал для своей композиции напряженного внимания, как со стороны типа, так и со стороны формы сооружения небольшого размера, стоящего на большой площади пред могучей исторической Кремлевской стеной.

Если начать мыслить исторически, то примеры монументальных сооружений памятников и алтарей у больших стен и башен городских или крепостных сооружений существовали еще в древнейшие времена античного мира. Начнем хотя бы со знаменитого, находящегося ныне в Берлинском музее, Бергамского [Пергамского] алтаря Зевсу с барельефами битвы богов с титанами. Этот алтарь по раскопкам Шлимана найден у стены троянского замка. Он низок и плосок, но, как изящный контраст, приковывает внимание и, не конкурируя со стеной, не пропадает и сам.

Другой пример — пирамида Цестия в Риме у porta St. Раоlо — несмотря на миниатюрный масштаб в отношении стен, выделяется четкостью своей пирамидальной формы. Тоже мы видим и на знаменитой римской via Аррiа, где целые группы мелких памятников были увязаны с гигантскими массивами стен.

Из примеров Ренессанса мы видим Logett'у Sansovino в Венеции у колокольни св. Марка,— маленькое изящное сооружение, стоящее у подножия величественной колокольни и также играющее контрастом. Но это прошлое,— настоящее обязывает к новому, но прошлое нас все-таки учит...

Дать дереву монументальные формы и не перейти в бутафорию — это была задача настоящего мавзолея. Общая форма была принята, как форма усеченной пирамиды, верх которой, в виде гробовой крышки, приподнят на небольших деревянных стойках черного цвета. Этот мотив дает завершение объему всего сооружения, аллегорически выражая идею увенчания в виде колоннады.

Такой верх покоится на ступенчатом сооружении, переходящем в куб, охватывающий склеп, к которому опускаются по лестницам, что и выражается формами пристроек и куда ведет средняя дверь.

Фасад охвачен двумя трибунами — это могила народного трибуна. Спокойная простая надпись „Ленин" указывает, кто здесь погребен. Пропорции и деления частей проекта разбиты по фигуре так называемого египетского треугольника с отношениями сторон 3X4Х5.

Обшивка досками взята вертикальная, уступчатая; скрепление специальными массивными гвоздями. Крыши медные, покрытие ступеней крьш — также. Окраска — легкий серый тон олифы для предохранения от порчи дерева; тяги, двери и колонны черного дуба.

Вокруг памятника несколько газонов, завязывающих его с общим кладбищем.

Срок окончания постройки 15-го апреля с.г.

[Из рассказа акад. А.В. Щусева студентам Московского архитектурного института в 1946 г. РГАЛИ, ф. 2466, оп. 1, д. 10, л. 2 — 12об.]

Была поставлена такая задача, что неизвестно — мавзолей должен быть временным или постоянным... Когда Ленин скончался, и его тело лежало еще в Доме Союзов, Политбюро собралось тут же в кабинете, и около 12 часов ночи за мной приехала машина, чтобы я немедленно ехал на заседание. Я приехал и тоже сел за круглый стол. Сидящие здесь, некоторые меня знали, некоторые не знали. И вот, говорят, что нужно сделать мавзолей, чтобы к телу Ленина можно было подойти и выйти другим входом. Может быть, это будет мавзолей постоянный, а может быть, мы тело потом сожжем. Мне сказали, что проект нужно сделать в одну ночь... Мне сказали: мы вам дадим инструмент, поезжайте и работайте. Я пригласил к себе покойного Л.А. Веснина. Была зима, земля была мерзлая, попробовали произвести взрывные работы. И вот я начал проектировать. Даю такой зал, где стоит гроб. Вы обходите его и выходите в другую дверь. Для венков нужно было сделать арки. Я все сделал. Настала весна. Меня опять вызвали и сказали, что много народу ходит смотреть на Ленина, и мы хотим сделать постоянный мавзолей...

Я стал вспоминать, как египтяне делали пирамиды, но тут рядом стоял на площади храм Василия Блаженного. Мне говорят, что я должен дать мавзолей выше Василия Блаженного. Я начал перебирать в голове, все вспоминать и нашел в раскопках, что под стенами Трои стояла маленькая вещь, но значительная. И вот, я сделал так. Некоторые говорили, что это не годится, а кое-кто соглашался со мной. Маяковский тогда обрушился на меня и говорил, что нужно поставить что-то вроде фабрики Моссельпрома. Я обиделся, жаловался правительству, что мне мешают работать и просил, чтобы перестали писать обо мне в газетах. Сделал я деревянное сооружение. Объявили конкурс. Представили проекты. Я их не видел. Прошло пять лет, и мне говорят, что мой мавзолей стал известен всему миру. И предлагают сделать его в граните, и что этот мавзолей должен быть трибуной, где стоят вожди и встречают демонстрации...

Такова идея моего мышления. Жизнь эту идею оправдала. И она дает как бы правильный образ, может быть, кто-нибудь мог предложить и другую идею, но я так решил, что это образ простой, массивный и живой.

[Цитата из книги Георгия Марченко «Карл Маркс?» (Б.м. Б.г.)]

Архитектор Щусев, построивший мавзолей Ленина, взял за основу проекта этого надгробного памятника — Пергамский алтарь. Это было в 1924 году. Известно, что Щусев получил тогда всю необходимую информацию от Фредерика Поульсена - признанного авторитета в археологии.

[В сноске Фомин добавляет:]

Любопытно и др. совпадение, обнаруженное нами недавно. Дело в том, что мавзолей Щусева как две капли воды похож на... Вавилонскую башню, реконструированную Домбартом (Мюнхен, 1915 [Theodor Dombart. Zikkurrat und Pyramide. Munchen, 1915]). Впоследствии эта реконструкция была отвергнута, но для нас важно другое: соответствие. См.: Проф. А.И. Сидоров. Очерки из истории техники. М. Гос. технич. изд. 1925. С. 59.

Упомянутая Фоминым книга Георгия Марченко (псевдоним) вышла на Западе в 70-х годах; не переиздавалась, отрывок из нее был напечатан в журнале Кубань (1991. №1, с. 41-54). К сожалению, в этой журнальной публикации фрагмент о мавзолее отсутствует. Удалось обнаружить и английский перевод фрагмента из книги Марченко, напечатанный, по словам переводчика, в киевской христианской газете "Предвестник" (1991. №2):

The Swedish paper “Svenska Dagbladet” reported the following on January 27, 1948:

1. After capturing Berlin, the Soviet Army removed the original Satanic altar to Moscow. (...)

2. Architect Schusev, who built Lenin’s tomb, took the Pergamos altar as the project prototype. This was in 1924. It’s a known fact that Schusev received all the needed information from Frederic Paulsen – an acknowledged authority in archeology.

Переводчик также отмечает, что книга Марченко представляет собой перевод на русский книги Ричарда Вурмбранда Marx & Satan.

На самом деле, Вурмбранд достаточно плодовитый автор. В его книге

Marx, Prophet of Darkness: Communism's Hidden Forces Revealed (1-е изд. 1983 г., 2-е, дополн. 1986 г.), с. 96-97:

Svenska Dagbladet (Stockholm) for 27 January 1948, reveals that:

1) The Soviet Army after the conquest of Berlin, carried off the Pergamos altar from Germany to Moscow. This tremendous structure measures 127 feet long by 120 feet wide by 40 feet high. (...)

2) The architect Stjusev, who built Lenin's mausoleum, used this altar of Satan as a model for the mausoleum in 1924.

В немецком переводе этой же книги Das andere Gesicht des Karl Marx (7-е изд., 1987. с. 107; 1-е изд. 1975 г.) указано также:

Stjusew erhielt damals die otwendigen Informationen von Frederik Poulsen, einer autoritat in archaologischen Kreisen.

Тем не менее, в библиографии Вурмбранд дает ссылку на Svenska Dagbladet не от 27-го, а от 17 января 1948, название статьи (в английском переводе) An Unforgettable Night, (в немецком переводе) Eine unvergeßliche Nacht – т.е. по-русски Незабываемая ночь.

Как бы там ни было, Щусев совершенно однозначно указал прототип первого деревянного мавзолея Ленина – Пергамский алтарь.

В этой связи возникают несколько вопросов:

– какую реконструкцию Пергамского алтаря он видел, и где; на мой взгляд, первый деревянный мавзолей Щусева и его эскизы не вполне походит на современную реконструкцию Пергамского алтаря;

– почему Щусев упомянул датского археолога Фредерика Поульсена (Frederik Poulsen) – тот, хотя и упоминал в своей книге Der Orient und die fruhgriechische Kunst о Пергамском алтаре, но сам был специалистом по этрусскому искусству;

– почему Щусев пишет о Пергамском алтаре как найденном Шлиманом у стен Трои. На самом деле, раскопки в Пергаме производил археолог Карл Хуман.

Также, было бы замечательно, если бы кто-то из читателей нашел возможность сделать фото реконструкции Вавилонской башни, предложенной Теодором Домбартом в его книге Zikkurrat und Pyramide.

user posted image

Пергамский алтарь

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас