Saygo

Царство Чу

2 сообщения в этой теме

Царство Чу – первое государство в северной части «прото-ЮВА»

(конец II – конец I тыс. до н.э.): периодизация истории в эпохи Западное и Восточное Чжоу (XI – III вв. до н.э.)

user posted image

В истории царства Чу могут быть выделены два этапа: I. самостоятельное царство (единое) – с конца XI по III вв. до н.э. (в эпохи Западное и Восточное Чжоу); II. в составе империи (разделенное) – последняя четверть III по I вв. до н.э. (в эпохи Цинь и Хань). В данной работе предпринята попытка разработать периодизацию первого этапа истории царства Чу. Титулатура второго этапа имеет иную структуру, поэтому в данной статье не рассматривается[1].

Царство Чу, располагавшееся на севере региона «прото-ЮВА»[2], занимало важнейшее место в политической и культурной жизни Дальнего Востока древности. Чуские правители объединяли вокруг себя мир притоков средней части р. Янцзы, также как и чжоуские ваны объединяли вокруг себя мир притоков средней части р. Хуанхэ.

Чу, будучи этнически чуждым, крупным рисоводческим государством, являлось самостоятельной силой, не было связано с «удельной» системой, из которой выросли хуаские царства. Чу обладало мощнейшей аграрной экономической базой, основанной на рисоводстве, чуждом просоводческим государствам бассейна р. Хуанхэ. Чуские правители всегда рассматривали свое государство как независящий от сакральной и политической власти чжоуского вана самостоятельный центр. Поэтому уже в 704 г. до н.э. чуский правитель Сюн-тун демонстративно присвоил себе высший в чжоуской иерархии знатности титул «ван»[3].

На протяжении всей истории Чу противопоставляло себя хуаским государствам и их степным гегемонам (от противостояния с царством Ци в VII в. до н.э. – до противостояния с Цинь в IV-III вв. до н.э.). Конец XII – XI в. до н.э. это время начала зафиксированных источниками контактов между государством хуася и Чу. В Х в. до н.э. походы войск чжоуского Чжао-вана (966 – 948) на Чу окончились гибелью самого вана и его шести армий. Успешно противостоять армиям хуася могла только организованная армия уже сложившегося государства. Об этом же говорят и сообщения о совместных с чжоусцами походах против жунов в правление Му-вана (947 – 928).

К IV-III вв. до н.э. Чу, как и Цинь, имело наибольшие по площади территории. Чу покорило все земли центральной и восточной части бассейна р. Янцзы и всего бассейна р. Хуайхэ. В конце III в. до н.э. царство Чу, являясь основным оппонентом объединителей Поднебесной, боролось за объединение древнекитайских и соседних с ними государств, но уступило в этой борьбе. Неудача Чу была связана с рядом причин, из которых следует выделить специфику ландшафта и этническое многообразие. Ядро хуаской государственности («срединные царства») находилось на равнинных землях долины р.Хуанхэ, хуасцы могли мобилизовать и сконцентрировать силы всех этих государств. На юге же из-за более сложного рельефа и изолированности аграрных районов, возможности такого объединения были значительно затруднены, требовали больше времени. Кроме этого, жители царств долины Хуанхэ этнически были гораздо ближе друг к другу, чем чусцы и покоренные ими аустроазиатские народы, жившие по течению Янцзы – прото-вьетского Юэ, прото-малайского (?) У, отчасти, тибето-бирманских царств Шу и Ба. Жители южных царств практиковали поливное рисоводство, а хуася – суходольное просоводство, поэтому рисоводы, могли захватить, но не могли заселить северные земли. Реки Ханьшуй и Хуайхэ являлись естественными границами Чу, У, Юэ на севере. За ними начиналась другая ландшафтная зона, другая климатическая среда.

Выделение периодов чуской истории во время правления у хуася династий Западное и Восточное Чжоу осуществлено на основе анализа титулатуры и имен правителей, которые упомянуты в главе 40 сочинения Сыма Цяня Шицзи («Исторические записки») Чу ши цзя («Наследственный дом княжества Чу»). Для этого мы попытались выявить в них повторяющиеся элементы и зафиксировать закономерности их изменения. Мы руководствовались универсальным для государств древности и средневековья историческим законом ритуальной и сакральной цельности института монархической власти, согласно которому изменения в титулатуре монархов является прямым следствием политических процессов – признаком завершения неких качественных изменений, произошедших в обществе. Были выявлены правления тех монархов, в титулатуре и именах которых появляются очевидные инновации, оказавшиеся перспективными и сохраненные у нескольких поколений правителей[4]. Начало правления этих монархов будем предварительно считать началом отдельных периодов в истории царства Чу.

Даты приводятся по принятым в науке хронологическим таблицам, составленными китайскими учеными и содержащихся во всех важнейших словарях. Ограниченность этих таблиц заключается в том, что они начинаются с 841 г. до н.э. Мы опустим заведомо мифическую часть чуского генеалогического списка, который у Сыма Цяня начинается от Чжуань-сюя, внука мифического первопредка хуася Хуанди – Желтого императора. Реальная часть генеалогического списка, по-видимому, начинается с чуского правителя Юй-сюна, который являлся современником и, как считает традиция, сподвижником чжоуского Вэнь-вана (вторая половина XI в. до н.э.). Всего в списке 44 правителя. Юй-сюн, согласно преданию, начиная от мифического Чжуань-сюя, внука Хуан-ди, был представителем 18 поколения. Предполагается, что его имя и дало титул чуских правителей.

Таблица № 1. Список правителей царства Чу

[/tr]
Титул, имя правителяГоды правления
I1.Юй-сюнВторая половина XI в. до н.э. Жил при чжоуском Вэнь-ване
2.Сюн ЛиXI в. до н.э.
3.Сюн КуанXI в. до н.э.
4.Сюн ИXI в. до н.э. Жил при чжоуском Чэн-ване (прав. 1024 – 1005)
5.Сюн АйX в.
6.Сюн ДаньX в.
7.Сюн ШэнX в.
8.Сюн ЯнX – IX вв.
9.Сюн Цюй? – ум. ок. 857-856
10.Сюн Чжи-хунок. 856
11.Сюн Яньок. 856 – 847
12.Сюн Юн846 – 837
13.Сюн Янь837 – 828
14.Сюн Шуан827 – 822
15.Сюн Сюнь821 – 800
16.Сюн Э (имя Ни)799 – 791
II17.Сюн И (Жо Ао)790 – 764
18.Сюн Кань (Сяо Ао)763 – 758
19.Сюн Шунь (Фэнь Мао)757 – 741
III20.Сюн Тун (чуский У-ван)740 – 690
21.Сюн Цзы (чуский Вэнь-ван)689 – 677
22.Сюн Цзянь (Чжуан Ао, Ду Ао)676 – 672
IV23.Чэн-ван (имя Юнь)671 – 626
24.Му-ван (имя Шан-чэн)625 – 614
25.Чжуан-ван (имя Люй)613 – 591
26.Гун-ван (имя Шэнь)590 – 560
27.Кан-ван (имя Чжао)559 – 545
28.Цзя Ао544 – 541
29.Лин-ван (имя Вэй)540 – 529
30.Пин-ван (чуский титул Сюн Цзюй, имя Ци Цзи)528 – 516
31.Чжао-ван (имя Чжэнь)515 – 489
32.Хуй-ван (имя Чжан)488 – 432
33.Цзянь-ван (имя Чжун)431 – 408
34.Шэн-ван (имя Дан)407 – 402
V35.Дао-ван (чуский титул Сюн И)401 – 381
36.Су-ван (имя Цзан)380 – 370
37.Сюань-ван (чуский титул Сюн Лян Фу)369 – 340
38.Вэй-ван (чуский титул Сюн Шан)339 – 329
39.Хуай-ван (чуский титул Сюн Хуай)328 – 299
40.Цинсян-ван (имя Хэн)298 – 263
41.Каоле-ван (чуский титул Сюн Юань)262 – 238
VI42.Ю-ван (имя Хань)237 – 228
43.Ай-ван (имя Ю)228 – 227
44.Ван Фучу227 – 223

Рассмотрим эти периоды.

1. от Юй-сюна до Сюн Э (с XI в. по 791)

16 правлений, протяженность ок. 250 лет. Средний срок правления: 14,7 лет

Для него характерно обязательное упоминание слова «сюн» (熊), который, по-видимому, являлся традиционным княжеским титулом правителей Чу.

В этот период чуские правители чжоускую титулатуру не использовали, хотя формально начиная уже с Сюн И (XI в. до н.э.) имели чжоуский титул цзы. Исключением являлся правитель Сюн Цюй, который еще в середине IX в. наделив своих сыновей уделами, присвоил им чжоуский титул «ван», чем поставил себя выше Чжоу. Данный акт носил явно демонстративный характер. Чуский правитель осознано принизил величие чжоуского титула «ван» – сыновья-ваны были подчинены отцу и признавали его сюзеренитет. Примерно через два десятка лет он же их и отменил. Это время становления самостоятельной чуской государственности.

2. от Сюн И до Сюн Шуня (790 по 741 г.)

3 правления, протяженность 50 лет. Средний срок правления: 16,6 лет

В этот период появляется инновация: во втором имени правителя появляется слово «ао» (в одном случае – «мао», видимо, вариант записи слова «ао»). Поскольку «ао» – входит в название специфических чуских должностей, например, моао (аналог чжоуского дасыма – главный военачальник), то можно предположить, что оно являлось элементом и титулатуры правителя. По-видимому, это время появления новой политической силы и поиска различных путей развития чуского государства.

3. от Сюн Туна до Сюн Цзяня (с 741 по 670 г.)

3 правления, протяженность 70 лет. Средний срок правления: 23,3. года.

В этот период во второй раз появился и уже навсегда закрепился чжоуский титул «ван», который использовался наряду с чуским. Чуские правители больше никогда не отказывались от этого титула и всегда считали себя равным чжоускому вану. Принятие чжоуского титула «ван» чуским Сюн Туном (740 – 689) произошло в начале периода Чуньцю (770 – 476).

Принятие титула «ван» было связано с осознанием начала нового периода в чуской истории. Это свидетельство коренных изменений в оформлении института монархической власти в Чу и начала нового периода ее истории, сопровождавшийся усилением центральной власти. Это же и вызов Чжоу, заявка на долгосрочный конфликт.

Следует подчеркнуть, что титул «ван» чуские правители присвоили себе сами. Ранее «ваном» считался только сам правитель Чжоу – Сын Неба.

Важно, что одновременно сохраняются чуские двусложные титулы с «сюн». В конце этого периода, возможно, произошла временная реставрация, победа консерваторов-традиционалистов – у последнего правителя этого периода Сюн Цзяня (он же Чжуан Ао, 676 – 672) не указан чжоуский титул, а указаны титул и имя, как у последних правителей первого периода, – первый с «сюн» в начале, второе – с «ао» на конце, как у правителей второго периода. Поскольку первый иероглиф во втором имени «чжуан» – чжоуский, то здесь чуское «ао» заменило чжоуское «ван». Это может указывать на существование при чуском дворе борьбы между некоторыми силами, стоявшими за двумя разными титулами «ван» и «ао». Возможно, речь шла о сторонниках и противниках наметившегося пути развития чуской государственности. В целом же, первые этапы формирования чуской государственности завершены, начинается период усиления и роста.

4. от Чэн-вана до Шэн-вана (с 671 по 402 г.)

12 правлений, протяженность 270 лет. Средний срок правления: 22,5 года.

Длительный период. Для него характерно указание титулатуры максимально приближенной к чжоуской модели – первое слово характерно для титулатуры многих хуаских правителей, и также упоминается собственное имя, состоящее из одного слова. Появление «сюн» или «ао» являются исключением. Перед чуским Лин-ваном (540 – 529) правил монарх с чуским титулом «ао» – Цзя Ао (544 – 539), а следующий за Лин-ваном Пин-ван (528 – 516) имел, единственный из правителей этого периода, чжоуское имя и чуский титул «сюн», Сюн Цзюй.

Интересно, что в чжоуской по типу титулатуре двух последних правителей этого периода, Цзянь-вана (431 – 408) и Шэн-вана (407 – 402), использованы иероглифы, которые отсутствуют у ванов княжества Чжоу. Они встречаются только в титулах правителей двух периферийных княжеств– северного Янь и южного Чжай[5]. Это признак какой-то скрытой борьбы с устоявшейся «нормой» и маркер завершения периода в истории. В целом это период расцвета чуского государства.

5. от Дао-вана до Каоле-вана (с 401 по 238 г.)

7 правлений, протяженность 164 года. Средний срок правления: 23,4 года.

Приходится на период Чжаньго (475 – 221). Сохраняются чжоуские титулы, но при этом односложные собственные имена не указываются, а указываются традиционные двусложные чуские имена-титулы со словом «сюн» в начале. Исключения: Су-ван (380 – 370) и Цинсян-ван (298 – 263). Обратим внимание на то, что у последних двух правителей этого периода Цинсян-вана и Каоле-вана перед титулом ван стоят имена из двух знаков, а не одного, как раньше. Это может являться признаком отхода от копирования чжоуского титула. В этом отношении, период пять противопоставлен периоду четыре. Можно предположить, для «внешнего» пользования существовал чжоуский титул, а для «внутреннего» – все чаще исконный чуский «сюн». Возможно, это связано с тем, что в условиях усиления борьбы между царствами, чусцами предпринимались попытки найти резервы для усиления (подъема духа, самосознания и т.п.) при помощи обращения к славному прошлому своих предков. Это период переломный – от максимума усиления к своему закату.

6. от Ю-вана до Вана Фучу (с 237 по 223 г.)

3 правления, протяженность 15 лет. Средний срок правления: 5 лет.

Завершающий период истории чуского независимого государства в эпоху Восточное Чжоу проходится на конец Чжаньго. Временное возвращение к ситуации четвертого периода. Пропадает упоминание чуского титула «сюн», что может быть признаком ослабления или, скорее, сближения с хуася. Титул последнего правителя не соответствуют сложившимся закономерностям – слово «ван» стоит в начале как фамильный иероглиф, а не титул в чжоуской модели, а затем следуют два знака имени – Фучу. Это имя состоит из двух знаков, которые не имеют отношения к чжоуской системе имен правителя, связанных с титулом «ван». Возможно, принимая такой титул, этот правитель копировал форму традиционную чускую форму с «сюн» впереди – слово «ван» заменило «сюн». В этом следы разрушения нормы, предощущение финала – в 233 г. Чу было захвачено царством Цинь, а в 207 г. поделено на четыре части. Это конец единого чуского государства.

Итак, анализ титулатуры позволяет выдвинуть предположение о наличии в истории Чу до середины III в до н.э. шести периодов (см. Таблицу № 2). Естественно, что данная периодизация должна быть подтверждена и уточнена результатами тщательного анализа истории царства Чу.

Таблица № 2. Периоды в истории государства Чу

[tr]
ПериодЧисло правителейПротяженностьСредний срок правления
1от Юй-сюна до Сюн Э (со второй пол. XI в. по 791)16ок. 250 лет.14,7 лет
2от Сюн И до Сюн Шунь (790 по 741 г.).350 лет16,6 лет
3от Сюн Туна до Сюн Цзяня (с 741 по 670 г.)370 лет23,3. года.
4от Чэн-вана до Шэн-вана (с 671 по 402 г.)12270 лет22,5 года
5от Дао-вана до Каоле-вана (с 401 по 238 г.)7164 года.23,4 года
6от Ю-вана до Вана Фучу (с 237 по 223 г.)315 лет.5 лет

Первые три периода можно считать временем становления, когда происходил поиск путей формирования чуского государства, вторые два – временем зрелости, когда чуская государственная модель приняла присущие ей черты, последний – распад исходной модели, завершение этапа существования Чу как мощного самостоятельного государства.

То, что эти периоды не совпадают с периодами истории хуаских государств (сравните: Западное Чжоу 1027 – 771; Восточное Чжоу 770 – 256, включает в себя Чуньцю 770 – 476, Чжаньго 475 – 221), говорит о том, что государственность в Чу развивалось по своим законам. Но то, что они в целом сопоставимы, говорит, что общества чусцев и хуасцев развивались во многом параллельно, оказывая друг на друга влияние.

Мы можем проследить этапы формирования и распада системы титулования, а также увидеть некие повторы и преемственность между периодами в истории государства. Как и в любом обществе, в Чу силы «модернизаторов» боролось с силами «консерваторов» – в четвертый период были попытки восстановления системы периода два, а в пятый – периода три.

В завершение следует добавить, что на этом история Чу не заканчивается. Следующий цикл чуской истории – совпал с объединением Восточной Азии и части «прото-ЮВА» в рамках империи Цинь, затем – Западная Хань. Он длился около двух столетий, в течение которых проходила интеграция чуских земель в состав китайской империи. При д. Цинь чусцы были первыми, кто поднял антициньскую борьбу и восстановили независимость (209 г.). При д. Хань огромная территория Чу была расчленена. Основными были: восточные земли (царство Чу)[6], южные (царство Чанша)[7], а также западные (область Цзин). Постепенно, в течении более, чем полутора столетий, отдельные части теряли особый статус царств и превращались в обычные территориальные подразделения империи.

Примечания

1. См. доклад в данном сборнике «Мифическая часть генеалогии правителей царства Чу (конец II– конец I тыс. до н.э.)».

2. «Прото-ЮВА» – мировой регион до начала новой эры. В его состав входил весь совр. регион ЮВА, а также земли совр. Китая южнее р. Хуайхэ.

3. Для сравнения скажем, что правители царства Цинь официально стали именоваться ванами только с 325 г.

4. Являлись ли все эти титулы посмертными почетными храмовыми титулами (ши 諡) или были приняты при жизни монарха, еще требуется уточнения, но это не повлияет на полученные выводы. При чуском дворе все они назывались «ванами».

5. Чжай 蔡 – название этого царства часто не совсем точно передается по первому чтению иероглифа цай.

6. Столица западного царства Чу, город Пэнчэн, располагалась на востоке территории Чу времен Чжаньго, в землях к северу от р. Хуайхэ, недалеко от совр. г. Сюйчжоу в пров. Цзянсу. Чу с центром в Пэнчэне было ликвидировано в 68 г.

7. Княжество Чанша располагалось в бассейне р. Сяншуй, на юге граничило с вьетским государством Наньюэ, расположенным на территории совр. пров. Гуандун и Гуанси. Между ними были конфликты. Первым правителем княжества Чанша по указу Ханьского императора от 202 г. стал У Жуй, который ранее в 206 г. во главе отрядов, состоящих из представителей народов байюэ (букв. всех вьетов), населявших территории южнее хребтов Улин, включился в войско чуского полководца Сян Юя.

Автор: Ульянов М.Ю.

Опубл.: Ульянов М.Ю. Царство Чу – первое государство в северной части «прото-ЮВА» // Научная конференции «Ломоносовские чтения», апрель 2002 г., Востоковедение. Тезисы докладов. М., 2002, с. 65-73.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мифическая часть генеалогии правителей царства Чу

(конец II – конец I тыс. до н.э.)

До сих пор в исторической науке преобладает «моноцентричное» видение древней истории Китая – ядро в долине Хуанхэ, а по окраинам – размытая варварская и полуварварская периферия. Результаты исследований последних десятилетий убеждают в необходимости «полицентричного» подхода. Стало очевидным, что кроме хуаского центра в долине Хуанхэ, были центры самобытной государственности нехуася (аустронезийцев и др. народов), например, на территории пров. Сычуань (царства Ба и Шу), пров. Хубэй и Хунань (царство Чу), пров. Цзянсу и Чжэцзян (царства У и Юэ), а также царства Дянь и Елан в Юго-Западной части КНР.

Важнейшее место в политической и культурной жизни Дальнего Востока древности занимало царство Чу. Именно Чу стало одним из двух царств (наряду с Цинь), боровшихся за объединение государств Восточной Азии и «прото-ЮВА».

Можно спорить о том, когда чусцы влились в хуаский этнос, но нельзя отрицать, что вклад чусцев в создание единой китайской культуры сопоставим с вкладом северных соседей – достаточно упомянуть даосизм и авторскую поэзию, берущую начало от Цюй Юаня (ок. 378 – ок. 278 гг. до н.э.). Поэтому изучение истории этого царства важнейшая составляющая изучения истории Дальнего Востока в древности.

Одна из задач – исследование генеалогии правителей царства Чу. Их перечень в наиболее полном виде содержится в источниках эпохи Западная Хань (206 г. до н.э. – 8 г н.э.). Это накладывает некие ограничения, поскольку, как и любая поздняя запись – является результатом определенного обобщения. Как и генеалогии многих царских родов древности, она разделяется на мифическую и историческую части. Мифическая часть, как правило, подвержена искажениям в основном идеологического характера (привязывание к более ранней авторитетной династии, зачастую иноземной), а реальная – механического (любые деформации вплоть до уничтожения памятника при передаче), но именно она чаще всего становилась самой ранней частью изложения реальной истории, вокруг которой и вырастала летопись. Рассмотрение реальной части генеалогии позволило выдвинуть гипотезы о периодизации истории царства Чу[1]. Данная же работа посвящена рассмотрению ее мифической части, что позволит увидеть особенности идеологемы возникновения и утверждения легитимности власти чуских правителей.

Генеалогия правителей царства Чу восстанавливается на основе сообщений цзюаня 40 сочинения Сыма Цяня Шицзи («Исторические записки», конец II – нач. I в. до н.э.) – Чу ши цзя («Наследственный дом княжества Чу»). Мифическая часть генеалогии и начало исторической части с некоторыми различиями содержится также в цзюане 63 другого памятника ханьского времени Да Дай Лицзи 大戴礼记 («Записки о ритуалах» [по версии] старшего Дая») – Диси («Генеалогия императоров»[2]). Наличие в нем упоминаний нескольких поколений исторических правителей Чу, свидетельствует об особом интересе к этому царству в ханьское время.

В научном осмыслении китайской мифологии еще нет устоявшихся целостных концепций. Еще не созданы итоговые труды по типу А.Ф. Лосева «Мифология греков и римлян», «Диалектика мифа» и др. Поэтому мы ограничились некоторыми наблюдениями и гипотезами, что позволит очертить проблемы, связанные с изучением мифической составляющей исторического предания царства Чу.

Родословное древо правителей Чу начинается с внука мифического первопредка хуася Хуан-ди – Чжуань-сюя, в чем усматривается одно из проявлений претензий чусцев на равенство с шанцами и чжоусцами по происхождению. Ведь, согласно мифологическому преданию, отраженном в Шицзи, потомками Хуан-ди являются все первые мифические правители Поднебесной: через правнука Хуан-ди по имени Ди Ку – мифический император Яо (он внук Ди Ку), через Чжуань-сюя по разным линиям – Шунь (он потомок Чжуань-сюя в седьмом поколении) и Юй (он внук Чжуань-сюя), а также – первопредки исторических династий: Шан (Се – сын второй жены Ди Ку) и Чжоу (Хоу-цзи – сын первой жены Ди Ку).

Как видим, Чжуань-сюй, мифический первопредок чуских правителей (и, кстати, циньских, ведущих свою родословную от его внучки) был на одно поколение старше, чем Ди Ку – первопредок шанцев и чжоусцев. За этим может стоять идея, созвучная реалиям эпохи Восточное Чжоу, когда Шан давно было уничтожено, а Чжоу ослабевало, и когда между Цинь и Чу велась борьба за объединение царств Дальнего Востока. Объединитель был просто обязан принадлежать к хуася.

Возникает вопрос, когда сформировалась такая модельмифической части генеалогии чуских правителей. Более или менее однозначно можно отметить ее верхнюю границу: благодаря тому, что Чжуань-сюй в качестве прародителя упомянут в поэме великого чуского поэта, ставшего первым общекитайским поэтом, Цюй Юаня Лисао («Скорбь отлученного»), мы знаем, что в IV в. до н.э. она уже существовала.

Что касается нижней временной границы, то, очевидно, что проблема установления истоков мифологической части генеалогии чуских правителей связана с проблемой корней правящей в Чу династии. Здесь, на мой взгляд, возможны две основные версии. Каждая из них определяет свой путь решения проблемы, когда данная модель была «привязана» к исходной хуаской модели:

1. первый исторический правитель Чу Юй-сюн (鬻熊) и его ближайшие потомки были не чусцами, а являлись выходцами с севера. Получив во владение земли в Чу, они срослись с местной правящей элитой и дали начало правящей династии (как Рюрик на Руси или Чжао То в Намвьете). В этом случае это переданный потомкам родовой миф предков Юй-сюна.

2. Юй-сюн был чусцем, который, как и правители большого числа других нехуаских народов, поддержали чжоусцев в свержении Шан: Юн (庸), Шу (蜀), Цян (羌), Мао (髳), Вэй (微), Лу (纑 –Шицзи, 盧 – Шаншу), Пэн (彭) и Пу (濮). Все они ближайшие соседи Чу. В этом случае, вероятнее всего, правящий род уже имел генеалогический миф, а «привязка» к хуаскому первопредку через его внука, присущее правящим родам и других нехуаских царств, явление более позднее, отразившее идеологическую борьбу царств эпохи Восточное Чжоу.

Не имея достаточно материала для однозначного ответа, приведем три основные гипотезы о времени формирования данной концепции:

1. ХI в. до н.э. – время правления первых исторических монархов Чу: Юй-сюна, исторического предка чуских правителей, который, согласно Шицзи, являлся сподвижником чжоуских Вэнь-вана и У-вана; его сына Сюн Ли, который, согласно Мо-цзы (раздел «Фэйгун»), первый получил удел в землях Чу, или его правнука Сюн И, который жил при третьем чжоуском монархе – Чэн-ване (прав. 1024 – 1005) и правил в землях Чу.

2. VIII –VII вв. до н.э. – время правления чуского правителя У-вана (740 – 689), когда привязка к общим с хуася предкам могла являться идеологической составляющей восприятия чжоуской титулатуры, или в правление чуского Чжуан-вана (613 – 591), заявившем о правах на символ власти чжоуских ванов – девять треножников.

3. VI – V вв. до н.э. – время усиления соперничества между Чу и Цинь. Ведь правители исторически более позднего царства Цинь, являясь соперника Чу за объединение государств Дальнего Востока, также возводили свою линию к потомкам Чжуань-сюя, точнее к его внучке, что, возможно, являлось продолжением непрекращающейся конкурентной борьбы.

Рассмотрим подробнее сообщения о Чжуань-сюе в древнейшей мифологии, известной нам по материалам Шаньхайцзина («Канон гор и морей»). В этом памятнике его имя встречается чаще имен других мифологических предков. Это свидетельствует о том, что Чжуань-сюй был одним из наиболее популярных персонажей доханьской мифологии. Столь же популярным был только Предок Цзюнь, согласно Шаньхайцзину, отец первопредка чжоусцев, их культурного героя Хоу-цзи (Царь-Просо).

Таблица № 1. Предки (ди) в Шаньхайцзине

user posted image

Анализ контекстов упоминания Чжуань-сюя в Шаньхайцзине показал, что сообщения, собранные в памятнике, представляют разные локальные традиции и относятся к разным эпохам. О его деяниях практически не говорится, большая часть контекстов связана с генеалогическим мифом, где упомянуты его потомки в связи со следующими сюжетами: его потомки (сыновья, 8 случаев), его мать, факт его рождения, место захоронения (гора Фуюй, 3 случая), место воспитания, имя наставника Шао-хао, умирание и воскрешение. Заметим, что популярность Чжуань-сюя делала его наиболее возможным потенциальным предком при создании мифической части генеалогии, отсюда и большое число упоминаний его в качестве предка различных родов

Наиболее важно указание места захоронения Чжуань-сюя, что дает привязку к землям, расположенным на стыке между замлями Чжоу, Цинь, Ба и Чу – истоки р. Ханьшуй: «Река Хань (漢水) вытекает с горы Фуюй (鮒魚). На ее южном склоне похоронен предок Чжуань-сюй, на ее северном склоне похоронено девять Праматерей (Цзю Пинь, 九嬪). Четыре змеи охраняют их» (Цз. 13).

Чжуань-сюй упомянут и в других памятниках, например, Ле-цзы (IV в. до н.э.?, близкое сообщение есть в Хуайнаньцзы, II в. до н.э.) и Люйши чуньцю(III в. до н.э.). В Ле-цзы и Хуайнаньцзы, говорится, что Чжуань-сюй, как и в более позднее мифологическое время его внук Юй (по версии Сыма Цяня), вел борьбу с водной стихией. Но как представитель более раннего поколения богов, он сражается с Божеством Разливов – Гунгуном, а Юй уже обладал чертами культурного героя и занимался мирным землеустроительством. В Люйши чуньцю с Чуань-сюем связан сугубо южный мотив «дракон – облако –– вода –– рыба».

В генеалогии чуских правителей после Чжуань-сюя между версиями Шицзи и Шаньхайцзина есть расхождения – в версии Сыма Цяня отсутствует одно поколение, указано, что имя отца Чжуань-сюя звучит «Чан-и», а в Шаньхацзине (Цз.18) Чан-и назван дедом Чжуань-сюя, а отцом – Хань-лю.

Генеалогия мифических представителей такова:

1. Хуан-ди (黄帝) –– 2. Чан-и (昌意) –– 3. Чжуань-сюй (顓頊) –– 4. Чэн (稱) –– 5. Цзюань-чжан (卷章) –– 6. Чжун-ли (重黎), служилу Ди Ку (帝喾) в качестве управителя огнем – хочжэн, был казнен) и его младший брат У-хуй (吳回, прозвище Чжу-жун 祝融) –– 7. Лу-чжун (陸終) –– 8. Кунь-у (昆吾), Цань-ху (參胡), Пэн-цзу (彭祖), Куай-жэнь (會人), Цаосин (曹姓, фамилия Цао), Цзи-лянь (季連, фамилия Ми 羋, его потомки – предки чуских правителей)

Общая генеалогическая линия: Хуан-ди –– Чан-и –– Чжуань-сюй –– Чэн –– Цзюань-чжан (=Лао-тун)[3] – Чжун-ли и Чжу-жун–Лу-чжун – Цзи-лянь прослеживается в обоих памятниках. В отличие от Шицзи, в Шаньхайцзине и Да Дай Лицзи среди сыновей Чжуань-сюя Чэн (稱) не упомянут. Однако, в «южном» цзюане № 15 («Канон великих пустынь Юга», 7) указано, что сын Чжуань-сюя жил у горы Чэн (成). Хотя название горы и записано иным знаком, но сейчас и, по-видимому, в древности оно звучало одинаково и, возможно, название горы совпадало с именем сына.

Анализ первых восьми поколений мифических предков чуских правителей показал, что Шаньхайцзин фиксирует более архаичные версии мифологических генеалогий и мифологических сюжетов, внутри них две различают линии – для «западных» и «южных» цзюаней памятника. Сыма Цяня отразил более позднюю версию, сведя эти две линии воедино. Так, в «западных» цзюанях Шаньхайцзина выстраивается линия от Хуан-ди до Чжу-жуна (без Чэна), а в «южных», что крайне важно, есть недостающие звенья, указаны и Чэн – сын Чжуань-сюя, и внук Чжу-жуна – Цзи-юй 季禺 (= Цзи-лянь 季连), от которого согласно Сыма Цяню, и пошли предки чуских правителей. В Шицзи сказано: «Цзи-лянь носил фамилию Ми, и именно его потомки – правители дома Чу».

Далее в Шицзи указаны сын и внук Цзи-ляня:

9. Фу-цзуй (附沮) –– 10. Сюэ-сюн (穴熊) потомок Чжу-жуна в 5 поколении[4] –– ? (период Шан-Инь пропущено несколько поколений)[5] –– Юй-сюн (鬻熊)

Очевидно, что пропуск в генеалогии между Сюэ-сюном и Юй-сюном и есть место «склепки» мифической и реальной частей, где мифическое время соединено со временем историческим. Об этом свидетельствует сообщение Шицзи: «Потомки Сюэ-сюна ослабли, некоторые из них жили в срединных царствах, другие – среди [народов] мань и и. Поэтому невозможно записать [смену их] поколений». Ясно, что несколько поколений неупомянутых предшественников Юй-сюна уже правили в Чу. Время же правления самого Юй-сюна фиксируется в Шицзи – он современник и соратник чжоуского Вэнь-вана (ум. в 1027 г.). О том, кто правил в Чу во время существования в долине Хуанхэ государства Шан до него, не сообщается, но нам известно, что шанцы были знакомы с Чу по крайней мере уже с XII в. до н.э. В Шицзине («Книга песен»), раздел «Гимны дома Шан», в гимне Инь У («Иньское воинство»)[6] есть сообщение о Чу, по-видимому, уже как о государстве.

Итак, можно предположить, что возведение генеалогии к общекитайским мифическим персонажам было нормой при записи генеалогии правителей изначально нехуаских государств. Подключение предков правящих родов во имя обоснования легитимности своей династии к китайскому пантеону хорошо известно в истории стран Дальнего Востока. Родословные правителей именно периферийных по отношению к «срединным государствам» долины р. Хуанхэ царств были «привязаны» к потомкам первопредка хуася Хуан-ди. Например, у правителей юго-восточного царства Чэнь – к Шуню, восточных царств Ци (杞) и Юэ – к Юю. Происхождение же правителей большинства Срединных государств было связано с домом Чжоу (только Сун – с Шан) и в дополнительной привязке не нуждалось. Можно предположить, что в древности и раннем средневековье возведение генеалогии к легендарному Хуан-ди или, точнее, к различным ветвям его потомков, носило надъэтнический характер. Так и род одного из самых видных деятелей корейской истории (государство Силла) Ким Юсина (VII в. н.э.) вел свое начало от Хуан-ди по линии Шао-хао[7].

Заметим, что в мифологической части генеалогии чуских правителей встречаются божества древнего слоя – хтонические и землеустроители, но нет культурных героев обучавших предков чусцев земледелию, ремеслам и т.п., как Хоу-цзи у чжоусцев. Поэтому, если исходить из того, что правящая династия берет истоки в самом Чу, то нельзя исключить, что чуская версия мифической генеалогии предков своих правителей, была иной и уходила корнями к собственно чуским божествам. Если считать, что Сыма Цянь излагает сравнительно позднюю (синизированную) версию генеалогического мифа, то можно предположить, что изначально могло быть, например, некое чуское божество, по функциям близкое к Чжуань-сюю, при выходе чусцев на общекитайскую историческую арену получивший имя Чжуань-сюя. Такое обозначение местных божеств именами общепринятых богов – распространенное явление (ср. с различными Зевсами, Дионисами предков греков в Малой Азии и различных областей Балканского полуострова, а также мифологему Загрея у критян). Привязка к хуаскому Чжуань-сюю повлекла за собой замену нескольких поколений чуских божеств, что и привело к отсутствию в генеалогии божеств последнего поколения – культурных героев.

Примечания

1. См. доклад на пленарном заседании «Царство Чу – первое государство в северной части «прото-ЮВА» (конец XII – конец I тыс. до н.э.): периодизация истории в эпохи Западное и Восточное Чжоу (XI – III вв. до н.э.).

2. Близкое сообщение было в утерянном и известном ныне по цитатам, видимо, доханьском памятнике Шибэнь («Происхождение поколений»).

3. Цзюань-чжан – в Да Дай Лицзи и Шаньхайцзине его имя записывается иными иероглифами и читается Лао-тун 老童.

4. В Да Дай Лицзи мы встречаем иной иероглифический вариант записи имен этих двух правителей. В нем говорится: «Цзи-лянь родил Ши-цзу (什祖), Ши-цзу родил Нэй-сюна (内熊)».

5. Сколько поколений пропущено сказать сложно. Варианты встречаются в комментаторской традиции, например, в комментарии Ду Юя (д.Тан) к сообщению Чуньцю и Цзочжуань (Си-гун, 26-ой г., 6) есть упоминание о том, что Юй-сюн как потомок Чжу-жуна в 12 поколении. Соответственно, между Сюэ-сюном и Юй-сюном пропущено шесть поколений чуских правителей, жизнь которых приходится на время Шан, а начиная с Чжуань-сюя, Сюэ-сюн является представителем 18 поколения правителей.

6. Вероятно, речь идет о времени У-дина, правителя государства Шан, который по мнению Чэнь Мэн-цзя, правил с 1238 по 1180 гг. до н.э.

7. Ким Бусик. Сам гук саги («Исторические записи трех государств»). Книга 41, Биографии, часть 1.

Автор: Ульянов М.Ю.

Опубл.: Ульянов М.Ю. Мифическая часть генеалогии правителей царства Чу // Научная конференции «Ломоносовские чтения», апрель 2002 г., Востоковедение. Тезисы докладов. М., 2002 (0,7 а.л.), с. 14 -22.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас