Saygo

Варвары в армии Александра Македонского

5 сообщений в этой теме

Л.П. Маринович

ЕВРОПЕЙСКИЕ ВАРВАРЫ В АРМИИ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО

«Греки и варвары» - одна из «вечных» тем антиковедения. Этому сюжету посвящено огромное число исследований. Сейчас, в общем, все согласны в том, что противопоставление «греки» / «варвары» возникло в период архаики. В это время оно являлось чисто описательным. В нем осуществлялось универсальное противопоставление типа: «мы» / «они», «свои» / «чужие», «говорящие на греческом языке» / «не говорящие на греческом языке». Завоевание персами греческих полисов Малой Азии впервые внесло в эту дихотомию негативные элементы, но только нашествия на Грецию армий Дария и Ксеркса сформировали окончательно негативный образ «варвара», который приобрел даже несколько расистский оттенок в трудах греческих интеллектуалов IV в. до н. э., особенно Аристотеля{1}.

Однако многие аспекты проблемы остаются еще весьма мало исследованными. К числу их относится, например, вопрос о взаимоотношении теории и практики. В какой степени убежденность в своем превосходстве над варварами «участвовала» в выработке конкретного решения при взаимодействии, например, эллина и перса? В частности, что ощущали спартанские цари и навархи в годы Пелопонесской войны, когда им, явно убежденным в своем превосходстве над варварами, приходилось униженно выпрашивать деньги у персидских сатрапов для продолжения войны с Афинами? Из такого подхода естественно вытекает и более важный вопрос - какую роль играли подобные эмоции при определении конкретной политики? Число подобных вопросов велико, но они весьма редко становятся объектами исследования.

В данной небольшой статье мы попытаемся рассмотреть один из многих аспектов данной проблемы, а именно вопрос о месте европейских варваров в армии Александра Македонского. Бесспорно, что с самого начала похода армия македонского царя была разноэтничной. Помимо македонского ядра в ней присутствовали греки (как в качестве союзников, посланных полисами Коринфской лиги, так и в качестве наемников), а также представители ряда народов, соседних с Македонией, в той или иной степени зависящих от нее{2}. Во время осады Тира Александр использовал корабли иных финикийских городов. На заключительном этапе похода в состав армии были включены отряды некоторых центральноазиатских народов{3}. Наконец, одним из последних мероприятий царя была попытка реформы ядра армии, состоявшая во включении в состав фаланги молодых персов.

В огромной литературе, посвященной Александру Македонскому, достаточно серьезное внимание уделяется представителям народов Востока в составе его вооруженных сил, но в то же самое время проблема европейских варваров не привлекает столь пристального внимания. Литература, посвященная данной проблеме, ограничивалась, главным образом, исследованием вопросов военно-технического характера{4}.

Как обычно, основной материал дает нам сочинение Арриана, хотя некоторые свидетельства есть и у других авторов. Ближайшими соседями Македонии являлись фракийцы и иллирийцы. Соответственно, представители этих народов действуют и в сообщениях источников: фракийцы (Θρᾳκός) (см. Приложение 1) и иллирийцы (Ἰλλυριοί) (см. Приложение 2). Однако необходимо учитывать один нюанс: согласно современным представлениям, целый ряд этнических образований, упомянутых в источниках, таких как пеоны (пαιονες) (см. Приложение 3), одрисы (оδρύσαι) (см. Приложение 4), трибалы (τριβαλλоι) (см. Приложение 5), агриане (άγριἄνες) (см. Приложение 6), принадлежат к числу фракийских народов. В то же самое время в наших источниках они упоминаются как самостоятельные этнические единицы, иногда прямо противополагаемые фракийцам{5}. В результате не совсем ясно, какие именно племенные единицы скрываются за определением «фракийцы». Отметим, что по числу упоминаний в источниках «чемпионами» выступают агрианы.

Все боевые подразделения этих варваров представляли собой легкую пехоту и легкую конницу (фракийцы представлены как конницей{6}, так и пехотой{7}, пеоны - только конницей{8}, агриане же, как кажется, - только пехотой{9}). В больших сражениях подразделения европейских варваров часто выступали «застрельщиками»{10}, то есть в начале боя они находились перед фалангой и обстреливали вражеский строй с помощью луков и пращей, а также забрасывали его дротиками{11}. Кроме того, на них возлагалась важная задача по охране флангов и тыла фаланги{12}. Агрианам приходилось выступать в роли арьергарда армии{13}. Агрианы обычно включались в состав тех частей, которые должны были совершать ускоренные марши{14}. Иногда эти отряды могли сыграть достаточно важную роль в сражении. Так, в битве при Гавгамелах именно агриане совместно с гегайрами нейтрализовали атаку серпоносных колесниц{15}. Кроме того, отряды европейских варваров вели разведку{16}, совершали обходы укреплений противника по горам{17}, преследовали вражеские отряды. Основной задачей варварской конницы являлось противодействие вражеской кавалерии{18}. Весьма велика была роль европейских варваров в контроле над завоеванными территориями. Они составляли значительную часть гарнизонов, особенно в Индии{19}.

Особая роль принадлежала в армии Александра Македонского агрианам. Сама частота упоминаний их (не сравнимая с частотой упоминаний других варварских отрядов) свидетельствует об этом{20}. Уже отмечалось в литературе, что агриане были тем подразделением армии, которое больше других бывало задействовано в боевых действиях и которое предпочитал многим другим сам царь. В тех случаях, когда Александр Македонский лично командовал каким-либо из «корпусов» своей армии, в его составе практически всегда были агриане (обычно вместе с царской илой гетайров и гипаспистами){21}.

Наглядный пример этого особого места агриан дает описание действий Александра во время марша к Милету. Арриан следующим образом описывает тот отряд, который лично повел царь: «остальная пехота», лучники, агриане, фракийские всадники, царская ила гетайров и к ней еще три других{22}. Аналогичная картина наблюдалась еще во время похода Александра к Дунаю: Александр лично вел в бой отряд, состоявший из агемы, щитоносцев и агриан{23}. Примеры легко умножить{24}. Известны также свидетельства особой стойкости агриан в бою{25}.

В литературе уже давно стало общим местом мнение, согласно которому, армия Александра представляла собой идеально сбалансированный «инструмент войны», который был эффективен благодаря тому, что в нем в нужных пропорциях были соединены разные виды войск: монолит фаланги тяжелой пехоты, ударная сила конницы гетайров, а также многочисленные отряды легкой пехоты, легкой кавалерии, лучников и пращников{26}. Участие в сражениях «легких» сил, прикрывавших фланги и тылы армии, ведших разведку и находящих обходные пути, преследовавших разбитого противника и исполнявших множество других задач, было одной из главных составляющих в победах македонской армии. Но, и это надо подчеркнуть, основу легких сил составляли отряды европейских варваров. Без их участия в походе никаких побед не было бы.

Достаточно трудно определить статус этих варварских частей армии: нужно ли их считать наемными войсками или контингентами более или менее зависимых от Македонии политических образований{27}. О некоторых частях в источниках прямо говорится, как о наемниках{28}. Однако большая часть, видимо, представляла собой союзнические контингенты из вассальных царств{29}. В свое время X. Берве высказал предположение, что собственно наемниками были только трибалы и иллирийцы, и этот вывод поддержал Г.Т. Гриффит{30}. В отношении же других показательна информация, сообщаемая Аррианом, относительно появления в армии македонского царя агриан: «Лангар, царь агриан, который еще при жизни Филиппа выказывал явное расположение к Александру и от себя посылал к нему послов, явился теперь к нему и привел с собой самых красивых и наилучшим образом вооруженных щитоносцев, какие только у него были»{31}. Лангар и царь одрисов Ситалк не только предоставили свои отряды, но и сами пошли в поход с Александром и, кажется, никогда не вернулись на родину{32}.

В одной из более ранних работ, анализируя терминологию, использовавшуюся авторами жизнеописаний Александра, мы пришли к следующему выводу. После покорения Центральной Азии Александр Македонский, отправившись завоевывать Индию, включил в состав своей армии отряды своих недавних противников, в частности, кочевников. При описании военных действий в Бактрии и Согдиане эти народы постоянно определялись как варварские, но отряды из этих народов в составе армии Александра никогда варварами не назывались{33}. Близкая ситуация наблюдается и при анализе терминологии применительно к отрядам из европейских варваров. Сами эти народы, например, при описании военных действий Александра на Балканах постоянно называются варварами. Что же касается их отрядов в армии Александра, то, несмотря на многочисленные упоминания о них, они почти никогда не называются варварскими. Точнее говоря, единственное место в источниках, где использован этот термин для их обозначения, - это описание военного совета перед битвой у Исса. Александр на этом совете объяснял своим военачальникам их преимущества перед врагами. Аргументация развертывалась в трех планах: 1) превосходство македонян над персами и мидянами; 2) превосходство греков, находящихся в составе его армии, над греками, сражающимися в армии Дария; 3) превосходство варваров из македонской армии над азиатскими варварами: «варвары же, фракийцы, пеоны, иллирийцы и агриане, самые крепкие и мужественные из европейских варваров, сразятся с самыми слабыми и изнеженными народами Азии»{34}.

Хотя иногда утверждается, что данная речь Александра - изобретение какого-то позднего автора{35}, преобладает мнение о ее примерной аутентичности. Предполагается, что источником Арриана в этом случае (как и во многих других) является Птолемей{36}. Определенным доказательством аутентичности служит совпадение тезиса в речи Александра о различии между европейскими и азиатскими варварами и идей его учителя Аристотеля{37}.

Но независимо от того, как будет решен этот вопрос, фактом является то, что, как правило, представители варварских народов, оказавшиеся в армии Александра, перестают называться варварами. То обстоятельство, что данное явление присутствует (в той или иной степени) у всех основных авторов жизнеописаний Александра, кажется, можно интерпретировать, как восходящее к «первичным» источникам, а не являющееся отражением идей того времени, когда писали Арриан, Курций Руф, Плутарх и Юстин (тем более, что писали они в разное время).

Исходя из всего вышесказанного, можно высказать предположение, что в лагере Александра господствовала своеобразная «политкорректность» - его варварские отряды в официальной обстановке никогда варварами не назывались. Быть варварами - удел врагов Александра. Единственный случай, когда европейские союзники (и наемники) были названы варварами - это военный совет перед Иссом. Но на него были призваны только высшие военные руководители, беседа происходила в узком кругу «своих», и здесь вполне можно было обойтись без подобной корректности.

Такой психологический прием - вполне в духе Александра. Всю первую половину похода он упорно напоминал своим греческим союзникам (и наемникам) о нападении персов на Элладу, о разграбленных святилищах и необходимости отомстить за это святотатство. Пропаганда была постоянным оружием македонского владыки: он использовал его и для обеспечения лояльности своих варварских отрядов. Одновременно насаждалось представление, что самим фактом вхождения в армию завоевателей эти варвары уже как бы частично «деварваризовались» и приближались к уровню цивилизованных народов. Сохранению этих идей в литературе последующего времени способствовала концепция, наиболее ярко представленная в труде Плутарха «О судьбе и доблести Александра», где дан длинный список благодеяний, оказанных Александром варварам, каковые поднимали их до уровня цивилизованных людей, то есть эллинов{38}.

Примечания

1. Подробнее см.: Маринович Л.П. Возникновение и эволюция доктрины превосходства греков над варварами // Античная цивилизация и варвары. М., 2006. С. 5-28.

2. Эти контингенты присутствовали уже в армии Филиппа, подготавливавшейся к переправе в Азию. См.: lust. IX,5,7 («отряды варваров из покоренных Македонией соседних племен»). Во взятии Фив участвовали также фракийцы, судя по их активности при разграблении города (Plut. Alex. 12).

3. Подробнее см.: Маринович Л.П. Термин «варвар» в жизнеописаниях Александра Македонского // ПИФ К. 2006. Вып. XVI/1. С. 3-18.

4. См., например: Griffith G.T. The mercenaries of the Hellenistic World. Cambridge, 1935.

5. См., например, описание состава армии Александра после переправы в Азию: отдельной категорией называются одрисы, трибалы и иллирийцы, а затем, тоже как отдельная категория - агриане, которые определяются как «лучники» (Diod. XVII,17,4). Аналогичная ситуация - и при описании битвы в Писидии, где отдельно упоминаются фракийцы и агриане (Arr. 1,28,4). Еще более показательно другое сообщение Арриана (Arr. 11,7,5), где общий список европейских варваров представлен следующим образом: фракийцы, пеоны, иллирийцы, агриане. В построении македонской армии при Гавгамелах отдельно упоминаются (хотя они расположены на одном фланге, практически рядом) фракийцы и одрисы (Arr. 111,12,4). Противополагаются также фракийцы и агриане у Курция Руфа (Curt. VIII,14,24).

6. Агг. 111,5 - фракийская конница охраняла обоз.

7. См., например: Агг. 11,7,8.

8. Diod. XVII,17. См. также: Lane Fox R. Alexander the Great. L., 1974. P. 116.

9. Griffith G.T. The mercenaries. P. 13. По подсчетам Э. Босворта, агриан в македонской армии было примерно 1000 воинов (Bosworth А.В. Conquest and Empire. The Reign of Alexander the Great. Cambridge, 1995. P. 265).

10. Griffith G.T. The mercenaries. P. 13. См., например, битву при Иссе (Curt. 111,9,9; Arr. II, 9,3). См. также: Arr. 1,28,4; 11,9,3; IV,26,4; Curt. 111,4,9.

11. См.: Arr. 1,28,4; 11,9,3; IV,26,4; Curt. 111,9,9. Термин aKOVTiaTorf определял как фракийцев вообще, так и агриан (Griffith G.T. The mercenaries. P. 14-15).

12. См., например, в сражении при Гранике - фракийцы (Агг. 1,4,3) и пеоны (Агг. 1,14,6). При Иссе - пеоны и агриане охраняли тыл всего построения (Агг. 11,9,2) и фланг в битве при Гавгамелах (Агг. 111,12,2-4), то же самое в битве с Пором (Arr. V,13,4).

13. Arr. Ill,23,5.

14. См., например, действия того отряда, который должен был захватить Беса: он за 4 дня прошел расстояние, которое в обычных условиях проходят за 10 дней (Агг. 111,29,7).

15. Griffith G.T. The mercenaries. P. 15. Курций Руф, достаточно часто склонный к критике действий Александра, приписывает фракийцам и агрианам решающую роль в победе над армией Пора (Curt. VIII,14,24-26). Имеется в виду тот эпизод, когда во время битвы с Пором македоняне дрогнули перед слонами и «уже озирались кругом, ища, куда бы бежать». Ситуацию изменили воины-лучники, фракийцы и агриане, которые своим обстрелом смогли остановить слонов.

16. Именно разведчиками названы фракийцы и пеоны при описании состава армии перед Граником. См.: Diod. XVII, 17,4. Конкретным примером их действий служит, на-пример, переход через «Киликийские ворота», когда впереди основных сил армии шли фракийцы для разведки (Curt. 111,4,11). См. также: Arr. IV,30,6.

17. См., например, при движении к Галикарнассу (Агг. 1,20,5), при походе к Фаселиде (Агг. 1,26,1 - фракийцы идут впереди основных сил через горы), в Киликии (Агг. 11,5,1).

18, См., например, сражение после переправы через Тигр, когда конница пеонов разгромила отряд персов в тысячу человек под командой Сатропата, которого лично убил в бою командир пеонийской конницы Аристон (Curt. IV,9,24-25). Продолжение эпизода см.: Plut. Alex. 39.

19. Bosworth А.В. Conquest. P. 265; Lane Fox. R. Alexander. P. 116.

20. Этому обстоятельству придает важное значение Э. Босворт (Bosworth А.В. Conquest. Р. 263).

21. Griffith G.T. The mercenaries. P. 15; Milns R.D. The Army of Alexander the Great // Alexander le Grand. Image et realite (Fondation Hardt. Entretiens. Т. XXII). Vandcevre- Geneve, 1965. P. 121; Bosworth A.B. Conquest. P. 263; Lane Fox R. Alexander. P. 81; Фор П. Александр Македонский. М., 2001. С. 47.

22. Arr. 1,18,3.

23. Arr. 1,1,11.

24. Arr. 1,5,10 (на защиту каравана срочно отправляется под личной командой Алек-сандра отряд, состоящий из щитоносцев, лучников, агриан и около 4000 всадников); Arr. 11,4,3; 11,5,6; 11,19,6; 11,20,4; 111,18,2; 111,18,5; 111,20,1; IV,3,2; IV,6,3; IV,23,1; IV,24,1; IV,25,6; V. 12, 2; VI,2,2; VI,8,7; VI,16,1; VI.22,1; VI,26,1.

25. Arr. 1,28,5.

26. Хотя некоторые историки явно недооценивают роль легких сил в армии Александра (см, например: Фуллер Д. Военное искусство Александра Великого. М., 2003. С. 55), подавляющее число современных исследователей, как видно из написанного выше, отдают им должное. Об очень важной роли легких сил в македонской армии см. также: Launey М. Recherches sur les armies hellenistiques. P., 1949. P. 366-369. Наиболее проницательные греки (в частности, Демосфен) уже во времена Филиппа осознавали эту особенность македонской армии, обеспечивавшую ей превосходство над силами греческих полисов. См.: Griffith G.T. The mercenaries. P. 11.

27. Ibid. P. 14.

28. См., например: “mercenarium equitem ex Paeonia” (Curt. IV, 12,22).

29. О подчинении Александром фракийцев, пеонов, иллирийцев, а также «соседних с ними стран» см.: Diod. XVII,8,1-2. Характерно, что они определяются, как варварские народы.

30. Berve Н. Das Alexanderreich auf prosopographischer Grundlage. Munchen, 1926. Bd. I. S. 134-139; Griffith G.T. The mercenaries. P. 14.

31. Arr. 1,5,2. Согласно мнению Э. Босворта, термин «щитоносцы» здесь употреблен не в техническом смысле, а как синоним слова «телохранители» (Bosworth А.В. Commentary on Arrian’s History of Alexander. Oxford, 1980. Vol. I (Books I-III). P. 66-67).

32. Griffith G.T. The mercenaries. P. 14.

33. Маринович Л.П. Термин. С. 3-18.

34. Аrr. 11,7,5. Возможно, отражением этого сообщения Арриана (resp. Птолемея) яв-ляется рассказ Юстина о речах, произнесенных Александром. Он объехал свои войска и к разным народам обращался с различными речами. «Иллирийцев и фракийцев он соблазнял несметными богатствами [персов], греков воспламенял воспоминаниями о минувших войнах и о смертельной ненависти к персам, а македонянам он напоминал то о покоренной ими Европе, то об Азии, которую предстоит завоевать, и прославлял их как воинов, которым нельзя найти равных в мире» (lust. XI,9,4-6). Совпадение основных идей здесь несомненно.

35. В.В. Тарн называл ее «школьным упражнением» (Tarn W. W. Alexander the Great. Cambridge, 1948. Vol. II. P. 286).

36. Bosworth A.B. Commentary. P. 204.

37. Cm.: Aristot. Pol. III, 1285a20; VII, 1327b23. Об этом см.: Bosworth A.B. Commentary. P. 206. В свое время Плутарх отмечал, что Александр «выступал против персов, почерпнув для этого больше в учении своего наставника Аристотеля, чем в наследии своего отца Филиппа» (Plut. De fort. Alexandr. 1,4).

38. Plut. De fort. Alexandr. 1,5.

Приложения

Приложение 1. Упоминания фракийцев в составе армии Александра Македонского: Arr. I,14,3; I,18,3-5; I,26,1; I,28,4; II,5,1; II,7,5; II,7,8; II,9,3; III,5,1; III,12,4- 5; III,19,7; IV,13,3; V, 20,7; VI,15,2; Curt. III,10,10; IV,13,32; V,l,40; VIII,14,24; IX,4,21; lust. XI,9,4; Plut. Alex. 12; Diod. XVII,17,4; XVII,65.

Приложение 2. Упоминания иллирийцев в составе армии Александра Македонского: Arr. II,7,5; Curt. III,10,10; IV,13,32; lust. XI,9,4; ХIII.4 ДЗ; Diod. XVII, 17,4.

Приложение 3. Упоминания пеонов в составе армии Александра Македонского: Arr. I,14; II,7,5; II,9,2; III,8,1; III,12,3; III,13,3; Curt. IV,9,24; IV,12,22; Plut. Alex.39; Diod. XVII,8.

Приложение 4. Упоминания одрисов в составе армии Александра Македонского: Arr. III, 12,4; Diod. XVII, 17.

Приложение 5. Упоминания трибалов в составе армии Александра Македонского: Diod. XVII, 17; XVII,65.

Приложение 6. Упоминания агриан в составе армии Александра Македонского: Arr. I,1,11; I,5,2; I,5,4-5; I,5,10; I,6,6-7; I,6,9; I,8,3; I,14,1; I,18,3; I,20,5; I,28,4 I,28,6; II,4,3; II,5,6; II, 7,5; II,9,2; II,9,4; II,19,6; II,20,4; III,12,2-3; III,13,5; III,18,2, III, 18,5; III,20,1; III,21,8; III,29,7; IV,3,2; IV,4,7; IV,6,3; IV,23,1; IV,24,1; IV.24,10, IV, 25,6; IV,26,4; IV,28,8; IV,29,1; IV,30,6; V.12,2; V,13,4; V,20,3; V,22,6; V.23,7; VI,2,2, VI. 6,1; VI,6,4; VI,8,7; VI,16,1; VI,17,4; VI,22,1; VI,22,3; Curt. III,9,9; IV,13,31; V,3,3 VIII, 11,9; VIII,14,24; IX,8,18; Diod. XVII,17.

Gaudeamus igitur: Сборник статей к 60-летию А. В. Подосинова, 2010, С. 235-242.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

«говорящие на греческом языке» / «не говорящие на греческом языке»
мне кажется это довольно пошлая дихотомия, не вскрывающая существа дела. Оппозиция тут гораздо глубже: тот же самый "раб, рождённый в доме" уже совершенно нормально говорил на койнэ, однако вино по-прежнему (как и все варвары) пил не разведённым водой; презирал занятия физическими упражнениями на палестре, считая их пустыми; считал извращением любовь к мальчикам; не понимал, как можно не носить штанов; считал примитивным обманом базарную диалектику, а самих греков - базарными сутягами и вообще людьми никчёмными. Просто им повезло и его мать случайно оказалась на невольничьем рынке.

И далее от предисловия, где автор говорит о греках, он как ни в чём не бывало переходит к македонянам, которых и греками-то вроде не очень считали. А вот дальше всё хорошо...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
И далее от предисловия, где автор говорит о греках, он как ни в чём не бывало переходит к македонянам, которых и греками-то вроде не очень считали.
Я бы сказал, что среди чуждых покоренных народов македоняне скорее всего и чувствовали себя греками, цеплялись за свою принадлежность к эллинистическому миру, чтобы не раствориться в варварской среде.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Я бы сказал, что среди чуждых покоренных народов македоняне скорее всего и чувствовали себя греками, цеплялись за свою принадлежность к эллинистическому миру, чтобы не раствориться в варварской среде.

Да, с их точки зрения это так и было, - если бы они не чувствовали себя культуртрегерами, носителями идеи эллинства, стали бы они под копирку называть новые города александриями. Но вот с точки зрения современного исследователя они как раз были не совсем греками. Кстати, может это и позволило им найти общий язык с совсем уже варварами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Но вот с точки зрения современного исследователя они как раз были не совсем греками. Кстати, может это и позволило им найти общий язык с совсем уже варварами.
Вот именно, что идентификация нации по языку это совершенно недавнее явление, берущее начало в XIX веке, а до этого господствовала генеалогия. Уместно привести слова Шпенглера:
Из противоречий между  расой и языком, кровью и духом возникает противопоставление генеалогического принципа и специфически западноевропейского идеала родного языка... Для истории это был шаг назад - назад от истории к природе. Войны за наследование трона сменились войнами за язык, в которых одна нация старалась навязать другой свой язык и тем самым свою национальность.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас