Gurga

Хазары в Киевской Руси

122 posts in this topic

(Сергий @ Сегодня, 07:53)
(Gurga @ Вчера, 19:21)
С другой стороны, Русская летопись упоминает в составе дружины Игоря хазар христианского вероисповедания.
Нельзя ли подкрепить это заявление цитаткой из этой Русской летописи?

Эта цитата взята у Артамонова
М. И. Артамонов История хазар 20. Хазары и Русь
"С другой стороны, Русская летопись упоминает в составе дружины Игоря хазар христианского вероисповедания [+68]."
[+68] Повесть временных лет, 1, стр. 39.

http://gumilevica.kulichki.net/AMI/ami120.htm

Share this post


Link to post
Share on other sites
(Чжан Гэда @ Сегодня, 08:09)
тут уже про Святослава все забыли.

А смысл о чем то спорить? Если есть только одно правильное мнение.
Все сводится к одному вопросу: какую социальную нишу занимали хазары в Киеве до середины Xв?

Share this post


Link to post
Share on other sites
(Gurga @ Дек 17 2013, 09:39)
А смысл о чем то спорить? Если есть только одно правильное мнение.
Все сводится к одному вопросу: какую социальную нишу занимали хазары в Киеве до середины Xв?

Уже "нишу"?))
а имеются свидетельства разве о существовании в Киеве хазар?

Share this post


Link to post
Share on other sites
(Gurga @ Сегодня, 09:39)
Если есть только одно правильное мнение.

Вы с славянскими языками также хорошо знакомы, как с хазарским?

(Gurga @ Сегодня, 09:39)

Все сводится к одному вопросу: какую социальную нишу занимали хазары в Киеве до середины Xв?

Святослав тут причем?

(Mukaffa @ Сегодня, 10:06)
а имеются свидетельства разве о существовании в Киеве хазар?

ЕМНИП, где-то в XI в. упоминаются хазары на службе у киевских князей, но чуть ли не поименно. Могу ошибаться - читал очень давно, причем не помню что.

Share this post


Link to post
Share on other sites
ЕМНИП, где-то в XI в. упоминаются хазары на службе у киевских князей, но чуть ли не поименно. Могу ошибаться - читал очень давно, причем не помню что.

Мстислав Владимирович в 1023 г.: "Поиде ... на Ӕрослава с Козары и сь Касогы." Еще в Никон. какой-то Иван Казарин присутствует.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Помниться в Тьмутаракани были какие-то хазары, которым мстил Олег который Гориславич. Да и помниться был какой-то хазарин который возглавлял отряд который ходил против половцев в 12 в. Относительно хазар в Киеве, то все сводиться к письму киевских евреев середины Х в. Хазары вряд ли имеют отношение - http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ru...dok_X/text3.htm

Прицак предполагает, что хазарами были Гостята и Кабар

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ru.../frametext7.htm

Прицак известный ученный, но относительно хазар в Киеве его тезис встретил оппозицию как среди русистов так и среди алтаистов (среди них тюркологов). В частности относительно Гостяты то его сильно критиковал Марсель Эрдаль в статье Хазарский язык. Были ли отдельные хазары в Киеве? Вполне возможно. Но никакой власти хазар после прихода сюда варягов не было.

Edited by Kryvonis

Share this post


Link to post
Share on other sites
(Mukaffa @ Дек 17 2013, 10:06)
А смысл о чем то спорить? Если есть только одно правильное мнение.
Все сводится к одному вопросу: какую социальную нишу занимали хазары в Киеве до середины Xв?
Уже "нишу"?))
а имеются свидетельства разве о существовании в Киеве хазар?

"Киевский некрополь дает обширный краниологический материал, есть захоронения в деревянных гробах, грунтовых могилах и срубных гробницах. Все это заставляет предполагать смешанный этнический состав населения древнего Киева. Оценка суммарной краниологической серии из Киева на фоне изменчивости признаков германских группах показала разительное отличие древних киевлян от германцев. По-видимому, норманов в составе дружины киевского князя было очень мало, коль скоро это не наложило отпечаток на антропологический облик населения города. В то же время облике древних киевлян явно прослеживаются черт степного кочевнического населения, характеризующегося ослабленными монголоидными чертами. Степняки известны нам по могильникам в Зливках и Каневке. Сельское население Киевской Руси антропологически близко городскому, но оно более однородно по своему физиологическому облику. Никаких германских черт в нем не обнаруживается" (Т. И. Алексеева. Славяне и германцы в свете антропологических данных. // Вопросы истории, 1974, № 3.).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хазары были в славянских землях до Киевской Руси. Относительно хазар же в Киевской Руси, то они были разве-что в Тмутаракани. Да и помниться против половцев в начале 12 в. воевал воевода под именем Козарин. Относительно же хазар в Киеве читаем Комара -

https://iananu-kiev.academia.edu/AlexKomar

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сын кн.Владимира кн.Мстислав бил скандов под Черниговом. Дружина Мстислава состояла из хазар. "Вот лежит варяг, а вот - севера, а МОЯ ДРУЖИНА цела".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Скорее уж часть адыгов - касоги, личная дружина, да и небольшая часть хазар.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Скорее уж часть адыгов - касоги, личная дружина, да и небольшая часть хазар.

Ха. Скорее уж хазары составляли ядро личной дружины, а остальные небольшая часть касогов.

В год 6531 (1023). Пошел Мстислав на Ярослава с хазарами и касогами. (заметьте, хазары названы первыми, а касоги на подхвате)

...и схватилась дружина северян с варягами, и трудились варяги, рубя северян, и затем двинулся Мстислав с дружиной своей и стал рубить варягов. И была сеча сильна, и когда сверкала молния, блистало оружие, и была гроза велика и сеча сильна и страшна...Мстислав же чуть свет, увидев лежащими посеченных своих северян и Ярославовых варягов, сказал: "Кто тому не рад? Вот лежит северянин, а вот варяг, а дружина своя цела".

Edited by Gurga
1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Только этих хазар Олег когда в 1083 г. вернулся в Тмутаракань-Матарху из греческой ссілки

Приде 47 Ѡлегъ їзъ Грек̑ 48Тмутороканю . ї ӕ Дв҃да ї Володарѧ Ростиславич̑ и Л сѣде 49 Тмуторокани . и исѣче Козаръı иже бѣша свѣтници . на оубьенье брат̑ ег̑ и на самого . а Дв҃да и Володарѧ пусти ❙

Не были хазары главной военной силою в Тмутаракани как не крути. Тот же Мстислав Владимирович воевал против касогов Редеди с своей личной дружиной, которая скорее из скандинавов и славян чем из хазар. Были как одна из сил в Тмутаракани но не более. Да и думаю не стоит преувеличывать их влияние в войске Тмутараканских князей. Сам же Олег Святославич больше опиралися на союзников половцев. Хазары же упомянутые в летописи не хазары вовсе, а остатки Черных Булгар, которые отошли к Тмутаракани под давлением огузов. Ну а потом соседями Тмутаракани стали половцы, которые наладили связи с Олегом Святославичем.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Только этих хазар Олег когда в 1083 г. вернулся в Тмутаракань-Матарху из греческой ссілки

Приде 47 Ѡлегъ їзъ Грек̑ 48Тмутороканю . ї ӕ Дв҃да ї Володарѧ Ростиславич̑ и Л сѣде 49 Тмуторокани . и исѣче Козаръı иже бѣша свѣтници . на оубьенье брат̑ ег̑ и на самого . а Дв҃да и Володарѧ пусти ❙

Не этих, а их внуков-правнуков.

Не были хазары главной военной силою в Тмутаракани как не крути.

Как ни крути именно хазары были главной военной силой, потому что именно хазарскую верхушку вырезал Олег в 1083г.

Тот же Мстислав Владимирович воевал против касогов Редеди с своей личной дружиной, которая скорее из скандинавов и славян чем из хазар.

У Мстислава были средства содержать наемников-скандинавов? Сомневаюсь я, однако.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Он еще и Черниговом и всей этой Чернигово-Северской землей владел (территориями северян, радимичей и вятичей) владел. Чтобы сын Владимира Великого (Святого) и не владел уделом в Руси это абсурдно. Вполне мог нанять, если не из Скандинавии, так из Византии. Хазары были его политическими противниками, поскольку они в 1079 г. способствовали греческой ссылке и лишили его власти. Хазары перестали быть грозной силой несколько десятилетий ранее. Да и служили разным господам - дербентскому эмиру (что зафиксировано в Истории Ширвана и Дербента) и тмутараканскому князю (что есть в летописях), правителям Саксина (что есть в описании Абу Хамида ал-Гарнати).

Edited by Kryvonis

Share this post


Link to post
Share on other sites

Он еще и Черниговом и всей этой Чернигово-Северской землей владел (территориями северян, радимичей и вятичей) владел. Чтобы сын Владимира Великого (Святого) и не владел уделом в Руси это абсурдно. Вполне мог нанять, если не из Скандинавии, так из Византии.

"Он" - это кто? Сын Владимира Мстислав (в 1023г) или Олег (в 1079)? Из всех сыновей Владимира только Ярослав имел контакты со скандинавами. А кн.Владимир выгнал варяг, попер их в сторону Византии.

Хазары ... служили ...правителям Саксина (что есть в описании Абу Хамида ал-Гарнати).

А по-подробней. Каким правителям Саксина служили хазары?

Хазары еще успели поучавствовать в монгольском погроме Грузии и Армении. А генуэзцы потом Крым несколько столетий называли Газарией.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мстислав конечно же. Скандинавов можно было нанять не только из Скандинавии, но и из варангов Византии. Тем более что Русь и Византия активно взаимодействовали в 10-11 вв.

Упоминался Саксин в стране хазар. Да и думаю хазары и были одной из общин Саксин наряду с булгарами, суварами и огузами. Имен правителей Саксина не сохранила история. Не думаю, что титул правителя Саксина был большим за эмирский. Генуэзцы по старай доброй памяти называли его Газарией, реально там жили булгары и аланы. Какие хазары в монгольском завоевании Грузии и Армении? Пруффы, пожалуйста.

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мстислав конечно же. Скандинавов можно было нанять не только из Скандинавии, но и из варангов Византии. Тем более что Русь и Византия активно взаимодействовали в 10-11 вв.

В "саге об Эймунде" кн.Ярослав нанял отряд скандов за один эйрир серебра (~27грамм)в год. А потом не смог с ними расплатиться. Греки платили намного больше. Поэтому нанять варягов у греков русь не могла: не по карману.

Упоминался Саксин в стране хазар. Да и думаю хазары и были одной из общин Саксин наряду с булгарами, суварами и огузами. Имен правителей Саксина не сохранила история. Не думаю, что титул правителя Саксина был большим за эмирский. Генуэзцы по старай доброй памяти называли его Газарией, реально там жили булгары и аланы.

Правители Саксина вообще не упоминаются. Саксин - купеческий город в земле хазар. В Саксине булгары и сувары занимали по кварталу. Конкретно 40 кварталов занимали огузы. Генуэзцы Крым называли Газарией, население которого составляли половцы, греки, аланы, армяне(?). По какой старой доброй памяти Крым называли Газарией, какая причина этого?

Какие хазары в монгольском завоевании Грузии и Армении? Пруффы, пожалуйста

КИРАКОС ГАНДЗАКЕЦИ КРАТКАЯ ИСТОРИЯ -ГЛАВА 10-28 (туманно, но еще поищу)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Гарнати

И на ней находится город, который называют Саджсин 31, в нем сорок племен гуззов 32, и у каждого племени — отдельный эмир. У них [гуззов] большие дворы, а в каждом дворе — покрытый войлоками шатер, огромный, как большой купол, один вмещающий сто и больше человек. А в городе купцов разных народностей и чужеземцев и арабов из Магриба 33 — тысячи, не счесть их числа. И есть в нем соборные мечети, в которых совершают пятничное моление хазары, которых тоже несколько племен 34. А в середине города живет эмир жителей Булгара, у них есть большая соборная мечеть, в которой совершается пятничное моление, и вокруг нее живут булгарцы 35. И есть еще соборная мечеть, другая, в которой молится народность, которую называют «жители Сувара» 36, она тоже многочисленна.

А в день праздника выносят [л. 20б] многочисленные мимбары 37, и каждый эмир молится с многочисленными народностями. И у каждой народности есть кадии 38, и факихи39, и хатибы 40; и все толка Абу [6] Ханифы, кроме «магрибинцев» 41, которые толка Малика, иноземцы же толка Шафи'и 42, и дом мой сейчас среди них, и [среди них] невольницы-матери 43, и мои сыновья, и мои дочери 44.

http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Garnati/frametext1.htm

Share this post


Link to post
Share on other sites

Огузских племен всего 24, эмиром назывались правителями местностей, областей, городов, у ал-Гарнати скорее всего эмирами названы главы общин. Скорее это раисы, а не эмиры. В титулатуре Олега был титул архонт Хазарии. Кроме того была хотцирская епископия. У Карпини описаны хазары в Ургченче, но они христиане и скорее они жители Крыма. Да и в Крыму находилось большинство христианских епископий в Хазарии. В 11 в. там был мятеж Георгия Цулы

Византийский писатель Кедрин сообщает, что в 1016 г. в Хазарию был отправлен византийский флот. С помощью Сфенга, брата русского великого князя Владимира, враги империи были разбиты, а их предводитель Георгий Цуло убит [+32]. Некоторые историки полагали, что в этом сообщении говорится об окончательном разгроме остатков Хазарского царства соединенными силами Византии и Руси [+33]. В действительности речь идет о другом. Вопрос о направлении и цели похода 1016 г. решает находка в Херсоне свинцовой печати с надписью: «Георгию Цуло, царскому протоспафарию и стратигу Херсона» [+34]. Очевидно, хазарский правитель Георгий Цуло и стратиг Херсона одно и то же лицо. Дело, следовательно, касается не войны с независимым Хазарским государством, а восстания против Византии правителя-стратига Херсонской области империи в Крыму — Хазарии, для подавления которого Византии пришлось обратиться за помощью к Руси, к тому времени господствовавшей на Дону и Таманском полуострове [+35].

http://gumilevica.kulichki.net/AMI/ami124.htm

Старая добрая память о Крыме как о Хазарии осталось у итальянцев от греков.

Ну а тут сведения Раби Петахью

Р. Петахия всю землю кедарскую во всю ширину ее прошел в шестнадцать дней. Кедары живут в шатрах: у них красивые, дальнозоркие глаза, потому что они не едят соли и кочуют на полях, поросших благоуханными травами. Они отличные стрелки, убивают птицу на лету; видят и [265] распознают предметы на расстоянии более чем одного дня пути.

Земля их не гориста и вся состоит из равнин. На пространстве одного дня ходьбы в стране кедарской тянется рукав морской, отделяющий страну эту от земли хазаров 2. Там существует обычай, что женщины день и ночь оплакивают с причитаниями своих умерших отцов и матерей, и это продолжается у них до тех пор, пока не умрет кто-нибудь из сыновей или дочерей или один из родни; тогда остальные члены семейства начинают оплакивать своих умерших братьев или сестер. Матери учат плачевным песням своих дочерей и они принимаются по ночам стонать и причитать, а собаки вторят им своим лаем.

Р. Петахия прошел землю хазарскую в восемь дней. В конце этой земли семнадцать рек соединяются в одну, и в этом пункте собираются все желающие пуститься в морское путешествие 3. Там с одной стороны есть море, которое издает большое зловоние, а с другой море чистое, без запаха 4, и расстояние между тем и другим около одного дня ходьбы. Кто переезжает [266] вонючее море, тот непременно умирает; из едущих же по другому морю, если ветер дует со стороны вонючего моря, также многие погибают. Поэтому последнее море переезжают тогда только, когда ветер дует в противоположную сторону.

Из Хазарии р. Петахия переправился в землю Фогарма 5. Здесь и далее жители исповедуют веру Магомета. Из Фогармы он вступил в землю араратскую 6 и в восемь дней дошел до Низибина (См. примечание 72 к Вениамину.), оставив справа высокие горы Арарата.

http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Petach_Regensburg/text.phtml?id=1083

Хазария - Крым, зловонное море - Сиваш.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Огузских племен всего 24

Огузских племен всего девять: тогуз-огузы; тогуз – девять.

И на ней находится город, который называют Саджсин, в нем сорок племен гуззов

Встречал перевод названия Саксина – от сэксэн - восемьдесят.

Каламбур, город – восьмидесяти [кварталов], из которых сорок занимают огузы, следовательно, вторая половина города принадлежала хазарам. Ал-Гарнати отметил, что в Саксине расплачиваются оловом. Причем, Ал-Гарнати разбирался: олово это или свинец. Его удивила низкая стоимисть этого олова, очевидно потому, что олова было много. Это значит, что хазары занимались добычей олова. Олово в средневековье было дефицитом. Его добывали в Англии на островах и в степях Казахстана.

Хазария - Крым, зловонное море - Сиваш.

Гнали-гнали хазар из Крыма, а Крым все равно остался под властью хазар. Археологически это подтверждается? Когда же хазары овладели Крымом?

Там существует обычай, что женщины день и ночь оплакивают с причитаниями своих умерших отцов и матерей, и это продолжается у них до тех пор, пока не умрет кто-нибудь из сыновей или дочерей или один из родни; тогда остальные члены семейства начинают оплакивать своих умерших братьев или сестер. Матери учат плачевным песням своих дочерей и они принимаются по ночам стонать и причитать

У сванов женщины носят траур по умершему родственнику целый год. Так как народ маленький, то все друг с другом родственники. В течении года кто-нибудь умрет. Поэтому все женщины сванов всегда носят траур и оплакивают родственников. Сваны живут на Кавказе.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Это значит, что хазары занимались добычей олова.

А где хазары могли добывать олово?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Честно говоря всегда занимал вопрос: а афганские хазарейцы имеют какое-нибудь отношения к "нашим" хазарам?

Share this post


Link to post
Share on other sites

А где хазары могли добывать олово?

Возможно в Восточном Казахстане.

...В VB. тюрки были известны как прекрасные рудокопы, платившие дань жужаням железом. В эпоху Тюркского каганата функционировали рудники в горах Балабуркутты, Вахты и Мыржык в Центральном Казахстане.

В окрестностях Каркаралы были обнаружены рудники Темирчи, Кызырай, Коныспай и Арзыкул. Железо добывалось также и в Баянауле. Центром медеплавления был бассейн реки Жезды, где находился город металлургов - Улыбакыр - "Великая медь". Олово добывалось и выплавлялось в основном в Восточном Казахстане, в Калбинских и Нарымских горах, а также на реке Ишим и в Кок-шетау. Крупнейшими центрами золотодобычи были районы Степняка и Майкаина. Места золотых приисков считались собственностью хана и ревниво оберегались от чужеземцев - здесь даже запрещали проводить караваны.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хазарейцы не имеют отношения к хазарам. Они пришли в Афганистан вместе с монголами и вероятно были монголоязычны. Даже у современных хазарейцев просматриваеться монголоидность. Этимология имени от перс. هزار‎, hezâr — «тысяча».

Edited by Kryvonis

Share this post


Link to post
Share on other sites

Нет не девять. Это предков уйгуров было девять племен. А огузы другой этнос. 22 огузских племени у Махмуда ал-Кашгари

Первый и основной (род) их — Кынык (***). Из этого рода султаны в наше время. (Т. е. Сельджуки) Знак на их животных в таком виде.
Второй (род) — Кайыг (***), знак его
Третий — Баюндур (***), знак его
Четвертый — Иве, а также Йиве (***), знак его
Пятый — Салгур (***), знак его
Шестой — Афшар (***) знак его
Седьмой — Бектили (***), знак его
Восьмой — Бюгдюз (***), знак его
Девятый — Баят (***), знак его
Десятый — Язгыр (***), знак его
Одиннадцатый — Эймюр (***), знак его
|57| Двенадцатый — Кара-Болюк (***), знак его
Тринадцатый — Алка-Болюк (***), знак его
Четырнадцатый — Игдер (***), знак его
Пятнадцатый — Урегир (***), а также Юрегир (***), знак его
Шестнадцатый — Тутырка (***), знак его
Семнадцатый — Ула-Йондулуг (***), знак его
Восемнадцатый — Тюгер (***), знак его
Девятнадцатый — Печенег (***), знак его
Двадцатый — Джувалдар (***), знак его
Двадцать первый — Джебни (***.), знак его
Двадцать второй — Джаруклуг (***), род (кабиле) малочисленный, знак его неизвестен. [310]

http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Machmud_Kasgar/text1.htm
Племена огузов за Рашид ад-Дином



Племена бозок
Трем старшим по возрасту братьям Огуз дал имя бозок. Иркыл Ходжа каждому из их сыновей дал свой лакаб и свое имя. И каждый, кто происходил из их племен, назывался по этому лакабу — по родовому имени 102.

ДЕТИ КЮН-ХАНА—САМОГО СТАРШЕГО ИЗ ВСЕХ СЫНОВЕЙ ОГУЗА

1. Кайи, т. е. могущественный 103; [его рода] тамга: онгон — белый сокол 104, доля мяса — правая лопатка 105.
2. Байат, т. е. богатый, полный благодати 106; [его рода] тамга: онгон — белый сокол 107, доля мяса — правая лопатка 108.
3. Алкаравли 109, т. е. в каком бы месте он ни был, всегда удачливый и достигающий благоденствия 110; [его рода] тамга: онгон — белый 111 сокол , доля мяса — правая лопатка 112.
4. Кара-Ивли 113, т. е. по чернотропу прекрасно ездил 114; [его рода] тамга: онгон — белый сокол 115, доля мяса — правая лопатка 116. [65]

ДЕТИ ВТОРОГО СЫНА АЙ-ХАНА

1. Йазыр 117, т. е. люди многих стран будут на твоей стороне 118; [его рода] тамга: онгон — орел 119, доля мяса — передняя правая лопатка.
2. Догер (Дока) 120, т. е. ради общения 121; [его рода] тамга: онгон — орел 122, доля мяса — передняя правая лопатка.
3. Додурга 123, т. е. завоеватель страны и устанавливающий порядок 124; [его рода] тамга: онгон — орел 125, доля мяса — передняя правая лопатка.
4. Япарлы 126, т. е. великий. Его настоящее имя было Ягма 127.
Когда во время [одного] сожжения он допустил ошибку, [Огуз] был вынужден наказать его. Существовал суровый ветер, который дул со стороны Хитая (Китая). Этот ветер, который именовался Сам 128 Сюйрек , очень беспокоил [людей]. Ему (Ягме) сказали: «Ты садись на месте, откуда дует этот ветер, и перекрой его отдушину. Этим преследовалась цель его гибели и поэтому его и послали туда. [В настоящее время в этой стране туркменов из его рода нет. Они живут только в стране Хитаи] 129. [Его рода] тамга: онгон — орел 130, доля мяса — передняя правая лопатка.

ДЕТИ ТРЕТЬЕГО СЫНА ЮЛДУЗ-ХАНА

1. Авшар, т. е. проворный в деле и страстный охотник 131; [его рода] тамга: онгон — тавшанджил 132, доля мяса—правое бедро.
2. Кызык 133, т. е. сильный, знаток законов и битв 134; [его рода] тамга: онгон тавшанджил 135, доля мяса — правое бедро.
3. Бегдили, т. е. всегда дорог, как слово старших 136; [его рода] тамга: онгон— тавшанджил 137, доля мяса — правое бедро. [66]
4. Каркьш, т. е. имеющий много пищи и утоляющий голод народа 138; [его рода] тамга: онгон — тавшанджил 139, доля мяса — правое бедро.

Племена учок

Трех младших по возрасту братьев Огуз назначил в левое крыло (войск) и дал им имя учок. Иркыл Ходжа дал каждому из них свой лакаб в следующем порядке:

СЫНОВЬЯ ГЕК-ХАНА

1. Байандур 140, т. е. всегда живущий в полном 141 довольствии ; [его рода] тамга: онгон — кречет 142, доля мяса— левое бедро.
2. Беджене 143, т. е. проявляющий ревностное 144 старание ; [его рода] тамга: онгон — кречет 145 доля мяса—левое бедро.
3. Чавулдур 146, т. е. помогающий всякому в его деле, борющийся, беспокойный 147; [его рода] тамга: онгон — кречет 148, доля мяса—левое бедро.
4. Чепни 149, т. е. везде, где есть враг, немедленно вступающий в сраженье 150; [его рода] тамга: онгон — кречет 151, доля мяса — левое бедро.

СЫНОВЬЯ ТАК-ХАНА

1. Салур 152, т. е. куда бы ни пришел,везде сражаешься мечом и палицей 153; [его рода] тамга: онгон—... 154, доля мяса—голень задней левой ноги.
2. Эймур 155, т. е. имеет много воинов и богатый 156; [его рода] тамга: онгон—..... 157, доля мяса — голень задней левой ноги.
3. Алаюнтлу, т. е. всегда имеющий много прекрасных животных (коней) 158; [его рода] тамга: онгон —... 159, доля мяса — голень задней левой ноги.
4. Урегюр 160, т. е. его дела всегда на 161 высоте ; [его рода] тамга: онгон — .... 162, доля мяса — голень задней левой ноги.

СЫНОВЬЯ ТЕНГИЗ-ХАНА

1. Йигдыр 163, т. е. прекрасный и великий 164; [его рода] тамга: онгон — сокол 165, доля мяса — ляжка.
2. Бюгдюз 166, т. е. по отношению к другим кроткий и услужливый 167; [его рода] тамга: онгон —... 168, доля мяса — ляжка.
3. Йива 169, т. е. его названия (степени) всегда прекрасны и высоки 170; [его рода] тамга: онгон —... 171, доля мяса — ляжка.
4. Кынык 172, т. е. уважаемый везде, где бы не находился 173; [его рода] тамга: онгон —.... , 174, доля мяса — ляжка.

http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Rasiddaddin/frametext3.htm
Похожая информация у Абу-л-Гази


О значении имен внуков Огуз-хана, об их тамгах и онгонах (куш)
Все мудрые старцы из туркмен, которые знают историю, так рассказывают о значении имен двадцати четырех внуков Огуз-хана, сидевших в двенадцати палатках (yргa), и о том, какие у них тамги, 111 и о названии птиц, ставших у них онгонами. 112
Значение [имени] Кайы 113 — |590| крепкий, знак его тамги — (см. Приложение: рис. 1), онгон его — кречет. Значение Байат — богатый, знак его тамги — (см. Приложение: рис. 2), онгон его — сова. Значение Алка-oйли — соответствующий, знак его тамги — (см. Приложение: рис. 3), онгон его — мышелов. Значение Кара-oйли — где бы ни остановился, [всюду] в палатке живет, знак его тамги вроде нагайки — (см. Приложение: рис. 4), онгон его — коршун [?]. |595| Значение Йазыр — старший в иле, знак его тамги — (см. Приложение: рис. 5), онгон его — копчик. Значение Йасыр — все, что ни окажется перед ним, он опрокидывает, знак его тамги — (см. Приложение: рис. 6), онгон его — перепелятник. Значение Дудурга — тот, кто умеет завоевывать страны и удерживать их за собой, знак его тамги — (см. Приложение: рис. 7) , онгон его — красный ястреб. Значение Дукер — круг, знак его тамги |600| — (см. Приложение: рис. 8), онгон его — коршун. Значение Авшар — проворный в работе, знак его тамги — (см. Приложение: рис. 9), онгон его — белый сокол [самец]. Значение Кызык — герой, знак его тамги — (см. Приложение: рис. 10), онгон его — сарыч. Значение Бекдели— его речь уважаема, знак его тамги — (см. Приложение: рис. 11), онгон его — ворон [?]. Значение Каркын — хлебосольный, знак его тамги — (см. Приложение: рис. 12), |605| онгон его — беркут [?]. Значение Байындыр — обладающий мирскими благами, знак его тамги — (см. Приложение: рис. 13) онгон его — белый сокол. Значение Бечене — делающий, знак его тамги — (см. Приложение: рис. 14), онгон его — пестрый сокол. Чавулдур— честный, знак его тамги — (см. Приложение: рис. 15), онгон его — хумай [?]. Значение Чепни — богатырь, знак его тамги — (см. Приложение: рис. 16), онгон его — хумай. 114 Значение Салор — вооруженный саблей, |610| знак его тамги — (см. Приложение: рис. 17), онгон его — беркут. Значение Имир — богатейший, знак его тамги — (см. Приложение: рис. 18) онгон его — [?]. Значение Ала-йонтлы — имеющий пегую лошадь, знак его тамги вроде колыбели — (см. Приложение: рис. 19), онгон его — копчик [?]. Значение Урегир — добродетельный, знак его тамги — (см. Приложение: рис. 20) , онгон его — ястреб. |615| Значение Игдир — великий, знак его тамги — (см. Приложение: рис. 21) , ойгон его — ястреб. Значение Бyндyз — услужливый, [54] знак его тамги — (см. Приложение: рис. 22), онгон его — балобан. Значение Ава — высокостепенный, знак его тамги — (см. Приложение: рис. 23), онгон его — белый сокол. Значение Кынык — почтенный, знак его тамги — (см. Приложение: рис. 24) ,|620| онгон его — ястреб [самец].

http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Abulgazi/frametext1.htm

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now