Kryvonis

Численность войск калмыков, казахов и ногайцев

44 сообщения в этой теме

Тевкелев об обязательстве Нурали выставить 30 тыс. воинов (1757):

Цитата
и сам он, хан, по указу Е. и. в. с довольным войском и с братьями своими в службу на них, китайцов, туда итти не оставит, а когда-де он, хан, пойдет, то не менее тритцати тысячь войска при нем, хане, быть может, а иногда и гораздо более.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M...._A_I/text82.htm

Рассказы Эрали и Нурали о том, как казахи побеждали цинские войска - типичные рассказы батыров вдали от поля боя. Известно, что самому Аблаю копье в ногу цинский воин в тех боях загнал )в лядвею, если быть точным), и достоверных побед казахов по документам не числится.

Он же о вассалитете казахских Среднего и Старшего Жузов от Джунгарии:

Цитата
2-е. Умножась, оной народ разделился на трое, по званием: Большая, Средняя и Малая орды. Большая кочюет от городов Туркистанта и Ташкента до Бухари и до зингорских калмык и довольство свое получает меною во оных городах и в Бухари, как бухарскому хану принадлежащей, так и бухарских же городов зингорскому владению подлежащих, того ради и в Оренбург торговать не ездют. В числе оная хотя и Большая называетца, но не больше нижеписанных двух Средней и Меньшей, а в послушани оная Большая орда до нынешних времян была зингорскому калмыцкаму владельцу 88, но по раззорени зингорцев от китайцев собою пребывает. [389]

3-е. Средняя орда качевье свое имеет между рек Иртыша и Яика и Ори и касаетца зингорскаго кочевья, того ради оная на оба колена храмала, хотя называлася с 739 году в российском подданстве, однако ж и зингорцов не меньше почитала, и с российской стороны на то индеферентно смотрели для того, что они зингорцов боялись и от них были воеваны 89. На торг менять приезжают они по большей части на Уилскую линию в Троицкую крепость, в 744 году построенную, также и в Ямышеве, на Иртыше-реке лежащей, а иногда и в Оренбург.

Оценка военного потенциала трех Жузов Тевкелевым:

Цитата
5-е. Елико ж до числа людей в тех ордах касается, того окуратно знать неможно, но по всем долговременным примечанием мнится, что каждая орда до тритцети тысеч годных людей, кроме стара и мала и женска полу, иметь может, и Башкирия против одной из них подобна, токмо башкирцы храбростию превосходят киргис-кайсак.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M....v_A_I/text9.htm

В общем, на 1755 г. оценка казахского потенциала невысока.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

О том, как на 1759 г., несмотря на достаточно строгий контроль за пограничными столкновениями волжских калмыков с соседями, люди Дондука-Даши устроили тихий кошмар казахам:

Цитата
Також слышно было, что того же года калмыками у оных киргизцов отогнато лошадей тысечь с сорок, ис которых-де, как слышно, тысечь до десети было и собрано, а киргизцам не отдано, а куда-де оное девалося, неизвестно ж

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M...._A_I/text10.htm

В 1772 г. остатки торгоутов, ушедших в Джунгарию с Волги, угнали у казахов 70 тыс. коней. Казахи защитить себя не смогли.

На 1762 г. Тевкелев оценивал потенциал двух Жузов в 280 тыс. человек:

Цитата
А оная Киргиз Каисацкая Орда состоить в трех званиях, то есть: большой, средней и меншой Орды.

Ис которых средняя орда больше силнея и богатей тех дву орд, а кочюют по Сибирской дистанции до Иртыша реки, в степях в дали за Тоболом рекою, а владельцом у них Аблаи Солтан, от которого и ныне здеся имелися посланцов двоя солтанов; и от оной средней орды, и от Аблая салтана тогда за скоростию аманаты были не взяты, и ныне не имеется.

А меншая орда поменше средней орды, а гораздо больше большей орды, и оные кочюют по Яику реке у Гурьева городка даже до устья Сыр Дарьи реки, коя впала в Аралъское море, а владельцом у них Абулгаир Хана сын Куралы Хан, который Ханом после смерти отца ево в 749 году Вашего Императорского Величества указом пожалован, которого отец Абулгаир Хан изначала Российское подданство принял.

Сии обе орды генерально все в подданство Российское мною нижайшим приняты и присягою утверждены.

А в дву ордах средней и меншей на конь сядут в нужное время вдруг со сто с тридцать тысяч человек, а в резерве останется в запас еще столько же военных людей.

А большая орда менше гораздо и меншей орды, кочюют от России вдали между Туркустанта и Ташкента, но токмо оной большой орды не все в подданство приведены, однако несколько, которые близь средней орды кочюют, те к присяге приведены, а оных большей орды не более на конь сядут дельных людей к войне только с двадцать тысяч человек.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M....ev_A_I/text.htm

Т.е. в пределах 10-15 лет количество казахских воинов возрастает у него более, чем в 2 раза. Думаю, не без того, чтобы включить в состав казахов откочевавших от преследования Цинов ойратских феодалов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В момент вторжения Надир-шаха в Хиву в Хиве пребывала с ханом Абульхайром русская миссия в составе поручика Гладышева, инженера Назимова, геодезиста Муравина и конвоя уральских казаков.

План Хивы, снятый русским геодезистом Назимовым в 1740 г.:

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M...._chivy_1740.htm

post-74-1387894682.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сведения о Самарканде от русского пленного Филиппа Ефремова (1770-е):

Цитата
Самарканд. От Бухарии город Самарканд езду 5 дней; в нем городовых ворот 3-е, и видно, что прежде был город немалой, а ныне разорен. Травы довольно, и вода в небольшой речке проточная. Лес саженой. Всякого винограду, грецких орехов и сорочинского пшена довольно. От Самарканду езду до города Уратепи 105 три дни, в нем городовых ворот 4. Вода проведена каналом из реки Сыр-Дарьи. Оный канал проведен из города в город и во всей тамошней области город а, даже до самой Бухарии. Во оном державец узбек роду юз 106, имя ему Худаяр-бек.

Это не ранее 1774 г.

В принципе, это согласуется с данными Флорио Беневени, что Самарканд сильно пострадал к 1722 г. от междоусобиц узбеков. Видимо, за 50 лет он не смог оправиться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Бланкеннагель о Хиве в 1793-1794 гг.:

Цитата
Вообще, число населяющих Хивинскую землю не можно положить более как до ста тысяч душ, из которых: Осбеков 45, Сартов 15, Каракалпаков 10 и Иомутов 5 или 6 тысяч; а прочие пленные невольники 22. Во время часто [11] бывающих здесь междоусобий, все за оружие принимаются; число, однако же, могущих носить оружие, как из общих сборищ их, каково было и в прошлом году, увериться можно, полагается не более как от двенадцати до пятнадцати тысяч, из коих пехоты, вооруженной огнестрельным оружием, которое у них без замков, а с фитилями, не более двух тысяч; прочие выезжают на лошадях, имея одни луки и стрелы, а другие пики и сабли; лучшими из них воинами почитаются Иомуты, по них Каракалпаки, а по них Осбеки; Сарты же из всех худшими.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M....l/frametext.htm

Тут странная ранжировка - обычно узбеки котировались выше каракалпаков. Сарты и таджики в качестве воинов в Средней Азии не ценились никогда.


Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что видим в результате?

Наиболее достоверными можно счесть данные по волжским калмыкам (они подпадали под русские переписи, но сами переписи разрешалось вести только по кибиткам, а не подушно). Усредненно их можно насчитать около 300 тыс. человек.

При этом это было очень сильное кочевое феодальное государство.

Также достаточно достоверны данные Беневени, много лет проведшего в Бухаре и общавшегося с "правильными людьми", к тому же он имел прямое задание узнать, сколько могут выставить воинов местные ханы.

Данные Тевкелева очень неравноценны. В течении менее чем 10 лет он более чем удваивает численность воинов в казахских жузах, что говорит о том, что его данные очень недостоверны.

Данные Андреева также сомнительны - он интересовался этим вопросом в частном порядке и мог где-то ошибаться, не имея возможности собирать информацию с обширных территорий.

Данные Бланкенагеля кажутся наименее надежными - это впечатления мимолетные, полученные в ходе служебной поездке. Хотя он и имел разведывательные цели, но что и как он делал - мы не знаем.

Итак, количество воинов у калмыков можно определить до 50 или 80 тыс. воинов, у джунгар - около 100 тыс., у казахов - от 150 до 300 тыс., у бухарских кочевников - до 110 тыс.

В конечном итоге все решала централизация власти и возможность правителя мобилизовать этих воинов и организовать на военное предприятие.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мне вот пришла в голову мысль, что надо бы сказать отдельное спасибо индусам - с изобретением их простых цифр из истории как-то разом исчезли миллионные армии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Цитата (Saygo @ Сегодня, 09:18)
с изобретением их простых цифр из истории как-то разом исчезли миллионные армии

Ну уж нет - когда читаешь всевозможные описания походов кочевников, сделанные их противниками, то становится очевидно, что группами менее миллиона они не передвигались - видимо, боялись, что их тогда побьют какие-нибудь местные багадулы бахадуры.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты до начала XVIII века. 1887. Сс. 370-1

Если правильно понял - Смирнов дает выдержку из текста Кирими. В начале 16 века войско в 10-15 тысяч человек - это все войско Крымского ханства.

1.thumb.jpg.282cd62d5138f9840c11d1d89c0d

2.thumb.jpg.846b6b61d24c67bde7ad4764d4e5

3.thumb.jpg.2d74cc37a54d055755cb007dfd09

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Рашид-ад-Дин.

Цитата

Удивительно, если мы предположим, что в поле соберут полных наборов вооружения на тысячу человек, то это будет высотою с гору и не уместится в сотне амбаров, а десять тысяч лошадей на поле или на пастбище уместится с трудом. Каким же  образом [уместилось бы] вооружение на двести и триста тысяч человек и сто-двести тысяч лошадей? А они искали получить за сто с лишним раз большее и имели на руках ярлыки и указы.

Акбар-намэ.

Цитата

Его Величество Господин Соединения (Тимур) во времена завоевания Индостана дал приказ устроить смотр своей армии на равнине Самана, и маулана Шараф-ад-дин Али-и Йезди отметил (Зафар-наме, II. 83), что расстояние между флангами той армии (тул-и-есал) составляло шесть фарсахов, а мужи, опытные в военных делах, подсчитали, что один фарсах занимают 12 000 лошадей, следовательно, помимо прислуги (наукар-и-наукар), там насчитывалось более 72 000 всадников. Прислуга занимала 2 коса. Его противник, Маллу-хан, имел 10 000 лошадей и 120 слонов. Даже при такой силе многие в лагере Господина Соединения были охвачены страхом, и Его Величество заметил тревожное состояние солдат и услышал от них панические высказывания.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Л.А. Бобров. ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАЗАХСКИХ КОЧЕВНИКОВ ОТ АБУЛХАИРА ДО КЕНЕСАРЫ (XVIII – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX вв.)

Цитата

Тем не менее, становым хребтом казахской армии, как и в предшествующую эпоху, продолжали оставаться родовые ополчения. Важное отличие казахского ополчения от своего джунгарского аналога заключалось в том, что мобилизация у джунгар проходила по приказу высшего военного командования и носила обязательный характер, в то время, как у казахов решение о созыве ополчения и участия в боевых действиях принималось родовой знатью. В результате, в военных походах участвовала лишь часть казахских родов, в то время, как другие предпочитали не ввязываться в вооруженный конфликт. Данный фактор оказывал значительное влияние, как на численность, так и на общую боеготовность казахских вооруженных сил. Современник событий И.К. Кириллов писал по этому поводу: «Все киргиз-кайсацкия орды с зенгорскими калмыками в непристойной войне и могли б тех калмык одолеть; ежели б обще согласились, а у них один хан с войною войдет, а другой оставляет, и так свое владение у калмык теряют» (Казахско-русские отношения, 1961, с. 108).


Поголовное ополчение мужчин боеспособного возраста (получившее известное распространение в военной практике Джунгарии) было у казахов скорее исключением, чем правилом. Посетивший Младший жуз в середине 30-х гг. XVIII в. англичанин Д. Кэстль особо подчеркивал: «Оборона или нападение у казахов не являлись всенародным делом (здесь и далее курсив наш – Л.Б.). В походах участвуют мужчины и, в первую очередь, молодежь… На войне молодежью обычно командуют старшины, выполняя приказы хана» (Бобров, 2015). Еще более определенно о сборе казахского ополчения высказывались цинские военачальники: «В военных делах владелец советуется с народом; нежелающего идти в поход не принуждают» (Прошлое Казахстана, 1935, с. 153).

...

Главы родовых подразделений могли в любой момент увести свои отряды с театра боевых действий, ослабив действующую армию. В случае поражения вновь собрать войска в единый кулак было крайне сложно. И.-Г. Георги писал по этому поводу: «Когда воинственное странствование им наскучит, то они сами собою мало-по-малу возвращаются на прежние свои места, почему войско ежедневно тогда убывает… Ежели они в предприятии своем не успевают, или к тому еще и поражение претерпят, то всяк спешит ближайшею дорогою в свой улус» (Бобров, 2015). В качестве иллюстрации слов И.-Г. Георги можно привести летнюю военную кампанию 1717 г., когда многочисленная казахская армия буквально «растворилась» в степях уже после первого серьезного поражения у р. Аягоз. Ополченцы просто не вернулись под ханские знамена в результате чего «…Хаип-де хан остался только с двумя человеки и воротился до своего улуса…» (Бобров, 2009, с. 98,100).

Подобная ситуация наглядно демонстрировала слабость родо-племенной системы организации вооруженных сил. Современники оценивали мобилизационный потенциал трех казахских жузов первой половины XVIII в. в 100–280 тыс. чел., что превышало мобилизационные возможности Джунгарии (Бобров, 2015). Однако в условиях отсутствия сильной центральной власти, созыв многочисленной армии для большинства казахских ханов и султанов был непосильной задачей. Материалы письменных источников свидетельствуют, что численность казахских войск в военных компаниях первой половины XVIII в. редко превышала 5–8 тыс. чел. Только наиболее влиятельным правителям удавалось собрать армии большей численности. Так, хану Абулхаиру в экстремальных условиях 1723–1724 гг. удалось отмобилизовать и направить против волжских калмыков казахско-каракалпацкие войска численностью 10–15 тыс. чел. (Бобров, 2011, с. 4). Десятитысячной конницей оперировали в 1717 г. хан Абулхаир, а в 1733 г. хан Семеке. Двадцатитысячная армия под командованием Абулхаира действовала под Яицким городком в 1719 г. (Ерофеева, 2007, с. 152, 281). Самую большую армию, составленную из войск Младшего и Среднего жузов, собрал в 1717 г., при поддержке хана Каипа, все тот же Абулхаир. Она насчитывала около 30 тыс. воинов (Бобров, 2009, с. 87).

Правда Л.А Бобров как-то уж сильно противопоставляет "десятичную систему"(с) джунгар и "родо-племенную" казахов. Хотя какой-то принципиальной разницы, имхо, не видно. "Просто" одно общество заметно более организованное и сплоченное, чем другое...

 

Тюхнева С.П. Одна черточка - одна сотня: к вопросу о способах подсчета скота у тюрко-монгольских народов // Oriental Studies. 2017;10(5) Или тут.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хюсейн Хезарфенн. «Изложение сути законов Османской династии»

Цитата

Если его величеству хану нужно послать войско в какое-то место, то /каждые/ семь человек выставляют одного и выделяют пару лошадей. Знают, сколько пар лошадей поставляют от каждой деревни, и в соответствии с этим собирают сога.

Если крымский хан назначен в поход от великого османского государства, к нему посылают капыджы-башы с хатт-и шерифом, саблей, украшенной драгоценными камнями, халатом, дорогой обувью, колчаном и 40000 золотых. И он распределяет /деньги/ между мирзами и капыкулу. Затем вместе с войском идет в то место, которое ему назначили.

Раздел о законах похода. Прежде всего известно, что делом великих государств /является/ завоевание стран и поражение врагов, а для /тех/, кто ведет священную войну," священная война. Бывает, что поход совершается при личном участии султана либо он, назначая рейсом, облекает доверием и посылает с войском кого-то из веэиров или эмиров. И если посланных войск будет до 50 человек, то /такой отряд/ называют джериде, если от 50, от 400 до 1000 - итибе, от 1000 до 4000 - джейш, а еще его называют фалк и махфил. Армию от 4000 до 12000 называют харар, а еще ее называют хамис. Хамис говорят потому, что она имеет пять основных частей: центр /сердце/ — это место, где находится падишах; меймэне-так называют правое крыло /армии/, мейсэре — так называют левое крыло /армии/, талиая /авангард/, являющийся караулом; а затем дондар /арьергард/ <..> .

Если султан приказал: пусть такой-то бей с войском  находится перед армией, а такой-то бей с войском — позади армии, то этим беям не подобает оставлять назначенные им позиции, потому что в военном деле самое важиое — это повиновение приказу. И если один из беев, назначенный в определенное место, восстанет, султану необходимо этого эмира вначале предупредить, пригрозив. Первый раз наказывать не надо. Если же он повторно ослушается приказа, то надо сделать более сильное внушение. Временами бывает так, что, когда беям кого-то назначают в сердары и присоединяют /к нему/ нескольких других беев, эти бей ему не подчиняются, говоря: "Мы его старше и выше по чину в санджаке или в сотне оджак-заде". В результате /подобного/ невежества бывает нанесен ущерб чести религии и усилиям султана.

 

Пейссонель. Трактат о торговле на Черном море. Записки о Малой Татарии.

Цитата

Единственные войска в Малой Татарии, получавшие жалованье – это сеймены или телохранители хана, которые получают свое жалованье из Порты. Они делятся на байраки или отряды из тридцати человек. Стража хана состоит из двадцати байраков в мирное время и из сорока в военное время. Эти отряды управляются  булюк-баши или капитанами, под начальством полковников стражи, которого называют баш-булюкбаши.

Когда хан хочет набрать армию, он собирает частное совещание, на котором обязаны присутствовать лично или же, если они не могут придти, послать одного депутата, – пять беев главных родов; кроме того, каждая ветвь знатных родов выбирает посла, отправляющегося на совещание, как для того, чтобы получить повеления Хана, так и для того, чтобы сделать соответствующие показания. В этом совещании устанавливается общим согласием число людей, которое должно доставить каждое поместье, сообразно переписи, данной кадиями каждого кадылыка (уезда).

Все вассалы, свободные или вольноотпущенные, обязаны идти на войну с их господином, который берет по желанию одного человека с двух, трех, четырех или пяти домов, сообразно требованиям случая и постановления частного совещания хана.

Остающиеся вассалы обязаны одевать, снаряжать, вооружать и давать лошадь на их счет обязанным идти на войну. Все эти солдаты располагаются под знаменем кабиле  или рода их владетеля. Каждый род организует отряд или байрак, различающийся по цвету знамени, являющегося признаком дома. Самый старший дворянин в семействе командует байраком и остальные мирзы того же рода идут под его начальством. В очень обширных родах и обладающих многочисленными землями, каждая ветвь рода иногда образует байрак. В этих отрядах бывает только два офицера: дворянин, или управляющий и байракдар или прапорщик, на место которого назначают, обыкновенного, самого сильного и крепкого из солдат.

Вассалы поместья, прикрепленного к какому-нибудь сану не образуют вовсе самостоятельного отряда; они собираются под знаменем рода того человека, которому они подчинены.

Все воины взятые из деревень челеби, составляют один отряд и имеют только одно знамя; или ими управляет, обыкновенно, селиктар хана или за его отсутствием какой-нибудь другой офицер его рода.

Набор войск у ногайцев происходит почти таким же образом, об этом будет сказано в следующей главе.

Армия, составленная из всех этих байраков различных кабилэ, движется под начальством хана, калги, нурадина или какого-нибудь другого главнокомандующего, имеющего под своим начальством отдельных сераскиров племен ногайцев, буджака, иетсана или кубана, и иногда также других султанов, в качестве наместиников начальников (генерал-лейтенанты).

Все походы и действия армии согласуются и решаются в военном совете, состоящего из хана или главнокомандующего, сераскиров, других султанов, визиря, кази-аскера, всех дворян управляющих байраками различных кабилэ; булакбаши сейманов в нем не участвуют совсем. Кроме офицеров, имеющих по закону, право присутствия на военном совете; хан или главнокомандующий заставляет иногда участвовать в нем лиц, опытность которых заслуживает того, чтобы их пригласили.

 

Ш. Пейссонель. Трактат о торговле на Черном море. Страна ногайцев.

Цитата

Ногайцы делятся, как и жители Крыма, на свободных, знатных, вольноотпущенных и рабов. Хотя все знатные фамилии претендуют на равную древность и считают себя потомками завоевателей страны, но в каждой ногайской орде есть однако семейства более замечательные, пользующиеся уважением и множеством привилегий.

...

Все ногайцы обязаны воинскою повинностью и должны следовать на войну за главой своего аула. Набор войск совершается у них почти тем же порядком, как и в Крыму. Хан, по опроделениям тайного совета, посылает свои приказания сераскирам; поспешно собирают, частные советы, в которые приглашают бат-мирз своих орд и других главных дворян и при совместном обсуждении принимают необходимые меры для исполнения ханских повелений. Ногайцы выставляют обыкновенно гораздо более войска, чем от них требуют. Когда же предпринимается война против христиан, то выступают в поход все способные носить оружие. Но при этом, по взаимному соглашению между собою,жители каждого аула оставляют известное число людей, которым вверяется забота об имуществах и семействах воинов, уходящих в поход. Остающиеся принимают на себя возлагаемые на них обществом обязанности под условием получения соответствующей доли добычи, на равне с теми, которые находились в числе сражавшихся. Условие это, по возвращении с войны, выполняется всегда с безукоризненною добросовестностью. Знатные фамилии ногайцев не образуют отдельной строевой части, как в войсках Крыма, но войска каждой oрды разделяются на известное число байраков, т. е. более или менео значительных, но неравномерных по количеству людей, боевых частей или дружин. Все знамена этих дружин одинаковой формы и носят на себе знак важнейшей фамилии орды, с тою только разницею, что байрак, предводительствуемый бат-мирзой имеет большое знамя, а други — малые знамена или штандарты. 

 

Издание 1787 года. 

Том 1 - раз, два

Том 2 - раз, два

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 20.12.2013в11:26, Чжан Гэда сказал:

Обратите внимание - он считает, что с юрты можно выставить 2-3 человек, годных к войне. Это очень важно при понимании, каким образом он вышел на цифру 70 тыс. человек.

При этом у него далее в главе VII идет подробная роспись, в которой он, в общем, этих числе придерживается.

Цитата

Подвластных у оного кибиток считается 120, в коих лучших людей, кроме жен и детей, 300 человек

...

Кибиток 900; лучших людей до 3500 человек

...

Кибиток 40, людей до 100 человек. 

...

Кибиток 500, отборных людей, кроме жен и детей, до 2000

...

Подвластных у его кибиток 200, отборных и лучших людей до 700

...

Подвластных у его кибиток до 300; лучших людей, кроме жен и детей, до 700

...

Подвластных у его кибиток до 300, лучших людей, кроме жен и детей, до 650 человек

...

Подвластных кибиток у его 500, людей лучших, кроме жен и детей, до 1000

...

Подвластных им кибиток 100, людей считают до 100

...

Подвластных у них кибиток до 200, людей мужеска и женска пола до 700

...

подвластных кибиток до 300, людей мужеского и женского пола до 1300 человек

...

Подвластных сей волости кибиток почитается до 1300; людей, жен и детей до 9000

В части случаев указано только число кибиток с краткой пометкой об обеспеченности скотом.

Цитата

Подвластных у оного кибиток до 100; весьма достаточны лошадьми и скотом.

...

Подвластных у его кибиток до 100, лошадьми и скотом недостаточны и весьма бедны.

 

Получается, что у Андереева все-таки были какие-то реестры населения, пускай и неполные? Возможно, что "юрта" и "кибитка" тут, хотя бы в части случаев, не "малая семья", а аил из 2-3 юрт? У него взрослых мужчин на "кибитку" в среднем 2 человека, иногда - 4. Если немного поиграть в "экстраполяции" - это от 5 до 15-16 человек на "кибитку". 

С другой стороны - все-таки при расчете "годных для войны" он берет чуть более 2 человек на юрту, а с учетом того, что это "все теоретически годные", а не "то, что реально можно в точке собрать", да в возрасте "от пионера до пенсионера" (с 14-15 лет до 60) - то расчет уже таким необычным не выглядит. 32 тысячи юрт, 70 тысяч мужчин "годных для службы", при общем населении тысяч в 180. Андреев же не пишет, что из всех можно собрать - "если собирать людей, то нужно учитывать, что годных у них по двое с юрты", а не "можно брать по два человека с юрты".

0_о??

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Валера Батыров (КИГИ) говорил мне, что в источниках нет ясности, что такое "кибитка" как счетная единица. Есть у него тяжкое подозрение, что это - реликт распадающейся большой семьи, которая проживала в нескольких физических кибиток. 

Я считаю, что он прав.

Более четкий эквивалент, ИМХО, это китайское ху (户) - т.е. "двор".

Кстати, по русской практике, о которой писал Колесник, в XVIII-XIX вв. под кибиткой понимали 4 человека - отец, мать, сын и дочь. Но это было чисто в учетных целях. Реальные численности населения тут не отражались.

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Леонид Бобров о вооружении кочевников:

https://www.youtube.com/watch?v=lBVF12JcYlg

Он же - о военном искусстве ойратов:

https://www.youtube.com/watch?v=5wOjbc8Wc_A

Он же про огнестрельное оружие у ойратов:

https://www.youtube.com/watch?v=d6l3xdyFAqk

Каменты, как всегда, доставляют.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Есть у нас один ойрат - единственный хан Джунгарии, Галдан Бошокту-хан (Галдан Бошигт-хан). А стоит по нему делать отдельную тему? Там нюансов - на 100500 диссертаций. Повторяют, как обычно, одно и то же, но!

В общем, думаю.

Есть шанс, что в 2020 г. Бобров обновит свои статьи о войне 1690 г. Помогаю, как могу. Результаты уже революционные.

.

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Demorgny G. Les reforms administratives en Perse. Les tribus du Fars // Revue du monde musulman, tome XXII, Mars 1913 Тут

izobrazhenie_2022-10-18_011500096.png.11

izobrazhenie_2022-10-18_011525198.png.06

izobrazhenie_2022-10-18_011330681.png.db

izobrazhenie_2022-10-18_011400342.png.31

izobrazhenie_2022-10-18_011555988.png.69

izobrazhenie_2022-10-18_011633594.png.25

izobrazhenie_2022-10-18_011704664.png.8a

izobrazhenie_2022-10-18_011731581.png.5d

izobrazhenie_2022-10-18_011815139.png.75

izobrazhenie_2022-10-18_011844534.png.b4

izobrazhenie_2022-10-18_011920351.png.7c

 

- Иванов М.С. Племена Фарса. 1961.

- Ullens de Schooten M.-T. Lords of the mountains: Southern Persia and the Kashkai tribe. 1950 Тут

 

R. Tapper. The Tribes in Eighteenth- and Nineteenth-Century Iran // The Cambridge History oj Iran (Cambridge, 1991), vol. 7

Арабы руала, луры бахтиары, пуштуры дуррани - существенно не такие "племена", как кашкаи или шахсеваны. Первые - скорее реальность генеалогическая (a descent ideology). Вторые - территориально ограничены и имеют вождя (chiefship and/or political-territorial unity).

Цитата

Хамсе это вообще дикая смесь - три группы тюркские, одна арабская, одна - луры.

Отмечается, что в части групп мужчина получал собственное стадо и тент при женитьбе, а в части - когда уже его дети становились работниками. Последнее, к примеру, было у шахсеванов, средний размер "двора" ("тента" или "шатра", скорее) у которых получался более 7 человек.

Цитата

На Балканах в 16-м веке было сходно. "Предпочитаемый" размер домохозяйства у разных народов, которые жили едва не чересполосно, был разным. У влахов были нормой сложные семьи, со средним количеством людей в домохозяйстве более 7 человек. Для сербов в тех же районах более обычна нуклеарная семья.

 

Richard Tapper. Frontier nomads of Iran. A political and social history of the Shahsevan. 1997 Тут

Eickelman D.F. The Middle East and Central Asia: an anthropological approach. 2001 Тут

Garthwaite G.R. Khans and shahs: a documentary analysis of the Bakhtiyari in Iran. 1983 Тут

Garthwaite G.R. The Persians. 2004 Тут

Beatrice Forbes Manz. Nomads in the Middle East. 2021

 

Reza Ra'iss Tousi. The Persian Army, 1880–1907 // Middle Eastern Studies, 24:2. 1988 Тут

Lieutenant Colonel Henry Picot. Report on the Organization of the Persian Army. 1900 Тут

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

D.T. Potts. Nomadism in Iran. From Antiquity to the Modern Era. 2014

Цитата

The centuries-long Sasanian struggle to protect the empire’s northeastern frontier from attack clearly foreshadows the Safavid preoccupation with defense against Uzbek incursions emanating out of the same region and this, of course, was the porous frontier through which the Oghuz entered Iran in the mid-eleventh century.

Цитата

The breakdown in order and security that characterized the late Safavid period and ushered in the Afghan invasion and the decades of war that preceded the establishment of the Qajar dynasty (ch. 8) is reminiscent of the situation that obtained in the late nineteenth and early twentieth century when the central government exercised little control outside of the capital Tehran

Цитата

The allocation of provincial governorships to Qezelbash chiefs and of pasturage to their tribesmen distributed Türkmen over much of Iran. Like the Bakhtiyari in the early twentieth century, the Qezelbash wielded enormous political influence despite attempts by Shah Isma’il to curtail their power. The relationship was deeply paradoxical. The tribes were literally responsible for the creation of the Safavid state, but throughout the life of the dynasty, tribe and state were almost continually at odds with each other. 

 

Цитата

But more fundamentally, the fixation on twentieth-century Lur, Bakhtiyari, and Qashqa’i nomads as templates for “reading” the past founders, not merely because these groups cannot be traced back more than a matter of centuries, but because there is no evidence suggesting that the pattern of nomadism as practiced in the twentieth century pre-dates the Oghuz infiltration in the eleventh century. The French geographer Xavier de Planhol, followed by anthropologist Jean-Pierre Digard, one of the most highly respected scholars ever to have worked with the Bakhtiyari, suggested that the nomadism of the Bakhtiyari represents an imitation, economically and ecologically, of the sort of long-distance nomadism introduced in the eleventh and thirteenth centuries by Turkic and Mongol tribes. The nomadization of much of the sedentary population of Lur-e Buzurg is confirmed by the contemporary chronicler Natanzi in his Muntakhab al-tawārīkh-i mu’inī, written in 1414/5, where it is said that the Lur-e Buzurg Atabeg Shams ed-din “adopted the system of the yaylaq and the qishlaq in the manner of the Mongols.”

Цитата

“Histoire et anthropologie des sociétés nomades: Le Cas d’une tribu d’Iran,” Annales: Économies, Sociétés, Civilisations 28/6 (1973): 1424, “Plusieurs indices concordants, puisés dans des chroniques de l’époque, permettent de situer au XIIIe siècle le début de la mise en place de ce type de nomadisme dans le Grand Lorestân (actuel pays Bakhtyâri)” and, discussing the Mongol conquest, “Ces désordres. . . auraient en outre favorisé l’adoption par les tribus de la région d’un nomadisme à estivage et hivernage ‘à la manière des Mongols.’ Ce dernier fait est d’ailleurs très précisément confirmé par plusieurs chroniqueurs qui citent même les noms de lieux choisis à l’époque (milieu du XIIIe siècle) pour des séjours d’été et qui restent encore actuellement parmi les principaux centres d’estivage de la tribu Bakhtyâri (région de la source du fleuve Zayande-Rud, Bâzoft, etc.).”

Цитата

This is, in effect, the same conclusion reached by Inge and Peder Mortensen in their study of the origins of nomadism in Luristan, noting:


In recent years various theories directly linking ancient and modern nomadism in the Zagros have been put forward. There is, however, at the moment nothing to support this assumption. Quite to the contrary does the archaeological evidence indicate the existence in Parthian, Sassanian and Early Islamic times of a well-organized sedentary population whose towns, villages, and irrigation systems were devastated by the Mongols in the 14th century.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас