Saygo

Евкратид I и Греко-Бактрийское царство

2 сообщения в этой теме

А. А. Попов. «Великий царь» Евкратид I

История Греко-бактрийского царства относится к третьему периоду бактрийского эллинизма (вторая половина III - середина II века до н. э.), которому предшествовали македонский и селевкидский периоды. Проблемы истории Греко-бактрийского царства интересуют ученых, начиная с XVII века. Еще Г. З. Байер посвятил истории греко-бактрийских царей значительное научное исследование{1}, которое стало основой последующей историографической традиции в России и за рубежом.

user posted image

Этап греко-бактрийской истории, связанный с именем «великого царя» Евкратида I, к сожалению, обойден стороной в новейшей историографии. В последних работах Ф. Хольта{2} и Дж. Лернера{3} рассматриваются сюжеты греко-бактрийской истории до прихода к власти в этом государстве Евкратида I. На сегодняшний день наиболее подробно царствование Евкратида I освящено в работах В. В. Тарна{4} и А. К. Нараина{5}, которые стали уже классиками историографии Греко-бактрийского царства. В. В. Тарн и А. К. Нараин опираются в описании истории Греко-Бактрии, как и Г. З. Байер, преимущественно на нумизматические и литературные источники, при этом, в их поле зрения не попали новейшие данные археологических находок в Ай Ханум и Тахти Сангине. Однако, так как по царствованию «великого царя» Евкратида I основными источниками до сих пор являются сведения Страбона и Юстина и данные нумизматики, сочинения В. В. Тарна и А. К. Нараина нельзя признать безнадежно устаревшими. К этому следует добавить, что именно со времени этих двух ученых сложились две тенденции в оценке царствования Евкратида I. Одна из них, выраженная В. В. Тарном, - сдержанно положительная в оценке личности Евкратида I, другая, критикующая взгляды В. В. Тарна и поддержанная А. К. Нараином, - сдержанно отрицательная.

user posted image

Правление Евкратида I (около 171-145 гг. до н.э.){6} было временем расцвета и началом упадка Греко-бактрийского государства. Предшествующие Евкратиду греко-бактрийские цари Евтидем I и Деметрий I смогли не только отстоять независимость своего царства, но и расширить свои владения. Евтидем I смог выстоять в противостоянии с могущественным селевкидским царем Антиохом III Великим, а его сын Деметрий I завоевал значительные территории в Индии. Время прихода к власти Евкратида - период бурного территориального роста владений греко-бактрийских правителей.

По вопросу о происхождении Евкратида существуют различные мнения. Возможно, он был полководцем, у которого стремлению к захвату власти способствовала сложившаяся в Бактрии обстановка. Другие высказывают гипотезу о возможной связи Евкратида с династией Селевкидов и, согласно этому, готовы видеть в восстании Евкратида чуть ли не попытку Селевкидов подорвать греко-бактрийское могущество{7}. По этой версии, выдвинутой В. Тарном, Евкратид был наместником одной из восточных сатрапий Селевкидского государства. Северным побережьем Персидского залива он совершил трудный поход в Систан, нанес там поражение Деметрию I и после этого подчинил своей власти Бактрию. В качестве доказательства сторонники этой гипотезы обращаются к монетам Евкратида I, где на лицевой стороне помещен портрет самого Евкратида, а на оборотной - портрет пожилого мужчины и женщины с диадемой на голове (признак царского происхождения). На лицевой стороне легенда: «βᾰσῐλεύς Ευκρατίδης», на оборотной: «Ηλιοκλευoς και Λαοδικης». У ряда ученых не вызывает сомнения, что на оборотной стороне этих монет изображены родители Евкратида, причем мать его, по-видимому, в отличие от отца, принадлежала к числу членов какой-либо правящей (или свергнутой) династии{8}. Другие исследователи полагали, что на реверсе этих монет изображены сын Евкратида Гелиокл и невестка Лаодика и что эти монеты выпущены в честь бракосочетания наследника престола{9}. Единственно только на одном основании, что имя Лаодика носили некоторые представительницы Селевкидской династии, В. В. Тарн утверждает, что на монетах изображена селевкидская царевна. Однако это сравнительно широко распространенное греческое имя в равной мере могло принадлежать и женщине из любой другой эллинистической или эллинизированной династии. Остальные аргументы в пользу этой гипотезы еще менее состоятельны{10}.

user posted image

Скорее всего, появление на греко-бактрийском престоле Евкратида является результатом внутриполитической борьбы в Греко-Бактрии. Еще С. П. Толстов, один из первых рецензентов В. В. Тарна, отмечал: «Гораздо естественнее по-прежнему видеть в Евкратиде руководителя восстания греческих поселенцев в Бактрии»{11}.

Нет никаких данных и о том, что Евкратид проник в Бактрию с юга. Напротив, есть все основания считать, что областью его первоначального правления была именно Бактрия. Юстин прямо указывает, что Евкратид пришел к власти в Бактрии (Just., XLI, 6, 1), а среди многочисленных монет с именем этого правителя наиболее ранними являются образцы именно бактрийского чекана. Возможно, по этой причине в Бактрии был основан город Евкратидия (Strab., XI, 11, 3; Ptol., VI, 11).

Одним из этапов карьеры Евкратида, по мнению Д. В. Бирюкова, была должность правителя города, и отражением этого может служить упоминание Страбоном Евкратидии, названной по имени своего правителя (XI, 11, 2){12}. Однако эта гипотеза Д. В. Бирюкова не имеет других аргументов кроме этого, поэтому ее не следует принимать как хорошо обоснованную. Ведь не исключено, что Евкратидия был заново отстроенный город или переименованный при Евкратиде, несвязанный с карьерой Евкратида до пришествия его на престол.

user posted image

Как говорят наши источники: Евкратид поднял восстание в Бактрии и захватил там власть (Just., XLI, 6, 1). Видимо, это произошло в отсутствие Деметрия I, который был в Индии, а его наместник из числа Евтидемидов был устранен от власти. Евкратид был, по-видимому, очень энергичным человеком и благодаря своему личному мужеству, проявленному в борьбе с Деметрием I, сумел подчинить даже его индийские владения (Strab., XV, 1, 3; Just., XLI, 6, 1). По сведениям указанных ис-точников, восходящих к Аполлодору из Артемиты, Евкратид с 300 воинами победил войско царя Деметрия числом 60 000.

В итоге Евкратид меняет свою титулатуру. Вместо «царя» на его монетах появляется титул «великий царь». Видимо, это связано с покорением Евкратидом индийских владений Евтидемидов, так как в первое время своего царствования, исходя из данных нумизматики, он не носил такого громкого титула. По словам Страбона, под властью Евкратида была тысяча городов (XV, 1, 3). Некоторые ученые выдвигают предположение о том, что Евкратид уподобил себя Ахеменидам, носившим подобный титул. Тем самым он поставил себя на одну ступень с Селевкидами и, возможно, даже узаконил претензии бактрийских царей на восточные владения Ахеменидов, включавших и долину Инда.

Мысль о «незаконности» захвата власти в Греко-Бактрии, вероятно, беспокоила Евкратида. Именно этим следует объяснять, по мнению некоторых ученых, чекан серии тетрадрахм и драхм с изображением родителей Евкратида. «Великий царь» стремился обратить внимание своих подданных на то обстоятельство, что его мать принадлежала к царскому роду{13}.

Пока греко-бактрийский престол переходил из рук в руки, рядом с Греко-Бактрией все более крепло государство, ставшее впоследствии ее грозным противником. В правление Митридата I (171-138 гг. до н.э.) Парфия, усилившаяся за счет присоединения к ней ряда селевкидских провинций в Западном Иране и Месопотамии, становится крупной державой. Парфяно-бактрийские противоречия, впервые возникшие еще на заре независимости обоих государств, вспыхнули с новой силой. Видимо, слишком заманчивой добычей казалось Митридату Греко-бактрийское царство, ослабляемое постоянными дворцовыми переворотами.

Политика Евкратида, ориентированная на борьбу с Евтидемидами, оказалась пагубной для него самого. При нем Греко-Бактрия теряет часть западных владений, захваченных парфянами (Strab., XI, 11, 2; Just., XLI, 6, 1).

Скорее всего, парфяно-бактрийская война происходила еще до индийского похода Евкратида, который едва ли решился бы его предпринять, не обеспечить безопасного тыла. Юстин прямо сообщает, что в последние годы своей жизни Евкратид совершил поход в Индию (XLI, 6, 1).

Конец жизни «великого царя» плачевный. Он был убит своим сыном и соправителем, который надругался над его трупом (Just., XLI, 6, 1). Возможно, по мнению многих греков, это стало для Евкратида справедливым наказанием за войну между эллинами, которую тот начал. Евкратид стал последним выдающимся царем на греко-бактрийском престоле, при котором страна сохраняла свою независимость и экономическую мощь. Со смертью Евкратида прекращается период расцвета Греко- бактрийского государства и начинается его политический упадок.

Безусловно, на наш взгляд личность этого греко-бактрийского монарха является весьма выдающейся на арене эллинистической Бактрии. Однако справедливо мнение О. Бопераччи, который называет Евкратида I «узурпатором»{14}. Действительно, как можно давать положительные оценки правителю, который, захватив власть в государстве, не только не смог стабилизировать ситуацию в стране с помощью реформ и преобразований, но и потерял ряд областей, захваченных соседней державой. Как раз из-за переворотов, начавшихся с Евкратида, Греко-бактрийское государство ослабло настолько, что не смогло дать достойного отпора сначала парфянам, а затем кушанам, покорителям эллинистической Бактрии.

Примечания

1. Bayer Th. S. Historia regni Graecorum Bactriani. Petropoli, 1738.

2. Holt F. L. Alexander the Great and Bactria. 1) The Formation of a Greek Frontier in Central Asia. 1st imp., Leiden, 1988; 2nd imp., Leiden, 1989; 2) Thundering Zeus: the making of Hellenistic Bactria. Berkley - Los Angeles - London, 1999.

3. Lerner J. D. The impact of Seleucid decline on the Eastern Iranian Plateau: the foundations of Arsacid Parthia and Graeco-Bactria. Stuttgart, 1999.

4. Tarn W. W. The Greeks in Bactria and India. 1st ed., Cambridge, 1938; 2nd ed., Cambridge, 1951; 3rd ed., Chicago, 1985.

5. Narain A. K. The Indo-Greeks. 1st ed., Oxford, 1957; 2nd ed.,Oxford, 1962.

6. Bopearachchi O., Aman ur Rahman. Pre-Kushana Coins in Pakistan. Karachi, 1995. Р. 30.

7. Tarn W. W. The Greeks in Bactria and India. 2nd ed. Р 196.

8. Массон В. М., Ромодин В. А. История Афганистана. Т. I. М., 1964. С. 112.

9. Sallet A. Die Nachfolger Alexanders des Grossen in Baktrien und Indien. Berlin, 1879. S. 23; Толстов С. П. Древний Хорезм. М., 1948. С. 239.

10. Narain A. K. The Indo-Greeks. 1st ed. Р 54-56.

11. Толстов С. П. Подъем и крушение империи эллинистического Дальнего Востока // ВДИ. 1940. №3-4. С. 202, 203.

12. Бирюков Д. В. От «Артава» до «Африга»... С. 42.

13. Narain A. K. The Indo-Greeks. 1st ed. Р. 57; Массон В. М., Ромодин В. А. История Афганистана. Т. II. М., 1965. С. 114.

14. Bopearachchi O., Aman ur Rahman. Pre-Kushana Coins in Pakistan. Karachi, 1995. Р 30.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас