Суйко

Блеск и нищета: все о камнях и стекляшках

3 сообщения в этой теме

Поговорим о камнях..о драгоценных и не очень и совсем не о камнях и о том, что продавали и продают в магазинах.

Классификация и основные свойства ювелирных камней.

Существует несколько классификаций камней, применяемых в ювелирном производстве. В большинстве случаев пользуются классификацией, разработанной академиком А. Е. Ферсманом. Все камни подразделяют на три группы: самоцветы (ограночные); цветные (поделочные) и органического происхождения. Самоцветы и цветные камни в свою очередь подразделяют на камни 1, 2 и 3-го порядка.

В 1965 г. Министерством геологии СССР была разработана новая классификация естественных цветных камней. В зависимости от характера обработки и области применения камни подразделяют на три класса: ограночные, ювелирно-поделочные, поделочные.

Однако в торговле и промышленности применяют иную классификацию ювелирных камней, в основу которой положен признак их рыночной стоимости. В зависимости от стоимости, твердости, прозрачности, блеска и красоты, а также степени распространения их в природе естественные камни подразделяют на драгоценные, полудрагоценные и поделочные. Кроме естественных (минеральных и органических) имеются искусственные камни и граненое стекло. С учетом всех признаков, положенных в основу классификации, ювелирные камни можно сгруппировать следующим образом (табл. 3).

Драгоценные, полудрагоценные и искусственные камни, а также граненое стекло, как правило, после огранки вставляют в ювелирные украшения (кольца, броши, серьги, браслеты, кулоны, колье и др.) или из них изготовляют бусы, ожерелья и другие украшения.

Классификация ювелирных камней

post-2-0-16333700-1388846077_thumb.jpg

Поделочные камни и некоторые полудрагоценные, а иногда и драгоценные (очень редко) применяют для изготовления крупногабаритных камнерезных изделий (пепельницы, письменные приборы и др.).

Основными показателями свойств ювелирных камней являются их структура, плотность, твердость, спайность, излом, прозрачность, преломление, блеск, игра, цвет и химическая стойкость.

Структура ювелирных камней чаще всего кристаллическая, реже аморфная или скрытокристаллическая.

Плотность камней определяется по массе единицы объема. У разных камней она различна.

Твердость камней зависит от природы камня, характера строения, геометрической формы, размеров и расположения атомов. Твердость - один из показателей прочности связей кристаллической решетки. Определяется твердость по шкале Мооса методом царапания поверхности исследуемого камня другими материалами различной твердости. Этот метод прост и широко применяется на практике, однако он дает только общее представление о твердости ювелирных камней. Для сопоставления их твердости более точными являются методы вдавливания металлического шарика (метод Бринелля) или алмазной пирамиды (метод М. М. Хрущева и Е. Е. Берковича).

Спайность - свойство минералов оказывать слабое сопротивление физическим воздействиям, легко раскалываться и давать ровные, гладкие, блестящие поверхности.

Излом у разных минералов неодинаков. Минералы, обладающие спайностью, при расколе дают излом ровный (кальцит), лишенные спайности - неровный (кварц), а имеющие зернистое строение, - зернистый.

Прозрачность - одно из основных свойств самоцветных камней, которое характеризует способность камня пропускать световые лучи. Благодаря прозрачности ювелирного камня лучи света не только отражаются от поверхности, но и преломляются внутри него, а большая часть пропускается им. Непросвечивающим камнем световой поток частично отражается и частично поглощается.

Преломление - это отношение скорости света в пустоте к скорости света в данной среде. Показатель преломления выше в той среде, где сильнее происходит разложение белого света. Из ювелирных камней самый высокий показатель преломления имеет алмаз - 2,4 (сапфир - 1,76, а топаз - только 1,62). Показатель преломления искусственных фианитов 2,2.

Блеск и игра - свойства, которые характеризуют большинство прозрачных самоцветов и цветных камней. По блеску ювелирные камни подразделяются на две группы - с металлическим и неметаллическим блеском. Камни с металлическим блеском сходны по блеску с поверхностью свежего излома или потускневшего от времени металла. Такие камни, как правило, непрозрачны и тяжелее камней, имеющих неметаллический блеск (ильменит и др.).

Камни с неметаллическим блеском очень распространены. Их блеск бывает шести разновидностей: стеклянный, алмазный, перламутровый, белковистый, восковой и матовый. При определении блеска цвет камня во внимание не принимается. Чем больше преломляется световой луч, проходящий через камень, тем сильнее будет световая игра, которая зависит от плотности и строения камня. Блеск и световое отражение лучей зависят от огранки.

Основные свойства камня, такие, как преломление и дисперсия света*, вызывающие соответственно игру и блеск камня, усиливаются его огранкой. Огранка (рис. 1) - сочетание различных форм и размеров граней, нанесенных на поверхность камня. Правильно выбранная огранка и высококачественная полировка обеспечивают наибольший блеск камня.

* (Дисперсия света - это разложение дневного (белого) света по составляющим (красный, оранжевый, желтый, зеленый и др.), связанное с различными показателями преломления вставки.)

000001.jpg

Рис. 1. Виды огранки камней: а - простая, б - бриллиантовая, в - полубриллиантовая, г - роза, д - ступенчатая, е - клиньями, ж - кабошонов, з - комбинированная

Цвет - одно из самых важных и характерных свойств камней. Ювелирные камни очень разнообразны по окраске (табл. 4).

Они могут быть слегка окрашенными, густоокрашенными, окрашенными полосами (яшмы), пятнистыми (амазонит). Разнообразие цвета обусловливается составом минералов или, вернее, наличием хромофоров, т. е. элементов носителей цвета. Хромофорами являются железо, хром, марганец, кобальт, медь, никель и др. Они придают яркость и красоту камням. Минералы, в которых хромофоров много, имеют обычно яркие, интенсивные и постоянные цвета.

Химическая стойкость свойственна, как правило, всем ювелирным камням, что является одной из причин их долговечности и сохранности. Ювелирные камни минерального происхождения очень термостойки. Они почти не растворяются в щелочах и кислотах. На аметист и горный хрусталь действует только плавиковая кислота. Камни органического происхождения - кораллы, жемчуг, янтарь и перламутр - химически менее стойки. На них разрушающе действуют кислоты, при этом выделяется углекислый газ.

Драгоценные камни. К драгоценным камням минерального происхождения относятся алмаз, изумруд, рубин и сапфир. Это прозрачные, с ярким блеском, очень твердые ювелирные камни. Они редко встречаются в природе. Массовой единицей драгоценных камней является карат, который равен 0,2 г.

Классификация камней в зависимости от их цвета и прозрачности
post-2-0-66628200-1388846124_thumb.jpg

К драгоценным камням относится также жемчуг, который является камнем органического происхождения.

Алмаз - прозрачный кристаллический углерод, обладающий сильным блеском, лучепреломлением, светорассеиванием, игрой света, особенно в граненом виде. Это самый твердый минерал в мире, так как имеет чрезвычайно прочные связи атомов углерода. Его твердость по шкале Мооса равна 10. Однако, несмотря на твердость, он хрупкий и легко раскалывается по плоскостям спайности. Плотность 3,5-3,6 г/см3, показатель преломления 2,4-2,6.

Алмаз - химически стойкое вещество. Кислоты и щелочи на него не действуют, но он растворяется в расплавленной натриевой и калиевой селитре и соде. Под действием солнечных лучей, катодных, ультрафиолетовых и рентгеновских излучений некоторые виды алмазов светятся голубым, реже зеленым, желтоватым или беловатым светом. Это явление называется люминесценцией.

Ювелирный алмаз, как правило, бесцветный, прозрачный. Если его опустить в стакан с дистиллированной водой, то он становится невидимым - как бы растворяется. Такой ювелирный алмаз называют "чистой воды". Кроме бесцветных существуют алмазы желтоватые, буроватые, зеленоватые, синеватые и черноватые.

Наиболее распространенными формами огранки ювелирных алмазов являются бриллиантовая и роза. Бриллиантовой огранкой гранят крупные алмазы, которые после огранки называют бриллиантами, а огранкой роза - мелкие. Алмазы бриллиантовой огранки, как правило, вверху имеют площадку, по бокам - грани, а огранки роза - вверху напоминают бутон розы. Играют эти камни значительно хуже, чем камни бриллиантовой огранки, поэтому при одинаковом размере, цвете и чистоте бриллианты, шлифованные розой, стоят на мировом рынке в 5 раз дешевле.

Основными параметрами, характеризующими бриллианты, являются форма, масса, цвет, дефектность и геометрические размеры. По форме их подразделяют на круглые - 17-гранные (Кр-17), 33-гранные (Кр-33) и 57-гранные (Кр-57), овальные - 57-гранные (Ов-57), треугольные - 19-гранные (Т-19) и др. Всего имеется 17 видов форм.

По массе бриллианты подразделяют на мелкие ("мем") - до 0,29 кар, средние ("меланж") - от 0,3 до 0,99 кар и крупные - 1 кар и более.

По цвету бриллианты подразделяются на 9 групп, наиболее прозрачные ценятся выше и относятся к 1-й группе.

В зависимости от наличия дефектов бриллианты подразделяются на 11 групп, без дефектов относятся к 1-й группе, остальные имеют определенное количество дефектов.

Характеристику (шифр) бриллианта обозначают в виде дроби, где в числителе указывается порядковый номер цвета, а в знаменателе - группа дефекта. Так, шифр бриллианта Кр-57- 0,51-1/ЗА означает: круглый, 57-гранный массой 0,51 кар 1-й группы цвета и 3-й группы дефектов. Буква А означает правильность геометрических параметров (буквы Б и В указывают на отклонения от них).

Изумруд - прозрачный минерал ярко-зеленого цвета, окрашенный примесью окиси хрома. Это разновидность берилла. Он имеет характерный неметаллический блеск - от стеклянного до жирного и обладает высокой твердостью. Его твердость по шкале Мооса равна 7,5-8, плотность 2,6-2,9 г/см3, показатель преломления 1,58. Среди зеленых ювелирных камней изумруд самый красивый и ценный.

Обработанные изумруды подразделяются на две категории: граненые и кабошоны. Требования к качеству огранки изумрудов такие же, как и к огранке бриллиантов.

По наличию пороков граненые изумруды подразделяют на три группы, а кабошоны - на две. Пороками являются дефекты природного происхождения (трещины, точки и др.), производственные дефекты не допускаются.

По цвету обработанные изумруды подразделяются на пять групп: темно-зеленые, нормально-зеленые, средне-зеленые, светло-зеленые и с зеленоватым оттенком (светлые). По массе изумруды подразделяют на мелкие - от 0,05 до 0,49 кар, средние - от 0,5 до 1 кар, крупные -свыше 1 до 10 кар и очень крупные - свыше 10 кар.

Характеристику (шифр) изумруда обозначают в виде дроби, в числителе которой указывают номер группы цвета, а в знаменателе - номер качества.

Рубин - прозрачный, окрашенный в розово-красный или красный цвет корунд - окись алюминия. Окраска рубина обусловлена присутствием ничтожных примесей окиси хрома и железа. По твердости рубин уступает только алмазу. Его твердость по шкале Мооса равна 9, плотность 3,95-4,2 г/см3, показатель преломления 1,76-1,77. Химически стойкий минерал, который не растворяется ни в одной кислоте.

Огненно-красные или темно-красные прозрачные рубины, не имеющие пороков, ценятся выше, чем светло-розовые и светло-красные. Совершенно прозрачные рубины встречаются редко и ценятся очень высоко. Кроме природных рубинов имеются и синтетические.

Сапфир, как и рубин, является разновидностью корунда - кристаллического глинозема, прозрачного, окрашенного соединениями титана и железа. Иногда встречаются сапфиры красновато-синего или фиолетового цвета.

По твердости сапфир уступает алмазу. Его твердость по шкале Мооса равна 9, плотность 3,99 г/см3, показатель преломления 1,76. Окраска сапфира, как и изумруда, аллохроматическая, изменчивая и не связана с химическим составом камня.

При искусственном освещении сапфиры изменяют цвет, как и другие синие камни.

При оценке сапфиров, как и рубинов, основное внимание уделяется наличию пороков, т. е. качественным признакам.

Жемчуг - камень чаще всего округлой формы, состоящий из углекислого кальция (90-94%), органического вещества (4-6%) и воды (2-4%).

Цвет жемчуга может быть розовым, желтым, серым, красноватым, фиолетовым и даже черным. Реже встречается зеленоватый и голубой жемчуг, чаще - белый с желтоватым и голубоватым оттенком и с перламутровым блеском.

Так как в состав жемчуга входит органическое вещество, то он сравнительно непрочен, со временем высыхает, теряет блеск (восстанавливается действием слабых кислот).

Жемчуг обладает небольшой твердостью, он хрупок. Плотность его 2,65-2,75 г/см3. Форма зерна круглая, овальная, грушевидная, плоская и различная неправильная (барокко). Диаметр зерна иногда достигает 15 мм.

Различают жемчуг морской и речной. Наиболее ценным является морской жемчуг, круглый и блестящий, белого или розового цвета. Чем крупнее зерно, тем выше его стоимость. Речной жемчуг более мелкий. Жемчуг не обрабатывается, а в натуральном виде применяется для бус и вставок в ювелирные украшения. Сейчас для изготовления ювелирных украшений стали применять японский, искусственно выращенный морской жемчуг.

Полудрагоценные камни. К полудрагоценным камням минерального происхождения относятся прозрачные и полупрозрачные с хорошим преломлением и игрой света цветные и бесцветные камни (гранат, шпинель, гиацинт, александрит, аквамарин, турмалин, хризолит, бирюза, горный хрусталь, халцедон, опал и др.). Ассортимент полудрагоценных камней велик. Цвет их часто бывает различен даже в одном и том же минерале, и камни носят различные названия. Иногда при одном и том же цвете камни имеют различные названия, которые зависят от внутреннего строения, химического состава и свойств камня.

К полудрагоценным камням органического происхождения относятся кораллы, янтарь, перламутр и др.

Массовой единицей полудрагоценных камней является грамм.

Гранат относится к группе красных полудрагоценных камней. Он прозрачен, обладает сильным блеском от стеклянного до жирного. Достаточно твердый камень. Его твердость по шкале Мооса равна 6,5-8, плотность 4-4,3 г/см3, показатель преломления 1,93. В зависимости от окраски существует несколько разновидностей гранатов, имеющих свои названия. Наиболее ценной разновидностью является альмандин.

Шпинель относится также к группе красных полудрагоценных камней. Он представляет собой химическое соединение алюминия, магния и кислорода, причем магний может частично заменяться железом или хромом. Цвет его прозрачный от ярко-красного до розового, блеск стеклянный. По твердости камень, равнозначен гранатам. Твердость по шкале Мооса равна 8, плотность 3,5-5,1 г/см3, показатель преломления 1,72.

Гиацинт - разновидность минерала циркона красно-бурого цвета. Относится к группе красных полудрагоценных камней. Может быть прозрачным и слабопрозрачным. Обладает сильным стеклянным, а в изломе жирным блеском. Химически стойкий. Твердость его по шкале Мооса равна 7-8, плотность - 4,7 г/см3, показатель преломления 1,92-1,97.

Александрит относится к группе зеленых полудрагоценных камней. Является разновидностью хризоберилла и может быть прозрачным и окрашенным в зеленый, золотисто-зеленый, желтый или золотистый цвет с переливами. Обладает стеклянным блеском.

Особенностью александрита является его способность менять окраску: при дневном свете он темно-зеленый, а при искусственном - малиновый или кроваво-красный. Твердость его по шкале Мооса равна 8,5, плотность 3,6-3,8 г/см3, показатель преломления 1,76.

Аквамарин относится к группе зеленых полудрагоценных камней. Он является разновидностью берилла, прозрачен и окрашен в зеленовато-зеленый (морской воды), сине-зеленый или голубой цвет со стальным блеском. Камень химически стойкий. Твердость его по шкале Мооса равна 8, плотность 2,6-2,8 г/см3, показатель преломления 1,58.

Турмалин относится к группе зеленых полудрагоценных камней. Он также является разновидностью берилла, может быть прозрачным и малопрозрачным. Окраска его разнообразна. Наиболее часто он окрашен в зеленоватый цвет со стеклянным блеском. Камень достаточно прочный, химически стойкий. Твердость его по шкале Мооса равна 7-7,5, плотность 2,9-3,2 г/см3, показатель преломления 1,63.

Хризолит - разновидность минерала оливина, также относится к группе зеленых полудрагоценных камней. Он прозрачен и имеет оливково-зеленый цвет с золотистым оттенком и блеском от стеклянного до жирного. Камень очень хрупкий. Твердость его по шкале Мооса равна 6,5-7, плотность 3,3-3,5 г/см3, показатель преломления 1,66.

Бирюза - непрозрачный водный фосфат алюминия и меди, окрашенный солями меди в небесно-голубые цвета или голубые с зеленым оттенком. Блеск матовый. Камень химически неустойчивый, легко поглощает жиры и влагу и под действием углекислоты теряет голубизну. Отличается хрупкостью. Твердость его по шкале Мооса равна 6, плотность 2,6-2,83 г/см3.

Горный хрусталь является разновидностью кристаллов кварца. Это прозрачный, очень чистый, бесцветный камень со стеклянным блеском. Горный хрусталь гранят по типу кабошон. Твердость его по шкале Мооса равна 7, плотность 2,65 г/см3, показатель преломления 1,55.

Разновидностями горного хрусталя являются аметист, цитрин, дымчатый кварц. Их технические характеристики и химические свойства такие же, как и у горного хрусталя.

Аметист имеет фиолетовый цвет, цитрин - желтый, носит еще название "золотистый топаз". Дымчатый кварц имеет дымчатый цвет, носит еще название "дымчатый топаз".

Халцедон - разновидность кремнезема. Это камень молочно-серого цвета. Его разновидностями являются сердолик, агат, опал и другие самоцветы. Светло-коричневый или красный халцедон называют сердоликом, а разновидности халцедона, имеющие многоцветную окраску, - агатами.

Опал - аморфная двуокись кремния. Полупрозрачный камень молочного цвета с голубым оттенком, но может быть винно-желто-огненным с радужной игрой. Твердость его по шкале Мооса равна 5,5, плотность 1,9-2,3 г/см3.

Коралл - отложение морских беспозвоночных организмов - полипов. Состоит коралл из углекислой извести с примесями окиси железа, магнезии и органических веществ. Кораллы непрозрачны. Они обладают ярко-красной карминной и розовой окраской. Бывают кораллы белые, а иногда и серые. Твердость коралла по шкале Мооса равна 3,5-4, плотность 2,6-2,7 г/см3.

Янтарь - окаменевшая аморфная, просвечивающаяся смола древних вымерших хвойных деревьев. Цвет янтаря от ярко-желтого (янтарного) до буро-коричневого. Это мягкий камень. Твердость его по шкале Мооса равна 2-3, плотность 1-1,1 г/см3. Он легко поддается обработке, плавится в пламени свечи (250-300°С).

Выше ценится янтарь прозрачный, желтого цвета с включениями в виде насекомых или растений. Мелкие кусочки янтаря прессуются, но ценится такой янтарь ниже цельного, так как он непрозрачный и мутный, не обладает красотой игры спета.

Перламутр - внутренний слой морских и речных раковин моллюсков. Как и жемчуг, он состоит преимущественно из очень тонких пластинок углекислого кальция и небольшого количества органических веществ. Он имеет голубовато-серебристый радужный блеск, который после обработки усиливается. Твердость его по шкале Мооса 4, плотность 2,6-2,7 г/см3. Больше ценится перламутр морских моллюсков, который применяют как вставки для украшений и изготовления пряжек, пуговиц и др.

Поделочные камни. К поделочным камням относятся непрозрачные или слабо просвечивающиеся, красиво окрашенные цветные минералы. Ценят поделочные камни в зависимости от яркости окраски, изящества и богатства рисунка.

Из поделочных камней изготовляют пепельницы, вазы, кубки и другие камнерезные крупногабаритные ювелирные изделия. В настоящее время их стали применять и как вставки в кольца, броши, браслеты, серьги и др.

Поделочные камни подразделяются на твердые - твердость по шкале Мооса 5,5-7 (амазонит, лазурит, нефрит, оникс, орлец, яшма); средней твердости - твердость по шкале Мооса 3,5-4 (ангидрид, змеевик, малахит) и мягкие - твердость по шкале Мооса 1,5-2,5 (алебастр, гипс поделочный, селенит).

Нефрит - соединение кремнезема и некоторых металлических окислов, полупрозрачный от темно-зеленого до бледно-зеленого цвета камень, но встречается также нефрит серого и белого цвета. Блеск его маслянистый, жирный. Камень очень вязкий, хорошо полируется. Твердость его по шкале Мооса 5,6-6, плотность 3,03-3,17 г/см3.

Разновидностью нефрита является более твердый жадеит, твердость по шкале Мооса 6,5-7.

Малахит - водная углекислая соль меди, непрозрачный камень ярко-зеленого цвета со сложным рисунком и стеклянно-алмазным блеском, хорошо полируется. Твердость его по шкале Мооса 3,5-4, плотность 3,9-4 г/см3.

Орлец - силикат марганца. При незначительной толщине он прозрачен, при большой - непрозрачен. Цвет темно-розовый с черными жилками или пятнами окислов марганца. Обладает большой вязкостью, твердость его по шкале Мооса равна 5,5-6,5, плотность 3,4-3,7 г/см3.

Яшма - кварц, содержащий окислы железа. Он непрозрачный, обладает большим разнообразием расцветок: кирпично-красная, серо-зеленая, коричневая с зеленоватыми оттенками, с белыми пятнами. Твердость яшмы по шкале Мооса равна 7, плотность 2,5-2,8 г/см3. Это распространенный и недорогой камень.

Лазурит - мелкокристаллический минерал из группы алюмосиликатов со сложным химическим составом. Камень непрозрачный, цвет его от густо-синего до голубого, блеск стеклянный. Яркий и сверкающий при солнечном свете лазурит становится темным и тусклым при электрическом освещении.

Лазурит - камень хрупкий, хорошо полируется. Твердость его по шкале Мооса равна 5-5,5, плотность 2,3-2,4 г/см3.

Искусственные камни. К искусственным камням относятся синтетические корунды, обладающие хорошими физико-механическими свойствами, а по химическому составу соответствующие тем природным камням, которые они имитируют (рубин, аметист, сапфир и др.); искусственные гранаты (гранатиты), искусственные кристаллы (фианиты), искусственный изумруд и искусственно выращенный жемчуг.

Получают искусственные ювелирные камни из различных окислов металлов путем выращивания кристаллов в специальных аппаратах, иногда три высоких температурах и давлении. Достоинством искусственных камней является равномерность окраски, постоянства оптических и физических характеристик, что облегчает процесс изготовления из них ограненных ювелирных вставок. Искусственные камни хорошо поддаются огранке.

Искусственный гранат - выраженные кристаллы иттриево-алюминиевого граната розового, бледно-фиолетового и желтого оттенков, а также бесцветные. Структура искусственного граната аналогична структуре природного. Ограненный, он дает хорошую игру света. Твердость его по шкале Мооса равна 8, плотность 4,4 г/см3. Умеренная хрупкость обеспечивает достаточную прочность. Дефектами искусственного граната являются едва различимые кольца и прямые линии роста кристалла, а также включения воздуха в виде небольших пузырьков.

Фианиты - синтетические кристаллы двуокиси циркония, они выращиваются путем направленной кристаллизации расплава. Это кристаллы нового вида, очень прозрачные, с большим показателем преломления - 2,2. Плотность их 5,9-6,3 г/см3, а твердость по шкале Мооса 7,5-8.

Фианиты обладают широкой цветовой гаммой. Примесями окислов лантаноидов окрашиваются в самые различные цвета: окислами тербия - в коричнево-зеленый, гольмия - в желто-зеленый, тулия - светло-зеленый, европия - в розовый, гадолиния и железа - в желтоватый, кобальта - в темный розово-фиолетовый, никеля - в светло-коричневый, ванадия - в зеленый, церия - в ярко-красный и др.

По своим свойствам фианиты пригодны для изготовления ювелирных вставок. В ограненном виде они дают хорошую игру света, что очень ценно для ювелирных камней. Бесцветные фианиты, ограненные бриллиантовой огранкой, особенно небольших размеров, пригодны для имитации бриллиантов.

Искусственные изумруды - это кристаллы, выращенные в расплаве методом растворения, в состав которых входят окислы бериллия, алюминия, кремния и др., т. е. те же элементы, которые входят в состав естественных изумрудов. Твердость, плотность, окраска и другие свойства искусственного изумруда почти аналогичны природным.

Искусственный жемчуг получают путем ввода шарика из перламутра в мантию некоторых видов моллюсков. Их в особых садках опускают в морскую воду. Шарик обволакивается выделяемыми моллюсками радужными слоями небольшой толщины - жемчугом. Искусственно выращенный жемчуг отличается от натурального тем, что его перламутровое ядро видно при просвечивании ярким светом, а радужный жемчужный слой значительно тоньше и размеры жемчуга небольшие.

Граненое стекло. Для вставок в недорогие ювелирные украшения из цветных металлов и реже из серебра, а также для изготовления ваз, пепельниц и других изделий применяют прозрачное бесцветное или цветное стекло. Твердость его по шкале Мооса не ниже 5, плотность 2,4-3 г/см3.

Для улучшения внешнего вида камней из стекла их гранят (шлифуют), а для придания игры и блеска нижнюю часть покрывают серебристой фольгой. При гранении вставок из стекла им придают те же формы, что и натуральным или искусственным камням.

Отличить стекло от природного или искусственного камня можно с помощью напильника. Если вставка из стекла, то при трении напильника она крошится, а если из природного или искусственного камня, то остается неповрежденной.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В настоящее время, когда на рынке все чаще встречаются ювелирные изделия с синтетическими камнями, остро встает вопрос их идентификации и отличия от природных камней. Мы не призываем Вас вообще не покупать синтетики, наоборот, Вы можете смело ее приобретать и наслаждаться ноской.

Главное - не переплатить, заплатить реальную цену и не стать жертвой мошенников. При этом нет никакой гарантии, что Вас не обманут как на рынке, так и в фешенебельном ювелирном салоне. Обман может быть как осознанным (с подделкой документов, липовыми сертификатами или убедительными устными заверениями), так и по незнанию (продавец сам был введен в заблуждение).

Мошенничеством является продажа синтетики по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Даже если Вам продали якобы хризоберилловые бусы за 15 долл., это еще не уголовное преступление и даже вообще не нарушение (радуйтесь удачной покупке !!). Но если с Вас за подделку и обман запросили 70 долл. и выше, это уже мошенничество и административное правонарушение, а при незаконной наценке и обмане свыше 110 долл. уже уголовно наказуемое преступление (в Украине). Подделка любого сертификата соответствия есть преступление вне зависимости от суммы сделки. Вам должны помочь в ближайшем отделении милиции и обществе защиты прав потребителей по месту продажи слишком дорогой и фальсифицированной подделки.

Большинство имитаций сегодня выполняется из стелка различного качества с различными добавками (камни Савровски, стекланные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Ряд других синтетических камней более ценные, они имеет свою химическую формулу (фианит, корунд, сапифр, улексит, цитрин, аметист, аметрин, венская бирюза и неолит).

Почему важно отличать природные камни от синтетических? Одним из атрибутов драгоценного камня является его редкость. Чистые бездефектные камни в природе редки, поэтому их стоимость иногда достигает очень высокого уровня, особенно на большие экземпляры. Синтетические же ювелирные камни практически всегда обладают более высокими качественными характеристиками по сравнению с природными камнями, но стоят значительно меньше, чем лучшие природные камни. Бездефектный хорошего цвета природный рубин весом 5-10 карат может стоить несколько тысяч долларов за карат. Синтетический рубин (корунд) такого же размера стоит всего несколько долларов за целый камень, а корундовое сырье продается на килограммы.

В мире имеются значительные запасы некондиционных или малоценных сортов топаза, агата, нефрита, бирюзы, горного хрусталя, халцедона и др. Это обусловило необходимость разработки технологических процессов облагораживания самоцветов.

Какие из признаков природных, облагороженных и синтетических камней позволяют отличить их друг от друга? В природе на образование драгоценного камня уходит несколько десятков, а то и сотен тысяч лет. В лаборатории рост может длиться от нескольких часов до (максимум) нескольких месяцев. Также в лаборатории невозможно воссоздать процесс, полностью повторяющий природный, поэтому логичным кажется предположить, что в любом кристалле искусственного происхождения можно обнаружить признаки, обусловленные условиями его роста, которые будут отличать его от природного камня.

На какие признаки обращают внимание геммологи при диагностике происхождения камня? Прежде всего, это внутренние особенности камня, такие как включения, зональность (распределение окраски), микроструктуры роста, для наблюдения которых применяется лупа или микроскоп. Ранее для диагностики синтетических ювелирных камней экспертам достаточно было лишь стандартного геммологического оборудования, включающего в себя лупу, полярископ, дихроскоп и ультрафиолетовую лампу. В настоящее время, когда технологии синтеза постоянно совершенствуются, работать экспертам становится все сложнее и сложнее; зачастую стандартного оборудования недостаточно для однозначной диагностики, поэтому приходится прибегать к помощи более сложных лабораторных методов. Основным требованием, предъявляемым к методам идентификации камней, является их неразрушающее воздействие на исследуемый образец.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ АЛМАЗЫ. В последнее десятилетие достигнуты большие успехи в области синтеза ювелирных алмазов. Современные технологии позволяют получать кристаллы алмаза ювелирного качества весом до 10-15 карат. Так, например, включения минералов свидетельствуют о природном происхождении, в то время как включения металлов (железа, никеля, марганца) - о синтетическом. Для синтетических алмазов также характерно неравномерное зонально-секториальное распределение флюоресценции в ультрафиолетовом свете (нередко можно наблюдать крестообразные фигуры УФ-флюоресценции), напротив, для природных алмазов характерно равномерное или незакономерное распределение УФ-свечения. О синтетических алмазах ювелирного качества читайте подробній материал.

korund-200-140.gifСИНТЕТИЧЕСКИЕ РУБИНЫ И САПФИРЫ (КОРУНДЫ). Сегодня на рынке драгоценных камней представлено множество синтетических рубинов и сапфиров, выращенных различными методами синтеза, для каждого из которых известны свои отличительные особенности. Практически все красные камни в ювелирных изделиях являются синтетическими корундами. Большинство натуральных рубинов имеют внутренние дефекты. Так, большинство синтетических рубинов и сапфиров, встречающихся на рынке, получено методом Вернейля, отличительными чертами этих камней являются криволинейная зональность (которая не наблюдается в природных камнях), иногда в них встречаются включения газовых пузырьков. Но визуально синтетические корунды выглядят безупречно. Более того, именно синтетические корунды являются достаточно дешевыми и практически вечными красными и темно-розовыми вставками в ювелирные изделия. Это очень красивый синтетический самоцвет. К сожалению, сегодня красные корунды стали очень редкими в ювелирных магазинах, а синтетические сапфиры найти вообще практически невозможно.
Рубины и сапфиры, выращенные флюсовым и гидротермальным методами синтеза, являются наиболее сложными объектами для диагностики. Для флюсовых рубинов и сапфиров характерны включения флюса и материалов ростовой камеры (тигля) - платины, золота и меди, а отличительной особенностью гидротермальных корундов являются нeправильные микроструктуры роста.

izumrud-835-83.gifСИНТЕТИЧЕСКИЙ ИЗУМРУД. В последнее десятилетие, помимо большого количества гидротермальных рубинов и сапфиров, большинство синтетических изумрудов также получены этим методом. Для таких изумрудов характерны трубчатые включения, коричневатые включения оксидов железа. В обычных ювелирных магазинах отличить натуральные изумруды от синтетических можно исходя из того, что большинство натуральных изумрудов в наших ювелирных изделиях несовершенны, имеют трещины и видимые глазом внутренние дефекты, неравномерную окраску, местами непрозрачны. Слишком бледно окрашенный камень может выявиться не изумрудом, а обычным бериллом. Совершенные темно-зеленые и идеально прозрачные изумруды лучше передать на анализ независимым специалистам, так как слишком высока вероятность приобрести очень качественную синтетику, выдаваемую за натуральные камни (особенно в импортных золотых изделиях). Синтетические изумруды имеют весьма характерный насыщенный голубовато-зеленый цвет, который отчасти выдает их происхождение, хотя почти такой же оттенок имеют некоторые колумбийские изумруды. Синтетические изумруды гидротермального происхождения обычно содержат мелкие жидкие или газообразные включения. Природные изумруды часто имеют включения пластинок и микропластинок слюды и кристаллы пирита (даже засоренный слюдой природный изумруд намного дороже своего идеального синтетического аналога). При выборе, что купить: зеленый синтетический циркон или синтетический изумруд предпочтение нужно по возможности отдавать изумруду, так как он намного красивее и долговечнее.
Существует еще одна разновидность изумруда, который находится в промежуточной стадии между синтетическим и облагороженным. Они представляют собой неювелирные бериллы, не представляющие в исходном сырье ювелирной ценности, но покрытые слоем нарощенного синтетического изумруда толщиной от 0,3 мм и более. Цвет таких камней бледно-зеленый. При использовании популярного сегодня гидротермального метода слой изумруда толщиной 0,8 мм нарастает за сутки. Структура камней несовершенная, трещины и структура камня как бы подчеркнуты. Камни непрозрачные или просвечивают, характеризуются трещиноподобными линиями в поверхностном слое, которые выглядят при погружении в жидкость как тонкий интенсивно-зеленый ободок. В ювелирных магазинах появляются изделия из серебра, усеянные такими облагороженными бериллами. В магазинах самое дорогое гигантское куполообразное серебряное кольцо, усыпанное этими бериллами, стоит около 200 долл, небольшие кольца стоят до 50 долл.

ametist01.jpgtopaz04.jpgСИНТЕТИЧЕСКИЙ КВАРЦ. Синтетический горный хрусталь прозрачен. Наиболее важной разновидностью синтетического кварца, встречающейся на рынке, является аметист, полученный гидротермальным методом. Этот ювелирный материал широко используется в торговле главным образом из-за сильной схожести со своим природным аналогом и трудности их отличия. Синтетический аметист обычно очень прозрачный, чистый, яркий, без внутренних дефектов и неоднородностей, может достигать больших размеров при сохранении чистоты. Некоторые его разновидности могут слегка изменять цвет при солнечном и искусственном освещении (на фото с монетой). Другой важной разновидностью синтетического кварца является амитрин (присутствуют зоны фиолетовой и желтой окраски), производство которого гидротермальным методом ведется.
Розовый кварц после ионизирующего облучения становится дымчатым (вплоть до мориона). При отжиге 450-500 o С аметисты теряют окраску, которая восстанавливается при ионизирующем облучении. При температуре 700 o С изменения необратимы.
Синтетический цитрин может быть получен при многочасовом обжиге (запекании) при температуре около 500 oC аметиста (сиреневого и фиолетового кварца, получается оранжево-желтый и желто-коричневый цитрин) или раухкварца (дымчатого кварца, получается нежно-желтый цитрин). Природный цитрин часто мутный (непрозрачный) с зонами белого непрозрачного кварца. Большие прозрачные кристаллы цитрина или слишком темные высокого качества кристаллы обычно говорят об искусственном происхождении камня.

alexandrit.jpgaleksandrit04.jpgСИНТЕТИЧЕСКИЙ АЛЕКСАНДРИТ. Камни, продававшиеся в ювелирных изделиях до 1973 года под видом александрита, являлись разновидностями синтетической шпинели и синтетического корунда с добавками ванадия. Многие синтетические александриты в действительности являются или синтетическими корундами, окрашенными ванадием и обладающими лиловатой окраской, сменяющейся более красной при искусственном освещении, или синтетическими шпинелями, имеющими более густую зеленую окраску. В 1973 году в продаже появились изделия с синтетическими александритами, для которых также характерно эффектное изменение цвета, но от пурпурно-синего до розового, а не от зеленого до красного. На фото левее представлен синтетический корунд, имитирующий александрит, на фото правее - синтетическая шпинель, меняющая цвет (редкий и дорогой камень). Технологии выращивания александритов (близких к природным) сложны и дорогостоящи, поэтому цена на синтетические александриты такова, что позволяет использовать их в качестве центральных камней в дорогостоящих изделиях.

6w.jpgФИАНИТЫ И ЦИРКОНЫ СИНТЕТИЧЕСКИЕ. Даже синтетические, алмазы стоят все равно дорого. Красота бриллианта определяется его специфическими свойствами: высоким коэффициентом преломления, высокой дисперсией (белый цвет раскладывается на семь цветов радуги, которые дают бриллиантовую игру), твердость предохраняет от царапин и повреждений. Материал-имитатор должен обладать всеми этими свойствами, но самое главное - быть дешевым. Эту задачу решали разные люди разными путями, и на сегодняшний день самым популярным имитатором алмаза является фианит. Название происходит от аббревиатуры ФИАН (Физический Институт Академии Наук), где начале семидесятых годов XX века был создан этот минерал. Из-за рубежа ввозят "циркон" или "цирконий", которые на самом-то деле фианиты, выращенные по советской лицензии или просто советской технологии, но замаскированный под этими коммерческими названиями. Это не алмаз вообще, не природный минерал и не химический элемент (металл) цирконий. Окрашенный в какой-либо цвет фианит своей бриллиантовой игрой создает совершенно отличный от любого природного камня неповторимый образ (коэффициент преломления у циркона намного выше, чем у любого драгоценного цветного самоцвета, кроме цветных алмазов). В таблице Менделеева есть элемент, металл цирконий (Zr), в природе встречается минерал циркон - силикат циркония (фактически соль), имеющий самостоятельное ювелирное применение, в лаборатории выращивают фианит (кубический циркон) - оксид циркония с добавками редкоземельных элементов и кристаллизующийся в алмазоподобной кубической сингонии, в отличие от природного циркона, который кристаллизуется в тетрагональной сингонии. То есть цирконий, циркон и фианит - разные материалы.

5w.jpg Для ювелирного дизайнера фианиты (цирконы) - это палитра, материал, с которым можно смело экспериментировать (особенно с мелкими камнями). Но нельзя сказать, что цирконы стоят мало, - они вполне сравнимы по ценам с природными самоцветами низких ценовых групп или некоторых камней, купленных напрямую у производителя. Более того, крупные и удачно ограненные под бриллиант фианиты стоят довольно дорого и редки в ювелирных изделиях (создателю этой электронной энциклопедии удалось купить такое кольцо аж за 5 лет поисков). Обычно небольшие и мелкие дешевые цирконы используют в "обсыпке", и таких изделий очень много на наших прилавках. Существуют особенности ювелирного применения циркона. Он требует бережения при закрепке (грубо говоря, его нельзя как корунд заколачивать молотком). Он может лопнуть при закрепке. Он легко крошится, выход готовых камней при машинной огранке часто не превышает 15-20%. При огранке различия показателей преломления алмаза и фианита маскируются путем изменения соотношений углов между гранями (циркон с неполной бриллиантовой огранкой наоборот низким и приземистым). Циркон очень чуток к поверхностному загрязнению и сразу перестает блестеть, его нужно постоянно протирать и чистить. Циркон почти в два раза тяжелее бриллианта и тяжелее других драгоценных камней. Кроме того, ребра ограненного фианита слегка закруглены, что также качественно отличает его от огранки бриллианта.
Визуально новые ограненные мелкие цирконы (фианиты) и мелкие бриллианты с неполной бриллиантовой огранкой, уже вставленные в украшения, крайне трудно отличить друг от друга, но инструментальные методы позволяют безошибочно их диагностировать. Не специалистам проще всего прочитать во внушающем доверие ювелирном магазине бирку (ни один нормальный магазин или фабрика на новых изделиях обманывать не будут под страхом уголовной ответственности и примитивности диагностики обмана), а сомнительный б/у камень не в новом изделии лучше всего показать мастеру в ближайшей ювелирной мастерской. Можно поцарапать камнем стекло, но нужно знать, что стекло царапают и алмазы, и корунды, и бесцветные топазы, и бериллы, и кристаллы горного хрусталя и т.п.
cirkon02.jpg В ювелирных магазинах природный циркон встретить практически нереально. Окраска синтетических цирконов за счет примесей самая разнообразная: бесцветная, коричневая разных оттенков, красная, зеленая, желтая, черная, голубая и т.п. Им имитируют алмаз и почти все другие равномерно окрашенные не хамелеонообразные прозрачные камни. Бесцветные цирконы, хотя они и характеризуются алмазным блеском и сильной игрой, легко отличить от алмаза по их низкой твердости и низкому светопреломлению (что позволяет значительной части света, падающего на площадку камня с бриллиантовой огранкой, ускользать из нижней части). Хороший блеск дают только синтетические цирконы большого размера с более низким чем у бриллианта павильоном (нижней частью камня). Хороший циркон должен быть открытым в изделии для света со всех сторон. Мелкие цирконы могут быстро потерять в изделиях свой изначальный вид и блеск, если за ними постоянно не ухаживать. Красные синтетические цирконы, имитирующие рубин и шпинель, лучше не приобретать, а поискать синтетические корунды (рубины), они имеют более товарный вид, тверже цирконов (почти вечные) и проще в уходе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Окраска агатов

ВВЕДЕНИЕ

Плиний пишет, что в Аравии агат вываривали в меду в течение семи суток, а затем обрабатывали серной кислотой. Позднее научились окрашивать агаты в красные, зеленые, коричневые, синие и другие тона.

ОКРАСКА АГАТОВ

Обычные серые агаты и халцедоны очень часто окрашивают в более яркие и популярные цвета путем пропитывания их водными растворами солей хрома, железа, никеля, кобальта и других металлов в комбинации с отжигом или обработкой различными кислотами, щелочами и солями. В результате химических реакций во внутрипоровом пространстве камни окрашиваются в зеленый, красно-оранжевый, желтый, черный и другие цвета, усиливается контрастность текстурного рисунка. Реже для повышения интенсивности первичной окраски агатов и халцедона используется термообработка и гамма-излучение.

Для искусственного окрашивания агатов их сначала в продолжение нескольких недель пропитывают медовой водой и затем кипячением с серной кислотой обугливают поглощенные частицы меда; таким образом получаются красивые черные или бурые пятна и полосы. Синяя окраска агатов вызывается обработкой красной синильной солью и кипячением с железным купоросом.

Римские мастера умели окрашивать агат в густой черный цвет, который не встречается в природе. Затем секрет окраски был утерян и вновь открыт в 1819 г. немецкими огранщиками. Агат нужно выдержать в сладком сиропе до тех пор, пока жидкость хорошо не впитается в поры камня. Затем агат помещается в серную кислоту, которая обугливает сахар до черноты.

Способность к окрашиванию у различных полос агатов неодинакова: она определяется их пористостью, толщиной волокон минералов кремнезема и содержанием воды. Белые полосы, состоящие из плотных агрегатов кварцина или кварца, почти или совсем не впитывают красящее вещество. Специалисты называют их «твердыми», в отличие от хорошо окрашивающихся - «мягких». Тонкости технологии окрашивания агатов хранятся в секрете. Как правило, применяются неорганические красители, так как действие органических красителей слабее и окраска часто оказывается неустойчивой. Перед окрашиванием, вслед за очисткой их нагретыми кислотой или щелочью, агатам придают окончательную форму и шлифуют.

Красная окраска, превращающая серый невзрачный агат в карнеол или сердолик, достигается оксидом железа. Агат помещают в раствор азотнокислого железа и затем «обжигают» (то есть сильно нагревают). Варьируя технологию этого процесса, удается добиваться различных тонов красного цвета. Желтые слои становятся красными за счет одного лишь прокаливания. Желтая окраска получается тоже с помощью оксида железа. Пропитка агатов соляной кислотой с последующим легким нагреванием приводит к появлению лимонно-желтого цвета.

Черная окраска, имитирующая оникс, получается с помощью углерода. Агаты выдерживают в концентрированном сахарном растворе, а затем обрабатывают нагретой серной кислотой. Это приводит к появлению у агатов глубокого черного цвета. В последнее время для черной окраски применяется также нитрат кобальта.

Коричневая окраска, имитирующая сардер. Варьируя приемы, используемые для черной окраски агатов, можно добиться получения коричневой окраски.

Синяя и голубая окраска, достигается применением двухвалентного железа. Агаты сначала помещают в насыщенный раствор желтой кровяной соли (ферроцианида калия), а затем кипятят в железном купоросе.

Для получения яблочно-зеленой окраски, имитирующей хризопраз халцедоны пропитывают раствором солей хрома, а затем подвергают сильному нагреванию до появления зеленой окраски. К такому же эффекту приводит и воздействие нитрата никеля с последующим обжигом. Окраска хризопраза может выцветать от продолжительного воздействия солнечного света, однако она восстанавливается, если поместить камень во влажную среду.

Применяются и современные физические методы искусственного окрашивания агатов - путем облучения их потоками частиц высоких энергий с помощью атомных реакторов.

СОВЕТЫ ПО ОБЛАГОРАЖИВАНИЮ АГАТОВ

Окраска агата начинается с подбора материала. Лучше всего использовать агат с чередующимися серыми полупрозрачными и фарфорово-белыми слоями. Дело в том, что фарфорово-белый слой не пропитывается красителем и вы получите классический агатовый оникс. Материал следует отбирать без трещин так, как они прокрасятся и придадут образцу не эстетичный вид. Впрочем, если образец очень красив, их можно попытаться закрыть шеллаком или канифолью. Хорошо поддаются окраске агаты с Тиманского кряжа.

Перед окраской агат должен быть подготовлен к полировке, т. к. в условиях небольшой мастерской нельзя добиться прокраски агата на глубину более 0,5-1 мм.

После подготовки агата к полировке его следует хорошо просушить, чтобы удалить лишнюю влагу из пор. Просушка осуществляется НЕ МЕНЕЕ 10 ДНЕЙ в посуде наполненной селикогелем (если его нет, можно заменить на хорошо прокаленный песок) с небольшим подогревом.

Для окраски в черный цвет применяется концентрированный раствор сахара с последующим обугливанием серной кислотой. Раствор сахара приготавливается обычным методом: в кипящей воде (объем рассчитывается из количества окрашиваемых образцов) растворяется сахар до тех пор, пока он не начнет выпадать осадком. Серная кислота берется не ниже 75% концентрации (ВСЕ РАБОТЫ С КИСЛОТОЙ ПРОВОДЯТСЯ ТОЛЬКО В ВЫТЯЖНОМ ШКАФУ).

Просушенные агаты помещаются в раствор сахара выдерживаются с не большим подогревом НЕ МЕНЕЕ 14 ДНЕЙ. Если есть возможность желательно обеспечить небольшое давление, например, использовать скороварку. После пропитывания красителем агаты промываются под холодной проточной водой, чтобы смыть его остатки с поверхности образца, и помещаются в слегка подогреваемую серную кислоту. Дальше процесс необходимо постоянно контролировать, т. к. от степени обугливания сахара будет зависеть окраска вашего образца. После получения нужной окраски агат необходимо промывать под проточной водой не менее 3-4 часов, а затем еще выдержать 1-2 суток в воде с небольшой добавкой соды для окончательной нейтрализации кислоты.

ОБЛАГОРОЖЕННЫЕ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ, ПРОИЗВОДИМЫЕ В РОССИИ

(Название камня - Процесс облагораживания - Эффект облагораживания)

Агат (халцедон) - Цветные химические реакции во внутрипоровом пространстве - Окрашивание в желтый, коричневый, зеленый, синий, черный и красный цвета

Термообработка - Изменение желтой окраски до желто-оранжевой и красной

Ионизирующее облучение - Повышение интенсивности окраски

Амазонит - Термообработка - Улучшение цвета (Поверхностное окрашивание)

Бирюза - Цветные химические реакции во внутрипоровом пространстве при повышенных температуре и давлении - Улучшение цвета Увеличение твердости

Гелиодор - Термообработка - Переход от желто-зеленого к голубому

Данбурит - Ионизирующее облучение - Переход от бесцветного к коричнево-розовому

Кварц - Термообработка - Превращение мориона в раухтопаз, цитрин и бесцветный кварц

Ионизирующее облучение - Превращение бесцветного и бледно-дымчатого или зеленовато-желтого кварца в морион

Поверхностное окрашивание - Превращение бесцветного кварца в розовый и голубой

Корунд (бесцветный и цветной) - Термообработка - Окрашивание бесцветного и бледно окрашенных разновидностей до синего

Термообработка с диффузией окрашивающих примесей - Окрашивание бесцветного и бледно окрашенных разновидностей в синий, зеленый и красный цвета (Поверхностное окрашивание, при термообработке осветление).

Лазурит - Цветные химические реакции во внутрипоровом пространстве - Улучшение цвета

Термообработка - изменение цвета

Нефрит - Гидротермальная обработка - Осветление до зеленого и белого цвета

Ионизирующее облучение - Изменение зеленой окраски на бурую и черную

Родонит (орлец) - Поверхностное окрашивание - Улучшение цвета

Топаз - Ионизирующее облучение - Превращение бесцветного топаза в желто-коричневый или красновато-бурый

Ионизирующее облучение+термообработка - Превращение бесцветного или коричневого топаза в коричневато-зеленый или голубой

Термообработка - Превращение коричневого или оранжевого топаза в розовый. Превращение коричневого, зеленого или голубого топаза в бесцветный

Чароит - Поверхностное окрашивание - Улучшение цвета

Янтарь - Реконструкция - Увеличение веса, улучшение текстуры и декоративных качеств

Термообработка - Улучшение внутренней структуры

В настоящее время используют и древние методы - пропитку и прокаливание, и современные способы - облучение нейтронами и другими частицами с высокой энергией. Так синюю окраску получают, пропитывая агат раствором красной кровяной соли, а затем обрабатывая его раствором сернокислого железа, красную или зеленую окраску - обрабатывая агаты раствором азотнокислого железа или хромовых квасцов с последующим отжигом.

Пропитку на всю глубину проводят в автоклаве под давлением и при температуре. Так даже камни окрашивают и получают, к примеру, из обычного полупрозрачного агата - красный, зелёный, голубой и пр., - в зависимости от того, что в растворе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас