Artur1984

История о старинном колоколе

2 сообщения в этой теме

Своей первой темой на сем Форуме решил сделать свой же очерк, который повествует в форме маленького исторического расследования о маленькой вещи - судьбе одного старинного колокола из калужского монастыря. В истории этого колокола отразилось сразу несколько эпох бурной истории России. Любые отзывы и комментарии, включая крайне отрицательные, приветствуются... smile.gif Итак:

Иногда причудливые повороты истории нашего Отечества приводили к тому, что в одном месте и времени соединялись, казалось бы, совершенно несовместимые события, явления, люди. Некоторые такие вещи “на слуху”, другие не столь известны, третьи и вовсе остались в забвении. В данном сообщении пойдет речь о подобном неизвестном примере – рассказе об одном старинном колоколе, в чьей судьбе причудливо переплелись самые разные времена, люди, страны и события…

Начнем нашу историю с того, что в середине XIX века представители старинного русского дворянского рода Хитрово занялись сбором сведений о своей фамилии. Что ж, вполне благородное занятие! Итогом изысканий Хитрово явились две книги: “Родословная книга рода Хитрово” (1866) и “Приложение к родословной книге рода Хитрово” (1867). В этих трудах удалось собрать немало интересных сведений и документов, имеющих отношение к фамилии Хитрово. Этот старинный род вел свое происхождение от татарина Эду-хана, “выехавшего” в 1371 году из Золотой Орды в Рязань. Среди прочего, в упомянутых книгах были документы о взаимоотношениях рода Хитрово с русскими монастырями и церквями, благо этот род всегда был известен тем, что много жертвовал на нужды святых обителей. Сведения о “вкладах” (пожертвованиях) рода Хитрово в один из монастырей – мужской Свято-Троицкий Лютиков (Перемышльский) монастырь под Калугой, были собраны и переданы в 1867 году представителям рода Хитрово игуменом этого монастыря, отцом Гурием. В перечне “вкладов” и пожертвований, Гурий особо отметил один “вклад”, который не был внесен во вкладные книги. Этим необычным “вкладом” был… колокол! Конечно, само по себе наличие колоколов в монастыре явление естественное, и даже необходимое. Поднесение колокола в дар монастырю от дворян Хитрово тоже не вызвало бы у нас особого интереса. Но интересно то, ЧТО ИМЕННО ЗА КОЛОКОЛ описал игумен Лютикова монастыря в своем документе - а колокол действительно был необычен, и потому он привлек внимание автора этих строк.

Прежде всего, согласно сообщения отца Гурия, колокол относился к “вседневным” колоколам. “Вседневными” называли колокола среднего размера, которые весили от 100 до 500 пудов (т.е. 1600-8000 килограммов), в такие колокола, в отличие от более крупных “воскресных”, “полиелейных” и “праздничных” колоколов, надлежало звонить каждый день. Вес и размер колокола отец Гурий, увы, не указал. Впрочем, примечательным в колоколе являются вовсе не размер или масса, а то, что написано на колоколе. Всего надписей по окружности колокола было две, первая выше - литая, вторая ниже – вырезанная. Приведем обе надписи, а затем их подробно разберем.

Литая (верхняя) надпись по окружности колокола была выполнена на польском языке латинским алфавитом, и гласила: “Alexander Korwin Gosiewski woevoda Smolenski Starosta Pinski Bielski Markowski spolnie Malzonka swa Pani Ewa Pakowna ten zwon na szesczi chwale Pana Boga i naiswietezey Panie Maryi i do kosciola Fundacy swey w maetnosci swey Molodezcenskiey ofiarowali w roka 1639 Maia 13. Joanes Brewtelt me fecit anno 1639.”

Перевод этой надписи на русский: “Александр Корвин Гонсевский, воевода Смоленский, староста Пинский, Бельский, Марковский, вместе с супругой своей госпожой Евой Паковной, сей колокол в честь и славу Господа Бога и всепресвятейшей Госпожи Марии [Богородицы], и в церковь своего построения в имение свое Молодеченское пожертвовали в год 1639, Мая 13. Иоанн Бревтельт меня сделал в 1639 году”.

Вторая (вырезанная резцом) надпись на колоколе была выполнена кириллицей XVII века на русском языке, и сообщала: “Лета 7165 Декабря в 1 день при Государе, Царе и Великом Князе Алексее Михайловиче Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержце и при Государе и при благоверном Царевиче и Великом Князе Алексее Алексеевиче Великия и Малыя и Белыя России и при Великом Государе Святейшем Никоне Патриархе Московском и всея Великия и Малыя и Белыя России и при Архимандрите Моисее дал сей колокол в Перемышльском уезде в Лютиков монастырь окольничей и оружейничей Богдан Матвеевич Хитрово по своим родителям”.

После прочтения обеих надписей у читателя может возникнуть законное недоумение и немало вопросов. Кто такие эти люди - Богдан Хитрово и Александр Гонсевский? Как у них оказался колокол? Почему колокол с двумя надписями, и как он оказался в монастыре под Калугой? Ответы на все эти вопросы будут даны ниже в нашем маленьком расследовании.

Приступим к разбору первой, литой надписи на колоколе. Здесь мы окунаемся в историю Речи Посполитой (унии Польши и Литвы). Данная страна в XVII веке содержала в себе современные польские, литовские, украинские, белорусские и многие русские земли. Во главе Речи Посполитой стоял король, но реальной властью в стране обладала шляхта (дворянство), которое избирало короля на сеймах, и контролировала поветы и воеводства (области). Крупные дворяне (магнаты) имели почти неограниченную власть на местах, владели крепостями и целыми городами, были очень могущественны. Главным героем первой надписи на колоколе является как раз крупный шляхтич – Александр Корвин Гонсевский (Госевский).

Род Гонсевских играл заметную роль в истории Речи Посполитой XVII века, особенно ее литовской части. Год рождения Александра Гонсевского неизвестен, но зато известно, что впервые он отличился в польско-шведской войне 1600-1611 годов, а затем принял участие в истории с воцарением на русском престоле Лжедмитрия I. В разгар русской Смуты, в 1610 году Гонсевский уже в составе войск Речи Посполитой, идущих на Москву. В итоге похода на русском престоле чуть было не оказался польский королевич Владислав (будущий король Речи Посполитой Владислав IV). Гонсевский в 1610-12 годах был главой польского гарнизона Москвы, и в таковом качестве смог отбить нападение т.н. “Первого ополчения” (Ляпунова) на столицу, и подавить московское восстание 1611 года. Однако весной 1612 года Гонсевский уехал из Москвы в ранее занятый интервентами Смоленск. В 1613 и 1618 годах он принимал участие в новых (неудачных) польских походах на Москву, в промежутке был воеводой Смоленска, оборонялся там от русских войск. В 1620-е годы Гонсевский вновь отличился в войнах со Швецией, а с 1625 года он постоянный воевода Смоленска. Во время Смоленской войны (1632-34) весьма успешно оборонял окрестности города от русских войск, сыграв важную роль в итоговом поражении и капитуляции русской армии воеводы Шеина. В конце жизни Гонсевский занимал сразу несколько почетных и важных постов, особенно в Смоленском воеводстве, был старостой ряда городов, таких как, например, Пинск и Бельск (ныне это города в Республике Беларусь). Еще известен своим покровительством иезуитам, так, он построил в Витебске иезуитскую коллегию. Умер Александр Гонсевский не ранее 1639 года.

Упоминаемая вслед за Гонсевским в литой надписи “Ева Паковна” – жена Гонсевского, как и указано в самой надписи. Вслед за ней, в надписи указано “имение свое Молодеченское”. Это, без сомнения, современный город Молодечно (Республика Беларусь). Известный с 1388 года как поселение у слияния рек Молодечанка и Уша, Молодечно с начала XV века являлся укрепленным имением-замком (т.н. “Молодечненский замок”), и переходил от одного литовского магната к другому. В первой половине XVII века Молодечно имело население примерно в 1000-1500 человек, но не являлось особо серьезным укреплением, т.к. считалось тыловым поселением. В XVIII веке замок был разрушен во время разных войн, а Молодечно в XIX веке являлся заметным культурным центром белорусских земель. Ныне это райцентр Минской области Беларуси, расположенный примерно в 70-75 километрах к северо-западу от Минска.

Последняя фраза литой надписи: “Иоанн Бревтельт меня сделал в 1639 году”, является вполне классической формой обозначения, кто именно сделал колокол. Колокол как бы “сам сообщал” читателю, что его тогда-то отлил такой-то мастер.

Таким образом, после разбора первой надписи мы получаем, что колокол был отлит в 1639 году в Молодечно, которое в то время принадлежало Александру Корвину Гонсевскому и его жене Еве. Колокол отлил мастер Иоанн Бревтельт (идентифицировать не удалось), судя по фамилии, немец. Гонсевский и его жена передали (пожертвовали) колокол в церковь в Молодечно, судя по фразе “своего построения”, возможно, в свою семейную церковь. Каких-либо других сведений первая надпись больше не даст, так что переходим ко второй (вырезанной) надписи.

Прежде всего, посмотрим на дату в ней – “Лета 7165”. В России до 1700 года использовался календарь “От сотворения Мира” (византийский), и дата 7165 год в современном летоисчислении дает 1657 год. Далее в надписи речь идет, конечно же, о царе Алексее Михайловиче Романове (правил в 1645-1676 годах), затем о его рано умершем сыне, так и не ставшим царем, Алексее Алексеевиче (1654-1670), и, наконец, о патриархе Никоне (1605-1681), авторе религиозной реформы в России XVII века. Первый и третий - известные и крупные исторические фигуры русской истории XVII века, о каждом можно писать целую книгу. Отдельно можно добавить лишь о царевиче Алексее Алексеевиче. Этот царевич, официально провозглашенный наследником русского престола (его имя постоянно упоминалось в официальных документах вместе с отцом), умер весьма неожиданно. Такая смерть породила массу слухов, появилось несколько самозванцев, а повстанцы во время восстания Степана Разина даже использовали имя царевича Алексея как флаг борьбы с дворянством (так восставшие пытались придать своим действиям легитимность).

Разбираем резную надпись дальше. “Архимандрит Моисей” – тогдашний игумен Лютикова монастыря. “Богдан Матвеевич Хитрово” – одноименный русский государственный и военный деятель XVII века (о нем еще будет сказано особо). Слова “Окольничей и оружейничей”, означают, что в 1657 году Богдан Хитрово был, во-первых, окольничим, а во-вторых, оружейничим. Окольничий – второй по старшинству придворный чин после боярина, им поручались важные военные и дипломатические задания, они были воеводами больших городов, возглавляли приказы и т.д. Оружейничий – глава кремлевской Оружейной палаты, в XVII веке ведал всем вооружением русской армии (кроме артиллерии), а также иконописными мастерскими, и мастерами золотых и серебряных дел.

Словосочетание “в Перемышльском уезде” – это место расположения Лютикова монастыря (о нем особо ниже), т.е. недалеко от города Перемышля. Основанный в 1328 году Перемышль (не путать с городом в Галиции!), ныне маленький райцентр Калужской области России, но в XVI-XIX веках это был довольно заметный уездный город. Кстати, из этих мест происходят князья Воротынские и Горчаковы.

Фраза “по своим родителям” в резной надписи говорит, что Хитрово внес колокол в монастырь как бы в память о своих умерших родителях, считалось, что за “вклад” монахи монастыря помолятся за их души.

После разбора, вторая надпись вполне ясна – русский дворянин Богдан Хитрово в 1657 году пожертвовал колокол в дар Лютикову монастырю, и именно так герой нашего рассказа оказался в святой обители.

Теперь нам не мешает узнать поподробнее, что такое Свято-Троицкий Лютиков (Перемышльский) монастырь, где в середине XIX века находился колокол. Эта мужская обитель была основана, предположительно, в первой трети XVI века князем В.И. Воротынским на своих родовых землях недалеко от Перемышля, и имела сложную судьбу. Первое четкое упоминание о монастыре относится к 1559 году, и содержится на полях церковного устава: “7067 [1559] года июня в 17 день даю сию книгу в дом Живоначальныя Троицы Лютикова монастыря на новые Ногай Иоаннов сын Медведев, при игумене Венедикте”. В 1563 году во время своей поездки в Калугу, монастырь посетил царь Иван IV Грозный. В 1595 году калужский край разорили крымские татары во время очередного набега, пострадала и обитель. В 1610 году, в разгар Смуты, монастырь был разорен литовским гетманом Яном Петром Сапегой (1569-1611). Архимандрит Савватий, бывший игуменом монастыря в 1613 году, был одним из делегатов Земского Собора, избравшего на царство Михаила Федоровича Романова, и поставил под грамотой об избрании свою подпись. Осенью 1615 года Лютиков монастырь пострадал от разбойного отряда “лисовчиков” Александра Лисовского (1580-1616). В 1618 году монастырь в очередной раз разорили, теперь это был украинский гетман Петр Сагайдачный (1570-1622), который двигался на Москву.

На период 1653-1680 годы приходится период обновления и благоустройства монастыря, благодаря деятельности уже упомянутого выше Богдана Матвеевича Хитрово (1615-1680). Богдан Хитрово с 1633 года значится как придворный (сначала стряпчий, потом стольник) при царе Михаиле Федоровиче (1613-1634). При царе Алексее Михайловиче (1645-76), в 1646-48 годах он воевода города Темников, строил Засечные черты в Поволжье, является основателем города Симбирск (1648 год, ныне это Ульяновск). За это повышен в окольничьи. В 1649-55 годах Хитрово руководитель ряда приказов, а в русско-польскую войну 1654-67 годов, во время “Государевых походов” 1654 и 1655 годов, исполнял функции воеводы передового полка, а затем “товарища” (заместителя) воеводы Большого Полка (главной русской группировки). Принимал участие в осаде Смоленска (лето-осень 1654 года), руководил взятием Борисова и Минска (лето 1655 года), как “товарищ” воеводы Большого Полка участвовал во взятии Вильно, Ковно и Гродно (осень 1655 года). В Рижский поход (1656) русско-шведской войны опять “товарищ” Большого Полка. После возвращения в Москву, Богдан Хитрово возглавил Оружейную палату (1656), которой руководил до конца своей жизни. При нем Палата достигла своего расцвета, сосредоточив в себе оружейные, знаменные, художественно-ремесленные и иконописные мастерские. С 1664 года он боярин и глава Приказа Большого Дворца. При царе Федоре III Алексеевиче (1676-82) Хитрово еще более увеличил свое влияние, сосредоточив в своих руках управление целой группой приказов. Умер в 1680 году, не пережив кончины своей малолетней дочери Ирины. Завещал после смерти освободить на волю всех своих кабальных людей и холопов.

Хитрово очень много жертвовал в разные монастыри, но особенно, в Лютиков монастырь. Боярин строил в нем на свои деньги церкви, дарил лошадей и книги, выделял мастеров из подчиненных ему иконописных мастерских Оружейной палаты для росписей монастыря. Подарить обители колокол, таким образом, для него было в порядке вещей.

После смерти Богдана Хитрово, Лютикова обитель продолжала неплохо жить до середины XVIII века, благодаря проживавшим в окрестностях представителям фамилии Хитрово. Почему этот род был так внимателен к Лютикову монастырю? Все просто – еще с начала XVI века в окрестностях Калуги располагались вотчины и имения Хитрово. Так, сам Богдан Хитрово родился в имении Григоровское (ныне село), недалеко от райцентра Перемышль, а от того рукой подать до Лютикова монастыря (несколько километров).

С конца XVIII века монастырь постепенно приходит в упадок, и спустя еще 100 лет это была мелкая провинциальная обитель. В августе 1918 года Лютиков монастырь был закрыт советскими властями, монахи репрессированы (частью сосланы, частью расстреляны). В 1922-23 годах уже закрытая обитель сильно пострадала от реквизиций церковных ценностей, проводимых по декрету СНК. В 1932 году здания Лютикова монастыря были частью взорваны, а частью разобраны на строительные нужды местного колхоза. Окончательно руины погубили боевые действия советских и немецких войск в 1941 году.

С 1974 года и по наши дни на территории монастыря местные калужские краеведы и любители истории несколько раз пытались проводить раскопки, но никаких восстановительных работ не проводилось. Место, где располагался монастырь, сегодня установлено точно – оно находится на правом берегу Оки, у нынешнего села Корекозево Перемышльского района Калужской области России, примерно в 25 километрах к юго-западу от Калуги.

Теперь мы выяснили происхождение колокола (из Речи Посполитой), а также то, кто и когда поместил его в Лютиков монастырь (Богдан Хитрово). Однако как колокол попал в руки Хитрово? Ответ несложен – это военный трофей.

Снова обратимся к истории, также к географии. Молодечно находится, как уже было сказано, в 70-75 километрах на северо-запад от Минска. В этих местах летом 1655 года в рамках русско-польской (т.н. “Тринадцатилетней”) войны 1654-67 годов велись активные боевые действия. Русская армия в союзе с украинскими казаками 3 июля 1655 года взяла Минск, откуда двинулась на северо-запад, к Вильне (ныне Вильнюс, столица независимой Литвы). Вильна, столица Литвы, пала 31 июля. От Минска к Вильно союзники шли, в основном, по двум дорогам – через Ошмяны (запорожцы), и через Молодечно (русские). Кстати, и в наши дни одна из главных дорог из Минска в Вильнюс проходит именно через Молодечно. В том походе, как уже упоминалось выше, Богдан Хитрово выступал “товарищем” (заместителем) воеводы Большого Полка, и находился при главной русской группировке. Молодечно русские заняли в период между 15 и 20 июля 1655 года, без какого-либо крупного боя. Вполне достоверно, что имущество поместья Гонсевского привлекло внимание русского воеводы, ведь колокол был в числе этого имущества, будучи в церкви на территории поместья (замка). Добавим, что захват трофеев, который то и дело выливался в обычный грабеж, считался в армиях XVII века (не только в русской) совершенно нормальным делом, законной добычей победителей. Воевода, понятно, должен был получить в качестве трофеев что-то “солидное” и крупное, почему бы трофеем не стать колоколу? Неясно лишь, где находился колокол с лета 1655 года (захват русскими Молодечно) по конец 1657 года (передача колокола в Лютиков монастырь). Точно, что не в Молодечно – в сентябре 1655 года Хитрово уехал из Литвы в Москву, и больше никогда не бывал в Молодечно.

Остается невыясненным последний вопрос нашего маленького исторического расследования – куда делся герой нашего рассказа? Ответ печален - вероятно, он погиб в 1926-32 годах.

Как уже упоминалось, в 1922-23 годах Лютиков монастырь немало пострадал при изъятии церковных ценностей, которые проводились по декрету ВЦИК от 23 февраля 1922 года. Но тот декрет затрагивал только непосредственно ценности, а не колокола. Думается, что кампанию 1922-23 годов наш колокол пережил. Однако в 1926-33 годах в СССР развернулась широкая компания по снятию и утилизации церковных колоколов – они являлись ценным источником бронзы. Лишь небольшая часть колоколов, представлявших “особую художественную ценность”, были сохранены в наркомате просвещения, или переданы в Госторг для продажи за границу (источник валюты). Это означало, что сотни и тысячи колоколов из церквей и монастырей на территории СССР были уничтожены, и лишь небольшой процент спасен усилиями энтузиастов и ученых, или финансово “чутких” чиновников. Вероятно, именно в период этой кампании и погиб наш колокол (сняли и переплавили). Вряд ли несколько сот пудов бронзы были бы оставлены без внимания местными чиновниками… Это печальное событие вполне могло совпасть с разрушением Лютикова монастыря в 1932 году.

Сопоставив все полученные данные, мы можем составить уже полную картину истории нашего колокола:

- В 1639 году военный и государственный деятель Речи Посполитой Александр Гонсевский заказывает новый колокол у мастера Иоанна Бревтельта. В мае того же года он передает готовое изделие в церковь в своем владении Молодечно.

- Летом 1655 года русский воевода Богдан Хитрово во время боевых действий занимает Молодечно. В числе военных трофеев Хитрово захватил колокол.

- В 1657 году Хитрово велел вырезать на нем дополнительную надпись и подарил своему любимому Лютикову монастырю.

- Колокол находился в Лютиковом монастыре, как минимум до 1867 года, и, скорее всего, погиб в период с 1926 по 1932 годы (был снят и переправлен).

Вот так в судьбе одного небольшого, довольно непримечательного самого по себе колокола, соединились истории нескольких стран, столетий, и известных исторических деятелей. Сегодня нам остается только сожалеть, что этот памятник XVII века, хранивший на себе самом записи об истории, в которой он принимал участие, сгинул безвозвратно, и в очередной раз подивиться, какие удивительные зигзаги выписывает иногда бурная история России…

Источники:

1. Хитрово В.Н. Приложение к родословной книге рода Хитрово. СПб, 1867.

2. Абакулов В. Толкачев В. Трагедия Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря // Калужские Губернские Ведомости. Калуга. №11 (7794). 15.11.2008

3. Козлов В.Ф. Гибель церковных колоколов в 1920-30 годы. Проект Zvon.ru.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо. Очень интересно smile.gif

Отмечу несколько моментов.

Во первых, почему именно в сер 19 века представители рода Хитрово озаботились поиском сведений о своей фамилии.

Начнем нашу историю с того, что в середине XIX века представители старинного русского дворянского рода Хитрово занялись сбором сведений о своей фамилии.

Известно, что созданный в 1848 г. Департамент Герольдии Сената занимался подтверждением дворянского происхождения дворян РИ. Если я правильно помню, именно в сер 19 в. началась "компания" проверки родословных и дворянского происхождения, в связи с возросшим количеством случаев внесения в дворянские книги не дворян.

Здесь мы окунаемся в историю Речи Посполитой (унии Польши и Литвы).
Было на мой взгляд уместнее назвать Литву - Великим княжеством Литовским (ВКЛ). smile.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас