88 сообщений в этой теме

25-й день [12-го месяца]. Из ставки Сунмуён в обеих Хо сообщают: «Главари мятежников Сон Джэсик и Ан Гёсон в тот же день обезглавлены в Намбальвон, головы выставлены на шестах в качестве предостережения, голова Ким Гэнама была освидетельствована и вывешена за Малыми Западными Воротами на перекрестке. Через 3 дня приказали из ставки камса столичной провинции головы [Ким] Гэнама и [Сон] Джэсика передать в районы, охваченные мятежом».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Возмущение народа в Кобу, как говорят, началось с бунта клики тонхаков.

Началось [с того, что] сельский житель деревни Ёндам волости Кёнгок в области Кёнджу, детское имя Поксуль, псевдоним Суунджэ, родившийся в год капсин [правления государя] Сунджо (1824), живший перепродажей дерева и хлопка, прибыл в Кёнджу, в область горы Висан.

Говорят, что однажды, с рвением проводя ритуал в честь Неба, [он] получил откровение от Верховного Императора (зд. в значении Бог). После чего [он] создал заклинание и стал проповедовать, говоря: «Те, кто уверуют в мою религию, смогут избежать несчастий и обрести долгую жизнь». Это был начальный год Пходок (Распространения Добродетели) [религии] Чхондогё.

В то время [распространение религии] Чхондогё постепенно [распространялось, словно] разгоралось, именно тогда было создано «Слово о распространении добродетели», в котором говорилось: «Западное Учение разрушает наши старинные обычаи и традиции, те, что в обиходе повсеместно, а это означает, что в будущем государство ожидает гибель, а народ – уничтожение. Это следует срочно прекратить, но силы конфуцианства незначительны, и естественно, на это место [разве] не может встать наша религия?». Именно поэтому, как говорят, их религия и [стала] называться Восточным Учением, противостоя Западному Учению (христианству).

На 9 году [эры правления под девизом] Кванму [государя] Коджона (1905) название религии было изменено на Чхондогё, принципы этой религии, говоря вкратце, объединяли идеи из конфуцианства, буддизма и даосизма, [но] при передаче приукрашивали их.

И, взяв у христианства утверждение «Верховный Император управляет всем мирозданием», [Чхве Джеу] говорил, что Верховный Император действительно распоряжается счастьем и бедами людей, и среди деревенских жителей было много тех, кто уверовал. Верующие ночами обязательно употребляли ритуально чистую воду, молясь о помощи государству и успокоении народа, во время еды брали одну ложку риса, называя ее ритуальным рисом, и [ритуально] подносили патриарху учения.

В течение нескольких лет количество приверженцев [учения] постепенно увеличивалось, и правительство, по причине его еретического характера, наложило запрет на него.

В [год] кехэ [правления государя] Чхольджона (1863) схватили [Чхве] Джеу и бросили в тюрьму в Тэгу. На следующий год капча [правления государя] Коджона (1864) обезглавили [его] на рынке.

Его ученик Чхве Сихен унаследовал [учение] и стал вторым его патриархом, посвятив себя распространению учения и издав «Тонгён тэджон».

Позднее его ученик Сон Бёнхи наследовал [Чхве] Сихену, став третьим патриархом учения.

В это время по всем округам и областям объявили о запрете Восточного Учения, повсюду притесняли и грабили [его последователей], сектанты негодовали и возмущались, даже собрались и подали петицию на высочайшее имя, заявляя во всеуслышание, что основатель учения невиновен, и докладывая о насилиях алчных чиновников.

В тот раз [все] завершилось увеличением их силы, толпы сектантов увеличились и процветали, наводя переполох [на власти].

Правительство приказало камса [провинции] Чолла Ким Мунхёну и камса [провинции] Кёнсан И Ёнджику убедить их разойтись, а также назначило О Юнджуна сонмуса обеих Хо (провинций Чхунчхон и Чолла), чтобы он поторопился в округ Поын северной [полупровинции] Чхунчхон собрать этих сектантов и увещевать их, но все они не подчинились приказу.

Во втором месяце [года] кабо [правления государя] Коджона народ [уезда] Кобу северной [полупровинции] Чолла, будучи не в силах вынести алчности и насилий кунсу Чо Бёнгапа, собрался и поднял бунт.

Правительство послало Чанхынского пуса И Ёнтхэ в качестве анхэкса, чтобы умиротворить народ, [но И] Ёнтхэ устрашился их скопища, и, сказавшись больным, топтался на месте в нерешительности, и вместо этого (подавления бунта), [лишь] грабил народное имущество, воспользовавшись моментом.

Умы народа еще более смутились, житель Кобу Чон Бонджун поднялся, примкнув к их клике, во всех областях возмутив народ, [который] следуя событиям, поддерживал [восстание]. Народ в Кимхэ [даже] изгнал пуса Чо Джунгу.

Это самое первое корейское исследование причин восстания и сути учения. В хронике "Коджон силлок" оно помещено в качестве пояснения к событиям 1894 г. (в разделе, где описывается совещание при дворе по поводу расследования причин восстания в Кобу), но, судя по упоминанию в тексте 1905 года (9-й год эры правления Кванму), эта вставка сделана при издании хроники в 1935 г. (хроника составлена И Ванджиком на основании документов корейской королевской канцелярии).

Оно ценнее предшествующих, т.к. более полное. Но в нем есть фальсификат - слов, приписываемых в Чхве Джеу, в "Пходок мун" нет. Однако осмысление корейскими феодалами данных событий очень ценно - так сказать, аутентичный взгляд на вещи.

Кстати, "Коджон силлок" и "Сунджон силлок" (с 1863 по 1910) не считаются в Корее особо надежными документами - мол, их при японцах составляли и много искажений в угоду японцам сделали. Их даже до недавнего времени не включали в корпус "Чосон ванджо силлок" (Хроники династии Чосон).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сабаль тхонмун (воззвание) Чон Бонджуна:

  1. Разгромим крепость в Кобу, кунсу Чо Бёнгапу отрубим голову и выставим на всеобщее обозрение.
  2. Захватим арсенал и пороховой погреб.
  3. Выслуживавшихся перед кунсу алчных чиновников, использовавших свое управление народом для грабежа, перебьем.
  4. Возьмем ставку губернатора в Чонджу и двинемся прямо на Сеул.

http://blog.daum.net/duddjsgl32/8126450

Хотелось бы выдернуть оригинальный иероглифический текст для редактирования, но тут запрещено копирование...

Кстати, это конец 1893 г. (или начало 1894 - надо датировать по европейскому календарю).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В общем, эта бумага не могла быть датирована ранее 8.12.1893 - указан только "... день 11-го месяца года под циклическими знаками кеса", что дает при 1-м числе самую раннюю дату 8.12.1893, а самую позднюю - при последнем числе месяца, 6.01.1894.

Но в документе не стоит число.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Собственно, потому и вопрос - а что мы знаем об учении Тонхак, созданном в начале 1860-х годов обедневшим янбанином (корейское дворянство) Чхве Джеу, как о религии? Почему его распространение сопровождалось насилием, но оно все же стало знаменем восстания 1894 г.?

А ничего героического после того и не было. Вот и пришлось инстинктивно реанимировать... Ср. с официозным культом победы в ВОВ в новой Росии. Ну не было же ничего потом героического, а прошло уже полных 68 зим... Если вдруг приспичит, под каким знаменем подниматься с колен (стандартная асана) будем?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ищутся статьи Ермолаевой Е.М. по теме:

1) Тонхак: организационная структура и привлечение адептов // VII Научная конференция преподавателей и студентов Восточного института ДВГУ. — Владивосток, 2002. С. 38–39.

2) Тонхак: история, идеология, политика // Роль религиозного фактора в жизни корейского общества / Ред. И.А. Толстокулаков. — Владивосток: ДВГУ, 2004. С. 72–160.

Сам найти не смог.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Известно ли что-нибудь о ходе восстания в период с выступления в Кобу до начала экспедиции Хон Гехуна и боя при Пэксан?

Проскакивала фраза о том, что командиры восставших захватывали города и управляли ими как князья; в какой период восстания наблюдалась эта тенденция?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, было такое - например, Ким Гэнам с Чон Бонджуном разошлись на какой-то момент именно из-за того, что Ким Гэнам стал самостоятельно править в, ЕМНИП, Чонджу, причем очень жесткими "террористическими" методами. Когда Ким Гэнама вели на казнь, народ, собственно, воспринял это как наказание тирану.

Более точно надо поднимать материалы допросов Чон Бонджуна и Ким Гэнама.

По поводу хода именно вооруженной стадии первой фазы восстания (до Чонджуского перемирия) тут выложена моя статья в PDF формате (вышла в печати в 2013 г. в журнале "Арсенал-Коллекция").

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо.

Есть ли где-нибудь ссылки на материалы допросов?

Вашу статью читал, очень помогла, интересуюсь же теперь периодом, который в статье не затронут.

В дополнение к предыдущему сообщению: может кто-нибудь перевести статью по ссылке http://blog.jinbo.net/nomad22/43?category=3 ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ЕМНИП, до начала экспедиции Хон Гехуна там (в статье) есть упоминание ряда акций, когда провинциальные войска были разбиты.

Материалы допросов есть, но только либо на корейском, либо на ханмуне. Снова обратиться к ним - это требуется настрой и время. Посмотрю, что-то из этого переводил (начало протоколов допроса Чон Бонджуна), но где этот файл - не помню.

Блог вкратце посмотрел - там неплохая с точки зрения указания источника информации подборка по хронологии восстания и предшествующих ему лет. Первые два абзаца - декларируемые тонхаками принципы (ЕМНИП, я и 12 принципов, и 4 принципа переводил). Если будет время - посмотрю более конкретно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ЕМНИП, до начала экспедиции Хон Гехуна там (в статье) есть упоминание ряда акций, когда провинциальные войска были разбиты.

Материалы допросов есть, но только либо на корейском, либо на ханмуне. Снова обратиться к ним - это требуется настрой и время. Посмотрю, что-то из этого переводил (начало протоколов допроса Чон Бонджуна), но где этот файл - не помню.

Блог вкратце посмотрел - там неплохая с точки зрения указания источника информации подборка по хронологии восстания и предшествующих ему лет. Первые два абзаца - декларируемые тонхаками принципы (ЕМНИП, я и 12 принципов, и 4 принципа переводил). Если будет время - посмотрю более конкретно.

В статье ранние события есть, но они датируются началом мая (до прибытия Хон Гехуна), а период с начала февраля до начала мая не охвачен совсем.

По этой ссылке интересует больше хронология, потому что там затронут как раз период февраля-мая 1894, ну и другие события небезынтересны :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, точно. Это журнальный вариант, там кое-что пришлось убрать "для динамики" - народ не потянул бы всей раскладки.

Надо искать предшествовавший окончательному печатному варианту файл, а где он - не могу вспомнить.

Там было все не так уж интересно - ходили туда-сюда, то соберутся, то разойдутся, немного "пошаливали", но именно война началась позже.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас