262 сообщения в этой теме

Люди, сказавшие, что "Они от рода рускаго" и назвавшие свои имена - Карл, Фарлоф, Ингельд и т.д. - 100% говорили на "словянском езыге" (потому что на славянском языке они говорить не умели).

"Мы от рода рускаго сълы и гостье...".

Сълы и гостье - от рода рускаго, и его великого князя, и князей светлых - могли быть кем угодно. "Фардренгир" выбирали себе службу по выгоде, а не по разговорному языку.

"Жить захочешь - не так раскорячишься!" (с) :D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Какие балты в землях ильменских славян, если даже в районе Пскова, где жили местные кривичи, находились прибалтийские народы - эсты и сето? Кто-то просто плохо читает, если не замечает что я написал о тушемлинцам-днепровских балтах и мощинцах-балтском субстрате в составе вятичей. И не забываем тушемлинцев в районе полоцких кривичей. Меня разозлило, ваше утверждение что русь мол восточноевропейский народ и вы также утверждаете, что Русь вообще говорила на славянском начиная с начала 9 в. И сведения Ибрагим Ибн Йакуба вы конечно оставили без внимание, где о ужас сказано что русы нападают на сакалиба с запада, то есть со стороны Дании и Сконе. Также как русы упомянуто государство и сказано, что Русь как и хазары, печенеги смешались с сакалиба. И будет Вам счастье. Также по ссылке, где комментарии Немировского указан нормальный, а не купированый перевод Бертинских анналов, где ясно что русы это свионы. Также множество раз было сказано пересказано о русах в арабских источниках. Также нужно внимательно читать, что скандинавы-русы ассимилировались в Восточной Европе. Русь во времена Владимира это одно, а Хельгу (Олега) и Ингора-Ингера (Игоря) другое. Как Булгария Аспаруха, Тервела, Крума и Болгария Бориса и Симеона. И франки времен Хлодвига и франки времен Капетингов, нормандцы времен Ролло и нормандцы конца 11 века. Абу-л-Фарадж Бар Гебрей уже застал время когда Русь славяноязычное государство и заменил Русь саклабами. Но вот у Мовсеса Каганкватци нападавшие прозваны рузиками и их три тысячи. А писал он в 10 веке. И действительно почему если норманисты приводят десятки аргументов о скандинавскости русов, то антинорманистам достаточно сказать не верю и в стиле мантры утверждать, что мол русы с начала девятого века славяноязычны нет. Первые памятники на древнерусском языке это 11 век, когда Русь славяноязычна. Тогда же и первые церковные и правовые документы. И берестяные грамоты это 11 век. А вот о билингвизме населения Руси указывает Константин Багрянородный говоря о порогах с рускими и славянскими названиями, при этом руские названия это как назло слова с скандинавской этимологией. Греки знают правителей Руси и воевод под скандинавскими именами - Ингор, Эльга-Хельгу, хазары упоминают о HLGW.

Изменено пользователем Kryvonis

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кенугад упоминаеться в ''Сазі про Йона Хитруна'', которая на С. 464-465. Єту страну я люблю, и я знаю эту страную ОНа назваеться Голмгард, на восток от этой страны Галиция а на север Кеногарди Руцаланд, На север расположені Кирялаланд, Рисаланд, Квенланд, Эйнфєтингаланд, Смарраманланд и много малых стран. Много королей правят этими странамию Местность, которая лежит около называеться Голмгардское королевство (Гомгардарики), а кто-то называет его Тартаррики. Несмотря на изрядную путаницу что на восток и север (а рельно на юг и на юго-запад) фактически описана Русь, Карелия, Финляндия и есть конечно мифологическая деталь с Эйнфетингаландом (страной одноного человека) и Смарраманландом (страной очень маленьких людей). Замечу что без мифологии о неизвестных народах не обходились даже такие путешественники как Марко Поло и Джиованни де Плано Карпини, так что сага не сильно отличаеться от географических сочинений эпохи. Рукопись написаноа около 1400 г., то есть времени когда княжества Рюриковичей находились в зависимости от Золотой Орды, именно этим и можно объяснить упоминания Тартаррики. Или Вы саги не считаете творчеством скальдов?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

...

И сведения Ибрагим Ибн Йакуба вы конечно оставили без внимание, где о ужас сказано что русы нападают на сакалиба с запада, то есть со стороны Дании и Сконе. Также как русы упомянуто государство и сказано, что Русь как и хазары, печенеги смешались с сакалиба.

...

Сведения Ибрагима Ибн Йакуба я уже обсуждал на форуме "Свиток". Ибн Йакуб различает русь, славян и скандинавов. Он посещал Шлезвиг в Дании и не встречал там никакой руси.

На славян (каких?) с запада могли нападать не только даны из Сконе и Онгеля, но и "фюльк-Ранар" (т.е. руяне - известные пираты, занимавшиеся этим ремеслом как минимум с первой половины IX века).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ах да есть еще умельцы в беларуси, котоорые утверждают что литовцы это литвины и славяне и что мол к ВКЛ балтоговорящие не имеют отношения и вообще эти балтоговорящие жамойты. Аргументация приблизительно как у русских антинорманистов. Не убеждают их и письмо Витовта, не убеждают их немецские хроники, не убеждают их и отрывки на литовском из Стрыйковского, а опираються на Пиколомини и на купированые цитаты из беларуско-литовских летописецй и отдельные фрагменты польских хроник. Было бы смешно, если бы не было так грустно. А вот галл-гойделы Дублина в эпоху Клонтарфской битвы двуязычны, иначе бы не договорились с викингами с Оркнейских островов и с Мэна, а также с гэлами-ирландцами из Лэйнстера. Ассимиляция скандинавов в Ирландии это на секунду 11 век. Викинги воевали в Ирландии на протяжении 9-11 веков. Они же основали Лимерик и Дублин.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Только эти фюльк-ранар нигде не могли развернуться без помощи скандинавов. Да и ободриты, часть которых были руянами, были союзниками данов. И тут такой момент, что одно из владений сакалиба описано как сосед Дании которые известны под названием похожим на норман. Ну а сведения Ибрагима Ибн Йакуба в полном переводе от Вестберга или в очередной купирована там где нужно. Я то пересказал и даже привел ссылку на него. А на Востлите есть пересказ его сведений в сборнике у ал-Бекри. Тут такая вещь что самостоятельные или совместные с куршами, сембами и эстами походы это середина 11-12 век. Недаром епископ Абсалон сделал против них что вроде крестового похода, что послужило прологом к Северным Крестовым походам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кенугад упоминаеться в ''Сазі про Йона Хитруна'', которая на С. 464-465. Єту страну я люблю, и я знаю эту страную ОНа назваеться Голмгард, на восток от этой страны Галиция а на север Кеногарди Руцаланд, На север расположені Кирялаланд, Рисаланд, Квенланд, Эйнфєтингаланд, Смарраманланд и много малых стран. Много королей правят этими странамию Местность, которая лежит около называеться Голмгардское королевство (Гомгардарики), а кто-то называет его Тартаррики. Несмотря на изрядную путаницу что на восток и север (а рельно на юг и на юго-запад) фактически описана Русь, Карелия, Финляндия и есть конечно мифологическая деталь с Эйнфетингаландом (страной одноного человека) и Смарраманландом (страной очень маленьких людей). Замечу что без мифологии о неизвестных народах не обходились даже такие путешественники как Марко Поло и Джиованни де Плано Карпини, так что сага не сильно отличаеться от географических сочинений эпохи. Рукопись написаноа около 1400 г., то есть времени когда княжества Рюриковичей находились в зависимости от Золотой Орды, именно этим и можно объяснить упоминания Тартаррики. Или Вы саги не считаете творчеством скальдов?

Творчеством скальдов (поэтов) я считаю скальдические стихи, сложенные, в большинстве случаев, современниками событий (скальдами) задолго до 1400 года.

Вот например Торлейф Раудфельдарсон о ярле Хаконе и "фюльк-Ранар":

Svá segir Þorleifr Rauðfeldarson:

Hákon! vitum hvergi,

hafisk hefir runnr af gunni,

fremra jarl und ferli,

fólk ránar, þér mána.

Þú hefir öðlinga Óðni,

etr hrafn af ná getnum,

vera máttu af því vísi,

víðlendr, níu senda.

(из книги "Heimskringla")

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вы игнорируете не скальдические произведения. а тот факт что у скандинавов была своя терминология относительно городов. Выше смотрим книгу Джаксон, где все доходчиво объяснено на счет Холмгарда, Смаелнскья, Палтескья, Кенугарда, Алаборга (Белоозера), Старой Ладоги (скандинавское название которого хорошо знаете). Эти города настолько часто упоминаються, что я не буду утруждать себя перечислением саг где, они упомянуты и ограничусь названием тех саг где упомянуты украинские в частности Кенугард и даже Галиция. Итак вот о Галиции написано еще и в Саге о Вильмунде Наблюдателе,

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Только вот ассимиляция этих скандинавов в Ирландии это 11 век. Да и нормандцы 11 века отличались уже от скандинавов основавшмх герцогство. В Восточной Европе же ассимиляция скандинавов произошла во второй половине 10 века. Короли Дублина были именно скандинавами, отношения с ирландскими королями отдельных провинций не исключали союзов и династических браков. Примечательно что при Клонтарфе с одной стороны были ирландцы и викинги с Мэна и с другом стороны ирландцы Лейнстера, викинги Дублина, викинги Мэна, викинги с Оркнейских островов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Давайте-ка подведем конвенциональную базу для спора.

1) наличие правящей династии из скандинавов - это не повод говорить о том, что славяне были дикими.

2) наличие правящей династии из скандинавов никак не влияет на наличие укрепленных центров племенных княжений, которые у славян уже были в IX в., т.е. городов.

Теперь про балтов - и что они дают, кроме того, что они несколько ранее выделились из балто-славянской общности, уйдя к берегам Балтики? Как можно прогнать их за море и пригласить из-за моря, когда они живут по одному берегу? Да и своей культурой не сильно выделялись среди местного населения (имеется в виду дружинная культура)? К каким балтским именам возвести имена Рюрик, Олег, Игорь, Свенельд и прочие?

В то, что среди княжеской дружины могли быть и не скандинавы - даже спорить смешно. Естественно, они были - и славяне, и финны, и кто там еще был на территории, подчиненной руси.

Думаю, если не ставить телегу поперед паровоза, то и накал спадет - не будет рьяных опровержителей фактов на основе ура-патриотических домыслов.

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как не были дикими и балты с финнами. Примитивными племенами в Европе и околоевропейском пространстве если что были разве-что аборигены Арктики - самодийцы и саамы. Балты (земгалы и аукштайты-литовцы) неплохо давали сдачи Руси. Да и мордва помниться успешно противостояли Руси в 1103 г. Все были приблизительно на одном уровне до того как Рюриковичи не объединили племена вокруг торговых путей и не приняли христианства. Звездное время балтов это 13 век. Пруссы-самбы и курши могли пиратить на Балтийском море в 11-13 вв. но не больше. Балты как бы интертно прошли эпоху викингов, запомнившись лишь тем что выгнали скандинавов из Гробини и Апуоле, однако стратегического значения для скандинавов они не имели. Скандинавы были лучше организированы и лучше вооружены чем славяне, только и всего. За счет этого и побеждали.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вы игнорируете не скальдические произведения. а тот факт что у скандинавов была своя терминология относительно городов. Выше смотрим книгу Джаксон, где все доходчиво объяснено на счет Холмгарда, Смаелнскья, Палтескья, Кенугарда, Алаборга (Белоозера), Старой Ладоги (скандинавское название которого хорошо знаете). Эти города настолько часто упоминаються, что я не буду утруждать себя перечислением саг где, они упомянуты и ограничусь названием тех саг где упомянуты украинские в частности Кенугард и даже Галиция. Итак вот о Галиции написано еще и в Саге о Вильмунде Наблюдателе,

А вы задавались вопросом: когда у скандинавов появилась эта терминология (топонимика)? В каком веке?

Выше смотрим книгу Джаксон, где все доходчиво объяснено на счет Холмгарда, Смаелнскья, Палтескья, Кенугарда, Алаборга (Белоозера),

...

Т. Джаксон с легкостью переносит сведения XIV столетия на IX-X века. Почти на пять веков!!! Вы ей верите?

А я не верю...;)

Старой Ладоги (скандинавское название которого хорошо знаете).

...

"Альдейгьюборг"?

Олай Верелий на своей карте размещал Альдейгьборг в Прибалтике, а не на Волхове ;)

Т.е. отождествление "Альдейгьюборг"-Ладога - спорно. Возможно, топонимов с таким названием было несколько.

Эти города настолько часто упоминаються, что я не буду утруждать себя перечислением саг где, они упомянуты...

...

Ловко вы пытаетесь увернуться от неудобного вопроса!

Я не могу (к сожалению) задать его госпоже Джаксон, но вам на него придется ответить.

В связи с событиями какого столетия упомянуты эти города?

Разыщите мне хоть пару отрывков о событиях IX-X веков.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Основное – двойное – значение слова garðr в древнескандинавском языке: 1) "ограда, забор", 2) "огороженное место, участок земли, жилье, двор".

Таким образом, все данные древнескандинавского языка сводятся к тому, что слово garðr никогда не обозначало город в смысле urbs или arx (для этого имелись другие слова – by, staðr, borg),

...

Это отечественное исследование, и выводы отечественного лингвиста.

Я не удивлен.

Было бы странно если бы слово "гард" (или град) означало у скандинавов IX-X веков "город". В Скандинавии "эпохи викингов" было всего несколько поселений, которые можно вообще назвать городами ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Только вот ассимиляция этих скандинавов в Ирландии это 11 век. Да и нормандцы 11 века отличались уже от скандинавов основавшмх герцогство. В Восточной Европе же ассимиляция скандинавов произошла во второй половине 10 века. Короли Дублина были именно скандинавами...

Может быть попытаетесь что-либо из этого доказать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поэтому никто не говорит о культуртрегерстве руси.

Говорится только о том, что русь - это наша (будущая) династия.

Династии бывают иноземными - что в этом страшного?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я не уворачиваюсь, вот только время у меня ограниченное, понимаете мне статьи писать нужно. А вашу просьбу выполню позже.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Относительно сведений так саги записаны по большому счету в 13-14 веках, самое раннее в 12 веке некоторые саги были записаны Саксоном Грамматиком в Истории Данов. В Исландии многие саги записал Снорри Стурлусон в 13 веке. В Швеции же первая история это Хроника Эрика в 14 веке, Эрик Олай будет жить еще позже. В Норвегии Теодорик записал свою хронику в конце 12 века. В Венгрии, Польше, Чехии начало историописания это 12 век. Фактически начало собственного летописания за век-полтора-два после принятия христианства. Вот так. Династия иноземная и часть военачальников иноземная, ничего страшного, иноземная династия это не редкость в Европе, вот только вызывает приступы гнева у антинорманистов. Джаксон как и Мельникова для меня авторитеты в русской скандинавистике. А относительно отождествления Ладоги то у меня вопросов не возникает. Это большой центр в землях прибалтийских финнов - води, потом на эти земли переселились карелы, которые потом стали называться Ижорой. Есть карелы людики, ливики, лаппи (суть субэтносы одного народы). Олай Верелий в своем 17 веке мог многое писать, да только не гарантия что это правда, как и в случае с Олафом Рудбеком.

Изменено пользователем Kryvonis

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поэтому никто не говорит о культуртрегерстве руси.

Говорится только о том, что русь - это наша (будущая) династия.

Династии бывают иноземными - что в этом страшного?

Ничего страшного :) Бывают.

Страшно другое - когда за деревьями [учонные]не видят леса.

Т.е. пытаясь представить русь и её князей, как сборище безродного скандинавского сброда, забывают о раннесредневековой руси, как об объекте исследований, напрочь :(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Относительно сведений так саги записаны по большому счету в 13-14 веках, самое раннее в 12 веке некоторые саги были записаны Саксоном Грамматиком в Истории Данов. В Исландии многие саги записал Снорри Стурлусон в 13 веке. В Швеции же первая история это Хроника Эрика в 14 веке, Эрик Олай будет жить еще позже. В Норвегии Теодорик записал свою хронику в конце 12 века. В Венгрии, Польше, Чехии начало историописания это 12 век...

Именно по этой причине ещё Снорри Стурлусон считал скальдические стихи более правдивыми чем повествования саг. Саги за столетия своего пребывания в устной форме несколько утратили своё изначальное содержание, а также дополнились нарративом более поздних времен. Скальдические стихи заучивались сказителями наизусть и лучше сохранили своё первоначальное содержание.

Впрочем, я не требую от вас чтобы вы непременно предоставили мне скандинавскую топонимику Руси по скальдическим висам. Достаточно прочитировать саги, содержащие сообщения о событиях IX-X веков.

Это тоже непростая задача ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Рёрек Фрисландский, к которому (возможно, искусственно) возводят династию - безродный сброд? Я что-то не понимаю...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

...пытаясь представить русь и её князей, как сборище безродного скандинавского сброда, забывают о раннесредневековой руси, как об объекте исследований, напрочь :(

Рёрек Фрисландский, к которому (возможно, искусственно) возводят династию - безродный сброд? Я что-то не понимаю...

Что тут непонятного?

Исследователями, зачастую, изучается не вся раннесредневековая русь, а только её скандинавский (варяжский) компонент. Всё остальное решительно отбрасывается. (Отсюда, кстати, и происходит невнятное блеяние одного из моих прежних оппонентов:"Рос мало..." - и это сказано об одном из крупнейших этносов раннесредневековой Европы!)

Рёрек Фрислансдкий?

По совокупности сведений письменных источников (включая иностранные) родоначальником династии "Рюриковичей" был Игорь. Или, возможно, Олег Вещий. Так как Святослав назвал Олегом одного из своих сыновей (по имени родственника?). Возможно, Святослав нарёк бы следующего сына Игорем (по отцу), но не успел произвести этого сыны на свет - погиб на порогах. Т.е. правильнее говорить о династии Игоревичей.

Так причем тут Ререк Фрисландский?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Рёрек Фрисландский, к которому (возможно, искусственно) возводят династию - безродный сброд? Я что-то не понимаю...

А кому, интересно, было выгодно в нач. 12 в (момент составления ПВЛ) связать Киевскую династию с Рериком Фр-м?

P.S. Не отрицаю и никогда не отрицала наличия скандинавов на территории и Северо-западной и Северо-восточной и южной Руси (территориально).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Рёрек - предок рода, реальный или притянутый по династическим соображениям (родства его с Олегом мы не знаем, но и исключить нельзя).

Родство с Рёреком давало большие возможности в северной политике, важной для молодого государства.

А насчет того, что "не изучают русь как этнос" - вопрос, а был ли это этнос? Это мог быть и соционим - скажем, выселенцы с западной части Балтики, или скандинавы, ведущие торговые и военные операции в Восточной Европе.

В Англии постоянно правили не коренные народы, во Франции, в Италии со с Средневековья, в Испании, в Китае зачастую. И ничего - от этого ни у кого не убыло. История менее значимой не стала. И в этих странах не стыдятся того, что в 1066 г. англосаксы были разбиты нормандцами, после чего англосаксонского в Англии осталось с гулькин нос и т.п.

Чем мы "лучше"? На одного известного в интернетах фрика, который шумеров от своего народа производит, похожи быть хотим?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кому интересно?

Рёрек - Скьелдунг. Это как в степи - Чингизид.

Думаю, возведение руского княжеского рода к Рёреку было и до Нестора - тот только зафиксировал это в первый раз на пергаменте.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С Олегом Вещим свежо предание. Только его как и Кия с Аскольдом знали Нестор и Длугош писавшие столетия потом. Непрямое указание на правителя с похожим скандинавским именем HLGW есть только в Тексте Шехтера, а описание событий приходиться достоверно на время правления. При этом ура-патриотам было не лишним знать что двойная буква гамма в греческом тексте читаеться не как г, как нг, то есть князь Руси упомянутый у Льва Диакона и у Луитпранда Кремонского это Ингор или Ингер, но никак не Игорь, эту форму ввел только Нестор, при адаптации имен первых правителей к славянской норме. Как показал перевод Гаркави, да и в принципе другие переводы с паралельными критическим текстом никакого ал-Олванга в тексте нет, а есть обозначение одного из племенных княжеств, точно также как в случае с лдира, в котором некоторые усматривали Дира. Первый достоверный известный по иноземным источникам правитель это Ингор или Ингер. Потом была Эльга-Хельга. Ну и уж потом Святослав, в дружине которого снова таки доминируют скандинавы Икмор и Свенельд-Сфенкел. И я не понимаю, что вы имеете в виду о руси как о многочисленном этносе средневековья. Было государство Русь, да только народ русинов с славянским и христианским самосознанием сложился позже и благодаря единому государству и славянскому литературному слову. А относительно археологии, то уж извините, но она очень мало или почти дает для того чтобы отличить одно славянское племя от другого. Об этом писал Е. Синица в своей книги по ранним славянам. Но разделение на племена было и письменные источники ясно дают понять что славянские племена были далеко не монолитны и воевали между собой, смотрите информацию Чудес св. Дмитрия при описании осад Фессалоники. При этом нужно отметить, что славянские племена поселившиеся в Фессалии и на Пелопонесе не смогли создать государство, а у сербов государственность сложилось только благодаря тому, что нужно было бороться за независимость от болгар. Без внешнего вмешательства со стороны булгар, франков или скандинавов государственность возникла разве-что у западных славян и это во многом благодаря развитию торговли. Не было бы организирующей роли скандинавов так бы и оставались земли восточных славян на уровне племенных княжеств-вождеств, характерных для балтов и финнских племен.

Изменено пользователем Kryvonis

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • «Древний Ветер» (Fornkåre) на Ловоти. 2013 год
      Автор: Сергий
      Situne Dei

      Ежегодник исследований Сигтуны и исторической археологии

      2014

      Редакторы:


       
      Андерс Сёдерберг
      Руна Эдберг

      Магнус Келлстрем

      Элизабет Клаессон


       

       
      С «Древним Ветром» (Fornkåre) через Россию
      2013

      Отчет о продолжении путешествия с одной копией ладьи эпохи викингов.

      Леннарт Видерберг

       
      Напомним, что в поход шведский любитель истории отправился на собственноручно построенной ладье с романтичным названием «Древний Ветер» (Fornkåre). Ее длина 9,6 метра. И она является точной копией виксбота, найденного у Рослагена. Предприимчивый швед намеревался пройти от Новгорода до Смоленска. Главным образом по Ловати. Естественно, против течения. О том, как менялось настроение гребцов по ходу этого путешествия, читайте ниже…
       
      Из дневника путешественника:
      2–3 июля 2013 г.
      После нескольких дней ожидания хорошего ветра вечером отправляемся из Новгорода. Мы бросаемся в русло Волхова и вскоре оставляем Рюриков Холмгорд (Рюриково городище) позади нас. Следуем западным берегом озера. Прежде чем прибыть в стартовую точку, мы пересекаем 35 километров открытой воды Ильменя. Падает сумрак и через некоторое время я вижу только прибой. Гребем. К утру ветер поворачивает, и мы можем плыть на юг, к низким островам, растущим в лучах рассвета. В деревне Взвад покупаем рыбу на обед, проплываем мимо Парфино и разбиваем лагерь. Теперь мы в Ловати.
      4 июля.
      Мы хорошо гребли и через четыре часа достигли 12-километровой отметки (по прямой). Сделав это в обед, мы купались возле села Редцы. Было около 35 градусов тепла. Река здесь 200 метров шириной. Затем прошли два скалистых порога. Проходя через них, мы гребли и отталкивали кольями корму сильнее. Стремнины теперь становятся быстрыми и длинными. Много песка вдоль пляжей. Мы идем с коротким линем (тонкий корабельный трос из растительного материала – прим. автора) в воде, чтобы вести лодку на нужную глубину. В 9 вечера прибываем к мосту в Коровичино, где разбиваем лагерь. Это место находится в 65 км от устья Ловати.
      5–6 июля.
      Река широкая 100 метров, и быстрая: скорость течения примерно 2 км в час, в стремнинах, может быть, вдвое больше. Грести трудно, но человеку легко вести лодку с линем. Немного странно, что шесть весел так легко компенсируются канатной буксировкой. Стремнина с мелкой водой может быть длиной в несколько километров солнце палит беспощадно. Несколько раз нам повезло, и мы могли плыть против течения.
      7 июля.
      Достигаем моста в Селеево (150 км от устья Ловати), но сначала мы застреваем в могучих скалистых порогах. Человек идет с линем и тянет лодку между гигантскими валунами. Другой отталкивает шестом форштевень, а остальные смотрят. После моста вода успокаивается и мы гребем. Впереди небольшой приток, по которому мы идем в затон. Удар! Мы продолжаем, шест падает за борт, и течение тянет лодку. Мы качаемся в потоке, но медленно плывем к месту купания в ручье, который мелок и бессилен.
      8 июля.
      Стремнина за стремниной. 200-метровая гребля, затем 50-метровый перекат, где нужно приостановиться и тянуть линем. Теперь дно покрыто камнями. Мои сандалеты треплет в стремнине, и липучки расстегиваются. Пара ударов по правому колену оставляют небольшие раны. Колено болит в течение нескольких дней. Мы разбиваем лагерь на песчаных пляжах.
      9 июля.
      В обед подошли к большому повороту с сильным течением. Мы останавливаемся рядом в кустах и застреваем мачтой, которая поднята вверх. Но все-таки мы проходим их и выдыхаем облегченно. Увидевший нас за работой абориген приходит с полиэтиленовыми пакетами. Кажется, он опустошил свою кладовую от зубной пасты, каш и консервов. Было даже несколько огурцов. Отлично! Мы сегодня пополнили продукты!
      10 июля. В скалистом протоке мы оказываемся в тупике. Мы были почти на полпути, но зацепили последний камень. Вот тут сразу – стоп! Мы отталкиваем лодку назад и находим другую протоку. Следует отметить, что наша скорость по мере продвижения продолжает снижаться. Часть из нас сильно переутомлена, и проблемы увеличиваются. От 0,5 до 0,8 км в час – вот эффективные изменения по карте. Длинный быстрый порог с камнями. Мы разгружаем ладью и тянем ее через них. На других порогах лодка входит во вращение и однажды новые большие камни проламывают днище. Находим хороший песчаный пляж и разводим костер на ужин. Макароны с рыбными консервами или каша с мясными? В заключение – чай с не которыми трофеями, как всегда после еды.
      11 июля.
      Прибыли в Холм, в 190 км от устья реки Ловати, где минуем мост. Местная газета берет интервью и фотографирует. Я смотрю на реку. Судя по карте, здесь могут пройти и более крупные корабли. Разглядываю опоры моста. Во время весеннего половодья вода поднимается на шесть-семь метров. После Холма мы встречаемся с одним плесом – несколько  сотен метров вверх по водорослям. Я настаиваю, и мы продолжаем путь. Это возможно! Идем дальше. Глубина в среднем около полуметра. Мы разбиваем лагерь напротив деревни Кузёмкино, в 200 км от устья Ловати.
      12 июля. Преодолеваем порог за порогом. Теперь мы профессионалы, и используем греблю и шесты в комбинации в соответствии с потребностями. Обеденная остановка в селе Сопки. Мы хороши в Ильинском, 215 км от устья Ловати! Пара радушных бабушек с внуками и собакой приносят овощи.
      13–14 июля.
      Мы попадаем на скалистые пороги, разгружаем лодку от снаряжения и сдергиваем ее. По зарослям, с которыми мы в силах справиться, выходим в травянистый ручей. Снова теряем время на загрузку багажа. Продолжаем движение. Наблюдаем лося, плывущего через реку. Мы достигаем д. Сельцо, в 260 км от устья Ловати.
      15–16 июля.
      Мы гребем на плесах, особенно тяжело приходится на стремнинах. Когда проходим пороги, используем шесты. Достигаем Дрепино. Это 280 км от устья. Я вижу свою точку отсчета – гнездо аиста на электрическом столбе.
      17–18 июля.
      Вода льется навстречу, как из гигантской трубы. Я вяжу веревки с каждой стороны для управления курсом. Мы идем по дну реки и проталкиваем лодку через водную массу. Затем следуют повторяющиеся каменистые стремнины, где экипаж может "отдохнуть". Камни плохо видны, и время от времени мы грохаем по ним.
      19 июля.
      Проходим около 100 закорюк, многие из которых на 90 градусов и требуют гребли снаружи и «полный назад» по внутреннему направлению. Мы оказываемся в завале и пробиваем себе дорогу. «Возьмите левой стороной, здесь легче», – советует мужчина, купающийся в том месте. Мы продолжаем менять стороны по мере продвижения вперед. Сильный боковой поток бросает лодку в поперечном направлении. Когда киль застревает, лодка сильно наклоняется. Мы снова сопротивляемся и медленно выходим на более глубокую воду. Незадолго до полуночи прибываем в Великие Луки, 350 км от устья Ловати. Разбиваем лагерь и разводим огонь.
      20–21 июля.
      После дня отдыха в Великих Луках путешествие продолжается. Пересекаем ручей ниже плотины электростанции (ну ошибся человек насчет электростанции, с приезжими бывает – прим. автора) в центре города. Проезжаем по дорожке. Сразу после города нас встречает длинная череда порогов с небольшими утиными заводями между ними. Продвигаемся вперед, часто окунаясь. Очередная течь в днище. Мы должны предотвратить риск попадания воды в багаж. Идет небольшой дождь. На часах почти 21.00, мы устали и растеряны. Там нет конца порогам… Время для совета. Наши ресурсы использованы. Я сплю наяву и прихожу к выводу: пора забрать лодку. Мы достигли отметки в 360 км от устья Ловати. С момента старта в Новгороде мы прошли около 410 км.
      22 июля.
      Весь день льет дождь. Мы опорожняем лодку от оборудования. Копаем два ряда ступеней на склоне и кладем канаты между ними. Путь домой для экипажа и трейлер-транспорт для «Древнего Ветра» до лодочного клуба в Смоленске.
      Эпилог
      Ильмен-озеро, где впадает Ловать, находится на высоте около 20 метров над уровнем моря. У Холма высота над уровнем моря около 65 метров, а в Великих Луках около 85 метров. Наше путешествие по Ловати таким образом, продолжало идти в гору и вверх по течению, в то время как река становилась уже и уже, и каменистее и каменистее. Насколько известно, ранее была предпринята только одна попытка пройти вверх по течению по Ловати, причем цель была та же, что и у нас. Это была экспедиция с ладьей Айфур в 1996 году, которая прервала его плавание в Холм. В связи с этим Fornkåre, таким образом, достиг значительно большего. Fornkåre - подходящая лодка с человечными размерами. Так что очень даже похоже, что он хорошо подходит для путешествия по пути «из варяг в греки». Летом 2014 года мы приложим усилия к достижению истока Ловати, где преодолеем еще 170 км. Затем мы продолжим путь через реки Усвяча, Двина и Каспля к Днепру. Наш девиз: «Прохлада бегущей воды и весло - как повезет!»
       
      Ссылки
      Видерберг, Л. 2013. С Fornkåre в Новгород 2012. Situne Dei.
       
      Факты поездки
      Пройденное расстояние 410 км
      Время в пути 20 дней (включая день отдыха)
      Среднесуточнный пройденный путь 20,5 км
      Активное время в пути 224 ч (включая отдых и тому подобное)
      Средняя скорость 1,8 км / ч
       
      Примечание:
      1)      В сотрудничестве с редакцией Situne Dei.
       
      Резюме
      В июле 2013 года была предпринята попытка путешествовать на лодке через Россию из Новгорода в Смоленск, следуя «Пути из варяг в греки», описанного в русской Повести временных лет. Ладья Fornkåre , была точной копией 9,6-метровой ладьи середины 11-го века. Судно найдено в болоте в Уппланде, центральной Швеции. Путешествие длилось 20 дней, начиная с  пересечения озера Ильмень и далее против течения реки Ловать. Экспедиция была остановлена к югу от Великих Лук, пройдя около 410 км от Новгорода, из которых около 370 км по Ловати. Это выгодно отличается от еще одной шведской попытки, предпринятой в 1996 году, когда ладья Aifur была вынуждена остановиться примерно через 190 км на Ловати - по оценкам экипажа остальная часть пути не была судоходной. Экипаж Fornkåre должен был пробиться через многочисленные пороги с каменистым дном и сильными неблагоприятными течениями, часто применялись буксировки и подталкивания шестами вместо гребли. Усилия 2013 года стали продолжением путешествия Fornkåre 2012 года из Швеции в Новгород (сообщается в номере журнала за 2013 год). Лодка была построена капитаном и автором, который приходит к выводу, что судно доказало свою способность путешествовать по этому древнему маршруту. Он планирует продолжить экспедицию с того места, где она была прервана, и, наконец, пересечь водоразделы до Днепра.
       
       
      Перевод:
      (Sergius), 2020 г.
       
       
      Вместо эпилога
      Умный, говорят, в гору не пойдет, да и против течения его долго грести не заставишь. Другое дело – человек увлеченный. Такой и гору на своем пути свернет, и законы природы отменить постарается. Считают, например, приверженцы норманской теории возникновения древнерусского государства, что суровые викинги чувствовали себя на наших реках, как дома, и хоть кол им на голове теши. Пока не сядут за весла… Стоит отдать должное Леннарту Видербергу, в борьбе с течением и порогами Ловати он продвинулся дальше всех (возможно, потому что набрал в свою команду не соотечественников, а россиян), но и он за двадцать дней (и налегке!) смог доплыть от озера Ильмень только до Великих Лук. А планировал добраться до Смоленска, откуда по Днепру, действительно, не проблема выйти в Черное море. Получается, либо Ловать в древности была полноводнее (что вряд ли, во всяком случае, по имеющимся данным, в Петровскую эпоху она была такой же, как и сегодня), либо правы те, кто считает, что по Ловати даже в эпоху раннего Средневековья судоходство было возможно лишь в одном направлении. В сторону Новгорода. А вот из Новгорода на юг предпочитали отправляться зимой. По льду замерзшей реки. Кстати, в скандинавских сагах есть свидетельства именно о зимних передвижениях по территории Руси. Ну а тех, кто пытается доказать возможность регулярных плаваний против течения Ловати, – милости просим по следам Леннарта Видерберга…
      С. ЖАРКОВ
       
      Рисунок 1. Морской и речной путь Fornkåre в 2013 году начался в Новгороде и был прерван чуть южнее Великих Лук. Преодоленное расстояние около 410 км. Расстояние по прямой около 260 км. Карта ред.
      Рисунок 2. «Форнкор» приближается к устью реки Ловать в Ильмене и встречает здесь земснаряд. Фото автора (Леннарт Видерберг).
      Рисунок 3. Один из бесчисленных порогов Ловати с каменистым дном проходим с помощью буксирного линя с суши. И толкаем шестами с лодки. Фото автора.
      Рисунок 4. Завал преграждает русло  Ловати, но экипаж Форнкора прорезает и пробивает себе путь. Фото автора.




    • Материальные следы присутствия вагров в Восточной Европе
      Автор: Mukaffa
      Когда появилось арабское серебро в южной Балтике? - Оно появилось там - в конце VIII века. Представляете какая неприятность?)))
       
      Первый этап завоза - конец VIII века - 830е годы. И это территория южнобалтийского побережья и чуток Готланд.
       
      А много их там в IX-ом то веке? Ну допустим их оставили купцы-готландцы, которые специализировались на торговле с ВЕ. Ферштейн?
    • Варяги - народ или сословие?
      Автор: Mukaffa
      В этой фразе -  "Афетово же колено и то - варязи, свеи, урмане, готе, русь, агляне, галичане, волохове, римляне, немци, корлязи, венедици, фрягове и прочии, приседять от запада къ полуденью и съседятся съ племенем Хамовомъ."(ПВЛ) варяги и русь отдельно, т.е. поданы как разные этнонимы, разные народы. Вот как-раз и тема для "моравского" следа. А "варязи" здесь балт.славяне, других подходящих вариантов попросту не остаётся. А русь локализуется скорее всего в Прибалтике(в "Пруськой земле").
       
       
    • Ободриты и лютичи
      Автор: Mukaffa
      Причём тут самоназвание? Я вам о ПВЛ. Каким словом в ПВЛ и прочих древнерусских летописях обозначены ободриты? Ищите!))
    • 300 золотых поясов
      Автор: Сергий
      В донесении рижских купцов из Новгорода от 10 ноября 1331 года говорится о том, что в Новгороде произошла драка между немцами и русскими, при этом один русский был убит.Для того чтобы урегулировать конфликт, немцы вступили в контакт с тысяцким (hertoghe), посадником (borchgreue), наместником (namestnik), Советом господ (heren van Nogarden) и 300 золотыми поясами (guldene gordele). Конфликт закончился тем, что немцам вернули предполагаемого убийцу (его меч был в крови), а они заплатили 100 монет городу и 20 монет чиновникам.
      Кто же были эти люди, именуемые "золотыми поясами"?
      Что еще о них известно?