262 сообщения в этой теме

7 часов назад, Русский сказал:

Самый ранний город о котором я слышал,  это Псков по Лаврентьевской летописи,  в 903 году.

Псков упомянут в связи с женитьбой Ольги и князя Игоря, но ни один их современник не упоминает о таких правителях Руси до 940-х годов. Кстати, Псков сделала городом (т.е. огородила его стеной) сама княгиня Ольга. Согласно её житию.

П.С. На мой взгляд, русь - это не славяне (а потомки более древней этнической общности) и не скандинавы (их успехи традиционно преувеличиваются). Об этом ветка "Изначальная русь"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 минут назад, Русский сказал:

Новгород,  ныне Великий Новгород,  отпраздновал 1150-летие в 2009-м году,  следовательно он построен в 859-м году. Однако упоминаний о его постройке нет,  каким образом праздновали такую дату. .. и откуда они взяли именно этот год - неведомо.

Археологами определены дендродаты для всех мостовых Неревского конца (в Новгороде) за несколько веков. Самая первая мостовая уложена в середине десятого века. В те годы там правил (юный?) князь Святослав (по свидетельству Константина Порфирогенита - современника Игоря, Ольги и Святослава).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
12 часа назад, Сергий сказал:

Псков сделала городом (т.е. огородила его стеной) сама княгиня Ольга. Согласно её житию.

Что то не встречалось мне такова упоминания ни в Синайском палимсесте , ни в Прилуцком прологе ни в других ранних вариантах Жития . Зато там есть - приде в свою землю Роусь Киевою . 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Запись про крест перед постройкой Киева многое уточняет. Славян крестили, а Киева ещё небыло. Вот Википедия нагло врет. ..

Стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в 978 году. В 988 году выбрал православное христианство в качестве государственной религии Древнерусского государства. В крещении получил христианское имя Василий.

... либо крестили нас не в 988 году, либо Киев построен был в конце 10-го или в начале 11-го веков, уже после крещения Руси. По летописи вернее второе утверждение. Получается Владимир не захватывал престол Киева, он крестил Русь, возможно построил Киев и возможно умер в Киеве. Споминаются слова про синицу и журавля. Однако по следователи его не шибко то стремятся в Киев помирать. Кто в Новгороде, кто в Вышгороде скончался. И только Мстислав Владимирович Великий в 1132 году там умирает, спустя не менее века от постройки Киева града. Возможно только в 12 веке Киев становится реальным центром Руси. Это не удивительно, ведь новому городу затмить славу того же Новгорода проблематично.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я не говорю, что Новгород не был построен в 9-м веке. Просто меня возмущает точная дата празднования 1150-летия Новгорода именно в 2009-м году. Так-же как дата празднования 1500-летия Киева). Киеву бы отпраздновать своё тысячелетие,  что будет верно. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вот это уже интересно. На острове Готланде в центре Балтийского моря существовало племя Гутов. Это племя успешно противостояло полуострову в частности племени Свей. Гуты побеждали Свеев,  однако дабы покончить с войной вошли в их состав, в состав Швеции. Однако интересен другой документ, который был написан в 13 веке. Называется он Гутасагой, сагой о Гутах. Вот нам интересен эта часть...

через долгое время, потомки этих троих так размножились, что земли перестало хватать на всех. Тогда они тянули жребий, и каждый третий был выбран для исхода, и они могли взять с собой всё, что им принадлежало, кроме земли. … они пошли вверх по Двине, через Россию. Они ушли так далеко, что достигли земель греков. … они поселились там, и до сих пор живут там, и до сих пор в их языке есть что-то из нашего.

...

В хронике середины XVI века «Происхождение, переселения, войны и колонии кимвров и готов», написанной на латыни датским священником Николаем Петрейем, говорится, что, в течение столетий население Готланда сильно увеличивалось. Тогда один из потомков Тьельвара, правитель Готланда — Хангвар созвал всеобщий совет, который постановил выслать по жребию из страны каждого третьего мужчину. Хангвар собрал войско из 15 тысяч воинов и с флотом из «бесчисленных кораблей» отплыл в Эстонию. Это произошло в 903 г. «после всемирного потопа».

Упоминание Двины вполне согласуется с Вельбарской культурой. 

... может мы этих варягов ищем? Представьте, 15 тысяч воинов уходят в Эстонию из-за переселения острова... да там тысяч 40-к точно было. Согласно этой саге остров не однократно вынужден был решать проблему перенаселения. Кстати, у варяг, викингов и славян были боевые ладьи, которые хорошо ходили и по морям, и по рекам, что в своё время озадачило Англию и Францию. Переселение по реке Двине поближе к грекам в Болгарию?  Сравним с Лаврентьевской повестью....

Во 20 мнозѣхъ же времѧнѣх . сѣли суть Словѣни по Дунаєви . гдѣ єсть нъıне 21Оугорьска землѧ . и Болгарьска 22. [и] Ж ѿ тѣхъ Словѣнъ разидошасѧ по землѣ . и прозвашасѧ именъı своими . гдѣ сѣдше на которомъ 23 мѣстѣ . ӕко 24 пришедше сѣдоша . на рѣцѣ имѧнемъ Марава 25. и прозвашасѧ Морава . а друзии Чеси нарекошас̑ . а се ти же Словѣни 26 Хровате 27 Бѣлии . и Серебь 28. и Хорутане . Волхомъ 29 бо нашедшемъ 30 на Словѣни на Дунанскиӕ . [и] Ж сѣдшемъ 31 в них . и насилѧщемъ 32 имъ . Словѣни же ѡви 33 пришедше сѣдоша 34 на Вислѣ . и /л.3/прозвашасѧ Лѧхове . а ѿ тѣхъ Лѧховъ прозвашасѧ Полѧне . Лѧхове . друзии Лутичи З. ини 35 Мазовшане ини Поморѧне . такоже и ти 36 Словѣне пришедше и 37 сѣдоша по Днѣпру 38. и нарекошасѧ Полѧне . а друзии Древлѧне 39 зане сѣдоша в лѣсѣх . а друзии сѣдоша межю 40 Припетью 41 и Двиною. и нарекошасѧ Дреговичи 42. [инии сѣдоша на Двинѣ и нарекошас̑ Полочане] И рѣчьки 43 ради ӕже втечеть 44 въ Двину. имѧнемъ Полота . ѿ сеӕ прозвашасѧ Полочане . Словѣни 45 же сѣдоша ѡколо єзера46 Илмерѧ 47. [и] І прозвашасѧ своимъ имѧнемъ и сдѣлаша градъ 48. и нарекоша 49 и50 Новъгородъ . а друзии сѣдоша по Деснѣ . и по Сѣли 51 по Сулѣ 52 и нарекоша 53Сѣверъ 54. [и] І тако разидесѧ Словѣньскии ӕзъıкъ тѣмже и грамота прозвасѧ Словѣньскаӕ

... тут вообще тяжело разобраться, однако некие славяне пришли по реке Висле и назвали себя Ляхами, случайно не те ли Гуты (гутары)?  Висла,  как и позднее Двина, относилась к торговому пути "из варяг в греки".

У нас есть разговорной слово "гутарить", обозначает "разговаривать, беседовать".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 06.12.2015, 0:08:44, Сергий сказал:

Кстати, Псков сделала городом (т.е. огородила его стеной) сама княгиня Ольга. Согласно её житию.

 

В 06.12.2015, 12:33:06, curser сказал:

Что то не встречалось мне такова упоминания ни в Синайском палимсесте , ни в Прилуцком прологе ни в других ранних вариантах Жития . Зато там есть - приде в свою землю Роусь Киевою . 

Цитата

Итак, первый пункт, связываемый с именем княгини Ольги в Пскове, - это первая церковь на месте Троицкого собора. О трёх лучах, которые увидела по легенде Ольга над местом псковского Крома, сообщают и Степенная книга и надпись на памятном кресте 1623 г. и его подножии. Как известно, до пожара 1609 года в Троицком соборе хранился как реликвия Ольгин деревянный крест, который она, по преданию, установила на левом берегу Великой на том месте, откуда видела три луча и откуда произнесла пророчество о постройке церкви и города. Однако, в 1790 году Н. С. Ильинский в своей книге «Описание города Пскова и его древних пригородов ...» напечатал ещё и особое житие Ольги, где кое-что изложено подробнее, чем в двух отмеченных источниках: «... прииде Святая Ольга в отечество своё, в нём же родися, в весь Выбутскую, и поучи тамо сродныя себе люди познанию Бога. Егда же во стране той прииде к брегу реки, глаголемой Великой, от юга к северу текущей, и бысть противу того места, иде же в реку Великую иная река от востока текущая Пскова нарицаемая впадает, ( бяше же тогда на месте оном лес велик и дуброви многи) виде обон пол реки, от востока три пресветлыя лучи с небес на та места сходящия, и осиявающия. Не точию же сама Святая той чудный свет виде, но и вси с нею бывшия, и возрадовася блаженая вельми и благодари Бога о преславном том видении; еже предзнаменоваша ей просвещение благодатиею Божию тоя страны, и обратившися к своему синклиту, пророчествова, глаголя : разумно вам да будет, яко изволением Божиим на сем месте, трисиятельными лучами осияваемом, имать быти церковь Пресвятыя Живоначальныя Троицы, и град велик и славен и во всём изобилен имать создатися. То рекши, помолися довольно к Богу, и крест тамо постави. Есть же и до ныне храм молитвенный на том месте, на нём же водрузи крест Ольга Святая. Обшедшиже многия Российския грады проповедница Христова; возвратися в Киев, и многая в нём благая о Бозе соделоваше. Воспомяну же о видении оном еже виде при реце Пскове, посла тамо злата и сребра много, на создание церкви Троице Святей, и повеле людям населятися, и не в долгом времени бысть град велик Псков, от реки Псковы нарицаемой и прославляшеся в нём имя пресвятыя Троицы».

Легенды о княгине Ольге в Псковской земле

Археологическое общество Псковской области

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
19 час назад, Русский сказал:

... тут вообще тяжело разобраться, однако некие славяне пришли по реке Висле и назвали себя Ляхами, случайно не те ли Гуты (гутары)?  Висла,  как и позднее Двина, относилась к торговому пути "из варяг в греки".

У нас есть разговорной слово "гутарить", обозначает "разговаривать, беседовать".

Предупреждение. Последующие посты в подобном стиле будут удаляться. Если Вам интересна тема - нужно больше читать, а не писать ахинею с ляхами-гутарами и вальбарской культурой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 часов назад, hoplit сказал:

Предупреждение. Последующие посты в подобном стиле будут удаляться. Если Вам интересна тема - нужно больше читать, а не писать ахинею с ляхами-гутарами и вальбарской культурой.

Во-первых, это был вопрос, который вытекает из двух признанных историкам источников.

Во-вторых, ахинею я тут уже видел, например о Киеве, который дескать построен в 5-м веке.

В-третьих, банить меня бесполезно, заново зарегистрируюсь если мне это понадобится.

Я задал вопрос, и мне правда очень интересно, особенно всё, что касается переселения по Лаврентьевской летописи. Повторяю, это не утверждение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И ещё, допустим Гуты отчалили с острова Готланда в количестве 15-ти тысяч войнов в Эстонию. Они же отчалили разом, с семьями. Это около 50 тыс. человек!  Сколько кораблей потребуется чтоб это переселение стало возможным? Ладья вмещает 30-40 человек, т.е. минимально 1250 кораблей отчалили разом.  Но это только треть состава численности всего населения острова. Не удивительно, что маленький островок по среди Балтийского моря хозяйничал так, как ему вздумается и должен был на считывать под своими парусами от 2500 до 3750 кораблей. Это уже целое войско.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 час назад, Русский сказал:

В-третьих, банить меня бесполезно, заново зарегистрируюсь если мне это понадобится.

Неправильная линия поведения. 

Это на всякий случай.

Говорим в вполне научном тоне. Условные даты и празднования тут не причем. А "гуты от слова гутарить"  - есть специальный раздел.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
18 час назад, Русский сказал:

Во-первых, это был вопрос, который вытекает из двух признанных историкам источников.

Во-вторых, ахинею я тут уже видел, например о Киеве, который дескать построен в 5-м веке.

В-третьих, банить меня бесполезно, заново зарегистрируюсь если мне это понадобится.

Я задал вопрос, и мне правда очень интересно, особенно всё, что касается переселения по Лаврентьевской летописи. Повторяю, это не утверждение.

Прежде чем размахивать словом "источники" - следует знать, как с ними работать. Лезть в бутылку еще более глупо - если вас голоса лишат, то именно лишат, не сомневайтесь.

Для начала возьмите книгу Лебедева "Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси". Если осилите - большая часть вопросов отпадет. А новые сможете внятно оформить. Простенькую книгу по языкознанию - Плунгяна или еще кого - чтобы не писать про "гото-ляхов-гутаров". Прежде чем писать или повторять за кем-то про "славяно-арийские гаплогруппы" - не худо бы ознакомится с азами генетики. Вообще же книга по ВСИД еще никому не повредила. После чего у вас будет необходимая база по теме, которую можно углублять и расширять.  

 

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • «Древний Ветер» (Fornkåre) на Ловоти. 2013 год
      Автор: Сергий
      Situne Dei

      Ежегодник исследований Сигтуны и исторической археологии

      2014

      Редакторы:


       
      Андерс Сёдерберг
      Руна Эдберг

      Магнус Келлстрем

      Элизабет Клаессон


       

       
      С «Древним Ветром» (Fornkåre) через Россию
      2013

      Отчет о продолжении путешествия с одной копией ладьи эпохи викингов.

      Леннарт Видерберг

       
      Напомним, что в поход шведский любитель истории отправился на собственноручно построенной ладье с романтичным названием «Древний Ветер» (Fornkåre). Ее длина 9,6 метра. И она является точной копией виксбота, найденного у Рослагена. Предприимчивый швед намеревался пройти от Новгорода до Смоленска. Главным образом по Ловати. Естественно, против течения. О том, как менялось настроение гребцов по ходу этого путешествия, читайте ниже…
       
      Из дневника путешественника:
      2–3 июля 2013 г.
      После нескольких дней ожидания хорошего ветра вечером отправляемся из Новгорода. Мы бросаемся в русло Волхова и вскоре оставляем Рюриков Холмгорд (Рюриково городище) позади нас. Следуем западным берегом озера. Прежде чем прибыть в стартовую точку, мы пересекаем 35 километров открытой воды Ильменя. Падает сумрак и через некоторое время я вижу только прибой. Гребем. К утру ветер поворачивает, и мы можем плыть на юг, к низким островам, растущим в лучах рассвета. В деревне Взвад покупаем рыбу на обед, проплываем мимо Парфино и разбиваем лагерь. Теперь мы в Ловати.
      4 июля.
      Мы хорошо гребли и через четыре часа достигли 12-километровой отметки (по прямой). Сделав это в обед, мы купались возле села Редцы. Было около 35 градусов тепла. Река здесь 200 метров шириной. Затем прошли два скалистых порога. Проходя через них, мы гребли и отталкивали кольями корму сильнее. Стремнины теперь становятся быстрыми и длинными. Много песка вдоль пляжей. Мы идем с коротким линем (тонкий корабельный трос из растительного материала – прим. автора) в воде, чтобы вести лодку на нужную глубину. В 9 вечера прибываем к мосту в Коровичино, где разбиваем лагерь. Это место находится в 65 км от устья Ловати.
      5–6 июля.
      Река широкая 100 метров, и быстрая: скорость течения примерно 2 км в час, в стремнинах, может быть, вдвое больше. Грести трудно, но человеку легко вести лодку с линем. Немного странно, что шесть весел так легко компенсируются канатной буксировкой. Стремнина с мелкой водой может быть длиной в несколько километров солнце палит беспощадно. Несколько раз нам повезло, и мы могли плыть против течения.
      7 июля.
      Достигаем моста в Селеево (150 км от устья Ловати), но сначала мы застреваем в могучих скалистых порогах. Человек идет с линем и тянет лодку между гигантскими валунами. Другой отталкивает шестом форштевень, а остальные смотрят. После моста вода успокаивается и мы гребем. Впереди небольшой приток, по которому мы идем в затон. Удар! Мы продолжаем, шест падает за борт, и течение тянет лодку. Мы качаемся в потоке, но медленно плывем к месту купания в ручье, который мелок и бессилен.
      8 июля.
      Стремнина за стремниной. 200-метровая гребля, затем 50-метровый перекат, где нужно приостановиться и тянуть линем. Теперь дно покрыто камнями. Мои сандалеты треплет в стремнине, и липучки расстегиваются. Пара ударов по правому колену оставляют небольшие раны. Колено болит в течение нескольких дней. Мы разбиваем лагерь на песчаных пляжах.
      9 июля.
      В обед подошли к большому повороту с сильным течением. Мы останавливаемся рядом в кустах и застреваем мачтой, которая поднята вверх. Но все-таки мы проходим их и выдыхаем облегченно. Увидевший нас за работой абориген приходит с полиэтиленовыми пакетами. Кажется, он опустошил свою кладовую от зубной пасты, каш и консервов. Было даже несколько огурцов. Отлично! Мы сегодня пополнили продукты!
      10 июля. В скалистом протоке мы оказываемся в тупике. Мы были почти на полпути, но зацепили последний камень. Вот тут сразу – стоп! Мы отталкиваем лодку назад и находим другую протоку. Следует отметить, что наша скорость по мере продвижения продолжает снижаться. Часть из нас сильно переутомлена, и проблемы увеличиваются. От 0,5 до 0,8 км в час – вот эффективные изменения по карте. Длинный быстрый порог с камнями. Мы разгружаем ладью и тянем ее через них. На других порогах лодка входит во вращение и однажды новые большие камни проламывают днище. Находим хороший песчаный пляж и разводим костер на ужин. Макароны с рыбными консервами или каша с мясными? В заключение – чай с не которыми трофеями, как всегда после еды.
      11 июля.
      Прибыли в Холм, в 190 км от устья реки Ловати, где минуем мост. Местная газета берет интервью и фотографирует. Я смотрю на реку. Судя по карте, здесь могут пройти и более крупные корабли. Разглядываю опоры моста. Во время весеннего половодья вода поднимается на шесть-семь метров. После Холма мы встречаемся с одним плесом – несколько  сотен метров вверх по водорослям. Я настаиваю, и мы продолжаем путь. Это возможно! Идем дальше. Глубина в среднем около полуметра. Мы разбиваем лагерь напротив деревни Кузёмкино, в 200 км от устья Ловати.
      12 июля. Преодолеваем порог за порогом. Теперь мы профессионалы, и используем греблю и шесты в комбинации в соответствии с потребностями. Обеденная остановка в селе Сопки. Мы хороши в Ильинском, 215 км от устья Ловати! Пара радушных бабушек с внуками и собакой приносят овощи.
      13–14 июля.
      Мы попадаем на скалистые пороги, разгружаем лодку от снаряжения и сдергиваем ее. По зарослям, с которыми мы в силах справиться, выходим в травянистый ручей. Снова теряем время на загрузку багажа. Продолжаем движение. Наблюдаем лося, плывущего через реку. Мы достигаем д. Сельцо, в 260 км от устья Ловати.
      15–16 июля.
      Мы гребем на плесах, особенно тяжело приходится на стремнинах. Когда проходим пороги, используем шесты. Достигаем Дрепино. Это 280 км от устья. Я вижу свою точку отсчета – гнездо аиста на электрическом столбе.
      17–18 июля.
      Вода льется навстречу, как из гигантской трубы. Я вяжу веревки с каждой стороны для управления курсом. Мы идем по дну реки и проталкиваем лодку через водную массу. Затем следуют повторяющиеся каменистые стремнины, где экипаж может "отдохнуть". Камни плохо видны, и время от времени мы грохаем по ним.
      19 июля.
      Проходим около 100 закорюк, многие из которых на 90 градусов и требуют гребли снаружи и «полный назад» по внутреннему направлению. Мы оказываемся в завале и пробиваем себе дорогу. «Возьмите левой стороной, здесь легче», – советует мужчина, купающийся в том месте. Мы продолжаем менять стороны по мере продвижения вперед. Сильный боковой поток бросает лодку в поперечном направлении. Когда киль застревает, лодка сильно наклоняется. Мы снова сопротивляемся и медленно выходим на более глубокую воду. Незадолго до полуночи прибываем в Великие Луки, 350 км от устья Ловати. Разбиваем лагерь и разводим огонь.
      20–21 июля.
      После дня отдыха в Великих Луках путешествие продолжается. Пересекаем ручей ниже плотины электростанции (ну ошибся человек насчет электростанции, с приезжими бывает – прим. автора) в центре города. Проезжаем по дорожке. Сразу после города нас встречает длинная череда порогов с небольшими утиными заводями между ними. Продвигаемся вперед, часто окунаясь. Очередная течь в днище. Мы должны предотвратить риск попадания воды в багаж. Идет небольшой дождь. На часах почти 21.00, мы устали и растеряны. Там нет конца порогам… Время для совета. Наши ресурсы использованы. Я сплю наяву и прихожу к выводу: пора забрать лодку. Мы достигли отметки в 360 км от устья Ловати. С момента старта в Новгороде мы прошли около 410 км.
      22 июля.
      Весь день льет дождь. Мы опорожняем лодку от оборудования. Копаем два ряда ступеней на склоне и кладем канаты между ними. Путь домой для экипажа и трейлер-транспорт для «Древнего Ветра» до лодочного клуба в Смоленске.
      Эпилог
      Ильмен-озеро, где впадает Ловать, находится на высоте около 20 метров над уровнем моря. У Холма высота над уровнем моря около 65 метров, а в Великих Луках около 85 метров. Наше путешествие по Ловати таким образом, продолжало идти в гору и вверх по течению, в то время как река становилась уже и уже, и каменистее и каменистее. Насколько известно, ранее была предпринята только одна попытка пройти вверх по течению по Ловати, причем цель была та же, что и у нас. Это была экспедиция с ладьей Айфур в 1996 году, которая прервала его плавание в Холм. В связи с этим Fornkåre, таким образом, достиг значительно большего. Fornkåre - подходящая лодка с человечными размерами. Так что очень даже похоже, что он хорошо подходит для путешествия по пути «из варяг в греки». Летом 2014 года мы приложим усилия к достижению истока Ловати, где преодолеем еще 170 км. Затем мы продолжим путь через реки Усвяча, Двина и Каспля к Днепру. Наш девиз: «Прохлада бегущей воды и весло - как повезет!»
       
      Ссылки
      Видерберг, Л. 2013. С Fornkåre в Новгород 2012. Situne Dei.
       
      Факты поездки
      Пройденное расстояние 410 км
      Время в пути 20 дней (включая день отдыха)
      Среднесуточнный пройденный путь 20,5 км
      Активное время в пути 224 ч (включая отдых и тому подобное)
      Средняя скорость 1,8 км / ч
       
      Примечание:
      1)      В сотрудничестве с редакцией Situne Dei.
       
      Резюме
      В июле 2013 года была предпринята попытка путешествовать на лодке через Россию из Новгорода в Смоленск, следуя «Пути из варяг в греки», описанного в русской Повести временных лет. Ладья Fornkåre , была точной копией 9,6-метровой ладьи середины 11-го века. Судно найдено в болоте в Уппланде, центральной Швеции. Путешествие длилось 20 дней, начиная с  пересечения озера Ильмень и далее против течения реки Ловать. Экспедиция была остановлена к югу от Великих Лук, пройдя около 410 км от Новгорода, из которых около 370 км по Ловати. Это выгодно отличается от еще одной шведской попытки, предпринятой в 1996 году, когда ладья Aifur была вынуждена остановиться примерно через 190 км на Ловати - по оценкам экипажа остальная часть пути не была судоходной. Экипаж Fornkåre должен был пробиться через многочисленные пороги с каменистым дном и сильными неблагоприятными течениями, часто применялись буксировки и подталкивания шестами вместо гребли. Усилия 2013 года стали продолжением путешествия Fornkåre 2012 года из Швеции в Новгород (сообщается в номере журнала за 2013 год). Лодка была построена капитаном и автором, который приходит к выводу, что судно доказало свою способность путешествовать по этому древнему маршруту. Он планирует продолжить экспедицию с того места, где она была прервана, и, наконец, пересечь водоразделы до Днепра.
       
       
      Перевод:
      (Sergius), 2020 г.
       
       
      Вместо эпилога
      Умный, говорят, в гору не пойдет, да и против течения его долго грести не заставишь. Другое дело – человек увлеченный. Такой и гору на своем пути свернет, и законы природы отменить постарается. Считают, например, приверженцы норманской теории возникновения древнерусского государства, что суровые викинги чувствовали себя на наших реках, как дома, и хоть кол им на голове теши. Пока не сядут за весла… Стоит отдать должное Леннарту Видербергу, в борьбе с течением и порогами Ловати он продвинулся дальше всех (возможно, потому что набрал в свою команду не соотечественников, а россиян), но и он за двадцать дней (и налегке!) смог доплыть от озера Ильмень только до Великих Лук. А планировал добраться до Смоленска, откуда по Днепру, действительно, не проблема выйти в Черное море. Получается, либо Ловать в древности была полноводнее (что вряд ли, во всяком случае, по имеющимся данным, в Петровскую эпоху она была такой же, как и сегодня), либо правы те, кто считает, что по Ловати даже в эпоху раннего Средневековья судоходство было возможно лишь в одном направлении. В сторону Новгорода. А вот из Новгорода на юг предпочитали отправляться зимой. По льду замерзшей реки. Кстати, в скандинавских сагах есть свидетельства именно о зимних передвижениях по территории Руси. Ну а тех, кто пытается доказать возможность регулярных плаваний против течения Ловати, – милости просим по следам Леннарта Видерберга…
      С. ЖАРКОВ
       
      Рисунок 1. Морской и речной путь Fornkåre в 2013 году начался в Новгороде и был прерван чуть южнее Великих Лук. Преодоленное расстояние около 410 км. Расстояние по прямой около 260 км. Карта ред.
      Рисунок 2. «Форнкор» приближается к устью реки Ловать в Ильмене и встречает здесь земснаряд. Фото автора (Леннарт Видерберг).
      Рисунок 3. Один из бесчисленных порогов Ловати с каменистым дном проходим с помощью буксирного линя с суши. И толкаем шестами с лодки. Фото автора.
      Рисунок 4. Завал преграждает русло  Ловати, но экипаж Форнкора прорезает и пробивает себе путь. Фото автора.




    • Материальные следы присутствия вагров в Восточной Европе
      Автор: Mukaffa
      Когда появилось арабское серебро в южной Балтике? - Оно появилось там - в конце VIII века. Представляете какая неприятность?)))
       
      Первый этап завоза - конец VIII века - 830е годы. И это территория южнобалтийского побережья и чуток Готланд.
       
      А много их там в IX-ом то веке? Ну допустим их оставили купцы-готландцы, которые специализировались на торговле с ВЕ. Ферштейн?
    • Варяги - народ или сословие?
      Автор: Mukaffa
      В этой фразе -  "Афетово же колено и то - варязи, свеи, урмане, готе, русь, агляне, галичане, волохове, римляне, немци, корлязи, венедици, фрягове и прочии, приседять от запада къ полуденью и съседятся съ племенем Хамовомъ."(ПВЛ) варяги и русь отдельно, т.е. поданы как разные этнонимы, разные народы. Вот как-раз и тема для "моравского" следа. А "варязи" здесь балт.славяне, других подходящих вариантов попросту не остаётся. А русь локализуется скорее всего в Прибалтике(в "Пруськой земле").
       
       
    • Ободриты и лютичи
      Автор: Mukaffa
      Причём тут самоназвание? Я вам о ПВЛ. Каким словом в ПВЛ и прочих древнерусских летописях обозначены ободриты? Ищите!))
    • 300 золотых поясов
      Автор: Сергий
      В донесении рижских купцов из Новгорода от 10 ноября 1331 года говорится о том, что в Новгороде произошла драка между немцами и русскими, при этом один русский был убит.Для того чтобы урегулировать конфликт, немцы вступили в контакт с тысяцким (hertoghe), посадником (borchgreue), наместником (namestnik), Советом господ (heren van Nogarden) и 300 золотыми поясами (guldene gordele). Конфликт закончился тем, что немцам вернули предполагаемого убийцу (его меч был в крови), а они заплатили 100 монет городу и 20 монет чиновникам.
      Кто же были эти люди, именуемые "золотыми поясами"?
      Что еще о них известно?