Суйко

Иеронимус Босх

1 сообщение в этой теме

Босх Иеронимус (собств. имя - Иероним ван Акен, ок. 1450-1516): Лики и личины ада.

«Что означает, Иеронимус Босх, этот твой вид, выражающий ужас, и эта бледность уст? Уж не зришь ли ты летающих призраков подземного царства? Я думаю, тебе открыты и бездны алчного Плутона, и жилища ада, если ты мог так хорошо написать своей рукой то, что сокрыто в самых недрах преисподней».«Северный Вазари» — Кароль ван Мандер, соотечественник Босха и автор «Книги живописцев», фрагмент из которой мы только что процитировали, был, конечно, далеко не первым и не единственным среди тех, кого посещали аналогичные мысли при созерцании полотен эпохи этого самого загадочного среди живописцев Возрождения, полушутя-полупочтительно именовавшемся собратьями по кисти «почетным магистром кошмаров». Тайна, с самого начала окружавшая его творчество, еще более подчеркнута и усугублена тем, что нам практически ничего не известно об авторе этих полотен как о человеке: в архивах его родного города Херцогенбос (Голландия) засвидетельствованы лишь — и то с сомнительной достоверностью — даты его жизни и женитьбы на женщине из богатой патрицианской фамилии, что позволяло ему вести жизнь «свободного художника» и не зависеть от прихотей заказчиков. Еще известно, что он был допущен в «Братство Богоматери», благочестивое сообщество, состоявшее в основном из представителей городской административной и интеллектуальной элиты. Все прочие сведения исследователям приходится добывать непосредственно из анализа содержания картин «магистра кошмаров», чья прихотливая символика открывает широкое поле для самых причудливых и разноречивых интерпретаций. Еще большую путаницу вносит в этот вопрос отсутствие (несмотря на многочисленные исследования) канонического списка произведений Босха: из двадцати известных за его подписью полотен, специалистами безусловно подлинными признаются не более половины (Семь смертных грехов, Поклонение волхвов, Воз сена, Искушение св. Антония, Св. Иоанн на Патмосе, Несение креста, Триптих святых отшельников, Триптих св. Юлианы, Св. Христофор).Наибольший, наверное, интерес представляют те из них, которые позволяют рассматривать творческое наследие Босха в контексте идей и доктрин некоторых современных ему тайных обществ, или, точнее, «еретических» сект, деятельность которых в традиционно терпимой Голландии встречала меньше препятствий, нежели во всей остальной Европе. Отчетливые следы оных обнаруживаются и в тихом провинциальном Херцогенбосе. В частности, крупнейший современный знаток творчества художника В. Френгер построил свой анализ на весьма убедительно обосновываемой им гипотезе о близости Босха к так называемым Братьям Свободного духа, или, как их еще называли, адамитам, проповедовавшим мистико-экстатическую религию гностического толка, связанную с христианством лишь номинально. (Современные исследователи называют ее «христианской версией тантризма».) Их последователем был земляк и современник Босха Якоб ван Алмангин, он же Мастер Филипп ван Синт Ян, херцогенбосский еврей, сначала крестившийся, но затем вновь порвавший с христианством, чтобы создать «Высшую Церковь, которая объединила бы Синагогу и Экклезию в мессианском Адаме». Большого влияния пророк «мессианского Адама» так и не приобрел, но зато сумел наделать немало шума. (Подробнее об деятельности Братьев Свободного духа см., напр.: Ли Г.Ч. История Инквизиции. М., 1994, т. 2, гл. VI.)Для адамитов, так же как и для Босха, чрезвычайно мрачно смотревшего на человеческую природу, наиболее принципиальным являлся вопрос о происхождении греха; они полностью отрицали христианскую идею искупления и спасения через таинства и проповедовали возвращение к невинному «адамическому» состоянию, когда греха как такового еще не существовало в природе, для чего устраивали массовые ритуальные оргии с целью избавить своих сторонников от нездоровых мыслей о греховности плотского общения. Кроме того, этим, как они искренне считали, они приближают наступление «царства Божия на земле», учение о котором они позаимствовали главным образом у Иоахима Флорского. Разумеется, никаких следов прямого участия Босха в деятельности этой странной секты не сохранилось, однако сюжеты многих его картин, особенно посвященных библейской тематике, несут на себе явственный отпечаток знакомства, и весьма заинтересованного, с учением адамитов и с их экстравагантной богослужебной практикой.Чаще всего в этой связи указывают на знаменитый босховский триптих Сад земных наслаждений, время работы над которым совпало с периодом наибольшей активности адамитов, стимулированной ожидавшимся ими в 1504 г. на основе астрологических выкладок (так называемое «золотое соединение» Солнца и Луны в созвездии Рака) светопреставлением. По обилию обнаженной натуры и явной и скрытой эротической символики этот босховский шедевр не имеет аналогов среди других его полотен, но при этом интерпретация как отдельных сцен, так и авторского замысла в целом до сих пор остается весьма головоломной задачей. Триптих, открывающийся картиной изгнания Адама и Евы из райских кущ, в самых гротескных и фантасмагорических образах рисует сцены наказаний за противоестественные любовные наслаждения, с одной стороны, и безгрешные любовные игры удостоившихся быть возвращенными обратно в рай — с другой. При этом многими деталями изображаемое как в «адской», так и в «райской» части триптиха живо напоминает об адамитских оргиях и в аллегорической форме раскрывает содержание основных доктрин их учения. Важную роль при этом играют не только собственно эротические, но и алхимические и астрологические символы, поскольку занятие «тайными науками» также всемерно поощрялось Братьями и их Великим Мастером Якобом ван Алмангин; должным образом дешифрованные, эти символы могут быть поставлены в непосредственную связь с упомянутыми событиями 1504—1505 гг., когда ожидалось новое явление Христа и сопутствующее ему коренное преобразование всей человеческой природы.Собственная позиция живописца в отношении к изображаемому им призрачному миру выглядит более чем двусмысленной: с одной стороны, поделив потусторонний мир между «праведниками» и «грешниками», он как будто следует официальной церковной доктрине загробного воздаяния, однако навязчивые эротические образы и символы, словно сошедшие со страниц современного учебника по психоанализу, в изобилии представлены и в «райской» части триптиха, как будто иллюстрируя излюбленную идею адамитов об «очищении через грех».В противоположной же части, отданной целиком во власть «темных сил», он, по-видимому, изобразил никого иного, как самого себя (или, во всяком случае, очень похожего человека), в виде постояльца адской харчевни, украшенной впечатляющим фаллическим символом, отрешенно взирающего на все чинимые бесами безобразия и мытарства грешных душ. Таким образом, содержание картины может рассматриваться одновременно и в полемическом, и в апологетическом ключе по отношению к адамитским (или, как издевательски говорили их противники, «содомитским») доктринам, и даже как негласное подтверждение вовлеченности художника в деятельность секты... Похоже, вовсе не случайно благочестивые сограждане Босха позаботились о том, чтобы из памяти последующих поколений как можно скорее стерлись любые черты, дающие возможность проникнуть в тайны этой странной жизни, как будто бы его существование было столь же призрачным, как и мир, изображенный на его полотнах. (Случай, вообще говоря, уникальный — ни об одном из великих живописцев Ренессанса мы не знаем так мало, как о Босхе!) Сделано это было, скорее всего, с самыми добрыми намерениями — оградить его творческое наследие от чрезмерного внимания со стороны тех, в чьих силах было вообще вычеркнуть имя Босха из истории европейской культуры, коль скоро компрометирующие его связи и обстоятельства стали бы известны не только высокопоставленным заказчикам его картин, включая представителей королевских фамилий (например, Филиппа II Испанского, ненавидевшего ересь, но испытывавшего к полотнам Босха странное «влеченье — род недуга»), но и судьям инквизиционных трибуналов, развернувших на адамитов настоящую охоту. Однако сюжеты картин Босха, — точнее, не сами сюжеты, достаточно традиционные для религиозной живописи, а их интерпретация, — находятся в таком вопиющем противоречии с христианским мировоззрением, обнаруживают такую тягу их создателя к «безднам сатанинским», что «саморазоблачение» Босха, изобразившего собственного двойника в одной из этих самых «бездн», выглядит просто констатацией очевидного факта. Вообще говоря, босховская преисподняя, со всеми ее не столько пугающими, сколько гротескными образами и видениями, не слишком отличается от его представлений об окружающей художника реальной действительности. Особенно это характерно дли поздних, самых зрелых в художественном отношении и в то же время наиболее провокационных и «еретических» по идейному содержанию работ мастера, в которых «границы между адом, земной жизнью и даже раем начинают стираться. Ад как бы выплескивается в потрясающем многообразии своих фантастически реальных форм за сферу собственно преисподней... и становится необходимым звеном в логической цепи человеческой жизни, чуть ли не ее целью и конечным результатом... Невиданная до Босха конкретность адских ландшафтов... делает сферу преисподней не менее наглядной, чем привычные картины земной жизни» (Фомин Г. Иеронимус Босх, с. 29—32). Другие авторы прямо считают Босха духовидцем, способным напрямую общаться с потусторонними силами: «Чудовища и подобные им персонажи Босха являются не порождением прихотливого воображения, а существами из другой реальности, гораздо более близкой к истине, чем та, которую мы фиксируем глазами. Они отображают эту реальность как ее живое проявление, ее тайную жизнь, движущие силы, крайнюю степень упадка и разложения» (Р. Броне). «Духовидческие» способности художника ряд авторов объясняют за счет использования им галлюциногенных препаратов, «ведьмовских мазей»; на это якобы, указывает, помимо прочего, частый у Босха, мотив полета, ощущение которого является одним из наиболее сильных эффектов, вызванных применением зелья.Демонстративное стирание границ между реальностью и антиреальностью является неотъемлемой составной частью босховского мироощущения, доминирующей чертой которого было сильнейшее чувство отчуждения творения от Творца. Духом этого отчуждения проникнут и загадочный, совершенно сюрреалистический по исполнению пейзаж на внешних створках того же триптиха Сад земных наслаждений, являющегося, по сути, эзотерическим «ключом» ко всему творчеству Босха. Здесь Босх впервые за всю историю религиозной живописи попытался изобразить некие предметные формы, словно предшествующие всякому сознательному бытию и заключающие в себе первичный образ-архетип творения. Мы видим залитый призрачным (лунным?) светом пейзаж, с причудливыми ландшафтными формами, напоминающими одновременно и растения, и каменные конструкции наподобие первобытных менгиров или дольменов, т. е. формы органической и неорганической жизни, еще пребывающие в состоянии первозданного единства и нерасчлененности. Сушу со всех сторон омывает Мировой Океан, символизирующий первозданный Хаос, и все это заключено в некое подобие стеклянного шара или колбы, стенки которой как бы изолируют Творца от сотворенного им мира, делая его в то же время абсолютно проницаемым для божественного Ока. Трудно описать впечатление, производимое этой и другими картинами Босха, лучше, чем словами Эдгара По, сказанными по поводу живописных опытов одного из его героев: «Из картин, которые разрабатывала его изощренная фантазия... я тщетно пытался извлечь более, нежели малую долю, поддающуюся словесному выражению. Полною простотою, нагою четкостью рисунка они приковывали и подчиняли внимание. Если когда-либо смертный способен был живописать мысль, этот смертный был Родерик Ашер...» («Падение дома Ашеров»).Другие картины Босха демонстрируют те же идейные тенденции, что и Сад наслаждений. Его полотна на евангельские и раннехристианские сюжеты — Пир в Кане, Несение креста, Приношение волхвов, Искушение св. Антония — изобилуют оккультной (астролого-алхимической) символикой и переполнены разнообразными монстрами, являющими собой целую череду переходных форм от животных к человеку. Сам Иисус, с закрытыми глазами несущий свой крест посреди этой человекообразной нечисти, имеет вид настолько отрешенный, что невольно возникает впечатление — он лишь спит и видит свое земное существование как кошмарное сновидение (Несение креста; ср. учение гностиков-докетов о том, что воплощение Иисуса было лишь «кажущимся», dokeo). Картина Пир в Кане (атрибуция Босх условна) представляет собой по сути кощунственную пародию на одно из самых знаменитых Иисусовых чудес — превращение воды в вино; здесь оно преподнесено как магико-алхимическая манипуляция, совершаемая неким таинственным персонажем с магическим жезлом, отчетливо напоминающим своими очертаниями крест. Здесь, также как и на других полотнах Босха, огромное значение придается лунным и сатурническим символам, традиционно связанным с иудаизмом и эзотерическими сектами «левой руки», но могущими также символизировать церковь, светящую отраженным светом учения Христа, в ее наиболее отрицательных и профанических аспектах.На триптихе Искушение св. Антония бесы, нимало не смущаясь присутствием самого святого и словно бы демонстративно куражась над его «святостью», справляют в его монашеской келье настоящую черную мессу, каждая деталь которой содержит указание на ритуальную практику современных Босху эзотерических «братств», кощунственно извращавших христианское богослужение. Согласно толкованию В. Френгера, «сам способ изображения, рассчитанный на рассматривание вблизи, и прежде всего эзотерический характер описываемого внушают мысль о том, что триптих предназначался для места отправления ритуала некой секты...» Как всегда у Босха, остается совершенно непонятным, негодует ли сам художник по поводу этих безобразий или же втайне ими любуется. Что же касается самого святого, то он, подобно Христу, являет собой образец полной пассивности и как будто не склонен вмешиваться в происходящее.Даже на немногих картинах, посвященных современной ему действительности, Босх неизменно изображает все тот же чудовищно деформированный в самих своих основах мир, продолжающий идти путем отчуждения от Бога, и чем дальше, тем больше удаляющийся от истинного бытия. Этот процесс с наглядностью притчи изображен в картине под невинным названием Воз сена, где человечество, включая своих духовных и политических вождей — папу и императора, представлено в виде злобной и алчной оравы мародеров, сопровождающей воз, поклажу которого они пытаются растащить по мере сил и возможностей. При этом вся компания упорно не желает замечать, что воз, в упряжке которого идут все те же адские монстры, направляется прямой дорогой в преисподнюю, где для его пассажиров уже приготовлено теплое место. Символический характер изображаемого подчеркнут голландской пословицей, откуда Босх и позаимствовал название картины: «Мир — это стог сена, и каждый старается урвать с него, сколько может». Глядя на картину, трудно избавиться от мысли, что перед нами — точная модель событий, разворачивающихся в полную силу прямо у нас на глазах, со столь же однозначно предсказуемым результатом...
Литература:ДАРКЕВИЧ В. Народная культура Средневековья. М., 1988, ч. IV «В мире антиномий»; МАРЕЙНИССЕН Р.Х., РЕЙФЕЛАРЕ П. Иеронимус Босх: художественное наследие. М.-Антверпен, 1998 (лучшая по полиграфич. исполнению, но компилятивная по содержанию работа); Мартин Г. Босх. М., 1992; ФОМИН Г. Иеронимус Босх. М., 1974; Тольнаи Ш. де. Босх. М., 1992; FRAENGER W. Hieronymus Bosch, Dresden, 1975 (и др. изд.)

http://www-free-info.narod.ru/index/0-59

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • Elman Benjamin A. On their own terms: science in China, 1550 - 1900
      Автор: Чжан Гэда
      Elman Benjamin A. On their own terms: science in China, 1550 - 1900 / Benjamin A. Elman. p. cm. Includes bibliographical references and index. – Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, and London, England, 2005 – ISBN 0-674-01685-8 (alk. paper)
      Contents
      List of Maps, Illustrations, and Tables xi
      Chinese Dynasties xv
      Abbreviations xix
      Preface xxi
      I Introduction 1
      Prologue 3
      Finding the Correct Conceptual Grid 4
      What Should Be the Literati Theory of Knowledge? 5
      Late Ming Classicism in the Context of Commercial Expansion 9
      Printing Technology and Publishing 16
      Naturalization of Anomalies in Ming China and Early Modern Europe 20
      1. Ming Classification on the Eve of Jesuit Contact 24
      Ordering Things through Names 24
      Collecting the Collectors 34
      Late Ming Statecraft, Mathematics, and Christianity 53
      Collecting Things in Texts 57
      II Natural Studies and the Jesuits 61
      2. The Late Ming Calendar Crisis and Gregorian Reform 63
      Development of the Ming Astro-calendric Bureau 65
      Evolution of the Late Ming Calendar Crisis 73
      Gregorian Reform 80
      Jesuits and Late Ming Calendar Reform 84
      3. Sino-Jesuit Accommodations During the Seventeenth Century 107
      European Scientia and Natural Studies in Ming-Qing China 107
      Literati Attacks on Calendar Reform in the Early Qing 133
      Ferdinand Verbiest and the Kangxi Emperor 144
      4. The Limits of Western Learning in the Early Eighteenth Century 150
      The Kangxi Emperor and Mei Wending 150
      The Rites Controversy and Its Legacy 160
      French Jesuits in the Kangxi Court 169
      The Newtonian Century and the Limits of Scientific Transmission to China 183
      5. The Jesuit Role as Experts in High Qing Cartography and Technology 190
      Mensuration and Cartography in the Eighteenth Century 191
      Cartography, Sino-Russian Relations, and Qing Imperial Interests 200
      The Jesuit Role in Qing Arts, Instruments, and Technology 205
      III Evidential Research and Natural Studies 223
      6. Evidential Research and the Restoration of Ancient Learning 225
      Early Qing Critiques of Zhu Xi and Wang Yangming 226
      Medical Works and the Recovery of Antiquity 227
      Chen Yuanlong and the Mirror of Origins Encyclopedia 236
      Revival of Ancient Chinese Mathematics 244
      7. Seeking the Truth and High Qing Mathematics 255
      High Qing Views of the Investigation of Things 255
      Mathematics in an Age of Evidential Research 262
      Nativism and Early Nineteenth-Century Mathematics 270
      IV Modern Science and the Protestants 281
      8. Protestants, Education, and Modern Science to 1880 283
      Protestant Missionaries in China 283
      Protestants and Modern Science in Shanghai 296
      Introduction of Modern Mathematics and the Calculus 303
      The Shanghai Polytechnic and Reading Room 308
      9. The Construction of Modern Science in Late Qing China 320
      Early Science Primers 321
      Edkins’s Primers for Science and the Problem of Darwin in China 323
      From the Scientific Book Depot to the China Prize Essay Contest 332
      Prize Essay Topics and Their Scientific Content 340
      Medical Missionaries since 1872 and Medical Questions as Prize Essay Topics 342
      Natural Theology, Darwin, and Evolution 345
      V Qing Reformism and Modern Science 353
      10. Government Arsenals, Science, and Technology in China after 1860 355
      From Chinese Working for Missionaries to Missionaries Working for the Dynasty 356
      Post-Taiping Reformers and Late Qing Science 357
      The Jiangnan Arsenal in Shanghai 359
      Technical Learning in the Jiangnan Arsenal and Fuzhou Navy Yard 368
      Naval Warfare and the Refraction of Qing Reforms into Failure 376 Reconsidering the Foreign Affairs Movement 386
      11. Displacement of Traditional Chinese Science and Medicine in the Twentieth Century 396
      Western Learning Mediated through Japan 396
      Science and the 1898 Reformers 398
      From Traditional to Modern Mathematics 403
      Modern Medicine in China 405
      Influence of Meiji Japan on Modern Science in China 408
      Appendixes
      1. Tang Mathematical Classics 423
      2. Some Translations of Chemistry, 1855–1873 425
      3. Science Outline Series, 1882–1898 426
      4. Partial Chronological List of Arsenals, etc., in China, 1861–1892 427
      5. Table of Contents for the 1886 Primers for Science Studies (Gezhi qimeng) 428
      6. Twenty-three Fields of the Sciences in the 1886 Primers for Science Studies 429
      7. Science Compendia Published in China from 1877 to 1903 430
      8. Some Officially Selected Chinese Prize Essay Topics from the Shanghai Polytechnic 433
      9. Scientific Societies Formed between 1912 and 1927 434
      Notes 437
      Bibliography of Chinese and Japanese Sources 527
      Acknowledgments 541
      Credits 543
      Index 545
    • Elman Benjamin A. On their own terms: science in China, 1550 - 1900
      Автор: Чжан Гэда
      Просмотреть файл Elman Benjamin A. On their own terms: science in China, 1550 - 1900
      Elman Benjamin A. On their own terms: science in China, 1550 - 1900 / Benjamin A. Elman. p. cm. Includes bibliographical references and index. – Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, and London, England, 2005 – ISBN 0-674-01685-8 (alk. paper)
      Contents
      List of Maps, Illustrations, and Tables xi
      Chinese Dynasties xv
      Abbreviations xix
      Preface xxi
      I Introduction 1
      Prologue 3
      Finding the Correct Conceptual Grid 4
      What Should Be the Literati Theory of Knowledge? 5
      Late Ming Classicism in the Context of Commercial Expansion 9
      Printing Technology and Publishing 16
      Naturalization of Anomalies in Ming China and Early Modern Europe 20
      1. Ming Classification on the Eve of Jesuit Contact 24
      Ordering Things through Names 24
      Collecting the Collectors 34
      Late Ming Statecraft, Mathematics, and Christianity 53
      Collecting Things in Texts 57
      II Natural Studies and the Jesuits 61
      2. The Late Ming Calendar Crisis and Gregorian Reform 63
      Development of the Ming Astro-calendric Bureau 65
      Evolution of the Late Ming Calendar Crisis 73
      Gregorian Reform 80
      Jesuits and Late Ming Calendar Reform 84
      3. Sino-Jesuit Accommodations During the Seventeenth Century 107
      European Scientia and Natural Studies in Ming-Qing China 107
      Literati Attacks on Calendar Reform in the Early Qing 133
      Ferdinand Verbiest and the Kangxi Emperor 144
      4. The Limits of Western Learning in the Early Eighteenth Century 150
      The Kangxi Emperor and Mei Wending 150
      The Rites Controversy and Its Legacy 160
      French Jesuits in the Kangxi Court 169
      The Newtonian Century and the Limits of Scientific Transmission to China 183
      5. The Jesuit Role as Experts in High Qing Cartography and Technology 190
      Mensuration and Cartography in the Eighteenth Century 191
      Cartography, Sino-Russian Relations, and Qing Imperial Interests 200
      The Jesuit Role in Qing Arts, Instruments, and Technology 205
      III Evidential Research and Natural Studies 223
      6. Evidential Research and the Restoration of Ancient Learning 225
      Early Qing Critiques of Zhu Xi and Wang Yangming 226
      Medical Works and the Recovery of Antiquity 227
      Chen Yuanlong and the Mirror of Origins Encyclopedia 236
      Revival of Ancient Chinese Mathematics 244
      7. Seeking the Truth and High Qing Mathematics 255
      High Qing Views of the Investigation of Things 255
      Mathematics in an Age of Evidential Research 262
      Nativism and Early Nineteenth-Century Mathematics 270
      IV Modern Science and the Protestants 281
      8. Protestants, Education, and Modern Science to 1880 283
      Protestant Missionaries in China 283
      Protestants and Modern Science in Shanghai 296
      Introduction of Modern Mathematics and the Calculus 303
      The Shanghai Polytechnic and Reading Room 308
      9. The Construction of Modern Science in Late Qing China 320
      Early Science Primers 321
      Edkins’s Primers for Science and the Problem of Darwin in China 323
      From the Scientific Book Depot to the China Prize Essay Contest 332
      Prize Essay Topics and Their Scientific Content 340
      Medical Missionaries since 1872 and Medical Questions as Prize Essay Topics 342
      Natural Theology, Darwin, and Evolution 345
      V Qing Reformism and Modern Science 353
      10. Government Arsenals, Science, and Technology in China after 1860 355
      From Chinese Working for Missionaries to Missionaries Working for the Dynasty 356
      Post-Taiping Reformers and Late Qing Science 357
      The Jiangnan Arsenal in Shanghai 359
      Technical Learning in the Jiangnan Arsenal and Fuzhou Navy Yard 368
      Naval Warfare and the Refraction of Qing Reforms into Failure 376 Reconsidering the Foreign Affairs Movement 386
      11. Displacement of Traditional Chinese Science and Medicine in the Twentieth Century 396
      Western Learning Mediated through Japan 396
      Science and the 1898 Reformers 398
      From Traditional to Modern Mathematics 403
      Modern Medicine in China 405
      Influence of Meiji Japan on Modern Science in China 408
      Appendixes
      1. Tang Mathematical Classics 423
      2. Some Translations of Chemistry, 1855–1873 425
      3. Science Outline Series, 1882–1898 426
      4. Partial Chronological List of Arsenals, etc., in China, 1861–1892 427
      5. Table of Contents for the 1886 Primers for Science Studies (Gezhi qimeng) 428
      6. Twenty-three Fields of the Sciences in the 1886 Primers for Science Studies 429
      7. Science Compendia Published in China from 1877 to 1903 430
      8. Some Officially Selected Chinese Prize Essay Topics from the Shanghai Polytechnic 433
      9. Scientific Societies Formed between 1912 and 1927 434
      Notes 437
      Bibliography of Chinese and Japanese Sources 527
      Acknowledgments 541
      Credits 543
      Index 545
      Автор Чжан Гэда Добавлен 16.03.2015 Категория Китай
    • Искусство и материальная культура Тайпинского государства
      Автор: Чжан Гэда
      Оказывается, еще в 2012 г. в Нанкине начались реставрационные работы для восстановления и консервации обнаруженных еще в 1952 г. тайпинских фресок:
      К сожалению, в заметке привели только 2 небольших фрагмента из более чем 100 обнаруженных росписей. Картинки маленькие и плохого качества, тем не менее, они есть.

       
    • Церковная живопись
      Автор: Saygo
      Jesus Heals a Leper, Sermons of Maurice de Sully, Italian (Milan or Genoa), 1320-1330 Paris, Bibliotheque nationale de France, MS Francais 187, fol. 6v

      Illuminated Manuscript, Ethiopian Gospels, Crucifixion, Walters Art Museum Ms. W.850, fol. 197r

      Sacramentary of Charles the Bald 869-870 f. 6r Christ in a mandorla

      Whitenized Negroes: Sacramentary of Charles the Bald 869-870 f. 5v, heavenly court

      Angelic Choir (16th c.) Greek Icon, Musei Vaticani, Vatican

      Crowned seated figure surrounded by musicians playing the lute, bagpipes, triangle, horn, viola and drums (manuscript) located at the Musee de la Ville de Paris,Musée du Petit Palais, France (13th - 14th century)

      St George and the Dragon 16th c. The Karelian Fine Arts Museum, Petrozavodsk, Russia

      King David … 1497

      GREEK Icon of Saint Nicholas the Miracleworker (c.1600)

      St George… (Early 15th c.) The Russian Museum,Saint Petersburg, Russia…

      St George and Paul of Xeropotamou holding the effigy of the Monastery (18th c.) from The Holy Monastery of Aghiou Pavlou, Mount Athos, Greece…

      St George with scenes from his life. (17th c.) Detail: The beheading of St George and Queen Alexandra. The Holy Monastery of Pantokrator, Mount Athos, Greece….

      The Resurrection. Third quarter of the 16th century. The Holy Monastery of Pantokrator, Mount Athos,Greece

      St. George with scenes from his life. 17th century. Detail: St George appearing before the King Diocletian. The Holy Monastery of Pantokrator, Mount Athos, Greece

      St Constantine and Helen (18th c.) from The Holy Monastery of Aghiou Pavlou

      Christ Pantocrator… The Holy Monastery of Aghiou Pavlou (Saint Paul’s) (18th c.) Mount Athos, easternmost peninsula of Chalkidiki, Greece…

      All Saints… from The Holy Monastery of Aghiou Pavlou (Saint Paul’s)(c.18th) Mount Athos, easternmost peninsula of Chalkidiki, Greece…

      All Saints from The Holy Monastery of Aghiou Pavlou (Saint Paul’s)(c.1757) Mount Athos, easternmost peninsula of Chalkidiki, Greece…

      Sabbath of All Saints The 19th century. Palekh

      In the icon of the original image of the Sabbath of All Saints, which occupies the middle and lower part of the composition. Of the holy, standing at the bottom of that is the fall of Adam and Eve, with scenes of the expulsion from paradise. Above the tree of paradise - Christ in Glory, above - the Lord of hosts in the forces, they will be the hosts of angels and saints. Above - the six days of creation in the reduced image. Icon is a monument of Palekh icon painting from the middle of the 19th century.

      (12th c.) Russian Icon of St George from a cathedral in Nizhny Novgorod…

      (c. 1091-1109) Beatus of Liébana, Commentary on the Apocalypse. f. 7v, Detail of an Angel (Symbol of St Matthew)
    • Маргиналии: Medieval Angry Birds...
      Автор: Чжан Гэда
      Совершенно непонятно, почему, но на полях многих средневековых книг религиозного содержания имеются самые что ни на есть причудливые миниатюры.
       
      Что заставляло художников рисовать их в таких серьезных книгах? Как на это смотрели отцы церкви?
       
      Это совершенно непонятная, но от того не менее интригующая тема. Иероним Босх, ИМХО, растет глубинными корнями своими именно из этих "зарисовок на полях".