Сергий

Доспехи и оружие варягов и руси - сходство и различия

15 сообщений в этой теме

С.Ю.Каинов.

Данная краткая заметка посвящена шлему из Гъёрмундбу – шлема, послужившего прототипом многих современных реконструкций скандинавских шлемов с полумаской. Надеюсь, информация, приведённая в заметке, позволит более «исторично» подойти к изготовлению реплик шлема из Гъёрмундбу. Иллюстративный материал заметки взят из книг Grieg S. Gjermundbufunnet. Norske Oldfunn 8. Oslo, 1947; Tweeddle D. The Anglian helmet from Coppergate. The Archaeology of York. The Small Finds, 1992.


Шлем из Гъёрмундбу (Норвегия).Раскопки кургана, произведённые в 1943 году в местечке Гъёрмундбу (Норвегия), привели к открытию погребения, содержавшего, наряду с довольно типичным инвентарём богатого воинского погребения, уникальные предметы защитного вооружения – шлем и кольчугу. Надо отметить, что и до и после находок в Гъёрмундбу ни шлемов, ни кольчуг в погребениях «эпохи викингов» в Скандинавии не находили.

К сожалению, кольчуга сохранилась лишь в виде отдельных кусков кольчужного полотна и ничего конкретного о покрое кольчуги сказать невозможно.

Шлем также сохранился фрагментарно, но реконструкция и довольно подробные технологические схемы, приведённые в монографии, посвящённой публикации находок из погребения (Grieg S. Gjermundbufunnet. Norske Oldfunn 8. Oslo, 1947), позволяют относительно подробно представить конструктивные особенности шлема.

Шлем в профиль и в фас имел чёткую сферо-цилиндрическую форму. Высота шлема около 15 см (без учёта маски и навершия). В плане шлем был овальным с поперечными размерами 16,5Х20 см. Верхняя часть корпуса шлема сформирована четырьмя подтреугольными пластинами, крепившихся на крестовидном каркасе, образованном одной длинной дугой и двумя короткими. Пластины верхней части шлема накладывались сверху на дуги каркаса и прижимались полукрыглыми накладками- «рёбрами», которые склёпывались с дугами посредством длинных заклёпок. Вершины пластин приклёпывались к подквадратной пластине, откованной на одной из дуг каркаса. В приподнятом в виде пирамиды центре этой пластины крепился штырь – навершие.

Нижняя часть пластин заклёпками приклёпывалась к венцу, представлявшем собой полосу шириной 52-55 мм с ребром, пробитым на расстоянии около 10 мм от верхнего края.

К передней части венца при помощи пяти заклёпок приклёпана полумаска. Внешняя её поверхность была украшена инкрустацией цветным металлом.

Не совсем ясен вопрос о наличии и креплении бармицы. К сожалению, плохая сохранность шлема не позволяет ответить на эти вопросы однозначно. На одном из фрагментов «венца» сохранились два кольца, расположенных на расстоянии около 3 см. друг от друга. Важно отметить, что других колец рядом с вышеотмеченными нет. Данное обстоятельство позволяет осторожно предположить, что два кольца крепили нащёчник, который скорее всего был кожаным.

Предположительная толщина металла шлема около 1,5 мм, маски – около 3 мм.

Точных аналогий шлему из Гъёрмундбу нет. Но есть ряд деталей, чья аттрибуция шлемам типа Гъёрмундбу вполне корректна. На территории самой Скандинавии это полумаска из Тиле (Тjele, Дания). Ряд исследователей считают обломок шлема (окологлазные выкружки и часть вертикальной защиты носа) из Локруме (Швеция) частью полумаски шлема типа Гъёрмундбу. Но по нашему мнению это всё таки часть наносника.

Возможность бытования шлемов типа Гъёрмундбу на территории Древней Руси подтверждает полумаска, найденная в Киеве при раскопках Десятинной церкви. Вполне возможно, что маска происходит из одного из погребений, разрушенных при строительстве церкви на месте языческого курганного некрополя.

post-44-0-91533800-1393932437.jpg

post-44-0-86799200-1395389826_thumb.jpg

post-44-0-95831000-1395389852_thumb.jpg

post-44-0-10537800-1395389877.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С.Ю.Каинов.

...
Возможность бытования шлемов типа Гъёрмундбу на территории Древней Руси подтверждает полумаска, найденная в Киеве при раскопках Десятинной церкви. Вполне возможно, что маска происходит из одного из погребений, разрушенных при строительстве церкви на месте языческого курганного некрополя.

Об полумаске я непременно выскажусь. Но сейчас мне хотелось бы представить посетителям форума "Свиток" не известный шлем варяга, а типичный шлем знатного русина. И пусть каждый сам делает выводы...

Шлем из кургана Гульбище X в. состоит из четырех треугольных пластин, причем передняя и задняя лежат на боковых (рис. 2, 2). На передней сохранились следы полукруглой медной набивки (позолоченной?).18) В свое время Н. Е. Бранденбург [50] также отмечал бронзовую обтяжку шлема.19) Шлем увенчан втулкой, оснащение его дополняла бармица. Экземпляр сильно поврежден и происходит, вероятно, из насыпи над кострищем.20)

Еще два шлема найдены в кургане Черная могила вместе с огромным количеством погребенного оружия. Согласно Б. А. Рыбакову, вероятной датой захоронения являются 960-е годы — эпоха князя Святослава.21) Шлемы оказались в центре насыпи, над [51] кострищем вместе с двумя кольчугами, ножами-скрамасаксами, турьими рогами. Один шлем был отдан Д. Я. Самоквасовым в музей Киевского университета и остался неописанным. Сохранность его плохая, но судя по форме и навершию,22) он, очевидно, почти не отличался от лучше известного второго шлема. Этот последний склепан из четырех пластин (так же, как и шлем из Гульбища), т. е. передняя и задняя накрывают боковые; край их волнистый, на каждом мыске по заклепке. Шлем увенчан уже ставшей обычной втулкой (рис. 1, 2 и рис. 2, 3). Поверхность наголовья обтянута медным золоченым листом. Поверх листа на лобной части имеются остатки одной и следы двух других железных фигурных листовидных полос, по рисунку схожих [52] с такими же в основании навершия. В центре боковых сторон прикреплены две четырехугольные бляшки с небольшим стержнем посредине. По краю соединения пластин корпуса, вдоль листовидных накладок и четырехугольных бляшек пущена медная золоченая прокладка с двойным рядом выпуклостей, выбитых изнутри. Таким образом, прокладка декоративно оформляет швы склепки и края бляшек и пластин. Внизу шлем охватывает обруч, на котором сохранились остатки бармицы.23)

Фигурные листы на передней пластине В. Арендт трактовал как своеобразные петли для привешивания маски.24) Скорее всего они представляли собой верхнюю часть наносника, являясь в то же время оригинальным начельным украшением. Это обстоятельство правильно понято при реконструкции шлема в ГИМ.25) Боковые [52] квадратные бляшки в форме четырехлистника с небольшим выступом, по-видимому, предохраняли бармицу от сноса26) и представляли собой как бы маленькие умбоны, предназначенные для парирования бокового удара.

Налобный трехлистник, бляшки и обруч шлема железные. Трудно представить себе, однако, чтобы на сплошь вызолоченном шлеме оставались открытыми железные части. На примере аналогичных образцов мы можем утверждать, что первоначально железные детали были покрыты серебром и украшены растительным орнаментом. Распознать орнамент бляшек помогают совершенно такие же бронзовые бляшки с отверстием посредине, встречающиеся в черниговских и других дружинных древностях X в.27) Орнамент их составляли четыре геральдические лилии или крина, расположенные крестообразно, основаниями к центру. В своем первоначальном виде шлем из Черной могилы, сверкавший золоченой поверхностью с выделяющимися высеребренными деталями, представлял собою великолепное произведение оружейного искусства. Ряд черт (форма, навершие, наличие медной обтяжки) роднят его с экземпляром из Гульбища, следовательно, речь может идти о развитии одного типа. Шлем из Черной могилы открывает целую серию аналогичных золоченых образцов древних наголовий. Такой же экземпляр найден в 1925 г. при случайных работах в дер. Мокрое у г. Дубно (рис. 2, 4). При костяке, кроме шлема, оказались три наконечника стрел, копье и ножницы. Совпадение обоих образцов настолько полное, что описание становится излишним.28) Дубненскую находку польские ученые без серьезных оснований считали импортом из Польши.29)

Несомненно, что виды шлемов, найденных в курганах X в., возникли не вдруг. Однако для VI, VII и большей части VIII в. находки шлемов на территории Восточной Европы неизвестны. Экземпляры X в. не имеют непосредственной связи с пластинчатыми шлемами (Spangenhelm) сарматского времени и образцами так называемого Бальденхеймекого типа эпохи великого переселения народов. Не проясняют вопроса и находки на юго-востоке СССР, приблизительно современные «курганным» образцам.30) При всем этом генезис русских шлемов указывает на азиатский Восток. Выше говорилось о сфероконической форме шлемов. Еще Д. Я. Самоквасов сопоставлял по форме шлем из Черной могилы с ассирийскими образцами. Более близкие аналогии встречаем среди изображений манихейской живописи Синьцзяна VIII—IX вв. и на согдийской росписи древнего Пенджикента VII—VIII вв. Шлемы здесь плавно изогнутые со втулками.31) У некоторых на лобной части имеется накладка «строенный» лист.32) Шлем [53] фигурки воина из Шорчука имеет волнообразно вырезанные края склепанных пластин. На многих восточных наголовьях имеются сложнопрофилированные втулки (сравн. шлем из Гульбища).33) Все эти особенности живо напоминают русские образцы; однако они не дают права сделать вывод о непосредственной связи русских и центральноазиатских памятников. Речь может идти только о происхождении типа втульчатого сфероконического наголовья, господствовавшего на Среднем и Ближнем Востоке в течение всего средневековья.34) Следует отметить, что детали орнаментального убранства, боковые «умбоны» и медно-золоченая техника древнерусских экземпляров пока не встречены на Востоке. Не исключено, что наиболее своеобразные нарядные экземпляры из Гнёздова и Черной могилы были сделаны местными мастерами, знакомыми с азиатскими моделями.

Второй гнёздовский шлем обычно относят к так называемому норманскому, или (по терминологии западных оружиеведов) франко-норманскому типу X—XI вв.35) В самой Скандинавии ни одного конического шлема не найдено, хотя изображения их в камне и дереве сохранились.36) Недавние исследования кургана с сожжением в Cjermundbu в Норвегии, наконец, обнаружили шлем X в., совершенно не соответствующий привычному представлению об остроконечных «норманских шишаках». Это плоская округлая каска с небольшим острием на макушке и наносником, переходящим в окологлазные выкружки (рис. 3, 3).37) Данный образец, восходящий к куполовидным вендельским шлемам VII—VIII вв., не исключение.

...

Кирпичников А.Н.
Русские шлемы X—XIII вв.
Советская археология, 1958, № 4.

post-44-0-53400200-1394618290.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С.Ю.Каинов.

...
Возможность бытования шлемов типа Гъёрмундбу на территории Древней Руси подтверждает полумаска, найденная в Киеве при раскопках Десятинной церкви. Вполне возможно, что маска происходит из одного из погребений, разрушенных при строительстве церкви на месте языческого курганного некрополя.

(см. приложение)

по Кирпичникову А. Н.

1 — Десятинная церковь; 2 — Locrume (о. Готланд); 3 — Giermyndbu (Норвегия).

Каждый сам может убедиться - сильно вытянутый книзу наносник из Десятинной церкви совершенно не схож с маской из Гьёрмюндбю

(см. приложение)

post-44-0-08251200-1394621975_thumb.jpg

post-44-0-87682500-1394622204.jpg

post-44-0-63162500-1395390376.jpeg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Каждый сам может убедиться - сильно вытянутый книзу наносник из Десятинной церкви совершенно не схож с маской из Гьёрмюндбю

...а если куда-то этот наносник и подходит, то скорее к этим двум шлемам:

(см. приложение)

1 и 2. шлем из Йорка

3. шлем из Нортгемшира

post-44-0-47472500-1394622654.jpeg

post-44-0-19696100-1394622771.jpg

post-44-0-51079700-1394622791.jpeg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Каждый сам может убедиться - сильно вытянутый книзу наносник из Десятинной церкви совершенно не схож с маской из Гьёрмюндбю

Этот наносник вполне может быть частью позднеримского шлема или "варварским" подражанием позднеримским шлемам в "Темные века".

(См. в приложении:

1. позднеримский шлем из Беркасово (Сербия) IV век

2. реплика шлема из Беркасово

3. шлем из Саттон-Ху (Великобритания) VII век

4. наносник из Киева

post-44-0-81252800-1395401353.jpg

post-44-0-83609600-1395401464_thumb.jpg

post-44-0-87434600-1395401514.jpg

post-44-0-53922800-1395401553.jpeg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А какой народ имелся ввиду под "русью" в заголовке темы? :rolleyes: Неужели славяне? :cool:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А какой народ имелся ввиду под "русью" в заголовке темы? :rolleyes: Неужели славяне? :cool:
"Повесть временных лет" различает русь, словен и варягов. По этой причине я (как отпетый маргинал) изучаю раннесредневековую русь саму по себе, мало оглядываясь на авторитетов историографии. Хотите присоединиться? Эта ветка - "приквел". Основная - здесь http://svitoc.ru/index.php?showtopic=1356

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

К сожалению, мои многоуважаемые оппоненты мгновенно исчезают, как только разговор с болтовни переводится на КОНКРЕТНЫЕ документы,факты и аргументы.

Ну да бог с ними.

Оппонент Анди, еще на другом форуме, попросил меня привести аргументы из славянской мифологии, которые бы подпирали мои выводы из статьи "Славяне в Скандинавии" ( О вендельском и не только периодах в начальной истории Швеции). Часть аргументов, касающихся сказок о Калиновом мосте, я приводил выше.Косвенным обоснованием моего объяснения славянской сути Вендельского похоронного обряда служат также русские былины о Михайле Потыке и о Святогоре.

В былине о Михайле Потыке главный герой добровольно уходит в могилу — потусторонний мир. Это решение обусловлено как его обязательством, так и любовью. Но уходит он под землю не умирать, а сражаться с обитателями потустороннего мира ради жизни в мире светлом, людском, в конкретном случае ради жизни возлюбленной.

Русский богатырь понимает, что его ожидает в потустороннем мире, и для борьбы с темными силами запасается Михайло особым оружием : металлическими прутьями и кузнечными клещами.

Интересна позиция побратимов богатыря - Ильи Муромца и Добрыни Никитича : они понимают смысл происходящего и не отговаривают Михайло, не оттаскивают его от могилы, а, наоборот, помогают ему проникнуть в мир потусторонний.

Итак, суть данной былины — добровольный уход русского богатыря в потусторонний мир и борьба его с темными силами в их мире ради жизни в мире людей.

Чрезвычайно интересна и былина о Святогоре.

Святогора, побратима Ильи Муромца, не держит земля. Это означает что пришло его время «идти под землю», в потусторонний мир, умирать. Дальнейшие события , связанные с примеркой гроба Ильей Муромцем и Святогором, подтверждают это.И причина не в его весе, а в его сверхбогатырской силе.

Но какая взаимосвязь между огромной силой Святогора и необходимостью его ухода в мир иной? Ответа на этот ключевой вопрос не дают ни былина, ни исследователи.

Мое мнение таково : Святогор в своей силе сравнялся с богами и его служба Руси и русскому народу вышла на качественно иной, «божественный» уровень, - уровень непосредственной борьбы с темными богами в загробном, потустороннем мире, и это не простое пожелание, а рок, судьба богатырей подобной силы, - высший, божественный закон. То есть лучшие, достойнейшие из русских богатырей продолжали служить и после своей смерти, причем, судя по русским былинам и сказкам ( цикл о калиновом мосте, былины о Михайле Потыке и Святогоре ), данный вид сакрального служения был как добровольным выбором богатырей русских, так и обязанностью достойнейших из них.

Это предположение с другой чем ранее, - теперь уже с мифологической стороны выводит нас на варягов — служителей культа Сварога-Световита, а также на вендельский похоронный обряд — трупоположение достойнейших из варягов — русских князей, с соответствующим инвентарем и один раз в поколение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
marinin,

может быть тогда вы сможете объяснить - почему шлемы вендельских витязей не имеют ничего общего с шлемами руси, но имеют общие черты с шлемами из Саттон-Ху и Йорка?

(Не знаю как вы, а я пристально присматриваюсь к железякам, когда у меня есть время, чтобы их ковать.)

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наверное, потому, что около 10% англ. слов (если не ошибаюсь) имеют славянское происхождение;

потому, что жезл из Саттон-ху - четырехглавый и имеет сущностные аналогии у балтийских славян;

потому, что вендельские шлемы - это шлемы особые, ритуальные ( т.е не этно-, а, скорее, социомаркеры), а не обычные, боевые...

Интересно, а куда ушел князь Олег, совершивший подвиги, даже по современным меркам, такие, что не доступны обычному человеку (создал огромнейшее и мощнейшее государство и поставил на колени Византию)?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

«...Кроме описанных четырех, в Англии не найдено сохранившихся шлемов. Есть лишь несколько находок их деталей. К ним относятся, например, наконечник гребня в виде головы дракона из Ремпстона (первая иллюстрация внизу) и, возможно, фигурка кабана из Гилден Морден (Guilden Morden) - вторая иллюстрация. Также есть несколько находок орнаментированных бронзовых пластинок – возможно, украшений шлемов вендельского типа.

Изображения шлемов типа Нортгемптоншира и Йорка есть на резных камнях 8 в. из Шотландии, что свидетельствует о том, что шлемы этого типа применялись не только в землях англосаксов, но и в соседних кельтских странах. В целом, англосаксонские шлемы имеют много общего с вендельскими, хотя есть и отличия. Рассмотрим это более подробно.

Сходство заключается прежде всего в общей конструкции шлемов, основанной на каркасе из венца, одной продольной и двух поперечных полос. Из четырех дошедших до наших дней английских шлемов два – из Йорка и Нортгемптоншира - имеют такую конструкцию. В то же время, оба этих шлема сидели на голове глубже, чем вендельские, у них более широкий венец и более глубокие вырезы для глаз. В Англии не найдено шлемов с ажурными деталями, зато встречаются цельнокованные (Саттон Ху) и решетчатые (Бенти Грандж) шлемы, которых нет в Скандинавии.

Оригинальный способ крепления роговых пластин на шлеме из Бенти Грандж (они располагаются поверх каркаса и крепятся с помощью накладных полос, идущих вдоль ребер каркаса) находит аналогию у норвежского шлема X века из Гьёрмундбю, где таким же образом крепились 4 железные пластины, заполняющие пространство между ребрами каркаса (это при том, что шлем из Гьёрмундбю имеет совершенно другую конструкцию и сделан целиком из железа).

Больше всего различий в защитных деталях. Не имеют аналогов в Скандинавии вендельского времени маска и цельнокованный назатыльник из Саттон Ху ; назатыльник из Бенти Грандж, являющийся продолжением продольной полосы каркаса ; сочетание нащечников с кольчужной бармицей у Йоркского шлема. Нащечники вообще редко встречаются в Скандинавии и по форме обычно отличаются от английских. В Англии же не найдено шлемов с полумасками. Назатыльник шлема из Нортгемптоншира похож на систему защиты шеи шведских шлемов, но вместо плоских полос он состоит из округлых в сечении железных прутьев.

Судя по шлемам из Йорка и Нортгемптоншира, в Англии применялись шлемы с небольшими гребнями или заменяющими гребень декоративными пластинами, идущими как по продольной, так и по поперечным сторонам каркаса. У шлема из Саттон Ху гребень, в общем, похож на скандинавские, но сделан из железа и у него нет верхней части - вертикального “хребта”.

Бросаются в глаза общие традиции украшения шлемов. Шлем из Саттон Ху, отличающийся от вендельских по конструкции, украшен в точности так же, как шведские шлемы. Шлем из Йорка имеет такие характерные детали, как набровия, оканчивающиеся звериными головами, и голова животного у основания “гребня”. В Англии были широко распространены шлемы, украшенные фигуркой кабана, которых в Скандинавии не найдено (хотя их изображения там есть).

Все это говорит о том, что традиции изготовления шлемов в Англии и Скандинавии были похожи, но не совершенно одинаковы. Причиной этого является, с одной стороны, близкое соседство этих регионов, а с другой – отсутствие до конца VIII века сколь-нибудь серьезных военных контактов».

Автор: Сергей Бадаев (Библиотека Ассоциации Гардарика)

Есть общие черты у различных шлемов, есть и различия. Кстати, разве у русских шлемов не было бармицы?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
marinin, может быть тогда вы сможете объяснить - почему шлемы вендельских витязей не имеют ничего общего с шлемами руси, но имеют общие черты с шлемами из Саттон-Ху и Йорка?
...потому, что вендельские шлемы - это шлемы особые, ритуальные ( т.е не этно-, а, скорее, социомаркеры), а не обычные, боевые...
"Ритуальный" шлем из Йорка был обнаружен в археологами помойной яме ;)
Есть общие черты у различных шлемов, есть и различия. Кстати, разве у русских шлемов не было бармицы?
Я припоминаю всего один вендельский шлем с бармицей - если не ошибаюсь, это шлем из Вальсгарде.

Уникальна не сама бармица раннесредневековых русских шлемов, а способ крепления бармицы. В русских шлемах раннего Средневековья бармица зачековывалась металлическим прутком (толстой проволокой) в специальных ушках. http://svitoc.ru/index.php?showtopic=1024#entry9493

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, Сергий.

Насчет обнаружения артефакта в помойной яме. Этот факт ничего не говорит ПО СУТИ самого явления и может означать что угодно.
Например, приход другого населения и ликвидацию им сакральных предметов населения предыдущего (схожий пример - уничтожение славянских идолов христианами);
грабители раскопали захоронение и выкинули сгнивший шлем за ненадобностью...

Насчет шлемов вообще, и нюансов их конструкции - здесь я не специалист и доверяю (в известных пределах) Вашему мнению.

Если Вы читали мою статью о Венделе, то могли заметить, что вендельские шлемы мне интересны в основном изображениями воинов, их оружия, сцен борьбы с чудовищами...

Пользуясь случаем, прошу помочь прояснить вопрос : как звучат по-шведски и по-германски слова "остров", "возвышенность"?

Изменено пользователем Сергий

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"Ритуальный" шлем из Йорка был обнаружен в археологами помойной яме...

Извините - память меня подвела.

В Йорке дело было так:

Исследовательские работы на улице Коппергейт велись здесь с 1976 по 1981 год.

В 866 году викинги без труда захватили город Эофорвик, который был лишь частично защищен крепостными стенами; однако на следующий год выбитые оттуда англосаксы собрались с си­лами и нанесли массированный ответный удар. «Некоторые про­никли в город,— писал современ­ный летописец,— и все они были безжалостно истреблены».

Хотя от англосаксонского пе­риода почти ничего не осталось, случайную находку Йоркских стро­ителей можно рассматривать как весьма любопытную головоломку. Менее чем в 10 ярдах от границы коппергейтских раскопок вырав­нивавший строительную площадку бульдозер задел ножом некий ме­таллический предмет. Рабочие ре­шили, что наткнулись на кусок стены разрушенного здания, но археологи, внимательно исследо­вав находку, увидели перед собой нечто совсем другое — железный шлем воина.

Этот англосаксонский шлем VII—IX века — один из всего лишь трех, найденных в Британии. При помощи компьютерной томогра­фии и рентгеноскопии ученые фонда убедились, что шлем пре­красно сохранился, после чего на­ходка была подвергнута тщатель­ной реставрации. Когда ученые сняли слой ржавчины, они обна­ружили надпись на украшавших шлем медных обручах. Надпись была сделана на латыни; судя по ней, владельца шлема звали Ошир; там же помещалась короткая мо­литва — просьба о божественном покровительстве. Надпись помогла установить возраст и происхожде­ние находки, но кем был сей воин Ошир — навсегда останется тай­ной.

Обшитая досками яма, в которой, наряду с посудой и облом­ками различных предметов, был обнаружен пробитый шлем воина (справа). Выпуклые медные надбровья и выгравирован­ные изображения животных придавали воину боевой вид, а пластинки впереди и по бокам защищали лицо. Там же был найден железный наконечник английского копья: по всей ви­димости, все эти предметы зарыли в землю, чтобы спря­тать их от викингов.

Викинги: набеги с севера. (Москва "Терра" 1996)

Т. е. - "обшитая досками яма" - это какой-то хозяйственный погребок, а не мусорная яма. Впрочем, и раскопки раннесредневековых мусорных ям на улице Коппергейт дали археологам полезные находки (как бы не говорили некоторые скептики - де археология для историка дисциплина почти бесполезная http://svitoc.ru/index.php?showtopic=1366).

грабители раскопали захоронение и выкинули сгнивший шлем за ненадобностью...

По-вашему: датские/англосаксонские гробокопатели вскрыли могилу славянского вождя, нанесли на шлем надпись на латыни и спрятали шлем в погребок? ;)

вендельские шлемы мне интересны в основном изображениями воинов, их оружия, сцен борьбы с чудовищами...

А мне интересен змей (дракон?) спускающийся на этих шлемах с чела к переносице. Ни на одном русском шлеме ничего подобного нет и в помине ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вместо молитвы и сохранения доспехов заняться бы Оширу войной...- глядишь, остался бы в истории не король Артур, а король Ошир.

Сергий сказал : "...По-вашему: датские/англосаксонские гробокопатели вскрыли могилу славянского вождя, нанесли на шлем надпись на латыни и спрятали шлем в погребок? "

- Я нигде не утверждал, что данный шлем - славянский. Это, если не ошибаюсь, именно Вы выдвинули идею о сходстве вендельских шлемов со шлемами из Саттон-Ху и Йорка и, исходя из логики моей статьи о Венделе, отнесли английские ( по месту находки) шлемы к славянским.

Вот только аргументация схожести вызывает сомнения - С. Бадаев:

"...Все это говорит о том, что изготовления шлемов в Англии и Скандинавии были похожи, но не совершенно одинаковы. Причиной этого является, с одной стороны, близкое соседство этих регионов, а с другой – отсутствие до конца VIII века сколь-нибудь серьезных военных контактов».

С уважением, Р. Калин.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • Кирасиры, конные аркебузиры, карабины и прочие
      Автор: hoplit
      George Monck. Observations upon Military and Political Affairs. Издание 1796 года. Первое было в 1671-м, книга написана в 1644-6 гг.
      "Тот самый" Монк.

       
      Giorgio Basta. Il gouerno della caualleria leggiera. 1612.
      Giorgio Basta. Il mastro di campo. 1606.

       
      Sir James Turner. Pallas armata, Military essayes of the ancient Grecian, Roman, and modern art of war written in the years 1670 and 1671. 1683. Оглавление.
      Lodovico Melzo. Regole militari sopra il governo e servitio particolare della cavalleria. 1611
    • Психология допроса военнопленных
      Автор: Сергий
      Не буду давать никаких своих оценок.
      Сохраню для истории.
      Вот такая книга была издана в 2013 году Украинской военно-медицинской академией.
      Автор - этнический русский, уроженец Томска, "негражданин" Латвии (есть в Латвии такой документ в зеленой обложке - "паспорт негражданина") - Сыропятов Олег Геннадьевич
      доктор медицинских наук, профессор, врач-психиатр, психотерапевт высшей категории.
      1997 (сентябрь) по июнь 2016 года - профессор кафедры военной терапии (по курсам психиатрии и психотерапии) Военно-медицинского института Украинской военно-медицинской академии.
      О. Г. Сыропятов
      Психология допроса военнопленных
      2013
      книга доступна в сети (ссылку не прикрепляю)
      цитата:
      "Согласно определению пыток, существование цели является существенным для юридической квалификации. Другими словами, если нет конкретной цели, то такие действия трудно квалифицировать как пытки".

    • "Примитивная война".
      Автор: hoplit
      Небольшая подборка литературы по "примитивному" военному делу.
       
      - Prehistoric Warfare and Violence. Quantitative and Qualitative Approaches. 2018
      - Multidisciplinary Approaches to the Study of Stone Age Weaponry. Edited by Eric Delson, Eric J. Sargis. 2016
      - Л. Б. Вишняцкий. Вооруженное насилие в палеолите.
      - J. Christensen. Warfare in the European Neolithic.
      - Detlef Gronenborn. Climate Change and Socio-Political Crises: Some Cases from Neolithic Central Europe.
      - William A. Parkinson and Paul R. Duffy. Fortifications and Enclosures in European Prehistory: A Cross-Cultural Perspective.
      - Clare, L., Rohling, E.J., Weninger, B. and Hilpert, J. Warfare in Late Neolithic\Early Chalcolithic Pisidia, southwestern Turkey. Climate induced social unrest in the late 7th millennium calBC.
      - Першиц А.И., Семенов Ю.И., Шнирельман В.А. Война и мир в ранней истории человечества.
      - Алексеев А.Н., Жирков Э.К., Степанов А.Д., Шараборин А.К., Алексеева Л.Л. Погребение ымыяхтахского воина в местности Кёрдюген.
      -  José María Gómez, Miguel Verdú, Adela González-Megías & Marcos Méndez. The phylogenetic roots of human lethal violence // Nature 538, 233–237
      - Sticks, Stones, and Broken Bones: Neolithic Violence in a European Perspective. 2012
       
       
      - Иванчик А.И. Воины-псы. Мужские союзы и скифские вторжения в Переднюю Азию // Советская этнография, 1988, № 5
      - Иванчик А., Кулланда С.. Источниковедение дописьменной истории и ранние стадии социогенеза // Архаическое общество: узловые проблемы социологии развития. Сб. научных трудов. Вып. 1. М., 1991
      - Askold lvantchik. The Scythian ‘Rule Over Asia’: The Classıcal Tradition And the Historical Reality // Ancient Greeks West and East. 1999
      - А.Р. Чочиев. Очерки истории социальной культуры осетин. 1985 г.
      - Α.Κ. Нефёдкин. Тактика славян в VI в. (по свидетельствам ранневизантийских авторов).
      - Цыбикдоржиев Д.В. Мужской союз, дружина и гвардия у монголов: преемственность и конфликты.
      - Вдовченков E.B. Происхождение дружины и мужские союзы: сравнительно-исторический анализ и проблемы политогенеза в древних обществах.
      - Louise E. Sweet. Camel Raiding of North Arabian Bedouin: A Mechanism of Ecological Adaptation //  American Aiztlzropologist 67, 1965.
      - Peters E.L. Some Structural Aspects of the Feud among the Camel-Herding Bedouin of Cyrenaica // Africa: Journal of the International African Institute,  Vol. 37, No. 3 (Jul., 1967), pp. 261-282
       
       
      - Зуев А.С. О боевой тактике и военном менталитете коряков, чукчей и эскимосов.
      - Зуев А.С. Диалог культур на поле боя (о военном менталитете народов северо-востока Сибири в XVII–XVIII вв.).
      - О.А. Митько. Люди и оружие (воинская культура русских первопроходцев и коренного населения Сибири в эпоху позднего средневековья).
      - К.Г. Карачаров, Д. И. Ражев. Обычай скальпирования на севере Западной Сибири в Средние века.
      - Нефёдкин А.К. Военное дело чукчей (середина XVII—начало XX в.).
      - Зуев А.С. Русско-аборигенные отношения на крайнем Северо-Востоке Сибири во второй половине  XVII – первой четверти  XVIII  вв.
      - Антропова В.В. Вопросы военной организации и военного дела у народов крайнего Северо-Востока Сибири.
      - Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров.
      - Laufer В. Chinese Clay Figures. Pt. I. Prolegomena on the History of Defensive Armor // Field Museum of Natural History Publication 177. Anthropological Series. Vol. 13. Chicago. 1914. № 2. P. 73-315.
      - Нефедкин А.К. Защитное вооружение тунгусов в XVII – XVIII вв. [Tungus' armour] // Воинские традиции в археологическом контексте: от позднего латена до позднего средневековья / Составитель И. Г. Бурцев. Тула: Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», 2014. С. 221-225.
      - Нефедкин А.К. Колесницы и нарты: к проблеме реконструкции тактики // Археология Евразийских степей. 2020
       
       
      - N. W. Simmonds. Archery in South East Asia s the Pacific.
      - Inez de Beauclair. Fightings and Weapons of the Yami of Botel Tobago.
      - Adria Holmes Katz. Corselets of Fiber: Robert Louis Stevenson's Gilbertese Armor.
      - Laura Lee Junker. Warrior burials and the nature of warfare in prehispanic Philippine chiefdoms..
      - Andrew P. Vayda. War in Ecological Perspective: Persistence, Change, and Adaptive Processes in Three Oceanian Societies. 1976
      - D. U. Urlich. The Introduction and Diffusion of Firearms in New Zealand 1800-1840..
      - Alphonse Riesenfeld. Rattan Cuirasses and Gourd Penis-Cases in New Guinea.
      - W. Lloyd Warner. Murngin Warfare.
      - E. W. Gudger. Helmets from Skins of the Porcupine-Fish.
      - K. R. Howe. Firearms and Indigenous Warfare: a Case Study.
      - Paul  D'Arcy. Firearms on Malaita, 1870-1900. 
      - William Churchill. Club Types of Nuclear Polynesia.
      - Henry Reynolds. Forgotten war. 2013
      - Henry Reynolds. The Other Side of the Frontier. Aboriginal Resistance to the European Invasion of Australia. 1981
      - John Connor. Australian Frontier Wars, 1788-1838. 2002
      -  Ronald M. Berndt. Warfare in the New Guinea Highlands.
      - Pamela J. Stewart and Andrew Strathern. Feasting on My Enemy: Images of Violence and Change in the New Guinea Highlands.
      - Thomas M. Kiefer. Modes of Social Action in Armed Combat: Affect, Tradition and Reason in Tausug Private Warfare // Man New Series, Vol. 5, No. 4 (Dec., 1970), pp. 586-596
      - Thomas M. Kiefer. Reciprocity and Revenge in the Philippines: Some Preliminary Remarks about the Tausug of Jolo // Philippine Sociological Review. Vol. 16, No. 3/4 (JULY-OCTOBER, 1968), pp. 124-131
      - Thomas M. Kiefer. Parrang Sabbil: Ritual suicide among the Tausug of Jolo // Bijdragen tot de Taal-, Land- en Volkenkunde. Deel 129, 1ste Afl., ANTHROPOLOGICA XV (1973), pp. 108-123
      - Thomas M. Kiefer. Institutionalized Friendship and Warfare among the Tausug of Jolo // Ethnology. Vol. 7, No. 3 (Jul., 1968), pp. 225-244
      - Thomas M. Kiefer. Power, Politics and Guns in Jolo: The Influence of Modern Weapons on Tao-Sug Legal and Economic Institutions // Philippine Sociological Review. Vol. 15, No. 1/2, Proceedings of the Fifth Visayas-Mindanao Convention: Philippine Sociological Society May 1-2, 1967 (JANUARY-APRIL, 1967), pp. 21-29
      - Armando L. Tan. Shame, Reciprocity and Revenge: Some Reflections on the Ideological Basis of Tausug Conflict // Philippine Quarterly of Culture and Society. Vol. 9, No. 4 (December 1981), pp. 294-300.
      - Karl G. Heider, Robert Gardner. Gardens of War: Life and Death in the New Guinea Stone Age. 1968.
      - Karl G. Heider. Grand Valley Dani: Peaceful Warriors. 1979 Тут
      - Mervyn Meggitt. Bloodis Their Argument: Warfare among the Mae Enga Tribesmen of the New Guinea Highlands. 1977 Тут
      - Klaus-Friedrich Koch. War and peace in Jalémó: the management of conflict in highland New Guinea. 1974 Тут
      - P. D'Arcy. Maori and Muskets from a Pan-Polynesian Perspective // The New Zealand journal of history 34(1):117-132. April 2000. 
      - Andrew P. Vayda. Maoris and Muskets in New Zealand: Disruption of a War System // Political Science Quarterly. Vol. 85, No. 4 (Dec., 1970), pp. 560-584
      - D. U. Urlich. The Introduction and Diffusion of Firearms in New Zealand 1800–1840 // The Journal of the Polynesian Society. Vol. 79, No. 4 (DECEMBER 1970), pp. 399-41
      - Barry Craig. Material culture of the upper Sepik‪ // Journal de la Société des Océanistes 2018/1 (n° 146), pages 189 à 201
      - Paul B. Rosco. Warfare, Terrain, and Political Expansion // Human Ecology. Vol. 20, No. 1 (Mar., 1992), pp. 1-20
      - Anne-Marie Pétrequin and Pierre Pétrequin. Flèches de chasse, flèches de guerre: Le cas des Danis d'Irian Jaya (Indonésie) // Anne-Marie Pétrequin and Pierre Pétrequin. Bulletin de la Société préhistorique française. T. 87, No. 10/12, Spécial bilan de l'année de l'archéologie (1990), pp. 484-511
      - Warfare // Douglas L. Oliver. Ancient Tahitian Society. 1974
      - Bard Rydland Aaberge. Aboriginal Rainforest Shields of North Queensland [unpublished manuscript]. 2009
      - Leonard Y. Andaya. Nature of War and Peace among the Bugis–Makassar People // South East Asia Research. Volume 12, 2004 - Issue 1
      - Forts and Fortification in Wallacea: Archaeological and Ethnohistoric Investigations. Terra Australis. 2020
      - Roscoe, P. Social Signaling and the Organization of Small-Scale Society: The Case of Contact-Era New Guinea // Journal of Archaeological Method and Theory, 16(2), 69–116. (2009)
      - David M. Hayano. Marriage, Alliance and Warfare: the Tauna Awa of New Guinea. 1972
      - David M. Hayano. Marriage, alliance, and warfare: a view from the New Guinea Highlands // American Ethnologist. Vol. 1, No. 2 (May, 1974)
      - Paula Brown. Conflict in the New Guinea Highlands // The Journal of Conflict Resolution. Vol. 26, No. 3 (Sep., 1982)
      - Aaron Podolefsky. Contemporary Warfare in the New Guinea Highlands // Ethnology. Vol. 23, No. 2 (Apr., 1984)
      - Fredrik Barth. Tribes and Intertribal Relations in the Fly Headwaters // Oceania, Vol. XLI, No. 3, March, 1971
      - Bruce M. Knauft. Melanesian Warfare: A Theoretical History // Oceania. Vol. 60, No. 4, Special 60th Anniversary Issue (Jun., 1990)
       
       
      - Keith F. Otterbein. Higi Armed Combat.
      - Keith F. Otterbein. The Evolution of Zulu Warfare.
      - Myron J. Echenberg. Late nineteenth-century military technology in Upper Volta // The Journal of African History, 12, pp 241-254. 1971.
      - E. E. Evans-Pritchard. Zande Warfare // Anthropos, Bd. 52, H. 1./2. (1957), pp. 239-262
      - Julian Cobbing. The Evolution of Ndebele Amabutho // The Journal of African History. Vol. 15, No. 4 (1974), pp. 607-631
       
       
      - Elizabeth Arkush and Charles Stanish. Interpreting Conflict in the Ancient Andes: Implications for the Archaeology of Warfare.
      - Elizabeth Arkush. War, Chronology, and Causality in the Titicaca Basin.
      - R.B. Ferguson. Blood of the Leviathan: Western Contact and Warfare in Amazonia.
      - J. Lizot. Population, Resources and Warfare Among the Yanomami.
      - Bruce Albert. On Yanomami Warfare: Rejoinder.
      - R. Brian Ferguson. Game Wars? Ecology and Conflict in Amazonia. 
      - R. Brian Ferguson. Ecological Consequences of Amazonian Warfare.
      - Marvin Harris. Animal Capture and Yanomamo Warfare: Retrospect and New Evidence.
       
       
      - Lydia T. Black. Warriors of Kodiak: Military Traditions of Kodiak Islanders.
      - Herbert D. G. Maschner and Katherine L. Reedy-Maschner. Raid, Retreat, Defend (Repeat): The Archaeology and Ethnohistory of Warfare on the North Pacific Rim.
      - Bruce Graham Trigger. Trade and Tribal Warfare on the St. Lawrence in the Sixteenth Century.
      - T. M. Hamilton. The Eskimo Bow and the Asiatic Composite.
      - Owen K. Mason. The Contest between the Ipiutak, Old Bering Sea, and Birnirk Polities and the Origin of Whaling during the First Millennium A.D. along Bering Strait.
      - Caroline Funk. The Bow and Arrow War Days on the Yukon-Kuskokwim Delta of Alaska.
      - Herbert Maschner, Owen K Mason. The Bow and Arrow in Northern North America. 
      - Nathan S. Lowrey. An Ethnoarchaeological Inquiry into the Functional Relationship between Projectile Point and Armor Technologies of the Northwest Coast.
      - F. A. Golder. Primitive Warfare among the Natives of Western Alaska. 
      - Donald Mitchell. Predatory Warfare, Social Status, and the North Pacific Slave Trade. 
      - H. Kory Cooper and Gabriel J. Bowen. Metal Armor from St. Lawrence Island. 
      - Katherine L. Reedy-Maschner and Herbert D. G. Maschner. Marauding Middlemen: Western Expansion and Violent Conflict in the Subarctic.
      - Madonna L. Moss and Jon M. Erlandson. Forts, Refuge Rocks, and Defensive Sites: The Antiquity of Warfare along the North Pacific Coast of North America.
      - Owen K. Mason. Flight from the Bering Strait: Did Siberian Punuk/Thule Military Cadres Conquer Northwest Alaska?
      - Joan B. Townsend. Firearms against Native Arms: A Study in Comparative Efficiencies with an Alaskan Example. 
      - Jerry Melbye and Scott I. Fairgrieve. A Massacre and Possible Cannibalism in the Canadian Arctic: New Evidence from the Saunaktuk Site (NgTn-1).
      - McClelland A.V. The Evolution of Tlingit Daggers // Sharing Our Knowledge. The Tlingit and Their Coastal Neighbors. 2015
       
       
      - Фрэнк Секой. Военные навыки индейцев Великих Равнин.
      - Hoig, Stan. Tribal Wars of the Southern Plains.
      - D. E. Worcester. Spanish Horses among the Plains Tribes.
      - Daniel J. Gelo and Lawrence T. Jones III. Photographic Evidence for Southern Plains Armor.
      - Heinz W. Pyszczyk. Historic Period Metal Projectile Points and Arrows, Alberta, Canada: A Theory for Aboriginal Arrow Design on the Great Plains.
      - Waldo R. Wedel. Chain mail in plains archeology.
      - Mavis Greer and John Greer. Armored Horses in Northwestern Plains Rock Art.
      - James D. Keyser, Mavis Greer and John Greer. Arminto Petroglyphs: Rock Art Damage Assessment and Management Considerations in Central Wyoming.
      - Mavis Greer and John Greer. Armored
 Horses 
in 
the 
Musselshell
 Rock 
Art
 of Central
 Montana.
      - Thomas Frank Schilz and Donald E. Worcester. The Spread of Firearms among the Indian Tribes on the Northern Frontier of New Spain.
      - Стукалин Ю. Военное дело индейцев Дикого Запада. Энциклопедия.
      - James D. Keyser and Michael A. Klassen. Plains Indian rock art.
       
       
      - D. Bruce Dickson. The Yanomamo of the Mississippi Valley? Some Reflections on Larson (1972), Gibson (1974), and Mississippian Period Warfare in the Southeastern United States.
      - Steve A. Tomka. The Adoption of the Bow and Arrow: A Model Based on Experimental Performance Characteristics.
      - Wayne William Van Horne. The Warclub: Weapon and symbol in Southeastern Indian Societies.
      - Hutchings, W. Karl and Lorenz W. Brucher. Spearthrower performance: ethnographic and  experimental research.
      - Douglas J Kennett , Patricia M Lambert, John R Johnson, Brendan J Culleton. Sociopolitical Effects of Bow and Arrow Technology in Prehistoric Coastal California.
      - The Ethics of Anthropology and Amerindian Research Reporting on Environmental Degradation and Warfare. Editors Richard J. Chacon, Rubén G. Mendoza.
      - Walter Hough. Primitive American Armor. Тут, тут и тут.
      - George R. Milner. Nineteenth-Century Arrow Wounds and Perceptions of Prehistoric Warfare.
      - Patricia M. Lambert. The Archaeology of War: A North American Perspective.
      - David E. Jonesэ Native North American Armor, Shields, and Fortifications.
      - Laubin, Reginald. Laubin, Gladys. American Indian Archery.
      - Karl T. Steinen. Ambushes, Raids, and Palisades: Mississippian Warfare in the Interior Southeast.
      - Jon L. Gibson. Aboriginal Warfare in the Protohistoric Southeast: An Alternative Perspective. 
      - Barbara A. Purdy. Weapons, Strategies, and Tactics of the Europeans and the Indians in Sixteenth- and Seventeenth-Century Florida.
      - Charles Hudson. A Spanish-Coosa Alliance in Sixteenth-Century North Georgia.
      - Keith F. Otterbein. Why the Iroquois Won: An Analysis of Iroquois Military Tactics.
      - George R. Milner. Warfare in Prehistoric and Early Historic Eastern North America // Journal of Archaeological Research, Vol. 7, No. 2 (June 1999), pp. 105-151
      - George R. Milner, Eve Anderson and Virginia G. Smith. Warfare in Late Prehistoric West-Central Illinois // American Antiquity. Vol. 56, No. 4 (Oct., 1991), pp. 581-603
      - Daniel K. Richter. War and Culture: The Iroquois Experience. 
      - Jeffrey P. Blick. The Iroquois practice of genocidal warfare (1534‐1787).
      - Michael S. Nassaney and Kendra Pyle. The Adoption of the Bow and Arrow in Eastern North America: A View from Central Arkansas.
      - J. Ned Woodall. Mississippian Expansion on the Eastern Frontier: One Strategy in the North Carolina Piedmont.
      - Roger Carpenter. Making War More Lethal: Iroquois vs. Huron in the Great Lakes Region, 1609 to 1650.
      - Craig S. Keener. An Ethnohistorical Analysis of Iroquois Assault Tactics Used against Fortified Settlements of the Northeast in the Seventeenth Century.
      - Leroy V. Eid. A Kind of : Running Fight: Indian Battlefield Tactics in the Late Eighteenth Century.
      - Keith F. Otterbein. Huron vs. Iroquois: A Case Study in Inter-Tribal Warfare.
      - Jennifer Birch. Coalescence and Conflict in Iroquoian Ontario // Archaeological Review from Cambridge - 25.1 - 2010
      - William J. Hunt, Jr. Ethnicity and Firearms in the Upper Missouri Bison-Robe Trade: An Examination of Weapon Preference and Utilization at Fort Union Trading Post N.H.S., North Dakota.
      - Patrick M. Malone. Changing Military Technology Among the Indians of Southern New England, 1600-1677.
      - David H. Dye. War Paths, Peace Paths An Archaeology of Cooperation and Conflict in Native Eastern North America.
      - Wayne Van Horne. Warfare in Mississippian Chiefdoms.
      - Wayne E. Lee. The Military Revolution of Native North America: Firearms, Forts, and Polities // Empires and indigenes: intercultural alliance, imperial expansion, and warfare in the early modern world. Edited by Wayne E. Lee. 2011
      - Steven LeBlanc. Prehistoric Warfare in the American Southwest. 1999.
      - Keith F. Otterbein. A History of Research on Warfare in Anthropology // American Anthropologist. Vol. 101, No. 4 (Dec., 1999), pp. 794-805
      - Lee, Wayne. Fortify, Fight, or Flee: Tuscarora and Cherokee Defensive Warfare and Military Culture Adaptation // The Journal of Military History, Volume 68, Number 3, July 2004, pp. 713-770
      - Wayne E. Lee. Peace Chiefs and Blood Revenge: Patterns of Restraint in Native American Warfare, 1500-1800 // The Journal of Military History. Vol. 71, No. 3 (Jul., 2007), pp. 701-741
       
      - Weapons, Weaponry and Man: In Memoriam Vytautas Kazakevičius (Archaeologia Baltica, Vol. 8). 2007
      - The Horse and Man in European Antiquity: Worldview, Burial Rites, and Military and Everyday Life (Archaeologia Baltica, Vol. 11). 2009
      - The Taking and Displaying of Human Body Parts as Trophies by Amerindians. 2007
      - The Ethics of Anthropology and Amerindian Research. Reporting on Environmental Degradation and Warfare. 2012
      - Empires and Indigenes: Intercultural Alliance, Imperial Expansion, and Warfare in the Early Modern World. 2011
      - A. Gat. War in Human Civilization.
      - Keith F. Otterbein. Killing of Captured Enemies: A Cross‐cultural Study.
      - Azar Gat. The Causes and Origins of "Primitive Warfare": Reply to Ferguson.
      - Azar Gat. The Pattern of Fighting in Simple, Small-Scale, Prestate Societies.
      - Lawrence H. Keeley. War Before Civilization: the Myth of the Peaceful Savage.
      - Keith F. Otterbein. Warfare and Its Relationship to the Origins of Agriculture.
      - Jonathan Haas. Warfare and the Evolution of Culture.
      - М. Дэйви. Эволюция войн.
      - War in the Tribal Zone. Expanding States and Indigenous Warfare. Edited by R. Brian Ferguson and Neil L. Whitehead.
      - The Ending of Tribal Wars: Configurations and Processes of Pacification. 2021 Тут
      - I.J.N. Thorpe. Anthropology, Archaeology, and the Origin of Warfare.
      - Антропология насилия. Новосибирск. 2010.
      - Jean Guilaine and Jean Zammit. The origins of war: violence in prehistory. 2005. Французское издание было в 2001 году - le Sentier de la Guerre: Visages de la violence préhistorique.
      - Warfare in Bronze Age Society. 2018
      - Ian Armit. Headhunting and the Body in Iron Age Europe. 2012
      - The Cambridge World History of Violence. Vol. I-IV. 2020

    • Мусульманские армии Средних веков
      Автор: hoplit
      Maged S. A. Mikhail. Notes on the "Ahl al-Dīwān": The Arab-Egyptian Army of the Seventh through the Ninth Centuries C.E. // Journal of the American Oriental Society,  Vol. 128, No. 2 (Apr. - Jun., 2008), pp. 273-284
      David Ayalon. Studies on the Structure of the Mamluk Army // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London
      David Ayalon. Aspects of the Mamlūk Phenomenon // Journal of the History and Culture of the Middle East
      Bethany J. Walker. Militarization to Nomadization: The Middle and Late Islamic Periods // Near Eastern Archaeology,  Vol. 62, No. 4 (Dec., 1999), pp. 202-232
      David Ayalon. The Mamlūks of the Seljuks: Islam's Military Might at the Crossroads //  Journal of the Royal Asiatic Society, Third Series, Vol. 6, No. 3 (Nov., 1996), pp. 305-333
      David Ayalon. The Auxiliary Forces of the Mamluk Sultanate // Journal of the History and Culture of the Middle East. Volume 65, Issue 1 (Jan 1988)
      C. E. Bosworth. The Armies of the Ṣaffārids // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London,  Vol. 31, No. 3 (1968), pp. 534-554
      C. E. Bosworth. Military Organisation under the Būyids of Persia and Iraq // Oriens,  Vol. 18/19 (1965/1966), pp. 143-167
      C. E. Bosworth. The Army // The Ghaznavids. 1963
      R. Stephen Humphreys. The Emergence of the Mamluk Army //  Studia Islamica,  No. 45 (1977), pp. 67-99
      R. Stephen Humphreys. The Emergence of the Mamluk Army (Conclusion) // Studia Islamica,  No. 46 (1977), pp. 147-182
      Nicolle, D. The military technology of classical Islam. PhD Doctor of Philosophy. University of Edinburgh. 1982
      Nicolle D. Fighting for the Faith: the many fronts of Crusade and Jihad, 1000-1500 AD. 2007
      Nicolle David. Cresting on Arrows from the Citadel of Damascus // Bulletin d’études orientales, 2017/1 (n° 65), p. 247-286.
      David Nicolle. The Zangid bridge of Ǧazīrat ibn ʿUmar (ʿAyn Dīwār/Cizre): a New Look at the carved panel of an armoured horseman // Bulletin d’études orientales, LXII. 2014
      David Nicolle. The Iconography of a Military Elite: Military Figures on an Early Thirteenth-Century Candlestick. В трех частях. 2014-19
      Nicolle, D. The impact of the European couched lance on Muslim military tradition // Warriors and their weapons around the time of the crusades: relationships between Byzantium, the West, and the Islamic world. 2002
      Patricia Crone. The ‘Abbāsid Abnā’ and Sāsānid Cavalrymen // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain & Ireland, 8 (1998)
      D.G. Tor. The Mamluks in the military of the pre-Seljuq Persianate dynasties // Iran,  Vol. 46 (2008), pp. 213-225 (!)
      D.G. Tor. Mamlūk Loyalty: Evidence from the Late Saljūq Period // Asiatische Studien 65,3. (2011)
      J. W. Jandora. Developments in Islamic Warfare: The Early Conquests // Studia Islamica,  No. 64 (1986), pp. 101-113
      John W. Jandora. The Battle of the Yarmuk: A Reconstruction // Journal of Asian History, 19 (1): 8–21. 1985
      Khalil ʿAthamina. Non-Arab Regiments and Private Militias during the Umayyād Period // Arabica, T. 45, Fasc. 3 (1998), pp. 347-378
      B.J. Beshir. Fatimid Military Organization // Der Islam. Volume 55, Issue 1, Pages 37–56
      Andrew C. S. Peacock. Nomadic Society and the Seljūq Campaigns in Caucasia // Iran & the Caucasus,  Vol. 9, No. 2 (2005), pp. 205-230
      Jere L. Bacharach. African Military Slaves in the Medieval Middle East: The Cases of Iraq (869-955) and Egypt (868-1171) //  International Journal of Middle East Studies,  Vol. 13, No. 4 (Nov., 1981), pp. 471-495
      Deborah Tor. Privatized Jihad and public order in the pre-Seljuq period: The role of the Mutatawwi‘a // Iranian Studies, 38:4, 555-573
      Гуринов Е.А. , Нечитайлов М.В. Фатимидская армия в крестовых походах 1096 - 1171 гг. // "Воин" (Новый) №10. 2010. Сс. 9-19
      Нечитайлов М.В. Мусульманское завоевание Испании. Армии мусульман // Крылов С.В., Нечитайлов М.В. Мусульманское завоевание Испании. Saarbrücken: LAMBERT Academic Publishing, 2015.
      Нечитайлов М.В., Гуринов Е.А. Армия Саладина (1171-1193 гг.) (1) // Воин № 15. 2011. Сс. 13-25. И часть два.
      Нечитайлов М.В. "День скорби и испытаний". Саладо, 30 октября 1340 г. // Воин №17-18. В двух частях.
      Нечитайлов М.В., Шестаков Е.В. Андалусские армии: от Амиридов до Альморавидов (1009-1090 гг.) (1) // Воин №12. 2010. 
      Kennedy, H.N. The Military Revolution and the Early Islamic State // Noble ideals and bloody realities. Warfare in the middle ages. P. 197-208. 2006.
      Kennedy, H.N. Military pay and the economy of the early Islamic state // Historical research LXXV (2002), pp. 155–69.
      Kennedy, H.N. The Financing of the Military in the Early Islamic State // The Byzantine and Early Islamic Near East. Vol. III, ed. A. Cameron (Princeton, Darwin 1995), pp. 361–78.
      H.A.R. Gibb. The Armies of Saladin // Studies on the Civilization of Islam. 1962
      David Neustadt. The Plague and Its Effects upon the Mamlûk Army // The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. No. 1 (Apr., 1946), pp. 67-73
      Ulrich Haarmann. The Sons of Mamluks as Fief-holders in Late Medieval Egypt // Land tenure and social transformation in the Middle East. 1984
      H. Rabie. The Size and Value of the Iqta in Egypt 564-741 A.H./l 169-1341 A.D. // Studies in the Economic History of the Middle East: from the Rise of Islam to the Present Day. 1970
      Yaacov Lev. Infantry in Muslim armies during the Crusades // Logistics of warfare in the Age of the Crusades. 2002. Pp. 185-208
      Yaacov Lev. Army, Regime, and Society in Fatimid Egypt, 358-487/968-1094 // International Journal of Middle East Studies. Vol. 19, No. 3 (Aug., 1987), pp. 337-365
      E. Landau-Tasseron. Features of the Pre-Conquest Muslim Army in the Time of Mu ̨ammad // The Byzantine and Early Islamic near East. Vol. III: States, Resources and Armies. 1995. Pp. 299-336
      Shihad al-Sarraf. Mamluk Furusiyah Literature and its Antecedents // Mamluk Studies Review. vol. 8/4 (2004): 141–200.
      Rabei G. Khamisy Baybarsʼ Strategy of War against the Franks // Journal of Medieval Military History. Volume XVI. 2018
      Manzano Moreno. El asentamiento y la organización de los yund-s sirios en al-Andalus // Al-Qantara: Revista de estudios arabes, vol. XIV, fasc. 2 (1993), p. 327-359
      Amitai, Reuven. Foot Soldiers, Militiamen and Volunteers in the Early Mamluk Army // Texts, Documents and Artifacts: Islamic Studies in Honour of D.S. Richards. Leiden: Brill, 2003
      Reuven Amitai. The Resolution of the Mongol-Mamluk War // Mongols, Turks, and others : Eurasian nomads and the sedentary world. 2005
      Juergen Paul. The State and the military: the Samanid case // Papers on hater Asia, 26. 1994
      Harold W. Glidden. A Note on Early Arabian Military Organization // Journal of the American Oriental Society,  Vol. 56, No. 1 (Mar., 1936)
      Athamina, Khalil. Some administrative, military and socio-political aspects of early Muslim Egypt // War and society in the eastern Mediterranean, 7th-15th centuries. 1997
      Vincent Lagardère. Esquisse de l'organisation militaire des Murabitun, à l'époque de Yusuf b. Tasfin, 430 H/1039 à 500 H/1106 // Revue des mondes musulmans et de la Méditerranée. Année 1979.  №27 Тут
       
      Kennedy, Hugh. The Armies of the Caliphs: Military and Society in the Early Islamic State Warfare and History. 2001
      Blankinship, Khalid Yahya. The End of the Jihâd State: The Reign of Hisham Ibn Àbd Al-Malik and the Collapse of the Umayyads. 1994.
      D.G. Tor. Violent Order: Religious Warfare, Chivalry, and the 'Ayyar Phenomenon in the Medieval Islamic World. 2007
      Michael Bonner. Aristocratic Violence and Holy War. Studies in the Jihad and the Arab-Byzantine Frontier. 1996
      Patricia Crone. Slaves on Horses. The Evolution of the Islamic Polity. 1980
      Hamblin W. J. The Fatimid Army During the Early Crusades. 1985
      Daniel Pipes. Slave Soldiers and Islam: The Genesis of a Military System. 1981
      Yaacov Lev. State and society in Fatimid Egypt. 1991 Тут
      Abbès Zouache. Armées et combats en Syrie de 491/ 1098 à 569/ 1174 : analyse comparée des chroniques médiévales latines et arabes. 2008 Тут
      War, technology and society in the Middle East. 1975 Тут
       
      P.S. Большую часть работ Николя в список вносить не стал - его и так все знают. Пишет хорошо, читать все. Часто пространные главы про армиям мусульманского Леванта есть в литературе по Крестовым походам. Хоть в R.C. Smail. Crusading Warfare 1097-1193, хоть в Steven Tibble. The Crusader Armies: 1099-1187 (!)...
    • Военная мысль конца 19 - начала 20 века.
      Автор: hoplit
      Военная мысль конца 19 - начала 20 века. 
      Статьи. Пехота.
      - Chad R. Gaudet. Baptisms of Fire: How Training, Equipment, and Ideas about the Nation Shaped the British, French, and German Soldiers' Experiences of War in 1914.. 2009.
      - Joseph C. Arnold. French Tactical Doctrine 1870-1914 // Military Affairs,  Vol. 42, No. 2 (Apr., 1978), pp. 61-67.
      - Steven Jackman. Shoulder to Shoulder: Close Control and “Old Prussian Drill” in German Offensive Infantry Tactics, 1871–1914 // The Journal of Military History, Volume 68, Number 1, January 2004, pp. 73-104.
      - Jonathan M. House. The Decisive Attack: A New Look at French Infantry Tactics on the Eve of World War I // Military Affairs,  Vol. 40, No. 4 (Dec., 1976), pp. 164-169.
      - Geoffrey Wawro. An "Army of Pigs": The Technical, Social, and Political Bases of Austrian Shock Tactics, 1859-
      1866 // The Journal of Military History,  Vol. 59, No. 3 (Jul., 1995), pp. 407-433.
      - T. H. E. Travers. The Offensive and the Problem of Innovation in British Military Thought 1870-1915 //  Journal of Contemporary History,  Vol. 13, No. 3 (Jul., 1978), pp. 531-553.
      - Spencer Jones, The Influence of the Boer War (1899–1902) on the Tactical Development of the Regular British Army 1902–1914. 2009.
      - John K. Mahon. Civil War Infantry Assault Tactics // Military Affairs,  Vol. 25, No. 2, Civil War Issue (Summer, 1961), pp. 57-68.
      - Thomas A. Bruno. Ignoring the Obvious: Combined Arms and Fire and Maneuver Tactics Prior to World War I. 2002.
      - О.Р. Кушнир. «Гуманные убийцы» (О взглядах начала XX века на поражающую способность винтовочных пуль) // Война и оружие. 2014.  Сс. 503-517.