Snow

Конфуцианство в Японии

57 сообщений в этой теме

это негативное влияние конфуцианства.

Ямадзаки Ансаи (1618-1682), проповедник конфуцианства, ставил перед своими учениками задачу-коан: в Японию вторглось китайское войско во главе с Конфуцием и Мэн-цзы. Как бы вы поступили? Пораженные ученики молчат: воспитанные в духе патриотизма, они понимают необходимость дать отпор. Но кому? Конфуцию?! Ответ Ямадзаки прост и поучителен: вы идете в. бой, одолеваете врага и берете в плен Конфуция и Мэн-цзы, которым после пленения отдаете все полагающиеся им как великим мудрецам почести. Таким образом, соблюдены нормы патриотизма и оказано глубочайшее уважение этим мудрецам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ямадзаки Ансаи (1618-1682), проповедник конфуцианства, ставил перед своими учениками задачу-коан: в Японию вторглось китайское войско во главе с Конфуцием и Мэн-цзы. Как бы вы поступили? Пораженные ученики молчат: воспитанные в духе патриотизма, они понимают необходимость дать отпор. Но кому? Конфуцию?! Ответ Ямадзаки прост и поучителен: вы идете в. бой, одолеваете врага и берете в плен Конфуция и Мэн-цзы, которым после пленения отдаете все полагающиеся им как великим мудрецам почести. Таким образом, соблюдены нормы патриотизма и оказано глубочайшее уважение этим мудрецам.

это не более чем исторический анекдот. а реальность такова, что конфуцианство было заимствовано японцами не до конца, а все потому что оно было глубоко чуждо японцам. это было карго заимствование, заимствование внешнего без должного понимания сути учения. а всякое карго заимствование никогда не приводит ни к чему хорошему. и поэтому влияние конфуцианства на японскую культуру скорее негативное, чем положительное.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почему именно как негативное? По-моему конфуцианство в Японии было не столь экстремистским, как буддизм.

Более того, конфуцианцев в Японии меньше, чем христиан.

Тему перенес, ибо не следует осквернять храм Эроса конфуцианством.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тему перенес, ибо не следует осквернять храм Эроса конфуцианством.

это хорошо. но почему конфуцианство попало в религиоведение? конфуцианство же не религия.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почему именно как негативное? По-моему конфуцианство в Японии было не столь экстремистским, как буддизм.

Более того, конфуцианцев в Японии меньше, чем христиан.

Тему перенес, ибо не следует осквернять храм Эроса конфуцианством.

потому. основная парадигма яматайской/японской цивилизации (потому что все годное в Японии имеет яматайское происхождение) - это анархический аристократизм. а конфуцианство - это социзм, выросший на китайской почве и разумный именно в Китае и больше нигде. в Японии такие идеи никогда не были актуальны. и если бы конфуцианство было заимствовано по уму, это было бы еще пол беды, то есть, если бы привилась практика экзаменов и идея сменяемости власти - то было бы и неплохо. а так были заимствованы только идеи о необходимости почитания вышестоящих. не все в Японии читали конфуцианские тексты, но конфуцианские по своему происхождению поведенческие паттерны распространялись достаточно хорошо. так что конфуцианство в Японии сыграло примерно ту же роль, что и православие в России. причем, должно отметить, что и в самом Китае конфуцианство на самом деле - маргиналия, а вовсе не то, как это преподносят у нас "мэтры востоковедения". основа Китая - даосизм, а Конфуций - это такой китайский еврей, то сеть, сложно придумать более некитайскую идеологию.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

это хорошо. но почему конфуцианство попало в религиоведение? конфуцианство же не религия.

Это потому, что в данном контексте конфуцианство рассматривается как религиозное морально-этическое учение, вы же помните, что Конфуций обожествлен, и в разговоре был поднят вопрос о его неприкосновенности.

конфуцианство - это социзм, выросший на китайской почве и разумный именно в Китае и больше нигде

Насколько мне известно, конфуцианство было очень популярно в Корее, Вьетнаме и еще некоторых местах.

Не подумайте, что я за конфуцианство: мне глубоко противны люди, чтущие государство и государя. Но во-первых неоконфуцианство отличается от конфуцианства, как христианство от иудаизма, во-вторых конфуцианство по-моему ничего, кроме письменности, в Японию не принесло. Очень большое влияние на Японию оказал буддизм, и кстати скажите спасибо, что китайцы начали в какой-то период выпиливать буддистов, и Япония оказалась отрезана от их наплыва.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Это потому, что в данном контексте конфуцианство рассматривается как религиозное морально-этическое учение, вы же помните, что Конфуций обожествлен, и в разговоре был поднят вопрос о его неприкосновенности.

морально этическое учение не религия. где концепция первобытия в конфуцианстве? где ритуалы по установлению связи с первобытием? Конфуций обожествлен или это просто такие мемориальные ритуалы, которые исследователи ошибочно приняли за поклонение божеству?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

во-вторых конфуцианство по-моему ничего, кроме письменности, в Японию не принесло. Очень большое влияние на Японию оказал буддизм, и кстати скажите спасибо, что китайцы начали в какой-то период выпиливать буддистов, и Япония оказалась отрезана от их наплыва.

буддизм оказал на Японию куда меньшее влияние, потому что с самого начала был воспринят очень критически.

письменность проникала в Японию не только с конфуцианскими текстами, буддийские сутры на минуточку были написаны тоже по-китайски.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

То-то Фудзивара Сэйка выдвигал тезис, что японцы должны приветствовать высадку минских и корейских войск в Японии, и поднять восстание против тирана-кампаку!

А бакуфу с огромным удовольствием устраивало семинары для японских конфуцианцев во время посольств тхонсинса, когда в страну прибывали "прошаренные" корейские конфуцианцы! И отбоя от участников не было - посольства случались редко и с серьезными величинами в конфуцианстве японцам приходилось общаться эпизодически.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хотите - перетаскивайте в философию, вы модератор. И кстати сутры были написаны на санскрите. Санскрит оказал влияние на создание в Японии фонетических азбук. Знакомство образованных японцев с санскритом подсказывало им возможность создания фонетического письма по аналогии с Нагари. Один из конкретных способов реализации такой возможности был продиктован опытом иероглифической транскрипции индийских имён, названий и религиозных терминов, накопившимся при переводе на китайский язык «Трипитаки».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кун-цзы в народных синкретических представлениях - небожитель. А ритуалы в честь Кун-цзы подпазумевают жертвоприношения в его честь.

С другой стороны, сам Кун-цзы отмежевывался от всего, что связано с миром духов, принимая за необходимый базис те представления, что существовали у древних китайцев.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Хотите - перетаскивайте в философию, вы модератор. И кстати сутры были написаны на санскрите. Санскрит оказал влияние на создание в Японии фонетических азбук. Знакомство образованных японцев с санскритом подсказывало им возможность создания фонетического письма по аналогии с Нагари. Один из конкретных способов реализации такой возможности был продиктован опытом иероглифической транскрипции индийских имён, названий и религиозных терминов, накопившимся при переводе на китайский язык «Трипитаки».

в Японию сутры привозили из Китая, если что.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

То-то Фудзивара Сэйка выдвигал тезис, что японцы должны приветствовать высадку минских и корейских войск в Японии, и поднять восстание против тирана-кампаку!

А бакуфу с огромным удовольствием устраивало семинары для японских конфуцианцев во время посольств тхонсинса, когда в страну прибывали "прошаренные" корейские конфуцианцы! И отбоя от участников не было - посольства случались редко и с серьезными величинами в конфуцианстве японцам приходилось общаться эпизодически.

ну вот. интерес был, но специфический: когда было необходимо из конфуцианства брали то что казалось полезным. что и требовалось доказать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

АФАИК, учились у корейцев (общение с Китаем после Имджинской войны было почти прекращено, особенно в сфере идеологии), учились прилежно, учили все. Оригинальных конфуцианских мыслителей, типа Тхвеге или Юльгока, в Японии не появилось.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

если учились прилежно, то почему не привилась практика экзаменов? в Корее ведь эта практика была. я же говорю, что конфуцианство воспринято было весьма своеобразно, что это именно карго заимствование.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тут просто клановая система победила - Фудзивара на все посты сажали свою родню.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Кун-цзы в народных синкретических представлениях - небожитель. А ритуалы в честь Кун-цзы подпазумевают жертвоприношения в его честь.

С другой стороны, сам Кун-цзы отмежевывался от всего, что связано с миром духов, принимая за необходимый базис те представления, что существовали у древних китайцев.

в народных синкретических культах есть и ритуалы в честь будд, но от этого будды не становятся божествами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1. Фудзивара Сэйка - это конец XVI - начало XVII вв. Уже не те всесильные Фудзивара, что были в эпоху Хэйан. Просто он был ревностным конфуцианцем и учился у пленного корейского конфуцианца (многие японские интеллектуалы делали так в период Имджинской войны и позже, пока основная масса пленных не была возвращена в Корею).

2. Главное, объяснить обычному китайцу, что Будда и Кун-цзы, поселенные синкретической религией на небо, не являются богами. Самое нейтральное, что можно на это услышать: "Ни бу чжи Чжунго ды вэньхуа" или "Ни бу тун Чжунго ды вэньхуа". Повторная попытка приведет к более сильным выражениям, самыми приличным из которых будут "Цао ни ма" и "Гунь цзибадань". Третью попытку не описываю.

3. Какое отношение государственные экзамены на занятие должности имеют к конфуцианству, как учению? Мэн-цзы или Кун-цзы говорили об этом?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

2. Главное, объяснить обычному китайцу, что Будда и Кун-цзы, поселенные синкретической религией на небо, не являются богами. Самое нейтральное, что можно на это услышать: "Ни бу чжи Чжунго ды вэньхуа" или "Ни бу тун Чжунго ды вэньхуа". Повторная попытка приведет к более сильным выражениям, самыми приличным из которых будут "Цао ни ма" и "Гунь цзибадань". Третью попытку не описываю.

это все замечательно, но это не имеет никакого отношения к собственно конфуцианству. то есть, надо просто понимать, что есть Конфуций народных верований, а есть Конфуций конфуцианства - совершенно разные персонажи.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

3. Какое отношение государственные экзамены на занятие должности имеют к конфуцианству, как учению? Мэн-цзы или Кун-цзы говорили об этом?

ну, как бе, это одна из основ конфуцианства. если нет практики экзаменов на должности для чиновников - то тогда не очень понятно какой вообще смысл в заимствовании конфуцианства.

и я наверно открою вам Америку, но конфуцианство - это не только и не столько то, что согласно традиции написали Кун цзы и Мэн цзы, а в куда большей степени то, что было написано позднее, интерпретации их текстов и самое главное таа практика, которая вокруг всех этих текстов была выстроена.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вся фишка в том, что пуристов-конфуцианцев в Китае мало. Практически все - синкретисты.

И вообще, вопросы эсхатологии их волнуют мало. Главное - попасть на тот свет, имея живых детей и все части тела при себе.

Так что вопрос о том, религия ли конфуцианство, я считаю пустым. Главное - не классификация, а реальная роль явления.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А вся фишка в том, что пуристов-конфуцианцев в Китае мало. Практически все - синкретисты.

И вообще, вопросы эсхатологии их волнуют мало. Главное - попасть на тот свет, имея живых детей и все части тела при себе.

Так что вопрос о том, религия ли конфуцианство, я считаю пустым. Главное - не классификация, а реальная роль явления.

ну, а мы не китайцы, мы антропологи, и поэтому для нас классификация явления важна.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
ну, как бе, это одна из основ конфуцианства. если нет практики экзаменов на должности для чиновников - то тогда не очень понятно какой вообще смысл в заимствовании конфуцианства.

и я наверно открою вам Америку, но конфуцианство - это не только и не столько то, что согласно традиции написали Кун цзы и Мэн цзы, а в куда большей степени то, что было написано позднее, интерпретации их текстов и самое главное таа практика, которая вокруг всех этих текстов была выстроена.

Ну, я просто сражен! Их двуствольного ружья!

Основой конфуцианства система экзаменов никогда не была. Это государственный институт, направленный на отбор наилучших кандидатов на замещение должностей. Появился ГОРАЗДО позже принятия конфуцианства в качестве государственной идеологии (период Хань) - при династии Суй (581-618). Как бы 800 лет разрыва между теорией и практикой - парадокс? А на деле - не было потребности.

Да и при Танах (фактически, многое танское - это приспособленное суйское) экзамены не сразу приняли ту форму, в которой они известны при Минах и Цинах.

Да и позднейшие толкования Чжу Си - они НИКАК не влияют на то, что система государственных экзаменов НЕ ЯВЛЯЕТСЯ частью как конфуцианства, так и неоконфуцианства. Это сугубо утилитарный государственный инструмент, отмененный, кстати, в 1905 г., т.е. еще при существовании империи Цин. Т.е. была выявлена нужда в новых формах отбора кандидатов - с болью и кровью, но отменили старую форму. А конфуцианство как было - так и осталось.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опять-таки, классификация без учета мнения классифицируемого - пустое занятие.

Это как любовь без учета мнения того, кого любишь. Как говорит один мой друг, можно любить "странной любовью" и кенгуру в розовой балетной пачке, нимало не интересуясь его мнением по этому поводу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опять-таки, классификация без учета мнения классифицируемого - пустое занятие.

Это как любовь без учета мнения того, кого любишь. Как говорит один мой друг, можно любить "странной любовью" и кенгуру в розовой балетной пачке, нимало не интересуясь его мнением по этому поводу.

неверно в принципе. обращать внимание на самоидентификацию, мифы об этногенезе и прочее, конечно, можно и нужно, но воспринимать все это некритически, а уж тем более но класть ее в основу классификации - ни в коем случае нельзя. люди могут рассказывать о себе все что угодно, любую чушь, например, цыгане из средней Азии назовутся мадьярами, и что, вы станете их в мадьяры записывать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас