1 сообщение в этой теме

на сайте РГГУ по адресу http://dissovet.rggu.ru/section.html?id=10676
размещена диссертация
на соискание ученой степени кандидата наук
Глущенко Ирины Викторовны
"Роль государственной власти в формировании культуры питания в СССР 1920-1930-х гг."
по специальности 24.00.01 - Теория и история культуры (культурология)

Подводя итоги, можно констатировать, что к концу 1930-х годов целенаправленные и скоординированные усилия государства позволили создать не только пищевую промышленность, но и новую пищевую и кулинарную культуру, к которой были прочно привязаны устойчивые бытовые практики многих миллионов людей (к 1940 году в СССР насчитывалось около 170 миллионов граждан). Это был вклад в общий процесс модернизации страны как Микояна и его сотрудников, так и советской госудрственной системы в целом. Созданная ими система страдала множеством недостатков, во многих отношениях была довольно примитивной, но она работала, позволяя в условиях постоянных экономических и политических «перегрузок» обеспечивать устойчивое воспроизводство индустриального общества в СССР.

Сложившаяся таким образом советская кухня оказалась органической и необходимой частью общей системы советского быта и культуры, причем некоторые продукты и кулинарно-бытовые практики сами по себе становились культурными символами, сохранявшими свое значение до наших дней.

Основные выводы исследования

1. На протяжении всего периода 1920–1930-х годов работа по дисциплинированию граждан и их приучению к нормам городской жизни вместе со всем комплексом мер по формированию «нового быта» была важнейшим элементом советской модернизации, трактовавшейся современниками как процесс создания социалистической индустрии и нового общества. В рамках этих усилий власть формировала собственную «кулинарную политику».

2. Подход власти к вопросам повседневной жизни постепенно становился более прагматическим, преодолевал первоначальный радикализм. Ориентация на последовательное коллективистское переустройство всех сторон быта сменилась курсом на сочетание новых практик с использованием традиционных институтов, прежде всего – семьи. Это отражало общую эволюцию советского государства от революционной диктатуры, опиравшейся на активное участие масс в политике, к системе централизованно-бюрократического правления.

3. Кулинарная политика советской власти была направлена на:

  • стандартизацию рецептуры и кулинарных практик общества;
  • внедрение в рацион населения индустриально произведенных продуктов;
  • преодоление сословно-классового деления общества, что вело к унификации, демократизации питания и упрощению рецептов, распространению технологий, позволяющих готовить пищу быстро, из наиболее простых, дешевых и общедоступных продуктов.

4. Последовательно осуществленная кулинарная политика привела в конце концов к созданию советской кухни с собственными традициями питания, стандартами и нормами.

5. Специфика централизованной советской системы управления делала неизбежным влияние личных качеств руководителя на целый ряд аспектов проводимого курса. В пищевой промышленности роль лидера сыграл А.И. Микоян. Деятельность Микояна на посту наркома продовольствия (1934–1938) может быть рассмотрена как пример доминирования вкуса одного человека в условиях тоталитарной системы, когда единственным критерием вкуса становятся личные пристрастия руководителей.

6. В процессе формирования новых культурных норм важную роль играли отдельные предприятия, коллективы которых должны были послужить образцом для советского рабочего класса в целом. Московский мясокомбинат им. Микояна сыграл такую роль для пищевой промышленности СССР.

7. «Книга о вкусной и здоровой пище» отразила основные черты не только советской кулинарной политики, но и культурной политики, идеологических и даже эстетических подходов, характерных для того периода. Она оказалась своеобразной утопией, на основании которой советский человек получал представление о новой жизни. Книга очень четко фиксирует поворот, произошедший к 1930-м годам: от лозунга «Долой кухонное рабство!» к возрождению семейного очага, хотя и в новых социально-культурных формах.

Книга предполагает не просто принятие имеющейся социальной реальности в качестве естественной данности, но и активное участие своего читателя в воспроизводстве, развитии и конструировании этой реальности.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас