22 posts in this topic

Уважаемые форумчане, есть в сборнике кабардинских сказок, записанных Зауром Налоевым со слов сельских стариков в 1950-1960-е годы, одна с главным персонажем по имени "Медон". Имя странное, встречается разве что в "Илиаде".

http://mifolog.ru/mythology/item/f00/s02/e0002153/index.shtml

тот, которого пощадил Одиссей

http://esseclub.narod.ru/Myths04/Medont.html

сын царя Локриды Оилея, сводный брат Аякса или ликиец, спутник Гектора.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%E4%EE%ED%F2_%28%F1%FB%ED_%CA%EE%E4%F0%E0%29

о том, который правил Афинами

Если исключить случайность этого имени и предположить его аутентичность сюжету (весьма специфическому, жаль, что я не разбираюсь в типологии сказок, чтобы его кратко охарактеризовать) - кто-нибудь сталкивался с мифологическими сюжетами с использованием этого имени?

Share this post


Link to post
Share on other sites

В романе Бульвер-Литтона "Последние дни Помпей" был старый раб Medon. Не исключено, что это игра слов - автор мог просто сложить слова Me done. Довольно увесистую ветку на НГ я не учитываю, ибо Вы о ней и так знаете.

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Имя странное, встречается разве что в "Илиаде".

А если что-то нартское?

Типа Сырдона?

Какие функции Медона в сказках? Встречаются ли там персонажи из нартского эпоса?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вы имеете в виду "индоиранский корень" -дон? В эпосе не встречал, а сказка - это сказка, там сюжет сказочный, с нартским параллелей не увидел, хотя по сюжетным деталям они есть - дальнее путешествие, смерть-воскрешение, какие-то супер-пупер преодоления, а особенно орел, хотя и не выклевывающий сердце. Я тогда запощу сюда краткий пересказ сказки, прошу прощения за многобуков.

Сказка называется "Медон и Нэт1асэ" ("милая глазу"? "посаженная на лоб"? суженая? - это о его возлюбленной).
Жили были муж-жена с одним сыном и тремя-четырьмя дочерьми.
Сына звали Медон. Очень был красив. Подходящую пару ему не могли подобрать. Тогда отец сел на коня, весь круглый мир объехал, но невесты подходящей не нашел и вернулся. Послал самого Медона, оконь, дал год сроку, "не найдешь - на первой встречной женю".
7 дней-7 ночей дорога, выезжает МЕдон на берег реки, у которой другого берега не видно. Три дня и ночи через неё на коне переплывает, потом столько же спит, когда собирается перекусить, появляется старичок, он его кормит, тот спрашивает "какие цели преследуешь?", Медон рассказывает, старичок отправляет его вверх по течению 7 дней-ночей ехать, там у полхолма старшего брата его МЕдон мол встретит.Там история повторяется, только холм уже круглый у следующего брата. (Еда после испарения старичков оказывалась нетронутой).
Третьего старичка он встречает там где совпадают два рукава реки. Тот его отправляет на самый её верх, где она едва видна, там он входит в круглый лес (3 дня и ночи добиравшись) , истоком реки оказывается маленькое озерко, на заре с востока прилетаеют три голубя, оборачиваются красными девицами, лезут купаться, он у самой красивой оперение крадет пока плескаются, старшие сестры напускают на него одна ураган, другая молнии, не выходит, улетают, Нэт1асэ сообщает что знала что он ищет её, но не думала что сюда доберется, облачается в сшитую Медона матерью женскую одежду, везет домой, женится, а когда однажды уснул, ей его родственники, чтоб еще красивее станцевала, дают её оперение. Она и улетает, Медону если нужна, пусть найдет меня со словами. Медон пускается в путь, встречает того же старичка, тот отправляет его к своей сестре, на запад, 7 дней-ночей, на берег реки в два раза больше этой, там Медон переправляется, идет вверх до поворота течения, там в шалаше куропаса встречает бабушку-людоедку с глазами смотрящими в разные стороны. Та его отправляет к старшей сестре, опять где два рукава реки совпадают, только шалаш уткопаса. Медон выскакивает из-за холмика, целует запрокинутые за спину груди красноглазой старухи, и та его поэтому не может съесть, о чем сокрушается, но потом радуется, когда он ей привет передает от родственников. Та сообщает Медону, что Нэт1асэ - младшая дочь, кажется, богини. И отправляет его к крутому Волосатому Холму в ...урочище сына Бога? Не понимаю.
Дорога туда сто лет. Старуха вызывает свистом птиц, из которых парня донести может только Анакъ - огромный орел (в связи такая вот ссылка books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr ... 1.htm?3/21, redikor.ru/molodoj-ostrov-anakom/).
На прощание орел оставил ему перо, чтоб опалив в огне, его вызвал.
Медон пошел, устал, три дня-ночи проспал, когда проснулся, рядом лежала разодетая красотка, предложившая ему себя в супруги. Он назвал её "беспутницей" и отправился прочь. Потом встретил трехглавое чудовище, которое убил, семиголового великана, которого вбил в землю по горло, потом достиг этого Холма, заросшего колючками. находит семейство, знакомится с мамой и дочками, гостит, принятый как зять, потом вся компания, включая супругу его, отправляется "по своему обычаю" в трехмесячный "поход", оставив его развлекаться и заповедав входить в высохшую балку.Ну он все же вошел - там семиголовый великан, прикованный цепями к скале. Напоил того водой, тот сказал, что сватался к одной из дочерей, но те его приковали. Медон стал его подкрамливать, но тот в итоге разорвал цепи и умчался, схватив Нэт1асэ. Те сообщили что это был самый злой их враг, ну он за ним и отправился.
Тот тоже жил в каком-то урочище (?) куда надо было оконь ехать тысячу лет, так что МЕдон вызвал Анакъа (тот вообще-то летел так, что земли видно не было). Чтобы пересечь по дороге "поле Гъурдэ", безжизненную пустыню, они захватили с собой семь убитых быков, из чьих шкур сделали семь бочек с водой. Летели год.
Уводит он у дрыхнущего великана Нэт1асэ, сев на коня, а по ходу будит великана его собственный конь - говорящий, гнедой и трехногий.
Трижды великан догонял беглецов, Медона не убивал за три оленьих бедра которыми тот его кормил, в четвертый раз убил.
А на том Поле Гъурдэ весной появлялся ковер зеленой травы, в которой птицы выводили птенцов, а великаны их всех жгли. На двадцатый год на черепе Медона голубь высидела яйца. Чтобы спастись от поджога, она отправляет их за урочище великана, чере 3 дня-ночи там есть лес, в нем бук, из него течет родник, который охраняют сто мужей. Один голубок их отвлекает, два набирают в клювы воды. Оживляют Медона. Тот застает жену в отсутствие ушедшего в поход Великана (у него она рабыней-служанкой), живет с ней месяц. Она его прячет, а вернувшегося Великана разводит на рассказ о том, где живет баба-яга у которой можно разжиться таким же трехногим чудо-скакуном. Медон скакуна добывает через услужение, с помощью орла, чьих детенышей спас от змеи, увозит суженую, гонящегося за ними великана его собственный избиваемый им скакун по совету братца, который под Медоном, сбрасывает на половине моря, которое они вплавь переплывали. Всё вкратце.
thd-shrks.narod.ru/taurughisha.htm

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сюжет, что называется, "бродячий" - поиск невесты.

С такими деталями сюжета есть и русские, и китайские, и турецкие сказки.

Предполагаю, что сюжет с именами "прибрел" с востока, из Ирана - например, "медон" - похоже на отглагольное "донистан" (знать). Например, "медонам" (я знаю). Птица с именем Анка тоже "доставляет" - например, есть такая в мусульманской мифологии.

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, у турок иранский Симург превращается в Симуранку - видимо, вследствие контаминации с образом птицы Анка из мусульманской мифологии.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, у турок иранский Симург превращается в Симуранку - видимо, вследствие контаминации с образом птицы Анка из мусульманской мифологии.

по Вашей ссылке

Анка — это род огромных птиц из арабо-мусульманской мифологии.

Образ гигантских птиц, безусловно, не уникален в мировом мифологическом пространстве. Огромные пернатые широко известны и обычно являются положительными героями, которые противопоставляются всевозможным чудовищам и хтоническим тварям. Так, гаруды враждуют с нагами, громовые птицы — с мичибичи и прочими рогатыми змеями... Так же великанские птицы могут быть царями всех птиц как Симург, а могут быть простыми, хоть и большеразмерными, представителями орнитологического ряда как птица Рух.

Так вот анки — это арабская и, по всей видимости, еще домусульманская версия такого образа. "Домусульманским" его происхождение следует признать вопреки распространенной идее о том, что птиц анка создал сам Аллах. Сопричастность всевышнего их возникновению, очевидно, возникла по логике "раз нельзя запретить, значит, нужно возглавить". Новые религии достаточно часто своих предшественников делают не демонами, а подчиненными себе персонажами. Очень преуспел в этом, например, тот же буддизм с теми же нагами.

Но вернемся к анкам. Говорят, что поначалу они были созданы "совершенными" и вили гнезда на горе Каф (это где-то на Кавказе) (*). Анка описывалась как огромная птица, способная поднять слона и живущая около 1700 лет (*). Также считалось, что анки благоволят людям — по поверью, человеку, на которого падала ее тень, суждено было в будущем стать царем.

Однако позже анки стали враждебны человеку, стали натуральным бедствием для людей. Мусульманская версия развития событий связывает этих птиц с упоминаемым в Коране народом асхаб ар-расс, который был спасен пророком Ханзалой, уничтожившим птиц-анк. Впрочем, в некоторых вариантах предания указывается, что анки не исчезли полностью, просто встречаются крайне редко (2: с.50). Оно и правильно — наглядно продемонстрировав на себе могущество Аллаха, анки могут следовать в след за сделавшим свое дело мавром. А на тот случай, если все-таки о них кто чего помнить будет, то можно и оговориться, что Аллах в милости своей уничтожил их не всех. Некоторые предания утверждают, что во время династии Фатимидов (X-XII века н.э.) анки нередко содержались в зоологических садах халифов.

А что сейчас стало с анками — неизвестно... Может, оно и к лучшему.

P.S. Исследователи отмечают, что образ анка (или анки?) сходен с птицами феникс, обитавшими, как считали античные авторы, в аравийской пустыне. Кроме того, мусульманская традиция отождествляла анк(-ов?) с уже упоминавшимися выше Симургом в иранской и Гарудой в индийской мифологиях (2: с.50).

Однако термин "мусульманская мифология" меня все же несколько смущает)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Он, однако, существует:

Анка (canka), в мусульманской мифологии род птиц, созданных аллахом поначалу совершенными, но затем ставшими бедствием для людей. Предание связывает Анка с упоминаемым в Коране народом асхаб ар-расс, который был спасен пророком Ханзалой, уничтожившим птиц. В некоторых вариантах предания указывается, что Анка не исчезли полностью, но встречаются крайне редко. Анка сходны с птицами феникс, обитавшими, как считали античные авторы, в аравийской пустыне. Мусульманская традиция отождествляла Анка с симургом в иранской и Гарудой в индийской мифологии.

Автор этой заметки:
М. Б. Пиотровский

Как говорится, если уж ОН не знает, то что я могу знать по сравнению с ним?

Да и в европейском исламоведении есть такое:

http://en.wikipedia.org/wiki/Islamic_mythology

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну, это проблемы европейского исламоведения) По существу, как Вы считаете - мое мнение такое: если кто-то рассуждает о коранических образах как о мусульманской мифологии, то это одно дело, но вот анки и прочие гаруды - это все таки мифология аравийская, персидская, арабская, восточная, но не мусульманская. Ведь феникс - это не православная мифология, а грифон - не католическая, верно? В религиозных вероучениях таких образов нет. В общем, в данном случае, по-моему мухи должны быть отдельно от котлет))

Share this post


Link to post
Share on other sites

Есть христианская, буддийская и иудаистическая мифология - так же, как и исламская.

Но самое-то главное - корни образа птицы Анка мне лично, из такого набора сведений, не понятны до конца. То ли это синтетический образ на основе доисламских представлений, то ли нововведение самого Мухаммада?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Есть христианская, буддийская и иудаистическая мифология - так же, как и исламская.

Но самое-то главное - корни образа птицы Анка мне лично, из такого набора сведений, не понятны до конца. То ли это синтетический образ на основе доисламских представлений, то ли нововведение самого Мухаммада?

ну, за Коран и Мухаммада я Вам отвечу (прости Господи) - там этого нет

так что это не мусульманская мифология) если кто-то хочет говорить о мусульманской мифологии - то логичнее было бы про отроков в пещере, зуль-карнайна, образы рая и ада, народы самуд, ад и т.д., фирауна, Ису, Моисея и ну и так далее

Share this post


Link to post
Share on other sites

Значит, если предание связывает Анку с кораническим персонажем (коллективным), то это могут быть хадисы из Сунны.

К тому же первоначальный объем Корана, до кодификации его в письменном виде, был намного обширнее. Что-то проверили на иснад - оказалось, проблема в достоверности передачи. И это ушло в Сунну.

А фираун и т.д. - это общие для всех аврамических религий (и, соответственно, мифологий) персонажи.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Значит, если предание связывает Анку с кораническим персонажем (коллективным), то это могут быть хадисы из Сунны.

К тому же первоначальный объем Корана, до кодификации его в письменном виде, был намного обширнее. Что-то проверили на иснад - оказалось, проблема в достоверности передачи. И это ушло в Сунну.

А фираун и т.д. - это общие для всех аврамических религий (и, соответственно, мифологий) персонажи.

Однако в основных хадисах его тоже нет, Анки этого) А уж если бы кто-нибудь откопал что-то. не вошедшее в Коран из "первоначального объема", с упоминанием Анки, то этот Анка сверкал и лучился бы по всему миру в сотнях статей и монографий, ИМХО конечно))

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну, Пиотровский откопал же...

Я посмотрю в печатном издании - какие он ссылки дает.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну, Пиотровский откопал же...

Я посмотрю в печатном издании - какие он ссылки дает.

он на самом деле писал наверно "арабо-мусульманская" мифология. На мой взгляд тоже не корректно, но не совсем то же самое что просто "мусульманская"))

Share this post


Link to post
Share on other sites

он на самом деле писал наверно "арабо-мусульманская" мифология. На мой взгляд тоже не корректно, но не совсем то же самое что просто "мусульманская"))

У меня мифологический словарь есть - лучше взять и посмотреть, что он реально говорил.

Share this post


Link to post
Share on other sites

я смотрел) арабо-мусульманская, но и мусульманская присутствует

"комплекс мифологических представлений, распространённых среди приверженцев ислама"

а вот энциклопедический словарь "Ислам" такими выражениями вроде как не злоупотребляет

Share this post


Link to post
Share on other sites

Богословский и культурологический подходы к вопросу могут и не совпадать :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

ну, если Вы об энциклопедическом словаре "Ислам", то он как раз не богословский, а советско(российско)-востоковедческий)))

они употребляют выражения типа "мусульманская традиция", "мусульманская эсхатология", "распространенные среди мусульман предания" ну и так далее, а вот мифологии я там не встречал мусульманской. Но опять-таки - я это все к тому, что некорректно называть Анака "мусульманской мифологией", потому что ислам здесь ни при чем, вот и всё))

Share this post


Link to post
Share on other sites

Проверил по однотомному словарю - Пиотровский конкретно употребляет термин "мусульманская мифология", и в понятие этой мифологии включен и Адам.

Думаю, дело в том, что Адам в толковании Корана и сопутствующей богословской литературы похож на библейского Адама, но не идентичен ему. Чего стоит только утверждение, что Адам - первый мусульманин, и легенда о его нисхождении на землю на острове Серендиб (отождествляется с Цейлоном).

К сожалению, двухтомного словаря у меня сейчас нет, а в нем более подробно указываются источники, из которых авторы статей брали информацию.

Но, судя по ссылкам в словаре, люди племени асхаб аль-расс подвергались налетам анка, после чего пришел пророк Ханзала и предложил им принять ислам. Люди просили чуда и Ханзала уничтожил анка. Но они не поверили и кинули его в зиндан, за что были уничтожены Аллахом.

Т.е. персонаж все же коранический или из хадисов, как видится.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Нет, это персонаж из преданий и фольклора, просто позже включенный в "мусульманскую картину" мира. При таком подходе можно утверждать что ассоциация Сосрыкъуэ (Сослана) из нартского эпоса с Соломоном-Сулейманом - это "мусульманская мифология", но Коран и хадисы, как и в случае с Анкой, здесь ни при чем.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну, все вопросы к Пиотровскому...

Я, как говорится, обратил внимание на сходство имени орла из сказки с птицей анка :)

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now