Gurga

Бродячие сюжеты в летописях

68 posts in this topic

О деятельности Ольги знают все, читавшие хотя бы школьный учебник. Вернее думают, что знают. Все русские и иностранные источники о ней введены в научный оборот и цитируются уже двести лет.

Княгиня Ольга была язычницей или не язычницей?

ПВЛ:

Ольга же, раздав воинам – кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И, когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись – где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.

Ола – огненная жертва, в иудаизме один из пяти видов жертвоприношений. Жертва сжигается полностью.

«Это — ола на огне, на жертвеннике, всю ночь до утра» намекает на вечернюю молитву.

И жечь необходимо «всю ночь», то есть, все дурные и темные мысли, возникающие, как правило, ночью. И когда постигающая душа сожжет ночью все свои отвратительные мысли и страсти, она увидит «утро», то есть, жизнь Будущего мира, которую символизирует свет зари, предвещающий появление солнца.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Считается, что этот сюжет с воробьями и голубями всего лишь литературный сюжет.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Считается, что этот сюжет с воробьями и голубями всего лишь литературный сюжет.

Возможно. Но в сюжете Ольга начала жечь древлян в сумерки. Очевидно, пожар был всю ночь. Ола налицо.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Возможно. Но в сюжете Ольга начала жечь древлян в сумерки. Очевидно, пожар был всю ночь. Ола налицо.

Напомните пожалуйста в какое время года было это событие?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Напомните пожалуйста в какое время года было это событие?

Вроде бы в конце лета. А что?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вроде бы в конце лета. А что?

Я конечно не орнитолог (хотя знакома с одним профессором оргнитологии :D ) но птицы возвращаются в гнезда обычно или вечером или когда туда возвращаются птенцы...( а птенцы всегда возвращаются вечером!)

Попробуйте заставит птицу с горящим хвостом лететь в гнездо!

(был по-моему проделан такой опыт. птицы в гнездо не полетели)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Я конечно не орнитолог

Я тоже не орнитолог, но в конце лета воробьи под стрехами уже не гнездятся, а птенцы к этому времени уже становятся взрослыми птицами...

А голубей во время осады древляне давно б уже съели.

Зачем летописцу тогда понадобилась эта байка?

Edited by Gurga

Share this post


Link to post
Share on other sites

Летописец тоже не орнитолог :D

А вообще получается, что городские птицы и спять где-то в черте города...ну не летают же они по ночам.

Share this post


Link to post
Share on other sites
А вообще получается, что городские птицы и спять где-то в черте города...ну не летают же они по ночам.

Городские птицы спят действително в черте города, потому что в городе и питаются. А если в осажденном городе есть нечего? Птицы по-просту улетят.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Считается, что этот сюжет с воробьями и голубями всего лишь литературный сюжет.
"Бродячий сюжет" раннего Средневековья :)
VI
Когда Харальд приплыл на Сикилей, он воевал там и подошел вместе со своим войском к большому городу с многочисленным населением. Он осадил город, потому что там были настолько прочные стены, что он и не помышлял о том, чтобы проломить их. У горожан было довольно продовольствия и всего необходимого для того, чтобы выдержать осаду. Тогда Харальд пошел на хитрость: он велел своим птицеловам ловить птичек, которые вьют гнезда в городе и вылетают днем в лес в поисках пищи. Харальд приказал привязать к птичьим спинкам сосновые стружки, смазанные воском и серой, и поджечь их. Когда птиц отпустили, они все полетели в город к своим птенцам в гнезда, которые были у них в крышах, крытых соломой или тростником. Огонь распространился с птиц на крыши. И хотя каждая птица приносила немного огня, вскоре вспыхнул большой пожар, потому что множество птиц прилетело на крыши по всему городу, и один дом стал загораться от другого, и запылал весь город. Тут весь народ вышел из города просить пощады, те самые люди, которые до этого в течение многих дней вызывающе и с издевкой поносили войско греков и их предводителя. Харальд даровал пощаду всем людям, кто просил о ней, а город поставил под свою власть.

Сага о Харальде Суровом
(Haralds saga harрrбрa)
Снорри Стурлусон "Круг земной..."

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ольга справила тризну. Но разве она трижды мстила?

Не три, а пять раз! Что соответствует пяти видам жертвоприношений в иудаизме.

Минха (хлебное приношение) - приносилась либо как самостоятельное жертвоприношение, либо вместе с возлиянием вина дополняла собой жертву всесожжения; остатки жертвы, которые не сжигались, предназначались священникам. (Баня)

Ашам (жертва повинности) – за небрежное поведение на территории святилища; жертва человека, который нанёс ближнему ущерб, а затем раскаялся и возместил его; жертва за прелюбодеяние с обручённой рабыней (Ладьи)

Шламим (мирная жертва) - Ритуал был похож на ритуал принесения жертвы всесожжения, с той лишь разницей, что сжигалось не все животное. После того как Господу было отдано самое лучшее, начиналась трапеза, во время которой жертвователь и его родственники ели мясо жертвенного животного. Эта совместная трапеза была одновременно радостным праздником примирения. (Пир)

Хатат (жертва за грех) - жертва наивысшей святости, которую приносили во искупление непреднамеренных проступков. Животное закалывали, кровь должна была стечь, кровью кропили,… шкуру, мясо и внутренности жертвенного животного следовало вынести на чистое место за пределами стана и там сжечь. (Битва)

Ола (жертва всесожжения) – огненная жертва; идея примирения отступала на второй план. Жертва сжигается полностью. (Искоростень)

Ай да Оля, ай да сукина дочь!

Share this post


Link to post
Share on other sites
Ольга справила тризну. Но разве она трижды мстила? Не три, а пять раз! Что соответствует пяти видам жертвоприношений в иудаизме.
Сюжет с Искоростенем явно вымышленный ;)

Выходит, что Ольга мстила не считая, и не оглядываясь на чуждые и незнакомые ей иудейские традиции. А вот монастырский летописец XI столетия, хорошо знакомый с библейскими текстами, мог сочинить нечто подобное. Библейских параллелей и цитат в ПВЛ полно ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Сюжет с Искоростенем явно вымышленный

Можно считать все сюжеты вымышленными:

- сжигание женихов в бане (Сигрид Гордая)

- закапывание в ладье (обычный похоронный обряд)

- резня сватов на пиру (былина Дунай-сват)

- битва (обычная битва)

- поджог города с помощью птиц (Сага о Харальде Суровом)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Можно считать все сюжеты вымышленными...
Гибель князя Игоря не вымышленная - о ней были хорошо осведомлены современники событий ;)

Иоанн Цимиский - князю Святославу - о гибели князя Игоря:

Не упоминаю я уж о его [дальнейшей] жалкой судьбе, когда, отправившись в поход на германцев, он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое.

Лев Диакон "История. Книга шестая"

http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Diakon_L/frametext6.htm

Таким образом - месть Ольги должна была состояться - по обычаям того времени. И она состоялась. А народная молва прибавила Ольге "подвигов" ("бродячих сюжетов"). ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Таким образом - месть Ольги должна была состояться - по обычаям того времени. И она состоялась. А народная молва прибавила Ольге "подвигов" ("бродячих сюжетов").

Сигрид Гордая тоже мстила, но ее месть не идёт ни в какое сравнение с местью Ольги.

Изощренная месть или пятикратное жертвоприношение? Жертвоприношения у иудеев, судя по википедии, сопровождаются сжиганием части жертвы или полным сжиганием:

- сжигание женихов в бане (сжигание)

- закапывание в ладье ()

- резня сватов на пиру (последующее сжигание тел убитых)

- битва (сжигание погибших воинов)

- поджог города с помощью птиц (всеобщее сжиганиие)

Причем летописец вкладывает в уста кн.Ольги слова: "мстила три раза, больше мстить не буду..." Число "три" священное число для христиан, но не для язычников. На самом деле к этому моменту она уже четырежды "мстила" и тут же сожгла Искоростень. То есть, летописец хочет, чтобы читатель считал ее христианкой.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Можно считать все сюжеты вымышленными:

...

- битва (обычная битва)

Вот именно :) обычная битва. Что же здесь вымышленного?
(сжигание погибших воинов)
Обычный погребальный обряд славян, балтов, руси и отчасти скандинавов (в "эпоху викингов").

Gurga, не считаете же вы любое погребение по обряду трупосожжения жертвоприношением иудеев? :blink:

Share this post


Link to post
Share on other sites
не считаете же вы любое погребение по обряду трупосожжения жертвоприношением иудеев?

Не в данном случае.

Месть Ольги преподносится, как тризна по убитому мужу. Задумывала так Ольга, видите ли. Всех переклюкала: сначала сожгла сватов в баньке, очередным сватам наплела, что первые где-то обитают, потом древлянам сказала, что сваты на подходе...

В жертвоприношениях иудеев есть интересные моменты: в жертву приносят самцов. В огненной жертве ола возможна замена самцов на голубей, причем неважно это голубь или голубка. :cool:

Edited by Gurga

Share this post


Link to post
Share on other sites
Месть Ольги преподносится, как тризна по убитому мужу. Задумывала так Ольга, видите ли. Всех переклюкала: сначала сожгла сватов в баньке, очередным сватам наплела, что первые где-то обитают, потом древлянам сказала, что сваты на подходе...

По свидетельствам современников - при погребении знатного русина сжигали с его имуществом.

Ольга сделала что-то не так?

сожгла древлян (подданных великого князя) в бане.

сожгла Искоростень (град подданных великого князя).

В жертвоприношениях иудеев есть интересные моменты...

Иудейские и библейские сюжеты в "Повести временных лет" весьма наглядно представлены здесь:

http://svitoc.ru/index.php?app=downloads&showfile=186

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Можно считать все сюжеты вымышленными:

- сжигание женихов в бане (Сигрид Гордая)

- закапывание в ладье (обычный похоронный обряд)

- резня сватов на пиру (былина Дунай-сват)

- битва (обычная битва)

- поджог города с помощью птиц (Сага о Харальде Суровом)

 

Сага об Олаве Трюггвасоне Глава 43

  В тот же вечер приехал туда другой конунг. Его звали Виссавальд с востока из Гардарики. Он приехал свататься к ней. Конунгов и всех их воинов поместили в большой и старой зале. В соответствии с этим было все убранство залы. И вечером не было там недостатка в питье таком крепком, что все были сильно пьяны, и стражи внутри и снаружи дома заснули. Тогда велела королева Сигрид напасть на них в эту ночь с огнем и мечом. Сгорела там зала и те люди, которые находились внутри, а те, кто выбрался наружу, были убиты. Сигрид сказала, что так она отучит мелких конунгов приезжать из других стран для того, чтобы свататься к ней. С тех пор ее стали звать Сигрид Гордая. За год до этого была битва с Йомсвикингами.

(Перевод Т.Н. Джаксон по IF. XXVI. 287-289)

 

Виссавальд из Гардарики скорее всего Вышеслав Владимирович на момент сватовства 19 лет, чем Всеволод Владимирович на то время 11 лет. Но не суть и тот и другой сыновья Владимира Святого - внука Ольги.

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

О взятии Ольгой Искоростеня:

"Когда Харальд приплыл на Сикилей, он воевал там и подошел вместе со своим войском к большому городу с многочисленным населением. Он осадил город, потому что там были настолько прочные стены, что он и не помышлял о том, чтобы проломить их. У горожан было довольно продовольствия и всего необходимого для того, чтобы выдержать осаду. Тогда Харальд пошел на хитрость: он велел своим птицеловам ловить птичек, которые вьют гнезда в городе и вылетают днем в лес в поисках пищи. Харальд приказал привязать к птичьим спинкам сосновые стружки, смазанные воском и серой, и поджечь их. Когда птиц отпустили, они все полетели в город к своим птенцам в гнезда, которые были у них в крышах, крытых соломой или тростником. Огонь распространился с птиц на крыши. И хотя каждая птица приносила немного огня, вскоре вспыхнул большой пожар, потому что множество птиц прилетело на крыши по всему городу, и один дом стал загораться от другого, и запылал весь город. Тут весь народ вышел из города просить пощады, те самые люди, которые до этого в течение многих дней вызывающе и с издевкой поносили войско греков и их предводителя. Харальд даровал пощаду всем людям, кто просил о ней, а город поставил под свою власть..."

---

Сага о Харальде Суровом

Харальд Суровый участвовал со своим отрядом в сицилийском походе византийской армии Георгия Маника в 1036-1040. Вставка о сожжении Ольгой Искоростеня появилась после редакции ДКС Никоном Великим в 1073 (см. Шахматов. Разыскания)

Здесь, считаю, заимствование возможно, но Сага о Харальде полна мелких уточнений, что возможно лишь при редакции. Так что именно здесь вероятность заимствования 50:50.

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites
Харальд Суровый участвовал со своим отрядом в сицилийском походе византийской армии Георгия Маника в 1036-1040.

Рассказ о сожжении города на Сицилии мог быть включен в сагу о Харальде Суровом только после его гибели в 1066 г. При его жизни рассказчики не могли приписать Харальду деяние княгини Ольги. Это могло быть расценено самим Харальдом, как насмешка (со всеми вытекающими "суровыми" последствиями для рассказчика).

 

Т.е. этот "бродячий сюжет" попал в ПВЛ и сагу примерно в одно время:

 

в 1073
Edited by George
1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Далее, вернее перед легендами об Ольге, находим сходство поздней легенды о смерти Олега с "Сагой об Одде-Стреле":

"Сказав это, Гейдр запела какую-то таинственную песню.

— Вот, что это значит, Одд, — объяснила она. — Ты достигнешь гораздо большей старости, чем все другие люди, — проживешь ты целых триста лет, и объездишь много земель и морей, и всюду, куда ни приедешь, слава твоя будет только расти. Пути твои идут по всем странам, но умрешь ты в Беруръюдри. Стоит здесь в конюшне конь серой масти, с длинной гривой, и череп этого коня причинит тебе смерть...

Спустя недолгое время, Одд позвал с собою Асмунда и пошли они туда, где стоял конь. Накинули они на него узду и повели его с собою в долину. Там вырыли они яму, глубиною почти в два человеческих роста, и убив коня, бросили его туда. Дотом завалили молочные братья эту яму такими большими камнями, какие только были им под силу, и насыпали еще сверху много мелких камней и песку, так что над могилой коня образовалась высокая насыпь. И сказал тогда Одд:

— Не может исполниться теперь предсказание колдуньи о том, что конь этот причинит мне смерть.

Совершив все это, вернулись они домой...

Пошел Одд со своими людьми туда, где было селенье, и рассказывал он им, где стоял прежде каждый дом: это было такое маленькое селенье. Проводил он их и на то место, где было у него с Асмундом их стрельбище. Проводил их Одд и туда, где учились они плавать, и рассказывал им, как все это было. Там, где прежде был прекрасный ровный откос, нанесло теперь ветром много земли. Одд сказал:

— Уйдем отсюда с нашими людьми, здесь нечего смотреть: мучит мне душу предчувствие, что я сгорю в Беруръюдри.

После этого стали они поспешно спускаться вниз среди кучами валявшихся камней, мелкого кустарника и нанесенной земли, и в то время, как они шли по извилистой тропинке, Одд ушиб обо что-то ногу и остановился.

— Обо что это ушиб я ногу? — сказал он.

Стал он раскапывать землю копьем, и все они увидали, что это был череп коня. Выползла оттуда змея, поползла она к Одду и ужалила его в ногу пониже щиколотки. От яда ее сделалась в ноге сильная боль и распухла вся нога и бедро.

Когда увидел это Одд, велел он людям своим вести себя вниз на берег моря, и когда они пришли туда, он сказал:

— Ну, теперь подите и вырубите мне каменную гробницу, а некоторые из вас пусть посидят здесь со мной и вырезают руны, записывая песню, что сложу я тут на память своему потомству на будущие века.

И стал он слагать песню, а они вслед за ним стали вырезать руны.

— Разумным людям много можно будет порассказать о моих странствиях; это же странствие будет последним. Прощайте! Торопитесь спуститься вниз и сесть на свои корабли; я же должен остаться здесь. Отвезите добрый привет Сикильзиф и нашим сыновьям: я больше уже не вернусь туда.

Умер Одд, и, как говорят старые люди и мудрое предание, в старости своей был он самым могущественным человеком из всех людей, равных ему по рождению.

---

http://norse.ulver.com/src/forn/orvarodd/ru1.html

Share this post


Link to post
Share on other sites

Казалось бы вот оно 1:1. Ан, если бы не Александр Сергеевич с "Песней о Вещем Олеге" так и не узнали бы мы "подробности" смерти Олега, ведь в ДКС об этом кратко:

"Иде Ольгъ Новугороду и отътуда за море, и уклюну и змия въ ногу, и съ того умьре.".

--------

Древнейший Киевский свод 1039 года вв редакции 1073 года.

"По саге, ее герою, норвежцу Одду, вещунья предсказывает смерть от змеи, которая выползет из черепа его собственного коня, по имени Факси. Одд убивает коня, но по истечении многих лет, после всяких похождений и подвигов в дальних странах, он, уже будучи стариком, вместе со своими товарищами посещает те места, где жил в молодости; при этом он уверен, что пророчество о его смерти у себя на родине не сбудется. Он спотыкается о конский череп и ударяет по нему копьем; из черепа выползает змея, от укуса которой Одд и умирает.

Издатель и исследователь саги об Орвар-Одде Р. Бур справедливо отмечает несообразность в этом месте саги, указывающую на сравнительно позднюю форму, в которой оно дошло до нас: убив коня, Одд считает себя в безопасности, между тем как вещунья предсказала ему смерть от змеи, скрывающейся в черепе коня; следовательно, для устранения опасности убить коня было еще недостаточно. По мнению Бура, русское летописное предание точнее передает это сказание в его более первоначальном виде.."

----

Е.А.Рыдзевская К ВОПРОСУ ОБ УСТНЫХ ПРЕДАНИЯХ В СОСТАВЕ ДРЕВНЕЙШЕЙ РУССКОЙ ЛЕТОПИСИ

Edited by Алексей Макаревич

Share this post


Link to post
Share on other sites

Рассказ о сожжении города на Сицилии мог быть включен в сагу о Харальде Суровом только после его гибели в 1066 г. При его жизни рассказчики не могли приписать Харальду деяние княгини Ольги.

Вы забываете, что сам поход был византийский и его события описывали византийские историки вне зависимости от годов жизни Харальда. Никону у греков куда проще было этот сюжет позаимствовать.

Edited by Алексей Макаревич

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересно, что сюжет о сожжении города птицами, полученными в качестве дани о жителей, фигурирует и среди деяний Чингис-хана в "Алтан Тобчи" Лубсан Данзана (XVII в., но автором при работе над текстом был использован фольклорный материал, который может быть намного старше).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now