Суйко

Как написать курсовую работу

3 сообщения в этой теме

Курсовая работа.

Несколько этапов.

1. Выбор темы. Тема должна быть интересна.

2. Курсовая работа – самостоятельное исследование. Объем 30-35 печ. листов. – 2 п.ч.

3. Первая структурная часть – это введение (10% работы- 3 стр.).

Первоначально пишется черновой вариант, т.к. окончательный вариант введения пишется в конце всей работы, после глав и заключения.

1. Во введении актуальность темы должна быть убедительно обоснована.

Тема должна быть актуальна с точки зрения современного состояния науки. Показывается, что эти исследования являются приоритетными.

Актуальность можно обосновать аргументами социального плана, с точки зрения накопившихся социальных проблем.

Надо искать параллели в современности, в современной политической и социальной действительности. Надо попытаться показать, как исторический опыт решения тех или иных проблем может помочь в современных преобразованиях. Но делать это нужно немногословно и корректно, в границах здравого смысла и научной эстетики.

Кроме того, можно показать насколько важно исследование данной проблемы и с точки зрения ситуации в науке, и с точки зрения состояния общества.

2. Степень разработанности темы в научной литературе. Здесь необходимо привести названия основных источников (монографии, статьи, публикации), охарактеризовать сложившиеся подходы и методы, отметить и оценить индивидуальный вклад в разработку проблемы различных ученых. Вместе с тем следует показать, что еще осталось неразработанного в теме, так чтобы было понятно, с какой целью лично вы за нее беретесь. Что является относительно «белым пятном». Какой вопрос нуждается в корректировке, на Ваш взгляд.

Цель Вышей работы будет вытекать из того, что является неисследованным. Вы как бы оглядываетесь и показываете читателю фронт работ и намечаете участок для своей собственной научной деятельности.

Подача материалов в этом разделе введения может осуществляться двумя путями: либо в хронологическом порядке, начиная с концепций, появившихся раньше всех других по времени, и кончая наиболее современными; либо в логическом порядке, диктуемом логикой развития научного исследования темы, и тогда хронологический порядок может быть нарушен. Обычно логический порядок предпочтительнее, поскольку лучше работает на общее раскрытие темы.

Будьте осторожны и не делайте опрометчивых заявлений о том, что до вас данная тема никем и никогда не исследовалась.

3. Далее вы переходите в формулированию цели и задач исследования. Формулировка цели должна логически вытекать из обрисованной вами выше сложившейся в науке ситуации по теме. В этом месте для себя вы определяете некую проблему. Сказав, что и как в этом направлении сделано другими, вы тем самым уже подошли к вопросу о том, что необходимо делать дальше, в частности, что именно собираетесь сделать вы сами. Отсюда следует конкретная цель, которую вы перед собой ставите.

Формулировка цели должна быть максимально четкой и краткой, а также полной и логически корректной.

Вы ставите цель: изучить;

раскрыть;

определить;

выявить;

проанализировать.

Сформулированная общая цель исследования составляет его стратегию, и потому требует постановки конкретных тактических задач.

В отличие от цели, которая одна, задач должно быть несколько. В совокупности они образуют общую тактику реализации поставленной цели, а по отдельности представляют собой последовательные шаги продвижения к ней.

Фактически основная часть текста работы (обычно 2-4 главы) – это постепенное решение поставленных задач. Поэтому как правило формулировки задач совпадают или почти совпадают с названиями глав и параграфов основной части курсовой работы. Задачи подаются во введении в форме перечисления.

Обязательным требованием к тексту введения является указание методов, которыми пользовался автор. Их можно просто перечислить: сравнительно-исторический, систематизации, логические методы мышления: дедукция (рассуждение от общего к частному) и индукция (от отдельных частных фактов к общим выводам).

В конце введения обычно характеризуется общая структура работы, то есть перечисляются по порядку ее элементы.

4. Содержание основной части работы диктуется требованиями темы. Принципиально важно соблюдать субординацию общей темы работы, названий глав и параграфов. Названия параграфов должны быть сформулированы так, чтобы не выходить за пределы, очерченные названием объединяющей их главы. То же самое можно сказать о названиях глав по отношению к теме всей работы.

Короче говоря, тема должна быть шире названий отдельных глав, а название главы – шире названий каждого из входящих в нее параграфов.

Общее содержание основной части должно соответствовать теме исследования и служить ее исчерпывающим раскрытием. Изложение следует строить так, чтобы оно выглядело аргументированным, подаваемые суждения – взвешенными, логическая канва – продуманной.

В главах и параграфах выделяются отдельные конкретные сюжеты, освещаемые в хронологической последовательности. В конце глав и параграфов формулируются выводы и обобщения, являющиеся результатом собственного анализа фактического, статистического и другого материала.

Научный текст.

Для научного текста характерен формально-логический способ изложения, подчиняющий себе все используемые автором языковый средства. Изложение такого рода должно быть целостным и объединенным единой логической связью, поскольку преследует единую цель – обосновать и доказать ряд теоретических положений.

В научном тексте является лишним и ненужным все то, что прямо не работает на реализацию цели: выражение эмоций, художественные красоты, пустопорожняя риторика. Однако научный текст не должен быть сухим и неэстетичным.

Научный текст красив, когда он максимально точен и лаконичен (не зря говорят – краткость – сестра таланта), его изящество- не художественной, а интеллектуальной природы (это изящество аргументации, доказательств).

Ключевые слова научного текста – это не просто слова, а понятия. Когда вы пишите, пользуйтесь понятийным аппаратом, то есть установленной системой терминов, значение и смысл которых должен быть для вас не расплывчатым, а четким и ясным.

Научная речь предполагает использование определенных фразеологических оборотов, слов-связок, вводных слов, назначение которых состоит в том, чтобы показать логическое соотношение данной части изложения с предыдущей и последующей или подчеркнуть рубрикацию текста.

Так, вводные слова и обороты типа «итак», «таким образом» показывают, что данная часть текста служит как бы обобщением изложенного выше.

Слова и обороты «следовательно», «отсюда следует, что…» свидетельствуют о том, что между сказанным выше и тем, что будет сказано сейчас, существуют причинно-следственные отношения.

Слова и обороты типа «вначале», «во-первых», «прежде всего», «наконец», «в заключение сказанного» указывают на место излагаемой мысли или факта в логической структуре текста.

Слова и обороты «однако», «тем не менее», «впрочем», «Между тем» выражают наличие противоречия между только что сказанным и тем, что сейчас будет сказано.

Обороты типа «рассмотрим подробнее…» или «перейдем теперь к…» помогают более четкой рубрикации текста, поскольку подчеркивают переход к новой невыделенной особой рубрикой части изложения.

Грамматика научной речи характеризуется присутствием в тексте большого количества существительных, выполняющих функцию абстрактных понятий, и отглагольных существительных, выражающих процессуальный характер описываемого, например, исследование, рассмотрение, подтверждение…

Синтаксис научного текста отличается обилием сложных предложений. Показателем культуры научной речи и профессионализма исследователя является высокий процент в тексте сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Установившаяся традиционно форма подачи научного текста предполагает максимальную отстраненность от изложения личности автора с его субъективными предпочтениями, индивидуальными особенностями речи и стиля, эмоциональными оценками. Такой эффект отстраненности, безличного монолога достигается рядом синтаксических и стилистических средств – например, использованием безличных и неопределенно-личных конструкций с краткими страдательными причастиями типа «выявлено несколько новых принципов», ведением изложения от третьего лица.

Кроме того, особенностью современного научного текста является почти полное исключение из употребления личного местоимения первого лица единственного лица – «я». Там, где автору нужно назвать себя в первом лице, используется местоимение множественного числа – «мы». Образуются конструкции типа «мы полагаем», «нам представляется», «по нашему мнению».

5. Заключение (объем от 5 до 10% текста в целом). Как структурный элемент работы, выполняет важнейшую функцию Здесь нужно четко сформулировать и последовательно изложить полученные в ходе исследования промежуточные и основные выводы. Текст заключения должен быть написан так, чтобы выводы соотносились с поставленными во введении целью и задачами исследования.

В заключении автор объективно обрисовывает реально достигнутое в результате проделанной работы приращение знания по предмету исследования. Это приращение должно быть полностью и исчерпывающе описано в форме последовательности выводов.

Подводя итог своему исследованию, необходимо перейти к характеристике его научной значимости и возможностей практического применения.

По возможности следует указать пути и перспективы дальнейшего исследования темы, обрисовать задачи, которые еще предстоит решить.

6. Библиография.

7. Приложения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Методы исследования и научного познания при написании курсовой и дипломной работы

При написании курсовой, контрольной или дипломной работы студент должен применить набор различных методов исследования или познания.

Метод представляет собой некоторые действия, которые помогают в достижении цели работы. Современная система методов познания или исследования содержит:

- методы, которые применяются как в науке, так и в прочих отраслях знания,

- методы, которые применяются во всех отраслях и сферах науки,

- специфические методы, применяемые в определенных разделах науки или дисциплинах.

Рассмотрим одну из классификаций методов исследования:

1. Анализ представляет собой расчленение явления или процесса на составные части (некоторые свойства, признаки и т.д.) и их разностороннее изучение. Этот метод исследования, бесспорно, является самым часто используемым при написании курсовых и дипломных работ.

2. Аналогия – это метод научного познания, который основан на сходстве объектов исследования по некоторым признакам. При этом на основании признаков одного объекта выводится заключение о сходстве по другому объекту.

3. Дедукция – метод исследования, при котором по множеству частных признаков делается заключение об общей совокупности исследуемых признаков.

4. Индукция – способ рассуждения, обратный дедукции, то есть от общего к частному.

5. Классификация представляет собой деление изучаемых объектов на несколько отдельных групп в зависимости от какого-либо признака. Данный метод исследования часто используется в гуманитарных науках.

6. Моделирование – создание и исследования копии или модели исследуемого объекта, которая имитирует оригинал. При этом модель должна соответствовать объекту исследования в изучаемых свойствах, но может отличаться по ряду некоторых признаков, что обуславливает удобство модели при исследовании изучаемого признака или объекта.

7. Наблюдение – это метод научного познания, состоящий из действий, направленных на восприятие явлений действительности. При использовании наблюдения получают информацию о свойствах и отношениях исследуемых объектов.

8. Метод обобщения похож на метод дедукции. При применении этого метода научного познания делаются выводы об общих свойств исследуемых объектов.

9. Метод прогнозирования представляет собой заключение о тенденциях развития исследуемого объекта.

10. Синтез наряду с анализом также часто используется при написании курсовых и дипломных работ. Данный метод состоит в соединении некоторых исследуемых признаков или свойств объекта в единое целое.

11. Эксперимент – это испытание изучаемых признаков в и управляемых исследователем условиях.

Представленные выше методы являются наиболее применяемыми в ходе написания курсовой или дипломной работы, однако данный список далеко не исчерпывающий.

Таким образом, описание методологической основы ислдования, проведённого в курсовой или дипломной работе можно представить следующим образом:

Методологической основой исследования в данной курсовой работе послужил диалектический метод научного познания и системный подход. В ходе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как научная абстракция, методы детерминированного факторного анализа, синтеза, методы группировки, прогнозирования и проч.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

При выборе темы курсовой и дипломной работы - впрочем, то же самое во многом относится к магистерской и кандидатской диссертациям - перед молодым исследователем встает довольно непростая задача. Тему нужно выбрать интересную, актуальную и в то же время такую, которая позволит в процессе работы над ней получить как можно больше полезных умений и навыков.

Один из неизбежно возникающих в данной ситуации вопросов - брать широкую, обзорную тему или узкую и глубоко специализированную? Научный руководитель в данном случае не всегда может стать надежным помощникам, поскольку многие коллеги отдают выбор темы целиком на усмотрение студента. Кроме того, среди них существуют приверженцы различных точек зрения.

В реальности среди студентов широко распространены как широкие, так и узкие темы. Многое, конечно, зависит от традиций конкретного факультета или даже кафедры. На нынешнем месте работы мне, например, постоянно приходится сталкиваться с курсовыми, озаглавленными в стиле "Современные проблемы мировой политики". Итак, какие преимущества есть у широких тем?

Во-первых, они приучают студента мыслить глобальными категориями, концентрироваться на наиболее значимых процессах, способствуют развитию широкого кругозора. Кроме того, именно масштабные темы являются в то же время наиболее актуальными и общественно значимыми. Сравните, например, "Особенности участия России в Первой мировой войне" с "Действиями N-ского пехотного полка в ходе Брусиловского прорыва". Если проблема актуальна - она в то же время является дискуссионной, студент сразу учится ориентироваться в научных спорах, знакомится с различными точками зрения, оценивает аргументы сторон. Кроме того, в пользу широкой темы говорит такой немаловажный для студента фактор, как широкая доступность источников и литературы.

И все же широкие темы страдают одним серьезным и, на мой взгляд, решающим недостатком. Студенческая работа, написанная на одну из таких тем, неизбежно будет вторичной и поверхностной. Студент сможет охватить своим вниманием только самую значимую литературу и наиболее известные источники; его точка зрения в таких условиях вряд ли будет оригинальной. И, пожалуй, самое важное - у молодого исследователя закрепится поверхностный взгляд на проблему. Лишенный возможности подробно разобраться во множестве сюжетов, из которых состоит широкая тема, он не научится видеть глубинные факторы, всю сложность и многогранность отдельных явлений, неизбежно будет упрощать и схематизировать события и процессы. Грубо говоря, он, как человек, смотрящий на улицу из окна, будет видеть дорожное движение в целом, но не сможет рассмотреть те детали, из которых сделаны машины, а значит, не поймет природу их движения.

Поэтому лично я являюсь сторонником узких тем. Чем меньше объем изучаемого материала - тем больше шансов у студента разобраться в нем досконально, учесть все факторы, понять все причины событий и явлений. Соответственно, тем больше научная значимость его работы. Только так молодой исследователь сможет разобрать тему по винтикам и понять, какие скрытые, неочевидные, незначительные на первый взгляд вещи могут оказывать влияние на происходящее вокруг. И только вооружившись этим знанием, он в своей дальнейшей научной деятельности сможет качественно справляться с широкими темами. Пока же основная его задача - прикоснуться к настоящей, серьезной науке; а это возможно только в том случае, если, пользуясь аналогией из военного дела, сосредоточить все силы и прорываться на узком участке фронта.

Здесь есть, конечно, одно возражение: взгляд "через микроскоп" чреват тем, что все остальное, более крупное и значимое, может остаться вне поля зрения. Естественно, этого допускать нельзя. Любой небольшой сюжет находится в рамках более широкого контекста, и этот контекст студент должен знать и понимать. Для этого необходимо читать исследовательскую литературу, посвященную широким проблемам, но совершенно не обязательно ее переписывать.

graf_moltke

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас