Суйко

Монастырские библиотеки

5 сообщений в этой теме

Монастырские библиотеки

Создание монастырских библиотек тесным образом связано с историей монастырей, которые в период средневековья были экономическими, политическими и культурными центрами, а, следовательно, играли важную роль в развитии русской культуры и просвещения.

История монастырских библиотек - составная часть духовной культуры и, прежде всего, книжной культуры русского средневековья. Книга донесла до нас сведения об уровне общественного развития в целом и о его особенностях в определенный хронологический период.

Монастырские книгохранилища - это старейшие русские библиотеки. В старину их называли "книгохранительные палаты". На протяжении ряда столетий (до XVII в.) в монастырских и церковных библиотеках был сосредоточен почти весь книжный фонд страны.

Составлялись эти библиотеки в течение длительного времени, постепенно, подобно тому, как строились на Руси сами монастыри. Крупнейшие монастырские собрания Русского Севера известны по названию монастырей, в которых они создавались: Соловецкое, Антониево-Сийское, Николо-Корельское, Красногорское… До 1682 года все они относились к Новгородской епархии.

Библиотека Соловецкого монастыря

Соловецкий монастырь был основан в 1436 г. преподобным Германом, Савватием и Зосимой на островах Белого моря. Уже во второй половине XVI в. он стал крупнейшим политическим центром Севера России. Экономическое положение монастыря также "находилось в состоянии процветания". Собранные в монастыре богатейшие ризница, архив и библиотека говорят о том, что со временем он становится духовным и культурным центром России.

Соловецкую библиотеку можно сравнить по числу томов только с библиотеками трех монастырей: Троице-Сергиева, Кириллово-Белозерского и Иосифо-Волоколамского.

Последним ученым, который видел помещение библиотеки в самом монастыре, был Б.Д. Греков, командированный туда Археографической комиссией в 1917 году для обозрения архива.

Соловецкий монастырь "Библиотека, - писал Греков, - самое благоустроенное учреждение… в монастыре. Начиная с внешнего вида и кончая порядком размещения книг и хранения рукописей, здесь все носит отпечаток заботливости, порядка и особого библиотечного уюта… Железные решетки в окнах дополняют стильную картину большой библиотеки старого культурного монастыря западноевропейского типа". Этот отзыв о монастырской библиотеке, несомненно, говорит о тех библиотечных традициях, которые были заложены со времен ее основания.

История библиотеки

В истории нет точных данных о времени создания библиотеки Соловецкого монастыря. Однако, скорее всего, первоначальное ядро этой библиотеки составляли богослужебные рукописные книги, находившиеся в монастыре со времен первых игуменов Павла, Феодосия, Ионы, св. Зосимы.

Целенаправленное формирование библиотеки было предпринято игуменом Досифеем (до 1483 года), учеником св. Зосимы и основателем Соловецкой библиотеки. Ученые считают, что Досифей был автором первого русского экслибриса. Надо сказать, что на книгах, принадлежащих библиотеке Соловецкого монастыря, можно увидеть экслибрис не только Досифея, но и знаки о владении книгами других монастырских книжников (Первые рукописные экслибрисы книжников Соловецкой библиотеки).

В XVI веке формирование Соловецкой библиотеки шло интенсивно, о чем свидетельствуют сохранившиеся монастырские описи: в 1514 году в библиотеке было 127 книг, к 1597 году их количество возросло до 481 рукописи и 38 печатных книг. (Иоанн Златоуст. Маргарит. Острог, 1595). Соловецкая библиотека превосходила собрание Троице-Сергиева монастыря, где в это же время было 469 книг.

В XVII века число рукописей увеличилось вдвое - опись 1676 года фиксирует 978 единиц, число же печатных книг достигло 588 единиц. Одна из печатных книг XVII века - Сборник переводов Епифания Славинецкого. Увеличение рукописей в библиотеке, по-видимому, явилось следствием организации при монастыре книгописной палаты. Точных сведений о начале ее работы не сохранилось, однако первые упоминания датируются серединой XVII века.

Среди писцов, наиболее активно занимавшихся перепиской рукописей, упоминаются имена известных соловецких книжников: Феоктиста Москвитина, Калинки Наумова сына Москвитина, Сергия Шелонина, в прошлом московского подьячего Семена, Родиона Сергеева Казанца. Здесь же можно назвать писцов, северян по происхождению: Лазаря Холмогора, священноинока Ельферия из Архангельска, Олешки Подвинянина, Василия (Васки) из Нименги.

Книжники в Древней Руси - это не только авторы - создатели своих творений, но и редакторы, подвергавшие переработке сочинения своих предшественников, и писцы-копиисты, а также собиратели книг и создатели личных библиотек. В библиотеке Соловецкого монастыря сохранилось немало книг, принадлежавших инокам этой обители (Евангелие из собрания Филиппа Колычева). Об этом говорят владельческие записи, сохранившиеся на листах книг.

Репертуар рукописных книг Соловецкой библиотеки довольно широк: кроме богослужебных книг - псалтирей, требников, канонников, обиходников, молитвенников и других, которые насчитывали более 20 названий, второй многочисленной по своему составу была богословская литература. Здесь мы можем встретить сочинения Василия Кесарийского, Иоанна Дамаскина, Иоанна экзарха Болгарского, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Иоанна Златоуста, Дорофея аввы и других отцов церкви. В XVI веке в литературе светского содержания преобладали историко-публицистические произведения, отражавшие изменения в социальной, правовой и политической жизни Русского Государства, в его международном положении. Известен список Истории Иудейской войны Иосифа Флавия XVI века из Соловецкой библиотеки, Временник Георгия Амартола, несколько хронографов и два летописца XVII века Памятники канонического права представлены списками Стоглава, Уложение царя Алексея Михайловича и Духовного регламента Петра I.

Разнообразие репертуара библиотеки позволило в годы идеологического противостояния церковной реформе патриарха Никона (с 1657 года) и вооруженного восстания (1667-1676 гг.) соловецким старцам Сергию Шелонину, дьяку Игнатию Соловецкому, уставщику Геронтию, книгохранителю Никанору (бывшему архимандриту Саввино-Сторожевского монастыря) и многим другим составить челобитные царю Алексею Михайловичу, антиреформенные полемические сочинения и произведения в жанре "видений", списки которых в настоящее хранятся во многих книгохранилищах страны.

Подавление восстания и разгром монастыря царскими войсками, сопровождавшийся жестокими казнями, изъятием книжных и др. ценностей, нанесли Соловецкой библиотеке огромный урон. После этой трагедии, а также с началом века интенсивного книгопечатания книжные традиции монастыря и репертуар библиотеки существенно изменились.

Комплектование Соловецкой библиотеки шло обычными для монастырских библиотек путями: книги либо покупались в центрах, либо переписывались в специально отведенных для этого помещениях. Однако часто книги жертвовались туда или преподносились в поминовение души. Так, книги в Соловецкую библиотеку дарили члены царской фамилии, титулованые дворяне, государственные и церковные деятели, старцы Соловецкого и др. монастырей: царь Иван Грозный, священник Сильвестр Благовещенский, соловецкие игумены Иаков и Филипп Колычев, Борис Годунов, епископ Филофей, князья И.И. Шуйский и Д.М. Пожарский, архимандрит Дионисий, келари Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын и Александр Булатников. Такие вклады в библиотеку - это роскошные, парадные рукописи со множеством миниатюр и заставками, выполненными изографами царских и митрополичьих мастерских.

Однако жертвовали в Соловецкий монастырь не только известные личности. Много книг было передано от паломников, среди которых были крестьяне, ремесленники и купцы (вкладная запись по листам книги московского купца Василия Варигина).

Комплектование Соловецкой библиотеки закончилось в XVIII веке: последнее пожертвование в библиотеку было сделано в первой половине XIX века архимандритом монастыря Досифеем (Немчиновым). Многим соловецким инокам принадлежали личные келейные собрания, которые, как правило, поступали в качестве вкладов в Соловецкую библиотеку.

Первые попытки изучения Соловецкой библиотеки были предприняты в XIX веке членом Археографической экспедиции Я.И. Бередниковым и архимандритом Досифеем. В 1854-1855 гг. в связи с началом Крымской войны Соловецкую библиотеку переместили в Антониево-Сийский монастырь, а затем в Казанскую Духовной Академию, преподаватели которой составили подробное археографическое описание значительной ее части, а также опубликовали многие древнерусские памятники по спискам Соловецкой библиотеки. Большая часть оставшихся в монастыре книг погибла в пожаре 1923 года. В 1928 году Соловецкую библиотеку из Казани перевезли в Публичную библиотеку (ныне РНБ). С тех пор основная часть исторически сложившегося комплекса рукописных книг Соловецкого монастыря хранится в Отделе рукописей РНБ - 1482 книги; печатные книги хранятся в Отделе редких книг РНБ. Еще 11 рукописей из библиотеки составляют Соловецкое собрание ОР БАН. Отдельные рукописи, некогда входившие в Соловецкую библиотеку, находятся в различных собраниях: Российской национальной библиотеки, Библиотеки Академии наук, Российской государственной библиотеки, Государственного исторического музея, Древлехранилища ИРЛИ, в фондах Музея истории религии, Древлехранилища Псковского государственного историко-архитектурного музея, Архангельской областной научной библиотеки, Архангельского областного краеведческого музея и др. Со второй половины XX века Соловецкая библиотека активно изучается отечественными и зарубежными исследователями.наверх

Книгописная палата Соловецкой библиотеки

Экономическое и политическое положение монастыря, который стал могучим феодалом и пользовался почти неограниченной властью на севере страны, способствовало активизации переписки памятников определенного типа, а именно списков житий монастырских святых.

Единственное в истории Древней Руси документальное упоминание о существовании книгописной палаты относится к скрипторию Соловецкого монастыря, где переписывали книги для пополнения монастырской библиотеки, а также для продажи и раздачи книг паломникам. Создание ежегодно десятков списков с текстами житий Соловецких чудотворцев сделало необходимым организацию книгописной палаты в монастыре, в которой, можно думать, были выработаны определенные требования к писцам, приведшие к унификации списков в текстологическом и палеографическом описании. Копирование житийных списков становилось "тиражным", поэтому часть рукописных книг не поступала в монастырскую книгохранительную палату, то есть библиотеку, а оставалась в книжной или денежной казне. До наших дней в разных рукописных собраниях дошло значительное число списков житий Зосимы и Савватия, митрополита Филиппа Московского и Германа Соловецкого.

В описи Соловецкого монастыря 1641 года можно прочесть одну запись, приоткрывающую для нас завесу над организацией переписки в монастыре. Среди других книг здесь упомянуты "три книги Жития Соловецких чудотворцев в полдесть, с которых дьяком пизати переводы". Следовательно, оригиналы житийных текстов находились в библиотеке (книгохранительной казне), а перепиской с них занимались дьяки, называемые в приписке Гаврилки Львова на рукописи Жития Филиппа "книгописцами". На одной книге есть скорописная запись 1657 года следующего содержания: "Живет в Книгописной полате - пишут с нее книгописцы Жития на роздачу".

Среди Соловецких писцов в XVI-XVII вв. были известны Феоктист Москвитин, Калинка Наумов сын Москвитин, Сергий Шелонин , в прошлом московский подьячий Семен, Родион Сергеев Казанец (письмо Родиона Казанца) и писцы по происхождению северяне: Лазарь Холмогор, священноинок Ельферий из Архангельска (письмо священноинока Ельферия), Олешка Подвинянин, чернец Василий (Васка) из Нименги (образец письма чернеца Василия в приписке).

Рукопись писали долго. Не более одного-двух листов в день. За год писец мог написать одну-четыре книги. Делались списки с существующих книг, ветхие экземпляры заменялись новыми. Формировались новые сборники из разных произведений. Если нужной книги не было, ее брали на время в другом монастыре. Здесь же книга и оформлялась: иллюстрировалась монастырскими иконописцами, которые рисовали заставки, инициалы, миниатюры. В рукописях Соловецкой библиотеки имеются великолепно выполненные старопечатные заставки с элементами русского барокко, который "во второй половине XVII века становится модным при Московском дворе и у патриарха, т.е. представлен в немногих роскошных рукописях, украшенных иноземцами или их русскими выучениками". На примерах украшения начального листа в рукописи, написанной в 1645 году Родионом Казанцем, можно увидеть характерные особенности стиля русского барокко в северной книжной культуре: орнамент из трав голубого цвета опоясан золотыми прожилками в виде кругов и других геометрических фигур (орнамент в рукописи Родиона Казанца). На другой странице Четьи-минеи на сентябрь мастер в вертикальную заставку на поле включил местный сюжет в виде стилизованного изображения Соловецкого монастыря (заставка-рамка с изображением Соловецкого монастыря в Четье-минее на сентябрь).

Когда была основана палата, вероятно, потребовалось расширить переплетное дело. Житийные списки стали переплетать не просто в кожаный корешок, а украшать кожаный переплет орнаментом, при этом в середине XVII века чаще всего использовался орнамент в виде медальона, а также переплет с басмой - средником, в котором изображена птица в цветочном орнаменте. Кроме того, на переплетах книг Соловецкой библиотеки были изготовлены специальные приспособления: медные ножки на ребрах досок переплетов для особого, гигиеничного способа расстановки книг корешками вверх (изображение переплета). Поскольку книги, шедшие на продажу или для раздачи, предназначались для лиц разного сословного положения, наряду с простым переплетом в затылок было налажено украшение переплета серебром и золотом. Внешнее оформление определяло и стоимость книги.

Переплеты, оформление книг, типы почерков, текстологическая школа выделяют Соловецкий монастырь как крупный книжный центр с присущими только ему особенностями наряду с Троице-Сергиевым и Кирилло-Белозерским монастырями.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Библиотека Антониево-Сийского монастыря

Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом острове Михайловского озера, у истоков р. Сии (ныне - Холмогорский район Архангельской области). В 1525 году монастырь получил жалованную грамоту великого князя Василия о признании новой обители. В монастыре был собран огромный архив и библиотека. С середины XVII века монастырь имел небольшую типографию. Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр, хорошо известный в Москве, а в XVI-XVII вв. монастырь стал крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья.

Самым большим собранием рукописных и печатных книг на Русском Севере после Соловецкой обители обладал Антониево-Сийский монастырь. Библиотека монастыря формировалась на протяжении нескольких столетий.

Библиотека имела специальное помещение - книгохранительную палату "Оная палата есть каменная, у ней двери железные", - говорится в монастырской описи XVIII века. За сохранность библиотеки, а также книг, которые находились в церквях и ризнице, несло материальную ответственность определенное лицо - книгохранитель. В приходных записях монастыря за 1641 год имеется такая запись: "И всего на книгохранители на черном попе Тимофее за церковные книги, что у нево против приходу в отдачех не объявилось, по цене денег 27 рублев 26 алтын 4 деньги".

История библиотеки

Начало создания библиотеки историки относят к моменту зарождения Антониево-Сийского монастыря, к тем дням, когда обитель возглавлял ее основатель - преподобный Антоний Сийский. Он игуменствовал с 1520 по 1556 годы и к моменту его кончины в библиотеке было 66 рукописных книг, среди которых находилось и знаменитое Евангелие-апракос, о чем свидетельствует владельческая запись.

К концу XVI века (опись 1597 г.), несмотря на пожар 1593 года, в библиотеке значилось 168 рукописей и 13 печатных книг, из которых 32 рукописи и четыре печатные книги "ново прибыло перед старыми", вероятно, после пожара. Известна также опись шести книг (они сгорели во время пожара), которые поступили в качестве вклада от игумена Питирима.

За весь XVII век библиотека монастыря увеличилась в четыре раза и, несмотря на пожар 1658 года, она в 1692 году состояла из 359 рукописных и 333 печатных книг. По описи 1701 года собрание рукописей увеличилось до 387 единиц, а печатных книг стало 364. Через столетие, в 1790 году, в монастыре насчитывалось уже 379 печатных и 561 рукописная книга, т. е. всего 940 книг, из них непосредственно в библиотеке монастыря находилось 535 рукописей и 255 печатных книг, остальные книги и рукописи хранились в ризничной палатке и в церквях. Таким образом, за два столетия количество рукописей в монастыре почти утроилось, количество печатных книг за первое столетие, т. е. за XVII век, увеличилось на 320 единиц, а за весь XVIII век - всего на 46 книг. Эти сравнительные данные по векам показывают, что рукописную книгу в монастыре ценили, прежде всего, как памятник письменности, имеющий общекультурное значение, и постоянно собирали. Что касается печатной книги, то репертуар ее в монастыре был ограничен, главным образом, богослужебными целями, поэтому уже с конца XVII века она приобрела утилитарное значение и пополнялась по мере надобности. Известно, что в 1791 году из Сийского монастыря четыре редкие рукописи были отправлены в Синод.

Сейчас мы можем судить о репертуаре книг библиотеки на основании записей, сделанных в монастырских описях. В состав библиотеки входили: библейские книги; богослужебные книги; творения отцов и учителей церкви; сборники определенного состава и сборники изречений; катехизис; житийная литература; памятники церковного права; слова, поучения, послания; памятники церковной полемики; сборники смешанного состава; памятники истории; космография, география, путешествия; арифметика; лечебники; языкознание; искусство. Из этого перечня явствует, что круг чтения в монастыре был достаточно широк, хотя, возможно, и не охватывал всех жанров древнерусской письменности.

Постоянными источниками комплектования Антониево-Сийской библиотеки были вклады, поступления книг в составе вымороженного имущества, переписка, т. е. снятие копий, и покупка книг, причем если списывание рукописей носило более или менее регулярный характер, то все остальные виды комплектования были случайными как по количеству книг, так и по их содержанию.

Среди именитых вкладчиков того времени - царь Иван Грозный и сын его Иоанн. На книге Евангелие от Луки с толкованием Феофилакта Болгарского писца Ионы Гнильевского есть запись о вкладе рукописи Иваном Грозным в 1578 году. В том же году по просьбе игумена Питирима и новгородского архимандрита Александра, ученика Антония, царевичем Иоанном было написано Житие Антония Сийского. В своем послесловии он называет "первым писателем" Жития Антония монаха Филофея, рассказы которого, по словам царевича, использовал Иона - автор первой редакции Жития. В.О. Ключевский считает указание царевича Ивана на Филофея как первого автора Жития Антония заслуживающим внимания.

В 1632 году Андрей Иванович Голубовский Антониево-Сийскому монастырю подарил Евангелие 1627 года в серебряном окладе, украшенное гравировкой, чеканкой и драгоценными камнями. Об этом свидетельствует надпись на окладе. В настоящее время книга хранится в собрании Архангельского областного краеведческого музея.

Помимо упомянутых лиц в истории Сийского монастыря в конце XVII века и в расширении его книжного собрания существенную роль сыграл старец Паисий, монастырский келарь, с 1676 года казначей патриарха Адриана. Став патриаршим казначеем, Паисий делал богатые вклады в монастырь, в частности книгами, которые составляют лучшую часть монастырской библиотеки (Патерик Печерский, Киев, 1661).

В 1692 году дворянин Семен Тимофеевич Римарев положил "в вечное поминовение боярина Ивана Михайловича Милославского" Евангелие 1681 года в окладе, выполненное в новой для своего времени технике наложения эмали по чеканному рельефу и живописи по эмали.

Кроме вкладов, монастырь покупал рукописные и печатные книги. В 1674-1675 гг. казначей Паисий купил Служебник рукописный в переплете за 10 алтын; Житие Саввы Сербского в полдесть - за 24 алтына и 3 печатные книги московской печати: Часослов за 2 рубля, Часословец за 13 алтын, Требник за 1 рубль. "И те все покупные книги... были отданы книгохранителю иеродиякону Варфоломею в книжную казну".

В 70-х годах XVII века в Антониево-Сийском монастыре была сделана попытка организации типографии и изданы две книги: Святцы или Месяцеслов и Выписка из Октоиха.

Поступавшие в библиотеку монастыря книги записывались во вкладных или приходно-расходных книгах. Но, как и в других монастырях, учет книг в Антониево-Сийском монастыре осуществлялся с помощью инвентарных описей, которые составлялись книгохранителями при передаче библиотеки из ведения одного лица в ведение другого, после стихийных бедствии или при смене властей, когда производилась перепись всего монастырского имущества. В Антониево-Сийском монастыре, как уже упоминалось выше, сохранилось несколько описей разного времени на протяжении XVI-XVIII вв. (кстати, по внешнему оформлению опись конца XVIII в. уже напоминает современные инвентари: ее листы прошнурованы, а подписи скреплены сургучом). Они составлены в традиционной манере, характерной для монастырских библиотек того времени, и представляют собой составную часть общей переписи монастырского имущества. Но, несмотря на архаичность подобных описей, еще Н.К. Никольский и В.Н. Перетц отмечали их большое значение для изучения истории древнерусской книжности и библиотечного дела.

Остановимся еще на одной стороне библиотечной жизни монастыря - использовании книги. Несомненно, что все живущие в монастыре являлись читателями монастырской библиотеки. В какой степени использовались книги, и какие именно в большей степени, сказать вряд ли будет возможно. Но то, что книга не лежала мертвым грузом, причем книга историческая, подтверждают в известной степени, например, выдержки из письма архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия в Сийский монастырь. Он пишет, что присланная к нему книга - Хронограф "небрежением у вас чтущим облита по многим листам салом", а Степенная книга "от чтящих небрегомо, в переплете измята, и от келейной теплоты доски у тоя книги наметало".

В 1903 году весь архив монастыря - около 17 тысяч документов и рукописных книг - был передан в Архангельское древлехранилище. В настоящее время библиотека и архив монастыря оказались рассредоточены в разных хранилищах страны. На сегодняшний день ее фондодержателями являются: Библиотека Академии наук, Российская национальная библиотека, Российская государственная библиотека, Центральный государственный архив древних актов, Государственный исторический музей, Государственный архив Архангельской области, Архангельский областной краеведческий музей, Архангельская областная научная библиотека имени Н.А. Добролюбова и др.наверх

Рукописная школа Антониево-Сийского монастыря

Точных данных о начале книгописания в монастыре не сохранилось. Возможно, что начало переписки книг относится ко времени создания первой библиотеки и ее основателя игумена Антония, с именем которого связывается начало иконописной школы в монастыре. Традиции иконописной школы, созданной Антонием, четко прослеживаются в монастырской книжной рукописной традиции.

Создание и переписка книг в самом монастыре были постоянным источником пополнения библиотеки. Записи в приходно-расходных книгах свидетельствуют о наличии при монастыре значительной по размерам книжной мастерской. Для этой мастерской постоянно закупалась бумага разного качества, в зависимости от целей ее использования. Для переплета книг монастырь покупал телячью кожу. В приходорасходных книгах можно прочесть, что было куплено "два опойка телятинные, деланы с лицом, даны два алтына 4 деньги и издержаны на книги, что переплетены: Соборник да Адреатис".

В 1629 году некий Григорий Марков "дал вкладом" в монастырь "снасти книжного переплета". Что собой представлял инвентарь для переплета книг, мы узнаем из описания книжной снасти, подаренной в монастырь в 1645 году попом Герасимом, и из описи монастыря, произведенной в 1692 году. В этой описи, помимо необходимого для переплета инструмента в виде тисков железных с воротом, наковальни, молотов и т. д., перечислен 21 вид "слов медных литых, что на книги накладывают". Наличие "снасти" для переплета книг, весьма разнообразных по содержанию (21 название), а также закупка бумаги - все это свидетельствует о значительном развитии книгописания в Антониево-Сийском монастыре, которое должно было являться постоянным источником пополнения и обновления библиотеки (Переплет Сийского происхождения - Веревные книги, Азбука ).

Книгописной мастерской с особым помещением, специальным штатом писцов и оформителей книги в Антониево-Сийском монастыре не было, но были писцы, художники и переплетчики, некоторые из них выступали в одном лице. Перепиской книг монахи занимались, по всей вероятности, безвозмездно, но иногда рассматривали написанную книгу в качестве вклада в монастырь за будущие молитвы о себе и о своих родных, например в 1611 году, старец Ефрем, монах того же Антониева монастыря, "написал за вклад" Служебник. Наряду с монахами к переписке книг в монастыре привлекались лица со стороны, которые выполняли эту работу за деньги. В расходной книге Антониево-Сийского монастыря за 1577 год, год создания Ионой Жития Антония, имеется такая любопытная запись: "Дал Никите дияку восмь алтын, писал съем с книг преподобнаго Антония жития семпатцать тотратей, за седмую на тцатъ татрать дал три московки".

Записи на некоторых других рукописях свидетельствуют, наоборот, что они являются копиями с оригиналов, находившихся в других монастырях. Например, книга Козьмы Индикоплова была списана в Емецке в 1645 году с книги, писанной в 1543 году. Имеется подпись писца, написанная криптографией: "Митрофанко Семенов". Был ли этот Митрофанко Семенов писцом Антониево-Сийского монастыря, который ездил в Емецк для переписки рукописей, или список этой рукописи был сделан по заказу монастыря местным писцом, - у нас нет сведений. Один из писцов, черный дьякон Пимен, назван во вкладной книге. После его смерти книгохранителю Тимофею в 1639 году было передано 7 книг, из которых 5 были неоконченные (Псалтырь, Часослов, Обиходник, Ирмологий, Цветник) и не переплетенные в тетрадях. Кроме того, были взяты совершенно чистые 73 тетради и одна "книга сорок тетрадей в четверть".

В Антониево-Сийском монастыре создавались оригинальные произведения типичного для монастырей жанра - жития, делались с них списки, а также с оригиналов произведений, отсутствовавших в библиотеке монастыря и временно взятых для чтения в других монастырях или у частных лиц, наконец, переписывались книги, если они становились ветхими.

Первое житие Антония Сийского было составлено по поручению игумена монастыря Питирима в 1577-1578 гг. монахом Ионой. Таким образом, первые оригинальные произведения, вышедшие из-под пера монахов Антониево-Сийского монастыря и не в одном списке пополнившие его библиотеку, были созданы в 70-х годах XVI века. Через сто лет, в конце XVII-начале XVIII века, архимандритом монастыря Никодимом было создано житие другого игумена Сийского монастыря Феодосия.

Известно, что книгописанием занимались и сам игумен Феодосий и его ученики: казначей Паисий и будущий архимандрит Никодим, который не только составил Житие Феодосия, но и собрал Сийский иконописный подлинник, в котором часть образцов напечатана, а другие рисованы самим архимандритом.

Традиции Антониево-Сийского монастыря в живописи и иконописи, заложенные на протяжении нескольких столетий, нашли свое отражение в книгописании, переплетном и печатном деле, что выделяет обитель среди других северных книжных центров.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Библиотека Николо-Корельского монастыря

Николо-Корельский монастырь был расположен в 34 верстах от г. Архангельска, на левом берегу в Пудожемском устье Двины, в двух верстах от берега Белого моря. В источниках и литературе упоминается имя Евфимия как основателя Николо-Корельского монастыря. Вполне вероятно, что монастырь был основан в конце XIV в., т.к. первое упоминание о нем относится к началу XV века. В XVI веке роль торгового порта выполняла монастырская пристань, что было важно для экономического положения монастыря. В 1584 г. Никольская пристань потеряла свое значение "международной". Монастырь много раз подвергался стихийным бедствиям, что, безусловно, сказалось на истории монастырской библиотеки.

Библиотека Николо-Корельского монастыря

Николо-Корельский монастырьКнигохранительная палата Николо-Корельского монастыря к концу XVII века насчитывала 289 книг и находилась в теплой каменной Успенской церкви "над келарскою вверху". До середины XVII века в монастыре были лишь деревянные строения. Первые две каменные церкви (Успения Богородицы и святителя Николая) были возведены в 1660-1670-х годах, а в 1684 г. между ними были построены переходы с крыльцами, под которыми находились две каменные палатки и кладовые места. В описях монастырского имущества за 1674, 1677 и 1685 гг. записано: "В той же палатке сундук с ветхими книгами и с тетрадями, да сундук большей о дву замках окован железом, в том сундуке книги держат…".

Библиотека монастыря формировалась традиционным путем - дарением и покупкой книг, переписыванием наиболее популярных книг, житий святых и северных подвижников. Сведения о вкладах отдельных рукописей в Николо-Корельский монастырь встречаются в приходно-расходных книгах. Например, в 1565 г. дьяк Василий подарил Часословец, который, судя по описанию, был в четверть, но весьма объемный. В 1572 г. архангельский дьякон Сергий привез из Москвы Евангелие тетр в полдесть, переданное неким Иваном. За подарок родители вкладчика были записаны в синодик для поминовения. Гость монастыря Иван Михайлов Чуркин "то Евангелие поволок бархатом на золоте да евангелисты приложил серебряныя позолочены сусальным золотом, да дал тот же Иван книгу Лествица в десть". Вкладывали в монастырь книги и в поминовение усопших. Так окольничей Иван Иванович Чаадаев "дал в церковь святого архирея Николая Чудотворца монастыря завомого Корелского…" Евангелие 1688 г. за семью стольника Стефана Дмитриевича Борисова.

Самые ранние сведения о покупке книг в Николо-Корельском монастыре относятся к 1552 г. и отражают один из путей создания библиотеки. В том году приобретено две книги "Лествица в полдесть и Ефрем Сирин в десть". Обе книги стоили по 3 рубля, сравнительно дорого, видимо, потому что были "те книги нарядны". В 1553 г. для библиотеки был куплен за 15 алтын Часословец в полдесть, переплетенный в затылок.

Начиная с 1551 г., когда впервые была составлена опись монастырского книжного собрания, в приходно-расходных книгах встречаются записи о написании писцами различных по содержанию книг за плату. Только за 13 лет для монастыря было написано 16 книг, причем создавались они неравномерно: иногда по одной книге в год или не одной, но в 1552 г. при игумене Киприяне были сделаны списки с четырех рукописей, две из которых написал писец Макарко. В 1558 г. при игумене Трифоне были переписаны шесть рукописей, две из них написал Левуша Михайлов сын Вощечников. Этот Левуша через 26 лет стал зрелым писцом, и в записях его стали величать полным именем Леонтий Вощечников.

Среди писцов были монастырские монахи, владевшие грамотой и книжным письмом, и приходящие писцы. Старец Акакий жил в монастыре пока писал Апостол и обучал письму старца Варлаама. Десять месяцев жил в монастыре Дружина, написав за это время 34 тетради Патерика Печерского в полдесть.

Для написания Евангелий, Апостолов, богословских трактатов в монастырь приглашались "профессиональные" писцы, а богослужебные книги типа Псалтирей, канонов, октоихов и житий святых переписывались местными монахами. Например, в 1584 году Житие Варлаама писал дьяк Третьяк, который в те годы вел монастырские отчетные книги. Житие Николая Мирликийского - покровителя Николо-Корельского монастыря - в описях появляется лишь в XVII в., но известно, что списки Жития создавались в монастыре регулярно.

В монастырских описях на имущество учитывались и книги. При передаче их от одного хранителя к другому они часто "не объявлялись" по разным причинам. По описи 1674 г. в Николо-Корельском монастыре не оказалось "Евангелия письмяного в полдесть да Псалтири печатной", а Минею общую московской печати "украл дьякон Варлаам во 184 году, а про то ведомо многим людям". Рядом с записью о печатном Требнике помета книгохранителя: "Утерял я тот Требник из церкви в 185 году". В результате подобных утерь по описи 1695 года в монастырской библиотеке "не объявилось" четырех печатных и трех рукописных книг.

Пожары в монастыре в 1419, 1620, 1798 гг. уничтожили архивные материалы. Поэтому о монастырской библиотеке имеются отрывочные сведения. Известно, что во время пожара 1798 г. книги, находившиеся в братских кельях, сгорели.

Как и библиотека Антониево-Сийского монастыря, собрание книг и рукописей из Николо-Корельского монастыря поступило в конце XIX в. в Архангельское древлехранилище, откуда оно было передано в Историко-археографическую комиссию, а в 1931 г. в Библиотеку Академии наук СССР. В настоящее время в собрании Николо-Корельского монастыря Библиотеки РАН находится 18 рукописей и несколько печатных книг.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Библиотека Красногорского монастыря

Красногорский монастырь расположен на правом берегу р. Пинеги в 195 верстах от г. Архангельска. Его основание относится к 1603 г. , но грамота на основание монастыря была получена от Василия Шуйского в августе 1606 г. Первоначально монастырь носил название "Черногорский", что связано с высокой лесистой горой Черной. Красногорским монастырь стал называться после 1629 г., когда здания монастыря придали местности более красивый вид.

Библиотека Красногорского монастыря

Красногорский монастырьКрасногорский монастырь расположен на правом берегу реки Пинеги в 195 верстах от города Архангельска. Его основание относится к 1603 году, но грамота на основание монастыря была получена от Василия Шуйского в августе 1606 года. Первоначально монастырь носил название "Черногорский", что связано с высокой лесистой горой Черной. Красногорским монастырь стал называться после 1629 года, когда здания монастыря придали местности более красивый вид.

В XVI-начале XX вв. на Пинеге действовали 3 монастыря: Кевроло-Воскресенский, Артемиевский Веркольский и Красногорский Богородицкий. Судьба книжного собрания Кевроло-Воскресенского монастыря неизвестна. По описи 1689 года в библиотеке Красногорского монастыря числилось 267 книг, из них 141 рукописная.

Местоположение библиотеки в Красногорском монастыре неизвестно. Можно предположить, что книги хранились в сундуках, как и в Николо-Корельском монастыре, в одном из каменных зданий, которых было в монастыре четыре: предельная церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, церковь во имя Пресвятой Богородицы Грузинской, настоятельские кельи и колокольня.

Книжное собрание Красногорского монастыря изначально имело цельный и несколько обособленный характер. Созданный в 1603 году монастырь вскоре попал под покровительство богатого ярославского купца Егора Третьяка Лыткина. По легенде Лыткину во сне было явление о приобретении управителем имения Стефаном Лазаревым в Персии "бесценного бисера", который он, Лыткин, должен послать на Черную гору. "Бесценным бисером" была икона Грузинской Божьей Матери. С того времени Лыткин стал делать в монастырь богатые вклады деньгами, церковной утварью, построил по своему плану новую церковь и подарил для нее собрание необходимых богослужебных книг, среди которых было печатное Евангелие "с серебряными под золотом евангелистами в 37 рублей". Именно он фактически сформировал библиотеку монастыря, вложив в неё уже в первой половине XVII века более 100 книг, причем 73 рукописи были переписаны им самим.

Как постоянный вкладчик Красногорского монастыря купец Егор Лыткин, желая уберечь подаренные книги от всяких губительных для них случайностей, ставил монастырским властям условие: "кто побьет челом о которой книге на список, и вам бы велеть в монастыре списывать, а за монастырь, чтобы вам отнюдь книг не давать".

О существовании книгописного центра в самом монастыре никаких сведений мы не имеем. Однако первыми иноками монастыря были пинежане, да и впоследствии среди чернецов встречаются местные жители. Поэтому пинежские крестьяне могли быть вкладчиками книг в монастырь, а, приняв постриг, становились совладельцами монастырского книжного собрания. К таким вложенным пинежанами книгам относятся три певческие рукописи, а также переписанный Алексеем Ловцовым Требник иноческий. Его руке принадлежит копия Азбуковника, списанная в Красногорском монастыре с Азбуковника Евстратия. Обе рукописи бытовали в Красногорском и Веркольском монастырях.

Так же как и в других северно-русских монастырях, в Красногорском монастыре была традиция "тиражирования" сказания о монастырских святынях - иконах Богородицы Владимирской и Богородицы Грузинской. В настоящее время неизвестно ни одного списка этого сказания XVII и даже XVIII вв., определенно происходящих из Красногорского монастыря, единственный монастырский список сказания датируется XIX в. (Сказание об иконе Грузинской Божьей Матери). На одном из списков начала XVIII века Службы иконе Богородицы Грузинской и Повести о начале Красногорского монастыря есть копия вкладной записи: "Мироздания 7207-го [1695] лета месяца иуния 11 дни. Сия служба и два канона Пресвятей Богородице в торжественное празднество чюдотворнаго ея образа, нарицаемаго Грузинскаго, исправные, без попразднества Успения ея Богоматере написаны и преплетены повелением преосвященнейшаго Афанасия милостию Божиею архиепископа Холмогорскаго и Важескаго. И положися от него преосвященнейшаго архиепископа во обители ея Богоматере, нарицаемей Красногорской, ради моления во время повсягоднаго пренесения онаго святаго чюдотворнаго образа ис тоя обители во град Холмогоры". Был ли этот список выполнен писцом Красногорского монастыря - неизвестно.

Особенности формирования библиотеки Красногорского монастыря состояли в том, что среди рукописей не было сборников только одного автора и 16% книг было богословского содержания. В некоторых из них представлены слова и поучения 25 авторов: Антония Великого, Макария Александрийского, св. Климента, Нила Ситнайского и других менее известных. Составлялись такие сборники из четьи-минейных статей, характерных для библиотек многих монастырей. Тексты, находящиеся в рукописях и печатных книгах, присланных в Красногорский монастырь, в том числе и из центра России, могли уже в середине XVII века стать источниками новых памятников древнерусской литературы, переписанных в пинежских рукописях. Примером этого служат два ранее упоминаемых Азбуковника.

Из настоятелей монастыря, заботившихся о монастырской библиотеке и пополнявших ее после книжных вкладов, Лыткина можно назвать игумена Никона. Известен факт приобретения в 70-80-е годы XVII века 15-ти рукописных и печатных книг. В основном это были печатные книги богословского содержания. Никона сменил в 1689 году Макарий, а последнего Иоасаф.

Иоасаф, видимо, не был книжником, к тому же за нарушение монастырского общежительства по грамоте архиепископа Афанасия от 17 февраля 1694 года был переведен в Сийский монастырь. Среди других вин игумена Иоасафа было то, что он "отдал на Волок Пинежский монастырских пять книг миней месячных, да такую же книгу продал Валдокурскаго погоста в церковную казну без нашего указу". Одна из таких книг - Минея служебная на октябрь 1692 г. - была взята с Волока в библиотеку Холмогорского Архиерейского дома, о чем говорят записи.

До 1703 года, за девять лет, в монастыре сменились еще два игумена. При первом из них, Максиме, в монастыре был пожар в апреле 1695 года, который, вероятно, коснулся и библиотеки.

Помимо гибели книг от огня были и другие их утраты. Так, например, в 1689 году "бывшей на Двине воевода" Чаадаев взял из Красногорского монастыря "всяких книг числом сорок, а возвратил не более десяти, прочия, в том числе книга Никонских правил, остались за ним".

Уцелевшая часть рукописей (66 ед.) и старопечатные книги библиотеки Красногорского монастыря поступили в Библиотеку РАН. Кроме того, 19 нотированных рукописей были переданы в начале 30-х гг. XX века в Отдел рукописей ГИМ. Отдельные рукописи из Красногорского монастыря можно выявить также и в других рукописных собраниях, например, одна рукопись выявлена в собрании А.Д. Григорьева в Славянской библиотеке в Праге - Сборник выписок для новопоставленных в священство. Одна из старопечатных книг имеется в собрании Санкт-Петербургского университета - Евангелие (1633 г.), две печатные книги находятся в Архангельской областной научной библиотеке (Минея на октябрь, 1690).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Библиотека Нилово-Столобенского монастыря

Монастырь на острове Столбном (Столобном) в озере Селигер основан в 1594 г. на месте, где с 1528 г. уединенно жил монах - выходец из Крыпецкого монастыря Нил Столобенский (умер в 1555-м). В 1667 г. были обретены нетленные мощи Нила, и вскоре началось строительство первого каменного пятиглавого собора, сменившего деревянный храм, напоминавший церковь Ширкова погоста.

Грандиозный ансамбль существующих зданий сложился к середине XIX века и выглядит по-столичному представительно. Внутри квадратного двора, образованного протяженными корпусами калий, стоит большой собор с колокольней, увенчанной шпилем. Восточный фасад обители, выходящий к воде, оформлен гранитной террасой, набережной и Архиерейской пристанью, и от этого кажется, что Нилова пустынь - в буквальном смысле островок Петербурга. Нынешняя желто-белая покраска лишь усиливает эти ассоциации.

Монастырь был закрыт в 1927 г., в нем располагались поочередно колония, госпиталь, турбаза. За это время утрачены Покровская церковь, стоявшая на месте пещеры преподобного Нила, и внутреннее убранство всех храмов. Монастырь вновь действует с 1995 г.

Библиотека появилась еще в XVI в. Считалось, что это была одна из самых больших монастырских библиотек.

Точного описания библиотеки мне не встречалось. Но есть материалы обследования библиотеки сотрудниками Тверской ученой архивной комиссии в 1900 г.

Журнал 77-го заседания Тверской ученой архивной комиссии,

12 сентября 1900 г.

Каталог книг библиотеки Ниловой пустыни (1900 г.) (С. 74-79).

Эти книги находились в библиотеке в 2-х или 3-х экземплярах.

1. 22\122 Летосчисление Ниловой пустыни от основания до нынешнего ее положения, на белой бумаге, скорописное, 1809 г. в корешке, в 1\4 листа.

2. 400\177 Пролог, в двух книгах, 12 месяцев, на белой бумаге, в кожаном переплете. Москва, 1696 г., в лист.

3. 412\189 Четь-минея, на белой бумаге, в кожаном переплете, Киево-Печерская Лавра, 1764 г., в лист.

4. 421\198 Патерик Печерский, на белой бумаге, в сафьяновом переплете с золотым образом. Киево-Печерская Лавра, 1814 г., в лист.

5. 1268\1 Деяния церковные и гражданские от Рождества Господа нашего Иисуса Христа, сочинение Барония. Москва, 1719 г., с лицевыми изображениями, на белой бумаге, в кожаном переплете, в лист, 1-я часть.

6. 1269\1 То же. Часть 2-я.

7. 1276\9 Хронология, переведенная тщанием сочинителя философа де Шевиньи, две части в одной книге, Москва, 1782 г., на белой бумаге, в кожаном переплете, в 1\2 листа.

8. 1284\17 Летопись св. Димитрия, митрополита Ростовского, от начала мира до Рождества Христова. Москва, 1784 г., на полубелой бумаге, в кожаном переплете, в 1\4 листа. Вклад архимандрита Феофилакта.

9. 1288\21 Священная история Сулпиция Севера, на славянском наречии. Москва, 1783 г., на полубелой бумаге, в кожаном переплете, в 1\4 листа.

10. 1297\30 Соборное деяние Киевское, на арменина еретика Мартина. Москва, 1718 г., на серой бумаге, в кожаном переплете, в 1\4 листа, на славянском наречии.

11. 1306\39 История Российской Иерархии, собранная архимандритом Амвросием, в шести частях. Москва, 1815 г., на полубелой бумаге, в кожаном переплете, в 1\4 листа.

12. 1311\44 Убиение св. Благоверного князя Димитрия и всея России чудотворца. Москва, 1855 г., на славянском наречии, на белой бумаге, в корешке, в 1\4 листа.

13. 1324\57 Описание первоклассного Иверского Богородицкого монастыря, Новгородской епархии. Издание архимандрита Иннокентия с братией. С.-Петербург, 1844 г., на белой бумаге, в корешке, в 1\8 листа.

14. 1333\66 Историческое и статистическое описание Тверского Желтикова монастыря, архимандрита Платона. Тверь, 1852 г., на белой бумаге, в 1\4 листа, в тетради.

15. 1375\108 Древняя всеобщая история Ролленя перевод с французского Василия Тредиаковского, десять томов, в десяти книгах. СПб. I –й том издания 1749 г., II том 1751 г., III том 1752 г., IV том 1753 г., V том 1760 г., VI и VII – 1760 г., VIII и IX тома 1761 г., X том 1762 г., на белой бумаге, в кожаном переплете, в 1\2 листа.

16. 1384\117 Синопсис, или краткое собрание от разных летописцев о начале Славяно-Российского народа и первоначальных князей богоспасаемого града Киева. Киево-Печерская Лавра, 1674 г., на белой бумаге, в кожаном переплете, в 1\4 листа.

17. 1388\121 Книга степенная царского родословия, содержащая историю Российскую до времен Государя Царя и великого князя Иоанна Васильевича, сочиненная трудами преосвященных митрополитов Киприана и Макария, две части, в двух книгах. Москва, 1775 г., на белой бумаге, в кожаном переплете, в 1\2 листа. Подано вклад архимандритом Феофилактом.

18. 1391\124 Журнал, или поденная записка Государя Императора Петра Великого с 1698 года до заключения Нейштатского мира, две части, в двух книгах; С.-Петербург, 1770 г., час. II, издания 1772 г., на белой бумаге, в кожаном переплете, в 1\2 листа.

19. 1395\128 Летописец Новгородский, начинающийся от 1017 года и кончающийся 1352 годом. Москва, 1781 г., на белой бумаге, в кожаном переплете, в 1\4 листа.

20. 1399\132 Древняя Российская Вивлиофика, или собрание разных древних сочинений, десять частей в десяти книгах. Москва, часть I и II издания 1772 г., III, IV и VI части. – 1774 г., VII, VIII, IX и X части СПб., 1775 года, на белой бумаге, в кожаном переплете, в 1\4 листа.

21. 1422\155 Рассуждение о причинах войны Петра Великого с Карлом XII. СПб., 1722 года, на полубелой бумаге, в кожаном переплете, в 1\8 листа.

22. 1436\169 Сокращение Богослужения древних Римлян и древности, касающиеся до г. Рима. Собрал И. Рижский. Москва, 1784 г., на белой бумаге, в кожаном переплете, в 1\4 листа.

23. 1438\171 Всеобщая история Иакова Боссюэта с французского, перевел капитан В. Наумов, в трех частях, одна книга. Москва, 1774 года, на белой бумаге, в кожаном переплете, в 1\4 листа.

24. 1440\173 Новый опыт о великих происшествиях от малых причин, перевод с французского. СПб., 1783 г., на белой бумаге, в кожаном переплете, в 1\4 листаю

25. 1441\174 История о последнем разорении Иерусалима и взятии Константинополя. СПб., 1765 года, на белой бумаге, в кожаном переплете, в 1\4 листа.

26. 1458\191 Описание святой Божественной горы Синайской, перевод с греческого Смирнова. Москва, 1783 г., на белой бумаге, в кожаном переплете, в 1\8 листа.

27. 1492\26 Пешеходца Василия Григорьевича Барского. Путешествие к святым местам в Европе, Азии и Африке, предпринятое в 1723 году и оконченное в 1747 году. СПб., 1778 года, на белой бумаге, в кожаном переплете, в 1\2 листа.

28. 1502\36 Всеобщее повествование о путешествиях, четыре тома, в четырех книгах. Москва, тои I и II издания 1777 г., III том 1779 г. IV т. 1781 г., на белой бумаге, в кожаном переплете, в 1\2 листа. Вклад архимандрита Феофилакта.

29. 1590\124 Краткие правила сочинять разного рода письма, перевод с французского. Москва, 1788 года, на белой бумаге, в корешке, в 1\8 листа.

30. 1627\161 Кормчая, две части. Москва, 1787 года, на белой бумаге, в кожаном с золотым обрезом переплете, в лист.

31. 1637\171 Духовный Регламент. СПб., 1818 г., на синей бумаге, в кожаном переплете, в 1\4 листа.

32. 1647\181 Духовные штаты. Москва, 1763 года, на белой бумаге, в корешке, в лист.

33. 1732\266 Новое небо с новыми звездами сотворенное, то есть преблагословенная Дева Богородица Мария с своими чудесами. Москва, 1665 года, на белой бумаге, в кожаном переплете, в 1\4 листа.

34. 2967\225 Исторический месяцеслов на 1772 год. СПб., в тетради, в 1\8 листа.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас