Чжан Гэда

Тибет - земля просветленных или простой пережиток феодализма?

82 posts in this topic

Тибет обычно представляют в качестве некого пристанища совершенных в духовном отношении лам, которых притесняют злые коммунисты-китайцы (при желании можно инвертировать - китайцы-коммунисты - все зависит от того, является ли "представляющий" в большей степени китаефобом или же коммунистофобом).

 

Но если брать объективные работы по истории Тибета (в т.ч. работы Е.И. Кычанова), то на 1950 г. Тибет был реально осколком феодального прошлого в модернизирующемся настоящем. Со всем пережитками, включающими бесправие простолюдинов, жестокими пытками, деспотизмом и т.д.

 

А "культ" далай-ламы, как "самого-самого" духовного и человечного лидера - это, по сути, древний инструмент английской политики в борьбе за влияние в Тибете. Правда, в ходе экспедиции полковника Янгхазбенда (1904) это не помешало англичанам расстрелять представителей самого духовного и просветленного правителя из пушек и пулеметов. Как говорится, ничего личного - политика должна быть прагматичной.

 

В общем, для начала темы просто приведу небольшой документ предписание Кашага (традиционное тибетское правительство) при далай-ламе XIV (личное имя Агван Лубсан Данцзин Джамцо) в одну из тюрем Тибета - Ланцзыша:
 

Начальник,

Чтобы умилостивить богиню, мы нуждаемся в вас, чтобы подготовить следующее:

4 свежеотрубленные человеческие головы, 10 свежих человеческих кишечников, чистая человеческая кровь, грязная человеческая кровь, земля с места казни, менструальная кровь вдовы, кровь больных проказой, плоть человека и животных, сердца человека и животных, кровь животных, вода инь-янь, земля с продуваемого ветром места, терновник, выросший в тени, экскременты человека и собаки, а также сапоги мясника.

 

Вышеуказанные предметы должны быть направлены нам завтра.

 

 

Собственно, ничего особенного - обычная тантрическая практика. Только вот все это - не ранее 1940 г., когда далай-лама XIV был интронизирован.

 

Как-то так.

 

А вообще, если брать то, что объективно, а не эмоциональные песнопения во славу далай-ламы и его приспешников (с 1950-х и поныне это активно муссируется американской политикой, а в 1970-1980-х руку к проклятиям в адрес КНР приложили и наши авторы), то пришедшие в Тибет части НОАК объективно способствовали началу модернизации тибетского общества, в т.ч. отмене рабства и крепостной зависимости, созданию сети больниц, ветлечебниц и образовательных учреждений и т.д. А то, что "широкие народные массы" поддержали феодалов в 1959 г. - так ведь не секрет, что чем темнее народ, тем легче ему голову задурманить.

 

В общем, тут предлагаю рассматривать историю тибетского феодального государства в Новое Время.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Собственно, просто "жареными" фактами обходиться не призываю.

Например, есть и более интересные факты - сохранение крепостного права, отсутствие системы современного образования, феодальное правительство, формируемое из представителей знати и верхушки могущественных монастырей, архаичность военного дела (несмотря на попытки модернизировать армию).

Все это рассматривается очень неохотно исследователями типа С.Л. Кузьмина, а Е.И. Кычанов, хотя и дал мощный абрис ситуации, не разработал детали (не успел).

На это тоже интересно обратить внимание.

Фактически, с начала "джунгарского периода" в истории Тибета (термин предложен д.и.н. Л.А. Бобровым), в стране существует феодально-теократическое государство, которое возглавляет правительство (кашаг), во главе которого стоит далай-лама.

Соответственно, он облечен массой всяких мирских функций, и уже одно это не позволяет говорить о нем, как о "супердуховном" лидере, отрешенном от земного.

А еще там есть интересная традиция - тулку ищут среди младенцев, потом младенец растет, а за него управляет регент - ЕМНИП, его правильное название по-тибетски дэси. И он может быть светским феодалом.

В общем, мешанина, основанная на чисто феодальных установках общества (а кое-где - и дофеодальных).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Своеобразное "наведение резкости" сторонникам идеи о глобальной духовности тибетского буддизма - тибетские предметы культа:

post-19-0-14186500-1415270703_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Реально гавал (я пишу все слова в современной монгольской орфографии, как более знакомой мне) делался из черепа девственника/девственницы или же человека, известного своей праведностью. Порой череп брали, скажем так, не у умершего естественной смертью человека (см. выше запрос кашага в тюрьму Ланцзыша).

Человеческая кожа использовалась для разных целей - в частности, если человека оракулы признавали воплощением зла, то с него следовало снять кожу заживо и использовать в качестве молитвенного коврика. Такой коврик был достаточно редким и дорогим - часто использовали имитацию, вырезанную из ткани. Реальный коврик такого типа из кожи пленного казахского воина был у известного ойратского политического деятеля начала ХХ в. - Джа-ламы. В Тибете такие коврики также имели место быть.

Ну а трубы из берцовой кости праведника или барабан, обтянутый кожей девственника - это вполне нормальные для ламаизма ритуальные музыкальные инструменты.

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

К сожалению, о том, что Тибет - это феодальная страна с соответствующими нравами (включая и уровень развития религиозного сознания и вероучения) - пишут мало. Еще меньше публикуют материалов, свидетельствующих о том, чем в реальности было сохранение феодальных отношений (с нашей точки зрения) в ХХ в.

Естественно, если тибетское общество считало, соответственно уровню своего развития, что это нормально - то уже мы не считаем это нормальным. Почему тогда мы говорим о некой "небывалой духовности" Тибета?

Вот пара фото объектов, найденных в домашних тюрьмах тибетских феодалов солдатами НОАК - мумифицированные останки заморенного голодом человека и чан с останками девочки, которую "замариновали" в солевом растворе:

post-19-0-66858100-1415271777_thumb.jpg

post-19-0-21983400-1415271793_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Очень сложна оценка "Лхасского восстания" в 1959 г. - в порыве бичевания маоизма / защиты демократических ценностей авторы из СССР и США налили всякого на это событие. Но вот характерное фото - бойцы НОАК разоружают "мирных лам":

post-19-0-93375900-1415272036.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Правда, в ходе экспедиции полковника Янгхазбенда (1904) это не помешало англичанам расстрелять представителей самого духовного и просветленного правителя из пушек и пулеметов.
Это не тот самый Янгхазбенд, что у нас в Приморье околачивался?
В общем, мешанина, основанная на чисто феодальных установках общества (а кое-где - и дофеодальных).
Теократия. Что-то типа имамата Шамиля. Это не феодальное государство, там скорее всего просто, как обычно в горных регионах, установлена система тейпов, основанная на родстве. Там же куча субэтносов - цяжуны, шерпы, наси и т.д.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Это не тот самый Янгхазбенд, что у нас в Приморье околачивался?

АФАИК, нет. В 1919-1924 гг. он занимался совсем другими делами - до 1921 г. возглавлял Географическое общество в Великобритании, а в 1921-1924 гг. - комиссию по экспедициям на Эверест.

Теократия. Что-то типа имамата Шамиля. Это не феодальное государство, там скорее всего просто, как обычно в горных регионах, установлена система тейпов, основанная на родстве.

Нет. Уже было тотальное феодальное землевладение - "нет земли без хозяина, нет человека без господина". Были крепостные и рабы, и были привилегированные - духовные и светские феодалы.

Вот из "Правительственной Белой Книги" (КНР) о том, как еще в середине ХХ в. происходила реализация права собственности на человека:

Serf-owners literally possessed the living bodies of their serfs. Since serfs were at their disposal as their private property, they could trade and transfer them, present them as gifts, make them mortgages for a debt and exchange them. According to historical records, in 1943 the aristocrat Chengmoim Norbu Wanggyai sold 100 serfs to a monk official at Garzhol Kamsa, in Zhigoin area, at the cost of 60 liang of Tibetan silver (about four silver dollars) per serf. He also sent 400 serfs to the Gundelin Monastery as mortgage for a debt of 3,000 pin Tibetan silver (about 10,000 silver dollars). Serf-owners had a firm grip on the birth, death and marriage of serfs. Male and female serfs not belonging to the same owner had to pay "redemption fees" before they could marry. In some cases, an exchange was made with a man swapped for man and a woman for woman. In other cases, after a couple wedded, the ownership of both husband and wife remained unchanged, but their sons would belong to the husband's owner and their daughters to the wife's owner. Children of serfs were registered the moment they were born, setting their life-long fate as serfs.

Владельцы крепостных в буквальном смысле слова владели телами своих крепостных. Поскольку крепостные были в их полном распоряжении, как частная собственность, то они могли торговать ими, переводить с места на место, дарить, давать в залог или обменивать. Согласно историческим материалам, в 1943 г. аристократ Ченгмоим Норбу Ваннгьяй продал 100 крепостных монаху-чиновнику в Гарчжол Камса, в области Чжигоин, за 60 лян тибетского серебра (примерно 4 серебряных доллара) за человека. Он также отправил 400 крепостных в монастырь Гундэлин в качестве залога за одолженные 3000 пин тибетского серебра (около 10 тыс. серебряных долларов). Владельцы крепостных крепко держали своих подвластных в руках от рождения и до смерти. Крепостные мужчины и женщины, не принадлежавшие одному хозяину, вынуждены были платить выкуп за право вступить в брак. В некоторых случаях происходил обмен мужчины на мужчину и женщины на женщину. В других случаях, после свадьбы права прежних владельцев оставалось неизменным, но владелец мужа приобретал права на его сыновей, а владелец жены - на дочерей. Детей крепостных регистрировали сразу при рождении, обрекая их на всю жизнь влачить участь крепостного.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Там же куча субэтносов - цяжуны, шерпы, наси и т.д.

Цяньжуны - это номенклатурное китайское историческое название. К реальному этносу не имеет отношения.

Тибетцы - это пёба, вполне сформировавшееся в провинциях Цзан и Уй нация. Есть несколько отличные от них (преимущественно по ХКТ и связанными с ними культурными различиями) кочевники чангпа, а также жители безлесых высокогорий дрокпа. Есть тибетизированные монголы согпо.

А шерпы, наси и т.д. - это тибетоязычные народности, но к тибетской нации отношения напрямую не имеющие и не живущие в Цзане и Уе (основные территории Тибета, помимо малонаселенного Нгари).

Share this post


Link to post
Share on other sites
Вот из "Правительственной Белой Книги" (КНР)

То-то и оно, что это версия заинтересованной стороны конфликта. Современный взгляд даже на наше крепостное право существенно отличается от марксистского. А из наших ученых кто-нибудь занимается политической антропологией Тибета?

Share this post


Link to post
Share on other sites
То-то и оно, что это версия заинтересованной стороны конфликта.

Если бы это не подтверждалось еще 100500 другими источниками...

Современный взгляд даже на наше крепостное право существенно отличается от марксистского.

Неужто это теперь признано благом?

А из наших ученых кто-нибудь занимается политической антропологией Тибета?

А что это за чудо-юдо - политическая антропология?

Вообще, всякие пытки - это для феодального общества норма. Бесправие низов - тоже. Паренти слишком велик, чтобы за 1 день перевести при наличии других обязанностей в течение дня.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Прикольное фото, сделанное во время экспедиции Янгхазбенда (1903-1904) - на подписи было указано, что это "китайские торговцы посетили английский лагерь"!

Давно так не смеялся!

post-19-0-32161100-1415277205_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Неужто это теперь признано благом?

В истории народное благо - это последняя и крайне лицемерная вещь. Объективно же системы общественных отношений обусловлены ситуацией, и в определенных условиях крепостное право было меньшим из зол. Самая большая ошибка - это подражание чужим укладам. Всякий уклад имеет свои корни и свою причину, и прежде чем менять его, надо разобраться, не выплеснем ли и младенца, и не сделается ли хуже.

А что это за чудо-юдо - политическая антропология?

То же, что и социальная, но касается более узкой сферы - политического устройства традиционных сообществ.

Вообще, всякие пытки - это для феодального общества норма. Бесправие низов - тоже.

Пытки - это для всех обществ по отношению к определенным людям в определенной ситуации - норма. Как и бесправие низов. Это не фирменный признак феодализма, а фирменный признак "гуманизма". Человек - это просто разумное животное. Разума в нем процентов десять, а девяносто - животного. Отсюда и начинается политическая антропология.

китайские торговцы посетили английский лагерь
Это же маньчжурские солдаты.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тибетцы о себе:

Телеграфная линия из Индии до Лхасы была построена в 1923 г., и обеспечивала основные функции телефонии. Телеграф и телефон были открыты для общественного использования. Тибетская столица была электрифицирована в 1927 г. Устройство гидроэлектростанции и электрических сетей в городе было предпринято практически "в одиночку" молодым тибетским инженером Рингангом. Все эти проекты были инициированы и оплачены тибетским правительством. Радио начало свое вещание из Лхасы в 1948 г. и передавало новости на тибетском, английском и китайском языках.

Однако давайте взглянем на Лхасу (план 1932 г.) и подумаем, что мог сделать 1 (ОДИН) инженер (следует отметить, что их на весь Тибет тогда было аж 6 человек)?

post-19-0-54829600-1415278708_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Объективно же системы общественных отношений обусловлены ситуацией, и в определенных условиях крепостное право было меньшим из зол.

До определенной степени.

И, конечно же, продажа людей - это совершенно не зло в условиях России XIX в. или Тибета ХХ в.!

Пытки - это для всех обществ по отношению к определенным людям в определенной ситуации - норма. Как и бесправие низов. Это не фирменный признак феодализма, а фирменный признак "гуманизма". Человек - это просто разумное животное. Разума в нем процентов десять, а девяносто - животного. Отсюда и начинается политическая антропология.

Пытка официально запрещена в современных обществах. А в феодальном - она является нормой. Причем законодательно закрепленной. Поэтому пытка по отношению к любому заключенному, буде просочится вовне - это проблемы у пытавших. До какой степени - зависит от того, кого пытали и кто за ним стоит. Но проблема. А при феодализме - нет.

Бесправие низов в современном обществе - это легенда. Если народ имеет право на личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, свободу выразить свое мнение - он бесправен? Просто народ у нас зачастую своими правами не умеет пользоваться и бороться за них.

А в феодальном обществе - увы, можно продать крепостного, можно его убить. По тибетским законам, если хозяин наносил ранение крепостному, то должен был позвать врача. А если крепостной наносил ранение хозяину (без умысла), то он лишался руки.

В общем, не надо впадать в крайность отрицания всего - нигилизм не есть конструктивно.

Share this post


Link to post
Share on other sites
А в феодальном обществе - увы, можно продать крепостного, можно его убить.
Выделю ключевую фразу. В феодальном обществе, как вы говорите, законодательно, нельзя ни убить, ни пытать, ни в большинстве стран продать крепостного! Это покушение на образ божий. Если что, в России в эпоху так называемого Просвещения как раз и начались перегибы по отношению к крепостным - спасибо дяде Пете, прорубил дыру, да только не окно на свежий воздух, а лобзиком вырезал люк в нужную яму. Это уже не западноевропейское средневековое крепостничество было, а просвещенная русская кабала. И тот факт, что в Тибете "крепостные" могли быть убиты или проданы - он лишь говорит о том, что термин "крепостные" вульгарно выковырян кем-то из нашего учебника. Убит при феодальном строе может быть раб или пленник, если нет надежды на выкуп за него, но не крепостной.
В общем, не надо впадать в крайность отрицания всего - нигилизм не есть конструктивно.
Да я и по отношению к нигилизму нигилист.

Share this post


Link to post
Share on other sites
В феодальном обществе, как вы говорите, законодательно, нельзя ни убить, ни пытать, ни в большинстве стран продать крепостного!

Можно. Берем любой монгольский закон, например, от 1604 г.:

Если кто убьет зависимого отрока у простолюдина, взять пол-андзы. Если кто переспит с женой [простолюдина] взять также пол-андзы.

Т.е. штраф не за убийство зависимого, а за убийство чужого зависимого. Причем штраф минимален. Закон об убийстве обычного человека карает строже:

Если кто убьет человека, взять [с того] триста тридцать андзу. [Убитого] возместить верблюдом

Или закон от 1614 г.:

Если нойон убьет свидетеля, [с него] следует взять пять верблюдов и пятьдесят лошадей. Если скажет, что убил не по злому умыслу (не преступно), то его привести к присяге.

Зато защищены права нойона:

Если один нойон убьет другого, то его выгнать. Улус его разделить. Половину отдать [родственникам] убитого.
Это покушение на образ божий.

И вспоминаем сирвенты Бертрана де Борна...

Мужики, что злы и грубы,
На дворянство точат зубы,
Только нищими мне любы!

Любо видеть мне народ
Голодающим, раздетым,
Страждущим, не обогретым!
Пусть мне милая солжёт,
Ежели солгал я в этом!


Нрав свиньи мужик имеет,
Жить пристойно не умеет,
Если же разбогатеет,
То безумствовать начнёт.
Чтоб вилланы не жирели,
Чтоб лишения терпели,
Надобно из года в год
Век держать их в чёрном теле.


Кто своих вилланов холит,
Их ни в чём не обездолит
И им головы позволит
Задирать — безумен тот.
Ведь виллан, коль укрепится,
Коль в достатке утвердится,
В злости равных не найдёт —

Всё разрушить он стремится.

Если причинят виллану
Вред, увечье или рану,
Я его жалеть не стану —
Недостоин он забот!
Если кто о нём хлопочет,
Он тому помочь не хочет

Хоть немножко в свой черёд.
Злобой он себя порочит.

Люд нахальный, нерадивый,
Подлый, скаредный и лживый,
Вероломный и кичливый!
Кто грехи его сочтёт?
Он Адаму подражает,

Божью волю презирает,
Заповедей не блюдёт!
Пусть Господь их покарает!
Это уже не западноевропейское средневековое крепостничество было

Самое гуманное и просвещенное? А Жакерия тогда почему?

И тот факт, что в Тибете "крепостные" могли быть убиты или проданы - он лишь говорит о том, что термин "крепостные" вульгарно выковырян кем-то из нашего учебника.

Угу, термин крепостной (serf) здесь взят из англоязычных работ...

Убит при феодальном строе может быть раб или пленник, если нет надежды на выкуп за него, но не крепостной.

Нет, убивали и крепостных. В Литве был в свое время закон - если пан на охоте начинает замерзать, то он имел право распороть живот холопу и отогреть в нем ноги. Честно взял у В. Короткевича.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Цинские законы пытались, кстати, эту практику ограничить (Цааджин бичиг):

Статья [73]. Если ваны убьют своего подданного или домашнего раба острым орудием умышленно, из мести или в состоянии опьянения, то оштрафовать их сорока лошадьми; нойонов, хошунных тайджи и гунов — тринадцатью лошадьми, тайджи — тремя девятками бодо скота. И все это отдать родным братьям убитого. Жену и детей [убитого] вместе оставить в пределах хошуна, в том месте, где они пожелают жить.

Если кто-нибудь при ударе нечаянно убьет и о причине смерти сам же [37а] расскажет и при этом выяснится, что не было вражды, то [74] [семья убитого] не покидает своего хошуна, а штрафной скот передается в распоряжение хошунного дзасака. Если кто-нибудь убьет своего раба, то, если он окажется правителем хошуна или мэйрэну-дзанги — штрафовать тремя девятками бодо скота, дзалану-дзанги или сомонным дзанги — двумя девятками бодо, а если простолюдином — одним девятком бодо.

Мера наказания для лиц от хошунного правителя до простолюдина была определена, но как поступить при этом с семьей убитого не было установлено, как и мера наказания для табунанов, если они убьют своих подданных и домашних рабов. Посоветовавшись с тушимэлами, мы решили, что [37б] если табунаны убьют своих подданных или домашних рабов, то мера наказания должна быть такой же, как для тайджи.

Если кто-то, от хошунного правителя до простолюдина, убьет своего раба острым орудием, изрубит его умышленно, из мести или в состоянии опьянения, то, если это будет правитель хошуна или мэйрэну-дзанги, штрафовать тремя девятками бодо, если дзалану-дзанги, сомонный дзанги или орулан-хугэгчи — двумя девятками бодо, а если простолюдин, то одним девятком бодо и отдать жене и детям убитого и все семейство с братьями выдворить из пределов хошуна. [38а] Но если при ударе нечаянно убьют и о причине смерти сами же расскажут своим дзасак-нойонам и при этом выяснится, что вражды не было, то семья убитого не покидает своего хошуна, а штрафной скот передается в распоряжение хошунного дзасака

А тибетские законы были примерно такими же, как и у монголов, по причине довольно сильного взаимовлияния.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну и обратный ход событий по "Цааджин бичиг":

Статья [110]. Если домашний раб убьет своего хозяина, то его следует зарубить. Так было доложено и узаконено.

Т.е. даже с простолюдина - всего 9 единиц скота за убийство раба брали. А вот если раб простолюдина...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Монголо-ойратский "Их Цааз" (1640):

46. Если кто убьет своего раба (богол), то взять с него пять девятков. А если убьет рабыню (эмэ богол), то взять с него три девятка.

Т.е. в середине XVII монгольским феодалам пришлось активно вмешаться в существующие порядки, чтобы не совсем беспредельничали по отношению к своим рабам! Но в совокупности по материалам разных уложений видим - мало помогало.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот уложение "Халха джирум", часть от 1709 г.:

Статья 1. Если нойон убьет своего подданного (албату) из озорства, то он подвергается взысканию как за нарушение повеления гэгэна. А скот, жену и детей убитого поднести высокому [гэгэну].

Если нойон убьет своего провинившегося подданного, не сообщив об этом дзасаку, то подвергнуть его взысканию как за нарушение повеления гэгэна и взятый с него штраф алданги передать в казну [гэгэна].

Если нойон убьет подданного другого нойона, /28б/ то взыскать [с него] штраф андзу, установленный за убийство человека. Взамен убитого он обязан дать равноценного человека.

Если нойон своих людей не имеет, то возместить добрым верблюдом и конем. Если же [он] не имеет ни людей, ни скота, то за отказ следует привлечь к присяге кого-либо из нойонов его разряда.

Если кто-либо из озорства ударит кого-либо чем-либо, то поступить по великому уложению. С виновного надлежит взыскать андзу, какое положено за нанесение удара простолюдином простолюдину.

Если нойон побьет простолюдина за проступки и после обратится в суд, то взыскать [с побитого] половину алданги, какое положено за [подобные] проступки.

Статья 2. Если кто-либо из мести или из озорства убьет человека, то взыскать [с него] тридцать бэркэ и триста андзу. Вместо убитого чиновника следует дать человека и верблюда, а вместо нечиновника — лишь [одного] человека. Если нет человека, дать молодого верблюда и пятилетнего коня. А [70] наказать [виновного] так: дать сто ударов плетью и сделать его рабом раба в хошуне. Если [у него] не хватит скота для андзу, то его самого выдать головой жене и детям убитого.

...

Статья 5. Если кто-либо убьет мэдэл кубэгуда простолюдина, то взыскать штраф — половину андзу. Если нечаянно поранит его, то также взыскать половину андзу.

Как видим, ничего не помогало - "гуманизация" в феодальном обществе далеко не шла.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Берем любой монгольский закон, например, от 1604 г.

Не Средневековое и не феодальное общество...

И вспоминаем сирвенты Бертрана де Борна...

Это не нормативный акт, а похабные застольные частушки. И про убийство ничего нет, так что это скорее говорит о том, что рыцарь мог лишь вот такими стишками утешаться, иллюзией своего могущества.

Угу, термин крепостной (serf) здесь взят из англоязычных работ...

Точнее из английских переводов китайской офицальщины. Или официальной китайщины - не суть важно. Вы же указали. что это из китайской "Белой книги". А китайцы взяли это из нашего старого доброго истмата.

В Китае и прилегающих территориях не существовало феодализма в его классическом смысле. И в Тибете не существовало. И Средневековья там того, что было в Европе, не было. У каждой цивилизации своя периодизация и своя специфика, природа не любит сходства. На свете нет двух одинаковых людей и нет двух одинаковых биологических клеток. Китайцы сегодня, ИМХО, демонизируют этих тибетцев так, как русские демонизируют грузинов, как испанские конкистадоры демонизировали индейцев. Да, ацтеки приносили людей в жертву. Даже были добровольцы, которые сами этого хотели. То есть принести в жертву пленного - это обычное дело, а вот торжественно зарезать добровольца из своего народа - это великая и торжественная порка и богоугодное (точнее кецалькоатльугодное) дело. Их год за счет всего колхоза откармливали грибами, отпаивали алкогольными укрепляющими клизьмами и всяко ублажали, а потом торжественно приносили в жертву, потому что были уверены, что в противном случае грядет апокалипсец. Но ведь не из-за человеческих жертвоприношений конкистадоры туда плыли. И не ради угнетенных тибетских рабов в Тибет влезли китайцы. Все это такая же чепуха, как и ядерное оружие Саддама.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Не Средневековое и не феодальное общество...

1) средневековье, причем махровое - в регионе оно продлится до 1920-х.

2) абсолютно феодальное, причем классически

Это не нормативный акт, а похабные застольные частушки. И про убийство ничего нет, так что это скорее говорит о том, что рыцарь мог лишь вот такими стишками утешаться, иллюзией своего могущества

Такие стихи рождаются в определенной обстановке, существующей в обществе. Можно еще найти его сирвенты, где он воспевает истребление вилланов:

И мне нравиться, когда дозорные
Заставляют бежать людей с их добром,
И мне нравится, когда, позади них,
Вижу, как идут много вооруженных людей.
И я радуюсь,
Когда вижу осажденные мощные крепости
И сломанные, обрушившиеся стены,
И когда вижу армию на берегах,
Окружающих ров (с водой),
И палисады, закрытые крепкими кольями.
Точнее из английских переводов китайской офицальщины. Или официальной китайщины - не суть важно. Вы же указали. что это из китайской "Белой книги". А китайцы взяли это из нашего старого доброго истмата.

А точнее как называем человека, живущего на земле, принадлежащей лорду и лично от него зависимого?

В Китае и прилегающих территориях не существовало феодализма в его классическом смысле. И в Тибете не существовало. И Средневековья там того, что было в Европе, не было.

Да ну? В мемориз!

Суть феодализма - в наличии феодалов, владеющих землей как средством производства, и крестьян, таковой не владеющей, а посему зависимых от феодалов.

Что, такого не было? Или надо, чтобы замок был романской архитектуры, а хозяина земли называли бароном, и он бы распевал сирвенты?

Суть отношений этого периода - именно такова. От Европы до Азии и даже частью в Африке. Только в Африке и кое-где в Азии это дожило до середины ХХ века, а в Европе - нет.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Берем заблуждения относительно сути феодализма, основанные на отсутствии знаний о социальной и экономической структуре не-европейских обществ:

Марк Блок считал феодализм преимущественно, если не исключительно, западноевропейским феноменом, сложившимся в результате специфических исторических условий и выделял следующие черты европейского феодализма[3]: зависимость крестьян; наличие института феода, то есть вознаграждение за службу землей; вассальные отношения в воинском сословии и превосходство сословия воинов-рыцарей; отсутствие централизованной власти; одновременное существование в ослабленном виде государства и родственных отношений.

Давайте смотреть - разве всего этого нет в Азии и Африке?

Ну и вопрос - а почему мы вообще должны верить словесам "правозащитникофф", которые разбивают головы в попытках отработать деньги и доказать, какой далай-лама хороший?

Там отлично виден соцзаказ - США хочет терроризировать КНР, есть выпертый за никчемностью теократический глава упраздненного более 50 лет назад феодального государства, который претендует на возврат к прежней жизни... Может, последим, откуда далай-лама и его приспешники берут денежки? На пожертвования ламаистов? А сколько их, тех ламаистов, и сколько из них переводит денежки в Индию, чтобы далай-лама мог безбедно существовать со всеми своими клевретами и еще заниматься подрывной деятельностью на территории КНР?

Share this post


Link to post
Share on other sites

В сторону изложения "теории" Марка Блока - берем даже не Азию, а Африку:

Как же побеждают нас галласы, когда больше нас и больше у нас снаряжения воинского?”. Одни говорят: “Попустил бог за грехи наши”. А другие говорят: “Из-за разделения людей наших на десять разрядов, из которых девять разрядов не идут в бой и не стыдятся своего страха. И только десятый разряд сражается и воюет по мере сил своих. И хоть велики мы числом, да мало способных воевать и много невоюющих.

Одно из них монашеское племя, коему несть числа. Одни монашествуют с малолетства, когда завлекли их монахи во время ученичества их, подобно писателю этой истории и ему подобным. Другие же монашествуют из страха пред войной. Второе племя называется дабтара 43. Они изучают Писание и деяния священства, плещут в ладони и топочут ногами 44 и не стыдятся своего страха, а берут в пример левитов и иереев, чад Аароновых 45. Третье племя называется жан хацана и жан маасаре 46. Они блюдут установления и воздерживаются от войны. Четвертое племя — телохранители жен князей и вейзазеров 47, мужи могучие и юноши крепкие. Они не идут на войну и говорят: „Мы — дружина женщин". Пятое племя называется старейшинами, господами и помещиками 48. Они разделяют свою землю меж крестьянами, приказывают им и не стыдятся своего страха. Шестое племя — крестьян. Они работают на пашне и не помышляют о войне. Седьмое племя — промышляющих торговлей н стяжанием. Восьмое племя — ремесленников, таких, [147] как кузнецы, писцы, швецы и плотники. Им подобные не умеют воевать. Девятый разряд — скоморохи 49, барабанщики и арфисты, которые живут попрошайничеством. Они благословляют дающего и возносят ему славу пустую и восхваления праздные. А если проклинают они отказывающих, не вменяется им это в вину, ибо говорят они: „Таков наш обычай". И далеко уклоняются они от войны. А десятый разряд — это те, кто берет копье и щит, кто может сражаться и следует по стопам царя в походы. И из-за малочисленности их погибла страна наша. У галласов же нет этих десяти разрядов, о которых мы упоминали, и все они искушены в сражениях, от мала до велика. И потому губят они нас и убивают

Итак, видим, что даже в Африке есть феодальная лествица (наверху стоит ныгус негест, ниже просто ныгус, потом рас, потом всякие другие чины), соблюдается принцип "вассал моего вассала - не мой вассал" (у ныгус негести есть вассалы, а у тех - свои вассалы), земля формально принадлежит государству в лице ныгус негест, а он испомещает (гульт) своих вассалов, а те делят гульт между своими вассалами... Ну и крепостные есть (гэббар) со всеми вытекающими...

Т.ч. незнание нашими "великими эуропскими учОными" простейших фактов говорит только против них. Как говорится, не умеешь ничего - начинаешь придираться к терминам.

Тибет можно точно также по косточкам разобрать. И Монголию.

Другой вопрос, что происхождение и функционирование разных общественных институтов в разных региональных формах может отличаться от "эталона", которым евроцентранутые на всю голову "великие эуропские учОные" считают Западную Европу. И время их появления, и период существования могут различаться (никто не виноват, что в Тибете только в 1950-е годы ликвидировали феодализм, а в Монголии - в 1920-е). Но сути дела это не меняет. А если кто-то любит оригинальничать - надо посмотреть, насколько конкретны его собственные работы, и не посвящены ли они "взагали" всему на свете (т.е. обобщение на основе собственных куцых знаний)? Если так - то это сразу фтопку, ибо! Ибо нефиг обобщения строить, не зная материала и не дав истории ничего, чтобы изучение ее шло быстрее. Ведь даже фактическая сторона истории не всюду хорошо описана и как наука история еще не везде выполнила первоочередные задачи. Но неуемный зуд "открыть" что-то, ничего не делая, рождает "теории", которые только подчеркивают незнание их авторов!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Similar Content

    • Построения из китайского военного искусства
      By Чжан Гэда
      Прочитал в "Мин цзи наньлюэ" у Цзи Люци:
      Он вообще пишет очень запутанно - похоже, сам не сильно соображал, что писал. Когда он описывал войска Чжэнов - там все очень сумбурно.
      Строй багуа был придуман легендарным Сунь Бинем в IV в. до н.э. и управлялся военачальником, которому делали охраняемую воинами вышку, с которой он подавал команды на перестроения. Система имела возможность 16-ти перестроений. К периоду Тан она трансформировалась в "строй 6 цветков" (люхуа чжэнь), который применял легендарный Ли Цзин во времена Тан:

      Слева люхуачжэнь, справа - багуачжэнь.
      Строй багуа имеет по китайским толкованиями строился на основании этого:

      В строю багуачжэнь имеется "8 врат" - сю (отдых), шэн (жизнь, рождение), шан (ранение, вред), ду (преграда), цзин (благое предзнаменование), сы (смерть), цзин (испуг), кай (раскрытие).
      Прямо на восток располагаются "врата жизни". Если ворваться в них и прорваться через "врата благого предзнаменования" на юго-западе, затем войти во "врата раскрытия" на севере, то можно уничтожить этот строй.
      Вопрос - а зачем такие сложности? Зачем так выеживаться, чтобы сделать простое дело? Вразумительных толкований найти не могу.
       
    • Фестский диск: попытка анализа
      By Неметон
      Фестский диск                                                                                                                                          Место обнаружения  диска во дворце Феста
      1.     обе стороны диска покрыты оттиснутыми при помощи штемпелей печатями, что, возможно, связано с необходимостью его тиражирования. В контексте предположения о том, что возникновение дворцовых ансамблей было результатом реализации широкой строительной программы, направляемой из одного центра — Кносса, можно предположить, что содержание диска из Феста можно ретранслировать на Кносс, как возможный первоисточник зафиксированной на диске информации.

      2.     Установлено, что знаки наносились справа налево печатником левой рукой. Практика использования печатей на Крите подтверждена археологически (например, мастерская по производству печатей в Малии). Уникальность диска и его существование в единственном числе (что не исключает обнаружение подобных дисков в будущем) может указывать на специфичность содержания, которое имеет большое религиозное значение. Это подтверждает обнаружение диска в главной ячейке тайника, замаскированного в полу комнаты под слоем штукатурки, наряду с пеплом, черноземом и большим количеством обгоревших бычьих костей, что также указывает на то, что диск имеет религиозное значение и представлял несомненную ценность для тех, кто поместил его в тайник.

      3.     Тот факт, что рисунки на диске не имеют сколь-нибудь четкого соответствия в других письменностях и очень мало напоминают знаки критского рисуночного письма, а также, что количество знаков диска (45) слишком велико для буквенного письма и слишком мало для иероглифического, может указывать на то, что знаки диска не являются образчиком какой-либо письменности и являются фиксацией некой последовательности, на что указывает повторение групп знаков на сторонах А и Б.

      Фестский диск: стороны А и Б

      4.     На обеих сторонах идентичное количество делений (ячеек); сторона А – 31, сторона Б – 30.

      5.     спиральное расположение знаков указывает на солярную символику, которая, в свою очередь, позволяет связать содержание диска с мифом о Минотавре, культом лабриса и почитанием Великой богини, имевшей обширную географию (Реи, Астарты, Кибелы, Деметры, Исиды, Артемиды).

      Можно предположить, что каждый знак обозначает разные типы объектов, совокупность которых, с учетом функциональных различий, позволяет предположить фиксацию элементов некой церемонии.  Использование священных растений, музыкальных инструментов, ритуальных предметов и принесение жертв позволяет предположить, что перед нами символическое изображение религиозной церемонии. Антропоморфные знаки и сельскохозяйственные инструменты указывают на направленность церемонии – культ плодородия или Великой Богини. Отсутствие знаков с изображением плодов и т.п результатов сельскохозяйственной деятельности может рассматриваться как церемония в честь богини плодородия, предшествующая посевным работам.  Повторение знаков на стороне А и Б свидетельствует о последовательности церемонии и участии в ней на разных этапах одних и тех же объектов, т.е четкой структуре, что также можно рассматривать как доказательство сакральности события.


      Знаки фестского диска
       
      Сторона А: 3, 5, 10, 11, 17, 19, 21, 28, 31, 41, 44

      Остановимся на некоторых уникальных знаках стороны А – 3 («верховный жрец»), 5 («раб»), 10 («систр»), 21 («гребень»), 11 («плеть»), 17 («ритуальный нож»), 31 («сокол»).

      «Возвращение богини» непосредственно связано с представлениями о ее «священном браке» с божеством и зачатии дитя, знаменуя весеннее обновление. Такие священные браки богинь природы были важнейшим моментом весенних праздничных обрядов в Вавилоне (Инанна и Таммузи), брак Великой матери хеттов и Деметры и Зевса в Элевсине. Исиды и Осириса в Египте. Учитывая, что поклонение Великой Богине было распространено широко в древнем мире и, соответственно, имели схожие ритуалы поклонения. (На стороне А диска знак «плеть» расположен на условном «входе» и больше нигде не встречается). Знак «раб, пленный» целесообразно рассмотреть сквозь призму мифа о Тесее и Минотавре, т.е как участие в церемонии определенного количества подданных Крита из других регионов (не исключается ритуальный бой с быком). Знак «гребень», возможно символизирует символическое расчесывание волос Великой Богини перед тем, как она (ее изображение) покинет храм (Лабиринт). По аналогии с культами хеттов, которые носили оргиастический характер, на Крите, возможно, практиковалось самооскопление (знак «ритуальный нож») и ритуальные пляски (знак «систр»). Участие верховного жреца (без царской короны), самобичевание и самооскопление жрецов, вкупе с проведением ритуала у статуи божества в сопровождении музыки, возможно, свидетельствует о том, что церемонии, зафиксированные на стороне А, носили внутренний характер и были закрыты для непосвященных. Знак «сокол», который, как известно, в Египте символизировал Гора, сына Исиды и Осириса, который воскресил отца, убитого Сэтом. Важно также понимать, что фараона воспринимали как живое воплощение Гора. Культ Великой Богини Крита (Реи), согласно мифологии, имеет египетские корни в культе Исиды и Осириса и пришел на остров из Финикии (Библ и Тир), испытав, позднее, влияние азиатских (фригийско-колхидских) культов (Кибелы (Гекаты или Артемиды), что отразилось в предании о связи Пасифаи, колхидской принцессы, с быком Посейдона. В Вавилоне весной церемонии посвящали Мардуку в храме Эсагилы. Верховный жрец встречал царя у дверей, но не давал ему войти. Корона, скипетр и прочие царские знаки клали на специальную циновку, а самого коленопреклоненного перед святилищем царя плетью (либо самобичевание) стегал верховный жрец.


       


                                                          Богиня лабиринта (Греция)                                                                Богиня со змеями (Крит)                                                                     Кибела  
      Сторона Б: 5, 15, 16, 20, 22, 30, 36, 42, 43

      Знаки 30 («голова барана»), 20 («кувшин»), 36 («лоза»), 22 («двойная флейта»), 15 («лабрис»), 5 («ребенок») говорят о ключевых моментах, зафиксированных на стороне Б, которые заключались в выносе символов власти (лабрис) и головы барана - символа Хнума, египетского бога плодородия, который при рождении младенца в семье фараона наделял его Ка (жизненной силой). Возможно, эти два знака связаны и имеют отношение к культу младенца-Зевса (знак «ребенок») и участию в церемонии детей? Кроме того, по древнеегипетским представлениям Хнум сотворил человека на гончарном круге (солярный мотив). В Мемфисе поклонялись Ка Аписа, священного быка. Возможно, аналогичное почитание пришло на Крит? Знаки лоза, кувшина и двойной флейты могут свидетельствовать о почитании Диониса, о тесной связи которого с культом Кибелы, вплоть до полного отождествления с обрядами Великой Матери, свидетельствует Еврипид в "Вакханках". Т.о, существует достаточно обоснованное предположение о том, что Дионис соприкасается с культами Великой Матери и Артемиды Эфесской. Элевтера, особое имя, под которым эта Артемида почиталась среди ликиян, может означать Ариадну, которую Овидий называет Либерой.  Оно принадлежит ей как ставшей супругой Диониса на Крите. Дионис присутствует в легендах в качестве одного из врагов амазонок (наряду с Тесеем), преследовавшего их до Эфеса. Быть может представление о враждебности с его стороны можно объяснить обрядами, справлявшимися в его честь в Алее на ежегодном празднике Скирея. Церемонии включали бичевание женщин на алтаре этого бога. В таком обычае можно видеть отголоски оплакивания Осириса в Египте, которое сопровождалось нанесением себе увечий, а Осирис предполагает Аттиса, жреца Азиатской Матери.


      Жрецы и модель ритуальной лодки
      Наличие на обеих сторонах диска упомянутых одинаковое количество раз универсальных знаков 6 (божество), 13 (кипарис), 18 (мотыга), 37 (папирус), 40 (барабаны) и знаков, которые значительно превосходят аналогичное количество на других сторонах – 2 (курет) (14 на стороне А и 5 - на стороне Б), 12 (щит) (15-2), 7 (сосуд в виде женской груди) (3-15) может указывать на ключевые действия или этапы церемонии, в т.ч на то, что значительное преобладание системообразующих знаков 2 и 12  на стороне А указывает на шествие служителей культа Великой Богини во внутренних, закрытых для непосвященных дворах, в то время как знак 7 указывает на совершение массовых возлияний в честь Великой Богини во внешнем дворе, где участвовали рядовые общинники. К наиболее распространенным знакам (встречается более 10 раз) можно отнести знаки 2 (курет – 19 раз), 7 (сосуд – 18), 12 (щит – 17), 18 (мотыга – 10), 23 (колонна – 11), 27 (шкура – 14), 29 (козленок – 11), 35 (платан – 18). Рассмотрим указанные знаки более детально:

      Сочетание знаков 2 и 12 является наиболее распространенным и, не являясь самостоятельным, всегда находится в конце (при «чтении» слева направо) ячейки, т.о возглавляя группу знаков. Можно предположить, что данное сочетание обозначает т.н «куретов», служителей Великой Матери, наличие которых широко засвидетельствовано в древнем мире под разными именами (корибанты, дактили, кабиры, тельхины). Известно, что куреты охраняли новорожденного Зевса от Кроноса, производя шум и потрясая щитами. На стороне А данное сочетание наиболее распространено (9 раз) и его можно рассматривать, как участие служителей культа во внутренней церемонии для «посвященных». Знак 12 (щит) является сакральным предметом, о чем свидетельствуют 7 окружностей по периметру и центру круга. (аналогия с жертвенником из Маллии).  Число 7 в контексте рассматриваемой темы имеет множество аналогий: Гудеа в Месопотамии справлял посвящение своих статуй божеству торжественными церемониями, во время которых на семь дней были прекращаемы занятия, рабы и господа участвовали вместе в празднестве; помимо жертвоприношений, процессий и различных мистических церемоний, в Месопотамии служба сопровождалась музыкой и пением. Употреблялись кимвалы, флейты, 11-ти струнные арфы. Певцов и музыкантов обыкновенно было семь при вавилонском храме; перед посвящением в мистерии Великой Богини необходимо было семь раз осуществить омовение; число афинских юношей и девушек, отправившихся на Крит с Тесеем, составляло также по семь от каждого пола; в древнем Вавилоне семи планетам соответствовали главные божества месопотамского пантеона: Нинурта (Сатурн), Мардук (Юпитер), Нергал (Марс), Шамаш (Солнце), Иштар (Венера), Наб (Меркурий), Син (Луна). (Из таблички библиотека Ассура известно, что в праздник Загмук изображались страсти Бела-Мардука и его конечное торжество. Согласно тексту, Белу задерживают у судилища горы, т.е подземного царства. После пыток и допросов его вводят в гору, где он томится, охраняемый стражами. Вместе с ним уводился и убивался преступник. Жена Бела-Мардука спускается за ним в подземное царство и ищет его. Затем Бел выводится из горы для новой жизни. Этот текст показывает, что миф о Беле-Мардуке соответствует мифу о Таммузе и праздник нового года имел характер мистерий).

      Универсальные знаки 6 (божество), 13 (кипарис), 14 (корзины на коромысле), 18 (с/х орудие), 37 (папирус) и 40 (барабаны) встречаются на обеих сторонах равное количество раз. Их можно соотнести со статуями божества, священными растениями Астарты и Осириса, подношениями даров божеству в сопровождении боя ритуальных барабанов. Знаки 23 (колонна), 24 (паланкин) и 25 (судно) можно объяснить легендой о поисках Исидой гроба Осириса и использованием царем Библа ствола дерева, в котором был заключен саркофаг Осириса для подпорки крыши. Общее количество знаков «колонны» на диске – 11 (5 – на стороне А, 6 – на стороне Б), что, возможно, может служить обозначением переходов внутри дворца, либо количестве зал, где расположены священные колонны. Использование паланкинов для переноса жриц и жрецов, а также ритуальных светильников в форме кораблей (по Апулею) или священных судов для переноса изваяний божеств (Египет) известно с глубокой древности. Можно вспомнить шумерский ритуал молитвы жрецов на особом судне в море и обнаружение глиняных моделей лодок в захоронениях шумеров и египтян.

      В связи с этим представляется не случайным наличие храмовых бассейнов, служивших для омовения в храмах Месопотамии и купален в Кноссе и Фесте.

      Погребальная ладья (Египет)
      Знаки 27 (шкура вола), 29 (голова козленка), 33 (рыба), 45 (ткани) обозначают приношения. Слитки в виде шкуры известны на Крите археологически.

      Металлический слиток в виде шкуры вола (Крит)
      Приношение козленка и рыбы изображено на саркофаге из Агиа Триады. Наличие сакральных подарков в виде тканей может быть обусловлено культом Великой Богини. В этом же контексте можно рассмотреть знаки 7 (сосуд в форме женской груди), символическое изображение голубя (знак 32) (история о пропавших жрицах Исиды, упомянутая Геродотом), 34 (пчела) и 8 (рука справедливости) как символы Исиды-Маат, которые несли участники шествия.

      Наиболее распространенными сочетаниями знаков на обеих сторонах диска являются 40,24 (барабаны и паланкин), 1,13 (бегущий жрец и кипарис), 7,45 (сосуд в форме груди и ткани), 18,23 (мотыга и колонна), 25,27 (судно и шкура вола). Подобное сочетание указывает на шествие во внутреннем и внешнем дворе с использованием барабанов при выносе из дворца паланкина со статуей божества (знак 24 на стороне А встречается один раз и 4 – на стороне Б, что указывает на его участие в открытой, уличной церемонии), приношений молока из сосудов в форме женской груди и тканей божеству наряду с выносом светильников в форме ритуального судна и подношения медных слитков в форме шкуры бока. Наличие знака 23 (колонна) и с/х инструмента (знак 18 – мотыга) позволяют предположить наличие критской вариации культа Исиды и соответствующее ритуальное построение в процессе церемонии. Подкреплением служат знаки 37,35 (папирус/лоза), священные растения Осириса и символы священного брака вернувшейся богини плодородия. На это же указывает сочетание знаков 18,6 (мотыга и божество), встречающихся только на стороне А. На почитание культа быка указывает сочетание знаков 1,28 (бегущий жрец/нога быка) и 26,31 (рог/сокол), где символика Гора (сокол) также выступает в качестве части культа Исиды. Логическим продолжением выглядит сочетание знаков 36 и 6 (платан/божество), символизирующее дерево, под которым Зевс возлег с похищенной им Европой, положив начало династии Миносов. Сочетание знаков 25, 23 и 34 (судно/колонна/пчела) символизируют ритуальные светильники, колонну, внутри которой был заключен гроб Осириса и пчелу, как напоминание о том, что Зевс был вскормлен медом пчел в Диктейской пещере и молоком козы Амалфеи (соседство этих знаков на диске в ячейке А4 стороны А также может свидетельствовать в пользу этой версии).

      «Растительные» знаки 37, 13, 39, 35, 36 и 38, которые встречаются в различных сочетаниях на обеих сторонах диска, можно трактовать как изображения священных растений, присущих различным божествам:

      37 – папирус: Осирис (на голове божества корона из папируса, украшенная страусиными перьями, подобно короне на голове минойского царя из Кносса).

      13 – кипарис: Астарта, Мелькарт, Адонис (по преданию, Астарта родилась под сенью кипариса; ее сын Мелькарт, божество Тира, имел булаву из этого дерева; на Кипре на весенних празднествах в честь Адониса, бога весны финикийцев,возлюбленного Афродиты, проносили ветви кипариса)

      39 – шафран: известно, что торговля шафраном (крокусом) достигла своего пика на Крите во II тыс. до н.э. Шафрановые одежды носил Ясон во время экспедиции в Колхиду. Такжеи известно, что, согласно Гомеру, крокус вырос на месте, где Зевс возлег с Герой, т.е цветки крокуса можно рассматривать как символ «священного брака», что делает его незаменимым участником церемонии.

      35 – платан: согласно мифологии, под платаном Зевс возлег с Европой, матерью Миноса и дочерью Агенора, владыки Тира.

      36 – лоза: символ возвращения женского божества плодородия и последующего священного брака. Ярким примером могут служить празднества в честь брака Тефнут (Хатхор) и Шу и ее возвращения из Нубии. В нем участвовало все население, особенно женщины. В честь богини плясали и пели песни, в изобилии лилось вино и пиво. Существеннейшим моментом праздника было, по-видимому, торжественное шествие, во время которого изображалась встреча богини, после чего шествие возвращалось обратно в храм данного города. В процессии участвовали жрецы и жрицы, несшие культовые статуи и различные предметы ритуала. Другие жрецы несли дары - газелей, украшенных лотосами, сосуды с вином, обвитые виноградными гроздьями, сосуды с пивом, огромные букеты цветов, украшения, диадемы, ткани. Процессию сопровождали хоры жриц, певших хвалебные песни и потрясавших в такт систрами, и жрецов, игравших на флейтах и арфах. В свите Тефнут мы встречаем людей, которые изображали ударявших в бубны веселых божков Бэсов и обезьян, игравших на лирах и призывавших богиню песнями.

      38 – анемон: согласно мифам, возник из слез Афродиты по умершему Адонису, или сам Адонис был превращен в цветок по возвращении из подземного царства.

      Выводы:
      1.                 Обнаружение диска в замаскированном тайнике дворца в Фесте и наличие в ячейках тайника пепла, чернозема и большого количества обгоревших бычьих костей свидетельствует о существовании ритуала, по всей видимости, связанного с культом плодородия.
      2.                 Отсутствие сколь-нибудь четкого соответствия рисунков на диске в других письменностях и весьма незначительная аналогия со знаками критского рисуночного письма, а также несоответствие количества знаков принятым для буквенного и иероглифического письма позволяет предположить, что знаки на диске не являются письменными.
      3.                 Обнаружение в критских дворцах значительного количества печатей и их оттисков на глиняных пробках, запечатывавших сосуды, а также помещения мастерской по производству печатей в Маллии с заготовками печатей из стеатита, слоновой кости и горного хрусталя позволяет предположить критское происхождение диска.
      4.                 На критское происхождение указывает спиральное расположение знаков и солярная форма артефакта как воплощение идеи Лабиринта, типичное для минойской культуры.

                                                                                 Керамический кувшин из Феста                                                                                        Пифос из Старого дворца в Фесте
       
      5.                 Исходя из возможной классификации знаков можно предположить, что каждый знак обозначает разные типы объектов, совокупность которых, с учетом функциональных различий, позволяет предположить фиксацию элементов некой церемонии.  Использование знаков, обозначающих священные растения, музыкальные инструменты, ритуальные предметы и предметы жертвоприношения позволяет предположить, что перед нами символическое изображение религиозной церемонии. Антропоморфные знаки и сельскохозяйственные инструменты указывают на направленность церемонии – культ плодородия или Великой Богини. Отсутствие знаков с изображением плодов и т.п результатов сельскохозяйственной деятельности позволяет определить период ее проведения, как предшествующий посевным работам.  Повторение знаков на стороне А и Б свидетельствует о последовательности церемонии и ее четкой структуре, что также можно рассматривать как доказательство сакральности события.
      6.     Учитывая анализ уникальных знаков диска, можно предположить, что сторона А фестского диска является описанием закрытых ритуальных собраний, происходившей во внутренних центральных дворах, к участию в которых допускались только обитатели дворца. Знаки стороны Б показывают последовательность церемонии, происходившей во дворах, непосредственно связанных с городскими кварталами и открытых для доступа рядовых общинников в дни проведения празднеств при ведущей организационной роли «людей дворца». На центральном дворе разыгрывались самые сложные и загадочные ритуалы минойского культа с участием танцоров, изображавших божественного быка Минотавра, что нашло свое отражение в мифах о Тесее. Символическим отображением участия данников из подвластных Криту земель является знак 4 (пленник). Тесей вошел в состав группы из афинских юношей и девушек, отправившихся на Крит для участия в играх, составной части ритуальной церемонии, посвященной Великой Богине, которая проходила в Лабиринте – храме божества и резиденции критского царя-жреца.

      Театральная площадь Кносса
      7.     Четко зафиксированное количество участников церемонии (7 юношей и 7 девушек), посвящение Тесеем на Делосе статуи Афродиты (Великой Богини) и также исполнение танца, воспроизводящего геометрический узор в виде лабиринта свидетельствует о том, что в Кноссе проходила церемония с четко определенным ритуалом, который был распространенным в древнем мире. В этом контексте следует рассматривать и обнаружение в северо-западном углу кносского дворца орхестры для танцев с нанесенными на ней линиями для танцоров.

      Старый дворец в Фесте. Зрелищная лестница.
      8.                 Знаки с изображением растений, использующихся в культовых целях свидетельствует о проводимой религиозной церемонии в честь возвращения богини плодородия и имеет устойчивые связи в отраженных мифологически культах ритуалах священного брака (Тефнут и Шу, Осирис и Исида). Наличие растений, в проводимой минойцами церемонии, отраженной на диске, имеющих ближневосточные корни в культовых церемониях Финикии (кипарис, платан, анемон) и Древнего Египта (папирус, лоза) может свидетельствовать о большом влиянии религиозных традиций Ближнего Востока на формирование культа поклонения Великой Матери Крита.
      9.                 Представляется возможным связать в единое целое предание о похищении Европы из Тира быком-Зевсом, битве Тесея с Минотавром, строительстве Лабиринта Дедалом, странствиях Ио в образе коровы и почитание Баалат-Гебал в Библе. Культ Великой Богини Крита (Реи), согласно мифологии, имеет египетские корни в культе Исиды и Осириса и пришел на остров из Финикии (Библ и Тир), испытав, позднее, влияние азиатских (фригийско-колхидских) культов (Кибелы (Гекаты или Артемиды), что отразилось в предании о связи Пасифаи, колхидской принцессы, с быком Посейдона. Последовало смешение церемониала, результатом чего явилось появление критских куретов, идентичных фригийским корибантам и самофракийским кабирам, как служителям культа Великой Богини. Дмитрий Скепсийский указывал, что почитание Реи на Крите не туземного происхождения и не распространено достаточно, но что таково оно только в Фригии и Троаде. Существование лабиринта на Лемносе можно косвенно подтвердить реконструкцией возможного пути Ариадны и Дедала при бегстве с Крита на Лемнос, где существовали женские мистерии. Об этом говорит упоминание о том, что Ясон, направляясь в Колхиду, посетил Лемнос и нашел там только женщин, которые вышли ему навстречу в военных доспехах и с оружием, которое, как можно предположить, использовалось для военных танцев. Т.о, аргонавты (или Ясон в качестве предводителя) перед посещением Колхиды должны были пройти посвящение в мистерии Великой богини

                                                       Певцы. Сосуд из Агиа Триады                                                                                                                                           Финикийский орнамент 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       




    • Сахалин и монголы
      By Чжан Гэда
      "Юань вэньлэй"(元文類) о событиях на Сахалине (?) в конце XIII в.
      遼陽威古特
      至元十年征東招討使逹希喇呈前以海勢風浪難渡征伐不到岱音濟喇敏威古特等地去年征行至尼嚕罕地問得烏登額人約蘇稱欲征威古特必聚兵●冬月色克小海渡結凍冰上方可前去先征岱音濟喇敏方到威古特界云云大徳二年正月招討司上言濟喇敏人百戶哈芬○博和哩○等先逃往內和屯與叛人結連投順威古時作耗奉㫖招之千戸巴雅斯以為哈芬等巳反不可招遂止大徳元年五月威古特賊沃棱乘濟喇敏所造黄窩兒船過海至哲哩木觜子作亂八月濟喇敏人諾木齊過海至烏色砦遇內和屯人言濟喇敏人雅竒扎木稱威古特賊與博和哩等欲以今年比海凍過果幹虜掠打鷹人乞討之既而遼陽省咨三月五日濟喇敏百户烏坤濟等來歸給魚糧綱扇存恤位坐移文管沃濟濟喇敏萬户府收管六月五日官軍敗賊於錫喇和屯七月八日威古特賊王博凌古自果斡過海入佛哩河官軍敗之九年六月濟喇敏人吉爾庫報威古特賊刼納木喀等官軍追之不及過扎爾瑪河刧掠至大元年濟喇敏百戸竒徹竒納言威古特約索努呼欲降遣逹哈扎薩至尼嚕罕又濟喇敏人多神努額齊訥來每言約索努呼沃稜等乞降持刀甲與頭日布結結且言年貢異皮以夏間逹喇布魚出時回還云云
      Для памяти - пока лениво возиться. Уже вижу, что Ивлиев не совсем верно переводил.
    • Yingcong Dai. A Disguised Defeat: The Myanmar Campaign of the Qing Dynasty
      By hoplit
      Просмотреть файл Yingcong Dai. A Disguised Defeat: The Myanmar Campaign of the Qing Dynasty
       
      Yingcong Dai. A Disguised Defeat: The Myanmar Campaign of the Qing Dynasty // Modern Asian Studies. Volume 38. Issue 01. February 2004, pp 145 - 189.
      Автор hoplit Добавлен 09.01.2020 Категория Китай
    • Yingcong Dai. A Disguised Defeat: The Myanmar Campaign of the Qing Dynasty
      By hoplit
      Yingcong Dai. A Disguised Defeat: The Myanmar Campaign of the Qing Dynasty // Modern Asian Studies. Volume 38. Issue 01. February 2004, pp 145 - 189.