Чжан Гэда

Тибет - земля просветленных или простой пережиток феодализма?

71 сообщение в этой теме

Тибет обычно представляют в качестве некого пристанища совершенных в духовном отношении лам, которых притесняют злые коммунисты-китайцы (при желании можно инвертировать - китайцы-коммунисты - все зависит от того, является ли "представляющий" в большей степени китаефобом или же коммунистофобом).

 

Но если брать объективные работы по истории Тибета (в т.ч. работы Е.И. Кычанова), то на 1950 г. Тибет был реально осколком феодального прошлого в модернизирующемся настоящем. Со всем пережитками, включающими бесправие простолюдинов, жестокими пытками, деспотизмом и т.д.

 

А "культ" далай-ламы, как "самого-самого" духовного и человечного лидера - это, по сути, древний инструмент английской политики в борьбе за влияние в Тибете. Правда, в ходе экспедиции полковника Янгхазбенда (1904) это не помешало англичанам расстрелять представителей самого духовного и просветленного правителя из пушек и пулеметов. Как говорится, ничего личного - политика должна быть прагматичной.

 

В общем, для начала темы просто приведу небольшой документ предписание Кашага (традиционное тибетское правительство) при далай-ламе XIV (личное имя Агван Лубсан Данцзин Джамцо) в одну из тюрем Тибета - Ланцзыша:
 

Начальник,

Чтобы умилостивить богиню, мы нуждаемся в вас, чтобы подготовить следующее:

4 свежеотрубленные человеческие головы, 10 свежих человеческих кишечников, чистая человеческая кровь, грязная человеческая кровь, земля с места казни, менструальная кровь вдовы, кровь больных проказой, плоть человека и животных, сердца человека и животных, кровь животных, вода инь-янь, земля с продуваемого ветром места, терновник, выросший в тени, экскременты человека и собаки, а также сапоги мясника.

 

Вышеуказанные предметы должны быть направлены нам завтра.

 

 

Собственно, ничего особенного - обычная тантрическая практика. Только вот все это - не ранее 1940 г., когда далай-лама XIV был интронизирован.

 

Как-то так.

 

А вообще, если брать то, что объективно, а не эмоциональные песнопения во славу далай-ламы и его приспешников (с 1950-х и поныне это активно муссируется американской политикой, а в 1970-1980-х руку к проклятиям в адрес КНР приложили и наши авторы), то пришедшие в Тибет части НОАК объективно способствовали началу модернизации тибетского общества, в т.ч. отмене рабства и крепостной зависимости, созданию сети больниц, ветлечебниц и образовательных учреждений и т.д. А то, что "широкие народные массы" поддержали феодалов в 1959 г. - так ведь не секрет, что чем темнее народ, тем легче ему голову задурманить.

 

В общем, тут предлагаю рассматривать историю тибетского феодального государства в Новое Время.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


Собственно, просто "жареными" фактами обходиться не призываю.

Например, есть и более интересные факты - сохранение крепостного права, отсутствие системы современного образования, феодальное правительство, формируемое из представителей знати и верхушки могущественных монастырей, архаичность военного дела (несмотря на попытки модернизировать армию).

Все это рассматривается очень неохотно исследователями типа С.Л. Кузьмина, а Е.И. Кычанов, хотя и дал мощный абрис ситуации, не разработал детали (не успел).

На это тоже интересно обратить внимание.

Фактически, с начала "джунгарского периода" в истории Тибета (термин предложен д.и.н. Л.А. Бобровым), в стране существует феодально-теократическое государство, которое возглавляет правительство (кашаг), во главе которого стоит далай-лама.

Соответственно, он облечен массой всяких мирских функций, и уже одно это не позволяет говорить о нем, как о "супердуховном" лидере, отрешенном от земного.

А еще там есть интересная традиция - тулку ищут среди младенцев, потом младенец растет, а за него управляет регент - ЕМНИП, его правильное название по-тибетски дэси. И он может быть светским феодалом.

В общем, мешанина, основанная на чисто феодальных установках общества (а кое-где - и дофеодальных).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Своеобразное "наведение резкости" сторонникам идеи о глобальной духовности тибетского буддизма - тибетские предметы культа:

post-19-0-14186500-1415270703_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Реально гавал (я пишу все слова в современной монгольской орфографии, как более знакомой мне) делался из черепа девственника/девственницы или же человека, известного своей праведностью. Порой череп брали, скажем так, не у умершего естественной смертью человека (см. выше запрос кашага в тюрьму Ланцзыша).

Человеческая кожа использовалась для разных целей - в частности, если человека оракулы признавали воплощением зла, то с него следовало снять кожу заживо и использовать в качестве молитвенного коврика. Такой коврик был достаточно редким и дорогим - часто использовали имитацию, вырезанную из ткани. Реальный коврик такого типа из кожи пленного казахского воина был у известного ойратского политического деятеля начала ХХ в. - Джа-ламы. В Тибете такие коврики также имели место быть.

Ну а трубы из берцовой кости праведника или барабан, обтянутый кожей девственника - это вполне нормальные для ламаизма ритуальные музыкальные инструменты.

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

К сожалению, о том, что Тибет - это феодальная страна с соответствующими нравами (включая и уровень развития религиозного сознания и вероучения) - пишут мало. Еще меньше публикуют материалов, свидетельствующих о том, чем в реальности было сохранение феодальных отношений (с нашей точки зрения) в ХХ в.

Естественно, если тибетское общество считало, соответственно уровню своего развития, что это нормально - то уже мы не считаем это нормальным. Почему тогда мы говорим о некой "небывалой духовности" Тибета?

Вот пара фото объектов, найденных в домашних тюрьмах тибетских феодалов солдатами НОАК - мумифицированные останки заморенного голодом человека и чан с останками девочки, которую "замариновали" в солевом растворе:

post-19-0-66858100-1415271777_thumb.jpg

post-19-0-21983400-1415271793_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Очень сложна оценка "Лхасского восстания" в 1959 г. - в порыве бичевания маоизма / защиты демократических ценностей авторы из СССР и США налили всякого на это событие. Но вот характерное фото - бойцы НОАК разоружают "мирных лам":

post-19-0-93375900-1415272036.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Правда, в ходе экспедиции полковника Янгхазбенда (1904) это не помешало англичанам расстрелять представителей самого духовного и просветленного правителя из пушек и пулеметов.
Это не тот самый Янгхазбенд, что у нас в Приморье околачивался?
В общем, мешанина, основанная на чисто феодальных установках общества (а кое-где - и дофеодальных).
Теократия. Что-то типа имамата Шамиля. Это не феодальное государство, там скорее всего просто, как обычно в горных регионах, установлена система тейпов, основанная на родстве. Там же куча субэтносов - цяжуны, шерпы, наси и т.д.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Это не тот самый Янгхазбенд, что у нас в Приморье околачивался?

АФАИК, нет. В 1919-1924 гг. он занимался совсем другими делами - до 1921 г. возглавлял Географическое общество в Великобритании, а в 1921-1924 гг. - комиссию по экспедициям на Эверест.

Теократия. Что-то типа имамата Шамиля. Это не феодальное государство, там скорее всего просто, как обычно в горных регионах, установлена система тейпов, основанная на родстве.

Нет. Уже было тотальное феодальное землевладение - "нет земли без хозяина, нет человека без господина". Были крепостные и рабы, и были привилегированные - духовные и светские феодалы.

Вот из "Правительственной Белой Книги" (КНР) о том, как еще в середине ХХ в. происходила реализация права собственности на человека:

Serf-owners literally possessed the living bodies of their serfs. Since serfs were at their disposal as their private property, they could trade and transfer them, present them as gifts, make them mortgages for a debt and exchange them. According to historical records, in 1943 the aristocrat Chengmoim Norbu Wanggyai sold 100 serfs to a monk official at Garzhol Kamsa, in Zhigoin area, at the cost of 60 liang of Tibetan silver (about four silver dollars) per serf. He also sent 400 serfs to the Gundelin Monastery as mortgage for a debt of 3,000 pin Tibetan silver (about 10,000 silver dollars). Serf-owners had a firm grip on the birth, death and marriage of serfs. Male and female serfs not belonging to the same owner had to pay "redemption fees" before they could marry. In some cases, an exchange was made with a man swapped for man and a woman for woman. In other cases, after a couple wedded, the ownership of both husband and wife remained unchanged, but their sons would belong to the husband's owner and their daughters to the wife's owner. Children of serfs were registered the moment they were born, setting their life-long fate as serfs.

Владельцы крепостных в буквальном смысле слова владели телами своих крепостных. Поскольку крепостные были в их полном распоряжении, как частная собственность, то они могли торговать ими, переводить с места на место, дарить, давать в залог или обменивать. Согласно историческим материалам, в 1943 г. аристократ Ченгмоим Норбу Ваннгьяй продал 100 крепостных монаху-чиновнику в Гарчжол Камса, в области Чжигоин, за 60 лян тибетского серебра (примерно 4 серебряных доллара) за человека. Он также отправил 400 крепостных в монастырь Гундэлин в качестве залога за одолженные 3000 пин тибетского серебра (около 10 тыс. серебряных долларов). Владельцы крепостных крепко держали своих подвластных в руках от рождения и до смерти. Крепостные мужчины и женщины, не принадлежавшие одному хозяину, вынуждены были платить выкуп за право вступить в брак. В некоторых случаях происходил обмен мужчины на мужчину и женщины на женщину. В других случаях, после свадьбы права прежних владельцев оставалось неизменным, но владелец мужа приобретал права на его сыновей, а владелец жены - на дочерей. Детей крепостных регистрировали сразу при рождении, обрекая их на всю жизнь влачить участь крепостного.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Там же куча субэтносов - цяжуны, шерпы, наси и т.д.

Цяньжуны - это номенклатурное китайское историческое название. К реальному этносу не имеет отношения.

Тибетцы - это пёба, вполне сформировавшееся в провинциях Цзан и Уй нация. Есть несколько отличные от них (преимущественно по ХКТ и связанными с ними культурными различиями) кочевники чангпа, а также жители безлесых высокогорий дрокпа. Есть тибетизированные монголы согпо.

А шерпы, наси и т.д. - это тибетоязычные народности, но к тибетской нации отношения напрямую не имеющие и не живущие в Цзане и Уе (основные территории Тибета, помимо малонаселенного Нгари).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Вот из "Правительственной Белой Книги" (КНР)

То-то и оно, что это версия заинтересованной стороны конфликта. Современный взгляд даже на наше крепостное право существенно отличается от марксистского. А из наших ученых кто-нибудь занимается политической антропологией Тибета?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
То-то и оно, что это версия заинтересованной стороны конфликта.

Если бы это не подтверждалось еще 100500 другими источниками...

Современный взгляд даже на наше крепостное право существенно отличается от марксистского.

Неужто это теперь признано благом?

А из наших ученых кто-нибудь занимается политической антропологией Тибета?

А что это за чудо-юдо - политическая антропология?

Вообще, всякие пытки - это для феодального общества норма. Бесправие низов - тоже. Паренти слишком велик, чтобы за 1 день перевести при наличии других обязанностей в течение дня.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Прикольное фото, сделанное во время экспедиции Янгхазбенда (1903-1904) - на подписи было указано, что это "китайские торговцы посетили английский лагерь"!

Давно так не смеялся!

post-19-0-32161100-1415277205_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Неужто это теперь признано благом?

В истории народное благо - это последняя и крайне лицемерная вещь. Объективно же системы общественных отношений обусловлены ситуацией, и в определенных условиях крепостное право было меньшим из зол. Самая большая ошибка - это подражание чужим укладам. Всякий уклад имеет свои корни и свою причину, и прежде чем менять его, надо разобраться, не выплеснем ли и младенца, и не сделается ли хуже.

А что это за чудо-юдо - политическая антропология?

То же, что и социальная, но касается более узкой сферы - политического устройства традиционных сообществ.

Вообще, всякие пытки - это для феодального общества норма. Бесправие низов - тоже.

Пытки - это для всех обществ по отношению к определенным людям в определенной ситуации - норма. Как и бесправие низов. Это не фирменный признак феодализма, а фирменный признак "гуманизма". Человек - это просто разумное животное. Разума в нем процентов десять, а девяносто - животного. Отсюда и начинается политическая антропология.

китайские торговцы посетили английский лагерь
Это же маньчжурские солдаты.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тибетцы о себе:

Телеграфная линия из Индии до Лхасы была построена в 1923 г., и обеспечивала основные функции телефонии. Телеграф и телефон были открыты для общественного использования. Тибетская столица была электрифицирована в 1927 г. Устройство гидроэлектростанции и электрических сетей в городе было предпринято практически "в одиночку" молодым тибетским инженером Рингангом. Все эти проекты были инициированы и оплачены тибетским правительством. Радио начало свое вещание из Лхасы в 1948 г. и передавало новости на тибетском, английском и китайском языках.

Однако давайте взглянем на Лхасу (план 1932 г.) и подумаем, что мог сделать 1 (ОДИН) инженер (следует отметить, что их на весь Тибет тогда было аж 6 человек)?

post-19-0-54829600-1415278708_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Объективно же системы общественных отношений обусловлены ситуацией, и в определенных условиях крепостное право было меньшим из зол.

До определенной степени.

И, конечно же, продажа людей - это совершенно не зло в условиях России XIX в. или Тибета ХХ в.!

Пытки - это для всех обществ по отношению к определенным людям в определенной ситуации - норма. Как и бесправие низов. Это не фирменный признак феодализма, а фирменный признак "гуманизма". Человек - это просто разумное животное. Разума в нем процентов десять, а девяносто - животного. Отсюда и начинается политическая антропология.

Пытка официально запрещена в современных обществах. А в феодальном - она является нормой. Причем законодательно закрепленной. Поэтому пытка по отношению к любому заключенному, буде просочится вовне - это проблемы у пытавших. До какой степени - зависит от того, кого пытали и кто за ним стоит. Но проблема. А при феодализме - нет.

Бесправие низов в современном обществе - это легенда. Если народ имеет право на личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, свободу выразить свое мнение - он бесправен? Просто народ у нас зачастую своими правами не умеет пользоваться и бороться за них.

А в феодальном обществе - увы, можно продать крепостного, можно его убить. По тибетским законам, если хозяин наносил ранение крепостному, то должен был позвать врача. А если крепостной наносил ранение хозяину (без умысла), то он лишался руки.

В общем, не надо впадать в крайность отрицания всего - нигилизм не есть конструктивно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А в феодальном обществе - увы, можно продать крепостного, можно его убить.
Выделю ключевую фразу. В феодальном обществе, как вы говорите, законодательно, нельзя ни убить, ни пытать, ни в большинстве стран продать крепостного! Это покушение на образ божий. Если что, в России в эпоху так называемого Просвещения как раз и начались перегибы по отношению к крепостным - спасибо дяде Пете, прорубил дыру, да только не окно на свежий воздух, а лобзиком вырезал люк в нужную яму. Это уже не западноевропейское средневековое крепостничество было, а просвещенная русская кабала. И тот факт, что в Тибете "крепостные" могли быть убиты или проданы - он лишь говорит о том, что термин "крепостные" вульгарно выковырян кем-то из нашего учебника. Убит при феодальном строе может быть раб или пленник, если нет надежды на выкуп за него, но не крепостной.
В общем, не надо впадать в крайность отрицания всего - нигилизм не есть конструктивно.
Да я и по отношению к нигилизму нигилист.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В феодальном обществе, как вы говорите, законодательно, нельзя ни убить, ни пытать, ни в большинстве стран продать крепостного!

Можно. Берем любой монгольский закон, например, от 1604 г.:

Если кто убьет зависимого отрока у простолюдина, взять пол-андзы. Если кто переспит с женой [простолюдина] взять также пол-андзы.

Т.е. штраф не за убийство зависимого, а за убийство чужого зависимого. Причем штраф минимален. Закон об убийстве обычного человека карает строже:

Если кто убьет человека, взять [с того] триста тридцать андзу. [Убитого] возместить верблюдом

Или закон от 1614 г.:

Если нойон убьет свидетеля, [с него] следует взять пять верблюдов и пятьдесят лошадей. Если скажет, что убил не по злому умыслу (не преступно), то его привести к присяге.

Зато защищены права нойона:

Если один нойон убьет другого, то его выгнать. Улус его разделить. Половину отдать [родственникам] убитого.
Это покушение на образ божий.

И вспоминаем сирвенты Бертрана де Борна...

Мужики, что злы и грубы,
На дворянство точат зубы,
Только нищими мне любы!

Любо видеть мне народ
Голодающим, раздетым,
Страждущим, не обогретым!
Пусть мне милая солжёт,
Ежели солгал я в этом!


Нрав свиньи мужик имеет,
Жить пристойно не умеет,
Если же разбогатеет,
То безумствовать начнёт.
Чтоб вилланы не жирели,
Чтоб лишения терпели,
Надобно из года в год
Век держать их в чёрном теле.


Кто своих вилланов холит,
Их ни в чём не обездолит
И им головы позволит
Задирать — безумен тот.
Ведь виллан, коль укрепится,
Коль в достатке утвердится,
В злости равных не найдёт —

Всё разрушить он стремится.

Если причинят виллану
Вред, увечье или рану,
Я его жалеть не стану —
Недостоин он забот!
Если кто о нём хлопочет,
Он тому помочь не хочет

Хоть немножко в свой черёд.
Злобой он себя порочит.

Люд нахальный, нерадивый,
Подлый, скаредный и лживый,
Вероломный и кичливый!
Кто грехи его сочтёт?
Он Адаму подражает,

Божью волю презирает,
Заповедей не блюдёт!
Пусть Господь их покарает!
Это уже не западноевропейское средневековое крепостничество было

Самое гуманное и просвещенное? А Жакерия тогда почему?

И тот факт, что в Тибете "крепостные" могли быть убиты или проданы - он лишь говорит о том, что термин "крепостные" вульгарно выковырян кем-то из нашего учебника.

Угу, термин крепостной (serf) здесь взят из англоязычных работ...

Убит при феодальном строе может быть раб или пленник, если нет надежды на выкуп за него, но не крепостной.

Нет, убивали и крепостных. В Литве был в свое время закон - если пан на охоте начинает замерзать, то он имел право распороть живот холопу и отогреть в нем ноги. Честно взял у В. Короткевича.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Цинские законы пытались, кстати, эту практику ограничить (Цааджин бичиг):

Статья [73]. Если ваны убьют своего подданного или домашнего раба острым орудием умышленно, из мести или в состоянии опьянения, то оштрафовать их сорока лошадьми; нойонов, хошунных тайджи и гунов — тринадцатью лошадьми, тайджи — тремя девятками бодо скота. И все это отдать родным братьям убитого. Жену и детей [убитого] вместе оставить в пределах хошуна, в том месте, где они пожелают жить.

Если кто-нибудь при ударе нечаянно убьет и о причине смерти сам же [37а] расскажет и при этом выяснится, что не было вражды, то [74] [семья убитого] не покидает своего хошуна, а штрафной скот передается в распоряжение хошунного дзасака. Если кто-нибудь убьет своего раба, то, если он окажется правителем хошуна или мэйрэну-дзанги — штрафовать тремя девятками бодо скота, дзалану-дзанги или сомонным дзанги — двумя девятками бодо, а если простолюдином — одним девятком бодо.

Мера наказания для лиц от хошунного правителя до простолюдина была определена, но как поступить при этом с семьей убитого не было установлено, как и мера наказания для табунанов, если они убьют своих подданных и домашних рабов. Посоветовавшись с тушимэлами, мы решили, что [37б] если табунаны убьют своих подданных или домашних рабов, то мера наказания должна быть такой же, как для тайджи.

Если кто-то, от хошунного правителя до простолюдина, убьет своего раба острым орудием, изрубит его умышленно, из мести или в состоянии опьянения, то, если это будет правитель хошуна или мэйрэну-дзанги, штрафовать тремя девятками бодо, если дзалану-дзанги, сомонный дзанги или орулан-хугэгчи — двумя девятками бодо, а если простолюдин, то одним девятком бодо и отдать жене и детям убитого и все семейство с братьями выдворить из пределов хошуна. [38а] Но если при ударе нечаянно убьют и о причине смерти сами же расскажут своим дзасак-нойонам и при этом выяснится, что вражды не было, то семья убитого не покидает своего хошуна, а штрафной скот передается в распоряжение хошунного дзасака

А тибетские законы были примерно такими же, как и у монголов, по причине довольно сильного взаимовлияния.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну и обратный ход событий по "Цааджин бичиг":

Статья [110]. Если домашний раб убьет своего хозяина, то его следует зарубить. Так было доложено и узаконено.

Т.е. даже с простолюдина - всего 9 единиц скота за убийство раба брали. А вот если раб простолюдина...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Монголо-ойратский "Их Цааз" (1640):

46. Если кто убьет своего раба (богол), то взять с него пять девятков. А если убьет рабыню (эмэ богол), то взять с него три девятка.

Т.е. в середине XVII монгольским феодалам пришлось активно вмешаться в существующие порядки, чтобы не совсем беспредельничали по отношению к своим рабам! Но в совокупности по материалам разных уложений видим - мало помогало.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот уложение "Халха джирум", часть от 1709 г.:

Статья 1. Если нойон убьет своего подданного (албату) из озорства, то он подвергается взысканию как за нарушение повеления гэгэна. А скот, жену и детей убитого поднести высокому [гэгэну].

Если нойон убьет своего провинившегося подданного, не сообщив об этом дзасаку, то подвергнуть его взысканию как за нарушение повеления гэгэна и взятый с него штраф алданги передать в казну [гэгэна].

Если нойон убьет подданного другого нойона, /28б/ то взыскать [с него] штраф андзу, установленный за убийство человека. Взамен убитого он обязан дать равноценного человека.

Если нойон своих людей не имеет, то возместить добрым верблюдом и конем. Если же [он] не имеет ни людей, ни скота, то за отказ следует привлечь к присяге кого-либо из нойонов его разряда.

Если кто-либо из озорства ударит кого-либо чем-либо, то поступить по великому уложению. С виновного надлежит взыскать андзу, какое положено за нанесение удара простолюдином простолюдину.

Если нойон побьет простолюдина за проступки и после обратится в суд, то взыскать [с побитого] половину алданги, какое положено за [подобные] проступки.

Статья 2. Если кто-либо из мести или из озорства убьет человека, то взыскать [с него] тридцать бэркэ и триста андзу. Вместо убитого чиновника следует дать человека и верблюда, а вместо нечиновника — лишь [одного] человека. Если нет человека, дать молодого верблюда и пятилетнего коня. А [70] наказать [виновного] так: дать сто ударов плетью и сделать его рабом раба в хошуне. Если [у него] не хватит скота для андзу, то его самого выдать головой жене и детям убитого.

...

Статья 5. Если кто-либо убьет мэдэл кубэгуда простолюдина, то взыскать штраф — половину андзу. Если нечаянно поранит его, то также взыскать половину андзу.

Как видим, ничего не помогало - "гуманизация" в феодальном обществе далеко не шла.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Берем любой монгольский закон, например, от 1604 г.

Не Средневековое и не феодальное общество...

И вспоминаем сирвенты Бертрана де Борна...

Это не нормативный акт, а похабные застольные частушки. И про убийство ничего нет, так что это скорее говорит о том, что рыцарь мог лишь вот такими стишками утешаться, иллюзией своего могущества.

Угу, термин крепостной (serf) здесь взят из англоязычных работ...

Точнее из английских переводов китайской офицальщины. Или официальной китайщины - не суть важно. Вы же указали. что это из китайской "Белой книги". А китайцы взяли это из нашего старого доброго истмата.

В Китае и прилегающих территориях не существовало феодализма в его классическом смысле. И в Тибете не существовало. И Средневековья там того, что было в Европе, не было. У каждой цивилизации своя периодизация и своя специфика, природа не любит сходства. На свете нет двух одинаковых людей и нет двух одинаковых биологических клеток. Китайцы сегодня, ИМХО, демонизируют этих тибетцев так, как русские демонизируют грузинов, как испанские конкистадоры демонизировали индейцев. Да, ацтеки приносили людей в жертву. Даже были добровольцы, которые сами этого хотели. То есть принести в жертву пленного - это обычное дело, а вот торжественно зарезать добровольца из своего народа - это великая и торжественная порка и богоугодное (точнее кецалькоатльугодное) дело. Их год за счет всего колхоза откармливали грибами, отпаивали алкогольными укрепляющими клизьмами и всяко ублажали, а потом торжественно приносили в жертву, потому что были уверены, что в противном случае грядет апокалипсец. Но ведь не из-за человеческих жертвоприношений конкистадоры туда плыли. И не ради угнетенных тибетских рабов в Тибет влезли китайцы. Все это такая же чепуха, как и ядерное оружие Саддама.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Не Средневековое и не феодальное общество...

1) средневековье, причем махровое - в регионе оно продлится до 1920-х.

2) абсолютно феодальное, причем классически

Это не нормативный акт, а похабные застольные частушки. И про убийство ничего нет, так что это скорее говорит о том, что рыцарь мог лишь вот такими стишками утешаться, иллюзией своего могущества

Такие стихи рождаются в определенной обстановке, существующей в обществе. Можно еще найти его сирвенты, где он воспевает истребление вилланов:

И мне нравиться, когда дозорные
Заставляют бежать людей с их добром,
И мне нравится, когда, позади них,
Вижу, как идут много вооруженных людей.
И я радуюсь,
Когда вижу осажденные мощные крепости
И сломанные, обрушившиеся стены,
И когда вижу армию на берегах,
Окружающих ров (с водой),
И палисады, закрытые крепкими кольями.
Точнее из английских переводов китайской офицальщины. Или официальной китайщины - не суть важно. Вы же указали. что это из китайской "Белой книги". А китайцы взяли это из нашего старого доброго истмата.

А точнее как называем человека, живущего на земле, принадлежащей лорду и лично от него зависимого?

В Китае и прилегающих территориях не существовало феодализма в его классическом смысле. И в Тибете не существовало. И Средневековья там того, что было в Европе, не было.

Да ну? В мемориз!

Суть феодализма - в наличии феодалов, владеющих землей как средством производства, и крестьян, таковой не владеющей, а посему зависимых от феодалов.

Что, такого не было? Или надо, чтобы замок был романской архитектуры, а хозяина земли называли бароном, и он бы распевал сирвенты?

Суть отношений этого периода - именно такова. От Европы до Азии и даже частью в Африке. Только в Африке и кое-где в Азии это дожило до середины ХХ века, а в Европе - нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Берем заблуждения относительно сути феодализма, основанные на отсутствии знаний о социальной и экономической структуре не-европейских обществ:

Марк Блок считал феодализм преимущественно, если не исключительно, западноевропейским феноменом, сложившимся в результате специфических исторических условий и выделял следующие черты европейского феодализма[3]: зависимость крестьян; наличие института феода, то есть вознаграждение за службу землей; вассальные отношения в воинском сословии и превосходство сословия воинов-рыцарей; отсутствие централизованной власти; одновременное существование в ослабленном виде государства и родственных отношений.

Давайте смотреть - разве всего этого нет в Азии и Африке?

Ну и вопрос - а почему мы вообще должны верить словесам "правозащитникофф", которые разбивают головы в попытках отработать деньги и доказать, какой далай-лама хороший?

Там отлично виден соцзаказ - США хочет терроризировать КНР, есть выпертый за никчемностью теократический глава упраздненного более 50 лет назад феодального государства, который претендует на возврат к прежней жизни... Может, последим, откуда далай-лама и его приспешники берут денежки? На пожертвования ламаистов? А сколько их, тех ламаистов, и сколько из них переводит денежки в Индию, чтобы далай-лама мог безбедно существовать со всеми своими клевретами и еще заниматься подрывной деятельностью на территории КНР?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В сторону изложения "теории" Марка Блока - берем даже не Азию, а Африку:

Как же побеждают нас галласы, когда больше нас и больше у нас снаряжения воинского?”. Одни говорят: “Попустил бог за грехи наши”. А другие говорят: “Из-за разделения людей наших на десять разрядов, из которых девять разрядов не идут в бой и не стыдятся своего страха. И только десятый разряд сражается и воюет по мере сил своих. И хоть велики мы числом, да мало способных воевать и много невоюющих.

Одно из них монашеское племя, коему несть числа. Одни монашествуют с малолетства, когда завлекли их монахи во время ученичества их, подобно писателю этой истории и ему подобным. Другие же монашествуют из страха пред войной. Второе племя называется дабтара 43. Они изучают Писание и деяния священства, плещут в ладони и топочут ногами 44 и не стыдятся своего страха, а берут в пример левитов и иереев, чад Аароновых 45. Третье племя называется жан хацана и жан маасаре 46. Они блюдут установления и воздерживаются от войны. Четвертое племя — телохранители жен князей и вейзазеров 47, мужи могучие и юноши крепкие. Они не идут на войну и говорят: „Мы — дружина женщин". Пятое племя называется старейшинами, господами и помещиками 48. Они разделяют свою землю меж крестьянами, приказывают им и не стыдятся своего страха. Шестое племя — крестьян. Они работают на пашне и не помышляют о войне. Седьмое племя — промышляющих торговлей н стяжанием. Восьмое племя — ремесленников, таких, [147] как кузнецы, писцы, швецы и плотники. Им подобные не умеют воевать. Девятый разряд — скоморохи 49, барабанщики и арфисты, которые живут попрошайничеством. Они благословляют дающего и возносят ему славу пустую и восхваления праздные. А если проклинают они отказывающих, не вменяется им это в вину, ибо говорят они: „Таков наш обычай". И далеко уклоняются они от войны. А десятый разряд — это те, кто берет копье и щит, кто может сражаться и следует по стопам царя в походы. И из-за малочисленности их погибла страна наша. У галласов же нет этих десяти разрядов, о которых мы упоминали, и все они искушены в сражениях, от мала до велика. И потому губят они нас и убивают

Итак, видим, что даже в Африке есть феодальная лествица (наверху стоит ныгус негест, ниже просто ныгус, потом рас, потом всякие другие чины), соблюдается принцип "вассал моего вассала - не мой вассал" (у ныгус негести есть вассалы, а у тех - свои вассалы), земля формально принадлежит государству в лице ныгус негест, а он испомещает (гульт) своих вассалов, а те делят гульт между своими вассалами... Ну и крепостные есть (гэббар) со всеми вытекающими...

Т.ч. незнание нашими "великими эуропскими учОными" простейших фактов говорит только против них. Как говорится, не умеешь ничего - начинаешь придираться к терминам.

Тибет можно точно также по косточкам разобрать. И Монголию.

Другой вопрос, что происхождение и функционирование разных общественных институтов в разных региональных формах может отличаться от "эталона", которым евроцентранутые на всю голову "великие эуропские учОные" считают Западную Европу. И время их появления, и период существования могут различаться (никто не виноват, что в Тибете только в 1950-е годы ликвидировали феодализм, а в Монголии - в 1920-е). Но сути дела это не меняет. А если кто-то любит оригинальничать - надо посмотреть, насколько конкретны его собственные работы, и не посвящены ли они "взагали" всему на свете (т.е. обобщение на основе собственных куцых знаний)? Если так - то это сразу фтопку, ибо! Ибо нефиг обобщения строить, не зная материала и не дав истории ничего, чтобы изучение ее шло быстрее. Ведь даже фактическая сторона истории не всюду хорошо описана и как наука история еще не везде выполнила первоочередные задачи. Но неуемный зуд "открыть" что-то, ничего не делая, рождает "теории", которые только подчеркивают незнание их авторов!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • Боевые слоны в истории древнего и средневекового Китая
      Автор: foliant25
      Боевые слоны в истории древнего и средневекового Китая.
      В IV томе "Истории Китая с древнейших времён (Период Пяти династий, империя Сун, государства Ляо, Цзинь, Си Ся (907-1279))". М, Ин-т восточных рукописей РАН.-- Наука --   Вост, лит,  2016, на 145 стр. находится рисунок Ангуса МакБрайда ("Селевкидский боевой слон, 190 г. до н. э."), со странной подписью -- "Отряды боевых слонов Южного Хань":

      Оригинал А. МакБрайда:

      Понятно, что кто-то ошибся...
      Однако, интересно, какая иллюстрация по планам авторов этого тома должна там быть.
      Также стало интересно, что известно про боевых слонов в истории древнего и средневекового Китая.
      Оказалось, что на эту тему информации очень мало:
      В 506 году до н. э. армия государства У (командующий – знаменитый Сунь-цзы) осадила столицу государства Чу, и командующий войска Чу отправил слонов (скорее всего это были тягловые животные) с факелами, привязанными к их хвостам, в атаку на расположение армии У; не смотря, на то, что нападение обезумевших от страха и боли животных привело в замешательство воинов У, дальнейшего развития наступления не случилось; и армия У продолжила осаду (Tso chuan, Ting 4). Войско Чу потерпело поражение, столица была захвачена войсками У. Чуский Чжао-ван бежал. Это единственный известный в истории случай применения слонов с огнём.
      В декабре 554 года, когда войска Западного Вэй вторглись в земли южного соседа – государства Лян, последнее использовало в битве при городе Цзянлин двух боевых слонов (животные были присланы ко двору Лян из Линнань, и управлялись малайскими рабами?). Каждый из слонов нёс башню, и был оснащён огромными тесаками. Этих двух слонов войска Западного Вэй отразили стрелами, заставив животных повернуть назад, Лян потерпело поражение, Сяо И – император Лян погиб (Chou shu I9.2292c; San-kuo tien-lüeh цитируется в T'ai-p'ing yü-lan 890.5b).
      В Х веке корпус боевых слонов был в армии государства Южный Хань. Этим корпусом командовал военачальник, который носил титул "Знаменитый знаток и распорядитель огромных слонов" (У Тай ши / Wu Tai shih 65.4469c). Животных отлавливали, а также выращивали, и обучали на территории Южной Хань. Каждому слону было приписано 10 или более воинов, на спине животного была какая-то платформа (башня?). Для битвы слоны размещались в линию (Сун ши / Sung shih 481.5699b). В 948 году этим слоновьим корпусом командовал У Сюн, в тот год корпус успешно действовал во время вторжения Южного Хань в царство Чу, особенно в битве за Хо (У Тай ши / Wu Tai shih 65.4469c). Однако, позднее, когда армия государства Сун вторглась Южную Хань, слоновый корпус был разгромлен в битве у Шао 23 января 971 года; тогда воины Сун стараясь не приближаться к слонам, растреливали их из луков и арбалетов, одновременно устроив страшный шум ударяя в гонги и барабаны, – что заставило слонов повернуться и броситься назад, опрокинуть и растоптать своих (Сун ши / Sung shih 481.5699b). Так уж случилось, что те, кто должен был принести победу Южной Хань, способствовали поражению своего войска.
      Империя Мин, в 1598 г. император Ваньли показал своим гостям 60 боевых слонов, на каждом из них была башня с восемью воинами. Скорее всего эти слоны были из Юго-Восточной Азии.
      В 1681 году, в провинции Юньнан, У Ши-фан использовал боевых слонов против войск маньчжурских военачальников (Ch'ing-shih lieh-chuan 80.9a).
    • Chi-ch’ing Hsiao. The Military Establishment of the Yuan Dynasty.
      Автор: hoplit
      Hsiao Ch'i-ch'ing. The military establishment of the Yuan dynasty. 1978. 350 pages. Harvard University Asia Center. ISBN-10: 0674574613. ISBN-13: 978-0674574618.

    • Chi-ch’ing Hsiao. The Military Establishment of the Yuan Dynasty.
      Автор: hoplit
      Chi-ch’ing Hsiao. The Military Establishment of the Yuan Dynasty.
      Просмотреть файл Hsiao Ch'i-ch'ing. The military establishment of the Yuan dynasty. 1978. 350 pages. Harvard University Asia Center. ISBN-10: 0674574613. ISBN-13: 978-0674574618.

      Автор hoplit Добавлен 09.06.2018 Категория Китай
    • Сыма Цянь - Исторические записки (Ши цзи), III том (Памятники письменности Востока, XXXII,3), 1984
      Автор: foliant25
      Сыма Цянь - Исторические записки (Ши цзи), III том (Памятники письменности Востока, XXXII,3), 1984
      Просмотреть файл Сыма Цянь - Исторические записки (Ши цзи), III том (Памятники письменности Востока, XXXII,3), 1984, PDF Сканированные страницы + OCR + оглавление
      "Настоящий том продолжает публикацию научного перевода первой истории Китая, созданной выдающимся ученым древности Сыма Цянем. В том включено десять глав «Хронологических таблиц», дающих полную, синхронно составленную хронологию правлений всех царств и княжеств Китая в I тысячелетии до н. э."
      В отличии от гуляющего в Сети неполного варианта (без 798-799 стр.) это полный вариант III тома 
      Автор foliant25 Добавлен 30.04.2018 Категория Китай
    • Сыма Цянь - Исторические записки (Ши цзи), III том (Памятники письменности Востока, XXXII,3), 1984
      Автор: foliant25
      Сыма Цянь - Исторические записки (Ши цзи), III том (Памятники письменности Востока, XXXII,3), 1984, PDF Сканированные страницы + OCR + оглавление
      "Настоящий том продолжает публикацию научного перевода первой истории Китая, созданной выдающимся ученым древности Сыма Цянем. В том включено десять глав «Хронологических таблиц», дающих полную, синхронно составленную хронологию правлений всех царств и княжеств Китая в I тысячелетии до н. э."
      В отличии от гуляющего в Сети неполного варианта (без 798-799 стр.) это полный вариант III тома