Войдите, чтобы подписаться
Подписчики
0
-
Похожие публикации
-
Современные необычные памятники
Автор: Nslavnitski
Необычные, разумеется, для нашего восприятия, многое из того, что появляется, нам кажется непонятным.
Один из таких памятников - памятник клавиатуре в Екатеринбурге на набережной реки Исеть.
Открыт в 2005 г. в качестве спецпроекта фестиваля «Длинные истории Екатеринбурга», автор А. Вяткин.
-
Монастыри - фортификационные укрепления
Автор: Nslavnitski
Малков Я.В. Древнерусское деревянное зодчество. М., 1997.
Монастыри на Руси появились вместе с христианством. В XI-XII веках их было учреждено около семидесяти. Пятнадцать монастырей было в Киеве. Они стояли на высоких холмах и береговых кручах в пределах прямой видимости - Кирилловский, Иорданский, Кловский, Печерский, Выдубицкий и др. В значительной степени ими определялся облик города. Двадцать монастырей было в Новгороде. Да и вообще на пути из варяг в греки стояло около пятидесяти монастырей. В XIII веке - в период распада Киевской Руси монастырское строительство переместилось в центральные и северные районы Руси. К концу XIII века было известно уже около ста монастырей. В XIV веке монастыри начинают отрываться от городов и значительная часть новых возводится в лесах и пустынях. Таких монастырей было построено половина из восьмидесяти четырех. А в XV век - пятьдесят два - пустынных и лишь двадцать семь в городах. К концу XVII века на Руси было известно около восьмисот монастырей. И каждый из них - это модель маленького города.
Интересно, что Сигизмунд Герберштейн, на которого мы уже ссылались, писал, что каждый из московских монастырей, а их в ту пору было более сорока: «если смотреть на него издали, представляется чем-то вроде маленького города».
Впрочем, это было так с самого начала монастырского строительства. Уже игумен Даниил в XII веке писал про русские монастыри, что «они городом сделаны».
А процесс их образования - это модель цепной реакции. От крупных, авторитетных монастырей отпочковывались новые. Так только от Троице-Сергиевского монастыря с учетом взаимного отпочкования было образовано двадцать семь пустынных и восемь городских монастырей. Практически все древние монастыри в первоначальном виде были деревянными, но со временем деревянные храмы сменялись каменными, территории расширялись, оконтуривались каменными взамен деревянных крепостными стенами. И сейчас умозрительное восстановление облика деревянных монастырей возможно по древним изображениям, планам, описаниям и игре воображения.
Принципы порядка, как в формировании отдельных культовых построек и их ансамблей основывались на символах веры. Храм был символом неба и земли, рая и ада - сконцентрированное изображение мира. Алтарной своей частью храм должен смотреть на восток где расположен центр земли - город Иерусалим, где на горе Голгофе был распят Иисус Христос. А при входе в храм с западной стороны должна находиться крещальня, как символ прихода в христианство, обретения веры. Алтарь символизирует Вифлеемскую пещеру, в которой был рожден Христос. Символические значения имели цвета и жесты на изображениях. Невидимое таилось в видимом и осмысливалось через видимое. Во всем была тайна и магия.
И композиция ансамбля следовала символическому воспроизведению «Града небесного - Иерусалима». Сутью ее была центрическая система - модель космического порядка. Центральным символом ансамбля являлось доминирующее по своей духовной значимости здание - главный собор монастыря. Подобно тому, как в храме высота изображения святого однозначно характеризует его духовную иерархию, смысловая, ценностная иерархия построек характеризовалась близостью к главному храму.
Упорядоченная форма должна быть «четверообразной». Таков «горный град Иерусалим». Как сказано про него в Апокалипсисе: «Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта».
Вместе с тем представления о символическом миропорядке были не единственным регламентирующим принципом. Форма определялась и рельефом, и ландшафтом, и необходимостью приращения территорий со временем. Поэтому в реальных монастырских ансамблях всегда просматривается компромисс между идеальной схемой и обстоятельством места и времени.
Троице-Сергиевский монастырь сыграл выдающуюся роль в отечественной культуре и истории. Высочайший духовный и личностный авторитет его основателя выдвинул его на одно из самых видных мест среди монастырей Руси, и опыт его развития и строительства был принят за образец в монастырском строительстве древней Руси.
Первые свидетельства о первоначальном облике монастыря принадлежат перу его агиографов Епифания Премудрого и Пахомия Серба [39]. Епифаний долгое время жил в монастыре при Сергии Радонежском и начал делать свои записи в 1393 или 1394 годах («по лете убо едином или по двое» после кончины Сергия). Пахомий Серб писал «Житие» в 1438-1449 годах, но имел возможность «распытывати и вопрошати древние старцы», живших в монастыре при Сергии.
По-видимому, основание монастыря может быть отнесено к 1345 году, когда Сергий на невысоком холме - горе Маковец в лесу, в стороне от дорог и жилья с помощью брата срубил келью и поставил рядом с ней «церкву малую», посвятив ее Живоначальной Троице. Постепенно к нему присоединялись новые монахи. Каждый для себя рубил келью. Уже в 1355 году монастырь был обнесен «не зело пространнейшим тыном», у ворот был посажен «вратарь» и в монастыре был принят устав общинной жизни. Устав предусматривал общее ведение хозяйства. В работах принимали участие все, включая игумена. Потребовалось построить и все общие службы. Трапезную, Поварню, Пекарню, Портомойню и т.д. При этом монастырь был перестроен по единому плану Сергия. Епифаний об этом рассказывал так: «Егда же рассуднейший пастырь и премудрый в добродетелях муж монастырь больший распространив, келий четверообразно сотворити повеле, посреди их церковь во имя Живоначальные Троицы отвсюда видима, яко зерцало - трапазу же и елико на потребу братии». Таким образом монастырь получил форму, близкую к правильному прямоугольнику. По его сторонам стояли кельи, обращенные окнами на площадь, где стояла церковь и все общественные постройки. Огороды и хозяйственные постройки были расположены за кельями. Епифаний сообщает, что Сергий украсил церковь «всякою подобною красотою». Весь монастырь, вероятно был обнесен тыном - вертикально поставленными дубовыми бревнами высотой 4-6 метров с заостренным верхом. Бревна ставились на земляной «осыпи», образованной при рытье рва. По-видимому, в стене были срублены башни. Известно, что после посещения монастыря Дмитрием Донским перед Куликовской битвой над восточным входом монастыря была учреждена надвратная церковь во имя его духовного патрона - Дмитрия Солунского.
Монастырь был сожжен в 1408 году ханом Едигеем. Преемник Сергия игумен Никон вновь отстраивает монастырь, в основном сохраняя его форму, но расширив его на север и восток. Новая церковь Троицы, тоже деревянная была освящена в 1412 году. В XV веке в монастыре появляются первые каменные храмы. В 1422-1423 годах - Троицкий собор - на месте деревянной церкви. Деревянную церковь переносят по соседству и освящают ее в честь Сошествия Святого Духа. В 1476 году ставят каменную церковь Сошествия Святого Духа на месте деревянной.
На рисунке представлен план Троице-Сергиева монастыря в конце XV века. Все постройки монастыря были еще деревянными, кроме упомянутых двух церквей. В последующие века территория монастыря была расширена почти вдвое, но при этом в основном была сохранена «четверообразная» форма и сохранен планировочный принцип формирования ансамбля, заложенный Сергием.
По аналогичной планировочной схеме основывались и развивались и многие другие монастыри. Вот описание большого Тихвинского монастыря, основанного в 1560 году: «И на сем же месте... церковь древяну постави... присовокупи же к ней трапезу велику... Близ же сея, благовести ради колокольного содела стройное древяно соделание... По сем постави 42 келий четверообразно убо окрест церкви сия устроив келию к келий совокупив и уравняв я под один покров крепостно и стройно. Посреде же убо лавры стояще Богоматере церковь яко некое око, всюду и благолепием своим вся удивляюща; округ же аки четырми стенами от четырех стран келиями зрится ограждена и отовсюду преславно всеми видима».
Вместе с тем расстановка зданий внутри монастыря, вариации их ориентации относительно сторон света, игра многочисленных едва заметных «неправильностей» приводила к замечательным эффектам живописности ансамбля и полному исключению какой-либо геометрической засушенности. Ансамбль призван был покорять сердца, и в большинстве случаев это удавалось...
«На стройках кремлей и монастырей сложилось и вызрело одно из драгоценнейших свойств русского зодчества - своеобразная живописность ансамбля. Сочетание горизонтальных массивов стен с разновысокими вертикалями башен и звонниц, с округлостями куполов и стройными шатровыми завершениями - все это придает старым монастырям вольное разнообразие силуэта, роднит их с русским пейзажем, с его свободными, мягкими очертаниями, с его особенным содружеством глади полей и разбросанных по ним перелесков». [И.Э. Грабаль. История Русского государства. т.1. Архитектура. М. Изд. Кнебель. 1919. 508 с.].
-
Заимствования из стиля барокко в православных церквях Валахии и Молдовы?
Автор: Abd-al-Malik
Оказал ли стиль Барокко заметное влияние на румынскую церковную архитектуру Дунайских княжеств? (Или оно ни в какое сравнение не идет с мощнейшим влиянием барокко на церковную архитектуры Левобережной Украины?)
А на православную/униатскую архитектуры Трансильвании?
Можно ли где-то посмотреть фотографии?
-
Дворец парламента в Бухаресте
Автор: Abd-al-Malik
По моему весьма красивое здание
Тяжеловесность убирается тонкими колоннами внизу в сочетании с "монолитной" верхней частью (такой эффект использован в Альгамбре)
Чем навеяны и культурно-исторически обоснованы его восточные мотивы?
Какими-то турецкими заимствованиями в румынской деревянной или каменно-деревянной архитектуре?
-