Saygo

Государство Тайпинов в Китае

399 сообщений в этой теме

Из указа императора Тунчжи от 7 августа 1864 г. по поводу взятия цинскими войсками Нанкина в 1864 г.:

Цитата

Волосатый мятежник Хун Сюцюань поднял бунт в 30-м году Даогуан (1850). Начиная с этого момента он, выступив из Гуанси, прошел [огнем и мечом] по Двум Ху и Трем Цзян. Отдельные [его] шайки вторглись даже в Чжили, Шаньдун и другие провинции - мятежники наследили почти по всей Поднебесной! В 3-м году Сяньфэн (1853) [он] захватил местопребывание провинциальных властей в Цзиньлине и незаконно присвоил себе титул [Тянь-ван]. Те жестокости, которым подверглись с его стороны жители Юго-Востока, не могут быть выражены словами! Его бесчинства и преступления следовали одно за другим, [и он] навлек на себя гнев духов и людей!

Примечания:

1) волосатый мятежник - так называли тайпинов за то, что они не брили лоб и не отпускали косу.

2) 2 Ху - Хубэй и Хунань, 3 Цзян - Цзянси, Цзянсу и Цзяннань.

3) титул Тянь-ван Хун Сюцюань принял еще 25 сентября 1851 г. в городке Юнъань, провинция Гуанси.

В целом, ошибок много, но тогда мало что было известно доподлинно. В целом - яркая оценка и краткое описание всего восстания.

Да, прошу не путать этот портрет с изображением Хун Сюцюаня (таковых просто не сохранилось):

Hong_Xiuquan.jpg.ae0658dbbfc03f8b98cc8ba

Многие "продвинутые" считают, что это - Хун Сюцюань. Но это Хун Дацюань, лидер Триады, союзный Хун Сюцюаню. Именно из-за союза с тайпинами он принял столь похожее имя. Именно его захватили Цины в 1852 г. и выдали в Пекине на Хун Сюцюаня. Это его "портрет" (неизвестно, насколько он передает внешность Хун Дацюаня).

А портретов Хун Сюцюаня не сохранилось.

И еще - в Википедии кто-то пишет про общество "Воины Бога", созданное Хун Сюцюанем. Я задал вопрос на странице обсуждения - откуда сие надыбано. Пока - молчание. И примечание, что мол, опытные участники проекта должны проверить внесенные мной поправки в стать. "Ши Дакай". Шанди им навстречу!

Теперь по делу - иконография по Тайпинскому восстанию и сопутствующим народным движениям не очень велика.

По указу императора Гуансюя изготовлено группой художников под руководством Цин Куаня, живописца из свиты князя Чуня, 73 свитка о подавлении восстаний тайпинов, няньцзюней и мусульман. Кроме того, есть картины У Южу - одного из основателей китайского газетного рисунка. Это серии из 12 и 16 картин. Также есть серия из 10 картин, посвященных отражению Северного похода тайпинов в 1853-1855 гг. Еще знаю пару-тройку лубков на эту тему. Пока все. На большее, увы, не смог накопать.

P.S. работы Цин Куаня наиболее мастерские, но работы У Южу из серии 12 картин очень полезны тем, что на каждом пункте подписано, что это - типа, вот Нанкин, вот терраса Юйхуатай, а это - скала Яньцзыцзи, что помогает осмыслить происходящее в пространстве.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Документы Тайпин Тяньго.

Дворовая роспись жильцов:

8975789.jpg.f3a2c591c5cfd05d140c423d1d97

Квитанция об уплате зернового налога:

8975647.jpg.08c74f8013acae538bfb4d3e2bd7

А вот как представляли себе европейцы императора Сяньфэна:

8975570.jpg.d39c6c23ff1a575cb7a8ebf11c8b

И как его нарисовали сами китайцы:

584d4e2dd80df_.thumb.jpg.9d31c724548c02f

Ну и апокрифическое изображение "Тянь-ди" (Младшего брата Неба) Хун Сюцюаня, сделанное европейцами, из которых никто никогда его не видал:

8975571.jpg.5d733f1c8f0e7c76c2476aff75d3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ли Сючэн о том, как правил Хун Сюцюань:

Цитата

Я был слугой небесного князя, и, хотя мой прежний государь не был добродетелен в управлении, хотя он и не заботился об армии и народе, я был тем не менее его слугой и носил пожалованный им титул чжунвана. Кроме меня, его милостями пользовались многие; при дворе было немало людей, имевших титулы князей, стоявших выше и ниже меня по службе. И тем не менее я считал своим долгом, не щадя жизни, оставаться верным, памятуя об оказанных мне милостях. Я был слугой небесного князя. Хотя прежний повелитель обладал крутым нравом, хотя он погубил государство, я был в свое время им обласкан и потому [263] не мог не сохранить верности, не мог не отдать всех своих сил спасению того, кто был его плотью и кровью.

И тут же он дает перечисление 10 причин, по которым пало Тайпин Тяньго:

Цитата

Ниже излагаю десять ошибок, которые привели к гибели Небесную династию.

Первая ошибка. Восточный князь приказал Ли Кай-фану и Линь Фэн-сяну выступить в поход на север, который закончился поражением. Это было большой ошибкой. [268]

Вторая ошибка. Когда северный поход Ли Кай-фана и Линь Фэн-сяна закончился разгромом их войска, чэнсяну Цзэн Ли-чану, Чэнь Ши-бао и Сюй Ши-ба было приказано поспешить на помощь, в результате чего их силы потерпели поражение, едва достигнув области Линьцин.

Третья ошибка. Когда войско Цзэн Ли-чана и других, потерпев поражение в Линьцине, возвратилось обратно, на помощь Ли Кай-фану и Линь Фэн-сяну послали Цинь Жи-чана, в результате чего его войска было разгромлено в Янцзядяне в районе Шунэна.

Четвертая ошибка. Не следовало посылать Линь Шао-чжана в Сянтань, где в результате этого просчета погибла вся его армия.

Пятая ошибка. Распря между партиями восточного и северного князей, которая привела к взаимному истреблению, нанесла огромный ущерб.

Шестая ошибка. Государь не доверял [не состоявшим с ним в родственных связях] сановникам и целиком опирался на своих братьев, не обладавших никакими талантами, в результате чего не смог сохранить государство. Государь не ладил с отдельным князем, они подозревали друг друга. Охваченный недобрыми подозрениями, отдельный князь увел за собой всех хороших гражданских и военных сановников, командиров и солдат. Это было самой большой ошибкой.

Седьмая ошибка. Государь не интересовался делами управления.

Восьмая ошибка. Слишком многие получили от государя княжеские титулы. Это было весьма крупным просчетом.

Девятая ошибка. На государственной службе не использовались люди мудрые и талантливые.

Десятая ошибка. Не нужно было все силы отдавать только защите Тяньцзина. Следовало действовать мобильно. Кроме того, в управлении государством не было порядка.

Т.е. ситуация была настолько плохой, что даже не будучи обязанным писать это, Ли Сючэн счел обязательным упомянуть об этом. 

Достаточно сравнить показания Ли Сючэна с показаниями других пленников. Что заставило его указать на эти проблемы Тайпин Тяньго?

В общем, наверное, значительная часть вины - именно на Хун Сюцюане. Он не мог опередить время и мог только воспроизводить феодализм. Как и все предыдущие династийные циклы, в случае победы Тайпинский цикл должен был ознаменоваться некоторым снижением налогов и упорядочением правления. Так было при приходе каждой новой династии к власти. Но Тянь-ван словно специально пренебрег всем. Чуждая Китаю идеология, неспособность заключить союз с антицинскими силами, не разделявшими тайпинскую идеологию, пренебрежение делами правления, неумение устроить гражданскую администрацию и правильно взимать налоги - все это было несвойственно для других династийных циклов. Может, Хуан Чао или Ли Цзычэн делали также неумело - потому и проиграли? Но там, ИМХО, говорить о сознательном управлении было очень рано. 

2 пользователям понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Цинская пропаганда - на фрагменте лубка изображено сожжение тайпинами храма Цзиньшаньсы в окрестностях города Янчжоу на северном берегу реки Янцзы:

584fc669895a9_.JPG.13da85575c65408944c0e

Судя по пагоде - храм был буддийским.На горе надпись - "Золотая Гора (Цзиньшань) у города Чжэньцзян".

Большая надпись - "Картина уничтожения бандитов из Юэ".

Подпись около нее - "Бандиты сжигают храм Цзиншаньсы".

На знамени тайпинов иероглиф "ши" - "войско".

Рядом со стеной - "Жгут храм Шаолиньсы, монахи отбивают разбойников" (火烤少林寺和尚杀退贼匪)

В общем, антиклерикальная направленность очевидна.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вот и "фольклор" про тайпинов - изображения героев пьесы "Те Гунцзи цзоумадэн" (конная карусель Те Гунцзи):

584fd0cc38973_.JPG.2a742c55e0c62dedb35ba

584fd0cd0df04_2.JPG.7177d11e6f8cfe14d16e

Сюжет состоит в том, что вымышленного тайпинского генерала Те Гунцзи (букв. "Железный петух", в переносном значении - скряга, на первой картинке в верхнем ряду третий слева) преследует историческое лицо - цинский генерал Сян Жун (на 2-й картинке в верхнем ряду третий справа).

Вот краткое описание сюжета на английском (откровенно лень переводить):

Цитата

 

鐵公雞走馬燈全本戲劇

The story alluded to in this print is based on the events that occurred during the last days of the Taiping rebellion, but the real facts have been distorted to fit in with the drama. (See print number 12)

The main character is the imperial military hero Xiang Rong, whose name also appears in one of the titles of the play, namely Xiang Rong in the blaze. The title of this print refers to the plot of the assassination of a courageous Taiping general named Tie Gongji by general Zhang Jiaxiang. The following summary gives an idea of how the whole story develops. The Manchu imperial court orders Xiang Rong to lead the troops and resist the enemy. Once Hong Xiuquan's troops are defeated he commands Zhang Jiaxiang and Wu Zhan'ao feign to surrender to Xiang Rong. The latter sees through their pretence and using a general disguised as Zhang he takes advantage of the night to counterattack the Heavenly Kingdom. At daybreak he again commands Zhang to send a punitive battle. The Heavenly Kingdom falls into the trap and they kill Zhang's wife. Zhang thinks this is absolutely nomial and returns to his palace. Wu Zhan'ao then persuades the Zhang look-alike to assassinate Xiang Rong, whereupon Zhang Jiaxiang in return kills Wu and surrenders to Xiang Rong. Xiang Rong then changes his name to Guo Liang and demands the general's eldest daughter to be married off to him. She refuses and commits suicide. Xiang then makes another claim for his second daughter, whereupon Zhang out of his own will yields to Xiang. The Manchu military official Tie Jinchi does not get along well with Xiang Rong. He hands over funds to the Heavenly Kingdom. He then organises a banquet and invites Xiang Rong while he secretly has his troops ready in ambush. Zhang Jiaxiang, who is disguised as groom, follows Xiang Rong to the banquet. While they are drinking the room is set on fire and they are surrounded by a blaze. Zhang Jiaxiang dashes forward into the fire and does everything he can to save Xiang Rong. But Tie Jinchi’s troops make it difficult for him. Chen Guorui arrives, rescues Xiang Rong and seizes Tie Jinchi. Xiang Rong maintains his guard over the Taiping city. A brave general from the Heavenly Kingdom named Lin Fengxiang disguises himself as a woodcutter and tries to spy on the military movements. Then Xiang Rong leads his troops to attack the city. Xiang Rong’s subordinates Zhang Jiaxiang and Zhang Yuliang both ride out and the city is damaged under the attack. The two Zhangs are rewarded for their services. Later they again, this time joined by Xiang Rong, lead their troops to counterattack and they recapture the Taiping city.

 

ИМХО, это заказная пьеса. Сян Жун (1801-1856) умер 9 августа 1856 г. от раны в городе Даньян после поражения, понесенного им от войск тайпинского полководца Цинь Жигана.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще несколько лубков на тему Тайпинского восстания и восстания в Шанхае в 1853-1855 гг.:

584fe45a25a79_Tianchaomiefei.JPG.e9fbcd7

584fe45b9f540_Jiaomiefeitu.JPG.8c7f1dcb9

584fe45e7589d_Nanjingdesheng1.JPG.7a507c

584fe46147bd6_Nanjingdesheng2.JPG.72d97b

584fe464a1635_NifanTianchao.JPG.c8dd8f08

584fe46d4460c_Shangyangmiefei.JPG.da06f1

584fe46a56fbc_Shanghaidesheng.JPG.6a6a21

584fe46f67309_Tianchaodesheng.JPG.e7bdc3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстати, тайпины "кинули" шанхайцев, не придя к ним на помощь. Все-таки не умели они толком договориться ни с кем. И конец такой группировки был предсказуем.

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ли Сючэн о том, как погиб Сян Жун:

Цитата

После того как цинские войска были осаждены в Даньяне, а большой лагерь в Сяолинвэе попал в наши руки, среди войск противника начался разброд, и Сян [Жун], удрученный всем этим, повесился (это случилось тогда, когда был жив Ян Сю-цин). Сян [Жун] еще раньше стал названным отцом Чжан Го-ляна. Когда Сян Жун совершил самоубийство, Чжан Го-лян поклялся отомстить и вступить с нами в отчаянный бой. 

Однако по цинской версии, Сян Жун был в преклонном возрасте - порой называют дату его рождения - 1801 г., порой - 1792 г. В общем, ему было 55 лет или 63 года. Он страдал от болезни ног, к тому же пережил шок от поражения и умер 9 августа в Даньяне.

В "Цин ши гао" в разделе "Бэньцзи" по правлению Вэньцзуна (Сяньфэн) написано только:

Цитата

 

癸酉,欽差大臣向榮卒于軍。

Осень, 7-й месяц... В день под циклическими знаками гуйю (18 августа 1856 г.) в войсках скончался циньча дачэнь Сян Жун.

 

Но в "Цин ши гао" в разделе "Бэньцзи" дается не дата события, а дата рассмотрения сообщения об этом событии двором.

В цз. 401 (лечжуань 188) "Цин ши гао" о смерти Сян Жуна сказано так:

Цитата

 

向榮不能禦,急調國樑回援,血戰累日,左足被槍傷,偕榮退保丹陽。... 榮既病,軍事一倚之。將軍福興與國樑不協,詔福興移軍江西,以國樑幫辦江南軍務。賊屢至,皆挫之。榮卒於軍,命和春代將,未至,國樑激勵將士,解金壇圍,復東壩、高淳,進攻句容。

Сян Жун не мог держаться и быстро послал к Чжан Голяну с просьбу вернуться и оказать помощь. Кровопролитный бой длился несколько дней. [Он] был ранен в левую ногу пулей и тогда отступил с Сян [Жуном] на защиту Даньяна. ... Сян [Жун] уже был болен, в военных делах однобок и пристратен. Полководцы Фусин и [Чжан] Голян действовали не согласованно. Фусин получил предписание двинуть войска в Цзянси, а [Чжан] Голян - помогать в решении военных вопросов в Цзяннани. Разбойники неоднократно подходили [к стенам крепости], но каждый раз были отбиты. Сян [Жун] умер среди войск, приказали Хэ Чуню занять его место, [но он] не добрался [к месту службы]. [Чжан] Голян воодушевил воинов и полководцев и снял осаду со ставки командующего, вернул Дунба и Гаочунь, напал на уезд Цзюйжун [у города Чжэньцзян].

 

Как всегда, версии разные. Кому верить? В СССР было принято априорно верить Ли Сючэну и другим сообщениям, говорившим хоть что-то в пользу тайпинов.

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вопрос - на лубках и картинах довольно много пехоты с клинковым оружием. Щитов нет - не тэйпайбин. Кто это? Хашар с условно-гражданским оружием? Каноническое изо в стиле времен царя Гороха? Или у китайцев (Цин и мятежники) были какие-то отряды мечников?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это лубок со всеми вытекающими. Мечи и сабли были. Делали их много. Много ими воевали. Но все же, если судить по материалам донесений и картинам того же Цин Куаня, то основным оружием было копье. Иногда - алебарда.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С удивлением узнал, что чУдные творения Волынца послужили основой для написания статьи о тайпинах в Википедии!

Ну да ладно - а вот "государственный флаг Тайпин Тяньго" откуда взяли? Или невдомек, что понятия государственного флага в странах Дальнего Востока тогда еще не существовало?

Что Цины и японцы, а затем и корейцы стали придумывать их себе уже в 1860-х гг. и позже, чтобы было легче общаться с европейцами?

Еще я узнал из Педивикии, что в войне принимали участие Цинская империя и Сианская армия, 1 100 000 человек со стороны Цинов (из них погибло 145 000) и 500 000 человек со стороны тайпинов (погибло 243 000), что Хун Сюцюань, Ян Сюцин и Вэй Чан Хуэй (sic!) не погибли в бою, в то время как остальные тайпинские вожди помечены крестиком в связи со столь печальным событием, что Цинами руководила императрица Цыси и т.д. и т.п.

Но это, оказывается, цветочки! Есть еще более чУдное творение:

Цитата

Но сама война была не единственной причиной человеческих жертв. Главными причинами были голод, разруха и стихийные бедствия, с которыми государство, ослабленное бесконечными войнами, не могло справиться. История с наводнением 1332 года повторилась в I887 году. Дамбы, поднимающиеся над Хуанхэ, не выдержали, смыло почти всю Великую китайскую равнину. Было затоплено 11 городов и 300 деревень. По разным данным, наводнение унесло жизни от 900 тыс. человек, до 6 млн.
А еще десятки миллионов крестьянских хозяйств урожай не собрали, есть им было нечего, толпы беженцев бежали в города. Начинаются эпидемии. Идет то, что называется политико-демографической катастрофой. И в результате всех этих страшных событий — наводнений, войн, голода и эпидемий — погибло 118 миллионов человек.
И хотя многие историки могут не согласиться со столь страшными цифрами, и назовут их максимально возможными, никто, я думаю, не будет спорить что количество жертв в результате описанных выше событий было сопоставимо с жертвами, понесенными во Второй мировой войне.

Л. Кольцов. Журнал "Открытия и гипотезы"

Как всегда - типа, по оценкам, предполагаем... На даты смотрим с закрытыми глазами... А если посмотреть на источнеГ оценок? Все на глаз, все на эмоциях. А вот показатели переписи населения Китая почему-то игнорируются в упор - главное, накропать позабористее текстик!

 

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Последний приступ удивления на сегодня - из Студопедии:

Цитата

С тайпинами расправились крайне жестоко, только при занятии Нанкина (июль 1864 г.) было перебито более 100 тыс. человек. 

Итак, в Нанкине, который обороняло около 20 тыс. человек, а мирное население было очень немногочисленным, было только убито более 100 тыс. человек?

Мда!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
12 минуты назад, Чжан Гэда сказал:

Еще я узнал из Педивикии, что в войне принимали участие Цинская империя

Мне понравилась фраза "Итог - победа Циньской империи". Цинь Шихуанди был бы доволен.

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не в бровь, а в глаз!

Аффтары, не пейте Йаду - пешЫте исчЁ!

Но, к сожалению, книга выйдет не скоро и, что самое трагичное, она в Россию не попадет.

Остается только найти заинтересованного издателя и по согласованию с зарубежными партнерами использовать полученные переводы и репродукции для написания новой книги для России через некоторое время (они должны определить, какое) после выхода англоязычного издания.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 часов назад, Чжан Гэда сказал:

Это лубок со всеми вытекающими. Мечи и сабли были. Делали их много. Много ими воевали. Но все же, если судить по материалам донесений и картинам того же Цин Куаня, то основным оружием было копье. Иногда - алебарда.

Спасибо! Потому и спросил - как-то непривычно видеть толпы мечников...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Реально мечей было до какой-то матери. Местные авторитеты типа Алекса Хуанфу выделяют их в отдельную категорию "миньцзянь цзянь" (народные мечи). Их реально столько, что умом тронуться можно.

Т.е. толпы как раз были. И как раз даже с прямыми мечами. Но! Основное оружие в бою - все же копье. И, очень часто, оно же единственное - даже на многочисленных изображениях цинской конницы единственное оружие конника - лук или ружье, а сабли прорисованы редко. Причем не только на китайских картинах.

Но реально также сохранилась масса сабель XIX в. Т.е. у конницы они были.

Где условность изображения, а где - фиксация реалий? Думаю, когда в докладе пишут, что захватили столько-то оружия и идет перечисление - это более или менее отражает реальность конкретного боя. Т.е. части, сражавшиеся там, имели преимущественно то, что захватили победители. 

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот забавная няньхуа - "Тегунцзи Ли Хунчжан кэфу Сучжоучэн" (銕公雞李鸿章克复苏州城):

20121112104530844.jpg.aab54bd8f7b29256a4

Если убрать первые 3 иероглифа, которые означают или "скряга", или мифического полководца тайпинов Те Гунцзи (см. выше), то перевод простой - "Ли Хунчжан отбивает у противника Сучжоу".

Но причем тут Те Гунцзи/тегунцзи?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстати, о критическом подходе к источникам - а почему часто "дневники" считаются надежными источниками?

Никола ди Космо и Линн А. Струве считают, что "10 дней в Янчжоу" (1645) и "События года ию в Цзядине" (1645) - это подлинники. Аргументации при этом нет - только "это запись страданий человека, потерявшего близких" и т.п. сентенции. Но ведь сколько вскрыто поддельных дневников о других событиях?

Там повествуется о резне в городах Янчжоу и Цзядин, которая была устроена цинскими войсками. Но потом эти "дневники" (Никола ди Космо признает, что это - не дневник в прямом смысле, а запись пост-фактум) массово использовались для антиманьчжурской агитации всяких тайных обществ и сыграли свою роль и в Синьхайской революции.

Кто проверял эти факты? На основании чего?

Это к тому, что с тайпинами примерно такая же ситуация.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Илюшечкин пишет, что с тайпинской стороны уцелело около 200 документов (109 и 97 в 2 сборниках, выпущенных китайцами после ревизии всего, что сохранилось). Часто это - квитанции об уплате налогов или подворные удостоверения. Они дают очень фрагментарную картину внутренней политики тайпинов.

Важными будут в этом случае показания обеих сторон - показания пленных тайпинов и показания цинских чиновников, шэньши и других категорий, попавших временно под власть тайпинов. Но это как раз не переводится. Хотя этого много (особенно с цинской стороны).

Так, переведена только "Автобиография" Ли Сючэна, хотя есть и другие его показания - записанные секретарем ответы на вопросы, задававшиеся ему Цзэн Гофанем.

Книги тайпинов - источник еще тот. Он показывает только, какие тараканы были в голове вожаков. Но не показывает, что и как реализовывалось. Тем не менее, часть этого бреда переведена и опубликована.

Цинские донесения - тоже специфичный источник, но им пренебрегать нельзя - он показывает правду, хотя и с теми искажениями, которые были выгодны полководцу, одержавшему победу.

В общем, писать о тайпинах можно, но сначала надо определиться с источниками. А это не сделано.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из старых интервью представителя ИВ РАН и РГГУ:

Величайшая катастрофа в истории: Тайпинское восстание в Китае

12 сентября 2006

Цитата

 

Циклические закономерности в развитии человеческого общества наглядно демонстрирует история Китая. К ним относятся и наиболее беспощадные периоды истории, наступающие в конце каждого цикла. Такой демографический кризис в Китае привел к Тайпинскому восстанию, когда погибло 118 миллионов человек. История человечества не знает других примеров такой массовой гибели людей.

О величайшей катастрофе в истории рассказывают китаевед, профессор Российского Государственного Гуманитарного Университета, сотрудник Института Востоковедения Олег Ефимович Непомнин и доктор исторических наук, сотрудник РГГУ Андрей Витальевич Коротаев.

Олег Непомнин: Во время Тайпинского восстания или точнее Великой крестьянской войны на территории Китая прополыхало целых четыре войны. Это произошло в 1851 — 1864 годы. Это та самая фаза демографического цикла, когда образуется избыточное население, которому уже нет места, еды, работы в деревнях. Люди уходят в горно-добывающую промышленность, в торговлю, уходят в города, а когда и там уже нет ни еды, ни работы, начинается процесс, который происходит в конце каждого цикла — начинается фаза катастрофы. Нищенство, попрошайничество, потом воровство, потом бандитизм, потом повстанческая фаза и, наконец, когда повстанческие отряды сливаются в мощную лавину начинается крестьянская война,

Андрей Коротаев: В одном из южных районов Китая человек по имени Хун Сю-цюань, происходил он из крестьянской семьи, при этом отец его поступил, как поступали многие богатые крестьяне, — трансформировал экономический капитал в социальный, то есть дал сыну образование, чтобы он сдал экзамен и стал чиновником. Действительно, Хун Сю-цюань долгое время учился, потом пришла пора сдавать, скажем, так государственный экзамен, в результате которого можно было получить степень, открывавшую возможности чиновничьей карьеры. В Китае накануне демографического коллапса ситуация была особо суровая, конкуренция была около 100 человек на место, то есть сдать экзамен на самом деле было практически невозможно. Естественно, Хун Сю-цюань на экзамене проваливается. Для него это — катастрофа. Отец вложил в его обучение большие деньги, вся семья на него рассчитывала, и вдруг получается, что вся его учеба насмарку. В общем, он поступил вполне логично, он решил, что надо получше подготовиться к следующему экзамену. Сдает во второй раз – результат тот же самый, провал.

После третьего провала с Хун Сю-цюанем случилось реальное психическое расстройство, то есть его на носилках доставили в родную деревню, и он там несколько месяцев сидел дома. И выяснилось, что, когда до этого он готовился к экзаменам в кантоне, он купил книгу, которая представляла собой достаточно вольный перевод на китайский язык Библии. А вот когда он находился в прострации дома, эта книга его явно впечатлила (судя по заметкам, сделанным на полях). И закончилось тем, что Хун Сю-цюаню после этого приснился сон, про который он потом неоднократно рассказывал: он находится на небе, и Господь показывает ему другого приятно выглядящего мужчину и говорит: «Это мой сын и твой брат…» И общий смысл такой, что «мир находится во власти сил мрака, и тебе поручается миссия освободить мир от этих сил». Знакомые отнеслись к этому сну с полным пониманием и с большим вниманием. Потому что ситуация была действительно предкризисная.

При том, что интерпретация сна не вызывала никаких сомнений, силы мрака были понятны – это чужеземцы, захватившие Китай, маньчжурская династия, у самого Хун Сю-цюаня особой практической смекалки не было. Но нашлись друзья и выяснилось, что есть уже несколько тысяч вооруженных человек, готовых за ним идти свергать династию.

Мысль, что их всего несколько тысяч, а династия, в принципе, может выставить сотни тысяч человек против них, как-то особо не останавливает, потому что «наше дело правое, нас небо поддерживает», что там бояться-то. Поэтому спускаются с гор и идут на главный экономический центр Китая в низовьях Янцзы, китайскую житницу.

Когда несколько тысяч вооруженных людей спустились с гор, к ним стали присоединяться все новые и новые вооруженные крестьяне и бандиты. Власти реагируют с опозданием, посылают отряд – несколько десятков тысяч человек, то есть довольно мощную армию, но они сталкиваются уже с превосходящей их армией восставших — правительственные войска терпят поражение. Это еще больше увеличивает популярность восставших, к ним присоединяется все больше и больше крестьян. Правительство посылает уже серьезную армию. Но к тому моменту, когда она встречается с тайпинской армией, тайпинов уже снова больше, тайпины воодушевлены, правительственная армия деморализована, и ее громят. Кончается тем, восставшие успешно занимают экономическую столицу Китая – Нанкин в низовьях Янцзы, ту часть, которая, на самом деле, кормит Север. Так, по расчетам историков, получается, что если бы они пошли на Пекин – скорее всего, заняли бы и Пекин, потому что правительство не могло в это время выставить эффективную военную силу.

Но одним из механизмов демографического цикла применительно к Китаю является то, что с ростом населения начинают возделываться все земли, которые, в принципе, можно возделывать. В том числе возделываются не очень-то пригодные для земледелия земли вверх по течению реки Хуанхэ. Идет эрозия почвы, все больше и больше ила смывается в реку Хуанхэ, русло реки поднимается все выше и выше. Способ реагирования против этого у китайцев был давно разработан – нужно строить вдоль реки Хуанхэ дамбы. Но дамбы поднимаются все выше и выше, и через какое-то время оказывается, что река Хуанхэ течет просто над Великой китайской равниной. Но при этом это требует все больших и больших вложений в поддержание в порядке дамб. Но тут начинается Тайпинское восстание, казна пустеет. Колоссальных средств, которые нужны для поддержания в порядке этих дамб, нет. И что происходит? Дамбы прорывает. При этом до Тайпинского восстания река Хуанхэ впадала к югу от полуострова Шаньдун, а сейчас впадает к северу. Можете посмотреть по карте: тогда просто смыло всю Великую китайскую равнину. Это значит, что десятки миллионов крестьянских хозяйств урожай не собрали, есть им нечего, толпа беженцев бежит в города. Начинаются эпидемии. Идет то, что называется политико-демографической катастрофой.

Олег Непомнин: Дело в том, что по мере нарастания очередной фазы кризиса резко снижается возможность у власти изымать из деревни налоги, в том числе, натуральные, потому что крестьянство не может отдать эти налоги, поскольку все проедает.

Андрей Коротаев: Мне кажется, что российскому читателю это будет особо интересно, все это дополнялось еще возраставшей к концу политико-демографического цикла коррумпированностью. Я просто прочитаю отрывок из кембриджской «Истории Китая»: «Рассказы о многодневных банкетах и театральных представлениях, устраиваемых для увеселения сотрудников противопаводковой администрации, подтверждают мнение о том, что лишь 10 процентов из 60 миллионов таэлей, ежегодно выделявшихся на финансирование противопаводковой службы, расходовалось целевым образом.

Олег Непомнин: Дело в том, что в фазе восстановления можно было воровать все больше и больше, в фазе стабилизации и баланса можно было воровать более-менее безнаказанно, но с переходом в фазу кризиса чиновная коррупция, чиновное казнокрадство становилось опасным. Чиновники, в принципе, должны были каждый год организовывать ремонт дамб. В конце каждого династийного цикла, в фазе катастрофы возникает вот эта самая проблема: сегодня недосыпали дамбу, завтра недосыпали дамбу, на третий год еще меньше насыпали – и вот произошло то великое наводнение, погибло 7 миллионов человек.

Это была, конечно, великая катастрофа. Дело в том, что примерно столько же погибло во время японо-китайской войны 1937-45 годов, когда гоминьдановцы взорвали дамбы и устроили искусственное наводнение, чтобы остановить продвижение японской дивизии. Непобедимые японские дивизии шли с севера на юг, и их надо было остановить. Погибло тоже несколько миллионов человек.

Андрей Коротаев: Есть еще такой момент, который нам тоже, в принципе, хорошо известен. Во время гражданской войны наблюдается «эффект озверения». В начале гражданской войны зверств особых нет, но потом просто идет эскалация, при этом с обеих сторон, что со стороны восставших, что со стороны правительственных войск. В России она всего три года продолжалась, а продолжалась бы она 10 лет – мы бы еще не такое увидели. При взятии Нанкина погиб 1 миллион человек, то есть практически все, кто был в Нанкине.

Олег Непомнин: Нужно сказать, что они из Нанкина направили три тайпинские армии на взятие Пекина, но одна армия не смогла форсировать Янцзы и отступила, две другие попали в очень тяжелые условия. Дело в том, что Китаев было два – южный Китай и северный Китай. Юг плохо относился к Северу, Север считал южан чужаками. Кроме того, в дела Китая вмешались европейские державы и нанесли болезненные удары по китайскому самолюбию во время так называемых опиумных или торговых войн. Первая война началась в 1840 году. Вторая война – в 1856 году.

Андрей Коротаев: И была еще третья война, во время которой Россия получила Приморье. У Великобритании в это время был дефицит по платежным балансам в торговле с Китаем, поэтому, чтобы ликвидировать этот дефицит, Великобритания начала продавать в Китай опиум и нервно реагировала на попытки китайского правительства запретить импорт опиума. Это такой вопиющий пример, когда европейская держава навязывает Китаю торговлю наркотиками. И в результате всех этих страшных событий – наводнений, войн, усобицы, голода и эпидемий – погибло 118 миллионов человек. Причем непосредственно от оружия гибнет все-таки меньшинство населения. Хотя, как мы помним, что и от оружия погибли многие миллионы человек. Но главное, конечно, что уносит жизни в таких случаях, это — голод, холод и эпидемии. В случае с Китаем был еще специфический фактор – наводнение, когда огромное количество людей физически утонуло.

 

Олег Ефимович - человек добросовестный, и я даже не знаю, как воспринимать эту откровенную галиматью про миллионы утонувших.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сижу в унынии - книга, которую делаем на Запад, будет, фактически, сводом переводов к картинам, дополненная некоторыми компилятивными по сути своей главами о тайпинах, няньцзюнях и т.п.

Но надо что-то новое. И это новое должно выйти в России. 

Работа должна быть только с оригинальными данными - иначе получится компиляция, которыми балуется г. Волынец. Это не наш путь - жевать уже жеванное.

Но почти все доступные документы - это описания войн, походов, ярких событий типа массовой резни или казни пленных и т.п. Суть государства не проясняется.

Получается, можно более или менее валидно обработать такие документы и не более того. Получится только лишь книга о военной истории Тайпинского восстания...

Но она будет сильно отличаться от книги Хуа Гана и того же Илюшечкина (хотя его книга, подчеркну, до настоящего момента - венец тайпиноведения в России).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Немного о нравах тайпинов от лица наиболее информативного из них - Ли Сючэна.

Как в Тайпин Тяньго получали звания и должности (с сопряженными с этим возможностями набивать себе карман):

Цитата

С этого времени княжеские титулы стали щедро раздаваться: государем. Однако, стремясь удовлетворить как людей, недавно отличившихся, так и тех, кто не получил вознаграждения за прежние заслуги, небесный князь запутался и стал раздавать титулы без разбору всем, кого ему рекомендовали. Что же касается рекомендаций, то их легко было получить в департаменте, ведавшем выдвижением и назначением должностных лиц, за соответствующую взятку. Было немало богатых людей, которые так и поступали. Оставив часть своих денег в указанном департаменте, они беспрепятственно получили нужные рекомендации. В результате каждый проходимец без заслуг получал титул князя, а генералы армии, честно служившие трону, остались недовольны. Они стали с меньшим усердием относиться к своему делу. Военные не стремились отличаться во время сражений. Словом, людей талантливых государь не использовал, опорой государства становились люди глупые к посредственные.

Чем это отличается от империи Цин? Но маньчжурская династия правила уже 200 лет, и разложение уже поразило ее, а тайпины еще и 10 лет не правили!

Провозглашалось (и постоянно "подтверждалось" многими советскими и китайскими исследователями), что тайпины не имели ничего в личном пользовании и только получали паек из Небесных Кладовых:

Цитата

 

После того как противник в пятый раз подступил к столице, люди надеялись на то, что я придумаю средство для спасения города, уповали на мое доброе сердце. Я стал повсюду известен как чжунван Ли Сю-чэн. Я действительно в свое время раздавал народу серебряные деньги и, кто бы со мной ни заговорил, генерал или простой солдат, я всегда был приветлив и благосклонен. Люди, испытавшие нужду и трудности, всегда получали с моей стороны помощь. Именно по этой причине все в столице и за ее пределами знали меня, Ли Сю-чэна. 

 

Интересно, откуда в руках Ли Сючэна сконцентрировались такие богатства? Примеры, когда он выделял деньги из своего кармана даже пленным цинским военачальникам, он сам приводит в тексте.

Вот, скажем, после взятия Ханчжоу:

Цитата

После того как были приняты все необходимые меры в отношении взятых в плен в Ханчжоу тех цинских военнослужащих, которые пожелали присоединиться к нашей армии, и тех, которые захотели вернуться домой, я все свои усилия посвятил помощи населению. Для захоронения жителей, скончавшихся от голода, по моему указанию было изготовлено более 10 тыс. дощатых гробов, что обошлось в 20 с лишним тыс. лянов. Кроме того, для помощи голодающим из Цзясина было доставлено 1000 даней риса и 20 тыс. лянов денег. Рис получали наиболее нуждавшиеся семьи безвозмездно; деньги давались в долг без процентов и должны были быть возвращены в шестимесячный срок. В течение двух месяцев в Ханчжоу и его окрестностях были полностью восстановлены спокойствие и порядок.

Но он должен был все сдавать в Небесные Кладовые и получать по особому предписанию только на нужды армии! Но как, Холмс?!

Допустим, 40 тыс. лян серебра ему разрешили израсходовать на восстановление порядка в Ханчжоу. Это 1492 кг. серебра, надо отметить. И риса - 60 тонн. Что такое 60 тонн риса? Это при питании батрака, предписанном в минских еще правилах за XVII в. - 1 л. рисовой крупы в день. Дань - это 60 литров. Т.е. этим рисом можно было накормить 60 тысяч человек в течение максимум 2 дней! Это если подрезать норму и женщинам с детьми давать поменьше!

20 тыс. лян на помощь жителям - это по скольку на человека? 

Далее, от голода умерло 10 тыс. человек. Сколько было населения в целом, если это была столица провинции Чжэцзян?

Т.е. говорить, что после таких вот мизерных мер спокойствие и порядок в Ханчжоу были восстановлены - это врать. Но и деньги нужны были для этого. Из своего кармана или неподотчетных правительству и его Небесным Кладовым сумм!

Потом в 1861 г. Ли Сючэн оставил в городе своего военачальника Чэнь Куньшу:
 

Цитата

 

За время правления Чэнь Кунь-шу народ Сучжоу был ввергнут в столь плачевное состояние, что мне пришлось затратить на помощь нуждающимся очень много продовольствия и денег. Лавочникам, которые по недостатку средств не могли возобновить торговлю, я выдавал денежные ссуды, земледельцам, не обрабатывающим землю, приказал незамедлительно вернуться к прежним занятиям. В результате народ успокоился, и жизнь потекла по-прежнему. За все время населению было выдано свыше 20 тыс. даней риса и 100 с лишним тыс. лянов денег. После того как в городе воцарились достаток и процветание, жители вознамерились вернуть мне полученные ссуды. Должен заметить, что на возвращении этих денег я не настаивал, и жители вернули их исключительно по собственному желанию. Несколько позже я снизил во всей округе продовольственные налоги и пошлины, чтобы отплатить народу за пережитые им страдания. 

 

В 1862 г., после провала походов на Шанхай, Ли Сючэн вернулся на короткое время в Сучжоу. Город уже был разорен. Он тут же щедро оказал помощь: 1200 тонн риса (1 200 000 полных или 2 400 000 половинных пайков) и 100 тыс. лян серебра (3730 кг.). В городе Ли Сючэн пробыл недолго - около года. Когда там успело сказаться его снижение налогов (максимум - на 2 годовых сбора - налоги собирали 2 раза в год) - я не понимаю. О каком достижении процветании разоренного города с огромным населением за 1 год он ведет речь - я тоже не понимаю. Но в это положено верить - тайпин врать не будет, он - самой КПК предтеча и не грабит, а строит светлое капиталистическое будущее!

К тому времени в "самом справедливом городе Земли" (С), то бишь Нанкине, ситуация была плачевной:

Цитата

Когда в 11-м месяце 13-го года (1863) я возвратился в столицу, со мной было несколько десятков подчиненных мне командиров. В то время я занимался исключительно делами, связанными с обороной города. Много важных объектов было отдано под мое начало. В столице только богачи, солдаты и командиры имели пищу. Мужчины и женщины из бедных семей вынуждены были обращаться за помощью ко мне, но у меня не было возможности помочь им. Государь же совершенно не интересовался этими вопросами.

Раньше, в поле, сам грабя и сам распределяя - мог "помогать". Теперь - нет?

Смотрим далее:

Цитата

Ранее, в 7-8-м месяцах 13-го года, у меня были серебро и рис, и я имел возможность спасать людей от голода. Был составлен список 70-80 тыс. нуждающихся, каждый из которых получил на семью по 20 юаней заморских денег или по 2 даня риса. Те, у которых для этого было достаточно сил, сами приходили в Баоянь за рисом. Другим помощь оказывалась деньгами, чтобы они могли заняться мелкой торговлей и тем поддержать свое существование. С 12-го месяца прошлого года (1863) возможностей помогать нуждающимся у меня не стало. 

Значит, он четко указывает, что давал деньги и рис из своих средств. Это 70 тыс. нуждающихся (берем минимум) - допустим, половина получила деньгами, половина - рисом. Т.е. 70 тыс. даней риса (4200 тонн) и 35 тыс. серебряных мексиканских долларов (980 кг.). Это было у него вне Небесных Кладовых. Где хранил и почему об этом не знал Тянь-ван и его присные? Или все же он знал и не препятствовал тому самостоятельно тратить его средства?

Оставим пока в стороне этот вопрос и отметим - в самом конце 1863 г. Ли Сючэн заявил, что больше не мог ничего сделать для людей. 

Вот что он пишет далее - его отстранили от дел и началось по новой:

Цитата

Казна к тому времени опустела, делами государства я не занимался и мучительно ломал голову над тем, как помочь несчастным голодным людям. Пришлось раздать все зерно, находившееся в моем доме. Поскольку мои солдаты и командиры также не получали довольствия, я собрал все драгоценности, принадлежавшие матери и другим женщинам в моей семье, и использовал их для закупки армейского провианта. В моем доме не осталось ни золота, ни серебра.

Так значит, осталось еще? В каком случае он врет? Это разные этапы его деятельности - сначала он имел власть в столице, затем был отстранен. Сначала он заявил, что все раздал, а потом нашел еще?

Теперь про беженцев из Нанкина:

Цитата

Я знал, что генерал Цзэн [Го-цюань] учредил за пределами городу управление по оказанию помощи нуждающимся. Это вполне отвечало моим намерениям. С прошлого года (1863) из Нанкина ушло 130-140 тыс. человек. До меня дошли слухи, что люди из окружения Хун Жэньт фа и Хун Жэнь-да (уроженцы провинции Гуандун), охранявшие подступы к воротам, дочиста обирают всех покидающих город и всячески измываются над ними. Известие это разгневало меня, и я вынужден был казнить несколько человек, после чего положение изменилось. В это время в государстве царил беспорядок. Государь внимал праздным речам и не заботился об усовершенствовании управления. [260] В городе росло число воров и убийц; ночи напролет гремели пушки. Бандиты грабили людей, вырезали целые семьи, отбирали имущество. Все это предвещало скорую гибель государства. В 11-м месяце прошлого, года (1863) войска Цзэн Го-цюаня пробили брешь в южной стене. В это время гарнизон имел еще достаточно провианта, и солдаты воевали в полную силу. Они крепко держали оборону, и в город войскам Цзэн Го-цюаня пробиться не удалось.

Опять противоречия - в городе бардак, из него толпами уходят жители, провианта нет, Ли Сючэн командует парадом. Но тут же отмечает - что, несмотря на его командование, в городе процветает бандитизм, а продовольствия вполне достаточно. Где он врет?

Ну и насчет серебра - опять оно у него появляется:

Цитата

Через некоторое время это дело стало известно, и по приказу брата, небесного князя Хун Жэнь-фа сунван Чэнь Дэ-фэн был арестован. Этот. человек поддерживал со мной дружеские отношения, и его мать, которой было за семьдесят, пришла просить меня вступиться за ее сына. С помощью 1800 с лишним лянов серебра мне удалось спасти жизнь Чэнь Дэ-фэна. Чэнь Дэ-фэн пытался перейти на сторону цинов, но эта попытка провалилась, и теперь за его жизнь поручиться нельзя.

1800 лян серебра - это 67 килограмм. В карман точно не спрячешь. Опять "по сусекам помела, по амбарам поскребла"?

Но тут опять камуфлет - дядя его жены, Сун Юнци, попал в каталажку. И опять Ли Сючэн находит деньги, причем немалые, т.к. в деле был он замешан лично, и дает очередную крупную взятку:

Цитата

Сун Юн-ци заключили в темницу и собирались подвергнуть наказанию по закону. Я дал Мо Ши-кую взятку, и он добился у государя смягчения наказания. В деле был замешан я лично, и, если бы не добрые дружеские отношения со многими из приближенных ко двору, меня давно бы не было в живых.

Снова из более раннего периода:

Цитата

Из Сучжоу и Ханчжоу каждый день приходили призывы о помощи. Не зная, что делать, я снова обратился к государю. Государь и придворные сановники потребовали, чтобы я внес в казну 100 тыс. лянов, после чего обещали отпустить меня. Пришлось собрать все имевшееся в моем доме серебро и драгоценности. Государь, соглашаясь на мою поездку в Сучжоу и Ханчжоу, предупреждал, что, если я не сдам полностью всю предписанную сумму или не вернусь в течение 40 дней, меня покарает закон. Ввиду тяжелого положения армий [в Сучжоу и Ханчжоу] я решил подчиниться, рассчитывая выбраться за пределы города, а там уже решить, как быть дальше.

Т.е. он еще в 1862 г. лишился всех своих денег и драгоценностей, но потом в течение всего 1863 и даже первой половины 1864 оказывал помощь населению и давал взятки? Из каких средств? И почему он их не сдавал в Небесные Кладовые?

Под занавес - обстоятельства пленения Ли Сючэна (кстати, Цины доложились, что его захватил военачальник Сяо Фусы, лично делавший объезд отвоеванных местностей, а вовсе не привели крестьяне):

Цитата

 

Я укрылся на вершине горы Хуаншань в обветшалой кумирне, у подножия горы жили люди, среди которых, несомненно, были беглецы из столицы, покинувшие Тяньцзин после его падения. При мне были различные драгоценности, зашитые в шелковый пояс, я опасался, что при встрече с бедняками, стремящимися к наживе, мне придется расстаться с жизнью. Остановившись возле кумирни, я снял с себя все ценное и развесил на дереве, чтобы отдохнуть налегке. Неожиданно показалась толпа людей, направляющихся в нашу сторону. Я и два-три моих спутника бежали, в страхе позабыв о вещах. Люди стали нас преследовать, крича: «Если у вас есть деньги, отдайте их, а мы сохраним вам жизнь». Я очень торопился, но уйти от преследования было невозможно. Люди приблизились и, узнав во мне чжунвана, упали на колени и заплакали. Увидев, что они настроены столь дружелюбно и намерены меня спасти, я решил вернуться к кумирне, чтобы отдать им в награду все свои драгоценности. [264]

Однако я обнаружил, что вещи исчезли: их взяли люди, пришедшие сюда во время преследования.

 

Итак, с 1860 по 1864 гг. Ли Сючэн регулярно распоряжается суммами денег от 67 до 3730 кг. серебра и многими тоннами риса, находившимися в его личном распоряжении - за них он не дает отчет в Небесные Кладовые и тратит их по своему усмотрению. Можно посчитать, сколько он истратил на такие действия серебра и риса. Каждый раз он заявлял, что все истратил, но к новому моменту испытаний находил новые средства.

Даже бежав из Нанкина, он имел при себе много средств, зашитых в пояс (скорее всего, в драгоценных камнях - металл было бы везти тяжело и объемно).

Получается, что он присваивал себе гигантские суммы в серебре и рисе (возможно, и шелке), имели массу ювелирных украшений и т.п. В то же самое время госпожа Бурбулон, видевшая тайпинов у стен Шанхая, свидетельствует, что солдаты были оборваны и походили на бродяг.

Ой, что-то не клеится образ бесстрашного и неподкупного рыцаря тайпинского движения из слов самого же Ли Сючэна!

 

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не знаю, легенда или нет, но кое-где пишут, что у Ли Сючэна был конюший по кличке Цзян Осел (Цзян Луцзы). Когда тайпины попробовали прорваться из Нанкина после того, как Цины пробили стены и вошли в город, Цзян Луцзы вел 20 коней и 1 быка, навьюченных драгоценностями, принадлежащими Ли Сючэну. Он сумел прорваться с караваном за город, а Ли Сючэн, спасая наследника престола, нет. Они потеряли друг друга, Ли Сючэн попал в плен и в результате Цзян Осел остался с кучей сокровищ. Дальнейшую судьбу сокровищ описывают смутно - мол, потом Цзян Осел вернулся в Нанкин.

ИМХО, легенда.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Выборка, конечно, не сильно большая - всего 73 текста, но... Только в последних 2 было более 400 имен цинских военачальников и младших командиров.

Примечательно, что те, кто попал в последние годы восстаний в списки награжденных, как правило, не сделали карьеры - они появляются там в маленьких чинах и далее практически ни в каких документах не встречаются.

Т.е. социальный лифт действовал особенно хорошо по отношению к тем, кто вступил в войска этак до 1860 г. У них был шанс получить награды и вырасти от обычного нищего крестьянина до генерал-губернатора наместничества!

Мелочь, но очень показательно.

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вот еще перл от Волынца (орфография и пунктуация сохранены):

Цитата

 

Вообще искуссная минная и траншейная война стала спутником всех осад этой гражданской войны. В ходе более чем 15-летнего вооруженного противоборства по мере роста военного профессионализма солдаты обеих сторон с ружьями в длинных траншеях стали куда более характерной картиной, чем толпы с холодным оружием в чистом поле…

17-0_e9abe_9df94b1_XL.jpg.9c54b6ad68b906

Рисунок европейского очевидца. Это, правда, не Шанхай, а итоговая осада Нанкина в 1864 году, когда китайские полевые укрепления уже немногим отличались от аналогичной фортификации шедшей в те же дни гражданской войны в США… 

 

Вообще, это не Шанхай, и не "итоговая осада" (sic!) Нанкина - это просто один из фортов Дагу после его обстрела и взятия англо-французской армией в августе 1860 г.:

felice-beato-1860-north-forth-english-en

58558165b5005_Felice_Beato_(British_born

taku-1.thumb.jpg.12034cf6785b5d0b6b6b6b0

Ну и заявление, что Цины и повстанцы только и делали, что ползали по траншеям с ружьями - это, пардон, произвольная трактовка информации. Основным оружием обеих сторон оставалось холодное (я уже неоднократно показывал это на документах XIX в.) и применяли его преимущественно в скоротечных рукопашных, иногда разбивавшихся на ряд последовательных схваток, порой не выявлявших окончательного победителя, т.к. в ряде пунктов побеждали Цины, а в других пунктах - повстанцы (разных мастей). 

Траншеи и подкопы - это осады, а не полевые бои. Поэтому путать Божий дар с яичницей, как регулярно делают некоторые "специалисты" - это некомильфо.



 

 

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас