Saygo

Государство Тайпинов в Китае

399 сообщений в этой теме

Перевод документов по восстанию тайпинов вошел в заключительную стадию - надо перевести ряд биографий военачальников для биографического приложения и начинать сводить текст.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Удалось найти 11 из 12 цзюаней знаменитого сочинения цинского автора Чжэн Дэцзяня (張德堅) "Свод сведений о положении у бандитов" (賊情彙纂).

Частично оно использовалось Илюшечкиным.

Но лучше иметь оригинал, чем читать трактовки.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Военная система излагается в цзюанях 5 и 6, система военных чинов - в цзюане 3.

Вот что желательно переводить - Чжан Дэцзяня (1855)!

Вообще, разумно было бы тому же Волынцу не переписывать старые книжки, а хотя бы изучить на доступном языке (английском) синхронную восстанию литературу и сделать обобщения - пользы было бы на порядок больше.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В общем, интересно - бегло посмотрел соответствующие цзюани у Чжан Дэцзяня.

Много примитивных схем. Правда, построения не менее примитивные. Основных немного:

1) в линию (строй "бечева")

2) крабовидный (8 видов)

3) 100 птиц

4) лежащий тигр

Если сравнить с тем, что к 1861 г. имели Цины, получив нескольких европейских инструкторов - небо и земля. В пользу Цинов, естественно.

Кроме того, у тайпинов было собственное арго для обозначения оружия - как у хунхузов:

пушка (дапао) - янчжуан (букв. "иностранное платье")

гингальс (тайпао) - чанлун (букв. "длинный дракон")

фитильное ружье (няоцян) - инцян или сяопао (букв. "лагерное орудие" или "малое орудие")

порох (хояо) - хунфэнь (букв. "румяна и пудра")

пули и ядра (цянпаоцзы) - цяньма (букв. "свинцовая бирка") 

сабли (дао) - юньчжунсюэ (букв. "снег в облаках")

тесаки (дуаньдао) - шуньцзы (то же значение, но полученное от сложения слов "шуньдао" - разновидность боевого ножа в знаменных войсках, и "даоцзы" - "ножик")

копейные древки (маогань) - тяоцзы (букв. "ноша на коромысле", но, скорее, по смыслу отдельных иероглифов - "протыкалка")

Воины носили бамбуковые шлемы сфероконической формы чжумао, которые называли шэнмао (священная шапка) - неплохая по тем временам защита от клинкового оружия. А вместо униформы - безрукавки хаои, как и у Цинов, где в кругах на спине и груди писали название части и имя командира и т.п., которые называли чжаои (тут смысл может быть разный - например, "вербовочная одежда" или "одежда с мишенью").

Вот такие они были товарисчи.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Чжаои и шэнмао по материалам Чжан Дэцзяня (современная графическая реконструкция):

19300001154125131311475794577.jpg.3e4ffb

Ши-ван (слева) и Чжун-ван (Ли Сючэн, справа) - современная графическая реконструкция:

ad9684ebc5be4122f439a30a0f636000_orig.th

Все основные виды построений по Чжан Дэцзяню (английские примечания даны):

m15474d2005111202955.jpg.4af5384bcbe7016

В общем, над тайпинами работы - непочатый край. Но одни любят искать в тайпинах параллели с Бабёфом и КПК, другие - переписывать старые книжки... :-! :(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ура!!!

Приступил к составлению биографических приложений по деятелям 1850-1878 гг.!

Все переводы закончены - работа уже над книгой!!!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще одна современная графическая реконструкция Ли Сючэна:

fa0a75ee4d156de908418662daa09736_orig.th

Что интересно - по книге Линдли он даже похож!

Ну и вот, относительно организации тайпинского взвода:

Цитата

Все находящиеся на вооружении большие и малые пушки должны быть заранее распределены в списках личного состава. Против фамилий солдат должны быть пометки о том, кто каким оружием пользуется. Например, лянсыма, под началом которого находится двадцать пять человек, не может иметь более двух пушек типа «длинный дракон» и более пяти тяжелых ружей. Что касается начальников подсобных служб, то каждый из них также должен иметь строго определенное количество огнестрельного оружия, соответствующее количеству находящихся под его началом людей с учетом всех изменений и пополнений. Командующий в свободное от других занятий время должен послать в лагеря начальников артиллерийских служб для проверки по спискам распределения оружия. Когда люди вызваны к резиденции командующего для объявления боевого приказа и проверки, командующий отдает распоряжение своим адъютантам произвести проверку на месте, выяснить, сколько огнестрельного оружия и боеприпасов получено каждым лагерем, в распоряжении какого количества людей это оружие находится, чтобы не вышло какой-либо ошибки.

Без оригинала не решить, что такое "тяжелые ружья", но "длинный дракон" (чанлун) - это как раз и есть тяжелый мушкет, переносимый 2 солдатами.

Т.е. лянсыма + 25 солдат = 4 человека с чанлун, 5 человек с "тяжелыми ружьями", остальные 17, видимо, с копьями.

Вопрос на засыпку - где искать оригинал? И да, можно сравнить, сколько огнестрельного оружия имели на соответствующие организационные единицы солдаты Цзэн Гофаня. 

 

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
23 часа назад, Чжан Гэда сказал:

фитильное ружье (няоцян) - инцян или сяопао (букв. "лагерное орудие" или "малое орудие")

Все как всегда - переводя "Синцзюнь цзунъяо", наши старшие коллеги не удосужились проверить арго тайпинов (причем сам источник частично включен в состав сборника документов!) и вместо обычного фитильного ружья, обозванного тайпинами "инцян", у них получилось некое "тяжелое ружье", а "чанлун" из гингальса превратился в пушку...

В оригинале стоят чанлун и инцян, т.е. у тайпинов по состоянию на 1855 г. на взвод из 26 человек приходилось 4 человека с 2 ружьями тайцян и 5 человек с обычными фитильными ружьями. Остальные, по логике вещей, вооружались копьями и клинковым оружием. Хотя встречал в одном донесении сообщение о массовом применении тайпинами арбалетов в 1862 г. 

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Значит, порыв шаблона на британский флаг - тайпины в отношении военного дела не превосходили Цинов. Даже наличие огнестрельного оружия было примерно одинаковым - у Цинов примерно 30-40% солдат с огнестрельным оружием до начала восстания, у тайпинов на 1855 г. - примерно 35%.

Строились, обучались, передвигались и стреляли примерно по одним шаблонам - на наш взгляд, весьма причудливым и непрактичным. Рисунки тайпинских строев доставляют изрядно.

Если бы не общая деградация империи Цин, от таких повстанцев рожки и ножки остались бы в два счета. Но сыграли свою роль как общий упадок империи, так и последствия "малой реформы" цинских вооруженных сил в 1740-1750-е, когда из армии, применявшей линейную тактику на вполне себе европейском уровне цинские войска стали бандой конных единоборцев с портативными пушчонками.

Ой, было бы время - так и тянет сравнить строи из "Свода сведений о положении в стане бандитов" с "Новыми правилами обучения стрелков из европейских ружей"! Явно тайпинские строи - бред сумасшедшего на фоне того, что всего за 1 год англичане передали Цинам в качестве основ военной теории. И, надо сказать, практически все это было известно за 100 лет до этого, и даже за 50! Только забыто было изряднейшим образом!

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Цитата

(«Походный устав армии», в котором излагается система походной сигнализации тайпинской армии, разработанная Ян Сю-цином, был опубликован в 1855 г. отдельным ксилографическим изданием в Нанкине. Экземпляр его хранится в библиотеке Британского музея в Лондоне. Это издание было воспроизведено фотолитографическим способом в сборнике «Тайпин тяньго цюншу дин цзи» («Первое собрание изданий Тайпинского государства»), опубликованном в Нанкине в 1936 г. под редакцией Сяо И-шаня.

Перевод документа на русский язык сделан с публикации его в сборнике «Тайпин тяньго», т. 2

Нашлось вот такое - 太平天國叢書十三種 (太平天国丛书十三种). Тут в 13 книгах. Но условно делится на "серии", к примеру - 第一辑. Оно?

P.S. Пардон, не заметил, что уже не надо. =)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 часов назад, hoplit сказал:

P.S. Пардон, не заметил, что уже не надо. =)

Надо всегда - я просто нашел цитаты в оригинале. Как видим, подобные переводы требуют уточнений.

8 часов назад, hoplit сказал:

 

Цитата

(«Походный устав армии», в котором излагается система походной сигнализации тайпинской армии, разработанная Ян Сю-цином, был опубликован в 1855 г. отдельным ксилографическим изданием в Нанкине. Экземпляр его хранится в библиотеке Британского музея в Лондоне. Это издание было воспроизведено фотолитографическим способом в сборнике «Тайпин тяньго цюншу дин цзи» («Первое собрание изданий Тайпинского государства»), опубликованном в Нанкине в 1936 г. под редакцией Сяо И-шаня.

Перевод документа на русский язык сделан с публикации его в сборнике «Тайпин тяньго», т. 2

Нашлось вот такое - 太平天國叢書十三種 (太平天国丛书十三种). Тут в 13 книгах. Но условно делится на "серии", к примеру - 第一辑. Оно?

 

Это "Собрание книг Тайпин Тяньго 13-ти видов". Т.е. не 13 книг, а 13 видов книг (у китайцев все делится на рода и виды по очень сложным для нас признакам).

Если все сборники скачать, то можно найти в них и "Синцзюнь цзунъяо", и "Тайпин Тяньго цзюньму", и прочие интересные вещи.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 минуты назад, Чжан Гэда сказал:

«Тайпин тяньго цюншу дин цзи» («Первое собрание изданий Тайпинского государства»)

Вообще-то "Тайпин Тяньго цУншу диИ цзи" (выделил опечатки).

И вот еще ошибка:

3 минуты назад, Чжан Гэда сказал:

«Походный устав армии», в котором излагается система походной сигнализации тайпинской армии

Это не устав вовсе, а сочинение типа "Уцзин цзунъяо" (можно даже сравнить названия). Типа "Важнейшее (цзунъяо) при движении (син) армии (цзюнь)" - "Синцзюнь цзунъяо". "Уцзин цзунъяо" - это "Важнейшее из военного канона".

Хотя книга и довольно практического содержания, но сигнализация очень запутанная и сложная. Сигнальщика (как передающего, так и принимающего сигналы) готовить надо было очень долго.

Еще учет солдат - обращает на себя внимание, что командир должен быть грамотным, но не очень (кружки и крестики ставить в графы книги).

И конечно, вооружение - 35% имеют огнестрельное оружие во второй половине XIX века! Даже далеко не самые передовые страны типа России, Австро-Венгрии или Османской империи такой средневековый период прошли давным давно!

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще момент по переводу про чанлун и инцян - там в обоих случаях стоит счетное слово "тяо", применяемое, как и "бин", для пик, ружей и т.п. А для пушек применяются счетные слова "цзунь" и "мэнь", иногда - "цзо" (если это орудийная установка на береговой батарее или корабле).

Т.е. уже по тексту все было ясно, как Божий день, но перевод был сделан именно так, как сделан.

Теперь думаю - в лян было 5 у. С инцян был 1 у, с чанлун - явно тоже 1 у, т.к. 5-й человек был командиром у (учжан) и руководил стрельбой своих чанлун. Это уже такое оружие, которое необходимо жестко контролировать в бою для достижения мало-мальского эффекта.

Отделение тайпинской армии (у 伍):

командир отделения - учжан 伍长

солдат чжунфэн 中锋

солдат поди 破敌

солдат чжишэн 制胜

солдат цзоуцзе 奏捷

Теперь терзают меня сомнения - есть ли в этих хитрозагнутых наименованиях хоть какие-то намеки на функции солдата в бою?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уникально, на мой взгляд - страница из учетной книжечки личного состава ротного командира тайпинской армии:

Цитата

... при каждой части должен вестись точный список личного состава. По второму сигналу командиры, ответственные за эти списки, являются с ними к ставке командующего для заслушивания приказа, а затем производят поверку. В этих списках применяются следующие условные обозначения: против фамилий вознесшихся на небо ставится красной тушью точка, против фамилий дезертиров — крест, против фамилий больных — кружок, против фамилий раненых — треугольник. Все это нужно для того, чтобы командир, производящий поверку, мог сразу видеть количество боеспособных людей. После того как отдана команда идти в бой, каждый солдат, значащийся в списке живым и здоровым, но не явившийся на место сбора, рассматривается как нарушитель приказа, если он не входит в группу оставленных для охраны штаба и приготовления пищи. 

Похоже, что-то имеем тут:

01.jpg.767c5769fb98bab44ce98d3e422f707f.

02.jpg.deed263cb3b337cbc1cfa2f6dcae1963.

03.thumb.jpg.8272857cf1c91a08b753192996c

04.jpg.19f896f0fdd1b5a077febd24d75abff3.

Судя по почерку - командир был хорошо грамотен. Но китайцы обозвали это "民户册" (Миньху цэ) - т.е. реестр населения, хотя четко указаны специфические наименования солдат в отделениях и специфические названия отделений и взводов.

Надо будет как-нибудь повозиться с этим материалом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ИМХО, это может быть реестр сельского населения, одновременно являвшегося военнообязанными. Тайпины пытались срастить военную и административную системы в единое целое. Похоже, тот самый случай.

Вообще, по сути Тайпинского государства - как оно "строило капитализм" в Китае, прибегая для этого к развитию его производительных сил тотальным реквизициям:

1) взяв Нанкин, тайпины тут же провели половую сегрегацию, фактически уничтожив семьи местного населения

2) сегрегированное по половому признаку население разместили в трудовых лагерях, сформированных по профессиональному признаку, вместо работы на рынок была введена работа на заказ, а вместо заработка - выдача пайка по нормам (больные, престарелые и дети получали минимальный паек, т.к. не отдавали свои силы государству)

3) освободившиеся дома или передали тайпинским чиновникам, или сожгли, чтобы разбить парки и построить в них роскошные дворцы для новой тайпинской знати (правда, эти работы некоторое время кормили обитателей трудовых лагерей)

4) каждый тайпинский князь имел штат высокоэффективных менеджеров зонтоносцев, носильщиков паланкинов, хранителей ночного горшка и прочих подтирателей ослиных хвостов, исчислявшийся в сотни и тысячи трудолюбивых пуритан тунеядцев

5) пайков уже не хватило в 1854 г., когда в Нанкине население, осчастливленное строительством светлого капиталистического будущего, получило милостивое разрешение варить кожу от старых чемоданов и питаться рисовым отваром (вопрос - а сваренный рис куда девали?)

6) тайпины ввели в Нанкине тайпинский суд, самый справедливый суд в мире - он был христианским и отменил пытки, поэтому казнили только за дело и только преступников - например, по ходатайству родственника Ян Сюцина был казнен придворный Вэй Чанхуя, который не встал при приближении пресловутого родственника. Поскольку пытки не применялись, то осужденных просто сжигали в промасленном мешке из бумаги, разрывали конями или рубили на части.

Еще очень интересный момент относительно денег у Ли Сючэна - вот что было предписано лучезарным кормчим Ян Сюцином:

Цитата

4. Всем надлежит действовать в единстве и согласии, подчиняться приказам начальников, не давать [начальникам] ложных сведений о численности солдат, не укрывать золотые и серебряные деньги, а также драгоценности и украшения.

Как мы помним, у Ли Сючэна регулярно были тонны серебра. Это называется "укрывать золотые и серебряные деньги"?

В общем, как-то странно тайпины строили светлое капиталистическое будущее в Китае, а также развивали его производительные силы (так, например, Цины отбили Цзиндэчжэнь только в 1859 г., но почему-то фарфоровое производство там уже было изничтожено).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 часов назад, Чжан Гэда сказал:

Надо всегда - я просто нашел цитаты в оригинале. Как видим, подобные переводы требуют уточнений.

Переслал найденные сканы. Возможно пригодятся. =)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо, скачал. надо все проверять. Чужие переводы валидны при наличии оригинального текста. Иначе нельзя.

Сижу и проверяю переводы, делаю приложения с биографиями и т.п. - столько мелких недочетов нашел, что самому страшно! Никлас решил, что будем давать китайский текст тоже - чтобы не накосячить, или же накосячить, но быть прощенными за предоставление возможности разобраться с косяком при помощи оригинального текста (современный набор и фотокопия указа).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Собственно, о том, что... 

Вопрос об адекватности тактики и о скопищах дрыномашцев.

Материковая Азия до реставрации Мэйдзи существенно превосходила Японию по опыту крупных полевых сражений, по вопросам развития тактики и стратегии.

Но случилось страшное - "блаженное столетие" (1760-1839), предшествовала которому "малая реформа" 1740-1750-х гг. Т.е. сначала цинский Китай применял вполне себе линейную тактику, законсервированную этак на уровне Европы рубежа XVIII в. Адекватные построения, начатки математики в войсках, большое внимание пехоте и артиллерии, письменные учебники для офицеров...

Потом, в боях в Цзиньчуани (1740-е) выяснилось, что все это не нужно в условиях горной войны - нужны инициативные индивидуальные бойцы, умеющие действовать в одиночку или в составе малого подразделения, артиллерия нужна переносная, войска нужны конные. Ставка, естественно, делалась на универсальность подготовки и серьезное овладение воинами искусством рукопашного боя и индивидуальной стрельбы.

Что видим? После падения Джунгарии (последний адекватный противник Китая) страна переходит к войнам малой интенсивности (даже огрехи в Бирме не сыграли своей роли), когда основная часть войск даже не участвует в боях. Все сводится к подавлению разных мелких восстаний, когда группа сильных, высокопрофессиональных индивидуальных бойцов могла положить десятикратно превосходящее крестьянское ополчение замертво.

Естественно, погибла тактика. Стрельба залпами исчезла. К концу первой четверти XIX в. все обучение пехотному строю велось "по устному преданию", математическая подготовка офицеров артиллерии была наглухо забыта. Войска стали конными, пехота преимущественно обеспечивала ее действия и вооружалась преимущественно копьями.

Смотрим сюда - построения цинской армии в XVIII в. (1740-е):

image.jpg.4069bd0129e98078eecfbf999b3e13

585d22e9303fd_image(6).jpg.7ddabc41d3020

585d22ebe01da_image(3).jpg.66f4389f2bcf1

585d22eaba375_image(4).jpg.304afa88323ae

ue_47695_1017.jpg.3e58fb465f07e43abecc4c

Emperor_qianlong_blue_banner.jpg.d32ac1f

 

Смотрим сюда - тайпины в середине XIX в. (ок. 1853) в своем основном "крабовидном" боевом порядке:

2217252716213280.png.08491353913ee259713

Что тайпины не превосходили Цинов в отношении тактики, я уже говорил. Превосходство было в мотивации солдат и первоначальном численном превосходстве повстанцев (на мелкие гарнизоны шла вся секта, собранная в кучу и постоянно усиливающаяся присоединяющимся людом). Без тактики fire-machine остановить ее было нереально. Но как только появились не менее мотивированные подразделения лоялистов (например, Хунаньская армия), война перешла в равновесную фазу.

Теперь представим, что на цинские войска в линейном построении, с пушками и ружьями, прет этакий "крабовидный строй" тайпинов... Думаю, даже не смешно. 

"Великие генералы" тайпинской армии - преимущественно лихие рубаки, умевшие увлечь за собой. Они очень молоды, без опыта и образования. Как правило, все решал единомоментный натиск. Либо поражения чередовались с победами.

В тактике, как оказалось, обе стороны были крайне слабы. Потому и лупили их англо-французы при хороших шансах Цинов или тайпинов на победу по остальным факторам (даже порой по наличию огнестрельного оружия).

image (2).jpg

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно, а как бы изменилось положение без "малой реформы"? Крупных войн и адекватного противника у Цин все равно не было. Если судить по той же Японии - у них уже к восстанию в Симабара армия пришла в неудобосказуемое состояние. А с последней большой военной кампании даже поколения не прошло. А у Цин был почти век для тихого обрастания мхом, нет?

P.S. Возможно пригодиться для сравнения - есть книга про Тихоокеанскую войну. William F. Sater. Andean Tragedy. Fighting the War of the Pacific, 1879–1884. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, hoplit сказал:

Интересно, а как бы изменилось положение без "малой реформы"? Крупных войн и адекватного противника у Цин все равно не было.

Малая реформа - необходимость.

Это парадокс - от массовой пехоты перешли в состояние массовой конницы при обеспечивающей роли пехоты и ее рекордно низкой боевой ценности.

В 1818 г. в столице проходили учения по старой системе, но уже "по преданию". В гарнизонах этому не учили вообще - ставка была сделана на индивидуальное мастерство.

В ТЕХ условиях это было разумно - большой войны и с крупномасштабными сражениями не намечалось, а подавить крестьян легче, когда их эффектно и быстро сечет в капусту отряд с огнестрельным и холодным оружием. Разбойников, опять же, не батальонным каре ловить сподручнее, а небольшим отрядом хорошо фехтующих бойцов.

С одной стороны, мера оправдана, с другой - системная деградация налицо.

Китай с линейной тактикой войск в Цзиньчуани попал в ситуацию России на Кавказе - полная беспомощность армии и продолжительные боевые действия малой интенсивности с аккумулируемым за счет закрепления за собой территории результатами. Цзинчуань, земли мяо, повстанцы - все примерно одинаково. Нужна многочисленная инициативная конница и некоторое количество огнестрельного оружия. А с громоздкими линиями за таким противником не угнаться. 

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Несколько наблюдений - Скачков был признан нашими учеными истиной в последней инстанции в вопросах описания тайпинского восстания. Но он был сам в Пекине и пробавлялся слухами. Ближайшие к нему тайпины дошли до Тяньцзиня, в 134 км. по современной дороге от Пекина.

И колебался он в своих записках вместе со слухами - то он скептически относился даже к данным о безусловных победах Цинов, то начинал ругать тайпинов, когда видел пленных вождей восстания в клетках на улицах Пекина.

Типичный представитель русской интеллигенции, как я понимаю.

Еще момент Хун Сюцюань сам не был крещен. А обряд крещения в его интерпретации, по свидетельству Иссахара Робертса, который был лично знаком с Хун Сюцюанем, выглядел так - влажным полотенцем тайпины протирали немного живот сразу под ребрами. 

Ну и милое отступление - Ветхий и Новый Заветы были не окончательными - тайпины почитали более всего "Истинный Завет", состоявший из визионерских впечатлений Хун Сюцюаня и "пророчеств" Ян Сюцина и Сяо Чаогуя!

Вот такие они были христиане.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Обширная цитата из предисловия к публикации дневников Скачкова в 1959 Г. - она необходима:

Цитата

 

К.А. Скачков с 1849 по 1857 г. заведовал метеорологической и магнитной обсерваторией при русской духовной миссии в Пекине и довольно регулярно вел дневники. Один из них он назвал «Мой дневник», а другой — «Мой политический журнал». В этих дневниках среди [4] записей о быте китайского народа, экономическом положении страны, сельском хозяйстве и т.п. встречаются довольно часто записи об «инсургентах», как тогда называли повстанцев, в том числе и тайпинов.

Источники информации К.А. Скачкова и его интересы определили основные темы дневников: война, политика маньчжурского правительства и настроения пекинцев. Однако автор не дает социально-экономического анализа событий: причины восстания сводятся им к корыстолюбию чиновников и национальной вражде к маньчжурам; при обзоре военных операций оставлено без внимания соотношение классовых сил, игравших в гражданской войне решающую роль.

Как уже сказано, К.А. Скачков жил в Пекине, тайпины же действовали гораздо южнее. Он не только не видел тайпинских солдат, но даже не разговаривал с людьми, сколько-нибудь знакомыми с тайпинскими порядками, религией и государственным строем. Несмотря на это, дневники являются ценным источником сведений о тайпинском восстании. В них собрано много интересных и в общем достоверных фактов, отсутствующих в известных ранее письменных источниках.

Значительная часть дневников занята переводами из «Цзинбао» («Столичного вестника») — официального правительственного органа, единственной в то время в Китае газеты. «Цзинбао» был мало похож на привычный для нас тип газеты, это был скорее информационный бюллетень, осведомлявший государственный аппарат о деятельности правительства. Его страницы заполнены официальными материалами: докладами чиновников императору, указами императора и распоряжениями высших правительственных учреждений. Переводы из «Цзинбао» К.А. Скачков, как правило, сопровождал критическими заметками, в которых обнажал лживость и продажность маньчжурского правительства, прикрытые пышными фразами. Эти замечания имеют самостоятельное научное значение.

Другим источником сведений К.А. Скачкова были слухи, циркулировавшие среди пекинцев. В записях о «толках» среди народа есть много строк, которые выясняют истинное положение в стране и рисуют тяжелую жизнь народа. Описания настроений пекинских горожан — интереснейшие страницы дневников, правда, [5] требующие критического подхода при их использовании.

К.А. Скачков не мог детально изучить тайпинов. Он долго не мог выяснить и такой интересный для сотрудника православной духовной миссии вопрос, как религия тайпинов. После долгих колебаний он, наконец, написал: «Теперь уж нет сомнений, что инсургенты — христиане» (стр. 188).

Одним из основных идейных истоков учения Хун Сю-цюаня действительно было христианство; однако вывод автора дневников сделан лишь на том основании, что пекинские власти арестовали нескольких лиц с выжженным на их теле изображением креста. Сейчас трудно сказать, кем были эти люди, очевидно лишь то, что не тайпинами, так как последние не применяли знака креста.

К.А. Скачков смешивает членов общества «Байляньцзяо» и «Шандихой» (тайпинов). Восстания в Шаньдуне и Сычуани, происходившие независимо от тайпинского восстания, также, по мнению К.А. Скачкова, имели антиманьчжурский характер.

Один из эпизодов гражданской войны произошел не за тысячи километров от К.А. Скачкова — не в Шаньдуне, Сычуани или Цзянсу, а в непосредственной близости от него. В мае 1853 г. группа тайпинских войск под командованием Ли Кай-фана, Линь Фэн-сяна и Цзи Вэнь-юаня отправилась из Нанкина в Северный поход с целью захватить Пекин и окончательно ликвидировать власть маньчжурского правительства в Китае. История Северного похода тайпинов еще мало изучена, но известно, что его командиры получили приказ двигаться прямо на Пекин, не задерживаясь по пути для взятия других городов 1. Тайпины не только не тратили времени на осаду крепостей; они не задерживались даже для проведения социально-экономических мер, облегчающих положение населения. В результате они упустили важнейшее условие создания прочного тыла и не могли непрерывно пополнять армию людьми и материальными ресурсами. В занятых городах они даже не оставляли гарнизонов. Отойдя на полторы-две тысячи километров от основного центра восстания и окончательно потеряв [6] связь с ним, армия Северного похода попала в критическое положение. Прекратился рост войск, стал остро сказываться недостаток продовольствия.

Лишенные помощи основных тайпинских баз, не имея прочных связей с местным населением, участники Северного похода были остановлены в феврале 1854 г. в предместье Тяньцзиня — Цзинхае и отступили. В марте 1855 г. погиб отряд Линь Фэн-сяна, а в декабре был уничтожен отряд Ли Кай-фана.

Поражение Северного похода и последовавшее вскоре убийство Ян Сю-цина ознаменовали перелом в ходе гражданской войны. Наступил период длительного военного равновесия. Тайпины уже не пытались уничтожить самые корни маньчжурского господства в Китае, но и маньчжуры не могли еще сломить тайпинского государства.

Дневники К.А. Скачкова содержат неоценимый материал для изучения Северного похода. Он сообщает прежде всего о большом сочувствии населения Пекина и окрестностей восставшим. По словам К. А. Скачкова, инсургенты убивают чиновников, сжигают кумирни, а народ милуют. В Шаньчжоу они убили всех чиновников, а с народом были в дружбе. Богачи не отказывают им в своей помощи. Народ к ним расположен (стр. 179).

Интересна неоднократно отмеченная К.А. Скачковым уверенность местного населения в честности восставших, всегда расплачивавшихся деньгами.

Обращает на себя внимание убежденность автора в скором падении Пекина. Он серьезно был озабочен тем, что ему делать после вступления повстанцев в столицу. Решив не уезжать из Пекина, К.А. Скачков заготовил пищу на случай перерыва в снабжении. Вот характерные образчики его размышлений: «Народ в надежде на облегчение своей участи не трогается с места»; «Может быть, инсургенты оградят миссию от буйства черни» (неизбежного, по мнению автора, при штурме города) (стр. 154) и т. д.

Нарисованная в дневниках картина всеобщего разброда и смятения, которые царили в правительственных органах Пекина при приближении армии Линь Фэн-сяна и Ли Кай-фана, и сочувствие широких слоев населения повстанцам дают основание поставить вопрос: не имел ли план Северного похода — с налета взять [7] Пекин (в целом ошибочный план) — некоторые реальные основания, которые и создали иллюзию возможности его осуществления?

Весьма интересны некоторые детали похода, сообщенные К.А. Скачковым. Например, описание гибели Ли Кай-фана и Линь Фэн-сяна (хотя, кажется, он привел одну из наименее достоверных версий) 2, сообщение о захвате маньчжурами принадлежавшего какому-то купцу транспорта с «тулупами», чтобы одеть страдавших от холода тайпинов (стр. 192), и т. п.

Нужно отметить, что в записях К.А. Скачкова допущены и неточности, правда, не снижающие ценности дневников. Так, на основании сообщения аньхойского губернатора об увеличении в его провинции числа «бандитов» К.А. Скачков сделал вывод, что все сообщения о маньчжурских победах — вымысел. Здесь он ошибся: вся тайпинская армия, атаковавшая Пекин, погибла, а аньхойский губернатор доносил либо о действиях второй колонны Северного похода, вернувшейся после неудачной попытки помочь главным силам, либо имел дело с какими-нибудь иными антиправительственными войсками.

Не всегда точно К.А. Скачкову удавалось определить отношение западных держав к движению тайпинов. Это вызвано действительно крайне запутанной ситуацией.

Позиция капиталистических держав (особенно наиболее сильной из них — Англии) по отношению к тайпинам в начальный период восстания была выжидательной. Державы еще не знали, кого из противников им выгоднее поддержать. Крымская война и разногласия английских политических групп в оценке положения на Востоке также затрудняли активизацию агрессии. Решительное изменение в отношении капиталистов Запада к тайпинам произошло после подписания пекинских договоров 1860 г. 3. 

 

Как мы видим, разброд и шатание прямо в тексте - сначала указывается, что сам Скачков не видел тайпинов, не имел информации о них, пробавлялся слухами, но в то же самое время он дал "верную оценку" информации от маньчжуров (хотя далее указывается, что он ошибался, на вполне конкретном примере), сообщил важные детали и его документы имеют неоценимое значение. Причем указано, что неоценимое значение они имеют не для изучения состояния дел в Пекине, а ... Северного похода тайпинов!

Ну и фактические ошибки - например:

Цитата

Он долго не мог выяснить и такой интересный для сотрудника православной духовной миссии вопрос, как религия тайпинов. После долгих колебаний он, наконец, написал: «Теперь уж нет сомнений, что инсургенты — христиане» (стр. 188).

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На самом деле, сообщение находится на с. 185 (это мелочи), а вот насчет его авторства, исходящего от Скачкова:

Цитата

Сегодня произнесен приговор Наэр Цзин-га: отрубить голову около времени Дунчжи. Все знают, что этому не бывать, а толкуют, что строгий приговор этот необходим для примера, и кому же — Сэн-вану, который уже давно ускакал колотить инсургентов, а по сие время уколотил лишь 700 человек мирных китайцев. Хо Фэн приговором назначен к ссылке на Амур. Касательно крестоносцев толкуют, что теперь уже нет сомнений, что инсургенты — христиане.

Т.е. это не Скачков счел, что тайпины - христиане, а пекинцы так толковали. А уж они-то в христианстве понимали!

Ну и про Сэнгэ Ринчена - полная чушь. Но кому, как не бездельникам в Пекине, с которыми приходилось (?) общаться Скачкову, знали точнее, что делал Сэнгэ Ринчен?

Вот так все построено в нашем тайпиноведении - у Скачкова не было точных и достоверных сведений, но он, опираясь на народ, разоблачал маньчжурское правительство с его фальшью и оставил достоверное описание Северного похода на основании не менее достоверных слухов! 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Про книгу Линдли молчу. Как найду его описание крещения у тайпинов - посмеемся вместе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тайпинское пуританство:

Цитата

Anyone who failed memorizing the Ten Commandments in three weeks, made noise during worship, caught in adultery would be beheaded. People smoking tobacco or failing to attend the preaching services were subject to punishment of 100 lashes on the first violation, 1,000 lashes on the second, and capital punishment on the third.

Цитата

Любой, не сумевший заучить 10 заповедей в течение 3 недель, шумевший во время моления, застигнутый во время супружеской измены подлежал смертной казни через обезглавливание. Люди, курившие табак или же пропустившие службу, на первый раз получали 100 ударов плетью, во второй раз - 1000 ударов и обезглавливались на третий.

В современных популярных книгах пишут, что тайпины пели псалмы, маршируя к месту битвы, а перед битвой преклоняли колени и молились.

Однако ни один иностранец-очевидец боев не написал о том, что у тайпинов были подобные моления, хотя, если они осаждали города месяцами или били тайпинов в поле, что-то все-таки должно было выйти наружу.

Итак, кто врет?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас