Snow

Китайский фарфор

305 сообщений в этой теме

user posted image

Если мы подсчитаем объемы продаж, осуществляемых аукционными домами Sotheby's и Christie's, то с удивлением обнаружим, что третье место по обороту после Лондона и Нью-Йорка достанется Гонконгскому подразделению. Занимается оно сугубо торговлей азиатским и прежде всего китайским искусством. В доле продаж китайского искусства значительное место приходится на фарфор. Что и не удивительно, ведь фарфор подлинно китайское изобретение, «белое золото» Востока. К сожалению, на российском антикварном рынке ему не уделяется должного внимания, а многим собирателям он и вовсе неизвестен. Об общих понятиях, которыми должен владеть любой, кто решит собрать коллекцию китайского фарфора, и пойдет речь в этой публикации.

В данном случае мы сознательно ограничиваемся краткой характеристикой фарфора, производившегося в периоды, охватываемые двумя династиями - Мин и Цин. Причин тому несколько. Во-первых, фарфор этих периодов наиболее распространен на рынке. Во-вторых, доступен для понимания европейского собирателя с позиций эстетики. В-третьих, действительно поражает красотой форм и росписи.

Под фарфором в российской, а также западной науке подразумеваются изделия тонкой керамики, спекшиеся, непроницаемые для воды и газа, обычно белые, звонкие, просвечивающие в тонком слое, без пор. Фарфор обладает высокой механической прочностью, термической и химической стойкостью, электроизоляционными свойствами и применяется для изготовления высококачественной посуды, художественно-декоративных и санитарно-технических изделий, коррозионностойких аппаратов химической технологии, электро- и радиотехнических деталей, низкочастотных изоляторов и т.д. Температура обжига составляет 1300 - 1450 С. (Большая Советская Энциклопедия).

В таком понимании говорить о китайском фарфоре несколько затруднительно, так как изделия, отвечающие данному определению, появились в Китае значительно позже первых керамических образцов, а значительная часть изделий XII - XV веков и вовсе ничего общего с фарфором не имеет. Несмотря на это, ценятся такие предметы не дешевле, а подчас и дороже истинного фарфора.

Сами китайцы называют «фарфором» любую керамику, и мы для простоты изложения последуем их примеру.

В Китае, среди образованного населения, широко известна легенда о Святом Крестьянине, изобретателе земледелия, жившем с 2838 по 2698 год до н.э. Он научил древних китайцев земледелию и изготовлению керамики. Как гласит предание, китайцы к тому моменту уже научились готовить пищу на огне, и керамическая посуда оказалась в том большим подспорьем. Изготавливая первые образцы посуды из глины, которая в больших количествах залегает в Китае, люди помещали в нее еду и ставили готовиться на огонь. Вскоре они заметили, что вынутая из огня посуда становится крепче и плотнее. Это была первая керамика.

Материалы раскопок свидетельствуют, что первые образцы керамики появились на территории восточного Китая в районе Ананси. Археологи датируют обнаруженные там предметы V - VII тысячелетием до н.э. Предположительно такие изделия обжигались при температуре 500 - 600° С.

В дальнейшем технология изготовления керамики с небольшими изменениями распространилась по всей территории современного Китая. Следует отметить, что на первых образцах керамики не было росписи и даже глазури. Они появились позже и, что самое главное, в совершенно оригинальном виде, не имеющем аналогов в других странах.

Прежде чем мы перейдем непосредственно к описанию китайского фарфора различных периодов и его марок, было бы полезно уяснить, как следует читать китайские марки.

Китайцы, как известно, пользуются не алфавитной, а иероглифической письменностью. Это означает, что знаки в китайской письменности передают не звуки, а смысл. Типичная марка на китайском фарфоре состоит из шести, реже четырех, знаков. Существует два способа начертания марок: от руки и печатный.

Китайские марки, как и любой другой текст на китайском языке, читаются сверху вниз и справа налево. Иероглифы пишутся чаще всего в два или три ряда или колонки. В случае, если все иероглифы написаны в один горизонтальный ряд, можно с высокой вероятностью говорить о подделке: подобный способ написания марки характерен для вещей периода ранней Мин, вещи эти крайне редки, большей частью находятся в музеях и на рынке появляются крайне редко за совершенно астрономические суммы.

Первый иероглиф означает «великий». Он присутствует на подавляющем большинстве марок династий Мин и Цин. Символ этот легко запомнить и он всегда помогает правильно «сориентировать» марку.

Второй иероглиф означает наименование династии и читается как «Мин» или «Цин».

Третий и четвертый иероглифы означают девиз правления, то есть тот лозунг, под которым царствовал китайский император. Под этими девизами китайские императоры известны историкам во всем мире, девизы положены в основу периодизации китайской истории.

Пятый и шестой иероглифы указывают, в какой период изготовлено изделие.

Используя такую схему чтения, можно легко распознать и прочитать любую марку на китайском фарфоре, особенно, если под рукой есть таблица.

Также хотелось бы отметить, что в разные периоды отношение к маркам было разным. Общее правило таково - наличие на изделии марки означает, что оно было изготовлено в императорских, а не в частных печах. В некоторые периоды за проставление марки назначалось суровое наказание. Этим объясняется то, что, например, в период Канси помимо классических иероглифических марок применялись еще и марки с изображением листа артемизии и гриба линжи. Эти марки свидетельствуют о том, что изделие было изготовлено в частных, а не императорских печах.

О многом может сказать и то, как марка написана. Например, считается, что если марка написана жирными линиями и при обжиге расплылась, значит, изделие относится к началу периода Канси. В то же время марка, написанная тонкими аккуратными линиями, свидетельствует о том, что предмет изготовлен ближе к концу царствования императора Канси.

Небрежно нарисованная марка почти всегда говорит о поддельности предмета. Самое известное исключение из этого правила - марка Чэнхуа. По легенде, которой, кстати, верят и сами китайцы, марка была написана юным (и еще не вполне искусным) императором. В дальнейшем каллиграфы, проставлявшие марки на изделиях, копировали ту, первую, неудачную марку, написанную самодержцем. Таким образом, наблюдается определенное противоречие между высочайшим качеством вещей, выпускавшихся в период Чэнхуа и неряшливыми марками на них.

После того как мы ознакомились с марками, есть смысл рассмотреть основные виды росписи на изделиях из фарфора. Справедливости ради следует оговориться, что здесь мы обсуждаем только самые известные и распространенные на рынке виды росписи. В противном случае потребовалось бы написать многотомную энциклопедию.

1. Селадон. Селадоновая глазурь - особая глазурь от буро-зеленого до зеленовато-голубого цвета. Цвет этой глазури определяется процессами окисления железа при обжиге. Если обжиг производился при избытке кислорода, то глазурь приобретала желтоватый оттенок, если при недостатке, то - голубоватый. Изделия с селадоновой глазурью производились в Китае со времен династии Тан, а может быть, и раньше. Два главных центра производства селадоновых изделий - Дзиндечжен и Лунцянь. Принципиальное отличие между их продукцией в том, что черепок изделия, вышедшего из печей Дзиндечжена, - белого цвета, в то время как продукция Лунцянь имеет коричневый черепок.

Первое, на что следует обращать внимание коллекционеру, когда он видит селадоновое изделие, - толщина и равномерность глазури, ее однотонность и глубина цвета. Еще во времена династии Мин большую популярность приобрела технология, при которой изделие перед глазурованием покрывалось резьбой. Впоследствии эти изделия подделывали в больших количествах. Самый простой способ отличить подделку - обратить внимание на красоту и плавность линии вырезанного рисунка, ну и, конечно же, на качество глазури, о чем уже говорилось.

2. Подглазурная кобальтовая роспись.

Одна из древнейших разновидностей росписи на китайском фарфоре. Уже в XIV веке продукция китайских гончаров династии Юань была вожделенным товаром на Среднем и Ближнем Востоке, в значительной степени определив развитие керамического искусства в этих странах.

Пожалуй, ни один другой вид росписи не является настолько китайским по своей сути, как подглазурный кобальт. Цвет неба, гармонично согласовывающийся с общей философией Поднебесной, имеет и еще одно достоинство - он оттеняет красоту фарфорового черепка, при этом не замутняя глазурь и не скрывая белизну фарфоровой массы.

Разнообразие сюжетов в этой расписной технике столь велико, что на их описание не хватило бы и трехтомника. Особо следует выделить подглазурный кобальт ранних периодов Сюаньдэ и Чэнхуа - эти предметы устанавливают «золотой стандарт» для фарфоровых изделий высшего качества и в подлинном виде встречаются на рынке редко. В них совершенно все - от черепка до глазури, а кобальт имеет максимальную глубину и насыщенность и при этом обожжен совершенно без изъянов.

Затем обращают на себя внимание предметы Канси, с семицветным кобальтом, а также императорские вазы периода Цяньлун.

Для коллекционеров китайский фарфор, расписанный подглазурным кобальтом, - настоящая золотая жила. Ведь именно из таких изделий состояли грузы затонувших в XVII - XVIII веках кораблей. Самые известные из этих кораблей - те, что погибли близ Нанкина, Камао, а также груз «Хатчер» и «Диана». Фарфор с них был поднят и сегодня находится в свободной продаже. Для собирателя это прекрасная возможность приобрести подлинные предметы с безукоризненным провенансом.

3. Уцай, или «пять цветов», - одна из первых исторически возникших полихромных форм росписи в Китае. На изделии уцай присутствуют желтый, красный, синий, зеленый и белый цвета. Наивысшего расцвета стиль уцай достиг в XV - XVI веках, наиболее примечательны сосуды с изображением карпового пруда или сюжет «Дракон и жемчужина» периода Ванли и Дзядзин. Зачастую может создаться ощущение, что изделие, расписанное в стиле уцай, отличается небрежностью исполнения. Это обстоятельство имеет ряд логических объяснений. Во-первых, период расцвета продукции уцай можно в целом отнести к периоду упадка в производстве фарфора в Китае. Во-вторых, следует учитывать определенную долю минимализма в эстетическом сознании китайского художника. Большинство подлинных произведений в этом стиле можно смело отнести к шедеврам китайского искусства, блестяще демонстрирующим лаконичную глубину, отраженную в несколько наивной манере изображения. Эти предметы подделывают относительно редко, но для того, чтобы оценить действительно достойное произведение, требуется некоторый опыт.

4. Доуцай, или «борьба цветов», представляет собой один из наиболее утонченных и приятных для европейского взора типов росписи. В то время роспись доуцай - донельзя китайская по сути. Лучшие и самые редкие и ценимые образцы на антикварном рынке, выполненные в технике доуцай, - это чашечки с изображением цыплят, относящиеся к периоду Чэнхуа (1465 - 1487). Наивная на первый взгляд роспись наполнена глубоким символизмом и характеризуется высочайшим уровнем исполнительского мастерства. Доуцай снискал популярность и в более поздние периоды. В период Юнчжен и Цяньлун создавались удивительные по красоте и масштабности вазы и утонченные в своем минимализме блюдца, которые и по сей день способны впечатлить даже самого избалованного яркими цветами европейца. Следующая волна популярности росписи доуцай пришлась на период Даогуан, когда создавались массовые повторения изысканных изделий периода Юнчжен, - блюдца с абстрактными изображениями плодов, ягод и цветов лотоса. Зачастую на таких изделиях проставлялась марка Юнчжен. Отличить их в таком случае достаточно сложно. Следует особо подчеркнуть, что на подлинных произведениях периода Юнчжен цвета отличаются глубиной и нежностью, в то время как на поздних подделках грешат яркостью, вычурностью и аляповатостью.

Может возникнуть вопрос: как отличить роспись доуцай от обычной полихромии?

Ответ прост - весь рисунок доуцай обведен тонкой, едва заметной линией подглазурного кобальта. Сам же рисунок выполняется надглазурными эмалями, среди которых красный, зеленый, желтый, синий цвета.

5. Famille verte, в переводе с французского «зеленое семейство», - роспись с преобладанием зеленого цвета. Появилась раньше, чем «розовое семейство». Можно смело утверждать, что пик производства вещей в этой гамме пришелся на период Канси. В гамме «зеленого семейства» расписывались как экспортные вещи, так и вещи для внутреннего рынка, в том числе для украшения интерьеров императорского дворца.

К наиболее ценным предметам этого стиля относят большие парные вазы с изображением сцен из классической китайской литературы, например, из классических литературных произведений династии Мин «Троецарствие», «Путешествие на Запад» и «Сон в розовой палатке».

6. Famille rose, в переводе с французского «розовое семейство», - одна из разновидностей полихромных китайских росписей. Она появилась относительно поздно, в XVIII веке. Во многом распространение гаммы «розового семейства» было вызвано «европеизацией» вкусов китайской знати и, главное, императорского двора. Контакты с европейцами к XVIII веку привели как к восприятию китайцами европейской эстетики, так и к моде на «китайшину» в Европе. Работая на западный рынок, китайские гончары стали использовать многоцветные расписные техники с преобладанием розового цвета. В целом гамма строится на сочетании ярко-розового, желтого и зеленого цветов. Темами росписи могут быть как классические сцены из китайской литературы, характерные для зеленого семейства, так и отвлеченные фантазийные композиции, изображающие жизнь при дворе, орнаменты с цветами, фруктами, растениями и т.п.

Интересно так называемое кантонское «розовое семейство», легко узнаваемое направление росписи фарфора, появившееся в XIX веке в городе Кантон.

Все вещи «розового семейства» характеризуются разнообразием форм, сюжетов и размеров.

О ценности конкретной вещи можно судить, исходя из качества фарфорового черепка, росписи на нем, а также периода, когда была сделана вещь, и ее назначения (ранние вещи стоят дороже, вещи для внутреннего рынка тоже чаще всего ценятся выше).

Большую и специфическую группу предметов «розового семейства» составляют так называемые «гербовые» предметы. В XVIII - XIX веках по заказу дворянских семей Испании, Португалии, других стран Европы китайские гончары выпускали фарфоровые вазы, блюда и чаши с семейными гербами. Эти предметы пользуются высоким спросом на западном рынке и являются вожделенным приобретением для любого коллекционера. К сожалению, подделок здесь много, как нигде. На таких вещах, по понятным причинам, марка не проставлялась.

7. Монохромная роспись. Один из наиболее древних и традиционных китайских видов росписи достиг своего расцвета в XVIII веке. Однако предметы высшего уровня, выполненные в этой технике, можно найти и в более ранние периоды.

Особо ценятся монохромные желтые предметы, так как в Китае желтый цвет связывают со священным цветом императорской власти. Такие изделия предназначались только для императорского двора, за нарушение этого закона полагалось суровое наказание. На них всегда проставлялась императорская марка, которую наносили лучшие каллиграфы.

Кроме того, можно встретить предметы ярко-розового, красного, синего цветов. Во всех случаях собирателю следует обращать внимание на фактуру черепка - он должен быть твердым, плотным, ровным, а также на качество глазури - она должна быть идеальной, с глубоким, ровным, насыщенным цветом. В случае, если изделие не отвечает этим требованиям, но на нем стоит марка, например, периода Юнчжен, можно быть уверенным, что мы имеем дело с поздней подделкой.

Таковы основные типы росписи, которые можно встретить на китайском фарфоре, продающемся на антикварном рынке в России и мире. Существует еще множество типов и разновидностей. В заключение остается сказать, что при коллекционировании китайского фарфора, равно как и, наверное, при коллекционировании любых других предметов искусства, большую роль играет внутреннее чутье. Оно приходит только с опытом и, к сожалению, с ошибками, которых не избежал еще ни один коллекционер.

user posted image

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

К сожалению, на российском антикварном рынке ему не уделяется должного внимания, а многим собирателям он и вовсе неизвестен.

Известен. Но дело ограничивается отсутствием хорошей литературы для масс. На мое предложение издать книгу, в которую можно было бы включить интересные образцы из частных коллекций и дать некоторую информацию о предмете (включая переводы некоторых первоисточников) издательство пока мнется. Хотя, ИМХО, книга «пошла» бы.

В таком понимании говорить о китайском фарфоре несколько затруднительно, так как изделия, отвечающие данному определению, появились в Китае значительно позже первых керамических образцов, а значительная часть изделий XII - XV веков и вовсе ничего общего с фарфором не имеет.

В Цзиньдэчжэньском музее керамики огромное количество фарфоров и селадонов периода Сун (960-1279). Есть также юаньские образцы.

Сами китайцы называют «фарфором» любую керамику, и мы для простоты изложения последуем их примеру.

Эк как! А я и не знал!

瓷 – цы – фарфор:

http://www.chinese-russian.com/dictionary/hieroglyph/74f7/

http://www.nciku.com/search/zh/detail/%E7%93%B7/1302417

http://www.zdic.net/zd/zi/ZdicE7Zdic93ZdicB7.htm

陶 – тао – керамика других сортов:

http://www.chinese-russian.com/dictionary/hieroglyph/9676/

http://www.zdic.net/zd/zi/ZdicE9Zdic99ZdicB6.htm

http://www.nciku.com/search/zh/detail/%E9%99%B6/1314844

Типичная марка на китайском фарфоре состоит из шести, реже четырех, знаков. Существует два способа начертания марок: от руки и печатный.

Китайские марки, как и любой другой текст на китайском языке, читаются сверху вниз и справа налево. Иероглифы пишутся чаще всего в два или три ряда или колонки. В случае, если все иероглифы написаны в один горизонтальный ряд, можно с высокой вероятностью говорить о подделке: подобный способ написания марки характерен для вещей периода ранней Мин, вещи эти крайне редки, большей частью находятся в музеях и на рынке появляются крайне редко за совершенно астрономические суммы.

Первый иероглиф означает «великий». Он присутствует на подавляющем большинстве марок династий Мин и Цин. Символ этот легко запомнить и он всегда помогает правильно «сориентировать» марку.

Любая правящая династия пишется с иероглифа Да – «великая». Т.ч. «правило» мимо кассы. А «линейная запись» марки из 6 иероглифов типа «Да Мин Чжэндэ нянь чжи», как правило, встречается не на донышке сосуда, а на его внешней части (как правило, горлышко снаружи или изнутри).

Используя такую схему чтения, можно легко распознать и прочитать любую марку на китайском фарфоре, особенно, если под рукой есть таблица.

А еще есть таблицы поддельных марок, содержащих все это же самое и определяемых по неформализуемым признакам. Цинские и минские марки легко наносятся на изделия и сейчас.

Также хотелось бы отметить, что в разные периоды отношение к маркам было разным. Общее правило таково - наличие на изделии марки означает, что оно было изготовлено в императорских, а не в частных печах.

Не факт. В период Мин в XVII в. императорское клеймо ставили все подряд.

В некоторые периоды за проставление марки назначалось суровое наказание. Этим объясняется то, что, например, в период Канси помимо классических иероглифических марок применялись еще и марки с изображением листа артемизии и гриба линжи. Эти марки свидетельствуют о том, что изделие было изготовлено в частных, а не императорских печах.

В 1677 г. в период Канси был издан указ об уничтожении всей партии сосудов в случае, если без госзаказа они были клеймены императорским клеймом.

О многом может сказать и то, как марка написана. Например, считается, что если марка написана жирными линиями и при обжиге расплылась, значит, изделие относится к началу периода Канси. В то же время марка, написанная тонкими аккуратными линиями, свидетельствует о том, что предмет изготовлен ближе к концу царствования императора Канси.

Учитывая, что было 100500 частных печей, а объем производства только по госзаказам превышал сотни тысяч штук, выводить подобные закономерности сложно.

1. Селадон.

Это не фарфор.

2. Подглазурная кобальтовая роспись.

Разнообразие сюжетов в этой расписной технике столь велико, что на их описание не хватило бы и трехтомника. Особо следует выделить подглазурный кобальт ранних периодов Сюаньдэ и Чэнхуа - эти предметы устанавливают «золотой стандарт» для фарфоровых изделий высшего качества и в подлинном виде встречаются на рынке редко. В них совершенно все - от черепка до глазури, а кобальт имеет максимальную глубину и насыщенность и при этом обожжен совершенно без изъянов.

Затем обращают на себя внимание предметы Канси, с семицветным кобальтом, а также императорские вазы периода Цяньлун. Для коллекционеров китайский фарфор, расписанный подглазурным кобальтом, - настоящая золотая жила. Ведь именно из таких изделий состояли грузы затонувших в XVII - XVIII веках кораблей. Самые известные из этих кораблей - те, что погибли близ Нанкина, Камао, а также груз «Хатчер» и «Диана». Фарфор с них был поднят и сегодня находится в свободной продаже. Для собирателя это прекрасная возможность приобрести подлинные предметы с безукоризненным провенансом.

И что такое «семицветный кобальт»? Кобальт дает синий цвет. А вообще, минские изделия грубее цинских. Да и стоит «утопленная» ваза столько, что купить отечественному коллекционеру ее вряд ли под силу, если это не Дерипаско или не Лисин.

3. Уцай, или «пять цветов», - одна из первых исторически возникших полихромных форм росписи в Китае. На изделии уцай присутствуют желтый, красный, синий, зеленый и белый цвета. Наивысшего расцвета стиль уцай достиг в XV - XVI веках, наиболее примечательны сосуды с изображением карпового пруда или сюжет «Дракон и жемчужина» периода Ванли и Цзяцзин.

Вообще, уцай делали гораздо лучше при Цинах, особенно в XVIII в.

4. Доуцай, или «борьба цветов», представляет собой один из наиболее утонченных и приятных для европейского взора типов росписи. В то время роспись доуцай - донельзя китайская по сути. Лучшие и самые редкие и ценимые образцы на антикварном рынке, выполненные в технике доуцай, - это чашечки с изображением цыплят, относящиеся к периоду Чэнхуа (1465 - 1487). Наивная на первый взгляд роспись наполнена глубоким символизмом и характеризуется высочайшим уровнем исполнительского мастерства. Доуцай снискал популярность и в более поздние периоды. В период Юнчжен и Цяньлун создавались удивительные по красоте и масштабности вазы и утонченные в своем минимализме блюдца, которые и по сей день способны впечатлить даже самого избалованного яркими цветами европейца. Следующая волна популярности росписи доуцай пришлась на период Даогуан, когда создавались массовые повторения изысканных изделий периода Юнчжен, - блюдца с абстрактными изображениями плодов, ягод и цветов лотоса. Зачастую на таких изделиях проставлялась марка Юнчжен. Отличить их в таком случае достаточно сложно. Следует особо подчеркнуть, что на подлинных произведениях периода Юнчжен цвета отличаются глубиной и нежностью, в то время как на поздних подделках грешат яркостью, вычурностью и аляповатостью.

Может возникнуть вопрос: как отличить роспись доуцай от обычной полихромии?

Ответ прост - весь рисунок доуцай обведен тонкой, едва заметной линией подглазурного кобальта. Сам же рисунок выполняется надглазурными эмалями, среди которых красный, зеленый, желтый, синий цвета.

Указание более ранних марок – это вполне естественно для Китая и не считается подделкой.

5. Famille verte, в переводе с французского «зеленое семейство», - роспись с преобладанием зеленого цвета.

6. Famille rose, в переводе с французского «розовое семейство», - одна из разновидностей полихромных китайских росписей.

Еще есть черная – noire.

7. Монохромная роспись. Один из наиболее древних и традиционных китайских видов росписи достиг своего расцвета в XVIII веке. Однако предметы высшего уровня, выполненные в этой технике, можно найти и в более ранние периоды.

Особо ценятся монохромные желтые предметы, так как в Китае желтый цвет связывают со священным цветом императорской власти. Такие изделия предназначались только для императорского двора, за нарушение этого закона полагалось суровое наказание. На них всегда проставлялась императорская марка, которую наносили лучшие каллиграфы.

Кроме того, можно встретить предметы ярко-розового, красного, синего цветов.

Монохромная роспись или монохромный фон?

Во всех случаях собирателю следует обращать внимание на фактуру черепка - он должен быть твердым, плотным, ровным, а также на качество глазури - она должна быть идеальной, с глубоким, ровным, насыщенным цветом.

Бить предметы коллекции, чтобы посмотреть на черепок, дороговато. Иногда «везет» - посуда бьется и подделка выясняется/выясняется подлинность. Но не слишком ли большая цена?

Про качество глазури – надо представлять себе технику нанесения глазури, чтобы понимать, что потеки и непрокрасы – дело довольно обычное. Вопрос в масштабах этого бедствия и типе предмета, на котором они наблюдаются.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Известен. Но дело ограничивается отсутствием хорошей литературы для масс. На мое предложение издать книгу, в которую можно было бы включить интересные образцы из частных коллекций и дать некоторую информацию о предмете (включая переводы некоторых первоисточников) издательство пока мнется. Хотя, ИМХО, книга «пошла» бы.

Надеюсь, Вы сможете поделиться с нами некоторыми сведениями, если только они не засекречены. smile.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Надеюсь, Вы сможете поделиться с нами некоторыми сведениями, если только они не засекречены. smile.gif

1) для этого нужна движуха в теме, чтобы были конкретные вопросы

2) по фото трудно бывает что-то сказать, только в общих чертах

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"Павлинья комната" Уистлера (она же "Сюита в золоте и голубом") выставляется в галерее Фрир (Freer Gallery of Art).

Первоначально комната предполагалась для экспонирования коллекции китайского фарфора с росписью кобальтом, принадлежавшей судовладельцу Фредерику Лейланду. В 1904 году её приобрёл и перевёз из Лондона в Детройт Чарльз Ланг Фрир для своей коллекции керамики Египта, Ирана, Китая, Японии и Кореи. Нынешняя экспозиция основывается на фотографиях комнаты, сделанных в 1908 году.

user posted image

user posted image

user posted image

user posted image

user posted image

user posted image

user posted image

user posted image

user posted image

user posted image

user posted image

user posted image

Фотографии позаимствованы из блога любезной yamauba

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Очень хотелось бы побывать в запасниках Кусково - там прекрасная подборка аутентичного китайского фарфора первой половины XVIII в. Но договориться не удалось - чего они боятся? cray.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

user posted image

Это интерьер Голландского дома в Кусково.

.... некоторые вещи похожи на китайский фарфор. wink.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почему "похожи"? Там прекрасная коллекция настоящего китайского фарфора периодов Канси - Цяньлун - Шереметевы были богатыми людьми и могли позволить купить дорогие редкости. Фарфор на Руси был известен и до начала создания собрания в Кусково - вот например, опись конфискованного у проворовавшегося сибирского губернатора князя Матвея Гагарина (1721 г.):

В ящике простом китайском, в которых возят ценинную посуду, а в нем фарфоровой посуды: четыре блюда по белой земле травы красные, цена по полтине; блюдо разноцветное, по краям золото, цена дватцать шесть алтын четыре деньги; два блюда по белой земле травы розноцветные, цена по десяти алтын; семь тарелок по белой земле травы синие з золотом и по краям золото, по шти алтын по четыре деньги; семь чашек синих з золотом бес красок, цена по десяти алтын; два блюда осмигранные с сквозными решетачками по белой земле травы разные з золотом, цена по тринатцати алтын по две деньги; пятьдесят пять чашек с крышками кофейных по синей земле з золотными травками, цена по осми алтын по две деньги; дватцать две чашки чайные бес крышек по синей земле травы золотые, цена по четыре алтына; тритцать две чашки кофейные по белой земле травы розноцветные, цена по три алтына по две деньги; восемь чашек кофейных по белой земле травы синие, цена по два алтына по четыре деньги; двенатцать чашек кофейных по белой земле травки красные, цена по два алтына по четыре деньги; росольник на ношках по белой земле травки лапчетые, цена три алтына две деньги; два чайника по черной земле травы золоченые, цена по дватцати по шти алтын по четыре деньги; два чайника по синей земле травки золотные, цена по дватцати по шти алтын по четыре деньги; два уксусника, один бес крышки, по синей земле травы золотные, цена по тринатцати алтын по две деньги; два цветника по синей земле травы золоченые, цена по шеснатцати алтын по четыре деньги; два цветника такие ж поменьше, цена по десяти алтын; четыре цветника по белой земле травы розноцветные, цена по пяти алтын.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ch...rossii/text.htm

"Ценинные" (т.е. фарфоровые) сосуды упоминаются еще во время походов землепроходцев - ЕМНИП, Москвитин нашел на месте стойбища тунгусов "дно сосуда ценинного".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Большая коллекция китайского фарфора была в Царском Селе

Вот хороший материал, откуда пошла мода на китайские вещи

Н.С. Григорович Царскосельское шинуазри

Шинуазри (chinoiscric) — китайщина (от China — Китай н seres— китайцы). С 1720-х гг. в моду вошел китайский стиль не в оригинальном варианте, а в интерпретации европейских художников, получивший название «шинуазри». Стилизация китайского искусства проявилась во всех сферах художественной деятельности - в архитектуре, интерьере, мебели, фарфоре и. т. д.

В истории создания царскосельского ансамбля интерес к искусству Дальнего Востока прослеживался на всем ее протяжении — от XVIII до начала XX века, и зависел он от политических факторов, изменения художественных вкусов и стилистических направлений. Искусство Китая, на которое в Европе смотрели как на некую диковинку, притягивало к себе и секретом фарфора, и удивительной красотой китайского шелка и лаковых изделий. Среди колониальных товаров, привозимых в различные страны на судах Ост-Индской компании, большое место занимали художественные предметы. Во дворцах европейских монархов и знати стали создавать фарфоровые, или китайские, кабинеты, где выставлялись диковинные восточные изделия, которые становились не просто украшением, но и средством архитектурного решения интерьеров.

Россия была тесно связана с Китаем, поскольку имела с ним общую границу. Торговые караваны постоянно шли из Китая в города Российской империи. Посольства привозили подарки и купленные в Китае драгоценные и редкостные изделия, которые наполняли потом дворцы и усадьбы.

Китайские лаковые вещи и фарфоровые изделия были представлены уже в каменном доме Екатерины I. Эти предметы, хорошо знакомые Елизавете Петровне с детства, достались ей по праву наследования и, возможно, стали основой, на которой сформировалась прекрасная коллекция восточных изделий, находившаяся в Большом Царскосельском дворце. Первые интерьеры шинуазри», украшенные подлинными китайскими изделиями, появились во дворцах Петра I, что также не могло не повлиять на формирование художественного вкуса и интереса к Китаю юной Елизаветы.

В середине XVIII века мода на фарфор и лаки становится страстью, китайские изделия из этих материалов начинают коллекционировать, приравнивая к драгоценным предметам. Россия, единственная из стран в Европе имевшая общую границу с Китаем, продолжает тесные торговые контакты с Поднебесной: на протяжении всего XVIII столетия торговые караваны идут в империю сухопутным путем через Кяхтинскую торговую слободу и везут не только чай и сахар, но шелка, лаки, фарфор и другие предметы для украшения интерьеров.

Более широко изделия китайского и японского искусства (прежде всего — из фарфора и лаков) стали использоваться для оформления интерьеров позднее, в середине 1750-х годов, когда при Елизавете Петровне в Царском Селе развернулось большое дворцовое строительство.

Архитектор Ф.Б. Растрелли при отделке комнат применяет подлинные восточные предметы: затягивает стены китайскими шелками, расписными и вышитыми, развешивает лаковые панно. Вдоль стен расставляется черная лаковая мебель, на ней и даже на полу - фарфоровые вазы и блюда. Убранство интерьеров дополняли изделия из других материалов, нередко экзотических: мелкие предметы из рога носорога, кокосового ореха, бамбука, опахала из птичьих перьев.

Особой роскошью среди барочных интерьеров выделялся Китайский зал, созданный Растрелли в центре дворца, причем в архитектуре зала и в декорирующей его резьбе мотивы китайского искусства полностью отсутствовали. Восточный характер интеръеру придавали многочисленные изделия из китайского фарфора, эмалей и лаков, расставленные ярусами на резных консолях; всего насчитывалось 448 предметов.

Надо сказать, что фарфоровых изделий во дворце было так много, что при Елизавете Петровне прямо в залах устраивались аукционы для гостей и придворных. «Русский двор был в особо счастливом положении для потворства вкусу времени. Многочисленные караваны привозили ежегодно из Азии массы всяких драгоценностей, и при Елизавете товар этот распродавался во дворце, при чем на эти аукционы принято было съезжаться всей знати», - писал АЛ. Бенуа о дворе императрицы Елизаветы Петровны (Бенуа А. Царское Село в царствование импераицы Елизаветы Петровны. СПб., 1910. С. 110). Не верить историку, влюбленному в эпоху Елизаветы и Царское Село, нет оснований. Подтверждением интересного факта служат уникальные коллекции восточных предметов, существовавшие в царскосельском дворце уже в середине XVIII столетия.

Предметы из китайского и японского фарфора, изделия из камня и дерева, появившиеся в Царском Селе в Елизаветинскую эпоху, за долгие годы жизни дворца перемещались в его пространстве, дошли до наших дней и стали частью большой восточной коллекции музея. Интерес к китайской архитектуре и искусству, зародившийся в царскосельской резиденции при Елизавете Петровне, получил развитие во второй половине столетия при ее преемнице, Екатерине II, по воле которой в Царском появились Китайская деревня, Китайский театр, мосты, и павильоны в стиле «шинуазри».

Екатерина II в 1763 году приобрела у немецкого купца Погтенполя 256 предметов саксонского и дальневосточного фарфора. В 1768 году по ее указу в Царское Село из кладовых Смольного присылают «порцелиновую посуду»; среди 188 предметов были изделия китайских и японских мастерских. Много лаковых изделий попали в Царское Село в 1774 году от иркутского губернатора; в 1781 году поступили вещи, привезенные из Китая купцом И.Л. Голиковым.

В конце XVIII века интерес к искусству Дальнего Востока проявляется в творчестве архитекторов В.И. Неелова, А. Ринальди, Ч. Камерона, создавших многочисленные павильоны и малые парковые формы. Камерон, перестраивая интерьеры Большого Царскосельского дворца в духе классицизма, помимо небольших помещений, таких, как Китайская Голубая гостиная, создает в южной части дворца новый Китайский зал. Для его оформления архитектор использует 36 больших панно черного лака из старых запасов Царскосельской конторы, которые он размещает ярусами вдоль стен; окна и двери драпируются яркими занавесями из китайского шелка. Все это придавало интерьеру торжественный, даже таинственный вид. Зал украшал мраморный камин, на котором стояли таганы из золоченой бронзы в виде драконов. Кроме того, для этого помещения Камерон спроектировал изящный мебельный гарнитур, в резной декор которого ввел китайские мотивы.

Дж. Кваренги, работавший во дворце после Камерона, при изменении оформления в Большом зале и в одной из Антикамер впервые устроил золоченые горки с рядами китайских и японских блюд и ваз; они вмещали около 400 предметов.

В первой четверти XIX века, в эпоху ампира, интерес к искусству Дальнего Востока несколько ослабевает, однако в Царскосельском дворце комнаты елизаветинского времени, затянутые старинными китайскими шелками, продолжают существовать почти без изменения. После пожара в северной части дворца, когда сильно пострадал расписной шелк на стенах Китайской гостиной, Александр I распорядился заказать в Китае шелк по старому образцу, но изготовлен был новый шелк, по традиционной технологии. Каждое отдельное полотнище серебристого цвета было украшено не повторяющимся узором из деревьев и цветов. Вместе они составляли композицию, олицетворяющую времена года.

Со второй четверти XIX века, в эпоху историзма с его сложным смешением различных стилей, вновь возрастает интерес к искусству Дальнего Востока. В этот период восточные собрания Царского Села значительно пополняются: изделия поступают из Китая, из придворных кладовых и Зимнего дворца, а также из частных коллекций.

В 1850-1860-е годы в Царском Селе работает архитектор И.А. Монигетти. На месте бывшего Китайского зала Ф.Б. Растрелли он создает Парадную мраморную лестницу, где по стенам на лепных кронштейнах расставляет китайские и японские вазы, а в восьми круглых углублениях - блюда. Фарфоровые изделия становятся частью архитектурной отделки. В двух Антикамерах Монигетти заново оформляет резные золоченые этажерки (горки), удачно вписав их в архитектуру барокко. Расставленные рядами, фарфоровые вазы и чаши, чередуясь с развешенными блюдами, создавали чрезвычайно красивое зрелише. К сожалению, в 1853 году царскосельской коллекции восточного фарфора был нанесен урон: для новых интерьеров Гатчинского дворца туда было отправлено из Царского Села около 1600 произведений искусства, большую часть которых составлял китайский и японский фарфор.

В начале XX века предметы дальневосточного искусства украсили парадные залы и жилые помещения последней императорской семьи в Александровском дворце. Среди этих предметов были подарки правителей Китая и Японии, представляющие собой уникальные изделия. В личных покоях Николая II, созданных, как и другие интерьеры, архитектором РФ. Мельцером, была устроена Уборная (Бассейная) комната в мавританском стиле, где находилось большое число китайских и японских вещей.

В 1909-1910 годах началась перестройка Китайского театра в Александровском парке, сооруженного архитектором В. И. Нееловым в конце 1770-х годов. Заново созданные ложи и фойе украшаются старинными восточными шелками, фарфором, предметами мебели, лаковыми панно из старых дворцовых коллекций.

Царскосельские собрания восточного искусства сильно пострадали во время Великой Отечественной войны. Из Китайского зала были похищены все лаковые панно, со стен парадных помещений срезаны старинные китайские шелка. Огромный ущерб был нанесен изделиям из фарфора. Несколько похищенных больших ваз были найдены в 1944—1945 годах членами специальной комиссии на территории Прибалтики и Германии и возвращены в Царское Село.

Несмотря на многочисленные потери, дворцы-Музеи и сейчас обладают богатыми коллекциями восточного искусства. Самым значительным является собрание фарфоровых изделий, их около 400: это, главным образом, китайский и японский фарфор середины XVII - XVIII века. Особый раздел составляют фарфоровые предметы, исполненные в России и Европе в подражание дальневосточному искусству; многие из них были изготовлены по проектам архитек¬торов специально для царскосельских интерьеров.

Первые отреставрированные залы Екатерининского дворца были открыты в 1959 году. К настоящему времени воссозданы Китайская Голубая гостиная, Парадная лестница и Китайская гостиная Александра I, в оформление которых включены дальневосточные фарфоровые изделия и предметы шинуазри.

Источник:

Царское Село – любимец двух столетий. Каталог выставки./ Под ред. И.К. Ботт. СПб., 2004.

Императрица Елизавета Петровна и Царское Село. К 300-летию со дня рождения". Альманах "Сокровища России", вып. 91, 2010 г.

Ссылка

user posted image

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вряд ли надо считать от Екатерины I - ценинная посуда получалась из Китая в России и раньше. Надо посмотреть, что В.А. Александров писал об ассортименте караванов конца XVII в. Но то, что русские были хорошо знакомы с "ценинной" посудой, свидетельствует скаска Москвитина, простого казака, сумевшего опознать в черепках фарфоровое изделие!

Кстати, Айрат Маратович Губайдуллин как-то привлекал меня к атрибуции раскопанного на одном из булгарских городищ селадонового сосуда. Непонятно осталось, корёского или юаньского. Тем не менее, факт налицо - в слоях XIV в. на Волге - дальневосточная керамика высокого класса.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

кто-нибудь когда-нибудь видел фарфоровый треножник-курильницу с опорной частью не в виде трех стандартных ножек (как у эмалевой курильницы на фото), а в виде цилиндрической опоры, рассеченной небольшими выемками на 3 секторных ажурных опоры?

Страстно хочу найти такие аналоги (предмет такого типа на руках) и узнать, как он называется по-китайски!

user posted image

post-42-1361799608.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

кто-нибудь когда-нибудь видел фарфоровый треножник-курильницу с опорной частью не в виде трех стандартных ножек (как у эмалевой курильницы на фото), а в виде цилиндрической опоры, рассеченной небольшими выемками на 3 секторных ажурных опоры?

Нет не встречалось.

Вот несколько образцов китайского костяного фарфора

Технология изготовления китайского костяного фарфора многоступенчата.

В фарфоровую массу добавляется костяная мука, что позволяет сделать изделия более прочными и тонкостенными. В процессе изготовления– изделия из вышеуказанного состава поддаются формировке. Их можно выполнить тонкостенными, придать различные формы: блюдце с ажурным краем, чашки на тонких ножках с витыми ручками. Костяной фарфор совершенен. Среди профессионалов считается, что по качеству и красоте аналогов такого фарфора нет.

user posted image

"Роза"- кофейник

user posted image

"Роза"- чашка, блюдце и ложечка

user posted image

"Ирис"- кофейная чашечка с блюдцем и ложечкой

user posted image

"Ирис"- кофейник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот несколько образцов китайского костяного фарфора

Угу, читаем по-аглицки:

The first development of what would become known as bone china was made by Thomas Frye at his Bow porcelain factory near Bow in East London in 1748..

Совершенно не-китайская рецептура. Потому как каолин - это китайская порода глины.

Среди профессионалов считается, что по качеству и красоте аналогов такого фарфора нет.

Каких профессионалов? Которые путают китайский и английский фарфор?

Я, к сожалению, не могу показать все богатство настоящего китайского фарфора. Эти вещи не перекопировать и не выложить. Но ботао (т.н. "фарфор яичная скорлупа") ВСЕГДА делался без всякой "костяной муки". Недавно имел возможность осмотреть подарочный набор периода Канси - чашечки "12 месяцев" в технике ботао. Это действительно совершенный черепок - полупрозрачный на просвет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот так выглядят ножки у искомого предмета (полностью показать не имею права):

post-42-1361866286.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ломаю голову.

Форма, глазуровка предмета - перфектны. Видимо, утрата крышки (для таких сосудов характерна крышка). необычный цвет "под патинированную медь" - характерное наследие экспериментов периода Цяньлун 91735-1796), но на донце марка, которая читается двояко (первый иероглиф стилизован и позволяет предположить двойное чтение). Это сильно влияет на датировку.

Если я не ошибаюсь в чтении - это период 1831-1850 гг. Более поздние датировки с такой маркой теоретически возможны, но тут совершенство работы просто завораживает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фарфор в технике уцай - надглазурная роспись эмалевыми красками.

Данный образец - XV в., копаный.

post-42-1362330242.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Разные типы печей, применявшиеся в Цзиньдэчжэне с периода Сун до наших дней.

Образец первый - распространенная в эпоху Мин-Цин т.н. "драконова печь":

post-42-1366199058.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Другой тип печи - т.н. "яйцевидная печь":

post-42-1366199171.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Музейная реконструкция печи типа маньтоу - вид спереди:

post-42-1366199293.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И в разрезе - видна укладка капселей с готовым фарфором:

post-42-1366199350.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

КУПЛЕННАЯ НА БАРАХОЛКЕ ЗА $2 КИТАЙСКАЯ ВАЗА УШЛА С АУКЦИОНА ЗА $2,2 МЛН

Американские супруги получили баснословную прибыль благодаря случайной покупке на "блошином рынке" в Нью-Йорке.

Уникальная китайская чаша из белого фарфора возрастом около тысячи лет, купленная на барахолке за $2, ушла с молотка на аукционе "Сотбис" в Нью-Йорке за $2,2 млн.

Чаша диаметром 12,7 см была сделана ещё во времена династии Северная Сун, которая правила Китаем с середины X до начала XII века нашей эры.

В 2007 году семья из Нью-Йорка купила уникальный экспонат на барахолке за бесценок, передаёт ИТАР-ТАСС.

Не зная об истинной стоимости покупки, новые владельцы поставили ее у себя дома на каминной полке. Через некоторое время пара проконсультировалась с экспертами и решила выставить раритет на аукцион. Сотрудники "Сотбис" оценивали стоимость чаши в 200-300 тысяч долларов, тогда как дилер из Лондона Джузеппе Эскенази заплатил за нее 2,2 млн долларов.

Как отмечает РИА "Новости", искусствоведы знают всего лишь об одной подобной чаше с похожим орнаментом. Древний экспонат описан в каталоге "Величайшая мировая коллекция" и хранится в Британском музее Лондона.

post-42-1368100870.jpg

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас