Snow

Стойкие оловянные солдатики

21 сообщение в этой теме

user posted image

Фигурка, выполненная В.Н. Нуждиным по заказу коллекционеров Дании.

"Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков. Все сыновья одной матери - старой оловянной ложки, - и, значит, приходились они друг другу родными братьями. Это были славные, бравые ребята: ружье на плече, грудь колесом, мундир красный, отвороты синие, пуговицы блестят... Ну, словом, чудо что за солдатики! Все двадцать пять лежали рядком в картонной коробке. В ней было темно и тесно. Но оловянные солдатики - терпеливый народ, они лежали не шевелясь и ждали дня, когда коробку откроют.

И вот однажды коробка открылась.

- Оловянные солдатики! Оловянные солдатики! - закричал маленький мальчик и от радости захлопал в ладоши.

Ему подарили оловянных солдатиков в день его рождения."

Г.Х. Андерсен. "Стойкий оловянный солдатик"

user posted image

Человечество играет в солдатиков уже не одну тысячу лет. Древнейшие фигурки солдат (около 2000 года до н. э.) были найдены в Египте, в могиле сына фараона Эмсаха. Они изображали легковооруженного воина нумидийской пехоты и солдата-египтянина в тяжелых доспехах.

user posted image

Всадник, расписная глиняная фигурка, 8 в. до н.э. Кипр, геометрический период. Лувр

user posted image

Всадник, игрушка-каталка, (дерево) Египет, 4-6 вв. предположительно была расписной, Лувр

user posted image

Экспозиция музея Дренего Египта в Берлине.

user posted image

В национальном музее Англии хранятся фигурки римских легионеров датируемые третьим веком нашей эры.

user posted image

Игрушечная колесница из 2 лошадей (дерево, бронза), Древний Рим, 1-2 вв. Британский музей

В средние века солдатиков изготавливали из серебра и даже золота — для обучения царских детей искусству баталий. Дети учились, а взрослые коллекционировали.

Собственно, коллекционирование таких фигурок начинается с XIV века. Большинство европейских монархов отдали дань этому увлечению.

Ещё в 1516 году мастер Ганс Бургмайер изготовил для императора Максимилиана I фигурки пеших рыцарей, участвовавших в турнире.

Известна коллекция из 300 солдатиков, подаренная Марией Медичи своему сыну, будущему Людовику XIII.

user posted image

Мари Буланже. Маленький Людовик 13 играет с отцом и братом в сражение при Иври. Париж. Лувр.

Но самое крупное игрушечное войско было, несомненно, у Людовика XIV, чья армия, изготовленная из картона, состояла из 20 эскадронов и 10 батальонов. В 1650 году скульптор Шассель и золотых дел мастер Мален сделали для него новую армию — из серебра (в 1688-м они были переплавлены).

user posted image

Британская королевская конная артиллерия, Музей армии, Париж

Замечательное собрание солдатиков, состоявшее из серебряных фигурок, было у принца Оранского.

user posted image

Полк шотландских горцев. Музей Армии, Париж

С этой коллекцией связана особая история. Тогда небольшое, молодое государство Нидерланды сражалось за свою независимость против армии Испанской Короны. В тот момент Испания была самым богатым и самым сильным государством Европы. В том, что многотысячная профессиональная испанская армия попросту раздавит ополчение маленькой страны, практически никто не сомневался. Это был лишь вопрос времени. Вот этим временем и воспользовались двое: Мориц Оранский и его брат Вильгельм Оранский. Они встали во главе Нидерландской армии. Но армию еще только требовалось создать. Какой она должна быть? Братья взяли фигурки солдатиков и с их помощью начали моделировать на столе действия отдельных боевых частей. Эти действия превратились в Устав. Устав обучил армию. Родился Нидерландский боевой порядок. Армия Нидерландов раз за разом громила испанцев, пока Нидерланды не были признаны независимым государством. Для окружающих это было чудо. Европа была в шоке. Миниатюрные фигурки принесли независимость целой стране. Идея была замечена и военная игра стала обязательным предметом при обучении наследников Европейских престолов.

А для сына императора Наполеона сделали солдатиков из золота. Этот набор из 117 фигурок сохранился до сих пор; он считается самой дорогой игрушкой в мире, и недавно был оценен на аукционе в сотни миллионов испанских песет.

user posted image

Йоган Лейболд. Наполеон с сыном играют в солдатиков, расставленных на карте в кабинете императора во дворце Тюильри.

Коллекция состояла первоначально из 120 фигур, имитирующих корсиканских добровольцев, прославившихся в 1800 году в битве при Маренго. Королева Гортензия хранила их до 1821 года. Затем они были перекрашены в соответствии с расцветкой формы солдат австрийской армии, и собрание попало в Вену, откуда в 1832-м было возвращено во Францию.

user posted image

Игрушечный солдатик Короля Римского. Музей Армии. Париж.

user posted image

Маленькая пушечка-игрушка Короля Римского. (серебро, металл). Мальмезон.

user posted image

Игрушка-мамелюк, принадлежавшая сыну Наполеона. Музей Армии. Париж.

user posted image

Игрушечная пушка сына Наполеона (сталь, дерево, слоновая кость). Музей Фонтенбло.

Детство практически всех российских императоров прошло “под знаком” военной игрушки.

Российский император Пётр I , конечно, был неравнодушен к этому увлечению: в его распоряжении находилась большая коллекция миниатюрной артиллерии с оловянными артиллеристами. Хорошо известна коллекция солдатиков российского императора Петра III. В ней были не только простые фигурки из дерева, воска, свинца, но даже из ваты, закреплённой сахарной пудрой. Именно на них и покусилась государственная преступница - дворцовая крыса, которой за это была устроена показательная казнь. Кроме этого в его коллекцию входили механические фигурки саксонской работы. Современники писали, что император имел специальный кабинет, на полках которого стояло множество солдатиков. А на столе — игрушечная фортеция, где он разыгрывал сражения и вахт-парады.

У Павла Первого солдатики были привозные, т.е. импортные. А вот стреляющие пушки и модели военных кораблей для него делали русские мастера. К сожалению, история почти не сохранила для нас их имен, кроме, пожалуй, К.В.Данилова - автора знаменитой игрушечной Павловской батареи. Он изготовил действующую пушку в 1/18 или 1/24 натуральной величины.

user posted image

Модели пушек на полевом лафете из коллекции великого князя Павла Петровича (Павловская батарея)

Такая пушка была точной копией настоящей и могла стрелять как маленькими ядрами (для этого использовались картечные пули), так и производить холостые выстрелы, т.е. стрелять обычным порохом. Естественно, что эти забавы проходили под зорким оком не только воспитателей, но и специально назначенного денщика из артиллерийской команды.

user posted image

Модель пятипудовой мортиры на станке из коллекции вел.князя Павла Петровича (Павловская батарея)

user posted image

Игрушечная Павловская батарея К.В.Данилова

В пасмурные и дождливые дни, каких немало в Санкт-Петербурге в любой год, великий князь играл во дворце. Он выстраивал на столе или на полу ровные шеренги солдатиков и горько плакал, когда вся шеренга заваливалась на бок и падала, как в эффекте домино, когда один упавший солдат увлекает за собой падение всех остальных.

Большими поклонниками солдатиков были великие князья Николай Павлович (будущий император Николай I) и его брат Михаил.

“У малых Романовых были и свои радости. Главная и любимая игра в солдатики. Их было очень много: оловянные, фарфоровые, деревянные... Были пушки. Строились крепости... Как только Николай Павлович вставал по утрам, он почти тотчас же принимался с Михаилом Павловичем за военные игры. У них было большое количество оловянных солдатиков; зимой они расставляли их по столам в комнатах, а летом играли этими солдатиками в саду строили редуты, крепости и атаковали их. Кроме солдатиков, оловянных и фарфоровых, у них был целый арсенал других игрушек, напоминавших о военном быте: ружья, алебарды, гренадерские шапки, деревянные лошадки, барабаны, трубы, зарядные ящики и т.д." (Г. И. Чулков “Психологические портреты")

В 1854 году император Николай I заказал Вильгельму Хайнрихссену — сыну основателя известной нюрнбергской фирмы — изготовление фигур солдат российской императорской гвардии. Серия фигур высотой 60 мм. Включала изображения гвардейских кирасир, гусар, конногренадер, драгун, казаков, конной артиллерии и гвардейской пехоты. Для каждого конного полка делалось по 6 фигур: полковой командир, офицер, штандарт, трубач, унтер-офицер и рядовой. Исключением были гвардейские кирасиры — добавлялись ещё литаврщик и рядовой первой шеренги (с пикой вместо палаша). Гвардейская пехота состояла из конного пол-кового командира, офицера, двух музыкантов и рядового. Некоторые солдатики, например конная артиллерия и драгуны, в целях экономии повторялись и отличались лишь росписью. Весь заказ оценивался в 15 000 гульденов. Сам Николай I не успел увидеть своих солдатиков: фирме потребовалось на их изготовление три года, и в Россию они прибыли уже при Александре II. Дальнейшая судьба царской оловянной армии, к сожалению, не известна.

Последний российский император Николай II также имел коллекцию игрушечных солдатиков, часть из которых была выполнена на высочайшем уровне на ювелирной фабрике К.Фаберже.

Однако , солдатики из драгоценных металлов и камней все-таки являлись скорее предметами ювелирного искусства, чем настоящими игрушками.

Играть ими могли позволить себе лишь царские дети, да отпрыски аристократов. Массовой же и недорогой игрушкой солдатики становятся к концу XVIII века, когда их начинают отливать из олова.

user posted image

Предками оловянного солдатика были оловянные изображения святых, которые средневековые пилигримы нашивали на свои головные уборы. Их снимали со шляп, отдавали играть детям.

user posted image

В ходе раскопок реки Рейна было найдено большое количество плоских фигурок, датируемых 12 веком, которые использовались как амулеты.

Это подало германским ремесленникам идею выпуска для игры небольших оловянных фигур животных и крестьян. Вскоре потребность в таких игрушках увеличилась. Спрос породил предложение, и началось производство «человечков». Тормозило дело отсутствие закона, но в 1578 году Нюрнбергский совет гильдий закрепил право на выпуск оловянных фигур как детских игрушек.

18 век... Новое время требовало новых игрушек. Создавались регулярные армии. Идея создания "регулярной" армии оловянных солдатиков просто носилась в воздухе. Кроме того, была ещё одна причина объясняющая настоящий бум популярности новых игрушек для мальчиков.

Столетиями посуда и столовые приборы из олова служили большинству населения Европы. Но в конце XVIII века появилась дешевая фаянсовая посуда, более изящная и гигиеничная. Многие литейщики, лишившись массовых заказов, переключались на производство оловянной миниатюры: в начале XIX века уже не только в Нюрнберге и Аугсбурге, но и в Берлине, Потсдаме, Лейпциге, Фрайбурге, Майсене, Дрездене и других германских городах стали возникать "фабрики оловянных фигур". "Золотым веком" исторической оловянной миниатюры стала вторая половина XIX столетия.

Изготовлением металлических фигурок занимаются ремесленники в Италии, Швейцарии, Португалии, в других европейских странах. Но подлинного расцвета искусство военной миниатюры достигло в немецких княжествах, где была одна из лучших европейских армий того времени, развиты литейное и граверное ремесла, да и свинец с оловом добывались в большом количестве. Оловянных солдатиков обычно отливали не из чистого олова. Чаще это был сплав. Кстати, с тех пор технология мало изменилась. Сначала делается эскиз, далее рисунок переносится на сланцевые пластины, в которых гравер вырезает форму, затем фигурку отливают. Для этого берется третник(или припой) 2/3 свинца и 1/3 олова. Иногда добавляют 5-10 % висмута, он сообщает металлу лучшую текучесть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

user posted image

Набор "Шведская пехота в атаке". Выполнен В.Н.Нуждиным по заказу шведского королевского общества коллекционеров.

Родоначальником оловянной военной миниатюры считают Иоганна Готфрида Хильперта, сына мастера оловянных дел из Кобурга. Собственное дело Хильперт начал в Нюрнберге, и к 70-м годам XVIII века наладил массовое производство плоских фигурок из олова. Вначале это были театральные герои, домашние животные, но вскоре ведущее место заняли миниатюрные копии немецких солдат. Это была дань народной памяти о замечательных победах армии Фридриха Великого. Затем появляются оловянные модели воинов других стран, особенно Франции и России. Солдатики Хильперта были невысокими — всего 2-3 дюйма (5,08 — 7,62 см) и плоскими (не толще 1 мм), но очень хорошего качества!

user posted image

Из Нюрнберга производство оловянной миниатюры распространилось на Берлин, Лейпциг и другие города, и к середине XIX века Германия уже экспортировала своих оловянных солдатиков в большинство стран Европы и Америки.

user posted image

В 1839 году в Нюрнберге начинает работать Эрнст Хайнрихссен — основатель одной из самых известных фирм, производящих солдатиков. Он произвел настоящую революцию в "отрасли". Хайнрихссен не только одним из первых поднял художественное исполнение фигурок на высокий профессиональный уровень, стал "одевать" солдатиков в форму до малейших деталей соответствующую форме их реальных прототипов. Ему принадлежит гениальная идея заключить договор-конвенцию с коллегами -конкурентами о единых размерах фигурок: пеший солдат — 32 мм; конный — 44 мм., не считая головных уборов. Этот вид фигурок с тех пор стал называться «нюрнбергский». Именно таким был знаменитый оловянный солдатик из сказки Г.Х.Андерсена.

user posted image

user posted imageuser posted image

Стандартизация пошла солдатикам на пользу. Они прочно вошли в разряд "вечных" игрушек, наряду с такими "монстрами" как мячик, волчок-юла и кукла.

Изготовители оловянной миниатюры постоянно совершенствовали свое мастерство, стремились к более реалистическому исполнению моделей. Так, наряду с плоскими, появляются полуобъемные фигурки. Эти солдатики были толще «нюрнбергских», хотя их ноги, как и ноги лошадей, оставались в одной плоскости. Иногда лошади делались на подставке с пружиной и могли двигаться, а кавалериста с согнутыми ногами можно было вынуть из седла. Полукруглые модели были популярны в свое время и явились переходным этапом к миниатюре объемной. Такие фигурки впервые появились во Франции в мастерской Люкота. В Париже в самом начале XIX века была создана фирма "CBJ", существующая по нынешний день и изготавливающая объемных солдатиков.

Первые коммерческие объемные модели создали французы в конце XVIII века, но мировой рынок и здесь захватили, конечно же, немцы с их расширенным производством и традициями изготовления военных миниатюр. Все страны Европы и Америку «завоевали» солдатики основанной в 1870 г. компании Густава Хэйде. Эти объемные фигурки были с меняющимися головами, со съемной амуницией, принимали разнообразные позы. Изданный после 1-й мировой войны каталог Хэйде предлагал любителям около 1000 различных наборов солдатиков. Один из этих наборов, например, состоял из 40 пеших воинов 4 разных подразделений. Замена головы, покраска униформы в соответствующие цвета — и в руках пехотинец практически любой армии!

Производство этих замечательных солдатиков существовало вплоть до 1945 года, когда фабрика игрушечных солдат Густава Хэйде погибла в пламени взаправдашней 2-й мировой воины вместе с городом Дрезденом при массированной бомбардировке авиацией союзных войск! Были уничтожены формы, архивы, оловянные солдатики остались только в коллекциях. Опытные коллекционеры с грустью вспоминают те времена, когда объемную миниатюру Хэйде запросто можно было купить в магазине.

В 40-е годы20 века на родине объемных фигурок Франции утверждается международный стандарт военно-исторической миниатюры. Это высота фигурки 50-60 мм., то есть в масштабе 1:32 или 1:30. Этот размер в сочетании с объёмностью формы позволяет достаточно полно воспроизводить мелкие детали обмундирования и вооружения и, даже, передать портретные черты исторических личностей.

Кто только не играл в детстве в солдатиков! Имели свои коллекциии Суворов и Наполеон, Кутузов и Франс, Гете, Конан Дойль, Стивенсон, Честертон, Грамм, коллекция Ганса Христиана Андерсена, который увековечил оловянного солдатика в литературе, насчитывала 30000 экземпляров. Конан Дойля именно оловянные солдаты сподвигли на создание "Бригадира Жерара" и "Белого отряда". Более 1500 солдатиков было у Черчилля. А фантаст Г. Уэллс даже написал книги «Игра на полу» и «Маленькие войны», где разработал правила игры в солдатиков.

Начиная с XVIII веке в России оловянные солдатики жили в каждой дворянской семье, где подрастал наследник. И игра в солдатики была так же естественна, как и умение ездить на лошади.

"Лиле достался бумажный фартук с карманчиками. Она надела его. Щеки ее разгорелись, как яблоки, губы были измазаны шоколадом. Она все время смеялась, посматривая на огромную куклу, сидящую под елкой на корзинке с кукольным приданым.

Там же под елкой лежали бумажные пакеты с подарками для мальчиков и девочек, завернутые в разноцветные платки. Виктор получил полк солдат с пушками и палатками. Никита - кожаное настоящее седло, уздечку и хлыст."

А. Толстой "Детство Никиты"

Андрей Белый, Александр Бенуа, Дмитрий Лихачев, Б. Пиотровский... Это далеко не полный список русских поклонников оловянных солдатиков.

Вот что пишет в "Книге об отце" Лидия Иванова: "Как-то при разговоре со мной Белый открыл, что мне нравится играть в солдатики. Это привело его в восторг. Он объявил, что это его любимая игра. На Башне была одна полупустая комната, где висели кольца для моей гимнастики, где я играла на скрипке и где стоял очень длинный раздвижной стол. Этот стол сделался нашим царством. Мы завели целые армии разнообразных солдатиков, разных наций и родов войск - пехоты, артиллерии, кавалерии. Из чего попало было создано что-то вроде крепостей: моя с одной стороны стола, его - с другой; происходили бои, при которых мы стреляли по вражескому войску горохом из минискюльных пушек. Это увлечение у Белого длилось довольно долго. Он не раз привозил новых солдатиков, приезжая в Петербург".

user posted image

Александр Бенуа отдавал предпочтение объемным солдатикам:" Из оловянных солдатиков особую страсть я питал к тем сортам, которые стоили дороже и являлись как бы аристократией среди прочего населения моих коробок. Это были "кругленькие", выпуклые солдатики... они продавались в коробках, в которых обыкновенно помещались еще всякие другие вещи: холщовые палатки, которые можно было расставлять, пушки на колосах и т.п."

Кстати, правила игр в солдатиков разрабатывал не только Г. Уэлсс. Вот рассказ обладателя одной из самых интересных коллекций оловянных солдатиков кандидата исторических наук, научного сотрудника Государственного Эрмитажа Георгия Владимировича Вилинбахова, давно занимающегося военно-исторической миниатюрой:"«И не только занимаюсь, но и до сих пор играю. Мне эту страсть передал отец, который всю жизнь собирал и играл в оловянных солдатиков. Мы расставляли их на столе в строгом боевом порядке. Начиналось сражение, которое шло по разработанным нами правилам. Азарт эти игры рождали такой, что забыть можно было обо всём на свете. Я и сейчас готов развернуть оловянное сражение на целый день… Безусловно, солдатик это игрушка. Можно даже сказать - совершенная игрушка! Мальчишкам солдатики дают безграничный простор для воображения и одновременно – возможность «разыгрывать» реальную жизнь, сражения, великую историю. А для взрослых солдатики представляют эпоху, жизнь общества, уровень его развития, быт, культуру, привычки. Оловянную миниатюру изготавливали во многих странах, но именно процесс широкого и культурного коллекционирования начинается с немецкой фирмы «Гейнрихсен», которая была основана в 1839 году в городе Нюрнберге. Этих солдатиков так и называют «нюренбергские». Фирма «Гейнрихсен» выставила своих солдатиков на Всемирной выставке 1882 года и получила за них золотую медаль. С этого момента и начинаются все великие коллекции. Наборы солдатиков были разные: пехотный полк состоял из 20 пехотинцев – в одной лубяной коробочке, в другой – кавалерийский полк из 10 всадников, барабанщика, знаменщика и офицера. Были и большие наборы, то есть, вся группа войск для игры. Например, игра в «Отступление Наполеона из России». Солдатики были уже раскрашены, но можно было купить и некрашеных, тогда хозяин мог, раскрашивая эти фигурки, точно воспроизвести обмундирование тех или иных родов войск. В сюжеты игрушек активно входили и самые последние события. В 90-х годах XIX началась англо–бурская война в Южной Африке – и тут же появились оловянные соединения буров и англичан. Во времена русско–японской войны мальчишки играли в русскую и японскую армии…».

Коллекции солдатиков широко представлены в музеях многих стран мира. "Меккой" всех коллекционеров считается музей в Кульмбахе, чье собрание насчитывает сотни тысяч фигур, в Германии же находится музей солдатиков в Госляре. В экспозиции Египетского музея в Берлине представлено 38 диорам, реконструирующих с помощью фигурок жизнь и быт Древнего Египта. В Нюргнберге, что совершенно естественно, открыт музей оловянных солдатиков. В королевском музее Англии бравый солдатик занял целый раздел. Более 60000 солдатиков всех времен и народов хранятся в Музее Армии в Париже. В 2007 году открыт музей оловянных солдатиков в Валенсии, в его основе частная коллекции, он насчитывает около 70000 экспонатов.

У нас, в России, крупные коллекции оловянных солдатиков сосредоточены в петербургских музеях - Эрмитаже, Музее А.В. Суворова. В них представлены, ценнейшие фигурки второй половины XIX - начала XX века, работы ведущих европейских граверов, таких, как Людвиг Франк, Сикстус Майер, Алоис Охель, Иоханнес Фрауендорф. Также представлены оловянные миниатюры, исполненные отечественными мастерами - Л.А.Майдановичем, А.В. Мителевым, В.Н. Нуждиным, завоевавшим в 1997 году звание лучшего гравера на международном конкурсе в Германии.

Кстати, хранить солдатика - дело непростое. Ему угрожает... "оловянная чума".

При температуре ниже 13,2 °C происходит увеличение удельного объёма чистого олова на 25,6 %, и оно спонтанно переходит в другое фазовое — серое олово (α-Sn), в кристаллической решётке которого атомы располагаются менее плотно. Одна модификация переходит в другую тем быстрее, чем ниже температура окружающей среды. При −33 °C скорость превращений становится максимальной. Олово трескается и превращается в порошок. Причём соприкосновение серого олова и белого приводит к «заражению» последнего. Совокупность этих явлений называется «оловянной чумой».

user posted image

Оловянная чума» погубила многие ценнейшие коллекций оловянных солдатиков. Например, пострадала коллекция музея Суворова. Та её часть, которая находилась в запасниках. Зимой лопнули батареи отопления, и часть коллекции просто превратилась в труху.

Удивительно, но ни революция, ни гражданская война не смогли порватьниточку традиций изготовления оловяных миниатюр в России. Мастерство передавалось "из рук в руки". Вот что об этом рассказывает В.Н. Нуждин на форуме, посвященном истории оловянных солдатиков: "Первым в СССР кто начал гравировать фигурки по классической технологи, был Майдонович, офицер «белой» армии в гражданку служил у Капеля. Длительное время жил в Сергиевом Посаде. Его работы, хранятся в Суворовском музее, в военно-морском музее и в музеи игрушки Сергиева Посада. С ним достаточно хорошо знался В.Мезенев. Именно он и привил мне любовь к Нюренбергской миниатюре , это был 1975 год. Мезенев делал в гипсе из фирменных фигурок , что то новое. До этого времени я лепил объемные фигурки. Где то в 1976 году решил сделать плоские фигурки ."

А это - массовый, поточный вариант советских оловянных солдатиков.

user posted image

"Советский оловянный солдатик пережил всех своих коллег. Мне очень жаль, что у меня не осталось ни единого некрасивого и облупленного, стоящего по стойке `смирно` солдата. Они редко были раскрашенными. Они были дешевыми. У них почти не было лиц, и они были как настоящие. Их было почти не жаль. Они пропадали в песке десятками. У них отлетали головы - шея тонкая", - пишет Александр Шерман в книге "Солдатики удачи".

user posted image

И это было чистой правдой. Такие солдатики были у старшего брата и его друзей. Тяжеленькие, весомые, как они гремели, когда подали на стол, выгружаемые из карманов, зашедшего поиграть гостя. И уже этот грохот выделял их из ряда остальных игрушек. Они не были живописными,не обладали разнообразием и изысканностью форм, они были боевыми, как солдаты из фильмов про войну. В них можно было верить.

user posted image

"Потом появились тематические наборы. Их выпускала Донецкая фабрика. Её продукция отличалась особым качеством. Наряду с теми же ковбоями и индейцами появились пираты, викинги, легионеры, рыцари, египтяне. Таких игрушек тоже было не много, и оттого они были еще ценнее. В упаковке солдатиков стоимостью всего в 50 копеек находилось восемь фигурок, которые и по сей день можно считать настоящими произведениями искусства. Для массового производства это совершенно необычный случай - как правило, все "поточные" фигурки сделаны были "грубо", наспех. А вот донецкие - нет. Их лица даже обладали определенным выражением. В то время даже возникла байка: мистическим образом в комплекте индейцев оказалось не восемь, а только семь фигурок, а восьмой, раненный стрелой индеец, был, по слухам, изъят из комплекта за излишний натурализм. Говорят, игрушку продавали отдельно по 25 копеек - по цене половины комплекта. Очень редкий был индеец…"

user posted image

user posted image

user posted image

user posted imageuser posted image

user posted image

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

64613734_legioner.jpg
у меня был такой любимый солдатик только пласмасовый smile.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Оловянный или пластмассовый?

Есть еще такое понятие, как историческая оловянная миниатюра.

user posted image

РЫЦАРЬ В ТУРНИРНОМ ДОСПЕХЕ XVI века

user posted image

РЫЦАРЬ В ПАРАДНОМ ДОСПЕХЕ, XVI век

user posted image

ВИТЯЗЬ

user posted image

ВАСИЛИЙ III

user posted image

БОРИС ГОДУНОВ

user posted image

ИВАН ГРОЗНЫЙ

user posted image

ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ

user posted image

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

user posted image

ВЛАДИМИР МОНОМАХ

user posted image

КНЯЗЬ ИВАН III

user posted image

ПЕТР I ВЕЛИКИЙ

user posted image

ИМПЕРАТОР КАРЛ V

user posted image

КАРДИНАЛ РИШЕЛЬЕ

user posted image

ПОЛКОВОДЕЦ НА БОЕВОМ СЛОНЕ

user posted image

БАРАБАНЩИК НА ВЕРБЛЮДЕ

user posted image

КРЫЛАТЫЙ КАВАЛЕРИСТ

user posted image

КОРОЛЬ АНГЛИИ ГЕНРИХ VIII

user posted image

КОРОЛЬ АНГЛИИ РИЧАРД I

user posted image

КОРОЛЬ ИСПАНИИ ФИЛИПП II

user posted image

КОРОЛЬ ФРАНЦИИ ЛЮДОВИК XIV

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

user posted image

КОРОЛЬ ФРАНЦИИ ФРАНЦИСК I

user posted image

НАПОЛЕОН БОНАПАРТ

user posted image

БОРОДИНО

user posted image

ВИЗИРЬ

user posted imageuser posted image

user posted image

user posted image

ПОЛЬСКИЙ ГУСАР

user posted image

user posted image

user posted image

user posted image

user posted imageuser posted image

user posted image

user posted image

user posted image

СУЛТАН САЛАДИН

user posted image

СУЛЕЙМАН ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ

user posted image

ФРЭНСИС ДРЕЙК

user posted image

ЧИНГИЗХАН

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

photo90.jpg
у меня был вот этот с алебардой smile.gifтолько он был меньше всех по размеру и им я не игрался

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Американское дизайнерское агентство “Dorothy” выпустило серию пластиковых солдатиков под названием «Потери войны». Фигурки напоминают классические американские игрушки, однако изображают солдат не во время боевых действий, а после возвращения домой. Серия создана по мотивам большой статьи в издании “Colorado Springs Gazette”, журналисты которой проследили за судьбами солдат одного американского батальона, вернувшихся из Ирака, а также публикаций анализирующих статистику преступлений и самоубийств, совершаемых солдатами, побывавшими в военных конфликтах.

user posted image

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Американцы очень реально реально решили воплотить "соцреализм" в жизнь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

по классике Американского жанра, следующий выпуск будет солдатики на поле сражения, с оторванными конечностями и т.д. (в цвете) bang.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Суйко, узнаете наборчик? smile.gif

user posted image

А у меня в детстве был вот такой набор:

user posted image

И для игр на улице вот такой девайс с Большого Каретного:

user posted image

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Суйко, узнаете наборчик?

Узнаю. А у Вас что такой наборчик есть до сих пор?

А такой пистолетик у меня тоже был biggrin.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

user posted image

у меня тоже были эти солдатики . я всех растерял или они от меня сбежали .точно не помню smile.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

у меня тоже были эти солдатики . я всех растерял или они от меня сбежали .точно не помню smile.gif

Ушли на задание и не вернулись?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Музей оловянных солдатиков в Валенсии

15 мая 2007 г. в Валенсии открылся музей оловянных солдатиков «Ибер» (L’Iber: Museo de los soldaditos de plomo), обобщенно названный так в честь древних жителей Испании. Музей расположен в самом центре старого города на Calle Caballeros, 22 в живописном особняке, некогда принадлежавшем маркизу Малфериту и сохранившему внутри готический интерьер рубежа XIV-XV в. с внутренним двориком и фонтанчиком, как центром дома, фасад здания, однако, был перестроен в конце XIX в. в стиле итальянского Ранессанса.

Музей этот частный и был задуман в начале 1980-х гг. валенскийским финансистом Алваро Ногерой Хименесом (1939–2006), посвящавшим все свое свободное время коллекционированию солдатиков, первые из которых появились у него в возрасте двух лет. Ему удалось собрать самую крупную в мире частную коллекцию солдатиков ― более миллиона штук. После смерти коллекционера его семья при поддержке фамильного фонда “Libertas 7” взялась выполнить волю отца: началась интенсивная работа по подготовке музея и его экспозиции, которая была торжественно открыта 15 мая 2007 г. Само открытие было приурочено к важной для Испании дате ― трехсотлетию битвы при Алмансе в конце апреля 1707 г. На сегодняшний день открыта лишь часть музея, в которой выставлено более 67 000 фигурок. В ближайшем будущем (до 2011 г.) планируется открыть еще большие площади в соседних зданиях, где будут выставлены макеты и фигурки, представляющие эпоху Наполеона, Вторую мировую войну и колониальные войска Испании, Англии и Франции.

user posted image

user posted image

user posted image

user posted image

Сейчас музей занимает девять залов, каждый из которых носит наименование по центральному сюжету, представленному в экспозиции. Особое место во всем музее занимают испанские сюжеты, особенно валенсийские. Первый от входа зал именуется «Tirant» по названию первого испанского рыцарского романа, написанного валенсийским писателем Xоанотом Мартореллем (Joanot Martorell), «Tirant lo Blanch» и опубликованного в 1490 г. Центрального место в зале занимает большой макет рыцарского турнира в Англии, в котором участвовал Тирант и другие валенсийские рыцари.

Следующий зал «Алманса» представляет скрупулезную реконструкцию данного сражения размером 2,8×4,7 м. Битва при Алмансе в Кастилии 25 апреля 1707 г. являлась решающим сражением войны за испанское наследство между Филиппом V Бурбоном и «большим альянсом» во главе с герцогом Карлом Австрийским. Непосредственно в сражении 25 000-й армией Бурбона командовал герцог Бервик, а 22 000-й союзной ― граф Голвэй, то есть по иронии истории англичанин Джеймс Фриц-Джеймс руководил французской армией, а француз-гугенот Анри де Массю ― английской. Победил первый и французский королевский дом Бурбонов закрепился на испанском престоле. Сейчас в макете выставлено более 6000 фигурок, однако планируется выставить еще несколько тысяч, благо на «поле боя» остается еще место. Сами солдатики, небольшие, размером 25 мм, (что, впрочем, необходимо для создания полномасштабной диаграммы) представляют униформы и боевые порядки пехоты, конницы и артиллерии испанской и французской армии, с одной стороны, и английской, португальской, а также голландской и французской (гугеноты), с другой.

Третий зал именуется «Залов Виктории-Еyгении» ― в честь испанской королевы конца XIX – первой трети XX в. В этом зале представлены в основном парады испанской гвардии этого времени. Можно отметить, что тема испанской гвардии, начиная с XVI в. и заканчивая современностью, является одной из центральной во всей экспозиции ― она присутствует и в двух первых залах.

Центральной по положению в экспозиции является зал «Валенсийских коллекций». Здесь выставлены коллекции трех крупнейших производителей солдатиков из Валенсии. Работы Висенте Xулии (Vicente Juliá, род. 1931 г.) представлены более чем 150 типами солдатов испанской гражданской войны (1936–1939 гг.), в том числе русского летчика в высоких испанских сапогах и танкиста, одетого в комбинезон на голое тело. Данная серия базируется на достаточно подробной книге об униформах этого периода С. Мартина{1}. Творчество Висенте Малльола (Vicente Mallol, род. 1929) представляет коллекция своеобразных деревянных солдатиков. И, конечно же, экспозиция данного зала не могла обойти стороной деятельность всемирно известной фирмы Анхела Комеса (Ángel Comes, 1918–1986) «Алимер» (Alymer), бывшего самым крупнейшим испанским производителем солдатиков. В экспозиции выставлен весь каталог фирмы, начиная с 1972 г. Эти одиночные, не композиционные, фигурки показывают воинов, начиная с древности и заканчивая Второй мировой войной, в том числе и красноармейцев.

Испанская историческая тема продолжается и в следующем зале «Abrazo de Vergare». Данная композиция, составленная из фигурок, произведенных В. Xулия, наглядно показывает посетителям момент окончания испанской гражданской войны (1833–1840 гг.) ― сцена подписания 31 августа 1839 г. мирного договора генералами Р. Марото и Б. Эспартеро в присутствии построенных войск. Нужно отметить, что данный макет является единственной полной композицией этого события из существующих ныне. Интерьер зала удачно дополняют восемь макетов из испанской истории.

В «Sala civiles» экспонируются фигурки, фактически игрушки, произведенные французской фирмой Pixi, которые в стиле ретро демонстрируют различные эпизоды гражданской жизни XIX – первой половины XX в.

Один зал в музее посвящен доисторическим событиям. Тут можно увидеть и динозавров Юрского периода и мамонта и людей палеолитической эпохи. Античные и древневосточные сюжеты представленные, в основном, в кубических композициях, демонстрируются в двух залах: в одном ― идут маршем и сражаются египетские и ассирийские воины; тут же мы видим сцены из жизни Древнего Рима: проведение триумфа, скачки на ипподроме и, наконец, битву при Требии; в другом ― античные военные сюжеты также сменяются гражданскими: баня Поппеи, убийство Цезаря, оргия Тиберия на Капри; тут же находятся несколько композиций с древними иберскими воинами.

user posted image

user posted image

user posted image

user posted image

В целом, можно сказать, что «L' Iber» ― это музей именно солдатиков, солдатиков как произведения искусства, а не истории, рассказанной через солдатиков. Фигурки в музее разнообразны и разнотипны: от совсем маленьких, оловянных и пластмассовых, с которыми удобно составлять композиции, до достаточно больших, размером 60 мм (в основном, ― 54 мм); от абстрактных, как детская игрушка, до вполне реалистичных и исторически достоверных, подчас с портретным сходством с конкретными историческими персонами. Поскольку сейчас в экспозиции выставлена лишь малая толика того, что имеется в запасниках, то на данный момент некоторые части экспозиции не имеют стройного хронологического ряда, который, очевидно, появиться позднее. Хочется порекомендовать российским туристам, которые волею судеб окажутся в Валенсии и которым не с детства не равнодушны к солдатикам, посетить этот музей. Они не останутся разочарованными ― посещение музея явно не пройдет бесследно: оно позволит пополнить объем знаний, главным образом, по истории и культуре Испании, как древней, так и средневековой, и особенно периода нового и новейшего времени.

1. Martin S. Uniformes militares de la guerra civil española. Madrid, 1971. 192 p.

Нефёдкин А.К.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мои работы.

1. Фригийский воин V в. до н.э. - по рисунку М.В. Горелика:

6949148m.jpg

Изменено пользователем Gennadius

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Загружайте изображения прямо на форум, не юзайте сторонних файлохостингов, оттуда все равно все удалят.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Загружайте изображения прямо на форум, не юзайте сторонних файлохостингов, оттуда все равно все удалят.

Угу, понял... Не понял только - КАК...

Изменено пользователем Gennadius

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не понял только - КАК...

Нажмите "Полный редактор" под формой ответа, и тайны древних петроглифов откроются.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

2) Танкред Тарентский, 90 мм, - по моим собственным представлениям 20-летней давности о внешнем виде рыцарей-участников 1-го КП :)

3) Фельдфебель Грузинского гренадёрского полка Отдельного Кавказского корпуса, 1850 г.

post-310-0-74672600-1430564737_thumb.jpg

post-310-0-89439800-1430565165_thumb.jpg

Изменено пользователем Gennadius
1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас