Snow

Гладиаторы

9 сообщений в этой теме

user posted image

«Пальцы вниз» (Pollice Verso), Жан-Леон Жером, 1872

Ошибаются те, кто думают, что гладиаторские игры изобрели в Риме. На самом деле, первооткрывателями кровавого спорта стали этруски - древний, могущественный народ, несколько веков соперничавший с еще молодым Римом за первенство в Италии. Именно этруски заменили ритуальное убийство военнопленных (жертва богам) смертельным поединком на потеху победителей. В VI веке до н.э. кровавый этрусский обычай пришел и в соседний Рим, который в ту пору был еще не мировой державой, а лишь городом-государством, постепенно распространявшим свою власть на соседние италийские области. Интересно, что и позднее, в пору расцвета Римской республики, главной «гладиаторской» областью была Кампания (когда-то населенная этрусками) с центром в городе Капуя - именно здесь располагались наиболее известные гладиаторские школы.

При слове гладиатор почти каждый наверняка вспомнит Древний Рим и восстание рабов под предводительством знаменитого Спартака. Для большинства гладиатор - это раб, приговоренный к смерти на арене ради потехи кровожадного римского плебса. Но не многие знают, что гладиаторами часто становились знатные и богатые римляне. Например, брат римского полководца Марка Антония Луцилий в 80 году до н.э. был профессиональным гладиатором. В боях на арене участвовали знатный римлянин Фурий Лептин, бывший судебный оратор Квинт Кальпен, многие богатые вольноотпущенники, всадники и даже сенаторы. А в конце II века н.э. гладиатором стал римский император Комод! Между прочим, римский сенат дважды (!) принимал закон, запрещавший сенаторам и всадникам (римская знать) становиться гладиаторами, ограничивал вознаграждение за бой и делал все возможное, чтобы отвадить свободных римских граждан от этой профессии. Но это не помогало. Во II веке н.э. при императоре Септимии Севере в гладиаторы нанялся целый отряд преторианцев! Интересно, что в гладиаторских школах императорского Рима свободных граждан было больше, чем рабов. Да и большинство рабов было добровольцами.

Оказывается, в смертельно опасной профессии гладиатора были свои несомненные «плюсы». Для рабов это была одна из немногих возможностей получить свободу, для бедных римских граждан (и для разорившейся знати) - отличный способ заработать огромные деньги (за один бой гладиатор даже самого низкого разряда получал до 200 сестерциев - полугодовое жалование римского легионера). А богатые и знатные римские патриции выходили на арену ради славы и всеобщего обожания; знаменитые гладиаторы в древнем Риме чем-то напоминали современных футбольных звезд или поп-идолов. И если «официально» работа гладиатора приравнивалась к ремеслу проститутки или золотаря, то в «неофициальном» рейтинге престиж этого ремесла был гораздо выше. Вообще общепринятые представления о гладиаторах весьма далеки от действительности. Многие, вероятно, будут удивлены, когда узнают, что в императорском Риме САМЫМИ ПОПУЛЯРНЫМИ БЫЛИ ПОЕДИНКИ ЖЕНЩИН-ГЛАДИАТОРОВ!

В I веке н.э. бои женщин-гладиаторов стали пользоваться гораздо большим спросом, чем обычные ристалища с участием мужчин. При императорах Нероне и Клавдии женщины в нарядах амазонок стали особенно часто мелькать на аренах. Как и мужчины, это могли быть и рабыни, и свободные, в том числе и представительницы знатных семейств. Чаще всего они выступали на колесницах, осыпая друг друга стрелами и дротиками, но были и любительницы «полного контакта». Нерон устраивал даже совместные бои африканских гладиаторов обоего пола. Женщинам запретили выступать в качестве бойцов только в 200 году н.э.

user posted image

Часть Злитенской мозайки из Лептис Магны, Ливия

user posted image

Мозайка, изображающая поединок ретиария Календио о секутора Астьянакса. Национальный археологический музей, Мадрид

user posted image

Арена в Арле, Франция

КАК СТАНОВИЛИСЬ ГЛАДИАТОРАМИ

Для свободнорожденного гладиатора все начиналась с подписания контракта с ланистой. Как правило, в контракте оговаривался срок найма и заработная плата (для новичка всего 200 сестерциев). По завершении контракта гладиатор получал оговоренную премию и мог продлить договор на новый срок. В этом случае его жалование могло вырасти до 12 тыс. сестерциев. На эти деньги можно было купить дом и участок земли, а то и небольшое поместье! Обязательной формулировкой в контракте было согласие рекрута, что его можно «жечь, вязать, сечь и казнить мечом». После подписания контракта будущий гладиатор попадал в школу, где начиналось его обучение.

Наиболее известная из школ республиканского периода находилась в городе Капуя и принадлежала ланисте Лентуле Батиату. Именно в ней началось знаменитое восстание Спартака. Позже возникают школы в Пестуме, Риме, Равенне, Александрии, Пергаме. Кроме ланист «оседлых» появляются ланисты-бродяги, которые с небольшой группой гладиаторов кочевали из города в город, как делали это странствующие циркачи или актеры. Кроме этого, содержали отряды гладиаторов знатные люди и богачи. Для некоторых это было своего рода хобби. Цезарь даже в галльских походах возил с собой отряд любимых гладиаторов. В императорском Риме было несколько школ: Большая, Галльская, Дакийская и школа беллуариев.

Центром школы была тренировочная площадка, вокруг которой располагались большая кухня, тюрьма для «приговоренных к смерти на арене», склады снаряжения, больница и казарма. На первом этаже казармы располагались небольшие помещения, в которых по двое жили начинающие гладиаторы. На верхнем этаже находились апартаменты знаменитых гладиаторов, которые иногда по роскоши обстановки не уступали домам состоятельных римлян.

КАК ТРЕНИРОВАЛИ ГЛАДИАТОРОВ

Даже если начинающий гладиатор принадлежал к знатному сословию, поначалу ему приходилось несладко. Крохотная - около 4 кв.м. комнатка на двоих, никаких прав, постоянные побои и изнурительные тренировки. Но недовольных практически не было. Каждый понимал: если он не научится драться, расплатой станет мучительная и бесславная смерть на арене в первом же бою. Прежде всего гладиаторов учили обращаться с коротким мечом. Вначале отработка приемов с деревянным мечом на столбе либо подвижном деревянном чучеле. Наставники следили за тем, чтобы доводить каждого до пределов его физических возможностей. Часто тренировка продолжалась до тех пор, пока ученик не терял сознание. А если возникало подозрение, что он симулировал обморок, то его могли «привести в чувство» при помощи раскаленного железа.

Через несколько месяцев обучаемый получал в руки тренировочное оружие - оно было затуплено, но зато весило гораздо больше настоящего боевого. Против новичка ставился опытный гладиатор, который без всяких поблажек дрался с ним в полную силу. Считалось, что лучший способ обучения - на собственных ошибках. Иногда ученикам сообщали, что бой будет настоящим и их могут не только покалечить, но и убить. Это делалось для того, чтобы новичок не расслаблялся, а напряг все свои способности и силы. На самом же деле, ланисты берегли бойцов (каждый стоил больших денег) и старались не допускать смертельных исходов поединков в гладиаторских школах.

Начинающих обучение гладиаторов в школах называли «тритоны». По окончании обучения им присваивался ранг «грегария». Далее шли четвертый, третий, второй и первый классы. Кроме этого, гладиаторы объединялись в товарищества по своей «специализации». Наиболее известны в Риме были корпорации гладиаторов-фракийцев, мирмиллонов и ретиариев. Новый ранг давал дополнительные вознаграждения, права и свободы, а в корпорациях царил дух подлинного братства, и даже создавались «кассы взаимопомощи» из добровольных пожертвований.

Особенное внимание уделялось питанию будущего героя арены. Слишком жирный или, наоборот, слишком тощий и слабый боец не был нужен ни зрителям, ни ланисте. Гладиаторы питались в общей столовой специально подобранными продуктами в полном соответствии с тогдашней медициной и диетологией. В рационе будущего гладиатора главное место занимал ячмень - считалось, что он способствует наращиванию мускулатуры. Строго по нормам получали бойцы мясо, чеснок, рыбу, вино. Зато бобы полностью исключались - римляне полагали, что от них мышцы становятся вялыми и дряблыми. После тренировок пришедшие в себя ученики получали приготовленный из щелочной золы «коктейль» для улучшения обмена веществ в организме.

Вечером «тритоны» направлялись в свои каморки - покидать школу им запрещалось. «Грегарии» и гладиаторы четырех высших классов могли свободно выходить в город и даже заводить себе любовниц и подруг, жениться, иметь детей и приобретать недвижимость. По сути дела, они отличались от современных спортсменов-профессионалов только одним - исход каждого соревнования грозил им не поражением или дисквалификацией, а смертью либо тяжким увечьем.

ОРУЖИЕ ГЛАДИАТОРА

Когда по завершении «базового» курса обучения «тритон» начинал учиться обращению с одним из типов гладиаторского оружия, это вовсе не значило, что именно в таком виде он будет выходить на арену каждый раз. С течением времени гладиатор-ретиарий, вооруженный сетью и трезубцем, мог превратиться во фракийца - бойца в закрытом шлеме, со щитом и изогнутым мечом, а эсседарий, боец, сражающийся на колеснице, стать мирмиллоном - тяжеловооруженным гладиатором с большим щитом и длинным мечом-спатой. Некоторые виртуозы арены порой выступали и в нескольких амплуа.

На завершающих этапах подготовки ученики гладиаторских школ обучались не только фехтованию, владению копьем или трезубцем с сетью. Их учили элементам актерского мастерства, навыкам поведения на арене, они должны были знать, как правильно подать себя. Напомним, что их задачей было не просто убивать или умирать на арене, но делать это красиво.

ПРИГОВОРЕННЫЕ

В любой гладиаторской школе была тюрьма. Но предназначалась она вовсе не для гладиаторов. В ней содержались те, кого римские суды приговорили «к участию в играх». Такой приговор мог быть вынесен за убийство (особенно за отцеубийство), грабеж, разбой, поджог или осквернение храма, государственную измену, военный мятеж. Приговоренных в тюрьме содержали в цепях, а на арену выгоняли раскаленными прутьями. «Смертников» к гладиаторским играм почти не тренировали и не готовили - в противостоянии с закаленными и опытными бойцами арены им практически не оставляли шансов. Впереди их ждала смерть, отсроченная лишь до начала очередных игр.

Преступник мог быть приговорен «к мечу» - тогда он выходил на арену с оружием. Но были случаи, когда приговоренный одерживал победу; тогда его ждал новый бой, а потом еще и еще, пока осужденный не получал смертельный удар. Приговоренные «к арене» не получали оружия - их просто убивали на глазах зрителей самыми изощренными способами: распинали, сжигали заживо или устраивали «полет Икара» - бросали вниз на арену с огромной высоты. Изощренность казней не была прихотью судей или палачей, жестокости требовали сами зрители. И если приговоренный умирал «слишком быстро», трибуны бурно выражали свое негодование и немедленно требовали новой крови.

НА АРЕНЕ

Обучение гладиатора продолжалось от года до двух. Только после этого молодой «грегарий» - свободнорожденный или раб - получал право выходить на арену.

Накануне гладиаторы участвовали в большом обеде, подаренном организаторами игр. Публика могла присутствовать на этом обеде и оценить физическую форму бойцов. Здесь же крутились букмекеры, заключались пари и делались ставки.

Сами кровавые игры открывались парадом участников. Перед гладиаторами шествовали одетые в пурпур судьи, которые следили за соблюдением правил. Интересный факт. Сегодня, когда мы жмем друг другу руку, мы повторяем древний обычай римских гладиаторов - именно так они приветствовали своего врага и именно от них человечество переняло обычай рукопожатия. После этого начинался бой. Когда один из бойцов оказывался слабее, он поднимал руку, чтобы отдать себя на суд публики. Если толпа опускала большой палец, значит, она требовала смерти, если поднимала его - дарила жизнь. Спорить с толпой не решались даже императоры. Не исполнить волю плебса в цирке означало очень сильно рисковать - бунт мог начаться немедленно и с ним не могли бы совладать даже отборные преторианские когорты. Иногда зрители могли разделиться во мнениях, и тогда вспыхивало нечто похожее на драку современных футбольных фанатов, только исход ее был, как правило, гораздо более кровавым.

Интересно, что римская толпа не всегда была кровожадна - по подсчетам историков, в среднем на арене погибал каждый десятый гладиатор. А такие «живые боги арены» как Палумбий, Мириний или боец по прозвищу Триумфус выходили на арену сотни и сотни раз.

ШОУ-БИЗНЕС ПО-ДРЕВНЕРИМСКИ

С течением времени гладиаторские бои превратились в Риме в целую отрасль, сильно напоминающую современный игорный и шоу-бизнес. В республиканский период, когда проведение гладиаторских боев было частной инициативой, устроитель игр приобретал у ланисты гладиаторов такого качества и в таком количестве, в каком мог себе позволить. Однако в имперскую эпоху, когда расходы оплачивались государством, уже существовал строгий регламент проведения подобных мероприятий. Гладиаторские игры делились на пять разрядов, и казна вкладывала в них от 30 до 200 тыс. сестерциев - суммы, сравнимые с годовым оборотом хорошей латифундии или с финансированием небольшой военной кампании. Наем «грегария» стоил 1000 сестерциев, гладиатора 4 класса - 3000, а первого - до 15 тыс. сестерциев. В играх четырех высших разрядов половину участников должны были составлять высококлассные гладиаторы. Вокруг гладиаторских боев крутились огромные деньги, часто на победу того или иного гладиатора ставили целые состояния. Из знаменитых гладиаторов лепили «звезд арены», о них создавали и поддерживали целые легенды. Когда они выходили на арену, их приветствовали восторженными криками и размахивали флагами и табличками с их именами. У них брали «автографы» и дарили им подарки. Их приглашали на пиры к самым знатным патрициям и даже к самому императору. В них влюблялись и молоденькие девицы, и почтенные матроны, и даже целомудренные весталки. Раскопки в Помпеях показали, что существовала целая индустрия, выпускавшая «открытки» и мелкие предметы с портретами знаменитых гладиаторов. У каждого «бога арены» были толпы фанатов обоего пола и всех возрастов. В тех же Помпеях в 59 году до н.э. произошла грандиозная драка между местными фанатами и болельщиками из соседнего города Нусера.

В крупных школах и учеников, и опытных гладиаторов обслуживала целая армия специалистов. Преподаватели и тренера обучали их и следили за соблюдением режима, оружейники содержали в порядке учебное и боевое оружие, врачи и массажисты поддерживали бойцов в спортивной форме. И это не считая поваров, учетчиков, уборщиков и т.д. Кроме того, существовали специальные «разносчики слухов» (прообраз современных репортеров) - в преддверии игр они распускали по Риму слухи о том, в каком физическом состоянии находится тот или иной боец, какой тактики он будет придерживаться и т.д. Целью этих слухов, как правило, было понудить римлян делать выгодные ланистам ставки. Поскольку подобным «черным пиаром» обычно пользовались обе стороны, то можно себе представить каких нешуточных усилий стоило римлянину сделать разумную ставку. Те же «разносчики слухов» распускали сплетни о личной жизни и прошлом знаменитостей арены с целью вызвать презрение к противникам того бойца, на владельца которого они работали.

Весьма почетным считалось лечить гладиаторов. Многие опытные и знаменитые медики связывали свою карьеру с гладиаторскими школами. Будущий врач императора Марка Аврелия Гален Пергамский долго работал в большой гладиаторской школе Рима. Так же с гладиаторов начал свою деятельность современник Цицерона, врач Варрон. Очень много неплохих специалистов дала гладиаторским школам покоренная Греция. Интересно, что среди врачей гладиаторских школ и военных хирургов того времени большинство составляли именно греки. Вообще же в относительно спокойные периоды (когда не было крупных войн и смут) гладиаторские игры становились настоящим средоточием жизни Рима: индустрия игр кормила десятки тысяч людей и составляла главное и любимейшее развлечение для миллионов подданных империи и в столице, и в провинциях. Во время проведения игр Рим как будто сходил с ума - никто не обсуждал ничего иного, кроме исхода предстоящих поединков.

И несмотря на то, что уже в I веке н.э. в Риме стало широко распространяться христианство, новому учению понадобилось несколько веков, чтобы одолеть кровавую традицию.

Наиболее просвещенные люди Рима часто выступали против гладиаторских боев, осуждая их за жестокость и развращение нравов. Но ни Сенека, ни Цицерон, ни Ювенал никак не могли повлиять на своих соотечественников. И даже «философ на троне», знаменитый император Марк Аврелий, не сумел отучить римлян от их кровавых привычек. Лишь с принятием Константином Великим христианства начинается наступление на наследие «языческого мира» - гладиаторские игры. Интересно, что самому Константину не удалось полностью запретить их. Понадобилось еще почти сто лет после официальной христианизации Римской империи, прежде чем указом императора Гонория древний кровавый спорт, проживший почти тысячу лет, стал достоянием истории.

В 122 году до н.э. римские власти решили продавать места на трибунах. Однако Гай Гракх, защищая права бедных римлян на бесплатное зрелище, ночью до основания разрушил помосты. До самого запрещения игр в 404 году н.э. развлечение это было бесплатным для зрителей.

Андрей Медведев

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Н.П. Гуляева

Самниты – первые гладиаторы Рима

Похоронно-поминальные обычаи и обряды всегда занимали особое место в ритуалах. По сравнению с другими они более консервативны, так как отражают медленно изменявшиеся представления о смерти и взаимоотношени-ях живых и умерших. Кроме того, соблюдение установившихся ритуальных действий издавна считалось важным для судеб души в загробном мире, следовательно, было моральной обязанностью живых по отношению к умершему. Выполнение этой обязанности контролировалось общественным мнением, а также убеждением, что душа покойного может наказать, если что-то будет сделано не так. С ослаблением этих идей ритуал продолжал поддерживаться этическими нормами. Погребение и поминки рассматривались как особое событие, когда неуместно было проявлять чрезмерную бережливость и пренебрегать обычаями, даже теми, которые могли казаться ненужными и потерявшими смысл. Исправное исполнение похоронно-поминальной обрядности было знаком уважения к человеку, ушедшему из жизни.

Ещё с гомеровских времён известен обычай устраивать поминальные игры, когда на погребальные костры павших героев помимо различной утвари и жертвенных животных клали заколотых рабов и пленных. Достаточно яркую картину подобно события, в которой описано погребение Патрокла Ахиллом, даёт нам 23 песня «Илиады»:

Сверху костра положили мертвого, скорбные сердцем;

Множество тучных овец и великих волов криворогих,

Подле костра заколов, обрядили; и туком, от всех их

Собранным, тело Патрокла покрыл Ахиллес благодушный

С ног до главы; а кругом разбросал обнаженные туши;

Там же расставил он с медом и с светлым елеем кувшины,

Все их к одру прислонив; четырех он коней гордовыйных

С страшною силой поверг на костер, глубоко стеная.

Девять псов у царя, при столе его вскормленных, было;

Двух и из них заколол и на сруб обезглавенных бросил;

Бросил туда ж и двенадцать троянских юношей славных,

Медью убив их…

Громко Пелид возопил, именуя любезного друга:

«Радуйся, храбрый Патрокл, и в Аидовом радуйся доме!

Все для тебя совершаю я, что совершить обрекался:

Пленных двенадцать юношей, Трои сынов знаменитых,

Всех с тобою огонь истребит…»

(Hom. Il. XXIII, 165-182)

После свершения обряда сожжения тела усопшего наступало время почтить его память воинской доблестью. Для этого самые прославленные герои сходились в поединке, чтобы выявить достойного победителя:

Тут Ахиллес быстроногий…

Стал наконец перед сонмом и так говорил аргивянам:

«Ныне подвижников двух вызываем, отлично могучих,

В бранный облекшись доспех, ополчившись пронзительной медью,

Выйти один на один и измерить их мощь пред народом.

Кто у другого скорее пронзит благородное тело

И сквозь доспехи коснется и членов и крови багряной,

Тот победитель…»

(Hom. Il. XXIII, 800-807).

Не только герои «Илиады» убивали над костром умершего знатного воина пленных врагов, принося их в жертву богам подземного царства. Эней у Вергилия:

…Юных бойцов четверых…

В плен живыми берёт, чтобы в жертву манам принесть их,

Вражеской кровью залить костра погребального пламя.

(Verg. Aen. X, 519-520).

Со временем, эти жестокие жертвоприношения трансформировались в ритуальные бои вооруженных мечом (gladius) людей. Рабов и пленных стали заставлять биться друг с другом на могиле павшего воина. В частности к древним римлянам этот обычай перешёл от самнитов и этрусков, у которых самниты переняли его раньше римлян. Тит Ливий пишет, что именно кампанцы, обрядив «гладиаторов, дававших представления на пиршествах» в добытые на поле боя самнитские доспехи, «…при их спеси и ненависти к самнитам… прозвали их “самнитами”» (Liv. IX, 40, 17). Видимо не случайно наиболее ранние из дошедших до наших дней развалины амфитеатров, относящихся ко времени правления Суллы, построены в колониях воинов-ветеранов, рас-положенных главным образом в Кампании1.

Первые игры состоялись в 264 г. до н.э. в консульство Аппия Клавдия и Кв. Фульвия2. На похоронах Д. Юния Брута Перы, устроенных его сыновьями, на форуме состязались три пары гладиаторов. В следующий раз такие игры по-вторились на похоронах бывшего консулом и авгуром Марка Эмилия Лепида в

216 г. до н.э., когда тремя его сыновьями Луцием, Марком и Квинтом на форум были выведены уже 22 пары бойцов (Liv. XXIII, 30, 15). Сципион устроил гладиаторские бои в Новом Карфагене в память своих отца и дяди, «чтобы исполнить обет, данный богам… Гладиаторы были не такие, как их обычно набирают ланисты: не купленные на рынке рабы и не те свободные, что торгуют своей кровью. Вступали в поединок по доброй воле и платы здесь не полагалось» (Liv. XXVIII, 21, 1-3). В 200 г. до н.э. на похоронах М. Валерия Лавиния 25 пар гладиаторов сражались четыре дня (Liv. XXXI, 50, 40). В 183 г. до н.э. бьются уже 60 пар (Liv. XXXIX, 46, 2). Так продолжается по 105 г. до н.э.

В течение всей римской истории богатые и знатные люди устраивали гладиаторские игры в память умерших. Так поступали Кв. Цецилий Метелл Сципион, Фавст, сын Суллы3, Цезарь (Plut. Caes. V, 55) и Август (RGDA IV, 31; CIL. III. 780). В завещании оговаривалась определённая сумма с тем, чтобы

прямо у погребального костра были устроены гладиаторские поединки. Случалось, что такие поединки проводились из года в год в день смерти завещателя до тех пор, пока хватало завещанной суммы.

Со временем гладиаторские игры стали устраивать и по другим поводам; вошли они и в программу зрелищ во время некоторых праздников. Таким образом умерший не просто получал для загробной жизни слуг и спутников, но и мог насладиться зрелищем битвы, столь любезной ему при жизни. Постепенно, в отличие от других народов, в Риме обычай устраивать бои между пленными воинами на могиле павших победителей принял вид массовых кровавых развлечений для народа и знати. В них принимали участие не только рабы и пленные, но и свободные граждане, желавшие заработать, и даже представители высшей знати. Жестокие и кровавые бои гладиаторов вызывали отвращение у греков, но римляне принимали их с воодушевлением. Римляне вводят кровавые зрелища в свой обиход и непосредственно в быт. А вскоре такого вида зрелища начинают использоваться и для ведения политических игр, для покупки симпатий римской черни в борьбе за власть.

По мере расширения знакомства римлян с окружающим миром, они входили в соприкосновение с другими народами, которые становились соперниками римлян в борьбе за захват новых территорий, после чего на аренах амфитеатров появлялся новый тип гладиатора, демонстрировавший вооружение этих народов. Снаряжение гладиаторов было довольно разнообразным. Существовали две основные группы гладиаторов: тяжеловооружённые и легковооружённые. Последние практически были представлены только ретиариями. Они были вооружены трезубцем и сетью, откуда и получили своё название (rete – сеть). Ретиарий к тому же имел на плече высокий нарукавник особой формы,

чтобы им можно было слегка прикрыть голову. Тяжеловооружённые «фракийцы», «галлы», гопломахи, секуторы были защищены лучше. На головах у них

были шлемы. Руки были замотаны толстыми ременными обмотками, на правую руку надевался металлический рукав. На ногах были поножи или кожаные обмотки. Толстый кожаный пояс с металлическими полосами целиком закрывал живот и верхнюю часть бёдер. Наступательным оружием служили меч или длинный кинжал. Щит мог быть овальным, круглым или прямоугольным.

Гладиаторы древних времён эпохи республики назывались «самниты» и были одеты в самнитские доспехи такого вида, как их представляли себе рим-ляне. Позже, во время походов Суллы против Митридата, в плену оказалось много фракийцев, и устроителям игр пришла в голову мысль выпускать гладиаторов, снаряженных по-фракийски. Примером фракийского вооружения служит, например, изображение на эрмитажном светильнике (ГЭ, инв. № Б. 2324) с изображением единоборства самнита и фракийца4.

Завоевание Галлии вывело на арену галльское вооружение. Другое название гладиатора-галла – «мурмиллон», происходит от латинского murmillo (murma – «морская рыба,

пойманная в сети»). Изображение рыбы помещалось на шлемы гладиаторов-галлов. Игры «совершенствуются» всё больше и больше. Появляются гладиаторы, борющиеся со зверями – бестиарии; зачастую, зверя тоже изображал гладиатор, зашитый в звериную шкуру; и, наконец, конные гладиаторы. После похода Цезаря в Британию стали организовывать бои на колесницах. Позже разыгрываются настоящие сражения, имитирующие бои, и даже битвы боевых кораблей – навмахии, для чего амфитеатры наполняются водой.

Естественно, что это любимейшее развлечение римлян находит своё отражение в искусстве. Фресковая живопись, рельефы, мозаики, надгробия, посуда, светильники позволяют нам составить некоторое представление о различных видах гладиаторского вооружения. Пожалуй самыми распространёнными памятниками с изображениями гладиаторов кроме светильников были мозаики и фрески. Наиболее ранние погребальные фрески демонстрируют изображения гладиаторов, ещё до римских времён5. Впоследствии фрески с гладиаторами украшали уже не только стены погребальных камер6, но и жилища горожан7. Что касается мозаик, то они демонстрируют всё великолепие и размах,которые мог предложить своим гражданам императорский Рим. Ярким примером тому могут служить мозаики, найденные на месте нынешнего германского города Трира8 и мозаики Злитена9. В качестве своеобразного народного творчества можно упомянуть о многочисленных граффити оставленных поклонниками гладиаторских боёв на стенах домов и цирков10.

На примере эрмитажной коллекции антиков можно видеть, насколько раз-нообразно использовали римляне гладиаторский сюжет. Множество глиняных светильников имеют на щитке изображения гладиаторов пеших и конных. Изображения гладиаторов могли находиться на вазах, фресках, мозаиках, рельефах. Такого рода изображения имеются также на глиняных светильниках, составляющих часть собрания памятников Античного отдела. Кроме того, в эрмитажной коллекции бронз находится фигурка гладиатора, некогда служившая рукоятью для небольшого ножичка11. Подобные статуэтки хранятся во многих музеях стран Европы12. Среди хранящихся в Эрмитаже римских бронзовых стригилов есть один с изображением гладиатора (ГЭ, инв. № В. 268).

В собрании Античного отдела есть два мраморных надгробия. На одном из них изображён гладиатор-фракиец (ГЭ, инв. № А. 1188), на другом – гладиатор-мурмиллон (ГЭ, инв. № А. 458). Кроме изображения самого мурмиллона на плите выбита посвятительная надпись на греческом языке, прославляющая доблесть погибшего в бою гладиатора, не знавшего ранее поражений. Подобные надгробия находят в массе по всей территории Римской Империи13. Например, в музее города Кьети хранится саркофаг Севера Луция Стора украшенный рельефами с изображениями гладиаторских боёв14. Наряду с погребальными памятниками существовали декоративные мраморные рельефы, украшавшие общественные здания15.

Многие авторы в своих исследованиях упоминали гладиаторов. Однако, очень небольшое число исследователей пыталось установить точное время появления и вооружение тех или иных типов гладиаторов. М.Е. Сергеенко в своих многочисленных трудах посвящённых римскому быту, таких как «Помпеи», «Жизнь Древнего Рима», уделила достаточное внимание гладиаторскому вооружению16.

Существует специальное исследование, посвящённое ретиариям. Это статья Г. Волльманна «Изображения ретиариев на римских глиняных светильниках»17. Исследователь подробно анализирует имеющиеся в поле его зрения светильники с изображениями ретиариев, разбирая их вооружение и

метод ведения сражения. Практически все приведённые им изображения показывают секутора в паре с ретиарием. Но, сосредоточивая своё внимание на ретиарии, Г. Волльманн не уделяет особого внимания секутору.

Статья Поля Куиссена «Воины и гладиаторы самниты» посвящена двум светильникам из коллекции музея Борели в Марселе. Автор старается доказать, что изображённые на сосудах персонажи не являются гладиаторами, а представляют собой пленных самнитов. Ссылаясь на текст Тита Ливия посвящённый Второй Самнитской войне (Liv. IX, 40, 17), в котором автор даёт описание самнитского войска, исследователь делает остроумный вывод, что вооружение гладиаторов и воинов самнитов было идентичным18. Но, отдавая должное оригинальности такого вывода, мы должны отметить, что светильники относятся к I в. н.э., когда войны с самнитами уже два века как канули в прошлое. Вряд ли римляне стали бы изображать на сосудах события столь далёкие от современности.

Вероятнее всего предположить, что наоборот Тит Ливий, описывая вооружение воинов-самнитов, невольно придавал ему облик известного типа гладиатора.

И в самом деле, самнит – это первый тип гладиатора, появившийся на римской арене и оставшийся на ней навсегда. Он явился родоначальником различных типов гладиаторов, появившихся позднее. С течением времени возникли новые термины для обозначения гладиатора-самнита. Вооружение при этом варьировалось незначительно. Во времена империи самнита стали именовать гопломахом. Самнит-гопломах был вооружён коротким прямым мечом и щитом, напоминавшим разрезанный пополам цилиндр. На голове его был шлем с султаном и круглым козырьком, на ноге одна поножа. Гопломах обычно бился с фракийцем. Секутор или «преследователь», впервые появившийся при императоре Калигуле, был вооружён как гопломах, но шлем имел гладкий, без гребня и козырька. Это было сделано для того, чтобы гладиатор-ретиарий, обычно бившийся с секутором, не мог зацепить его за шлем. Последнее именование самнита – провокатор. О нем нет единого мнения. Известно, что вооружение провокатора было самнитским, в частности у него был шлем с двумя перьями, а на груди – кардиофюлакс. Появился провокатор во времена Цицерона.

Самниты были самыми упорными и бесстрашными противниками римлян в борьбе за захват Апеннинского полуострова. Снова и снова поднимались они на борьбу, когда все остальные противники Рима давно сложилиоружие. Однако в I в. до н.э., эпоху ранней империи и позднее римляне уже весьма смутно представляли себе, как должны были выглядеть их недавние противники в завоевательных войнах. Представление римлян о самнитах вылилось в так называемое «самнитское» вооружение гладиаторов определённого типа. В подавляющем большинстве случаев гладиаторы-самниты на изображениях являются победителями. Как бы римляне не ненавидели своих врагов, в их сознании, видимо, ярко запечатлелось неистовое упорство, проявленное самнитами в борьбе с Римом.

Что же касается реального вооружения самнитского воина, то согласно известному археологическому материалу, вазовой и настенной живописи, дошедших до нас, вероятнее всего, оно выглядело следующим образом. Самниты пользовались тремя видами шлемов. Так называемый «самнитский» тип – это аттический или халкидский шлем, к которым прикреплялись перья или султаны с перьями по бокам. Второй тип – конический шлем типа греческого пилоса. И третий – «фригийский» шлем. Он был выполнен в виде фригийской шапки, и в конце V – начале III вв. до н. э., в то время, когда интересы Рима приводят его к непосредственному соприкосновению с самнитами, украшен крючковатым гребнем, перьями или бронзовыми крыльями.

Поскольку самниты, жившие на побережье, перенимали греческое вооружение, очень трудно определить, какими щитами пользовались горные самниты. Самниты, изображавшиеся на кампанских и апулийских вазах, держат в руках круглые «аргивские» щиты (ГЭ, инв. №№ Б. 1718, Б.6506, Б.2492, Б.552, Б.3007, Б.1670, Б.1715). Те же щиты мы видим на пестумских фресках19. Поножи были на обеих ногах. Мечи короткие, слегка изогнутые, редко присутствуют в росписях. В большинстве случаев самниты изображались с тяжёлыми копьями или двумя дротиками. И, конечно, непременным атрибутом воина-самнита был широкий бронзовый пояс с двумя характерными пряжками20. Как мы видим, от реального вооружения у гладиаторов-самнитов остались лишь шлемы с гребнями и перьями, скорее свойственные самнитским офицерам, одна поножа и боевые пояса.

Примечания

1. Welch K.The Roman arena in late Republican Italy: a new interpretation // Journal of Roman Archaeology. Vol. 7. 1994. P. 59-80.

2. Schneider K.Gladiatores // RE. SuppBd. III. Stuttgart. 1918. Sp. 760.

3. Gladiatore // Enciclopedia dell' arte antica classica e orientale. Vol. III. Roma, 1960. P. 938.

4. Гуляева Н.П.Памятники с изображениями гладиаторов-самнитов из собрания

Эрмитажа // СГЭ. Вып. LIX. СПб., 2001. С. 45.

5. Weege F.Oskische Grabmalerei. Taf. 11, № 14.

6. Eschebach H.Pompeji. Leipzig, 1984. Abb. 72.

7. Eschebach H.Pompeji. Abb. 75.

8. Doppelfeld O.Der Rhein und die Römer. Köln, 1970. Taff. 48-50.

9. Ville G.Essai de datation de la mosaique des gladiateurs de Zliten // La mosaique Greco-Romaine. Paris, 1963. P. 147-154.

10. Laszlo C.Pompeji. Herculaneum. Budapest, 1979. P. 156; Eschebach H.Pompeji. S. 61.

11. Античная художественная бронза. Каталог выставки. Л., 1973. С. 89. № 214.

12. Древности Римской Паннонии (I-IV века). Выставка из музеев Венгерской На-родной Республики. М., 1972. С. 30.

13. Robert L.Les gladiateurs dans l’orient Grec. Paris, 1940.

14. Bianchi Bandinelli R.Rom. Das Zentrum der Macht. München, 1970. S. 60-61. Abb. 62, 64.

15. Щеглов А.Н.К вопросу о гладиаторских боях в Херсонесе Таврическом // Eirene. Vol. V. 1966; Минчев Ф.Гладиаторските борби в Одесос // Известия на Народния му-зей. Книга Х (ХХV). Варна, 1974.

16. Сергеенко М.Е.1) Помпеи. М.-Л., 1949; 2) Жизнь в Древнем Риме. СПб. 2000.

17. Wollmann H.Retiarier-Darstellungen auf römischen Tonlampen // Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Römische Abteilung. Bd. 32. 1917. S. 148-167.

18. Couissin P.Guerriers et gladiateurs samnites // RA. T. XXXII. 1930. P.259.

19. Trendall A.D.Paestan Pottery. Cambridge, 1936. Pl. XXXI©; Weege F.Oskische Grabmalerei // JDI. Bd. XXIV. 1910. S. 119, Fig. 8. S. 121, Fig. 10, 11, Taf. II, № 14.

20. Гуляева Н.П.Самнитские бронзовые украшения-застёжки из собрания Эрмита-жа // Античная торевтика. Л., 1986. C. 111-122.

Список использованной литературы

Античная художественная бронза. Каталог выставки. Л., 1973.

Гуляева Н.П.Памятники с изображениями гладиаторов-самнитов из собрания Эрми-тажа // СГЭ. Вып. LIX, СПб., 2001. С. 45-49.

Гуляева Н.П.Самнитские бронзовые украшения-застёжки из собрания Эрмитажа // Античная торевтика. Л., 1986. С. 111-122.

Древности Римской Паннонии (I-IV века). Выставка из Музеев Венгерской Народной Республики. М., 1972.

Минчев Ф.Гладиаторските борби в Одесос // Известия на Народния музей. Кни-га X (XXV). Варна, 1974. C. 85-94.

Сергиенко М.Е.Жизнь в Древнем Риме. СПб., 2000.

Сергиенко М.Е.Помпеи. М.-Л., 1949.

Щеглов А.Н.К вопросу о гладиаторских боях в Херсонесе Таврическом // Eirene. Vol. V. 1966. C. 99-105.

Bianchi Bandinelli R.Rom. Das Zentrum der Macht. München, 1970.

Couissin P.Guerriers et gladiateurs samnites // RA. T.XXXII. 1930. P. 235-279.

Doppelfeld O.Der Rhein und die Römer. Köln, 1970.

Eschebach H.Pompeji. Leipzig, 1984.

Gladiatore // Enciclopedia dell’arte antica classica e orientale. Vol.III. Roma. 1960.

Laslo G.Pompeji. Herculaneum. Budapest, 1979.

Robert L.Les gladiateurs dans l’orient Grec. Paris, 1940.

Salmon E.T.Samnium and the Samnites. Cambridge, 1967.

Schneider K.Gladiatores // RE. SuppBd. III. Stuttgart. 1918. Sp. 760-784.

Trendall A.D.Paestan Pottery. Cambridge, 1936.

Ville G.Essai de datationde la mosaique des gladiateurs de Zliten // La mosaique Greco-Romaine. Paris. 1963. P. 147-154.

Weege F.Oskische Grabmalerei // JDI. Bd. XXIV. 1910. S. 99-162.

Welch K.The Roman arena in late Republican Italy: a new interpretation // Journal of Roman Archaeology. Vol. 7. 1994. P 59-80.

Wollmann H.Retiarier-Darstellungen auf römischen Tonlampen // Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Römische Abteilung. Bd. 32. 1917. S. 148-167.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тяжеловооруженный гладиатор (Crupellarius)

Наиболее распространённые в Риме типы гладиаторов: ретиарии, мирмилионы, галлы, фракийцы - все они были слабо защищены. И всё же в Римской империи был тип тяжеловооружённых, даже можно сказать - сверхтяжёлых, гладиаторов. Это были крупелларии - Crupellarius (т.е. латники - слово кельсткого происхождения) - закованные с ног до головы в броню. Это довольно необычное явление, возможно оно было продиктовано стремлением ланист к экономии - ведь убить такого гладиатора сложно, а в ином случае покупка и обучение нового гладиатора взамен убитого должны были обходиться в копеечку (хотя и доспехи, должно быть, тоже имели неплохую цену). И что интересно, такой тип гладиаторов встречался исключительно в Галлии. Причём эти гладиаторы были задействованы не только в схватках на арене, но и в боевых действиях.

 

640px-Crupellarius_legioXXX_3.jpg


В правление Тиберия, в 21 г. н.э. в Галлии вспыхнуло восстание под предводительством Юлия Флора и Юлия Сакровира. Набирая войско для сражения с римлянами в области эдуев, Сакровир включили в него и крупеллариев.

"Всего у него набралось сорок тысяч, из которых одна пятая имела оружие римского образца, а у остальных были только рогатины, ножи и прочее вооружение, каким пользуются охотники. К ним были добавлены предназначенные для гладиаторских игр рабы, по обычаю племени облаченные в сплошные железные латы, так называемые круппелларии, малопригодные для нападения, но зато неуязвимые для наносимых врагом ударов ". (Tac., Hist., III, 34)

Войско Сакровира встретилось с армией римского командующего Силия под стенами Августодуна. Крупелларии были поставлены в центре - по бокам галлам удаллось поставить некое подобие правильных когорт, позади же стояли неорганизованные толпы. В основном войско галльких повстанцев не оказало серьёзного сопротивления, и лишь с крупеллариями римским легионерам пришлось изрядно помучиться:

"Разгром эдуев несколько задержали латники, так как их доспехи не поддавались ни копьям, ни мечам; впрочем, воины, схватившись за секиры и кирки, как если бы они рушили стену, стали поражать ими броню и тела; другие при помощи кольев и вил валили эти тяжелые глыбы, и они, словно мертвые, продолжали лежать на земле, не делая ни малейших усилий подняться". (Tac., Hist., III, 46)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ave, Caesar, (Imperator), morituri te salutant 

Славься, Цезарь, (император), идущие на смерть приветствуют тебя

Традиция подобного приветствия возникла при императоре Клавдии Нероне.Этими словами его приветствовали гладиаторы, отправляющиеся на битву.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мда, лекция из разряда "сделай сенсацию из ничего", а рассуждения ведущего о том, как старая гвардия "разрезала русские порядки на Березине" и "прокладывала путь штыком, маршируя в каре и держа палец на курке" - это надо звонить по известному номеру...

Такие "разоблачалки" очень раздражают - зачем делать сенсацию на ровном месте и доверять ведение передачи таким "списилистам" в штыковом бое?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Чжан Гэда сказал:

 

Такие "разоблачалки" очень раздражают - зачем делать сенсацию на ровном месте и доверять ведение передачи таким "списилистам" в штыковом бое?

не знаю всегда ли было так но сейчас в истории преобладают всякие фрики проповедующие маргинальные идеи и откравенные недоучки несущие всякую чушь которое режет слух даже мне. инастранные передачи тоже самое информативности 0 а познания любительские. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Естественно такие передачи и делаются для того, чтобы раздуть сенсацию. Но с другой стороны. В споре рождается истина. Там же не все настолько безнадежно и недостоверно?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ИМХО, не надо делать сенсацию. Просто рассказали бы о восстании, озвучили бы новые наблюдения и идеи.

А всякие рассказы о том, как старая гвардия Наполеона шла, держа палец на курке, в каре, работая штыком (дядя вообще в курсе, что говорит?), или рассказ о том, что в дивизии только 30% боевого состава, а остальное - обеспечение - это дело швах.

Опять же, заметно сложносочиненное отношение товарищей к источникам. То они верят в то, что ... (например, такой-то мылся в бане, когда на него напал Спартак), то не верят в то, что ... (например, что Спартак смог бежать к Везувию) и т.п. и т.д., не сильно аргументируя свои предпочтения в том или ином случае.

Не хватает именно добротности подачи. Определенная вульгаризация изложения - это большой минус. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас