Sign in to follow this  
Followers 0
Saygo

Степанянц М. Т. Философия буддизма: энциклопедия

1 post in this topic

Степанянц М. Т. Философия буддизма: энциклопедия


Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М.: Вост. лит., 2011. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9 (в пер.)

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 10

Буддизм и философия 19

Буддизм в глобальную эпоху 45

Абхава 57

Абхаса 58

Абхаягири 61

Абхидхарма 62

«Абхидхармакоша» 66

Абхидхармы тексты 69

Абхиння (абхиджня) 75

«Абхисамая-аланкара» 76

Авалокитешвара 77

Аварана 78

«Аватамсака-сутра» 79

Аваява 80

Авиджняпти 81

Авидья 81

Авьякрита (авьяката) 82

Агамы 84

Ади-будда 84

Адхарма (адхамма) 84

Акара 85

Акаша 86

Акушала (акусала) 86

Акшобхья 87

Аламбана 87

«Аламбана-парикша» 88

Алая-виджняна 90

Амидаизм 92

Амитабха 94

Амогхаваджра 95

Амогхасиддхи 96

Амоло ши 96

Амрита 96

Анавастха 96

Ананда 97

Анатмавада (анаттавада) 97

Андхака 103

Анитья (анитьята) 104

Аннэн 105

Антарабхава 106

Анумана 107

Ануттара-самъяк-самбодхи 111

Анушая 111

Ань Ши-гао 113

Апохавада 113

Аптавачана 116

Артха-крия-каритва 117

Архат 117

Арья 119

Арьядэва 120

Арья-пудгала 121

Асанга 122

Аскетизм и монашество 124

Асмимана 126

Асрава (асава) 127

Атиша 127

Атомизм 129

Ахань цзин 138

Ахара 138

Ахимса 139

Ашвагхоша 140

Ашока 142

«Аштасахасрика-праджняпарамита-сутра» 144

Аятана 146

Ба бу чжун дао 146

«Бай юй цзин» 147

Байлянь-цзяо 149

Банкэй Ётаку 151

Бахушрутия 152

«Бияньлу» 154

Библиотека Буддика 156

Биджа 156

Бодонг Панчен 159

Бодхи 159

Бодхи дерево 160

Бодхидхарма 161

Бодхиручи 162

Бодхисаттва 162Содержание

Бодхичитта 166

«Бодхичитта-шастра» 167

Божэ-сюэ 167

Бон 168

Будда 171

Будда Шакьямуни 172

Буддагхоса 176

Буддийские соборы 178

Буддология : 181

Буддхабхадра 182

Буддха-вачана 183

Бутон Ринчендуп 186

Бхававивека 188

Бхаванга 188

Бхавачакра 190

Бхагаван (бхагават) 191

Бхуми 191

Бянь-вэнь 192

Ваджра 193

Ваджрабодхи 193

Ваджрапани 194

Ваджрасаттва 194

«Ваджраччхедика-праджняпарамита-

сутра» 194

«Ваджрашекхара-сутра» 196

Ваджраяна 197

Вайрочана 201

Васана 201

Васту 202

Васубандху 203

Васумитра 207

Ватсипутрия 208

Ведана 210

Виджняна 210

Виджнянавада 217

Виджняпти 218

«Вималакирти-нирдеша-сутра» 219

«Вимшатика» 221

Випашьяна 225

Вирья 226

Витанда 227

Витарка — вичара 227

Вишая 228

Восьмеричный путь 228

Вьявахара 229

Вьяпти 229

Вэйши-цзун 232

Вэнь-да 233

Гампопа 234

«Гао сэн чжуань» 234

Гелук 235

Гендун Чойпел 236

Герменевтика в буддизме 237

Горампа Сонам Сенге 241

«Горин кудзимё химицу сяку» 242

Готра 243

«Гуан хун мин цзи» 244

«Гуань фо саньмэй хай цзин» 244

Гунабхадра 245

Гун-ань 245

«Гухьясамаджа-тантра» 248

Гэндзэ рияку 250

Гэнсин 251

Да цзан цзин» 252

Далай-лама 256

Далай-лама XIV 257

Дана 259

Дандарон Б.Д 260

Дао-ань 262

Дао-шэн 263

Дацан 263

«Дашабхумика-сутра-шастра» 266

Две истины 267

«Джатакамала» 272

Джатаки 273

Дзёдзицу-сю 274

Дзёдосин-сю 274

Дзёдо-сю 275

Дзи-сю 276

Дзиун Онко 277

Дзиэн 278

Дзогчен 278

Дзонкаку 282

Дзэн 283

Дзэн-буддизм 283

Дзэн-сю 284

«Дзюдзюсин-рон» 286

Дигнага 287

Дилунь-цзун 293

Диспут в тибетском буддизме 293

Диспут в Самъе 297

Диттхи (дришти) 298

Догэн 300

Дравья 301

Дриштанта 301

Дунь у 303

Духкха (дуккха) 303

Ду-шунь 306

«Дхаммапада» 306

Дхарани 306

Дхарма (дхамма) 308

Дхармагуптака 309

Дхармадхату 311

Дхармакирти 313

Дхармоттара 315

Дхармы 317

Дхату 320

Дхьяна 321

Дхьяни-будда 324

Жэнь ван цзин» 324

Игёдо 325

Игуань-дао 325

Иккю Содзюн 326

ИкэдаДайсаку 327

Индрии 329

Иппэн 330

И-син 331

Итигу-о тэрасу 332

Иччхантика 333

Ишварасена 334

Йогачара 334

«Йогачарабхуми-шастра» 343

Йоги-пратьякша 344

Кагью 344

Кадзи 346

Какубан 346

Какунё 347

Кала 348

Калачакра 349

Кальпа 350

Кальпана 352

Кама (тиб.) 354

Кама (санскр.) 354

Камалашила 355

Кан Сэн-хуй 355

Кангьюр 356

Као-дай 358

Карма 360

Карма-пхала-випака 369

Кармопачая 370

Каруна 370

Катьяянипутра 372

Кашьяпа 374

Кашьяпия 375

Кенпо Шенга 376

«Кёгёсинсё» 377

Киёдзава Манси 378

Клеша 379

Комментарий 380

Контрул Лодро Тайе 381

Кубо Какутаро 382

Кукай 382

Кумараджива 384

Куся-сю 385

Кушала 386

Кхьятивада 387

Кшана 387

Кшаникавада 389

Кьенце Ванпо 392

Кэгон-сю 392

Кэйдзан Дзёкин 393

«Кэнкай-рон» 394

Лама 395

Ламрим 395

«Ланкаватара-сутра» 395

«Ли цюй цзин» 398

Линга 399

Линь-цзи И-сюань 399

«Линь-цзи лу» 399

Линьцзи-цзун 400

Ли-ши 401

ЛоЦин 402

Логика буддийская 403

Лоджонг 411

Лока 412

Локоттаравада 414

Лонченпа 414

Лю сян 415

«Лю цзу тань цзин» 416

Люй-цзун 416

Лю-цзя ци-цзун 418

ЛянУ-ди 419

Мадхьямака 420

«Мадхьямака-шастра» 425

Майтрея 426

Майтреянатха 426

Майтри 427

Макигути Цунэсабуро 428

Мана 429

Манас 429

Манасикара 432

Мандала 433

Манджушри 433

«Манджушри-паринирвана-сутра» 433

Мано-виджняна 434

Мантра 435

Маппо 435

Мара 436

Марга 438

Матрика 439

Маудгальяяна и Шарипутра 440

Махабхуты 441

«Махавайрочана-сутра» 442

Махамудра 443

«Махапаринирвана-сутра» 445

«Махапраджняпарамита-сутра» 447

«Махапраджняпарамита-шастра» ... 448

Махасангхика 448

Махасиддха 452

Махаяна 452

«Махаяна-санграха-шастра» 454

«Махаяна-шраддхотпада-шастра» .... 456

Махишасака 457

Ма-цзуДао-и 459

Медитация 460

Медитация в буддизме 463

Миккё 469

«Милинда-паньха» 471

Мипам Ринпоче 471

Митхуна 472

Ми-цзун 473

Моу-цзы 475

Моха 475

«Мохэ чжи гуань» 475

Мудра 477

Мусо Сосэки 478

Нава-дхарма-парьяя 479

Нагарджуна 479

Накамура Хадзимэ 486

Наланда 487

Нама-рупа 489

«Насянь бицю цзин» 490

Нивано Никкё 491

Ниварана 492

Никая 493

Ниппондзан мёходзи 493

Нирвана 493

Нирвана без остатка 497

Нирвикальпака — савикальпака 497

Нирная 500

Нисида Китаро 500

НисидаМугаку 501

Нитирэн 502

Нитирэн-сю 504

Ньингма 506

Ньянатилока 507

«Ньяя-бинду» 509

Обаку-сю 510

Образования философия 511

«Одзёёсю» 516

Оуян Цзин-у 517

Падмасамбхава 518

Пакша 519

Пакша-абхаса 519

Панча-аваява-вакья 520

Панча-марга — даша-бхуми 523

Пань цзяо 525

Парамартха 527

Парамиты 528

Паратах праманья 529

Правритти — нивритти 530

Праджня 530

Праджня — упая 531Содержание

Праджняпарамита 532

Праджняпарамиты сутры 536

Праджняпти 540

Праманавада 541

«Прамана-самуччая» 545

Прапанча 546

Прапти 547

Прасанга 548

Прасангика-мадхьямака 548

Пратитья самутпада 549

Пратьякша 556

Психотехника 565

Пудгала 566

Пунья 567

Ребу синто 568

Ренин 569

Риме 570

Риндзай-сю 571

«Риссё анкоку-рон» 572

Риссё косэй кай 573

Риссю (рицу-сю) 574

Рупа 574

Рэйюкай 575

Рэннё 576

Саддха 577

«Саддхармапундарика-сутра» 578

Сайте 584

Сакаравада — ниракаравада 586

Сакья 588

Сакья-пандита 590

Самадхи 590

«Самдхинирмочана-сутра» 592

Самматия 594

Самшая 596

Сангха 597

Санджня 599

Санрон-сю 600

Сансара 601

Санскара 603

Санскрита-дхармы — асанскрита-дхармы 605

Сантана 607

Сань ди юань жун 608

Саньлунь-цзун 609

Саньцзе-цзун 611

Сарваджня 611

Сарвастивада 612

Сассатавада 617

Саткая-дришти 618

Сатья 620

«Сатьясиддхи-шастра» 622

Саутрантика 623

Свалакшана — саманья-лакшана .... 625

Свасамведана 628

Сватантрика-мадхьямака 628

«Сёбогэндзо» 629

Сётоку-тайси 629

Сиддхи 631

Сидо Бунан 631

Симбуцу сюго 632

Сингон-сю 634

Синнё-эн 635

Синран 636

Синь 637

Скандхи 638

Скрытые земли 641

Смрити 642

Смрити (сати) 644

Сока гаккай 645

Сокусин дзёбуцу 646

«Сокусин дзёбуцу ги» 647

Сомоку дзёбуцу 648

Сон 649

Сото-сю 650

Срединный путь 651

Субурган 654

«Суварнапрабхаса-сутра» 654

Судзуки Дайсэцу 657

Судзуки Сёсан 657

СуньЧо 659

«Сусиддхикара-сутра» 659

Сутры (супы) 660

Сыфэньлюй-цзун 662

«Сэнтяку хонган нэмбуцу сю» 662

Сэн-чжао 662

«Сю синь яо лунь» 664

Сюань-цзан 666

Тай-сюй 668

Такуан Сохо 670

ТанакаТигаку 671

Тантры 672

Таранатха 674

Тарики 675

Татхагата 675

Татхагата-гарбха 676

Татхата 677

Тенгьюр 678

Терма 679

Типитака (Трипитака) 680

Тода Дзёсэй 686

Трайрупья 687

Три века Дхармы 688

Тридцать два знака 689

Трикая 690

Трилока 693

Триратна 695

Трисвабхава 698

Тришна (таньха) 701

Трияна 703

Тхеравада (стхавиравада) 704

Тэндай-сю 709

Тяньтай-цзун 711

«У мэнь гуань» 715

Ушибацзяо 716

Упадана 720

Упая каушалья 721

Упекша 724

Утайшань 724

Уччхедавада 725

«Фа хуа сань бу цзин» 726

Фасин-цзун 727

Фасян-цзун 728

Фа-сянь 728

Фа-цзан 729

«Фо го цзи» 731

Фогуан-пай 732

Хакуин Экаку 732

Хетвабхаса 733

Хету 735

Хету — пратьяя 735

«Хетучакра-дамару» 740

Хинаяна 742

Хихан буккё 744

Хоа-хао 745

Хонгаку 747

Хонгаку хомон 747

Хонган 748

Хондзи-суйдзяку 749

Хонэн 749

Хоон 751

Хоссо-сю 752

«Хридая-сутра» 753

Хуаянь-цзун 753

Хуй-линь 755

Хуй-нэн 756

Хуй-юань 756

«Хун мин цзи» 758

Хун-жэнь 758

Цзи шэнь чэн фо 760

Цзинту-цзун 761

Цзи-цзан 764

Цзун-ми 766

Цзю ши 766

Цзюйшэ-цзун 767

Цонкапа 768

Чайтика 770

Чайтта 771

Чам 772

Чандракирти 773

Чань 774

Чань-сюэ 774

Чань-цзун 775

Чатвари арья сатьяни 780

«Чатух-пратисарана-сутра» 784

Чатушкоти 786

Четана 786

Четыре благородные истины 787

Чжи-и 787

Чжэнь жу 791

Чжэнь синь 792

Чжэнькун-цзяо 792

Чистая земля 793

Читта 794

Чханда 795

«Чэн вэй ши лунь» 796

Чэнши-цзун 796

Шаматха (саматха) 798

Шантаракшита 799

Шастры 801

«Шата-шастра» 801

Шентонг — рантонг 802

Шестьдесят два взгляда/воззрения ... 804

«Ши мохэянь лунь» 805

«Ши эр мэнь лунь» 806

Шила 807

Шубхакарасимха 809

Шуньявада 809

Шуньята 811

Шэлунь-цзун 812

Шэнь бу ме 813

«Шэнь ме лунь» 814

Эйсай 816

Эннин 816

Энтин 817

Юдзу-нэмбуцу-сю 818

Языка философия 819

«Яо-ши Лю-ли-гуан жулай бэнь юань гун дэ цзин» 828

Распространение буддизма 829

Регион преобладающего влияния тхеравады (хинаяны) 829

Буддизм в Шри-Ланке 829

Буддизм в Мьянме 832

Буддизм в Таиланде 839

Буддизм в Камбодже 851

Буддизм в Лаосе 863

Регион преобладающего влияния махаяны 872

Буддизм в Китае 872

Китайский буддизм в XX — начале XXI в 889

Буддизм в Корее 894

Буддизм во Вьетнаме 906

Буддизм в Японии 914

Буддизм в Нусантаре 925

Регион преобладающего влияния ваджраяны 933

Буддизм в Тибете 933

Буддизм в Монголии 945

Буддизм в России 949

Список сокращений 956

Указатель имен 959

Указатель произведений 978

Указатель терминов 1004

Список авторов 1041


  • Автор
  • Добавлен
    05.04.2015
  • Категория

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0

  • Similar Content

    • Хазанов А.М. Кочевники и внешний мир.
      By hoplit
      Просмотреть файл Хазанов А.М. Кочевники и внешний мир.
      Хазанов А.М. Кочевники и внешний мир. Издание третье, дополненное. Алматы. 2002. 604 с.
      Первое издание было в 1984-м. В 2008-м - вышло четвертое.
      Благодарности и уведомления………………………………. 5
      Предисловие ко второму изданию…………………………… 8
      Предисловие к третьему, казахстанскому изданию………….. 57
      Введение. Феномен номадизма: мифы и проблемы….. 66
      Глава I. Номадизм как особый вид производящей экономики……………………………………………… 83
      Что такое номадизм……………………………………...  83
      Основные формы скотоводства………………………… 86
      Видовой состав стада……………………………………. 97
      Численность стада……………………………………..… 101
      Характер использования экологических зон…………… 107
      Характер перекочевок…………………………………… 112
      Характер утилизации продуктов скотоводческого
      хозяйства и системы питания…………………………… 115
      Основные типы кочевого скотоводства………………… 116
      Проблемы баланса и неавтаркичность кочевого хозяйства…………………………………………………. 153
      Глава II. Происхождение кочевого скотоводства…………….. 174 
      Глава III. Социальные предпосылки взаимоотношений номадов с внешним миром……………………………………… 217
      Аборигенная модель (native model), научная модель и реальная действительность ……………………………………… 217
      Проблема собственности в кочевых обществах…………….  222
      Семья, хозяйство и община в кочевых обществах………….  227
      Родство и происхождение в кочевых обществах…………..  242
      Сегментарные системы в кочевых обществах………………  250
      Высшие уровни социально-политической организации в кочевых обществах .......................... ………………………………………. 256
      Имущественное неравенство и социальная дифференциация в кочевых обществах…………………………………………… 262
      Кочевые вождества…………………………………………. …………. 279
      Тема и вариации ................................ ............. ……...……………….......... 285
      Глава IV. Способы адаптации номадов к внешнему миру..................................................................... ………………............................. 323
      Седентаризация ............................................... ………………................ 324
      Торговля и торговое посредничество....... …………………………………. 328
      Подчинение и различные формы зависимости кочевников от оседлых обществ ........................... ………………….…..................... 341
      Подчинение и различные формы зависимости оседлых обществ от кочевников ......................... ………………………... ……… 354
      Глава V. Номады и государственность……...……………………………… 362
      Кочевая государственность и условия ее возникновения……………………………….................................... 362
      Основные типы и тенденции возникновения и эволюции кочевой государственности  ………………………………........... 366
      Евразийские степи, полупустыни и пустыни…………………………… 369
      Средний Восток .............................................. ……………………………….. 408
      Ближний Восток............................................. ……………………………….. 422
      Восточная Африка ......................................... ………………………………. 444
      Выводы…………………………………………………………………… 450
      Вместо заключения: внешний мир и кочевники……………… …. 461
      Послесловие, к третьему изданию.
      Кочевники в истории оседлого мира .................. ………………………………… 464
      Сокращения……………………………… ………………………………. 489
      Библиография........................................................................................................... 491
      Оглавление...........................................................................................................603
      Автор hoplit Добавлен 27.05.2020 Категория Великая Степь
    • Хазанов А.М. Кочевники и внешний мир.
      By hoplit
      Хазанов А.М. Кочевники и внешний мир. Издание третье, дополненное. Алматы. 2002. 604 с.
      Первое издание было в 1984-м. В 2008-м - вышло четвертое.
      Благодарности и уведомления………………………………. 5
      Предисловие ко второму изданию…………………………… 8
      Предисловие к третьему, казахстанскому изданию………….. 57
      Введение. Феномен номадизма: мифы и проблемы….. 66
      Глава I. Номадизм как особый вид производящей экономики……………………………………………… 83
      Что такое номадизм……………………………………...  83
      Основные формы скотоводства………………………… 86
      Видовой состав стада……………………………………. 97
      Численность стада……………………………………..… 101
      Характер использования экологических зон…………… 107
      Характер перекочевок…………………………………… 112
      Характер утилизации продуктов скотоводческого
      хозяйства и системы питания…………………………… 115
      Основные типы кочевого скотоводства………………… 116
      Проблемы баланса и неавтаркичность кочевого хозяйства…………………………………………………. 153
      Глава II. Происхождение кочевого скотоводства…………….. 174 
      Глава III. Социальные предпосылки взаимоотношений номадов с внешним миром……………………………………… 217
      Аборигенная модель (native model), научная модель и реальная действительность ……………………………………… 217
      Проблема собственности в кочевых обществах…………….  222
      Семья, хозяйство и община в кочевых обществах………….  227
      Родство и происхождение в кочевых обществах…………..  242
      Сегментарные системы в кочевых обществах………………  250
      Высшие уровни социально-политической организации в кочевых обществах .......................... ………………………………………. 256
      Имущественное неравенство и социальная дифференциация в кочевых обществах…………………………………………… 262
      Кочевые вождества…………………………………………. …………. 279
      Тема и вариации ................................ ............. ……...……………….......... 285
      Глава IV. Способы адаптации номадов к внешнему миру..................................................................... ………………............................. 323
      Седентаризация ............................................... ………………................ 324
      Торговля и торговое посредничество....... …………………………………. 328
      Подчинение и различные формы зависимости кочевников от оседлых обществ ........................... ………………….…..................... 341
      Подчинение и различные формы зависимости оседлых обществ от кочевников ......................... ………………………... ……… 354
      Глава V. Номады и государственность……...……………………………… 362
      Кочевая государственность и условия ее возникновения……………………………….................................... 362
      Основные типы и тенденции возникновения и эволюции кочевой государственности  ………………………………........... 366
      Евразийские степи, полупустыни и пустыни…………………………… 369
      Средний Восток .............................................. ……………………………….. 408
      Ближний Восток............................................. ……………………………….. 422
      Восточная Африка ......................................... ………………………………. 444
      Выводы…………………………………………………………………… 450
      Вместо заключения: внешний мир и кочевники……………… …. 461
      Послесловие, к третьему изданию.
      Кочевники в истории оседлого мира .................. ………………………………… 464
      Сокращения……………………………… ………………………………. 489
      Библиография........................................................................................................... 491
      Оглавление...........................................................................................................603
    • Полное собрание документов Ли Сунсина (Ли Чхунму гон чонсо).
      By hoplit
      Просмотреть файл Полное собрание документов Ли Сунсина (Ли Чхунму гон чонсо).
      Полное собрание документов Ли Сунсина (Ли Чхунму гон чонсо). Раздел "Официальные бумаги". Сс. 279. М.: Восточная литература. 2017.
      Автор hoplit Добавлен 30.04.2020 Категория Корея
    • Полное собрание документов Ли Сунсина (Ли Чхунму гон чонсо).
      By hoplit
      Полное собрание документов Ли Сунсина (Ли Чхунму гон чонсо). Раздел "Официальные бумаги". Сс. 279. М.: Восточная литература. 2017.
    • Фестский диск: попытка анализа
      By Неметон
      Фестский диск                                                                                                                                          Место обнаружения  диска во дворце Феста
      1.     обе стороны диска покрыты оттиснутыми при помощи штемпелей печатями, что, возможно, связано с необходимостью его тиражирования. В контексте предположения о том, что возникновение дворцовых ансамблей было результатом реализации широкой строительной программы, направляемой из одного центра — Кносса, можно предположить, что содержание диска из Феста можно ретранслировать на Кносс, как возможный первоисточник зафиксированной на диске информации.

      2.     Установлено, что знаки наносились справа налево печатником левой рукой. Практика использования печатей на Крите подтверждена археологически (например, мастерская по производству печатей в Малии). Уникальность диска и его существование в единственном числе (что не исключает обнаружение подобных дисков в будущем) может указывать на специфичность содержания, которое имеет большое религиозное значение. Это подтверждает обнаружение диска в главной ячейке тайника, замаскированного в полу комнаты под слоем штукатурки, наряду с пеплом, черноземом и большим количеством обгоревших бычьих костей, что также указывает на то, что диск имеет религиозное значение и представлял несомненную ценность для тех, кто поместил его в тайник.

      3.     Тот факт, что рисунки на диске не имеют сколь-нибудь четкого соответствия в других письменностях и очень мало напоминают знаки критского рисуночного письма, а также, что количество знаков диска (45) слишком велико для буквенного письма и слишком мало для иероглифического, может указывать на то, что знаки диска не являются образчиком какой-либо письменности и являются фиксацией некой последовательности, на что указывает повторение групп знаков на сторонах А и Б.

      Фестский диск: стороны А и Б

      4.     На обеих сторонах идентичное количество делений (ячеек); сторона А – 31, сторона Б – 30.

      5.     спиральное расположение знаков указывает на солярную символику, которая, в свою очередь, позволяет связать содержание диска с мифом о Минотавре, культом лабриса и почитанием Великой богини, имевшей обширную географию (Реи, Астарты, Кибелы, Деметры, Исиды, Артемиды).

      Можно предположить, что каждый знак обозначает разные типы объектов, совокупность которых, с учетом функциональных различий, позволяет предположить фиксацию элементов некой церемонии.  Использование священных растений, музыкальных инструментов, ритуальных предметов и принесение жертв позволяет предположить, что перед нами символическое изображение религиозной церемонии. Антропоморфные знаки и сельскохозяйственные инструменты указывают на направленность церемонии – культ плодородия или Великой Богини. Отсутствие знаков с изображением плодов и т.п результатов сельскохозяйственной деятельности может рассматриваться как церемония в честь богини плодородия, предшествующая посевным работам.  Повторение знаков на стороне А и Б свидетельствует о последовательности церемонии и участии в ней на разных этапах одних и тех же объектов, т.е четкой структуре, что также можно рассматривать как доказательство сакральности события.


      Знаки фестского диска
       
      Сторона А: 3, 5, 10, 11, 17, 19, 21, 28, 31, 41, 44

      Остановимся на некоторых уникальных знаках стороны А – 3 («верховный жрец»), 5 («раб»), 10 («систр»), 21 («гребень»), 11 («плеть»), 17 («ритуальный нож»), 31 («сокол»).

      «Возвращение богини» непосредственно связано с представлениями о ее «священном браке» с божеством и зачатии дитя, знаменуя весеннее обновление. Такие священные браки богинь природы были важнейшим моментом весенних праздничных обрядов в Вавилоне (Инанна и Таммузи), брак Великой матери хеттов и Деметры и Зевса в Элевсине. Исиды и Осириса в Египте. Учитывая, что поклонение Великой Богине было распространено широко в древнем мире и, соответственно, имели схожие ритуалы поклонения. (На стороне А диска знак «плеть» расположен на условном «входе» и больше нигде не встречается). Знак «раб, пленный» целесообразно рассмотреть сквозь призму мифа о Тесее и Минотавре, т.е как участие в церемонии определенного количества подданных Крита из других регионов (не исключается ритуальный бой с быком). Знак «гребень», возможно символизирует символическое расчесывание волос Великой Богини перед тем, как она (ее изображение) покинет храм (Лабиринт). По аналогии с культами хеттов, которые носили оргиастический характер, на Крите, возможно, практиковалось самооскопление (знак «ритуальный нож») и ритуальные пляски (знак «систр»). Участие верховного жреца (без царской короны), самобичевание и самооскопление жрецов, вкупе с проведением ритуала у статуи божества в сопровождении музыки, возможно, свидетельствует о том, что церемонии, зафиксированные на стороне А, носили внутренний характер и были закрыты для непосвященных. Знак «сокол», который, как известно, в Египте символизировал Гора, сына Исиды и Осириса, который воскресил отца, убитого Сэтом. Важно также понимать, что фараона воспринимали как живое воплощение Гора. Культ Великой Богини Крита (Реи), согласно мифологии, имеет египетские корни в культе Исиды и Осириса и пришел на остров из Финикии (Библ и Тир), испытав, позднее, влияние азиатских (фригийско-колхидских) культов (Кибелы (Гекаты или Артемиды), что отразилось в предании о связи Пасифаи, колхидской принцессы, с быком Посейдона. В Вавилоне весной церемонии посвящали Мардуку в храме Эсагилы. Верховный жрец встречал царя у дверей, но не давал ему войти. Корона, скипетр и прочие царские знаки клали на специальную циновку, а самого коленопреклоненного перед святилищем царя плетью (либо самобичевание) стегал верховный жрец.


       


                                                          Богиня лабиринта (Греция)                                                                Богиня со змеями (Крит)                                                                     Кибела  
      Сторона Б: 5, 15, 16, 20, 22, 30, 36, 42, 43

      Знаки 30 («голова барана»), 20 («кувшин»), 36 («лоза»), 22 («двойная флейта»), 15 («лабрис»), 5 («ребенок») говорят о ключевых моментах, зафиксированных на стороне Б, которые заключались в выносе символов власти (лабрис) и головы барана - символа Хнума, египетского бога плодородия, который при рождении младенца в семье фараона наделял его Ка (жизненной силой). Возможно, эти два знака связаны и имеют отношение к культу младенца-Зевса (знак «ребенок») и участию в церемонии детей? Кроме того, по древнеегипетским представлениям Хнум сотворил человека на гончарном круге (солярный мотив). В Мемфисе поклонялись Ка Аписа, священного быка. Возможно, аналогичное почитание пришло на Крит? Знаки лоза, кувшина и двойной флейты могут свидетельствовать о почитании Диониса, о тесной связи которого с культом Кибелы, вплоть до полного отождествления с обрядами Великой Матери, свидетельствует Еврипид в "Вакханках". Т.о, существует достаточно обоснованное предположение о том, что Дионис соприкасается с культами Великой Матери и Артемиды Эфесской. Элевтера, особое имя, под которым эта Артемида почиталась среди ликиян, может означать Ариадну, которую Овидий называет Либерой.  Оно принадлежит ей как ставшей супругой Диониса на Крите. Дионис присутствует в легендах в качестве одного из врагов амазонок (наряду с Тесеем), преследовавшего их до Эфеса. Быть может представление о враждебности с его стороны можно объяснить обрядами, справлявшимися в его честь в Алее на ежегодном празднике Скирея. Церемонии включали бичевание женщин на алтаре этого бога. В таком обычае можно видеть отголоски оплакивания Осириса в Египте, которое сопровождалось нанесением себе увечий, а Осирис предполагает Аттиса, жреца Азиатской Матери.


      Жрецы и модель ритуальной лодки
      Наличие на обеих сторонах диска упомянутых одинаковое количество раз универсальных знаков 6 (божество), 13 (кипарис), 18 (мотыга), 37 (папирус), 40 (барабаны) и знаков, которые значительно превосходят аналогичное количество на других сторонах – 2 (курет) (14 на стороне А и 5 - на стороне Б), 12 (щит) (15-2), 7 (сосуд в виде женской груди) (3-15) может указывать на ключевые действия или этапы церемонии, в т.ч на то, что значительное преобладание системообразующих знаков 2 и 12  на стороне А указывает на шествие служителей культа Великой Богини во внутренних, закрытых для непосвященных дворах, в то время как знак 7 указывает на совершение массовых возлияний в честь Великой Богини во внешнем дворе, где участвовали рядовые общинники. К наиболее распространенным знакам (встречается более 10 раз) можно отнести знаки 2 (курет – 19 раз), 7 (сосуд – 18), 12 (щит – 17), 18 (мотыга – 10), 23 (колонна – 11), 27 (шкура – 14), 29 (козленок – 11), 35 (платан – 18). Рассмотрим указанные знаки более детально:

      Сочетание знаков 2 и 12 является наиболее распространенным и, не являясь самостоятельным, всегда находится в конце (при «чтении» слева направо) ячейки, т.о возглавляя группу знаков. Можно предположить, что данное сочетание обозначает т.н «куретов», служителей Великой Матери, наличие которых широко засвидетельствовано в древнем мире под разными именами (корибанты, дактили, кабиры, тельхины). Известно, что куреты охраняли новорожденного Зевса от Кроноса, производя шум и потрясая щитами. На стороне А данное сочетание наиболее распространено (9 раз) и его можно рассматривать, как участие служителей культа во внутренней церемонии для «посвященных». Знак 12 (щит) является сакральным предметом, о чем свидетельствуют 7 окружностей по периметру и центру круга. (аналогия с жертвенником из Маллии).  Число 7 в контексте рассматриваемой темы имеет множество аналогий: Гудеа в Месопотамии справлял посвящение своих статуй божеству торжественными церемониями, во время которых на семь дней были прекращаемы занятия, рабы и господа участвовали вместе в празднестве; помимо жертвоприношений, процессий и различных мистических церемоний, в Месопотамии служба сопровождалась музыкой и пением. Употреблялись кимвалы, флейты, 11-ти струнные арфы. Певцов и музыкантов обыкновенно было семь при вавилонском храме; перед посвящением в мистерии Великой Богини необходимо было семь раз осуществить омовение; число афинских юношей и девушек, отправившихся на Крит с Тесеем, составляло также по семь от каждого пола; в древнем Вавилоне семи планетам соответствовали главные божества месопотамского пантеона: Нинурта (Сатурн), Мардук (Юпитер), Нергал (Марс), Шамаш (Солнце), Иштар (Венера), Наб (Меркурий), Син (Луна). (Из таблички библиотека Ассура известно, что в праздник Загмук изображались страсти Бела-Мардука и его конечное торжество. Согласно тексту, Белу задерживают у судилища горы, т.е подземного царства. После пыток и допросов его вводят в гору, где он томится, охраняемый стражами. Вместе с ним уводился и убивался преступник. Жена Бела-Мардука спускается за ним в подземное царство и ищет его. Затем Бел выводится из горы для новой жизни. Этот текст показывает, что миф о Беле-Мардуке соответствует мифу о Таммузе и праздник нового года имел характер мистерий).

      Универсальные знаки 6 (божество), 13 (кипарис), 14 (корзины на коромысле), 18 (с/х орудие), 37 (папирус) и 40 (барабаны) встречаются на обеих сторонах равное количество раз. Их можно соотнести со статуями божества, священными растениями Астарты и Осириса, подношениями даров божеству в сопровождении боя ритуальных барабанов. Знаки 23 (колонна), 24 (паланкин) и 25 (судно) можно объяснить легендой о поисках Исидой гроба Осириса и использованием царем Библа ствола дерева, в котором был заключен саркофаг Осириса для подпорки крыши. Общее количество знаков «колонны» на диске – 11 (5 – на стороне А, 6 – на стороне Б), что, возможно, может служить обозначением переходов внутри дворца, либо количестве зал, где расположены священные колонны. Использование паланкинов для переноса жриц и жрецов, а также ритуальных светильников в форме кораблей (по Апулею) или священных судов для переноса изваяний божеств (Египет) известно с глубокой древности. Можно вспомнить шумерский ритуал молитвы жрецов на особом судне в море и обнаружение глиняных моделей лодок в захоронениях шумеров и египтян.

      В связи с этим представляется не случайным наличие храмовых бассейнов, служивших для омовения в храмах Месопотамии и купален в Кноссе и Фесте.

      Погребальная ладья (Египет)
      Знаки 27 (шкура вола), 29 (голова козленка), 33 (рыба), 45 (ткани) обозначают приношения. Слитки в виде шкуры известны на Крите археологически.

      Металлический слиток в виде шкуры вола (Крит)
      Приношение козленка и рыбы изображено на саркофаге из Агиа Триады. Наличие сакральных подарков в виде тканей может быть обусловлено культом Великой Богини. В этом же контексте можно рассмотреть знаки 7 (сосуд в форме женской груди), символическое изображение голубя (знак 32) (история о пропавших жрицах Исиды, упомянутая Геродотом), 34 (пчела) и 8 (рука справедливости) как символы Исиды-Маат, которые несли участники шествия.

      Наиболее распространенными сочетаниями знаков на обеих сторонах диска являются 40,24 (барабаны и паланкин), 1,13 (бегущий жрец и кипарис), 7,45 (сосуд в форме груди и ткани), 18,23 (мотыга и колонна), 25,27 (судно и шкура вола). Подобное сочетание указывает на шествие во внутреннем и внешнем дворе с использованием барабанов при выносе из дворца паланкина со статуей божества (знак 24 на стороне А встречается один раз и 4 – на стороне Б, что указывает на его участие в открытой, уличной церемонии), приношений молока из сосудов в форме женской груди и тканей божеству наряду с выносом светильников в форме ритуального судна и подношения медных слитков в форме шкуры бока. Наличие знака 23 (колонна) и с/х инструмента (знак 18 – мотыга) позволяют предположить наличие критской вариации культа Исиды и соответствующее ритуальное построение в процессе церемонии. Подкреплением служат знаки 37,35 (папирус/лоза), священные растения Осириса и символы священного брака вернувшейся богини плодородия. На это же указывает сочетание знаков 18,6 (мотыга и божество), встречающихся только на стороне А. На почитание культа быка указывает сочетание знаков 1,28 (бегущий жрец/нога быка) и 26,31 (рог/сокол), где символика Гора (сокол) также выступает в качестве части культа Исиды. Логическим продолжением выглядит сочетание знаков 36 и 6 (платан/божество), символизирующее дерево, под которым Зевс возлег с похищенной им Европой, положив начало династии Миносов. Сочетание знаков 25, 23 и 34 (судно/колонна/пчела) символизируют ритуальные светильники, колонну, внутри которой был заключен гроб Осириса и пчелу, как напоминание о том, что Зевс был вскормлен медом пчел в Диктейской пещере и молоком козы Амалфеи (соседство этих знаков на диске в ячейке А4 стороны А также может свидетельствовать в пользу этой версии).

      «Растительные» знаки 37, 13, 39, 35, 36 и 38, которые встречаются в различных сочетаниях на обеих сторонах диска, можно трактовать как изображения священных растений, присущих различным божествам:

      37 – папирус: Осирис (на голове божества корона из папируса, украшенная страусиными перьями, подобно короне на голове минойского царя из Кносса).

      13 – кипарис: Астарта, Мелькарт, Адонис (по преданию, Астарта родилась под сенью кипариса; ее сын Мелькарт, божество Тира, имел булаву из этого дерева; на Кипре на весенних празднествах в честь Адониса, бога весны финикийцев,возлюбленного Афродиты, проносили ветви кипариса)

      39 – шафран: известно, что торговля шафраном (крокусом) достигла своего пика на Крите во II тыс. до н.э. Шафрановые одежды носил Ясон во время экспедиции в Колхиду. Такжеи известно, что, согласно Гомеру, крокус вырос на месте, где Зевс возлег с Герой, т.е цветки крокуса можно рассматривать как символ «священного брака», что делает его незаменимым участником церемонии.

      35 – платан: согласно мифологии, под платаном Зевс возлег с Европой, матерью Миноса и дочерью Агенора, владыки Тира.

      36 – лоза: символ возвращения женского божества плодородия и последующего священного брака. Ярким примером могут служить празднества в честь брака Тефнут (Хатхор) и Шу и ее возвращения из Нубии. В нем участвовало все население, особенно женщины. В честь богини плясали и пели песни, в изобилии лилось вино и пиво. Существеннейшим моментом праздника было, по-видимому, торжественное шествие, во время которого изображалась встреча богини, после чего шествие возвращалось обратно в храм данного города. В процессии участвовали жрецы и жрицы, несшие культовые статуи и различные предметы ритуала. Другие жрецы несли дары - газелей, украшенных лотосами, сосуды с вином, обвитые виноградными гроздьями, сосуды с пивом, огромные букеты цветов, украшения, диадемы, ткани. Процессию сопровождали хоры жриц, певших хвалебные песни и потрясавших в такт систрами, и жрецов, игравших на флейтах и арфах. В свите Тефнут мы встречаем людей, которые изображали ударявших в бубны веселых божков Бэсов и обезьян, игравших на лирах и призывавших богиню песнями.

      38 – анемон: согласно мифам, возник из слез Афродиты по умершему Адонису, или сам Адонис был превращен в цветок по возвращении из подземного царства.

      Выводы:
      1.                 Обнаружение диска в замаскированном тайнике дворца в Фесте и наличие в ячейках тайника пепла, чернозема и большого количества обгоревших бычьих костей свидетельствует о существовании ритуала, по всей видимости, связанного с культом плодородия.
      2.                 Отсутствие сколь-нибудь четкого соответствия рисунков на диске в других письменностях и весьма незначительная аналогия со знаками критского рисуночного письма, а также несоответствие количества знаков принятым для буквенного и иероглифического письма позволяет предположить, что знаки на диске не являются письменными.
      3.                 Обнаружение в критских дворцах значительного количества печатей и их оттисков на глиняных пробках, запечатывавших сосуды, а также помещения мастерской по производству печатей в Маллии с заготовками печатей из стеатита, слоновой кости и горного хрусталя позволяет предположить критское происхождение диска.
      4.                 На критское происхождение указывает спиральное расположение знаков и солярная форма артефакта как воплощение идеи Лабиринта, типичное для минойской культуры.

                                                                                 Керамический кувшин из Феста                                                                                        Пифос из Старого дворца в Фесте
       
      5.                 Исходя из возможной классификации знаков можно предположить, что каждый знак обозначает разные типы объектов, совокупность которых, с учетом функциональных различий, позволяет предположить фиксацию элементов некой церемонии.  Использование знаков, обозначающих священные растения, музыкальные инструменты, ритуальные предметы и предметы жертвоприношения позволяет предположить, что перед нами символическое изображение религиозной церемонии. Антропоморфные знаки и сельскохозяйственные инструменты указывают на направленность церемонии – культ плодородия или Великой Богини. Отсутствие знаков с изображением плодов и т.п результатов сельскохозяйственной деятельности позволяет определить период ее проведения, как предшествующий посевным работам.  Повторение знаков на стороне А и Б свидетельствует о последовательности церемонии и ее четкой структуре, что также можно рассматривать как доказательство сакральности события.
      6.     Учитывая анализ уникальных знаков диска, можно предположить, что сторона А фестского диска является описанием закрытых ритуальных собраний, происходившей во внутренних центральных дворах, к участию в которых допускались только обитатели дворца. Знаки стороны Б показывают последовательность церемонии, происходившей во дворах, непосредственно связанных с городскими кварталами и открытых для доступа рядовых общинников в дни проведения празднеств при ведущей организационной роли «людей дворца». На центральном дворе разыгрывались самые сложные и загадочные ритуалы минойского культа с участием танцоров, изображавших божественного быка Минотавра, что нашло свое отражение в мифах о Тесее. Символическим отображением участия данников из подвластных Криту земель является знак 4 (пленник). Тесей вошел в состав группы из афинских юношей и девушек, отправившихся на Крит для участия в играх, составной части ритуальной церемонии, посвященной Великой Богине, которая проходила в Лабиринте – храме божества и резиденции критского царя-жреца.

      Театральная площадь Кносса
      7.     Четко зафиксированное количество участников церемонии (7 юношей и 7 девушек), посвящение Тесеем на Делосе статуи Афродиты (Великой Богини) и также исполнение танца, воспроизводящего геометрический узор в виде лабиринта свидетельствует о том, что в Кноссе проходила церемония с четко определенным ритуалом, который был распространенным в древнем мире. В этом контексте следует рассматривать и обнаружение в северо-западном углу кносского дворца орхестры для танцев с нанесенными на ней линиями для танцоров.

      Старый дворец в Фесте. Зрелищная лестница.
      8.                 Знаки с изображением растений, использующихся в культовых целях свидетельствует о проводимой религиозной церемонии в честь возвращения богини плодородия и имеет устойчивые связи в отраженных мифологически культах ритуалах священного брака (Тефнут и Шу, Осирис и Исида). Наличие растений, в проводимой минойцами церемонии, отраженной на диске, имеющих ближневосточные корни в культовых церемониях Финикии (кипарис, платан, анемон) и Древнего Египта (папирус, лоза) может свидетельствовать о большом влиянии религиозных традиций Ближнего Востока на формирование культа поклонения Великой Матери Крита.
      9.                 Представляется возможным связать в единое целое предание о похищении Европы из Тира быком-Зевсом, битве Тесея с Минотавром, строительстве Лабиринта Дедалом, странствиях Ио в образе коровы и почитание Баалат-Гебал в Библе. Культ Великой Богини Крита (Реи), согласно мифологии, имеет египетские корни в культе Исиды и Осириса и пришел на остров из Финикии (Библ и Тир), испытав, позднее, влияние азиатских (фригийско-колхидских) культов (Кибелы (Гекаты или Артемиды), что отразилось в предании о связи Пасифаи, колхидской принцессы, с быком Посейдона. Последовало смешение церемониала, результатом чего явилось появление критских куретов, идентичных фригийским корибантам и самофракийским кабирам, как служителям культа Великой Богини. Дмитрий Скепсийский указывал, что почитание Реи на Крите не туземного происхождения и не распространено достаточно, но что таково оно только в Фригии и Троаде. Существование лабиринта на Лемносе можно косвенно подтвердить реконструкцией возможного пути Ариадны и Дедала при бегстве с Крита на Лемнос, где существовали женские мистерии. Об этом говорит упоминание о том, что Ясон, направляясь в Колхиду, посетил Лемнос и нашел там только женщин, которые вышли ему навстречу в военных доспехах и с оружием, которое, как можно предположить, использовалось для военных танцев. Т.о, аргонавты (или Ясон в качестве предводителя) перед посещением Колхиды должны были пройти посвящение в мистерии Великой богини

                                                       Певцы. Сосуд из Агиа Триады                                                                                                                                           Финикийский орнамент