Sign in to follow this  
Followers 0
Чжан Гэда

Владение Босы по китайским источникам

4 posts in this topic

Владение Босы из "Лян шу" - это все же не Иран, а некое небольшое владение, буддийское до мозга костей. Т.ч. Хуа (= Яда) не могут быть эфталитами.

 

Владение Босы

 

Владение Босы, среди его предков был Босыни-ван, сыновья и внуки по имени деда по отцу назвали свой род, поэтому государство так и называется.

 

Во владении есть обнесенный стенами город, в окружности [стена] 32 ли, высота стены 4 чжана (ок. 14 м.), повсюду есть башни для наблюдения (м.б. скиты), внутри города насчитывается от нескольких сотен до тысячи домов, снаружи есть 200-300 буддийских монастырей.

 

В 15 ли к западу от города есть холмы, они не слишком высоки, они смыкаются друг с другом на большом протяжении, там живут хищные птицы (беркуты? грифы?), которые питаются баранами. Местные жители этим сильно озабочены.

 

В стране есть цветы «юботаньхуа» (разновидность лотоса), они очень яркие, пышные и красивые.

 

Выезжают на «драконовых скакунах».

 

В соленом пруду Сяньчи (!) рождаются кораллы высотой в 1-2 чи (до 0,6 м.).

 

Также есть амбра (или янтарь?), агат, жемчуг, биотит и другие [минералы], в [этой] стране их не считают за редкость.

 

На базаре при торговле используют золото и серебро.

 

Законы о браке: сначала прислать подарки невесте, будущий муж собирает несколько десятков человек, чтобы ввести молодую в дом, жених надевает затканный золотом парчовый халат, парчовые штаны с изображением львов, надевает шапку «тяньгуань» (типа тиары), невеста одевается сходным образом.

 

Старшие и младшие братья жены обычно приходят, берут за руки,  чтобы познакомиться, церемония свадьбы долгая.

 

На восток от владения [Босы] – владение Хуа, на запад и на юг – целиком примыкает к владению Поломэнь, на севере граничит с владением Фэнли/Фаньли.

 

Во 2-м году китайской [эры правления под девизом] Датун (528) послали [в Китай] посольство поднести зуб Будды.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Описание Босы по "Суй шу":
 

○ Босы

 

Владение Босы, расположено на запад от города Сулинь на реке Дахэшуй, это и есть прежние земли былого царства Тяочжи.

 

Имя их правителя Кусахэ.

 

Площадь столицы более 10 ли.

 

Победоносного войска более 20 тысяч человек, сражаются, сидя на слонах.

 

В государстве нет смертной казни, только что отрубают руку или отрезают ногу, уничтожают имущество семьи, также выбривают лицо, либо привязывают табличку на шею, тем самым делая различие [в наказаниях].

 

Когда человеку исполняется 3 года и больше, платит подушный налог в 4 монеты.

 

Женятся на своих старших и младших сестрах.

 

Если кто умрет, тело оставляют в горах, носят траур в течение месяца.

 

Правитель носит венец из золотых цветов, восседает на престоле [в виде] золотого льва, украшает лицо, прикладывая к нему золотые стружки.

 

Одевается в парчовый халат, поверх него надевает ожерелье из самоцветов.

 

В стране много хороших коней, больших ослов, львов, белых слонов, яиц большой птицы (страуса?), жемчуга, стекла, шоупо (?), кораллов, глазурованных изделий, агата, хрусталя, оленей (?) сэсэ, баранов хуло, люйтэн (?), самоцветов, алмазов, золота, серебра, драгоценных камней юй (?), меди, булатной стали, олова, кип драгоценной парчи, тонкого холста, войлока, грубой шерстяной ткани, хуна (?), холста юэно (?), сандала, златотканой парчи, алых оленьих кож, киновари, ртути, фисташек, куркумы, стиракса, голубого дерева и т.п. благовоний, черного перца, фруктов бибо (?), кристаллического сахара, баньми (?), тысячелетнего жужужба, аконита, индийского миндаля, ушицзы (?), зеленой соли, аурипигмента.

Туцзюэ не могут дойти до его владения, а также привлечь в свое подданство.

 

Каждый [правитель] Босы посылает [в Китай] посла поднести дань.


Это владение отстоит от моря на Западе на несколько сот ли, на востоке отстоит на 4 с лишним тысячи ли от владения Му, на северо-западе отстоит от Византии (Фулинь) на 4500 ли, на востоке до Гуачжоу – 11700 ли. Суйский Ян-ди направил полководца [конного отряда] Несомых Облаками (Юньци вэй) Ли Юя в Босы, чтобы установить связи, [Босы] сразу же послало за суйским [Ли] Юем посла поднести дань из местных предметов.

 

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Владение Босы по "Чжоу шу", цз. 50:
 

Владение Босы, особое ответвление больших юэчжи, столица в городе Сули, старые земли Тяочжи.

 

На восток до Чанъани 15 300 ли.

 

Площадь города 10 с лишним ли, более 100 тысяч дворов.

 

Фамилия правителя Босыди.

 

Восседает на золотом троне в виде барана, на голове венец из золотых листьев, одевается в парчовый халат, сверху накидка без рукавов, все украшения из жемчуга и драгоценностей.

 

В их обычаях – взрослые мужчины стригут головы, надевают белые шапки из кожи, через голову надевают нижнюю рубаху, которая снизу по бокам имеет разрезы, также имеют повязки на голову и накидки на плечи, отороченные тканой каймой. Замужние жензины носят большое платье, одевают на плечи накидку, их волосы подстрижены спереди, а сзади распущены по плечам, украшают себя золотыми и серебряными цветами, нанизывают многочисленные пятицветные жемчужины и наматывают нить на плечо.

 

Правитель в их государстве имеет более 10 особых ставок, также, как в Китае есть походные дворцы императора. Каждый год в четвертый месяц он выезжает с объездом, в десятом месяце возвращается.

 

После вступления на престол, правитель выбирает среди своих сыновей наимудрейшего, тайно записывает его имя, плотно запечатывает и прячет в кладовую, все сыновья и сановники об этом не знают.

 

После смерти правителя все идут смотреть документы и видят запечатанное имя, и его выбирают правителем, остальные сыновья уезжают в соответствии с назначениями на границу.  

 

Младшие и старшие братья совершенно не встречаются.

 

Говорят, что подданные называют правителя «ицзан», а супругу его «фанбушуай/фанбулюй», всех сыновей правителя называют «шае».

 

Среди высших чиновников имеются мо-ху-тань, который ведает судебными разбирательствами внутри страны, ни-ху-хань, который ведает казной и таможенными запретами, ди-би-бо, который ведает документами и делами народа.   

 

Далее идут э-ло-хэ-ди, который занимается делами государева двора, са-бо-бо, который занимается делами войска на всех четырех направлениях.

 

Ниже них имеются подчиненные чиновники, разделенные по их специальностям.

 

Их оружия есть панцири, копья, круглые щиты, мечи, арбалеты, луки и стрелы.

 

Во время войны строятся в ряды, восседая на слонах, за каждым слоном следует по сотне человек.

 

Их законы о наказаниях таковы: виновный в тяжком преступлении подвешивается на жерди из бамбука и его расстреливают, тем самым убивая, следующий по степени вины подлежит заключению в тюрьму, при приходе к власти нового правителя выпускают на свободу, виновным в мелких преступлениях отрезают нос, обривают волосы, срезают половину усов, также надевают на шею кангу, считая это позором, разбойников, преступивших закон, заключают в тюрьму пожизненно, знатным развратникам, если женат и распутен, жена отрезает уши и нос.     

 

Налоговая система такова, что по качеству земли вносят плату серебряными деньгами.

 

В их обычае служить огню в храме Атара.

 

Свадьбу проводят, не разбирая, богатый или бедный, среди всех варваров они – самые грязные и отвратительные.

 

Простолюдинок, достигнувших 10 лет и старше, обладающих привлекательной внешностью, правитель берет на воспитание и если кто отличиться, то дарует ему.

 

Если кто умрет, то многие выносят труп в горы, один месяц приводит одежду в порядок.

 

Вне городских стен есть особые дома, в которых живут люди, о которых только знаем, что они служат на похоронах, за это их зовут нечистыми людьми.

 

Если идут в город на базар, то звонят в колокольчик, чтобы себя выделить.

 

Началом года считают 6-й месяц, особенно празднуют 7-й день 7-го месяца и 1-й день 12-го месяца.

 

В этот день простолюдины и те, кто выше, все зовут друг друга в гости, устраивают собрание с музыкой, и веселятся как только могут.

 

И каждый год 20-го числа начального месяца все приносят жертвы духам умерших предков.

 

Климат знойный, в семьях хранят лед.

 

В стране много пустынь, проводят воду для орошения.

 

У них есть 5 видов знака, птицы и звери, которые примерно соответствуют китайским, однако у них нет водяного риса, клейкого проса и гаоляна.

 

Из их земель вывозят знаменитых коней и верблюдов, богатые семьи владеют табунами и стадами по несколько тысяч голов.

 

Также вывозят белых слонов, львов, яйца большой птицы, жемчуг, жемчуг в виде груши, стекло, кораллы, янтарь, глазурь, агат, горный хрусталь, сэсэ (?), золото, серебро, латунь, алмазы, самоцветы, булат, медь, олово, киноварь, ртуть, тонкий шелк, парчу, хлопчатобумажную ткань, кэ (?), ковры, войлок (?), алую оленью кожу, а также 6 ароматных трав, длинную куркуму, стиракс, синее дерево и другие благовония, черный перец, длинный перец, сахар, жужуб, сыть круглую, индийский миндаль, мушицзы (?), зеленую соль, аурипигмент и т.д.

 

Во 2-м году вэйского Фэй-ди (531) их правитель прислал посланца с данью из местных предметов.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Цзю тан шу", цз. 198:

Владение Босы, от столицы на запад 15 300 ли, на востоке сходится с Тохаристаном (Тухоло) и Самаркандом (Кан), на севере граничит с племенем туцзюэ кэса (хазары), на северо-западе примыкает к Византии (Фолинь), прямо на запад и юг – всюду соленое великое море.

 

Несколько миллионов дворов.

 

У их правителя 2 столицы, кроме того более 10 больших городов, напоминающих походные ставки в Китае.

 

Когда правитель наследует государство, то обязательно выбирает среди сыновей наиболее способного к управлению, записывает его имя, запечатывает в конверт и хранит.

 

После смерти правителя сановники и сыновья правителя достают конверт и смотрят его, тот, кто вписан в документ в конверте, становится правителем.

 

Их правитель носит на голове венец из золотых цветов, восседает на престоле в виде льва, облаченным в парчовый халат, к тому же с подвесками и украшениями.

 

В их обычае почитать Небо, Землю, Солнце, Луну, Воду, Огонь и всех духов, все хусцы в Западном Крае, почитающие Атара, ходят в Босы, чтобы получить закон.

 

Их служение духам – из мускуса и смеси глины с периллой нанкинской делают точку на лбу, также на носу и ушах, используя это, поклоняются, при молитве обязательно скрещивают ноги.

 

Письменность у них, как у прочих хусцев.

 

Мужчины и женщины у них ходят босиком.

 

Мужчины стригут волосы, одевают шапку из белой кожи, одежда без запаха, также есть повязки и накидки, многие пользуются [одеждой] голубого цвета, [которая] с обеих сторон оторочена парчовой лентой.

 

Жены их также носят повязки, накидки, юбки и рубахи, заплетают волосы в косу, которая свисает сзади, украшения делают из золота и серебра, в их владении воюют, сидя на слонах на каждого слона приходится по 100 человек воинов, если потерпят поражение – непременно казнят.

 

Если у кого рождается девочка, то тех, кому уже 10 лет и старше, обладающих привлекательной внешностью, их правитель собирает и воспитывает, и отдает в награду заслуженным сановникам.

 

По их обычаю правая сторона почетна, а левая – считается низкой.

 

Началом года считают 1-й день 6-го лунного месяца.

 

При решении судебных дел не пишут бумагу на лишение свободы, а устно объявляют в зале суда.

 

Их заключают в тюрьму без срока, только когда приходит к власти новый правитель, то, как правило, освобождают.

 

Тем из них, кто обвинен в измене, прижигают язык железом, раскаленным на священном огне, если ожог белый – считают невиновным, если ожог черный – есть вина.

 

Среди их наказаний есть отсечение руки, ступни, обривание головы с надеванием колодки на шею, отрезание носа, за легкие проступки отрезают усы, либо привязывают табличку с записью на шею, по прошествии времени снимают.

 

Больших преступников сажают в тюрьму, если до старости не исправится, то не выпускают, за малые вины штрафуют серебряными монетами.

 

Если кто умрет – выносят в горы, через месяц приводят одежду в порядок и траур заканчивается.

Климат жаркий, земли обширные и ровные, умеют пахать и сеять, много домашнего скота, есть птицы, похожие на верблюда, не умеют высоко летать, едят траву и мясо, также могут осмелиться хватать баранов, как собаки, народ в высшей степени печалится.

 

Также есть много белых коней, гончих собак (букв. резвых собак), а также пестрых коней (бо), способных проскакать под лучами солнца 700 ли, золотых собак, в наши дни называемых персидскими.

 

Вывозят … (слово неясно) и больших ослов, львов, белых слонов, коралловые деревца высотой 1-2 чи (32-64 см.), янтарь, раковины тридакны, агат, зажигательные стекла (линзы), стекло, глазурь, мушицзы (?), сыть круглую, индийский миндаль, черный перец, индийский перец, горный мед, тысячелетний жужуб, персики сладкой росы (сорт?).

 

В конце суйской [эры правления под девизом] Дае (ок. 617) еху-кэхань западных туцзюэ несколько раз врывался в их государство, правитель Босы Кусахэ был убит западными туцзюэ, на престол возошел его сын Шили, по этой причине еху выделил ему часть войска чтобы надзирать и управлять их владением, все Босы покорилось еху.

 

И когда еху-кэхань умер, их наместник стал самовольно распоряжаться в Босы, не стал снова покоряться западным туцзюэ.

 

Шили правил 1 год и умер, и тогда на престол возвели женщину [из рода] Кусахэ, но туцзюэ опять убили [ее].

 

Сын Шили Даньцзефан бежал в Фулинь (Византия), после этого соотечественники вышли встречать его, чтобы посадить на престол, для того, чтобы он правил долго (?), [но он] пробыл на троне 2 года и умер.

 

На престол взошел его племянник Исыхоу.

 

В 21-м году (?) Исыхоу направил посольство поднести некое животное, называемое хожучи (?), по виду как мышь, цветом серая, длина тела 8-9 цунь (25,6-28,8 см.), может заползать в норы и ловить мышей.

 

Исыхоу был робок и нерешителен, и поэтому сильные вожди изгнали его, после чего он бежал в Тухоло (Тохаристан), но не добрался, так как был убит арабскими воинами.  

 

Имя его сына Билусы (Пероз), [он] тоже отправился к еху Тухоло (тохарскому ябгу), чтобы спастись.

 

В начальный год [эры правления под девизом] Луншо (661) Пероз подал доклад о беспрерывных набегах даши (арабов), просил войска для оказания помощи.

 

Указом послали начальника уезда Нанью (учрежден между 516 и 528 годами) округа Лунчжоу (в Ганьсу) Ван Минъюаня послом в Западный Край, установить округа и уезды, по этой причине город Цзилин в его землях сделали ставкой наместника Босы, назначили Пероза дуду (генерал-губернатором).  

 

После этого [он] (Пероз) много раз присылал посольства с данью.

 

В середине [эры правления под девизом] Сяньхэн (672) Пероз лично прибыл ко двору, Гаоцзун (649-683) [был очень доволен и] оказал дополнительные милости, пожаловал титулом правого полководца воинственной гвардии (ю увэй цзянцзюнь).

 

В 3-м году [эры правления под девизом] Ифэн (678) приказал шилану Ведомства Чинов (Ли бу) Пэй Синцзяню (619-682) поднять войска и передать Перозу титул правителя Босы, дорога была дальней и [Пэй] Синцзянь дошел только до Аньси (Бухара), разгромил ее вдребезги и вернулся, Пероз вернулся в одиночку, не смог вступить в свои владения, которой постепенно овладели арабы/постепенно совершал набеги на арабов, пребывал в Тохаристане (Тухоло) более 20 лет, имел при себе несколько тысяч своих людей, которые постепенно рассеялись.

 

Ко 2-му году [эры правления под девизом] Цзинлун (708) снова прислал [послов] с данью, был пожалован титулом левого полководца устрашающей гвардии (цзо вэйвэй цзянцзюнь), в скором времени заболел и умер, их государство вследствие этого погибло, а народ существует до сих пор.

 

От 10-го года [эры правления под девизом] Кайюань (723) до 6-го года [эры правления под девизом] Тяньбао (747) было всего 10 посольств ко двору с данью, которые подносили местные изделия.

 

В 4-м месяце направили посольство поднести агатовый трон.

 

В 4-м месяце 9-го года (?) прислали ковер для танца, расшитый огненным пухом (?), длинноворсовый расшитый ковер, не просверленный жемчуг.

 

В начальном году [эры правления под девизом] Цяньюань (758) персы и арабы совместно совершили налет на Гуанчжоу, ограбили склады, сожгли дома, вышли в море и скрылись.

 

В 6-м году [эры правления под девизом] Дали (771) направили посольство с данью ко двору, поднесли жемчуг и другие [предметы].

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0

  • Similar Content

    • Каталог гор и морей (Шань хай цзин) - (Восточная коллекция) - 2004
      By foliant25
      Просмотреть файл Каталог гор и морей (Шань хай цзин) - (Восточная коллекция) - 2004
      PDF, отсканированные стр., оглавление.
      Перевод и комментарий Э. М. Яншиной, 2-е испр. издание, 2004 г. 
      Серия -- Восточная коллекция.
      ISBN 5-8062-0086-8 (Наталис)
      ISBN 5-7905-2703-5 (Рипол Классик)
      "В книге публикуется перевод древнекитайского памятника «Шань хай цзин» — важнейшего источника естественнонаучных знаний, мифологии, религии и этнографии Китая IV-I вв. до н. э. Перевод снабжен предисловием и комментарием, где освещаются проблемы, связанные с изучением этого памятника."
      Оглавление:

       
      Автор foliant25 Добавлен 01.08.2019 Категория Китай
    • Черепанов А. И. Записки военного советника в Китае - 1964
      By foliant25
      Просмотреть файл Черепанов А. И. Записки военного советника в Китае - 1964
      Черепанов А. И. Записки военного советника в Китае / Из истории Первой гражданской революционной войны (1924-1927) 
      / Издательство "Наука", М., 1964.
      DjVu, отсканированные страницы, слой распознанного текста.
      ОТ АВТОРА 
      "В 1923 г. я по поручению партии и  правительства СССР поехал в Китай в первой пятерке военных советников, приглашенных для службы в войсках Гуаннжоуского (Кантонского) правительства великим китайским революционером доктором Сунь Ят-сеном. 
      Мне довелось участвовать в организации военно-политической школы Вампу и в формировании ядра Национально-революционной армии. В ее рядах я прошел первый и второй Восточные походы —  против милитариста Чэнь Цзюн-мина, участвовал также в подавлении мятежа юньнаньских и гуансийских милитаристов. Во время Северного похода HP А в 1926—1927 гг. я был советником в войсках восточного направления. 
      Я, разумеется, не ставлю перед собой задачу написать военную историю Первой гражданской войны в Китае. Эта книга — лишь рассказ о событиях, в которых непосредственно принимал участие автор, о людях, с которыми ему приходилось работать и встречаться. 
      Записки основаны на личных впечатлениях, рассказах других участников событий и документальных данных."
      Содержание:

      Автор foliant25 Добавлен 27.09.2019 Категория Китай
    • «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      By foliant25
      Просмотреть файл «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      PDF
      Исследование, перевод с китайского, комментарий и приложения М. Ю. Ульянова; научный редактор Д. В. Деопик.
      Китайское средневековое историко-географическое описание зарубежных стран «Чжу фань чжи», созданное чиновником Чжао Жугуа в XIII в., включает сведения об известных китайцам в период Южная Сун (1127–1279) государствах и народах от Японии на востоке до Египта и Италии на западе. Этот ценный исторический памятник, содержащий уникальные сообщения о различных сторонах истории и культуры описываемых народов, а также о международных торговых контактах в предмонгольское время, на русский язык переведен впервые.
      Тираж 300 экз.
      Автор foliant25 Добавлен 03.11.2020 Категория Китай
    • Путь из Яркенда в Балх
      By Чжан Гэда
      Интересным вопросом представляется путь, по которому в прошлом ходили от Яркенда до городов Афганистана.
      То, что описывали древние китайские паломники, несколько нерелевантно - больше интересует Новое Время.
      То, что была дорога из Бадахшана на Яркенд, понятно - иначе как белогорские братья-ходжи Бурхан ад-Дин и Ходжа Джахан бежали из Яркенда в Бадахшан?
      Однако есть момент - Цины, имея все возможности преследовать белогорских ходжей, не пошли за ними. Вряд ли они боялись бадахшанцев - били и не таких.
      Скорее, дорога не позволяла пройти большому конному войску - ведь с братьями-ходжами ушло не 3000 кибиток, как живописал Санг Мухаммад, а около 500 человек (это с семьями), и они прибыли к оз. Шиве совершенно одичавшими и оголодавшими - тут же произошел конфликт из-за стада овец, которое они отбили у людей бадахшанского мира Султан-шаха Аждахара!
      Ищу маршруты, изучаю орографию Памира. Не пойму пока деталей, но уже есть наметки.
      Если есть старые карты Памира, Восточного Туркестана и Бадахшана в большом разрешении - приветствуются, ибо без них сложно.
    • «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      By foliant25
      «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      PDF
      Исследование, перевод с китайского, комментарий и приложения М. Ю. Ульянова; научный редактор Д. В. Деопик.
      Китайское средневековое историко-географическое описание зарубежных стран «Чжу фань чжи», созданное чиновником Чжао Жугуа в XIII в., включает сведения об известных китайцам в период Южная Сун (1127–1279) государствах и народах от Японии на востоке до Египта и Италии на западе. Этот ценный исторический памятник, содержащий уникальные сообщения о различных сторонах истории и культуры описываемых народов, а также о международных торговых контактах в предмонгольское время, на русский язык переведен впервые.
      Тираж 300 экз.