Опубликовано: 16 дек 2012 При завершении в 1873 году перестройки (и надстройки) этого дома его фасад был украшен инициалами заказчицы работ – княгини Александры Павловны Львовой. При этом – по недосмотру ли самой домовладелицы, архитекторов или непосредственных исполнителей лепнины – была допущена серьезная ошибка: над литерами A и L оказалась помещена не геральдическая княжеская шапка (единственно подобающая титулу хозяйки), а российская императорская корона; оба гербовых венца внешне и вправду схожи, но вовсе не до степени смешения. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Большая Морская улица, 46. Фото: 2007, апрель. Строго говоря, результат такой небрежности можно расценивать как геральдическую преступную халатность: узурпация атрибутов чужого статуса считается геральдико-правовым нарушением и даже геральдическим преступлением, поскольку по сути равна самозванству. Право представляться изображением короны императора Всероссийского как своей – помещая ее над гербовыми щитами и «вензелевыми именами» (монограммами) – принадлежало исключительно членам царствующего дома. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 дек 2012 Интересно, княгине досталось за это? :-) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 20 дек 2012 Интересно, княгине досталось за это? :-) Ей-то ничего бы не было, даже если бы об этом узнал лично царь. Интересная родословная у дамы. Ульяна Михайловна Александрова (Жозефина Мерсье-Фредерихс) В 1805 году в Петербург приехала француженка Жозефина Фредерихс (урожденная Мерсье) (1778-5 апреля 1824), представлявшаяся актрисой. Приехала она не просто так, а в поисках своего мужа. Дело в том, что в Лондоне ее соблазнил некий господин из России, представившийся полковником Александром фон Фридрихсом, личным флигель-адъютантом Императора. На самом же деле он был только фельдъегерем, да и она была в общем обычной содержанкой. Мужа она нашла, и в 1807 года развелась с ним — фелдъегерь был птицей не её полета… Свою птицу счастья она поймала однажды, вроде-бы на маскараде, подойдя к Великому Князю Константину и попросив у него защиты — не важно от кого. Великий Князь свою Жозефину защитил, поселив у себя сначала за прочными стенами Мраморного дворца а затем в Стрельне. В награду, через год Жозефина родила Великому Князю сына, нареченного (с чего бы это?) Павлом. Восприемником новорожденного был старший брат Константина, Император Александр I. В честь него Павлу и была дана фамилия — Александров. В 1812 Павлу Александрову было дано русское дворянство. Не забыли и о матери — в 1816-м ей тоже пожаловали российское дворянство и велено именоваться Ульяной Михайловной Александровой. Павел Константинович Александров сделал отличную военную карьеру, был храбр в войне, за отличия в сражениях «польской кампании» под Гроховым и Вильной был награжден орденом св. Владимира 4-й степени с бантом, золотой шпагой с надписью "за храбрость" и чином ротмистра. Венцом его военной карьеры был чин генерал-лейтенанта ( 26 августа 1856 года) . Имел он и один из высших знаков отличия – орден св. Анны I-й степени . 17 ноября 1855 года назначен генерал-адъютантом при Особе Государя Императора. Впрочем, как пишут историки, «никакими заметными талантами Павел Константинович не обладал, и современникам запомнился лишь своим необычайным добродушием». Павел Константинович Александров В 1833 году Александров женился на дочери статского советника, камергера князя А.А. Щербатова, княжне Анне Александровне Щербатовой (1808-1870) и поселился в доме №41 по Большой Морской (известном, как Германское посольство). От этого брака родилась дочь Александра, Александра Павловна Александрова (18.07.1836-7.12.1884), фрейлина Высочайшего Двора, вышедшая впоследствии за флигель-адъютанта, впоследствии Шталмейстера Двора Его Величества, князя Дмитрия Александровича Львова (1833-1874). Князю Дмитрию Александровичу принадлежали соседние дома по Большой Морской — на противоположной стороне площади под №39 и на этой, под № 46. Княгиня Александра Павловна Львова Перед продажей дома №41, в 1870-71 гг, Александра Павловна пригласила архитектора Фердинанда Логиновича Миллера, который осовременил фасад, переделав его в духе модной тогда эклектики. Вот это обновленное, но все еще одноэтажное угловое здание с главным фасадом по Большой Морской и приобрело 21 июля 1873 Германское Посольство. Изображения старого посольского особняка — бывшего князей Львовых — к счастью сохранились на старых открытках. Над посольством развивается огромный германский красно-бело-черный флаг… Немцы в 1911 гду здание снесли и к 1913 году выстроили невероятное убожество, поразившее весь петербург и вызвавшее глубочайшее отвращение у горожан. Вот что предстало перед пораженными петербуржцами 14-го января 1913 -го года. Единственным украшением дома на его главном фасаде были 14 мощных колон, которые Бенуа назвал "частоколом столбов". Но нет, не единственным. Как говорят, с легкой руки Кайзера Вильгельма II на крыше здания появилась скульптурная группа в виде двух юношей - Диоскуров — юных сыновей Зевса, удерживающих двух коней. Проект Беренса был утвержден Кайзером, но один из рецензентов отмечал, что в проекте, поданном на утверждение петербургским властям, скульптурная группа отсутствовала. Вид этой скульптурной группы был не менее противоречив, нежели фасад самого здания. Неожиданное появление колоссальных коней придало зданию еще большую скандальность. «Наконец-то убрали леса, закрывавшие конную группу и можно ею любоваться. Группа прекрасная, две лошади рядом, в профиль весьма сходные со знаменитым конем напротив Николаевского вокзала ( имеется ввиду памятник Александру III работы Паоло Трубецкого), а спереди (если не видны задняя часть крупа и ноги) даже похожие на лошадей, по сторонам две фигуры изображающие бритых молодых людей жирного телосложения и весьма безучастного вида ". " Грозят ли они… стерегут? А кто эти люди — боги или конюхи? … Сила животная рядом с силой человеческой, откормленной, покрытой чудовищной мускулатурой" . Группа участников проекта скульптурной группы сфотографировалась на крыше здания у памятника перед его открытием — он еще закрыт лесами. Александр Бенуа называл всю постройку «циклопической» и отмечал благородство тона финского гранита на фасаде: «…Целесообразность, конструктивность, отсутствие лишнего, — но нигде не проглядывает улыбка подлинной красоты, прелесть подлинного вкуса, … никакого намека на уют, на поэзию… на душу». Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 дек 2012 Здорово, такое подробное описание! Большое спасибо! Получается, что по крови Александра Павловна была внучкой Великого князя Константина. Может быть, тогда такое изображение герба не ошибка, а сознательный заказ? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 дек 2012 Получается, что по крови Александра Павловна была внучкой Великого князя Константина. Может быть, тогда такое изображение герба не ошибка, а сознательный заказ? Надо бы у герольда справиться, могло ли быть такое. Мне кажется, что это просто безумие - геральдически намекать на свое родство с царской семьей. В данном случае речь не о гербе, а о вензеле, но все равно. В России внебрачное потомство, не наследовавшее никаких родовых привилегий , не наследовало и гербовых прав – в отличие от многих западных стран, где существуют общие правила изменения родового герба при передаче его бастарду. Если впоследствии внебрачный ребенок жаловался гербом, сходство с гербом предков было возможным, но не обязательным. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 дек 2012 Не существует общего для всех стран геральдического обозначения незаконнорожденности. В развитой геральдике обычно использовалась обратная (справа налево) перевязь щита в полной или усечённой форме или канва вокруг щита из белого и других цветов. Вот для примера герб Бофортов (Beauforts), происходящих от любовницы Джона Гонта. Как видите, королевский герб Англии, только в бело-синей канве. Любопытно, что какого-либо геральдического обозначения бастардов, тем не менее, не было даже в Германии. Россия же в геральдическом плане - дикая провинция, пришедшия к использованию геральдики поздно и пытавшаяся кое-как заимствовать западные наработки, обычно германские. Так что ничему не удивляйтесь. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах