Snow

Геральдические ошибки

6 сообщений в этой теме

При завершении в 1873 году перестройки (и надстройки) этого дома его фасад был украшен инициалами заказчицы работ – княгини Александры Павловны Львовой. При этом – по недосмотру ли самой домовладелицы, архитекторов или непосредственных исполнителей лепнины – была допущена серьезная ошибка: над литерами A и L оказалась помещена не геральдическая княжеская шапка (единственно подобающая титулу хозяйки), а российская императорская корона; оба гербовых венца внешне и вправду схожи, но вовсе не до степени смешения.

user posted image

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Большая Морская улица, 46. Фото: 2007, апрель.

user posted image

user posted image

Строго говоря, результат такой небрежности можно расценивать как геральдическую преступную халатность: узурпация атрибутов чужого статуса считается геральдико-правовым нарушением и даже геральдическим преступлением, поскольку по сути равна самозванству. Право представляться изображением короны императора Всероссийского как своей – помещая ее над гербовыми щитами и «вензелевыми именами» (монограммами) – принадлежало исключительно членам царствующего дома.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно, княгине досталось за это? :-)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно, княгине досталось за это? :-)

Ей-то ничего бы не было, даже если бы об этом узнал лично царь. Интересная родословная у дамы. smile.gif

user posted image

Ульяна Михайловна Александрова

(Жозефина Мерсье-Фредерихс)

В 1805 году в Петербург приехала француженка Жозефина Фредерихс (урожденная Мерсье) (1778-5 апреля 1824), представлявшаяся актрисой. Приехала она не просто так, а в поисках своего мужа. Дело в том, что в Лондоне ее соблазнил некий господин из России, представившийся полковником Александром фон Фридрихсом, личным флигель-адъютантом Императора. На самом же деле он был только фельдъегерем, да и она была в общем обычной содержанкой. Мужа она нашла, и в 1807 года развелась с ним — фелдъегерь был птицей не её полета… Свою птицу счастья она поймала однажды, вроде-бы на маскараде, подойдя к Великому Князю Константину и попросив у него защиты — не важно от кого. Великий Князь свою Жозефину защитил, поселив у себя сначала за прочными стенами Мраморного дворца а затем в Стрельне. В награду, через год Жозефина родила Великому Князю сына, нареченного (с чего бы это?) Павлом. Восприемником новорожденного был старший брат Константина, Император Александр I. В честь него Павлу и была дана фамилия — Александров. В 1812 Павлу Александрову было дано русское дворянство. Не забыли и о матери — в 1816-м ей тоже пожаловали российское дворянство и велено именоваться Ульяной Михайловной Александровой.

Павел Константинович Александров сделал отличную военную карьеру, был храбр в войне, за отличия в сражениях «польской кампании» под Гроховым и Вильной был награжден орденом св. Владимира 4-й степени с бантом, золотой шпагой с надписью "за храбрость" и чином ротмистра. Венцом его военной карьеры был чин генерал-лейтенанта ( 26 августа 1856 года) . Имел он и один из высших знаков отличия – орден св. Анны I-й степени . 17 ноября 1855 года назначен генерал-адъютантом при Особе Государя Императора. Впрочем, как пишут историки, «никакими заметными талантами Павел Константинович не обладал, и современникам запомнился лишь своим необычайным добродушием».

user posted image

Павел Константинович Александров

В 1833 году Александров женился на дочери статского советника, камергера князя А.А. Щербатова, княжне Анне Александровне Щербатовой (1808-1870) и поселился в доме №41 по Большой Морской (известном, как Германское посольство).

От этого брака родилась дочь Александра, Александра Павловна Александрова (18.07.1836-7.12.1884), фрейлина Высочайшего Двора, вышедшая впоследствии за флигель-адъютанта, впоследствии Шталмейстера Двора Его Величества, князя Дмитрия Александровича Львова (1833-1874). Князю Дмитрию Александровичу принадлежали соседние дома по Большой Морской — на противоположной стороне площади под №39 и на этой, под № 46.

user posted image

Княгиня Александра Павловна Львова

Перед продажей дома №41, в 1870-71 гг, Александра Павловна пригласила архитектора Фердинанда Логиновича Миллера, который осовременил фасад, переделав его в духе модной тогда эклектики. Вот это обновленное, но все еще одноэтажное угловое здание с главным фасадом по Большой Морской и приобрело 21 июля 1873 Германское Посольство.

user posted image

Изображения старого посольского особняка — бывшего князей Львовых — к счастью сохранились на старых открытках. Над посольством развивается огромный германский красно-бело-черный флаг…

Немцы в 1911 гду здание снесли и к 1913 году выстроили невероятное убожество, поразившее весь петербург и вызвавшее глубочайшее отвращение у горожан.

user posted image

Вот что предстало перед пораженными петербуржцами 14-го января 1913 -го года.

Единственным украшением дома на его главном фасаде были 14 мощных колон, которые Бенуа назвал "частоколом столбов". Но нет, не единственным. Как говорят, с легкой руки Кайзера Вильгельма II на крыше здания появилась скульптурная группа в виде двух юношей - Диоскуров — юных сыновей Зевса, удерживающих двух коней. Проект Беренса был утвержден Кайзером, но один из рецензентов отмечал, что в проекте, поданном на утверждение петербургским властям, скульптурная группа отсутствовала. Вид этой скульптурной группы был не менее противоречив, нежели фасад самого здания. Неожиданное появление колоссальных коней придало зданию еще большую скандальность. «Наконец-то убрали леса, закрывавшие конную группу и можно ею любоваться. Группа прекрасная, две лошади рядом, в профиль весьма сходные со знаменитым конем напротив Николаевского вокзала ( имеется ввиду памятник Александру III работы Паоло Трубецкого), а спереди (если не видны задняя часть крупа и ноги) даже похожие на лошадей, по сторонам две фигуры изображающие бритых молодых людей жирного телосложения и весьма безучастного вида ". " Грозят ли они… стерегут? А кто эти люди — боги или конюхи? … Сила животная рядом с силой человеческой, откормленной, покрытой чудовищной мускулатурой" .

user posted image

Группа участников проекта скульптурной группы сфотографировалась на крыше здания у памятника перед его открытием — он еще закрыт лесами.

Александр Бенуа называл всю постройку «циклопической» и отмечал благородство тона финского гранита на фасаде: «…Целесообразность, конструктивность, отсутствие лишнего, — но нигде не проглядывает улыбка подлинной красоты, прелесть подлинного вкуса, … никакого намека на уют, на поэзию… на душу».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здорово, такое подробное описание! Большое спасибо!

Получается, что по крови Александра Павловна была внучкой Великого князя Константина. Может быть, тогда такое изображение герба не ошибка, а сознательный заказ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Получается, что по крови Александра Павловна была внучкой Великого князя Константина. Может быть, тогда такое изображение герба не ошибка, а сознательный заказ?

Надо бы у герольда справиться, могло ли быть такое. Мне кажется, что это просто безумие - геральдически намекать на свое родство с царской семьей. В данном случае речь не о гербе, а о вензеле, но все равно.

В России внебрачное потомство, не наследовавшее никаких родовых привилегий , не наследовало и гербовых прав – в отличие от многих западных стран, где существуют общие правила изменения родового герба при передаче его бастарду. Если впоследствии внебрачный ребенок жаловался гербом, сходство с гербом предков было возможным, но не обязательным.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не существует общего для всех стран геральдического обозначения незаконнорожденности. В развитой геральдике обычно использовалась обратная (справа налево) перевязь щита в полной

user posted image

или усечённой форме

user posted image

или канва вокруг щита из белого и других цветов. Вот для примера герб Бофортов (Beauforts), происходящих от любовницы Джона Гонта.

user posted image

Как видите, королевский герб Англии, только в бело-синей канве.

Любопытно, что какого-либо геральдического обозначения бастардов, тем не менее, не было даже в Германии.

Россия же в геральдическом плане - дикая провинция, пришедшия к использованию геральдики поздно и пытавшаяся кое-как заимствовать западные наработки, обычно германские. Так что ничему не удивляйтесь. king2.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас