58 posts in this topic

Новая тема, которая обещает стать книгой - восстание няньцзюней.

Сейчас все силы пойдут сюда.

Вопрос - у кого есть скан такой книги? 

Чеканов Н. К., Восстание няньцзюней в Китае. 1853—1868, М., 1963.

Помимо нее, у меня куча другой (иностранной) литературы и источников, но с нашей историографией вопроса я знаком только по Илюшечкину.

Для начала - хорошая фотокопия картины, исполненной в честь победы над няньцзюнями в период правления Гуансюй (1874-1909):

10-7-Pingyu.jpg

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Прояснилось, почему регулярно упоминают о цинских "черных знаменах" - помимо тех "Чернознаменных", которые бились во Вьетнаме под началом Лю Юньфу, черные знамена имели многочисленные отряды няньцзюней, некоторые из которых перешли на сторону Цинов.

 

Вообще, няньцзюни копировали систему знаменных корпусов у Цинов - было 6 знамен (белое, желтое, красное, синее, черное и "хуа", т.е. "цветочное"). Каждый знаменный корпус имел несколько дивизий, различавшихся по цвету каймы на знамени.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Предварительный анализ материалов показывает, что история гражданской войны в Китае (даю расширенные временные рамки - 1847-1878) несколько сфальсифицирована со всех сторон.

 

В т.ч. свою лепту внесли и советские историки, которые подчас видели классовую борьбу там, где действовали иные мотивы (соперничество кланов, месть, желание разбогатеть и т.д.).

 

Например, вождями няньцзюней в большинстве своем оказались достаточно крупные по китайским меркам землевладельцы (дичжу), которых обычно в нашей литературе называют помещиками (что не совсем верно).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Цинский полководец монгольского происхождения (хасарид) Сэнгэ Ринчэн (僧格林沁, 1811-1865), погибший в бою с няньцзюнями:

201311250041432564173.jpg

 

В 1825 г. пожалован титулом цзюнь-вана (князь 2 степени).

 

В 1853-1856 гг. он сумел организовать отражение Северного похода тайпинов. В 1855 г. за разгром и пленение тайпинского полководца Ли Кайфана и другие подвиги повышен до цинь-вана (князь 1 степени).

 

В 1859 г. отбил нападение англо-французской эскадры на Дагу (при этом потоплено несколько судов, 2 из которых союзники не смогли поднять вообще), в 1860 г. потерпел ряд поражений (Дагу, Балицяо, Чжаовань и др.) от союзников, открыв им дорогу на Пекин, что привело к падению столицы империи и сожжению союзниками дворца Юаньминюань. 

 

В дальнейшем руководил борьбой с повстанцами-няньцзюнями, разгромил и убил их лидера Чжан Лэсина (張樂行, 1811-1863), но в мае 1865 г. попал в засаду, из которой попытался спастись бегством, был схвачен няньцзюнями и обезглавлен.

 

Сэнгэ Ринчен выезжает на охоту, цинская картина второй половины XIX в.:

 

post-19-0-99598900-1432724993_thumb.jpg

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Борьба с няньцзюнями пришлась на годы правления Сяньфэн (1850-1861)

%E3%80%8A%E5%92%B8%E4%B8%B0%E7%9A%87%E5%

 

и Тунчжи (1861-1875)

%E6%B8%85_%E4%BD%9A%E5%90%8D_%E3%80%8A%E

 

 

Ценным материалом являются шилу (хроники) за эти периоды - Сяньфэн и Тунчжи.

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Няньцзюнь" (捻軍) - загадочный термин. Буквально "армия фитильков". Порой у нас переводят "факельщики". Профессор Кара-Мурза (который про тайпинов еще в 1940 г. книгу написал) объяснял, что это, мол, потому что они по ночам при свете факелов выносили усадьбы помещиков.

 

На деле все прозаичнее - это стандарное китайское название, получившееся из сокращения целого выражения: нянь чжи жань чжи (捻纸燃纸), т.е. "крутить бумагу [в фитили] и жечь [эту] бумагу".

 

Так назывались сельские ритуалы по отвращению эпидемий и ублаготворению дракона (бай нянь 拜捻, т.е. "поклонение фитилю", ) во время которых крестьяне делали фитили из бумаги и поджигали их на вечерних сборищах. Первые такие ритуалы зафиксированы в период правления Канси (1661-1722). Зачастую во время собраний крестьяне выражали недовольство существующими порядками, за что власти стали запрещать подобные сборища.

 

Тем не менее, как важный ритуал, бай нянь сохранялся до середины XIX в., а наиболее стойкие его последователи стали именоваться няньдан (捻党), т.е. "сторонники/партия фитилей". Эти люди наиболее последовательно проводили эти ритуалы, во время которых выступления против правительства случались довольно часто. В 1810-х годах поступило предложение считать няньдан незаконной организацией и преследовать участников сборищ. Если одновременно собиралось более 3 человек, известных своим участием в таких церемониях, то их надлежало арестовать и наказать по закону как мятежников (наказание зависело от количества собравшихся).

 

Естественно, что устоявшуюся за 100 с лишним лет форму протеста крестьяне использовали, когда все вокруг заполыхало. И так появилось войско повстанцев, именуемое сокращенно няньцзюнь.

 

Здесь есть упоминания о ритуале бай нянь.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Волнения участников собраний нянь чжи жань чжи были отмечены в 1814 г. в провинции Хэнань, селение Гуаншань волости Жучжоу уезда Наньян.

 

В 1845 г. в Шаньдуне, в городе Цаочжоуфу во время очередного сборища няньдан возникли эксцессы, вызвавшие вмешательство губернатора, который приказал рассеять собравшихся, арестовать и предать суду зачинщиков. Собравшиеся оказали сопротивление солдатам. Обвиняемые в подстрекательстве были казнены (по Хуа Гану и Фан Вэньланю).

 

В июле 1851 г., перечисляя повстанческие группировки в стране, император Сяньфэн в своем указе отметил "няньфэй" в Хэнани.

 

Надо проверить это по "Цин ши гао" и шилу.

 

Что интересно, место действия няньдан совпадает с теми местами, где в 1920-е годы были активны Красные Пики - Аньхй, Хэнань и Шаньдун.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Битва, в которой Юань Цзясань разгромил няньцзюней у деревень Дэнвэй и Яовэй, произошла в 7-й год эры правления Сяньфэн, 6 день 7 лунного месяца. В боях погибло не более 500 человек повстанцев, около 200 было арестовано и казнено. Но это была первая крупная победа на этом фронте и с нее начинается заказанная при императоре Гуансюе (1875-1909) серия картин о подавлении восстания няньцзюней.

 

А вот составлять описание подавления восстания начали в 1868 г., фактически сразу после его разгрома. Итоговая работа вышла в 1872 г. Однако в ней помещены не полные, а сокращенные и переработанные материалы из архивов (о принципах подготовки материалов см. у Б. Доронина).

 

Т.ч. шилу обязательно нужны. Там помещены более полные редакции этих же материалов (оригинальных документов часто уж и в помине нет).

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дэлэнгэ (德楞額 или 德楞阿), герой подавления восстания Няньцзюней, занимал должность фу дутуна в Алэчука (阿勒楚喀 - ныне это район Харбина с названием Ачэн) с 1-го месяца 11-го года эры правления под девизом Сяньфэн (февраль 1861) по 10-й месяц начального года эры правления под девизом Тунчжи (ноябрь 1862), после чего был смещен.

 

Все это время его в Маньчжурии не было - он лихо подавлял китайцев в провинциях Аньхуй, Цзянсу, Шаньдун и т.п.

 

В приложении его портрет с картины последней четверти XIX в.

post-19-0-63711500-1445810424.jpg

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Циньдин чаопин няньфэй фанлюэ" (欽定剿平捻匪方略 - "Высочайше утвержденное описание подавление банд няньфэй") представляет собой историю подавления восстания няньцзюней, начавшегося в ноябре 1852 в провинции Аньхуй, затронувшего территории провинций Аньхуй, Шэньси, Шаньси, Чжили, Шаньдун, Цзянсу и почти дошедшего до пределов Ганьсу, и завершившегося в августе 1868 г.

 

За составлением этого официального сочинения наблюдал лично князь Исин (奕訢), один из влиятельнейших маньчжурских аристократов при малолетнем императоре Тунчжи. Руководил работой конфуцианский начетчик Чжу Сюэцзинь. Работа охватывает период с 1851 по 1869 гг. и составлена на основании официальных документов и императорских эдиктов. Информация этих документов была специально препарирована (подробнее см. у Б. Доронина) и может быть проверена при помощи хроник "Цин шилу" (清實錄) и "Дунхуа лу" за правления императоров Сяньфэна и Тунчжи. "Цин ши гао" в отношении освещения событий этого периода и региона является вторичным источником. 

 

"Циньдин чаопин няньфэй фанлюэ" является сочинением категории фанлюэ (方略), т.е. "краткие описания войн", которые вела династия Цин. Характерно, что правящие круги империи охарактеризовали восстание (правда, переросшее в полномасштабную гражданскую войну) теми же терминами, что и внешние войны империи в XVII-XVIII вв., в то время как столкновения с Англией и Францией были переведены в иную категорию - "чоубань иу шимо", т.е. "описание ведения дел с варварами от начала и до конца". Данная работа является частью глобального историографического проекта, известного как "Пиндин цишэн фанлюэ" (平定七省方略 - Описание умиротворения семи провинций) и начатого после подавления основных очагов восстаний в 1850-1860-х годах.

 

История разгрома повстанцев-няньцзюней в 320 цзюанях была представлена трону в 1872 г. и в том же году ее опубликовали в Пекине. Текст активно ищется и приветствуется!!!

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот такая информация была ранее об одной из значительнейших фигур тех лет - Мяо Пэйлине (см. портрет ниже) - у Илюшечкина:

Мяо Пэй-линь - чиновник маньчжурского правительства. В 1862 г. перешел на службу к тайпинам, получил у них княжеский титул, но вскоре изменил им, предательски захватил Чэнь Юй-чэна и передал его маньчжурским властям. Был казнен цинами.

 

 

Однако все немного не так. Мяо Пэйлинь (1798-1863) был шэньши, учительствовал в Фэнтай, провинция Аньхуй. До 1856 г. не принимал никакого участия в вооруженной борьбе. Но с 1856 г. стал создавать свои собственные отряды, которые быстро увеличивались в численности. В 1857 г. официально примкнул к правительственным войскам, но реально оставался местным гегемоном, контролировавшим сбор налогов и, соответственно, жизнь в нескольких десятках уездов провинции Аньхуй. Его ставкой были Фэнтай и Сяцайчжэнь (к северу от реки Хуайхэ). 

 

В 1860 г., когда цинские войска начали отступление из приморских районов на запад под давлением англо-французских войск, перешел на сторону тайпинов, получил от них титул за помощь, в январе 1861 г. принял участие в совместной с тайпинами осаде Инчжоу, но уже в марте 1861 г. снова перешел к Цинам. К лету 1862 г. вновь сошелся с тайпинами и пригласил Ин-вана Чэнь Юйчэна для совместных операций в районе Инчжоу, но предал его и захватил в плен с 4000 воинов. Все пленные были переданы цинскому военачальнику Шэнбао, после чего Чэнь Юйчэн был казнен. Тайпинская армия лишилась одной из лучших своих частей и одного из самых талантливых полководцев.

 

Затем Мяо Пэйлинь снова сошелся с няньцзюнями и несколько раз нападал на войска князя Сэнгэ Ринчэна, но в марте 1863 г. был им разгромлен и бежал. В результате его непоследовательной политики и тотального разорения базы был убит в своей ставке взбунтовавшимися воинами из его уцелевших отрядов.

 

Пример Мяо Пэйлиня показывает, насколько сложным было восстание няньцзюней и насколько они не подпадают под обычную трактовку крестьянского восстания.

post-19-0-03424500-1445852085.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Чжан Лэсин (1811 – 5.04.1863), другое имя Лосин, детское имя Сянъэр. Происходил из Чжанлаоцзя, Бочжоу, Аньхуй (ныне в составе уезда Гоян), лидер повстанческой армии няньцзюней в конце периода Цин, имел титул Во-ван от Тайпин Тяньго.

 

Чжан Лэсин происходил из семьи богатых помещиков-шэньши, имел более 500 му хорошей земли, занимался контрабандной продажей соли, любил выглядеть бескорыстным и справедливым в глазах окружающих, был известен как «славный парень».  

 

Во 2-м году Сяньфэн (1852) в северной части провинции Аньхуй был недород, Чжан Лэсин подружился с Гун Дэшу, Ван Гуаньсанем, Су Тяньфу, Хань Ланцзы и другими, и составил группировку няньдан.

 

На североаньхуйском диалекте слово «нянь» означало «все вместе, скопом», начало войска повстанцев-няньцзюней происходило из «няньцзы» (фитиль). Изначально в провинциях Аньхуй и Хэнань были бродяги, которые крутили фитили из бумаги и погружали в масло, чтобы они горели. Сжигание этих фитилей использовали для предотвращения бедствий, болезней, насильно навязывая их для молений в храме проезжающим торговцам, за что брали деньги для храмов. В голодный год без урожая оставались преимущественно тунеядствующие элементы, которые вступали в отряды няньцзюнь в большом количестве, что заставило народ говорить так: «Живущие [в одном месте] – это народ, уходящие [с этого места] – это няньцзюнь». Поскольку территории Цзянсу и Аньхуй к северу от реки Хуайхэ были поражены сильной засухой, очень многие крестьяне вступили в отряды няньцзюнь.

 

В 3-й год Сяньфэн(1853) войска тайпинов прошли через Аньхуй и Хэнань, няньцзюнь оказали им посильную, но бессистемную поддержку. Чжан Лэсин был выбран главой няньцзюней, именовавшихся «Шиба пу цзюйи» (собравшиеся для вооруженного выступления 18 станций), после чего захватил Юнчэн в провинции Хэнань.

 

 

Осенью 5-го года Сяньфэн (1855) Чжан Лэсин находился в Чжихэцзи (в настоящее время город в уезде Гаоян провинции Аньхуй), где созвал сбор предводителей отрядов няньцзюней и заключил с ними союз, возглавив его, после чего стал именоваться «Юн-ваном Великой Хань». Он установил систему из 5 знамен – желтого, белого, черного, красного и синего, при этом сам  руководил желтым знаменем, установив должности цзюньши, сыма, сяньфэн и т.п., и разработав «Походный устав армии».

 

В 19-й день 6-го месяца 6-го года Сяньфэн (1856) Чжихэцзи пал под ударами цинских войск и Чжан Лэсин отошел со своими войсками на юг.

 

В 16-й день 7-го месяца того же года он атаковал и захватил важный торговый город Саньхэцзянь в верховьях Хуайхэ (ныне город Саньхэцзяньчжэнь в уезде Гуши провинции Хэнань). Затем, повернув войска на север, в 24-й день 8-го месяца он отбил Чжихэцзи.

 

Весной 7-го года Сяньфэн Чжан Лэсин присоединился к тайпинским войскам Юйтянь-хоу Чэнь Юйчэна и Хэтянь-хоу Ли Сючэна на границе Хоци и Луань в провинции Аньхой, и принял участие в нападении на Хоцю. С этого момента няньцзюни стали проводить операции по согласованию с руководством тайпинов, перестали носить косы и приняли знамена Тайпин Тяньго. Хун Сюцюань пожаловал Чжан Лэсину титул Чэнтянь-и и назначил Чжэнбэй чжуцзян (Главным полководцем карательного похода на Север).

 

В 13-й день 10-го месяца его войска отошли к Луань.

 

 

В конце 5-го месяца 8 года Сяньфэн (1858) Чжан Лэсин повел войска в наступление на север, прошел перевал Чжэнъянгуань, Сяшикоу, оккупировал уезды Хуайюань и Линьхуай в провинции Аньхуй, а также 2 города в уезде Фэнъян, и, контролируя оба берега Хуайхэ, прервал перевозки для цинской армии к северу от Хуайхэ.

 

В 11-м месяце того же года, участвуя с Чэнь Юйчэном и Ли Сючэном в наступлении на южном направлении, в битве у Трех Рек нанес сильное поражение Хуайской армии.

 

В 10-м году Сяньфэн (1860) Чжан Лэсин послал Чжан Цзунъюя во главе 30 с лишним тыс. воинов в рейд по северной части Цзянсу по тылам противника, занял Цинганпу (ныне Хуайян), за что получил от тайпинов титул Во-ван.

 

Зиму 1861 г. Чжан Лэсин провел в уезде Иншан в провинции Аньхуй.

 

В начальный год Тунчжи (1862) тайпины утратили плацдарм в северной части провинции Аньхуй, общая обстановка стала ухудшаться.

 

В 5-м месяце того же года тайпинский полководец Чэнь Юйчэн был предан няньцзюньским лидером Мяо Пэйлинем, попал в плен к Цинам и был казнен, и Чжан Лэсин продолжил командовать своими оставшимися без поддержки войсками в бассейне Хуайхэ.

 

Зимой того же года Сэнгэ Ринчэн окружил и атаковал базу няньцзюней к северу от Хуайхэ, няньцзюни попытались контратаковать всеми силами, но вновь потерпели неудачу.

 

В начале 2-го месяца 2-го года Тунчжи (1863) Чжан Лэсин вновь ушел в Чжихэцзи и удерживал важные позиции по реке Иньцзяхэ. В 23-й день 3-го месяца Чжан Лэсин привел большое войско в 200 тысяч воинов к Чжанцуньпу на реке Гохэ, выстроил войска спиной к реке и дал ожесточенный бой Сэнгэ Ринчэну. Изолированная армия повстанцев не получила помощи извне и была уничтожена. Чжан Лэсин с десятком конников прорвался через плотное кольцо окружения и достиг Мацзядянь в уезде Фуян, а ночью проследовал в Сиянцзи в уезде Мэнчэн, намереваясь пробиться в Шаньдун..

 

4-го числа 4-го месяца он дошел до Сиянцзи, где располагался предводитель Синего знамени Ли Цзяин. К тому времени Ли Цзяин перешел на сторону Цинов, поэтому он радушно принял Чжан Лэсина, одновременно секретно сообщив об этом правителю области Сучжоу Ин Ханю. Ин Хань немедленно выступил с войсками и прибыл в Сиянцзи, где схватил Чжан Лэсина, а также его сына Чжан Си и приемного сына Ван Ваньэра и препроводил их под конвоем в Бочжоу, где стоял лагерем Сэнгэ Ринчэн.

 

5 апреля 1863 г. все трое были казнены Цинами, уцелевшие войска няньцзюней возглавили Лян-ван Чжан Цзунъюй и Лу-ван Жэнь Хуабан.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Карта действий няньцзюней по состоянию на 1856 г. Надписи на китайском, но главное одно - все, что белое, без штриховки - контролировали Цины, все, что штриховано - няньцзюни. Вот так шла война в Аньхуе и Хэнани.

post-19-0-77627800-1448980693_thumb.jpg

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Высочайше утвержденное описание подавление банд няньфэй" еще нужен?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Было бы недурственно. Мерси.

 

Да, Чжан Лэсин в феврале 1853 г. доблестно перешел на сторону Цинов и только к осени 1855 г. порвал с ними и стал во главе объединенных сил няньцзюней.

 

Ли Чжаошоу (выдающийся лидер няньцзюней) 2 раза переходил от няньцзюней к Цинам и к 1858 г. полностью перешел на сторону Цинов. Как писал В. Илюшечкин, он так и остался бандитом по натуре и был казнен за бандитизм в 1881 г.

 

Интересно и то, что большинство вождей тайпинов и няньцзюней были из низших слоев привилегированных классов - Хун Сюцюань и Фэн Юншань были из неудачников-студентов, Мяо Пэйлинь - из сельских учителей (в принципе, первые два тоже учительствовали), Чжан Лэсин, Вэй Чанхуй, Ши Дакай - из помещиков, Сунь Гэнсин - из мелких чиновников. Было много криминала - Ян Сюцин и Сяо Чаогуй были из т.н. "охранных агенств" (ЧОП того времени, тесно связанные с криминалом), Ло Даган был изначально пиратом и т.д.

 

Социальный состав вождей антицинского движения показал, что оно было крайне разнородным, и говорить о какой-то сознательности довольно сложно - причины были самые разные у разных вождей и их последователей.

Share this post


Link to post
Share on other sites

И снова о личностях в этой войне - снова Мяо Пэйлинь (он очень интересует меня как один из прообразов будущих милитаристов 1920-х).

Мяо Пэйлинь (1789-1863), второе имя Юйсань. Уроженец уезда Фэнтай провинции Аньхуй. Происходил из бедной семьи сюцая и преподавал в частной школе. Был наделен литературными талантами (сохранились его стихи). Военный деятель конца периода Цин. Сначала являлся командиром помещичьей дружины туаньлянь, принимал активное участие в подавлении восстания няньцзюнь. Затем усилился и стал захватывать территории, устанавливая там свою власть. Вступил в союз с войсками тайпинов и няньцзюней, но был убит в бою с войсками цинского военачальника Сэнгэ Ринчэна.

В 1856 г., проживая в деревне, Мяо Пэйлинь возглавил дружину туаньлянь, ведущую борьбу с няньцзюнями, его сила и влияние быстро возросли, и он держал под своим контролем несколько десятков областей и уездов вокруг Фэнтая, считаясь местным гегемоном.

В 1861 г. под предлогом дела о несанкционированных казнях в Шоучжоу двинул свои войска против Цинов, окружил и штурмовал Шоучжоу, послал своего военачальника Ван Цзинькуя в Луань чтобы примириться с няньцзюнями, и Чжу Синя в Лучжоу к Чэнь Юйчэну, чтобы наладить связь с тайпинами, за что получил от тайпинов титул Цзоу-ван. 

Впоследствии, когда сюньфу провинции Аньхуй Вэн Туншу приговорил Сюй Личжуана к смертной казни, а шэньши Сунь Цзятая заключил в тюрьму, Мяо Пэйлинь временно прекратил военные действия и снял осаду города.

В 1861 г. (11 год Сяньфэн) Вэн Туншу содействовал тому, чтобы Мяо Пэйлинь согласился на капитуляцию перед Цинами, после чего цинский двор приказал Мяо Пэйлиню «возглавить войска и совершить подвиги», но в конце октября 1861 г. Мяо Пэйлинь овладел городом Шоучжоу, убил всю семью Сунь Цзятая, покарал кланы Пи, Хуан, Хун, У, Чжан, взял в плен Вэн Туншу, захватил и разграбил города Хоцю, Иншань, Хуайюань, заставу Чжэнъянгуань и другие территории.

На следующий год (1862) он напал на Инчжоу, окружил в нем сюньфу провинции Аньхуй Цзя Чжэня, но вскоре перешел на сторону циньча дачэня Шэн Бао, объединил войска с Цзя Чжэнем и снял осаду с Инчжоу. Чжан Лэсин и Ма Жунхэ были разгромлены и бежали в Иншань.  

Поскольку Чжан Лэсин сумел избежать ловушки, цинский двор осудил Мяо Пэйлиня за то, что тот не отнесся к уничтожению Чжан Лэсина со всей ответственностью.

Мяо Пэйлинь заманил в ловушку тайпинского Ин-вана Чэнь Юйчэна, Дао-вана Чэнь Шижуна, Цун-вана Чэнь Дэлуна, Тяньи Чэнь Цзюйчэна и других ванов, и передал их Шэн Бао.

Однако в связи с тем, что вскоре Шэн Бао был низвергнут, цинский двор предписал распустить его войска, после чего он снова выступил против Цинов. В связи с тем, что 4.06.1862 чжичжоу округа Шоучжоу Мао Вэйи погиб в бою, а Цзэн Гофань и Тан Сюньфан неоднократно оказывались в затруднительном положении, цинский двор принял решение окончательно уничтожить Мяо Пэйлиня, приказав Сэнгэ Ринчэну покарать Мяо Пэйлиня, который послал в поход своих подчиненных Чжань Цилуня, Кэмэнъэ и Чэнь Гожуя.  

Повторным приказом императора маньчжурский военачальник Дусинъэ пополнил свою конницу еще более чем 2000 воинов и ополченцев и послал на помощь Сэнгэ Ринчэну банбань цзюньу Фуминъэ.

Сторонник Мяо Пэйлиня Чжан Гундуань увидел, что дело проиграно и перешел на сторону Цинов, цинские войска с легкостью овладели уездом Хуайюань.

28.10.1863 цинские войска под командованием Сэнгэ Ринчэна осадили Мэнчэн, Мяо Пэйлинь лично объезжал с дозором ров вокруг города, и был убит собственными подчиненными. Цзунду Ван Ваньцин приписал себе чужие заслуги и преподнес его голову Сэнгэ Ринчэну. Жена Мяо Пэйлиня из рода Сюй, а также его сын Мяо Ляньшэн также были убиты.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Шикарная фраза из правительственного указа за 1862 г.:

Цитата

 

6 числа данного месяца (29 сентября 1862) правительственные войска, использовав одержанную победу, совершили вылазку.

Вышеуказанные мятежники были охвачены паникой и не могли ничего предпринять. Они бросили оружие и покорились в ожидании смерти.

Правительственные войска становились все храбрее по мере того, как убивали все больше и больше.

Трупы разбойников заполнили горные долины.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Совершенно случайно выяснилось, что было еще одно восстание - на стыке юго-западных районов провинции Шаньдун и смежных районов Цзянсу и Хэнани. Это восстание Длинных Пик (Чанцян). Они были собраны в качестве про-цинской милиции местными шэньши в 1853 г., когда няньцзюньские отряды пришли на помощь идущим на север тайпинским войскам. Их отряды достигали нескольких тысяч человек.К 1860 г. их насчитывалось не менее 5000 воинов, причем социальный состав был крайне разнородный - среди Длинных Пик было много бандитов, бродяг и случайных людей, воевавших за деньги (80-100 вэнь в день).

Их бесчинства покрывали местные чиновники, видевшие в них основу своей независимости и безопасности в условиях гражданской войны. Сэнгэ Ринчэн, известный цинский военачальник, решил призвать их к порядку и они восстали. 

Их восстание продолжалось с 1861 по 1864 г. После 1864 г. упоминания о лидерах Длинных Пик и их отрядах, как отдельных формированиях, исчезают. Видимо, это означало из полное слияние с отрядами няньцзюнь и, возможно, тайпинов Лай Вэньгуана.

В общем, этим периодом никто серьезно не занимался в СССР, да и в мировом научном сообществе. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Буквально пара слов о восстании есть в книге Joseph W. Esherick "The Origins of the Boxer Uprising".

Еще что-то я вытащил из цинских документов - в частности, в одной из реляций 1862 г. упоминается, что няньцзюни объединились с отрядом Длинных Пик.

Все, пока больше ничего неизвестно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Выловил в китайской энциклопедии о восстании Общества Длинных Пик в 1861-1864 гг.

Цитата

 

Восстание общества Длинных Пик (Чанцян хуй).

 

Общество Длинных Пик – это бывшие деревенские отряды самообороны (туаньлянь), превратившиеся в крестьянские организации. Получило название по основному оружию своих членов – длинным пикам. Основным районом действий Общества Длинных Пик были западные и юго-западные районы провинции Шаньдун.

В 1853 г. тайпины начали свой поход на север, вместе с ними отряды няньцзюней вступили на территорию провинции Шаньдун. Поэтому цинское правительство приказало подготовить отряды самообороны во всех областях и уездах провинции Шаньдун.

В 1854-1855 (4-5 годы правления под девизом Сяньфэн) в Цаочжоу (ныне уезд Хэцзэ) чиновники собрали несколько тысяч ополченцев, которых называли «Чанцян июн» (Храбрецы с длинными пиками).

 

Обучение и управление

 

Каждый день, когда шли учения или отряды выступали в поход, каждый боец получал от 80 до 100 вэнь в день. Данная статья расходов оплачивалась за счет дополнительных сборов, добавленных местными властями к поземельному налогу. Поэтому расходы были очень большие, и в 1861 г. правитель области Цаочжоу прекратил выплату этих средств. Это произошло в тот момент, когда дружины самообороны оказывали успешное самостоятельное сопротивление отрядам няньцзюней: «Чиновники Цаочжоу самодурствуют, карают и милуют по своему произволу, нечистые на руку воруют без меры».

Отвечающий за обучение ляньцзун Ни Гуанхэ (Ни-хэшан), Го Бинцзюнь, сюцай Цзяо Гуйчан, Дун Чжисинь, Ли Линь, Ван Гуанцзи, Тянь Сяоцэн, Чан Ляньпэй и прочие подали жалобу чжифу Цаочжоу на тяжелые поборы со стороны командиров помещичьих дружин самообороны. Командиры помещичьих дружин самообороны были сторонниками цинского военачальника Сэнгэ Ринчэна, и напали на Общество Длинных Пик, в то же самое время ложно объявляя о том, что местные власти покрывали действия Общества Длинных Пик. Сэнгэ Ринчэн тут же приказал покарать виновных. Общество Длинных Пик было возмущено и публично заявило о начале восстания.

26.04.1861 Ван Лайфэн объединился с «религиозной армией» (цзяоцзюнь) Цю Синя (сторонники учения «Байляньцзяо») и захватил округ Пучжоу (в пределах современного уезда Фаньсянь, провинция Хэнань), и убил попечителя учебных заведений округа (сюэчжэн) Ма Хунцзи. 

1.05.1861 Го Бинцзюнь, Ван Лайфэн, Лю Чжанькао и прочие повели отряды Общества Длинных Пик и заняли уезд Фаньсянь, очень скоро восстание распространилось на обширные районы юго-запада провинции Шаньдун. Повсеместно отряды самообороны переходили на сторону Общества Длинных Пик.

 

Восстание

 

Вожди Общества Длинных Пик Ни Гуанхэ, Гао Бучжэнь, Лю Чжанькао, Тин Шутан и прочие объединились с восставшими крестьянами нескольких десятков уездов: Цзиньсян, Динтао, Чэнъу, Цзюйе, Хэцзэ, Юньчэн, Фаньсянь, Шоучжан, Дунпин и прочими, и, собрав 50-60 тысяч человек, развернули наступление на помещичьи отряды самообороны.

14.05.1861 Ни Гуанхэ и прочие привели почти 10 тысяч человек, окружили окружной город Цаочжоу и вели упорный бой с местными войсками в течение 3 суток, а 17.05.1861 ушли на северо-запад к Сяолюцзи. 

Примечание: -цзи в названиях населенных пунктов может означать «ярмарка» или «рынок».

18.05.1861 Лю Чжанькао и прочие повели более 10 тысяч повстанцев на юг от Шатуцзи, а затем повернули войска и вновь обложили Цаочжоу, сделав так, что «Цаочжоу затворил ворота более, чем на 20 дней, правительственные солдаты не могли ни спать, ни есть, все потеряли человеческий облик, сложилась критическая ситуация».

В то же самое время Дин Шутан и прочие возглавили повстанцев и соединились с няньцзюнями для ведения совместных операций, взяли штурмом Чжаоцзялоу в уезде Юньчэн, убили командира дружины Чжао, инструктора Чжао Цзайтяня и более 1000 дружинников, последовательно овладев более чем сотней деревень в уездах Юньчэн и Цзюйе.

В течение июня отряды няньцзюней и «религиозная армия» Цю Синя совместно с отрядами Общества Длинных Пик насчитывавшие несколько десятков тысяч человек, действовали в приграничных районах провинций Хэбэй, Шаньдун и Хэнань. Лидеры Общества Длинных Пик Го Бинцзюнь, Лю Цянь, а также Ма Пэннянь и прочие быстро двинулись из Цзюйе на уезд Шаньсянь в Хэцзэ, провинция Шаньдун, осадили его центр и через 6 дней отошли, разместившись в Байцзялоу и Цаоливанчжуан уезда Чэнъу, отвлекая внимание главных сил цинских войск. Лю Чжанькао и Ни Гуанхэ стояли лагерем под стенами Цаочжоу более 40 дней, Сэнгэ Ринчэн послал на помощь городу пехоту и конницу под командованием Шутун’э и Чжао Канхоу, и только так удалось снять осаду с Цаочжоу. Лю Чжанькао с северо-запада ушел в Каочэн, Ни Гуанхэ двинулся на восток и вошел в уезд Шаньсянь.

В течение ноября 1861 г. отряды Общества Длинных Пик привели свои силы в порядок и снова окружили город Цаочжоу, атаковав его со всех сторон.

Ни Гуанхэ, Лю Цянь, Го Силин, Сы Гу, Хоу У, Цзяо Гуйчан, Чан Ляньпэй возглавили основные силы Общества Длинных Пик на 7 направлениях и плотно обложили Цаочжоу со всех сторон, в то же самое время то появляясь, то исчезая в уездах Юньчэн и Цзюйе, в районе Аньсинму, Пуяне и Хунчуанькоу уезда Фаньсянь, взаимодействуя с отрядами няньцзюней. Преследуя отряды Общества Длинных Пик, цинские войска изматывали себя.

В декабре 1861 г. Сэнгэ Ринчэн учредил свою ставку в Хунчуанькоу, преследуя отряды Общества Длинных Пик, после этого он взял штурмом ставку Го Бинцзюня в Гоцзятанфан. Го Бинцзюнь был вынужден соединиться с няньцзюнями. Цины схватили и казнили всю семью Го Бинцзюня. Ли Чаочжу и прочие были арестованы.

В начале января 1862 г. Го Бинцзюнь и Цзяо Гуйчан повели более 4000 повстанцев на юг и снова напали на Цаочжоу. Начальник уезда Хэцзэ Ван Чаои подвергся неожиданному удару повстанцев, был разбит и спрятался.

17.01.1862 Сэнгэ Ринчэн послал конницу для того, чтобы нанести внезапный удар по повстанцам в Чэньцзяцзи, но повстанцы отошли к холмам Убаган.

18.01.1862 повстанческая конница в количестве 2000 воинов и пехота в количестве нескольких тысяч воинов ушли по 3 дорогам на юг, временно сняв осаду Цаочжоу. Лю Чжанькао и Ван Лайфэн во главе своих войск сдались Цинам. Остальные вожди повстанцев – Цзяо Гуйчан, Лю Цянь, Дун Чжисинь, Ли Бяо, Ван Гуанцзи, Чжан Шоуи и прочие, во главе нескольких тысяч воинов присоединились к няньцзюням. Цины послали войска в Люкоу для действий с местными войсками Ван Хуцина, и объединившись, окружили и разгромили отряды Общества Длинных Пик. Чан Ляньпэй, Лю Юнчао и еще 27 человек были захвачены в плен и казнены.

В мае 1862 г. Дун Чжисинь, Ли Бяо и другие, объединившись с няньцзюнями, вошли в уезд Цаосянь и, перейдя реку у Каочэн по дамбе, разделились на отряды и встали в Цаолоу и Ханьцзи уезда Цаосянь. Цинские войска окружили их расположение и стали теснить, тогда Дун Чжисинь и Ли Бяо, имея более 1000 воинов, заняли храм Шагосы в уезде Дунмин. После этого они соединились с отрядами Ван Гуанцзи и прочих в уезде Динтао. Цинские войска обложили их тесным кольцом, лишив отряды Общества Длинных Пик путей подвоза продовольствия.

4.06.1862 Дун Чжисинь и Ли Бяо потерпели поражение от Сэнгэ Ринчэна и один за другим сдались ему. Цзяо Гуйчан, Лю Цянь и прочие привели более 1100 повстанцев из Каочэна и встали лагерем в Чжунамяоцзи и Чжанциньчжай уезда Цаосянь, чтобы оказать поддержку Дун Чжисиню. Узнав о капитуляции Дун Чжисиня и прочих, Цзяо Гуйчан и его войска утратили боевой дух и также капитулировали перед Цинами. Подчиненные ему командиры Цюй Юаньцзи и Чэнь Куй возражали против капитуляции и ушли, уведя с собой несколько сот воинов. Однако, даже капитулировав, Цзяо Гуйчан наряду с Дун Чжисинем и Ли Бяо не смог завоевать расположение и доверие цинского правительства, и поэтому все они были казнены Сэнгэ Ринчэном. Начальник уезда Хэцзэ Ван Чаои отдал приказ, по которому подчиненные Ван Гуаньи 33 человека, а также Чжу Чжунъюй и еще 18 человек наряду с членами их семей все были казнены. Ван Гуанцзи, Лю Цянь и прочие лидеры повстанцев обратились за помощью к няньцзюням, укрыв бойцов в Буцзявань, уезд Пэйсянь провинции Цзянсу.

В декабре 1863 г. Лю Цянь, Ни Гуанхэ, Чжан Шоуи, Лю Сы и прочие были схвачены и казнены в Шигуншань.

В декабре 1864 г. уездный начальник в Ляочэн выступил против Дун Даопина и уничтожил его.

С этого времени следы Общества Длинных Пик исчезают.

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Отправил на проверку смешанной немецко-тайваньской комиссии 18 текстов указов о награждениях за подавление восстания няньцзюней с описанием битв. Жду результата. Готовлюсь к тайпинской и мусульманской частям.

Работа адова.

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ситуация в Шаньдуне кажется намного сложнее, чем было предложено в теме про тайпинов - был цинский истеблишмент. ЕГо, с некоторыми оговорками, поддерживала большая часть шэньши и помещиков. Крестьяне от них зависели и самостоятельно не действовали.

Далее получается, что в деревнях некоторых уездов стихийно складывается "Общество Длинных Пик", созданное для самообороны деревень от "прогрессивных" махновцев-няньцзюней и таких же "прогрессивных" тайпинов, из которых истеблишмент набирает отряды милиции. Эта милиция ставится на казенное довольствие, причем средства на это собираются за счет доп. налогов.

Эти части хорошо сражаются с няньцзюнями, но в какой-то момент истеблишмент то ли проворовался, то ли понял, что еще собрать денег - и будет восстание в Шаньдуне. И прекращает финансирование наемной милиции. Тогда ее командиры начинают "самофинансироваться". И члены "Общества Длинных Пик" из тех же деревенских шэньши присылают в Цаочжоу жалобу на наемников. 

Те встречно обвиняют "Общество Длинных Пик" в самоуправстве и, видимо, в связях с няньцзюнями (думаю, не без этого - народишко был разный и крайне ненадежный). Гражданские власти мямлят что-то невразумительное, а военные принимают сторону своих соратников - командиров отрядов наемной милиции. Начинается взаимная резня между сторонниками "Общества Длинных Пик" и наемной милицией, из этих же "Пик" набранной. Но постепенно милиция переходит на сторону "Общества", а "Общество" стакивается с няньцзюнями и Шаньдун в течение ряда лет подвергается чудовищному опустошению со стороны няньцзюней.

18 мая 1865 г. в битве при Цаочжоу погибнет сам Сэнгэ Ринчэн, а его войско будет полностью уничтожено.

Вот и выделите "прогрессивные" и "реакционные" стороны в этой ситуации!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Из 18 текстов императорских указов о подавлении восстания няньцзюней в 4 случаях указывалось особо об освобождении беженцев и в 1 случае - общая рекомендация "призвать беженцев вернуться на свои места проживания". При этом 2 текста из 18 (оба от 27 августа 1868 г.) не содержали подробностей битв в целом, будучи посвящены сообщениям о поисках тела Чжан Цзунъюя и наградам отличившихся цинских воинов и полководцев. 

По порядку:

24 мая 1858 г. в провинции Аньхуй освобождено 2000 беженцев, угнанных няньцзюнями.

13 октября 1861 г. в провинции Шаньдун освобождено несколько тысяч беженцев, угнанных няньцзюнями.

31 января 1862 г. в провинции Шаньдун освобождена 1 тысяча беженцев, угнанных няньцзюнями.

10 апреля 1862 г. в провинции Цзянсу освобождено 7 тысяч беженцев, угнанных няньцзюнями.

Социальная принадлежность беженцев не установлена, способов их угона и удержания маневренными отрядами няньцзюней выяснить из имеющейся информации не удалось.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Указ от 27 августа 1857 г.

Юань Цзясань разгромил 5 баз няньцзюней, в т.ч. важные опорные пункты - Яовэй и Дэнвэй.

Хронология событий:

19 июля 1857 г. - Юань Цзясань начал осаду укрепленной деревни Яовэй, где засели няньцзюни под командованием Лю Лаоюаня. В боях около Яовэй было убито ок. 300 няньцзюней и более 50 попало в плен.

30 июля 1857 г. - небольшое сражение у деревни Юйцзялоу - цинские полководцы Лян Вэйсань и Тянь Лян разгромили повстанцев, убив 180-190 человек.

1 августа 1857 г. - няньцзюни атаковали цинские инпани (укрепленные лагеря), но Юань Цзясань и Гао Силин отбили нападение и в битве у Цзунвэй разбили повстанцев, убив несколько сотен человек и захватив многих. Только для одного эпизода сражения указывается потеря няньцзюнями более 100 убитыми и более 30 пленными.

10 августа 1857 г. - осажденная укрепленная деревня Дэнвэй сдалась вследствие начавшихся у няньцзюней внутренних раздоров и конфликта с местными жителями. Местные жители связали и выдали Цинам главарей няньцзюньского отряда Ли Иня и Лю Потоу, а также 35 их активных сторонников, еще 200 няньцзюней сдались добровольно.

Итого: не менее 1000 няньцзюней убито, не менее 300 попало в плен (только то, что можно посчитать и оценить, исходя из текста указа)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Similar Content

    • "Примитивная война".
      By hoplit
      Небольшая подборка литературы по "примитивному" военному делу.
       
      - Prehistoric Warfare and Violence. Quantitative and Qualitative Approaches. 2018
      - Multidisciplinary Approaches to the Study of Stone Age Weaponry. Edited by Eric Delson, Eric J. Sargis. 2016
      - Л. Б. Вишняцкий. Вооруженное насилие в палеолите.
      - J. Christensen. Warfare in the European Neolithic.
      - DETLEF GRONENBORN. CLIMATE CHANGE AND SOCIO-POLITICAL CRISES: SOME CASES FROM NEOLITHIC CENTRAL EUROPE.
      - William A. Parkinson and Paul R. Duffy. Fortifications and Enclosures in European Prehistory: A Cross-Cultural Perspective.
      - Clare, L., Rohling, E.J., Weninger, B. and Hilpert, J. Warfare in Late Neolithic\Early Chalcolithic Pisidia, southwestern Turkey. Climate induced social unrest in the late 7th millennium calBC.
      - ПЕРШИЦ А. И., СЕМЕНОВ Ю. И., ШНИРЕЛЬМАН В. А. Война и мир в ранней истории человечества.
      - Алексеев А.Н., Жирков Э.К., Степанов А.Д., Шараборин А.К., Алексеева Л.Л. Погребение ымыяхтахского воина в местности Кёрдюген.
      -  José María Gómez, Miguel Verdú, Adela González-Megías & Marcos Méndez. The phylogenetic roots of human lethal violence // Nature 538, 233–237
      - Sticks, Stones, and Broken Bones: Neolithic Violence in a European Perspective. 2012
       
       
      - Иванчик А.И. Воины-псы. Мужские союзы и скифские вторжения в Переднюю Азию.
      - Α.Κ. Нефёдкин. ТАКТИКА СЛАВЯН В VI в. (ПО СВИДЕТЕЛЬСТВАМ РАННЕВИЗАНТИЙСКИХ АВТОРОВ).
      - Цыбикдоржиев Д.В. Мужской союз, дружина и гвардия у монголов: преемственность и конфликты.
      - Вдовченков E.B. Происхождение дружины и мужские союзы: сравнительно-исторический анализ и проблемы политогенеза в древних обществах.
      - Louise E. Sweet. Camel Raiding of North Arabian Bedouin: A Mechanism of Ecological Adaptation //  American Aiztlzropologist 67, 1965.
      - Peters E.L. Some Structural Aspects of the Feud among the Camel-Herding Bedouin of Cyrenaica // Africa: Journal of the International African Institute,  Vol. 37, No. 3 (Jul., 1967), pp. 261-282
       
       
      - Зуев А.С. О боевой тактике и военном менталитете коряков, чукчей и эскимосов.
      - Зуев А.С. Диалог культур на поле боя (о военном менталитете народов северо-востока Сибири в XVII–XVIII вв.).
      - О.А. Митько. Люди и оружие (воинская культура русских первопроходцев и коренного населения Сибири в эпоху позднего средневековья).
      - К.Г. Карачаров, Д. И. Ражев. Обычай скальпирования на севере Западной Сибири в Средние века.
      - Нефёдкин А.К. Военное дело чукчей (середина XVII—начало XX в.).
      - Зуев А.С. Русско-аборигенные отношения на крайнем Северо-Востоке Сибири во второй половине  XVII – первой четверти  XVIII  вв.
      - Антропова В.В. Вопросы военной организации и военного дела у народов крайнего Северо-Востока Сибири.
      - Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров.
      - Laufer В. Chinese Clay Figures. Pt. I. Prolegomena on the History of Defensive Armor // Field Museum of Natural History Publication 177. Anthropological Series. Vol. 13. Chicago. 1914. № 2. P. 73-315.
      - Нефедкин А.К. Защитное вооружение тунгусов в XVII – XVIII вв. [Tungus' armour] // Воинские традиции в археологическом контексте: от позднего латена до позднего средневековья / Составитель И. Г. Бурцев. Тула: Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», 2014. С. 221-225.
      - Нефедкин А.К. Колесницы и нарты: к проблеме реконструкции тактики // Археология Евразийских степей. 2020
       
      - N. W. Simmonds. Archery in South East Asia s the Pacific.
      - Inez de Beauclair. Fightings and Weapons of the Yami of Botel Tobago.
      - Adria Holmes Katz. Corselets of Fiber: Robert Louis Stevenson's Gilbertese Armor.
      - Laura Lee Junker. WARRIOR BURIALS AND THE NATURE OF WARFARE IN PREHISPANIC PHILIPPINE CHIEFDOMS.
      - Andrew  P.  Vayda. WAR  IN ECOLOGICAL PERSPECTIVE PERSISTENCE,  CHANGE,  AND  ADAPTIVE PROCESSES IN  THREE  OCEANIAN  SOCIETIES.
      - D. U. Urlich. THE INTRODUCTION AND DIFFUSION OF FIREARMS IN NEW ZEALAND 1800-1840.
      - Alphonse Riesenfeld. Rattan Cuirasses and Gourd Penis-Cases in New Guinea.
      - W. Lloyd Warner. Murngin Warfare.
      - E. W. Gudger. Helmets from Skins of the Porcupine-Fish.
      - K. R. HOWE. Firearms and Indigenous Warfare: a Case Study.
      - Paul  D'Arcy. FIREARMS  ON  MALAITA  - 1870-1900. 
      - William Churchill. Club Types of Nuclear Polynesia.
      - Henry Reynolds. Forgotten war. 
      - Henry Reynolds. The Other Side of the Frontier. Aboriginal Resistance to the European Invasion of Australia.
      -  Ronald M. Berndt. Warfare in the New Guinea Highlands.
      - Pamela J. Stewart and Andrew Strathern. Feasting on My Enemy: Images of Violence and Change in the New Guinea Highlands.
      - Thomas M. Kiefer. Modes of Social Action in Armed Combat: Affect, Tradition and Reason in Tausug Private Warfare // Man New Series, Vol. 5, No. 4 (Dec., 1970), pp. 586-596
      - Thomas M. Kiefer. Reciprocity and Revenge in the Philippines: Some Preliminary Remarks about the Tausug of Jolo // Philippine Sociological Review. Vol. 16, No. 3/4 (JULY-OCTOBER, 1968), pp. 124-131
      - Thomas M. Kiefer. Parrang Sabbil: Ritual suicide among the Tausug of Jolo // Bijdragen tot de Taal-, Land- en Volkenkunde. Deel 129, 1ste Afl., ANTHROPOLOGICA XV (1973), pp. 108-123
      - Thomas M. Kiefer. Institutionalized Friendship and Warfare among the Tausug of Jolo // Ethnology. Vol. 7, No. 3 (Jul., 1968), pp. 225-244
      - Thomas M. Kiefer. Power, Politics and Guns in Jolo: The Influence of Modern Weapons on Tao-Sug Legal and Economic Institutions // Philippine Sociological Review. Vol. 15, No. 1/2, Proceedings of the Fifth Visayas-Mindanao Convention: Philippine Sociological Society May 1-2, 1967 (JANUARY-APRIL, 1967), pp. 21-29
      - Armando L. Tan. Shame, Reciprocity and Revenge: Some Reflections on the Ideological Basis of Tausug Conflict // Philippine Quarterly of Culture and Society. Vol. 9, No. 4 (December 1981), pp. 294-300.
      - Karl G. Heider, Robert Gardner. Gardens of War: Life and Death in the New Guinea Stone Age. 1968.
      - P. D'Arcy. Maori and Muskets from a Pan-Polynesian Perspective // The New Zealand journal of history 34(1):117-132. April 2000. 
      - Andrew P. Vayda. Maoris and Muskets in New Zealand: Disruption of a War System // Political Science Quarterly. Vol. 85, No. 4 (Dec., 1970), pp. 560-584
      - D. U. Urlich. The Introduction and Diffusion of Firearms in New Zealand 1800–1840 // The Journal of the Polynesian Society. Vol. 79, No. 4 (DECEMBER 1970), pp. 399-41
      -  Barry Craig. Material culture of the upper Sepik‪ // Journal de la Société des Océanistes 2018/1 (n° 146), pages 189 à 201
      -  Paul B. Rosco. Warfare, Terrain, and Political Expansion // Human Ecology. Vol. 20, No. 1 (Mar., 1992), pp. 1-20
      - Anne-Marie Pétrequin and Pierre Pétrequin. Flèches de chasse, flèches de guerre: Le cas des Danis d'Irian Jaya (Indonésie) // Anne-Marie Pétrequin and Pierre Pétrequin. Bulletin de la Société préhistorique française. T. 87, No. 10/12, Spécial bilan de l'année de l'archéologie (1990), pp. 484-511
      - Warfare // Douglas L. Oliver. Ancient Tahitian Society. 1974
      - Bard Rydland Aaberge. Aboriginal Rainforest Shields of North Queensland [unpublished manuscript]. 2009
      - Leonard Y. Andaya. Nature of War and Peace among the Bugis–Makassar People // South East Asia Research. Volume 12, 2004 - Issue 1
      - Forts and Fortification in Wallacea: Archaeological and Ethnohistoric Investigations. Terra Australis. 2020
       
       
      - Keith F. Otterbein. Higi Armed Combat.
      - Keith F. Otterbein. THE EVOLUTION OF ZULU WARFARE.
      - Myron J. Echenberg. Late nineteenth-century military technology in Upper Volta // The Journal of African History, 12, pp 241-254. 1971.
      - E. E. Evans-Pritchard. Zande Warfare // Anthropos, Bd. 52, H. 1./2. (1957), pp. 239-262
      - Julian Cobbing. The Evolution of Ndebele Amabutho // The Journal of African History. Vol. 15, No. 4 (1974), pp. 607-631
       
       
      - Elizabeth Arkush and Charles Stanish. Interpreting Conflict in the Ancient Andes: Implications for the Archaeology of Warfare.
      - Elizabeth Arkush. War, Chronology, and Causality in the Titicaca Basin.
      - R.B. Ferguson. Blood of the Leviathan: Western Contact and Warfare in Amazonia.
      - J. Lizot. Population, Resources and Warfare Among the Yanomami.
      - Bruce Albert. On Yanomami Warfare: Rejoinder.
      - R. Brian Ferguson. Game Wars? Ecology and Conflict in Amazonia. 
      - R. Brian Ferguson. Ecological Consequences of Amazonian Warfare.
      - Marvin Harris. Animal Capture and Yanomamo Warfare: Retrospect and New Evidence.
       
       
      - Lydia T. Black. Warriors of Kodiak: Military Traditions of Kodiak Islanders.
      - Herbert D. G. Maschner and Katherine L. Reedy-Maschner. Raid, Retreat, Defend (Repeat): The Archaeology and Ethnohistory of Warfare on the North Pacific Rim.
      - Bruce Graham Trigger. Trade and Tribal Warfare on the St. Lawrence in the Sixteenth Century.
      - T. M. Hamilton. The Eskimo Bow and the Asiatic Composite.
      - Owen K. Mason. The Contest between the Ipiutak, Old Bering Sea, and Birnirk Polities and the Origin of Whaling during the First Millennium A.D. along Bering Strait.
      - Caroline Funk. The Bow and Arrow War Days on the Yukon-Kuskokwim Delta of Alaska.
      - HERBERT MASCHNER AND OWEN K. MASON. The Bow and Arrow in Northern North America. 
      - NATHAN S. LOWREY. AN ETHNOARCHAEOLOGICAL INQUIRY INTO THE FUNCTIONAL RELATIONSHIP BETWEEN PROJECTILE POINT AND ARMOR TECHNOLOGIES OF THE NORTHWEST COAST.
      - F. A. Golder. Primitive Warfare among the Natives of Western Alaska. 
      - Donald Mitchell. Predatory Warfare, Social Status, and the North Pacific Slave Trade. 
      - H. Kory Cooper and Gabriel J. Bowen. Metal Armor from St. Lawrence Island. 
      - Katherine L. Reedy-Maschner and Herbert D. G. Maschner. Marauding Middlemen: Western Expansion and Violent Conflict in the Subarctic.
      - Madonna L. Moss and Jon M. Erlandson. Forts, Refuge Rocks, and Defensive Sites: The Antiquity of Warfare along the North Pacific Coast of North America.
      - Owen K. Mason. Flight from the Bering Strait: Did Siberian Punuk/Thule Military Cadres Conquer Northwest Alaska?
      - Joan B. Townsend. Firearms against Native Arms: A Study in Comparative Efficiencies with an Alaskan Example. 
      - Jerry Melbye and Scott I. Fairgrieve. A Massacre and Possible Cannibalism in the Canadian Arctic: New Evidence from the Saunaktuk Site (NgTn-1).
      - McClelland A.V. The Evolution of Tlingit Daggers // Sharing Our Knowledge. The Tlingit and Their Coastal Neighbors. 2015
       
       
      - ФРЭНК СЕКОЙ. ВОЕННЫЕ НАВЫКИ ИНДЕЙЦЕВ ВЕЛИКИХ РАВНИН.
      - Hoig, Stan. Tribal Wars of the Southern Plains.
      - D. E. Worcester. Spanish Horses among the Plains Tribes.
      - DANIEL J. GELO AND LAWRENCE T. JONES III. Photographic Evidence for Southern Plains Armor.
      - Heinz W. Pyszczyk. Historic Period Metal Projectile Points and Arrows, Alberta, Canada: A Theory for Aboriginal Arrow Design on the Great Plains.
      - Waldo R. Wedel. CHAIN MAIL IN PLAINS ARCHEOLOGY.
      - Mavis Greer and John Greer. Armored Horses in Northwestern Plains Rock Art.
      - James D. Keyser, Mavis Greer and John Greer. Arminto Petroglyphs: Rock Art Damage Assessment and Management Considerations in Central Wyoming.
      - Mavis Greer and John Greer. Armored
 Horses 
in 
the 
Musselshell
 Rock 
Art
 of Central
 Montana.
      - Thomas Frank Schilz and Donald E. Worcester. The Spread of Firearms among the Indian Tribes on the Northern Frontier of New Spain.
      - Стукалин Ю. Военное дело индейцев Дикого Запада. Энциклопедия.
      - James D. Keyser and Michael A. Klassen. Plains Indian rock art.
       
       
      - D. Bruce Dickson. The Yanomamo of the Mississippi Valley? Some Reflections on Larson (1972), Gibson (1974), and Mississippian Period Warfare in the Southeastern United States.
      - Steve A. Tomka. THE ADOPTION OF THE BOW AND ARROW: A MODEL BASED ON EXPERIMENTAL PERFORMANCE CHARACTERISTICS.
      - Wayne  William  Van  Horne. The  Warclub: Weapon  and  symbol  in  Southeastern  Indian  Societies.
      - W.  KARL  HUTCHINGS s  LORENZ  W.  BRUCHER. Spearthrower performance: ethnographic and  experimental research.
      - DOUGLAS J. KENNETT, PATRICIA M. LAMBERT, JOHN R. JOHNSON, AND BRENDAN J. CULLETON. Sociopolitical Effects of Bow and Arrow Technology in Prehistoric Coastal California.
      - The Ethics of Anthropology and Amerindian Research Reporting on Environmental Degradation and Warfare. Editors Richard J. Chacon, Rubén G. Mendoza.
      - Walter Hough. Primitive American Armor. 
      - George R. Milner. Nineteenth-Century Arrow Wounds and Perceptions of Prehistoric Warfare.
      - Patricia M. Lambert. The Archaeology of War: A North American Perspective.
      - David E. Jonesэ Native North American Armor, Shields, and Fortifications.
      - Laubin, Reginald. Laubin, Gladys. American Indian Archery.
      - Karl T. Steinen. AMBUSHES, RAIDS, AND PALISADES: MISSISSIPPIAN WARFARE IN THE INTERIOR SOUTHEAST.
      - Jon L. Gibson. Aboriginal Warfare in the Protohistoric Southeast: An Alternative Perspective. 
      - Barbara A. Purdy. Weapons, Strategies, and Tactics of the Europeans and the Indians in Sixteenth- and Seventeenth-Century Florida.
      - Charles Hudson. A Spanish-Coosa Alliance in Sixteenth-Century North Georgia.
      - Keith F. Otterbein. Why the Iroquois Won: An Analysis of Iroquois Military Tactics.
      - George R. Milner. Warfare in Prehistoric and Early Historic Eastern North America // Journal of Archaeological Research, Vol. 7, No. 2 (June 1999), pp. 105-151
      - George R. Milner, Eve Anderson and Virginia G. Smith. Warfare in Late Prehistoric West-Central Illinois // American Antiquity. Vol. 56, No. 4 (Oct., 1991), pp. 581-603
      - Daniel K. Richter. War and Culture: The Iroquois Experience. 
      - Jeffrey P. Blick. The Iroquois practice of genocidal warfare (1534‐1787).
      - Michael S. Nassaney and Kendra Pyle. The Adoption of the Bow and Arrow in Eastern North America: A View from Central Arkansas.
      - J. Ned Woodall. MISSISSIPPIAN EXPANSION ON THE EASTERN FRONTIER: ONE STRATEGY IN THE NORTH CAROLINA PIEDMONT.
      - Roger Carpenter. Making War More Lethal: Iroquois vs. Huron in the Great Lakes Region, 1609 to 1650.
      - Craig S. Keener. An Ethnohistorical Analysis of Iroquois Assault Tactics Used against Fortified Settlements of the Northeast in the Seventeenth Century.
      - Leroy V. Eid. A Kind of : Running Fight: Indian Battlefield Tactics in the Late Eighteenth Century.
      - Keith F. Otterbein. Huron vs. Iroquois: A Case Study in Inter-Tribal Warfare.
      - Jennifer Birch. Coalescence and Conflict in Iroquoian Ontario // Archaeological Review from Cambridge - 25.1 - 2010
      - William J. Hunt, Jr. Ethnicity and Firearms in the Upper Missouri Bison-Robe Trade: An Examination of Weapon Preference and Utilization at Fort Union Trading Post N.H.S., North Dakota.
      - Patrick M. Malone. Changing Military Technology Among the Indians of Southern New England, 1600-1677.
      - David H. Dye. War Paths, Peace Paths An Archaeology of Cooperation and Conflict in Native Eastern North America.
      - Wayne Van Horne. Warfare in Mississippian Chiefdoms.
      - Wayne E. Lee. The Military Revolution of Native North America: Firearms, Forts, and Polities // Empires and indigenes: intercultural alliance, imperial expansion, and warfare in the early modern world. Edited by Wayne E. Lee. 2011
      - Steven LeBlanc. Prehistoric Warfare in the American Southwest. 1999.
      - Keith F. Otterbein. A History of Research on Warfare in Anthropology // American Anthropologist. Vol. 101, No. 4 (Dec., 1999), pp. 794-805
      - Lee, Wayne. Fortify, Fight, or Flee: Tuscarora and Cherokee Defensive Warfare and Military Culture Adaptation // The Journal of Military History, Volume 68, Number 3, July 2004, pp. 713-770
      - Wayne E. Lee. Peace Chiefs and Blood Revenge: Patterns of Restraint in Native American Warfare, 1500-1800 // The Journal of Military History. Vol. 71, No. 3 (Jul., 2007), pp. 701-741
       
      - Weapons, Weaponry and Man: In Memoriam Vytautas Kazakevičius (Archaeologia Baltica, Vol. 8). 2007
      - The Horse and Man in European Antiquity: Worldview, Burial Rites, and Military and Everyday Life (Archaeologia Baltica, Vol. 11). 2009
      - The Taking and Displaying of Human Body Parts as Trophies by Amerindians. 2007
      - The Ethics of Anthropology and Amerindian Research. Reporting on Environmental Degradation and Warfare. 2012
      - Empires and Indigenes: Intercultural Alliance, Imperial Expansion, and Warfare in the Early Modern World. 2011
      - A. Gat. War in Human Civilization.
      - Keith F. Otterbein. Killing of Captured Enemies: A Cross‐cultural Study.
      - Azar Gat. The Causes and Origins of "Primitive Warfare": Reply to Ferguson.
      - Azar Gat. The Pattern of Fighting in Simple, Small-Scale, Prestate Societies.
      - Lawrence H. Keeley. War Before Civilization: the Myth of the Peaceful Savage.
      - Keith F. Otterbein. Warfare and Its Relationship to the Origins of Agriculture.
      - Jonathan Haas. Warfare and the Evolution of Culture.
      - М. Дэйви. Эволюция войн.
      - War in the Tribal Zone Expanding States and Indigenous Warfare Edited by R. Brian Ferguson and Neil L. Whitehead.
      - I.J.N. Thorpe. Anthropology, Archaeology, and the Origin of Warfare.
      - Антропология насилия. Новосибирск. 2010.
      - Jean Guilaine and Jean Zammit. The origins of war: violence in prehistory. 2005. Французское издание было в 2001 году - le Sentier de la Guerre: Visages de la violence préhistorique.
      - Warfare in Bronze Age Society. 2018
      - Ian Armit. Headhunting and the Body in Iron Age Europe. 2012
      - The Cambridge World History of Violence. Vol. I-IV. 2020

    • Сеньориальные и "частные" войны.
      By hoplit
      - Justine Firnhaber-Baker. From God’s Peace to the King’s Order: Late Medieval Limitations on Non-Royal Warfare // Essays in Medieval Studies Volume 23, 2006.
      - Justine Firnhaber-Baker. Seigneurial War and Royal Power in Later Medieval Southern France // Past & Present, Vol. 208, No. 1, 2010, p. 37-76.
      - Justine Firnhaber-Baker. Techniques of seigneurial war in the fourteenth century // Journal of Medieval History 36(1): 90-103. 2010.
       - Gadi Algazi. Pruning Peasants Private War and Maintaining the Lords’ Peace in Late Medieval Germany // Medieval Transformations: Texts, Power and Gifts in Context, Esther Cohen & Mayke de Jong eds. (Leiden: Brill, 2000), pp. 245–274.
      -  Geary Patrick J. Vivre en conflit dans une France sans État : typologie des mécanismes de règlement des conflits (1050-1200) // Annales. Economies, sociétés, civilisations. 41ᵉ année, N. 5, 1986. pp. 1107-1133
       
      Также - Justine Firnhaber-Baker. Violence and the State in Languedoc, 1250-1400. 2014.
       
      Сборник статей по "приватным войнам" в домонгольском Иране - Iranian Studies, volume 38, number 4, December 2005.
      - Jürgen Paul. Introduction: Private warfare in pre-Mongol Iran.
      - Ahmed Abdelsalam. The practice of violence in the ḥisba-theories.
      - Deborah Tor. Privatized Jihad and public order in the pre-Seljuq period: The role of the Mutatawwi‘a.
      - Jürgen Paul. The Seljuq conquest(s) of Nishapur: A reappraisal.
      - David Durand-guédy. Iranians at war under Turkish domination: The example of pre-Mongol Isfahan. 
       
      Juergen Paul
      -  Juergen Paul. The State and the military: the Samanid case // Papers on hater Asia, 26. 1994
      - Juergen Paul. Armies, lords, and subjects in medieval Iran // The Cambridge World History of Violence, vol. 2. 2020
      - Juergen Paul. The State and the Military – a Nomadic Perspective // Militär und Staatlichkeit. Beiträge des Kolloquiums am 29. und 30.04.2002. 2003
      И у него же - пачка свежих интересных работ по региональной элите. К примеру:
      Juergen Paul. Who Were the Mulūk Fārs // Transregional and Regional Elites - Connecting the Early Islamic Empire. 2020
      Juergen Paul. Local Lords or Rural Notables? Some Remarks on the ra'is in Twelfth Century Eastern Iran // Medieval Central Asia and the Persianate World. Iranian Tradition and Islamic Civilisation. 2015
      Juergen Paul. Hasanwayh b. Husayn al-Kurdi: From freehold castles to vassality? // The Abbasid and Carolingian Empires. Comparative Studies in Civilizational Formation. 2017
       
    • Каталог гор и морей (Шань хай цзин) - (Восточная коллекция) - 2004
      By foliant25
      Просмотреть файл Каталог гор и морей (Шань хай цзин) - (Восточная коллекция) - 2004
      PDF, отсканированные стр., оглавление.
      Перевод и комментарий Э. М. Яншиной, 2-е испр. издание, 2004 г. 
      Серия -- Восточная коллекция.
      ISBN 5-8062-0086-8 (Наталис)
      ISBN 5-7905-2703-5 (Рипол Классик)
      "В книге публикуется перевод древнекитайского памятника «Шань хай цзин» — важнейшего источника естественнонаучных знаний, мифологии, религии и этнографии Китая IV-I вв. до н. э. Перевод снабжен предисловием и комментарием, где освещаются проблемы, связанные с изучением этого памятника."
      Оглавление:

       
      Автор foliant25 Добавлен 01.08.2019 Категория Китай
    • Черепанов А. И. Записки военного советника в Китае - 1964
      By foliant25
      Просмотреть файл Черепанов А. И. Записки военного советника в Китае - 1964
      Черепанов А. И. Записки военного советника в Китае / Из истории Первой гражданской революционной войны (1924-1927) 
      / Издательство "Наука", М., 1964.
      DjVu, отсканированные страницы, слой распознанного текста.
      ОТ АВТОРА 
      "В 1923 г. я по поручению партии и  правительства СССР поехал в Китай в первой пятерке военных советников, приглашенных для службы в войсках Гуаннжоуского (Кантонского) правительства великим китайским революционером доктором Сунь Ят-сеном. 
      Мне довелось участвовать в организации военно-политической школы Вампу и в формировании ядра Национально-революционной армии. В ее рядах я прошел первый и второй Восточные походы —  против милитариста Чэнь Цзюн-мина, участвовал также в подавлении мятежа юньнаньских и гуансийских милитаристов. Во время Северного похода HP А в 1926—1927 гг. я был советником в войсках восточного направления. 
      Я, разумеется, не ставлю перед собой задачу написать военную историю Первой гражданской войны в Китае. Эта книга — лишь рассказ о событиях, в которых непосредственно принимал участие автор, о людях, с которыми ему приходилось работать и встречаться. 
      Записки основаны на личных впечатлениях, рассказах других участников событий и документальных данных."
      Содержание:

      Автор foliant25 Добавлен 27.09.2019 Категория Китай
    • Мусульманские армии Средних веков
      By hoplit
      Maged S. A. Mikhail. Notes on the "Ahl al-Dīwān": The Arab-Egyptian Army of the Seventh through the Ninth Centuries C.E. // Journal of the American Oriental Society,  Vol. 128, No. 2 (Apr. - Jun., 2008), pp. 273-284
      David Ayalon. Studies on the Structure of the Mamluk Army // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London
      David Ayalon. Aspects of the Mamlūk Phenomenon // Journal of the History and Culture of the Middle East
      Bethany J. Walker. Militarization to Nomadization: The Middle and Late Islamic Periods // Near Eastern Archaeology,  Vol. 62, No. 4 (Dec., 1999), pp. 202-232
      David Ayalon. The Mamlūks of the Seljuks: Islam's Military Might at the Crossroads //  Journal of the Royal Asiatic Society, Third Series, Vol. 6, No. 3 (Nov., 1996), pp. 305-333
      David Ayalon. The Auxiliary Forces of the Mamluk Sultanate // Journal of the History and Culture of the Middle East. Volume 65, Issue 1 (Jan 1988)
      C. E. Bosworth. The Armies of the Ṣaffārids // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London,  Vol. 31, No. 3 (1968), pp. 534-554
      C. E. Bosworth. Military Organisation under the Būyids of Persia and Iraq // Oriens,  Vol. 18/19 (1965/1966), pp. 143-167
      R. Stephen Humphreys. The Emergence of the Mamluk Army //  Studia Islamica,  No. 45 (1977), pp. 67-99
      R. Stephen Humphreys. The Emergence of the Mamluk Army (Conclusion) // Studia Islamica,  No. 46 (1977), pp. 147-182
      Nicolle, D. The military technology of classical Islam. PhD Doctor of Philosophy. University of Edinburgh. 1982
      Nicolle D. Fighting for the Faith: the many fronts of Crusade and Jihad, 1000-1500 AD. 2007
      Nicolle David. Cresting on Arrows from the Citadel of Damascus // Bulletin d’études orientales, 2017/1 (n° 65), p. 247-286.
      David Nicolle. The Zangid bridge of Ǧazīrat ibn ʿUmar (ʿAyn Dīwār/Cizre): a New Look at the carved panel of an armoured horseman // Bulletin d’études orientales, LXII. 2014
      David Nicolle. The Iconography of a Military Elite: Military Figures on an Early Thirteenth-Century Candlestick. В трех частях. 2014-19
      Patricia Crone. The ‘Abbāsid Abnā’ and Sāsānid Cavalrymen // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain & Ireland, 8 (1998)
      D.G. Tor. The Mamluks in the military of the pre-Seljuq Persianate dynasties // Iran,  Vol. 46 (2008), pp. 213-225 (!)
      J. W. Jandora. Developments in Islamic Warfare: The Early Conquests // Studia Islamica,  No. 64 (1986), pp. 101-113
      John W. Jandora. The Battle of the Yarmuk: A Reconstruction // Journal of Asian History, 19 (1): 8–21. 1985
      Khalil ʿAthamina. Non-Arab Regiments and Private Militias during the Umayyād Period // Arabica, T. 45, Fasc. 3 (1998), pp. 347-378
      B.J. Beshir. Fatimid Military Organization // Der Islam. Volume 55, Issue 1, Pages 37–56
      Andrew C. S. Peacock. Nomadic Society and the Seljūq Campaigns in Caucasia // Iran & the Caucasus,  Vol. 9, No. 2 (2005), pp. 205-230
      Jere L. Bacharach. African Military Slaves in the Medieval Middle East: The Cases of Iraq (869-955) and Egypt (868-1171) //  International Journal of Middle East Studies,  Vol. 13, No. 4 (Nov., 1981), pp. 471-495
      Deborah Tor. Privatized Jihad and public order in the pre-Seljuq period: The role of the Mutatawwi‘a // Iranian Studies, 38:4, 555-573
      Гуринов Е.А. , Нечитайлов М.В. Фатимидская армия в крестовых походах 1096 - 1171 гг. // "Воин" (Новый) №10. 2010. Сс. 9-19
      Нечитайлов М.В. Мусульманское завоевание Испании. Армии мусульман // Крылов С.В., Нечитайлов М.В. Мусульманское завоевание Испании. Saarbrücken: LAMBERT Academic Publishing, 2015.
      Нечитайлов М.В., Гуринов Е.А. Армия Саладина (1171-1193 гг.) (1) // Воин № 15. 2011. Сс. 13-25. И часть два.
      Нечитайлов М.В., Шестаков Е.В. Андалусские армии: от Амиридов до Альморавидов (1009-1090 гг.) (1) // Воин №12. 2010. 
      Kennedy, H.N. The Military Revolution and the Early Islamic State // Noble ideals and bloody realities. Warfare in the middle ages. P. 197-208. 2006.
      Kennedy, H.N. Military pay and the economy of the early Islamic state // Historical research LXXV (2002), pp. 155–69.
      Kennedy, H.N. The Financing of the Military in the Early Islamic State // The Byzantine and Early Islamic Near East. Vol. III, ed. A. Cameron (Princeton, Darwin 1995), pp. 361–78.
      H.A.R. Gibb. The Armies of Saladin // Studies on the Civilization of Islam. 1962
      David Neustadt. The Plague and Its Effects upon the Mamlûk Army // The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. No. 1 (Apr., 1946), pp. 67-73
      Ulrich Haarmann. The Sons of Mamluks as Fief-holders in Late Medieval Egypt // Land tenure and social transformation in the Middle East. 1984
      H. Rabie. The Size and Value of the Iqta in Egypt 564-741 A.H./l 169-1341 A.D. // Studies in the Economic History of the Middle East: from the Rise of Islam to the Present Day. 1970
      Yaacov Lev. Infantry in Muslim armies during the Crusades // Logistics of warfare in the Age of the Crusades. 2002. Pp. 185-208
      Yaacov Lev. Army, Regime, and Society in Fatimid Egypt, 358-487/968-1094 // International Journal of Middle East Studies. Vol. 19, No. 3 (Aug., 1987), pp. 337-365
      E. Landau-Tasseron. Features of the Pre-Conquest Muslim Army in the Time of Mu ̨ammad // The Byzantine and Early Islamic near East. Vol. III: States, Resources and Armies. 1995. Pp. 299-336
      Shihad al-Sarraf. Mamluk Furusiyah Literature and its Antecedents // Mamluk Studies Review. vol. 8/4 (2004): 141–200.
      Rabei G. Khamisy Baybarsʼ Strategy of War against the Franks // Journal of Medieval Military History. Volume XVI. 2018
      Manzano Moreno. El asentamiento y la organización de los yund-s sirios en al-Andalus // Al-Qantara: Revista de estudios arabes, vol. XIV, fasc. 2 (1993), p. 327-359
      Amitai, Reuven. Foot Soldiers, Militiamen and Volunteers in the Early Mamluk Army // Texts, Documents and Artifacts: Islamic Studies in Honour of D.S. Richards. Leiden: Brill, 2003
      Reuven Amitai. The Resolution of the Mongol-Mamluk War // Mongols, Turks, and others : Eurasian nomads and the sedentary world. 2005
      Juergen Paul. The State and the military: the Samanid case // Papers on hater Asia, 26. 1994
       
      Kennedy, Hugh. The Armies of the Caliphs: Military and Society in the Early Islamic State Warfare and History. 2001
      Blankinship, Khalid Yahya. The End of the Jihâd State: The Reign of Hisham Ibn Àbd Al-Malik and the Collapse of the Umayyads. 1994.
      D.G. Tor. Violent Order: Religious Warfare, Chivalry, and the 'Ayyar Phenomenon in the Medieval Islamic World. 2007
      Michael Bonner. Aristocratic Violence and Holy War. Studies in the Jihad and the Arab-Byzantine Frontier. 1996
      Patricia Crone. Slaves on Horses. The Evolution of the Islamic Polity. 1980
      Hamblin W. J. The Fatimid Army During the Early Crusades. 1985
      Daniel Pipes. Slave Soldiers and Islam: The Genesis of a Military System. 1981
       
      P.S. Большую часть работ Николя в список вносить не стал - его и так все знают. Пишет хорошо, читать все. Часто пространные главы про армиям мусульманского Леванта есть в литературе по Крестовым походам. Хоть в R.C. Smail. Crusading Warfare 1097-1193, хоть в Steven Tibble. The Crusader Armies: 1099-1187 (!)...