58 сообщений в этой теме

Так постепенно выложу содержание всех указов в сокращении. В России их не переводили и не использовали.

А пока начинаю работать с указами по восстаниям мусульман. Их аж 35 штук!

Для этого открываю отдельную тему, т.к. все персонажи будут иными, кроме императоров (хэ-хэ!).

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
On 26.05.2015 at 0:35 PM, Чжан Гэда said:

Предварительный анализ материалов показывает, что история гражданской войны в Китае (даю расширенные временные рамки - 1847-1878) несколько сфальсифицирована со всех сторон.

 

Почему временные рамки расширены – с 1847 по 1878 годы? Что произошло в 1847 году и что закончилось в 1878 году?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
On 30.11.2015 at 6:28 PM, Чжан Гэда said:

 В голодный год без урожая оставались преимущественно тунеядствующие элементы, которые вступали в отряды няньцзюнь в большом количестве...

Голодный год тем и отличается, что даже крестьяне, трудолюбиво обрабатывающие свою землю, не получают с неё урожая. В Китае урожай во многом зависел от состояния ирригационных сооружений. Цинские власти пренебрегали их ремонтом, что вызывало частые наводнения или засухи. А арендную плату помещикам приходилось платить, долги помещикам-ростовщикам приходилось платить, выросшие налоги (которые помещики перекладывали на крестьян) приходилось платить. Даже не получая урожая, крестьяне обязаны были платить, а уплатив, естественно, разорялись и не имели уже продовольствия для собственного прокормления.

Трудолюбивые помещики, ростовщики и чиновники трудились в поте лица, выколачивая из крестьян последнее. Многие из них даже трудовые мозоли на животе нажили…

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
On 01.12.2015 at 11:30 PM, Чжан Гэда said:

Интересно и то, что большинство вождей тайпинов и няньцзюней были из низших слоев привилегированных классов - Хун Сюцюань и Фэн Юншань были из неудачников-студентов, Мяо Пэйлинь - из сельских учителей (в принципе, первые два тоже учительствовали), Чжан Лэсин, Вэй Чанхуй, Ши Дакай - из помещиков, Сунь Гэнсин - из мелких чиновников. Было много криминала - Ян Сюцин и Сяо Чаогуй были из т.н. "охранных агенств" (ЧОП того времени, тесно связанные с криминалом), Ло Даган был изначально пиратом и т.д.

Социальный состав вождей антицинского движения показал, что оно было крайне разнородным, и говорить о какой-то сознательности довольно сложно - причины были самые разные у разных вождей и их последователей.

«Социальный состав вождей движения» и «социальная сущность движения» – две большие разницы.

Софья Перовская не была крестьянкой, Владимир Ленин не был рабочим. А вот Григорий Распутин был крестьянином. Ну и что?

В истории Крестьянской войны в Германии XVI века среди её вождей встречаются священник Томас Мюнцер, рыцарь Флориан Гейер, чиновник и дворянин Вендель Гиплер,  чиновник Михаэль Гайсмайер, трактирщики Георг Мецлер и Йеклин Рорбах и т.п.

Среди вождей таборитов во время крестьянской войны в Чехии XV в. были священники Ян Желивский и Прокоп Великий, рыцари Микулаш из Гусинца и Ян Жижка, а также пан (в чешской феодальной иерархии выше простого рыцаря) Ян Рогач.

При этом действия их в ходе крестьянской войны не соответствовали их довоенному социальному положению. Поэтому «социальный состав вождей движения» ничего показать не может – показывают только конкретные действия этих людей, их роль в движении.

 

Даже в современных ЧОПах очень много людей, которые пошли туда только потому, что их лишили работы. Просто закрыли предприятие, где они работали. Ян Сюцин сменил охранную деятельность на гораздо более тяжёлый труд – он стал угольщиком. Не шахтёром, добывающим каменный уголь (такие среди тайпинов тоже были), а выжигальщиком древесного угля.

Фын Юньшань некоторое время тоже работал выжигальщиком угля вместе с Ян Сюцином – нажил себе там чахотку. У Ян Сюцина от постоянного дыма и копоти заболели и слезились глаза.

В своих «Показаниях» Ли Сючэн говорит о том, кто чем занимался до того, как стать вождём тайпинов:

«Что касается бывшего восточного князя Ян Сюцина, то он жил в деревне Пинъишань уезда Гуйпин. Дома он занимался земледелием и выжиганием древесного угля, не помышляя о возвышении…

…Западный князь Сяо Чаогуй – уроженец уезда Усюань деревни Лулудун. Дома он занимался земледелием». Очень «криминальное» занятие.

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 часов назад, Yang Xiao сказал:

Почему временные рамки расширены – с 1847 по 1878 годы? Что произошло в 1847 году и что закончилось в 1878 году?

Например, массовые выступления в Ляньгуане начались в 1847 г., в 1848 г. произошли крупные идолоборческие эксцессы Хун Сюцюаня. А в 1878 г. Цзо Цзунтан наконец-то добил Йеттышаар.

 

7 часов назад, Yang Xiao сказал:

Западный князь Сяо Чаогуй – уроженец уезда Усюань деревни Лулудун. Дома он занимался земледелием». Очень «криминальное» занятие.

Ну да, а потом оба стали бяокэ (такие конторки были - бяоцзюй). Это, конечно же, совсем не криминальное занятие... Сопровождать караваны с грузом, причем главным оружием охраны были не мечи или ружья, а связи в криминальном мире, о чем говорил флаг бяоцзюй, ставившийся на повозках каравана. Мол, мы от Николки Питерского, тронете - получите неиллюзорно...

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 часов назад, Yang Xiao сказал:

«Социальный состав вождей движения» и «социальная сущность движения» – две большие разницы.

Софья Перовская не была крестьянкой, Владимир Ленин не был рабочим. А вот Григорий Распутин был крестьянином. Ну и что?

Да ничего. Вы подписываетесь за бандитов? А расскажите, что по теме знаете? Тогда будем обсуждать далее. Надоело читать какие-то умозрительные сравнения.

Когда что-то актуальное будет?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 часов назад, Yang Xiao сказал:

Трудолюбивые помещики, ростовщики и чиновники трудились в поте лица, выколачивая из крестьян последнее. Многие из них даже трудовые мозоли на животе нажили…

Маузер одолжить? Или начнете изучать тему вне старой низкокачественной литературы?

Поберегите мое время. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Можно создать тему для постепенного критического разбора китайской "партийной" историографии. Люди ведь ей в основном и руководствуются.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня просто времени нет все благоглупости разбирать детально - работать с документами когда?

Если будет время - дам разбор, но не умствований вкупе с пересказом старых книжек, а ситуации в Китае. Чтобы понятно было, что ни тайпины, ни няньцзюни не имели ничего общего с интересами крестьян, и что корни многолетней войны не те, в которых нас убеждали.

Но это даже не сегодня.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, тут Китай не сильно причем - тут общая установка найти в тайпинах и няньцзюнях то, чего там не было. Это сильно прослеживается по развитию литературы.

После более грамотного, чем у прочих, рассмотрения событий Илюшечкиным (к 100-летию окончания восстания, по сути), тему незаметно и быстро свернули. Анализ Непомнина хорош, но вдается в подробности, а они важны. Просто рамки его обобщающей работы не подразумевали углубления именно в тайпиноведение.

Но от фактов уйти все равно не удастся. Никому. Их можно замолчать, ре-аранжировать, извратить, но считаться с ними придется. И, чем больше будет конкретики, тем меньше штампов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 02.12.2015в22:30, Чжан Гэда сказал:

Социальный состав вождей антицинского движения показал, что оно было крайне разнородным, и говорить о какой-то сознательности довольно сложно - причины были самые разные у разных вождей и их последователей.

То есть объединяло их только недовольство "властью"?

В 23.12.2015в15:06, Чжан Гэда сказал:

Шикарная фраза из правительственного указа за 1862 г.:

Храбрецы, однако)))

В 21.01.2016в12:54, Чжан Гэда сказал:

Из 18 текстов императорских указов о подавлении восстания няньцзюней в 4 случаях указывалось особо об освобождении беженцев и в 1 случае - общая рекомендация "призвать беженцев вернуться на свои места проживания".

Старались отделять непосредственных участников восстаний и обывателей?

Тогда не самое глупое правительство.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Коллеги, ради Бога, извините!

И с кем полемизирую, и кому симпатизирую - надо сделать порядка 40 экспертиз, из них 30 - по решению соответствующих органов. На следующей неделе. Времени - только поспать.

Буду очень краток:

5 часов назад, Nslavnitski сказал:

То есть объединяло их только недовольство "властью"?

Да, причем с властью они вступали в "интимные отношения" - блокировались, ссорились, выполняли грязные поручения.

Есть шикарная легенда, переданная Фань Вэньланем - Цзо Цзунтан (известный цинский полководец, из милитаристов первой волны, ханец) пришел до 1853 г. к Хун Сюцюаню и предложил низвергнуть Цинов, создав ханьское государство. Условием было - поддержка шэньши (аналога этой социальной группы в России нет) и отход тайпинов от проповеди христианства. Классический сюжет, достойный "Троецарствия" Ло Гуаньчжуна.

Но Хун Сюцюань отказался отбросить свои христианские взгляды и Цзо Цзунтан стал одним из самых лучших военачальников Цинов и именно он принял участие в решающем добивании няньцзюней и мусульман.

5 часов назад, Nslavnitski сказал:

Храбрецы, однако)))

Мерзкая ситуация, с одной стороны. С другой стороны - ГВ есть ГВ и абсолютное геройство там - только в байках про "Белую гвардию, белую стаю, белое воинство, белую кость", которое "ждет холопскую пулю пониже петлиц". А на деле - это гнусное дело с обеих сторон. И вопрос правоты тут очень скользкий. Тем более ценен тот правитель, которые старается избежать такого потрясения.

5 часов назад, Nslavnitski сказал:

Старались отделять непосредственных участников восстаний и обывателей?

Тогда не самое глупое правительство.

Сложный вопрос. Пока только столкнулся с этим. Предыдущая литература этого не упоминает. Сведения скудные. Что и как происходило - не совсем ясно.

Может, дальнейшие исследования покажут, что к чему. А так - сейчас 33 текста по мусульманам и 20 по тайпинам, а там - скорее всего, проект закроют. И снова все встанет на привычное место.

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
30 минуты назад, Чжан Гэда сказал:

надо сделать порядка 40 экспертиз, из них 30 - по решению соответствующих органов. На следующей неделе. Времени - только поспать.

Успеха, коллега!

 

30 минуты назад, Чжан Гэда сказал:

Да, причем с властью они вступали в "интимные отношения" - блокировались, ссорились, выполняли грязные поручения.

Вырисовывается этакая "каша" различных интересов и "судорожных ударов".

А как там в то время поживал "малый бизнес"? был такой (понятие, скорее всего, условное, то есть были ли те, к кому можно данный термин применить?)

И какие позиции занимал в целом?

 

33 минуты назад, Чжан Гэда сказал:

ГВ есть ГВ и абсолютное геройство там - только в байках про "Белую гвардию, белую стаю, белое воинство, белую кость", которое "ждет холопскую пулю пониже петлиц". А на деле - это гнусное дело с обеих сторон. И вопрос правоты тут очень скользкий. Тем более ценен тот правитель, которые старается избежать такого потрясения.

Само собой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
15 минуту назад, Nslavnitski сказал:

Вырисовывается этакая "каша" различных интересов и "судорожных ударов".

Я специально перевел биографии Чжан Лосина и Мяо Пэйлиня. Про Мяо Пэйлиня на русском вообще ничего нет. Илюшечкин 3 строки написал, но с сильными ошибками.

В целом - каждый искал места под солнцем и утопить соседнюю деревню-конкурента было важнее, чем бороться против Цинов, тайпинов и прочих претендентов на создание новых государств.

16 минуту назад, Nslavnitski сказал:

А как там в то время поживал "малый бизнес"? был такой (понятие, скорее всего, условное, то есть были ли те, к кому можно данный термин применить?)

И какие позиции занимал в целом?

Сложно сказать. Фань Вэньлань уверяет (на основании 1 свидетельства), что тайпины крепко удерживали свои территории и вели там развитие хозяйства. Но как они могли ее удерживать, когда напротив ворот Нанкина почти постоянно стоял огромный Южнобережный лагерь цинских войск, а голодающие ("спасибо товарищу Хуну за наше счастливое ...!") жители Нанкина ходили к Цинам покупать продовольствие?! Солдаты и офицеры правительственных войск этим активно пользовались, поскольку штурм не предполагался, а действовали, скорее, блокадой, и не заколотить денег было глупо (по их понятиям). На северном берегу Янцзы - Северобережный лагерь. Между ними - цепочка укреплений по обоим берегам.

С 1856 г. после уничтожения основных сил тайпинского речного флота, на Янцзы господствовали Цины. В самом Нанкине мастеров свели в военизированные объединения и продукция поступала в "Небесные кладовые", откуда распределялась по местам назначения.

О каком развитии малого бизнеса говорить - я с трудом представляю. Сведения слишком скудные и противоречивые, но не воодушевляют.

Все, сижу и работаю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Чжан Гэда сказал:

В целом - каждый искал места под солнцем и утопить соседнюю деревню-конкурента было важнее, чем бороться против Цинов, тайпинов и прочих претендентов на создание новых государств.

Меня как раз это и подтолкнуло к мысли о малом бизнесе - подход для этой среды весьма характерный.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Одна из картин, изображающая события указа, переведенного мною, висит в Интернете в свободном доступе:

 

 

Battle_Nien_Rebellion.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот и появились первые сведения о том, как появлялись "беженцы" и каким образом их удавалось удерживать при лагере повстанцев - слово честнейшему и бескорыстнейшему Ли Сючэну:

Цитата

 

Когда небесный князь прибыл из Сывана в Давансюй, войска, двигавшиеся в область Юнъань, проходили через Дали. Это место представляет собой равнину, которую обступают высокие горы. Здесь и проходили двигавшиеся по суше войска под водительством западного и северного князей, тяньгуаньчэнсяна и Ло Да-гана. Войска, двигавшиеся по воде, находились под командованием восточного и южного князей. Войска западного и северного князей стояли в Дали лагерем пять дней, в течение которых реквизировали у крестьян окрестных деревень провиант и одежду. Они разыскали даже то зерно, которое местные жители увезли далеко в горы.

Западный князь квартировал неподалеку от моего дома. Он отдал приказ, в котором говорилось, что тем жителям, которые поклоняются богу, нечего бояться. Им незачем скрываться, говорилось в приказе, ведь они будут приняты как братья и могут есть с воинами Небесной династии из одного котла. Семья моя очень нуждалась, и, когда у нас появилась пища, мы, естественно, не стали покидать родные места. Перед снятием лагеря дома всех сторонников новой веры были сожжены. Беднякам, оставшимся без крова, ничего не оставалось как последовать за пришельцами. Деревенские жители никогда не ходили далеко от дома, и, когда армия прошла всего сто с лишним ли, они уже не знали, как возвратиться назад. К тому же дорога домой была отрезана преследовавшими их цинскими войсками. Разве тут не испугаешься?

 

Это один из способов угона людей - сжигали дома и уводили людей с собой на несколько переходов. Через несколько переходов возвращение становилось невозможным, и люди либо становились носильщиками и обслугой при угнавших их, либо, стараясь повысить свой статус и получить хоть какой-то бонус от своего вынужденного несчастья, примыкали к боевым частям.

Думаю, со временем могут найтись и другие подробности. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из книги Ван Динъаня «Записки о хунаньской армии»

Цитата

Однажды во время моих походов с князем Цзэном (Цзэн Гофанем) я поинтересовался его мнением о западных держа­вах, а также относительно мира и войны. Князь задал мне вопрос: «Смогли бы мы с ними воевать?» Я ответил: «Смогли бы». Князь спросил меня, почему я так в этом уверен. Я от­ветил: «Не знаю, откуда у меня эта уверенность, однако я строю свое заключение на основании следующих фактов. Под командованием вашего сиятельства находится 70 тыс. человек, вооруженных заморскими ружьями и пушками, пре­восходящими по качеству лучшие образцы китайского ору­жия, и тем не менее эти войска неоднократно терпели неудачи в боях с няньцзюнями. Няньцзюни, вооруженные лишь пика­ми длиной в два чжана, стремительно врезаются в располо­жение наших войск и не дают нам возможности использовать ружья и пушки. То, что няньцзюни побеждают правительст­венные войска, говорит о том, что мы в состоянии вести вой­ну с западными державами». Вначале князь выразил сомне­ние в правильности моих доводов, но затем сказал: «Вы правы. Исход боя зависит от людей, а не от оружия. Но где же взять нам таких презирающих смерть людей, которые бы пошли в нашем авангарде?»

Ван Динъань — летописец хунаньской армии; был близок к Цзэн Гофаню.

Из личной переписки Цзэн Гофаня с родственниками и друзьями

Цитата

 

Няньфэи крайне коварны. Они искусно воюют и при этом берегут свои лучшие войска. Они никогда не ищут сражений сами, если их не вынуждают к этому правительственные вой­ска. Если же им случается вступить в бой, то они дерутся с исключительной ожесточенностью. Своей конницей и пехотой они зажимают правительственные войска в кольцо. Но как только дело принимает неблагоприятный для них оборот, они немедленно снимаются и уходят, в течение короткого времени отрываясь на сотню ли. Мы всегда терпим неудачи, а разбойники никогда не знают поражений...

У этих разбойников был следующий излюбленный прием. Они иногда стремительно перемещались, делая в день пере­ходы в сто с лишним ли и не останавливаясь для отдыха в течение ряда дней. Иногда же они вращались в радиусе ста с лишним ли, как муравьи киша во всех направлениях и поя­вляясь то слева, то справа. Среди разбойников существовало убеждение: «Если мы вынудим правительственные войска петлять много раз, то они сами выдохнутся». Причиной по­ражения князя Сэнгэ Ринчэна в уезде Цаосян является тот факт, что разбойники измотали его войска, заставив их беспрерыв­но петлять.

 

Ло Эрган. Маневренная война новой армии Тайпин тяньго. Шанхай, 1955, стр. 1, 10, 22—23.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
On 27.01.2016 at 10:52 PM, Чжан Гэда said:

Вот и появились первые сведения о том, как появлялись "беженцы" и каким образом их удавалось удерживать при лагере повстанцев - слово честнейшему и бескорыстнейшему Ли Сючэну:

Это один из способов угона людей - сжигали дома и уводили людей с собой на несколько переходов. Через несколько переходов возвращение становилось невозможным, и люди либо становились носильщиками и обслугой при угнавших их, либо, стараясь повысить свой статус и получить хоть какой-то бонус от своего вынужденного несчастья, примыкали к боевым частям.

Думаю, со временем могут найтись и другие подробности. 

При описанной Ли Сючэном организации армия тайпинов была бы не в состоянии совершать длительные рейды, нанося поражения цинским полководцам. Тайпинов было не так уж много. А пришлось бы ещё караулить угнанных, чтобы они не сбежали.

Особенно умиляют слова: «Деревенские жители никогда не ходили далеко от дома, и, когда армия прошла всего сто с лишним ли, они уже не знали, как возвратиться назад». На рынок, на заработки в город деревенские жители никогда не ходили. Гуанси – не очень густонаселённый район Китая, и города там от деревень находились и дальше, чем на 50 км. Отряды повстанцев из тех же деревенских жителей ещё до тайпинов с 1847 года рейдировали по всей Гуанси. Насильственно набранным ничего не стоило убежать, например, во время сражения с цинскими войсками. Можно было и не бежать – просто остаться на месте, когда отряды тайпинов (а позднее наньцзюней) мелкими группами выходили из окружения. Люди, у которых тайпины сжигали дома, вряд ли испытывали к ним хорошие чувства. А вот если уходили от цинских войск или отрядов туаньлян, то дома приходилось сжигать, чтобы они не достались врагу.

 

Таким образом, слова из цитаты не характеризуют ни тайпинов, ни наньцзюней. Они характеризуют только самого Ли Сючэна. После взятия и разгрома Нанкина, попав в плен, он был настолько деморализован случившимся и настолько несознательным политически, что начал заискивать перед Цзэн Гоцюанем и Цзэн Гофанем. Достаточно сравнить его показания с показаниями Чэнь Юйчэна – тот, попав в плен, ограничился рассказом о сражениях, в которых он побеждал цинские войска («Я был опорой Тайпинского государства, получил много милостей от Небесной династии, и не могу перейти на сторону врагов»). А в вынужденность службы Ли Сючэна у тайпинов не поверил даже Цзэн Гофань, приказав казнить его, как и Чэнь Юйчэна.

Для главнокомандующего тайпинов такое поведение было позорным, хотя он в своих показаниях никого не выдал и историки могут быть благодарны Ли Сючэну за столь развёрнутые воспоминания, которые не были бы написаны без подобных заискиваний. А ещё Ли Сючэн достоин уважения за то, что ещё молодым и никому неизвестным человеком, происходя из беднейших крестьян и не получив почти никакого образования, после ухода Ши Дакая и многих других командующих принял командование тайпинской армией, и вместе с Чэнь Юйчэном неоднократно наносил поражения Цинам. Но он не заслуживает чрезмерного превозношения, он заслуживает оценки.

Как деятеля тайпинского движения, его можно обсудить в теме о тайпинах.

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 часов назад, Yang Xiao сказал:

Таким образом, слова из цитаты не характеризуют ни тайпинов, ни наньцзюней.

Да,  точно! Я чего-то такого и ожидал!

Я уже понял - где тайпины не сравниваются с КПК, где их не хвалят - источники лживы. 

Тогда действительно "источников по теме крайне мало" (с)

Теперь жду комментариев на такую фразу:

Цитата

Запрещается понапрасну убивать выбившихся из сил старых и слабых носильщиков.

А потом, если комментарии будут такого же уровня недочитанного цитатника Мао Ян Сюцина, просто ставлю в игнор - скучно говорить с неумелым агитатором.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Читаю Дэн Сыюя (鄧嗣禹, 1906-1988) про няньцзюней. Пока это лучшее из того, что есть по теме, хотя книге более 50 лет.

Он приводит примеры из источников, когда няньцзюни уводили с собой людей, не давая им вернуться домой, и постепенно приучали к жизни в лагере. Они потом зачастую боялись сдаваться правительственным войскам и постепенно становились няньцзюнями, хотя и нестойкими в случае, если им гарантировалась пощада.

Он же рассматривает случаи, когда няньцзюни забирали все продовольствие у крестьян, чтобы те сотрудничали с ними - хочешь есть, значит, будешь работать на нас. 

Как-то так.

Правда, и правительственные войска зачастую всех грабили, сжигали и т.д. Особенно было жестко, когда во время карательной экспедиции правительственные войска сжигали урожай на суходольных полях. Няньцзюни уходили из района, но только затем, чтобы разграбить тот, в котором урожай не пострадал. А страдания местного населения, оставшегося без урожая, правительственные войска чаще всего не колыхали.

P.S. все соответствует показаниям Ли Сючэна и не соответствует умозрениям о свободном перемещении крестьян в Китае (иначе для чего система баоцзя, подорожные, внутренние заставы и т.п.?).

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поскольку действия няньцзюней совершенно не вписываются в образ классовой борьбы, возникает вопрос - а что же это было?

На основании проработанного материала могу сказать свои первые ощущения - похоже, Китай таки начал реально распадаться на феодальные уделы, и няньцзюни были одними из первых, кто реально создал ряд практически независимых владений.

Тайпины и т.п. тоже постарались, но, поскольку Цины смогли удержаться (почти номинально), то все эти государственные образования были ликвидированы, а страна получила скрытую феодальную раздробленность, когда в регионах усилились те лоялисты-милитаристы, которые начали с подавление всевозможных восстаний и мятежей.

Первые проявления распада страны были еще в 1850-е годы, когда многие чиновники не вели решительной борьбы с восставшими разных мастей. 

Более четко это проявилось в годы франко-китайской войны, когда Ли Хунчжан всячески стремился дистанцироваться от войны во Вьетнаме.

Но квинтэссенцией внутреннего, скрытого распада Китая, стали события первой японо-китайской войны и восстания боксеров, когда южные провинции полностью дистанцировались от событий на севере и даже (в 1900 г.) содействовали интервентам!

В 1920-е гг. мы видим наследие этого сложного события - войну провинций.

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 час назад, Чжан Гэда сказал:

На основании проработанного материала могу сказать свои первые ощущения - похоже, Китай таки начал реально распадаться на феодальные уделы, и няньцзюни были одними из первых, кто реально создал ряд практически независимых владений.

То есть - некий аналог ситуации 14 века и 17 века, когда на местах бросились сооружать собственные государства?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ИМХО (пока удостоверение выписать не могу), получилось что-то вроде периода Троецарствия.

Тогда тоже получилось много государств при номинальной власти императора династии Хань, а потом и его скинули и осталось 3 больших и много мелких государств, которые были объединены 100 лет спустя после начала восстания Желтых Повязок династией Цзинь.

Аналогично - в 880-х в Китае бушевало восстание Хуан Чао, а последний обломок былой самостийности - Южную Тан в Сычуани династия Сун завоевала только в 980-х гг.

И тут интересно - бардак начался с восстанием в Цзиньтяни (он и ранее был, но не был таким глобальным) в 1850 г., а закончился в 1950 г. с эвакуацией гоминьдановцев на Тайвань.

Похоже, мы подошли к моменту, когда чисто классовый подход мало что объясняет.

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дэн Сыюй приводит интересную цитату из источника - когда правительственные войска настигли няньцзюней, то они отбили часть их "груза". Это была добыча и дети, посаженные во вьюки.

Дети были похищены няньцзюнями у родителей с целью шантажа. Если родители не платили - детей убивали. Это была распространенная практика у няньцзюней (а на севере - у хунхузов).

Строим капитализм с человеческим лицом дальше!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • Кирасиры, конные аркебузиры, карабины и прочие
      Автор: hoplit
      George Monck. Observations upon Military and Political Affairs. Издание 1796 года. Первое было в 1671-м, книга написана в 1644-6 гг.
      "Тот самый" Монк.

       
      Giorgio Basta. Il gouerno della caualleria leggiera. 1612.
      Giorgio Basta. Il mastro di campo. 1606.

       
      Sir James Turner. Pallas armata, Military essayes of the ancient Grecian, Roman, and modern art of war written in the years 1670 and 1671. 1683. Оглавление.
      Lodovico Melzo. Regole militari sopra il governo e servitio particolare della cavalleria. 1611
    • Психология допроса военнопленных
      Автор: Сергий
      Не буду давать никаких своих оценок.
      Сохраню для истории.
      Вот такая книга была издана в 2013 году Украинской военно-медицинской академией.
      Автор - этнический русский, уроженец Томска, "негражданин" Латвии (есть в Латвии такой документ в зеленой обложке - "паспорт негражданина") - Сыропятов Олег Геннадьевич
      доктор медицинских наук, профессор, врач-психиатр, психотерапевт высшей категории.
      1997 (сентябрь) по июнь 2016 года - профессор кафедры военной терапии (по курсам психиатрии и психотерапии) Военно-медицинского института Украинской военно-медицинской академии.
      О. Г. Сыропятов
      Психология допроса военнопленных
      2013
      книга доступна в сети (ссылку не прикрепляю)
      цитата:
      "Согласно определению пыток, существование цели является существенным для юридической квалификации. Другими словами, если нет конкретной цели, то такие действия трудно квалифицировать как пытки".

    • "Примитивная война".
      Автор: hoplit
      Небольшая подборка литературы по "примитивному" военному делу.
       
      - Prehistoric Warfare and Violence. Quantitative and Qualitative Approaches. 2018
      - Multidisciplinary Approaches to the Study of Stone Age Weaponry. Edited by Eric Delson, Eric J. Sargis. 2016
      - Л. Б. Вишняцкий. Вооруженное насилие в палеолите.
      - J. Christensen. Warfare in the European Neolithic.
      - Detlef Gronenborn. Climate Change and Socio-Political Crises: Some Cases from Neolithic Central Europe.
      - William A. Parkinson and Paul R. Duffy. Fortifications and Enclosures in European Prehistory: A Cross-Cultural Perspective.
      - Clare, L., Rohling, E.J., Weninger, B. and Hilpert, J. Warfare in Late Neolithic\Early Chalcolithic Pisidia, southwestern Turkey. Climate induced social unrest in the late 7th millennium calBC.
      - Першиц А.И., Семенов Ю.И., Шнирельман В.А. Война и мир в ранней истории человечества.
      - Алексеев А.Н., Жирков Э.К., Степанов А.Д., Шараборин А.К., Алексеева Л.Л. Погребение ымыяхтахского воина в местности Кёрдюген.
      -  José María Gómez, Miguel Verdú, Adela González-Megías & Marcos Méndez. The phylogenetic roots of human lethal violence // Nature 538, 233–237
      - Sticks, Stones, and Broken Bones: Neolithic Violence in a European Perspective. 2012
       
       
      - Иванчик А.И. Воины-псы. Мужские союзы и скифские вторжения в Переднюю Азию // Советская этнография, 1988, № 5
      - Иванчик А., Кулланда С.. Источниковедение дописьменной истории и ранние стадии социогенеза // Архаическое общество: узловые проблемы социологии развития. Сб. научных трудов. Вып. 1. М., 1991
      - Askold lvantchik. The Scythian ‘Rule Over Asia’: The Classıcal Tradition And the Historical Reality // Ancient Greeks West and East. 1999
      - А.Р. Чочиев. Очерки истории социальной культуры осетин. 1985 г.
      - Α.Κ. Нефёдкин. Тактика славян в VI в. (по свидетельствам ранневизантийских авторов).
      - Цыбикдоржиев Д.В. Мужской союз, дружина и гвардия у монголов: преемственность и конфликты.
      - Вдовченков E.B. Происхождение дружины и мужские союзы: сравнительно-исторический анализ и проблемы политогенеза в древних обществах.
      - Louise E. Sweet. Camel Raiding of North Arabian Bedouin: A Mechanism of Ecological Adaptation //  American Aiztlzropologist 67, 1965.
      - Peters E.L. Some Structural Aspects of the Feud among the Camel-Herding Bedouin of Cyrenaica // Africa: Journal of the International African Institute,  Vol. 37, No. 3 (Jul., 1967), pp. 261-282
       
       
      - Зуев А.С. О боевой тактике и военном менталитете коряков, чукчей и эскимосов.
      - Зуев А.С. Диалог культур на поле боя (о военном менталитете народов северо-востока Сибири в XVII–XVIII вв.).
      - О.А. Митько. Люди и оружие (воинская культура русских первопроходцев и коренного населения Сибири в эпоху позднего средневековья).
      - К.Г. Карачаров, Д. И. Ражев. Обычай скальпирования на севере Западной Сибири в Средние века.
      - Нефёдкин А.К. Военное дело чукчей (середина XVII—начало XX в.).
      - Зуев А.С. Русско-аборигенные отношения на крайнем Северо-Востоке Сибири во второй половине  XVII – первой четверти  XVIII  вв.
      - Антропова В.В. Вопросы военной организации и военного дела у народов крайнего Северо-Востока Сибири.
      - Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров.
      - Laufer В. Chinese Clay Figures. Pt. I. Prolegomena on the History of Defensive Armor // Field Museum of Natural History Publication 177. Anthropological Series. Vol. 13. Chicago. 1914. № 2. P. 73-315.
      - Нефедкин А.К. Защитное вооружение тунгусов в XVII – XVIII вв. [Tungus' armour] // Воинские традиции в археологическом контексте: от позднего латена до позднего средневековья / Составитель И. Г. Бурцев. Тула: Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», 2014. С. 221-225.
      - Нефедкин А.К. Колесницы и нарты: к проблеме реконструкции тактики // Археология Евразийских степей. 2020
       
       
      - N. W. Simmonds. Archery in South East Asia s the Pacific.
      - Inez de Beauclair. Fightings and Weapons of the Yami of Botel Tobago.
      - Adria Holmes Katz. Corselets of Fiber: Robert Louis Stevenson's Gilbertese Armor.
      - Laura Lee Junker. Warrior burials and the nature of warfare in prehispanic Philippine chiefdoms..
      - Andrew P. Vayda. War in Ecological Perspective: Persistence, Change, and Adaptive Processes in Three Oceanian Societies. 1976
      - D. U. Urlich. The Introduction and Diffusion of Firearms in New Zealand 1800-1840..
      - Alphonse Riesenfeld. Rattan Cuirasses and Gourd Penis-Cases in New Guinea.
      - W. Lloyd Warner. Murngin Warfare.
      - E. W. Gudger. Helmets from Skins of the Porcupine-Fish.
      - K. R. Howe. Firearms and Indigenous Warfare: a Case Study.
      - Paul  D'Arcy. Firearms on Malaita, 1870-1900. 
      - William Churchill. Club Types of Nuclear Polynesia.
      - Henry Reynolds. Forgotten war. 2013
      - Henry Reynolds. The Other Side of the Frontier. Aboriginal Resistance to the European Invasion of Australia. 1981
      - John Connor. Australian Frontier Wars, 1788-1838. 2002
      -  Ronald M. Berndt. Warfare in the New Guinea Highlands.
      - Pamela J. Stewart and Andrew Strathern. Feasting on My Enemy: Images of Violence and Change in the New Guinea Highlands.
      - Thomas M. Kiefer. Modes of Social Action in Armed Combat: Affect, Tradition and Reason in Tausug Private Warfare // Man New Series, Vol. 5, No. 4 (Dec., 1970), pp. 586-596
      - Thomas M. Kiefer. Reciprocity and Revenge in the Philippines: Some Preliminary Remarks about the Tausug of Jolo // Philippine Sociological Review. Vol. 16, No. 3/4 (JULY-OCTOBER, 1968), pp. 124-131
      - Thomas M. Kiefer. Parrang Sabbil: Ritual suicide among the Tausug of Jolo // Bijdragen tot de Taal-, Land- en Volkenkunde. Deel 129, 1ste Afl., ANTHROPOLOGICA XV (1973), pp. 108-123
      - Thomas M. Kiefer. Institutionalized Friendship and Warfare among the Tausug of Jolo // Ethnology. Vol. 7, No. 3 (Jul., 1968), pp. 225-244
      - Thomas M. Kiefer. Power, Politics and Guns in Jolo: The Influence of Modern Weapons on Tao-Sug Legal and Economic Institutions // Philippine Sociological Review. Vol. 15, No. 1/2, Proceedings of the Fifth Visayas-Mindanao Convention: Philippine Sociological Society May 1-2, 1967 (JANUARY-APRIL, 1967), pp. 21-29
      - Armando L. Tan. Shame, Reciprocity and Revenge: Some Reflections on the Ideological Basis of Tausug Conflict // Philippine Quarterly of Culture and Society. Vol. 9, No. 4 (December 1981), pp. 294-300.
      - Karl G. Heider, Robert Gardner. Gardens of War: Life and Death in the New Guinea Stone Age. 1968.
      - Karl G. Heider. Grand Valley Dani: Peaceful Warriors. 1979 Тут
      - Mervyn Meggitt. Bloodis Their Argument: Warfare among the Mae Enga Tribesmen of the New Guinea Highlands. 1977 Тут
      - Klaus-Friedrich Koch. War and peace in Jalémó: the management of conflict in highland New Guinea. 1974 Тут
      - P. D'Arcy. Maori and Muskets from a Pan-Polynesian Perspective // The New Zealand journal of history 34(1):117-132. April 2000. 
      - Andrew P. Vayda. Maoris and Muskets in New Zealand: Disruption of a War System // Political Science Quarterly. Vol. 85, No. 4 (Dec., 1970), pp. 560-584
      - D. U. Urlich. The Introduction and Diffusion of Firearms in New Zealand 1800–1840 // The Journal of the Polynesian Society. Vol. 79, No. 4 (DECEMBER 1970), pp. 399-41
      - Barry Craig. Material culture of the upper Sepik‪ // Journal de la Société des Océanistes 2018/1 (n° 146), pages 189 à 201
      - Paul B. Rosco. Warfare, Terrain, and Political Expansion // Human Ecology. Vol. 20, No. 1 (Mar., 1992), pp. 1-20
      - Anne-Marie Pétrequin and Pierre Pétrequin. Flèches de chasse, flèches de guerre: Le cas des Danis d'Irian Jaya (Indonésie) // Anne-Marie Pétrequin and Pierre Pétrequin. Bulletin de la Société préhistorique française. T. 87, No. 10/12, Spécial bilan de l'année de l'archéologie (1990), pp. 484-511
      - Warfare // Douglas L. Oliver. Ancient Tahitian Society. 1974
      - Bard Rydland Aaberge. Aboriginal Rainforest Shields of North Queensland [unpublished manuscript]. 2009
      - Leonard Y. Andaya. Nature of War and Peace among the Bugis–Makassar People // South East Asia Research. Volume 12, 2004 - Issue 1
      - Forts and Fortification in Wallacea: Archaeological and Ethnohistoric Investigations. Terra Australis. 2020
      - Roscoe, P. Social Signaling and the Organization of Small-Scale Society: The Case of Contact-Era New Guinea // Journal of Archaeological Method and Theory, 16(2), 69–116. (2009)
      - David M. Hayano. Marriage, Alliance and Warfare: the Tauna Awa of New Guinea. 1972
      - David M. Hayano. Marriage, alliance, and warfare: a view from the New Guinea Highlands // American Ethnologist. Vol. 1, No. 2 (May, 1974)
      - Paula Brown. Conflict in the New Guinea Highlands // The Journal of Conflict Resolution. Vol. 26, No. 3 (Sep., 1982)
      - Aaron Podolefsky. Contemporary Warfare in the New Guinea Highlands // Ethnology. Vol. 23, No. 2 (Apr., 1984)
      - Fredrik Barth. Tribes and Intertribal Relations in the Fly Headwaters // Oceania, Vol. XLI, No. 3, March, 1971
      - Bruce M. Knauft. Melanesian Warfare: A Theoretical History // Oceania. Vol. 60, No. 4, Special 60th Anniversary Issue (Jun., 1990)
       
       
      - Keith F. Otterbein. Higi Armed Combat.
      - Keith F. Otterbein. The Evolution of Zulu Warfare.
      - Myron J. Echenberg. Late nineteenth-century military technology in Upper Volta // The Journal of African History, 12, pp 241-254. 1971.
      - E. E. Evans-Pritchard. Zande Warfare // Anthropos, Bd. 52, H. 1./2. (1957), pp. 239-262
      - Julian Cobbing. The Evolution of Ndebele Amabutho // The Journal of African History. Vol. 15, No. 4 (1974), pp. 607-631
       
       
      - Elizabeth Arkush and Charles Stanish. Interpreting Conflict in the Ancient Andes: Implications for the Archaeology of Warfare.
      - Elizabeth Arkush. War, Chronology, and Causality in the Titicaca Basin.
      - R.B. Ferguson. Blood of the Leviathan: Western Contact and Warfare in Amazonia.
      - J. Lizot. Population, Resources and Warfare Among the Yanomami.
      - Bruce Albert. On Yanomami Warfare: Rejoinder.
      - R. Brian Ferguson. Game Wars? Ecology and Conflict in Amazonia. 
      - R. Brian Ferguson. Ecological Consequences of Amazonian Warfare.
      - Marvin Harris. Animal Capture and Yanomamo Warfare: Retrospect and New Evidence.
       
       
      - Lydia T. Black. Warriors of Kodiak: Military Traditions of Kodiak Islanders.
      - Herbert D. G. Maschner and Katherine L. Reedy-Maschner. Raid, Retreat, Defend (Repeat): The Archaeology and Ethnohistory of Warfare on the North Pacific Rim.
      - Bruce Graham Trigger. Trade and Tribal Warfare on the St. Lawrence in the Sixteenth Century.
      - T. M. Hamilton. The Eskimo Bow and the Asiatic Composite.
      - Owen K. Mason. The Contest between the Ipiutak, Old Bering Sea, and Birnirk Polities and the Origin of Whaling during the First Millennium A.D. along Bering Strait.
      - Caroline Funk. The Bow and Arrow War Days on the Yukon-Kuskokwim Delta of Alaska.
      - Herbert Maschner, Owen K Mason. The Bow and Arrow in Northern North America. 
      - Nathan S. Lowrey. An Ethnoarchaeological Inquiry into the Functional Relationship between Projectile Point and Armor Technologies of the Northwest Coast.
      - F. A. Golder. Primitive Warfare among the Natives of Western Alaska. 
      - Donald Mitchell. Predatory Warfare, Social Status, and the North Pacific Slave Trade. 
      - H. Kory Cooper and Gabriel J. Bowen. Metal Armor from St. Lawrence Island. 
      - Katherine L. Reedy-Maschner and Herbert D. G. Maschner. Marauding Middlemen: Western Expansion and Violent Conflict in the Subarctic.
      - Madonna L. Moss and Jon M. Erlandson. Forts, Refuge Rocks, and Defensive Sites: The Antiquity of Warfare along the North Pacific Coast of North America.
      - Owen K. Mason. Flight from the Bering Strait: Did Siberian Punuk/Thule Military Cadres Conquer Northwest Alaska?
      - Joan B. Townsend. Firearms against Native Arms: A Study in Comparative Efficiencies with an Alaskan Example. 
      - Jerry Melbye and Scott I. Fairgrieve. A Massacre and Possible Cannibalism in the Canadian Arctic: New Evidence from the Saunaktuk Site (NgTn-1).
      - McClelland A.V. The Evolution of Tlingit Daggers // Sharing Our Knowledge. The Tlingit and Their Coastal Neighbors. 2015
       
       
      - Фрэнк Секой. Военные навыки индейцев Великих Равнин.
      - Hoig, Stan. Tribal Wars of the Southern Plains.
      - D. E. Worcester. Spanish Horses among the Plains Tribes.
      - Daniel J. Gelo and Lawrence T. Jones III. Photographic Evidence for Southern Plains Armor.
      - Heinz W. Pyszczyk. Historic Period Metal Projectile Points and Arrows, Alberta, Canada: A Theory for Aboriginal Arrow Design on the Great Plains.
      - Waldo R. Wedel. Chain mail in plains archeology.
      - Mavis Greer and John Greer. Armored Horses in Northwestern Plains Rock Art.
      - James D. Keyser, Mavis Greer and John Greer. Arminto Petroglyphs: Rock Art Damage Assessment and Management Considerations in Central Wyoming.
      - Mavis Greer and John Greer. Armored
 Horses 
in 
the 
Musselshell
 Rock 
Art
 of Central
 Montana.
      - Thomas Frank Schilz and Donald E. Worcester. The Spread of Firearms among the Indian Tribes on the Northern Frontier of New Spain.
      - Стукалин Ю. Военное дело индейцев Дикого Запада. Энциклопедия.
      - James D. Keyser and Michael A. Klassen. Plains Indian rock art.
       
       
      - D. Bruce Dickson. The Yanomamo of the Mississippi Valley? Some Reflections on Larson (1972), Gibson (1974), and Mississippian Period Warfare in the Southeastern United States.
      - Steve A. Tomka. The Adoption of the Bow and Arrow: A Model Based on Experimental Performance Characteristics.
      - Wayne William Van Horne. The Warclub: Weapon and symbol in Southeastern Indian Societies.
      - Hutchings, W. Karl and Lorenz W. Brucher. Spearthrower performance: ethnographic and  experimental research.
      - Douglas J Kennett , Patricia M Lambert, John R Johnson, Brendan J Culleton. Sociopolitical Effects of Bow and Arrow Technology in Prehistoric Coastal California.
      - The Ethics of Anthropology and Amerindian Research Reporting on Environmental Degradation and Warfare. Editors Richard J. Chacon, Rubén G. Mendoza.
      - Walter Hough. Primitive American Armor. Тут, тут и тут.
      - George R. Milner. Nineteenth-Century Arrow Wounds and Perceptions of Prehistoric Warfare.
      - Patricia M. Lambert. The Archaeology of War: A North American Perspective.
      - David E. Jonesэ Native North American Armor, Shields, and Fortifications.
      - Laubin, Reginald. Laubin, Gladys. American Indian Archery.
      - Karl T. Steinen. Ambushes, Raids, and Palisades: Mississippian Warfare in the Interior Southeast.
      - Jon L. Gibson. Aboriginal Warfare in the Protohistoric Southeast: An Alternative Perspective. 
      - Barbara A. Purdy. Weapons, Strategies, and Tactics of the Europeans and the Indians in Sixteenth- and Seventeenth-Century Florida.
      - Charles Hudson. A Spanish-Coosa Alliance in Sixteenth-Century North Georgia.
      - Keith F. Otterbein. Why the Iroquois Won: An Analysis of Iroquois Military Tactics.
      - George R. Milner. Warfare in Prehistoric and Early Historic Eastern North America // Journal of Archaeological Research, Vol. 7, No. 2 (June 1999), pp. 105-151
      - George R. Milner, Eve Anderson and Virginia G. Smith. Warfare in Late Prehistoric West-Central Illinois // American Antiquity. Vol. 56, No. 4 (Oct., 1991), pp. 581-603
      - Daniel K. Richter. War and Culture: The Iroquois Experience. 
      - Jeffrey P. Blick. The Iroquois practice of genocidal warfare (1534‐1787).
      - Michael S. Nassaney and Kendra Pyle. The Adoption of the Bow and Arrow in Eastern North America: A View from Central Arkansas.
      - J. Ned Woodall. Mississippian Expansion on the Eastern Frontier: One Strategy in the North Carolina Piedmont.
      - Roger Carpenter. Making War More Lethal: Iroquois vs. Huron in the Great Lakes Region, 1609 to 1650.
      - Craig S. Keener. An Ethnohistorical Analysis of Iroquois Assault Tactics Used against Fortified Settlements of the Northeast in the Seventeenth Century.
      - Leroy V. Eid. A Kind of : Running Fight: Indian Battlefield Tactics in the Late Eighteenth Century.
      - Keith F. Otterbein. Huron vs. Iroquois: A Case Study in Inter-Tribal Warfare.
      - Jennifer Birch. Coalescence and Conflict in Iroquoian Ontario // Archaeological Review from Cambridge - 25.1 - 2010
      - William J. Hunt, Jr. Ethnicity and Firearms in the Upper Missouri Bison-Robe Trade: An Examination of Weapon Preference and Utilization at Fort Union Trading Post N.H.S., North Dakota.
      - Patrick M. Malone. Changing Military Technology Among the Indians of Southern New England, 1600-1677.
      - David H. Dye. War Paths, Peace Paths An Archaeology of Cooperation and Conflict in Native Eastern North America.
      - Wayne Van Horne. Warfare in Mississippian Chiefdoms.
      - Wayne E. Lee. The Military Revolution of Native North America: Firearms, Forts, and Polities // Empires and indigenes: intercultural alliance, imperial expansion, and warfare in the early modern world. Edited by Wayne E. Lee. 2011
      - Steven LeBlanc. Prehistoric Warfare in the American Southwest. 1999.
      - Keith F. Otterbein. A History of Research on Warfare in Anthropology // American Anthropologist. Vol. 101, No. 4 (Dec., 1999), pp. 794-805
      - Lee, Wayne. Fortify, Fight, or Flee: Tuscarora and Cherokee Defensive Warfare and Military Culture Adaptation // The Journal of Military History, Volume 68, Number 3, July 2004, pp. 713-770
      - Wayne E. Lee. Peace Chiefs and Blood Revenge: Patterns of Restraint in Native American Warfare, 1500-1800 // The Journal of Military History. Vol. 71, No. 3 (Jul., 2007), pp. 701-741
       
      - Weapons, Weaponry and Man: In Memoriam Vytautas Kazakevičius (Archaeologia Baltica, Vol. 8). 2007
      - The Horse and Man in European Antiquity: Worldview, Burial Rites, and Military and Everyday Life (Archaeologia Baltica, Vol. 11). 2009
      - The Taking and Displaying of Human Body Parts as Trophies by Amerindians. 2007
      - The Ethics of Anthropology and Amerindian Research. Reporting on Environmental Degradation and Warfare. 2012
      - Empires and Indigenes: Intercultural Alliance, Imperial Expansion, and Warfare in the Early Modern World. 2011
      - A. Gat. War in Human Civilization.
      - Keith F. Otterbein. Killing of Captured Enemies: A Cross‐cultural Study.
      - Azar Gat. The Causes and Origins of "Primitive Warfare": Reply to Ferguson.
      - Azar Gat. The Pattern of Fighting in Simple, Small-Scale, Prestate Societies.
      - Lawrence H. Keeley. War Before Civilization: the Myth of the Peaceful Savage.
      - Keith F. Otterbein. Warfare and Its Relationship to the Origins of Agriculture.
      - Jonathan Haas. Warfare and the Evolution of Culture.
      - М. Дэйви. Эволюция войн.
      - War in the Tribal Zone. Expanding States and Indigenous Warfare. Edited by R. Brian Ferguson and Neil L. Whitehead.
      - The Ending of Tribal Wars: Configurations and Processes of Pacification. 2021 Тут
      - I.J.N. Thorpe. Anthropology, Archaeology, and the Origin of Warfare.
      - Антропология насилия. Новосибирск. 2010.
      - Jean Guilaine and Jean Zammit. The origins of war: violence in prehistory. 2005. Французское издание было в 2001 году - le Sentier de la Guerre: Visages de la violence préhistorique.
      - Warfare in Bronze Age Society. 2018
      - Ian Armit. Headhunting and the Body in Iron Age Europe. 2012
      - The Cambridge World History of Violence. Vol. I-IV. 2020

    • Мусульманские армии Средних веков
      Автор: hoplit
      Maged S. A. Mikhail. Notes on the "Ahl al-Dīwān": The Arab-Egyptian Army of the Seventh through the Ninth Centuries C.E. // Journal of the American Oriental Society,  Vol. 128, No. 2 (Apr. - Jun., 2008), pp. 273-284
      David Ayalon. Studies on the Structure of the Mamluk Army // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London
      David Ayalon. Aspects of the Mamlūk Phenomenon // Journal of the History and Culture of the Middle East
      Bethany J. Walker. Militarization to Nomadization: The Middle and Late Islamic Periods // Near Eastern Archaeology,  Vol. 62, No. 4 (Dec., 1999), pp. 202-232
      David Ayalon. The Mamlūks of the Seljuks: Islam's Military Might at the Crossroads //  Journal of the Royal Asiatic Society, Third Series, Vol. 6, No. 3 (Nov., 1996), pp. 305-333
      David Ayalon. The Auxiliary Forces of the Mamluk Sultanate // Journal of the History and Culture of the Middle East. Volume 65, Issue 1 (Jan 1988)
      C. E. Bosworth. The Armies of the Ṣaffārids // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London,  Vol. 31, No. 3 (1968), pp. 534-554
      C. E. Bosworth. Military Organisation under the Būyids of Persia and Iraq // Oriens,  Vol. 18/19 (1965/1966), pp. 143-167
      C. E. Bosworth. The Army // The Ghaznavids. 1963
      R. Stephen Humphreys. The Emergence of the Mamluk Army //  Studia Islamica,  No. 45 (1977), pp. 67-99
      R. Stephen Humphreys. The Emergence of the Mamluk Army (Conclusion) // Studia Islamica,  No. 46 (1977), pp. 147-182
      Nicolle, D. The military technology of classical Islam. PhD Doctor of Philosophy. University of Edinburgh. 1982
      Nicolle D. Fighting for the Faith: the many fronts of Crusade and Jihad, 1000-1500 AD. 2007
      Nicolle David. Cresting on Arrows from the Citadel of Damascus // Bulletin d’études orientales, 2017/1 (n° 65), p. 247-286.
      David Nicolle. The Zangid bridge of Ǧazīrat ibn ʿUmar (ʿAyn Dīwār/Cizre): a New Look at the carved panel of an armoured horseman // Bulletin d’études orientales, LXII. 2014
      David Nicolle. The Iconography of a Military Elite: Military Figures on an Early Thirteenth-Century Candlestick. В трех частях. 2014-19
      Nicolle, D. The impact of the European couched lance on Muslim military tradition // Warriors and their weapons around the time of the crusades: relationships between Byzantium, the West, and the Islamic world. 2002
      Patricia Crone. The ‘Abbāsid Abnā’ and Sāsānid Cavalrymen // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain & Ireland, 8 (1998)
      D.G. Tor. The Mamluks in the military of the pre-Seljuq Persianate dynasties // Iran,  Vol. 46 (2008), pp. 213-225 (!)
      D.G. Tor. Mamlūk Loyalty: Evidence from the Late Saljūq Period // Asiatische Studien 65,3. (2011)
      J. W. Jandora. Developments in Islamic Warfare: The Early Conquests // Studia Islamica,  No. 64 (1986), pp. 101-113
      John W. Jandora. The Battle of the Yarmuk: A Reconstruction // Journal of Asian History, 19 (1): 8–21. 1985
      Khalil ʿAthamina. Non-Arab Regiments and Private Militias during the Umayyād Period // Arabica, T. 45, Fasc. 3 (1998), pp. 347-378
      B.J. Beshir. Fatimid Military Organization // Der Islam. Volume 55, Issue 1, Pages 37–56
      Andrew C. S. Peacock. Nomadic Society and the Seljūq Campaigns in Caucasia // Iran & the Caucasus,  Vol. 9, No. 2 (2005), pp. 205-230
      Jere L. Bacharach. African Military Slaves in the Medieval Middle East: The Cases of Iraq (869-955) and Egypt (868-1171) //  International Journal of Middle East Studies,  Vol. 13, No. 4 (Nov., 1981), pp. 471-495
      Deborah Tor. Privatized Jihad and public order in the pre-Seljuq period: The role of the Mutatawwi‘a // Iranian Studies, 38:4, 555-573
      Гуринов Е.А. , Нечитайлов М.В. Фатимидская армия в крестовых походах 1096 - 1171 гг. // "Воин" (Новый) №10. 2010. Сс. 9-19
      Нечитайлов М.В. Мусульманское завоевание Испании. Армии мусульман // Крылов С.В., Нечитайлов М.В. Мусульманское завоевание Испании. Saarbrücken: LAMBERT Academic Publishing, 2015.
      Нечитайлов М.В., Гуринов Е.А. Армия Саладина (1171-1193 гг.) (1) // Воин № 15. 2011. Сс. 13-25. И часть два.
      Нечитайлов М.В. "День скорби и испытаний". Саладо, 30 октября 1340 г. // Воин №17-18. В двух частях.
      Нечитайлов М.В., Шестаков Е.В. Андалусские армии: от Амиридов до Альморавидов (1009-1090 гг.) (1) // Воин №12. 2010. 
      Kennedy, H.N. The Military Revolution and the Early Islamic State // Noble ideals and bloody realities. Warfare in the middle ages. P. 197-208. 2006.
      Kennedy, H.N. Military pay and the economy of the early Islamic state // Historical research LXXV (2002), pp. 155–69.
      Kennedy, H.N. The Financing of the Military in the Early Islamic State // The Byzantine and Early Islamic Near East. Vol. III, ed. A. Cameron (Princeton, Darwin 1995), pp. 361–78.
      H.A.R. Gibb. The Armies of Saladin // Studies on the Civilization of Islam. 1962
      David Neustadt. The Plague and Its Effects upon the Mamlûk Army // The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. No. 1 (Apr., 1946), pp. 67-73
      Ulrich Haarmann. The Sons of Mamluks as Fief-holders in Late Medieval Egypt // Land tenure and social transformation in the Middle East. 1984
      H. Rabie. The Size and Value of the Iqta in Egypt 564-741 A.H./l 169-1341 A.D. // Studies in the Economic History of the Middle East: from the Rise of Islam to the Present Day. 1970
      Yaacov Lev. Infantry in Muslim armies during the Crusades // Logistics of warfare in the Age of the Crusades. 2002. Pp. 185-208
      Yaacov Lev. Army, Regime, and Society in Fatimid Egypt, 358-487/968-1094 // International Journal of Middle East Studies. Vol. 19, No. 3 (Aug., 1987), pp. 337-365
      E. Landau-Tasseron. Features of the Pre-Conquest Muslim Army in the Time of Mu ̨ammad // The Byzantine and Early Islamic near East. Vol. III: States, Resources and Armies. 1995. Pp. 299-336
      Shihad al-Sarraf. Mamluk Furusiyah Literature and its Antecedents // Mamluk Studies Review. vol. 8/4 (2004): 141–200.
      Rabei G. Khamisy Baybarsʼ Strategy of War against the Franks // Journal of Medieval Military History. Volume XVI. 2018
      Manzano Moreno. El asentamiento y la organización de los yund-s sirios en al-Andalus // Al-Qantara: Revista de estudios arabes, vol. XIV, fasc. 2 (1993), p. 327-359
      Amitai, Reuven. Foot Soldiers, Militiamen and Volunteers in the Early Mamluk Army // Texts, Documents and Artifacts: Islamic Studies in Honour of D.S. Richards. Leiden: Brill, 2003
      Reuven Amitai. The Resolution of the Mongol-Mamluk War // Mongols, Turks, and others : Eurasian nomads and the sedentary world. 2005
      Juergen Paul. The State and the military: the Samanid case // Papers on hater Asia, 26. 1994
      Harold W. Glidden. A Note on Early Arabian Military Organization // Journal of the American Oriental Society,  Vol. 56, No. 1 (Mar., 1936)
      Athamina, Khalil. Some administrative, military and socio-political aspects of early Muslim Egypt // War and society in the eastern Mediterranean, 7th-15th centuries. 1997
      Vincent Lagardère. Esquisse de l'organisation militaire des Murabitun, à l'époque de Yusuf b. Tasfin, 430 H/1039 à 500 H/1106 // Revue des mondes musulmans et de la Méditerranée. Année 1979.  №27 Тут
       
      Kennedy, Hugh. The Armies of the Caliphs: Military and Society in the Early Islamic State Warfare and History. 2001
      Blankinship, Khalid Yahya. The End of the Jihâd State: The Reign of Hisham Ibn Àbd Al-Malik and the Collapse of the Umayyads. 1994.
      D.G. Tor. Violent Order: Religious Warfare, Chivalry, and the 'Ayyar Phenomenon in the Medieval Islamic World. 2007
      Michael Bonner. Aristocratic Violence and Holy War. Studies in the Jihad and the Arab-Byzantine Frontier. 1996
      Patricia Crone. Slaves on Horses. The Evolution of the Islamic Polity. 1980
      Hamblin W. J. The Fatimid Army During the Early Crusades. 1985
      Daniel Pipes. Slave Soldiers and Islam: The Genesis of a Military System. 1981
      Yaacov Lev. State and society in Fatimid Egypt. 1991 Тут
      Abbès Zouache. Armées et combats en Syrie de 491/ 1098 à 569/ 1174 : analyse comparée des chroniques médiévales latines et arabes. 2008 Тут
      War, technology and society in the Middle East. 1975 Тут
       
      P.S. Большую часть работ Николя в список вносить не стал - его и так все знают. Пишет хорошо, читать все. Часто пространные главы про армиям мусульманского Леванта есть в литературе по Крестовым походам. Хоть в R.C. Smail. Crusading Warfare 1097-1193, хоть в Steven Tibble. The Crusader Armies: 1099-1187 (!)...
    • Военная мысль конца 19 - начала 20 века.
      Автор: hoplit
      Военная мысль конца 19 - начала 20 века. 
      Статьи. Пехота.
      - Chad R. Gaudet. Baptisms of Fire: How Training, Equipment, and Ideas about the Nation Shaped the British, French, and German Soldiers' Experiences of War in 1914.. 2009.
      - Joseph C. Arnold. French Tactical Doctrine 1870-1914 // Military Affairs,  Vol. 42, No. 2 (Apr., 1978), pp. 61-67.
      - Steven Jackman. Shoulder to Shoulder: Close Control and “Old Prussian Drill” in German Offensive Infantry Tactics, 1871–1914 // The Journal of Military History, Volume 68, Number 1, January 2004, pp. 73-104.
      - Jonathan M. House. The Decisive Attack: A New Look at French Infantry Tactics on the Eve of World War I // Military Affairs,  Vol. 40, No. 4 (Dec., 1976), pp. 164-169.
      - Geoffrey Wawro. An "Army of Pigs": The Technical, Social, and Political Bases of Austrian Shock Tactics, 1859-
      1866 // The Journal of Military History,  Vol. 59, No. 3 (Jul., 1995), pp. 407-433.
      - T. H. E. Travers. The Offensive and the Problem of Innovation in British Military Thought 1870-1915 //  Journal of Contemporary History,  Vol. 13, No. 3 (Jul., 1978), pp. 531-553.
      - Spencer Jones, The Influence of the Boer War (1899–1902) on the Tactical Development of the Regular British Army 1902–1914. 2009.
      - John K. Mahon. Civil War Infantry Assault Tactics // Military Affairs,  Vol. 25, No. 2, Civil War Issue (Summer, 1961), pp. 57-68.
      - Thomas A. Bruno. Ignoring the Obvious: Combined Arms and Fire and Maneuver Tactics Prior to World War I. 2002.
      - О.Р. Кушнир. «Гуманные убийцы» (О взглядах начала XX века на поражающую способность винтовочных пуль) // Война и оружие. 2014.  Сс. 503-517.