Чжан Гэда

Ранние тюркские каганаты-2

21 сообщение в этой теме

Поскольку первая ветка уже безнадежно затоплена всякой нерелевантной информацией, открываем новую.

Итак, что в сухом остатке:

1) локализация туцзюэ на Алтае на момент создания Первого тюркского каганата ничем не обосновывается.

(в беседе с Л.А. Бобровым он, как специалист по археологии, был вынужден подтвердить, что четко выделить культуру туцзюэ из имеющегося материала нереально)

2) существующее смешение в сознании многих исследователей племен телэ в целом и туцзюэ в частности превалирует до сих пор, благодаря использованию неаутентичного термина "тюрк" (как плод арабского сравнительного языкознания применительно к позднейшим временам), и оказывает сильное влияние даже на многие современные построения.

3) использование в качестве основы для суждений устаревших переводов первоисточников усугубляет проблему.

4) многие географические объекты, важные для понимания событий VI в., не локализованы вследствие серьезного историко-географического исследования, а традиционные отождествления часто бывают неверны.

5) история племен телэ, распространенных от Фолинь (Византия) до Туцзюэ, практически не учитывается, как не учитывается и прочая информация о том, что культурно и лингвистически племена были крайне близки, но политически представляли собой совершенно разные организмы.

6) существует неопределенность с ролью Сидеми-кэханя (Истеми-каган рунических надписей) в распаде Первого каганата на Западный и Восточный, а также плохо фиксируется северо-западная граница Западного каганата.

7) неясна дата распада Первого каганата.

8) не учитывается проблема 6 княжеств рода Чжаоу, являвшихся лидерами в Средней Азии и не покоренных туцзюэ.

(с гегемоном группировки Чжаоу - владением Кан (Самоцзянь) - туцзюэ предпочли заключить брачный союз, а не устраивать войну). 

Что в связи с этим делать?

Наиболее оправдан вариант действий, предложенный во время конференции Ж.М. Сабитовым - подготовить сборник материалов из первоисточников по проблеме, аналогичный СМИЗО, с комментариями и оригинальным текстом.

Отталкиваясь от полученных материалов (условно назовем этот гипотетический сборник СМИПТК), следует произвести локализацию объектов и проверить атрибуцию ряда археологических культур (скажем, с принадлежностью известного Орлатского могильника до сих пор не определились).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


На данный момент имеем по материалам китайских источников следующую локализацию западной границы Западного Тюркского Каганата несколько западнее города Гуйцы (Куча) в Восточном Туркестане, для материалов VI в. и в районе Ташкента - для материалов VII в.

Ставка кагана в первом случае локализуется юго-западнее Нарынкола, во втором - в районе Суяба.

Гибель обоих каганатов в результате противоборства с Китаем свидетельствует о том, что ставки каганов находились в пределах досягаемости для китайских войск, что свидетельствует о сравнительно небольших размерах каганатов.

(ставка правителей кочевых государств обычно вынуждена находиться либо у более важной границы, либо на равном удалении от всех границ, чтобы как-то их контролировать)

Проблема западных группировок телэ на основании имеющихся источников рассматривается очень приблизительно, т.к. четко отождествить персонажей тюркоязычных, китайских, византийских, сирийских и арабо-персидских (позднейших) источников не всегда возможно с нужной степенью точности. Пока с этим мы ничего не можем поделать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Обращаю внимание всех, что один и тот же народ (по языку и образу жизни) именовался в китайских хрониках как фуфуло, чилэ, динлин, гаоцзюй/гаочэ динлин и телэ - это тюркоязычные кочевники, расселявшиеся от Маньчжурии до Византии (ее владений в Крыму).

В "Повествовании о телэ" говорится, что язык и обычаи телэ такие же, как и туцзюэ (тюркский народ, основатель Первого каганата), и выделены некоторые брачные обычаи, служившие для китайцев важным маркером. Т.е. в культурном и бытовом отношении выделить телэ и туцзюэ среднестатистическому наблюдателю было непросто.

Вот еще один штрих - "Повествование о гаоцзюй" ("Вэй шу", цз. 103, ч. 2) говорит о наличии у гаоцзюй легенды о волке-прародителе, которая может быть сопоставлена с легендой о волчице-прародительнице у туцзюэ:

Цитата

 Некоторые говорят, что родоначальником гаоцзюйцев является внук по дочери сюннуского [шаньюя]. В их ветвь входят роды Диши, Бяохэши, Хулюйши, Цзепиши, Хугуши и Ицицзиньши. Как говорят в народе, у сюннуского шаньюя родились две дочери необыкновенной красоты, поэтому население владения считало их богинями. Шаньюй заявил: «Поскольку у меня такие дочери, разве я могу выдать их замуж за [обыкновенных] людей? Я отдам их Небу!» После этого он насыпал на севере владения, в безлюдной местности, высокую террасу и поселил на ней двух дочерей, сказав: «Прошу Небо встретить их».

Через три года мать хотела встретить дочерей, но шаньюй сказал: «Нельзя [этого делать], их ожидает переселение». Прошел еще год, и появился старый волк, который днем и ночью, охраняя террасу, выл. Он вырыл под террасой нору и не выходил из нее. Тогда младшая дочь сказала: «Наш отец поместил меня здесь, желая отдать Небу. Ныне появился волк, который, возможно, является чудесным существом, посланным Небом». Она хотела спуститься с террасы, чтобы пройти к волку, но старшая сестра в испуге воскликнула: «Это животное, ты только осрамишь отца и мать!» Однако младшая сестра не послушалась ее, спустилась с террасы, стала женой волка и родила сына. Впоследствии его потомки размножились и создали государство. [Вот почему] люди этого государства любят протяжные, длинные песни, исполняя которые воют, подобно волкам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"Чжоу шу", цз. 50 о вооружении туцзюэ:

Цитата
Из оружия имеют луки, стрелы, стрелы-свистунки, панцири, [ударные] копья, палаши (сабли?) и мечи, на клинковом поясе также, как правило, висит и короткий меч (кинжал). На большие стяги, украшенные перьями, сверху устанавливают золотую голову волка.

К сожалению, эти описания очень общие и не сильно отличаются от описания оружия других народов по той же "Чжоу шу" - например, про оружие государства Яньци также составляют луки, стрелы, палаши (сабли?), панцири и копья. 

Единственный известный предмет в виде головы волка, атрибуированный А.К. Кушкумбаевым как потенциально тюркское навершие знамени, сделан в т.н. "сасанидском стиле" и найден в заполярном Урале, что сильно снижает надежность атрибуции.

539d1f7447a4a47282e490c45952469e.jpg

Петроглифы и изображения на балбалах очень условны:

p85a.jpg

 

p87.jpg

turk_300_5m.jpg

Т.о. выделение археологической культуры туцзюэ по вооружению, как наиболее хорошо описанным в источниках предметах материальной культуры, очень сильно затруднено.

Проблему трудно не замечать. Выделить туцзюэ из общетюркского материала бывает весьма сложно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Реконструкция золотоголового волчьего знамени по А.К. Кушкумбаеву:

gDkyD46yXSc.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кляшторный о ранней истории туцзюэ в работе от 1994 г. (совместная работа с Савиновым - "Степные империи Евразии"):

... группа позднегуннских племён, в конце III — начале IV вв. переселившаяся в северо-западный Китай, была вытеснена в конце IV в. в район Турфана, где продержалась до 460 г. В этом году на них напали жужане (авары), уничтожили созданное ими владение и переселили покорившихся гуннов на Алтай. В числе переселенцев было и племя ашина. < ... > ашина за время своей жизни в Восточном Туркестане восприняли в свой состав новый этнический компонент, смешались с местными жителями. На территории, где жили ашина с конца III в. [? — ср. выше; вероятно, здесь опечатка, нужно читать: IV в. — П.А.] до 460 г., преобладало иранское и тохарское население, обогатившее язык и культурные традиции ашина. Именно здесь было положено начало тесным тюрко-согдийским связям, оказавшим огромное влияние на всю культуру и государственность древних тюрков.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 20.06.2015в01:08, Чжан Гэда сказал:

Единственный известный предмет в виде головы волка, атрибуированный А.К. Кушкумбаевым как потенциально тюркское навершие знамени, сделан в т.н. "сасанидском стиле" и найден в заполярном Урале, что сильно снижает надежность атрибуции.

539d1f7447a4a47282e490c45952469e.jpg

Да не, это навершие всё-таки скорее иранского рода,  типа Сэнмурва.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

После конференции мы с Айболатом Кайрслямовичем пришли к такому же выводу. Но других аналогов нет, и он вынужденно использовал это для попытки реконструкции тюркского штандарта.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

... группа позднегуннских племён, в конце III — начале IV вв. переселившаяся в северо-западный Китай, была вытеснена в конце IV в. в район Турфана, где продержалась до 460 г. В этом году на них напали жужане (авары), уничтожили созданное ими владение и переселили покорившихся гуннов на Алтай. В числе переселенцев было и племя ашина. 

А имеются ли какие сведения о коневодческой терминологии гуннов, ведь как известно у "тюрок" она - иранская.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я думаю, апелляция к "гуннам" тут искусственная. Надо как-то обозначить периоды. А кто с кем тогда смешивался и как развивался - за недостаточностью данных говорить сложно.

А у тюрок вполне самостоятельная (и даже отличная от монгольской) терминология коневодства - например, существует почти 1500 терминов, описывающих коня. В т.ч. по возрасту и масти.

Жеребец (что я знаю) - это и "жороо", и "азарга".

Кобыла, жеребенок - все имеет массу разных названий.

Главное - правильно очертить границы Первого каганата и не повторять предыдущих ошибок. 

ИМХО, это предстоит "работа заново", когда априорно отказываемся от скороспешных отождествлений и начинаем кропотливо искать соответствия археологии и источников. Иначе получается полная ерунда - не мог каганат с диверсифицированным политическим центром быть разгромленным именно Китаем. А о роде Ашина во главе тех же хазар никто не слышал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А о роде Ашина во главе тех же хазар никто не слышал.

Так откуда вообще пошло таковое суждение, насчёт хазар и Ашина?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если каганат "от моря до моря", то хазары должны быть подданными Ашина. А что про это известно без фантазий?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если каганат "от моря до моря", то хазары должны быть подданными Ашина. 

Тут тогда возникает вопрос: относить хазар к туцзюэ или нет, при этом появление хазар в северо-западном Прикаспии - это вторая половина VII в. и никак не раньше(что собственно и фиксируется византийцами по поводу хазарских нападений на оставшихся в Прикубанье булгар, начавшихся после смерти хана Кубрата и распада Великой Болгарии).

Изменено пользователем Mukaffa

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В "Тан шу", составленной в Х в., есть выражение "кэса туцзюэ", обычно переводимое как "тюрки-хазары". Телэ в этот период уже не употребляется как обобщающий этноним.

Да и сами туцзюэ к Х в. давно исчезли с политической арены.

Скорее всего, тут термин "туцзюэ" по своему значению равен термину "телэ" в более ранних источниках и равен термину "аль-атрак" арабских источников. Т.е. это классификатор, определяющий народы, говорящие на тюркских языках.

Нам неизвестна племенная структура хазар - иначе можно было бы сравнить племенной состав "десятистрельных" туцзюэ и сделать соответствующие выводы о тождестве или родстве этих народов. Однако о распространении власти туцзюэ в VI в. даже на Приаралье указаний нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А о роде Ашина во главе тех же хазар никто не слышал.

Кажется об этом писал и Кляшторньй. Опираясь, если не изменяет память, на китайский источник.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почистил 2-й круг взаимных "любезностей". 

В 23.06.2015в06:54, andy4675 сказал:
Кажется об этом писал и Кляшторньй. Опираясь, если не изменяет память, на китайский источник.

Кляшторный писал, что Ашина правят хазарами?

В какой работе?

И какой источник? То, чем он пользовался - общеизвестно. Это бичуринско-кюнеровские данные. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почистил 2-й круг взаимных "любезностей". 

При этом вь не подчистили следующую откровенную ложь:

появление хазар в северо-западном Прикаспии - это вторая половина VII в. и никак не раньше(что собственно и фиксируется византийцами по поводу хазарских нападений на оставшихся в Прикубанье булгар, начавшихся после смерти хана Кубрата и распада Великой Болгарии).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Просмотрел Кюнера и Бичурина на предмет упоминания ими хазар - результат нулевой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 23.06.2015в11:52, Чжан Гэда сказал:

Кляшторный писал, что Ашина правят хазарами?

В какой работе?

И какой источник? То, чем он пользовался - общеизвестно. Это бичуринско-кюнеровские данные.

Сейчас не берусь сказать. Компьютер перегорел, и доступа к своим архивам не имею. Кажется я в одной из тем цитировол этот отрьвок. Сейчас могу заходить пока только через мобильник или интернет-кафе. Что серьезно ограничивает мои возможности в поиске и цитировании.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 23.06.2015в12:31, andy4675 сказал:
При этом вь не подчистили следующую откровенную ложь:

Попробуйте без взаимных любезностей с оппонентом поставить точку над i.

Ложью можно считать все, что мы сами не видели - у нас справки нет из дурдома, что Захария Ритор и его последователь не лечились в подобном заведении. Это касается и прочих источников. 

Да, удалил целую страницу совершенно бессмысленных сообщений. Просьба более всяким флудом ветку не загружать. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 23.06.2015в11:52, Чжан Гэда сказал:

Почистил 2-й круг взаимных "любезностей". 

Кляшторный писал, что Ашина правят хазарами?

В какой работе?

И какой источник? То, чем он пользовался - общеизвестно. Это бичуринско-кюнеровские данные. 

Всё ещё не помню, у кого вычитал впервые об этом (если вспомню когда-нибудь - постараюсь написать об этом). Тем не менее ссылка идёт на Худуд ал-Алам, где упоминается правящий у хазар род Ânsa. Некоторые считают (и тот автор о котором речь - тоже), что речь идёт о незначительной (обычной при переходе из языка в язык) деформации названия Ašina.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • Du Yuting & Chen Lufan DID KUBLAI HAN'S CONQUEST OF THE DALI KINGDOM GIVE RISE TO THE MASS MIGRATION OF THE THAI PEOPLE TO HE SOUTH?
      Автор: Чжан Гэда
      DID KUBLAI HAN'S CONQUEST OF THE DALI KINGDOM GIVE RISE TO THE MASS MIGRATION OF THE THAI PEOPLE TO THE SOUTH?
      DU YUTING AND CHEN LUFAN
      INSTITUTE FOR SOUTHEAST ASIAN STUDIES, KUNMING
      Первая публикация первого варианта статьи - см.:  The Siam Society Newsletter, Vol. 4, No.4 December 1988
      Данная публикация отличается большим объемом текста и, соответственно, более широким охватом темы.
    • Du Yuting & Chen Lufan DID KUBLAI HAN'S CONQUEST OF THE DALI KINGDOM GIVE RISE TO THE MASS MIGRATION OF THE THAI PEOPLE TO HE SOUTH?
      Автор: Чжан Гэда
      Du Yuting & Chen Lufan DID KUBLAI HAN'S CONQUEST OF THE DALI KINGDOM GIVE RISE TO THE MASS MIGRATION OF THE THAI PEOPLE TO HE SOUTH?
      Просмотреть файл DID KUBLAI HAN'S CONQUEST OF THE DALI KINGDOM GIVE RISE TO THE MASS MIGRATION OF THE THAI PEOPLE TO THE SOUTH?
      DU YUTING AND CHEN LUFAN
      INSTITUTE FOR SOUTHEAST ASIAN STUDIES, KUNMING
      Первая публикация первого варианта статьи - см.:  The Siam Society Newsletter, Vol. 4, No.4 December 1988
      Данная публикация отличается большим объемом текста и, соответственно, более широким охватом темы.
      Автор Чжан Гэда Добавлен 22.05.2017 Категория Китай
    • Аменхотеп II: история одного похода
      Автор: Неметон
      В 1942 году в развалинах Мемфиса была найдена стела Аменхотепа II с описанием похода в Сирию. Анализ надписей может дать яркую характеристику внешней политики фараонов периода Нового царства в условиях противостояния с государством Митанни на территории Сирии и Палестины.

      «Год 7-й, месяц Лета 1, день 25-й, …Разбил его величество Нахарину, сокрушил лук его страну нехси… Отправился его величество в Речену при своем первом победоносном походе, для того, чтобы расширить свои границы, захватить добро тех, кто не был ему верен…Достиг его величество Шамаш-Эдома и разрушил он его в краткий миг…Его величество находился на своей боевой колеснице «Амон силен, Мут довольна» …Перечень добычи, захваченной его мечом: азиатов -35, быков – 22».
      Прежде чем вторгнуться в Сирию (Речену), Аменхотеп совершил поход в страну «нехси», т.е. земли, лежавшие к югу от Египта и разбил войска Митаннийского царства, обозначаемого в источниках, как Нахарина. Обезопасив свои южные границы и на время ослабив одного из главных соперников в регионе, он начал масштабный поход в Сирию, на первых порах, не встречая особого сопротивления на подступах к реке Оронт, о чем свидетельствует малое количество добычи, захваченной в Шамаш-Эдоме. Интересно упоминание о собственном имени боевой колесницы фараона, что указывает на количество лошадей в упряжке. Перейдя Митанни вброд, Аменхотеп во главе своего войска первым ступил на вражеский берег:

      «Переправился его величество через Оронт по воде рысью, подобно Решефу. Обернул он дышло свое, чтобы посмотреть на свой арьергард».
      Сравнение Аменхотепа с Решефом, западносемитским богом войны, вошедшим в египетский пантеон в качестве «побеждающего врага», призвано показать решительность намерений фараона и его стремительность полководца. На противоположном берегу Оронта, оторвавшись от своего арьергарда.  он чуть не попал в плен к небольшому отряду сирийцев, наблюдавшим за передвижением египетских войск:
      «Увидел он немногих азиатов, приближавшихся ползком с боевым оружием для нападения на войско царя. Его величество кружил над ними, подобно божественному соколу. Поникли они, и ослабели сердца их, когда один за другим падал на своего товарища, включая их командира, причем не было никого с его величеством, кроме него и его могучего меча. Истребил их его величество стрелами и удалился с радостным сердцем. Перечень добычи его величества в этот день: правителей - 2, знатных сирийцев - 6, а также их боевые колесницы, их лошади, все их боевое оружие.  Достиг его величество места южнее страны Нин. Ее правитель, все ее население были довольны его величеством, лица их выражали удивление его могуществом».

      Источник показывает, что египтяне не встречают значительного сопротивления на первом этапе похода. Немногочисленные войска местных правителей, даже будучи объединенными, не представляли серьезной угрозы армии Аменхотепа. Некоторые населенные пункты, стремясь избежать разорения, добровольно открывали ворота войскам фараона. Основная часть противника отходила к Угариту, богатому городу-порту на побережье Средиземного моря, около которого произошло первое серьезное сражение, завершившееся победой египтян:
      «Достиг его величество Угарита и окружил всех своих противников. Он уничтожил их, точно они не существовали. Стала вся страна его собственностью».
      После включения Угарита в сферу своего влияния, Аменхотеп изменил баланс сил в свою пользу. Влияние Угарита на ближневосточную торговлю было весьма весомым. После небольшого привала у г. Цалха восточнее Шамаш-Рама, было захвачено поселение Минджату, а правители Гизры и Инки добровольно покорились Аменхотепу. Затем египетское войско направилось к Кадешу, у стен которого случилось странное происшествие…
      «Достиг его величество Кадеша. Вышел правитель его с миром навстречу его величеству. Заставил их жителей, а также всех их детей принести присягу. Его величество стрелял из лука по южной окраине этого города в две цели, сделанные из кованной меди».
      Любопытно, по каким целям стрелял фараон у стен капитулировавшего города? Изложенное в источнике можно трактовать неоднозначно:
      1.       Фараон стрелял из лука, т.е. «цели» находились на некотором расстоянии
      2.       Происходящее потребовало его личного присутствия, что говорит об исключительности действа
      3.       Стрельба велась по южной окраине, не конкретному месту, а части города вообще, т.е. цели, видимо, находились в воздухе!
      4.       Цели металлические, из кованной меди, с которой их сравнил писец.
      5.       Стрельба не причинила объектам ни малейшего вреда, т.к после этого эпизода, о них уже не упоминается.
      Видимо, либо это был какой-то ритуал, связанный с символическим взятием города, сдавшегося на милость победителя, либо Аменхотеп у Кадеша стрелял из лука по двум металлическим объектам, находившихся в воздухе над южной окраиной города. Однозначно ответить на вопрос не могу…
      Далее описан еще один эпизод, который лично у меня вызывает неоднозначную оценку. Думается, что он был введен специально, чтобы отметить доблесть фараона, в одиночку поставившего город на колени:
      «Проследовал его величество на своей боевой упряжке в Хашабу. Был он один, никого с ним не было. Спустя короткое время прибыл он оттуда, причем привел он 16 знатных сирийцев, которые находились по бокам его боевой колесницы. 20 отрубленных рук висели на лбу его лошади, 60 быков гнал он перед собой. Был предложен мир его величеству этим городом».
      Итак, мы видим, что фараон вернулся из Хашибы с заложниками и быками. Для заключения мира более достаточно, учитывая скромную добычу первых дней похода. Но, отдельно указывается, что на голове его лошади болталось 20 отрубленных рук. Из этого можно заключить, что:
      1.       Боевая упряжка состояла из одной лошади, в отличие от двух, впряженных в боевую колесницу.
      2.       Количество убитых фараоном людей во время «визита» в Хашибу составило от 10 до 20 человек, в зависимости от количества отрубленных рук одного убитого. Хотя в дальнейшем мы увидим, что среди военной добычи будет упоминаться нечетное количество рук, т.е. с известной степенью вероятности можно предположить, что у мертвого врага отрубалась одна рука и, таким образом, штурм Хашибы обошелся городу в 20 убитых.
      3.       Если фараон выехал один в город и подвергся там нападению, даже уничтожив нападавших, сомнительно, что после такого демарша он принял бы мир от города.
      4.       Вероятней всего, город был взят после скорого штурма с малым количеством жертв.
      5.       Довольно странно, что после добровольной капитуляции таких городов, как Кадеш, который стал камнем преткновения в борьбе за Сирию ведущих держав региона при Тутмосе III, менее укрепленная Хашиба решилась на сопротивление. По всей вероятности, ситуация радикально изменилась и это вызвало решение Аменхотепа о возвращении в Мемфис. И не последнюю роль в этом сыграло задержание гонца из Митанни:
      «Вот отправился его величество к югу через долину Шарона. Встретил он гонца правителя Нахарины с письмом на глиняной табличке, которая висела на его шее. Его величество захватил его в плен и вел у бока своей боевой колесницы. Выступил его величество из лагеря в Египет на боевой упряжке. Знатный сириец-военнопленный был на боевой упряжке один с ним».
      Итак, мы видим, что письмо правителя Митанни написано на глиняной табличке, т.е. клинописью и адресовано тому, кто мог его прочитать. Учитывая, что ранее войска Митанни были разбиты Аменхотепом, можно предположить, что в табличке речь шла о создании антиегипетской коалиции. Причем, то, что ее вез знатный сириец, говорит о свершившемся факте создания такой коалиции в Вашшукканни, митаннийской столице. Куда направлялся сириец, представить несложно – Кадеш, который со времен отца Аменхотепа, Тутмоса III, возглавлял антиегипетские союзы. В частности, после смерти Хатшепсут в 1468 г. до н.э. Тутмос выступил в поход против коалиции «330 правителей» во главе с царем Кадеша, за которым стояло набирающее мощь Митанни. После 7-ми месячной осады пал Мегиддо, но Митанни осталось несломленной и в 1468-1448 гг. Тутмос III был вынужден совершить не менее 15 походов в Азию, дважды осаждал Кадеш, но взять не смог. Его сыну удалось это сделать без боя, по всей видимости, правитель Кадеша ждал вестей из Митанни о планируемой военной помощи. Поняв, что ему могут нанести удар в спину, Аменхотеп принимает решение о возвращении в Египет. Причем, как видим, отступал он довольно быстро, если пересадил знатного сирийца к себе на колесницу. Обращает на себя внимание, что статус сирийца меняется на военнопленного, т.е. Кадеш более не воспринимается, как дружественный город.
      «Достиг его величество Мемфиса…Перечень его добычи: знатных сирийцев - 550, их жен – 240, хананейцев – 640, сыновей правителей - 232, дочерей правителей – 323, наложниц правителей всех чужеземных стран вместе с их украшениями из серебра и золота, которые они носили, всего - 2255. Лошадей - 820, боевых колесниц – 730 вместе со всем их боевым снаряжением».

      Насколько видно из перечня военной добычи Аменхотепа после первого сирийского похода, в основном ее составили богатые и знатные заложники, лошади и боевые колесницы. Это может свидетельствовать как о поспешности отступления в Египет, так и об особенностях внешней политики египетских царей. которые наряду с непосредственным покорением земель практиковали захват в заложники представителей правящих династий для обеспечения их лояльности. После второго похода в Сирию спустя 2 года, его добыча была более весома. Но Аменхотепу II (1438-1412 гг. до н.э), несмотря на победные реляции, пришлось признать в 1429 г. до н.э. верховенство митаннийского царя Сауссадаттара над Сирией и Северной Финикией.

    • Recueil des historiens des croisades
      Автор: hoplit
      Recueil des historiens des croisades.
      Assises de Jérusalem
      1. Assises de Jérusalem ou recueil des ouvrages de jurisprudence composés pendant le XIIIe siècle dans les royaumes de Jérusalem et de Chypre. Tome premier.
      2. Assises de Jérusalem ou recueil des ouvrages de jurisprudence composés pendant le XIIIe siècle dans les royaumes de Jérusalem et de Chypre. Tome II.
       
      Historiens occidentaux.
      1. Historiens occidentaux I-1
      2. Historiens occidentaux I-2
      3. Historiens occidentaux II
      4. Historiens occidentaux III
      5. Historiens occidentaux IV
      6. Historiens occidentaux V
       
      Historiens orientaux
      1. Historiens orientaux I
      2. Historiens orientaux II-1
      3. Historiens orientaux II-2
      4. Historiens orientaux III
      5. Historiens orientaux IV
      6. Historiens orientaux V
       
      Historiens grecs
      1. Historiens grecs I
      2. Historiens grecs II
       
      Documents arméniens
      1. Documents arméniens I
      2. Documents arméniens II
    • Armenian Historical Sources of the 5-15th Centuries.
      Автор: hoplit
      Armenian Historical Sources of the 5-15th Centuries
      Haythono. Liber historiarum partium Orientis.