Saygo

Древние кыргызы

4 сообщения в этой теме

Чур валенками не кидаться, это просто гипотеза, притом не моя. Предлагаю ее проанализировать.

Кылыч Эсен уулу. Азиатские скифы и хунну: новая гипотеза о происхождении древних кыргызов

Кыргызы относятся к числу народов, которые упоминаются в письменных исторических источниках очень давно. Истоки кыргызской истории уходят в глубину тысячелетий, в далекие и темные времена седой древности. Установлено, что еще в конце III века до н.э. кыргызы упоминаются в древнекитайских текстах.

Интерес к истории енисейских кыргызов возник давно, еще в XVIII веке. Вначале это были лишь ознакомительные поездки по местам обитания кыргызов в Южной Сибири. Затем, по мере накопления исторических источников, начали появляться научные исследования.

Историей кыргызов занимались такие ученые, как И. Е. Фишер, И. Г. Георги, Г. Ф. Миллер, Ю. Клаппорт, К. Риттер, Н. Я. Бичурин (Иакинф), Ч. Валиханов, В. Шотт, В. Радлов, Н. А. Аристов, В. В. Бартольд, Г. Е. Грум-Гржимайло, А. Н. Бернштам, С. В. Киселев, Л. А. Евтюхова, В.П.Левашова, Л. Р. Кызласов, К. И. Петров, Д. Г. Савинов и др.

Если ученые-неархеологи полагают, в силу известных причин, что древние кыргызы всегда жили в Южной Сибири, с древнейших времен, то археологи, как правило, считают их выходцами из других районов Азии, и их труды всецело направлены на изучение процесса переселения кыргызов на так называемый «Енисей» (под которым обычно подразумевают земли, расположенные на север от западного Саянского хребта), и историю смешения пришлых кыргызов с местным населением и образования так называемых «енисейских» кыргызов. Большое внимание в трудах исследователей уделяется также изучению материальной и духовной культуры, хозяйства, быта, политической истории.

Несмотря на все проделанные работы многое в истории енисейских кыргызов остается до сих пор не решенным и актуальным.

Если говорить о древнем периоде, то ситуация там обстоит крайне плачевно. К сожалению, состояние изученности проблемы древних кыргызов остается на том же уровне, что и во времена первых трудов по этому вопросу. Изучение истории древних кыргызов III в. до н.э.-V в. н.э. полностью базируется на сведениях китайских источников. На основе этих данных можно выдвигать какие угодно суждения, предположения. Любой историк, и не историк, может делать это. Этим и объясняется та невероятная разноголосица, которая царит в интерпретации одних и тех же сведений китайских источников.

Для того, чтобы выступать с утвердительными суждениями по этому вопросу, нужно иметь точные данные, новые материалы. А без этого, это всего лишь голословные и бездоказательные суждения.

К сожалению древнейший период истории кыргызов остается до сих пор не изученным. Обычно труды исследователей, касающиеся или посвященные древнему разделу кыргызской истории, начинаются со времени первых упоминаний кыргызов в исторических (письменных) источниках и сводятся к выяснению местонахождения их по этим данным, освещению или изучению последующей истории древних кыргыз. Каких-либо попыток шагнуть дальше, за порог конца III в. до н.э., времени первого упоминания кыргызов в исторических (письменных) источниках, не делается. И это понятно, поскольку связано с крайней скудностью, а порой и противоречивостью исторических известий об этом народе вплоть до эпохи Тан, когда появляются подробные сведения по истории кыргызов. Поэтому древнейшая история кыргызов остается до сих пор неизвестной, как и то, кто были они, какова была их культура, этнические признаки и ранняя история и где она вообще проходила.

Археологи до сегодняшнего дня ничего не представили. Они до сих пор не знают, что из себя представляла культура древних кыргызов, как она выглядела. Нет даже какой–либо концепции происхождения древних кыргызов. Словом, наука не имеет ни малейшего представления кто были древние кыргызы, какова была их культура, этнические признаки и ранняя история и где она вообще проходила. Поэтому, древнейшая история кыргызов остается до сих пор неизвестной. Нет также новых материалов, сведений из исторических источников, которые как–то помогли бы в решении данной проблемы. Среди ученых-археологов более менее аргументированные суждения были только у проф. А. Н. Бернштама.

Предположение Л. Б. Боровковой остается всего лишь предположением. Она проигнорировала данные Цянь-Хань-Шу об отстоянии гяньгуней в 7000 ли от далекой ставки шаньюев и в 5000 ли к северу на запад от Чеши. Поэтому, исходя из хода событий, содержащихся в этом источнике, а также опираясь на более или менее известные объекты рассматриваемого региона, она высказала предположение, согласно которому «земли трех племен», имеются ввиду Уге, Гяньгунь и Динлин могли находиться к северу от восточных земель Усунь, к западу от пустыни Дзосотын-Элисун. «Возможно, хребет Боро-хоро и был естественной границей, разделявшей земли Усунь и трех племен». Как видим предположение Л. Б. Боровковой остается всего лишь очередным предположением, таким же как и другие аналогичные ей суждения. Несомненно, нужны объективные исследования древних кыргызов в связи с другими этносами, жившими рядом.

Известия исторических (письменных) источников о древних кыргызах были подвергнуты тщательному анализу и всестороннему исследованию Эсен уулу Кылычем, которым для этой цели были привлечены также новые дополнительные материалы, которые способствовали уточнению локализации древних кыргызов как в древности, так и в раннем средневековье. Автором были обнаружены и введены в научный оборот новые источники и материалы о кыргызах Древности, такие, как материалы о «Белых горах»; данные карт Западного края при дин. Старшей Хань; при дин. Младшей Хань; при дин. Суй; и наконец, уникальное известие Вэй-Люэ о том, что часть северной ветки Великого Шелкового пути проходила к западу от владений гяньгуней. В результате этих работ было показано, что начиная с эпохи Хань вплоть до VI в. до н.э. древние кыргызы жили в районах Джунгарии и Восточного Притяньшанья.

На основе проведенного анализа данных китайских карт Западного края при дин. Старшей Хань (Цянь Хань), при дин. Младшей Хань (Хоу Хань), при дин. Суй Эсен уулу Кылыч пришел к выводу, что гяньгуни были обозначены на карте по ошибке как владение Кангюй. Владение Кангюй не могло, да и, по-видимому, не доходило на северо-востоке за пределы озера Балхаш. От силы, власть Кангюя могла доходить до западного его побережья. Скорее всего Кангюй, или крайние его пределы следует располагать на тех землях, на которых, возможно по ошибке Вэй Люэ или Пэй Сун чжи располагается владение Гяньгунь. Такое местоположение Гяньгунь, т.е. к северо-востоку от Кангюя, вполне может соответствовать районам их обитания в эпоху Хань.

Согласно Вэй Люэ, из Дуньхуана от заставы Юймыньгуань в Западный край в древности было две дороги, а в период династии Вэй (220-265) была проложена еще одна. Все они начинались от Юймыньгуань. Первая, южная дорога, шла на запад мимо племен жоцян через Цунлин к большим юечжи. Вторая, средняя дорога, шла на запад от Цюцы и Цунлина. Новая, северная дорога, шла на северо-запад до области Чэши, а в Гаоче соединялась со средней дорогой в Цюцы. Часть этой северной дороги проходила на запад от владений гяньгуней. Это означает, что граница владения Гяньгунь на западе или на юге доходила вплоть до Восточного Тянь-Шаня, что свидетельствует о том, что гяньгуни обитали в то время в районах Джунгарии и Восточного Притяньшанья, т.е. в землях, которые до сер. 1 в. до н.э. относились к западной части хуннских владений». Это район озера Баркуль, т. н. Баркульские горы. Кстати, там же и располагалась ставка Западного чжуки князя империи Хунну, у восточного отрога Тянь-Шаня.

Анализ источников о владениях Усунь, Кангюй и древних кыргызах показал, что в эпоху Хань «граница владения Кангюй не могла на северо-востоке выходить за пределы западного побережья Балхаша. Граница Кангюя на северо-востоке едва ли могла достигать владений усуней. Поэтому на карте Западного края времени Хань (Цянь Хань) Гяньгунь могло быть обозначено как самостоятельное владение, но в силу ошибки на ее месте могло быть обозначено владение Кангюй.

Это районы Восточного Притяньшанья и к северу от них. В этих землях кыргызы проживали и позже, вплоть до VI-VII вв. Значит, археологические памятники древних кыргызов (гегунь, гяньгунь) находятся среди разбросанных в этих районах курганов древних кочевников скифского времени. Кочевые племена Западного края были в основном скифского происхождения. Недаром, после того как Модэ-шаньюй освободился от многовекового господства скифов-юеджей, укрепил свою армию и владение, затем уже в 201 г. до н.э. выступил на покорение приграничных скифских владений Западного края. Это, скорее всего первый поход основателя империи Хунну (или Сюнну) против азиатских скифов.

В ходе этого похода хунну покорились пять владений-Хуньюй, Кюеше(Кыпчак), Динлин, Гегунь (Кыргыз) и Цайли. Я не исключаю, что все упомянутые здесь владения были скифскими.

Первое упоминание кыргызов в исторических (письменных) источниках, которые относятся к концу III в. до н.э. отнюдь не означает, что это время образования древнекыргызского этноса. Это явствует из характера исторических известий, в которых упоминаются кыргызы. Кроме этого, следует отметить, что наряду с кыргызами, в тех же известиях упоминаются и древние кыпчаки (цзюеше, кюэше кит. источников) как непосредственные соседи кыргызов, в тюркоязычности которых, пожалуй, ни один автор не сомневается. Кыпчаки, которые также являются предками современных казахов, жили где-то в приалтайских областях или на Алтае, и несомненно, принадлежали к числу азиатских скифов. Первооткрыватель Пазырыкской культуры С.И.Руденко в свое время, изучая обнаруженные им уникальные артефакты алтайских скифов утверждал, что их наследие отчетливо прослеживается вплоть до современной нам культуры казахов Среднего Жуза, кыргызов Ала-Тоо и южных алтайцев.

Происхождение древних кыргызов следует связывать с юеджами, древнейшими скифами, которые, как теперь уже можно говорить с достоверностью, являются основателями наиболее ранней кочевой державы. Были они тюркоязычны. Первоначально она состояла из собственно племен скифского типа, которые были расселены на пространствах горно-степной Азии в нач. I тыс. до н. э.

Впоследствии, в состав кочевой державы алтайских скифов вошли и другие этносы, не скифского происхождения. Так например, на юго-востоке в ее составе были племена сюнну, или как их обозначали позднее в китайских исторических (письменных) источниках-хунну, которые вплоть до конца III века до н.э. были вассалами и данниками юеджей. Известно, что под термином юеджи объединяются кочевые племена одного и того же типа, т. е. с единой культурой, и видимо единого происхождения. Несмотря на то, что каждое племя имеет свое имя и некую самостоятельность, тем не менее определить их захоронения от других невозможно. Так например, ученые-археологи до сих пор не могут определить, где сакские курганы, а где усуньские, а где собственно юеджийские. Настолько они похожи друг на друга, что ученые разводят руками. Все курганы, их внутреннее устройство удивительно похожи друг на друга.

К юеджи относились усуни, асаны, тохары, аримасы, азы (аты) и возможно кыргызы. Так исследования показали, что тохар, это ни что иное, как древнетюркское –такыр (тохыр)-безволосый (плешивый). Так себя называло одно из юеджийских племен, которая брила волосы на голове, в подражание грифонам, которым они покланялись. Жили они первоначально на Алтае, и поэтому их отождествляют с алтайскими скифами. В античные источники они попали как легендарные «стерегущие золото грифы» Аристея из Проконесса (поэма «Аримаспея»).

Племенам юеджийского типа относятся археологические памятники, так называемые «царские курганы», разбросанные по берегам горных рек, стекающих с северных склонов Заилийского Ала-Тау и впадающих в реку Или, а также с берегов рек Талгар, Малая и Большая Алмаатинка, Каскелен, Курты на левом берегу Или, на правом берегу р. Тургень-Каракемер, по берегам рек Чилик, Чарын, Кеген, Каркара, по верховьям рек Каратал, Аксу, Аягуз; Чиликтинские курганы Восточного Казахстана, Пазырыкские Горного Алтая, а также Южно-Сибирские и Тувинские курганы скифского типа. Все они характеризуются единством основных компонентов культуры, что объясняется кровнородственными связями и единым происхождением племен, оставивших эти захоронения.

Наибольшего расцвета культура алтайских скифов достигает в Пазырыкское время. Культура кыргызов очень похожа на Пазырыкскую, что несомненно указывает на принадлежность древних кыргызов к пазырыкским скифам, которых отождествляют с собственно юеджами. Племена пазырыкской культуры расселялись на обширных территориях, расположенных между Тянь-Шанем и Алтаем, включая сам Южный и Горный Алтай, Туву и даже Минусу. Они распространили свою власть до границ Древнего Китая, а на юго-западе до индо-иранского мира. В их подчинении вплоть до конца III века до н.э. находились хунну, которые были данниками и вассалами юеджей.

Древние кыргызы по-видимому с глубокой Древности кочевали в пределах земель, расположенных между Тянь-Шанем и Алтаем. В этой части Центральной Азии и находилась их прародина, связанная с их этногенезом и ранней этнической историей, восходящей своими корнями к скифской эпохе. Данные семантики этнонима «кыргыз», также дают основание связывать их с юеджами, поскольку и у юеджей и у кыргызов главной составной частью этнонима является элемент - «Аз», его дивергентные формы. Районы Джунгарии и Восточного Притяньшанья, где согласно китайским письменным источникам эпохи Хань обитали кыргызы, были населены племенами азиатских скифов. Древнекыргызские курганы скорее всего находятся в тех местах, где расположены сакские (скифские) курганы Пазырыкского типа.

Если говорить о публикациях других авторов, в которых освещаются вопросы связанные с древней и средневековой историей енисейских кыргызов то все они однотипны, и надо сказать скучны. Они констатируют одни и те же общеизвестные и банальные вещи. Ничего нового и существенного. Простая констатация того, что давно известно и написано в трудах тех немногих авторов, работы которых хорошо известны. Нет ни новых источников, новых суждений, новых материалов, разбора отдельных аспектов проблемы.

Историкам давно пора представлять научные работы более конкретного порядка и содержания, нежели повторения абстрактных суждений и положений предыдущих авторов.

Подробнее обо всем этом читайте: Хагяс. История Енисейских кыргызов (С древнейших времен до нач. XVIII века). - Автор: Эсен уулу Кылыч - Ассоциация историков Кыргызской Республики; Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева. - Бишкек. - 2013. - (второй вариант) - 438 стр.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фтопку!

 

Мало того, что секрет Полишинеля убедительно раскрыт, так явно всякий бред попер про тюркоязычие скифов, этимологизация одного неизвестного от другого притянутого и т.д.

 

Это фольк-националистическая бредня про супердревность тюркоязычных народов. Тохарский язык прекрасно известен. Явно не тюркский. Так что аффтара на кол!

 

И еще - почему племя цзянькунь так настойчиво записывают в киргизы все, кому не лень? Еще в первых публикациях по Сыма Цяню это полезло. А что, шаткие лингвистические реконструкции уже решают все? И как можно судить о том, что это за народ, на основании иноязычной записи этнонима и полном отсутствии конкретных сведений о нем в письменных источниках, отсутствии археологии и т.д.?

 

Но зато главное - тюркоязычие скифов - доказано!

 

Бред!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Может быть, что кыргыз ни какой не этноним, а топоним ? 

"Кеерк" (калмык)[кээрке] - находящийся в степи (в открытом пространстве).

"Кеерк"+с (множ.число) = КЭЭРКЕС ???

Мне кажется, что одно из озер в Зап.Монголии "Хяргес-нуур" названа не от народа, а из-за нахождения в открытом, без гор пространстве.

Уместно наверное упомянуть других товарищей.

Халха-монголы называли ойратов "дёрвн-хари - четыре чужих" и эту формулировку объясняют якобы возможностью брать невест, без риска родства. 

Основа этого "хәр"-"чужой", в словаре сохранилась форма "хәргес"-"варвар", или как мне думается "наичужой чел" (хәр+гисн). "Гисн" - усилительный послелог. 

 

Если кыргыз топоним, то можно предположить, что эти "кээргес"(степняки "с лицами Куль-Тегина") пришли с юга в Хакасию и там слились с местными европеоидами-оседлыми.

Мне правда непонятно, что там было за земледелие и странно почему исследователи, при нахождении потомков ставят знак между письменными и без письменными народами, между земледельцами Енисея и кочевниками Тянь-Шаня. 

 

Кыргызы Тянь-Шаня, странно ведут себя сразу с Енисея, минуя Кокандский период (образование нации) и Алтайские народы. "Приемственность" этих кыргызов держится только на контактах с алтайцами, на тесном с ними взаимодействии и созвучии этнонима. В эпосах кыргызов Тянь-Шаня ничего нет про Енисей и немного про Алтай.

Есть вероятность, что  их основе лежит не понятие степи "кеер", а "кырк"-"стричь", которое при добавлении "гыс" на ихнем же языке даёт "кыркгыс - нестриженный".

А так все мы имеем что-то общее, и можем иметь общих предков. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"Кипчак" на калмыцком, кыргызском и кажется тувинском означает "сдавленный; зажимать" и предполагаю, что так называли группу сарматских племен практиковавших искусственную деформацию черепа.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • «Древний Ветер» (Fornkåre) на Ловоти. 2013 год
      Автор: Сергий
      Situne Dei

      Ежегодник исследований Сигтуны и исторической археологии

      2014

      Редакторы:


       
      Андерс Сёдерберг
      Руна Эдберг

      Магнус Келлстрем

      Элизабет Клаессон


       

       
      С «Древним Ветром» (Fornkåre) через Россию
      2013

      Отчет о продолжении путешествия с одной копией ладьи эпохи викингов.

      Леннарт Видерберг

       
      Напомним, что в поход шведский любитель истории отправился на собственноручно построенной ладье с романтичным названием «Древний Ветер» (Fornkåre). Ее длина 9,6 метра. И она является точной копией виксбота, найденного у Рослагена. Предприимчивый швед намеревался пройти от Новгорода до Смоленска. Главным образом по Ловати. Естественно, против течения. О том, как менялось настроение гребцов по ходу этого путешествия, читайте ниже…
       
      Из дневника путешественника:
      2–3 июля 2013 г.
      После нескольких дней ожидания хорошего ветра вечером отправляемся из Новгорода. Мы бросаемся в русло Волхова и вскоре оставляем Рюриков Холмгорд (Рюриково городище) позади нас. Следуем западным берегом озера. Прежде чем прибыть в стартовую точку, мы пересекаем 35 километров открытой воды Ильменя. Падает сумрак и через некоторое время я вижу только прибой. Гребем. К утру ветер поворачивает, и мы можем плыть на юг, к низким островам, растущим в лучах рассвета. В деревне Взвад покупаем рыбу на обед, проплываем мимо Парфино и разбиваем лагерь. Теперь мы в Ловати.
      4 июля.
      Мы хорошо гребли и через четыре часа достигли 12-километровой отметки (по прямой). Сделав это в обед, мы купались возле села Редцы. Было около 35 градусов тепла. Река здесь 200 метров шириной. Затем прошли два скалистых порога. Проходя через них, мы гребли и отталкивали кольями корму сильнее. Стремнины теперь становятся быстрыми и длинными. Много песка вдоль пляжей. Мы идем с коротким линем (тонкий корабельный трос из растительного материала – прим. автора) в воде, чтобы вести лодку на нужную глубину. В 9 вечера прибываем к мосту в Коровичино, где разбиваем лагерь. Это место находится в 65 км от устья Ловати.
      5–6 июля.
      Река широкая 100 метров, и быстрая: скорость течения примерно 2 км в час, в стремнинах, может быть, вдвое больше. Грести трудно, но человеку легко вести лодку с линем. Немного странно, что шесть весел так легко компенсируются канатной буксировкой. Стремнина с мелкой водой может быть длиной в несколько километров солнце палит беспощадно. Несколько раз нам повезло, и мы могли плыть против течения.
      7 июля.
      Достигаем моста в Селеево (150 км от устья Ловати), но сначала мы застреваем в могучих скалистых порогах. Человек идет с линем и тянет лодку между гигантскими валунами. Другой отталкивает шестом форштевень, а остальные смотрят. После моста вода успокаивается и мы гребем. Впереди небольшой приток, по которому мы идем в затон. Удар! Мы продолжаем, шест падает за борт, и течение тянет лодку. Мы качаемся в потоке, но медленно плывем к месту купания в ручье, который мелок и бессилен.
      8 июля.
      Стремнина за стремниной. 200-метровая гребля, затем 50-метровый перекат, где нужно приостановиться и тянуть линем. Теперь дно покрыто камнями. Мои сандалеты треплет в стремнине, и липучки расстегиваются. Пара ударов по правому колену оставляют небольшие раны. Колено болит в течение нескольких дней. Мы разбиваем лагерь на песчаных пляжах.
      9 июля.
      В обед подошли к большому повороту с сильным течением. Мы останавливаемся рядом в кустах и застреваем мачтой, которая поднята вверх. Но все-таки мы проходим их и выдыхаем облегченно. Увидевший нас за работой абориген приходит с полиэтиленовыми пакетами. Кажется, он опустошил свою кладовую от зубной пасты, каш и консервов. Было даже несколько огурцов. Отлично! Мы сегодня пополнили продукты!
      10 июля. В скалистом протоке мы оказываемся в тупике. Мы были почти на полпути, но зацепили последний камень. Вот тут сразу – стоп! Мы отталкиваем лодку назад и находим другую протоку. Следует отметить, что наша скорость по мере продвижения продолжает снижаться. Часть из нас сильно переутомлена, и проблемы увеличиваются. От 0,5 до 0,8 км в час – вот эффективные изменения по карте. Длинный быстрый порог с камнями. Мы разгружаем ладью и тянем ее через них. На других порогах лодка входит во вращение и однажды новые большие камни проламывают днище. Находим хороший песчаный пляж и разводим костер на ужин. Макароны с рыбными консервами или каша с мясными? В заключение – чай с не которыми трофеями, как всегда после еды.
      11 июля.
      Прибыли в Холм, в 190 км от устья реки Ловати, где минуем мост. Местная газета берет интервью и фотографирует. Я смотрю на реку. Судя по карте, здесь могут пройти и более крупные корабли. Разглядываю опоры моста. Во время весеннего половодья вода поднимается на шесть-семь метров. После Холма мы встречаемся с одним плесом – несколько  сотен метров вверх по водорослям. Я настаиваю, и мы продолжаем путь. Это возможно! Идем дальше. Глубина в среднем около полуметра. Мы разбиваем лагерь напротив деревни Кузёмкино, в 200 км от устья Ловати.
      12 июля. Преодолеваем порог за порогом. Теперь мы профессионалы, и используем греблю и шесты в комбинации в соответствии с потребностями. Обеденная остановка в селе Сопки. Мы хороши в Ильинском, 215 км от устья Ловати! Пара радушных бабушек с внуками и собакой приносят овощи.
      13–14 июля.
      Мы попадаем на скалистые пороги, разгружаем лодку от снаряжения и сдергиваем ее. По зарослям, с которыми мы в силах справиться, выходим в травянистый ручей. Снова теряем время на загрузку багажа. Продолжаем движение. Наблюдаем лося, плывущего через реку. Мы достигаем д. Сельцо, в 260 км от устья Ловати.
      15–16 июля.
      Мы гребем на плесах, особенно тяжело приходится на стремнинах. Когда проходим пороги, используем шесты. Достигаем Дрепино. Это 280 км от устья. Я вижу свою точку отсчета – гнездо аиста на электрическом столбе.
      17–18 июля.
      Вода льется навстречу, как из гигантской трубы. Я вяжу веревки с каждой стороны для управления курсом. Мы идем по дну реки и проталкиваем лодку через водную массу. Затем следуют повторяющиеся каменистые стремнины, где экипаж может "отдохнуть". Камни плохо видны, и время от времени мы грохаем по ним.
      19 июля.
      Проходим около 100 закорюк, многие из которых на 90 градусов и требуют гребли снаружи и «полный назад» по внутреннему направлению. Мы оказываемся в завале и пробиваем себе дорогу. «Возьмите левой стороной, здесь легче», – советует мужчина, купающийся в том месте. Мы продолжаем менять стороны по мере продвижения вперед. Сильный боковой поток бросает лодку в поперечном направлении. Когда киль застревает, лодка сильно наклоняется. Мы снова сопротивляемся и медленно выходим на более глубокую воду. Незадолго до полуночи прибываем в Великие Луки, 350 км от устья Ловати. Разбиваем лагерь и разводим огонь.
      20–21 июля.
      После дня отдыха в Великих Луках путешествие продолжается. Пересекаем ручей ниже плотины электростанции (ну ошибся человек насчет электростанции, с приезжими бывает – прим. автора) в центре города. Проезжаем по дорожке. Сразу после города нас встречает длинная череда порогов с небольшими утиными заводями между ними. Продвигаемся вперед, часто окунаясь. Очередная течь в днище. Мы должны предотвратить риск попадания воды в багаж. Идет небольшой дождь. На часах почти 21.00, мы устали и растеряны. Там нет конца порогам… Время для совета. Наши ресурсы использованы. Я сплю наяву и прихожу к выводу: пора забрать лодку. Мы достигли отметки в 360 км от устья Ловати. С момента старта в Новгороде мы прошли около 410 км.
      22 июля.
      Весь день льет дождь. Мы опорожняем лодку от оборудования. Копаем два ряда ступеней на склоне и кладем канаты между ними. Путь домой для экипажа и трейлер-транспорт для «Древнего Ветра» до лодочного клуба в Смоленске.
      Эпилог
      Ильмен-озеро, где впадает Ловать, находится на высоте около 20 метров над уровнем моря. У Холма высота над уровнем моря около 65 метров, а в Великих Луках около 85 метров. Наше путешествие по Ловати таким образом, продолжало идти в гору и вверх по течению, в то время как река становилась уже и уже, и каменистее и каменистее. Насколько известно, ранее была предпринята только одна попытка пройти вверх по течению по Ловати, причем цель была та же, что и у нас. Это была экспедиция с ладьей Айфур в 1996 году, которая прервала его плавание в Холм. В связи с этим Fornkåre, таким образом, достиг значительно большего. Fornkåre - подходящая лодка с человечными размерами. Так что очень даже похоже, что он хорошо подходит для путешествия по пути «из варяг в греки». Летом 2014 года мы приложим усилия к достижению истока Ловати, где преодолеем еще 170 км. Затем мы продолжим путь через реки Усвяча, Двина и Каспля к Днепру. Наш девиз: «Прохлада бегущей воды и весло - как повезет!»
       
      Ссылки
      Видерберг, Л. 2013. С Fornkåre в Новгород 2012. Situne Dei.
       
      Факты поездки
      Пройденное расстояние 410 км
      Время в пути 20 дней (включая день отдыха)
      Среднесуточнный пройденный путь 20,5 км
      Активное время в пути 224 ч (включая отдых и тому подобное)
      Средняя скорость 1,8 км / ч
       
      Примечание:
      1)      В сотрудничестве с редакцией Situne Dei.
       
      Резюме
      В июле 2013 года была предпринята попытка путешествовать на лодке через Россию из Новгорода в Смоленск, следуя «Пути из варяг в греки», описанного в русской Повести временных лет. Ладья Fornkåre , была точной копией 9,6-метровой ладьи середины 11-го века. Судно найдено в болоте в Уппланде, центральной Швеции. Путешествие длилось 20 дней, начиная с  пересечения озера Ильмень и далее против течения реки Ловать. Экспедиция была остановлена к югу от Великих Лук, пройдя около 410 км от Новгорода, из которых около 370 км по Ловати. Это выгодно отличается от еще одной шведской попытки, предпринятой в 1996 году, когда ладья Aifur была вынуждена остановиться примерно через 190 км на Ловати - по оценкам экипажа остальная часть пути не была судоходной. Экипаж Fornkåre должен был пробиться через многочисленные пороги с каменистым дном и сильными неблагоприятными течениями, часто применялись буксировки и подталкивания шестами вместо гребли. Усилия 2013 года стали продолжением путешествия Fornkåre 2012 года из Швеции в Новгород (сообщается в номере журнала за 2013 год). Лодка была построена капитаном и автором, который приходит к выводу, что судно доказало свою способность путешествовать по этому древнему маршруту. Он планирует продолжить экспедицию с того места, где она была прервана, и, наконец, пересечь водоразделы до Днепра.
       
       
      Перевод:
      (Sergius), 2020 г.
       
       
      Вместо эпилога
      Умный, говорят, в гору не пойдет, да и против течения его долго грести не заставишь. Другое дело – человек увлеченный. Такой и гору на своем пути свернет, и законы природы отменить постарается. Считают, например, приверженцы норманской теории возникновения древнерусского государства, что суровые викинги чувствовали себя на наших реках, как дома, и хоть кол им на голове теши. Пока не сядут за весла… Стоит отдать должное Леннарту Видербергу, в борьбе с течением и порогами Ловати он продвинулся дальше всех (возможно, потому что набрал в свою команду не соотечественников, а россиян), но и он за двадцать дней (и налегке!) смог доплыть от озера Ильмень только до Великих Лук. А планировал добраться до Смоленска, откуда по Днепру, действительно, не проблема выйти в Черное море. Получается, либо Ловать в древности была полноводнее (что вряд ли, во всяком случае, по имеющимся данным, в Петровскую эпоху она была такой же, как и сегодня), либо правы те, кто считает, что по Ловати даже в эпоху раннего Средневековья судоходство было возможно лишь в одном направлении. В сторону Новгорода. А вот из Новгорода на юг предпочитали отправляться зимой. По льду замерзшей реки. Кстати, в скандинавских сагах есть свидетельства именно о зимних передвижениях по территории Руси. Ну а тех, кто пытается доказать возможность регулярных плаваний против течения Ловати, – милости просим по следам Леннарта Видерберга…
      С. ЖАРКОВ
       
      Рисунок 1. Морской и речной путь Fornkåre в 2013 году начался в Новгороде и был прерван чуть южнее Великих Лук. Преодоленное расстояние около 410 км. Расстояние по прямой около 260 км. Карта ред.
      Рисунок 2. «Форнкор» приближается к устью реки Ловать в Ильмене и встречает здесь земснаряд. Фото автора (Леннарт Видерберг).
      Рисунок 3. Один из бесчисленных порогов Ловати с каменистым дном проходим с помощью буксирного линя с суши. И толкаем шестами с лодки. Фото автора.
      Рисунок 4. Завал преграждает русло  Ловати, но экипаж Форнкора прорезает и пробивает себе путь. Фото автора.




    • Плавания полинезийцев
      Автор: Чжан Гэда
      Кстати, о пресловутых "секретах древних мореходах" - есть ли в неполитизированных трудах, где не воспеваются "утраченные знания древних", сведения, что было общение не только между близлежащими, но и отдаленными архипелагами и островами?
      А то есть тенденция прославить полинезийцев, как супермореходов, все знавших и все умевших.
      Например, есть ли сведения, что жители Рапа-нуи хоть раз с него куда-то выбирались?
    • Каталог гор и морей (Шань хай цзин) - (Восточная коллекция) - 2004
      Автор: foliant25
      Просмотреть файл Каталог гор и морей (Шань хай цзин) - (Восточная коллекция) - 2004
      PDF, отсканированные стр., оглавление.
      Перевод и комментарий Э. М. Яншиной, 2-е испр. издание, 2004 г. 
      Серия -- Восточная коллекция.
      ISBN 5-8062-0086-8 (Наталис)
      ISBN 5-7905-2703-5 (Рипол Классик)
      "В книге публикуется перевод древнекитайского памятника «Шань хай цзин» — важнейшего источника естественнонаучных знаний, мифологии, религии и этнографии Китая IV-I вв. до н. э. Перевод снабжен предисловием и комментарием, где освещаются проблемы, связанные с изучением этого памятника."
      Оглавление:

       
      Автор foliant25 Добавлен 01.08.2019 Категория Китай
    • «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      Автор: foliant25
      Просмотреть файл «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      PDF
      Исследование, перевод с китайского, комментарий и приложения М. Ю. Ульянова; научный редактор Д. В. Деопик.
      Китайское средневековое историко-географическое описание зарубежных стран «Чжу фань чжи», созданное чиновником Чжао Жугуа в XIII в., включает сведения об известных китайцам в период Южная Сун (1127–1279) государствах и народах от Японии на востоке до Египта и Италии на западе. Этот ценный исторический памятник, содержащий уникальные сообщения о различных сторонах истории и культуры описываемых народов, а также о международных торговых контактах в предмонгольское время, на русский язык переведен впервые.
      Тираж 300 экз.
      Автор foliant25 Добавлен 03.11.2020 Категория Китай
    • «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      Автор: foliant25
      «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      PDF
      Исследование, перевод с китайского, комментарий и приложения М. Ю. Ульянова; научный редактор Д. В. Деопик.
      Китайское средневековое историко-географическое описание зарубежных стран «Чжу фань чжи», созданное чиновником Чжао Жугуа в XIII в., включает сведения об известных китайцам в период Южная Сун (1127–1279) государствах и народах от Японии на востоке до Египта и Италии на западе. Этот ценный исторический памятник, содержащий уникальные сообщения о различных сторонах истории и культуры описываемых народов, а также о международных торговых контактах в предмонгольское время, на русский язык переведен впервые.
      Тираж 300 экз.