Лукас

Спорные источники

4 сообщения в этой теме

Если с Велесовой книгой или Константиновым даром всё ясно - они являются подделкой, то существуют и такие источники, вокруг которых идёт научный спор вокруг подлинности и в наше время.

Среди последних можно упомянуть "Записку готского топарха", которую считали подлинной до 1971 г. и только после исследований И. Шевченко, возникли некоторые сомнения к этому источнику. Некоторые из учёных приняли доводы И. Шевченко, другие стали с ним спорить. И на данный момент идут споры вокруг этой "Записки".

Также спорным являются грамоты Антония Римлянина. К грамотам относятся два документа - купчая и духовная. Вокруг этих источников идёт спор более длительный, ещё с 19 века. Под сомнением не только происхождение этих документов, но и их датировка, а также имеющиеся в грамотах слова.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Также очень интересным спорным источником является так называемая "Иоакимовская летопись". Выложил в Библиотеке публикации Сергея Кончи, здесь было бы интересно их обсудить и ознакомиться с другими точками зрения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Лучше пана Лукаса тут вряд ли кто сможет рассказать, что там почем.

Фальсификат исключать нельзя.

Но у меня вопрос - а лингвистический анализ делался? На предмет соответствия языка отрывков языку, скажем, ПВЛ и т.п.? Это же отличный способ, ИМХО! Подделать сложно - можно стилизовать, но не воспроизвести на 100%.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Обращаю внимание на это сообщение из ЖЖ:

В. Н. Татищев сообщает под 991 годом о письме патриарха Фотия Владимиру и митрополиту Михаилу. Цитату из него историк приводит со ссылкой на «Хрущевскую летопись». Упомина­ние о письме Фотия содержалось якобы и в Раскольничьей летописи.

Татищев, конечно, обратил внимание на анахронизм соотнесения Фотия и Владимира, но не этот вопрос нас будет здесь интересовать.

Гораздо важнее то, что в этом письме излагается история «папессы Иоанны»: «Жена же Анна была папою, идучи со кресты в крещение, родила на улице и умерла; для того они праздник Богоявления и крестное хождение отставили, назвав день той трех королей».

Не знаю, почему на этот момент не обратили внимание противники подлинности татищевских известий, но момент очень яркий. Дело в том, что первым источником, где излагается легенда о папе-женщине, на славянской почве является «Ответ Гавриила прота Афонского» на «Послание Януша краля угорского», датированное второй четвертью XVI века (link).

В византийской письменности об этой легенде в связи с описанием порядка избрания папы Римского упоминает в XV веке Лаоник Халкокондил.

В южнославянском памятнике XIV века «Сказание о арменской ереси» есть рассказ о женщине Лине, которая стала армянским патриархом. Ее соблазнил злоумышленник, и роды состоялись перед Пасхой, в результате чего Лин не служила литургию.

Наконец, в XI веке папа Лев IX писал в послании патриарху Михаилу Кируларию и Льву Охридскому: «Нам бы отнюдь не хотелось верить тому, что публичная молва не колеблясь утверждает относительно Константинопольской церкви, а именно, что она, давая иногда, вопреки первому правилу святого Никейского собора, продвижение евнухам, возводит иной раз на престол своих архиереев женщин. Это столь отвратительное преступление и дело столь гнусное, что чрезвычайность его и вызываемый им ужас, равно как наше братское расположение мешает нам верить этому» (PL CXLIII, 760).

Как бы там ни было, послание, содержащее легенду, которая не была известна на Руси до XVI века — еще один штрих для характеристики «загадочной» «Хрущевской летописи» Татищева.

http://old-rus.livejournal.com/477565.html

Вокруг известий Татищева идут споры о подлинности, и пока можно констатировать, что кто-то доверяет ему, а кто-то нет (всё таки много фолиантов было утрачено, в которых можно было бы узнать что-то интересное). Но лучше его известия использовать с осторожностью и с некой оговоркой.

Изменено пользователем Лукас

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас