Чжан Гэда

Ёп...понский городовой (или все о полиции периода Эдо)

52 сообщения в этой теме

Вплоть до Нового Времени в Европе вопрос обеспечения безопасности жителей городов (мы даже не будем упоминать сельскую местность) находился в зачаточном состоянии.

 

Фактически, полицейская служба еще не выделилась из армейской и воины гарнизона патрулировали городские улицы, пресекая попытки разбоев, грабежей, поджогов и т.п. грубых нарушений закона.

 

Оперативная и агентурная работа, следственные действия, криминалистическая и медицинская экспертиза - всему этому еще только предстояло развиться.

 

Несколько иначе обстояло дело на Дальнем Востоке - уже в период Сун в Китае появляются учебники для проведения криминалистической и медицинской экспертизы, начинает складываться аппарат сил правопорядка. Эти учебники с течением времени достигают культурной периферии Китая - Кореи, Японии, Вьетнама.

 

Однако в силу различных обстоятельств только в Японии, начиная с XVII в., складывается более или менее эффективная и стройная система полицейских органов, способных не только вести охранную деятельность и пресекать открытые нарушения закона, но и вести оперативную, следственную и агентурную работу.

 

Это интереснейший аспект японской культуры в Новое Время, которому на русском языке практически не посвящено ни одно специализированное издание. Иной раз кое-что можно прочитать у нашего великого гуру Г. Чахартишвили (aka Борис Акунин) в цикле "нетлеющих рОманов" про суперниндзя-черепашку "отечественного Шерлока Холмса" Фандорина. Но все это настолько фантастично, что верится в это с трудом.

 

Много, конечно, подпортили и "источники" писателей типа вышеупомянутого Акунина-Чахартишвили - как правило, это популярные в Японии конца XIX - начала ХХ вв. детективные романы с картинками, на основании которых не раз делались "весьма интересные" выводы. Чего стоит только кочующее из книги в книгу утверждение, что японский полицейский, захватив клинок вражеского меча своим дзиттэ, ломал его напрочь!

 

Поэтому предлагаю понемногу сюда, с указанием источников, выкладывать подобные материалы, а также сравнивать систему с аналогичными институтами соседних дальневосточных государств. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Для начала - "классическая" гравюра в стиле укиё-э, созданная художником Тоёкуни Кунисада 3-м (1786 - 1864) к японскому авантюрному роману периода Эдо "Сказание о восьми воинах-псах Сатоми" (南總里見八犬傳), написанному Кёкутэй Бакином. Всего в романе 106 томов, издававшихся с 1814 по 1842 гг. (серийный писатель XIX в.).

 

Действие в романе отнесено к XV в., но на картинах четко заметны приметы именно периода Эдо. 

 

На этой гравюре самурай Инудзука Сино сражается на крыше павильона Хорюкаку в замке Кога против Инукай Гэмпати (один из 8 воинов-псов) и его людей, вооруженных на манер полиции Эдо. Дух от подобного зрелища захватывает, но к реалиям, сами понимаете, мало что относится!

 

post-19-0-48173800-1441186394_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вообще, полиция в Японии реально существовала, причем более или менее эффективно - как раз с XVII в., после объединения страны и утверждения власти рода Токугава.

 

Во главе полиции стояли 3 бугё:

 

- дзися бугё отвечал за религиозные дела, одновременно расследуя преступления на храмовых территориях, и связанных с религией.

 

- кандзё бугё отвечал за финансы бакуфу, одновременно расследуя преступления на территориях, находящихся под прямым управлением бакуфу.

 

- мати-бугё отвечал за дела в городе Эдо, касающиеся как городского благоустройства, так и безопасности граждан.

 

На эти должности назначались сановники высокого ранга, преданные роду Токугава.

 

Мати-бугё было двое - "северный" и "южный". В течение 1 месяца город находился во власти одного из них. Второй сменял предшественника через месяц. Определение "кита" (северный) и "минами" (южный) зависело от местоположения их управ - в северной и южной части Эдо соответственно.

 

У каждого мати-бугё было по 25 старших полицейских офицеров - ёрики, которые командовали 120 рядовыми полицейскими досин. Полицейские были самого разного происхождения, но среди них были и не-самураи. Также утверждают, что Токугава использовали в полиции (как уголовной, так и политической) бывших ниндзя кланов Кога и Ига, но вопрос о достоверности этой информации остается. Слишком много легенд связано с ниндзя, чтобы верить им просто так, на голубом глазу.

2 пользователям понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ниндзюцу, насколько понимаю, это не более чем набор практик для "теневой войны". Начиная от агентурного шпионажа и методов шифрования и тайнописи, до защиты высокопоставленных персон и ночного боя в помещениях. Тем или иными умениями из ниндзюцу (точнее - относящимися к сфере ниндзюцу) в разной степени владело немалое число людей, в массе - самураев. Соответственно - люди, владеющие чем-то, относящимся к ниндзюцу, в полиции вполне могли быть, это также естественно, что там было некое число мечников или рукопашников. К Ига и Кога это никакого отношения не имеет (горные дыры, где местные союзы-икки самураев поднаторели в партизанщине а-ля "злой чечен ползет на берег"), к мистике и полетам - тоже. Умение по говору, манерам и одежде различать выходцев из разных частей страны - это тоже ниндзюцу...

Изменено пользователем hoplit

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Полиция - это какбэ в основном бумажная работа, я сильно сомневаюсь, что там вообще нужны какие-то мечники, чтобы раз в год бить в морду подвыпивших и надебоширивших лавочников. Для синоби полиция - понижение статуса, как если бы слесарь-инструментальщик стал работать СМР. В общем за ниндзя скорее всего звездеж. Для профессионалов было и другое применение - шпионить за тодзама-дайме. Если синоби и имели отношение к внутренним органам, то это контрразведка/тайная полиция, а Чжан Гэда, насколько я понимаю, повел речь об обычной полиции.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Соответственно - люди, владеющие чем-то, относящимся к ниндзюцу, в полиции вполне могли быть, это также естественно, что там было некое число мечников или рукопашников.

Учитывая, что ёрики и досин обязательно были самураями по происхождению - 100%.

 

А еще был отряд тэппо-дай - это был своего рода полицейский спецназ, охранявший ставку Токугава. 

 

Для профессионалов было и другое применение - шпионить за тодзама-дайме.

Это система мэцукэ. У них был патрон - о-мэцукэ, и масса разновидностей типа онивабан, сёнин-мэцукэоммицу и т.д. 

 

Полиция - это какбэ в основном бумажная работа, я сильно сомневаюсь, что там вообще нужны какие-то мечники, чтобы раз в год бить в морду подвыпивших и надебоширивших лавочников.

В первую очередь это обеспечение порядка в городе.

 

Смотрю структуру сейчас - основа была из не-самураев комоно. Старшими ставили досин - по происхождению самураев. Досин получал неплохое по тогдашним меркам жалование и мог за денежки привлекать окаппики (добровольно вызвавшиеся помочь полиции жители) и ронинов (деклассированные самураи).

 

Над досин были ёрики, подчинявшиеся мати-бугё

 

В целом, картина выглядела так - в дзисинбан (офисе) сидел местный староста квартала (тё), он знал в квартале всех, со всеми имел контакт. Ёрики северного или южного мати-бугё (в зависимости от месяца), давал пинка приказ досин выступить на патрулирование. Выходил досин с 4-5 комоно, которые получали дзиттэ в ставке мати-бугё перед выходом на дежурство. К ним присоединялись окаппики.

 

Задержанных вели в дзисинбан. Староста определял, свои или чужие. Если надо - снимали первый допрос. Потом тащили в о-бан'я (КПЗ около ставки мати-бугё). Там был повторный допрос. Если были косяки - например, задержанный запирался или менял показания - мати-бугё просил Вакасидоёри (Совет Молодых при сёгуне) о назначении пыток.

 

Сначала связывали и нещадно пороли. Если не помогало - переходили к водным процедурам второй степени - сидящему арестованному на колени клали каменную плиту. Если он упорствовал - добавляли еще одну. И так - до 10 шт.

 

Если арестованный не раскололся, просили разрешение на пытки высших степеней - связывание "омаром" и дыбу. И тут-то, если гражданин признавался или оклеветывал себя, вступало в дело японское правосудие. Судил, кстати, все тот же мати-бугё.

 

Самый гуманный в мире японский суд применял всего 6 видов казни:

 

- обезглавливание мечом 

 

- обезглавливание пилой 

 

- разрубание по пояснице

 

- распятие

 

- сожжение заживо

 

- варение заживо.

 

И интересная деталь - окаппики имели право на оплату своих услуг либо из кармана нанявшего его досин, или из маёнтку преступника.  

 

И еще одна - дзиттэ полицейского был табельным и его было положено сдавать после окончания дежурства, дабы бл дство беззаконие не смешивать с законом после службы!

post-19-0-53114000-1441219811.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это система мэцукэ. У них был патрон - о-мэцукэ, и масса разновидностей типа онивабан, сёнин-мэцукэ, оммицу и т.д.

Ну вот. То есть была некая система политического сыска или государственной тайной полиции, отдельная от обычной полиции, занимающейся уличной преступностью. Туда, скорее всего, и шли люди, более-менее соответствующие по уровню подготовки синоби.

 

Смотрю структуру сейчас - основа была из не-самураев комоно. Старшими ставили досин - по происхождению самураев.

Я бы обратил внимание на саму преступность того времени и в целом ситуацию с городами. Ведь Эдо был фактически единственным полноценным городом, в котором было битком очень разной по своему происхождению публики, заявлявшейся в город по тем или иным делам - от торговли до визитов по системе санкин котай. В общем Эдо - единственная на всю Японию Нью-Москва, а все прочие города - это Старые Васюки. Посему и полиция скорее всего на первых порах была такой серьезной только в Эдо. Из самих горожан были еще и отряды 町奴 – мати-якко, это что-то типа народной милиции, но фактически эти самые мати-якко и занимались рэкетом в своих районах.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Для синоби полиция - понижение статуса, как если бы слесарь-инструментальщик стал работать СМР. 

То, что человек "синоби" не подразумевает статус, а уж тем более - высокий статус. "Синоби это персона, владеющая неким набором специфических навыков, термин "синоби" не имеет связи с уровнем владения этими навыками"(с)Кумминс. Как термин "мечник" не подразумевает, что человек является кем-то уровня Ягю Дзюбея. С учетом перетряски сословий при Хидэеси - синоби может даже самураем не быть. Ну были предки некоего условного "Сабуро Ямамото" специалистами по партизанской войне или отвечали за сеть стукачей-осведомителей в каком-то уезде, может быть и род из провинции Ига происходит. Ну научил его отец или дядя тому, что сам знал - много это статуса в том же Эдо в 18-м веке даст? А так да - синоби, самый настоящий, традиция, возможно, даже до 21-го века дожила - "Ямамото-рю", какое-нибудь. Не всем за дайме надзирать или охрану сегуна обеспечивать. 

 

чтобы раз в год бить в морду подвыпивших и надебоширивших лавочников

А накушается какой персонаж с парой мечей выше нужного и начнет ими размахивать? Или еще хуже - на трезвую голову? Вот его и надо крутить с помощью лестниц и соде-гарами. Так что - далеко не только лавочникам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну вот. То есть была некая система политического сыска или государственной тайной полиции, отдельная от обычной полиции, занимающейся уличной преступностью. Туда, скорее всего, и шли люди, более-менее соответствующие по уровню подготовки синоби.

Четкого разделения обязанностей все равно не было - мэцукэ были политическими агентами. Своего рода ГПУ при Токугава.

 

А "рабочую силу" давали магистраты, направляя досин и комоно на задержание. 

 

Была попытка устроить мятеж в 1651 г. (4 год Кэйан 慶安) - тяжело заболев, в бреду один из руководителей заговора, Марубаси Тюя (丸橋 忠弥) проговорился, был захвачен полицией и казнен 24.09.1651. Второй организатор, Юи Сёсэцу (由井 正雪, 1605-1651) успел сделать сэппуку 10.09.1651.

 

Тема очень популярная. Масса картинок, книжек, пьес еще в эпоху Эдо появились. Вот, например, как в пьесе показывали захват Марубаси Тюя (гравюра XIX в. и фото ХХ в.):

post-19-0-15534600-1441266031.gif

post-19-0-20390600-1441266118.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
То, что человек "синоби" не подразумевает статус, а уж тем более - высокий статус.
Владение определенным мастерством всегда подразумевает статус и нежелание использовать это мастерство не по назначению. Японское общество было не феодальным, а скорее профессионально-кастовым. Так что логично предположить, что человек, обученный тонкостям шпионажа, занимался шпионажем.

 

И еще одна - дзиттэ полицейского был табельным и его было положено сдавать после окончания дежурства, дабы бл дство беззаконие не смешивать с законом после службы!
Японисты предпочитают называть это приспособление дзюттэ 十手. Интересная штука. Насколько я понимаю, ее изначально использовали в качестве дополнительного оружия к мечу, а не основного. Сама по себе причина популярности дзюттэ не в какой-то исключительной эффективности, а скорее в запрете носить мечи придворным в резиденции сегуна. Поэтому они носили дзюттэ и даже использовали для них ножны.

 

800px-Karakuri_jitte.jpg

 

800px-Jutte_with_koshirae_1.jpg

 

Вот, например, как в пьесе показывали захват Марубаси Тюя (гравюра XIX в. и фото ХХ в.):
Специальные яри для боя в помещении, я так понимаю?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Японисты предпочитают называть это приспособление дзюттэ 十手.

Не предпочитают. Есть вариант чтения дзиттэ и есть дзюттэ, и еще есть 100500 вариантов его иероглифической записи. "Десять рук" - это современный употребительный вариант записи.

 

Интересная штука. Насколько я понимаю, ее изначально использовали в качестве дополнительного оружия к мечу, а не основного. Сама по себе причина популярности дзюттэ не в какой-то исключительной эффективности, а скорее в запрете носить мечи придворным в резиденции сегуна. Поэтому они носили дзюттэ и даже использовали для них ножны.

Дзиттэ были и до периода Эдо. Это разновидность палицы. Общая для стран ДВ тенденция.

 

Просто в период Эдо для полиции нужно было оружие, которое позволяло бы, не нанося летальных повреждений, захватить преступника и сдать властям.

 

Применялись как дзиттэ, так и наэси (дзиттэ без крюка). Таких вариантов у китайцев чуть более, чем 100500 и даже не все названия известны. 

 

А штука на первом фото с дзиттэ - это куракири дзиттэ, т.е. экзотика и совершенно не полицейское оружие, ибо дзиттэ не только полиция использовала, но и бандиты, и частные лица. Были еще веера тэссэн.

 

Специальные яри для боя в помещении, я так понимаю?

На гравюре - весь набор полицейского древкового оружия продемонстрирован. Слева направо - содэгарами, сасумата и цукубо.

 

На фото - серпы на длинном древке. Не помню, как их по-японски называть.

 

Наэси (есть вариант наяси) в приложении:

post-19-0-85066800-1441273642.jpg

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Могу сразу сказать - я сравнивал разные виды оружия такого типа. Наиболее вероятно развитие дзиттэ от кабутовари. Альтернативным вариантом развития кабутовари (внизу) был, скорее всего, тэккан (вверху).

 

Встречал предметы аналогичного назначения в Китае, Корее и Вьетнаме, но все они ближе к наэси.

post-19-0-49463700-1441273881_thumb.jpg

post-19-0-78937400-1441273901_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстати, у М. Воробьева в "Очерках культуры Кореи" прочитал, что вся корейская и японская судебно-медицинская экспертиза строилась на корейском издании этой вот книги:

Ван Юй (王與, 1261-1346) "Уюань лу пинъюань лу" (無冤錄平冤錄, 1308), изданной в Корее в 1438 г.

 

В Японию книга попала через Корею еще позже, где была поставлена на службу правопорядку.

 

Примерно перевести название можно как "Записки без обид - записки об успокоении обиженных". Воробьев дал перевод "О снятии несправедливого обвинения", но по смыслу иероглифов не подходит. Не подходит по иероглифам и английский вариант перевода "Collection of Guilty Cases". 

 

О судебной медицине в Китае можно почитать тут.

 

Оригинальный текст "Уюань лу пинъюань лу" находится тут. Язык сложный, ничего не понял.

 

Страница корейского издания "Уюань лу пинъюань лу" в переводе на корейский Со Юрина (Чынсу мувоннок онхэ 增修無冤錄諺解) от 1792 г. в приложении:

post-19-0-77729800-1441276623_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Про корейские издания "Уюань лу" можно почитать тут на корейском языке.

 

А это - страница корейского издания 1438 г. "Синджу мувоннок" (新註無冤錄 - Заново прокомментированные записки без обид), с которого потом в Японии писали учебники для судебно-медицинских экспертов:

post-19-0-61820300-1441277327_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Смертный приговор исполнялся в особых местах для казни - сикэйдзё (死刑場).

 

Одним из наиболее долго существовавших сикэйдзё  была Кодзукаппара сикэйдзё (小塚原死刑場 - Поле маленьких могилок), ныне отданная под застройку. А ранее там жили только эта (穢多 - японские парии периода Эдо). На этой площадке с 1651 по 1873 гг. отрубили более 100 тыс. голов, как считают современные японцы.

 

Вот пара изображений из "Антологии преступлений эпохи Токугава" (1893) - казнь и уборка трупов (с обмыванием головы для выставления) на площадке Дэнма-тё:

 

post-19-0-06031600-1441279872.jpg

post-19-0-15111900-1441279991.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Обычно тела казненных преступников (если их сжигали или распинали) оставляли на столбах.

 

Головы выставляли на специальные подставки вдоль близлежащих улиц на 3 дня, чтобы они служили предостережением другим потенциальным преступникам.

post-19-0-00835900-1441280206_thumb.jpg

post-19-0-28635400-1441280213.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В 1819 г. японский художник  Минагаки Ясукадзу (南小柿寧, 1784-1825) создал "Кайбо дзонсиндзу" (解剖存真図 - Собрание истинных картин анатомического вскрытия), содержащие 83 анатомических изображения, созданных на основе его работы с трупами преступников, переданных полицией для изучения анатомии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фото казни считается постановочным, а выставление головы на колу - реальным. И, как я понимаю, тела казненных тем или иным способом частенько рвали собаки

 

post-19-0-53945700-1441281868.jpg

post-19-0-02696300-1441281892.jpg

post-19-0-70128200-1441281928_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вот такой предмет японский полицейский не мог иметь никогда - по установленным при Токугава правилам взять преступника надо было живым, желательно без фатальных повреждений, чтобы реально судить его и подвергнуть очень тяжелой каре, которая для тяжелораненного могла показаться счастливым избавлением от мучений.

 

На фото, как я теперь понимаю, не тэккан - близкий родственник хативари (aka кабутовари), а какая-то неканоническая вариация кабутовари, без каги и с лезвием на вогнутой стороне:

post-19-0-28332200-1441284609_thumb.jpg

Изменено пользователем Чжан Гэда
пересмотрел атрибуцию предмета

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

800px-Jutte_with_koshirae_1.jpg

я смотрел какой та мастер махал ими и сказал что они использовались полицией т.к во первых как сказал Чжан Гэда позваляют не нанося фатальных повреждении захватить человека и еще и обезоружить противника . мечь попадает между клинком и этой веткой он резко его поворачивает и меч выпадает из  рук . но как та это не реально противник скорее тебе руки перерубит чем в этот зазор попадет 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Немного не так - им прихватывали меч с обуха, когда противник уже промахнулся. Но это редко.

 

Чаще атаковали в момент, когда преступник пытался вынуть меч и тогда действительно на неизвлеченном клинке он срабатывал как замок, прижимая его к ножнам.

 

А ловить удар - это действительно бессмысленно. Хотя и такое вот бывает:

 

post-19-0-12613900-1441285517_thumb.jpg

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот гиперкарта Эдо, сделанная в последние годы периода (примерно 1840-е):

 

post-19-0-91326100-1441285786_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Владение определенным мастерством всегда подразумевает статус и нежелание использовать это мастерство не по назначению. Японское общество было не феодальным, а скорее профессионально-кастовым. Так что логично предположить, что человек, обученный тонкостям шпионажа, занимался шпионажем.

Далеко не всякий синоби вообще владел искусством шпионажа, не говоря уже о тонкостях. Я уже писал - как не каждый мечник Дзюбей. Не говоря о том, что синоби в принципе мог не владеть искусством шпионажа, так как ниндзюцу включает в себя еще массу вещей. Можно добавить, что с прочным установлением сегуната Токугава большая часть синоби вообще оказалась не удел, кроме как раз тех, кто на шпионаже специализировался. В этом они от прочих самураев не отличались. "Подай-принеси" и мелкие чиновники, в массе, живущие на пайке. Просто кто-то в "прошлой жизни" был теппо-когасира, а кто-то - "альпинистом-поджигателем". Не говоря уж о тех синоби, которые при Тоетоми оказались записаны в крестьян, или ставших ронинами. Для 18-19 века все еще грустнее.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Занятный дзиттэ.

Занятнее видали.

 

Ищу такой, чтобы с 3 каги был, как Серж Мол писал.

 

А сикоми дзиттэ - это классика Бакумацу - Мэйдзи

 

Далеко не всякий синоби вообще владел искусством шпионажа, не говоря уже о тонкостях.

Разведчик - это специализация. Например, в русско-японскую войну наши спешно наняли кучу хунхузов, поручив им разведку в тылу японцев за деньги. Получилось ужасно. Сообщали всякую фигню, деньги получали исправно. Причем не халтурили - сообщали все, что видели, без аналитической обработки и выполнения специальных заданий. Наши думали, что хунхузы и так разберутся, что надо донести.

 

Стало лучше получаться, когда создали отряд "Пинтуй", при котором было несколько русских офицеров и несколько китайских армейских офицеров, согласившихся помочь русским (опять-таки, за деньги). Стали ставиться задачи, прорабатываться операции и т.п. Но это было очень поздно - летом 1905 г. Большой пользы "Пинтуй" уже не успел принести.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • Кирасиры, конные аркебузиры, карабины и прочие
      Автор: hoplit
      George Monck. Observations upon Military and Political Affairs. Издание 1796 года. Первое было в 1671-м, книга написана в 1644-6 гг.
      "Тот самый" Монк.

       
      Giorgio Basta. Il gouerno della caualleria leggiera. 1612.
      Giorgio Basta. Il mastro di campo. 1606.

       
      Sir James Turner. Pallas armata, Military essayes of the ancient Grecian, Roman, and modern art of war written in the years 1670 and 1671. 1683. Оглавление.
      Lodovico Melzo. Regole militari sopra il governo e servitio particolare della cavalleria. 1611
    • Психология допроса военнопленных
      Автор: Сергий
      Не буду давать никаких своих оценок.
      Сохраню для истории.
      Вот такая книга была издана в 2013 году Украинской военно-медицинской академией.
      Автор - этнический русский, уроженец Томска, "негражданин" Латвии (есть в Латвии такой документ в зеленой обложке - "паспорт негражданина") - Сыропятов Олег Геннадьевич
      доктор медицинских наук, профессор, врач-психиатр, психотерапевт высшей категории.
      1997 (сентябрь) по июнь 2016 года - профессор кафедры военной терапии (по курсам психиатрии и психотерапии) Военно-медицинского института Украинской военно-медицинской академии.
      О. Г. Сыропятов
      Психология допроса военнопленных
      2013
      книга доступна в сети (ссылку не прикрепляю)
      цитата:
      "Согласно определению пыток, существование цели является существенным для юридической квалификации. Другими словами, если нет конкретной цели, то такие действия трудно квалифицировать как пытки".

    • "Примитивная война".
      Автор: hoplit
      Небольшая подборка литературы по "примитивному" военному делу.
       
      - Prehistoric Warfare and Violence. Quantitative and Qualitative Approaches. 2018
      - Multidisciplinary Approaches to the Study of Stone Age Weaponry. Edited by Eric Delson, Eric J. Sargis. 2016
      - Л. Б. Вишняцкий. Вооруженное насилие в палеолите.
      - J. Christensen. Warfare in the European Neolithic.
      - Detlef Gronenborn. Climate Change and Socio-Political Crises: Some Cases from Neolithic Central Europe.
      - William A. Parkinson and Paul R. Duffy. Fortifications and Enclosures in European Prehistory: A Cross-Cultural Perspective.
      - Clare, L., Rohling, E.J., Weninger, B. and Hilpert, J. Warfare in Late Neolithic\Early Chalcolithic Pisidia, southwestern Turkey. Climate induced social unrest in the late 7th millennium calBC.
      - Першиц А.И., Семенов Ю.И., Шнирельман В.А. Война и мир в ранней истории человечества.
      - Алексеев А.Н., Жирков Э.К., Степанов А.Д., Шараборин А.К., Алексеева Л.Л. Погребение ымыяхтахского воина в местности Кёрдюген.
      -  José María Gómez, Miguel Verdú, Adela González-Megías & Marcos Méndez. The phylogenetic roots of human lethal violence // Nature 538, 233–237
      - Sticks, Stones, and Broken Bones: Neolithic Violence in a European Perspective. 2012
       
       
      - Иванчик А.И. Воины-псы. Мужские союзы и скифские вторжения в Переднюю Азию // Советская этнография, 1988, № 5
      - Иванчик А., Кулланда С.. Источниковедение дописьменной истории и ранние стадии социогенеза // Архаическое общество: узловые проблемы социологии развития. Сб. научных трудов. Вып. 1. М., 1991
      - Askold lvantchik. The Scythian ‘Rule Over Asia’: The Classıcal Tradition And the Historical Reality // Ancient Greeks West and East. 1999
      - А.Р. Чочиев. Очерки истории социальной культуры осетин. 1985 г.
      - Α.Κ. Нефёдкин. Тактика славян в VI в. (по свидетельствам ранневизантийских авторов).
      - Цыбикдоржиев Д.В. Мужской союз, дружина и гвардия у монголов: преемственность и конфликты.
      - Вдовченков E.B. Происхождение дружины и мужские союзы: сравнительно-исторический анализ и проблемы политогенеза в древних обществах.
      - Louise E. Sweet. Camel Raiding of North Arabian Bedouin: A Mechanism of Ecological Adaptation //  American Aiztlzropologist 67, 1965.
      - Peters E.L. Some Structural Aspects of the Feud among the Camel-Herding Bedouin of Cyrenaica // Africa: Journal of the International African Institute,  Vol. 37, No. 3 (Jul., 1967), pp. 261-282
       
       
      - Зуев А.С. О боевой тактике и военном менталитете коряков, чукчей и эскимосов.
      - Зуев А.С. Диалог культур на поле боя (о военном менталитете народов северо-востока Сибири в XVII–XVIII вв.).
      - О.А. Митько. Люди и оружие (воинская культура русских первопроходцев и коренного населения Сибири в эпоху позднего средневековья).
      - К.Г. Карачаров, Д. И. Ражев. Обычай скальпирования на севере Западной Сибири в Средние века.
      - Нефёдкин А.К. Военное дело чукчей (середина XVII—начало XX в.).
      - Зуев А.С. Русско-аборигенные отношения на крайнем Северо-Востоке Сибири во второй половине  XVII – первой четверти  XVIII  вв.
      - Антропова В.В. Вопросы военной организации и военного дела у народов крайнего Северо-Востока Сибири.
      - Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров.
      - Laufer В. Chinese Clay Figures. Pt. I. Prolegomena on the History of Defensive Armor // Field Museum of Natural History Publication 177. Anthropological Series. Vol. 13. Chicago. 1914. № 2. P. 73-315.
      - Нефедкин А.К. Защитное вооружение тунгусов в XVII – XVIII вв. [Tungus' armour] // Воинские традиции в археологическом контексте: от позднего латена до позднего средневековья / Составитель И. Г. Бурцев. Тула: Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», 2014. С. 221-225.
      - Нефедкин А.К. Колесницы и нарты: к проблеме реконструкции тактики // Археология Евразийских степей. 2020
       
       
      - N. W. Simmonds. Archery in South East Asia s the Pacific.
      - Inez de Beauclair. Fightings and Weapons of the Yami of Botel Tobago.
      - Adria Holmes Katz. Corselets of Fiber: Robert Louis Stevenson's Gilbertese Armor.
      - Laura Lee Junker. Warrior burials and the nature of warfare in prehispanic Philippine chiefdoms..
      - Andrew P. Vayda. War in Ecological Perspective: Persistence, Change, and Adaptive Processes in Three Oceanian Societies. 1976
      - D. U. Urlich. The Introduction and Diffusion of Firearms in New Zealand 1800-1840..
      - Alphonse Riesenfeld. Rattan Cuirasses and Gourd Penis-Cases in New Guinea.
      - W. Lloyd Warner. Murngin Warfare.
      - E. W. Gudger. Helmets from Skins of the Porcupine-Fish.
      - K. R. Howe. Firearms and Indigenous Warfare: a Case Study.
      - Paul  D'Arcy. Firearms on Malaita, 1870-1900. 
      - William Churchill. Club Types of Nuclear Polynesia.
      - Henry Reynolds. Forgotten war. 2013
      - Henry Reynolds. The Other Side of the Frontier. Aboriginal Resistance to the European Invasion of Australia. 1981
      - John Connor. Australian Frontier Wars, 1788-1838. 2002
      -  Ronald M. Berndt. Warfare in the New Guinea Highlands.
      - Pamela J. Stewart and Andrew Strathern. Feasting on My Enemy: Images of Violence and Change in the New Guinea Highlands.
      - Thomas M. Kiefer. Modes of Social Action in Armed Combat: Affect, Tradition and Reason in Tausug Private Warfare // Man New Series, Vol. 5, No. 4 (Dec., 1970), pp. 586-596
      - Thomas M. Kiefer. Reciprocity and Revenge in the Philippines: Some Preliminary Remarks about the Tausug of Jolo // Philippine Sociological Review. Vol. 16, No. 3/4 (JULY-OCTOBER, 1968), pp. 124-131
      - Thomas M. Kiefer. Parrang Sabbil: Ritual suicide among the Tausug of Jolo // Bijdragen tot de Taal-, Land- en Volkenkunde. Deel 129, 1ste Afl., ANTHROPOLOGICA XV (1973), pp. 108-123
      - Thomas M. Kiefer. Institutionalized Friendship and Warfare among the Tausug of Jolo // Ethnology. Vol. 7, No. 3 (Jul., 1968), pp. 225-244
      - Thomas M. Kiefer. Power, Politics and Guns in Jolo: The Influence of Modern Weapons on Tao-Sug Legal and Economic Institutions // Philippine Sociological Review. Vol. 15, No. 1/2, Proceedings of the Fifth Visayas-Mindanao Convention: Philippine Sociological Society May 1-2, 1967 (JANUARY-APRIL, 1967), pp. 21-29
      - Armando L. Tan. Shame, Reciprocity and Revenge: Some Reflections on the Ideological Basis of Tausug Conflict // Philippine Quarterly of Culture and Society. Vol. 9, No. 4 (December 1981), pp. 294-300.
      - Karl G. Heider, Robert Gardner. Gardens of War: Life and Death in the New Guinea Stone Age. 1968.
      - Karl G. Heider. Grand Valley Dani: Peaceful Warriors. 1979 Тут
      - Mervyn Meggitt. Bloodis Their Argument: Warfare among the Mae Enga Tribesmen of the New Guinea Highlands. 1977 Тут
      - Klaus-Friedrich Koch. War and peace in Jalémó: the management of conflict in highland New Guinea. 1974 Тут
      - P. D'Arcy. Maori and Muskets from a Pan-Polynesian Perspective // The New Zealand journal of history 34(1):117-132. April 2000. 
      - Andrew P. Vayda. Maoris and Muskets in New Zealand: Disruption of a War System // Political Science Quarterly. Vol. 85, No. 4 (Dec., 1970), pp. 560-584
      - D. U. Urlich. The Introduction and Diffusion of Firearms in New Zealand 1800–1840 // The Journal of the Polynesian Society. Vol. 79, No. 4 (DECEMBER 1970), pp. 399-41
      - Barry Craig. Material culture of the upper Sepik‪ // Journal de la Société des Océanistes 2018/1 (n° 146), pages 189 à 201
      - Paul B. Rosco. Warfare, Terrain, and Political Expansion // Human Ecology. Vol. 20, No. 1 (Mar., 1992), pp. 1-20
      - Anne-Marie Pétrequin and Pierre Pétrequin. Flèches de chasse, flèches de guerre: Le cas des Danis d'Irian Jaya (Indonésie) // Anne-Marie Pétrequin and Pierre Pétrequin. Bulletin de la Société préhistorique française. T. 87, No. 10/12, Spécial bilan de l'année de l'archéologie (1990), pp. 484-511
      - Warfare // Douglas L. Oliver. Ancient Tahitian Society. 1974
      - Bard Rydland Aaberge. Aboriginal Rainforest Shields of North Queensland [unpublished manuscript]. 2009
      - Leonard Y. Andaya. Nature of War and Peace among the Bugis–Makassar People // South East Asia Research. Volume 12, 2004 - Issue 1
      - Forts and Fortification in Wallacea: Archaeological and Ethnohistoric Investigations. Terra Australis. 2020
      - Roscoe, P. Social Signaling and the Organization of Small-Scale Society: The Case of Contact-Era New Guinea // Journal of Archaeological Method and Theory, 16(2), 69–116. (2009)
      - David M. Hayano. Marriage, Alliance and Warfare: the Tauna Awa of New Guinea. 1972
      - David M. Hayano. Marriage, alliance, and warfare: a view from the New Guinea Highlands // American Ethnologist. Vol. 1, No. 2 (May, 1974)
      - Paula Brown. Conflict in the New Guinea Highlands // The Journal of Conflict Resolution. Vol. 26, No. 3 (Sep., 1982)
      - Aaron Podolefsky. Contemporary Warfare in the New Guinea Highlands // Ethnology. Vol. 23, No. 2 (Apr., 1984)
      - Fredrik Barth. Tribes and Intertribal Relations in the Fly Headwaters // Oceania, Vol. XLI, No. 3, March, 1971
      - Bruce M. Knauft. Melanesian Warfare: A Theoretical History // Oceania. Vol. 60, No. 4, Special 60th Anniversary Issue (Jun., 1990)
       
       
      - Keith F. Otterbein. Higi Armed Combat.
      - Keith F. Otterbein. The Evolution of Zulu Warfare.
      - Myron J. Echenberg. Late nineteenth-century military technology in Upper Volta // The Journal of African History, 12, pp 241-254. 1971.
      - E. E. Evans-Pritchard. Zande Warfare // Anthropos, Bd. 52, H. 1./2. (1957), pp. 239-262
      - Julian Cobbing. The Evolution of Ndebele Amabutho // The Journal of African History. Vol. 15, No. 4 (1974), pp. 607-631
       
       
      - Elizabeth Arkush and Charles Stanish. Interpreting Conflict in the Ancient Andes: Implications for the Archaeology of Warfare.
      - Elizabeth Arkush. War, Chronology, and Causality in the Titicaca Basin.
      - R.B. Ferguson. Blood of the Leviathan: Western Contact and Warfare in Amazonia.
      - J. Lizot. Population, Resources and Warfare Among the Yanomami.
      - Bruce Albert. On Yanomami Warfare: Rejoinder.
      - R. Brian Ferguson. Game Wars? Ecology and Conflict in Amazonia. 
      - R. Brian Ferguson. Ecological Consequences of Amazonian Warfare.
      - Marvin Harris. Animal Capture and Yanomamo Warfare: Retrospect and New Evidence.
       
       
      - Lydia T. Black. Warriors of Kodiak: Military Traditions of Kodiak Islanders.
      - Herbert D. G. Maschner and Katherine L. Reedy-Maschner. Raid, Retreat, Defend (Repeat): The Archaeology and Ethnohistory of Warfare on the North Pacific Rim.
      - Bruce Graham Trigger. Trade and Tribal Warfare on the St. Lawrence in the Sixteenth Century.
      - T. M. Hamilton. The Eskimo Bow and the Asiatic Composite.
      - Owen K. Mason. The Contest between the Ipiutak, Old Bering Sea, and Birnirk Polities and the Origin of Whaling during the First Millennium A.D. along Bering Strait.
      - Caroline Funk. The Bow and Arrow War Days on the Yukon-Kuskokwim Delta of Alaska.
      - Herbert Maschner, Owen K Mason. The Bow and Arrow in Northern North America. 
      - Nathan S. Lowrey. An Ethnoarchaeological Inquiry into the Functional Relationship between Projectile Point and Armor Technologies of the Northwest Coast.
      - F. A. Golder. Primitive Warfare among the Natives of Western Alaska. 
      - Donald Mitchell. Predatory Warfare, Social Status, and the North Pacific Slave Trade. 
      - H. Kory Cooper and Gabriel J. Bowen. Metal Armor from St. Lawrence Island. 
      - Katherine L. Reedy-Maschner and Herbert D. G. Maschner. Marauding Middlemen: Western Expansion and Violent Conflict in the Subarctic.
      - Madonna L. Moss and Jon M. Erlandson. Forts, Refuge Rocks, and Defensive Sites: The Antiquity of Warfare along the North Pacific Coast of North America.
      - Owen K. Mason. Flight from the Bering Strait: Did Siberian Punuk/Thule Military Cadres Conquer Northwest Alaska?
      - Joan B. Townsend. Firearms against Native Arms: A Study in Comparative Efficiencies with an Alaskan Example. 
      - Jerry Melbye and Scott I. Fairgrieve. A Massacre and Possible Cannibalism in the Canadian Arctic: New Evidence from the Saunaktuk Site (NgTn-1).
      - McClelland A.V. The Evolution of Tlingit Daggers // Sharing Our Knowledge. The Tlingit and Their Coastal Neighbors. 2015
       
       
      - Фрэнк Секой. Военные навыки индейцев Великих Равнин.
      - Hoig, Stan. Tribal Wars of the Southern Plains.
      - D. E. Worcester. Spanish Horses among the Plains Tribes.
      - Daniel J. Gelo and Lawrence T. Jones III. Photographic Evidence for Southern Plains Armor.
      - Heinz W. Pyszczyk. Historic Period Metal Projectile Points and Arrows, Alberta, Canada: A Theory for Aboriginal Arrow Design on the Great Plains.
      - Waldo R. Wedel. Chain mail in plains archeology.
      - Mavis Greer and John Greer. Armored Horses in Northwestern Plains Rock Art.
      - James D. Keyser, Mavis Greer and John Greer. Arminto Petroglyphs: Rock Art Damage Assessment and Management Considerations in Central Wyoming.
      - Mavis Greer and John Greer. Armored
 Horses 
in 
the 
Musselshell
 Rock 
Art
 of Central
 Montana.
      - Thomas Frank Schilz and Donald E. Worcester. The Spread of Firearms among the Indian Tribes on the Northern Frontier of New Spain.
      - Стукалин Ю. Военное дело индейцев Дикого Запада. Энциклопедия.
      - James D. Keyser and Michael A. Klassen. Plains Indian rock art.
       
       
      - D. Bruce Dickson. The Yanomamo of the Mississippi Valley? Some Reflections on Larson (1972), Gibson (1974), and Mississippian Period Warfare in the Southeastern United States.
      - Steve A. Tomka. The Adoption of the Bow and Arrow: A Model Based on Experimental Performance Characteristics.
      - Wayne William Van Horne. The Warclub: Weapon and symbol in Southeastern Indian Societies.
      - Hutchings, W. Karl and Lorenz W. Brucher. Spearthrower performance: ethnographic and  experimental research.
      - Douglas J Kennett , Patricia M Lambert, John R Johnson, Brendan J Culleton. Sociopolitical Effects of Bow and Arrow Technology in Prehistoric Coastal California.
      - The Ethics of Anthropology and Amerindian Research Reporting on Environmental Degradation and Warfare. Editors Richard J. Chacon, Rubén G. Mendoza.
      - Walter Hough. Primitive American Armor. Тут, тут и тут.
      - George R. Milner. Nineteenth-Century Arrow Wounds and Perceptions of Prehistoric Warfare.
      - Patricia M. Lambert. The Archaeology of War: A North American Perspective.
      - David E. Jonesэ Native North American Armor, Shields, and Fortifications.
      - Laubin, Reginald. Laubin, Gladys. American Indian Archery.
      - Karl T. Steinen. Ambushes, Raids, and Palisades: Mississippian Warfare in the Interior Southeast.
      - Jon L. Gibson. Aboriginal Warfare in the Protohistoric Southeast: An Alternative Perspective. 
      - Barbara A. Purdy. Weapons, Strategies, and Tactics of the Europeans and the Indians in Sixteenth- and Seventeenth-Century Florida.
      - Charles Hudson. A Spanish-Coosa Alliance in Sixteenth-Century North Georgia.
      - Keith F. Otterbein. Why the Iroquois Won: An Analysis of Iroquois Military Tactics.
      - George R. Milner. Warfare in Prehistoric and Early Historic Eastern North America // Journal of Archaeological Research, Vol. 7, No. 2 (June 1999), pp. 105-151
      - George R. Milner, Eve Anderson and Virginia G. Smith. Warfare in Late Prehistoric West-Central Illinois // American Antiquity. Vol. 56, No. 4 (Oct., 1991), pp. 581-603
      - Daniel K. Richter. War and Culture: The Iroquois Experience. 
      - Jeffrey P. Blick. The Iroquois practice of genocidal warfare (1534‐1787).
      - Michael S. Nassaney and Kendra Pyle. The Adoption of the Bow and Arrow in Eastern North America: A View from Central Arkansas.
      - J. Ned Woodall. Mississippian Expansion on the Eastern Frontier: One Strategy in the North Carolina Piedmont.
      - Roger Carpenter. Making War More Lethal: Iroquois vs. Huron in the Great Lakes Region, 1609 to 1650.
      - Craig S. Keener. An Ethnohistorical Analysis of Iroquois Assault Tactics Used against Fortified Settlements of the Northeast in the Seventeenth Century.
      - Leroy V. Eid. A Kind of : Running Fight: Indian Battlefield Tactics in the Late Eighteenth Century.
      - Keith F. Otterbein. Huron vs. Iroquois: A Case Study in Inter-Tribal Warfare.
      - Jennifer Birch. Coalescence and Conflict in Iroquoian Ontario // Archaeological Review from Cambridge - 25.1 - 2010
      - William J. Hunt, Jr. Ethnicity and Firearms in the Upper Missouri Bison-Robe Trade: An Examination of Weapon Preference and Utilization at Fort Union Trading Post N.H.S., North Dakota.
      - Patrick M. Malone. Changing Military Technology Among the Indians of Southern New England, 1600-1677.
      - David H. Dye. War Paths, Peace Paths An Archaeology of Cooperation and Conflict in Native Eastern North America.
      - Wayne Van Horne. Warfare in Mississippian Chiefdoms.
      - Wayne E. Lee. The Military Revolution of Native North America: Firearms, Forts, and Polities // Empires and indigenes: intercultural alliance, imperial expansion, and warfare in the early modern world. Edited by Wayne E. Lee. 2011
      - Steven LeBlanc. Prehistoric Warfare in the American Southwest. 1999.
      - Keith F. Otterbein. A History of Research on Warfare in Anthropology // American Anthropologist. Vol. 101, No. 4 (Dec., 1999), pp. 794-805
      - Lee, Wayne. Fortify, Fight, or Flee: Tuscarora and Cherokee Defensive Warfare and Military Culture Adaptation // The Journal of Military History, Volume 68, Number 3, July 2004, pp. 713-770
      - Wayne E. Lee. Peace Chiefs and Blood Revenge: Patterns of Restraint in Native American Warfare, 1500-1800 // The Journal of Military History. Vol. 71, No. 3 (Jul., 2007), pp. 701-741
       
      - Weapons, Weaponry and Man: In Memoriam Vytautas Kazakevičius (Archaeologia Baltica, Vol. 8). 2007
      - The Horse and Man in European Antiquity: Worldview, Burial Rites, and Military and Everyday Life (Archaeologia Baltica, Vol. 11). 2009
      - The Taking and Displaying of Human Body Parts as Trophies by Amerindians. 2007
      - The Ethics of Anthropology and Amerindian Research. Reporting on Environmental Degradation and Warfare. 2012
      - Empires and Indigenes: Intercultural Alliance, Imperial Expansion, and Warfare in the Early Modern World. 2011
      - A. Gat. War in Human Civilization.
      - Keith F. Otterbein. Killing of Captured Enemies: A Cross‐cultural Study.
      - Azar Gat. The Causes and Origins of "Primitive Warfare": Reply to Ferguson.
      - Azar Gat. The Pattern of Fighting in Simple, Small-Scale, Prestate Societies.
      - Lawrence H. Keeley. War Before Civilization: the Myth of the Peaceful Savage.
      - Keith F. Otterbein. Warfare and Its Relationship to the Origins of Agriculture.
      - Jonathan Haas. Warfare and the Evolution of Culture.
      - М. Дэйви. Эволюция войн.
      - War in the Tribal Zone. Expanding States and Indigenous Warfare. Edited by R. Brian Ferguson and Neil L. Whitehead.
      - The Ending of Tribal Wars: Configurations and Processes of Pacification. 2021 Тут
      - I.J.N. Thorpe. Anthropology, Archaeology, and the Origin of Warfare.
      - Антропология насилия. Новосибирск. 2010.
      - Jean Guilaine and Jean Zammit. The origins of war: violence in prehistory. 2005. Французское издание было в 2001 году - le Sentier de la Guerre: Visages de la violence préhistorique.
      - Warfare in Bronze Age Society. 2018
      - Ian Armit. Headhunting and the Body in Iron Age Europe. 2012
      - The Cambridge World History of Violence. Vol. I-IV. 2020

    • Мусульманские армии Средних веков
      Автор: hoplit
      Maged S. A. Mikhail. Notes on the "Ahl al-Dīwān": The Arab-Egyptian Army of the Seventh through the Ninth Centuries C.E. // Journal of the American Oriental Society,  Vol. 128, No. 2 (Apr. - Jun., 2008), pp. 273-284
      David Ayalon. Studies on the Structure of the Mamluk Army // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London
      David Ayalon. Aspects of the Mamlūk Phenomenon // Journal of the History and Culture of the Middle East
      Bethany J. Walker. Militarization to Nomadization: The Middle and Late Islamic Periods // Near Eastern Archaeology,  Vol. 62, No. 4 (Dec., 1999), pp. 202-232
      David Ayalon. The Mamlūks of the Seljuks: Islam's Military Might at the Crossroads //  Journal of the Royal Asiatic Society, Third Series, Vol. 6, No. 3 (Nov., 1996), pp. 305-333
      David Ayalon. The Auxiliary Forces of the Mamluk Sultanate // Journal of the History and Culture of the Middle East. Volume 65, Issue 1 (Jan 1988)
      C. E. Bosworth. The Armies of the Ṣaffārids // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London,  Vol. 31, No. 3 (1968), pp. 534-554
      C. E. Bosworth. Military Organisation under the Būyids of Persia and Iraq // Oriens,  Vol. 18/19 (1965/1966), pp. 143-167
      C. E. Bosworth. The Army // The Ghaznavids. 1963
      R. Stephen Humphreys. The Emergence of the Mamluk Army //  Studia Islamica,  No. 45 (1977), pp. 67-99
      R. Stephen Humphreys. The Emergence of the Mamluk Army (Conclusion) // Studia Islamica,  No. 46 (1977), pp. 147-182
      Nicolle, D. The military technology of classical Islam. PhD Doctor of Philosophy. University of Edinburgh. 1982
      Nicolle D. Fighting for the Faith: the many fronts of Crusade and Jihad, 1000-1500 AD. 2007
      Nicolle David. Cresting on Arrows from the Citadel of Damascus // Bulletin d’études orientales, 2017/1 (n° 65), p. 247-286.
      David Nicolle. The Zangid bridge of Ǧazīrat ibn ʿUmar (ʿAyn Dīwār/Cizre): a New Look at the carved panel of an armoured horseman // Bulletin d’études orientales, LXII. 2014
      David Nicolle. The Iconography of a Military Elite: Military Figures on an Early Thirteenth-Century Candlestick. В трех частях. 2014-19
      Nicolle, D. The impact of the European couched lance on Muslim military tradition // Warriors and their weapons around the time of the crusades: relationships between Byzantium, the West, and the Islamic world. 2002
      Patricia Crone. The ‘Abbāsid Abnā’ and Sāsānid Cavalrymen // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain & Ireland, 8 (1998)
      D.G. Tor. The Mamluks in the military of the pre-Seljuq Persianate dynasties // Iran,  Vol. 46 (2008), pp. 213-225 (!)
      D.G. Tor. Mamlūk Loyalty: Evidence from the Late Saljūq Period // Asiatische Studien 65,3. (2011)
      J. W. Jandora. Developments in Islamic Warfare: The Early Conquests // Studia Islamica,  No. 64 (1986), pp. 101-113
      John W. Jandora. The Battle of the Yarmuk: A Reconstruction // Journal of Asian History, 19 (1): 8–21. 1985
      Khalil ʿAthamina. Non-Arab Regiments and Private Militias during the Umayyād Period // Arabica, T. 45, Fasc. 3 (1998), pp. 347-378
      B.J. Beshir. Fatimid Military Organization // Der Islam. Volume 55, Issue 1, Pages 37–56
      Andrew C. S. Peacock. Nomadic Society and the Seljūq Campaigns in Caucasia // Iran & the Caucasus,  Vol. 9, No. 2 (2005), pp. 205-230
      Jere L. Bacharach. African Military Slaves in the Medieval Middle East: The Cases of Iraq (869-955) and Egypt (868-1171) //  International Journal of Middle East Studies,  Vol. 13, No. 4 (Nov., 1981), pp. 471-495
      Deborah Tor. Privatized Jihad and public order in the pre-Seljuq period: The role of the Mutatawwi‘a // Iranian Studies, 38:4, 555-573
      Гуринов Е.А. , Нечитайлов М.В. Фатимидская армия в крестовых походах 1096 - 1171 гг. // "Воин" (Новый) №10. 2010. Сс. 9-19
      Нечитайлов М.В. Мусульманское завоевание Испании. Армии мусульман // Крылов С.В., Нечитайлов М.В. Мусульманское завоевание Испании. Saarbrücken: LAMBERT Academic Publishing, 2015.
      Нечитайлов М.В., Гуринов Е.А. Армия Саладина (1171-1193 гг.) (1) // Воин № 15. 2011. Сс. 13-25. И часть два.
      Нечитайлов М.В. "День скорби и испытаний". Саладо, 30 октября 1340 г. // Воин №17-18. В двух частях.
      Нечитайлов М.В., Шестаков Е.В. Андалусские армии: от Амиридов до Альморавидов (1009-1090 гг.) (1) // Воин №12. 2010. 
      Kennedy, H.N. The Military Revolution and the Early Islamic State // Noble ideals and bloody realities. Warfare in the middle ages. P. 197-208. 2006.
      Kennedy, H.N. Military pay and the economy of the early Islamic state // Historical research LXXV (2002), pp. 155–69.
      Kennedy, H.N. The Financing of the Military in the Early Islamic State // The Byzantine and Early Islamic Near East. Vol. III, ed. A. Cameron (Princeton, Darwin 1995), pp. 361–78.
      H.A.R. Gibb. The Armies of Saladin // Studies on the Civilization of Islam. 1962
      David Neustadt. The Plague and Its Effects upon the Mamlûk Army // The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. No. 1 (Apr., 1946), pp. 67-73
      Ulrich Haarmann. The Sons of Mamluks as Fief-holders in Late Medieval Egypt // Land tenure and social transformation in the Middle East. 1984
      H. Rabie. The Size and Value of the Iqta in Egypt 564-741 A.H./l 169-1341 A.D. // Studies in the Economic History of the Middle East: from the Rise of Islam to the Present Day. 1970
      Yaacov Lev. Infantry in Muslim armies during the Crusades // Logistics of warfare in the Age of the Crusades. 2002. Pp. 185-208
      Yaacov Lev. Army, Regime, and Society in Fatimid Egypt, 358-487/968-1094 // International Journal of Middle East Studies. Vol. 19, No. 3 (Aug., 1987), pp. 337-365
      E. Landau-Tasseron. Features of the Pre-Conquest Muslim Army in the Time of Mu ̨ammad // The Byzantine and Early Islamic near East. Vol. III: States, Resources and Armies. 1995. Pp. 299-336
      Shihad al-Sarraf. Mamluk Furusiyah Literature and its Antecedents // Mamluk Studies Review. vol. 8/4 (2004): 141–200.
      Rabei G. Khamisy Baybarsʼ Strategy of War against the Franks // Journal of Medieval Military History. Volume XVI. 2018
      Manzano Moreno. El asentamiento y la organización de los yund-s sirios en al-Andalus // Al-Qantara: Revista de estudios arabes, vol. XIV, fasc. 2 (1993), p. 327-359
      Amitai, Reuven. Foot Soldiers, Militiamen and Volunteers in the Early Mamluk Army // Texts, Documents and Artifacts: Islamic Studies in Honour of D.S. Richards. Leiden: Brill, 2003
      Reuven Amitai. The Resolution of the Mongol-Mamluk War // Mongols, Turks, and others : Eurasian nomads and the sedentary world. 2005
      Juergen Paul. The State and the military: the Samanid case // Papers on hater Asia, 26. 1994
      Harold W. Glidden. A Note on Early Arabian Military Organization // Journal of the American Oriental Society,  Vol. 56, No. 1 (Mar., 1936)
      Athamina, Khalil. Some administrative, military and socio-political aspects of early Muslim Egypt // War and society in the eastern Mediterranean, 7th-15th centuries. 1997
      Vincent Lagardère. Esquisse de l'organisation militaire des Murabitun, à l'époque de Yusuf b. Tasfin, 430 H/1039 à 500 H/1106 // Revue des mondes musulmans et de la Méditerranée. Année 1979.  №27 Тут
       
      Kennedy, Hugh. The Armies of the Caliphs: Military and Society in the Early Islamic State Warfare and History. 2001
      Blankinship, Khalid Yahya. The End of the Jihâd State: The Reign of Hisham Ibn Àbd Al-Malik and the Collapse of the Umayyads. 1994.
      D.G. Tor. Violent Order: Religious Warfare, Chivalry, and the 'Ayyar Phenomenon in the Medieval Islamic World. 2007
      Michael Bonner. Aristocratic Violence and Holy War. Studies in the Jihad and the Arab-Byzantine Frontier. 1996
      Patricia Crone. Slaves on Horses. The Evolution of the Islamic Polity. 1980
      Hamblin W. J. The Fatimid Army During the Early Crusades. 1985
      Daniel Pipes. Slave Soldiers and Islam: The Genesis of a Military System. 1981
      Yaacov Lev. State and society in Fatimid Egypt. 1991 Тут
      Abbès Zouache. Armées et combats en Syrie de 491/ 1098 à 569/ 1174 : analyse comparée des chroniques médiévales latines et arabes. 2008 Тут
      War, technology and society in the Middle East. 1975 Тут
       
      P.S. Большую часть работ Николя в список вносить не стал - его и так все знают. Пишет хорошо, читать все. Часто пространные главы про армиям мусульманского Леванта есть в литературе по Крестовым походам. Хоть в R.C. Smail. Crusading Warfare 1097-1193, хоть в Steven Tibble. The Crusader Armies: 1099-1187 (!)...
    • Военная мысль конца 19 - начала 20 века.
      Автор: hoplit
      Военная мысль конца 19 - начала 20 века. 
      Статьи. Пехота.
      - Chad R. Gaudet. Baptisms of Fire: How Training, Equipment, and Ideas about the Nation Shaped the British, French, and German Soldiers' Experiences of War in 1914.. 2009.
      - Joseph C. Arnold. French Tactical Doctrine 1870-1914 // Military Affairs,  Vol. 42, No. 2 (Apr., 1978), pp. 61-67.
      - Steven Jackman. Shoulder to Shoulder: Close Control and “Old Prussian Drill” in German Offensive Infantry Tactics, 1871–1914 // The Journal of Military History, Volume 68, Number 1, January 2004, pp. 73-104.
      - Jonathan M. House. The Decisive Attack: A New Look at French Infantry Tactics on the Eve of World War I // Military Affairs,  Vol. 40, No. 4 (Dec., 1976), pp. 164-169.
      - Geoffrey Wawro. An "Army of Pigs": The Technical, Social, and Political Bases of Austrian Shock Tactics, 1859-
      1866 // The Journal of Military History,  Vol. 59, No. 3 (Jul., 1995), pp. 407-433.
      - T. H. E. Travers. The Offensive and the Problem of Innovation in British Military Thought 1870-1915 //  Journal of Contemporary History,  Vol. 13, No. 3 (Jul., 1978), pp. 531-553.
      - Spencer Jones, The Influence of the Boer War (1899–1902) on the Tactical Development of the Regular British Army 1902–1914. 2009.
      - John K. Mahon. Civil War Infantry Assault Tactics // Military Affairs,  Vol. 25, No. 2, Civil War Issue (Summer, 1961), pp. 57-68.
      - Thomas A. Bruno. Ignoring the Obvious: Combined Arms and Fire and Maneuver Tactics Prior to World War I. 2002.
      - О.Р. Кушнир. «Гуманные убийцы» (О взглядах начала XX века на поражающую способность винтовочных пуль) // Война и оружие. 2014.  Сс. 503-517.