Суйко

Блок, его незнакомка и современники

15 сообщений в этой теме

Незнакомка

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный

Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной

Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

"In vino veritas!"* кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поэзия Блока - моя давняя любовь, где-то с 50-х, с детства. Читал стихи Блока и романы Эмиля Золя - такой вот букет высоких чувств для подростка.

Я жил тогда в Киеве, бродил ранней весной в сквере напротив Университета, сочинял вирши.

Меня взволновала поэма 12 (в белом венчике из роз...) и другая лирика.

Его стихов о любви я стеснялся и не читал. Незнакомку прочитал по диагонали. Ресторанный фон - отталкивал. Но меня привлекал символизм и чистая поэзия:

"Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Всё будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь."

Позже, в 60-х мой друг математик и пианист, сочинил по Блоку знаковую песню:

"Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?"

http://youtu.be/7aCnkjtxKLA

* * *

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...

Вольному сердцу на что твоя тьма?...

Мне к этой теме (вместе ль нам маться?) пришлось не раз возвращаться, глядя в даль.

А индоариями я интересуюсь вот почему:

http://youtu.be/JQg2BZvTHe8

(см. авторское посвящение фильма).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А индоариями я интересуюсь вот почему: http://youtu.be/JQg2BZvTHe8 (см. авторское посвящение фильма).

Тогда Вам будет интересна эта тема smile.gif

http://history.ipb.su/index.php?showtopic=223

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А меня, я помню ( в школе) в поэме Блока "Двенадцать" поразил образ Христа и 12...апостолов wink.gif

Это наверное одно из парадоксальных произведений XX в.

Здесь упоминается "Божий свет", "Господи благослови", "Исус Христос" (причем с одним"с")...и в тоже время говорится о свободе "без креста"...

Как будто он пишет одно, а думает совершенно о другом. Что за новый мир будет построен...что родится из вьюги и метели, уничтожающей старый мир?

И почему все таки Христос...впереди?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Эти 12 идут за призраком. А тот за вьюгой невидим... машет кровавым флагом и... манит их за собой. Они пока не знают, что их ждет впереди. А ждут их распятие, погибель и слава.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
"Исус Христос" (причем с одним"с")...

По-моему все "с" на месте. smile.gif

А отсутствие лишней буквы "и" - дань народной речи.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
По-моему все "с" на месте. smile.gif

А отсутствие лишней буквы "и" - дань народной речи.

Спасибо, Сноу. Конечно все буквы "с" на месте. smile.gif

Не хватает буквы "и". Просто каноническое написание имени Иисус предполагает использование двух букв "и" в начале.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Эти 12 идут за призраком. А тот за вьюгой невидим... машет кровавым флагом и... манит их за собой. Они пока не знают, что их ждет впереди. А ждут их распятие, погибель и слава.

Вы думаете Блок предчувствовал непрочность "светлого будущего"?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Предчувствовал ли Александр Блок "погибель" "светлого" будущего?

Мой ответ: да, предчувствовал. Предчувствовал масштабные перемены, а они без погибели предыдущего, увы, не бывают.

Блок предчувствовал гибель будущего, как мастер поэтических образов, а не в современных социологических терминах.

Поэты - иррациональны. Их образы часто непонятны им самим. Их образы часто опережают время и несут смысл, не ясный ни самим поэтам, ни их современникам. Только мы с вами, трезвые и беспристрастные ценители поэзии и холодные следователи, с расстояния в сотни лет может расшифровать эти то ли бредни, то ли откровения, то ли пророчества и увидеть в них современный смысл.

Кстати. Нострадамус. На самом деле это поэт. Он высказывался многозначительно. Он придумал типологию событий. И теперь мы находим в них свое, современное. И говорим - угадал, предвосхитил. А ему было невдомек. Он играл образами, формулами событий. А мы приписываем ему больше, чем он сам знал и понимал.

Предчувствовал ли Блок будущее? О, да. В душе поэта роились образы - то ли будущего, то ли прошлого. Блуждали как у Нострадамуса типовые ситуации. Он высказывает их нам, а мы - безязыкие, мучаемся сегодня, пытаемся понять.

Вспомним Державина - это столп современной русской мысли и поэзии. Он перед смертью, когда уже можно было не бояться последствий по службе, предвосхитил на тысячи лет вперед судьбу нашей мировой цивилизации:

"Река времён в своём стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остаётся

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрётся

И общей не уйдёт судьбы!"

Вот так, коллеги! Вот тебе и индо-иранец, индоарий (а я думаю - белый арий)!

Язык Державина, казалось бы, архаичен. Но если перевести на современый - можно и остолбенеть.

Так когда-то и царь Александр, небось, прочтя это, остолбенел.. Но стал в стойку державности, возмутился и сказал сатрапам - смутьян! Как такого я держал на службе и платил ему, губернатору и министру, деньги!? Хотя сам Александр тоже был не стандартен - скрылся с царской службы, стал тихим бомжем... Вот такие индоарии были у нас на Руси!

А вы говорите, мол, Россия - мировая деревня.

Державин - наследник предыдущего человечества по масштабу мысли и охвату времён.

А мы с вами,увы -Иваны, не помнящие родства.

У Блока есть вещие слова, охватывающие пространства веков и неизбежность перемен:

"Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Всё в облике одном предчувствую Тебя

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду - тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне и близко появленье.

Но страшно мне - изменишь облик Ты.

И дерзкое возбудишь подозренье

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду, и горестно, и низко,

Не одолев смертельныя мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты".

1901.

Здесь "Ты" у Блока - это или будущее, или Женщина, олицетворяющая будущее и сексуальные фантазии поэта. Кто знает.

Блок - эротоман и символист.

"Изменишь облик Ты" - это леймотив всей поэзии Блока. Это - и о Революции 1917 года тоже. Это - и в поэме 12 между строк.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

— Не такое нынче время,

Чтобы няньчиться с тобой!

Потяжеле будет бремя

Нам, товарищ дорогой!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

«О, весна без конца и без краю...»

О, весна без конца и без краю -

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха - позорного нет!

Принимаю бессоные споры,

Утро в завесах темных окна,

Чтоб мои воспаленные взоры

Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!

И колодцы земных городов!

Осветленный простор поднебесий

И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога -

С буйным ветром в змеиных кудрях,

С неразгаданным именем бога

На холодных и сжатых губах...

Перед этой враждующей встречей

Никогда я не брошу щита...

Никогда не откроешь ты плечи...

Но над нами - хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель - я знаю -

Все равно: принимаю тебя!

24 октября 1907

А в 1907 г. Блок кажется более уверенно ( с оптимизмом) смотрел в будущее.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нет, не понимаете Вы Сашу. Вот в сущности самые простые и искренние слова:

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у Царских Врат,

Причастный Тайнам,- плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ночью вьюга снежная

Заметала след.

Розовое, нежное

Утро будит свет.

Встали зори красные,

Озаряя снег.

Яркое и страстное

Всколыхнуло брег.

Вслед за льдиной синею

В полдень я всплыву.

Деву в снежном инее

Встречу наяву.

5 декабря 1901

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кольцо существованья тесно:

Как все пути приводят в Рим,

Так нам заранее известно,

Что все мы рабски повторим.

И мне, как всем, все тот же жребий

Мерещится в грядущей мгле:

Опять — любить Ее на небе

И изменить ей на земле.

Июнь 1909

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Она пришла с мороза,

Раскрасневшаяся,

Наполнила комнату

Ароматом воздуха и духов,

Звонким голосом

И совсем неуважительной к занятиям

Болтовней.

Она немедленно уронила на пол

Толстый том художественного журнала,

И сейчас же стало казаться,

Что в моей большой комнате

Очень мало места.

Всё это было немножко досадно

И довольно нелепо.

Впрочем, она захотела,

Чтобы я читал ей вслух "Макбета".

Едва дойдя до пузырей земли,

О которых я не могу говорить без волнения,

Я заметил, что она тоже волнуется

И внимательно смотрит в окно.

Оказалось, что большой пестрый кот

С трудом лепится по краю крыши,

Подстерегая целующихся голубей.

Я рассердился больше всего на то,

Что целовались не мы, а голуби,

И что прошли времена Паоло и Франчески.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас