Чжан Гэда

Тоётоми Хидэёси

18 posts in this topic

В 07.12.2015в15:43, hoplit сказал:

Пишут, что перед вторжением в Корею Хидэеси много беседовал с дайме Цусимы, но что именно он уяснил из этих бесед? Ситуация, когда посреднику проще исказить послание, чем высказать свои сомнения правителю настораживает, а такое повторялось не раз.

1) Тоётоми был из простых крестьян, образованием "заполнял пробелы", но каким и как? Т.е. мало что знал о ситуации вовне страны.

2) с ним вести нормальный диалог побаивались - он всегда был слегка "того" (не Хэйхатиро), а в конце жизни совсем спятил. Т.ч. понятны опасения даймё Сё. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Чжан Гэда сказал:

Думаю, сосна. Самое распространенное дерево в Корее тех лет. К началу ХХ в. ее почти всю вырубили, а где немного осталось (запретные места) - там даже всю хвою и шишки собирали на топливо, ибо не хватало.

Занятно. С одной стороны - отчасти понятно появление крыши и бортовых щитов, сосна относительно легкая, как и криптомерия, из которой японцы строили. От полезного груза "отъедает" не столь существенную долю, как дуб, к примеру. С другой стороны - по тестам середины 19 века обычный пехотный мушкет со 100 шагов 4 дюйма сосновой доски дырявил уверенно, +/- до четверти пуль сохраняли достаточно энергии, чтобы после этого убить человека. Понятно, что аркебузы конца 16 века слабее (очень грубо на глаз - в 1,5-2 раза по энергии пули) но и 100 шагов - дистанция немалая...

Цитата

В 1609 г. их как раз Симадзу и завоюют.

Там еще, кажется, был эпизод, когда Цусиму в 1591-м, с разрешения Хидэеси, собирался захватить дайме Сикано Камэй Коринори, но его отряд Симазу перехватили по дороге и заставили уйти, так как "это наша исключительная зона интересов", а Хидэеси был слишком поглощен подготовкой корейской кампании, чтобы лезть в разборки вассалов. 

Цитата

2) с ним вести нормальный диалог побаивались - он всегда был слегка "того" (не Хэйхатиро), а в конце жизни совсем спятил. Т.ч. понятны опасения даймё Сё. 

Дело в том, что он один из самых успешных "специалистов по работе с людьми" еще во время службы Нобунаге. Да и лет ему не так, чтобы много было. В 1586-м, когда всплывают первые данные о том, что Хидэеси "взялся за Китай и Корею", ему только 49. Под конец жизни дров он наломал - но и не удивительно, малолетний наследник с сомнительной историей из неустоявшейся династии в эпоху Сэнгоку (Хидэери)... Что стоило послам передать требования Хидэеси точно, а потом - ответ корейцев? Сразу бы обе стороны прояснили ситуацию и война бы пошла сильно не так. Да и "корректировками" занимались, кажется,  не только Еситоси и Есисигэ. Вот и непонятно - то ли сам Тоетоми еще с конца 1580-х не в адеквате, то ли посредникам кнута остро не хватало...

Share this post


Link to post
Share on other sites
55 минут назад, hoplit сказал:

Занятно. С одной стороны - отчасти понятно появление крыши и бортовых щитов, сосна относительно легкая, как и криптомерия, из которой японцы строили. От полезного груза "отъедает" не столь существенную долю, как дуб, к примеру. С другой стороны - по тестам середины 19 века обычный пехотный мушкет со 100 шагов 4 дюйма сосновой доски дырявил уверенно, +/- до четверти пуль сохраняли достаточно энергии, чтобы после этого убить человека. Понятно, что аркебузы конца 16 века слабее (очень грубо на глаз - в 1,5-2 раза по энергии пули) но и 100 шагов - дистанция немалая...

100 шагов каких? Если обычных - до 70 м. примерно. Если мерных, то это 140 м.

Калибр пехотного мушкета в XIX в. - в среднем, 17,5 мм. (больше/меньше могло быть), порох другого качества, длина ствола существенно выше (общая длина порядка 1,4 м.). Калибр японской аркебузы редко выше 14 мм., общая длина - около 1 м., порох плохого качества.

58 минут назад, hoplit сказал:

Дело в том, что он один из самых успешных "специалистов по работе с людьми" еще во время службы Нобунаге. Да и лет ему не так, чтобы много было. В 1586-м, когда всплывают первые данные о том, что Хидэеси "взялся за Китай и Корею", ему только 49. Под конец жизни дров он наломал - но и не удивительно, малолетний наследник с сомнительной историей из неустоявшейся династии в эпоху Сэнгоку (Хидэери)... Что стоило послам передать требования Хидэеси точно, а потом - ответ корейцев? Сразу бы обе стороны прояснили ситуацию и война бы пошла сильно не так. Да и "корректировками" занимались, кажется,  не только Еситоси и Есисигэ. Вот и непонятно - то ли сам Тоетоми еще с конца 1580-х не в адеквате, то ли посредникам кнута остро не хватало...

Этот выскочка с неуравновешенной психикой был никому не нужен. Да, вознесся. Да, правил. Но если бы его не было или был другой кандидат - все было бы проще и лучше. В т.ч. в общении между аристократами - даймё. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
Только что, hoplit сказал:

Первую половину следует как-то обосновать, вторая, насколько могу судить, к реалиям Сэнгоку отношения не имеет. "Гэкокудзе", власть получали мечами, на род никто не смотрел. 

1) парвеню всегда были в лучшем случае терпимы. Тоётоми - типичный парвеню, с соответствующими уровнем развития, манерами и психикой. Его неадекватность проявилась еще тогда, когда он на своем деревенском уровне доказывал Ода Нобунага, что легко завоюет Китай. Потом захотел и Индию "до кучи" - т.ч. он еще до вторжения "с крышей не сильно дружил".

2) если на месте выскочки из крестьян был бы ровня-аристократ, то отношения в верхах были бы несколько иными. 100%. Что можно по отношению к парвеню, по отношению к собрату по классу изначально невозможно.

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 часов назад, Чжан Гэда сказал:

1) парвеню всегда были в лучшем случае терпимы. 

Просто вопрос - а у нас есть надежные данные о его происхождении? 

Цитата

Тоётоми - типичный парвеню, с соответствующими уровнем развития, манерами и психикой.

Тут, все-таки, нужны примеры. Иначе получается очередное издание "Вон Гюн как олицетворение Всемирного Зла!!1"

Цитата

Его неадекватность проявилась еще тогда, когда он на своем деревенском уровне доказывал Ода Нобунага, что легко завоюет Китай. Потом захотел и Индию "до кучи" - т.ч. он еще до вторжения "с крышей не сильно дружил".

Первые данные о том, что Тоетоми поглядывает на запад - 1586-й год. Нобунага уже 4 года в могиле. 

Цитата

 если на месте выскочки из крестьян был бы ровня-аристократ, то отношения в верхах были бы несколько иными. 

А есть надежные данные, что он из крестьян? Какое именно отношение к нему было "в верхах" и кто эти "верхи"? Кто там был "аристократ"? "Уэсуги", Го-Ходзе, Мори, Тесокабэ, Укита - аристократы? Разве что с большой дороги. Аристократы сидели в Киото, а Нобунага своим борцам сумо зачастую платил больше, чем имела большая часть этой аристократии. И да - с 1585-го года Тоетоми часть рода Фудзивара. 

Цитата

Что можно по отношению к парвеню, по отношению к собрату по классу изначально невозможно.

Опять же - примеры. Кто там в отношении Тоетоми чего себе позволял, чего не позволил бы в отношении "собрата по классу". Отношения, кстати, были незамысловатые. Сын на отца, брат на брата, мать на сына, вассал на сюзерена. Яд, кинжал и меч правили бал. С учетом системы усыновления в Японии - фактическое происхождение вещь сложно устанавливаемая и не слишком важная.

 

P.S. Накрутили на переговорах с китайцами и Кореей такие "аристократы", как владетель Цусимы и Кониси Юкинага, который ближник Хидэеси и, кажется, сын торговца лекарствами из Сакаи. Тоже - такой аристократ, что пробы ставить некуда.

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Варианты его происхождения, о которых упоминают сами японцы - 足軽 (асигару), 農民 (крестьянин), 下層階級 (низшие слои общества).

Ниже асигару и крестьянина тоже были люди - монахи, гадатели, скотобои, актеры, рабы, проститутки. Можно выбирать.

Первый раз о своих планах покорения Китая Тоётоми рассказал Оде в 1578 г. Ода Нобунага тогда был вполне жив и думал прожить еще долго и счастливо, но... Ода погиб, а кругозора у Тоётоми не прибавилось.

Столпы Сэнгоку - и Уэсуги Кэнсин (линия от вельмож Фудзивара), и Такэда Сингэн (линия от императора Сэйва), и Ода Нобунага (линия от императора Камму через клан Тайра) были представителями знатных родов. А уж даймё Цусима - клан Сё - это вообще записные Тайра и во всех не-японских документах так и продолжают значиться как Тайра. Это не придворная, а самурайская аристократия. Ничего не попишешь. Го-Ходзё недаром пытались возвести себя к настоящим Ходзё - но не помогло.

Их отношения были иными. Просто иначе быть не могло. Это как в любом обществе, увы.

А Тоётоми приходилось опираться на парвеню типа Като Киёмаса (его родственник, между прочим) и Кониси Юкинага, который, кстати, долго не продержался и на нем все его благополучие и закончилось. Думаю, и христианство он принял по причине эгалитарности его идей - хоть в душе, но он мог почувствовать себя ровней знатным соратникам-соперникам.

Да, Тоётоми был способен захватить власть внутри Японии. Но дальше "тут помощник нужен, Homo Sapiens" (с) В любом случае, после того, как в 1591 г. окончились многолетние войны в Японии, сразу бросаться на дикую авантюру по завоеванию Китая мог только психически ненормальный человек.

В свое время Сунь Ятсена спросили: "Может ли Китай победить Францию?", на что Сунь Ятсен ответил: "Может, но при одном условии - наши генералы будут умны хотя бы настолько, что будут знать, где находится Франция". Тоётоми Хидэёси мало отличался от тех генералов - он не знал, где находится Китай, и с чем ему придется столкнуться. Его родственник Като Киёмаса, между прочим, тоже "блеснул познаниями", направившись на Пекин "кратчайшим путем" - через дикую провинцию Хамгён и земли чжурчжэней! 

Да, чтобы не влипать в подобные ситуации, в Китае был даже целый военный канон из 7 книг - в нем главное было не как расставить солдатиков и какие пукалки им дать, а как сочетать внутренние возможности государства с внешним вызовом. Военные обязаны были его изучить и даже сдать экзамен.

Естественно, парвеню этого не знали. Потому что академиев не кончали и в ниворситутах не обучались.

Share this post


Link to post
Share on other sites
15 час назад, Чжан Гэда сказал:

Варианты его происхождения, о которых упоминают сами японцы - 足軽 (асигару), 農民 (крестьянин), 下層階級 (низшие слои общества).

Все варианты записаны после его смерти. Начало 17 века и позже. Это первое. Второе - а кто должен был находиться в окружении мелкого владетеля, каковым в начале карьеры являлся Нобунага? Третье - из асигару, с которыми начинал Укита Наоиэ, половина стала дайме и буге. Чем Хидэеси так уж удивителен?

Цитата

Ниже асигару и крестьянина тоже были люди - монахи, гадатели, скотобои, актеры, рабы, проститутки. Можно выбирать.

С учетом того, что для начала 16 века провести грань между "крестьянином" и "самураем" зачастую невозможно, вопрос становится еще более занятным. На фоне мощнейших движений икко-икки говорить о низком положении монахов тоже несколько несвоевременно. Это не эпоха Эдо.

Цитата

Первый раз о своих планах покорения Китая Тоётоми рассказал Оде в 1578 г. Ода Нобунага тогда был вполне жив и думал прожить еще долго и счастливо, но... Ода погиб, а кругозора у Тоётоми не прибавилось.

Документальное свидетельство - переговоры Тоетоми с португальцами в 1586 году. Более занятное - свидетельство падре Фроиша от 1582-го года (уже после смерти Нобунаги), что Ода собирался после покорения всей Японии разделить ее между сыновьями и двинуть армию на Китай. 

Цитата

Столпы Сэнгоку - и Уэсуги Кэнсин (линия от вельмож Фудзивара), и Такэда Сингэн (линия от императора Сэйва), и Ода Нобунага (линия от императора Камму через клан Тайра) были представителями знатных родов. А уж даймё Цусима - клан Сё - это вообще записные Тайра и во всех не-японских документах так и продолжают значиться как Тайра. Это не придворная, а самурайская аристократия. Ничего не попишешь. Го-Ходзё недаром пытались возвести себя к настоящим Ходзё - но не помогло.

Только Нобунага как-то не мог определиться - то ли Тайра, то ли нет... Из Кэнсина Фудзивара куда более сомнительный, чем из Тоетоми. Потому как Кансин - Нагао. И еще пачечка прочих - даже без намека на аристократическое происхождение. Стоит отметить - знатнейший род в Японии вел происхождение от богов. Это ему сильно помогало с практической властью? Или можно вспомнить старую японскую традицию с "куклой на троне". Императоры, сегуны Минамото, сегуны Асикага...

Цитата

Их отношения были иными. Просто иначе быть не могло. Это как в любом обществе, увы.

Примеры. =) А то ведь Сингэн отца сверг. А место свое отвоевал клинком, так как что другим ветвям клана, что вассалам было глубоко все равно, что там у него в родословии. Возвышенные аристократические отношения.

Цитата

А Тоётоми приходилось опираться на парвеню типа Като Киёмаса (его родственник, между прочим) и Кониси Юкинага, который, кстати, долго не продержался и на нем все его благополучие и закончилось. Думаю, и христианство он принял по причине эгалитарности его идей - хоть в душе, но он мог почувствовать себя ровней знатным соратникам-соперникам.

Мори, Укита и так далее. Кто там за его штаны в 1592-м хватался? Иэясу с Маэдой и Асано Нагамаса? Мы знаем почему Кониси христианство принял? Нет. Зачем гадать?

Цитата

Да, Тоётоми был способен захватить власть внутри Японии. Но дальше "тут помощник нужен, Homo Sapiens" (с) В любом случае, после того, как в 1591 г. окончились многолетние войны в Японии, сразу бросаться на дикую авантюру по завоеванию Китая мог только психически ненормальный человек.

Всего ничего. Объединил Японию, правил ей полтора десятка лет и помер своей смертью. Чтобы сковырнуть малолетнего наследника понадобились все таланты Иэясу и полтора десятка лет. Слабый и глупый правитель, сразу видно. Если записывать всех проигравших войну правителей в психически ненормальные... =)

Цитата

В свое время Сунь Ятсена спросили: "Может ли Китай победить Францию?", на что Сунь Ятсен ответил: "Может, но при одном условии - наши генералы будут умны хотя бы настолько, что будут знать, где находится Франция". Тоётоми Хидэёси мало отличался от тех генералов - он не знал, где находится Китай, и с чем ему придется столкнуться. Его родственник Като Киёмаса, между прочим, тоже "блеснул познаниями", направившись на Пекин "кратчайшим путем" - через дикую провинцию Хамгён и земли чжурчжэней! 

Киемаса получил провинцию Хамген - в нее и направился. И даже письмо написал, чтобы о начале похода на Китай его предупредили по-раньше, так как больно дикий и далекий угол, долго войска возвращать. =) И вопрос с генералами - там весь цвет японской военной элиты. Все малограмотные психически ненормальные люди? Или все-таки впервые толком вылезли со своих островов за тысячу лет и ожидаемо дров наломали? 

Цитата

Да, чтобы не влипать в подобные ситуации, в Китае был даже целый военный канон из 7 книг - в нем главное было не как расставить солдатиков и какие пукалки им дать, а как сочетать внутренние возможности государства с внешним вызовом. Военные обязаны были его изучить и даже сдать экзамен.

Главное - всегда получалось воплотить на практике. =) Особенно при Сарху и чуть позже.

Цитата

Естественно, парвеню этого не знали. Потому что академиев не кончали и в ниворситутах не обучались.

Опять же - все очень скользко. Вот корейцы академии кончали - и как с результатом? 

 

P.S. Вроде бы изначально вопрос стоял о том, что Хидэеси при жизни держали за парвеню и ему это сильно мешало. Но я так и не увидел ни одного примера. Взятый из воздуха тезис, что "парвеню, потому как крестьянин, а это не могло не мешать" - это общее рассуждение. С тем же успехом можно сказать, что основанная голозадым крестьянином династия по определению не может кончить хорошо. Да и вообще - страна, в которой могут появляться такие династии. Почему нет? "Это же очевидно".

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Отношения между аристократией в обществе, где есть сословные различия, ВСЕГДА отличаются от отношений между аристократией и парвеню, пусть даже замаскированными внешними правилами приличия. Внешне вынужденно поклонятся и улыбнутся. Внутренне...

Да что там говорить - переходы японцев на сторону разгромленного противника - яркий пример его популярности в стране. 30 тысяч потом таких (с детьми) насчиталось. Кроме тех, кого корейцы сами порубили из предосторожности.

А что он был безумцем - это не помешало ему решить короткую задачу - временно придавить конкурентов в Японии. Как оказалось, очень и очень временно. Психические болезни - это довольно специфическая вещь. Наполеон тоже был во всю голову долбанутым. Но войны выигрывал.

Болезнь Тоётоми явно прогрессировала с течением времени. И трезво просчитать что-либо в отношении Китая он просто не мог. Он был подобен лягушке, которая, сидя в колодце, считала небо квадратным.

А хам, выскочка, парвеню - это все про него, "любимого". Уж какой был. Даже театр Кабуки с его мальчиками-педиками и названием от глагола "кабукэру"  ("быть не в меру экстравагантным") - это все его влияние.

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites
21 минуты назад, Чжан Гэда сказал:

Отношения между аристократией в обществе, где есть сословные различия, ВСЕГДА отличаются от отношений между аристократией и парвеню, пусть даже замаскированными внешними правилами приличия. Внешне вынужденно поклонятся и улыбнутся. Внутренне...

"Дворянин это тот, кого общество считает таковым"(с) Волков. Осталось обосновать, что Хидэеси считали парвеню. 

Цитата

Да что там говорить - переходы японцев на сторону разгромленного противника - яркий пример его популярности в стране. 30 тысяч потом таких (с детьми) насчиталось. Кроме тех, кого корейцы сами порубили из предосторожности.

Толпы аристократов сдавались. 

Цитата

А что он был безумцем - это не помешало ему решить короткую задачу - временно придавить конкурентов в Японии. Как оказалось, очень и очень временно. Психические болезни - это довольно специфическая вещь. Наполеон тоже был во всю голову долбанутым. Но войны выигрывал.

А кто поставил диагноз Тоетоми?

Цитата

Болезнь Тоётоми явно прогрессировала с течением времени. И трезво просчитать что-либо в отношении Китая он просто не мог. Он был подобен лягушке, которая, сидя в колодце, считала небо квадратным.

Выводы впереди доказательства. Сначала нужно доказать, что Тоетоми был психически болен.

Цитата

А хам, выскочка, парвеню - это все про него, "любимого". Уж какой был. Даже театр Кабуки с его мальчиками-педиками и названием от глагола "кабукэру"  ("быть не в меру экстравагантным") - это все его влияние.

-  А кабуки Хидэеси сделал популярным?

- Если оно такое "не в меру экстравагантное", что ж "истинная японская аристократия" позором не заклеймила?

- И педиков в Японии тоже Тоетоми развел?

- А если он - это его так "не принимали", что до сих пор их вывести не могут?

- А есть доказательства, что какой-то необычный хам? На фоне Нобунаги, к примеру?

- Есть какие-то физические свидетельства, что его за парвеню в его кругу держали?

 

P.S. Не серьезно все это. Третий пост с утверждениями без единого доказательства. "Гипотезу назвали теорией, а потом приняли за факт". =/

Share this post


Link to post
Share on other sites
Только что, hoplit сказал:

А кто поставил диагноз Тоетоми?

Я. Потому что в его положении задирать ножку выше плинтуса мог только больной.

Только что, hoplit сказал:

- Если оно такое "не в меру экстравагантное", что ж "истинная японская аристократия" позором не заклеймила?

Вау! Был указ от Токугава, что за появление служилого самурая в "Кабуки" его выгоняли со службы. Как-то так.

Просто педерастия в Японии всегда имела определенную степень развития. И неслужилые + горожане не имели никаких (в т.ч. и моральных запретов) на посещение Кабуки.

Только что, hoplit сказал:

Не серьезно все это. Третий пост с утверждениями без единого доказательства.

Знаете, есть доказательство от противного:

1) его ни в грош не ставили, сливая ему дезу

2) слушались только под угрозой силы

3) его стратегические планы показывают, что болезнь прогрессировала.

Все. Остальное - ваши попытки найти оправдания больному биндюжнику, попавшему на трон.

Share this post


Link to post
Share on other sites
11 минуту назад, Чжан Гэда сказал:

Я. Потому что в его положении задирать ножку выше плинтуса мог только больной.

Я - это не источник. Это мнение.

13 минуты назад, Чжан Гэда сказал:

Все. Остальное - ваши попытки найти оправдания больному биндюжнику, попавшему на трон.

Если человек выбился на самый верх, это самое очевидное доказательство, что он не дурак и не помешанный. Более очевидное, чем справка любого врача.

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

В опровержение моего мнения - только факт захвата власти в Японии?

Негусто, прямо скажем.

Наполеон, Гитлер и еще куча не вполне адекватных и с течением времени прогрессировавших в своей неадекватности типов неоднократно захватывали власть в разных местах по всему миру.

И что? Стали от этого менее неадекватными?

Вопрос - если Тоётоми был такой адекватный, то почему он со всем пылом немолодой души пытался решить однозначно нерешаемую задачу завоевания Китая? 

Этого достаточно, чтобы мне много говорили умных вещей, что "все записано в XVII в.", что "он сумел наверх пробиться"... А на деле - оно вот как... Не война, а цирк с конями - вместо того, чтобы создать фундамент для своей династии, он просто все спустил на безумную авантюру.

Easy come - easy go. Не более того.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Чжан Гэда сказал:

Я. Потому что в его положении задирать ножку выше плинтуса мог только больной.

По итогу - ни одного факта. Только общие рассуждения без какой-либо основы. Спорить ради процесса не интересно.

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Чжан Гэда сказал:

В опровержение моего мнения - только факт захвата власти в Японии?

Пардон, но отмахиваться от такого факта нелогично. Мы можем с тем же успехом считать Сталина откровенным дебилом с точки зрения дипломированного врача Бехтерева, но по факту он власть таки захватил и удержал. Вам придется для доказательства вашей откровенно голословной точки зрения первым делом записать в дебилы еще и Сталина.

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, hoplit сказал:

По итогу - ни одного факта. Только общие рассуждения без какой-либо основы. Спорить ради процесса не интересно.

Ну да, главный факт - совершенно безумная, могильная политика Тоётоми с 1591 г. - это не факт. Это свидетельство его великого ума, аристократического происхождения и глубокой любви и искреннего уважения со стороны даймё...

Действительно не интересно.

1 час назад, Saygo сказал:

Пардон, но отмахиваться от такого факта нелогично. Мы можем с тем же успехом считать Сталина откровенным дебилом с точки зрения дипломированного врача Бехтерева, но по факту он власть таки захватил и удержал. Вам придется для доказательства вашей откровенно голословной точки зрения первым делом записать в дебилы еще и Сталина.

"Сталин взял страну с сохой - оставил с ядерной бомбой" (с) 

Тоётоми взял страну в ходе ГВ, просидел на штыках некоторое время, подорвал силу и влияние собственных сторонников и сам вырыл могилу для своего сына.

А вот на самом деле умный человек - Токугава Иэясу - почему-то не сделал ничего подобного. Взяв страну в ГВ, он привел ее к единству и стабильности. И его династия процарствовала до 1868 г.

Голословно измерять величие человека и его адекватность тем, что он сколько то лет пробыл у власти. Измерять надо результатом его правления.

А пока - вижу только попытки перевести все в политизированную плоскость.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
11 час назад, Чжан Гэда сказал:

А пока - вижу только попытки перевести все в политизированную плоскость.

Многое из того, что я делаю, любой психиатр счел бы диагнозом. Поэтому я заступаюсь за психов. Я их понимаю и вижу в них то добро, которым зачастую и не пахнет в нормальных людях. Любая попытка изменить мир отдает безумием. И потому, пока нет доказательств медицинских, я Тоетоми считаю обычным нормальным строителем своего здания. Докажите сперва, что и я делаю что-то неправильное.

Надо просто понимать, что цели людей типа Тоетоми находятся несколько за рамками нашего обывательского понимания, и трудно ожидать, что их мышление и действия будут отвечать нашей обывательской точке зрения. Власть сама по себе делает человека параноиком и наделяет амбициями, непостижимыми для тех, кто такой власти не имел.

Я понимаю, вы все стараетесь свести к классовой борьбе, но это бесконечно устаревшая теория, которую давно похоронили и закопали. Я проработал во многих сферах деятельности и чего только не видел. Одного пожалуй нигде не видел - классовой борьбы. Наиболее свирепая подковерная возня идет внутри одного социального слоя, а не между разными социальными слоями. Часто самая жестокая конфронтация идет в одной семье. Напрашивается вывод, что самым злейшим врагом человеку является он сам, а история - это в сущности подавление людьми самих себя.

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 15 December 2015в12:45, Чжан Гэда сказал:

Его неадекватность проявилась еще тогда, когда он на своем деревенском уровне доказывал Ода Нобунага, что легко завоюет Китай. Потом захотел и Индию "до кучи" - т.ч. он еще до вторжения "с крышей не сильно дружил".

Мне это сильно напоминает одного прославленного македонского полководца.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Илья Литсиос сказал:

Мне это сильно напоминает одного прославленного македонского полководца.

И завоевавшего, при всех своих "шаманских болезнях", большую часть известной эллинам планеты. Человек он был может и не самый адекватный на свете, но точно не дебил. А что бухал, так покажите мне на этом форуме хоть одного трезвенника, я хочу взглянуть в его светлые очи.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Similar Content

    • Тхамна (Чеджудо)
      By Чжан Гэда
      Ю.В. Ванин указывал, что остров Тхамна (Чеджудо) вошел в состав Корё в 1105 г. На этом острове все очень специфическое и не совсем корейское по происхождению. Но после подавления лисынмановцами восстания на Чеджудо в 1948-1950 гг. остров был в значительной степени "нивелирован" с остальной Кореей - в частности, увеличилась доля переселенцев с материка, что сказалось на языке, обычаях и т.д.
      Вот что пишет об этом острове Сун Лянь в "Юань ши", цз. 208:
      耽羅,高麗與國也。
      Даньло (кор. Тхамна) - дружественная Корё страна.
      世祖既臣服高麗,以耽羅為南宋、日本衝要,亦注意焉。
      Шицзу (Хубилай) уже покорил Корё (Корё покорилось в 1259 г. - хронологическая неточность, Хубилай стал править с 1260 г.), и обратил внимание на Даньло, поскольку [оно было] важно в отношении Южной Сун и Японии.
      至元六年七月,遣明威將軍都統領脫脫兒、武德將軍統領王國昌、武略將軍副統領劉傑往視耽羅等處道路,詔高麗國王王禃選官導送。
      7-й месяц 6-го года Чжиюань (июль-август 1269 г.). Послали Минвэй-цзянцзюня дутунлина Тотоэра, Удэ-цзянцзюня тунлина Ван Гочана, Улюэ-цзянцзюня фу тунлина Лю Цзе отправиться на Тхамна и в прочие дороги (зд. эквив. слову "провинция") с инспекцией, повелев правителю владения Корё Ван Сику (государь Вонджон, 1219/1259-1274) отобрать чиновников для их сопровождения.
      時高麗叛賊林衍者,有餘黨金通精遁入耽羅。
      В это время в Корё остатки сторонников изменника Им Ёна (1215-1270) во главе с Ким Тхунджоном (? - 1273) бежали в Даньло. 
      九年,中書省臣及樞密院臣議曰:
      В 9-м году (1272) сановники Чжуншушэн (имперская канцелярия) и сановники Шумиюань (Тайный совет) посовещались и доложили:
      「若先有事日本,未見其逆順之情。
      "Если сначала иметь дело с Японией, [то мы] не замечали, чтобы у этого мятежника было желание подчиниться.
      恐有後辭,可先平耽羅,然後觀日本從否,徐議其事。
      Боимся, что это может иметь последствия.  Можно сначала усмирить Даньло, а уж после этого обратим внимание на Японию, без спешки, спокойно обсудим это дело.
      且耽羅國王嘗來朝覲,今叛賊逐其主,據其城以亂,舉兵討之,義所先也。」
      Кроме того, правитель владения Даньло некогда уже являлся на аудиенцию ко двору, а сейчас мятежники изгнали этого правителя и, заняв его город, бунтуют, собираем войско, чтобы покарать его/ Cделать это в первую очередь будет справедливым" 
      十年正月,命經略使忻都、史樞及洪茶丘等率兵船大小百有八艘,討耽羅賊黨。
      Начальный месяц 1273 г. Велели цзинлюэши Синьду и Ши Шу (1221-1287), а также Хон Дагу с прочими повести войска на 108 больших и малых кораблях покарать мятежников в Даньло.
      六月,平之,於其地立耽羅國招討司,屯鎮邊軍千七百人。
      В 6-м месяце усмирили [их], учредив в их землях Даньло чжаотаосы (Управление по усмирению Даньло), и разместили гарнизонами пограничные войска (бяньцзюнь) - 1700 человек.
      其貢賦歲進毛施布百匹。
      [Установили] им ежегодную дань в 100 штук холста [сорта] маоши.
      招討司後改為軍民都達魯花赤緫管府,又改為軍民安撫司。
      Впоследствии чжаотаосы было реорганизовано в Цзюньминь ду далухуачи цзунгуаньфу (Главная ставка управляющего войсками и народом даругачи), и [затем] превращено в [управление] Цзюньминь аньфусы (Управление по успокоению войска и народа).
      三十一年,高麗王上言,耽羅之地,自祖宗以來臣屬其國;
      В 31-м году (1294) правитель Корё подал доклад, [говоря], что земли Даньло со времен [его] предков подчинялись его владению. 
      林衍逆黨既平之後,尹邦寶充招討副使,以計求徑隸朝廷,乞仍舊。
      После того, как Им Ён с кучкой изменников был покаран, [этим] уделом управлял помощник чжаотаоши Баочун, [и поэтому правитель Корё] намеревается просить двор сделать все по-старому".
      帝曰:
      Государь молвил:
      「此小事,可使還屬高麗。」
      "Это дело малое, можно вернуть [эти земли] Корё".
      自是遂復隸高麗。
      И немедленно после этого [Даньло] снова возвратили Корё.
    • Пушки на палубах. Европа в 15-17 век.
      By hoplit
      Tullio Vidoni. Medieval seamanship under sail. 1987.
      Richard W. Unger. Warships and Cargo Ships in Medieval Europe. 1981.
      Dotson J.E. Ship types and fleet composition at Genoa and Venice in the early thirteenth century. 2002.
      John H. Pryor. The naval battles of Roger of Lauria // Journal of Medieval History (1983), 9:3, 179-216
      Lawrence Mott. The Battle of Malta, 1283: Prelude to a Disaster // The Circle of war in the middle ages. 1999. p. 145-172
      Charles D. Stanton. Roger of Lauria (c. 1250-1305): "Admiral of Admirals". 2019
      Mike Carr. Merchant Crusaders in the Aegean, 1291–1352. 2015
       
      Oppenheim M. A history of the administration of the royal navy and of merchant shipping in relation to the navy, from MDIX to MDCLX. 1896.
      L. G. C. Laughton. THE SQUARE-TUCK STERN AND THE GUN-DECK. 1961.
      L.G. Carr Laughton. Gunnery,Frigates and the Line of Battle. 1928.
      M.A.J. Palmer. The ‘Military Revolution’ Afloat: The Era of the Anglo-Dutch Wars and the Transition to Modern Warfare at Sea. 1997.
      R. E. J. Weber. THE INTRODUCTION OF THE SINGLE LINE AHEAD AS A BATTLE FORMATION BY THE DUTCH 1665 -1666. 1987.
      Kelly De Vries. THE EFFECTIVENESS OF FIFTEENTH-CENTURY SHIPBOARD ARTILLERY. 1998.
      Geoffrey Parker. THE DREADNOUGHT REVOLUTION OF TUDOR ENGLAND. 1996.
      A.M. Rodger. THE DEVELOPMENT OF BROADSIDE GUNNERY, 1450–1650. 1996.
      Sardinha Monteiro, Luis Nuno. FERNANDO OLIVEIRA'S ART OF WAR AT SEA (1555). 2015.
      Rudi  Roth. A  proposed standard  in  the reporting  of  historic artillery. 1989.
      Kelly R. DeVries. A 1445 Reference to Shipboard Artillery. 1990.
      J. D. Moody. OLD NAVAL GUN-CARRIAGES. 1952.
      Michael Strachan. SAMPSON'S FIGHT WITH MALTESE GALLEYS, 1628. 1969.
      Randal Gray. Spinola's Galleys in the Narrow Seas 1599–1603. 1978.
      L. V. Mott. SQUARE-RIGGED GREAT GALLEYS OF THE LATE FIFTEENTH CENTURY. 1988.
      Joseph Eliav. Tactics of Sixteenth-century Galley Artillery. 2013.
      John F. Guilmartin. The Earliest Shipboard Gunpowder Ordnance: An Analysis of Its Technical Parameters and Tactical Capabilities. 2007.
      Joseph Eliav. The Gun and Corsia of Early Modern Mediterranean Galleys: Design issues and
      rationales. 2013.
      John F. Guilmartin. The military revolution in warfare at sea during the early modern era:
      technological origins, operational outcomes and strategic consequences. 2011.
      Joe J. Simmons. Replicating Fifteenth- and Sixteenth-Century Ordnance. 1992.
      Ricardo Cerezo Martínez. La táctica naval en el siglo XVI. Introducción y tácticas. 1983.
      Ricardo Cerezo Martínez. La batalla de las Islas Terceras, 1582. 1982.
      Ships and Guns: The Sea Ordnance in Venice and in Europe between the 15th and the 17th Centuries. 2011.
      W. P. Guthrie. Naval Actions of the Thirty Years' War // The Mariner's Mirror, 87:3, 262-280. 2001
      Steven Ashton Walton. The Art of Gunnery in Renaissance England. 1999
       L.G.Carr Laughton & Michael Lewis. Early Tudor Ship Guns // The Mariner's Mirror, 46:4 (1960), 242-285
       
      A. M. Rodger. IMAGE AND REALITY IN EIGHTEENTH-CENTURY NAVAL TACTICS. 2003.
      Brian Tunstall. Naval Warfare in the Age of Sail: The Evolution of Fighting Tactics, 1650-1815. 1990.
      Emir Yener. Ottoman Seapower and Naval Technology during Catherine II’s Turkish Wars 1768-1792. 2016.
       
      Боевые парусники уже в конце 15 века довольно похожи на своих потомков века 18. Однако есть "но". "Линейная тактика", ассоциируемая с линкорами 18 века - это не про каракки, галеоны, нао и каравеллы 16 века, она складывается только во второй половине 17 столетия. Небольшая подборка статей и книг, помогающих понять - "что было до".
       
      Ещё пара интересных статей. Не совсем флот и совсем не 15-17 века.
      Gijs A. Rommelse. An early modern naval revolution? The relationship between ‘economic reason of state’ and maritime warfare // Journal for Maritime Research, 13:2, 138-150. 2011.
      N. A.M. Rodger. From the ‘military revolution’ to the ‘fiscal-naval state’ // Journal for Maritime Research, 13:2, 119-128. 2011.
    • Сеньориальные и "частные" войны.
      By hoplit
      - Justine Firnhaber-Baker. From God’s Peace to the King’s Order: Late Medieval Limitations on Non-Royal Warfare // Essays in Medieval Studies Volume 23, 2006.
      - Justine Firnhaber-Baker. Seigneurial War and Royal Power in Later Medieval Southern France // Past & Present, Vol. 208, No. 1, 2010, p. 37-76.
      - Justine Firnhaber-Baker. Techniques of seigneurial war in the fourteenth century // Journal of Medieval History 36(1): 90-103. 2010.
       - Gadi Algazi. Pruning Peasants Private War and Maintaining the Lords’ Peace in Late Medieval Germany // Medieval Transformations: Texts, Power and Gifts in Context, Esther Cohen & Mayke de Jong eds. (Leiden: Brill, 2000), pp. 245–274.
      -  Geary Patrick J. Vivre en conflit dans une France sans État : typologie des mécanismes de règlement des conflits (1050-1200) // Annales. Economies, sociétés, civilisations. 41ᵉ année, N. 5, 1986. pp. 1107-1133
       
      Также - Justine Firnhaber-Baker. Violence and the State in Languedoc, 1250-1400. 2014.
       
      Сборник статей по "приватным войнам" в домонгольском Иране - Iranian Studies, volume 38, number 4, December 2005.
      - Jürgen Paul. Introduction: Private warfare in pre-Mongol Iran.
      - Ahmed Abdelsalam. The practice of violence in the ḥisba-theories.
      - Deborah Tor. Privatized Jihad and public order in the pre-Seljuq period: The role of the Mutatawwi‘a.
      - Jürgen Paul. The Seljuq conquest(s) of Nishapur: A reappraisal.
      - David Durand-guédy. Iranians at war under Turkish domination: The example of pre-Mongol Isfahan. 
    • Мусульманские армии Средних веков
      By hoplit
      Maged S. A. Mikhail. Notes on the "Ahl al-Dīwān": The Arab-Egyptian Army of the Seventh through the Ninth Centuries C.E. // Journal of the American Oriental Society,  Vol. 128, No. 2 (Apr. - Jun., 2008), pp. 273-284
      David Ayalon. Studies on the Structure of the Mamluk Army // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London
      David Ayalon. Aspects of the Mamlūk Phenomenon // Journal of the History and Culture of the Middle East
      Bethany J. Walker. Militarization to Nomadization: The Middle and Late Islamic Periods // Near Eastern Archaeology,  Vol. 62, No. 4 (Dec., 1999), pp. 202-232
      David Ayalon. The Mamlūks of the Seljuks: Islam's Military Might at the Crossroads //  Journal of the Royal Asiatic Society, Third Series, Vol. 6, No. 3 (Nov., 1996), pp. 305-333
      David Ayalon. The Auxiliary Forces of the Mamluk Sultanate // Journal of the History and Culture of the Middle East. Volume 65, Issue 1 (Jan 1988)
      C. E. Bosworth. The Armies of the Ṣaffārids // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London,  Vol. 31, No. 3 (1968), pp. 534-554
      C. E. Bosworth. Military Organisation under the Būyids of Persia and Iraq // Oriens,  Vol. 18/19 (1965/1966), pp. 143-167
      R. Stephen Humphreys. The Emergence of the Mamluk Army //  Studia Islamica,  No. 45 (1977), pp. 67-99
      R. Stephen Humphreys. The Emergence of the Mamluk Army (Conclusion) // Studia Islamica,  No. 46 (1977), pp. 147-182
      Nicolle, D. The military technology of classical Islam. PhD Doctor of Philosophy. University of Edinburgh. 1982
      Patricia Crone. The ‘Abbāsid Abnā’ and Sāsānid Cavalrymen // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain & Ireland, 8 (1998), pp 1­19
      D.G. Tor. The Mamluks in the military of the pre-Seljuq Persianate dynasties // Iran,  Vol. 46 (2008), pp. 213-225 (!)
      J. W. Jandora. Developments in Islamic Warfare: The Early Conquests // Studia Islamica,  No. 64 (1986), pp. 101-113
      John W. Jandora. The Battle of the Yarmuk: A Reconstruction // Journal of Asian History, 19 (1): 8–21. 1985
      Khalil ʿAthamina. Non-Arab Regiments and Private Militias during the Umayyād Period // Arabica, T. 45, Fasc. 3 (1998), pp. 347-378
      B. J. Beshir. Fatimid Military Organization // Der Islam. Volume 55, Issue 1, Pages 37–56
      Andrew C. S. Peacock. Nomadic Society and the Seljūq Campaigns in Caucasia // Iran & the Caucasus,  Vol. 9, No. 2 (2005), pp. 205-230
      Jere L. Bacharach. African Military Slaves in the Medieval Middle East: The Cases of Iraq (869-955) and Egypt (868-1171) //  International Journal of Middle East Studies,  Vol. 13, No. 4 (Nov., 1981), pp. 471-495
      Deborah Tor. Privatized Jihad and public order in the pre-Seljuq period: The role of the Mutatawwi‘a // Iranian Studies, 38:4, 555-573
      Гуринов Е.А. , Нечитайлов М.В. Фатимидская армия в крестовых походах 1096 - 1171 гг. // "Воин" (Новый) №10. 2010. Сс. 9-19
      Нечитайлов М.В. Мусульманское завоевание Испании. Армии мусульман // Крылов С.В., Нечитайлов М.В. Мусульманское завоевание Испании. Saarbrücken: LAMBERT Academic Publishing, 2015.
      Нечитайлов М.В., Гуринов Е.А. Армия Саладина (1171-1193 гг.) (1) // Воин № 15. 2011. Сс. 13-25.
      Нечитайлов М.В., Шестаков Е.В. Андалусские армии: от Амиридов до Альморавидов (1009-1090 гг.) (1) // Воин №12. 2010. 
      Kennedy, H.N. The Military Revolution and the Early Islamic State // Noble ideals and bloody realities. Warfare in the middle ages. P. 197-208. 2006.
      H.A.R. Gibb. The Armies of Saladin // Studies on the Civilization of Islam. 1962
      David Neustadt. The Plague and Its Effects upon the Mamlûk Army // The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. No. 1 (Apr., 1946), pp. 67-73
      Yaacov Lev. Infantry in Muslim armies during the Crusades // Logistics of warfare in the Age of the Crusades. 2002. Pp. 185-208
      Yaacov Lev. Army, Regime, and Society in Fatimid Egypt, 358-487/968-1094 // International Journal of Middle East Studies. Vol. 19, No. 3 (Aug., 1987), pp. 337-365
      E. Landau-Tasseron. Features of the Pre-Conquest Muslim Army in the Time of Mu ̨ammad // The Byzantine and Early Islamic near East. Vol. III: States, Resources and Armies. 1995. Pp. 299-336
      Shihad al-Sarraf. Mamluk Furusiyah Literature and its Antecedents // Mamluk Studies Review. vol. 8/4 (2004): 141–200.
       
       
      Kennedy, Hugh. The Armies of the Caliphs : Military and Society in the Early Islamic State Warfare and History. 2001
      Blankinship, Khalid Yahya. The End of the Jihâd State : The Reign of Hisham Ibn Àbd Al-Malik and the Collapse of the Umayyads. 1994.
      Patricia Crone. Slaves on Horses. The Evolution of the Islamic Polity. 1980
      Hamblin W. J. The Fatimid Army During the Early Crusades. 1985
      Daniel Pipes. Slave Soldiers and Islam: The Genesis of a Military System. 1981
       
      P.S. Большую часть работ Николя в список вносить не стал - его и так все знают. Пишет хорошо, читать все. Часто пространные главы про армиям мусульманского Леванта есть в литературе по Крестовым походам. Хоть в R. C. Smail. Crusading Warfare 1097-1193, хоть в Steven Tibble. The Crusader Armies: 1099-1187 (!)...
    • "Примитивная война".
      By hoplit
      Небольшая подборка литературы по "примитивному" военному делу.
       
      - Multidisciplinary Approaches to the Study of Stone Age Weaponry. Edited by Eric Delson, Eric J. Sargis.
      - Л. Б. Вишняцкий. Вооруженное насилие в палеолите.
      - J. Christensen. Warfare in the European Neolithic.
      - DETLEF GRONENBORN. CLIMATE CHANGE AND SOCIO-POLITICAL CRISES: SOME CASES FROM NEOLITHIC CENTRAL EUROPE.
      - William A. Parkinson and Paul R. Duffy. Fortifications and Enclosures in European Prehistory: A Cross-Cultural Perspective.
      - Clare, L., Rohling, E.J., Weninger, B. and Hilpert, J. Warfare in Late Neolithic\Early Chalcolithic Pisidia, southwestern Turkey. Climate induced social unrest in the late 7th millennium calBC.
      - ПЕРШИЦ А. И., СЕМЕНОВ Ю. И., ШНИРЕЛЬМАН В. А. Война и мир в ранней истории человечества.
      - Алексеев А.Н., Жирков Э.К., Степанов А.Д., Шараборин А.К., Алексеева Л.Л. Погребение ымыяхтахского воина в местности Кёрдюген.
      -  José María Gómez, Miguel Verdú, Adela González-Megías & Marcos Méndez. The phylogenetic roots of human lethal violence // Nature 538, 233–237
      - Sticks, Stones, and Broken Bones: Neolithic Violence in a European Perspective. 2012
       
       
      - Иванчик А.И. Воины-псы. Мужские союзы и скифские вторжения в Переднюю Азию.
      - Α.Κ. Нефёдкин. ТАКТИКА СЛАВЯН В VI в. (ПО СВИДЕТЕЛЬСТВАМ РАННЕВИЗАНТИЙСКИХ АВТОРОВ).
      - Цыбикдоржиев Д.В. Мужской союз, дружина и гвардия у монголов: преемственность и
      конфликты.
      - Вдовченков E.B. Происхождение дружины и мужские союзы: сравнительно-исторический анализ и проблемы политогенеза в древних обществах.
      - Louise E. Sweet. Camel Raiding of North Arabian Bedouin: A Mechanism of Ecological Adaptation //  American Aiztlzropologist 67, 1965.
      - Peters E.L. Some Structural Aspects of the Feud among the Camel-Herding Bedouin of Cyrenaica // Africa: Journal of the International African Institute,  Vol. 37, No. 3 (Jul., 1967), pp. 261-282
       
       
      - Зуев А.С. О БОЕВОЙ ТАКТИКЕ И ВОЕННОМ МЕНТАЛИТЕТЕ КОРЯКОВ, ЧУКЧЕЙ И ЭСКИМОСОВ.
      - Зуев А.С. Диалог культур на поле боя (о военном менталитете народов северо-востока Сибири в XVII–XVIII вв.).
      - О. А. Митько. ЛЮДИ И ОРУЖИЕ (воинская культура русских первопроходцев и коренного населения Сибири в эпоху позднего средневековья).
      - К. Г. Карачаров, Д. И. Ражев. ОБЫЧАЙ СКАЛЬПИРОВАНИЯ НА СЕВЕРЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В СРЕДНИЕ ВЕКА.
      - Нефёдкин А. К. Военное дело чукчей (середина XVII—начало XX в.).
      - Зуев А.С. Русско-аборигенные отношения на крайнем Северо-Востоке Сибири во второй половине  XVII – первой четверти  XVIII  вв.
      - Антропова В.В. Вопросы военной организации и военного дела у народов крайнего Северо-Востока Сибири.
      - Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров.
      - Laufer В. Chinese Clay Figures. Pt. I. Prolegomena on the History of Defensive Armor // Field Museum of Natural History Publication 177. Anthropological Series. Vol. 13. Chicago. 1914. № 2. P. 73-315.
      - Защитное вооружение тунгусов в XVII – XVIII вв. [Tungus' armour] // Воинские традиции в археологическом контексте: от позднего латена до позднего средневековья / Составитель И. Г. Бурцев. Тула: Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», 2014. С. 221-225.
       
      - N. W. Simmonds. Archery in South East Asia s the Pacific.
      - Inez de Beauclair. Fightings and Weapons of the Yami of Botel Tobago.
      - Adria Holmes Katz. Corselets of Fiber: Robert Louis Stevenson's Gilbertese Armor.
      - Laura Lee Junker. WARRIOR BURIALS AND THE NATURE OF WARFARE IN PREHISPANIC PHILIPPINE CHIEFDOMS.
      - Andrew  P.  Vayda. WAR  IN ECOLOGICAL PERSPECTIVE PERSISTENCE,  CHANGE,  AND  ADAPTIVE PROCESSES IN  THREE  OCEANIAN  SOCIETIES.
      - D. U. Urlich. THE INTRODUCTION AND DIFFUSION OF FIREARMS IN NEW ZEALAND 1800-1840.
      - Alphonse Riesenfeld. Rattan Cuirasses and Gourd Penis-Cases in New Guinea.
      - W. Lloyd Warner. Murngin Warfare.
      - E. W. Gudger. Helmets from Skins of the Porcupine-Fish.
      - K. R. HOWE. Firearms and Indigenous Warfare: a Case Study.
      - Paul  D'Arcy. FIREARMS  ON  MALAITA  - 1870-1900. 
      - William Churchill. Club Types of Nuclear Polynesia.
      - Henry Reynolds. Forgotten war. 
      - Henry Reynolds. THE OTHER SIDE OF THE FRONTIER. Aboriginal Resistance to the European Invasion of Australia.
      -  Ronald M. Berndt. Warfare in the New Guinea Highlands.
      - Pamela J. Stewart and Andrew Strathern. Feasting on My Enemy: Images of Violence and Change in the New Guinea Highlands.
      - Thomas M. Kiefer. Modes of Social Action in Armed Combat: Affect, Tradition and Reason in Tausug Private Warfare // Man New Series, Vol. 5, No. 4 (Dec., 1970), pp. 586-596
      - Thomas M. Kiefer. Reciprocity and Revenge in the Philippines: Some Preliminary Remarks about the Tausug of Jolo // Philippine Sociological Review. Vol. 16, No. 3/4 (JULY-OCTOBER, 1968), pp. 124-131
      - Thomas M. Kiefer. Parrang Sabbil: Ritual suicide among the Tausug of Jolo // Bijdragen tot de Taal-, Land- en Volkenkunde. Deel 129, 1ste Afl., ANTHROPOLOGICA XV (1973), pp. 108-123
      - Thomas M. Kiefer. Institutionalized Friendship and Warfare among the Tausug of Jolo // Ethnology. Vol. 7, No. 3 (Jul., 1968), pp. 225-244
      - Thomas M. Kiefer. Power, Politics and Guns in Jolo: The Influence of Modern Weapons on Tao-Sug Legal and Economic Institutions // Philippine Sociological Review. Vol. 15, No. 1/2, Proceedings of the Fifth Visayas-Mindanao Convention: Philippine Sociological Society May 1-2, 1967 (JANUARY-APRIL, 1967), pp. 21-29
      - Armando L. Tan. Shame, Reciprocity and Revenge: Some Reflections on the Ideological Basis of Tausug Conflict // Philippine Quarterly of Culture and Society. Vol. 9, No. 4 (December 1981), pp. 294-300.
      - Karl G. Heider, Robert Gardner. Gardens of War: Life and Death in the New Guinea Stone Age. 1968.
      - P. D'Arcy. Maori and Muskets from a Pan-Polynesian Perspective // The New Zealand journal of history 34(1):117-132. April 2000. 
      - Andrew P. Vayda. Maoris and Muskets in New Zealand: Disruption of a War System // Political Science Quarterly. Vol. 85, No. 4 (Dec., 1970), pp. 560-584
      - D. U. Urlich. The Introduction and Diffusion of Firearms in New Zealand 1800–1840 // The Journal of the Polynesian Society. Vol. 79, No. 4 (DECEMBER 1970), pp. 399-41
      -  Barry Craig. Material culture of the upper Sepik‪ // Journal de la Société des Océanistes 2018/1 (n° 146), pages 189 à 201
      -  Paul B. Rosco. Warfare, Terrain, and Political Expansion // Human Ecology. Vol. 20, No. 1 (Mar., 1992), pp. 1-20
      - Anne-Marie Pétrequin and Pierre Pétrequin. Flèches de chasse, flèches de guerre: Le cas des Danis d'Irian Jaya (Indonésie) // Anne-Marie Pétrequin and Pierre Pétrequin. Bulletin de la Société préhistorique française. T. 87, No. 10/12, Spécial bilan de l'année de l'archéologie (1990), pp. 484-511
      - Warfare // Douglas L. Oliver. Ancient Tahitian Society. 1974
       
       
      - Keith F. Otterbein. Higi Armed Combat.
      - Keith F. Otterbein. THE EVOLUTION OF ZULU WARFARE.
      - Myron J. Echenberg. Late nineteenth-century military technology in Upper Volta // The Journal of African History, 12, pp 241-254. 1971.
      - E. E. Evans-Pritchard. Zande Warfare // Anthropos, Bd. 52, H. 1./2. (1957), pp. 239-262
      - Julian Cobbing. The Evolution of Ndebele Amabutho // The Journal of African History. Vol. 15, No. 4 (1974), pp. 607-631
       
      - Elizabeth Arkush and Charles Stanish. Interpreting Conflict in the Ancient Andes: Implications for the Archaeology of Warfare.
      - Elizabeth Arkush. War, Chronology, and Causality in the Titicaca Basin.
      - R.B. Ferguson. Blood of the Leviathan: Western Contact and Warfare in Amazonia.
      - J. Lizot. Population, Resources and Warfare Among the Yanomami.
      - Bruce Albert. On Yanomami Warfare: Rejoinder.
      - R. Brian Ferguson. Game Wars? Ecology and Conflict in Amazonia. 
      - R. Brian Ferguson. Ecological Consequences of Amazonian Warfare.
      - Marvin Harris. Animal Capture and Yanomamo Warfare: Retrospect and New Evidence.
       
       
      - Lydia T. Black. Warriors of Kodiak: Military Traditions of Kodiak Islanders.
      - Herbert D. G. Maschner and Katherine L. Reedy-Maschner. Raid, Retreat, Defend (Repeat): The Archaeology and Ethnohistory of Warfare on the North Pacific Rim.
      - Bruce Graham Trigger. Trade and Tribal Warfare on the St. Lawrence in the Sixteenth Century.
      - T. M. Hamilton. The Eskimo Bow and the Asiatic Composite.
      - Owen K. Mason. The Contest between the Ipiutak, Old Bering Sea, and Birnirk Polities and
      the Origin of Whaling during the First Millennium A.D. along Bering Strait.
      - Caroline Funk. The Bow and Arrow War Days on the Yukon-Kuskokwim Delta of Alaska.
      - HERBERT MASCHNER AND OWEN K. MASON. The Bow and Arrow in Northern North America. 
      - NATHAN S. LOWREY. AN ETHNOARCHAEOLOGICAL INQUIRY INTO THE FUNCTIONAL RELATIONSHIP BETWEEN PROJECTILE POINT AND ARMOR TECHNOLOGIES OF THE NORTHWEST COAST.
      - F. A. Golder. Primitive Warfare among the Natives of Western Alaska. 
      - Donald Mitchell. Predatory Warfare, Social Status, and the North Pacific Slave Trade. 
      - H. Kory Cooper and Gabriel J. Bowen. Metal Armor from St. Lawrence Island. 
      - Katherine L. Reedy-Maschner and Herbert D. G. Maschner. Marauding Middlemen: Western Expansion and Violent Conflict in the Subarctic.
      - Madonna L. Moss and Jon M. Erlandson. Forts, Refuge Rocks, and Defensive Sites: The Antiquity of Warfare along the North Pacific Coast of North America.
      - Owen K. Mason. Flight from the Bering Strait: Did Siberian Punuk/Thule Military Cadres Conquer Northwest Alaska?
      - Joan B. Townsend. Firearms against Native Arms: A Study in Comparative Efficiencies with an Alaskan Example. 
      - Jerry Melbye and Scott I. Fairgrieve. A Massacre and Possible Cannibalism in the Canadian Arctic: New Evidence from the Saunaktuk Site (NgTn-1).
       
       
      - ФРЭНК СЕКОЙ. ВОЕННЫЕ НАВЫКИ ИНДЕЙЦЕВ ВЕЛИКИХ РАВНИН.
      - Hoig, Stan. Tribal Wars of the Southern Plains.
      - D. E. Worcester. Spanish Horses among the Plains Tribes.
      - DANIEL J. GELO AND LAWRENCE T. JONES III. Photographic Evidence for Southern
      Plains Armor.
      - Heinz W. Pyszczyk. Historic Period Metal Projectile Points and Arrows, Alberta, Canada: A Theory for Aboriginal Arrow Design on the Great Plains.
      - Waldo R. Wedel. CHAIN MAIL IN PLAINS ARCHEOLOGY.
      - Mavis Greer and John Greer. Armored Horses in Northwestern Plains Rock Art.
      - James D. Keyser, Mavis Greer and John Greer. Arminto Petroglyphs: Rock Art Damage Assessment and Management Considerations in Central Wyoming.
      - Mavis Greer and John Greer. Armored
 Horses 
in 
the 
Musselshell
 Rock 
Art
 of Central
 Montana.
      - Thomas Frank Schilz and Donald E. Worcester. The Spread of Firearms among the Indian Tribes on the Northern Frontier of New Spain.
      - Стукалин Ю. Военное дело индейцев Дикого Запада. Энциклопедия.
      - James D. Keyser and Michael A. Klassen. Plains Indian rock art.
       
      - D. Bruce Dickson. The Yanomamo of the Mississippi Valley? Some Reflections on Larson (1972), Gibson (1974), and Mississippian Period Warfare in the Southeastern United States.
      - Steve A. Tomka. THE ADOPTION OF THE BOW AND ARROW: A MODEL BASED ON EXPERIMENTAL PERFORMANCE CHARACTERISTICS.
      - Wayne  William  Van  Horne. The  Warclub: Weapon  and  symbol  in  Southeastern  Indian  Societies.
      - W.  KARL  HUTCHINGS s  LORENZ  W.  BRUCHER. Spearthrower performance: ethnographic
      and  experimental research.
      - DOUGLAS J. KENNETT, PATRICIA M. LAMBERT, JOHN R. JOHNSON, AND BRENDAN J. CULLETON. Sociopolitical Effects of Bow and Arrow Technology in Prehistoric Coastal California.
      - The Ethics of Anthropology and Amerindian Research Reporting on Environmental Degradation
      and Warfare. Editors Richard J. Chacon, Rubén G. Mendoza.
      - Walter Hough. Primitive American Armor. 
      - George R. Milner. Nineteenth-Century Arrow Wounds and Perceptions of Prehistoric Warfare.
      - Patricia M. Lambert. The Archaeology of War: A North American Perspective.
      - David E. Jonesэ Native North American Armor, Shields, and Fortifications.
      - Laubin, Reginald. Laubin, Gladys. American Indian Archery.
      - Karl T. Steinen. AMBUSHES, RAIDS, AND PALISADES: MISSISSIPPIAN WARFARE IN THE INTERIOR SOUTHEAST.
      - Jon L. Gibson. Aboriginal Warfare in the Protohistoric Southeast: An Alternative Perspective. 
      - Barbara A. Purdy. Weapons, Strategies, and Tactics of the Europeans and the Indians in Sixteenth- and Seventeenth-Century Florida.
      - Charles Hudson. A Spanish-Coosa Alliance in Sixteenth-Century North Georgia.
      - Keith F. Otterbein. Why the Iroquois Won: An Analysis of Iroquois Military Tactics.
      - George R. Milner. Warfare in Prehistoric and Early Historic Eastern North America.
      - Daniel K. Richter. War and Culture: The Iroquois Experience. 
      - Jeffrey P. Blick. The Iroquois practice of genocidal warfare (1534‐1787).
      - Michael S. Nassaney and Kendra Pyle. The Adoption of the Bow and Arrow in Eastern North America: A View from Central Arkansas.
      - J. Ned Woodall. MISSISSIPPIAN EXPANSION ON THE EASTERN FRONTIER: ONE STRATEGY IN THE NORTH CAROLINA PIEDMONT.
      - Roger Carpenter. Making War More Lethal: Iroquois vs. Huron in the Great Lakes Region, 1609 to 1650.
      - Craig S. Keener. An Ethnohistorical Analysis of Iroquois Assault Tactics Used against Fortified Settlements of the Northeast in the Seventeenth Century.
      - Leroy V. Eid. A Kind of : Running Fight: Indian Battlefield Tactics in the Late Eighteenth Century.
      - Keith F. Otterbein. Huron vs. Iroquois: A Case Study in Inter-Tribal Warfare.
      - William J. Hunt, Jr. Ethnicity and Firearms in the Upper Missouri Bison-Robe Trade: An Examination of Weapon Preference and Utilization at Fort Union Trading Post N.H.S., North Dakota.
      - Patrick M. Malone. Changing Military Technology Among the Indians of Southern New England, 1600-1677.
      - David H. Dye. War Paths, Peace Paths An Archaeology of Cooperation and Conflict in Native Eastern North America.
      - Wayne Van Horne. Warfare in Mississippian Chiefdoms.
      - Wayne E. Lee. The Military Revolution of Native North America: Firearms, Forts, and Polities // Empires and indigenes: intercultural alliance, imperial expansion, and warfare in the early modern world. Edited by Wayne E. Lee. 2011
      - Steven LeBlanc. Prehistoric Warfare in the American Southwest. 1999.
       
       
      - A. Gat. War in Human Civilization.
      - Keith F. Otterbein. Killing of Captured Enemies: A Cross‐cultural Study.
      - Azar Gat. The Causes and Origins of "Primitive Warfare": Reply to Ferguson.
      - Azar Gat. The Pattern of Fighting in Simple, Small-Scale, Prestate Societies.
      - Lawrence H. Keeley. War Before Civilization: the Myth of the Peaceful Savage.
      - Keith F. Otterbein. Warfare and Its Relationship to the Origins of Agriculture.
      - Jonathan Haas. Warfare and the Evolution of Culture.
      - М. Дэйви. Эволюция войн.
      - War in the Tribal Zone Expanding States and Indigenous Warfare Edited by R. Brian Ferguson and Neil L. Whitehead.
      - I. J. N. Thorpe. Anthropology, Archaeology, and the Origin of Warfare.
      - Антропология насилия. Новосибирск. 2010.
      - Jean Guilaine and Jean Zammit. The origins of war : violence in prehistory. 2005. Французское издание было в 2001 году - le Sentier de la Guerre: Visages de la violence préhistorique.
      - Warfare in Bronze Age Society. 2018