44 сообщения в этой теме

Оказывается, в Европе тоже были чудеса, с которыми Китай и Эфиопия XIX века могут даже не совладать!

Читаю про "Ирландские войны" 1485-1603 гг. Ничего серьезного - фактически, русский извод соответствующей "Оспрейки". Но возникает вопрос - а что мы, черт побери, знаем о культуре кельтов Шотландии, Ирландии и Уэльса?

Такие интересные картинки, что дух захватывает - просто какие-то темные века, в то время, когда в Англии творит Шекспир, в Турции правит Сулейман Великолепный, на Руси - Иван Грозный, во Франции пишет Рабле...

Получается весьма специфическая картинка - мелкие и супермелкие "королевства", где правят местные династы, у которых войско может состоять всего из 200-300 человек, которые притом не горят желанием придти на службу в нужный правителю час, а он не может содрать с них за это штраф!

А вкупе с тем, что у кельтов якобы существовали закрытые школы боевых искусств с развитой традицией, типа дальневосточной (поскольку не специалист по кельтам, проверить не могу, но Кухулин в некой школе учился) - это вообще фантастика!

Вот пара аутентичных изображений ирландских воинов XVI в. - сравните с "Храбрым сердцем" и удивитесь - никаких клетчатых кильтов не отмечено!

В общем, тема лично мне кажется интересной, но я слишком мало понимаю в ней - может, кто расскажет что-нибудь про войско, в котором всадники в начале XVII в. пренебрегали стременами, а количество ружей на конце XVI в. было меньше, чем у японцев в битве при Нагасино? Где главным действующим лицом на поле боя был гэллоглас (Gallowglass ) в кольчуге с алебардой и двуручным мечом (тип XIX по Оакшотту)?

CMJGUtiWIAQAZPM.jpg

Irish_Warriors-Dravn_After_The_Qvicke.jpg

MI-durer_Irish_warriors.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


Небольшой английский текст про гэллогласов (первоосновой, как я понимаю, послужил текст соответствующей "оспрейки"):
Цитата

The term Galloglas (or "Gallowglass") is an Anglicisation of the Irish, Gallóglaigh ("foreign soldiers"), incorporating the word, Óglach, which is derived from oac, the Old Irish for "youths", but later meaning "soldier". 

The galloglas were a mercenary warrior élite among Gaelic-Norse clans residing in the highlands and Western Isles of Scotland (or, Hebrides) from the mid 13th century to the end of the 16th century. As Scots, their tradition descended from the Irish, but they had intermarried with the 10th century Norse settlers of the islands and coastal areas of Scotland, and the Picts, and so the Irish called them Gall Gaeil ("foreign Gaels"). 

They were the mainstay of Scottish and Irish warfare before the advent of gunpowder, and depended upon seasonal service with Irish lords. A military chieftan would often select a gallowglass to serve as his personal aide and bodyguard, because as a foreigner, the galloglas would not be as subject to local feuds and influences. 

The first record of galloglas service under the Irish was in 1259, when Prince Aed O'Connor of Connaught received a dowry of 160 Scottish warriors from the daughter of the King of the Hebrides. 

They were organised into groups known as a "Corrughadh", which consisted of about 100 men. In return for military service, galloglas contingents were given land and settled in Irish lordships, where they were entitled to receive supplies from the local population. By 1512, there were reported to be fifty nine groups throughout the country under the control of the Irish nobility. Though initially they were mercenaries, over time they settled and their ranks became filled with native Irish men. 

They were noted for wielding the two handed Sparthe axe (a custom noted by Geraldus Cambrensis to have derived from their Norse heritage) and broadsword or claymore ("claíomh mór"). For armour, the galloglas wore chain mail shirts over padded jackets and iron helmets on the head; he was usually accompanied by two boys, one of whom carried his javelins or throwing spears while the other carried his provisions. 

The importation of galloglas into Ireland was a major factor in containing the Anglo-Norman invasion of the 12th century, as their ranks stiffened the resistance of the Irish lordships. Throughout the Middle Ages in Ireland, gallowglass troops were maintained by Gaelic Irish and Hiberno-Norman lords alike. Even the English Lord Deputy of Ireland usually kept a company of them in his service. The 16th century in Ireland saw an escalation in military conflict, caused by the Tudor re-conquest of Ireland. Galloglas fighters were joined by native Irish mercenaries called buanadha (literally "quartered men") and by newer Scottish mercenaries known as "redshanks". 

The flow of mercenaries into Ireland was such a threat to English occupation that Queen Elizabeth I took steps against them in 1571 - around 700 of them being executed after the first of the Desmond Rebellions. In spite of the increased use of firearms in Irish warfare, galloglas remained an important part of Hugh O'Neill's forces in the Nine Years War (Ireland). After the combined Irish defeat at the Battle of Kinsale in 1601, recruitment of galloglas waned, although Scottish Highland mercenaries continued to come to Ireland until the 1640s (notably Alasdair MacColla). 

Though the Galloglas ceased as a military unit, their family names lived on to this day - often concentrated in areas where their ancestors were settled in the service of Irish lordships. The most common names derived from gallowglass families include: MacSúibhne (MacSweeney) MacDomhnaill (MacDonnell) MacSíothaigh (MacSheehy) MacDubhgaill (MacDougall) MacCaba (MacCabe) MacRuari (MacRory)




 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Карта Ирландии конца XVI - начала XVII вв. - в картуше слева внизу даны характерные костюмы местных жителей. Никаких кильтов!

kle_fig6.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Несколько изображений XVI в. ирландских и иберо-нормандских (т.е. знать англо-ирландского происхождения) воинов - архаичность вооружения удивляет! Особенно всадник в специфической формы хауберке (устарел на континенте уже пару веков как!) и без стремян!

 

5bddf94e3770b703ca3523810fc37309.jpg

68ee60e79398a32f3ca5c907c83baacb.jpg

ae6e4dcd8d683f6b46eab885fcef1afa.jpg

c4d954391172530036e1ba813616480a.jpg

The_Image_of_Irelande_-_plate02.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Для сравнения - вот как вооружались английские солдаты того же периода (при соответствующей вооружению тактике) - современная иллюстрация стрелков и старая - пикинеров.

Понятно, почему ирландцам, при всех их зажигательных танцах и безрассудной храбрости, мало что светило!

4eb4c47f5426bf988d86172b2bab407a.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

military-17th-century-infantry-pikemen-during-an-exercise-colured-BHN8F3.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот одна из первых аутентичных (в большей или меньшей мере) картин кисти Дэвида Морриера (1705-1770), где шотландцы-якобиты изображены в кильтах и клетчатых штанах - битва при Куллодене ( Battle of Culloden , 16.04.1746):

 

The_Battle_of_Culloden.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что интересно, в середине XVIII в. шотландцы продолжали придерживаться примитивной ударной тактики, которая, возможно, восходит еще к временам гэллогласов - т.н. "атака горцев" (highland charge), когда строй противника атакует плотная толпа горцев, делающая на ходу залп из ружей и далее продолжающая атаку лишь с холодным оружием.

Естественно, что против хорошо разработанной линейной тактики эти незамысловатые приемы могут сыграть роль только в случае, если линейная пехота атакована на марше или из засады. Но кельты упорно продолжали придерживаться такой тактики.

Кстати, неизвестно, был ли Д. Морриер свидетелем битвы при Куллодене, но он, по меньшей мере, видел горцев в полном вооружении. Обращаю внимание - на заднем плане один из горцев вооружен лохаберской секирой (Lochaber axe), изрядно смахивающей на бердыш, что говорит в пользу хорошего знакомства Морриера с шотландским вооружением и снаряжением.

Вот еще более ранняя картина - ок. 1744 г.

Highland_soldier_1744.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Гравюра 27.10.1746, изображающая битву при Куллодене - при развернутом построении британской пехоты вклинивание горцев на фланге в ее строй не привело к решительным последствиям - на одном участке горцы хоть и дорвались до рукопашной, но убили всего около 50 англичан и ранили около 300, на остальных участках атака была остановлена огнем, а прорыв ликвидирован подошедшими из 2 линии батальонами. Потери шотландцев убитыми и раненными составили порядка 1500-2000 человек (еще 154 шотландца и 222 француза попали в плен к англичанам), а у англичан было убито и умерло от ран всего 50 человек, ранено, но на момент составления реляции не умерло - 259 человек. Т.е. потери шотландцев в 5-7 раз были больше потерь англичан.

Тем не менее, шотландцы были шотландцами - они и в XIX в. лезли в атаку в штыками.

cullodenwoodcut-m19531008_699x403.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще более раннее (самое раннее из мне известных 100% изображений кильта) - М. Райт "Сэр Мунго Мюррей», ок. 1683 г. Национальная портретная галерея Шотландии.

b725120717b184c28501f13f4ab67e0c.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще более раннее изображение чего-то, похожего на кильт и плед -  1631 г., ирландские воины в составе контингента, присланного на помощь Густаву-Адольфу, королю Швеции, в Штеттин.

Считать ли это кильтом и пледом - не знаю. Но некоторое сходство есть.

 

Scottish_soldiers_in_service_of_Gustavus_Adolphus,_1631-cropped-.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Теперь очень интересный момент - в 1550 году стрельцов у Ивана Грозного было всего 3 тысячи, в 1632 г. - 33775 человек, у Ода Нобунага при Нагасино в 1575 г. было, как утверждают, около 3000 аркебузиров, янычар в 1550-х годах было около 13,5 тыс. (из них большая часть была аркебузирами), в 1558 г. китайцы только дополнительно раздали в войска береговой охраны 10 тыс. аркебуз португальского типа...

У ирландского Тайрона на примерно 20 тыс. пеших и конных было всего 2700 стрелков из аркебуз.

Это наводит на определенные мысли относительно динамики распространения огнестрельного оружия по миру. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сплошная архаизация у этих кельтов: посмотрите например на копьё с петлёй для метания - очень древняя штука. Эпически древняя, можно сказать. Как будто нарочитое отсутствие или заведомая недостаточность защитного вооружения также имхо лежит в потоке этой искусственной архаизации. Сюда же попадает и отсутствие стремян у всадника, отмеченное выше автором ветки (зато какие там интересные подковы у коня!). Всё это продолжает (цикл саг о Кухулине, похищение быка из Куалнгэ) и усиливает впечатление о кельтском обществе как обращённым исключительно в собственную древность и не желающего ввязываться в окружающие изменения. И, похоже, жизнь человеческая там недорого котировалась...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 часов назад, RedFox сказал:

Сплошная архаизация у этих кельтов: посмотрите например на копьё с петлёй для метания - очень древняя штука. Эпически древняя, можно сказать.

Все бы хорошо, но это - аутентичная картинка. Т.е. нарисовано то, что имело место быть.

Видимо, они не архаизировали, а жили так.

7 часов назад, RedFox сказал:

Сюда же попадает и отсутствие стремян у всадника

Есть картинка конца XVI в., где сложно понять - есть стремена или их нет. Но в любом случае, там четкое противопоставление конной атаки англичан с кушированным копьем, против отступающих ирландцев, использующих исключительно верхний хват, каким пользовалось большинство бесстремянных всадников.

У меня она только в бумажном виде пока есть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 часов назад, RedFox сказал:
8 часов назад, RedFox сказал:

 

07_Irish_battle.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Какие-то косяки с интерфейсом - не дает правильно редактировать сообщение и зачем-то подставляет ненужные цитаты.

Пришлось сначала просто повесить картинку, а теперь источник:   Derrick's The Image of Ireland (1581),  British Museum.

На это название можно много чего интересного найти.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Конечно, жили именно так. Но алгоритм этого тотального стремления к старине началось гораздо ранее, чем в Средневековье. Это и интересно, почему они так стремились к консервации старины даже в ущерб своей безопасности. Началось это гораздо раньше: вспомним о таком персонаже ирландского эпоса, как Илиах. Вот что о нём сказано:

Цитата

«Тогда взнуздали двух старых, измученных, дряхлых коней Илиаха, что паслись на берегу за крепостью, и запрягли в ветхую колесницу без единой подстилки и покрывала. Сам он взял свой крепкий и темный железный щит, окаймленный серебром. У левого бока повесил он свой крепкий, грозноразящий меч с серой рукоятью. Подле себя положил Илиах в колесницу два кривых, выщербленных копья. Люди его навалили камней, булыжников и огромных плит в колесницу, из которой наружу свисал детородный член Илиаха, да так и отправился тот навстречу ирландцам.» («Похищение быка из Куальнге», М., 1985 г., сс. 284-5)

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наверное, это все же особенность литературы. Ведь О'Нейл во время восстания пытался модернизировать армию и довольно сильно преуспел, создав 6000 ядро войска, разделенное на роты, подготовил 2700 стрелков из аркебуз, для которых выписал оружие из Испании, пригласил офицеров-испанцев и довольно долго не сдавался.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно, что примитивная тактика шотландских горцев Highland Charge имела близкий аналог в Эфиопии. Там она, судя по всему, появилась также с распространением огнестрельного оружия, причем в тех же XVII-XVIII вв.

До конца XIX в. эфиопы, также, как и шотландцы, максимально сближались с неприятелем, не держа плотных строев, применяясь к местности, а потом, дав залп и отбросив разряженные ружья, шли в быструю атаку с холодным оружием.

В Англии эта тактика дожила, как минимум, до 1740-х годов. В Эфиопии мы видим ее порой даже в 1890-х годах.

Может быть, такая примитивная тактика "естественна" для определенного этапа развития и характерна и для других народов?

Например, другой тактический прием кельтов XVII-XVIII вв. - лежа в высокой траве, ожидать приближения врага, после чего вскакивать прямо перед ним, стрелять в него в упор из ружей и пистолетов и тут же переходить в атаку холодным оружием, была применена против англичан в XIX в. в Южной Африке - зулусы, свази и прочие племена делали все то же самое, что и якобиты XVIII в.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пара статей - http://svitoc.ru/files/file/530-armed-forces-of-the-irish-chiefs-in-the-early-16th-century/ и http://svitoc.ru/files/file/529-sentleger-to-king-henry-viii/

Шотландию не стоит сводить к кельтам. Это уже к началу Высокого Средневековья многонациональная смесь из кельтов, скандинавов, германцев, с немалой долей нормандской знати. Лоуленд и Хайленд с Островами фактически разные миры. Шотландское королевство это прежде всего Лоуленд - и там такой архаики не было.

С "юбочками" вопрос неплохо исследован. Первые сведения, что горцы Шотландии заворачиваются в пледы - 16 век. Юбку-килт изобрели англичане в середине 18 века, "клановые цвета" и таскание килтов лоулендерами - 19 век и уже ближе к его середине. Есть статья "The Invention of Tradition: The Scotland".
 

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
19 минуту назад, hoplit сказал:

Шотландию не стоит сводить к кельтам.

Первоначальное население - кельты (скотты) и пикты. 

19 минуту назад, hoplit сказал:

Это уже к началу Высокого Средневековья многонациональная смесь из кельтов, скандинавов, германцев, с немалой долей нормандской знати.

В данном случае "германцы" - это как раз скандинавы, нормандская знать и англосаксонцы.

20 минуты назад, hoplit сказал:

Лоуленд и Хайленд с Островами фактически разные миры.

До определенной степени. Хайлэнд - это архаика, Лоулэнд - это немного более развито, но имеет серьезнейшую задержку против остальной Европы. Острова - сильный отпечаток скандинавского владычества.

21 минуты назад, hoplit сказал:

С "юбочками" вопрос неплохо исследован. Первые сведения, что горцы Шотландии заворачиваются в пледы - 16 век. Юбку-килт изобрели англичане в середине 18 века, "клановые цвета" и таскание килтов лоулендерами - 19 век и уже ближе к его середине. Есть статья "The Invention of Tradition: The Scotland".

И именно потому, что англичане изобрели килт в середине XVIII в. мы имеем портрет сэра Мунго Мюррея от 1683 г.?

А что, настоящему индейцу гордому шотландцу не западло было идти на "раков" в одеянии, "раками" же для них, папуасов самобытных, изобретенном, как, скажем, при Куллодене?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
36 минуты назад, Чжан Гэда сказал:

Первоначальное население - кельты (скотты) и пикты. 

Но уже к Высокому Средневековью отнюдь не единственное. По пиктам, если не ошибаюсь, единого мнения нет. Могли быть и некельтами и даже неиндоевропейцами. Скотты - опять же пришельцы, из Ирландии.

Цитата

В данном случае "германцы" - это как раз скандинавы, нормандская знать и англосаксонцы.

Имел ввиду англо-саксов. Нормандская знать была в массе франкофонной, этой публики немало в Шотландию перебралось.

Цитата

Лоулэнд - это немного более развито, но имеет серьезнейшую задержку против остальной Европы. 

Не сказал бы. Не Италия, понятно. Но знать латы таскает, города, университеты, дипломатические и брачные связи с континентом. 

Цитата

портрет сэра Мунго Мюррея от 1683 г

Если присмотреться - на нем как раз плед, а не юбка. Один конец обмотан вокруг пояса, другой переброшен через левую руку.

Цитата

А что, гордому шотландцу не западло было идти на "раков" в одеянии, "раками" же для них, самобытных, изобретенном, как, скажем, при Куллодене?

Почему нет? Тем более на картинах они во что только не одеты - пледы, юбки, узкие штаны-дудочки. Изначально юбка - рабочая одежда, ее изобрели за несколько десятков лет до Куллодена, просто обрезав плед. 

P.S. "Горский чардж", кстати, не архаика. По описания современников - основная масса ирландцев и горцев это скирмишеры, которые ближний бой не любят и немного в нем стоят. Понятно с исключениями - галлоуглассы и некоторое число горской знати (и то - эта публика связана в первую голову с Аргайлом и Островами, скандинавское влияние, не кельтское). Но в массе - вот так. "Чардж" явление позднее - 17 век и позднее. И не столь уж и уникальное. Англичане в Гражданскую, зачастую, давали залп с десятка метров, после чего лезли в ближний бой, орудуя мушкетами, как дубинами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, hoplit сказал:

По пиктам, если не ошибаюсь, единого мнения нет.

Тем не менее, когда-то были. А кто они были - да, единого мнения нет.

1 час назад, hoplit сказал:

Если присмотреться - на нем как раз плед, а не юбка. Один конец обмотан вокруг пояса, другой переброшен через левую руку.

На нем и то, и другое. Как бы комплект - плед и килт. 

1 час назад, hoplit сказал:

Тем более на картинах они во что только не одеты - пледы, юбки, узкие штаны-дудочки.

Что и писал Бёрнс (см. название топика).

1 час назад, hoplit сказал:

Изначально юбка - рабочая одежда, ее изобрели за несколько десятков лет до Куллодена, просто обрезав плед. 

Что же тогда на ирландцах в армии Густава Адольфа и сэре Мунго Мюррее, вернемся к вопросу?

1 час назад, hoplit сказал:

"Горский чардж", кстати, не архаика. По описания современников - основная масса ирландцев и горцев это скирмишеры, которые ближний бой не любят и немного в нем стоят.

Тем не менее, атакующие части английской армии не позднее, как с XVIII в. - именно шотландцы.

А тактика - более, чем архаичная. 

1 час назад, hoplit сказал:

Англичане в Гражданскую, зачастую, давали залп с десятка метров, после чего лезли в ближний бой, орудуя мушкетами, как дубинами.

Низкая выучка ополчения. А у шотландцев - еще и невозможность обучения масс солдат залповой стрельбе, доводя ее до совершенства.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
16 минуту назад, Чжан Гэда сказал:

На нем и то, и другое. Как бы комплект - плед и килт. 

Я вижу только плед. Кроме этого, если британские авторы пишут, что килт известен только с 18 века - я с ними спорить не буду, так как по факту разные весовые категории.

Цитата

Что же тогда на ирландцах в армии Густава Адольфа и сэре Мунго Мюррее, вернемся к вопросу?

Длинный плед. Его очень по-разному можно носить. С "шведскими ирландцами", кстати, стоит относится осторожно - художник им рекурсивные луки выдал. 

Цитата

Тем не менее, атакующие части английской армии не позднее, как с XVIII в. - именно шотландцы. А тактика - более, чем архаичная.

Англичане просто с конца 17 века пришли к мнению, что после ближнего боя пехотный батальон очень сложно собрать и построить. Поэтому штык почитали за сугубо оборонительное оружие и налегали на стрельбу. А "архаичность" тактики "чарджа" горцев мнимая - 17 век, не ранее. За французами тоже водилась привычка дать залп с сотни шагов, после чего бросаться в штыки - извивы тактической мысли.

Цитата

Низкая выучка ополчения. А у шотландцев - еще и невозможность обучения масс солдат залповой стрельбе, доводя ее до совершенства.

Англичане чаще пишут, что жестокая нехватка боеприпасов. То же производство пороха в 17 веке и 18-м - очень различалось. В конце 16 века - 100 тонн в год, в конце 17 - 500 тонн, в конце 18 - 1600 тонн. С другой стороны - англичане в 18 и начале 19 века считали, что один хороший залп батальона с дистанции в 30 ярдов и менее ломает противника - и в обороне, и в наступлении. И кажется, были правы. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 минуты назад, hoplit сказал:

Я вижу только плед. Кроме этого, если британские авторы пишут, что килт известен только с 18 века - я с ними спорить не буду, так как по факту разные весовые категории.

Мне очень фиолетово - это американский подход. Когда иранское оружие априорно лучше знает этнический иранец, японское - этнический японец и т.п.

Есть простая штука - драпировка. Попробуйте сделать такую драпировку - это поясная одежда. Она ляжет такой драпировкой. А если наматывать что-то - не получится.

3 минуты назад, hoplit сказал:

Длинный плед. Его очень по-разному можно носить. С "шведскими ирландцами", кстати, стоит относится осторожно - художник им рекурсивные луки выдал. 

В Европе имели место быть (через Балканы, Австрию, Польшу и Италию попадали турецкие и татарские луки). Там могли и перевооружиться.

4 минуты назад, hoplit сказал:

За французами тоже водилась привычка дать залп с сотни шагов, после чего бросаться в штыки - извивы тактической мысли.

Мэйнстрим мировой военной науки с начала XVI в. (как появились отработанные замки, сначала фитильные, затем кремневые) - организованная залповая стрельба для подготовки атаки. Порой (одновременно с рафинированием тактики) - для полного решения тактической задачи. 

Это факт.

6 минут назад, hoplit сказал:

С другой стороны - англичане в 18 и начале 19 века считали, что один хороший залп батальона с дистанции в 30 ярдов и менее ломает противника - и в обороне, и в наступлении. И кажется, были правы. 

Хоть бы раз у них так получилось (ну, кроме каких-либо очень диких племен) - и было бы здорово.

С 30 ярдов те же турки вынесли бы их на 1-2-3, как не раз в XVII-XVIII вв. выносили австрийцев.

30 ярдов даже для времен Изандлваны - перебор. Потому что решительный противник уже не смотрит на разовую потерю, видя перед собой легкую добычу с разряженными ружьями

8 минут назад, hoplit сказал:

Англичане чаще пишут, что жестокая нехватка боеприпасов.

Tell it Jews (Пусть бабушке своей рассказывают).

Войска времен ГВ, сражавшиеся за парламент - в основном, слабо обученные. Им порох - не порох. Им обучение было нужно. И часто картина маслом была такая - линии противоборствующих сторон упирались в некое препятствие (канава, изгородь и т.п.) и шмаляли друг в друга, пока было чем шмалять. А потом раньше истратившая боезапас сторона отходила и выигрывали те, кто дольше оставался на поле боя. Потому что рукопашная - не кино. И идти в рукопашную относительно цивилизованные люди не рвутся без очень веских причин.

Шотландцы, с их клановым устройством, также не имели ни экономических, ни культурных возможностей для обучения войск залповой стрельбе, хотя отличные стрелки имели место быть. Но отдельные. Своего рода снайперы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Оригинал "Шерамурского боя" - килт назван тут "филибег" (от гэльского feileadh beag). Слова skyrin так и не нашел.

The Battle Of Sherramuir

 

"O cam ye here the fight to shun,

Or herd the sheep wi' me, man?

Or were ye at the Sherra-moor,

Or did the battle see, man?"

"I saw the battle, sair and teugh

And reekin-red ran monie a sheugh;

My heart, for fear, gae sough for sough,

To hear the thuds, and see the cluds

O clans frae woods in tartan duds

Wha glaum'd at icingdoms three, man.

 

"The red-coat lads wi' black cockauds,

To meet them were na slaw, man;

They rush'd and push'd, and bluid outgush'd,

And monie a bouk did fa', man!

The great Argyle led on his files,

I wat they glanc'd for twenty miles;

They hough'd the clans like nine-pin kyles,

They hack'd and hash'd, while braid-swords clashed,

And thro they dash'd, and hew'd and smash'd,

Till fey men died awa, man.

 

"But had ye seen the philibegs,

And skyrin tartan trews, man;

When in the teeth they daur'd our Whigs,

And Covenant trueblues, man!

In lines extended lang and large,

When baig'nets o'erpower'd the targe,

And thousands hasten'd to the charge,

Wi' Highland wrath and frac the sheath

Drew blades o' death, till, out o' breath.

They fled like frightened dows, man!"

 

"O, how Deil, Tam, can that be true?

The chase gaed frae the north, man!

I saw mysel, they did pursue

The horseman back to Forth, man:

And at Dunblane, in my ain sight,

They took the brig wi a' their might

And straught to Stirling wing'd their flight;

But, cursed lot! the gates were shut,

And monie a huntit poor red-coat,

For fear amaist did swarf, man!"

 

My sister Kate came up the gate

Wi' crowdie unto me, man:

She swoor she saw some rebels run

To Perth and to Dundee, man!

Their left-hand general had nae skill;

The Angus lads had nae good will

That day their neebors' bluid to spill;

For fear, by foes, that they should lose

Their cogs o brose; they scar'd at blows,

And hameward fast did flee, man.

 

"They've lost some gallant gentlemen,

Amang the Highland clans, man!

I fear my Lord Panmure is slain,

Or in his en'mies' hands, man.

Now wad ye sing this double flight,

Some fell for wrang, and some for right,

But monie bade the world guid-night;

Say, pell and mell, wi' muskets' knell

How Tories feil, and Whigs to Hell

Flew off in frightened bands, man!"

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • "По велению бога Халди Аргишти, сын Менуа, говорит: город Еребуни я построил..."
      Автор: Неметон
      Из летописи царя Аргишти I (Хорхорская летопись):
       «...По велению бога Халди Аргишти, сын Менуа, говорит: город Еребуни я построил для могущества страны Биайнли и для устрашения вражеской страны. Земля была пустынной, и ничего там не было построено. Могучие дела я там совершил, 6600 воинов стран Хате и Цупани я там поселил...».

      Памятная стела Аргишти о закладке Еребуни
      Сооружая крепость, Аргишти окружил холм площадью 6 га мощной стеной. Основание фундамента в виде огромных каменных глыб было положено на монолитную базальтовую скалу. Над ними воздвигли 2-х метровый цоколь из хорошо отесанных каменных блоков и поставили 7-ми метровую стену из кирпича-сырца. Через каждые 8 м стену укрепляли 5-ти метровые контрфорсы, выдающиеся на метр, а на выступах скалы стена была усилена каменными башнями.

      Урартские воины на шлеме Сардури
      Главный вход в крепость находился на южном, наиболее пологом склоне холма. От подножия вверх шла широкая извилистая мощеная дорога, переходящая в пандус, а затем в 15-ти ступенчатую лестницу. Вход охранялся надвратными башнями.Справа от входа над каменным основанием стены возвышалась плита с надписью о названии города. Через ворота входили на выложенную мелкой галькой площадь, на которую были обращены фасады трех наиболее значимых зданий города: храма, дворца и хозяйственного помещения.

      Храм Халди в Еребуни
      Храм расположен с западной стороны площади. Перекрытия зала поддерживали деревянные колонны, стоящие на квадратных каменных плитах. Росписи на стенах прославляли подвиги царя, а потолок украшали золотые звезды на синем небосводе. Вдоль стен шла глинобитная скамья с порлукруглым выступом. С южной стороны скамьи был 3-х ступенчатый выступ длиной 3 м, служивший алтарем. Остатки густой копоти на стене и угля на алтаре свидетельствуют о приношении жертв богу войны Халди и его супруге Арубани. Для храма Халди в Эребуни были изготовлены найденные в Тейшебаини бронзовые щиты. В полу храма был устроен водоотвод, имеющий выход к западной стене. Сток для дождевой воды во дворе обложен базальтовыми плитами и перекрыт хорошо отесанными бревнами. С западной стороны храма находилось парадное помещение, пол которого был покрыт маленькими деревянными дощечками, а стены украшены росписью.С южной стороны к залу храма примыкала прямоугольная башня, предположительно имевшая форму и назначение зиккурата.

       С северной стороны на площадь выходил т. н дворцовый комплекс, который в совокупности культовыми сооружениями, жилыми и хозяйственными помещениями составлял «эгал», т.е дворец-крепость.Центром дворца был перистильный двор, окруженный поставленными на базальтовую основу 5 деревянными колоннами с продольной стороны и 4 - с поперечной. Под полом двора был проложен водосток. С левой стороны от входа — помещение стражи. Стены зала для приемов с плоским деревянным перекрытием покрывали яркие росписи и ковры, державшиеся на специальных гвоздях — зиггатти. В соседних помещениях хранилось вино в 11 глинянных сосудах емкостью по 600л каждый. Особое место в планировке дворца занимал колонный зал для приема гостей, стены которого были тщательно выбелены, а пол покрыт серо-голубой обмазкой.

      Перистильный двор в Еребуни
      С западной стороны ко дворцу примыкал храм Суси. Храм освещался верхним светом через отверстие в потолке, служившее одновременно вытяжкой дыма от жертвенника. Дверной проем обрамлен плитами с надписями: «Богу Иуарше этот дом Суси Аргишти, сын Менуа, построил. Аргишти говорит: земля была пустынной, ничего там не было построено. Аргишти, царь могущественный, царь великий, царь страны Биайнили, правитель Тушпа-города».

      Храм и урартские жрецы из Алтын-Тепе
      (Бога Иварши нет ни в урартском, ни переднеазиатском пантеоне, но царь именно ему посвятил храм в своей цитадели. В одной из хеттских надписей из Хатусассы при перечислении жертвоприношений с культовыми формулами на лувийском языке упоминается божество Иммаршиа. Лувийцы во времена строительства Эребуни были одной из основных этнических групп Малой Азии, живших в Северной Сирии в областях, откуда Аргишти вывел упоминающихся в Хорохорской летописи 6600 пленных жителей Хати и Цупани. В лувийском тексте слово, адекватное имени бога Иммаршиа, стоит рядом с идеограммой бога Тешубы, эпитетом которого является «небесный», применяемый урартами к Халди. Возводя в цитадели храм лувийскому божеству неба, Аргишти отождествлял его с Халди, что должно было способствовать ассимиляции этого народа).
      Представление об устройстве зернохранилища дает обнаруженное на северном склоне холма помещение. Его пол, сложенный из небольших камней и выстланный слоем гравия 5 см, был покрыт рубленой соломой и расположен на высоте 30 см от скалистого основания, что придавало ему гигроскопичность и предохраняло от сырости. Стены кладовых для вина были сложены из кирпича-сырца. Во избежании сырости пол выкладывали галькой, утрамбовывали и обмазывали известью. Свет исходил от глинянных светильников. На возвышении обнаружен очаг, напоминающий «тандыр». Наиболее крупным хозяйственным помещением была карасная (карас — сосуд для хранения зерна и вина) кладовая, примыкающая к центральной площади с восточной стороны. Стены кладовой имели каменное основание высотой 3 м, поверх которого лежала кирпичная кладка. Перекрытия поддерживали деревянные колонны, стоявшие на базальтовых основаниях круглой формы с надписями: «Аргишти, сын Менуа, этот дом построил». В глинобитный пол зала было вмонтировано ок. 100 карасов.

      Кладовая для вина в Тейшебаини
      Начиная с 1968 года в Эребуни выявлена густая сеть домов, вплотную прилегающих друг к другу. Почти все они, согласно ближневосточной традиции, выходили на улицу глухими стенами, а фасады были обращены во внутренние замкнутые дворы, обрамленные со всех сторон различными помещениями. Дома имели каменные основания из 1-2 рядов камней, поверх которых стояли сырцовые стены, покрытые глинянной обмазкой и побеленные, полы были утрамбованы и тщательно обмазаны. Внутренние дворики вымощены мелкой галькой. Плоские, сделанные из жердей и тростника перекрытия опирались непосредственно на стены (иногда ставились дополнительные опорные деревянные столбы).
      Встречаются дома другого типа: в северной части города находился дом, к стене которого, выходящей во внутренний двор, примыкали расположенные на равном расстоянии друг от друга три туфовые круглые базы, на которых стояли деревянные столбы,поддерживающие навес.  В центре поселения было открыто интересное сооружение неизвестного назначения: оно квадратной формы со стороной основания 8 м, пол вымощен туфовыми плитами; между ними на расстоянии 2,25 м от северной стены врыты 4 базальтовые круглые базы диаметром 60 см. Каждый дом имел жилые и хозяйственные помещения.  Вполне возможно, что эти строения повторяли форму сооружений, в которых переселенцы покоренных Урарту стран проживали ранее.

      Двор жилого дома в Тейшебаини
      Кроме переселенцев, в городе проживали и коренные жители Араратской долины. Их жилища сооружались не насыпном грунте, а на материковой скале, предварительно выравненной. Здания возводились из необработанного камня и глины с примесью щебня, и дерева. Полы покрывались глиной и обмазывались известью. Плоские перекрытия состояли из жердей и циновок. Внутренние стены обмазывались глиной и известью.

      Предполагаемый внешний вид казармы урартов
       В целом, фортификационные сооружения урартов находят немало параллелей в аналогичных постройках хеттов (мощные контрфорсы, выступающие вперед башни). В захваченных крепостях уратры, подобно ассирийцам (Саргон II в Анаду) оставляли гарнизоны — Сардури в Дурубани, Менуа — в стране Мана. Основание городов, а также больших и малых крепостей было связано с выбором территории, пригодной для этого. В летописи Саргона II таким критерием являлась зрительная видимость сигнальных огней. Известно также сооружение отдельных башен.Из открытых раскопками военных городов Урарту наиболее прмечательными были Бастам, Зернаки-Тепе и Эребуни. Бастам был основан Русой I в VII в до н.э и в его застройке выделяются три участка — цитадель, жилые кварталы и постройки военного назначения: казармы (археологически постройки подобного типа неизвестны, но на высотах Топрак-Кале обнаружены рельефные изображения 3-х этажного здания на бронзовой пластине, возможно, казармы, аналогичное зданию в Бестаме), конюшни, места стоянок боевых колесниц, храм войскового гарнизона, двор, служивший плацем, с примыкающими к нему конюшнями (аналогичный комплекс обнаружен в Мегиддо). Зернаки-Тепе представлял из себя, по-сути, военный лагерь, с единым типом домов для всего города и четкой планировкой улиц. Город мог вмещать до 7 тысяч человек и имел в наличии конюшни и места для боевых колесниц. Известны также укрепленные военные лагеря. Крепость с эллипсовидным планом у Маранды, которую идентифицировали как военный лагерь урартов (В. Клейс) VIIIв до н.э, некоторые исследователи (К.Л. Оганесян) считали обычным ассирийским военным лагерем, сходным с лагерем Синаххериба с рельефа в Куюнджике, который использовался войсками Саргона II в 714 г до н.э. во время похода в Урарту на месте боя за Улху (ныне Маранд, Иран). Важно отметить, что ассирийский военный лагерь характерен для равнинных пространств, а урартский, примыкая к горной высоте, использовал топографические возможности (цепочки наблюдательных башен для зажжения сигнальных огней при приближении неприятеля).  Насколько непреступными были урартские крепости, можно судить по ассирийской летописи Тиглатпаласара III (745-727 гг до н.э):« ...Я запер Сардури Урартского в его городе Турушпе и учинил большое побоище перед его воротами». Взять крепость штурмом ассирийцы так и не смогли...

      Участок стены Еребуни





       
       
    • Флудилка о Китае
      Автор: Dezperado
      Я вижу, что под огнем моей критики вы не нашли ничего другого, как закрыть тему. Ню-ню.
      Провалы в памяти, они такие провалы! Я же вам уже указал, что Фу Вэйлинь дает данные по численности китайских подразделений, и на основании их и реконструирует общую численность китайских войск. Но я вижу, что вы так и не нашли эти данные. Это численность вэй и со. А их надо корректировать  другими данными, а не слепо им следовать.
      Да, давайте выкинем Ваши не на чем не основанные расчеты в топку. Я опираюсь на работы по логистике Дональда Энгельса и Джона Шина, в отличие от Вас, который ни на что вообще не опирается. 
      А китайский обоз в эпоху Мин формировался из верблюдов? Даже когда армия формировалась под Нанкином? А можно данные посмотреть?
      То есть никаких расчетов по движению китайских 300-тысячных армий у Вас нет. Что и требовалось доказать. Итак, 300-тысячных армий нет в природе и логистических обоснований их движения тоже нет.
      И да, радость у Вас великая! Я же Вам говорил, что с листа переводить династийные истории нельзя. А вы перевели Гу Интая, сверив с "Мин ши", и решили, что в "Мин ши" ничего нет. А в династийных историях все подробности спрятаны в биографиях, а Вы смотрели только "Основные записи".
      Ну а я посмотрел биографии тоже. И нашел, наконец-то то нашел, что искал. Ключ к критике китайской историографии средствами самой китайской историографии. Кто хочет, сам может найти.
      Далее, я нашел биографию Ли Цзинлуна, что было сложно, так как она спрятана в биографию его отца. И там есть замечательные фразы! Да! Например, цз.126 : 乃以景隆代炳文为大将军,将兵五十万北伐 . То есть "Тогда вместо Гэн Бинвэня назначили Ли Цзинлуна дацзянцзюнем, который, возглавив 500 тысяч солдат, направился походом на север". То есть у Ли Цзинлуна уже в Нанкине было 500 тысяч солдат! И далее говорится, что после объединения с армией У Цзэ  合军六十万, т.е. "объединенного войска было 600 тысяч человек". То есть вам теперь не надо больше доказывать, что 300-тысячное войско могло дойти от Нанкина до Дэчжоу. Надо доказывать, что дошло 500-тысячное войско. Ну и найти верблюдов в Цзяннани.
      Мое сообщение опирается на источники и исследования? Более чем.
      Это Вы про минский обоз из верблюдов?
    • Численность войск в период Мин (1368-1644) 2
      Автор: Чжан Гэда
      Тема про численность минских войск - часть 2.
      В этой теме будут сохраняться только те сообщения, которые опираются на источники и исследования.
    • Описания древних сражений и оценка их достоверности
      Автор: Lion
      Ну чтож, с позволения модератора список на вскидку:
      1. Битва на Каталаунских полях 451 - 500.000 у Атиллы всех и вся и несколько сот тысяч у римлян с союзниками,
      2. Битва под Гератом 588 - минимум 82.000 Сасанидов против 300.000 тюрков,
      3. Первый крестовый поход 1096-1099 - из Константинополя вышел в путь армия в 600.000 воинов, к Антиохии дошли 300.000 человек, к Иерусалиму - 100.000,
      4. Анкара-1402 - 350.000 Тимуриды против 200.000 османов,
      5. Аварайр-451 - 100.000 армян против 225.000 Сасанидов,
      6. Катаван-1141 - 100.000 сельджуков Санджара против 300.000 Кара-киданей,
      7. Дарбах-731 - 80.000 арабов против 200.000 хазаров,
      8. Походы Ильханата против мамлюков - у Газан-хана было до 200.000 воинов.
      9. Западный поход монголов 1236-1242 годов - 375.000,
      10. Западный поход монголов 1256-1262 годов - до 200.000,
      11. Битва у Мерва 427 года - эфталиты 250.000,
      12. Исс 333 - персы 400.000,
      13. Гавгамелла - персы 250.000,
      14. Граник - персы 110.000,
      15. Поход Буги на Армению 853-855 годов - 200.000,
      16. Поход селджуков на Армению 1064 года - 180.000,
      17. Битва у Маназкерта 1071 года - 150.000 сельджуков против 200.000 имперцев,
      18. ... Список можно долго продолжить.
    • Yimin Zhang. The role of literati in military action during the Ming-Qing transition period.
      Автор: hoplit
      Yimin Zhang.  The role of literati in military action during the Ming-Qing transition period. 2006. 316 p.
      A dissertation submitted to McGill University in partial fulfillment of the requirements of the degree of Doctor of Philosophy.