53 сообщения в этой теме

Оказывается, в Европе тоже были чудеса, с которыми Китай и Эфиопия XIX века могут даже не совладать!

Читаю про "Ирландские войны" 1485-1603 гг. Ничего серьезного - фактически, русский извод соответствующей "Оспрейки". Но возникает вопрос - а что мы, черт побери, знаем о культуре кельтов Шотландии, Ирландии и Уэльса?

Такие интересные картинки, что дух захватывает - просто какие-то темные века, в то время, когда в Англии творит Шекспир, в Турции правит Сулейман Великолепный, на Руси - Иван Грозный, во Франции пишет Рабле...

Получается весьма специфическая картинка - мелкие и супермелкие "королевства", где правят местные династы, у которых войско может состоять всего из 200-300 человек, которые притом не горят желанием придти на службу в нужный правителю час, а он не может содрать с них за это штраф!

А вкупе с тем, что у кельтов якобы существовали закрытые школы боевых искусств с развитой традицией, типа дальневосточной (поскольку не специалист по кельтам, проверить не могу, но Кухулин в некой школе учился) - это вообще фантастика!

Вот пара аутентичных изображений ирландских воинов XVI в. - сравните с "Храбрым сердцем" и удивитесь - никаких клетчатых кильтов не отмечено!

В общем, тема лично мне кажется интересной, но я слишком мало понимаю в ней - может, кто расскажет что-нибудь про войско, в котором всадники в начале XVII в. пренебрегали стременами, а количество ружей на конце XVI в. было меньше, чем у японцев в битве при Нагасино? Где главным действующим лицом на поле боя был гэллоглас (Gallowglass ) в кольчуге с алебардой и двуручным мечом (тип XIX по Оакшотту)?

CMJGUtiWIAQAZPM.jpg

Irish_Warriors-Dravn_After_The_Qvicke.jpg

MI-durer_Irish_warriors.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Небольшой английский текст про гэллогласов (первоосновой, как я понимаю, послужил текст соответствующей "оспрейки"):
Цитата

The term Galloglas (or "Gallowglass") is an Anglicisation of the Irish, Gallóglaigh ("foreign soldiers"), incorporating the word, Óglach, which is derived from oac, the Old Irish for "youths", but later meaning "soldier". 

The galloglas were a mercenary warrior élite among Gaelic-Norse clans residing in the highlands and Western Isles of Scotland (or, Hebrides) from the mid 13th century to the end of the 16th century. As Scots, their tradition descended from the Irish, but they had intermarried with the 10th century Norse settlers of the islands and coastal areas of Scotland, and the Picts, and so the Irish called them Gall Gaeil ("foreign Gaels"). 

They were the mainstay of Scottish and Irish warfare before the advent of gunpowder, and depended upon seasonal service with Irish lords. A military chieftan would often select a gallowglass to serve as his personal aide and bodyguard, because as a foreigner, the galloglas would not be as subject to local feuds and influences. 

The first record of galloglas service under the Irish was in 1259, when Prince Aed O'Connor of Connaught received a dowry of 160 Scottish warriors from the daughter of the King of the Hebrides. 

They were organised into groups known as a "Corrughadh", which consisted of about 100 men. In return for military service, galloglas contingents were given land and settled in Irish lordships, where they were entitled to receive supplies from the local population. By 1512, there were reported to be fifty nine groups throughout the country under the control of the Irish nobility. Though initially they were mercenaries, over time they settled and their ranks became filled with native Irish men. 

They were noted for wielding the two handed Sparthe axe (a custom noted by Geraldus Cambrensis to have derived from their Norse heritage) and broadsword or claymore ("claíomh mór"). For armour, the galloglas wore chain mail shirts over padded jackets and iron helmets on the head; he was usually accompanied by two boys, one of whom carried his javelins or throwing spears while the other carried his provisions. 

The importation of galloglas into Ireland was a major factor in containing the Anglo-Norman invasion of the 12th century, as their ranks stiffened the resistance of the Irish lordships. Throughout the Middle Ages in Ireland, gallowglass troops were maintained by Gaelic Irish and Hiberno-Norman lords alike. Even the English Lord Deputy of Ireland usually kept a company of them in his service. The 16th century in Ireland saw an escalation in military conflict, caused by the Tudor re-conquest of Ireland. Galloglas fighters were joined by native Irish mercenaries called buanadha (literally "quartered men") and by newer Scottish mercenaries known as "redshanks". 

The flow of mercenaries into Ireland was such a threat to English occupation that Queen Elizabeth I took steps against them in 1571 - around 700 of them being executed after the first of the Desmond Rebellions. In spite of the increased use of firearms in Irish warfare, galloglas remained an important part of Hugh O'Neill's forces in the Nine Years War (Ireland). After the combined Irish defeat at the Battle of Kinsale in 1601, recruitment of galloglas waned, although Scottish Highland mercenaries continued to come to Ireland until the 1640s (notably Alasdair MacColla). 

Though the Galloglas ceased as a military unit, their family names lived on to this day - often concentrated in areas where their ancestors were settled in the service of Irish lordships. The most common names derived from gallowglass families include: MacSúibhne (MacSweeney) MacDomhnaill (MacDonnell) MacSíothaigh (MacSheehy) MacDubhgaill (MacDougall) MacCaba (MacCabe) MacRuari (MacRory)




 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Карта Ирландии конца XVI - начала XVII вв. - в картуше слева внизу даны характерные костюмы местных жителей. Никаких кильтов!

kle_fig6.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Несколько изображений XVI в. ирландских и иберо-нормандских (т.е. знать англо-ирландского происхождения) воинов - архаичность вооружения удивляет! Особенно всадник в специфической формы хауберке (устарел на континенте уже пару веков как!) и без стремян!

 

5bddf94e3770b703ca3523810fc37309.jpg

68ee60e79398a32f3ca5c907c83baacb.jpg

ae6e4dcd8d683f6b46eab885fcef1afa.jpg

c4d954391172530036e1ba813616480a.jpg

The_Image_of_Irelande_-_plate02.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Для сравнения - вот как вооружались английские солдаты того же периода (при соответствующей вооружению тактике) - современная иллюстрация стрелков и старая - пикинеров.

Понятно, почему ирландцам, при всех их зажигательных танцах и безрассудной храбрости, мало что светило!

4eb4c47f5426bf988d86172b2bab407a.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

military-17th-century-infantry-pikemen-during-an-exercise-colured-BHN8F3.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот одна из первых аутентичных (в большей или меньшей мере) картин кисти Дэвида Морриера (1705-1770), где шотландцы-якобиты изображены в кильтах и клетчатых штанах - битва при Куллодене ( Battle of Culloden , 16.04.1746):

 

The_Battle_of_Culloden.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что интересно, в середине XVIII в. шотландцы продолжали придерживаться примитивной ударной тактики, которая, возможно, восходит еще к временам гэллогласов - т.н. "атака горцев" (highland charge), когда строй противника атакует плотная толпа горцев, делающая на ходу залп из ружей и далее продолжающая атаку лишь с холодным оружием.

Естественно, что против хорошо разработанной линейной тактики эти незамысловатые приемы могут сыграть роль только в случае, если линейная пехота атакована на марше или из засады. Но кельты упорно продолжали придерживаться такой тактики.

Кстати, неизвестно, был ли Д. Морриер свидетелем битвы при Куллодене, но он, по меньшей мере, видел горцев в полном вооружении. Обращаю внимание - на заднем плане один из горцев вооружен лохаберской секирой (Lochaber axe), изрядно смахивающей на бердыш, что говорит в пользу хорошего знакомства Морриера с шотландским вооружением и снаряжением.

Вот еще более ранняя картина - ок. 1744 г.

Highland_soldier_1744.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Гравюра 27.10.1746, изображающая битву при Куллодене - при развернутом построении британской пехоты вклинивание горцев на фланге в ее строй не привело к решительным последствиям - на одном участке горцы хоть и дорвались до рукопашной, но убили всего около 50 англичан и ранили около 300, на остальных участках атака была остановлена огнем, а прорыв ликвидирован подошедшими из 2 линии батальонами. Потери шотландцев убитыми и раненными составили порядка 1500-2000 человек (еще 154 шотландца и 222 француза попали в плен к англичанам), а у англичан было убито и умерло от ран всего 50 человек, ранено, но на момент составления реляции не умерло - 259 человек. Т.е. потери шотландцев в 5-7 раз были больше потерь англичан.

Тем не менее, шотландцы были шотландцами - они и в XIX в. лезли в атаку в штыками.

cullodenwoodcut-m19531008_699x403.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще более раннее (самое раннее из мне известных 100% изображений кильта) - М. Райт "Сэр Мунго Мюррей», ок. 1683 г. Национальная портретная галерея Шотландии.

b725120717b184c28501f13f4ab67e0c.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще более раннее изображение чего-то, похожего на кильт и плед -  1631 г., ирландские воины в составе контингента, присланного на помощь Густаву-Адольфу, королю Швеции, в Штеттин.

Считать ли это кильтом и пледом - не знаю. Но некоторое сходство есть.

 

Scottish_soldiers_in_service_of_Gustavus_Adolphus,_1631-cropped-.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Теперь очень интересный момент - в 1550 году стрельцов у Ивана Грозного было всего 3 тысячи, в 1632 г. - 33775 человек, у Ода Нобунага при Нагасино в 1575 г. было, как утверждают, около 3000 аркебузиров, янычар в 1550-х годах было около 13,5 тыс. (из них большая часть была аркебузирами), в 1558 г. китайцы только дополнительно раздали в войска береговой охраны 10 тыс. аркебуз португальского типа...

У ирландского Тайрона на примерно 20 тыс. пеших и конных было всего 2700 стрелков из аркебуз.

Это наводит на определенные мысли относительно динамики распространения огнестрельного оружия по миру. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сплошная архаизация у этих кельтов: посмотрите например на копьё с петлёй для метания - очень древняя штука. Эпически древняя, можно сказать. Как будто нарочитое отсутствие или заведомая недостаточность защитного вооружения также имхо лежит в потоке этой искусственной архаизации. Сюда же попадает и отсутствие стремян у всадника, отмеченное выше автором ветки (зато какие там интересные подковы у коня!). Всё это продолжает (цикл саг о Кухулине, похищение быка из Куалнгэ) и усиливает впечатление о кельтском обществе как обращённым исключительно в собственную древность и не желающего ввязываться в окружающие изменения. И, похоже, жизнь человеческая там недорого котировалась...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 часов назад, RedFox сказал:

Сплошная архаизация у этих кельтов: посмотрите например на копьё с петлёй для метания - очень древняя штука. Эпически древняя, можно сказать.

Все бы хорошо, но это - аутентичная картинка. Т.е. нарисовано то, что имело место быть.

Видимо, они не архаизировали, а жили так.

7 часов назад, RedFox сказал:

Сюда же попадает и отсутствие стремян у всадника

Есть картинка конца XVI в., где сложно понять - есть стремена или их нет. Но в любом случае, там четкое противопоставление конной атаки англичан с кушированным копьем, против отступающих ирландцев, использующих исключительно верхний хват, каким пользовалось большинство бесстремянных всадников.

У меня она только в бумажном виде пока есть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 часов назад, RedFox сказал:
8 часов назад, RedFox сказал:

 

07_Irish_battle.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Какие-то косяки с интерфейсом - не дает правильно редактировать сообщение и зачем-то подставляет ненужные цитаты.

Пришлось сначала просто повесить картинку, а теперь источник:   Derrick's The Image of Ireland (1581),  British Museum.

На это название можно много чего интересного найти.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Конечно, жили именно так. Но алгоритм этого тотального стремления к старине началось гораздо ранее, чем в Средневековье. Это и интересно, почему они так стремились к консервации старины даже в ущерб своей безопасности. Началось это гораздо раньше: вспомним о таком персонаже ирландского эпоса, как Илиах. Вот что о нём сказано:

Цитата

«Тогда взнуздали двух старых, измученных, дряхлых коней Илиаха, что паслись на берегу за крепостью, и запрягли в ветхую колесницу без единой подстилки и покрывала. Сам он взял свой крепкий и темный железный щит, окаймленный серебром. У левого бока повесил он свой крепкий, грозноразящий меч с серой рукоятью. Подле себя положил Илиах в колесницу два кривых, выщербленных копья. Люди его навалили камней, булыжников и огромных плит в колесницу, из которой наружу свисал детородный член Илиаха, да так и отправился тот навстречу ирландцам.» («Похищение быка из Куальнге», М., 1985 г., сс. 284-5)

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наверное, это все же особенность литературы. Ведь О'Нейл во время восстания пытался модернизировать армию и довольно сильно преуспел, создав 6000 ядро войска, разделенное на роты, подготовил 2700 стрелков из аркебуз, для которых выписал оружие из Испании, пригласил офицеров-испанцев и довольно долго не сдавался.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно, что примитивная тактика шотландских горцев Highland Charge имела близкий аналог в Эфиопии. Там она, судя по всему, появилась также с распространением огнестрельного оружия, причем в тех же XVII-XVIII вв.

До конца XIX в. эфиопы, также, как и шотландцы, максимально сближались с неприятелем, не держа плотных строев, применяясь к местности, а потом, дав залп и отбросив разряженные ружья, шли в быструю атаку с холодным оружием.

В Англии эта тактика дожила, как минимум, до 1740-х годов. В Эфиопии мы видим ее порой даже в 1890-х годах.

Может быть, такая примитивная тактика "естественна" для определенного этапа развития и характерна и для других народов?

Например, другой тактический прием кельтов XVII-XVIII вв. - лежа в высокой траве, ожидать приближения врага, после чего вскакивать прямо перед ним, стрелять в него в упор из ружей и пистолетов и тут же переходить в атаку холодным оружием, была применена против англичан в XIX в. в Южной Африке - зулусы, свази и прочие племена делали все то же самое, что и якобиты XVIII в.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пара статей - http://svitoc.ru/files/file/530-armed-forces-of-the-irish-chiefs-in-the-early-16th-century/ и http://svitoc.ru/files/file/529-sentleger-to-king-henry-viii/

Шотландию не стоит сводить к кельтам. Это уже к началу Высокого Средневековья многонациональная смесь из кельтов, скандинавов, германцев, с немалой долей нормандской знати. Лоуленд и Хайленд с Островами фактически разные миры. Шотландское королевство это прежде всего Лоуленд - и там такой архаики не было.

С "юбочками" вопрос неплохо исследован. Первые сведения, что горцы Шотландии заворачиваются в пледы - 16 век. Юбку-килт изобрели англичане в середине 18 века, "клановые цвета" и таскание килтов лоулендерами - 19 век и уже ближе к его середине. Есть статья "The Invention of Tradition: The Scotland".
 

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
19 минуту назад, hoplit сказал:

Шотландию не стоит сводить к кельтам.

Первоначальное население - кельты (скотты) и пикты. 

19 минуту назад, hoplit сказал:

Это уже к началу Высокого Средневековья многонациональная смесь из кельтов, скандинавов, германцев, с немалой долей нормандской знати.

В данном случае "германцы" - это как раз скандинавы, нормандская знать и англосаксонцы.

20 минуты назад, hoplit сказал:

Лоуленд и Хайленд с Островами фактически разные миры.

До определенной степени. Хайлэнд - это архаика, Лоулэнд - это немного более развито, но имеет серьезнейшую задержку против остальной Европы. Острова - сильный отпечаток скандинавского владычества.

21 минуты назад, hoplit сказал:

С "юбочками" вопрос неплохо исследован. Первые сведения, что горцы Шотландии заворачиваются в пледы - 16 век. Юбку-килт изобрели англичане в середине 18 века, "клановые цвета" и таскание килтов лоулендерами - 19 век и уже ближе к его середине. Есть статья "The Invention of Tradition: The Scotland".

И именно потому, что англичане изобрели килт в середине XVIII в. мы имеем портрет сэра Мунго Мюррея от 1683 г.?

А что, настоящему индейцу гордому шотландцу не западло было идти на "раков" в одеянии, "раками" же для них, папуасов самобытных, изобретенном, как, скажем, при Куллодене?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
36 минуты назад, Чжан Гэда сказал:

Первоначальное население - кельты (скотты) и пикты. 

Но уже к Высокому Средневековью отнюдь не единственное. По пиктам, если не ошибаюсь, единого мнения нет. Могли быть и некельтами и даже неиндоевропейцами. Скотты - опять же пришельцы, из Ирландии.

Цитата

В данном случае "германцы" - это как раз скандинавы, нормандская знать и англосаксонцы.

Имел ввиду англо-саксов. Нормандская знать была в массе франкофонной, этой публики немало в Шотландию перебралось.

Цитата

Лоулэнд - это немного более развито, но имеет серьезнейшую задержку против остальной Европы. 

Не сказал бы. Не Италия, понятно. Но знать латы таскает, города, университеты, дипломатические и брачные связи с континентом. 

Цитата

портрет сэра Мунго Мюррея от 1683 г

Если присмотреться - на нем как раз плед, а не юбка. Один конец обмотан вокруг пояса, другой переброшен через левую руку.

Цитата

А что, гордому шотландцу не западло было идти на "раков" в одеянии, "раками" же для них, самобытных, изобретенном, как, скажем, при Куллодене?

Почему нет? Тем более на картинах они во что только не одеты - пледы, юбки, узкие штаны-дудочки. Изначально юбка - рабочая одежда, ее изобрели за несколько десятков лет до Куллодена, просто обрезав плед. 

P.S. "Горский чардж", кстати, не архаика. По описания современников - основная масса ирландцев и горцев это скирмишеры, которые ближний бой не любят и немного в нем стоят. Понятно с исключениями - галлоуглассы и некоторое число горской знати (и то - эта публика связана в первую голову с Аргайлом и Островами, скандинавское влияние, не кельтское). Но в массе - вот так. "Чардж" явление позднее - 17 век и позднее. И не столь уж и уникальное. Англичане в Гражданскую, зачастую, давали залп с десятка метров, после чего лезли в ближний бой, орудуя мушкетами, как дубинами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, hoplit сказал:

По пиктам, если не ошибаюсь, единого мнения нет.

Тем не менее, когда-то были. А кто они были - да, единого мнения нет.

1 час назад, hoplit сказал:

Если присмотреться - на нем как раз плед, а не юбка. Один конец обмотан вокруг пояса, другой переброшен через левую руку.

На нем и то, и другое. Как бы комплект - плед и килт. 

1 час назад, hoplit сказал:

Тем более на картинах они во что только не одеты - пледы, юбки, узкие штаны-дудочки.

Что и писал Бёрнс (см. название топика).

1 час назад, hoplit сказал:

Изначально юбка - рабочая одежда, ее изобрели за несколько десятков лет до Куллодена, просто обрезав плед. 

Что же тогда на ирландцах в армии Густава Адольфа и сэре Мунго Мюррее, вернемся к вопросу?

1 час назад, hoplit сказал:

"Горский чардж", кстати, не архаика. По описания современников - основная масса ирландцев и горцев это скирмишеры, которые ближний бой не любят и немного в нем стоят.

Тем не менее, атакующие части английской армии не позднее, как с XVIII в. - именно шотландцы.

А тактика - более, чем архаичная. 

1 час назад, hoplit сказал:

Англичане в Гражданскую, зачастую, давали залп с десятка метров, после чего лезли в ближний бой, орудуя мушкетами, как дубинами.

Низкая выучка ополчения. А у шотландцев - еще и невозможность обучения масс солдат залповой стрельбе, доводя ее до совершенства.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
16 минуту назад, Чжан Гэда сказал:

На нем и то, и другое. Как бы комплект - плед и килт. 

Я вижу только плед. Кроме этого, если британские авторы пишут, что килт известен только с 18 века - я с ними спорить не буду, так как по факту разные весовые категории.

Цитата

Что же тогда на ирландцах в армии Густава Адольфа и сэре Мунго Мюррее, вернемся к вопросу?

Длинный плед. Его очень по-разному можно носить. С "шведскими ирландцами", кстати, стоит относится осторожно - художник им рекурсивные луки выдал. 

Цитата

Тем не менее, атакующие части английской армии не позднее, как с XVIII в. - именно шотландцы. А тактика - более, чем архаичная.

Англичане просто с конца 17 века пришли к мнению, что после ближнего боя пехотный батальон очень сложно собрать и построить. Поэтому штык почитали за сугубо оборонительное оружие и налегали на стрельбу. А "архаичность" тактики "чарджа" горцев мнимая - 17 век, не ранее. За французами тоже водилась привычка дать залп с сотни шагов, после чего бросаться в штыки - извивы тактической мысли.

Цитата

Низкая выучка ополчения. А у шотландцев - еще и невозможность обучения масс солдат залповой стрельбе, доводя ее до совершенства.

Англичане чаще пишут, что жестокая нехватка боеприпасов. То же производство пороха в 17 веке и 18-м - очень различалось. В конце 16 века - 100 тонн в год, в конце 17 - 500 тонн, в конце 18 - 1600 тонн. С другой стороны - англичане в 18 и начале 19 века считали, что один хороший залп батальона с дистанции в 30 ярдов и менее ломает противника - и в обороне, и в наступлении. И кажется, были правы. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 минуты назад, hoplit сказал:

Я вижу только плед. Кроме этого, если британские авторы пишут, что килт известен только с 18 века - я с ними спорить не буду, так как по факту разные весовые категории.

Мне очень фиолетово - это американский подход. Когда иранское оружие априорно лучше знает этнический иранец, японское - этнический японец и т.п.

Есть простая штука - драпировка. Попробуйте сделать такую драпировку - это поясная одежда. Она ляжет такой драпировкой. А если наматывать что-то - не получится.

3 минуты назад, hoplit сказал:

Длинный плед. Его очень по-разному можно носить. С "шведскими ирландцами", кстати, стоит относится осторожно - художник им рекурсивные луки выдал. 

В Европе имели место быть (через Балканы, Австрию, Польшу и Италию попадали турецкие и татарские луки). Там могли и перевооружиться.

4 минуты назад, hoplit сказал:

За французами тоже водилась привычка дать залп с сотни шагов, после чего бросаться в штыки - извивы тактической мысли.

Мэйнстрим мировой военной науки с начала XVI в. (как появились отработанные замки, сначала фитильные, затем кремневые) - организованная залповая стрельба для подготовки атаки. Порой (одновременно с рафинированием тактики) - для полного решения тактической задачи. 

Это факт.

6 минут назад, hoplit сказал:

С другой стороны - англичане в 18 и начале 19 века считали, что один хороший залп батальона с дистанции в 30 ярдов и менее ломает противника - и в обороне, и в наступлении. И кажется, были правы. 

Хоть бы раз у них так получилось (ну, кроме каких-либо очень диких племен) - и было бы здорово.

С 30 ярдов те же турки вынесли бы их на 1-2-3, как не раз в XVII-XVIII вв. выносили австрийцев.

30 ярдов даже для времен Изандлваны - перебор. Потому что решительный противник уже не смотрит на разовую потерю, видя перед собой легкую добычу с разряженными ружьями

8 минут назад, hoplit сказал:

Англичане чаще пишут, что жестокая нехватка боеприпасов.

Tell it Jews (Пусть бабушке своей рассказывают).

Войска времен ГВ, сражавшиеся за парламент - в основном, слабо обученные. Им порох - не порох. Им обучение было нужно. И часто картина маслом была такая - линии противоборствующих сторон упирались в некое препятствие (канава, изгородь и т.п.) и шмаляли друг в друга, пока было чем шмалять. А потом раньше истратившая боезапас сторона отходила и выигрывали те, кто дольше оставался на поле боя. Потому что рукопашная - не кино. И идти в рукопашную относительно цивилизованные люди не рвутся без очень веских причин.

Шотландцы, с их клановым устройством, также не имели ни экономических, ни культурных возможностей для обучения войск залповой стрельбе, хотя отличные стрелки имели место быть. Но отдельные. Своего рода снайперы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Оригинал "Шерамурского боя" - килт назван тут "филибег" (от гэльского feileadh beag). Слова skyrin так и не нашел.

The Battle Of Sherramuir

 

"O cam ye here the fight to shun,

Or herd the sheep wi' me, man?

Or were ye at the Sherra-moor,

Or did the battle see, man?"

"I saw the battle, sair and teugh

And reekin-red ran monie a sheugh;

My heart, for fear, gae sough for sough,

To hear the thuds, and see the cluds

O clans frae woods in tartan duds

Wha glaum'd at icingdoms three, man.

 

"The red-coat lads wi' black cockauds,

To meet them were na slaw, man;

They rush'd and push'd, and bluid outgush'd,

And monie a bouk did fa', man!

The great Argyle led on his files,

I wat they glanc'd for twenty miles;

They hough'd the clans like nine-pin kyles,

They hack'd and hash'd, while braid-swords clashed,

And thro they dash'd, and hew'd and smash'd,

Till fey men died awa, man.

 

"But had ye seen the philibegs,

And skyrin tartan trews, man;

When in the teeth they daur'd our Whigs,

And Covenant trueblues, man!

In lines extended lang and large,

When baig'nets o'erpower'd the targe,

And thousands hasten'd to the charge,

Wi' Highland wrath and frac the sheath

Drew blades o' death, till, out o' breath.

They fled like frightened dows, man!"

 

"O, how Deil, Tam, can that be true?

The chase gaed frae the north, man!

I saw mysel, they did pursue

The horseman back to Forth, man:

And at Dunblane, in my ain sight,

They took the brig wi a' their might

And straught to Stirling wing'd their flight;

But, cursed lot! the gates were shut,

And monie a huntit poor red-coat,

For fear amaist did swarf, man!"

 

My sister Kate came up the gate

Wi' crowdie unto me, man:

She swoor she saw some rebels run

To Perth and to Dundee, man!

Their left-hand general had nae skill;

The Angus lads had nae good will

That day their neebors' bluid to spill;

For fear, by foes, that they should lose

Their cogs o brose; they scar'd at blows,

And hameward fast did flee, man.

 

"They've lost some gallant gentlemen,

Amang the Highland clans, man!

I fear my Lord Panmure is slain,

Or in his en'mies' hands, man.

Now wad ye sing this double flight,

Some fell for wrang, and some for right,

But monie bade the world guid-night;

Say, pell and mell, wi' muskets' knell

How Tories feil, and Whigs to Hell

Flew off in frightened bands, man!"

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • «Древний Ветер» (Fornkåre) на Ловоти. 2013 год
      Автор: Сергий
      Situne Dei

      Ежегодник исследований Сигтуны и исторической археологии

      2014

      Редакторы:


       
      Андерс Сёдерберг
      Руна Эдберг

      Магнус Келлстрем

      Элизабет Клаессон


       

       
      С «Древним Ветром» (Fornkåre) через Россию
      2013

      Отчет о продолжении путешествия с одной копией ладьи эпохи викингов.

      Леннарт Видерберг

       
      Напомним, что в поход шведский любитель истории отправился на собственноручно построенной ладье с романтичным названием «Древний Ветер» (Fornkåre). Ее длина 9,6 метра. И она является точной копией виксбота, найденного у Рослагена. Предприимчивый швед намеревался пройти от Новгорода до Смоленска. Главным образом по Ловати. Естественно, против течения. О том, как менялось настроение гребцов по ходу этого путешествия, читайте ниже…
       
      Из дневника путешественника:
      2–3 июля 2013 г.
      После нескольких дней ожидания хорошего ветра вечером отправляемся из Новгорода. Мы бросаемся в русло Волхова и вскоре оставляем Рюриков Холмгорд (Рюриково городище) позади нас. Следуем западным берегом озера. Прежде чем прибыть в стартовую точку, мы пересекаем 35 километров открытой воды Ильменя. Падает сумрак и через некоторое время я вижу только прибой. Гребем. К утру ветер поворачивает, и мы можем плыть на юг, к низким островам, растущим в лучах рассвета. В деревне Взвад покупаем рыбу на обед, проплываем мимо Парфино и разбиваем лагерь. Теперь мы в Ловати.
      4 июля.
      Мы хорошо гребли и через четыре часа достигли 12-километровой отметки (по прямой). Сделав это в обед, мы купались возле села Редцы. Было около 35 градусов тепла. Река здесь 200 метров шириной. Затем прошли два скалистых порога. Проходя через них, мы гребли и отталкивали кольями корму сильнее. Стремнины теперь становятся быстрыми и длинными. Много песка вдоль пляжей. Мы идем с коротким линем (тонкий корабельный трос из растительного материала – прим. автора) в воде, чтобы вести лодку на нужную глубину. В 9 вечера прибываем к мосту в Коровичино, где разбиваем лагерь. Это место находится в 65 км от устья Ловати.
      5–6 июля.
      Река широкая 100 метров, и быстрая: скорость течения примерно 2 км в час, в стремнинах, может быть, вдвое больше. Грести трудно, но человеку легко вести лодку с линем. Немного странно, что шесть весел так легко компенсируются канатной буксировкой. Стремнина с мелкой водой может быть длиной в несколько километров солнце палит беспощадно. Несколько раз нам повезло, и мы могли плыть против течения.
      7 июля.
      Достигаем моста в Селеево (150 км от устья Ловати), но сначала мы застреваем в могучих скалистых порогах. Человек идет с линем и тянет лодку между гигантскими валунами. Другой отталкивает шестом форштевень, а остальные смотрят. После моста вода успокаивается и мы гребем. Впереди небольшой приток, по которому мы идем в затон. Удар! Мы продолжаем, шест падает за борт, и течение тянет лодку. Мы качаемся в потоке, но медленно плывем к месту купания в ручье, который мелок и бессилен.
      8 июля.
      Стремнина за стремниной. 200-метровая гребля, затем 50-метровый перекат, где нужно приостановиться и тянуть линем. Теперь дно покрыто камнями. Мои сандалеты треплет в стремнине, и липучки расстегиваются. Пара ударов по правому колену оставляют небольшие раны. Колено болит в течение нескольких дней. Мы разбиваем лагерь на песчаных пляжах.
      9 июля.
      В обед подошли к большому повороту с сильным течением. Мы останавливаемся рядом в кустах и застреваем мачтой, которая поднята вверх. Но все-таки мы проходим их и выдыхаем облегченно. Увидевший нас за работой абориген приходит с полиэтиленовыми пакетами. Кажется, он опустошил свою кладовую от зубной пасты, каш и консервов. Было даже несколько огурцов. Отлично! Мы сегодня пополнили продукты!
      10 июля. В скалистом протоке мы оказываемся в тупике. Мы были почти на полпути, но зацепили последний камень. Вот тут сразу – стоп! Мы отталкиваем лодку назад и находим другую протоку. Следует отметить, что наша скорость по мере продвижения продолжает снижаться. Часть из нас сильно переутомлена, и проблемы увеличиваются. От 0,5 до 0,8 км в час – вот эффективные изменения по карте. Длинный быстрый порог с камнями. Мы разгружаем ладью и тянем ее через них. На других порогах лодка входит во вращение и однажды новые большие камни проламывают днище. Находим хороший песчаный пляж и разводим костер на ужин. Макароны с рыбными консервами или каша с мясными? В заключение – чай с не которыми трофеями, как всегда после еды.
      11 июля.
      Прибыли в Холм, в 190 км от устья реки Ловати, где минуем мост. Местная газета берет интервью и фотографирует. Я смотрю на реку. Судя по карте, здесь могут пройти и более крупные корабли. Разглядываю опоры моста. Во время весеннего половодья вода поднимается на шесть-семь метров. После Холма мы встречаемся с одним плесом – несколько  сотен метров вверх по водорослям. Я настаиваю, и мы продолжаем путь. Это возможно! Идем дальше. Глубина в среднем около полуметра. Мы разбиваем лагерь напротив деревни Кузёмкино, в 200 км от устья Ловати.
      12 июля. Преодолеваем порог за порогом. Теперь мы профессионалы, и используем греблю и шесты в комбинации в соответствии с потребностями. Обеденная остановка в селе Сопки. Мы хороши в Ильинском, 215 км от устья Ловати! Пара радушных бабушек с внуками и собакой приносят овощи.
      13–14 июля.
      Мы попадаем на скалистые пороги, разгружаем лодку от снаряжения и сдергиваем ее. По зарослям, с которыми мы в силах справиться, выходим в травянистый ручей. Снова теряем время на загрузку багажа. Продолжаем движение. Наблюдаем лося, плывущего через реку. Мы достигаем д. Сельцо, в 260 км от устья Ловати.
      15–16 июля.
      Мы гребем на плесах, особенно тяжело приходится на стремнинах. Когда проходим пороги, используем шесты. Достигаем Дрепино. Это 280 км от устья. Я вижу свою точку отсчета – гнездо аиста на электрическом столбе.
      17–18 июля.
      Вода льется навстречу, как из гигантской трубы. Я вяжу веревки с каждой стороны для управления курсом. Мы идем по дну реки и проталкиваем лодку через водную массу. Затем следуют повторяющиеся каменистые стремнины, где экипаж может "отдохнуть". Камни плохо видны, и время от времени мы грохаем по ним.
      19 июля.
      Проходим около 100 закорюк, многие из которых на 90 градусов и требуют гребли снаружи и «полный назад» по внутреннему направлению. Мы оказываемся в завале и пробиваем себе дорогу. «Возьмите левой стороной, здесь легче», – советует мужчина, купающийся в том месте. Мы продолжаем менять стороны по мере продвижения вперед. Сильный боковой поток бросает лодку в поперечном направлении. Когда киль застревает, лодка сильно наклоняется. Мы снова сопротивляемся и медленно выходим на более глубокую воду. Незадолго до полуночи прибываем в Великие Луки, 350 км от устья Ловати. Разбиваем лагерь и разводим огонь.
      20–21 июля.
      После дня отдыха в Великих Луках путешествие продолжается. Пересекаем ручей ниже плотины электростанции (ну ошибся человек насчет электростанции, с приезжими бывает – прим. автора) в центре города. Проезжаем по дорожке. Сразу после города нас встречает длинная череда порогов с небольшими утиными заводями между ними. Продвигаемся вперед, часто окунаясь. Очередная течь в днище. Мы должны предотвратить риск попадания воды в багаж. Идет небольшой дождь. На часах почти 21.00, мы устали и растеряны. Там нет конца порогам… Время для совета. Наши ресурсы использованы. Я сплю наяву и прихожу к выводу: пора забрать лодку. Мы достигли отметки в 360 км от устья Ловати. С момента старта в Новгороде мы прошли около 410 км.
      22 июля.
      Весь день льет дождь. Мы опорожняем лодку от оборудования. Копаем два ряда ступеней на склоне и кладем канаты между ними. Путь домой для экипажа и трейлер-транспорт для «Древнего Ветра» до лодочного клуба в Смоленске.
      Эпилог
      Ильмен-озеро, где впадает Ловать, находится на высоте около 20 метров над уровнем моря. У Холма высота над уровнем моря около 65 метров, а в Великих Луках около 85 метров. Наше путешествие по Ловати таким образом, продолжало идти в гору и вверх по течению, в то время как река становилась уже и уже, и каменистее и каменистее. Насколько известно, ранее была предпринята только одна попытка пройти вверх по течению по Ловати, причем цель была та же, что и у нас. Это была экспедиция с ладьей Айфур в 1996 году, которая прервала его плавание в Холм. В связи с этим Fornkåre, таким образом, достиг значительно большего. Fornkåre - подходящая лодка с человечными размерами. Так что очень даже похоже, что он хорошо подходит для путешествия по пути «из варяг в греки». Летом 2014 года мы приложим усилия к достижению истока Ловати, где преодолеем еще 170 км. Затем мы продолжим путь через реки Усвяча, Двина и Каспля к Днепру. Наш девиз: «Прохлада бегущей воды и весло - как повезет!»
       
      Ссылки
      Видерберг, Л. 2013. С Fornkåre в Новгород 2012. Situne Dei.
       
      Факты поездки
      Пройденное расстояние 410 км
      Время в пути 20 дней (включая день отдыха)
      Среднесуточнный пройденный путь 20,5 км
      Активное время в пути 224 ч (включая отдых и тому подобное)
      Средняя скорость 1,8 км / ч
       
      Примечание:
      1)      В сотрудничестве с редакцией Situne Dei.
       
      Резюме
      В июле 2013 года была предпринята попытка путешествовать на лодке через Россию из Новгорода в Смоленск, следуя «Пути из варяг в греки», описанного в русской Повести временных лет. Ладья Fornkåre , была точной копией 9,6-метровой ладьи середины 11-го века. Судно найдено в болоте в Уппланде, центральной Швеции. Путешествие длилось 20 дней, начиная с  пересечения озера Ильмень и далее против течения реки Ловать. Экспедиция была остановлена к югу от Великих Лук, пройдя около 410 км от Новгорода, из которых около 370 км по Ловати. Это выгодно отличается от еще одной шведской попытки, предпринятой в 1996 году, когда ладья Aifur была вынуждена остановиться примерно через 190 км на Ловати - по оценкам экипажа остальная часть пути не была судоходной. Экипаж Fornkåre должен был пробиться через многочисленные пороги с каменистым дном и сильными неблагоприятными течениями, часто применялись буксировки и подталкивания шестами вместо гребли. Усилия 2013 года стали продолжением путешествия Fornkåre 2012 года из Швеции в Новгород (сообщается в номере журнала за 2013 год). Лодка была построена капитаном и автором, который приходит к выводу, что судно доказало свою способность путешествовать по этому древнему маршруту. Он планирует продолжить экспедицию с того места, где она была прервана, и, наконец, пересечь водоразделы до Днепра.
       
       
      Перевод:
      (Sergius), 2020 г.
       
       
      Вместо эпилога
      Умный, говорят, в гору не пойдет, да и против течения его долго грести не заставишь. Другое дело – человек увлеченный. Такой и гору на своем пути свернет, и законы природы отменить постарается. Считают, например, приверженцы норманской теории возникновения древнерусского государства, что суровые викинги чувствовали себя на наших реках, как дома, и хоть кол им на голове теши. Пока не сядут за весла… Стоит отдать должное Леннарту Видербергу, в борьбе с течением и порогами Ловати он продвинулся дальше всех (возможно, потому что набрал в свою команду не соотечественников, а россиян), но и он за двадцать дней (и налегке!) смог доплыть от озера Ильмень только до Великих Лук. А планировал добраться до Смоленска, откуда по Днепру, действительно, не проблема выйти в Черное море. Получается, либо Ловать в древности была полноводнее (что вряд ли, во всяком случае, по имеющимся данным, в Петровскую эпоху она была такой же, как и сегодня), либо правы те, кто считает, что по Ловати даже в эпоху раннего Средневековья судоходство было возможно лишь в одном направлении. В сторону Новгорода. А вот из Новгорода на юг предпочитали отправляться зимой. По льду замерзшей реки. Кстати, в скандинавских сагах есть свидетельства именно о зимних передвижениях по территории Руси. Ну а тех, кто пытается доказать возможность регулярных плаваний против течения Ловати, – милости просим по следам Леннарта Видерберга…
      С. ЖАРКОВ
       
      Рисунок 1. Морской и речной путь Fornkåre в 2013 году начался в Новгороде и был прерван чуть южнее Великих Лук. Преодоленное расстояние около 410 км. Расстояние по прямой около 260 км. Карта ред.
      Рисунок 2. «Форнкор» приближается к устью реки Ловать в Ильмене и встречает здесь земснаряд. Фото автора (Леннарт Видерберг).
      Рисунок 3. Один из бесчисленных порогов Ловати с каменистым дном проходим с помощью буксирного линя с суши. И толкаем шестами с лодки. Фото автора.
      Рисунок 4. Завал преграждает русло  Ловати, но экипаж Форнкора прорезает и пробивает себе путь. Фото автора.




    • Кирасиры, конные аркебузиры, карабины и прочие
      Автор: hoplit
      George Monck. Observations upon Military and Political Affairs. Издание 1796 года. Первое было в 1671-м, книга написана в 1644-6 гг.
      "Тот самый" Монк.

       
      Giorgio Basta. Il gouerno della caualleria leggiera. 1612.
      Giorgio Basta. Il mastro di campo. 1606.

       
      Sir James Turner. Pallas armata, Military essayes of the ancient Grecian, Roman, and modern art of war written in the years 1670 and 1671. 1683. Оглавление.
      Lodovico Melzo. Regole militari sopra il governo e servitio particolare della cavalleria. 1611
    • Психология допроса военнопленных
      Автор: Сергий
      Не буду давать никаких своих оценок.
      Сохраню для истории.
      Вот такая книга была издана в 2013 году Украинской военно-медицинской академией.
      Автор - этнический русский, уроженец Томска, "негражданин" Латвии (есть в Латвии такой документ в зеленой обложке - "паспорт негражданина") - Сыропятов Олег Геннадьевич
      доктор медицинских наук, профессор, врач-психиатр, психотерапевт высшей категории.
      1997 (сентябрь) по июнь 2016 года - профессор кафедры военной терапии (по курсам психиатрии и психотерапии) Военно-медицинского института Украинской военно-медицинской академии.
      О. Г. Сыропятов
      Психология допроса военнопленных
      2013
      книга доступна в сети (ссылку не прикрепляю)
      цитата:
      "Согласно определению пыток, существование цели является существенным для юридической квалификации. Другими словами, если нет конкретной цели, то такие действия трудно квалифицировать как пытки".

    • "Примитивная война".
      Автор: hoplit
      Небольшая подборка литературы по "примитивному" военному делу.
       
      - Prehistoric Warfare and Violence. Quantitative and Qualitative Approaches. 2018
      - Multidisciplinary Approaches to the Study of Stone Age Weaponry. Edited by Eric Delson, Eric J. Sargis. 2016
      - Л. Б. Вишняцкий. Вооруженное насилие в палеолите.
      - J. Christensen. Warfare in the European Neolithic.
      - Detlef Gronenborn. Climate Change and Socio-Political Crises: Some Cases from Neolithic Central Europe.
      - William A. Parkinson and Paul R. Duffy. Fortifications and Enclosures in European Prehistory: A Cross-Cultural Perspective.
      - Clare, L., Rohling, E.J., Weninger, B. and Hilpert, J. Warfare in Late Neolithic\Early Chalcolithic Pisidia, southwestern Turkey. Climate induced social unrest in the late 7th millennium calBC.
      - Першиц А.И., Семенов Ю.И., Шнирельман В.А. Война и мир в ранней истории человечества.
      - Алексеев А.Н., Жирков Э.К., Степанов А.Д., Шараборин А.К., Алексеева Л.Л. Погребение ымыяхтахского воина в местности Кёрдюген.
      -  José María Gómez, Miguel Verdú, Adela González-Megías & Marcos Méndez. The phylogenetic roots of human lethal violence // Nature 538, 233–237
      - Sticks, Stones, and Broken Bones: Neolithic Violence in a European Perspective. 2012
       
       
      - Иванчик А.И. Воины-псы. Мужские союзы и скифские вторжения в Переднюю Азию // Советская этнография, 1988, № 5
      - Иванчик А., Кулланда С.. Источниковедение дописьменной истории и ранние стадии социогенеза // Архаическое общество: узловые проблемы социологии развития. Сб. научных трудов. Вып. 1. М., 1991
      - Askold lvantchik. The Scythian ‘Rule Over Asia’: The Classıcal Tradition And the Historical Reality // Ancient Greeks West and East. 1999
      - А.Р. Чочиев. Очерки истории социальной культуры осетин. 1985 г.
      - Α.Κ. Нефёдкин. Тактика славян в VI в. (по свидетельствам ранневизантийских авторов).
      - Цыбикдоржиев Д.В. Мужской союз, дружина и гвардия у монголов: преемственность и конфликты.
      - Вдовченков E.B. Происхождение дружины и мужские союзы: сравнительно-исторический анализ и проблемы политогенеза в древних обществах.
      - Louise E. Sweet. Camel Raiding of North Arabian Bedouin: A Mechanism of Ecological Adaptation //  American Aiztlzropologist 67, 1965.
      - Peters E.L. Some Structural Aspects of the Feud among the Camel-Herding Bedouin of Cyrenaica // Africa: Journal of the International African Institute,  Vol. 37, No. 3 (Jul., 1967), pp. 261-282
       
       
      - Зуев А.С. О боевой тактике и военном менталитете коряков, чукчей и эскимосов.
      - Зуев А.С. Диалог культур на поле боя (о военном менталитете народов северо-востока Сибири в XVII–XVIII вв.).
      - О.А. Митько. Люди и оружие (воинская культура русских первопроходцев и коренного населения Сибири в эпоху позднего средневековья).
      - К.Г. Карачаров, Д. И. Ражев. Обычай скальпирования на севере Западной Сибири в Средние века.
      - Нефёдкин А.К. Военное дело чукчей (середина XVII—начало XX в.).
      - Зуев А.С. Русско-аборигенные отношения на крайнем Северо-Востоке Сибири во второй половине  XVII – первой четверти  XVIII  вв.
      - Антропова В.В. Вопросы военной организации и военного дела у народов крайнего Северо-Востока Сибири.
      - Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров.
      - Laufer В. Chinese Clay Figures. Pt. I. Prolegomena on the History of Defensive Armor // Field Museum of Natural History Publication 177. Anthropological Series. Vol. 13. Chicago. 1914. № 2. P. 73-315.
      - Нефедкин А.К. Защитное вооружение тунгусов в XVII – XVIII вв. [Tungus' armour] // Воинские традиции в археологическом контексте: от позднего латена до позднего средневековья / Составитель И. Г. Бурцев. Тула: Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», 2014. С. 221-225.
      - Нефедкин А.К. Колесницы и нарты: к проблеме реконструкции тактики // Археология Евразийских степей. 2020
       
       
      - N. W. Simmonds. Archery in South East Asia s the Pacific.
      - Inez de Beauclair. Fightings and Weapons of the Yami of Botel Tobago.
      - Adria Holmes Katz. Corselets of Fiber: Robert Louis Stevenson's Gilbertese Armor.
      - Laura Lee Junker. Warrior burials and the nature of warfare in prehispanic Philippine chiefdoms..
      - Andrew P. Vayda. War in Ecological Perspective: Persistence, Change, and Adaptive Processes in Three Oceanian Societies. 1976
      - D. U. Urlich. The Introduction and Diffusion of Firearms in New Zealand 1800-1840..
      - Alphonse Riesenfeld. Rattan Cuirasses and Gourd Penis-Cases in New Guinea.
      - W. Lloyd Warner. Murngin Warfare.
      - E. W. Gudger. Helmets from Skins of the Porcupine-Fish.
      - K. R. Howe. Firearms and Indigenous Warfare: a Case Study.
      - Paul  D'Arcy. Firearms on Malaita, 1870-1900. 
      - William Churchill. Club Types of Nuclear Polynesia.
      - Henry Reynolds. Forgotten war. 2013
      - Henry Reynolds. The Other Side of the Frontier. Aboriginal Resistance to the European Invasion of Australia. 1981
      - John Connor. Australian Frontier Wars, 1788-1838. 2002
      -  Ronald M. Berndt. Warfare in the New Guinea Highlands.
      - Pamela J. Stewart and Andrew Strathern. Feasting on My Enemy: Images of Violence and Change in the New Guinea Highlands.
      - Thomas M. Kiefer. Modes of Social Action in Armed Combat: Affect, Tradition and Reason in Tausug Private Warfare // Man New Series, Vol. 5, No. 4 (Dec., 1970), pp. 586-596
      - Thomas M. Kiefer. Reciprocity and Revenge in the Philippines: Some Preliminary Remarks about the Tausug of Jolo // Philippine Sociological Review. Vol. 16, No. 3/4 (JULY-OCTOBER, 1968), pp. 124-131
      - Thomas M. Kiefer. Parrang Sabbil: Ritual suicide among the Tausug of Jolo // Bijdragen tot de Taal-, Land- en Volkenkunde. Deel 129, 1ste Afl., ANTHROPOLOGICA XV (1973), pp. 108-123
      - Thomas M. Kiefer. Institutionalized Friendship and Warfare among the Tausug of Jolo // Ethnology. Vol. 7, No. 3 (Jul., 1968), pp. 225-244
      - Thomas M. Kiefer. Power, Politics and Guns in Jolo: The Influence of Modern Weapons on Tao-Sug Legal and Economic Institutions // Philippine Sociological Review. Vol. 15, No. 1/2, Proceedings of the Fifth Visayas-Mindanao Convention: Philippine Sociological Society May 1-2, 1967 (JANUARY-APRIL, 1967), pp. 21-29
      - Armando L. Tan. Shame, Reciprocity and Revenge: Some Reflections on the Ideological Basis of Tausug Conflict // Philippine Quarterly of Culture and Society. Vol. 9, No. 4 (December 1981), pp. 294-300.
      - Karl G. Heider, Robert Gardner. Gardens of War: Life and Death in the New Guinea Stone Age. 1968.
      - Karl G. Heider. Grand Valley Dani: Peaceful Warriors. 1979 Тут
      - Mervyn Meggitt. Bloodis Their Argument: Warfare among the Mae Enga Tribesmen of the New Guinea Highlands. 1977 Тут
      - Klaus-Friedrich Koch. War and peace in Jalémó: the management of conflict in highland New Guinea. 1974 Тут
      - P. D'Arcy. Maori and Muskets from a Pan-Polynesian Perspective // The New Zealand journal of history 34(1):117-132. April 2000. 
      - Andrew P. Vayda. Maoris and Muskets in New Zealand: Disruption of a War System // Political Science Quarterly. Vol. 85, No. 4 (Dec., 1970), pp. 560-584
      - D. U. Urlich. The Introduction and Diffusion of Firearms in New Zealand 1800–1840 // The Journal of the Polynesian Society. Vol. 79, No. 4 (DECEMBER 1970), pp. 399-41
      - Barry Craig. Material culture of the upper Sepik‪ // Journal de la Société des Océanistes 2018/1 (n° 146), pages 189 à 201
      - Paul B. Rosco. Warfare, Terrain, and Political Expansion // Human Ecology. Vol. 20, No. 1 (Mar., 1992), pp. 1-20
      - Anne-Marie Pétrequin and Pierre Pétrequin. Flèches de chasse, flèches de guerre: Le cas des Danis d'Irian Jaya (Indonésie) // Anne-Marie Pétrequin and Pierre Pétrequin. Bulletin de la Société préhistorique française. T. 87, No. 10/12, Spécial bilan de l'année de l'archéologie (1990), pp. 484-511
      - Warfare // Douglas L. Oliver. Ancient Tahitian Society. 1974
      - Bard Rydland Aaberge. Aboriginal Rainforest Shields of North Queensland [unpublished manuscript]. 2009
      - Leonard Y. Andaya. Nature of War and Peace among the Bugis–Makassar People // South East Asia Research. Volume 12, 2004 - Issue 1
      - Forts and Fortification in Wallacea: Archaeological and Ethnohistoric Investigations. Terra Australis. 2020
      - Roscoe, P. Social Signaling and the Organization of Small-Scale Society: The Case of Contact-Era New Guinea // Journal of Archaeological Method and Theory, 16(2), 69–116. (2009)
      - David M. Hayano. Marriage, Alliance and Warfare: the Tauna Awa of New Guinea. 1972
      - David M. Hayano. Marriage, alliance, and warfare: a view from the New Guinea Highlands // American Ethnologist. Vol. 1, No. 2 (May, 1974)
      - Paula Brown. Conflict in the New Guinea Highlands // The Journal of Conflict Resolution. Vol. 26, No. 3 (Sep., 1982)
      - Aaron Podolefsky. Contemporary Warfare in the New Guinea Highlands // Ethnology. Vol. 23, No. 2 (Apr., 1984)
      - Fredrik Barth. Tribes and Intertribal Relations in the Fly Headwaters // Oceania, Vol. XLI, No. 3, March, 1971
      - Bruce M. Knauft. Melanesian Warfare: A Theoretical History // Oceania. Vol. 60, No. 4, Special 60th Anniversary Issue (Jun., 1990)
       
       
      - Keith F. Otterbein. Higi Armed Combat.
      - Keith F. Otterbein. The Evolution of Zulu Warfare.
      - Myron J. Echenberg. Late nineteenth-century military technology in Upper Volta // The Journal of African History, 12, pp 241-254. 1971.
      - E. E. Evans-Pritchard. Zande Warfare // Anthropos, Bd. 52, H. 1./2. (1957), pp. 239-262
      - Julian Cobbing. The Evolution of Ndebele Amabutho // The Journal of African History. Vol. 15, No. 4 (1974), pp. 607-631
       
       
      - Elizabeth Arkush and Charles Stanish. Interpreting Conflict in the Ancient Andes: Implications for the Archaeology of Warfare.
      - Elizabeth Arkush. War, Chronology, and Causality in the Titicaca Basin.
      - R.B. Ferguson. Blood of the Leviathan: Western Contact and Warfare in Amazonia.
      - J. Lizot. Population, Resources and Warfare Among the Yanomami.
      - Bruce Albert. On Yanomami Warfare: Rejoinder.
      - R. Brian Ferguson. Game Wars? Ecology and Conflict in Amazonia. 
      - R. Brian Ferguson. Ecological Consequences of Amazonian Warfare.
      - Marvin Harris. Animal Capture and Yanomamo Warfare: Retrospect and New Evidence.
       
       
      - Lydia T. Black. Warriors of Kodiak: Military Traditions of Kodiak Islanders.
      - Herbert D. G. Maschner and Katherine L. Reedy-Maschner. Raid, Retreat, Defend (Repeat): The Archaeology and Ethnohistory of Warfare on the North Pacific Rim.
      - Bruce Graham Trigger. Trade and Tribal Warfare on the St. Lawrence in the Sixteenth Century.
      - T. M. Hamilton. The Eskimo Bow and the Asiatic Composite.
      - Owen K. Mason. The Contest between the Ipiutak, Old Bering Sea, and Birnirk Polities and the Origin of Whaling during the First Millennium A.D. along Bering Strait.
      - Caroline Funk. The Bow and Arrow War Days on the Yukon-Kuskokwim Delta of Alaska.
      - Herbert Maschner, Owen K Mason. The Bow and Arrow in Northern North America. 
      - Nathan S. Lowrey. An Ethnoarchaeological Inquiry into the Functional Relationship between Projectile Point and Armor Technologies of the Northwest Coast.
      - F. A. Golder. Primitive Warfare among the Natives of Western Alaska. 
      - Donald Mitchell. Predatory Warfare, Social Status, and the North Pacific Slave Trade. 
      - H. Kory Cooper and Gabriel J. Bowen. Metal Armor from St. Lawrence Island. 
      - Katherine L. Reedy-Maschner and Herbert D. G. Maschner. Marauding Middlemen: Western Expansion and Violent Conflict in the Subarctic.
      - Madonna L. Moss and Jon M. Erlandson. Forts, Refuge Rocks, and Defensive Sites: The Antiquity of Warfare along the North Pacific Coast of North America.
      - Owen K. Mason. Flight from the Bering Strait: Did Siberian Punuk/Thule Military Cadres Conquer Northwest Alaska?
      - Joan B. Townsend. Firearms against Native Arms: A Study in Comparative Efficiencies with an Alaskan Example. 
      - Jerry Melbye and Scott I. Fairgrieve. A Massacre and Possible Cannibalism in the Canadian Arctic: New Evidence from the Saunaktuk Site (NgTn-1).
      - McClelland A.V. The Evolution of Tlingit Daggers // Sharing Our Knowledge. The Tlingit and Their Coastal Neighbors. 2015
       
       
      - Фрэнк Секой. Военные навыки индейцев Великих Равнин.
      - Hoig, Stan. Tribal Wars of the Southern Plains.
      - D. E. Worcester. Spanish Horses among the Plains Tribes.
      - Daniel J. Gelo and Lawrence T. Jones III. Photographic Evidence for Southern Plains Armor.
      - Heinz W. Pyszczyk. Historic Period Metal Projectile Points and Arrows, Alberta, Canada: A Theory for Aboriginal Arrow Design on the Great Plains.
      - Waldo R. Wedel. Chain mail in plains archeology.
      - Mavis Greer and John Greer. Armored Horses in Northwestern Plains Rock Art.
      - James D. Keyser, Mavis Greer and John Greer. Arminto Petroglyphs: Rock Art Damage Assessment and Management Considerations in Central Wyoming.
      - Mavis Greer and John Greer. Armored
 Horses 
in 
the 
Musselshell
 Rock 
Art
 of Central
 Montana.
      - Thomas Frank Schilz and Donald E. Worcester. The Spread of Firearms among the Indian Tribes on the Northern Frontier of New Spain.
      - Стукалин Ю. Военное дело индейцев Дикого Запада. Энциклопедия.
      - James D. Keyser and Michael A. Klassen. Plains Indian rock art.
       
       
      - D. Bruce Dickson. The Yanomamo of the Mississippi Valley? Some Reflections on Larson (1972), Gibson (1974), and Mississippian Period Warfare in the Southeastern United States.
      - Steve A. Tomka. The Adoption of the Bow and Arrow: A Model Based on Experimental Performance Characteristics.
      - Wayne William Van Horne. The Warclub: Weapon and symbol in Southeastern Indian Societies.
      - Hutchings, W. Karl and Lorenz W. Brucher. Spearthrower performance: ethnographic and  experimental research.
      - Douglas J Kennett , Patricia M Lambert, John R Johnson, Brendan J Culleton. Sociopolitical Effects of Bow and Arrow Technology in Prehistoric Coastal California.
      - The Ethics of Anthropology and Amerindian Research Reporting on Environmental Degradation and Warfare. Editors Richard J. Chacon, Rubén G. Mendoza.
      - Walter Hough. Primitive American Armor. Тут, тут и тут.
      - George R. Milner. Nineteenth-Century Arrow Wounds and Perceptions of Prehistoric Warfare.
      - Patricia M. Lambert. The Archaeology of War: A North American Perspective.
      - David E. Jonesэ Native North American Armor, Shields, and Fortifications.
      - Laubin, Reginald. Laubin, Gladys. American Indian Archery.
      - Karl T. Steinen. Ambushes, Raids, and Palisades: Mississippian Warfare in the Interior Southeast.
      - Jon L. Gibson. Aboriginal Warfare in the Protohistoric Southeast: An Alternative Perspective. 
      - Barbara A. Purdy. Weapons, Strategies, and Tactics of the Europeans and the Indians in Sixteenth- and Seventeenth-Century Florida.
      - Charles Hudson. A Spanish-Coosa Alliance in Sixteenth-Century North Georgia.
      - Keith F. Otterbein. Why the Iroquois Won: An Analysis of Iroquois Military Tactics.
      - George R. Milner. Warfare in Prehistoric and Early Historic Eastern North America // Journal of Archaeological Research, Vol. 7, No. 2 (June 1999), pp. 105-151
      - George R. Milner, Eve Anderson and Virginia G. Smith. Warfare in Late Prehistoric West-Central Illinois // American Antiquity. Vol. 56, No. 4 (Oct., 1991), pp. 581-603
      - Daniel K. Richter. War and Culture: The Iroquois Experience. 
      - Jeffrey P. Blick. The Iroquois practice of genocidal warfare (1534‐1787).
      - Michael S. Nassaney and Kendra Pyle. The Adoption of the Bow and Arrow in Eastern North America: A View from Central Arkansas.
      - J. Ned Woodall. Mississippian Expansion on the Eastern Frontier: One Strategy in the North Carolina Piedmont.
      - Roger Carpenter. Making War More Lethal: Iroquois vs. Huron in the Great Lakes Region, 1609 to 1650.
      - Craig S. Keener. An Ethnohistorical Analysis of Iroquois Assault Tactics Used against Fortified Settlements of the Northeast in the Seventeenth Century.
      - Leroy V. Eid. A Kind of : Running Fight: Indian Battlefield Tactics in the Late Eighteenth Century.
      - Keith F. Otterbein. Huron vs. Iroquois: A Case Study in Inter-Tribal Warfare.
      - Jennifer Birch. Coalescence and Conflict in Iroquoian Ontario // Archaeological Review from Cambridge - 25.1 - 2010
      - William J. Hunt, Jr. Ethnicity and Firearms in the Upper Missouri Bison-Robe Trade: An Examination of Weapon Preference and Utilization at Fort Union Trading Post N.H.S., North Dakota.
      - Patrick M. Malone. Changing Military Technology Among the Indians of Southern New England, 1600-1677.
      - David H. Dye. War Paths, Peace Paths An Archaeology of Cooperation and Conflict in Native Eastern North America.
      - Wayne Van Horne. Warfare in Mississippian Chiefdoms.
      - Wayne E. Lee. The Military Revolution of Native North America: Firearms, Forts, and Polities // Empires and indigenes: intercultural alliance, imperial expansion, and warfare in the early modern world. Edited by Wayne E. Lee. 2011
      - Steven LeBlanc. Prehistoric Warfare in the American Southwest. 1999.
      - Keith F. Otterbein. A History of Research on Warfare in Anthropology // American Anthropologist. Vol. 101, No. 4 (Dec., 1999), pp. 794-805
      - Lee, Wayne. Fortify, Fight, or Flee: Tuscarora and Cherokee Defensive Warfare and Military Culture Adaptation // The Journal of Military History, Volume 68, Number 3, July 2004, pp. 713-770
      - Wayne E. Lee. Peace Chiefs and Blood Revenge: Patterns of Restraint in Native American Warfare, 1500-1800 // The Journal of Military History. Vol. 71, No. 3 (Jul., 2007), pp. 701-741
       
      - Weapons, Weaponry and Man: In Memoriam Vytautas Kazakevičius (Archaeologia Baltica, Vol. 8). 2007
      - The Horse and Man in European Antiquity: Worldview, Burial Rites, and Military and Everyday Life (Archaeologia Baltica, Vol. 11). 2009
      - The Taking and Displaying of Human Body Parts as Trophies by Amerindians. 2007
      - The Ethics of Anthropology and Amerindian Research. Reporting on Environmental Degradation and Warfare. 2012
      - Empires and Indigenes: Intercultural Alliance, Imperial Expansion, and Warfare in the Early Modern World. 2011
      - A. Gat. War in Human Civilization.
      - Keith F. Otterbein. Killing of Captured Enemies: A Cross‐cultural Study.
      - Azar Gat. The Causes and Origins of "Primitive Warfare": Reply to Ferguson.
      - Azar Gat. The Pattern of Fighting in Simple, Small-Scale, Prestate Societies.
      - Lawrence H. Keeley. War Before Civilization: the Myth of the Peaceful Savage.
      - Keith F. Otterbein. Warfare and Its Relationship to the Origins of Agriculture.
      - Jonathan Haas. Warfare and the Evolution of Culture.
      - М. Дэйви. Эволюция войн.
      - War in the Tribal Zone. Expanding States and Indigenous Warfare. Edited by R. Brian Ferguson and Neil L. Whitehead.
      - The Ending of Tribal Wars: Configurations and Processes of Pacification. 2021 Тут
      - I.J.N. Thorpe. Anthropology, Archaeology, and the Origin of Warfare.
      - Антропология насилия. Новосибирск. 2010.
      - Jean Guilaine and Jean Zammit. The origins of war: violence in prehistory. 2005. Французское издание было в 2001 году - le Sentier de la Guerre: Visages de la violence préhistorique.
      - Warfare in Bronze Age Society. 2018
      - Ian Armit. Headhunting and the Body in Iron Age Europe. 2012
      - The Cambridge World History of Violence. Vol. I-IV. 2020

    • Мусульманские армии Средних веков
      Автор: hoplit
      Maged S. A. Mikhail. Notes on the "Ahl al-Dīwān": The Arab-Egyptian Army of the Seventh through the Ninth Centuries C.E. // Journal of the American Oriental Society,  Vol. 128, No. 2 (Apr. - Jun., 2008), pp. 273-284
      David Ayalon. Studies on the Structure of the Mamluk Army // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London
      David Ayalon. Aspects of the Mamlūk Phenomenon // Journal of the History and Culture of the Middle East
      Bethany J. Walker. Militarization to Nomadization: The Middle and Late Islamic Periods // Near Eastern Archaeology,  Vol. 62, No. 4 (Dec., 1999), pp. 202-232
      David Ayalon. The Mamlūks of the Seljuks: Islam's Military Might at the Crossroads //  Journal of the Royal Asiatic Society, Third Series, Vol. 6, No. 3 (Nov., 1996), pp. 305-333
      David Ayalon. The Auxiliary Forces of the Mamluk Sultanate // Journal of the History and Culture of the Middle East. Volume 65, Issue 1 (Jan 1988)
      C. E. Bosworth. The Armies of the Ṣaffārids // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London,  Vol. 31, No. 3 (1968), pp. 534-554
      C. E. Bosworth. Military Organisation under the Būyids of Persia and Iraq // Oriens,  Vol. 18/19 (1965/1966), pp. 143-167
      C. E. Bosworth. The Army // The Ghaznavids. 1963
      R. Stephen Humphreys. The Emergence of the Mamluk Army //  Studia Islamica,  No. 45 (1977), pp. 67-99
      R. Stephen Humphreys. The Emergence of the Mamluk Army (Conclusion) // Studia Islamica,  No. 46 (1977), pp. 147-182
      Nicolle, D. The military technology of classical Islam. PhD Doctor of Philosophy. University of Edinburgh. 1982
      Nicolle D. Fighting for the Faith: the many fronts of Crusade and Jihad, 1000-1500 AD. 2007
      Nicolle David. Cresting on Arrows from the Citadel of Damascus // Bulletin d’études orientales, 2017/1 (n° 65), p. 247-286.
      David Nicolle. The Zangid bridge of Ǧazīrat ibn ʿUmar (ʿAyn Dīwār/Cizre): a New Look at the carved panel of an armoured horseman // Bulletin d’études orientales, LXII. 2014
      David Nicolle. The Iconography of a Military Elite: Military Figures on an Early Thirteenth-Century Candlestick. В трех частях. 2014-19
      Nicolle, D. The impact of the European couched lance on Muslim military tradition // Warriors and their weapons around the time of the crusades: relationships between Byzantium, the West, and the Islamic world. 2002
      Patricia Crone. The ‘Abbāsid Abnā’ and Sāsānid Cavalrymen // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain & Ireland, 8 (1998)
      D.G. Tor. The Mamluks in the military of the pre-Seljuq Persianate dynasties // Iran,  Vol. 46 (2008), pp. 213-225 (!)
      D.G. Tor. Mamlūk Loyalty: Evidence from the Late Saljūq Period // Asiatische Studien 65,3. (2011)
      J. W. Jandora. Developments in Islamic Warfare: The Early Conquests // Studia Islamica,  No. 64 (1986), pp. 101-113
      John W. Jandora. The Battle of the Yarmuk: A Reconstruction // Journal of Asian History, 19 (1): 8–21. 1985
      Khalil ʿAthamina. Non-Arab Regiments and Private Militias during the Umayyād Period // Arabica, T. 45, Fasc. 3 (1998), pp. 347-378
      B.J. Beshir. Fatimid Military Organization // Der Islam. Volume 55, Issue 1, Pages 37–56
      Andrew C. S. Peacock. Nomadic Society and the Seljūq Campaigns in Caucasia // Iran & the Caucasus,  Vol. 9, No. 2 (2005), pp. 205-230
      Jere L. Bacharach. African Military Slaves in the Medieval Middle East: The Cases of Iraq (869-955) and Egypt (868-1171) //  International Journal of Middle East Studies,  Vol. 13, No. 4 (Nov., 1981), pp. 471-495
      Deborah Tor. Privatized Jihad and public order in the pre-Seljuq period: The role of the Mutatawwi‘a // Iranian Studies, 38:4, 555-573
      Гуринов Е.А. , Нечитайлов М.В. Фатимидская армия в крестовых походах 1096 - 1171 гг. // "Воин" (Новый) №10. 2010. Сс. 9-19
      Нечитайлов М.В. Мусульманское завоевание Испании. Армии мусульман // Крылов С.В., Нечитайлов М.В. Мусульманское завоевание Испании. Saarbrücken: LAMBERT Academic Publishing, 2015.
      Нечитайлов М.В., Гуринов Е.А. Армия Саладина (1171-1193 гг.) (1) // Воин № 15. 2011. Сс. 13-25. И часть два.
      Нечитайлов М.В. "День скорби и испытаний". Саладо, 30 октября 1340 г. // Воин №17-18. В двух частях.
      Нечитайлов М.В., Шестаков Е.В. Андалусские армии: от Амиридов до Альморавидов (1009-1090 гг.) (1) // Воин №12. 2010. 
      Kennedy, H.N. The Military Revolution and the Early Islamic State // Noble ideals and bloody realities. Warfare in the middle ages. P. 197-208. 2006.
      Kennedy, H.N. Military pay and the economy of the early Islamic state // Historical research LXXV (2002), pp. 155–69.
      Kennedy, H.N. The Financing of the Military in the Early Islamic State // The Byzantine and Early Islamic Near East. Vol. III, ed. A. Cameron (Princeton, Darwin 1995), pp. 361–78.
      H.A.R. Gibb. The Armies of Saladin // Studies on the Civilization of Islam. 1962
      David Neustadt. The Plague and Its Effects upon the Mamlûk Army // The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. No. 1 (Apr., 1946), pp. 67-73
      Ulrich Haarmann. The Sons of Mamluks as Fief-holders in Late Medieval Egypt // Land tenure and social transformation in the Middle East. 1984
      H. Rabie. The Size and Value of the Iqta in Egypt 564-741 A.H./l 169-1341 A.D. // Studies in the Economic History of the Middle East: from the Rise of Islam to the Present Day. 1970
      Yaacov Lev. Infantry in Muslim armies during the Crusades // Logistics of warfare in the Age of the Crusades. 2002. Pp. 185-208
      Yaacov Lev. Army, Regime, and Society in Fatimid Egypt, 358-487/968-1094 // International Journal of Middle East Studies. Vol. 19, No. 3 (Aug., 1987), pp. 337-365
      E. Landau-Tasseron. Features of the Pre-Conquest Muslim Army in the Time of Mu ̨ammad // The Byzantine and Early Islamic near East. Vol. III: States, Resources and Armies. 1995. Pp. 299-336
      Shihad al-Sarraf. Mamluk Furusiyah Literature and its Antecedents // Mamluk Studies Review. vol. 8/4 (2004): 141–200.
      Rabei G. Khamisy Baybarsʼ Strategy of War against the Franks // Journal of Medieval Military History. Volume XVI. 2018
      Manzano Moreno. El asentamiento y la organización de los yund-s sirios en al-Andalus // Al-Qantara: Revista de estudios arabes, vol. XIV, fasc. 2 (1993), p. 327-359
      Amitai, Reuven. Foot Soldiers, Militiamen and Volunteers in the Early Mamluk Army // Texts, Documents and Artifacts: Islamic Studies in Honour of D.S. Richards. Leiden: Brill, 2003
      Reuven Amitai. The Resolution of the Mongol-Mamluk War // Mongols, Turks, and others : Eurasian nomads and the sedentary world. 2005
      Juergen Paul. The State and the military: the Samanid case // Papers on hater Asia, 26. 1994
      Harold W. Glidden. A Note on Early Arabian Military Organization // Journal of the American Oriental Society,  Vol. 56, No. 1 (Mar., 1936)
      Athamina, Khalil. Some administrative, military and socio-political aspects of early Muslim Egypt // War and society in the eastern Mediterranean, 7th-15th centuries. 1997
      Vincent Lagardère. Esquisse de l'organisation militaire des Murabitun, à l'époque de Yusuf b. Tasfin, 430 H/1039 à 500 H/1106 // Revue des mondes musulmans et de la Méditerranée. Année 1979.  №27 Тут
       
      Kennedy, Hugh. The Armies of the Caliphs: Military and Society in the Early Islamic State Warfare and History. 2001
      Blankinship, Khalid Yahya. The End of the Jihâd State: The Reign of Hisham Ibn Àbd Al-Malik and the Collapse of the Umayyads. 1994.
      D.G. Tor. Violent Order: Religious Warfare, Chivalry, and the 'Ayyar Phenomenon in the Medieval Islamic World. 2007
      Michael Bonner. Aristocratic Violence and Holy War. Studies in the Jihad and the Arab-Byzantine Frontier. 1996
      Patricia Crone. Slaves on Horses. The Evolution of the Islamic Polity. 1980
      Hamblin W. J. The Fatimid Army During the Early Crusades. 1985
      Daniel Pipes. Slave Soldiers and Islam: The Genesis of a Military System. 1981
      Yaacov Lev. State and society in Fatimid Egypt. 1991 Тут
      Abbès Zouache. Armées et combats en Syrie de 491/ 1098 à 569/ 1174 : analyse comparée des chroniques médiévales latines et arabes. 2008 Тут
      War, technology and society in the Middle East. 1975 Тут
       
      P.S. Большую часть работ Николя в список вносить не стал - его и так все знают. Пишет хорошо, читать все. Часто пространные главы про армиям мусульманского Леванта есть в литературе по Крестовым походам. Хоть в R.C. Smail. Crusading Warfare 1097-1193, хоть в Steven Tibble. The Crusader Armies: 1099-1187 (!)...