Saygo

Медицина начала XX века

21 сообщение в этой теме

Тема зацепила меня после просмотра первых сезонов медицинской драмы "The Knick" (в русском переводе - "Больница Никербокер"). Тернистый путь развития медицинской науки начала XX века - первые попытки классификации групп крови, тайные аборты, хирургическое лечение предлежания плаценты, попытки переливания крови, попытки лечения наркозависимости (с кокаина пытались снимать героином, однако), открытие адреналина (эпинифрина), первые шаги радиотерапии. И совершенно дикие способы лечения психических заболеваний, на которых предлагаю остановиться. Настолько дикие, что я задумался, а не будут ли потомки спустя сто лет смотреть на нашу сегодняшнюю медицину с таким же омерзением, с каким мы смотрим на методики 1900 года...

Прогрессивного доктора-психиатра звали Генри Коттон. Доктор Коттон полагал, что все психические болезни происходят от инфекций, прячущихся в различных органах. Бороться с ними он предлагал посредством ампутаций.

cotton.png.61314d9a3802fb210f89dac80ef52

Сначала пациенту удаляли зубы. Если это не помогало, пациенту удаляли гланды и аденоиды. Когда оказывалось, что не гланды были причиной болезни, пациенту удаляли гениталии, мочевой пузырь и прямую кишку. И так далее, до полного излечения.

Поскольку все это происходило до изобретения антибиотиков, сепсис был практически повсеместным, так что излечение было неизбежно (пациента рано или поздно избавляла от душевной болезни гангрена).

Пример лечения:

"An 18 year-old girl with agitated depression [who] successively had her upper and lower molars extracted, a tonsillectomy, sinus drainage, treatment for an infected cervix, removal of intestinal adhesions - all without effecting improvement in her psychiatric condition. Then the remainder of her teeth were removed and she was sent home, pronounced cured".

Прогрессивное лечение в частной клинике доктора Коттона стоило дорого, но богатые американцы не жалели никаких денег, чтобы
излечить своих родных от душевных болезней. Пациенты были категорически против операций, но их никто не спрашивал.

Доктор лечил и мастурбацию. Мальчикам, которые страдали от этой болезни, за большие деньги удаляли все зубы и прямую кишку.

Интересно, что избавление от мастурбации и других душевных болезней путем обрезания, кастрации и прижигания клитора было обычной американской практикой от середины 19-го века и вплоть до конца 1950-х; в 1920-е во многих штатах были приняты законы о принудительной кастрации преступников, душевнобольных, слепых, глухих, и других расово нежелательных граждан. По большей части, эти законы были отменены в 1960-е. Сейчас, впрочем, кастрацию снова практикуют в качестве наказания, но только в отношении педофилов, эксгибиционистов и других сексуальных преступников.

После смерти доктора Коттона его клиника продолжала работать много лет, добиваясь успешного излечения душевнобольных посредством множественных ампутаций до конца 1950-х годов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


Для меня медицина рубежа XIX - ХХ вв. - это, в первую очередь, Йерсен, Китадзато Сибасабуро, Хавкин, У Ляньдэ и прочие серьезные люди, которые действительно сделали очень много, чтобы избавить человечество от инфекционных заболеваний, которые грозили опустошить землю, как в XIV в. "черная смерть". 

Про У Ляньдэ я собирал материал, чтобы писать книгу, которую предложил в издательство "Яуза". Но там сказали, что это неинтересно. Хотя этот сюжет уже затрагивал (правда, отвратительно и с грубейшими искажениями реалий) В. Пикуль в "Исторических миниатюрах".

Поэтому про психов поддержать не смогу, но насыпать интересных вещей про чуму в Гонконге и Харбине - стоит только попросить...

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
10 час назад, Чжан Гэда сказал:

Поэтому про психов поддержать не смогу, но насыпать интересных вещей про чуму в Гонконге и Харбине - стоит только попросить...

В таком случае прошу. Насыпайте. Только важно, чтобы в рамках темы освящались не просто масштабы и последствия эпидемий, а методы борьбы с ними, то есть приоритетом обсуждения является медицина.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дело в том, что медицина в конце XIX в. - очень оригинальное явление. С одной стороны, вчера с пальмы спустилась Япония - и уже в 1894 г. Китадзато Сибасабуро выделяет Yersinia Pestis из материала Гонконгской эпидемии! Йерсен настолько незначительно опередил его, что бацилла могла быть названа в честь японского микробиолога!

С другой стороны - дикость и т.п. в отношении элементарных вещей. Скажем, неумение делать операцию по удалению аппендицита на регулярной основе, слабое развитие наркоза, дикие представления о некоторых физиологических процессах.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 минуты назад, Чжан Гэда сказал:

Китадзато Сибасабуро выделяет Yersinia Pestis из материала Гонконгской эпидемии! Йерсен настолько незначительно опередил его, что бацилла могла быть названа в честь японского микробиолога!

Кстати, упомянутый мной адреналин тоже выделил японец - эмигрировавший в США Такамине Йокити 高峰 譲吉 в 1901 году. Он так хотел быть похожим на американца, что даже отрастил усы как у американцев.

Jokichi_Takamine.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, Saygo сказал:

Он так хотел быть похожим на американца, что даже отрастил усы как у американцев.

Не думаю. Вот дядя, который никогда в Америку не ездил, а усы похлеще, чем у барона фон Швальцкопфа XII - испытатель мечей Накаяма Хакудо:

 

Nakayama_Hakudō.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Китадзато Сибасабуро ( 北里 柴三郎 , 1853-1931) - ученик Роберта Коха, один из первооткрывателей возбудителя чумы на материалах эпидемии в Гонконге:

 

Kitasato_Shibasaburo.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстати, с Японией связано еще одно открытие в области медицины - японцы слишком страдали от бери-бери, чтобы не заняться ее исследованием. И, в результате, поняли, что почем. Но сыграла свою роль ведомственная обособленность - если на флоте быстро поняли, что надо давать необрушенный рис, то в армии это не приняли во внимание. 

В результате в русско-японскую войну масса солдат страдала от бери-бери, а вот на флоте от нее практически избавились.

Поэтому и говорю, что начало ХХ в. для медицины - дикое смешение архаики и новейших достижений. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, Чжан Гэда сказал:

Но сыграла свою роль ведомственная обособленность - если на флоте быстро поняли, что надо давать необрушенный рис, то в армии это не приняли во внимание.

Совершенно рядовое явление для императорской Японии. У армии и флота даже было две разных полиции - кэмпэйтай и токкэйтай. Надо будет к ним еще вернуться, чертовски много интересного и жуткого они натворили.

А это Сига Киёси 志賀 潔 - в 1897 году он открыл и описал возбудителя бактериальной дизентерии, названного в его честь Шигеллой. Работал под руководством упомянутого вами Китасато Сибасабуро.

800px-Kiyoshi_Shiga.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Когда-то один мужик с пеной у рта мне доказывал, что никакой возможности вылечить сифилис в начале XX века не существовало (не спрашивайте, почему мы об этом поспорили, я один хрен не помню, но сам я ни разу, хвала Всевышнему, ничем интересным не заражался). В сериале The Knick подробно описан метод, изобретение которого приписали, конечно, главгерою, но на самом деле он был придуман несколько раньше. Это так называемая пиротерапия сифилиса. Она основана на том, что бледная трепонема размножается в узком интервале температур, соответствующих стандартной температуре человеческого тела. Поэтому, чтобы частично или полностью уничтожить трепонем, человека заражали вирусом малярии, вследствие чего его температура повышалась примерно до 41 градуса. Когда удавалось победить или ослабить основное заболевание, начинали лечить малярию.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я не знаю, было это (пиротерапия) или нет - но были ртутные мази и Булгаков писал о том, что лечить можно (см. "Звездная сыпь"). Правда, это 1910-е годы.

Но бледную трепонему открыли только в 1905 г. Ф. Шаудин и Э. Гоффман.

Т.е. до 1905 г. лечение было симптоматическим. Вплоть до иссечения шанкров!

Только в конце XIX в. стали делать йодистые соединения, которые были менее токсичными, чем ртуть, а в 1908 г. П. Эрлих и Хата Сатахиро (!) создали сальварсан - основной вид средства против сифилиса в первой половине ХХ в.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстати, первое лекарство от сифилиса открыл тоже японец - Хата Сахатиро 秦 佐八郎. Именно открыл, а не создал. Препарат 606 был синтезирован Паулем Эрлихом (он польский еврей) в 1907 году. В 1909 Хата Сахатиро, сотрудник его лаборатории, обнаружил, что препарат эффективен против сифилиса. В 1910 лекарство поступило на рынок под названием "Сальварсан". На фото Пауль Эрлих и Хата Сахатиро.

800px-Paul_Ehrlich_and_Sahachiro_Hata.jp

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так что, Эрлих не знал, что делает?

И как Хата узнал, что препарат эффективен против сифилиса? Просто так давал всем подряд?

Вообще, Николай приводил примеры из обследований по России начала ХХ в. - проблема сифилиса была очень острой. Были целые хутора и деревни, поголовно пораженные сифилисом. Лечение было бы очень актуальным, но до революции лекарство только появилось, потом войны, и только Советская власть взялась серьезно за лечение сифилиса и к 1941 г. сифилис в целом подавили, но после войны оказалось, что немцы нам снова его уровень повысили. Снова пришлось изничтожать.

Вот и говорите, что СССР был антинародным государством, как нам вопят всякие либерасты - сифилис был подавлен в кратчайшие сроки. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 минут назад, Чжан Гэда сказал:

Так что, Эрлих не знал, что делает?

Он создавал препарат для других целей. Аналогично появились голубенькие таблеточки (Силденафил ака Виагра). Созданы для лечения стенокардии и ишемической болезни сердца, но обнаружился весьма приятный побочный эффект.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Насчет пиротерапии, как я говорил, не скажу, но пытались лечить усиленной меркуризацией (т.е. насыщением организма больного препаратами ртути) путем окуривания в специальной "ванне" в виде закрытой бочки (типа японской фуро). Горячий воздух с парами ртутных препаратов действовал через кожу и слизистые. Но, пишут, что высокая смертность была из-за токсичности такой формы лечения и к концу XIX в. от нее пришлось отказаться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 22.01.2016в22:02, Чжан Гэда сказал:

Вообще, Николай приводил примеры из обследований по России начала ХХ в. - проблема сифилиса была очень острой. Были целые хутора и деревни, поголовно пораженные сифилисом.

В Великобритании несколько лет назад был снят сериал (8 серий) "A Young Doctor's Notebook" по рассказам М. А. Булгакова (в главной роли, кстати, Гарри Поттер Дэниел Рэдклифф). Там достаточно красноречиво показана проблема сифилиса в деревне.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну, британцы уже и до Булгакова добрались... У нас уже был Руперт Эверетт в роли Григория Мелихова, а теперь Гарик Потный - в роли молодого Булгакова?

Дожили!

Вот фото интересного человека - доктор У Ляньдэ.

Вопреки рассказу Пикуля, чуму на КВЖД в 1910-1911 гг. остановили не только усилия русских врачей, а, в большей мере, усилия именно этого человека. Русские держали оборону в русской части Харбина, а вот в Харбине боролся с чумой доктор У Ляньдэ, один из первых китайских микробиологов. В 1911 г. на конференции, во время которой эпидемиологи всего мира обменивались своими мнениями по поводу того, как надо бороться с чумой, все признали заслуги У Ляньдэ. От имени императора Сюантуна (младенец Пуи) доктор был награжден орденом Двойного Дракона - высшей наградой империи. Правда, смертельно больной империи самой оставалось всего полгода жизни...

 

24623_w470_h470.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У Ляньдэ с орденом Двойного Дракона:

 

WBA2814_5.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, а что насчет применения опиума, морфия и героина в медицине "до исторического материализЬму"?

Насколько я понимаю, англичане, завозя опиум в Китай, сильно не комплексовали - полстраны и у них сидело на опиумных каплях и тому подобных болеутоляющих и успокоительных.

ЕМНИП, в "Томбстоуне" даже обыгрывается этот момент - даме прописывают успокоительные опийные капли и она на них серьезно подсаживается, независимо от воли лечащего врача.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Европа познакомилась с ЭТИМ в середине XIX в., но до сих пор ЭТО не применяется в Европе - секретное оружие эфиопов КУССО, мощнейший противоглистный препарат. Первое упоминание, известное мне - Михельсон А.Д. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней", 1865:

Цитата

Куссо - цветы растущего в Абиссинии древовидного куста, употребляемые как противоглистное средство.

О куссо упоминает и Булатович. Однако даже через 100 лет сохранялась проблема использование куссо в европейской фармацевтике:

Цитата

 Куссо сравнительно редко доставляется на европ. рынок в хорошем состоянии, почему фармацевтический препарат нередко оказывается малодеятельным.

Это из "Большой медицинской энциклопедии" 1970 г. Полная статья:

Цитата

 

КУССО (Kusso, s. Koso, Flores Koso,s. Flores Brayerae),высушенные после созревания женские цветы дерева Hagenia abyssinica (Willdenow), s. Brayera anthelmintica(Kunth), сем. Rosaceae, растущего в горах Абиссинии. Чашелистники и прицветники женских цветов имеют красный цвет: коричневый цвет является признаком лежалого негодного препарата; примесь зеленого цвета свидетельствует о наличии в препарате мужских цветов, не содержащих действующего начала К. (мужские цветы распознаются также по наличию пыльцы). Женское К. имеет слабый, напоминающий бузину запах и частью вяжущий, частью раздражающий горький вкус, вызывающий тошноту. Куссо сравнительно редко доставляется на европ. рынок в хорошем состоянии, почему фармацевтический препарат нередко оказывается малодеятельным. Действующее начало куссо представляет собой нейтральное вещество козотоксин, или коссотоксин C26H34O10, желтоватый аморфный порошок, нерастворимый в воде,растворимый в алкоголе, ранее носивший название куссина (Kussin, a также Taenin). Наряду с козотоксином, имеющим одну метоксиловую группу, в куссо обнаружены другие вещества, содержащие по две метоксиловых группы (протокозин и козидин). Описанные различными авторами а- и /?-козйны, вероятно, являются продуктами разложения козотоксина. Последний при помощи щелочей может быть разложен,образуя флороглюцин и изомасляную к-ту, и оказывается т.о. весьма близким химически к действующим началам других taeniafuga (мужского папоротника и др.).—К. используется как глистогонное, причем козотоксин в виду большой ядовитости и редкости этого препарата в чистом виде не применяется. Фармакол. действие К. состоит в параличе нервно-мышечного аппарата глист; лишаясь благодаря этому способности удерживаться присосками на стенке кишечника, глисты при помощи последующей дачи слабительного изгоняются из кишечника вместе с испражнениями. Осложняющими моментами лечения К. являются тошнота и рвота, с к-рыми борются назначением лимонного сока, мятных лепешек, горячего кофе и пр., а также поносы.—Применяется К. в виде Mix-tura agitanda и таблеток. Т.к. действующее начало плохо растворимо в воде, то отвары и настои являются недействительными. Доза: 15—20 цветов К. в один или два приема с часовым промежутком (можно давать на молоке). Если не наступит самостоятельного испражнения в течение 4—5 часов, то назначается 01. Ricini или Natrium SUlfliricum.                                             

В. Карасик 

 

Вот так оно выглядит:

kusso.jpg.33631d6ef5d9682bb9bf06813ba117

56ee6a961d4dd_.jpg.538db4ef7f6b3a1bd93d9

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстати, куссо ядовито. Очень. Например, был такой инцидент - император Теводрос II сильно обижался, что его называют "сыном торговки куссо" (хотя доля правды в этом была - обеднев, его мать вынуждена была продавать куссо). Один из его противников попал к нему в плен и был казнен при помощи куссо:

Цитата

Как только он официально объявил об этом, императрица показала ее истинные чувства, которые она питала к своему "зятю", которого она презрительно именовала не иначе как "этот сын продавцов коссо". Она отправила против него одного из ее самых лучших военачальников, Деджазмача Уонд-Йирада, который поклялся ей, что он возвратится с "сыном продавца коссо ". Вместо этого, сам Уонд-Йирад был взят в плен и закован в цепи после разгрома и предстал перед разъяренным Деджазмачем Кассой, который не мог переносить повторные оскорбления его матери. Уонд-Йирада насильно заставили непрерывно пить мощный коссо, пока это не убило его. 

 

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • Когда начали вставлять золотые зубы?
      Автор: Amon Göth
      Вопрос от пользователя kusaloss
      С какого века начали вставлять золотые зубы?
    • Гатин М. С. Об употреблении алкогольных напитков кочевниками Улуса Джучи Великой Монгольской империи в XIII веке (по сведениям нарративных источников)
      Автор: Saygo
      В статье на основе нарративных источников различного происхождения рассматри­вается вопрос употребления номадами Золотой Орды алкогольных напитков в XIII сто­летии. Раскрываются такие аспекты вопроса, как виды алкогольной продукции, процесс приготовления напитков, причины употребления спиртных напитков, поверья, связанные с алкоголем, и обычай его использования, отравление и связанные с ним меры предосто­рожности, пьянство в среде кочевников и борьба с алкоголизмом среди номадов.
       
      Изучение питания кочевников относится к истории культуры повседневно­сти, которая позволяет нам глубже понять, как и чем жили люди прошлого.
       
      Одним из первых историков, обративших своё внимание на питание жите­лей Улуса Джучи, был выдающийся австрийский ориенталист Йозеф Хаммер фон Пургшталь [1, S. 45-47]. Дореволюционных русских, а затем и советских историков, занимавшихся в основном изучением социально-политических про­блем, вопросы повседневной жизни золотоордынцев интересовали мало. Новую попытку исследовать проблему предпринял в своём труде «Золотая Орда. Мон­голы в России: 1223-1502 гг.» немецкий учёный Бертольд Шпулер [2, S. 439­-446]. В американской историографии к данному вопросу обращались Томас Оллсен [3] и Джон Массон Смит [4]. Из современных отечественных исследо­вателей вопросу употребления алкоголя в Золотой Орде и особенно в Крымском ханстве отдельную большую статью посвятил И.В. Зайцев [5]. Описание джучидского пира дано М. Г. Крамаровским [6]. В работах Н. Л. Жуковской содер­жатся этнографические материалы, касающиеся питания монголов [7, 8].
       
      Основным материалом нашего исследования стала информация из источ­ников XIII - начала XIV в. Сведения об употреблении алкогольных напитков номадами Монгольской империи можно обнаружить в «Тайной истории мон­голов», «Повести о споре мальчика-сироты с девятью витязями августейшего Чингиза», у китайских (Пэн Да-я, Сюй Тин), персидских (Минхадж ад-Дин Джузджани, Рашид ад-Дин), армянских (Киракос Гандзакеци, Григор Акнерци), арабских (Ибн ал-Асир, ал-Муфаддал), европейских (Иоанн де Плано Карпини, Ц. де Бридиа, Матвей Парижский, Вильгельм де Рубрук, Марко Поло) авторов и в русских погодных записях (Ипатьевская летопись).
       
      Сравнение данных из столь разных источников позволяет предположить, что употребление алкогольных напитков в XIII - начале XIV в. кочевыми жите­лями Великой Монгольской империи в различных её улусах мало чем отлича­лось. В настоящей статье мы попытаемся обосновать это, последовательно рас­крывая такие аспекты вопроса, как виды алкогольной продукции, процесс приго­товления напитков, причины употребления спиртных напитков, поверья, связан­ные с алкоголем, обычай употребления алкоголя, отравление и связанные с ним меры предосторожности, пьянство среди кочевников, борьба с алкоголизмом.
       
      Виды алкогольной продукции
       
      В источниках упоминаются следующие напитки, содержащие этанол1: кумыс (в том числе и чёрный кумыс), вино2, пиво, тарасун и террацина, представляющие собой то же, что молочная водка, дис­тиллят из кумыса и бал (мёд, медовуха).
       
      Процесс изготовления
       
      Легат папы римского Иннокентия IV Иоанн де Плано Карпини сообщает, что «вина, пива и меду у них [монголов] нет, если этого им не пришлют и не подарят другие народы» (ДДПК, с. 36; ОЗО, с. 250). Из этого становится понятным, почему нарративные источники XIII - начала XIV в. описывают лишь процесс изготовления кумыса.
       
      У номадов особенно ценным считалось кобылье молоко3, которое они в боль­шом количестве употребляли в свежем или перебродившем виде (кумыс)4.
       
      О приготовлении кумыса подробные сведения нам даёт посол французского короля Людовика IX Вильгельм де Рубрук, он сообщает следующее: лошадей доили, привязав прежде для их успокоения жеребят где-нибудь поблизости. При доении к особо беспокойным животным подпускали немного пососать мо­лока молодняк. После доения молоко выливалось в бурдюки или бутылковидные сосуды и взбивалось там до тех пор, пока не выделялось масло, а молоко не при­обретало кислый вкус. Затем молоко бродило и впоследствии могло употреб­ляться как опьяняющее и мочегонное средство. Особенно высоко ценился чёрный кумыс, Вильгельм де Рубрук называет его кара космос. Этот напиток был более прозрачным и крепким и предназначался он для знатных персон. При его при­готовлении кобылье молоко взбивалось до тех пор, пока не выделялись все твёр­дые фракции, которые считались сильным снотворным средством. Водянистую, сыворотковидную жидкость пили после перебраживания (ДДПК, с. 94-96; ОЗО, с. 317-318; 8, с. 384; 9).
       
      Причины распития алкогольных напитков
       
      Большие празднества прак­тически всегда сопровождались употреблением алкогольных напитков, кото­рые являлись непременным атрибутом досуга и отдыха. Кумыс всегда присут­ствовал в большом количестве во время пиршеств, и его хватало всем5. Следует отметить, что Вильгельм де Рубрук очень хорошо отзывался о спиртных на­питках кочевников, о кумысе он записал следующее: «он показался мне очень вкусным, как это и есть на самом деле» (ДДПК, с. 103; ОЗО, с. 323). Во время больших праздников ханы велели разливать кумыс простым людям. Совмест­ное распитие представителями разных слоёв общества, как правило, крепких алкогольных напитков служило своего рода платой руководителя того или иного ранга подчинённым ему людям [9, с. 26]6.
       
      Спиртные напитки употребляли и во время поминок (РАД 2, с. 99), в по­добных случаях они могли в какой-то мере играть роль антидепрессантов.
       
      Кроме того, по сведениям источников, алкогольные напитки употребляли также с целью предаться веселью, удовольствиям, какой-либо игре, смешным речам и забавам (РАД 2, с. 206) - все это в компании людей, с которыми вели «тесную дружбу» (РАД 1-1, с. 54). В «Повести о споре мальчика-сироты с девя­тью витязями августейшего Чингиза» представлена аргументация в пользу при­менения спиртного: оно поднимает настроение, единит народ, помогает обнару­жить у людей «потаённые слова», тверже становятся у воинов «в сраженьях с врагами... сердца» (ПОС, с. 226-230).
       
      Поверья, связанные с алкоголем
       
      У монголов широко было распростране­но поверье, связанное с кумысом и вином, согласно которому «если прольётся на землю вино или кумыс, молоко пресное и кислое, то молния преимущественно падает на четвероногих, в особенности на лошадей. Если же будет пролито вино, то [это] произведёт ещё большее действие, и молния наверняка попадёт в скотину или в их дом. По этой причине [монголы] весьма остерегаются делать всё это» (РАД 1-1, с. 157). Бытование этих поверий можно попытаться объяснить тем, что люди того времени, по сути, жили впроголодь, через бережное отношение к скоту, возможно, проявлялась забота о сохранении источников питания.
       
      Обычай употребления спиртных напитков
       
      О церемонии распития алко­голя нам сообщает армянский историк, служивший переводчиком у монголо-татар7, Киракос Гандзакеци: «Перед тем как пить кумыс или вино, кто-нибудь из них [монголов] берёт большой сосуд в одну руку, в другой держит малую чашу, которой черпает из большой, затем разбрызгивает сначала к небу, потом [в сторону] востока, севера и юга. И только тогда тот, кто брызгал, отпивает немного и передаёт [чашу] старшему. Если кто-нибудь приносит им еду и питье, сперва дают пить и есть принесшему, а лишь после этого сами едят и пьют, чтобы избежать отравления» (КГ, с. 271-272; ОЗО, с. 143).
       
      Об обычае употребления спиртных напитков в праздничной обстановке сви­детельствует Вильгельм де Рубрук: «И когда господин начинает пить, то один из слуг возглашает громким голосом: “Га!” И гитарист ударяет о гитару, а когда они устраивают большой праздник, то все хлопают в ладоши и также пляшут под звуки гитары, мужчины пред лицом господина, а женщины пред лицом госпожи. Когда же господин выпьет, то слуга восклицает, как прежде, и гита­рист молчит. Тогда все кругом, и мужчины, и женщины, пьют, при этом иногда они пьют взапуски очень гадко и с жадностью» (ДДПК, с. 94; ОЗО, с. 316).
       
      Отравление и связанные с ним меры предосторожности
       
      В источниках нередко встречаются упоминания о случаях отравления политических оппо­нентов с помощью ядов, подмешанных в алкогольные напитки. Самый извест­ный случай - это смерть отца Чингисхана Есугай-Баатура после пирушки с та­тарами (СС, § 67-68). Обезопасить от этого, видимо, был призван упомянутый выше обычай, когда сначала тот или иной напиток пил сам хозяин и только по­сле предлагал его гостю. В случае потенциальной опасности отравления или даже нападения монголы вынуждали себя время от времени под тем или иным предлогом покидать место попойки, чтобы освободить желудок от напитка (РАД 1-2, с. 35-36).
       
      Алкоголизм8
       
      Источники дают прямые и косвенные указания на то, что какая-то часть монгольского общества была не прочь употребить алкогольные напитки. Наиболее доступны они были членам «золотого рода», в особенности ханам. Неудивительно поэтому, что многие монгольские правители пьянство­вали и мало кто из них доживал до 50 лет9.
       
      Наиболее известная личность в Монгольской империи, страдавшая алкого­лизмом, - это великий хан Угедей, поощрявший строительство в государстве шараб-хане10. Угедей понимал, что причиной ухудшения состояния его здоровья является «постоянное опьянение» (РАД 2, с. 42-43), но, несмотря на советы лека­рей и близких ему людей, «он [ещё] больше пил» (РАД 2, с. 42), что в конце кон­цов привело его к смерти. Его сын Каши также «был большим любителем вина и постоянно пребывал в опьянении. умер от порока - чрезмерного пьянства - ещё молодым, при жизни отца» (РАД 2, с. 12). По мнению американского исто­рика Джона Массона Смита, ильхан Абага умер от белой горячки (delirium tremens)11, а его внук Улджайту скончался в возрасте 35 лет по причине наруше­ния пищеварения вследствие привычки выпивать [4, p. 50-51].
       
      Средневековые западноевропейские наблюдатели отмечали, что среди мон­голов было распространено принуждение к питию алкоголя тех, кто этого не же­лал12, что «пьянство у них считается почётным» (ДДПК, с. 35; ОЗО, с. 250).
       
      Нетрезвый образ жизни вели и некоторые военачальники монгольской ар­мии, например, у Урукту-нойона во время ближневосточного похода Хулагу нередко «вино шумело в голове» (РАД 3, с. 55).
       
      В источниках есть упоминания о том, что некоторые территории захваты­вались монголами потому, что «вино там [было] в изобилии»13. Во время поко­рения Румского султаната каждый монгольский воин в отрядах Байджу-нойона снабжался с покорённых территорий также и бурдюком вина (РАД 3, с. 23). Арабский историк Ибн ал-Асир и армянский монах Григор Акнерци независимо друг от друга сообщают, что для того, чтобы задобрить татар, их необходимо было напоить вином (ИЛИ, с. 44; ИМИМ, с. 25; ОЗО, с. 178, 212).
       
      Сборщики налогов на территории Улуса Хулагу, помимо всего прочего, тре­бовали как для государственной казны, так и для себя вина, иногда упоминается запрашиваемый объём - 1 ман (РАД 3, с. 255). К слову, чиновники в Иране также в качестве взятки брали, не говоря об остальном, фляги вина (РАД 3, с. 289).
       
      Борьба с алкоголизмом среди номадов
       
      Монголы осознавали, что многие их болезни возникали «вследствие постоянного питья вина» (РАД 3, с. 147; ПОС, с. 230). Например, одним из главных факторов развития такого распро­странённого среди кочевников заболевания, как подагра, является злоупотреб­ление алкогольными напитками.
       
      Уже Чингисхан считал пьянство пагубной привычкой, Рашид ад-Дин пере­даёт его слова так: «Когда человек, пьющий вино и водку, напьётся, он стано­вится слеп, - ничего не в состоянии видеть; он становится глух - не слышит, когда его зовут; он становится нем, - когда с ним говорят, - не в состоянии от­ветить. Когда он напьётся, то похож на человека при смерти: если он захочет сесть прямо, то не будет в состоянии [этого сделать], точно так, как оцепенел бы и обалдел человек, которого хватили по голове. В вине и водке нет ни пользы, ни разума, ни доблестей, и нет также доброго поведения и доброго нрава: [в хмелю люди] совершают дурные дела, убивают и ссорятся. <.> Если уж нет средства против питья, то человеку нужно напиться три раза в месяц. Как только [он] перейдет за три раза, - совершит [наказуемый] проступок. Если же в тече­ние месяца он напьется [только] дважды, - это лучше, а если один раз, - еще по­хвальнее, если же он совсем не будет пить, что может быть лучше этого?! Но где же найти такого человека, который [совсем] бы не пил, а если уж таковой най­дется, то он должен быть ценим!» (РАД 1-2, с. 262-263).
       
      В «Повести о споре мальчика-сироты с девятью витязями августейшего Чингиза» представлено понимание номадами отрицательных последствий по­требления алкогольных напитков, среди которых упомянуты кичливость и надменность, заторможенность речи, потеря человеком контроля над своими мыслями, опасность потерпеть поражение от врагов, быть убитым или пленён­ным (ПОС, с. 226-230).
       
      Призывы к трезвому образу жизни находили отклик среди кочевников Монгольской империи, например правитель Мавераннахра Хайду (Кайду) «не употреблял вина, кумыса и соли» (РАД 2, с. 16). Эмир Улуса Хулагу Кутлугшах, страдавший в своё время от алкоголизма, вылечился и совершенно отказался от употребления спиртных напитков (РАД3, с. 154).
       
      Насколько успешной была борьба с пьянством в Улусе Джучи, сказать сложно, хотя Абу Умар Минхадж ад-Дин ал-Джузджани, являвшийся кади в Дели, описывая ситуацию 60-х годов XIII века, указывал, что «люди, заслу­живающие доверия, говорят, что во всем войске его [Берке] такой порядок: каж­дый всадник должен иметь при себе молитвенный коврик с тем, чтобы при на­ступлении времени намаза заняться совершением его [намаза]. Во всём войске его никто не пьёт вина и при нём постоянно находятся великие учёные из [числа] толкователей [Корана], изъяснителей хадисов, законоведов и догматиков» (НР, с. 17; ОЗО, с. 47).
       
      Итак, наиболее распространённым и популярным среди номадов алкоголь­ным напитком был кумыс. Более крепкие напитки, прежде всего молочная водка, были доступны, как правило, лишь верхушке кочевого общества.
       
      Алкогольные напитки обычно распивались во время больших празднеств. Совместное распитие представителями разных слоёв общества крепких алко­гольных напитков служило своего рода платой - пожалованием от руководителя того или иного ранга подчинённым ему людям.
       
      Сведения источников позволяют утверждать, что часть кочевого общества была не прочь, в меру своих возможностей, употребить алкогольные напитки. Спиртные напитки были наиболее доступны членам «золотого рода», в осо­бенности ханам; многие правители страдали алкоголизмом.
       
      Номады осознавали, что злоупотребление алкоголем плохо сказывается на их здоровье. Нередко правители стремились ограничить потребление спиртных напитков. В Золотой Орде алкоголизация населения стала снижаться с началом распространения ислама.
       
      Примечания
       
      1. К алкогольным принято относить напитки, содержащие этиловый спирт (этанол), поэтому в их число входит и кумыс (как, кстати, и квас), крепость которого обычно доходит до 3°.
      2. При этом необходимо отметить, что вино очень часто в источниках служит синонимом слова алкоголь. Так, например, Киракос Гандзакеци переводил монгольское слово тарасун как вино (КГ, с. 173; ОЗО, с. 144), хотя нам известно, что кочевники изготавливали алкогольные напитки не из виноградного или плодово­ягодного сока, а из молока. Ср. также с упоминанием вина в Коране.
      3. Известно, что по количеству и составу белка, а также содержанию лактозы кобылье молоко близко женскому.
      4. Первое письменное упоминание о кумысе можно найти в произведении Геродота (484-424 гг. до н. э.), который при описании быта скифов представил рассказ о любимом напитке этого кочевого народа. Согласно Геродоту, скифы настолько опасались раскрытия секрета приготовления кумыса, что ослепляли невольников, чтобы он не стал им известен: «Всех своих рабов скифы ослепляют. [Поступают они так] из-за молока кобы­лиц, которое они пьют. Добывают же молоко скифы так: берут костяные трубки вроде свирелей и вставляют их во влагалища кобылиц, а затем вдувают ртом туда воздух. При этом один дует, а другой выдаивает кобы­лиц. Скифы поступают так, по их словам, вот почему: при наполнении жил воздухом вымя у кобылиц опус­кается. После доения молоко выливают в полые деревянные чаны. Затем, расставив вокруг чанов слепых рабов, скифы велят им взбалтывать молоко. Верхний слой отстоявшегося молока, который они снимают, ценится более высоко, а снятым молоком они менее дорожат. Вот почему ослепляют всех захваченных ими пленников. Скифы ведь не землепашцы, а кочевники» (Геродот. История. Кн. 4, ч. 2). В русских источниках упоминание о кумысе впервые встречается в Ипатьевской летописи (сообщение за 6756 (1250) г.).
      5. В том числе и чужеземным послам, см., например, сообщение ал-Муфаддала (Эльмуфаддаля) (ИСЭ,
      с. 193).
      6. Так, например, ильхан Абага жаловал своих подданных бурдюком собственного вина (РАД 1-2, с. 141).
      7. Такое наименование мы встречаем по крайней мере у китайцев (мэн-да) и армян (мугал-татар).
      8. Следует отметить, что у представителей монголоидной расы в ослабленном варианте в организме представлен фермент алкоголь-дигидрогеназа, отвечающий за расщепление алкоголя [8, с. 380], поэтому они тяжелее переносят потребление крепких напитков (ср. с ситуацией с индейцами Северной Америки и наро­дами Севера России). На то, что попойка монголов нередко сопровождалась рвотой, указывали западноевропей­ские путешественники Иоанн де Плано Карпини («когда кто много выпьет, там же извергает обратно» (ДДПК, с. 35; ОЗО, с. 250)) и Ц. де Бридиа («от чрезмерной выпивки они опорожняют свой желудок» (ЦДБ, с. 122)).
      9. Алкоголизмом страдали многие ильханы, вследствие чего они рано умирали, например Абага - в 48 лет, Газан - в 33 года, Улджайту - в 35 лет. Подобную же картину можно наблюдать и в Юаньском Китае после смерти Хубилая.
      10. Подробнее об алкоголизме Угедея см. [3].
      11. На такой вывод Джона Массона Смита, очевидно, натолкнул рассказ Рашид ад-Дина о кончине ильхана Абаги: «3 числа месяца зи-л-ка’дэ лета 680 [13 II 1282] Абага-хан из столицы Багдада направился в Хамадан. Он прибыл в город Хамадан в среду 6 зи-л-хиджджэ [18 III] и расположился во дворце мелика Фахр-ад-дина Минучихра. Все время он предавался пиршествам и наслаждениям. В среду 20 числа месяца зи-л-хиджджэ лета 680 [1 IV 1282]. после чрезмерного питья, за полночь, он вышел за нуждою. Изменяю­щий обстоятельства и предопределяющий смертный час представил ему в воображении чёрную птицу, си­дящую на одной из ветвей тех деревьев, что находились там. Он вскричал: “Что это за чёрная птица?” - и приказал корчию сбить её стрелой. Сколько ни озирались, никакой птицы не нашли. Вдруг он закрыл глаза и в золотом кресле отдал нежную душу» (РАД3, с. 97).
      12. «И когда они хотят побудить кого-нибудь к питью, то хватают его за уши и сильно тянут, чтобы расширить ему горло, и рукоплещут и танцуют пред его лицом. Точно так же, когда они хотят сделать кому- нибудь большой праздник и радость, один берёт полную чашу, а двое других становятся направо и налево от него, и таким образом они трое идут с пением и пляской к тому лицу, которому они должны подать чашу, и поют и пляшут пред его лицом; а когда он протянет руку для принятия чаши, они внезапно отскакивают и снова возвращаются, как прежде, и издеваются над ним таким образом, отнимая у него чашу три или четыре раза, пока он не развеселится хорошенько и не почувствует хорошего аппетита. Тогда они подают ему чашу, поют, хлопают в ладоши и ударяют ногами, пока он не выпьет» (ДДПК, с. 94; ОЗО, с. 316-317).
      13. Речь идёт о захвате монголами китайского города Тэсин-фу (современного города Баоань в провин­ции Хэбэй) (РАД 1-1, с. 168).
       
      Источники
       
      ДДПК - Карпини Дж. дель П., де Рубрук Г., Марко Поло. История монгалов. Путеше­ствие в восточные страны. Книга Марко Поло. - М.: Мысль, 1997. - 460 с.
      ОЗО - Гатин М. С., Абзалов Л. Ф., Юрченко А. Г. Образование Золотой Орды. Улус Джучи Великой Монгольской империи (1207-1266). Источники по истории Золотой Орды: от выделения удела Джучи до начала правления первого суверенного хана. - Казань: Тат. кн. изд-во, 2008. - 479 с.
      ИСЭ - Тизенгаузен В. Г. Из сочинения Эльмуфаддаля // Сб. материалов, относящихся к истории Золотой Орды. - СПб.: Изд. на иждивение гр. С. Г. Строганова, 1884. - Т. I: Извлечения из сочинений арабских. - С. 176-199.
      ИМИМ - История монголов инока Магакии, XIII века. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1871. - 118 с.
      РАД 1-1 - Рашид ад-дин. Сб. летописей: в 4 т. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. - Т. 1, кн. 1. - 221 с.
      РАД 1-2 - Рашид-ад-дин. Сб. летописей: в 4 т. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. - Т. 1, кн. 2. - 315 с.
      РАД 2 - Рашид ад-дин. Сб. летописей: в 4 т. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. - Т. 2. - 248 с.
      ПОС - Повесть о споре мальчика-сироты с девятью витязями августейшего Чингиза (Приложение № 3) // Хамидуллин Б. Л. Чингиз-хан - 850: дилогия. - Казань: ПИК «Дом печати», 2002. - Кн. 1. - С. 224-232.
      КГ - Гандзакеци К. История Армении. - М.: Наука, 1976. - 357 с.
      СС - Козин С. А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. под названием Mongyol-unniyuca tobciyan. Юань чао би ши. Монгольский обыденный изборник. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. - Т. 1, кн. 1. - 357 с.
      ЦДБ - Христианский мир и «Великая Монгольская империя»: Материалы францискан­ской миссии 1245 г. - СПб.: Евразия, 2002. - 477 с.
      РАД 3 - Рашид ад-дин. Сб. летописей: в 4 т. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1946. - Т. 3. - 340 с.
      ИЛИ - Тизенгаузен В. Г. Из летописи Ибнеалсира // Сб. материалов, относящихся к ис­тории Золотой Орды. - СПб.: Изд. на иждивение гр. С. Г. Строганова, 1884. - Т. I: Извлечения из сочинений арабских. - С. 1-45.
      НР - Из «Насировых разрядов» Джузджани // Сб. материалов, относящихся к истории Золотой Орды. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. - Т. II: Извлечения из персидских сочинений, собранные В. Г. Тизенгаузеном и обработанные А. А. Ромаскевичем и С. Л. Волиным. - С. 13-19.
       
      Литература
       
      1. Hammer-Purgstall J. Geschichte der Goldenen Horde in Kiptschak, das ist: der Mongolen in Russland. - Pesth: C. A. Hartleben’s Verlag, 1840. - 683 S.
      2. Spuler B. Die Goldene Horde. Die Mongolen in Rupland, 1223-1502. - Leipzig: Harras- sowitz, 1943. - 556 S.
      3. Allsen T. E. Ogodei and Alcohol // Mongol. Stud. - 2007. - No 29. - P. 1-12.
      4. Smith J. M. Dietary Decadence and Dynastic Decline in the Mongol Empire // J. Asian Hist. - 2000. - V. 34, No 1. - P. 35-52.
      5. Зайцев И. В. Алкоголь в Золотой Орде и Крымском ханстве (XIV - XVIII вв.) // Orientalistica Iuvenile: Сб. работ молодых сотрудников и аспирантов. - М.: Ин-т востоковедения РАН, 2001. - Ч. 2. - С. 100-137.
      6. Крамаровский М. Г. Джучидский пир // Гос. Эрмитаж. Отделу Востока 80 лет: Тез. докл. юбил. науч. конф. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2000. - С. 56-60.
      7. Жуковская Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. - М.: Наука, 1988. - 196 с.
      8. Жуковская Н. Л. Напитки «белые», напитки «чёрные» - сакральная антитеза в пи­щевой традиции монголов // Хмельное и иное. Напитки народов мира. - М.: Наука, 2008. - С. 371-385.
      9. Липец Р. С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. - М.: Наука, 1984. - 263 с.
    • Алкогольные напитки
      Автор: Saygo
      А тут образцы алкогольной экзотики.

      1. Змеиное вино



      Змеиное вино встречается преимущественно в Азии и готовится погружением целой змеи в рисовое вино. Считается, что этот напиток обладает целебными свойствами и благотворно влияет практически на всё – начиная от выпадения волос до половой потенции.

      2. Пиво со вкусом шоколадного пончика



      Это крепкое пиво со вкусом шоколадного пончика производят в Александрии (шт. Вирджиния). Оно сделано с добавлением настоящего шоколада и множества других аппетитных ингредиентов.

      3. Ликёр «Три ящерицы»



      Для того, чтобы получился этот напиток, в рисовый ликёр настаивают на настоящих ящерицах (обычно семейства гекконовых). Традиционная восточная медицина считает, что таким образом энергия геккона переходит в алкоголь, а потом и к тому, кто его пьёт.

      4. Пульке



      Эта молочного вида субстанция производится из ферментированного сока растения под названием магей. Пульке пьют ещё со времён ацтеков, правда, после изобретения пива он стал пользоваться меньшей популярностью.

      5. Пиво со вкусом пиццы



      Это странное изобретение сделали повара Том и Афина Сифрут, когда после приготовления пиццы у них осталось слишком много помидор и чеснока.

      6. Водка на скорпионе



      Водка настаивается на специально выращенных на ферме скорпионах. Спросите, а как же смертельный яд? Не беспокойтесь, токсины нейтрализуются при помощи специальной обработки до того, как скорпионов добавят в алкоголь. Они, кстати, съедобны.

      7. Пиво из белки



      Это «самое крепкое, дорогое и шокирующее пиво» от пивоварни BrewDog. За бутылку, вставленную в беличью шкурку, придётся выложить 765 долларов. Крепость напитка – 55%.

      8. Пиво с перцем чили



      Напиток для самых суровых огнеедов. В каждой бутылке плавает по стручку жгучего перца.

      9. Водка, настоянная на беконе



      Американцы уверены, что бекон может улучшить вкус всего на свете.

      10. Чича



      Этот напиток был известен еще древним инкам. Для того, чтобы приготовить чичу, перуанские женщины жуют кукурузу и полученную жижу сплевывают в специальные фляги с теплой водой, где она и бродит. Получившийся напиток молочно-желтого цвета подают в тыквах.