Sign in to follow this  
Followers 0
Gurga

Бурлаки на парашютах или Шпаковский против...

43 posts in this topic

В 7 грудня 2012 р.в21:42, Snow сказал:

Не знаю, как насчет смысла, но очень многое может рассказать о жизни России знаменитая картина "Бурлаки на Волге".
Когда Достоевский увидел эту знакомую нам с детства картину Ильи Репина, он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста. В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил: «...бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!» И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику. Славные, знакомые фигуры: два передовые бурлака почти смеются, по крайней мере, вовсе не плачут и уж отнюдь не думают о социальном своем положении. Солдатик хитрит и фальшивит, хочет набить трубочку. Мальчишка серьезничает, кричит, даже ссорится — удивительная фигура, почти лучшая в картине и равна по замыслу с самым задним бурлаком, понуренным мужичонкой, плетущимся особо, которого даже и лица не видно... Ведь нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу... Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины». Достоевский не мог даже представить, сколько банальностей еще будет сказано об этой картине и каким бесценным документом она будет теперь для тех, кто захочет понять организацию труда бурлаков.

Цитата

Откуда мы знаем о тяжелой доле бурлаков, тянувших по рекам и озерам суда в дореволюционной России? Ну, конечно, главным образом, благодаря известной картине Ильи Репина «Бурлаки на Волге», репродукции которой есть даже в школьных учебниках. Но вот насколько соответствует все изображенное на ней исторической правде — это очень и очень большой вопрос.

Еще в старой советской школе нам, тогдашним ее ученикам, рассказывали о тяжелом труде волжских бурлаков, а мы должны были, глядя на картину Репина, пересказать слова учительницы своими словами. В итоге получалось так, что несчастнее людей не было на свете, ну и понятно, покончивший со всем этим Великий Октябрь был событием в высшей степени справедливым.

Однако потом я как-то прочитал книгу американского писателя Бернарда Шульца «С индейцами в Скалистых горах» и вот там тоже был описан труд местных бурлаков-кордильеров, которые хотя и тащили габару вверх по течению, по вечерам и песни пели и, вообще, отнюдь не показаны несчастными людьми. Впрочем в сознании это хотя и отложилось, но к каким-то выводам я тогда не пришел. Мол, американская габара это одно, а наша волжская баржа — совсем другое.

Но потом я как-то раз сам оказался на Волге, и вопросы посыпались один за другим. Оказалось, что берега у Волги разные. Левый низменный, пологий и песчаный. А правый высокий и обрывистый. Причина этого в том, что Волга течет в меридиональном направлении и на ее течении действует «сила Кориолиса», подмывающая правый берег.

А вот теперь давайте посмотрим на карту и прикинем, как долго пришлось бы тащить баржу бурлакам вверх из Астрахани в Нижний Новгород на торговую ярмарку?! Левым берегом идти неудобно, хотя он и пологий, именно из-за той же «кориолисовой силы», а правой — просто невозможно, так как обрывы там подходят вплотную к берегу, который к тому же зарос кустарником.

И как же они тогда шли? Особенно если учесть, что на картине Репина они идут как раз по правому берегу! А все дело в том, что показано на полотне художника не совсем то, что было на самом деле. Просто автору его захотелось единичное явление сделать массовым, и поскольку он был талантлив, то это ему вполне удалось. Репин был человеком впечатлительным, интеллигентным, вот на него они тяжкое впечатление и произвели.

288630.jpegнабросок к картине «Какой однако это ужас, — говорю я уж прямо. — Люди вместо скота впряжены! Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например, буксирными пароходами?» — вспоминает свои впечатления Илья Ефимович на страницах автобиографической книги «Далекое близкое». Другой, более поздний, отзыв его был таким: «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».

Между тем, если бы художник слушал все это повнимательнее, то… сюжет картины вполне мог быть совершенно другим! Дело в том, что картина эта реально живописует труд бурлаков совсем не таким, каким он был на самом деле, и в этом нетрудно убедиться, обратившись к монографии И.А. Шубина «Волга и волжское судоходство, изданной в СССР в 1927 году. Дело в том, что настоящие бурлаки работали совсем по-другому. Они же баржи снизу вверх по реке гнали, и как тут берегом вдоль реки можно было идти? Хоть левый, хоть правый берег бери — все одно вдоль воды далеко не уйдешь!

Поэтому на баржах верхняя палуба была всегда ровной — понятно, что это были те баржи, что плыли вверх по течению самоходом шли, потому как были еще и баржи буксирные. На корме такой баржи стоял большой барабан. А на нем был трос намотан, а к нему цеплялись три якоря. Движение начиналось с того, что люди садились в лодку, забирали с собой канат с якорем и плыли вверх по течению, а якорь бросали. Потом другой, третий, до тех пор, пока им каната хватало.

А тут уж и бурлакам приходилось браться за работу. Подходили они к этому канату, цеплялись за него своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, а там, на корме, его наматывали на барабан. Получалось, что шли они назад, а палуба у них под ногами проходила вперед. Потом они опять бежали на нос баржи, и все это повторялось. Вот так баржа и плыла вверх по течению до самого первого якоря, который потом поднимали, а после и второй, и третий. То есть поочередно их все время и ставили, и поднимали, так что баржа как бы сама собой по канату ползла против течения. Понятно, что это был труд нелегкий, но не такой, чтобы люди от него падали!

Зато всякая артель бурлацкая при найме на работу сговаривалась о харчах. И за такой труд в день им обычно давали: хлеба уж не меньше, чем по два фунта, мяса по полфунта, а рыбы — сколько съедят (!), да к тому же еще сколько-то масла, сахара, соли, чаю, табака, крупы — все-все оговаривалось. Отдельно на палубе ставилась бочка с красной икрой — у кого желание было — тот мог подойти, горбушку хлеба от своей доли отрезать и ложками сколь хочешь есть. После обеда всегда спали, работать было грех.

И только если уж лоцман по пьянке посадит баржу на мель, тогда лишь приходилось всей артелью лезть в воду, и вот так, как Репин это написал, баржу с нее стаскивать. И то… перед этим особо договаривались о том, за сколько бурлацкая артель будет это делать, а после купец-то им за это еще и водки ставил! И денег за летний сезон хороший бурлак зарабатывал столько, что в зимнее время мог и ничего не делать, и все равно ни он сам, ни его семья при этом не бедствовали. А если он не пьянствовал по кабакам, а давал деньги в рост своему хозяину, так ему и вовсе была хорошая жизнь.

Хозяева таких ценили, старались всячески услужить и добиться их расположения. К таким шли самые сильные и сноровистые артели, поэтому и на ярмарку в Нижний Новгород они добиралась раньше других, и имели барыша поболе, чем другие! Вот это и было общее, а то, что мы видим на картине у Репина, — единичное. А зачем он это так написал тоже понятно: вызвать у зрителя жалость к трудящимся. Это в то время мода такая была у русской интеллигенции, и Илья Ефимович был отнюдь не одинок в том, чтобы представить его страдания «пожалостливее»!

А были ведь еще и баржи-коногонки — где вместо бурлаков работали лошади, вращавшие этот самый барабан. Вот только особых преимуществ перед людьми они не имели. То есть да, в работе «коногонки» обходились куда дешевле, тем более что и сено и овес для лошадей покупали прямо на стоянках, а с собой не везли. Но зато как быть, если баржа вдруг села на мель? Стаскивать ее лошадьми? Очень даже это было неудобно во всех отношениях. А держать на этот крайний случай на борту бурлаков — невыгодно. То есть нужно было куда-то ехать их искать, а время-то дорого, не говоря уж о том, что в страду все артели были давно уже разобраны. Вот поэтому-то они широкого распространения и не получили и никто картин о труде этих коняг не написал!

Интересно, что написанная Репиным картина очень понравилась Федору Достоевскому, который в своем «Дневнике писателя» высказался о ней, как о подлинном торжестве правды в искусстве. Но самое удивительное, что потом за 3000 рублей ее купил великий князь Владимир Александрович и повесил в бильярдной комнате Владимирского дворца: «Нaдo пpaвдy скaзaть, чтo вeликoмy князю кapтинa этa искpeннe нpaвилaсь. Oн любил oбъяснять oтдeльныe xapaктepы нa кapтинe: и pacстpигy пoпa Kaнинa, и coлдaтa Зoтoвa, и нижeгopoдскoгo бoйцa, и нeтepпeливoгo мaльчишкy — yмнee вcex свoиx стapшиx тoвapищeй; вcex иx знaл вeликий князь, и я слышaл coбствeнными yшaми, c кaким интepecoм oн oбъяснял вce дo caмыx пoслeдниx нaмeкoв дaжe в пeйзaжe и фoнe кapтины», — писал о том сам И.Е. Репин в своих воспоминаниях.

Вячеслав Шпаковский,  pravda.ru



 


 

Share this post


Link to post
Share on other sites


ШпакOFFский и тут отметился?

Ну, пусть расскажет, как казаки по Амуру свои дощаники тягали, фрик недорезанный!

Естественно, что бурлаки - это было относительно неплохо оплачиваемая работа, но ШпакOFFский - он-то все превзошел! Сам, можно сказать, тягал!

image82010742.jpg.6d82cf44ce509a3f741f69

И, если он не знает, что икра тогда не ценилась практически никак (побочный продукт рыболовства), то уже ничем помочь не могу - после 100500 его перлов по всем историческим темам, куда он совал свой носишко, уже тошнит от одного его духа!

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
Мец Адам. Мусульманский Ренессанс, 1973

Для подъема судов вверх по течению на Тигре пользовались весьма своеобразным методом: длинный буксирный канат закрепляли на берегу в какой-нибудь точке вверх по течению, бурлаки находились на самом судне, и через плечо у них была надета лямка, прикрепленная к главному канату... Передние всякий раз переходили тянуть назад, и так продолжалось до тех пор, пока весь буксирный канат не лежал красивыми кольцами на палубе судна.

Ээээ, испокон веков так подымали суда вверх по течению.
 

Share this post


Link to post
Share on other sites

И тяга конями, и подъем с завозом якоря - все было. Но фрик, как всегда, сделал "эпохальное открытие"!

Пусть закроет - фото 1900-х годов (Волга, Енисей, Вятка и т.п.):

Burlakwomen.jpg.e690d1d041afb9a31a86551a

660571_900.jpg.b44b4abe65eb2f8fad75ff59f

2K7O8-jlMK8.jpg.1919e9ca0cfebb10156ae434

344727_9274nothumb500.jpg.0e997c0da7fd8b

573e23ca66f0d_--------.jpg.d092d6a5b9550

shugor-karazin-2.jpg.b5879bab6cae5fcaf11

Вот Голландия:

da3de66d2bcb264a2a9fbaf3922.jpg.1821f84e

Вот Китай:

1.jpg.a061023babd7288e74a3ad12763e29d7.j

Я не понимаю, зачем нам сюда еще и ШпакOFFского тянуть? Здесь сайт помойка.рф?

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Уберите пожалуйста, я тут того... навалил" (с)?

Нет уж, пускай висит.

Но впредь херра ШпакOFFского прошу не тащить сюда ни в какой номинации. Я боюсь за детей, которые читают написанные им книШки.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересные фотографии. Как был запечатлен процесс?  "остановись мгновение"? Не впечатляет, показуха.




 

Share this post


Link to post
Share on other sites
8 часов назад, Gurga сказал:

через плечо у них была надета лямка

Как она (лямка) называлась хоть по-шумерски, хоть по-халдейски? Если имела место как реалия, то и название должно остаться в языке.

Share this post


Link to post
Share on other sites
10 час назад, Gurga сказал:

Интересные фотографии. Как был запечатлен процесс?  "остановись мгновение"? Не впечатляет, показуха.

 

Да "все подделано"!

И Репин - фальсификатор!

ВЫ персонально - можете ничему не верить и продолжать витать в облаках, почитывая всякую чушь типа Мурада Аджи и ШпакOFFского.

Sapienti sat

Share this post


Link to post
Share on other sites

Продолжаем смотреть - в скольких странах фальсифицировали историю:

1) Венгрия, Венгерская Национальная галерея, картина Лайоша Деак-Эбнера «Женщины-бурлачки»

97517_or.jpg.0a798bded28d6a63ee66982953d

2) Снова Россия - неожиданно Верещагин:

573ec83696564_800px-.jpg.70f0c8bbab6fa29

И Саврасов (1871):

0_d1d05_fb32b0e1_XL.jpg.602f9a9ec764d153

А вот 1929 г, (как раз в этом году бурлачество в экономических целях запретят законодательно) - поход в Полярный Урал научной экспедиции, очерк Владимира Тоболякова "На Полярный Урал":

Цитата

 

Начинаются каменистые косы. Течение очень сильное: местами едва можем тянуть лодку. Бурлаки поминутно останавливаются. Зоолог, тащивший бечевку, упал сегодня на галечный бечевник и повредил ногу. Около носа лодки злобно журчит вода.

...

На перекатах бечева становится бессильной. Мы выскакиваем из лодки и, ухватившись за борты и уключины, помогаем бурлакам вытянуть лодку. Камни царапают лодочное дно. Негодующая вода струится меж ног, стараясь повалить нас.

Днем первого июля приключается несчастье. Когда бурлаки, низко согнувшись, тащили бечеву, вдруг позади, за их спинами, слышится ужасный крик кормовщика:

- Бросай бечеву!

Они оглядываются и видят, что порвалась перемычка и бечева тянет вниз мачту и накреняет лодку.

— Бросай!..

Освобожденная лодка выпрямляется и несется вниз. За ней змеится поводе бечева... Едва удается задержаться в кустах. Привязываем перемычку и снова, напрягая последние уже усилия, лезем упрямо вперед и вперед...

До Урала всего километров восемь. Точно грозовые облака темнеют его вершины. Перекаты превращаются в губительные пороги. Мелкие и крупные коварные камни глядят своими гладко отесанными вершинами из-под воды. Зеленая бутылочного цвета вода, пенясь, неистовствует вокруг них и нашей лодки.

Вдали чернеют большие косы, обогнуть которые совершенно невозможно.

Надо переваливать на другой берег! Но как? На веслах переехать нет сил. Мы не успеем взмахнуть веслом, как стремительно отнесется назад мощным непобедимым течением.

Опять бурлаки цедят меж ладоней бечеву, опять идет лодка к желанному берегу. Вот уже остается до него шагов пять, вот, кажется, можно уцепиться руками за прибрежный кустарник...

— Скачите!!

Зоолог бросается в воду, хватается за уключину... Но всесильный порыв течения вырывает лодку из рук зоолога и он, распластавшись, падает в воду.

— Так ничего не выйдет! - говорит Филипп. — Чуть человека не утопили. Надо бечеву на маленькой лодочке на тот берег завести, а потом уже подтягивать на ней лодку!..

Так мы и делаем.


 

1929-2-28.jpg.6a8e3798555161f41a1f26251a

3) Германия - тут действительно идут кони, по берегу:

737px-Finowkanal-treidel.jpg.cc6ee43be54

Сколько же их, фальсификаторов! И в разных странах! И в разное время!

И никто не читал ШпакOFFского! И никто не думает своей головой, как Gurga!

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Очень недавно и, неожиданно, в Англии:

img_4595.thumb.jpg.702e31af8ce736169f3a8

img_4590.jpg.44fa13495cc5abdaad195ba7d1d

А вот даже видео от 2009 г. - взяли и попробовали эти горе-реконструкторы, даже об имени великого и ужасТного ШпакOFFского не слыхавшие!

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот еще хорошее видео:

https://www.youtube.com/watch?v=4Qw6iIk5xz8

Что "у них" с конями - это всего лишь показатель лучшего экономического положения населения. В сезон на Волге до 600 тыс. народа бурлачило, но бурлаками работали не только на Волге - другие реки тоже требовали этого тяжелого труда.

Если читать сообщения казаков на Амуре - им постоянно приходилось идти бечевой. 

А вот на севере фальсификаторы, не знавшие про гений ШпакOFFского, даже собак запрягали в лямку и тянули лодки!

XGYC4_078.thumb.jpeg.2939483c54f2f88541e

Заметьте, в гнусном сговоре с Саврасовым, Верещагиным, Репиным и Лайошем Деак-Эбнером с целью сфальсифицировать историю речного судоходства находится и швед Тиль!

Воистину, международный заговор с целью дать работу гению ШпакOFFского!

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Но даже на западе они развивались - например, шестами помогали коняшке (ок. 1900):

22157.jpg.7366702ccc8abd2aebf6c98cf4276d

А после войны - так и машинку могли припрячь:

scan0002.thumb.jpg.35e5592751fed31ad69dd

И заметьте - все у них легко и просто, практически как у ШпакOFFского, который на своих могучих плечах всю Волгу перетягал!

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, RedFox сказал:

Как она (лямка) называлась хоть по-шумерски, хоть по-халдейски? Если имела место как реалия, то и название должно остаться в языке.

Не обучены мы таким языкам, а вот рельеф из дворца Саргона II в Хорсабаде (VIII в. до н.э.) - пожалуйста:

relief-of-men-towing-a-boat-khorsabad-pa

Они, видать, тоже все назло ШпакOFFскому сделали, да еще и с Репиным договорились?

И главное, как запечатлели сие? Неужто "остановись, мгновенье, пока я рельефчик забабахаю"? Не, не верю - показуха сплошная!

Share this post


Link to post
Share on other sites

А вот тут бельгийцы явно вступили в заговор с Репиным - надо же! Тянут гребной лихтер по каналу! И аж в 1912 г.!

FB1_038.thumb.jpeg.18f86f6c62ef3e6f73512

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот неплохой разбор движения бурлаков с всякими расчетами и диаграммами - явно ШпакOFFский это все отвергаэ и негодуэ!

Цитата

 

Тяжело ли было бурлакам?

Ни одна река в мире не знала такого размаха бурлачества, как Волга. Главная причина этого — чисто физическая: почти на всей судоходной части реки скорость течения не слишком велика. Ниже мы покажем прямую связь скорости течения с физической нагрузкой, приходящейся на каждого бурлака.
Наиболее активно бурлаки работали на участке от Рыбинска до Астрахани протяженностью 2645 км.

Репин показывает ватагу бурлаков (11 человек), идущую «бичевой» по песчаной отмели в безветренный солнечный день. Ход «бичевой» начинался обычно выше устья Камы. Бичевой называлась прочная веревка толщиной 3 дюйма ( ~7,5 см) и длиной порядка 100 саженей (~ 214 м). Длина бичевы выбиралась так, чтобы можно было вести судно по достаточно глубокому месту. В то же время величина угла aгор (рис. 1) не должна была приводить к большим потерям совершаемой работы.

 

Один за всех, и все за одного

 

И.Е. Репин точно указал место крепления бичевы (верхняя часть мачты) и ее провис. Казалось бы, бичева должна быть натянута, и крепить ее нужно так, чтобы угол aверт (рис. 2) был как можно ближе к 90°. Все было бы так, если бы бичева была невесома. На деле вес такого каната составлял не менее 2500-3000 Н, и, прикрепляя канат к вершине мачты высотой ~ 30 м, бурлаки основную долю веса «вешали» на мачту. Не случайно бурлаки не любили, когда бичева начинала «трубить», т.е. когда приходилось идти по высокому берегу, и место крепления бичевы оказывалось ниже бурлацкой тропы — «бичевника». Впрочем, такое случалось редко, т.к. размеры судна, его грузоподъемность и высота мачты выбирались опытным путем с учетом высоты берегов и глубины русла Волги.

 

Один за всех, и все за одного

 

Тип судна на картине определить нетрудно — это знаменитая волжская расшива. Длина наиболее распространенных расшив грузоподъемностью 20 000 пудов равнялась L » 25 м, ширина В » 7,5 м, осадка Т » 1,8 м, высота мачты Н » 30м, длина райны (прикрепленной к мачте перекладины), необходимой для движения судна под парусом, также равнялась ~ 30 м.

Расстояние от Астрахани до Н. Новгорода (2172 км) груженые расшивы преодолевали за 2,5-3 месяца, стараясь в основном двигаться под парусом. В безветренные дни в низовьях Волги при быстрых паводковых водах суда двигались подачей (рис. 3). В этом случае вперед судна завозились якоря, и расшива подтягивалась к ним с помощью каната, вытягиваемого бурлаками, идущими по палубе. При этом брался канат в 4-5 раз длиннее и в 1,5 раза толще бичевы, но его вес не слишком осложнял работу. При ходе подачей практически нет потерь в совершаемой работе из-за иной геометрии приложения сил. Тем не менее хорошо известно, что бурлаки предпочитали ход бичевой. Очевидно, дополнительная работа, связанная с завозом якорей, была весьма обременительной.

 

Один за всех, и все за одного

 

Попытаемся дать количественную оценку тяжести бурлацкого труда. Так как судно движется с постоянной скоростью, проекция силы тяги на направление движения равна силе сопротивления водного потока:

Fтяги = Fсопротивл

В справочнике «Спутник механика» («Vade Mecum») Бернулли, впервые переведенном и изданном в России в 1864 г., можно найти следующее утверждение: «Сопротивление движению судна пропорционально погруженной части наибольшего поперечного сечения судна, а также квадрату скорости судна». Выведем соответствующую формулу в современных обозначениях. Качественно она получается, если вспомнить, что по 2-му закону Ньютона сила равна изменению импульса в единицу времени. Запишем передаваемый за время Dt импульс водного потока, падающего ортогонально на погруженную в воду пластину площадью S, в виде:

P = mv = rVv = rSЧDtЧvЧv = rSv2Dt.

Здесь r — плотность воды, v — скорость потока воды. Отсюда сила сопротивления равна:

F = (Cx/2)rSv2.

Безразмерный коэффициент Cx определяется экспериментально для каждого конкретного судна и зависит от обтекаемости. В современных реальных расчетах с помощью нескольких безразмерных параметров учитывается также трение воды о всю смоченную поверхность. Однако для оценки достаточно приведенной формулы.

При движении расшивы против течения следует помнить, что скорость водного потока, оказывающего сопротивление движению, равна сумме скорости течения реки v1 и скорости движения бурлаков v2.

Конкретные значения скорости течения Волги во времена Репина можно найти в словаре Брокгауза и Ефрона. Весной, в мае, скорость течения изменялась от 2,5 фут/с в верховьях до 7,7 фут/с ниже Саратова. Летом эти цифры уменьшались до 1,5 фут/с и 3 фут/с соответственно. На плесах, ровных участках реки, удобных для судоходства, можно принять скорость течения 2,3 фут/с. Из описаний труда бурлаков следует, что «без ветра, бичевой» они преодолевали в день по берегу от 5 до 10 верст. Таким образом, их скорость равнялась 0,3-0,6 фут/с. Если взять большее значение, то вычисления по формуле Бернулли, которые мы не приводим, показывают, что сила сопротивления движению расшивы на волжских плесах равнялась примерно 2400 Н.

К этой цифре необходимо добавить сопротивление, создаваемое рулем, который необходимо всегда держать под некоторым углом к направлению течения, иначе расшива воткнулась бы в берег. Для плоской пластины безразмерный коэффициент Сx = 1,1, площадь руля Sруля = 6 м2, и, принимая aруля = 10°, находим по формуле:

Fсопр. руля = (Cx/2)rЧSЧsin aруля Чv2,

так что дополнительное сопротивление руля равно примерно 400 Н.

Сила тяги бурлаков (в соответствии с рис. 1 и 2) рассчитывается по формуле:

Fтяги = Fсопр/(cos aгорЧsin aверт).

Точное значение этих углов по картине И.Е. Репина установить невозможно, но ориентировочно, зная длину бичевы, расстояние от бурлацкой тропы до судоходного русла (~ 100 м) и высоту мачты, можно считать произведение

cos aгорЧ sin aверт = 0,7-0,8.

Следовательно, сила тяги бурлаков получается равной 3500-4000 Н. При численности ватаги в 10-11 человек, нагрузка на каждого бурлака равна 320-380 Н.

Любой, желающий почувствовать себя «в шкуре» бурлака, должен сделать бурлацкую лямку — кожаный пояс длиной 3 аршина (213,36 см) и шириной 4 вершка (17,78 см) с концами, сшитыми вместе, перекинуть ее через блок, жестко закрепленный на опоре на уровне груди, и укрепить на другом конце груз массой 40 кг (вес 400 Н). Если перекинуть веревку через блок, надеть лямку на грудь и начать двигаться так, чтобы поднять груз, вы почувствуете примерно ту же нагрузку, которую испытывал бурлак. С учетом того, что рабочий день бурлаков длился от рассвета до заката (с небольшим перерывом), получается, что работать бурлаком было действительно трудно! Заметим, что основной вклад в сопротивление вносит течение реки, так что уменьшение скорости течения на 25% снижает нагрузку на 44%, а возрастание на столько же приводит к росту нагрузки на 56%.

Старинные меры длины и веса
1 сажень = 3 аршина = 12 четвертей = 7 футов = 2,1336 м;
1 аршин = 4 четверти = 16 вершков = 0,7112 м;
1 верста = 500 сажен = 1066,8 м;
1 м = 2,38 фут;
1 кг веса = 2,4419 русского фунта;
1 пуд = 16 кг веса.

 

 

А вот глава из книги Гиляровского - как раз из таких "ШпакOFFского не читал, но осуждаю":

Цитата

 

Приняла меня оравушка без расспросов, будто при-шел свой человек. По бурлацкому статуту не подобает расспрашивать, кто ты, да откуда? Садись, да обедай, да в лямку впрягайся! А откуда ты, никому дела нет. Накормили меня ужином, кашицей с соленой судачиной, а потом я улегся вместе с другими на песке около прикола, на котором был намотан конец бичевы, а другой конец высоко над водой поднимался к вершине мачты. Я уснул, а кругом еще разговаривали бурлаки, да шумела и ругалась одна пьяная кучка, распивавшая вино. Я заснул как убитый, сунув лицо в песок - уж очень комары и мошкара одолевали, особенно, когда дым от костра несся в другую сторону.

Я проснулся от толчка в бок и голоса над головой: - Вставай, ребятушки, встава-ай...

Песок отсырел... Дрожь проняла все тело... Только что рассвело... Травка не колыхнется, роса на листочке поблескивает... Ветерок пошевеливает белый туман над рекой... Вдали расшива кажется совсем черной...

- Подходи к отвальной!

Около приказчика с железным ведром выстраивалась шеренга вставших с холодного песка бурлаков с заспанными лицами, кто расправлял наболелые кости, кто стучал от утреннего холода зубами. Согреться стаканом сивухи - у всех было единой целью и надеждой. Выпивали... Отходили... Солили ломти хлеба и завтракали... Кое-кто запивал из Волги в нападку водой с песочком и тут же умывался, утираясь кто рукавом, кто полой кафтана. Потом одежу, а кто запасливый, так и рогожу, на которой спал, валили в лодку, и приказчик увозил бурлацкое имущество к посудине.

Ветерок зарябил реку... Согнал туман... Засверкали первые лучи восходящего солнца, а вместе с ним и ветерок затих... Волга - как зеркало... Бурлаки столпились возле прикола, вокруг бичевы, приноравливаясь к лямке,

- Хомутайсь! - рявкнул косной с посудины... Стали запрягаться, а косной ревел: - Залогу!...      Якорные подъехали на лодке к буйку, выбрали канаты, затянули дубинушку и, наконец, якорь показал из воды свои черные рога...

- Ходу, ребятушки, ходу! - надрывался косной.

- Ой, дубинушка, ухнем, ой, лесовая, подернем, по-дернем, да ух, ух, ух... Расшива неслышно зашевелилась.

- Ой, пошла, пошла, пошла... А расшива еще только шевелилась и не двигалась... Оравушка топталась на месте, скрипнула мачта...

- Ой, пошла, пошла, пошла...

Прямо реалити-шоу для мыслящего зрителя! Gurga, присоединяйтесь!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Бурлаки также проводят суда к месту стоянки. Это и сейчас делают практически так же на стоянках для малых судов – вручную, по берегу или причалу за лямку. Бурлачество исчезло только в конце 1940-х гг. Например, на Ивановских порогах на Неве суда до 1930-х годов проводили бурлаки.

В СССР бурлацкая тяга была официально запрещена в 1929 г. постановлением Народного Комиссариата Путей Сообщения (до 1931 г. заведовал также речным транспортом). Тем не менее, бурлацкая тяга использовалась даже в годы Великой Отечественной войны на малых реках из-за нехватки буксиров.

На Янцзы знаменитое фото сделано в 1946 г.,хотя, говорят, реально и до сих пор можно увидеть бурлаков на китайских реках - народа много, техники не хватает, особенно в глубинке.

Несколько западноевропейских фото и картина, изображающая проводку лодок на Ниле через пороги английскими солдатами (1880-е, судя по сюжету):

1455449603_2109855_original.jpg.20df094b

1455449691_2106931_original.jpg.669af71c

1455449678_2110202_original.jpg.c6774828

Заметьте - никто до сих пор не знает, как это было снято! Наверное, показуха!

 


 

Share this post


Link to post
Share on other sites

А вот тот способ, о котором ШпакOFFский говорит как о практически единственном и необременительном!

0_b9b82_12f962c_XXXL.jpg.c646bd525365f0d

Ну и насчет их роскошного рациона, огромных заработков и т.д. и т.п. - читаем современника:

Цитата

Они едят дурно испечённые сухари, вонючее, заветренное мясо, которым их потчует скупой хозяин. Сколько лихорадок, горячек, накожных болезней приносят с Енисея несчастные мужики вместе с заработанными рублями! Поэтому не следует жалеть бурлачество и горевать, что Сибиряков с Гадаловым своими пароходами уничтожают этот вид промысла.

См. Педеко. «Справочный листок Енисейской губернии», 29 апреля 1890 года.

Правда, мосье ШпакOFFский уверяет, что именно бурлаки "давали деньги в рост своему хозяину" и тот просто молился, чтобы этот источник его финансирования был вечен - иначе где ему было еще денег взять-то?!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мир велик и древен - вот роспись с бурлаками из Пещеры тысячи будд в Дунхуане (не позднее Х в.):

000396.jpg.9a8a2e39871f466cdf558a78463c1

А вот еще пара фото с Волги - 1910-е гг. (на одной из них дата стоит - 1910)

1421604614b77.jpg.71d1c58caf992636e5a4ce

yut_Samara_Kuokkala_1910-03a.jpg.0c9e8a8

И картина И. Левитана - редкий случай использования коней в бурлачестве в России (ср. с многочисленными западноевропейскими фото):

boatmen.jpg!Large.jpg.acc93e3c7beae38cf4

Самое главное - никто не знает, как были сделаны эти изображения!

"Остановись, мгновенье"? НЕ ВЕРЮ (С)

Или "Показуха!" (с) - так сказал эксперт-речник Gurga...

Share this post


Link to post
Share on other sites
12 часа назад, Gurga сказал:

Однако потом я как-то прочитал книгу американского писателя Бернарда Шульца «С индейцами в Скалистых горах»

Сразу не заметил, но лучше поздно, чем никогда - мосье ШпакOFFский придумал нового "пейсателя руками проиндейцофф" - Бернарда Шульца!

Вообще, он - Джеймс Виллард Шульц (James Willard Schultz; 1859-1947), один из моих любимых писателей в детстве (особенно сильно мне нравился его "Ловец орлов" - шикарная книга).

Давайте глянем, что его так "убедило", что "бурлаком быть легко":

Цитата

 

От форта Юнион до форта Бентон было около тысячи трехсот километров. Мы предполагали пройти это расстояние в два месяца, но после первого же дня плавания я решил, что мы вряд ли доберемся до форта Бентон через два года. С утра до ночи кордельеры, выбиваясь из сил, тащили габару на буксире. Жалко было смотреть на этих людей, тянувших длинную бечеву. Им приходилось идти по пояс в воде; спотыкаясь, брели они по сыпучему песку или грязи, в которой увязали до колен. Часто они срывались с крутого берега и падали в воду; земля осыпалась у них под ногами. Они пробирались сквозь колючие кусты, прокладывали тропинку вдоль берега или должны были расчищать путь для суденышка в тех местах, где нас задерживали полузатонувшие деревья и плавучие бревна.

Дня через два после отплытия из форта Юнион мы едва не потерпели крушения, и жизнь всех нас висела на волоске. В то время кордельеры шли по песчаной отмели, тянувшейся вдоль крутого берега. Впереди, у самой воды, лежала огромная туша мертвого бизона, объеденная хищными зверями. Когда первый кордельер подошел к ней, из-за туши выскочил большой гризли и двинулся прямо на него. Испуганные кордельеры бросили бечеву и с воплями прыгнули в реку, так как не могли взобраться на крутой берег. Наше суденышко, подхваченное быстрым течением, налетело на затонувшее бревно и накренилось так сильно, что лошадь, стоявшая на палубе, скатилась за борт и повисла на веревке. К счастью, бревно не выдержало напора и треснуло; тогда гребцы подвели габару к берегу. Между тем гризли переправился на противоположный берег и удрал в лес, а французы, мокрые с головы до ног, столпились около туши и громко кричали и жестикулировали.

Мы поняли, что случилось что-то неладное. Гребцы остались на габаре, а все остальные вышли на берег и побежали к группе кордельеров. Те расступились, и мы увидели лежавшего на песке человека, который громко стонал. Медведь настиг его и искалечил, а затем, испуганный, должно быть, воплями, бросился в реку и уплыл. Раненого перенесли на борт судна, где дядя вправил ему сломанную руку и сделал перевязку. Охотник спас свою лошадь: прыгнув в реку, он перерезал веревку и вместе с лошадью добрался вплавь до берега. Кордельеры снова взялись за бечеву, и мы продолжали путь.

Несмотря на тяжелую работу, французы всегда были бодры и веселы. По вечерам, сидя у костра, они пели песни, но дядя их останавливал, боясь как бы пение не донеслось до слуха индейцев. Весь экипаж габары питался исключительно мясом, запивая его чаем. У дяди был ящик сухарей и несколько килограммов муки и сахару. Когда эти запасы истощились, он объявил, что хлеба я не увижу до рождества. Но меня это не испугало: если здоровые, сильные люди могут жить одним мясом, значит и я не пострадаю от мясной диеты. 

 

Да, силен и могуч херр ШпакOFFский! 

Share this post


Link to post
Share on other sites

А вот что реально писал Шубин (а не то, что натошнил тут ШпакOFFский)

Движение "подачей" (с завозом якоря):

573ee26c41f65_.thumb.JPG.4ae3fa2c2cf3917

Движение бичевой:

573ee3edbfd4b_.thumb.JPG.1888b663206cde1

573ee3eb7d012_.thumb.JPG.febdc6132380530

Режим работы:

573ee3ef26193_.thumb.JPG.ffd1f199853480b

Скорость передвижения и сложность работы:

573ee3f25d80c_.thumb.JPG.33cd4606927666e

Питание:

573ee3f426dc3_.thumb.JPG.dc3763d82bc85a3

Как мы видим, картинка совсем не та, что себе наш хилый фрик навоображал!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Еще от Шубина про режим труда и сна (по херру ШпакOFFскому, спали без просыпу - иначе грешно!):

573ee96405f5f_.thumb.JPG.47556d8d5d485ed

Про зарплату:

573ee9616e58b_.thumb.JPG.3ab469075af9c1d

И вообще, Шубин указывает, что расцвет коммерческого бурлачества пришелся на Волге на 1820-1840-е гг., а после засухи 1858-1859 гг. расшивы больше не строились и их стали быстро вытеснять пароходы.

Культура массового бурлачества была утрачена к концу 1870-х гг.

Share this post


Link to post
Share on other sites

БУРЛАКИ, РАБОЧИЕ НА РЕКАХ, ТЯНУВШИЕ СУДА ВДОЛЬ БЕРЕГА БЕЧЕВОЙ ИЛИ ПЕРЕДВИГАВШИЕ ИХ ПО ВОДЕ С ПОМОЩЬЮ ВЕСЕЛ

БУРЛАКИ, рабочие на реках, тянувшие суда вдоль берега бечевой или передвигавшие их по воде с помощью весел.


Понятие «бурлак» позднего происхождения. Чаще всего бурлаками называли рабочих, которые, идя в ногу вдоль горного берега Волги, тянули против течения судно, закинув свою лямку (широкий кожаный ремень) за бечеву, прикрепленную к судну. Однако к бурлакам причислялись и др. рабочие, находившиеся на судне при сплаве. В Тверской губ. они назывались «коноводами», а также «коренными», каковое наименование применялось в др. местах к бурлакам, нанимавшимся на целый рейс («путину»), а не как «добавочные», которых брали на время, по мере надобности. В Пермской губ., по-видимому, судорабочие на р. Чусовой (притоке Камы) не назывались бурлаками, но шедших по Каме от Перми к Волге именовали бурлаками. В некоторых местах бурлаками назывались крестьяне, уходившие из деревни вообще на заработки (Новгородские губернские ведомости. 1869. № 11). Отношение к бурлакам в народе чаще всего было отрицательным – «Собака, не тронь бурлака, он сам – собака»; «дома бурлаки бараны, а на плесу (части волжского берега) – буяны» (Толковый словарь В. Даля).

Бурлаки, или судорабочие появились в к. XVI – н. XVII в. Развитие бурлачества было вызвано ростом речных перевозок при техническом несовершенстве водного транспорта. Главные районы бурлачества: Волжский – от Москвы до Астрахани, Беломорский – от Москвы к Архангельску и Днепровский – в Малороссии. Основная масса бурлаков – крестьяне, уходившие на заработки гл. обр. из Симбирской, Саратовской, Самарской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Рязанской, Тамбовской и Пензенской губ.

Отличительный знак бурлаков – ложка, заткнутая за ленту на шляпе. В зависимости от исполняемых обязанностей они делились на несколько категорий: старший из них, следивший, чтобы груз не подмок, – водолив; управляющий судном – лоцман; передовой в лямке – шишка; идущие в хвосте и обязанные освобождать бечеву, когда она зацеплялась за куст или дерево, – косные. Лишь немногие из бурлаков были сведущи в судоходном деле; остальные не знали ни приемов и правил судовой службы, ни самой реки, хотя почти все они работали на судах с детства, по примеру отца и деда.

В ряды бурлаков вступали: беднейшие из крестьян, которые не могли прокормиться своим хозяйством по малоземелью или неплодородию почвы; мещане, не находившие др. источников пропитания; пьяницы и вообще опустившиеся люди, рассчитывавшие провести при попутном ветре некоторое время в праздности; бродяги, порой с фальшивыми паспортами, помышлявшие лишь о коротком отдыхе от бесконечных скитаний. Особо нужно упомянуть о крестьянах, которых помещики или волостные головы за неплатеж оброка или податей принудительно отдавали целыми партиями на судовую работу, чтобы полученным от судохозяина задатком покрыть их долги.

По Нижегородской губ. в бурлаки шли преимущественно крестьяне из малоземельных селений, в семьях которых были двое, трое и больше мужчин; в деревне оставалось столько мужчин, сколько нужно было для весенних работ, прочие, не желая или не умея заняться другим, более выгодным, промыслом, нанимались в судовые рабочие и возвращались домой к 29 июня, когда начинался сенокос и уборка хлебов с полей; иные же оставались на судах до прекращения навигации. Из жителей Саратовской губ. занимались бурлачеством не более 2 000 душ: городские мещане, малоземельные крестьяне Кузнецкого, Петровского и Сердобского уездов, и кузнецкие татары трех волостей, распродавшие большую часть земель, некогда пожалованных их предкам, служилым людям; впрочем, татары постепенно переселялись на луговую сторону реки, где требовались руки для полевых работ, а потому из года в год число татар-бурлаков уменьшалось. Значительно больше было в Саратовской губ. бурлаков, приходивших Великим постом из Пензенской, Симбирской, даже Тамбовской и Нижегородской губ., чтобы поспеть к первому рейсу в Астрахань, обычно начинавшемуся в конце апр. и в начале мая. В Пермской губ. из местных жителей шли в бурлаки только немногие мещане да иные крестьяне Чердынского у., гонимые неплодородием земли; их основным занятием были: в зимнее время рубка дров для солеварен, а весной – сплав этих дров; летом же они отправлялись на Волгу; главная масса бурлаков, собиравшихся в Перми, состояла из пришлых, преимущественно из Вятской губ. В Вятской губ. значительное число бурлаков выходило из уездов: Орловского, Котельнического и Нолинского, а также частью из Вятского и Слободского.


Условия найма бурлаков фиксировались в письменных договорах. В XIX в. основой таких договоров служил Закон от 29 окт. 1810 (Первое Полное собрание законов, № 24 391).
§ 12. Договоры, заключенные с судовщиками при маклере относительно сплава судов, приравнены к контрактам;
§ 13. Закон, запрещавший верить крестьянину св. 5 руб., не распространялся на тех, кто нанимался для сплава судна;
§ 14. Судорабочие в случае нарушения договора были обязаны вернуть хозяину задаток, а также «передаточные», уплаченные тому, кто заменил судорабочего, нарушившего договор;
§ 15. Судохозяин не должен оставлять заболевшего судорабочего иначе, как в городе или деревне, снабдив его деньгами за счет артели, к которой принадлежал заболевший;
§ 17. На каждые 900 пуд. груза до Н. Новгорода и на каждые 1000 пуд. от Н. Новгорода до Рыбинска судохозяин был обязан нанимать 3 рабочих;
§ 18. Кроме упомянутых рабочих, нанимаемых на известные расстояния, на каждом судне должны были быть 1 лоцман и 3 «коренных»;
§ 22. Уездное казначейство могло выдать в одном и том же году крестьянину вторично паспорт лишь при предъявлении отпуска от вотчинного начальства и свидетельства земского суда, что данный крестьянин не бежал с судна;
§ 23. По предъявлении паспорта бежавшего рабочего судохозяину выдавалась сумма, взысканная с бежавшего рабочего;
§ 24. Если бежавший рабочий не имел поручителя и сам был лишен средств, он должен был в следующем году отработать долг; если судохозяин не будет нуждаться в услугах рабочего, он может передать его др. судохозяину;
§ 25. Если за бежавшего рабочего поручился мир, задаток взыскивался вдвое; половина шла на содержание судоходной расправы.

Обычно бурлаки нанимались артелями (4 – 6, иногда 10 – 40 чел.), которые сливались затем в большие артели (до 150 чел.), связанные круговой порукой. Окончательный расчет бурлаки получали лишь при завершении путины.

В марте, а иногда и ранее, начинался наем судорабочих – артелями или поодиночке – то в деревнях, известных своим малоземельем, то в важнейших сплавных пунктах: Сомине (Новгородской губ.), Вышнем Волочке, Рыбинске, Н. Новгороде, Лыскове, Бакалде, Воротынце (последние три Нижегородской губ.), Самаре, Хвалынске, Саратове, Перми, Орлове (Вятской губ.) и др. И всегда всюду предложение труда превышало спрос на него. Это объяснялось не только чрезмерным числом людей, не находивших лучших занятий, но и др. обстоятельствами. Особое значение имело в данном отношении то, что все больше и больше появлялось конно‑машинных судов, требовавших меньшего числа людей, чем старые суда. Наряду с этим важную роль играло обыкновение судохозяев нанимать меньше людей, чем требовалось тяжестью груза по Закону 1810 (что, конечно, увеличивало работу нанятых судорабочих). К тому же случалось, что одна и та же артель бурлаков, быстро совершив путь при попутном ветре (напр., из Н. Новгорода до Рыбинска в течение трех недель), успевала вернуться к месту сплава и вторично наняться на судно. Все это приводило к тому, что бурлаков было больше, нежели в них была нужда. Так, в 3‑х пристанях Нижегородской губ. набиралось от 11 до 
14 млн пуд. груза, следовательно, в соответствии с установленной нормой полагалось от 35 до 43 тыс. бурлаков, но т.к. помимо конно‑машинных судов ок. 200 судов (гусятки) шли вверх по Оке бечевою, которую тянули лошади, то при обыкновении судохозяев сокращать судовые штаты, для обслуживания 3‑х пристаней было достаточно 15 – 20 тыс. бурлаков, между тем их приходило 50 – 60 тыс. В Казанской губ. в н. 20‑х XIX в. имелось до 500 местных судов, каковые вместе с зимовавшими в Казани из др. губерний судами требовали 16 – 18 тыс. чел., но постепенно, с введением конно‑машинных судов, эта цифра понизилась, дойдя к 1835 до 6 тыс., а между тем наплыв бурлаков не уменьшался.

В н. XIX в. на Волге и Оке насчитывалось до 600 тыс. бурлаков, в 1851 – ок. 150 тыс. С развитием пароходства число бурлаков еще более сократилось. К н. XX вв. бурлачество исчезло.


Лит.:

Архив истории труда в России. Кн. 2. М., 1924;

Максимов С. В. Куль хлеба и его похождения. М., 1982;

Родин Ф. Н. Бурлачество в России. М., 1975;

Архангельский С. И. Очерки по истории промышленного пролетариата Нижнего Новгорода и Нижегородской области XVII–XIX в. Горький, 1950.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Слово БУРЛАК на разных языках: 
англ. - barge hauler.
фр. - haleur
нем. - Treidler
исп. - sirgador
кит. - 纤夫 (цяньфу)
тур. - yedekçi

И вот прибыло числу фальсификаторов - например, бельгиец Théodore Verstraete с картиной "Le haleur" (1890)!

haleur.jpg.231b06342719949892c946561c85c

Обратите внимание - Верещагин нарисовал своих "Бурлаков" в 1866 г., Саврасов - в 1871, а Репин - в 1876. Верстрэте сделал зарисовку аж в 1890!

Ну и куча фотографий из разных стран - Франции, Бельгии, Германии, Испании...

0012_b_bords_de_meuse_-_haleurs.thumb.pncapture-2013-02-24.jpg.a7998721149d8ceb6ch03_01.thumb.jpg.ed53c2a021459379d0797dcouple_berrichons_halage_800.jpg.5bfc723ch03_03.thumb.jpg.09bce4ce32d2ce3e996ceaHaleurs.thumb.jpg.024497daef86eab1c24f0ele_haleur.thumb.jpg.0ab00885a21e17db8477treidler.jpg.da47589b01cf3c8e9ebbb61a55fcapcalera.jpg.023987f73939f31f37c9f890da

dafanch99_76663102_2.thumb.jpg.f79e53cb0

Интересно, это заговор такой, против откровений ШпакOFFского?

Хотя нет - по мнению некоторых экспертов, это "показуха" (с).

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 20.05.2016в12:45, Чжан Гэда сказал:

а вот рельеф из дворца Саргона II

Рельеф хороший, спору нет. Только вот тостуемой лямки там нету... Всю верёвку тупо насквозь цепочки тянут местные черноголовые мужуки и никакой раскадровки - всё вместе без индивидуальной страховки в виде этой самой гипотетически-несуществующей лямки.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0