Чжан Гэда

Системы организации огня пехоты.

110 сообщений в этой теме

Только что, hoplit сказал:

С другой стороны - бухает и сверкает, и аркебузиров не то что бы мало - треть/четверть от общего числа стрелков, к примеру.

На удивление - но даже в Европе считали, что "бухает и сверкает - ни о чем", и предпочитали прицельному огню залповый. Т.е. разом рухнет человек 20 - уже красиво и на нервы врагу действует. А если за 5 минут рухнет 30 человек - это не так красиво и большинство почти не заметит их потери.

Только что, hoplit сказал:

- Гюити перенес реалии начала 17 века с массами аркебузиров на треть века назад.

Там реалий уже было - фиг да не фига.

Куда Корею денем?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


26 минуты назад, Чжан Гэда сказал:

На удивление - но даже в Европе считали, что "бухает и сверкает - ни о чем", и предпочитали прицельному огню залповый. Т.е. разом рухнет человек 20 - уже красиво и на нервы врагу действует. А если за 5 минут рухнет 30 человек - это не так красиво и большинство почти не заметит их потери.

В "Зохо моногатари" как-то не видно "залпового огня", наоборот - "стреляй редко, но метко, береги заряды". Да и в поле они не так чтобы часто сражались. Опять же - в 15 веке в Европе стрелков с огнестрелом часто использовали в смешанных построениях с другими стрелками. Да и "прицельный огонь" "залповому" не противостоит. Просто в реалиях 18 века на обычной дистанции боя стрельба в направлении противника без прицеливания и с прицеливанием существенной разницы не давала. 

 

26 минуты назад, Чжан Гэда сказал:

Там реалий уже было - фиг да не фига.

Сэкигахара и Осака. И там, вроде бы, по Конлану (статистика ранений), лук на фоне аркебузы почти не просматривается. А вот во второй половине 16 века используется еще довольно широко. 

26 минуты назад, Чжан Гэда сказал:

Куда Корею денем?

Сложно сказать. С одной стороны попадалось указание Хидэеси "собирать аркебузиров вместе и использовать в авангарде", с другой "нам нужны только аркебузы, присылайте как можно больше, другое оружие мы тут почти не используем". 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, hoplit сказал:

В "Зохо моногатари" как-то не видно "залпового огня", наоборот - "стреляй редко, но метко, береги заряды". Да и в поле они не так чтобы часто сражались.

"Дзохё моногатари" написано очень поздно, но и там стрелков строят отдельно. А толкового перевода нет - не считать же таковым то, что выложено мосье ШпакOFFcким?

Только что, hoplit сказал:

Опять же - в 15 веке в Европе стрелков с огнестрелом часто использовали в смешанных построениях с другими стрелками.

XV или XVI? Вот в чем вопрос!

Только что, hoplit сказал:

Сэкигахара и Осака. И там, вроде бы, по Конлану (статистика ранений), лук на фоне аркебузы почти не просматривается. А вот во второй половине 16 века используется еще довольно широко. 

Но ведь Осака - это уже не полевое сражение, а осада.

Только что, hoplit сказал:

Сложно сказать. С одной стороны попадалось указание Хидэеси "собирать аркебузиров вместе и использовать в авангарде", с другой "нам нужны только аркебузы, присылайте как можно больше, другое оружие мы тут почти не используем". 

Естественно, что с чего-то начиналось - сначала собрали 100 стрелков вместе, потом - 1000, потом ... Ничего не стоит на месте.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
17 минуту назад, Чжан Гэда сказал:

"Дзохё моногатари" написано очень поздно, но и там стрелков строят отдельно. А толкового перевода нет - не считать же таковым то, что выложено мосье ШпакOFFcким?

Английский перевод я вам переслал. 

17 минуту назад, Чжан Гэда сказал:

XV или XVI? Вот в чем вопрос!

Скорее в 15-м. Но и в 16-м далеко все не просто. Те же французы до 1530-х аркебузы почти не использовали, сравнительно с теми же немцами. Туго огнестрел шел у англичан, которые использовали лучников до конца 16 века. Как была организована стрельба в 16 веке - чаще всего "темный лес". Да и аркебузиры зачастую были скорее "легкой пехотой" и "скирмишерами", действовавшими в рассыпанном строю на пересеченной местности.

 

17 минуту назад, Чжан Гэда сказал:

Но ведь Осака - это уже не полевое сражение, а осада.

У Нобунаги, если не трогать события до похода на Киото, целых два больших полевых сражения - Анэ-гава и Нагасино. При Нагасино - оборона укрепленной позиции. Зато осады и штурмы почти на каждой странице. При Анэ, кажется, свалка с ближним боем.

17 минуту назад, Чжан Гэда сказал:

Естественно, что с чего-то начиналось - сначала собрали 100 стрелков вместе, потом - 1000, потом ... Ничего не стоит на месте.

Вопрос - когда. Кроме этого - вроде бы японцам большие однообразно вооруженные отряды несвойственны. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, hoplit сказал:

Английский перевод я вам переслал. 

Я предпочту японский оригинал - и сам могу посмотреть, и товарищей попросить, если что-то будет оставаться неясным.

Только что, hoplit сказал:

Но и в 16-м далеко все не просто.

Даже турки и всякие пиринейцы научились в те годы массово юзать огнестрельное оружие...

Только что, hoplit сказал:

Зато осады и штурмы почти на каждой странице. 

Там залповая стрельба не так актуальна.

Только что, hoplit сказал:

Вопрос - когда. Кроме этого - вроде бы японцам большие однообразно вооруженные отряды несвойственны. 

В промежутке между 1550-ми и 1592.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
17 минуту назад, Чжан Гэда сказал:

Я предпочту японский оригинал - и сам могу посмотреть, и товарищей попросить, если что-то будет оставаться неясным.

http://dl.ndl.go.jp/search/searchResult?featureCode=all&searchWord=雑兵物語&viewRestricted=0

18 минуту назад, Чжан Гэда сказал:

Даже турки и всякие пиринейцы научились в те годы массово юзать огнестрельное оружие...

Его можно использовать по-разному. 

19 минуту назад, Чжан Гэда сказал:

Там залповая стрельба не так актуальна.

О чем и речь. Не говоря о том, что "залп", который "одновременный выстрел из нескольких ружей" понятие очень растяжимое. 

22 минуты назад, Чжан Гэда сказал:

В промежутке между 1550-ми и 1592.

Это 40 с лихом лет. Французы в 1520-е почти не использовали аркебузу, хотя прекрасно о ней знали. В 1550-е у них уже более трети пехотинцев с огнестрельным оружием.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, hoplit сказал:

Это 40 с лихом лет.

У даймё на Танэгасима было мало воинов, но у первого появилось огнестрельное оружие. Он сделал для своих 1,5 воинов 1 аркебузу - и тут же массировал (естественно, берем реальные количества). А другие - позже набирали количество стволов и массировали.

А турки как раз прислали 900 своих янычар в Эфиопию, чтобы бороться с португальцами - роль играла как раз залповая стрельба по наступающей коннице, как со стороны португальцев (по адальской коннице), так и турок (по амхарской коннице).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Оригинал на японском, а не камбуне. К тому же рукописный, с потугами на каллиграфию. Это плохо.

Нужен печатный текст - или ксилограф, или современный набор.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 часов назад, Чжан Гэда сказал:

У даймё на Танэгасима было мало воинов, но у первого появилось огнестрельное оружие. Он сделал для своих 1,5 воинов 1 аркебузу - и тут же массировал (естественно, берем реальные количества). А другие - позже набирали количество стволов и массировали.

Ни о чем не говорит.

Цитата

One archer foot soldier should be between two musket foot soldiers; therefore, shoot your arrows while they are loading their guns. You should not shoot arrows together with the two muskets. Remember, shoot in-between the intervals.

 

9 часов назад, Чжан Гэда сказал:

А турки как раз прислали 900 своих янычар в Эфиопию, чтобы бороться с португальцами - роль играла как раз залповая стрельба по наступающей коннице, как со стороны португальцев (по адальской коннице), так и турок (по амхарской коннице).

"Залповая" - бесполезное "резиновое" слово. Есть масса разных систем организации огня. Какой тип практиковали турецкие стрелки 16 века - неизвестно вообще. И не стоит забывать, что турецкая пехота не имела в своем составе отрядов пикинеров или павизьеров, поэтому вела бой из-за полевых укреплений.

9 часов назад, Чжан Гэда сказал:

Нужен печатный текст - или ксилограф, или современный набор.

 У японцев, насколько вижу, с этим сурово. В интернете - сканы старых изданий, часто с защитой, которая даже выделить слово не дает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, hoplit сказал:

Есть масса разных систем организации огня.

Для несовершенного оружия, которым пользовались в XV-XVI вв., кроме организованного залпа, серьезной альтернативы не было. Залп можно дать не всей шеренгой, а ее частью, это да. Но стрелять из заведомо не снайперского оружия, посылающего свой снаряд на маленькую дистанцию, одиночными выстрелами - это только в фильмах а-ля "Мённян".

1 час назад, hoplit сказал:

Какой тип практиковали турецкие стрелки 16 века - неизвестно вообще.

Очень простой - такой же, как ранее и из луков. Т.е. разовый по команде залп всех стрелков шеренги.

Иначе конницу не остановить.

1 час назад, hoplit сказал:

И не стоит забывать, что турецкая пехота не имела в своем составе отрядов пикинеров или павизьеров, поэтому вела бой из-за полевых укреплений.

Она вела бой по-разному.

1 час назад, hoplit сказал:

Ни о чем не говорит.

Есть вполне конкретный промежуток времени, в котором надо искать. Об это - точно говорит.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 01.06.2016в11:04, Чжан Гэда сказал:

Для несовершенного оружия, которым пользовались в XV-XVI вв., кроме организованного залпа, серьезной альтернативы не было. Залп можно дать не всей шеренгой, а ее частью, это да. Но стрелять из заведомо не снайперского оружия, посылающего свой снаряд на маленькую дистанцию, одиночными выстрелами - это только в фильмах а-ля "Мённян".

Еще раз - слово "залп" полностью бесполезно. Стрельба выступными и отступными шеренгами (караколь), выступными рядами (караколь), выступными "пачками", стрельба "через одного", стрельба "по-готовности", стрельба шеренгами, стрельба плутонгами, стрельба фирингами, стрельба рядами и так далее. В рамках батальона, роты, взвода, группы из нескольких рядов... И это 17 и 18 века, так как надежных данных по организации огня в Западной Европе на 16 век и ранее у нас просто нет. 

В 01.06.2016в11:04, Чжан Гэда сказал:

Очень простой - такой же, как ранее и из луков. Т.е. разовый по команде залп всех стрелков шеренги.

Иначе конницу не остановить.

У нас есть надежные описания, что турки били из луков залпами по команде? Между конницей и стрелками ставим "боевой воз". На него - фальконет или два. И десяток аркебузиров. Далее палим с максимальной скоростью. И конницу останавливает не столько стрельба, сколько воз/колья/ров.

В 01.06.2016в11:04, Чжан Гэда сказал:

Она вела бой по-разному.

В поле - именно так. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
17 час назад, hoplit сказал:

И это 17 и 18 века, так как надежных данных по организации огня в Западной Европе на 16 век и ранее у нас просто нет. 

Вообще-то, конечно, есть "уставы" и мемуары. В XVI в. использовали как различные варианты караколе, так и, изредка, залпы. Нужно также помнить, что в Западной Европе подразделения стрелков были обычно относительно невелики - отряд мог состоять из 100-400 человек - и строились они, как правило, достаточно глубоко, в 5+ шеренг, чтобы во время караколирования солдаты успевали перезарядить ружья. Стреляла, естественно, только первая шеренга.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 час назад, Илья Литсиос сказал:

В XVI в. использовали как различные варианты караколе, так и, изредка, залпы.

ИМХО, масло масленое.

Стрельба велась залпом, а вот как обеспечивалось перезаряжание - караколе, нидерфаллен и т.п. - это другой вопрос.

Ведь при караколировании все равно стреляла разом шеренга (залп), и только для организации перезаряжания солдаты этой шеренги отходили назад (или задние, с заряженными ружьями - вперед).

Этот прием, на 1670-е гг. 100% был известен в Китае. И при обучении использовали, в т.ч. пленных русских, как инструкторов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 час назад, Илья Литсиос сказал:

Нужно также помнить, что в Западной Европе подразделения стрелков были обычно относительно невелики - отряд мог состоять из 100-400 человек

Это логично - рота и батальон. Сложно управиться с бОльшей массой в нерасчлененном виде.

Но массирование огня достигается сочетанием этих небольших (относительно) подразделений в одной линии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 03.06.2016в09:09, Илья Литсиос сказал:

Вообще-то, конечно, есть "уставы" и мемуары. В XVI в. использовали как различные варианты караколе, так и, изредка, залпы. Нужно также помнить, что в Западной Европе подразделения стрелков были обычно относительно невелики - отряд мог состоять из 100-400 человек - и строились они, как правило, достаточно глубоко, в 5+ шеренг, чтобы во время караколирования солдаты успевали перезарядить ружья. Стреляла, естественно, только первая шеренга.

Я, к сожалению, не Томсинов или Гуров, но из того, что читал (статьи и кое-какая литература), получается примерно так

- Большая часть "уставов" за 16-17 век написана "теоретиками" и на практике ими никто никогда не пользовался. Те, что написаны практиками - часто содержат рассуждения об "идеальном строе", то есть - опять же отражают не практику, а некие рассуждения автора.

- В трактатах много "геометрии" с взаимным расположением отрядов, но мало "низовой практики". То, что под пиками можно теоретически спрятать 6 шеренг аркебузиров - есть, как они при этом стрелять будут - нет.

- Караколь-"улитка" известен едва не с конца 15 века, но больше у всадников. Широкое его внедрение в пехоте - самый конец 16 столетия. Первые известные упоминания у голландцев - письмо Вильгельма Нассау от 1594-го года. У испанцев - несколько раньше, в книге "Milicia, discurso y regla militar", написанной ветераном Фландрии Martín de Eguiluz в 1586-м и опубликованной в 1592-м.

1111.thumb.jpg.b0401faa65986e2484866ea35

- В мемуарной литературе не так много описаний именно боевой практики, как хотелось бы.

- В 16 веке унифицированные системы подготовки правилом еще не были и системы организации могли быть разными в разных полках. И чаще всего мы не знаем - какие именно. 

- В значительной мере аркебузиры - скирмишеры. То есть - действуют в расчлененых боевых порядках на пересеченной местности.

- Есть сомнения, что большая часть схем отражает именно боевой порядок, а не первоначальную "идеальную" расстановку на начало сражения. То есть - с началом битв один компактный блок стрелков мог утопать в ближайшие кусты, другой - растягивался в "ленту" из нескольких шеренг. Кроме этого тот же Линн пишет, что "теоретические расстановки" могли очень сильно отличаться от практики, к примеру - армия Генриха Наваррского мало чем отличалась от шведов Густава-Адольфа. Просто пехотные полки были худосочными и в массивные формации их было строить физически невозможно.

- Есть мнение, что "квадрат"-"рог" стрелков был именно таким, чтобы иметь возможность вести огонь в любом направлении, а не караколировать. Это своеобразное "каре стрелков".

- Сколько шеренг стреляло разом - мы чаще всего не знаем. Да и организация стрельбы могла быть разной в разных полках, если не ротах. Можно представить себе тот же караколь, где первый в ряду стреляет по готовности, после чего идет смена. Без синхронизации с соседними рядами. Да и необходимость время от времени буквально "нырять под пики", спасаясь от кавалерии, стройности в действиях шеренг и рядов не добавляла.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 часов назад, hoplit сказал:

- В мемуарной литературе не так много описаний именно боевой практики, как хотелось бы.

Это так, но есть, например, записки пары англичан, служивших испанцам в конце XVI в. и оставивших описание их тактической системы.

6 часов назад, hoplit сказал:

Большая часть "уставов" за 16-17 век написана "теоретиками" и на практике ими никто никогда не пользовался.

На эту тему писали разные люди, например, испанский генерал Франсиско де Вальдес оставил после себя сочинение о военном искусстве, Бернардино де Мендозу, де ла Ну и некоторых других тоже штатскими не назовёшь.

6 часов назад, hoplit сказал:

- В трактатах много "геометрии" с взаимным расположением отрядов, но мало "низовой практики". То, что под пиками можно теоретически спрятать 6 шеренг аркебузиров - есть, как они при этом стрелять будут - нет.

Если они прятались с заряженными аркебузами, то стреляли, присев, как это видно на рисунках, а если с разряженными, то вообще не стреляли. Вообще, реалисты советовали укрывать под пиками не более 3-4 шеренг стрелков, так как при их большем количестве пики слишком приподнимались вверх.

6 часов назад, hoplit сказал:

У испанцев - несколько раньше, в книге "Milicia, discurso y regla militar", написанной ветераном Фландрии Martín de Eguiluz в 1586-м и опубликованной в 1592-м.

Я думаю, что таким образом можно предположить использование этой тактики и несколько раньше, то есть где-то с 70-х гг.

6 часов назад, hoplit сказал:

- В значительной мере аркебузиры - скирмишеры. То есть - действуют в расчлененых боевых порядках на пересеченной местности.

Да, это так. Бой в рассыпном строю применялся очень широко. Иногда атака роя застрельщиков предшествовала наступлению стрелков в более сомкнутом строю. Можно сказать, что в этом отношении тактика была ближе к наполеоновской, нежели к фридриховской.

6 часов назад, hoplit сказал:

- Есть мнение, что "квадрат"-"рог" стрелков был именно таким, чтобы иметь возможность вести огонь в любом направлении, а не караколировать. Это своеобразное "каре стрелков".

С этим я согласиться не могу, так как необходимость стрелять во всех направлениях всё же возникала слишком редко, чтобы оправдать подобное нерациональное построение, да и нарративные источники об этом не говорят.

6 часов назад, hoplit сказал:

- Сколько шеренг стреляло разом - мы чаще всего не знаем.

С этим-то особых вопросов нет. Для совместной стрельбы нескольких шеренг требовалось очень плотное смыкание шеренг в глубину и, если я не ошибаюсь, то впервые такая пальба упоминается у шведов в XVII в.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 6/3/2016в20:32, Чжан Гэда сказал:

Но массирование огня достигается сочетанием этих небольших (относительно) подразделений в одной линии.

Это, как правило, не применялось. Разве что в укреплениях...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Илья Литсиос сказал:

Это, как правило, не применялось. Разве что в укреплениях...

Почему?

Любая линия - это составленные рядом батальоны или роты (в зависимости от выведенных на поле контингентов).

Вряд ли строили без интервалов между ротами/батальонами. Тем более, что предписывалось иметь проходы для выдвижения войск из глубины и т.п.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 04.06.2016в23:29, Илья Литсиос сказал:

Это так, но есть, например, записки пары англичан, служивших испанцам в конце XVI в. и оставивших описание их тактической системы.

На эту тему писали разные люди, например, испанский генерал Франсиско де Вальдес оставил после себя сочинение о военном искусстве, Бернардино де Мендозу, де ла Ну и некоторых других тоже штатскими не назовёшь.

"Большая" не равно "все", все-таки. =)

В 04.06.2016в23:29, Илья Литсиос сказал:

Я думаю, что таким образом можно предположить использование этой тактики и несколько раньше, то есть где-то с 70-х гг.

далее 

В 04.06.2016в23:29, Илья Литсиос сказал:

С этим я согласиться не могу, так как необходимость стрелять во всех направлениях всё же возникала слишком редко, чтобы оправдать подобное нерациональное построение, да и нарративные источники об этом не говорят.

и 

В 04.06.2016в23:29, Илья Литсиос сказал:

С этим-то особых вопросов нет. Для совместной стрельбы нескольких шеренг требовалось очень плотное смыкание шеренг в глубину и, если я не ошибаюсь, то впервые такая пальба упоминается у шведов в XVII в.

Если принять, что контрмарш в том или ином виде мог использоваться на практике с 1570-х, все равно остается ряд темных мест. 

Даже если он применялся - сомнительно, что это было массовым явлением. Иначе не пришлось бы ссылаться на Элиана. Но тогда возникает вопрос - как действовали те отряды стрелков с 1570-х по 1590-е и 1600-е, в которых контрмарш по тем или иным причинам не применялся? И все стрелковые отряды в глубоком построении с начала 16 века до 1570-х? Глубокие построения известны и по изобразительным источникам, и по различным трактатам. 

Контрмарша нет, смыкания шеренг тоже, вроде бы, нет (упоминаний такой практики до шведов 17 века также не встречал). А глубокие построения стрелков - есть. Но как тогда "оно" работало?

С превращением массы стрелков в "мертвый груз" также вопрос дискуссионный. Практиковалось ведь круговое опоясывание коробок пикинеров стрелками, и формирование массивных "рукавов". Вероятно, дело все-таки не в "омертвлении" массы аркебузиров, а в чем-то еще? 

Фрагмент гобелена с изображением битвы при Павии.

Цитата

Этот шедевр явля­ется одним из луч­ших ком­плек­тов, про­из­ве­ден­ных тка­чами Брюс­селя в XVI в. Он был соткан между 1528 и 1531 гг. в мастер­ской Вил­лема и Яна Дер­мой­е­нов (Dermoyen) на основе кар­то­нов южно­ни­дер­ланд­ского (фла­манд­ского) живо­писца Бер­нарда ван Орлея (Bernard van Orley, 1488 – 1541), кото­рые он нари­со­вал между 1525 и 1528 гг.

1.jpg.5db1626192a49e06b23428f1f74683e4.j

Фрагмент гобелена "тунисской серии", между 1549 и 1554.

5754e8ee73a3b_4.AtaquealaGoleta-Alemanes

Битва при Дре, гравюра создана около 1570-го..

17_gg_1_606_016.thumb.jpg.96ca47f24a5e15

Битва при Роше, тоже создана около 1570-го.

32_gg_1_606_032.thumb.jpg.e6ef287f8bf558

 

 

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я бы с гобеленами и ширмами не торопился. 

Вот, конкретно в данный момент, сижу и работаю над все теми же цинскими картинами о подавлении восстаний - ну никакой реальной привязки рисунков к реалиям.

И пейзаж конкретных мест условный, и укрепления переданы схематично, и бой имеет канонические условности изображения для каждого вида - рукопашной, преследования, бомбардировки, штурма, бегства и т.п.

Интерпретация иконографических источников - дело сложное.

Можно сделать некоторые выводы, но они должны коррелировать с письменными источниками (желательно, несколькими независимыми) и иметь материальное подтверждение (как в случае с цинской артиллерией, например).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Небольшая добавка по "соседям" Западной Европы.

- У поляков. 

Цитата

“Infantry captain should pass their experience to their comrades and teach them how to use the rifles as it is necessary because in Poland we have few veteranos milites, so they should teach new and inexperienced people how to shoot well. And when it comes to the battle, when the first row fires, they should kneel and load the gun. The second row should fire at that time and then they should repeat it again and again, and then load again just as it was written here".

Это из Яна Амора Тарновского (1488-1561) в Consilium rationis bellicae от 1558 года. В принципе - оригинал доступен, но там дикая готика.

Часть "Битвы при Орше". Вторая половина 1520-х.

krell_battle_of_orsha_detail_02.jpg.8414

Сохранились списки пехотных рот на начало-середину 16 века. В общем - картина более-менее соответствует. "Почт" приравнивают к ряду (волевым решением?) - латник, павизьер, десяток стрелков. В каком порядке стояли - судят вот по этому изо и порядку перечисления в списках. Не все исследователи с этим согласны - меняют павизьера с латником местами, "убирают" их на фланги строя на время стрельбы. Но вообще - "пехота богемского строя", наследница отрядов итальянских арбалетчиков и павизьеров.

Behamisch_facht.thumb.jpg.87ca7c9841ab32

Иллюстрация к Der Weisskunig, 1505-1516.

- У оттоманов.

Описание маневров у Эстергома в 1605-м из хроники The Chronicle of Abdulkadir Efendi, записанной после 1615-го. Автор, насколько понимаю, видел их лично, являясь секретарем при артиллерийском наряде.

Цитата

And in the middle of the field, the Janissary regiments stood in three ranks, each musketeer with matches ready [to fire], and they lined up the big cannons chained in front of the Janissaries. Then, after the first rank of the Janissaries fires their muskets, the second rank fires, too. Afterwards, the rank that fired first bends double and begins to reload their muskets. And as the third rank fires, the second rank in front [of them] bends and prepares their muskets. Then, the first rank again stands up and fires their muskets.

Также есть описание битвы при Мохаче в 1526-м, оставленное секретарем Сулеймана I Челалзаде Мустафой

Цитата

"Four thousand janissaries [under the command of the beylerbeyi of Rumeli] were deployed in nine consecutive rows according to the rules of imperial battles [led by the sultan],” behind the chained field pieces known as darbzen or darbuzan,
and that these “gunners (tüfekendaz) were firing their guns (tüfek) row by row".

“Ve dört bin tüfenk-endâz yeniçeri… ceng-i sultânî ‘âdetince tokuz saf tertîb olunup….” “…ve tüfenk-endâz saf saf tüfenkler atup….”

Другое дело - на данный момент, кажется, нет уверенности в степени оснащенности янычар огнестрельным оружием на момент битвы. От "поголовно", до "до половины". И да - есть вопросы к их общему количеству на поле боя.

Также - пара иллюстраций.

1.thumb.jpg.46d31bbbb38b5201b2c4c0850cfa

Иллюстрация к Divân-ı Nâdirî, около 1605-го.

887a22b34019968cd3c35ae91873f0cc.thumb.j

Миниатюра 1558 года, изображающая битву при Мохаче.

- У Мин.

Фрагмент из  Ji xiao xin shu Ци Цзигуана, опубликованного в 1560-м году.

Цитата

All the arquebusiers, when they get near the enemy, are not allowed to fire early, and they’re not allowed to just fire everything off in one go, [because] whenever the enemy then approaches close, there won’t be enough time to load the guns [chong zhuang bu ji 銃裝不及], and frequently this mismanagement costs the lives of many people. Thus, whenever the enemy gets to within a hundred paces’ distance, they [the arquebusiers] are to wait until they hear a blast on the bamboo flute, at which they deploy themselves in front of the troops, with each platoon [shao 哨] putting in front one team [dui 隊]. They [the arquebus team members] wait until they hear their own leader fire a shot, and only then are they allowed to give fire. Each time the trumpet gives a blast, they fire one time, positioned in battle array according to the drilling patterns. If the trumpet keeps blasting without stopping, then they are allowed to fire all together until their fire is exhausted, and it’s not necessary [in this
case] to divide into layers.

и

Цитата

Once the enemy has approached to within 100 paces, listen for one’s own commander [zong 總] to fire once, and then each time a horn is blown the arquebusiers fire one layer. One after another, five horn tones, and five layers all fire. Once this is done, listen for the tap of a drum, at which then one platoon [shao 哨] [armed with traditional weapons] comes forward, proceeding to in front of the arquebusiers. They [the platoon members] then listen for a beat of the drum, and then the blowing of the swan-call horn, and they then give a war cry and go forth and give battle.

 

В Западной Европе, если не ошибаюсь, самое старое упоминание контрмарша - у Martín de Eguiluz, военного-практика, написавшего свою работу в 1586-м, опубликованную в 1592-м.

Цитата

The first volley by three ranks each of five soldiers, separated from each other by 15 steps, and not with fury but calmly and skilfully; and when the first rank has finished firing, without turning, they cede their place to the next rank, passing it on the left and presenting their sides to the enemy, as the narrowest part of the body … to fire again, with order and in the same place.

В "оспрейке" по терциям далее следует "In fact, the basic method had been employed throughout the 16th century, at Bicocca and perhaps even at Cerignola". С одной стороны - может быть, с другой - "basic method" определение довольно "резиновое", да и с прямыми свидетельствами времен Бикокки и Чериньолы, кажется, небогато.

У голландцев - уже упоминавшееся письмо 1594-го года. Ван Нимвеген в своей статье пишет, что контрмарш "по рядам", кажется, на практике не использовался, уже в 1595-м голландцы оперировали "блоками" из 5 рядов по 9-10 шеренг. 

Как-то так. 

Martín de Eguiluz "Milicia, discurso y regla militar"

Jana Tarnowski "Consilium rationis bellicae"

Английское издание Мендозы. Bernardino de Mendoza. "Theorique and practise of warre". 

 

2 пользователям понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 часов назад, Чжан Гэда сказал:

Я бы с гобеленами и ширмами не торопился. 

Это не более, чем иллюстрация. Материал, насколько могу судить, Илья Литсиос знает лучше меня, интересна его оценка этого материала.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
22 часа назад, Чжан Гэда сказал:

Почему?

Любая линия - это составленные рядом батальоны или роты (в зависимости от выведенных на поле контингентов).

Вряд ли строили без интервалов между ротами/батальонами. Тем более, что предписывалось иметь проходы для выдвижения войск из глубины и т.п.

Просто "линия" стрелков обычно имела очень большие промежутки между отрядами, причём взаимодействие между стрелками разных батальонов отсутствовало, особенно если речь идёт о XVI в. Группы стрелков, как правило, перемещались и сражались независимо друг от друга в интересах своего батальона и в зависимости от текущей тактической ситуации на их участке. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, Илья Литсиос сказал:

Просто "линия" стрелков обычно имела очень большие промежутки между отрядами,

Не без того, особенно если речь идет о промежутке для выдвижения/отступления своих отрядов.

Только что, Илья Литсиос сказал:

причём взаимодействие между стрелками разных батальонов отсутствовало, особенно если речь идёт о XVI в.

ИМХО, отсутствие взаимодействия - самая частая болезнь в армиях.

Только что, Илья Литсиос сказал:

Группы стрелков, как правило, перемещались и сражались независимо друг от друга в интересах своего батальона и в зависимости от текущей тактической ситуации на их участке. 

Тем не менее, если мы имеем линию батальонов/рот, то 1 и 3 не пойдут вперед, оставив 2 и 4 позади, без прямого приказа сверху - иначе будут взяты в клещи и порезаны на "Юнион Джек".

Если уже имеем линию и связанную с этим условную "линейную тактику", то она (с пиками, рогатками или без оных) будет двигаться довольно равномерно, не выдвигая отдельные части вперед, чтобы не получить во фланг.

Классика жанра - битва при Тясмине в Чигиринских походах - русские стрелецкие приказы и солдатские полки выстроились в линию и несли перед собой рогатки, тесня турок. Абсолютно аналогичные действия в чуть более позже произошедшей битве у Улан-бутун совершали Цины против джунгар, правда, далеко не смогли продвинуться.

2 пользователям понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, hoplit сказал:

в 1595-м голландцы оперировали "блоками" из 5 рядов по 9-10 шеренг. 

А чтобы развить надлежащую плотность огня на участке, надо было с N-ным интервалом поставить на нем 10 таких отрядов по 45-50 человек.

И явно стреляли залпом - иначе первый выстрелил и стоит-ждет, пока отстреляются все остальные, и лишь потом отходят в тыл. Это ни темп, ни эффективность. Это просто пуканье в воздух. Думаю, в те годы люди были не глупее нас.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • Кирасиры, конные аркебузиры, карабины и прочие
      Автор: hoplit
      George Monck. Observations upon Military and Political Affairs. Издание 1796 года. Первое было в 1671-м, книга написана в 1644-6 гг.
      "Тот самый" Монк.

       
      Giorgio Basta. Il gouerno della caualleria leggiera. 1612.
      Giorgio Basta. Il mastro di campo. 1606.

       
      Sir James Turner. Pallas armata, Military essayes of the ancient Grecian, Roman, and modern art of war written in the years 1670 and 1671. 1683. Оглавление.
    • "Примитивная война".
      Автор: hoplit
      Небольшая подборка литературы по "примитивному" военному делу.
       
      - Multidisciplinary Approaches to the Study of Stone Age Weaponry. Edited by Eric Delson, Eric J. Sargis.
      - Л. Б. Вишняцкий. Вооруженное насилие в палеолите.
      - J. Christensen. Warfare in the European Neolithic.
      - DETLEF GRONENBORN. CLIMATE CHANGE AND SOCIO-POLITICAL CRISES: SOME CASES FROM NEOLITHIC CENTRAL EUROPE.
      - William A. Parkinson and Paul R. Duffy. Fortifications and Enclosures in European Prehistory: A Cross-Cultural Perspective.
      - Clare, L., Rohling, E.J., Weninger, B. and Hilpert, J. Warfare in Late Neolithic\Early Chalcolithic Pisidia, southwestern Turkey. Climate induced social unrest in the late 7th millennium calBC.
      - ПЕРШИЦ А. И., СЕМЕНОВ Ю. И., ШНИРЕЛЬМАН В. А. Война и мир в ранней истории человечества.
      - Алексеев А.Н., Жирков Э.К., Степанов А.Д., Шараборин А.К., Алексеева Л.Л. Погребение ымыяхтахского воина в местности Кёрдюген.
       
       
      - Иванчик А.И. Воины-псы. Мужские союзы и скифские вторжения в Переднюю Азию.
      - Α.Κ. Нефёдкин. ТАКТИКА СЛАВЯН В VI в. (ПО СВИДЕТЕЛЬСТВАМ РАННЕВИЗАНТИЙСКИХ АВТОРОВ).
      - Цыбикдоржиев Д.В. Мужской союз, дружина и гвардия у монголов: преемственность и
      конфликты.
      - Вдовченков E.B. Происхождение дружины и мужские союзы: сравнительно-исторический анализ и проблемы политогенеза в древних обществах.
       
       
      - Зуев А.С. О БОЕВОЙ ТАКТИКЕ И ВОЕННОМ МЕНТАЛИТЕТЕ КОРЯКОВ, ЧУКЧЕЙ И ЭСКИМОСОВ.
      - Зуев А.С. Диалог культур на поле боя (о военном менталитете народов северо-востока Сибири в XVII–XVIII вв.).
      - О. А. Митько. ЛЮДИ И ОРУЖИЕ (воинская культура русских первопроходцев и коренного населения Сибири в эпоху позднего средневековья).
      - К. Г. Карачаров, Д. И. Ражев. ОБЫЧАЙ СКАЛЬПИРОВАНИЯ НА СЕВЕРЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В СРЕДНИЕ ВЕКА.
      - Нефёдкин А. К. Военное дело чукчей (середина XVII—начало XX в.).
      - Зуев А.С. Русско-аборигенные отношения на крайнем Северо-Востоке Сибири во второй половине  XVII – первой четверти  XVIII  вв.
      - Антропова В.В. Вопросы военной организации и военного дела у народов крайнего Северо-Востока Сибири.
      - Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров.
      - Laufer В. Chinese Clay Figures. Pt. I. Prolegomena on the History of Defensive Armor // Field Museum of Natural History Publication 177. Anthropological Series. Vol. 13. Chicago. 1914. № 2. P. 73-315.
       
      - N. W. Simmonds. Archery in South East Asia &the Pacific.
      - Inez de Beauclair. Fightings and Weapons of the Yami of Botel Tobago.
      - Adria Holmes Katz. Corselets of Fiber: Robert Louis Stevenson's Gilbertese Armor.
      - Laura Lee Junker. WARRIOR BURIALS AND THE NATURE OF WARFARE IN PREHISPANIC PHILIPPINE CHIEFDOMS.
      - Andrew  P.  Vayda. WAR  IN ECOLOGICAL PERSPECTIVE PERSISTENCE,  CHANGE,  AND  ADAPTIVE PROCESSES IN  THREE  OCEANIAN  SOCIETIES.
      - D. U. Urlich. THE INTRODUCTION AND DIFFUSION OF FIREARMS IN NEW ZEALAND 1800-1840.
      - Alphonse Riesenfeld. Rattan Cuirasses and Gourd Penis-Cases in New Guinea.
      - W. Lloyd Warner. Murngin Warfare.
      - E. W. Gudger. Helmets from Skins of the Porcupine-Fish.
      - K. R. HOWE. Firearms and Indigenous Warfare: a Case Study.
      - Paul  D'Arcy. FIREARMS  ON  MALAITA  - 1870-1900. 
      - William Churchill. Club Types of Nuclear Polynesia.
      - Henry Reynolds. Forgotten war. 
      - Henry Reynolds. THE OTHER SIDE OF THE FRONTIER. Aboriginal Resistance to the European Invasion of Australia.
      -  Ronald M. Berndt. Warfare in the New Guinea Highlands.
      - Pamela J. Stewart and Andrew Strathern. Feasting on My Enemy: Images of Violence and Change in the New Guinea Highlands.
      - Thomas M. Kiefer. Modes of Social Action in Armed Combat: Affect, Tradition and Reason in Tausug Private Warfare // Man New Series, Vol. 5, No. 4 (Dec., 1970), pp. 586-596
      - Thomas M. Kiefer. Reciprocity and Revenge in the Philippines: Some Preliminary Remarks about the Tausug of Jolo // Philippine Sociological Review. Vol. 16, No. 3/4 (JULY-OCTOBER, 1968), pp. 124-131
      - Thomas M. Kiefer. Parrang Sabbil: Ritual suicide among the Tausug of Jolo // Bijdragen tot de Taal-, Land- en Volkenkunde. Deel 129, 1ste Afl., ANTHROPOLOGICA XV (1973), pp. 108-123
      - Thomas M. Kiefer. Institutionalized Friendship and Warfare among the Tausug of Jolo // Ethnology. Vol. 7, No. 3 (Jul., 1968), pp. 225-244
      - Thomas M. Kiefer. Power, Politics and Guns in Jolo: The Influence of Modern Weapons on Tao-Sug Legal and Economic Institutions // Philippine Sociological Review. Vol. 15, No. 1/2, Proceedings of the Fifth Visayas-Mindanao Convention: Philippine Sociological Society May 1-2, 1967 (JANUARY-APRIL, 1967), pp. 21-29
      - Armando L. Tan. Shame, Reciprocity and Revenge: Some Reflections on the Ideological Basis of Tausug Conflict // Philippine Quarterly of Culture and Society. Vol. 9, No. 4 (December 1981), pp. 294-300.
      - Karl G. Heider, Robert Gardner. Gardens of War: Life and Death in the New Guinea Stone Age. 1968.
       
       
      - Keith F. Otterbein. Higi Armed Combat.
      - Keith F. Otterbein. THE EVOLUTION OF ZULU WARFARE.
       
      - Elizabeth Arkush and Charles Stanish. Interpreting Conflict in the Ancient Andes: Implications for the Archaeology of Warfare.
      - Elizabeth Arkush. War, Chronology, and Causality in the Titicaca Basin.
      - R.B. Ferguson. Blood of the Leviathan: Western Contact and Warfare in Amazonia.
      - J. Lizot. Population, Resources and Warfare Among the Yanomami.
      - Bruce Albert. On Yanomami Warfare: Rejoinder.
      - R. Brian Ferguson. Game Wars? Ecology and Conflict in Amazonia. 
      - R. Brian Ferguson. Ecological Consequences of Amazonian Warfare.
      - Marvin Harris. Animal Capture and Yanomamo Warfare: Retrospect and New Evidence.
       
       
      - Lydia T. Black. Warriors of Kodiak: Military Traditions of Kodiak Islanders.
      - Herbert D. G. Maschner and Katherine L. Reedy-Maschner. Raid, Retreat, Defend (Repeat): The Archaeology and Ethnohistory of Warfare on the North Pacific Rim.
      - Bruce Graham Trigger. Trade and Tribal Warfare on the St. Lawrence in the Sixteenth Century.
      - T. M. Hamilton. The Eskimo Bow and the Asiatic Composite.
      - Owen K. Mason. The Contest between the Ipiutak, Old Bering Sea, and Birnirk Polities and
      the Origin of Whaling during the First Millennium A.D. along Bering Strait.
      - Caroline Funk. The Bow and Arrow War Days on the Yukon-Kuskokwim Delta of Alaska.
      - HERBERT MASCHNER AND OWEN K. MASON. The Bow and Arrow in Northern North America. 
      - NATHAN S. LOWREY. AN ETHNOARCHAEOLOGICAL INQUIRY INTO THE FUNCTIONAL RELATIONSHIP BETWEEN PROJECTILE POINT AND ARMOR TECHNOLOGIES OF THE NORTHWEST COAST.
      - F. A. Golder. Primitive Warfare among the Natives of Western Alaska. 
      - Donald Mitchell. Predatory Warfare, Social Status, and the North Pacific Slave Trade. 
      - H. Kory Cooper and Gabriel J. Bowen. Metal Armor from St. Lawrence Island. 
      - Katherine L. Reedy-Maschner and Herbert D. G. Maschner. Marauding Middlemen: Western Expansion and Violent Conflict in the Subarctic.
      - Madonna L. Moss and Jon M. Erlandson. Forts, Refuge Rocks, and Defensive Sites: The Antiquity of Warfare along the North Pacific Coast of North America.
      - Owen K. Mason. Flight from the Bering Strait: Did Siberian Punuk/Thule Military Cadres Conquer Northwest Alaska?
      - Joan B. Townsend. Firearms against Native Arms: A Study in Comparative Efficiencies with an Alaskan Example. 
      - Jerry Melbye and Scott I. Fairgrieve. A Massacre and Possible Cannibalism in the Canadian Arctic: New Evidence from the Saunaktuk Site (NgTn-1).
       
       
      - ФРЭНК СЕКОЙ. ВОЕННЫЕ НАВЫКИ ИНДЕЙЦЕВ ВЕЛИКИХ РАВНИН.
      - Hoig, Stan. Tribal Wars of the Southern Plains.
      - D. E. Worcester. Spanish Horses among the Plains Tribes.
      - DANIEL J. GELO AND LAWRENCE T. JONES III. Photographic Evidence for Southern
      Plains Armor.
      - Heinz W. Pyszczyk. Historic Period Metal Projectile Points and Arrows, Alberta, Canada: A Theory for Aboriginal Arrow Design on the Great Plains.
      - Waldo R. Wedel. CHAIN MAIL IN PLAINS ARCHEOLOGY.
      - Mavis Greer and John Greer. Armored Horses in Northwestern Plains Rock Art.
      - James D. Keyser, Mavis Greer and John Greer. Arminto Petroglyphs: Rock Art Damage Assessment and Management Considerations in Central Wyoming.
      - Mavis Greer and John Greer. Armored
 Horses 
in 
the 
Musselshell
 Rock 
Art
 of Central
 Montana.
      - Thomas Frank Schilz and Donald E. Worcester. The Spread of Firearms among the Indian Tribes on the Northern Frontier of New Spain.
      - Стукалин Ю. Военное дело индейцев Дикого Запада. Энциклопедия.
      - James D. Keyser and Michael A. Klassen. Plains Indian rock art.
       
      - D. Bruce Dickson. The Yanomamo of the Mississippi Valley? Some Reflections on Larson (1972), Gibson (1974), and Mississippian Period Warfare in the Southeastern United States.
      - Steve A. Tomka. THE ADOPTION OF THE BOW AND ARROW: A MODEL BASED ON EXPERIMENTAL
      PERFORMANCE CHARACTERISTICS.
      - Wayne  William  Van  Horne. The  Warclub: Weapon  and  symbol  in  Southeastern  Indian  Societies.
      - W.  KARL  HUTCHINGS s  LORENZ  W.  BRUCHER. Spearthrower performance: ethnographic
      and  experimental research.
      - DOUGLAS J. KENNETT, PATRICIA M. LAMBERT, JOHN R. JOHNSON, AND BRENDAN J. CULLETON. Sociopolitical Effects of Bow and Arrow Technology in Prehistoric Coastal California.
      - The Ethics of Anthropology and Amerindian Research Reporting on Environmental Degradation
      and Warfare. Editors Richard J. Chacon, Rubén G. Mendoza.
      - Walter Hough. Primitive American Armor. 
      - George R. Milner. Nineteenth-Century Arrow Wounds and Perceptions of Prehistoric Warfare.
      - Patricia M. Lambert. The Archaeology of War: A North American Perspective.
      - David E. Jones Native North American Armor, Shields, and Fortifications.
      - Laubin, Reginald, Laubin, Gladys. American Indian Archery.
      - Karl T. Steinen. AMBUSHES, RAIDS, AND PALISADES: MISSISSIPPIAN WARFARE IN THE INTERIOR SOUTHEAST.
      - Jon L. Gibson. Aboriginal Warfare in the Protohistoric Southeast: An Alternative Perspective. 
      - Barbara A. Purdy. Weapons, Strategies, and Tactics of the Europeans and the Indians in Sixteenth- and Seventeenth-Century Florida.
      - Charles Hudson. A Spanish-Coosa Alliance in Sixteenth-Century North Georgia.
      - Keith F. Otterbein. Why the Iroquois Won: An Analysis of Iroquois Military Tactics.
      - George R. Milner. Warfare in Prehistoric and Early Historic Eastern North America.
      - Daniel K. Richter. War and Culture: The Iroquois Experience. 
      - Jeffrey P. Blick. The Iroquois practice of genocidal warfare (1534‐1787).
      - Michael S. Nassaney and Kendra Pyle. The Adoption of the Bow and Arrow in Eastern North America: A View from Central Arkansas.
      - J. Ned Woodall. MISSISSIPPIAN EXPANSION ON THE EASTERN FRONTIER: ONE STRATEGY IN THE NORTH CAROLINA PIEDMONT.
      - Roger Carpenter. Making War More Lethal: Iroquois vs. Huron in the Great Lakes Region, 1609 to 1650.
      - Craig S. Keener. An Ethnohistorical Analysis of Iroquois Assault Tactics Used against Fortified Settlements of the Northeast in the Seventeenth Century.
      - Leroy V. Eid. A Kind of : Running Fight: Indian Battlefield Tactics in the Late Eighteenth Century.
      - Keith F. Otterbein. Huron vs. Iroquois: A Case Study in Inter-Tribal Warfare.
      - William J. Hunt, Jr. Ethnicity and Firearms in the Upper Missouri Bison-Robe Trade: An Examination of Weapon Preference and Utilization at Fort Union Trading Post N.H.S., North Dakota.
      - Patrick M. Malone. Changing Military Technology Among the Indians of Southern New England, 1600-1677.
      - David H. Dye. War Paths, Peace Paths An Archaeology of Cooperation and Conflict in Native Eastern North America.
      - Wayne Van Horne. Warfare in Mississippian Chiefdoms.
       
       
      - A. Gat. War in Human Civilization.
      - Keith F. Otterbein. Killing of Captured Enemies: A Cross‐cultural Study.
      - Azar Gat. The Causes and Origins of "Primitive Warfare": Reply to Ferguson.
      - Azar Gat. The Pattern of Fighting in Simple, Small-Scale, Prestate Societies.
      - Lawrence H. Keeley. War Before Civilization: the Myth of the Peaceful Savage.
      - Keith F. Otterbein. Warfare and Its Relationship to the Origins of Agriculture.
      - Jonathan Haas. Warfare and the Evolution of Culture.
      - М. Дэйви. Эволюция войн.
      - War in the Tribal Zone Expanding States and Indigenous Warfare Edited by
      R. Brian Ferguson and Neil L. Whitehead.
      - I. J. N. Thorpe. Anthropology, Archaeology, and the Origin of Warfare.
      - Антропология насилия. Новосибирск. 2010.

    • Луки и все с ними связанное.
      Автор: hoplit
      Бичурин Н. Я. Статистическое описание Китайской империи.
       

    • Тексты по военной истории Китая.
      Автор: hoplit
      Е Лун-ли. «История государства киданей». На странице 44
      На китайском
      Я правильно понимаю, что это текст, аналогичный упомянутому в статье "К вопросу о терминах «чхорэк» и «тэупхо» в корейской хронике XV «Тонгук пёнгам»"? То есть "расплавленным "железным соком" поливали", с "железный сок" - "какая-то зажигательная смесь"?
    • "Мир тебе! ...Не могу я устоять перед пламенем твоим..."
      Автор: Неметон
      В 1862 году в храме Амона в Напате, древней столице кушитских царей, была найдена стела из розового гранита времен царствования фараона XXV кушитской династии Пианхи (746-716 гг. до н.э.) с описанием похода против правителя Саиса Тефнахта, который подчинив себе номархов и князей Нижнего Египта, фактически становился фараоном в Дельте, продолжая активно продвигаться на север:
      «Властитель Запада «великий князь в Нечери (центр Дельты) Тефнахт находится…в Ксоисском номе в Хапи, в … Аяне, в Пернубе и в Мемфисе. Он захватил весь запад от «Болотной страны» до Иттауи (резиденции первых фараонов XII династии между Мемфисом и Фаюмом), плывя на юг с многочисленным войском, в то время как Обе Земли объединены позади него.»
      Подчинив своей власти многих номархов Нижнего Египта, Тефнахт подошел к Гераклеополю:
      «…выступил он против Гераклеополя и полностью окружил его, не давая выходить выходящим, не разрешая входить входящим, ежедневно сражаясь. Измерил он его (город) в окружности его. Каждый князь знает свою стену, каждого князя и каждого правителя крепости он сделал ответственным за свой участок».


      Перед нами причина военных успехов Тефнахта - древнее воплощение бессмертного суворовского «Каждый солдат знает свой маневр». Осадив город, он лишает его подвоза продуктов, не открывает гуманитарных коридоров, подвергает город каждодневному штурму. Разделив город на секторы, он распределил их между князьями – союзниками, что сделало осаду последовательной и структурно выверенной. Подобная методичность при штурме города не могла не вызвать беспокойство князей южных номов, которые уже не рассчитывая на военную помощь Пианхи, открыто переходили на сторону правителя Саиса:
      «Немарат…князь Хатура (Гермополь) разрушил стены Неферуси (севернее Гермополя), срыл он собственный город из-за страха, чтобы не захватил он (Тефнахт) его с целью продвижения к другому городу. Смотри, он отправился, чтобы следовать за ним по пятам. Отпадает он от его величества. Пребывает он с ним в качестве одного из подручных в Оксиринхском номе и дает ему дары, сколько угодно из всех вещей, которые он нашел».
      Властитель Гермополя Немарат, стремясь не допустить разорения своей страны, добровольно разрушил опорный пункт и открыто перешел на сторону Тефнахта, что, наконец-то, переполнило чашу терпения Пианхи, который отдает приказ своим войскам:
      «И вот послал его величество и князьям, и военачальникам, находившимся в Египте, командующему Пуареу, командующему Лемерсекени и всем командующим его величества, находившимся в Египте, приказывая: «Выступайте в боевом порядке, начинайте битву, окружайте… захватите людей его, скот его, суда его, находящиеся на реке. Не давайте земледельцам выходить в поле, не давайте пахарям пахать. Наступайте на Гермопольский ном, сражайтесь с ним ежедневно.»
      Итак, мы видим, что гарнизоны с войсками кушитского царя находились на территории Египта, вверх по течению Нила, вне зоны непосредственного соприкосновения с продвигающейся на юг армией Тефнахта, которой оказывала помощь речная флотилия, параллельно следовавшая по Нилу. Удар должен был быть направлен на Гермопольский ном, вотчину предателя Немарата, которому предполагалось нанести ощутимый экономический ущерб, захватив пленных, домашний скот, сорвав работы в поле…
      «И вот послал его величество войско в Египет, строжайше приказывая: «Не нападайте ночью, … но, сражайтесь, когда видно. Объявите ему сражение издали. Если он скажет «торопитесь» войску и колесницам другого города, то засядьте ожидать прихода его войска. Сражайтесь только тогда, когда он скажет об этом. Если его союзники будут в другом городе, то пусть дождутся их. Князей, которых он призвал себе на помощь, и надежные ливийские отряды следует первыми вызвать на бой. Скажите: «Мы не можем кричать ему при смотре войск: «Запрягай лучших лошадей из своих конюшен, начинай сражение, ты знаешь, что Амон – пославший нас».
      В данном напутствии перед нами особенности военной стратегии и тактики кушитских войск, которые заключаются в следующем:
      - боевые действия вести только в дневное время суток
      - войска противника должны находиться в зоне видимости
      - войскам союзников, вышедших на подмогу Тефнахту, устроить засаду и недопустить их соединения с основными силами
      - использовать оборонительную тактику боя
      - нейтрализовать следует, в первую очередь, отряды союзных Тефнахту князей и ливийских наемников
      - не провоцировать противника
      Т.о, тактика, выбранная Пианхи, была довольно осторожной и вызвана, по всей видимости, малым количеством его войск в самом Египте, по сравнению с коалицией Нижнего Египта. В этих условиях особое значение приобретали время, место нанесения удара и тактические ходы для недопущения соединения армии Тефнахта с войсками союзных номов. Особое значение Пианхи отводил захвату древних Фив:

      «Когда достигните Фив, войдите в воду перед Карнаком, очиститесь в реке, оденьтесь в лучшие полотняные одежды, отложите луки, положите стрелы. Не похваляйтесь чрезмерно силой. Нет силы у могущественного, без его (Амона) ведома. Делает он слабого сильным так, что обращается в бегство множество от слабого, что захватывает один человек тысячу. Скажите ему: «Проложи нам путь. Да сразимся мы под сенью десницы твоей. Отряды новобранцев, которых ты послал, когда они атакуют, бегут от них многие».
      Пианхи придавал большое значение, как видно будет далее, уважительному отношению к богам номов и храмам вообще. Проведение ритуальных действий очищения перед боем в храме Амона было тем более необходимо вследствие того, что армия Пианхи состояла в основной массе из новобранцев. Видимо, именно в приграничных гарнизонах молодые солдаты набирались воинского опыта. Пианхи призывает не переоценивать свои силы, укрепить боевой дух и воодушевить молодых воинов. Это осторожная тактика мудрого полководца, которая принесла свои плоды:
      «Поплыли они вниз по течению и достигли они Фив. Совершили они все, как сказал его величество. Поплыли они дальше пол реке, вниз по течению, и нашли они много кораблей, направлявшихся вверх по течению с воинами, гребцами и всевозможными сильными отрядами Нижнего Египта, снабженными оружием против войска его величества. И вот была нагромождена великая груда трупов из них, неведомо их число. Захвачены воины их вместе с судами и приведены как пленные в место, где находился его величество»
      В битве на Ниле флотилия Тефнахта была разгромлена, пленные и захваченные суда были отведены в Напату, а армия Пианхи отправилась дальше к Гераклеополю для битвы с сухопутной армией Тефнахта, состоящей из отрядов его многочисленных союзников:
      «Царь Немарат, царь Иуапет (правитель Чентрему), начальник Ма (вероятно, сокращенно от Машуани – ливийского племени, поставлявшего наемников), Шешонк (командир ливийских наемников, подчиненных правителю Джеда) из Бусириса, владыка Джеда, великий начальник Ма,…армия владетельного князя Бекненефи вместе с его старшим сыном, начальником Ма, Неснекеди из Кинопольского нома, все князья, носящие перья из Нижнего Египта (известно, что ливийские князья носили страусиные перья) вместе с царем Осорконом, который находится в Бубасте (Осоркон III, фараон XXIII (ливийской) династии, чья резиденция находилась в Бубасте – столице XVIII нома Нижнего Египта в юго-восточной Дельте)…Все князья и начальники крепостей запада, востока и островов середины (Дельты) единодушно объединились как приверженцы великого властителя запада, правителя крепостей Нижнего Египта, пророка Нейт, владычицы Саиса, жреца Птаха Тефнахта.
      Т.о, костяк армии Тефнахта состоял из отрядов мятежных властителей номов Нижнего Египта, князей с островов середины Дельты Нила, ливийских наемников и гарнизонных войск крепостей, чьи командиры перешли на сторону Тефнахта. Несмотря на это, войскам Пианхи удалось оттеснить их на западный берег близ Перпега, у Гераклеополя, а, затем, решительным ударом обратить в бегство. Царь Немарат, спасая свою жизнь, направлялся к свою ному, в Гермополь, когда его настигла весть об осаде его города войсками Пианхи:
      «Было сказано ему: «Перед Гермополем враги из войска его величества захватывают людей его и скот его». И вот подступил он к Гермополю. Войско его величества находилось на реке у гавани Гермопольского нома. И вот услыхали они это, и они окружили Гермопольский ном с четырех сторон…»
      Штурм города не начался, войска Пианхи пока ограничились разорением предместий, флотилия стояла на Ниле, поэтому Немарату удалось проникнуть в город и организовать его оборону, что вызвало гнев Пианхи и его решение возглавить армию лично:
      «…я сам отправлюсь на север и разрушу стену, которую он сделал, заставлю отказаться его от битвы навеки.»
      Видимо, скрыться с места битвы удалось не только Немарату. Узнав о гневе фараона, его войска активизируют действия в Оксиринхском номе против Пермеджеда и штурмуют Тетехин, при штурме которого мы встречаем упоминание осадной техники:
      «Применили они против него таран, и стены его были разрушены. Сделали среди них большую резню…»
      Вслед за Оксиринхским номом пал Хатбену и Пианхи прибыл к Гермополю после посещения праздника Амона в Луксорском храме в Фивах, где выступил с речью перед войсками, коря их за медлительность. Лодка фараона доставила и его боевую колесницу:
      «Вышел его величество из каюты корабля, лошади были запряжены, колесница снаряжена».
      Взяв командование на себя, Пианхи использовал для штурма Гермополя весь имеющийся у него арсенал военной техники:
      «Был насыпан вал, чтобы окружить стену, и воздвигнута башня, чтобы поднять лучников для обстрела и метательные орудия для метания камней, причем ежедневно убивались их люди».
      Осадная техника кушитской армии включала в себя башни для доставки лучников к стенам осаждаемой крепости и метательные орудия, что в купе с насыпными валами, которые облегчали доступ штурмующих к своему сектору, весьма напоминает те методы штурма, которые были приняты в армиях Востока, в частности, ассирийской. Судя по последствиям, эта тактика приносила ощутимые плоды:
      «Настали дни, когда жители Гермополя были в отчаянии, ибо носы их были лишены свежего воздуха. И вот пал Гермополь на чрево свое, умоляя царя. Вышли посланцы и спустились, неся всякие прекрасные видом вещи, золото, всевозможные драгоценные камни, одежду в сундуках, диадему, которая была на его (Немарата) голове, урей, распространяющий страх перед ним, не переставая многие дни умоляли его (Пианхи) корону».

      В Гермополе из-за большого количества жертв начинается эпидемия. В лагерь Пианхи приходят посланцы Немарата с богатыми дарами, в т.ч. диадемой и уреем, как символами власти поверженного властителя города. Далее на стеле описывается, как в лагерь пребывает жена Немарата и его дочь, которые молят гарем Пианхи «дабы умилостивили вы Хора (Пианхи)». Сам Пианхи не склонен прощать предательство Немарата, говоря ему: «Ты должен покинуть дорогу жизни». Немарат же полон решимости добиться прощения фараона, преподнеся «много серебра, золота, ляпис-лазури, малахита, бронзы и всяких других драгоценных камней…»
      Пианхи вступает в Гермополь и приносит в жертву в храме Тота быков, телят и гусей, а также в храме восьми богов Гермополя. Его отношение к богам местного пантеона показательно. Ни в одном городе, который был захвачен его войсками, как мы увидим в дальнейшем, местные культовые сооружения не были разрушены. Тем самым, проявив уважение к служителям местных культов, как общеегипетских богов, так и местного пантеона, он заручился поддержкой влиятельного жречества. Пианхи вошел в качестве победителя во дворец Немарата и повествование обнаруживает его увлеченность лошадьми, когда он обнаруживает их в конюшнях, страдающими от голода, за что он укоряет Немарата:
      «мерзость для моего сердца, что лошадей моих заставили голодать, больше всякого совершенного тобою преступления при скупости твоей».
      Падение Гермополя явилось переломным моментом. В лагерь Пианхи пребывает с дарами царь Гераклеополя Пефнефдибаст, раскаявшись в своем предательстве:
      «Был я схвачен преисподней, я был поглощен мраком, среди корого мне ныне воссиял свет…Будет платить дань Гераклеополь в твою сокровищницу…»
      Далее «поплыл его величество на север к устью канала около Рахент (в Фаюмском оазисе). Нашел он Пер-Сехемхеперра с его вздымающимися стенами и его цитадель, которая была заперта, наполненными всеми отважными людьми Севера". Оценив возможные потери при штурме, Пианхи предлагает сдать город без боя, говоря:
      «Если пройдет краткое время и не откроют мне, вот вы будете в числе поверженных». Опять, весьма напоминает бессмертное суворовское «Я с войсками сюда прибыл. Двадцать четыре часа на размышление — и воля. Первый мой выстрел — уже неволя. Штурм — смерть». Горожане, поразмыслив. Принимают решение принять ультиматум Пианхи, прислав гонца со словами:
      «Смотри, твой город, его оплот «Дай входить входящим и выходить выходящим». Командир ливийских наемников вышел из города и «вошло в него войско его величества, не убив ни одного из всех людей». Подобная ситуация повторилась при осаде Мер-Атума, укрепленного города: «Смотрите, два пути перед вами, выбирайте, какой вам нравится: откроете – вы будете жить, замкнете – вы умрете. Мое величество не желает проходить мимо запертого города. Открыли они тотчас же…»
      Вслед за Мер-Атумом хорошо укрепленный Иттауи также покорился без боя, хотя Пианхи «нашел…укрепление запертыми и стены наполненными отважными воинами из северного Египта». И вновь Пианхи приносит жертвы местным богам и выказывает им уважение, как в Мер-Атуме и Гермополе. Его тактика ультиматума, обещание гуманного отношения к добровольно сдавшемуся городу, уважительное отношение к местным культам и большие жертвоприношения приносили свои плоды. Военные действия приближались к своему перелому, т.к. на пути Пианхи лежал древний Мемфис. И вновь фараон делает предложение властям города:
      «Не замыкайся, не сражайся, изначальное обиталище Шу. Пусть входит входящий и пусть выходит выходящий, пусть не задерживаются идущие. Принесу я жертву Птаху и богам, обитающим в Мемфисе, будет в сохранности и здоровье. Не будут плакать дети. Взгляните на номы юга: не был там убит ни один человек, кроме врагов, говоривших дурное против бога, которые были казнены, как преступники».
      Но Мемфис не внял предложению Пианхи и «заперли они крепость свою и выслали они против немногих воинов его величества свое войско, состоявшее из ремесленников, начальников строителей, корабельщиков гавани Мемфиса». Очевидно стремление Пианхи избежать штурма хорошо укрепленного крупного города. Обращает на себя внимание состав войска Мемфиса, в которых отсутствуют ливийские наемники, часто упоминавшиеся среди номовых ополчений юга Египта. Кроме того, ночью в Мемфис прибыл Тефнахт и, отдав приказ 8-тысячной армии держаться до его возвращения, отбыл в северные номы, чтобы вести переговоры об их лояльности, видимо. ценой значительных уступок и обещаний. Отбыл в спешке, т.к стела свидетельствует: «Сел он на лошадь и не потребовал своей колесницы». Чем располагал Мемфис для обеспечения достойного существования в условиях потенциальной осады? По словам самого Тефнахта, «Мемфис наполнен войсками, наилучшими в Нижнем Египте, ячменем, полбой, зерном всяким. Амбары переполнены. Имеется всякое оружие. Он укреплен стеной. Построен искусными мастерами большой заслон. Обтекает восточную сторону река. Не найти там места для нападения. Хлева полны быками, сокровищница снабжена всякими вещами: серебром, золотом, медью, одеждами, ладаном, медом, маслом…».
      По прибытии к стенам Мемфиса Пианхи собирает военный совет, на котором решалось, как штурмовать мощные, заново отстроенные и тщательно охранявшиеся укрепления:
      «Давайте осадим город…Воздвижем осадную башню. Соорудим мачту, сделаем паруса на его рубежах…Разделим его с каждой стороны, на возвышенностях…на его северной стороне, дабы поднять землю до уровня стен его для того, чтобы найти путь для наших ног».
      Итак, замысел Пианхи заключался в полной осаде с суши и со стороны Нила, и с помощью насыпных валов с северной стороны и атаки гавани приступить к штурму. Для этого Пианхи «выслал…свои корабли и свое войско, чтобы атаковать гавань Мемфиса…Доставили ему всевозможные речные суда, паромы, суда-сехери и транспортные суда, согласно числу их, которые были пришвартованы в гавани Мемфиса, и закрепили их носовые канаты среди его домов. Не было простолюдина, который бы плакал, среди всего войска его величества. Поплыл его величество самолично, чтобы выстроить корабли согласно количеству их».
      Выбранная тактика принесла плоды и Мемфис пал, некоторые правители Мемфисского нома бежали, некоторые явились с дарами:
      «Пришел царь Иуапет, вместе с начальником Ма…, наследственным князем Педиисе, и всеми князьями Нижнего Египта с их дарами…»
      На стеле содержатся ценные описания различных приношений и ритуалов поклонения богам, после того, как Пианхи, по обыкновению, обеспечив охрану храмов Мемфиса, принес обильные жертвы богам местного пантеона, в том числе Атуму, он отправился в Храм Ра:
      «Когда озарилась земля, очень рано, отправился его величество на восток, и жертва была принесена Атуму в Хераха, божественной Эннеаде в «Доме Эннеады» - пещеры богов находятся в нем, - состоящая из быков, короткорогого скота и птиц…»
      Интересное упоминание о локализации пещерных храмов великой «девятки богов» Гелиополя. Видимо, Дом Эннеады – это храмовый комплекс, вырубленный в скалах с девятью пещерами для поклонения Атуму, Шу, Тефнут, Гебу и Нут, Осирису, Исиде, Сету и Нефтиде. Можно установить состав жертвоприношения, согласно тексту стелы:
      «Было совершено на Песчаных холмах в Гелиополе перед Ра, при восходе его, большое жертвоприношение из быков, молока, мирры, благовоний и всяких сладкопахнущих деревьев». Затем Пианхи отправился в храм Ра, в Гелиополь, для отправления ритуала:
       «Был посещен «Покой убранства», чтобы облачаться в платье седеб. Очистился он благовониями и возлияниями. Венки для святилища солнца в Гелиополе были доставлены ему, и принесены ему цветы. Поднялся он по лестнице к большому окну, чтобы узреть Ра в святилище Солнца в Гелиополе. Царь сам стоял один. Сломал он засовы, открыл он врата и узрел своего отца Ра в святилище солнца в Гелиополе, утреннюю барку Ра и вечернюю барку Атума. Замкнул он врата, наложил глину и запечатал собственной царской печатью».
      Для ритуала наблюдения за солнцем фараон должен был очиститься, облачиться в священное платье и принести в качестве дара Ра венки из цветов, затем в одиночестве подняться к специальному окну, отворить створки и встретить первые лучи рассвета в храме. Возможно его молитвы продолжались целый день, т.к. упоминаются утренние и вечерние барки (не исключено, что в храме находились собственно сами ритуальные лодки). Затем он вновь замкнул врата, наложив оттиск своей печати. Мы видим, что Храм Ра в Гелиополе – священное место, куда доступ открыт только царям, поэтому, Пианхи вначале ломает печать, наложенную предшественником, а затем, запечатывает своей.
      Отпустив князя Педиисе и других князей Нижнего Египта в свои владения, чтобы они могли принести ему обещанные дары (и, вероятно, чтобы не ссориться с номовой знатью), в т.ч. «наилучших из наших конюшен – отборнейших лошадей», к которым он питал слабость, Пианхи отправился подавлять последние очаги сопротивления в землях Педиисе, город Меседе (по всей видимости, организованном не без участия беглого Тефнахта). Противник Пианхи испытывал определенные трудности с войсками. Мы видим, что наряду с наследственными князьями номов, милости фараона добиваются командиры Ма, ливийских наемников, что вполне соответствует самому духу наемничества в случае перемены военной фортуны.
      На сторону Пианхи перешли «…царь Осоркон из Бубаста, области Ра-нифер; …князь, начальник Ма, Пема из Бусириса; князь, начальник Ма из нома Хесебка; начальник Ма Пентаур; начальник Ма Пентибехент…»
      Учитывая, что именно они составляли костяк армии Тефнахта, на что особенно указывал Пианхи, исход противостояния после падения Мемфиса, был предрешен. Осознав, что дальнейшее сопротивление бесполезно, Тефнахт отправляет к фараону посла, со словами:
      «Мир тебе! ...Не могу я устоять перед пламенем твоим, ужасаюсь я перед твоей мощью…Ты не нашел слугу своего, пока я не достиг островов моря…Недуг в моих костях, голова моя обнажена, моя одежда изодрана…Дай войти мне к храму пред лик его, дабы я мог очиститься божественной клятвой».
      Итак, участь Тефнахта незавидна. Скрываясь на островах у побережья (или в самой дельте Нила), страдая от болезни и лишений, он просит Пианхи о милосердии и готов принести клятву верности в храме. Пианхи ответил согласием и Тефнахт клянется в верности в присутствии верховного жреца Херихеба Педиамоннестауи и военачальника Пуарема, говоря:
      «Да не преступлю я повелений царя, да не нарушу я того, что изрекает его величество. Да не совершу я злоумышления против князя без твоего ведома. Буду я поступать согласно сказанному царем. Не преступлю я приказаний его».
      Стела свидетельствует, что «Нет более нома, запертого для его величества, из номов юга и севера, запада и востока. Острова середины Дельты на чреве своем из страха перед ним, приносят свое имущество к месту, где находится его величество, подобно подданным дворца»
      В конце повествования, упоминается один любопытный эпизод, когда Пианхи отказал в приеме нескольким правителям, которые, по-египетским меркам, были нечисты:
      «Когда рассвело рано утром, прибыли эти два правителя юга и два правителя севера с уреями, дабы поцеловать землю перед могуществом его величества…Не вошли они во дворец, ибо они не были обрезаны и ели рыбу; мерзость это для дворца. Но царь Немарат вошел во дворец, ибо он был чист и не ел рыб. Стояли трое на ногах своих, но только один вошел во дворец.»
      Т.о, «чистый» - это тот, кто обрезан и не ест рыбу. Указанным параметрам соответствовал только князь Гермополя Немарат. Кем же являлись трое остальных?