Gurga

Зернью и в карты не играть

23 сообщения в этой теме

Документ 8 /№ 8 30 ноября 1686 года. – Поручная жилая запись, данная Сергею Племянникову о житье в надворничестве Андрея Долгого

Се аз Алексеевской слободы Максим Петров Ус, да я, Яков Алексеев сын Телегин, да я Ордынской сотни Петр Иванов, да я, Григорий Петров, в нынешнем во сто девяносто пятом году ноября в тридцатый день поручились мы стольнику Сергею Исакову сыну Племянникову Кормового дворца по помясе1 по Андрее Федорове сыне Долгом в том, что жить ему, Андрею, за нашей порукой у него, Сергея, в надворничестве на его московском дворе на Покровке в приходе у церкви Успения Пречистой Богородицы, что в Котельниках. И живучи ему, Андрею, за нашею порукою у него, Сергея, в надворничестве, никаким воровством не воровать, вином и табаком не торговать, зернью и в карты не играть, корчмы и блядни не держать, и воровским людям стану и приблуду не держать, и двора его не сжечь, и никакие хитрости не учинять, и в том его, Сергея, убытка ни в чем не учинить. А будет он, Андрей, за нашею порукою живучи у его, Сергея, на дворе его в надворничестве, учнет каким воровством воровать, вином и табаком торговать, зернью и в карты играть, корчму и блядню, и воровским людям стан и приблуд держать станет, или двор его сожжет, или какую хитрость учинит, и в том, ему, Сергею, убытка какого доставит, и на нас, на порутчиках, пеня Великих Государей /т./, а пеня, что Великие Государи укажут2 и убытки по его, Сергеевой, сказке. А у сей записи послух3 Петр Секетов. А запись писал Ивановской площади подъячий стольника и полковника Романова полку Сергеевича Ефимова сотенный Савка Григорьев. Лета 7195 году ноября в 30 день.

К сей жилой записи Троицкой площади подъячий Андрюшка Трапезников вместо поручиков Петра Васильева да сына его Григория Петрова по их велению руку приложил.
   Послух Петрушка руку приложил.
   Помета: «196 года марта во 2 день записать и пошлины взять».
   Явочная запись: «196 года марта во 2 день в Земском приказе перед думным дьяком Данилом Леонтьевичем Полянским ся жилая запись чтена и в книгу записана, пошлины по указу взяты и в книгу записано. Дьяк Максим Бурцов. Справил Устинка Баскаков».

...

В 1613-1614 гг. часовщики упоминаются еще и при Никольских воротах

…у дела на Спасской башне в часовниках не пить и не бражничать, зернью и в карты не играть, и вином и табаком не торговать, с воровскими людьми не знаться, и часы водить со всяким опасением…

...

Рядная запись судорабочих (бурлаки), выданная 13 сентября 7208 (1699г) астраханским приказчиком…

…И будучи им наймитом в той работе, никаким воровством не воровать, не пить и не бражничать, зернью и в карты не играть, вином и табаком не торговать и их хозяев не покрасть….

...

1700 г. … дня. По указу великого государя нас, Преображенского полку драгунов, ручали в том, что нам великому государю службу служить верно и над казной его, великого государя, дурна и хитрости никакой не учинить, лошадей и ружья и строевого платья не продавать и не терять, и с службы не бегать, вином и табаком не торговать, зернью и (в) карты не играть и с воровскими людьми не знаться и пьяными не напиваться

 

Стандартная фраза "зернью и в карты не играть".

Что за игра "зернь" и  в какие карты играли в 17в?
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вообще, интереснее, ИМХО, слово "помяс" - ЕМНИП, так называли тех, кто составлял сложные лекарства из растительных (возможно, не только из них) компонентов.

Остальное - как всегда, смотрим старые словари и готовые исследования:

Из ЭСБЕ:

Цитата

Зернь (стар.). — Так называются небольшие косточки с белой и черной сторонами, служившие предметом игры, особенно распространенной в XVI и XVII вв. Выигрыш определялся тем, какой стороною упадут брошенные косточки; искуссники умели всегда бросать так, что они падали той стороною, какой им хотелось. Эта игра считалась предосудительной: в наказах воеводам предписывалось наказывать занимающихся ею. Однажды только, в 1667 г., З. вместе с картами была отдана на откуп, в Сибири.

 

Цитата

Появление карт на Руси датируется 1600 годом — началом Смутного времени. Историческая версия связывается с ввозом карт поляками и украинскими'казаками, а также немцами, «во множестве наезжающими тогда в московское государство». При царе Алексее Михайловиче карты упоминаются в Уложении 1649 года в 15 статье XXI главы: «А которые воры на Москве и в городе воруют, карты и зернью играют и проигрався воруют, ходя по улицам, людей режут и грабят и шапки срывают... таких всяких чинов людем имая приводить в приказ... и тем вором чинить указ тот же, как писано... о татях» [272, т. 1, с. 139]. В середине XVII века вором называли всякого нарушителя закона, а «писано о татях» означало, что «тем людям, у кого карты и зернь вынут, велеть их бить кнутом». Несмотря на жестокость, проявленную царской властью в отношении играющих, «маленькому Алексею Михайловичу еще в царствование его отца Михаила Федоровича приобретались карты с целью забавы» [120, с. 115].

Начиная с середины XVII и вплоть до конца XIX века, история карточной игры в России характеризуется ярко выраженной амбивалентностью. С одной стороны, формирование карточных традиций проходило по линии воспроизводства «сверху вниз», т. е. традиции закладывались первыми лицами государства и царскими приближенными, а затем распространялись в русском обществе согласно принципу подражания. С другой стороны, постоянно издаваемые указы о запретах на карточные игры оставались малоэффективным средством борьбы с ними. «Обилие» запретительных актов свидетельствует о том, что карточные игры способствовали развитию негативных социальных процессов в русском обществе.

 

 

 

Комиссаренко С.С. "Игра в карты как культурная традиция русского общества XVIII-XIX вв." / Культурные традиции русского общества. СПб., 2003, с. 88-106.

 

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Бахрушин С. В. Труды по источниковедению, историографии и истории России эпохи феодализма: (Научное наследие). М., 1987.«Зернь» С. 118—121, 126).

«Зернь».doc

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Михаил Иванович Пыляев «Азартные игры» 1892г

ДЖОРДЖ ТУРБЕРВИЛЛЬ ПОСЛАНИЯ ИЗ РОССИИ

Еще они играют в кости, как кутилы; самые бедные жулики
Сядут даже в открытом поле, чтобы обыграть.
Их игральные кости очень маленькие, наподобие таких же,
Какие мы имеем. Он их поднимет, бросит через большой палец,

Но не трясет ни йоты; они подозрительны в игре,
И все же, я полагаю, у них отсутствует искусство, свойственное этой игре.

За игрой, если нет серебра, в ход пойдут седла, лошади и все,
Любая другая вещь идет за серебро, хотя бы и за ничтожную цену



 

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 10 червня 2016 р.в20:24, Чжан Гэда сказал:

Остальное - как всегда, смотрим старые словари и готовые исследования

С картами интересней.

Карты не были в таком большом употреблении, как зернь, но как забава были допущены даже при дворе.

В прежние времена спинка карт была белая…

 

Те карты, к которым мы привыкли…, пришли к нам в начале 17 века через Польшу и Германию из Франции. Во Францию же карты в середине 15 века попали из Италии, где была собственная карточная колода с непривычными для нас мастями.  Карты … в Италии … посейчас сохранили свой первоначальный вид: масти …называются чаши, динарии, палки и мечи. Итальянские карты относятся к, так называем, "латинским" (испанским, португальским) - это и есть первые европейские карты, завезенные на Апеннины в конце 14 века … из стран Востока. (Михаил Иванович Пыляев «Азартные игры» 1892г)
Судя по “Книге Игр” в Испании во времена короля Альфонса X карты были еще не известны. “Книга Игр” испанского короля Альфонса X была заказана между 1251 и 1282 г.

Игры в карты … проникли на полуостров через мусульманскую Испанию. Карты (na'ib или naipes), мастями которых были чаши, денье, шпаги и посохи, были моментально приняты повсюду. Их запретили для христиан в Арагоне в 1320 году, но они не перестали быть популярными. (Аделина Рюкуа СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСПАНИЯ”)

Предполагают, что в христианскую Европу игральные карты попали через мавританскую Испанию из мамлюкского Египта. Египетские мамелюки играли колодой из 52 карт с достоинствами от 1 до 10, в которой были четыре масти — мечи, клюшки, чаши и монеты, «малик» (король) и два его помощника — «наиб малик» и «тани наиб». Эту реликвию обнаружил Л.А Майер в запасниках Истамбульского музея Topkapi в 1939-м.  Все эти карты, в соответствии с религиозными запретами, не имели изображений человека. Слово «наиб» постепенно стало ассоциироваться с игральными картами в целом. Первоначально так и назывались карты в Испании (naipes) и в Италии (naibbe или naibi).

Карты были сделаны из четырех слоев бумаги склеенных вместе, при этом карты были очень жесткие.

Откуда же карты взялись на самом деле?

Мамлю́ки (также мамелю́ки, араб. مملوك‎, принадлежащий) — военное сословие в средневековом Египте, рекрутировавшееся из юношей-рабов тюркского (кипчаки) и кавказского (абхазы, черкесы, грузины и др.) происхождения.

Очевидно, что мамлюки – это уроженцы Крыма и Кавказа.

Какими картами играли аборигены Крыма?

Во-первых, на одном из крымских диалектов масти карт имеют названия: къылыч (меч), динар (монета), къуппа (чаша), къараматэс (посох), а также бирли (туз), эс (козырь).

Очевидно, что в Крыму играли картами, аналогичными картам мамлюков, когда туз еще был “первой единицей”.

Во-вторых, термин “бумага” – кяхъад (в других диалектах, как и в древнетюркском “кагъыт”); а также словосочетания: кяхъад-ахча - бумажные деньги, банкнота; кяхъад ойуны - игра в карты.

Обращает на себя внимание созвучие термина кяхъад с именем пятого ильхана Кейхату из династии Хулагуидов, который в 1294г пытался провести денежную реформу и ввести в оборот бумажные деньги. Банкноты Кейхату были напечатаны на белой бумаге, достоинством от 1 до 10 динаров (по другим сведениям – от 0.25 дирхема до 10).

Очевидно, что источник, из которого крымские аборигены узнали про карты, был прекрасно осведомлен, что колодой карт была пачка банкнот пятого ильхана Кейхату.


 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
12 часа назад, Gurga сказал:

Обращает на себя внимание созвучие термина кяхъад с именем пятого ильхана Кейхату из династии Хулагуидов, который в 1294 г. пытался провести денежную реформу и ввести в оборот бумажные деньги. Банкноты Кейхату были напечатаны на белой бумаге, достоинством от 1 до 10 динаров (по другим сведениям – от 0.25 дирхема до 10).

Подгонка. По-монгольски он будет Гайхат. Ринчэндорж Гайхат.

 

12 часа назад, Gurga сказал:

Во-вторых, термин “бумага” – кяхъад (в других диалектах, как и в древнетюркском “кагъыт”); а также словосочетания: кяхъад-ахча - бумажные деньги, банкнота; кяхъад ойуны - игра в карты.

Каγаδ по ДТС. Что в современном таджикском, например, дает заимствованное қоғаз, что гораздо ближе к оригиналу, зафиксированному в "Кутадгу билиг".

12 часа назад, Gurga сказал:

Очевидно, что мамлюки – это уроженцы Крыма и Кавказа.

Опять подгонка.

Мамлюки делились на бахритов и бурджитов. Т.е. кавказцев и тюрков. И Крым тут был на случайном месте - тюрок мог быть из Крыма, а мог быть еще откуда-нибудь.

13 часа назад, Gurga сказал:

арты … в Италии … посейчас сохранили свой первоначальный вид: масти …называются чаши, динарии, палки и мечи.

Ну, давайте проверять, а то в Интернете много всякого.

Пики - picche (пики), червы - cuori (сердца), трефы - fiori (цветы), бубны - quadri (четырехугольники).

А по-турецки -  Kupa (кружка, может, чаша) - черви, Karo (плитка) - бубны, Sinek (муха) - трефы, Maça (лопата) - пики.

Никуда не деться.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вот в СТАРОЙ Италии действительно были иные масти - Spade (шпаги или мечи), Coppe (кружки или чаши), Denari (монеты) и Bastoni (палки).

Вот масти по провинциям и государствам старой Италии:

Seme nelle carte bergamasche Seme spade carte bergamasche.svg Seme coppe carte bergamasche.svg Seme denari carte bergamasche.svg Seme bastoni carte bergamasche.svg
Seme nelle carte trevisane Seme spade carte trevisane.svg Seme coppe carte trevisane.svg Seme denari carte trevisane.svg Seme bastoni carte trevisane.svg
Seme nelle carte triestine Seme spade carte triestine.svg Seme coppe carte triestine.svg Seme denari carte triestine.svg Seme bastoni carte triestine.svg
Seme nelle carte trentine Seme spade carte trentine.svg Seme di coppe carte trentine.svg Seme denari carte trentine.svg Seme di bastoni carte trentine.svg
Seme nelle carte bresciane Seme spade carte bresciane.svg Seme coppe carte bresciane.svg Seme denari carte bresciane.svg Seme bastoni carte bresciane.svg
Seme nelle carte bolognesi Seme spade carte bolognesi.svg Seme coppe carte bolognesi.svg Seme denari carte bolognesi.svg Seme bastoni carte bolognesi.svg
Italiano Spade Coppe Denari Bastoni

Вот только времена меняются. 

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Собственно, некоторые карты из Топкапы, XV в.

Слева направо: 5 "клюшек для конного поло", 7 "мечей", 6 "монет", король "мечей" и "наместник" "клюшек для конного поло".

Mamluk_playing_card_1.jpgMULUKWA-5G.JPGMULUKWA-7S.JPGre.JPGvicere.JPG

Т.е. это совершенно другие карты и те, что пришли через Польшу в Россию в XVII в., были уже совсем иными. Времена, как я уже говорил, имеют тенденцию меняться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 18 червня 2016 р.в22:11, Чжан Гэда сказал:

Подгонка. По-монгольски он будет Гайхат. Ринчэндорж Гайхат.

Гайхату (Кейхату, Кайхату, Гейхату; монг. Гайхат) — пятый ильхан государства Хулагуидов . Имя пятого ильхана в источниках приводится по разному. Это не удивительно, в государстве Хулагуидов проживали люди разных языковых групп: персы, тюрки, арабы, армяне, грузины и др. Каждая языковая группа искажала имя ильхана в соответсвии с особенностями своего языка.

Термин «кяхъад» - бумага также испорчен, искажен, правильно «кагъыт» или как в ДрТ.

Подгонка? Да. Только подогнали термины давно.

Чтобы карточные термины вошли в лексикон, небходимо было играть такой колодой поколениями, вплоть до появления новой колоды с привычными мастями черви, бубны, трефи, пики.

Карты появились в промежутке между 1287г и 1320г.

Именно в этом промежутке времени в 1294г впервые в истории Передней Азии была сделана попытка выпустить по китайской модели бумажные деньги (чау) с принудительным курсом. Предложение восстановить финансы  изначально поступило от Изз ад-Дина Музаффара ибн Мухаммеда ибн Амида, советника визиря Садр ад-Дина Зенджани. Чау были пущены в обращение в Тебризе 12 сентября 1294 года, согласно Рашид ад-Дину, или в сентябре-октябре, согласно Вассафу.

Введение банкнот привело к экономической катастрофе. Цены выросли более, чем в десять раз. Торговцы отказывались отпускать товар за чау, торговля на базарах замерла; множество людей покинуло Тебриз. Садр ад-Дин Зенджани, получивший от ильхана почётный титул Садр-и джехан («Садр (опора) мира»), был прозван в народе Садр аль-чави («бумажный Садр»). После двухмесячного периода беспорядков правительство было вынуждено сперва разрешить использование монет для покупки продуктов питания, а после отменить указ о введении чау совсем. Имеющиеся данные связаны в основном с Тебризом и в меньшей степени с Багдадом, но Вассаф приводит список провинций, в которые были направлены эмиры для постройки печатных мастерских (чаухане, ср. китабхане). Ещё весной 1295 года, через некоторое время после свержения Гайхату, будущий ильхан Газан перехватил близ Семнана партию чау, направлявшуюся в Мазандеран. Он презрительно отметил, что бумага не выдержит влажного климата региона, и отдал приказ сжечь банкноты. Также были сожжены печатные машины (алат), следовательно, блоки для печати были деревянными, а не медными как в Китае.

Банкноты, описанные Вассафом, содержали надписи на китайском и шахада, исламский символ веры, и, кроме этого, имя Иринджин Дорджи, данное Гайхату тибетскими ламами. Банкноты были номиналом от четверти дирхема до 10 динаров, согласно Ибн аль-Фувати, не смотря на то, что продолжатель Абу-ль-Фараджа сообщает, что минимальный номинал был 1 динар. В персидском литературном языке Средней Азии слово чау ещё в XVIII веке имело значение «испорченная монета».

В народе визиря прозвали Садр аль-чави - "бумажный чадр". Очевидно, ильхана просклоняли точно также.

Каким путем карты попали в Крым? С запада: из Генуи или Венеции. Или с востока, например, с Кавказа?

Судя по карточным терминам, карты в Крым попали не из Европы. 
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
22 минуты назад, Gurga сказал:

Каждая языковая группа искажала имя ильхана в соответсвии с особенностями своего языка.

Только правильное имя - монгольское. Он был монголом.

23 минуты назад, Gurga сказал:

Подгонка? Да. Только подогнали термины давно.

Где есть ТАКОЕ искажение имени? В каком документе?

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

искажения на любой вкус:

Фазлуллах Рашид-ад-дин    Джами-ат-таварих - Гейхату был вторым сыном Абага-хана и произошел на свет от Нукдан хатун из рода татар. Бахшии нарекли его именем Иринчин-дорджи…

«История монгольских вторжений» (1212—1318 гг. Грузинские источники)- Кугату —  ильхан Гайхату

МАРКО ПОЛО «КНИГА О РАЗНООБРАЗИИ МИРА» - Киату (Ахату, Кокату и т. д.) — ильхан Гайхату (1291—1295), брат и преемник Аргона


 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 часов назад, Gurga сказал:

Термин «кяхъад» - бумага также испорчен, искажен, правильно «кагъыт» или как в ДрТ.

В разных тюркских языках слово "бумага" звучит по-разному. Например, в узбекском это очень близко к варианту из "Кутадгу билиг" - qog'oz (учитывая "оканье" ираноязычного субстрата, "о" вместо "а", следующего из оригинала, вполне объяснимо), кагаз в киргизском, қағаз в казахском (это практически оригинальное слово), а вот в турецком - kâğıt ("ğ" не читается, это типа умляута, "ı" читается как "ы" - получается в "русско-таджикской" транскрипции как "каъыт").

1 час назад, Gurga сказал:

искажения на любой вкус:

Нам нужно конкретное. Потому что подгонка идет под него.

1 час назад, Gurga сказал:

МАРКО ПОЛО «КНИГА О РАЗНООБРАЗИИ МИРА»

Я думаю, что его "искажения" - плод работы многочисленных переписчиков, которые коверкали "варварские" имена в соответствии со своими представлениями о гармоничности их произношения.

1 час назад, Gurga сказал:

Гейхату был вторым сыном Абага-хана

Да, в старомонгольском часто была финаль "-у", редуцируемая в современном языке - например, Бату сейчас - Бат.

Качество звука в первом слоге мне неизвестно - есть случаи, когда существуют "неустойчивые" звуки, со временем меняющиеся на вполне определенные. Тут сказать ничего не могу.

Т.е. у Рашид ад-Дина как раз все нормально.

Иринчиндорджи - вполне нормальный разговорный вариант, поскольку монгольский язык первоначально сопротивлялся (как и большинство тюркских языков) инициалям типа "л-" и "р-", обязательно предваряя их гласной. А само имя - совершенно тибетское, буддийское. Ринчэн - волшебная драгоценность, дорджи - громовая стрела.

9 часов назад, Gurga сказал:

Чтобы карточные термины вошли в лексикон, небходимо было играть такой колодой поколениями, вплоть до появления новой колоды с привычными мастями черви, бубны, трефи, пики.

В XVI в. карты уже приняли привычный нам вид и основной системой стала "французская масть" - нам привычная.

Во всяком случае то, что принесли поляки на Русь в Смутное время, уже имело пики. трефы, червы и бубны.

9 часов назад, Gurga сказал:

Каким путем карты попали в Крым? С запада: из Генуи или Венеции. Или с востока, например, с Кавказа?

Судя по карточным терминам, карты в Крым попали не из Европы. 

Может быть.

В 18.06.2016в09:54, Gurga сказал:

Очевидно, что источник, из которого крымские аборигены узнали про карты, был прекрасно осведомлен, что колодой карт была пачка банкнот пятого ильхана Кейхату.

Посмотрел бы я, как играть пачкой банкнот...

Суть такова, что никто не знает, какие карты на руках у соперника. Сначала рубашка была без всякого рисунка, потом, во избежание нанесения легко различимых меток, ее стали делать штрихованной в косую линейку - она сильно задрабливает фон и не дает легко различить мелкие пометки.

А вот с банкнотами... Обе стороны разрисованы вполне конкретно - как спрятать свои карты? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Качественные изображения юаньских банкнот с двух сторон не нашел - пока прикрепляю цинскую баочао.

Qing_Dynasty_banknote_(Xianfeng_Era).jpg

Очень хорошо видно, что каждая сторона имеет свои легко узнаваемый рисунок.

Даже не зная китайского и маньчжурского (в Юань - монгольского), можно по очертаниям надписи узнать, что на руках у противника.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

К сожалению, изображения до-цинских банкнот не очень хорошие, но все же видно, что сильно различаются обе стороны.

Юаньская (монгольская)

ChinesePaperMoney-599x360.jpg.3623238725

Сунская (китайская)

2009813181712381.jpg.f437e2a9ffd6831da69

В этом случае понимать, что у тебя на руках, можно легко - надо просто посмотреть на оборотную сторону.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 час назад, Чжан Гэда сказал:

А вот с банкнотами... Обе стороны разрисованы вполне конкретно - как спрятать свои карты?

ШАРАФ-ХАН ИБН ШАМСАДДИН БИДЛИСИ “ШАРАФ-НАМЕ”

…В каждом его городе из городов Азербайджана, Ирака Арабского и Персидского, Фарса, Хузистана, Диар-бекира, Арабистана, Хорасана и Рума построили чаохане. Это дело поручили мастеровым. В каждом городе на строительство чаохане была израсходована значительная сумма. Эти бумажные деньги представляли собой удлиненный четырехугольный лист бумаги, на котором было написано несколько слов по-китайски. На обеих сторонах было начертано сладостное изречение: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад пророк его» и слово «Иринчин-дорджи» — так именовал государя китайский хакан. В центре бумаги был начертан круг и указана ее стоимость (Букв. «вес») — от половины дирхема до десяти, и еще на той бумаге было начертано несколько строк такого содержания: «В 693 году государь мира ввел в употребление эти благословенные бумажные деньги, а кто займется подделкой, будет казнен с женой, детьми и своими родственниками»…

На сколько я понял, номинал был только на одной стороне.
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ШАРАФ-ХАН ИБН ШАМСАДДИН БИДЛИСИ “ШАРАФ-НАМЕ”

…В каждом его городе из городов Азербайджана, Ирака Арабского и Персидского, Фарса, Хузистана, Диар-бекира, Арабистана, Хорасана и Рума построили чаохане. Это дело поручили мастеровым. В каждом городе на строительство чаохане была израсходована значительная сумма. Эти бумажные деньги представляли собой удлиненный четырехугольный лист бумаги, на котором было написано несколько слов по-китайски. На обеих сторонах было начертано сладостное изречение: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад пророк его» и слово «Иринчин-дорджи» — так именовал государя китайский хакан. В центре бумаги был начертан круг и указана ее стоимость (Букв. «вес») — от половины дирхема до десяти, и еще на той бумаге было начертано несколько строк такого содержания: «В 693 году государь мира ввел в употребление эти благословенные бумажные деньги, а кто займется подделкой, будет казнен с женой, детьми и своими родственниками»…

На сколько я понял номинал был указан только на одной стороне.

Во всяком случае, на руках мастеровых остались станки для изготовления  бумажных денег, напечатать одну сторону не представляло сложности.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
10 час назад, Gurga сказал:

На сколько я понял, номинал был только на одной стороне.

Надписи на обеих - это сказано вполне определенно. Уже есть зацепки для внимательного глаза.

Попробуйте взять пачку долларов и сыграть. Если нет долларов - замените любыми другими банкнотами.

P.S. хотя, к сожалению, юаньская банкнота с обеих сторон плохого качества, на цинской банкноте четко с двух сторон указан номинал, причем надписи расположены по-разному.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот еще банкноты Юань с печатной доской для одной стороны:

9623873398a7efb85b61480971277809.jpg.1b6

просто юаньская банкнота с одной стороны

dd9f3bb4652e0877a9270ee360a55169.jpg.c03

и повторяющие их типологически банкноты Мин

ming-dynasty-400-cash_410.jpg.75abb02a63

138512c8dfc9d2acb01a966c276c542b.jpg.f58

Если делали по юаньскому образцу, то нейтральной "рубашки" не было и определить, что на руках у соперника, было легко.

К тому же сохранившиеся карты совсем другого вида.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Допустим, у мастерового чаохане или китабхане имеется в наличии обрудование, а также кипа никому не нужной ровно нарезаной на прямоугольнички белой бумаги и банкноты разных номиналов.

Как сделать из банкнот карты?

Варианты: 1.закрасить одну из сторон; 2.наклеить на одну из сторон белую бумагу, можно наклеить несколько слоев бумаги (например, четыре, как у карт), получится плотная карта; 3.напечатать на станке полуфабрикат - нанести изображение только на одну сторону.....

Осталось нанести масти. Почему мастей четыре?

Вариант (возможный). Ильхан Гейтау отстранил от власти монгольских эмиров и всю власть передал верховному визирю. Но при ильхане Газане было четыре высокопоставленных эмира из числа монгольской знати.  В официальных документах после имени главы государства шли имена этих четырех эмиров и только затем – главного визиря.

МЕЧ -  вооруженные силы возглавлялись верховным эмиром, избираемым главой государства из числа четырех высокопоставленных эмиров.

ЧАША - у монгол должность чашника была одной из высших должностей , касадар, перс. букв. «держатель чаши, чашник».

ДИНАР - одному из эмиров отдавали на откуп налоги

ПОСОХ - эмир  Ноуруз согласился поддержать Газан-хана под условием принятия последним ислама. Газан-хан принял ислам в 1295г еще до захвата власти. Карточная масть "караматэс" - где "карамат" и "эс" термины суфизма, буквально "волшебный посох (дервиша)"

Первоначально масти могли нанести просто с помощью трафарета.

Почему каждая масть имеет 13 карт?

Вариант: было 13 номиналов бумажных денег - 0.25дирхема, 0.5дирхема, 1дирхем и от 1 до 10динар.

Какая была первая игра? Наиб (араб.) - наместник, губернатор. По-персидски наместник "хоким". В Иране самая популярная игра так и называется Губернатор (Hâkem).

Количество колод: 1
Количество карт в колоде: 52
Количество игроков: 2, 3, 4 (пара на пару)
Старшинство карт: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, В, Д, К, Т.
Цель игры: первым набрать 7 очков.
Правила игры. Эта игра самая популярная карточная игра в Иране. В переводе с иранского на русский язык означает "Губернатор" или "Правитель".

Перед началом игры игроки жребием определяли губернатора и его напарника. Губернатор после раздачи назначает козырь.

Каждый из высокопоставленных эмиров был наместником одной из провинций, у каждого из них был свой визирь, визирь осуществлял управление с помощью местных наместников - хокимов и диванов.


 


 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
52 минуты назад, Gurga сказал:

Допустим, у мастерового чаохане или китабхане имеется в наличии обрудование, а также кипа никому не нужной ровно нарезаной на прямоугольнички белой бумаги и банкноты разных номиналов.

Выделил ключевое слово. Ибо неизвестно происхождение игральных карт - может, Иран. А может - не Иран, а Турция, Индия и т.п.

52 минуты назад, Gurga сказал:

Осталось нанести масти. Почему мастей четыре?

К тому же у разных народов они разные. По молодости играл с друзьями-корейцами в их национальные карты. У них совсем другие масти, фигуры на картах, правила. Они делались самостоятельно - из картона, рисовались фигуры, раскрашивались.

Жаль, но эта культура (сахалинских корейцев) утрачена почти полностью. Молодые уже не помнят, а старые или повымирали, или совсем плохи уже.

52 минуты назад, Gurga сказал:

Какая была первая игра? Наиб (араб.) - наместник, губернатор. По-персидски наместник "хоким". В Иране самая популярная игра так и называется Губернатор (Hâkem).

Может быть, это была первая игра именно в Иране. За отсутствием точных сведений о месте возникновения карт и совершенно различных их разновидностей в разных странах могло быть все, что угодно.

Думаю, китайцы играли в карты намного раньше (считается, что они возникли уже в период Тан), и игры у них были свои.

Тут нельзя обобщать просто так - надо разбить на направления и в каждом разбираться отдельно.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 21 червня 2016 р.в08:55, Чжан Гэда сказал:

Попробуйте взять пачку долларов и сыграть. Если нет долларов - замените любыми другими банкнотами.

Наклеить доллары на картонки и играть, а также наклеить еще марки, франки, лиры одинаковых номиналов и получить колоду карт с четырьмя разноцветными мастями.

В 20 червня 2016 р.в22:09, Gurga сказал:

В каждом его городе из городов Азербайджана, Ирака Арабского и Персидского, Фарса, Хузистана, Диар-бекира, Арабистана, Хорасана и Рума построили чаохане.

Чаохане были построены во многих городах разных провинций. Купюры могли отличаться как по цвету, так и по исполнению. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Gurga сказал:

Купюры могли отличаться как по цвету, так и по исполнению. 

Образцы есть?

Если делали по-китайскому образцу, то изменения могли быть минимальными (внесли хутбу, например, на имя правящего ильхана).

1 час назад, Gurga сказал:

Наклеить доллары на картонки и играть, а также наклеить еще марки, франки, лиры одинаковых номиналов и получить колоду карт с четырьмя разноцветными мастями.

Тогда это уже не игра банкнотами, а игра специально сделанными картами на основе банкнот.

Учтем, что бумага тогда - предмет не самый распространенный.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


 


 

"кяхъад-ахча - бумажные деньги"

Акче (беловатый) - турецкая серебряная монета, впервые стала чеканиться при Османе.

1.Хулагуидам подчинялся Конийский (Иконийский), Румский, или Сельджукский султанат, в который входил бейлик Османа.  В 1299 г. Осман объявил свой бейлик независимым государством. 

Очевидно, Осман и его окружение прекрасно знали, кто такой ильхан Кейхату и знали о его денежной реформе.

2.В 1302-1306гг турки-османы имели военные столкновения с наёмниками каталонской компании. Впоследствии, часть турецких всадников в 1311г совместно с каталонцами завоевала Грецию.

3.Карты запретили для христиан в Арагоне в 1320 году. (Аделина Рюкуа СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСПАНИЯ”) )

Очевидно, что был непосредственный контакт турков и испанцев. То есть, карты могли попасть к испанцам через турок-османов, а не из Египта от мамюков.



 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас