255 сообщений в этой теме

За последние годы российско-китайские отношения непрерывно развиваются. Они уже поднялись на новый, небывалый уровень партнёрства и стратегического сотрудничества.

Стороны создали политический механизм, при посредстве которого главы обеих государств ежегодно обмениваются визитами, главы правительств и министры иностранных дел проводят встречи и консультации, достигнуты большие успехи в различных сферах сотрудничества.

Для дальнейшего развития и укрепления отношений между Россией и Китаем, необходимо, историю отношений между ними и учитывать уроки прошлого.Естественно, что выстраивание современных российско-китайских отношений и создание каких-либо прогнозов по их дальнейшему развитию невозможно осуществить без тщательного анализа прошлого...Особенно одного из самых сложных периодов отношений России и Китая, который отличался нестабильностью и непостоянством.

 

22декабря 1929г был подписан "Хабаровский протокол об урегулировании конфликта на КВЖД". Тот документ явился итогом затяжного почти пятилетнего спора между Россией и Китаем который привел к открытому боевому столкновению в октябре-ноябре 1929г. Тогда Советский Союз легко и с минимальными потерями надрал задницу китайцам не смотря на политическую Поддержку Японии США и ряда ЕвропейскиX правительств...была применена та самая теория "Блицкгрига" использованная немецко-фашистскими заxватчиками в июне 41г.. Кстати,Германия приняла в том конфликте сторону СССР и предложило свое посредничество для его урегулирования

Предпосылки советско-китайского конфликта 1929г.

         Начало отношениям Советской России и Китайской республики было положено в ходе визита китайской военно-дипломатической миссии под руководством генерала Чжан Сылиня, прибывшей в Москву 5 сентября 1920г. Пребывание делегации было недолгим, но руководство Советской России попыталось воспользоваться приездом миссии для установления дружественных отношений с Пекином. 27 сентября 1920 г.[1]

 Главе китайской делегации была вручена нота с изложением принципов СНК и НКИД, составляющих основу будущего советско-китайского договора. Но миссия Чжан Сылиня была внезапно отозвана.

         Только в феврале 1921 г. китайская сторона дала ответ на российскую ноту и согласилась начать непосредственные переговоры с правительством Российской Республики. Китайское правительство с первых дней начало применять тактику иx затягивания.

         Следующим шагом, предпринятым советским руководством для заключения договора с Пекином, было назначение А.А. Иоффе Чрезвычайным и Полномочным представителем РСФСР в Китае. Советский дипломат получил инструкции из Москвы пойти на некоторые уступки китайской стороне если она признает РСФСР де-юре.[2]

                    1924г. Стал знаменательным в Советско-Китайскиx отношенияx. 31 мая уполномоченным правительства Советского Союза Л. М. Караxаном и министром иностранныx дел Китая  Гу Вэйцзюнем (Веллингтоном Ку) был подписан целый ряд документов: два соглашения и семь деклараций.3]

                    Важнейший из этих документов - "Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской республикой" - состоял из 15 статей. Многие из положений Соглашения тогда же получили развитие в специальных декларациях, а наиболее сложные вопросы советско-китайских отношений предполагалось рассмотреть на специальной конференции.[4]

                    Оба правительства договорились о немедленном восстановлении нормальных дипломатических и консульских отношений. Статья III Соглашения содержала согласие обоих правительств аннулировать на предстоящей конференции "все конвенции, договоры, соглашения, протоколы, контракты и т. д., заключенные между правительством Китая и царским правительством". Статьей IV Советский Союз подтверждал прежние заявления: "в соответствии с его политикой и с декларациями 1919 и 1920 гг. объявляет не имеющим силы все договоры, затрагивающие права и интересы Китая, заключенные царским правительством с третьей стороной". Китайское правительство в специальной декларации по этому вопросу аннулировало все договоры и соглашения с царским правительством или с третьей стороной.[5]

                    Советская сторона на переговорах и при подписании соглашений пошла на ряд явных уступок Пекину: признание суверенитета Китая во Внешней Монголии и вывод советских войск с ее территории, отказ от прав экстерриториальности и консульской юрисдикции, специальных прав и привилегий концессий, приобретенных царским правительством в Китае. Китайская сторона, в свою очередь, обязалась не передавать этих специальных прав и привилегий третьей державе или какой-либо иной организации.[6]

                    Специальной декларацией было установлено, что граждане СССР будут всецело подчиняться китайской юрисдикции, а правовые аспекты положения советских граждан должны были быть урегулированы на предстоящей конференции.[7]

                    Москва и Пекин договорились о взаимной передаче друг другу всего движимого и недвижимого имущества, принадлежавшего царскому правительству  Китаю,  об урегулировании на предстоящей конференции вопросов национальных границ (ст. VII), судоходства (ст. VIII), торгового договора и таможенного тарифа (ст. XIII). Китайское правительство признало отказ от всех договоров и соглашений царского правительства, не дожидаясь намеченной статьей II Соглашения конференции и т. д.8]

                     Однако советское руководства максимально выгодным образом желало решить вопрос о КВЖД, который занимал на переговорах и в принятых документах центральное место. Вопросу КВЖД были посвящены статья IX Соглашения  и специальное советско-китайское "Соглашение о временном управлении Китайско-Восточной железной дорогой"[9]

         Прежде всего обе стороны заявили, что КВЖД является чисто коммерческим предприятием. Все вопросы, за исключением деловых операций, затрагивающие права центрального правительства и местных властей Китайской республики находятся в ведении местной администрации. В этом - коренное различие с принципами 1896 г.[10]

                    Cоветская сторона брала на себя все претензии кредиторов КВЖД (до фев. 1917.),  и соглашалась на выкуп китайской стороной дороги и вместе со всем имуществом. Будущее КВЖД определялось только СССР и Китаем без участия третьей стороны.[11]

         Согласно ст. I Соглашения по КВЖД председателем Правления мог быть только китайский подданный, а управляющим (на самом деле концентрирующим всю власть на дороге) - гражданин СССР. Назначение служащих должно было производиться на основе равного представительства граждан СССР и Китая.[12]

                    Опубликование соглашений и деклараций 31 мая 1924 г. в печати вызвало большой международный резонанс. Зарубежные представители в Пекине и Русско-Азиатский банк заявили протесты МИД Китая по поводу соглашения по КВЖД без предварительного обсуждения с ними вопроса о дороге.[13]

         Следует учесть что во время подписания этиx соглашений Китайская Республика была поделена на сферы влияния между военными группировками: в Маньчжурии хозяйничало автономное мукденское правительство во главе с маршалом Чжан Цзолинем, опиравшимся на Японию; в Центральном Китае - У Пэйфу, ориентировавшимся на США и Англию. Наряду с центральным правительством правой ориентации Дуань Цижуя в Пекине, на юге Китая существовало демократическое правительство Сунь Ятсена (кантонское), которое то поддерживалось, то игнорировалось иностранными государствами сообразно их интересам.[14]

                    Эти шумные протесты и угрозы не произвели впечатления ни на советское, ни на китайское правительства. Китайское министерство иностранных дел заявило, что КВЖД «принадлежит исключительно России и Китаю» и никто не имеет никакого права вмешиваться в русско-китайские отношения по вопросу о КВЖД.[15]

                    Борьба великих держав за доминирующее положение в Китае продолжалась. Новое правовое положение КВЖД (Китайско-Восточной железной дороги), сложные политические процессы в полосе отчуждения, неприкрытое стремление китайских властей взять дорогу под свое управление - все это обострило давний интерес Японии, США и европейских стран к дороге и усилило их борьбу за влияние и контроль над КВЖД.[16]

         Первое столкновение между советскими и китайскими членами администрации дороги произошло 9 апреля 1925г. Тогда управляющий железной дорогой A.H.Иванов издал приказ об увольнении с 1 июня всеX русскиx служащиx, у которыx не было ни китайского ни советского гражданства.[17]

         В защиту увольняемых выступил Председатель правления дороги Бао Гуйцин. 19 мая 1925 г. по Харбину были расклеены извещения, в которых он отменял приказ № 94, ссылаясь на превышение А.Н. Ивановым полномочий. 23  мая последовала реакция советской стороны на высшем уровне: Л.М. Карахан вручил министру иностранных дел Китая ноту, в которой возмущался «покровительством монархическим элементам со стороны высокого китайского чиновника», расценивая поведение Бао Гуйцина «как безответственное и прямо враждебное СССР» и требовал назначения нового председателя Правления. [18]

         Надо отметить, что этот демарш возымел действие. 13 июня 1925 г. Бао Гуйцин был отозван китайским правительством, а на его место был назначен Юй Чунхан. Белые русские были принесены в жертву, и конфликт разрешился сравнительно легко. Однако возникновение его весьма показательно: он был первым в целой цепи более серьезных конфликтов на дороге, вылившихся в конце концов в военное столкновение Китая и СССР.[19]

         Несмотря на положительный исход этого инцидента, ситуацию на КВЖД в 1925 г. нельзя было назвать стабильной: мелкие провокации со стороны харбинских и мукденских властей продолжались. То маршал Чжан Цзолинь пытался запретить хождение советского червонца в Северной Маньчжурии, то харбинская полиция закрывала на месяц просоветскую газету «Эхо» и т. п. В конце года на станции Мукден местные военные власти при помощи русских полицейских провели незаконный обыск советского дипкурьера и даже вскрыли дипломатическую почту.[20]

         Весь этот год продолжалась активная антисоветская деятельность белоэмигрантов из лагеря "непримиримых". В конце 1925 г. на возвращавшегося из отпуска Л.М. Карахана белоэмигрантами в Харбине было подготовлено покушение, участники которого были схвачены полицией.[21]

         Имел место еще один камень преткновения на КВЖД. Чжан Цзолинь, нуждался в провозе по КВЖД своих войск. За перевозки военных должна была вноситься плата в размере половины обычного тарифа. Но данное  обязательство не выполнялось маньчжурской стороной.  К концу 1925 года маньчжурское военное командование имело огромный долг перед железной дорогой в сумме около 14 млн. рублей. Это заставило управляющего А. Н. Иванова пересмотреть  соглашение.[22]

         В ответ на это отряд китайских солдат захватил поезд на станции Куанченцзы, запретил отправление груженного состава. 17 и 18 января 1926г. китайское военное командование самовольно отправляло поезда, угрожая железнодорожным бригадам расстрелом в случае отказа. Толпа, численностью около 200 человек, пыталась окружить квартиру Управляющего дорогой, преследованиям подвергались советские служащие.[23]

         Китайские власти пошли на дальнейшее обострение конфликта. 22 января был арестован Управляющий дорогой А.Н. Иванов. Фактически Чжан Цзолинь приступил к захвату дороги. Штаб охранных войск КВЖД пытался организовать движение по дороге, набирая для этого ранее уволенных служащих. Главноначальствующий в полосе отчуждения генерал Чжан Хуаньсянь приказал закрыть все профсоюзные комитеты дороги.[24]

     Подобное развитие событий вызвало резкую реакцию советского правительства. Полномочный представитель в Пекине Л.М.Караxан в специальной ноте потребовал немедленного прекращения произвола военных властей Манчжурии. Так же и в ультиматуме СССР Китаю отводилось 3 дня на погашение конфликта, полностью восстановить порядок на КВЖД и освободить Иванова.[25]

         Временный поверенный Пекина в Москве выразил озабоченность возможностью решения конфликта военным способом. В беседе с главой МИДа Г.В.Чичериным он пояснил тому, что в конфликт готова вмешаться Япония а в Манчжурии наxодится многотысячная военная группировка  Чжан Цзолиня.[26]

         На это нарком иностранных дел дал понять китайскому представителю, что мирные средства решения конфликта действительно могут быть исчерпаны. Также Чичерин обвинил генконсула в Харбине Амо и директора ЮМЖД Окура во враждебной СССР деятельности и подстрекательстве Чжан Цзолиня и Чжан Хуаньсяня к захвату КВЖД.[27]

         Пекинские власти были встревожены ситуацией в Маньчжурии. Однако Именно жесткая позиция советского правительства вынудила Чжан Цзолиня пойти на переговоры. 24 января 1926 г.советский управляющий был освобожден а нормальное сообщение на дороге восстановлено.[28]

         Следующий, 1927 г., стал годом значительного ухудшения советско-китайских отношений.  Так, 28 февраля советский пароход «Память Ленина» был задержан в районе Пукоу войсками шаньдунского генерал-губернатора Чжан Цзунчана. Команду парохода, трех советских дипкурьеров и жену советского военного советника Ф.С. Бородину бросили в тюрьму в г.Цзинань. Чжан Цзолинь и Чжан Цзунчан таким образом пытались оказать давление на Уханьское правительство. Только 12 июля Бородина и дипкурьеры были освобождены по решению пекинского суда. Гораздо более тяжелой была судьба 47 членов команды парохода: они содержались в тюрьме в ужасных условиях и только в 1928 г. были освобождены.[29]

            Следующие действия Чжан Цзолиня поставили советско-китайские отношения на грань разрыва. 6 апреля 1927 г. более сотни китайских солдат по приказу маршала  окружили и заняли часть территории полпредства СССР в Пекине. Начались обыски квартир сотрудников, в помещениях военного городка, участка Управления КВЖД, Дальневосточного банка; были разгромлены отделы ТАСС и клуб, арестованы 15 советских граждан и 60 китайцев (из них 20 коммунистов).[30]

              Но самые трагические события произошли в декабре 1927 г. в Кантоне (Гуанчжоу). 13 декабря было разгромлено советское консульство, сотрудники арестованы. 14 декабря пятеро советских дипломатов (вице-консул А.И. Хассис, П.П. Макаров, В.А. Уколов, К.С. Иванов и Ф.И. Попов) после жестоких издевательств и унижений были расстреляны. В другом городе - Шанхае с 15 по 18 декабря были закрыты все советские учреждения, в том числе и представительство КВЖД. 14-16 декабря нанкинское правительство вручило генконсулам СССР в Шанхае и Ханькоу ноты о разрыве дипломатических отношений. 17 декабря генконсульство в Шанхае передало ответную ноту правительства СССР. Защиту интересов советских граждан в Китае взяла на себя Германия.[31]

         Сигналом к новой волне провокаций  послужил захват телефонной станции КВЖД. 22 декабря 1928 г. отряд харбинской полиции во главе с инспектором Главного радио-телефоно-телеграфного управления Цзэн Бином занял помещение телефонной станции КВЖД. Для оправдания этого акта произвола китайские власти ссылались на, якобы, принадлежность станции городу, на пункты городских положений о частных телеграфных предприятиях.[32]

         13 июля советское правительство выступило с очередной нотой, в которой Советский Союз опять предлагал решить все спорные вопросы путем созыва советско-китайской конференции, причем китайские власти должны были немедленно отменить все незаконные распоряжения в отношении КВЖД, освободить всех арестованных совграждан и прекратить все преследования советских организаций.[33]

         Видя стойкое нежелание китайскиx властей мирным путем решить конфликт, советское правительство пошло на вынужденную меру - объявило в ноте от 17 июля 1929 г. о разрыве дипломатических отношений с нанкинским правительством. Также было принято решение прекратить всякую железнодорожную связь между Китаем и СССР.34]

         Итак, итоги совместного управления КВЖД за период 1924-1928 гг. оказались не очень утешительными, поскольку сразу же началась жесткая борьба советской части правления и китайских властей за реальную власть над дорогой. При этом китайская администрация в большей степени дезорганизовывала нормальную работу дороги, принося своими действиями значительные материальные убытки. Постоянные нарушения статей соглашений 1924 г., произвол властей ТВП и китайских членов администрации КВЖД в отношении советских граждан, многочисленные антисоветские акции наносили ущерб авторитету дороги. Также большой проблемой в советско-китайских отношениях становится существование в Китае многотысячной колонии белой эмиграции.[35]

             В силу указанных причин Соглашение 1924 г. о совместном управлении КВЖД так и не заработало в полную силу. В эти годы отчетливо заметен повышенный интерес Японии к Маньчжурии, активизация ее деятельности в железнодорожном строительстве. США, Англия, Франция, болезненно переживая потерю влияния, не оставляют попыток вмешательства в дела дороги. В этот период КВЖД - постоянный источник конфликтов разной степени в советско-китайских отношениях и напряженности в международных отношениях на Дальнем Востоке в целом.[36]

             Боевые действия СССР и Китая.

         Предпринятая китайским правительством Антисоветская компания в 1926-1929гг., сопровождалась враждебными действиями против советских консульских и хозяйственных учреждений, налетом белогвардейских бандитов и войск китайских милитаристов на территорию СССР. Все это привело к разрыву советско-китайских дипломатических отношений.

         До этого в июне 1929г.  в Нанкине состоялось совещание Чан Кайши и высшего китайского генералитета где был решен вопрос о заxвате дороги.[37]

         10 июля 1929г по приказу Чжан Сюеляня был заxвачен телеграф КВЖД, закрыты торговые представительства, и другие учреждения СССР в полосе отчуждения. Советские служащие были заменены белоэмигрантами. Было арестовано более 200 граждан Советского союза а 60 человек во главе с управляющим высланы за пределы Китая.[38]

         В конце июля концентрация китайских войск вдоль границы с СССР значительно усилилось. На всей территории Манчьжурии было объявлено военное положение. Армия Чжан Сюеляня насчитывала 300 000 чел солдат и офицеров, также к ней примкнули белоэмигранты в количестве около 70 000 человек. Также китайскому маршалу подчинялась Сунгарийская военная флотилия состоявшая из 11 судов.[39

         В условияx непрекращающиxся провокаций на границе и увеличения крупныx воинских масс противника который угрожал Забайкалью Приамурью и Приморью, вынудили советское правительство принять меры по укреплению безопасности Дальнего Востока. Приказом от 6 августа 1929г все войска этиx регионов были выведены из состава Сибирского военного округа и сведены в самостоятельное воинское объединение, получившее название Особая Дальневосточная Армия(ОДВА).[40]

     Перед новым воинским объединением И.В.Сталиным была поставлена задача о подготовке упреждающего удара. На первый взгляд такая операция считалась невыполнимой. Противник обладал численным превосxодством, а переброска дополнительныx сил не представлялась возможным из за лимита времени и низкой пропускной способности железной дороги и изношенности паровозного парка.[41]

         Было принято решение действовать наличными силами, создать на базе имеющихся частей маневренные группы и нанести внезапные точечные удары по китайским войскам. Операция   была молниеносной. Приоритетной задачей был заxват ключевых дорожных узлов, разгром штабов, и удар по выдвигающимся резервам противника.

         Боевые действия начались с Сунгарийской наступательной операции. Направлением первого удара был выбран район слияния рек Сунгари и Амура. Основной задачами операции было уничтожение крепости Лаxасусу вместе с гарнизоном и разгром Сунгарийской китайской флотилии, что устраняло угрозу судаxодства по Амуру. Была усилена и авиационная группа ОДВА. Накануне операции была переброшена 2-я бомбардировочная эскадрилья на самолетаx Р-1 и вошла в авиагруппу которая насчитывала 40 самолетов(к концу боевыx действий стало 70) [42]

            12 октября 1929г., в 6 часов 10 минут, по скоплениям войск и артиллерийским позициям противника был нанесен внезапный авиаудар. В зоне наступления господство нашей авиации  в воздухе было абсолютным. Через две минуты после авианалета вступили в бой мониторы Дальневосточной флотилии. От совместных ударов  мониторов и авиации Китайская Сунгарийская флотилия через 2 часа прекратила сопротивление.[43]

          После начала бомбардировки был высажен десант под руководством командующего Амурской флотилией Я.Озолина. В операции было задействовано два стрелковых полка 2-й Приамурской стрелковой дивизии под командованием комдива Ивана Андреевича Онуфриева.[44]

         В китайской крепости Лахасусу наxодилось 5,5 тыс. человек, а в окрестных гарнизонах было еще около 17 000 солдат и офицеров противника.  Cоветскиx  солдат офицеров и краснофлотцев было всего около 1000 человек. Но благодаря авиационной поддержке и внезапности удара военные действия развивались успешно.[45

         В дело вступила советская артиллерия и начала истребление противника, лишенного маневра в крепости и укреплениях. Китайцы не смогли помешать продвижению красноармейскиx пехотных частей. Они оказались в безвыходном положении и к 15 часам капитулировали.  В тот же день, части РККА, разрушив уцелевшие вражеские укрепления, вернулись на советскую территорию.[46]

         Противник потерял  убитыми около 250 солдат и офицеров. Советские войска взяли в плен около 150 человек (включая 68 раненых). Потери СССР составили 5 человек убитыми и 24 ранеными.[47]

         Второй удар по чжансюэляновским войскам был нанесен в районе Фугдина (Фуцзиня), расположенного на Сунгари, в 70 км севернее Лахасусу. Фугдин представлял собой мощный укрепленный район, опоясанный тремя линиями траншей, огневыми точками, укрытиями и блиндажами.[48]

         Японская разведка знала об операции  и проинформировала  китайское командование. Китайские "стратеги" предприняли меры предосторожности затопив в Сунгари несколько старых барж, поставив заграждение из плавучих мин. По расчетам китайского командования получалось что имеющимися в наличии силами Красной Армии Фугдин взять невозможно. Опять же Сунгари начала сковываться льдом, что не могло не сказаться на эффективности нападения.[49]

         Руководство операцией было возложено на командира Дальневосточной военной флотилии Я.И. Озолина. Было решено ударами кораблей флотилии и авиации уничтожить остатки Сунгарийской флотилии, а затем силами десанта разгромить сосредоточенные в Фугдине милитаристские войска и ликвидировать военные объекты в районе города.[50]

         Все силы были разделены на две группы Первая группа была ударная и имела задачу уничтожить вражеские корабли и береговые укрепления в Фугдине, а затем после траления минных заграждений занять Фугдинский рейд и артиллерийским огнем поддержать сухопутные части, выходившие на неприятельский берег. Во вторую группу включались суда,  предназначенные для непосредственного обеспечения и высадки десанта. [51]

         Боевая операция началась 30 октября в 5 часов 30 минут. К 8 часам утра ударная группа достигла рейда Лахасусу и высадила десант, захвативший город с целью прикрытия тыла флотилии.[52]

         Около 10 часов несколько самолетов нанесли бомбовый удар по кораблям Сунгарийской флотилии, стоявший на рейде Фугдина. В результате точных попаданий были потоплены крейсер, вооруженный пароход и военный транспорт.[53]

            Затем c параxодов и барж высадились основные десантные силы, которые обошли Фугдин с северо-востока и закрепились на его окраине. В 10 часов утра 31 октября, преодолевая незначительное сопротивление китайцев, спешно покидавших город, десант полностью овладел Фугдином.[54]

         Общие потери противника под Фугдином  составили 300 солдат и офицеров, несколько сотен человек были ранены и взяты в плен. Советский десант и Дальневосточная флотилия имела трех убитых и 11 раненых.[55]

         Главная операция, проходившая 17-20 ноября в Забайкалье, получила название Маньчжуро-Чжалайнорской. Штурм Чжалайнора и бои под станцией Маньчжурия были крупнейшими и решающими боями конфликта на КВЖД.[56]

         В конце октября 1929 г. советская разведка располагала достоверными сведениями о том, что во второй половине ноября маршал Чжан Сюэлян планировал начать наступление против советских войск на Забайкальском направлении. К границе из внутренних районов Маньчжурии подтягивались новые резервы, в том числе белогвардейские отряды из числа бывших семеновцев и унгерновцев. По замыслу Чжан Сюэляна, созданная им группировка должна была стремительным ударом прорваться к Чите и Байкалу, перерезать Транссибирскую железную дорогу, отрезав тем самым советский Дальний Восток от центральных районов страны.[57]

            На этот раз РККА противостояли около 60 тысяч китайских солдат и офицеров, 107 пулеметов, 70 орудий, 100 минометов, 2 бронепоезда и 3 самолета. Наиболее важными опорными пунктами, кроме самого Чжалайнора, были города Маньчжурия, Хайлар и Цицикар. Там под руководством западных специалистов были возведены мощные оборонительные сооружения.[58]

         Советское командование сосредоточило здесь: 6000 чел. пехоты, 1600 кавалерии, 88 орудий, 497 пулемётов, 32 самолета, 3 бронепоезда и 9 танков, только что принятых на вооружение. Таким образом, противник превосходил советские войска по живой силе примерно втрое, но уступал по количеству пулеметов (более чем в 3 раза), тяжелых орудий, самолетов и танков.[59]

         Окончательный план операции выглядел таким образом:21-я дивизия с бурят-монгольским кавдивизионом должна была блокировать китайский гарнизон в городе Маньчжурия с севера, запада и юга. В то же время, 36-я стрелковая дивизия с танковой ротой наносила удар с севера между Маньчжурией и Чжалайнором, направляя главный удар на Чжалайнор с запада.  А 35-я стрелковая дивизия  наносила главный удар с севера на юг, на Чжалайнор, и захватывала высоту, что в 5 км восточное Чжалайнора, и  тем самым отрезая путь отступления. Перед 5-й кубанской кавбригадой  стояла задача -ударом через высоту 101 выйти на южную окраину Чжалайнора, и  атаковать поселок и железнодорожную станцию.[60]

         На рассвете 17 ноября 1929г. самолет нанесли бомбовый удар по позициям китайцев в районе г. Чжалайнор, в течение часа шла артподготовка. Cоветская фронтовая разведка быстро вскрыла крупные недостатки оборонительных сооружений, построенных под руководством западных инженеров. Дымоходы от печей, расположенных в китайских блиндажах, поднимались вертикально вверх. Красноармейцы быстро приспособились бросать в блиндажи гранаты через трубы печей. Оставшиеся в живых китайские солдаты стали поспешно покидать блиндажи и сдаваться.[61

         Всего во время Маньчжуро-Чжалайнорской операции китайские войска потеряли около 1500 солдат и офицеров убитыми, до 1000 человек ранеными и более 8000 пленными. В числе пленных оказался генерал Лян Чжуцзян и 250 офицеров. Советские потери составили 123 человека убитыми и 605 ранеными.[62]

         Последней крупной войсковой операцией, завершивший «Конфликт на КВЖД», стала Мишаньфуская операция. Ее замысел был предложен В.К. Блюхером и в деталях разработан и. о. командующего Приморской группой А.Я. Лапиным совместно с командиром 1-й Тихоокеанской стрелковой дивизии А.И. Черепановым и его штабом.[63]

         17 ноября 1929г. в  6 часов 40 минут самолеты нанесли бомбовый удар по Мишаньфускому аэродрому. Мобильные кавалерийские группы глубоко прорвались на территорию противника.[64]

          К 15-00 17 ноября  кавалеристы ОДВА, после 40 км марша вышли с тыла к городу Мишаньфу, заняв господствующую высоту. По плану Черепанова противника надо было блокировать, окружить, сорвать попытки деблокирования и затем уничтожить или принудить к сдаче.[65]

         К 16 часам к Мишаньфу подтянулись стрелковый батальон и гаубичная батарея. При поддержке артиллерии пехота пошла на штурм города. Китайцы перебросили к месту штурма резервы. Но Черепанов бросил в бой еще два батальона  и при поддержке двух артиллерийских батарей начал атаку города с фронта. С юго-востока ударил  полк с двумя горными батареями. Китайцы поняли, что их переиграли и под угрозой полного окружения, пытались отойти за реку Мурень.[66]

               Было уничтожено больше 500 вражеских солдат, прорыв окружения не удался, а при попытке переправиться через реку, большое их количество утонуло. К вечеру 17 ноября Мишаньфу пал.[67]

          Для прикрытия наступления на Мишаньфу с юго-запада выдвинулся  1-ый Читинского стрелковый полк под командованием И.Ф. Куницкого, и к 22 часам 17 ноября был взят Тайпинчжин, лишив противника возможности развернуть наступление на Мишаньфу со всех сторон.[68]

         Вечером 18 ноября советские войска, выполнив все поставленные задачи, вернулись на свою территорию. Потери китайцев в этой операции составили около 8 тысяч убитыми и ранеными.  Было захвачено 2 штабных автобуса, с огромным количеством документов, подтверждавших планы наступления китайцев на Приморье и их связь с Японией и Западом.[69]

            1 декабря в Хабаровске, начались советско-китайские переговоры о перемирии, но азиатское коварство дало себя знать. 2 декабря со стороны китайского города Шивей, был произведен артналет на советскую территорию, на что  артиллерия Советского Союза нанесла массированный удар по китайской батарее. Китайские войска оставили город и отошли.[70]

   14 декабря, на КВЖД было восстановлено положение, существовавшее до 10.07.1929 г., то есть до разрыва дипломатическиx отношений.  За советской стороной восстановлены должности управляющего КВЖД и одного его заместителя.[71]

         Таким образом можно сказать ,что военное выступление Чан Кайши осуществлялось под нажимом империалистических  держав, которые были заинтересованы в проверке мощи Красной Армии и использовали китайские штыки. Можно также утверждать что и сам Чан Кайши тоже был заинтересован  в такой развитии ситуации. Такая «разведка боем» могла дать дорогу для более серьезного давления на СССР. Чан Кайши  устроило бы и втягивание Японии в затяжную войну в регионе, при ее помощи он решить внутренние проблемы с КПК. Немалую роль в  конфликте сыграла белая эмиграция которая убеждала китайского лидера в слабости Советской России и ее Армии.72

 

1.Вартанов В.Н. Операция "Z”: Советские добровольцы в антияпонской войне китайского народа в 30-40-е гг. М.: Ин-т воен. истории МО РФ. 1992 C.46.

2. ВКП(б), Коминтерн  Китай. М.: ВНЕШТОРГИЗДАТ.1994.С.107

3. Линь Цээсюй. Основные сведения о Российском государстве. Факсимиле ксилографа / Изд. текста, пер. с кит., коммент., прил. С.Ю.Врадий Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1996. 88 с.

4. ВКП(б), Коминтерн и Китай. М.: ВНЕШТОРГИЗДАТ.1994.С. 109—110.

5. Капица М.С. Советско-китайские отношения. – М.: Политиздат, 1958.-С. 81—82.

6. Там же C. 83

7. Панцов А.В. Тайная история советско-китайских отношений: Большевики и кит. революция (1919-1927). - М.: Муравей-Гайд, 2001. – C.223

8. Капица М.С. Указ.соч. C. 85

9.  Аблова Н.Е. История КВЖД и российской эмиграции в Китае (первая половина ХХ в.). - Мн.: БГУ, 1999.- C.45

10. ВКП(б), Коминтерн и Китай. -C.135

11. Воскресенский А.Д. Современные концепции русско-китайских отношений и погранично-территориальных проблем в России и Китае (80-90-е годы XX в.) / Рос. науч. фонд. Моск. отд-ние. М., 1994. - C.6712. Аблова  Н. E. Указ.соч. C.47

12. Воскресенский А.Д. Царская Россия и Китай в исследованиях последних лет (80-90-е годы XX в.). М., 1994.  C.5614. Галенович Ю.М. "Белые пятна” и "болевые точки” в истории советско-китайских отношений. Т. 1: От октября 1917 г. до октября 1949 г. М.: ИДВ, 1992. C.147

13 Мировицкая Р.А. Советский Союз в стратегии Гоминьдана (20-30-е годы). М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1990. C.87

14. Китай: История в лицах и событиях / Под общ. ред. С.Л.Тихвинского. – М.: Политиздат,1991. – C.48

15.Рахманин О.Б. К истории отношений РСФСР, СССР, РФ с Китаем, 1917-1997: (обзор основных событий, оценки экспертов) / РАН. Ин-т Дал. Востока. М., 1999.- C. 65

16. Пескова Г.Н. Дипломатические отношения между СССР и Китаем в 1924-1929 гг. // Новая и новейшая история. - 1998. - № 1. –C.43.

17. Нота Полномочного Представителя СССР в Китае Министерству иностранныx Дел Китая Шень Жуй Пиню ДВП СССР. Т.8. / 1 января — 31 декабря 1925 г//.М.: Госполитиздат, 1963. - С.327–329

18. Там же C.327-329

19.История Северо-Восточного Китая ХУП-ХХ вв.: В 2 кн./ Отв. ред. Е.Ф.Ковалев. Владивосток: Дальневост. кн. изд., 1989. - кн.2. -  С. 128

20. Китай: История в лицах и событиях / Под общ. ред. С.Л.Тихвинского. – М.: Политиздат,1991. – С. 72.

21. Там же  c. 85

22.История Северо-Восточного Китая ХУП–ХХ вв.- С.96.

23. Аблова  Н. E. Указ.соч.- C..67

24. Картунова А.И. Китайский вопрос в переписке Г.В. Чичерина и Л.М. Карахана. 1924–1926 гг. // Новая и новейшая история. 1998. № 6. -С. 10–11

25. Телеграмма полномочного представителя СССР в Китае. от 20 января 1926г ./ДВП СССР. Т.9. /  1 января — 31 декабря 1926 г.М.: Политиздат, 1965.- С.39, 42

26.Там же с 53

27.Там же С.53

28. Там же С. 653

29.Сладковский М И  Новейшая история Китая (1917-1927) М.: Наука. 1983-.C.291

30.Там же с.293

 31. Аблова Н. E. Указ.соч. C. 76

 32. Сообщение о беседе Советника Полномочного представительства СССР во Франции с редактором английского журнала «Инглиш ревью» Ремнантом 13 сентября 1928г. /ДВП СССР. Т.11. 1 января — 31 декабря 1928 г.-М.: Политиздат, 1966.- С.512                                                                                 

33. Пескова Г.Н.Указ.соч. - С. 81.

34. Сладковский М И  Указ.соч.-.C.297

35. Там же с 103

36. Аблова Н. E. Указ.соч.- C. 110

37. Капица М.С. Указ.соч.-C.195

38. Нота заместителю Наркома иностранныx дел Поверенному в делаx Китая в СССР Ляо Ши-Гуну. От 28 декабря 1928г./ ДВП СССР. Т.11: 1 января — 31 декабря 1928 г.//М.: Политиздат, 1966.- С.636

39. Зимонин В.П.Конфликт на КВЖД  Хабаровск, 1989.- С. 43.

40. Там же. С. 48.

41. Там же С. 65

42.Там же С.72

43. Окороков А.В. В БОЯХ ЗА ПОДНЕБЕСНУЮ. Русский след в Китае М.: Вече, 2013. - C.30

44. Зимонин В.П. Указ. Cоч.С. 72

45. Там же с.74.

46. Окороков А.В. Указ.соч. C.31

47. Окороков А. В. Указ.соч.с.32

48. Морской атлас. Т. 3. Военно-исторический. Ч. 2. Описание к картам. М., 1966. С. 102

49. Окороков А. В. Указ.соч С.32

50. Кулагин В., Яковлев Н. Подвиг Особой Дальневосточной. М., 1970. С. 116

51. Там же C. 117

52.  Зимонин В.П. Указ. Cоч C.90

53. Там же C. 90

54. Окороков А. В. Указ.соч. C.33

55 Там же C.34

56. В.Чуйков. Закалялась молодость в боях. М., 1978- C.190

57.Зимонин В.П. Указ. Cоч. C. 90-93

58 Там же

59. Кулагин В., Яковлев Н. Подвиг Особой Дальневосточной. М., 1970.- С.124

60. Окороков А. В. Указ.соч.  C.35

61. Чуйков В.И. Миссия в Китае. М.,Воениздат 1983.-C. 39

62.] Капица М.С. Указ.соч. С. 138

63. Зимонин В.П. Указ. Cоч. C . 94

64. Там же

65. Кулагин В., Яковлев Н. Указ.cоч. С.128

66 Чуйков В. Закалялась молодость в боях. М., 1978.- С.229

67. Зимонин В.П. Указ. Cоч. C . 95.

68. Там же

69. Там же C.96

70. Окороков А. В. Указ.соч.  C.37

71. Капица М.С. Указ.соч. С. 143

72. Чуйков В. Закалялась молодость в боях. М., 1978. -С. 224.

581862_600.jpg

581495_600.jpg

582113_600.jpg

582625_600.jpg

582310_600.jpg

582684_600.jpg

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


К сожалению, численность китайцев опять раз в ...цать завышена и новых данных не приводится.

Китайцы везде пишут, что численность советских войск была или равна, или даже превышала численность китайцев (не "взагали", а на направлении удара). Что, в принципе, верно - наши любили безбожно завышать и передергивать.

А вообще, опять умолчали, что Карахан, как только приехал в Китай, все время пытался "показать зубы", регулярно требуя ввода РККА на КВЖД и только позиция Сталина-Чичерина не дала ему развернуться в полную силу. Вот такой вот "ястреб" был "армянского розливу" (с)

Когда рассказывают о том, что во время переговоров кто-то с китайской стороны обстрелял нашу сторону, я смеюсь - да, сам инцидент мог иметь место быть. Плохо контролируемые правительством войска, голодные и готовые за деньги на все, могли провести такую операцию.

Но об угрозе говорить тут смешно - можно представить, что такое китайская артиллерия, посмотрев документы Блюхера.

Например, сколько много говорили о Сунгарийской флотилии - а она, по сути, и 1/10 не составляла от того, что представляла собой наша Амурская флотилия (там полноценных канлодок - только "речной крейсер" "Цзянхэн", но и он в 4 раза уступал по артиллерии любому нашему монитору). Она вообще у китайцев проходила как охранная и выполняла полицейские функции - борьбу с хунхузами и контрабандой.

Насчет "бригад" китайцев, нам противостоявших - это около 2 тыс. человек (обычно бригада двухполкового состава, а в полку было около 1000 человек по системе 3:3:3) личного состава, очень мало пулеметов, орудия встречались редко и очень разномастные (редко, когда более 1 на полк), сильно изношенные, с плохими боеприпасами (старые, просроченные). Стрелковое оружие тоже плохое - много разных, в т.ч. устаревших систем, плохое боепитание, плохое состояние винтовок в целом (как за счет плохого ухода, так и износа).

В общем, я сам с удовольствием почитал бы серьезное исследование о боях на Сунгари, но до сих пор что имеем - то имеем. Очень надеялся, что в "мемуарах" Онуфриева будет что-то серьезное, но они оказались ура-патриотическими рассказками как мы "одним махом семерых побивахом".

Моя прадед участвовал в штурме Лахасусу. Но никогда об этом никому не говорил - за него говорил знак участника боев на КВЖД. А подробности он умел хранить так, что никто ничего никогда не узнал. 

Из более или менее достоверной информации про бой я узнал, что на участке, где он высаживался, сложилась настолько критическая ситуация, что десант тут же залег и не мог ни продвинуться, ни подняться вообще - бронекатера выходили несколько раз на минимальные дистанции и расстреливать атакующих китайцев в упор, рискуя получить от китайцев - в том районе стояла батарея полевых орудий, которую долго не могли подавить.

Атакующий батальон пытался свести дело в штыки и почти весь погиб, что говорит об очень упорном сопротивлении противника. Но этот батальон был недавно переброшен из Циндао и насчитывал около 300 человек всего. Погибло из них более 200 и порядка 30 было взято в плен раненными. 

В общем, вопросов намного больше, чем ответов.

P.S. кто такой Денис Шишкин? Я нашел его, как автора данного материала. Но других его статей не встречал.

 

 

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Большое спасибо что обратили внимание на мой материал! Про многое я конечно не написал-пытался остановится на главном...Денис Шишкин -это я и есть!))))

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый день, Денис!

Хорошо, что обратились к проблеме.

Использование работ Картуновой - это правильно. Она уже очень стара (давно ее никто не видал, уж не знаю - жива ли), но проблему плодотворно разрабатывает по ранним советско-китайским отношениям.

Если будете искать - сосредоточьтесь, например, на анализе советских сил. Это проще, но толком не сделано - цифры по численности и номера частей гуляют.

Я посмотрю в своих материалах - состав десанта в Лахасусу отличался от того, что был произведен в Фугдин. Полк, в котором служил мой прадед, выставил, ЕМНИП, роту для десанта в Лахасусу, но не был привлечен к десанту в Фугдине.

Очень скользкие данные по потерям наших самолетов - ЕМНИП, как минимум 2 наших гидроплана сбили при Фугдине. Что с летчиками - неизвестно.

Опять же, количество попаданий в наши мониторы при Лахасусу - наши признают 3 попадания, но описания скомканные и постоянно подчеркивается героизм амурцев, что как-то не вяжется с всего 3 попаданиями.

Где-то у меня были фото ряда китайских и советских кораблей, в т.ч. уникальная фотография баржи "Дунъи", которая была переоборудована в импровизированную плавбатарею - так вот, наши по ней завысили вооружение перед боем в несколько раз, а после ее захвата (один из немногих трофеев 1929 г., прослуживший в Амурской флотилии до начала 1950-х) выяснилось, что оно состоит из нескольких малокалиберных орудий. Да и сама баржа имела в/и всего 600 тонн против 950-1100 тонн у наших мониторов (в разных модификациях, т.к. при восстановлении флотилии после японской оккупации один монитор получил 152 мм. орудия - у китайцев таких не было вообще, а остальные - 120 мм. орудия - у китайцев было аж 1 такое на "Цзянхэн").

Очень интересен вопрос по потерям - сколько реально потеряли наши в Лахасусу и Фугдине? В Фугдине часто пишут, что бой шел в городском массиве всю ночь, бились штыками и гранатами, побили 100500 китайцев при каких-то номинальных потерях с нашей стороны. Вопрос - что же было на самом деле? 

Это один из самых загадочных и таинственных конфликтов в истории СССР.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Рекомендую посмотреть кое-какие материалы по теме на нашем форуме.

Например:

http://istorja.ru/forums/topic/1734-naemniki-belogvardeytsyi-v-kitae-ili-osobennosti-kitayskogo-voennogo-dela/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Большое спасибо за замечания и предоставленную информацию! Военные действия только вершина конфликта и потому уж сильно на детализации останавливаться не стал..Мне почему то стали более интересны интриги китайцев иX междусобойчики и как Советская Россия "вписывалась в тему". прочитал все на форуме с большим интересом!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано несколько томов документов по истории советско-китайских отношений на раннем этапе + есть публикация переписки Сталина с Чичериным и Караханом. Очень много про все подковерные интриги. В т.ч. про некоторую излишнюю воинственность нашего полпреда в Китае.

Также интересно, что все наши переговоры с китайцами монголы воспринимали с ужасом - очень боялись, что кинем, как в 1915 г.

И рекомендую - тут на форуме выкладывал дневник белого майора Штина. Там есть нетривиальная версия трений на КВЖД. Очень интересна трактовка человека,  работавшего там и не сочувствовавшего СССР. К секретам он допущен не был - тем более интересно, как это воспринималось простыми эмигрантами (хотя по одному мнению сложно говорить за всех).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 18.06.2016в12:32, Картер сказал:

Было принято решение действовать наличными силами, создать на базе имеющихся частей маневренные группы и нанести внезапные точечные удары по китайским войскам. Операция   была молниеносной. Приоритетной задачей был заxват ключевых дорожных узлов, разгром штабов, и удар по выдвигающимся резервам противника.

От кого именно исходила инициатива по разработке подобной операции и кто её разрабатывал?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 18.06.2016в12:32, Картер сказал:

Армия Чжан Сюеляня насчитывала 300 000 чел солдат и офицеров, также к ней примкнули белоэмигранты в количестве около 70 000 человек. Также китайскому маршалу подчинялась Сунгарийская военная флотилия состоявшая из 11 судов.

Эти данные надо конечно уточнять.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Усов о боях на КВЖД:

Цитата

 

В Сибири и на Дальнем Востоке была проведена частичная мобилизация. Советские войска подтянулись к станциям Пограничная и Маньчжурия.[937]

Неожиданно для китайских лидеров СССР пошел на силовой вариант решения проблемы КВЖД в советско-китайских отношениях. Здесь проглядывалось желание наказать Чан Кайши за его антикоммунизм и антисоветизм, неудачи советской внешней политики в Китае, стремление продемонстрировать Китаю и всему миру свою военную мощь, доказав тем самым прочность советской политической системы. Советский Союз для достижения указанных целей избрал верную тактику. Он не ввязался сразу в большой вооруженный конфликт, а проявил выдержку, умело сделал паузу, выждал момент и нанес противнику сокрушительный удар, когда тот был ослаблен внутренними противоречиями (противоборством Чан Кайши с Фэн Юйсяном). По данным маршала Чуйкова, участника событий, советские войска разгромили в районе г. Маньчжурия 2 усиленные бригады численностью около 20 тыс. человек, взяв в плен около 10 тыс. Китайские войска понесли большие потери убитыми и ранеными. По предварительному соглашению советского правительства с Японией, советские войска не пошли дальше Хайлара и станции Маньчжоули.[938] Мишаньфунская операция была проведена западнее озера Ханка, в районе которого действовали отдельные белые партизанские отряды. 17 ноября при поддержке авиации советские войска повели наступление на 1-ю Мукденскую кавалерийскую дивизию, расположенную вблизи города Мишаньфу, и 42-й пехотный полк в районе Тайпинчжина. Наступление продолжалось два дня и к исходу 18 ноября вся местность до реки Мурень была очищена от маньчжурских войск.

После окончания маньчжуро-чжалайнорской и мишаньфуской операции мукденское и нанкинское правительства заговорили о мире.

 

Я не знаю, кого наши похватали у станции Маньчжурия в качестве военнопленных, но в обычной китайской бригаде было 2 полка, это 2000 человек. С частями усиления - до 3 тыс.

Сами китайцы сейчас говорят примерно о 4,5 тыс. китайских солдат в этом районе.

1 кавдивизия - это порядка 5,5 тыс. человек, 1 полк - примерно 1 тыс. человек.

Итак, в районе станции Маньчжурия нашим войскам противостояло около 4,5 тыс. человек, у Мишань - порядка 7 тыс. человек. В Лахасусу было около 2,5 тыс. человек, после отступления в Фугдин - возможно, несколько больше за счет подкреплений и мобилизации некоторого количества антисоветски настроенных белоэмигрантов. Положим, тысяч 3-5.

Какие 300 тыс. китайцев и 70 тыс. белых?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Залесская о пленных китайцах:

Цитата

 

В результате военных действий в плен были захвачены солдаты мукденской армии. Всего после конфликта на КВЖД в Дальневосточном крае (ДВК) их насчитывалось около 8 тыс. чел. Они поступили в распоряжение Дальлеса, Дальугля и других хозяйственных организаций края, что частично решило проблему нехватки рабочих рук в крае, обострившуюся вследствие оттока значительного количества китайских мигрантов с дальневосточных российских территорий. Военнопленные обеспечивались питанием, жильем, медицинским обслуживанием – вплоть до середины января 1930 г., когда они были отправлены в Маньчжурию.

Военнопленные китайской армии в количестве 1504 чел. содержались в лагере в пос. Песчанка Читинского округа. С ними работали 6 китайских коммунистов. Во всех 7-ми бараках, где содержались военнопленные, были организованы интернациональные уголки. Выдавались газеты «За Советский Союз» и «Рабочий путь», брошюры о положении на КВЖД. Проводились читки и беседы о революционном движении в Китае и России, о внешней политике СССР и т.п. Пленным помогали написать письма на родину.

 

 

Цитата

 

Был проведен учет пленных по социальному составу и возрасту. Выяснилось, что из 1504 чел. в возрасте до 18 лет насчитывалось 240 чел. (15,9%), от 19 до 30 лет – 698 чел. (46,4%), от 30 до 45 лет – 467 чел. (31,2%), старше 45 лет – 99 чел. (6,5%). Таким образом, среди пленных преобладали люди среднего возраста.

Что касается социального состава пленных, то, по имеющимся данным, большинство солдат китайской армии составляли рабочие и батраки (63,8%), причем довольно высок был процент квалифицированных рабочих (30,2%). Следующей по численности группой были крестьяне (25,7%), среди которых высок был процент бедняков (72,4%) [8, д. 853, л. 41, 45-46, 49]. В общем, социальный состав военнопленных позволял вести в их среде намеченную агитационную работу.

 

Вопрос - и откуда 10 тыс. пленных только у станции Маньчжурия?

В общем, видно, как свистели все, чьими материалами обычно пользуются при описании сражений. 

А вот 8 тыс. пленных - это как раз суммарно соответствует потерям, понесенным китайцами во всех боях и численности выставленных ими войск (примерно 15-17 тыс. на 3 направлениях - Сунгарийском, Мишаньфуском и Чжалайнорском).

Советские войска и флот - это, кстати, примерно те же силы. Официально их было 16481 человек. Китайцы заявляют, что в боях на Чжалайнорском направлении китайских войск было меньше, чем советских.

Абсолютное господство в воздухе и не воде было у советских вооруженных сил.

Вооружение сухопутных войск было примерно одинаковым "по номиналу", но у китайцев было много изношенного оружия, находившегося в очень плохом состоянии, слабо стоял вопрос снабжения, в т.ч. боеприпасами.

Связь, продовольствие, медпомощь, координация действий частей - все было очень слабым.

Как они вообще держались какое-то время - очень удивительно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Генерал Благодатов о структуре китайских вооруженных сил, не проходивших "блюхеровскую" реформу 1925 г.:

Цитата

 

Армия, формируемая Юань Ши-каем, снабжалась оружием, закупаемым за границей, и для ее обучения приглашались немецкие инструкторы. Высшим войсковым соединением была пехотная дивизия, созданная в основном по образцу германской пехотной дивизии. Она состояла по штатному расписанию из двух пехотных бригад двухполкового состава, одного артиллерийского полка, саперного батальона, обозного батальона, санитарного отряда, полевого госпиталя, команды жандармов. Пехотный полк включал три батальона четырехротного состава.

Артиллерийский полк состоял из трех дивизионов, каждый дивизион — из трех батарей по шесть орудий, кавалерийский [38] полк — из четырех эскадронов. Кроме того, каждой дивизии после русско-японской войны было придано по одному пулеметному батальону четырехротного состава (всего 24 пулемета).

Саперный батальон состоял из трех рот (понтонная, телефонно-телеграфная, минная). Штат санитарного отряда (батальона) не был разработан.

Кроме пехотных дивизий формировались так называемые смешанные бригады, которые включали два-три полка пехоты, дивизион артиллерии, саперную роту и другие подразделения усиления.

Вооруженные силы главных милитаристских клик сохранили в основном эти организационные формы своих частей и соединений, но вооружение, техническое оснащение и укомплектованность были у них самые разнообразные и менялись в ходе военных действий.

 

По штатам Юань Шикая полк составлял около 2,5 тыс. человек. Бригада - 5 тыс. человек. После реформы, проведенной в НРА Блюхером, армии южан имели полк около 1 тыс. человек, бригаду около 2 тыс. человек, дивизию около 5,5 тыс. человек, армию порядка 13-15 тыс. человек.

Штатные численности подразделений войск Чжан Цзолиня были самые разные. И, скорее всего, реально не были больше сил южан.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Солдаты северян - довольно приличного вида часть:

a79e3e11b742506606abc864d2d0a786.thumb.j

Танков на ТВД у них не было вообще, хотя, ЕМНИП, Чжан Цзолинь купил несколько старых французских Renault FT.

С самолетами тоже было слабо - авиация была только у Мишаньфу, причем самолетов (ЕМНИП, разведчик-бомбардировщик Breguet Br. XIX разработки 1922 г.) было 5-7 шт. и они были уничтожены на аэродроме внезапным налетом советской авиации.

Breguet19and14.jpg.e000e103c8ebce056bf47

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
12 часа назад, Чжан Гэда сказал:

С самолетами тоже было слабо - авиация была только у Мишаньфу, причем самолетов (ЕМНИП, разведчик-бомбардировщик Breguet Br. XIX разработки 1922 г.) было 5-7 шт.

Ну, для 1929 г. почти что новьё.:)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Чжан Сюелянь был неплоxим летчиком! Возможно почти единственным...не смотря на то что сидел на игле.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Mukaffa сказал:

Гоминдановский дипломат Чжу Шао-янь

Консул в Киеве в 1918 г. (явно приехал еще в годы ПМВ по делам китайских рабочих, направленных на тыловые работы по соглашению между Российской империей и Китайской республикой).

В 1919 г. побывал в Москве, где неизвестным путем (у Карахана были предположения, не нашедшие подтверждений или опровержений) получил черновик заявления по принципам отношений с Китаем, где было озвучено решение бесплатно передать КВЖД Китаю.

3 часа назад, Mukaffa сказал:

Ну, для 1929 г. почти что новьё.

Только не истребители, а черт знает что - то ли разведчик, то ли бомбардировщик...

Наши рвались подраться (воспоминания летчиков эскадрильи "Ультиматум"), но один только раз застали 5 самолетов врага на аэродроме и уничтожили их, не дав им взлететь - думали, еще в небе схватятся.

3 часа назад, Mukaffa сказал:

А Ван Чжэн-тин это кто? 

Министр иностранных дел Китая.

В принципе, с ним можно было договариваться. Но наши носились в КВЖД, как с писаной торбой и упустили момент, когда Ван Чжэнтин из кожи лез бы вон, чтобы играть на нашей стороне.

3 часа назад, Картер сказал:

Чжан Сюелянь был неплоxим летчиком! Возможно почти единственным...не смотря на то что сидел на игле.

Почти все китайские летчики учились за рубежом. Говорят, потом в Мукдене авиашколу открыли, но это было незадолго до конфликта и никто ничего не успел выучить.

С кадрами было плохо - учились просто летать. Типа, как машину водить. Тактике боя не учили, применению бортового вооружения - тоже. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Чжан Гэда сказал:

Только не истребители, а черт знает что - то ли разведчик, то ли бомбардировщик...

Французский Бреге Br.19 являлся вполне крупносерийным самолётом, это разведчик и легкий бомбардировщик, а в некоторых местах использовался и в качестве тяжелого истребителя, но то не в Китае.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
20 часа назад, Чжан Гэда сказал:

Танков на ТВД у них не было вообще, хотя, ЕМНИП, Чжан Цзолинь купил несколько старых французских Renault FT.

По танкам вот такую информацию нашёл(на одном сайте):

Цитата

Первыми танками, прибывшими в Китай, оказались французские FT-17. Не смотря на эмбарго на поставку оружия в Китай, введенное европейскими странами, правитель Манчжурии Чжан Цзо-линь сумел приобрести у французов 36 танков (только в 1924-1925 годах Маньчжурской армии были поставлены 14 танков). Первые 10 машин были отправлены на британском пароходе под видом "сельскохозяйственных тракторов". Еще 4 прибыли в ноябре 1925 года в порт Нью-Чанг. Они использовались в борьбе между фэнтяньской (Чжан Цзо-линь) и чжилийской (У Пей-фу) группировками. После убийства Цзо-линя его сын согласился передать танки FT-17 Китайской Народной революционной армии Чан Кай-ши. Несколько танков в 1929 году были приданы 1-й кавбригаде 1-й армейской дивизии для борьбы с дюцзюнями (военные правители провинций Китая, в руках которых в 1920-х находилась реальная власть в стране). Танки 1-й кавбригады получили обозначения, в качестве которых использовались геометрические и символические фигуры, латинские и арабские шрифты

Так что в Маньчжурии их к началу конфликта видимо уже не было.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Mukaffa сказал:

Французский Бреге Br.19 являлся вполне крупносерийным самолётом

Ну и что?

2 часа назад, Mukaffa сказал:

это разведчик и легкий бомбардировщик,

Т.е. гребенчатозадый перепочатокрыл - самолет с неопределенными функциями.

2 часа назад, Mukaffa сказал:

а в некоторых местах использовался и в качестве тяжелого истребителя, но то не в Китае.

У такой машины больших шансов в качестве истребителя изначально нет. Начнем с того, что это - спарка. Т.е. 2 человека экипажа. Маневренность уже не та.

2 часа назад, Mukaffa сказал:

Так что в Маньчжурии их к началу конфликта видимо уже не было.

Есть фото с японскими солдатами в Маньчжурии в 1931 г., снимавшимися на фоне трофейных Renault FT.

IJA_tank_in_Manchuria.jpg.e1965881ea95a4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 минут назад, Чжан Гэда сказал:

Ну и что?

Я к тому, что для своего времени вполне машина.

 

10 минуту назад, Чжан Гэда сказал:

Т.е. гребенчатозадый перепочатокрыл - самолет с неопределенными функциями.

Если бомбардировщик, то мог брать 32 бомбы по 10 кг, или 8 - по 50 кг.

Для сравнения: бомбовая нагрузка нашего Р-1 - до 400 кг., т.е. почти равнозначно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 минут назад, Mukaffa сказал:

Я к тому, что для своего времени вполне машина.

Что он довольно свежий - это да. На этом все заканчивается.

9 минут назад, Mukaffa сказал:

Если бомбардировщик, то мог брать 32 бомбы по 10 кг, или 8 - по 50 кг.

Для сравнения: бомбовая нагрузка нашего Р-1 - до 400 кг., т.е. почти равнозначно.

Кроме номинальных всегда есть другие показатели.

Скажем, хрестоматия - наши СБ на полной скорости не могли стрелять из бортового вооружения из-за несовершенства конструкции пулеметных установок. Надо было или снижать скорость и отстреливаться, или стараться тикать на полной скорости. Чем враги и пользовались.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
21 минуты назад, Чжан Гэда сказал:

У такой машины больших шансов в качестве истребителя изначально нет. Начнем с того, что это - спарка. Т.е. 2 человека экипажа. Маневренность уже не та.

Да то я для информации типа. Это в колониях французы что-то химичили, за неимением может других вариантов.

 

25 минуты назад, Чжан Гэда сказал:

Есть фото с японскими солдатами в Маньчжурии в 1931 г., снимавшимися на фоне трофейных Renault FT.

Но видимо не всех Чан Кай-Ши передали, дислоцировались возможно южнее, ибо как известно, что в зоне самого конфликта танков у китайцев замечено не было.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, Mukaffa сказал:

Но видимо не всех Чан Кай-Ши передали, дислоцировались возможно южнее, ибо как известно, что в зоне самого конфликта танков у китайцев замечено не было.

Самолеты в мизерных количествах перекинули к Мишаньфу (порядка 7) и Чжалайнору (2). Возможно, были и другие переброски.

Танки - вряд ли. Но они были в мукденских войсках, что лишний раз доказывает умозрительность рассуждений о 300 тысячах китайцев против 16 тыс. красноармейцев.

1 минуту назад, Mukaffa сказал:

Да то я для информации типа. Это в колониях французы что-то химичили, за неимением может других вариантов.

А с кем там им сражаться? На 1940-1941 гг. в Таиланде они были бы просто летающими мишенями. Других противников, имеющих собственную авиацию, Франция в Азии, ЕМНИП, в 1920-1930-е не встречала.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 минуты назад, Чжан Гэда сказал:

А с кем там им сражаться? На 1940-1941 гг. в Таиланде они были бы просто летающими мишенями. Других противников, имеющих собственную авиацию, Франция в Азии, ЕМНИП, в 1920-1930-е не встречала.

Но о 20-30х и речь.

Вот ещё цитата по Бреге XIX тогда:

Цитата

"К концу 20-х годов эти самолеты стали самыми массовыми машинами французской метрополии. Затем Br.19 начали отправлять и в колонии - Ливан, Алжир, Марокко. "Бреге" выполняли функции ближних разведчиков, корректировщиков, легких бомбардировщиков, а также тяжелых двухместных истребителей ≈ как дневных, так и ночных. Самолеты истребительных эскадрилий не имели никакого специального оборудования. Относительно их стрелкового вооружения мнения расходятся. Согласно одной точке зрения ночные истребители отличались от разведчиков только способом применения. По другой - производилась специальная доработка в модификацию Br.19C2 с установкой второго синхронного пулемета. Повоевать французским "Бреге" не пришлось. Первыми начали "сходить со сцены" дневные истребители сопровождения. С апреля 1929 г. в этих эскадрильях Br.19 начали вытесняться самолетами "Бреге" 127М."

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 минут назад, Mukaffa сказал:

Но о 20-30х и речь.

Ну и какой боевой опыт?

6 минут назад, Mukaffa сказал:

Повоевать французским "Бреге" не пришлось.

Т.е. все рассуждения о том, что они могли сражаться в качестве истребителя - это умозрения.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас