Gurga

Легендарный Кий

13 сообщений в этой теме

Выдержки из работы Сахарова А. Н. Кий: легенда и реальность.

…Кий пошел к Константинополю; встретил там почетный прием, а затем передвинулся к Дунаю: «сруби» там «градок малъ» и «хотяше сести с родомъ своимъ». Лишь сопротивление местных жителей помешало ему закрепиться в облюбованном месте... Кий ушел на север и осел на Днепре.

…о чем свидетельствует прежде всего фраза о великой чести, которую оказал славянскому предводителю император. Логически такая честь никак не вытекает из факта военного столкновения славянской дружины и византийских войск. Зато она объяснима в случае прихода славян на службу к византийскому императору. Это ясно и из самого строя повествования: Кий ходил не на Царьград, а «ходилъ Царюгороду».

...

А появление его на Дунае Никоновская летопись связывает не с тем, что он шел «вспять», возвращаясь после мирного прихода в Византию, как это отмечено в «Повести временных лет», но с военными действиями против болгар.

Сахаров связывает деятельность легендарного Кия со славянами. Совершенно не упоминает Щека и Хорива, а также сестру Лыбедь. И напрасно.

1.Вопреки сложившемуся мнению, термин "хорив" имеет тюркское происхождение. 

harif (хариф) (др.тюркск словарь, под бувой h - точка) – товарищ, партнер, игрок. А играли др.тюрки в кости - ашики (альчики). Фольклор свидетельствует о том, что удачливые игроки отмечались как бы печатью небес. Например, есть пословица: «У него альчики всегда алсы», что означало: ему всегда везет. Альчик (игральная кость) имеет четыре стороны: алсы, туй,  бöк, и чек. 

Второй термин: "чек"

ćik – ”чик” чэги, чек, цэк– вогнутая сторона альчика (игральной кости) - жребий, граница, предел, черта.

Третий термин: "кий" - связан с причитающимся наследством вдовы брата.

Тогда легендарную летописную фразу можно смело прокоментировать таким образом: три брата хазарского рода бросили жребий на имущество вдовы брата, которая была сестрой аж самого знаменитого Леведии.

2.Воевали ли хазары времён Леведии с болгарами? Да воевали. В конце 9века.

890 Провозглашение Арпада князем венгров (Леведия, Алмуш и Арпад жили в один и тот же промежуток времени, они знали друг друга, следовательно они были современниками)

 

893 Хазарское правительство заключило союз с мадьярами и греками против печенегов и болгар ( о чем свидетельствует прежде всего фраза о великой чести, которую оказал славянскому предводителю император. ). Хазарский царь послал морем в Византию войско для войны с болгарами. Греко-хазарское войско было разбито болгарами, которые с особой жестокостью обошлись с хазарскими пленниками - им перед разменом отрезали носы. (что соответствует  "Лишь сопротивление местных жителей помешало ему закрепиться в облюбованном месте... Кий ушел на север и осел на Днепре." )

894 В ответ на это император Лев VI прислал флот, который перевез венгров Арпада и Курсана на правый берег Дуная, т.е. в Болгарию. Венгры разбили войска царя Симеона, дошли до Преславы, грабя и убивая, набрали много пленниц и продали их в Византию. Симеон просил мира.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


В 08.04.2017в21:23, Gurga сказал:

…Кий пошел к Константинополю; встретил там почетный прием, а затем передвинулся к Дунаю: «сруби» там «градок малъ» и «хотяше сести с родомъ своимъ». Лишь сопротивление местных жителей помешало ему закрепиться в облюбованном месте... Кий ушел на север и осел на Днепре.

 

В 08.04.2017в21:23, Gurga сказал:

Леведия, Алмуш и Арпад жили в один и тот же промежуток времени, они знали друг друга, следовательно они были современниками

Наиболее вероятный достойный современник отмечен у Продолжателя Феофана и у Георгия Амартола:

" Андрей хазарянин, магистр и доместик саном по должности, посек всех измаильтян и уничтожил их  " и " Андрей из скифов, в то время человек известный, являя образцы мужества, не уступавшего его силе, нападал на них и многих (особенно выезжавших в набеги и отрывавшихся от остального войска) убивал и брал в плен... был возведен царем в сан патрикия и назначен начальником схол. "

Патрикий - титул, который жаловался императором и не передавался по наследству.   должности исполнялись, как правило, недолгое время, а титул патрикия жаловался на всю жизнь.  Титул патрикия жаловался варварским королям и охотно ими принимался......

Хазарянин Андрей отметился в ~879-883гг. Эстэствэнно, это был глава рода. Прод.Феофана пишет о нем с симпатией. Такими вельможами империя не разбрасывалась: им давали земли и города в кормление. Поэтому вполне вероятно, что именно хазарянин Андрей  «сруби» «градок малъ» на Дунае и «хотяше сести с родомъ своимъ». Чистое совпадение: летописец в ПВЛ пишет, что первым проповедь по Днепру стал чинить апостол Андрей. Между прочим "апостол" - это любой проповедующий Евангелие христианин.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 08.04.2017в21:23, Gurga сказал:

Выдержки из работы Сахарова А. Н. Кий: легенда и реальность.

Работа весьма устаревшая, мы такие размещаем просто потому, что в обзорах литературы это может пригодиться тем же дипломникам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
21 минуты назад, Saygo сказал:
В 8 квітня 2017 р.в21:23, Gurga сказал:

Выдержки из работы Сахарова А. Н. Кий: легенда и реальность.

Работа весьма устаревшая, мы такие размещаем просто потому, что в обзорах литературы это может пригодиться тем же дипломникам.

Есть что-то поновее?
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 8 квітня 2017 р.в21:23, Gurga сказал:

Греко-хазарское войско было разбито болгарами, которые с особой жестокостью обошлись с хазарскими пленниками - им перед разменом отрезали носы.

Как на оскорбление ответили хазары? Да практически отомстили сразу. Очевидно, что в последовавшем набеге венгров (угров) Арпада на болгар в 894г в авангарде шли хазары рода кабар. И болгары отомстили моментально: натравили печенегов-язычников на стойбища венгров. (см. Константин Багрянородный).

Очевиден конфликт болгар с хазарами рода кабар и венграми. Результат: хазары-кабары и венгры ушли из северного причерноморья в Паноннию.
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 13 травня 2017 р.в20:17, Gurga сказал:

Наиболее вероятный достойный современник отмечен у Продолжателя Феофана и у Георгия Амартола:

" Андрей хазарянин, магистр и доместик саном по должности, посек всех измаильтян и уничтожил их  " и " Андрей из скифов, в то время человек известный, являя образцы мужества, не уступавшего его силе, нападал на них и многих (особенно выезжавших в набеги и отрывавшихся от остального войска) убивал и брал в плен... был возведен царем в сан патрикия и назначен начальником схол. "

Патрикий - титул, который жаловался императором и не передавался по наследству.   должности исполнялись, как правило, недолгое время, а титул патрикия жаловался на всю жизнь.  Титул патрикия жаловался варварским королям и охотно ими принимался......

Хазарянин Андрей отметился в ~879-883гг. Эстэствэнно, это был глава рода. Прод.Феофана пишет о нем с симпатией. Такими вельможами империя не разбрасывалась: им давали земли и города в кормление. Поэтому вполне вероятно, что именно хазарянин Андрей  «сруби» «градок малъ» на Дунае и «хотяше сести с родомъ своимъ». Чистое совпадение: летописец в ПВЛ пишет, что первым проповедь по Днепру стал чинить апостол Андрей. Между прочим "апостол" - это любой проповедующий Евангелие христианин.

Представляет интерес еще один современник:

"Надпись 904 г. на греческом языке: "...епи Феодору олгу тракану", то есть "...при Феодоре олге тархане" ("Битолски надпис на Иван Владислав самодържец български")".

"Феодор олг тракан" - доверенное лицо князя Симеона. Очевидно, что вельможа такого ранга был участником (свидетелем) событий в Болгарии 893-896гг: свержение и ослепление Владимира Расате, провозглашение Симеона правителем болгар, торговый конфликт с Константинополем, перенос столицы из Плиски в Преслав, конфликт с хазарами рода кабар и венграми, победа болгар при Болгарофигоне, угроза Константинополю, византийская дань Симеону...

Проведем параллели между  "Феодором  олг тракан" и Вещим Олегом (ПВЛ):

- оба воевали с хазарми, практически одновременно (эстэствэнно, после ухода хазар рода кабар в Паноннию освободилась ясачная ниша в Восточной Евпропе: поляне, радимичи, вятичи, севера...)

- оба воевали с византийцами, в один и тот же индикт чуть ли не день в день осаждали Константинополь, брали дань с византийцев, заключали мирный договор; только один в 896г, а другой в том же индикте, но через 15 лет - в 911г, причем греки этого не заметили

- оба переносили столицу (практически в один и тот же промежуток времени)

- оба свергали правителя...

- оба провозглашали нового правителя...

Вывод однозначный:  "Феодор олг тракан" и Вещий Олег ПВЛ  - это одно и то же лицо. Теперь осталось доказать, что "Феодор олг тракан" из варяг-засланцев с тюркским титулом.;)



 




 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 13 травня 2017 р.в20:17, Gurga сказал:

Хазарянин Андрей отметился в ~879-883гг. Эстэствэнно, это был глава рода. Прод.Феофана пишет о нем с симпатией. Такими вельможами империя не разбрасывалась: им давали земли и города в кормление. Поэтому вполне вероятно, что именно хазарянин Андрей  «сруби» «градок малъ» на Дунае и «хотяше сести с родомъ своимъ». Чистое совпадение: летописец в ПВЛ пишет, что первым проповедь по Днепру стал чинить апостол Андрей. Между прочим "апостол" - это любой проповедующий Евангелие христианин.

Выходит:

1.Отец-основатель Киева на Днепре: хазарянин Андрей. (заметьте, ХРИСТИАНИН)

2.Год основания Киева на Днепре: 894г.

3.Название города : "кыйив" - жених, зять.

4.Вопреки утверждению летописца захват хазарских земель шёл с юга, а не с севера,  БОЛГАРАМИ, а не засланцами.

 
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 27.05.2017в20:51, Gurga сказал:

 ...и Вещий Олег ПВЛ  - это одно и то же лицо.

А вы не читайте ПВЛ - читайте Новгородскую первую летопись - там внятно сказано: Кий и Рюрик из одного поколения (и столетия!), Олег (воевода Игоря!) - из следующего.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
17 час назад, Сергий сказал:
В 27 травня 2017 р.в20:51, Gurga сказал:

и Вещий Олег ПВЛ  - это одно и то же лицо.

А вы не читайте ПВЛ - читайте Новгородскую первую летопись - там внятно сказано: Кий и Рюрик из одного поколения (и столетия!), Олег (воевода Игоря!) - из следующего.

То есть, по Новг.первой летописи Олег не был современником Рюрика?:cool:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, Gurga сказал:

То есть, по Новг.первой летописи Олег не был современником Рюрика?

:rolleyes:

Цитата

И възрастъшю  же ему, Игорю, и бысть храборъ и мудръ. И бысть  у него воевода, именемъ Олегъ, муж мудръ и храборъ. И начаста воевати, и налѣзоста Днѣпрь рѣку и Смолнескъ град . И оттолѣ  поидоша  внизъ по Днѣпру , и приидоша къ горам кыевъскым , и узрѣста городъ Кыевъ, и испыташа, кто в немъ княжить; и рѣша: «два брата, Асколдъ и Диръ».

 

Новгородская первая летопись младшего извода

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
И поидоста по Днепроу и оузреста на горе градокъ малъ и въпрашаста: «Чий есть градокъ сии»? И реша имъ ту соущии: «Были соуть три браты: Кый, Щокъ, Хоривъ, и ти сделаша сий градъ и изгибоша, мы же седимъ, платячи дань родомъ ихъ Козаромъ». Асколдъ же и Диръ седоста въ граде томъ и многи Варяги совокоуписта и начаста владети Полянскою землею. И беста ратни с Древляны и съ Оугличи. Рюрикоу же княжащю в Новегород, и роди сынъ и нарече имя емоу Игорь. Възрастьшю же Игореви, и бысть храборъ и мудръ, и бысть оу него воевода, именемъ Олегъ, мужъ мудръ и храборъ 

по Типографскому списку

но дальше по тексту "6087 оумре Рюрикъ, княживъ летъ 17, и предасть княжение свое Олгови"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 15.06.2017в18:32, Gurga сказал:

"6087 оумре Рюрикъ, княживъ летъ 17, и предасть княжение свое Олгови"

Вымышленная летописцем дата выдает позднейшую приписку.

Несколько лет назад вышла толковая книга, посвященная этому вопросу - А. П. Богданов "Княгиня Ольга".

Кратко:

Цитата

 

Когда за сто лет до князя Игоря окрестности Константинополя грабили северные варвары (в которых легко видеть объединенные воинства варягов, восточных славян и финно-угров), византийцы о них с должным ужасом писали. А когда (по НС) гавань Царьграда в 920 г. выжег Игорь, в империи его не заметили. По тому же НС в 922 г. Олег ходил вокруг Константинополя посуху под парусами, взял огромную дань, прибил на врата свой щит, но его все равно не увидели. В ПВЛ этот поход Олега датирован 907 годом. В результате вековых усилий подтвердить такую дату полюбившие летописных князей-разбойников в версии ПВЛ историки нашли, что, возможно, появление россов под Константинополем упоминалось в несохранившемся фрагменте одной из версий хроники Симеона Логофета под 905 или 906 годами 19. То есть, как набеги болгар - все зафиксировано, а как "подвиги" россов - так нет.

Арабы о переменных успехах росских грабежей на Каспии как раз во времена Игоря рассказали 20, хотя более близкие к Руси хазары были убеждены, что в начале 940-х годов россов водил в набеги Олег.

 

http://istorja.ru/index.php?showtopic=763

(в библиотеке нашего сайта сокращенный вариант работы А. П. Богданова)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А Днепръ втечеть в Поньтское море треми жерелы. Се же море словеть Роуское. По нему же оучилъ святый Андрей апостолъ, братъ Петровъ, якоже реша. Андрею учащю в Синопе и пришедшю ему в Корсунъ, и увиде, якъ близъ его оустье Днепрьское, и восхоте поити в Римъ. И вниде въ оустье Днепрьское и поиде по Днепру горе и по приключаю же прииде и ста подъ горами при брезе. И заоутра въставъ и рече к соущимъ тоу с нимъ оученикомъ: «Видите ли горы сия, яко на сихъ горахъ восиаеть благодать Божиа и боудеть градъ великъ, и церкви многы имать Богъ воздвигнути». И вшедъ на горы тыа и благослови ихъ и постави крестъ и помолися Богу и сниде с горы, идеже есть ныне Киев.


 

Между прочим, геологи утверждают, что Днепр всегда впадал в Черное море одним руслом. А вот Дунай при впадении в море имеет три рукава. Эстэствэнно, между рукавами образуются как бы аж два острова.

Между прочим, с точки зрения земельного кадастра апостол Андрей поставил на киевских горах ни много ни мало, а межевой знак.


 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас