Мерген1

Тюркские руны и тамги и их влияние на изобразительные формы

7 сообщений в этой теме

Исследование возможности сохранения и передачи тюркских рун и тамг

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


Основная тамга вечного божественного эля кыркызов

Элери Битикчи

По мнению автора, основной тамгой, которая может по современным европейским понятиям считаться гербом государства енисейских кыркызов, является следующая первоначальная тамга

qyrqtamga.gif
Основная тамга ‘qïrqïz bäŋgü täŋri el’ - вечного божественного эля кыркызов

Автор исходит из следующих субъективных выводов

В енисейских надписях кыркызов существуют вариации основной тамги [1]

tamga11.gif
Варианты основной тамги эля кыркызов: по степени усложнения снизу вверх

В VI в. н.э. китайские источники сообщали: "Племя цзянькунь (qïrqïz) не принадлежит роду волка. Пещера, где родился их предок, находится к северу от гор Цюйманьшань. (Они) сами рассказывают (о происхождении своего предка), как в глубокой древности, ниспосланный сверху Дух спарился с коровой в этой пещере"

inan.gif
"Мужской" и "женский" знаки в культуре элетов

Скорее всего здесь представлен миф о создании первочеловека на Земле (пещера). Двурогая парнокопытная корова вполне может быть символом материального дуальнопостроенного мира (условно "женское" начало) и поэтому ее рога вполне могут символически обозначать данный мир. Божественное [по тогдашним понятиям] "творческое" начало (ниспосланный сверху Дух) обозначалось одной линией (условно "мужское" начало) как в тамгах, так и в письме

qyrqyztamga.gif
Основная тамга вечного божественного эля кыркызов: рога "коровы" и "нисполанный сверху Дух" (у кыркызов - чтение снизу вверх)
Божественное Единое начало (одна синяя линия) и [условно] "мужское" и "женское" первоначала физического материального мира (красные парные рога коровы)

Тамга отражает дуально равнопостроенное государство кыркызов - вечный божественный эл (‘bäŋgü täŋri el’). В государствах элетов, построенных по вселенскому Единому закону, всегда выделялось правое и левое крыло (условно "мужское" и "женское" начала людской организации), каганский и катунский род: Эсен и Эште (на положении спутника, позже эштек у башкиров?) у көктюрков [2], Эсен и Тюргэш у актюрков (западных тюрков). После каганства енисейских кыркызов - quman/quban - для [условно] "мужского" крыла, qïbčaq/kimek - для [условно] "женского" крыла. Верхняя часть - это [условно] "женское" крыло-начало государства, нижняя часть основной тамги - [условно] "мужское" крыло-начало эля..

"..При сравнении с элем огузов, тамга Е22 может соответствовать подразделению KünQan baγ у огузов (левое подразделение [условно] "мужского" крыла). Тамга Е3 (Е68, Е45) - возможно совместима с подразделением AjQan baγ и т.д...

..В результате политических процессов как внутри кыркызэля, так и в Великой Степи, к власти, возможно, приходят представители [условно] "женского" крыла государства во главе с родом Умай-бегов. В их (возможной) тамге присутствует только "женский" символ, некогда основной тамги эля кыркызов. Тамга отражает политическую систему (0 →1, 2, 3) отраженную в китайских источниках: "Хягасский владетель имел трех министров, которые были Гйеси Бей, Гюйшабо Бей и Амии Бей. Они управляли всеми государственными делами". Эта же схема (0 →1, 2, 3) присутствует у близких к енисейским кыркызам ойратов: Чорос →Дэрбэт, Хошоут, Торгоут (позже Хойт заменяет Тогоут). 
Следует отметить, что для надписи Е2 был использован ("женский") оленный камень, а для надписей Е51 (по другому варианту серый песчаник) и Е109 - красный ("женский" цвет) песчаник

umajbeg.gif
Возможная тамга Умай-бегов (кагана Барс Бега)

Если авторская интерпретация угадывает прошлое (прошлое можно только каким-то чудом угадать, но никак ни точно знать), то надписи с возможно более ранними тамгами, были сделаны до 711 года, когда был убит Барс Бег

 

Собственно до того как политический дискурс о незыблемости теории заимствования письма у согдийцев (тюрки ближе к согдийцам, чем кыркызы) возобладал в российской колониальной тюркологии, считалось, что енисейские надписи более древние, чем монгольские или семиреченские.."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Старинный головной убор замужней молодой и средних лет женщины — халмаг, круглая по форме и довольно тяжелая по весу шапка. Ее кошмовая основа обтягивалась черной шелковой материей (нередко парчей) и украшалась вышивкой из золотых или серебряных ниток.

20.jpgImage9.jpg

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ближе к телу :

Почему джунгары (зюнгары) назывались дословно "зýн гар"-"левая рука-сторона" ?

За их представления о делении пространства в юрте и семантического сегментирования человеческого тела. Это же относилось и к калмыкам !

Левая половина юрты была мужской, юрта смотрела на юг выходом. У тюрков наоборот - на восток.

Мужчина мог носить перстень только на левой руке и серьги только в левом ухе.

Не замужняя девушка могла только на правой стороне.

Замужняя женщина соединяла "в себе" оба начала - мужское и женское и могла носить украшения на обеих сторонах.

Енисейские кыркызы или хяргесы (варвары) или кээркесы (степняки, не лесные) не знаю как правильно, тоже носили серьги в ушах.

 

Изменено пользователем Мерген1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Именно эта тамга, символизирующая единство мужского и женского начала нашла отражение в головном уборе калмыцких женщин халмаг !

qyrqyztamga.gif
Основная тамга вечного божественного эля кыркызов: рога "коровы" и "нисполанный сверху Дух" 

 

Ведь калмыцкая женщина и была мировозренчески этим самым соединением двух начал.

Это мудрость предков, спрятанная в символах способных понять только фольк-историкам !

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Довольно загадочное значение "халмаг", я как сторонник тюрк значения "калмак"(по калмыцки: хальмг) не знаю перевода значения женской шапки.

Если предположить, что "халмаг" есть отглагольное прилагательные типа "öдмг" (печеный (о хлебе)), то может от глагола "халх"-"нагреваться; горячиться", то "халмаг-хальмг" это "горячный; накаленный" ??? И некоторые отличия "халмаг" и "хальмг" возникли чтобы не запутаться ?

В любом случае, в степи всегда поклонялись солнцу и красные нити верха шапки символизируют лучи солнца. Может "нагретый солнцем" ?

Если "хальмг" от "халх", то лучше определения калмыкам как "горячный" не найти, ведь калмык есть воин "отмороженный на всю голову" и существует мало народов кто также "в гневе страшен". Калмык вспыльчив и отходчив. 

 

Я сторонник значения "калмак"-"буддист", но считаю что эти три понятия "калмак">"халмаг">"хальмг" стоит рассматривать вместе лингвистически и семантически. 

 

Может наоборот "калмак" пошёл от "халмаг" обретя в глазах соседей буддийский смысл и впоследствии, в следствии глубоких катастрафических изменений общества зависимого от Торгоутской орды закрепилось в качестве самоназвания родов торгоутов, дербетов, ногайцев и хошуудов оставшихся после 1771 г. на Волге ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

http://kigiran.com/sites/default/files/gumanitarnaya_nauka_materialy_konf_0.pdf

С.68-71

"Костюм, кроме таких специфических функций, как эстетическая и биологическая, выполняет также социальную и сакральную функции. Тип традиционного женского костюма, распространенный у широкого круга тюрко-монгольских народов (алтайцев, тувинцев, хотонов, хакасов, якутов, монголов, ойратов (в том числе дербетов, алтайских урянхайцев, торгутов, олетов, захчинов, мингатов и др.) и калмыков), является архаичным, его семантика связана с древнейшими тотемистическими верованиями."

"Традиционный костюм женщины-калмычки являлся не только социальным, но и сакральным знаком культуры. Материалы обрядовой культуры калмыков, в отдельных ритуалах которой женщина-хозяйка дома семантически маркирует копытное животное, представляют дополнительный аргумент в пользу зооморфной символики женского костюма, имевшего распространение у ряда тюрко-монгольских народов, в том числе ойратов Монголии и КНР и калмыков России. Архаичное происхождение данного костюма является подтверждением автохтонного происхождения указанного типа одежды и свидетельством распространения с древности среди предков калмыков южносибирского типа одежды. Статус костюма замужней
женщины и статус ее в обществе связан с архетипическими представлениями о женщине-матери как способной творить мир, что отражено в фольклоре многих народов мира
."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас