"Сказки Цзиндэчжэньского леса" или все о Цзиндэчжэне
Автор
Чжан Гэда,
-
Похожие публикации
-
Азиатский антиквариат - посильные консультации
Автор: Vepr7887
Доброго времени суток .
Уважаемые можно ли это считать родовым гербом ,или это что то другое.
Всем спасибо.
-
Искусство и материальная культура Тайпинского государства
Автор: Чжан Гэда
Оказывается, еще в 2012 г. в Нанкине начались реставрационные работы для восстановления и консервации обнаруженных еще в 1952 г. тайпинских фресок:
К сожалению, в заметке привели только 2 небольших фрагмента из более чем 100 обнаруженных росписей. Картинки маленькие и плохого качества, тем не менее, они есть.
-
Государственное устройство Тайпин Тяньго
Автор: Чжан Гэда
В 1851 г. официально было провозглашено создание Тайпин Тяньго. Сначала без четко определенной территории и столицы.
В 1853 г. появилась столица - Тяньцзин (Нанкин) и стала оформляться территория государства.
По положению 1851 г. Ян Сюцин был назначен Восточным князем и все остальные князья были поставлены в положение его подчиненных.
В 1856 г., в год, когда началась междоусобица между тайпинскими князьями, я обнаружил очень интересное свидетельство в "Цин ши гао", лечжуань 262 "Хун Сюцюань" о том, что тайпины каким-то образом чередовали управление страной:
Судя по дальнейшему описанию, Ли Нэнтун был цзянцзюнем (полководцем), который оборонял Юаньчжоу и командовал гарнизоном города. Остальные, видимо, тоже.
Непонятно только, какую власть имел в виду Чжао Эрсюнь, указывая на чередование у власти Ши Дакая (4 месяца), Хуан Юйкуня (3 месяца) и Вэй Чанхуя (2 месяца), и почему власть так часто переходила из рук в руки.
Для справки - Хуан Юйкунь выполнял роль судьи у тайпинов, и был тестем Ши Дакая.
-
Книга Линдли - исторический источник?
Автор: Чжан Гэда
Книга Августа Фредерика Линдли (1840-1873) считается источником по истории Тайпинского государства.
Но то, что казалось таковым в 1866 г. (дата публикации книги), и даже через 100 лет, через 150 лет уже вызывает серьезные сомнения. Наверное, просто уровень знаний о Китае вне самого Китая существенно вырос.
Уместно разобрать его книгу тут. (правда, не всегда могу удержаться от полемического и саркастического тона в отношении его информации, но тут уж ничего не поделаешь).
Итак, после взятия Нанкина тайпинами их насчитывалось около 50 тыс. воинов + примерно 200-300 тыс. членов семей. тот же Мидоуз отметил, что их около 100-120 тыс., из них новобранцев - около 80 тыс., что очень похоже на такие данные, как приводит Кара-Мурза.
Кара-Мурза приводил роспись по контингентам - гуансийцев ок. 1,5 тыс., гуандунцев - ок. 2,5 тыс., хунаньцев - ок. 10 тыс., хубэйцев - ок. 30 тыс., аньхуйцев - ок. 3 тыс., интерпровинциальных - ок. 2 тыс.
Итого ок. 49 тыс. человек, считавшихся воинами.
Потом была взаимная резня в Нанкине в 1856 г., Ши Дакай увел значительную часть тех, кто был с тайпинами с самого начала восстания, в свой бессмысленный поход на запад. Т.е. количество гуансийцев и гуандунцев (кстати, враждовавших между собой) еще уменьшилось.
Но честнейший и правдивейший Линдли говорит, что только "личные телохранители" Ли Сючэна насчитывали 5000 гуансийцев (!), которые, при рассмотрении, оказываются воинами племени мяо! А далее - живописнейшее описание их кос, хотя иконография XVIII - XIX вв. этого не подтверждает. Увы!
А еще, как говорит тот же источник, мяо никогда не был подчинены маньчжурами и (внимание!) "сохраняли в чистоте старые китайские (!) обычаи"!
Понимаю, что в Эуропах того времени сильно в сортах китайцев не разбирались (например, андерсеновское "в Китае все жители - китайцы, и лаже император император - китаец" (с) ) и можно было нести любую чепуху - проверять никто не стал бы. Но нам уже пора немного критически относиться к такого рода писаниям.
А еще очень позабавили рассказы о том, что тайпины воевали гуманнее, чем в ГВ в САСШ, в франко-итало-австрийской войне, на Кавказе или при подавлении польских восстаний русскими войсками. Поневоле думаешь - точно, КПК и рядом не лежала рядом с этими самыми гуманными людьми на земле! Даром Лу Синь приводил воспоминания своей няни - маленькой она застала приход тайпинов. Голодная, вышла попросить поесть - ей бросили отрубленную голову сторожа помещичьего дома и сказали: "Жри, если не хочешь сдохнуть от голода!". Ну так это Лу Синь - соврет - недорого возьмет. То ли дело Линдли - что не соврет - так придумает!
-
Восстания мусульманских народов (1850-1878)
Автор: Чжан Гэда
В 1850-х годах начались выступления мусульман Китая. Это были районы с традиционно значительной долей населения, исповедующего ислам - Юньнань, Шэньси, Ганьсу.
В момент спада общекитайского антицинского движения началось выступление в Синьцзяне, где мусульманские повстанцы, пользуясь поддержкой Коканда, смогли изгнать цинские власти и создать ряд независимых государств, которые тут же передрались друг с другом и, в результате, в 1871 г. Россия оккупировала Илийский край, ликвидировав там Таранчинский султанан (будет возвращен Китаю по договору в 1881 г.), а все мелкие государства будут поглощены государством Йеттышаар, которое возглавит кокандский таджик Якуб-бек, опирающийся на наемные войска из таджиков, гальча, кокандцев, киргизов, казахов и афганцев.
В 1878 г. Цзо Цзунтан, уже "набивший руку" на усмирении Китая и мусульман в Ганьсу, разгромит это государство и вернет его территорию в состав Китая. Якуб-бек будет отравлен и не успеет даже организовать сопротивление, а его сын Бек Кули-бек позорно просрет все полимеры проиграет на всех фронтах, что приведет к чудовищной ответной резне в Синьцзяне (при восстании мусульмане жесточайшим образом уничтожили всех китайцев, монголов и маньчжуров, отказавшихся принять ислам).
В приложении - картина Верещагина "Развалины театра в Чугучаке" (одна из китайских крепостей около Кульджи, где мусульмане устроили страшную резню). Картина написана в 1869-1870 гг., что исключает изображением Верещагиным последствий действий карательных отрядов Цзо Цзунтана.
-